Каким путем идут крупнейшие танкеры. Самый большой танкер: как перевозят нефть

Российская Федерация по праву считается одним из ведущих мировых экспортёров нефти.

Ежегодно в стране добывается порядка 505 000 000 тонн «чёрного золота».

На сегодняшний день разрабатываемые по объёмам разведанных природных запасов нефти вывели Россию на 7-е месте в мире.

Основные месторождения- Это Саматлорское, Ромашкинское, Приобское, Лянторское, Фёдоровское, Мамонтовское

Самотлорское

Самое крупное месторождение нефти в России находится на 6-м месте в мировом списке. Долгое время его местоположение считалось государственной тайной.

В настоящий момент эта информация больше не является секретной. Разработки на нём ведутся уже более 45 лет, его использование продлится до конца ХХ1 века.

  • Разведано в 1965 году. Экспедицией руководил В.А. Абазаров.
  • Начало эксплуатации: 1969 г.
  • Местоположение: Нижневартовский район Ханты-Манскийского АО.
  • Геологические запасы: около 7 100 000 000 тонн.
  • Извлекаемые запасы: около 2 700 000 000 тонн.
  • Способ добычи: буровые вышки на искусственно созданных островах, кустовое бурение.

За годы эксплуатации было добыто более 2 300 000 000 тонн углеводородов. В настоящий момент на месторождении проводятся работы по интенсификации добычи. Планируется построить более 570 новых скважин. Основная часть разработок принадлежит НК «Роснефть».

Ромашкинское

Относится к Волго-Уральскому нефтегазоносному бассейну. Является стратегически важным для страны. В течение нескольких десятилетий подряд служит своеобразным «полигоном» для испытания новых технологий нефтедобычи.

  • Открыто в 1948 году бригадой С. Кузьмина и Р. Халикова.
  • Начало эксплуатации: 1952 г.
  • Местоположение: Лениногорский район, г. Альметьевск, Татарстан.
  • Геологические запасы: около 5 000 000 000 тонн.
  • Извлекаемые запасы: около 3 000 000 000 тонн.
  • Способ добычи: метод внутриконтурного заводнения, бурение турбобуром на воде.

Из недр месторождения уже извлечено более 2 200 000 000 тонн нефти. На 2010 год объём разведанных запасов составляет 320 900 000 тонн. Разработку ведёт «Татнефть».

Приобское

Многопластовое низкопродуктивное месторождение. Обладает большим потенциалом, но для его реализации требуются значительные финансовые вложения. Разработку осложняет заболоченность территории, затопляемость, близкое расположение мест нереста рыб.

  • Разведано в 1982 году.
  • Начало эксплуатации: 1988 год.
  • Местоположение: Ханты-Мансийский АО, г. Ханты-Мансийск.
  • Геологические запасы: 5 000 000 000 тонн.
  • Извлекаемые запасы: 2 400 000 000 тонн.
  • Способ добычи: технологии гидравлического разрыва пластов, бурение на воде.

Месторождение относится к Западно-Сибирскому нефтегазоносному бассейну. Более 80% его находится в пойме реки Обь. Уже извлечено около 1 350 000 000 тонн углеводородов. Разработку ведут компании «Роснефть» и «Газпром нефть».

Лянторское

Считается одним из самых сложных для разработки российских месторождений. Относится к Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.

  • Разведано в 1965 году.
  • Начало эксплуатации: 1978 год.
  • Местоположение: Ханты-Мансийский АО, Сургутский район, г. Лянтор.
  • Извлекаемые запасы: 380 000 000 тонн.
  • Способ добычи: девятиточечная обращённая система разработки, фонтанный способ эксплуатации скважин.

Основной оператор месторождения – ОАО «Сургутнефтегаз».

Фёдоровское

Относится к Сургутскому своду, юго-восточная часть Чернореченского поднятия. Входит в класс гигантских месторождений.

  • Открытие: 1971 год.
  • Начало эксплуатации: 1971 год
  • Местоположение: Ханты-Мансийский АО, г. Сургут.
  • Геологические запасы: 2 000 000 000 тонн.
  • Извлекаемые запасы: 189 900 000 тонн.
  • Способ добычи: горизонтальное бурение, ГРП, физико-химический метод обработки призабойной зоны, и т.д.

Является основой ресурсной базы «Сургутнефтегаза». С момента ввода в эксплуатацию на месторождении добыто более 571 000 000 тонн нефти.

Мамонтовское

Относится к классу крупных. Залежи углеводородов находятся на глубине примерно 2 – 2,5 км.

  • Разведано в 1965 году. Руководитель экспедиции – И.Г. Шаповалов.
  • Начало эксплуатации: 1970 год.
  • Местоположение: Ханты-Мансийский АО, г. Пыть-Ях.
  • Геологические запасы: 1 400 000 000 тонн.
  • Извлекаемые запасы: 93 400 000 тонн.

По своему геологическому строению месторождение является сложным. С начала эксплуатации выкачано 561 000 000 тонн нефти. Разработка в данный момент ведётся компанией «Роснефть».

Большое количество нефти проливается при её перевозке, читайте по ссылке , какие экологические проблемы возникают в связи с этим у Азовского моря

Разведка продолжается

В нашей стране есть перспективные места, где добыча может достичь больших объемов.

В 2013 году было открыто месторождение Великое. По первоначальным оценкам, геологические запасы нефти в нём приближаются к 300 000 000 тонн. Точной информации о том, какая часть из этого объёма углеводородов является извлекаемой, пока нет.

Великое – одно из самых крупных нефтяных месторождений, открытых на суше за последние десятилетия. Лицензию на его разработку получила компания «АФБ». Вероятно, в качестве партнёров она будет привлекать и других операторов.

В 2015 году планируется начать освоение Баженовской свиты – это самое крупное России. Нефть из сланца извлекать очень трудно, для этого требуется привлечение экспортного оборудования. Но планы могут передвинуться в связи с санкциями, наложенными на РФ.

В 2014 году – открыто новое месторождение, названное «Победа», в Карском море – 100 000 000 тонн.

На пятом месте по количеству ежегодно добываемой нефти расположилась Канада. Резерв этого ископаемого оценивается специалистами в 28 млрд. тонн. Доля на рынке экспорта нефти составляет 4,54%. В последнее время канадцы стали экспортировать нефть в соседние страны, в основном, в США. В Соединенные Штаты продается примерно 90% канадской нефти.

Китай добывает порядка 4 млн. баррелей нефти каждый день. Доля китайского черного золота на мировом рынке составляет 5,71%. Китайская Народная Республика, являясь самой большой страной по количеству населения, также лидирует по объемам потребления этого ресурса. Однако собственных запасов нефти в КНР недостаточно, по данным специалистов в недрах осталось около 2,5 млрд. тонн. Поэтому Китай приобретает часть нефти у соседней России.

США открывает тройку мировых лидеров по добыче нефти. Каждый день здесь добывают 9 млн. баррелей этого продукта, что составляет 11,8% от добычи во всем мире. Примечательно, что США является не только крупнейшим экспортером, но также одним из лидеров по импорту этого ископаемого. В Америке хранятся самые большие резервы нефти на случай непредвиденных обстоятельств.

В Саудовской Аравии добывают по 10 млн. баррелей нефти каждый день. Вся экономика этой страны держится именно на экспорте данного ископаемого. Продает нефть Саудовская Аравия в страны восточной Азии и в США. От продажи нефти эта страна получает около 90% от всей прибыли. Доля поставляемой нефти на всемирном рынке составляет 13,23%. 36,7 млрд. тонн продукта осталось в недрах.

Страна-лидер по ежедневно добываемым объемам и запасам нефти — Россия. Ежедневно здесь добывают больше 10 млн. баррелей черного золота. 13,92% — это доля добываемой российской нефти на мировом рынке.

Сорта нефти и места их добычи

Черное золото может отличаться по качеству, составу и наличию различных добавок. Поэтому деление нефти на несколько видов — это обязательное условие при торговле этим ископаемым.

Самая популярная марка нефти называется Brent. Ее цена основополагающая для 70% всех объемов добываемой нефти. Добывают эту нефть, начиная с 1976 года в Норвежском море. Свое название, Brent, данная марка получила по наименованию всех пяти пластов с залежами данного ископаемого. Эта марка пользуется повышенным спросом в первую очередь благодаря низкому содержанию серы.

В США самая распространенная марка нефти — WTI. Она практически не отличается по своим свойствам и качеству от Brent, лишь содержание серы составляет 0,5%. Большая часть этой нефти используется для производства бензина. Именно поэтому данная марка имеет повышенный спрос на рынках США и КНР.

На территории России добывают нефть, которая называется Urals. Добывается она на территории Сибири, Дальнего Востока и в северных частях РФ. Эти регионы богаты достаточно качественной нефтью. Большая часть черного золота экспортируется за границу по трубам Транснефти. Также эта марка нефти имеет небольшой подвид, который называется Siberian Light. В этом продукте доля содержания серы не превышает 0,57%. Стоит отметить, что все три марки нефти, добываемые на территории России, напрямую связаны с ценами на Brent.

Арабский вид нефти Arab Light тоже пользуется спросом на мировом рынке. Стоимость этого продукта зависит от котировок марки WTI. Добывающая компания Saudi Aramco предоставляет неплохие скидки на нефть странам Азии и Европы.

Металлургический комплекс. Чёрная металлургия. «Железо - не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно- основа культуры и промышленности, оно- орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым, настоящим и будущими судьбами человечества.» А.Е. Ферсман РМО учителей географии Ржевского района(открытый урок). Выполнила: учитель географии Гречкина М.А. 1.Какое из американских государств входит в состав ОПЕК? а) США; б) Мексика; в) Бразилия; г) Панама; д) Венесуэла; е) Чили 2.Сколько стран входит в состав ОПЕК? а) 5; б) 7; в) 10; г) 12; д) 15; 3.Где находится штаб-квартира ОПЕК? а) Стамбул; б) Вена; в) Варшава; г) Брюссель; д) Лондон; 4.Большая часть нефти добывается: а) в развитых странах Европы; б) в развивающихся странах Азии; в) в развивающихся странах Африки; г) в развивающихся странах Латинской Америки; 5.Каким путем идут крупнейшие нефтяные танкеры? а) через Суэцкий канал из Персидского залива в Европу; б) вдоль берегов Африки из персидского залива в Европу; в) из Индонезии в Японию; г) из Венесуэлы в США; 6.Выберите ведущие страны Африки по добыче нефти: а) Нигерия; б) Алжир; в) Ливия; г) Египет; д) ЮАР; е) Ангола; ж) Замбия; з) Марокко 7.В Европе странами, ведущими добычу нефти, являются: а) Дания, Норвегия, Италия, Великобритания; б) Франция, Португалия, Швейцария; в) Финляндия, Швеция, Бельгия, Греция; 8.Расставьте страны по мере убывания в них разведанных запасов нефти: а) Саудовская Аравия; б) Россия; в) США; г) Иран; 1.Какое из американских государств входит в состав ОПЕК? а) США; б) Мексика; в) Бразилия; г) Панама; д) Венесуэла; е) Чили 2.Сколько стран входит в состав ОПЕК? а) 5; б) 7; в) 10; г) 12; д) 15; 3.Где находится штаб-квартира ОПЕК? а) Стамбул; б) Вена; в) Варшава; г) Брюссель; д) Лондон; 4.Большая часть нефти добывается: а) в развитых странах Европы; б) в развивающихся странах Азии; в) в развивающихся странах Африки; г) в развивающихся странах Латинской Америки; 5.Каким путем идут крупнейшие нефтяные танкеры? а) через Суэцкий канал из Персидского залива в Европу; б) вдоль берегов Африки из Персидского залива в Европу; в) из Индонезии в Японию; г) из Венесуэлы в США; 6.Выберите ведущие страны Африки по добыче нефти: а) Нигерия; б) Алжир; в) Ливия; г) Египет; д) ЮАР; е) Ангола; ж) Замбия; з) Марокко 7.В Европе странами, ведущими добычу нефти, являются: а) Дания, Норвегия, Италия, Великобритания; б) Франция, Португалия, Швейцария; в) Финляндия, Швеция, Бельгия, Греция 8.Расставьте страны по мере убывания в них разведанных запасов нефти: а) Саудовская Аравия; г) Иран; б) Россия; в) США; Чёрная металлургия 1 Технологические особенности 2 Факторы размещения 3 География отрасли 4 Тенденции развития отрасли Чёрная металлургия – отрасль промышленности, производящая сталь, чугун и сплавы с железом железная руда Технологический процесс Включает: добычу руды, обогащение, плавку, прокат и получение ферросплавов. Сырьё Железная руда Коксующиеся угли Марганец, руды легирующих металлов Продукция Чугун Сталь Легирован ная сталь Чугун - сплав железа с углеродом, содержащий постоянные примеси (Si, Mn, S, P), а иногда и легирующие элементы (Cr,Ni,V). Его выплавляют из железной руды в доменных печах. Сталь – ковкий сплав железа с углеродом (до2%) и другими элементами. Получают главным образом из смеси чугуна со стальным ломом в кислородно- конвертерных и электрических печах. Легированная сталь – сплав. Для предания сплавам железа определённых физических или механических свойств в состав обычных сортов стали вводят легирующие элементы - Cr,Ni,V, Mo, W, T. Страны - лидеры по добыче железной руды, 2008 г. (млн.т) Китай 770 Бразилия 390 Австрали 330 я Индия 200 Россия 110 Украина 80 Бенилю́кс (Benelux) - политический, экономический и таможенный союз в Западной Европе, включающий в себя три монархии: Бельгию, Нидерланды и Люксембург. Страны - лидеры по производству продукции чёрной металлургии Чугун, 2003 г. Сталь, 2008 г. Крупнейшие Крупнейшие экспортёры импортёры стали и изделий стали и изделий проката проката Китай Страны ЕС Китай Китай Индия Япония Япония США Республика Корея США Бразилия Россия Россия Южная Корея Россия Индия Украина Китай Румыния Республик а Корея Казахстан ФРГ ФРГ Страны Бенилюкса Способы выплавки Кислородно-конверторный Электрометаллургия Доменный Мартеновские печи Использование различных способов выплавки стали, % от всего объёма производства, 2008 г. Страна Способы выплавки стали Кислородно- В В конвертерны электропечах мартеновски й х печах Россия 55,1 28,4 16,5 США 41,9 58,1 - Япония 75,2 24,8 - ФРГ 68,1 31,9 - Весь мир 67,2 30,6 2,2 Кислоро́дно-конве́ртерный проце́сс - основной способ передела жидкого чугуна в сталь путём продувки в конвертере технически чистым кислородом Электрометаллургия - методы получения металлов, основанные на электролизе, т. е. выделении металлов из растворов или расплавов их соединений при пропускании через них постоянного электрического тока География отрасли Сущность доменного процесса заключается в восстановлении железа из его окислов, имеющихся в руде; отшлаковании пустой породы и науглероживании восстановленного железа до чугуна Факторы размещения 1.сырьевой (близость к месторождениям руды); 2.топливный (наличие источника коксующего угля); 3.транспортный (особенно важный для предприятий, работающих на привозном сырье, вдали от источников руды и угля); 4.экологический (предприятия чёрной металлургии, особенно устаревшие и использующие доменный процесс, являются одними из самых «грязных» производств); 5.потребительский (наличие потребителя стали – крупных машиностроительных центров). Влияние НТР на чёрную металлургию 1. Повышение качества чугуна и стали и сокращение их потребления на единицу конечной продукции Страны, добывающи е руду 2. Сокращение производственных потерь Китай Бразилия Австралия Россия Индия США Украина Канада ЮАР Венесуэла 3. Уменьшение сырьевого и топливного фактора 4. Возрастание потребительского и экологического фактора 5. Расположение предприятий в приморских районах 6. Производство чугуна в развивающихся странах, а производство стали - в развитых Страны, выплавляю щие сталь Китай Япония США Россия Германия Бразилия Индия Украина Франция Велико британия Типы металлургических баз Базы, работающие на своей руде и своём угле Базы, работающие на привозном угле и своей руде Базы, работающие на своём угле и привозной руде. Базы, расположенные на транспортных потоках угля и руды, или около потребителя В тетради Пользуясь картой мировой чёрной металлургии в атласе, подберите по три-четыре примера районов и центров, ориентирующихся на: 1) сочетание запасов каменного угля и железной руды; 2) запасы каменного угля; 3) запасы железной руды; 4) грузопотоки угля и руды. Районы и центры, ориентирующиеся на: сочетание запасы запасов каменного угля каменного угля и железной руды запасы железной руды Аньшань (Китай), Дамодар (Индия), Трансвааль (ЮАР) Магнитогорск (Россия), Кривой рог (Украина), Лотарингия (Франция), Аннаба (Алжир), ВолтаРедонда (Бразилия) Рур (ФРГ), Верхняя Силезия (Польша), Южный Уэльс (Великобрита ния). грузопотоки угля и руды Череповец (Россия), Краков (Польша), Кошице (Славакия), Дюнкерк и Фос (Франция), Торанто (Италия) Тенденции развития отрасли Использование метода непрерывной разливки стали, внепечной металлургии (бездоменная), микролегирование. Создание мини-заводов. Таких заводов много в США, Японии, Италии, Испании, Мексике, Бразилии. В общемировой выплавке чёрных металлов увеличивается доля развивающихся стран и одновременно сокращается доля развитых странах. В развитых странах большое значение приобретает использование вторичного сырья (стального лома). Создание крупных стальных монополий (ТНК). Лидеры – «ArcelorMittal», «Nippon Steel1», «Baosteel Group». Организации, связанные с чёрной металлургией Европейское Объединение угля и стали (ЕОУС) – интеграционная группировка 12 стран – членов ЕС. Котролирует практически всю добычу каменного угля, свыше 90% выплавки чугуна и стали, около 50% добычи железной руды в Западной Европе. Штаб – квартира в Брюсселе. Крупные металлургический компании мира «КРУПП» -- металлургический и машиностроительный концерн ФРГ Основан: 1811 г. Объем продаж: 8,4 млрд. $ Число занятых: 63 тыс.чел. «ЛТВ» -- компания США создана как электронная фирма, в 1974 и 1984 приобрела металлургические компании Основана: 1958 г. Объем продаж: 7,5 млрд. $ Число занятых: 43,7 тыс.чел. «МАННЕСМАН» -- трубопрокатный и машиностроительный концерн ФРГ Основана: 1890 г. Объем продаж: 11,6 млрд. $ Число занятых: 122 тыс.чел. «НИППОН СТИЛ» -- японская металлургическая компания Основана: 1970 г. Объем продаж: 17,1 млрд. $ Число занятых: 67,8 тыс.чел. Вывод Черная металлургия является базовой отраслью. В размещении металлургических предприятий большую роль играет сырьевой и топливный факторы. Для отрасли характерны высокая концентрация производства, комбинирование. Решение экономических, экологических и социальных проблем отрасли связано с модернизацией производства, повышением объемов и качества продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке. Это дополнительные рабочие места и снижение напряженности экологической ситуации. Практическая работа Задание 1: Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполните таблицу «Сравнительная характеристика Приатлантической металлургической базы США и Рурской Германии» Сравниваемые черты 1.Географическое положение 2.Сырьевые и топливные ресурсы 3.Основные поставщики сырья 4.Главные центры 5.Факторы размещения Приатлантиче ская база (США) Рурская база (Германия) Практическая работа На контурной карте На контурной карте покажите основные «угольные» и «железорудные» мосты и приведите примеры металлургических заводов, тяготеющих к ним. Задание на дом На основе текста учебника, таблиц, рисунков, карт атласа дайте развёрнутую характеристику мировой чёрной металлургии. План: 1. Значение отрасли в мировом хозяйстве, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие. 2. Размеры производства продукции с распределением по главным географическим регионам. 3. Главные страны-производители. 4. Страны-экспортёры и импортёры. 5. Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли. 6. Перспективы развития и размещения отрасли.

краткое содержание других презентаций

«Горно-металлургический комплекс» - Сырьё. База тяжёлых металлов. Особенности металлургии. Потребительский фактор. Металлургические базы России. Металлургические заводы полного цикла. Центр чёрной металлургии. Металлургический комплекс. Состав и значение МК. Предприятия. Размещение МСК. Цветные металлы. Состав МСК. Машиностроительный комплекс. Размещение металлургического производства.

«Горнодобывающая промышленность и металлургия» - Международная торговля железной рудой. Факторы производства. Центры черной металлургии. Горнодобывающая промышленность и металлургия. Металлургия. Главные страны по производству цветных металлов. Добыча бокситов. Центры цветной металлургии. Центры горнодобывающей промышленности. Размеры производства. Горнодобывающие державы. Горнодобывающая промышленность. Мировая добыча.

«Тест по металлургии» - Крупные центры металлургии. Представление о металлургическом комплексе. Качество стали. Металлургия. Представление о способах получения металлов. Металлургический комплекс. Экономические трудности. Предприятия чёрной металлургии. Водород. Формула. Металл, принесённый в жертву «рыжему дьяволу». Виды металлургии. Совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы. Основные продукты черной металлургии.

«Выксунский металлургический завод» - Выксунский металлургический завод. Основная продукция ВМЗ. Сегодня. Окрестности Выксы идеально подходили для создания нового металлургического производства. Продукция ВМЗ. Продукция ВМЗ соответствует мировым и отечественным стандартам качества. В советскую эпоху. Находится на территории города Выкса Нижегородской области. Металлургические предприятия Росии. С 1999 года входит в состав Объединенной металлургической компании.

«Состав металлургического комплекса» - Схема металлургического комбината. Представление о металлургическом комплексе. Производство стали в РФ. Металлургический комплекс. Отрасль комплекса. Пути решения экологических проблем. Факторы размещения. Значение металлургического комплекса. Комбинирование. Типы предприятий чёрной металлургии. Стадии производственного процесса. Перспективы. География отрасли. Более 60% всей стали производится в России.

«Металлургический комплекс РФ» - Лидеры по добыче железной руды. Влияние НТР на чёрную металлургию. География отрасли. Организации, связанные с чёрной металлургией. Отрасль промышленности. Кислородно-конвертерный процесс. Черная металлургия. Состав ОПЕК. Электрометаллургия. Районы и центры. Крупные металлургический компании мира. Способы выплавки. Чугун. Практическая работа. Технологический процесс. Тенденции развития отрасли. Сочетание запасов каменного угля и железной руды.

Магистральные нефтепроводы опутали планету Земля подобно паутине. Их главное направление нетрудно определить: от мест добычи нефти они направляются либо к местам переработки нефти, либо к местам погрузки на танкеры. Именно по этой причине задача транспортировки нефти привела к созданию большой сети нефтепроводов. По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в намного превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и нефтепродуктов.

Магистральный нефтепровод — трубопровод, предназначенный для транспортировки товарной нефти из районов их добычи (от промыслов) или хранения до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива в цистерны, нефтеналивных терминалов, отдельных промышленных предприятий и НПЗ). Они характеризуются высокой пропускной способностью, диаметром трубопровода от 219 до 1400 мм и избыточным давлением от 1,2 до 10 МПа.

Лидерами среди операторов трубопроводного транспорта являются российская компания ОАО «Транснефть» (ее предприятия имеют самую большую в мире систему нефтепроводов – более 50000 километров) и канадское предприятие «Enbridge» . По прогнозам специалистов в США системы нефтепроводов достигли своего оптимального уровня, и потому их прокладка будет заморожена на нынешнем уровне. Сооружение нефтепроводов будет увеличиваться в Китае, Индии и, как бы это не казалось странным, в Европе, поскольку там идет тотальная диверсификация поставок.

Канада

Самые длинные трубопроводы, кроме Европейского континента, находятся в Канаде и направляются в центр континента. Среди них нефтепровод «Редуотер – Порт-Кредит» , длина которого составляет 4840 километров.

США

США – крупнейший в мире производитель и потребитель энергии. Нефть является главным источником энергии для США, и сейчас она обеспечивает до 40% потребностей страны. У Соединенных Штатов система нефтепроводов очень разветвленная, особенно густо они покрывают юго-восток страны. Среди них можно выделить следующие нефтепроводы:

— нефтепровод диаметром 1220 мм, предназначенный для перекачивания нефти, добываемой на месторождении Прадхо-Бей на севере Аляски, в порт города Валдиз на её юге. Пересекает штат Аляска с севера на юг, длина нефтепровода 1288 км. Состоит из трубопровода сырой нефти, 12 насосных станций, нескольких сот километров подводящих трубопроводов, и терминала в городе Валдиз. Строительство нефтепровода началось после энергетического кризиса 1973 года. Подорожание нефти сделало экономически выгодным ее добычу в Прадхо-Бей. Строительство столкнулось со множеством проблем, главным образом очень низкой температурой и труднопроходимой, изолированной местностью. Нефтепровод был одним из первых проектов, столкнувшихся с проблемами вечной мерзлоты. Первый баррель нефти был перекачан по нефтепроводу в 1977 году. Является одним из наиболее защищённых трубопроводов в мире. Трансаляскинский нефтепровод был спроектирован инженером Егором Поповым так, чтобы выдержать землетрясение силой до 8,5 баллов. Он был проложен над землей на специальных опорах с компенсаторами, позволяющими трубе скользить по специальным металлическим рельсам в горизонтальном направлении почти на 6 м, при помощи специальнойгравийной подушки, и на 1,5 метра вертикально. Кроме того прокладка трассы нефтепровода осуществлялась зигзагообразной ломаной линией для компенсации напряжений, вызываемых смещением почвы при очень сильных продольных сейсмических колебаниях, а также и при температурном расширении металла. Пропускная способность нефтепровода 2130000 баррелей в сутки.

Магистральная нефтепроводная система «Seaway» — 1080 километровый нефтепровод, транспортирующий нефть от Кушинга (штат Оклахома) до терминала и распределительной системы Фрипорта (штат Техас), находящейся на побережье Мексиканского залива. Нефтепровод является важным звеном транспортировки сырой нефти между двумя нефтяными регионами в Соединенных Штатах. Магистральный трубопровод был введен в эксплуатацию в 1976 году и изначально был предназначен для передачи иностранной нефти из портов Техаса на нефтеперерабатывающие заводы на Среднем Западе. В таком направлении нефть прокачивалась вплоть до 1982 года, когда было принято решение о транспортировке природного газа по данному трубопроводу, но в обратном направлении — с севера на юг. В июне 2012 года по трубопроводу снова прокачивается нефть. Мощность нефтепровода 400000 баррелей в сутки. Вторая нитка трубопровода сдана в эксплуатацию в декабре 2014 года и идёт параллельно первой очереди «Seaway» . Мощность второй нитки 450000 баррелей в сутки.

Нефтепровод «Flanagan south» введен в эксплуатацию в 2014 году и имеет протяженность 955 километров, пересекая штаты Иллинойс, Миссури, Канзас и Оклахома. Трубопровод транспортирует нефть из Понтиака (штат Иллинойс) до терминалов Кушинга (штат Оклахома). Трубопроводная система имеет семь насосных станций. Нефтепровод «Flanagan south» обеспечивает дополнительную мощность, необходимую для поставки нефти до нефтеперерабатывающих предприятий Северной Америки, и далее с помощью других нефтепроводов на побережье Мексиканского залива США. Мощность нефтепровода приблизительно 600000 баррелей в сутки.

Нефтепровод «Spearhead» — 1050 километровый нефтепровод диаметром 610 мм, который транспортирует сырую нефть из Кушинга (штат Оклахома) к главному терминалу Чикаго (штат Иллинойс). Мощность нефтепровода 300000 баррелей в сутки.

Первый магистральный нефтепровод диаметром 1000 мм в США был построен в 1968 году для транспортировки нефти из Сент-Джеймса (штат Новый Орлеан) до Патоки (штат Иллинойс). Протяженность нефтепровода составляет 1012 километров. Мощность нефтепровода «Сент-Джеймс» — «Патока» 1175000 баррелей в сутки.

Нефтепроводная система «Keystone» — сеть нефтепроводов в Канаде и Соединенных Штатах. Подает нефть с нефтеносных песков Атабаски (Альберта, Канада) на нефтеперерабатывающие заводы в США в Стил-Сити (штат Небраска), Вуд-Ривер и Патока (штат Иллинойс), с побережья Мексиканского залива Техаса. Кроме синтетической нефти и расплавленного битума (дилбит) с нефтеносных песков Канады, также транспортируют светлую сырую нефть с Иллинойсского бассейна (Баккен) до Монтаны и Северной Дакоты. Три этапа проекта находятся в эксплуатации - четвертый этап ждет одобрения правительства США. Участок I, поставляющий нефть с Хардисти (Альберта) в Стил-Сити, Вуд-Ривер и Патока, был завершен летом 2010 года, протяженность участка 3456 километров. Участок II, ответвление Кистоун-Кушинга, было завершено в феврале 2011 года с трубопровода от Стил-Сити до хранилищ и объектов распределения в крупном хабе Кушинг (штат Оклахома). Эти два этапа имеют потенциал для прокачки нефти до 590 000 баррелей в сутки к нефтеперерабатывающим предприятиям Среднего Запада. Третий этап, ответвление с побережья Мексиканского залива, открыт в январе 2014 года, имеет мощность до 700 000 баррелей в сутки. Общая протяженность нефтепровода составляет 4720 километров.

Нефтепроводная система «Enbridge» — трубопроводная система, которая транспортирует сырую нефть и расплавленный битум из Канады в США. Общая протяженность системы составляет 5363 километра, включая несколько путей. Основными части системы являются 2306-километровый учаток «Enbridge» (канадский участок магистрали) и 3057-километровая участок «Lakehead» (участок магистрали США). Средняя пропускная мощность нефтепроводной системы 1400000 баррелей в сутки.

Нефтепровод «Нью-Мексико – Кушинг» — протяженность 832 километров, пропускная мощность 350000 баррелей в сутки.

Нефтепровод «Мидланд – Хьюстон» — протяженность 742 километров, пропускная мощность 310000 баррелей в сутки.

Нефтепровод «Кушинг – Вуд Ривер» — протяженность 703 километров, пропускная мощность 275000 баррелей в сутки.

Крупнейшие зарубежные нефтепроводы Диаметр, мм Длина, км Год постройки
Нефтепроводная система «Enbridge» (Канада, США) 457 — 1220 5363 1950
Нефтепроводная система «Keystone» (Канада, США) 762 — 914 4720 2014
Нефтепровод «Казахстан — Китай» 813 2228 2006
Нефтепровод «Баку — Тбилиси — Джейхан» (Азербайджан, Грузия, Турция) 1067 1768 2006
Нефтепровод «Tazama» (Танзания, Замбия) 200 — 300 1710 1968
Восточно-Аравийский нефтепровод (Саудовская Аравия) 254 — 914 1620
«Трансаляскинский нефтепровод» (США) 1220 1288 1977
Трансаравийский нефтепровод «Таплайн» (приостановленный) (Саудовская Аравия, Сирия, Иордания, Ливан) 760 1214 1950
Нефтепровод «Seaway» (Кушинг — Фрипорт, США) 762 1080 1976
Нефтепровод «Чад — Камерун» 1080 2003
Нефтепровод «Spearhead» (Кушинг — Чикаго, США) 610 1050
Нефтепровод «Сент-Джеймс — Патока» (США) 1067 1012 1968
Центрально-Европейский нефтепровод (приостановленный) (Италия, Германия) 660 1000 1960
Нефтепровод «Киркук — Джейхан» (Ирак, Турция) 1020 — 1170 970
Нефтепровод «Хасси Мессауд» — Арзю» (Алжир) 720 805 1965
Нефтепровод «Flanagan South» (Понтиак — Кушинг, США) 914 955 2014
Нефтепровод «Эджеле — Сехира» (Алжир, Тунис) 610 790 1966
Южно-Европейский нефтепровод (Лаверт — Страсбург — Карлсруэ) 864 772
Нефтепровод «Сальяко — Баиа-Бланка» (Аргентина) 356 630
Латинская Америка

В Бразилии, Венесуэле и Мексике открыты новые месторождения нефти. Теперь эти государства полностью обеспечены энергоресурсами, поставку которых обеспечивают такие нефтепроводы, как «Сальяко – Байя-Бланка» в Аргентине протяженностью 630 км, нефтепровод «Рио-де-Жанейро – Белу-Оризонти » в Бразилии протяженностью 370 км, а также нефтепровод «Сикуко – Ковеньяс» в Колумбии протяженностью 534 км.

Европа

Европа имеет большие запасы нефти и газа. Из стран, входящих в Европейский Союз, 6 – производители нефти. Это Великобритания, Дания, Германия, Италия, Румыния и Нидерланды. Если взять ЕС в целом, то он является крупнейшим производителем нефти и занимает седьмое место, а также второе место по ее потреблению в мире. Доказанные запасы нефти стран ЕС на начало 2014 года составляют 900 млн тонн. Одна из самых крупных магистралей – Южно-Европейский нефтепровод , которая транспортирует нефть от порта Лаверт в Карлсруэ через Страсбург. Протяжённость данного нефтепровода составляет 772 км.

Нефтепровод «Баку — Тбилиси — Джейхан» , предназначенный для транспортировки каспийской нефти к турецкому порту Джейхан, расположен на берегу Средиземного моря. Нефтепровод введен в эксплуатацию 4 июня 2006 года. В настоящее время по нефтепроводу прокачивается нефть с блока месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» и конденсат с месторождения «Шах-Дениз». Протяжённость нефтепровода «Баку — Тбилиси — Джейхан» составляет 1768 километров. Нефтепровод проходит по территории трёх стран - Азербайджана (443 км), Грузии (249 км) и Турции (1076 км). Пропускная способность составляет 1,2 млн баррелей нефти в сутки.

Центрально-европейский нефтепровод — приостановленный трубопровод для сырой нефти, который пересекает Альпы проходя по маршруту Генуя (Италия) — Феррара — Эгль — Ингльштадт (Германия). Нефтепровод сдан в эксплуатацию в 1960 году и снабжал нефтеперерабатывающие заводы Баварии. Нефтепровод закрылся 3 февраля 1997 из-за проблем с экологией и высоких санационных издержек. Протяженность нефтепровода 1000 километров.

Россия

Один из самых старых отечественных нефтепроводов – «Дружба» . Система магистральных нефтепроводов построена в 1960-е предприятием СССР «Ленгазспецстрой» для доставки нефти из Волгоуральского нефтегазоносного района в социалистические страны Восточной Европы. Маршрут проходит от Альметьевска (Татарстан) через Самару до Мозыря и разветвляется на северный и южный трубопроводы. Северный проходит по Белоруссии, Польше, Германии, Латвии и Литве, южный – по Украине, Чехии, Словакии и Венгрии. В систему магистральных нефтепроводов «Дружба» входит 8900 км трубопроводов (из них 3900 км на территории России), 46 насосных станций, 38 промежуточных насосных станций, резервуарные парки которых вмещают 1,5 млн м³ нефти. Рабочая мощность нефтепровода составляет 66,5 млн тонн в год.

Действует также нефтепровод БТС-1 , который связывает месторождения нефти Тимано-Печорского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск. Целями строительства балтийской трубопроводной системы было повышение мощности сети экспортных нефтепроводов, снижение издержек на экспорт нефти, а также необходимость снижения рисков транзита нефти через другие государства. Пропускная мощность нефтепровода составляет 70 млн тонн в год.

Крупнейшие нефтепроводы России Диаметр, мм Длина, км Год постройки
Нефтепровод «Туймазы – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск» 720 3662 1959 — 1964
Нефтепровод «Дружба» 529 — 1020 8900 1962 — 1981
Нефтепровод «Усть-Балык – Омск» 1020 964 1967
Нефтепровод «Узень – Атырау – Самара» 1020 1750 1971
Нефтепровод «Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск» 1220 2119 1973
Нефтепровод «Александровское – Анжеро-Судженск – Красноярск – Иркутск» 1220 1766 1973
Нефтепровод «Уса – Ухта – Ярославль – Москва» 720 1853 1975
Нефтепровод «Нижневартовск – Курган – Самара» 1220 2150 1976
Нефтепровод «Самара – Тихорецк – Новороссийск» 1220 1522 1979
Нефтепровод «Сургут – Нижний Новгород – Полоцк» 1020 3250 1979 — 1981
Нефтепровод «Колмогоры – Клин» 1220 2430 1985
Нефтепровод «Тенгиз – Новороссийск» 720 1580 2001
Нефтепровод «Балтийская трубопроводная система» 720 — 1020 805 1999 — 2007
Нефтепровод «Балтийская трубопроводная система-II» 1067 1300 2009 — 2012
Нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» 1020 — 1200 4740 2006 — 2012

Всем известен и нефтепровод БТС-2 от города Унеча в Брянской области до Усть-Луги в Ленинградской области, призванный стать альтернативным маршрутом поставок российской нефти в Европу, который заменит нефтепровод «Дружба» и позволит избежать транзитных рисков.

ВСТО (трубопроводная система «Восточная Сибирь - Тихий океан» ) - нефтепровод, проходящий от города Тайшет (Иркутская область) до нефтеналивного порта Козьмино в заливе Находка. Строительство трубопровода ВСТО уже признано уникальным по целому ряду показателей, таких, как протяженность (4740 км), условия труда, уникальная забота об экологии и невиданный синергетический эффект для экономики региона. Основная цель его заключается в том, чтобы стимулировать нефтяные компании осваивать месторождения Восточной Сибири, и диверсифицировать поставки нефти, подключив крупных потребителей в АТР. Свою роль сыграли и геополитические факторы — ряд законов в странах Европы, которые были направлены против зависимости от российской нефти. В такой ситуации правильнее всего заранее искать новые рынки сбыта.

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) - крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана, а также ведущих мировых добывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью более 1,5 тыс. км. Соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак) с российским побережьем Чёрного моря (терминал Южная Озереевка около Новороссийска).

Китай

Сегодня Китай потребляет 10 млн баррелей нефти в день, хотя добывает всего 200 млн т в год. Поскольку собственных ресурсов в стране мало, с каждым годом он все больше будетзависеть от импорта нефти и газа. Для решения этой проблемы и в собственных целях Россия построила ВСТО-1 протяженностью более 2500 км. Он проходит от Тайшета до Сковородино, а его пропускная способность – 30 млн т в год. Сейчас идет строительство второй части до порта Козьмино (Тихоокеанское побережье), пока же поставки осуществляются по железной дороге. В Китай нефть поставляется по отрезку магистрали Сковородино – Дацин.

Благодаря прокладке второй нитки трубопровода проект ВСТО-2 предполагает увеличение пропускной способности до 80 млн т в год. Его планируют запустить в декабре 2012 г.

Казахстан

Нефтепровод «Казахстан-Китай» является первым для Казахстана нефтепроводом, позволяющим напрямую осуществлять импорт нефти за рубеж. Протяженность трубопровода составляет порядка 2000 километров и простирается от Каспийского моря до города Синьцзян в Китае. Трубопровод принадлежит Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) и нефтяной компании казахского КазМунайГаз. Строительство газопровода было согласовано между Китаем и Казахстаном в 1997 году. Строительство нефтепровода осуществлялось в несколько этапов.

Ближний Восток

Южно-Иранский нефтепровод длиною 600 км проложен до Персидского залива и является выходом на мировые нефтяные рынки.

Нефтепровод «Киркук — Джейхан» — 970 километровый нефтепровод, самый большой нефтепровод Ирака, соединяющий Киркукское месторождение (Ирак) с нефтеналивным портом в Джейхане (Турция). Нефтепровод состоит из 2 труб диаметром 1170 и 1020 миллиметров, с пропускной способностью в 1,100 и 500 тысяч баррелей в день соответственно. Но сейчас нефтепровод не использует всех свои мощностей и фактически через него проходит около 300 тысяч баррелей в день. Во многих местах трубы нуждаются в значительном ремонте. С 2003 года с Иракской стороны работа нефтепровода усложнялась многочисленными актами саботажа.

Трансаравийский нефтепровод — 1214 километровый нерабочий ныне нефтепровод, который пролегал от Аль-Кайсума в Саудовской Аравии до Сайды (нефтеналивной порт) в Ливане. Он служил важной частью мировой нефтяной торговли, американской и внутриближневосточной политики в период своего существования, а также способствовал экономическому развитию Ливана. Пропускная способность составляла 79000 м 3 в сутки. Строительство трансаравийского нефтепровода началось в 1947 году и велось, в основном, под руководством американской компанией Bechtel. Первоначально он должен был заканчиваться в Хайфе, которая находилась тогда под британским мандатом в Палестине, но в связи с созданием государства Израиль, был выбран альтернативный маршрут через Сирию (Голанские высоты) в Ливан с портовым терминалом в Сайде. Перекачивание нефти по трубопроводу началось в 1950 году. С 1967 года в результате Шестидневной войны, часть трубопровода, которая проходила через Голанские высоты перешла под израильский контроль, но израильтяне не перекрыли трубопровод. После нескольких лет постоянных диспутов между Саудовской Аравией, Сирией и Ливаном о транзитных сборах, появления нефтяных супертанкеров, и аварий на нефтепроводе, часть линии севернее Иордании прекратила функционировать в 1976 году. Оставшаяся часть нефтепровода между Саудовской Аравией и Иорданией продолжала транспортировать небольшие объёмы нефти вплоть до 1990 года, когда Саудовская Аравия прекратила поставки в ответ на нейтралитет Иордании во время первой войны в Персидском заливе. Сегодня, вся линия непригодна для транспортировки нефти.