Экономическая сфера общества.

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ « ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА».

ВАРИАНТ 2.

Задания части А.

1. Российское правительство оказало материальную помощь лицам, пострадавшим в результате сильного наводнения. Какую сферу экономической деятельности иллюст-рирует данный факт?

А) распределения б) потребления в) обмена г) производства.

2. Экономические системы различаются:

А) объемом инвестиций в экономику б) способами распределения ограниченных ресурсов в) количеством денежной массы в обращении г) уровнем квалификации работников.

3. Сводный план сбора доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видов его расходов называется:

А) финансовым планом б) бухгалтерским отчетом в) государственным бюджетом

г) экономическим расчетом.

4. Верны ли суждения:

А. Размеры полученной производителем прибыли являются одним из факторов роста предложения.

Б. Увеличение цены обычно приводит к увеличению предложения.

5. Прямые налоги характеризуются тем, что они:

А) взимаются только с предприятий- монополистов б) не взимаются с граждан в) используются только для сокращения гос. долга г) являются обязательным сбором в пользу государства.

6. Государство в рыночной экономике:

А) обеспечивает правовую защиту частной собственности б) устанавливает цены на товары первой необходимости в) централизованно распределяет ресурсы г) определяет размеры ставок и окладов рабочих на предприятиях.

7. К типам предприятий, выделенных в зависимости от формы собственности, относится:

А) производственное объединение б) акционерное общество в) естественная монополия г) филиал фабрики.

8. К рынку экономических ресурсов относится:

А) рынок труда б) товарный рынок в) фондовый рынок г) валютный рынок.

9. К расходам государственного бюджета относится:

А) прибыль гос. предприятий б) % по гос. облигациям в) взносы на социальное обеспечение г) акцизы.

10. Верны ли суждения:

А. Основной целью деятельности Банка России (Центробанка) является получение прибыли.

Б. Важнейшая задача Центробанка состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля.

А) верно только А. б) верно только Б. в) оба верны г) оба неверны.

11. Экономический показатель, выражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за год:

А) ВВП б) ВНП в) личный доход г) национальный доход.

12. Рост спроса на услуги менеджеров отражает ситуацию на рынке:

А) капиталов б) труда в) фондовом г) товаров и услуг.

13. Верны ли суждения:

А. В процессе приватизации гос. собственность переходит в частную собственность.

Б. Акционерное общество является формой коллективной собственности.

А) верно только А. б) верно только Б. в) оба верны г) оба неверны.

14. Ценная бумага, дающая право на получение дивидендов- это:

А) акция б) кредит в) сертификат г) вексель.

15. Что не характерно для периода подъема в экономическом цикле:

А) сокращение инвестиций б) снижение безработицы в) рост заработной платы

г) увеличение объемов кредитов.

Задания части В.

1.Заполните пропущенное в схеме:

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Традиционная Командная Рыночная ______________.

2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В начале 90-х гг в России было лишь около 10 гос. банков, которые обслуживали все расчеты на территории страны.(2) По официальным данным Центробанка, на май 1996г. в России зарегистрировано 2568 банков, в том числе 1556- паевых и 1012- акционерных. (3) Несмотря на бурный рост числа коммерческих банков, до формирования оптимальной банковской системы еще далеко. (4) Специалисты считают, что российская банковская система на целые десятилетия отстает от западной по техническому уровню.

Определите, какие положения носят:

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений. Ответ запишите в виде последовательности букв.

3. Установите соответствие между факторами производства и примерами. Ответ запишите в виде последовательности букв.

ПРИМЕРЫ: 1. токарный станок 2. каменный уголь 3. наладчик оборудования 4. офис фирмы 5. менеджер.

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА: А) земля Б) труд В) капитал.

Задания части С.

1. Перечислите три признаки командной экономической системы.

2. На трех примерах покажите источники доходов семьи.

3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.

Должно ли государство регулировать экономику?

Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно- исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала является следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования. А. Фелдстайн

Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии.. Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения. Р. Альфонсин.

3-3. Укажите три отрицательных последствия, к которым, по мнению автора первого текста, ведет гос. регулирование в условиях рынка. Опираясь на знания из курса обществознания, попытайтесь доказать необоснованность одного из этих следствий.

Каковы основные сферы жизни общества? Каковы основные сферы жизни общества? Что включает в себя экономическая сфера? Что включает в себя экономическая сфера? Какую роль играет экономика в жизни людей? Какую роль играет экономика в жизни людей? Как связаны между собой подсистемы общества? Как связаны между собой подсистемы общества?


3. Политическая 2. Экономическая 4. Духовная 1. Социальная совокупность социальных общностей И групп, отношений между ними И специальных институтов и учреждений. Материальное производство и отношения возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмен и распределение. Охватывает различные формы и уровни познания. включает в себя политику Государство право


Цель урока:______________ Задачи урока: Задачи урока: Дать объективный анализ экономической сферы. Дать объективный анализ экономической сферы. Сформировать представления об экономических системах в современном мире. Сформировать представления об экономических системах в современном мире. Проанализировать взаимосвязь экономики и государства. Проанализировать взаимосвязь экономики и государства.

















Факторы производства численности трудоспособного населения страны и количества времени Объем трудовых ресурсов общества зависит от численности трудоспособного населения страны и количества времени, которое это население может отработать за год площадями земель, объемами водных ресурсов или полезных ископаемых Размеры отдельных элементов природных ресурсов обычно выражается площадями земель, объемами водных ресурсов или полезных ископаемых суммарной денежной стоимостью производственно-технического аппарата. Объем капитала измеряется суммарной денежной стоимостью производственно-технического аппарата. Объем предпринимательского ресурса измерить невозможно Объем точному измерению не поддается




Экономика как система. УЭ 2 Цель: выделить формы организации хозяйственной деятельности. Задание 1. Перечислить типы экономических систем.________________________ _____________ Задание 2. Какие вопросы решает экономика?____________________ _______________ Задание 3. Что влияет на выбор экономических систем?_______________________ ___________________ Используя схемы и рассказ учителя выполните задания. Приложения 5 (5 минут)


Экономическая система Особым образом упорядоченная совокупность связей и отношений между производителями и потребителями товаров и услуг Социально- экономические отношения Хозяйственный механизм системы Организационно- правовые формы хоз.деятельности Экономические связи между субъектами НерыночныеРыночные Традиционная система хозяйства Командно- административная система Смешанная экономика Рыночная экономика Директивное планирование Административные методы управления. Хозрасчетное стимулирование Конкуренция Рыночные структуры. Государственное регулирование


ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ. рыночная административно- командная Место, базар Сфера денежного обращения Все вопросы производства решаются в зависимости от спроса и предложения Правительство Все вопросы решаются центральными органами (государственные планы)


Работа в группах 1я группа. Рыночная экономика. 1я группа. Рыночная экономика. 2я группа. Командно – административная экономика. 2я группа. Командно – административная экономика. 3я группа. Смешанная экономика. 3я группа. Смешанная экономика. 4я группа. Традиционная экономика. 4я группа. Традиционная экономика.







Человек в мире экономических отношений. 1я группа. Человек – производитель, предприниматель, бизнесмен. 1я группа. Человек – производитель, предприниматель, бизнесмен. 2я группа. Человек – потребитель, собственник, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью. 2я группа. Человек – потребитель, собственник, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью. 3я группа. Человек - как средство и предмет труда. 3я группа. Человек - как средство и предмет труда. 4я группа. Человек - частный собственник, рабочая сила. 4я группа. Человек - частный собственник, рабочая сила.
Роль государства в экономике ГОСУДАРСТВО Защита механизма конкуренции от недобросовестной конкуренции Создание стабильного законодательства Регулирование денежных средств Помощь социально незащищенным Охрана прав потребителя Контроль за качеством товаров Защита экономических интересов страны Охрана окружающей среды



Изучение экономических вопросов в курсах обществознания и экономики на базовом уровне в старшей школе направ­лено на достижение следующих целей:

Освоение основных знаний об экономической деятель­ности людей, фирм и государства, об экономике России;

Ознакомление с функционированием рынка труда, сфе­рой малого предпринимательства и индивидуальной трудо­вой деятельности, ориентация в выборе профессии и траекто­рии дальнейшего образования;

Развитие у учащихся умений подходить к событиям об­щественной и политической жизни с экономической точки зрения, критически осмысливать информацию об экономи­ке, государственной экономической политике и вырабаты­вать собственное аргументированное мнение 1 .

Изучение экономической теории помогает адаптировать­ся к современным условиям жизни и трудовой деятельности. Какие преимущества у экономически грамотного человека по сравнению с теми, кто не имел возможности получить эконо­мические знания? Освоив «правила игры», действующие в рыночной системе, такой человек сможет наиболее полно реализовать свои таланты и способности в любой выбрайной сфере деятельности. Знающий основы экономической теории способен не только вырабатывать новые идеи, но и оценивать возможные варианты, принимать эффективные решения в условиях ограниченности ресурсов.


Требования к уровню подготовки выпускников включают следующие позиции:

Знать/понимать: функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные ви­ды налогов, организационно-правовые формы предпри­нимательства, виды ценных бумаг, факторы экономи­ческого роста;

Уметь приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобаль­ных экономических проблем;

Описывать действие рыночного механизма, основные фор­мы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, роль профсоюзов, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

Объяснять взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, пробле­мы международной торговли;

Использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для: полу­чения и оценки экономической информации, составле­ния семейного бюджета, оценки собственных экономи­ческих действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина 1 .

Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы и собственность. Измерители экономической деятельности

Ученики должны уметь:

Давать определение понятий: потребности, блага, фак­торы производства;

Характеризовать сущность проблемы ограниченности ресурсов;

Характеризовать главные вопросы экономики;

Описывать признаки типов экономических систем: тра­диционной, командной, рыночной;

См. образовательный стандарт среднего (полного) общего образо­вания по экономике 2004 года (базовый уровень).


Давать определение валового внутреннего продукта;

Давать определение экономического роста;

Показывать различия между экстенсивным и интенсив­ным экономическим ростом.

Ключевые положения

1) Блага, удовлетворяющие потребности, могут быть сво­бодными и ограниченными. Ограниченные блага - это эко­номические, платные блага.

2) Для производства экономических благ требуются ре­сурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Доходы собственников факторов производства: заработная плата, рента, процент, прибыль.

3) Главная проблема экономики: потребности безгранич­ны, а доступные ресурсы ограничены.

4) Три главных вопроса экономики - «Что произво­дить?», <■ Как производить?», «Для кого производить?» -ак­туальны в любом обществе.

5) В зависимости от того, как общество отвечает на глав­ные вопросы, формируется определенный тип экономиче­ской системы: традиционная, командная или рыночная.

6) Наличие «провалов» рынка делает необходимым вмеша­тельство государства и формирование смешанной системы.

7) Основным показателем уровня развития экономики яв­ляется валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП измеряет рыночную стоимость товаров и услуг, учитывает конечную продукцию, произведенную внутри страны.

8) Уровень благосостояния граждан определяется величи­ной ВВП на душу населения.

9) Экономика страны развивается неравномерно: после
ускорения роста наступает спад деловой активности.

10) Возможны внешние причины циклов: мировые от­
крытия, войны, соглашения о торговле, - и внутренние при­
чины: деятельность правительства, изменение объемов инве­
стиций и потребления.

Экономический рост - это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютном значении, так и в расчете на душу населения. Рост может быть результатом увеличения количества и/или качества ресурсов (экстенсивные или ин­тенсивные факторы). Научно-технический прогресс обеспе­чивает интенсивный экономический рост.


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1. Есть несколько значений понятия «экономика». Какая позиция
иллюстрирует экономику как науку?

1) изучение функционирования рынка труда

2) оказание населению образовательных услуг

3) развитие сетей мобильной связи

4) производство большой партии новых автомобилей

2. Экономическая теория - это

1) наука о ведении домашнего хозяйства

2) наука об использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей

3) умение сохранять и увеличивать капитал

4) знания о последствиях научно-технического прогресса

3. Экономика как область знаний непосредственно изучает

1) способы регулирования социальных конфликтов

2) способы эффективного использования ограниченных ресурсов

3) социальные последствия научно-технической рево­люции

4) способы оптимального управления обществом

4. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика - это наука о том, как наилучшим образом использовать ограниченные ресурсы для удовлетворе­ния неограниченных потребностей.

Б. Экономика - это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей пу­тем создания необходимых благ, условий и средств су­ществования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения об экономике как науке?

А. Экономика относится к общественным наукам.

Б. Методы исследования экономики предполагают ее тес­ную связь с математикой.


ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Что из перечисленного относится к природным ресурсам?

1) сырье, не включенное в производство

2) действующие на производстве машины

3) квалифицированная рабочая сила

4) топливо, находящееся в вагонах на подъездных путях

7. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного,
характеризуют понятие «измерители экономического роста».

Валовой внутренний продукт, национальный доход, ВВП в расчете на душу населения, количество налогов, индекс инфляции.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

8. Проиллюстрируйте двумя примерами различные проявления воз­действия экономики на социальную сферу (в каждом случае запи­шите сначала проявление, а затем - соответствующий пример).

9. Переход предприятий из рук частных предпринимателей в го­сударственную собственность составляет суть

1) национализации

2) инфляции

3) приватизации

4) разгосударствления

10. Переход предприятий из рук государства в частную собствен­
ность составляет суть

1) национализации

2) инфляции

3) приватизации

4) деноминации

11. Какая из перечисленных ценных бумаг олицетворяет корпора­
тивную форму собственности?

1) облигация

2) страховой полис

4) ассигнация


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

12. Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруд­
нику автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует пра­
во собственника

1) распоряжаться имуществом

2) пользоваться имуществом

3) владеть имуществом

4) наследовать имущество

13. Распределите перечисленное ниже следующим образом: три
первых позиции должны представлять формы частной собст­
венности, три последующие - государственной. Цифры в каж­
дой тройке запишите в порядке возрастания.

1) Семейная ферма

2) Вооруженные Силы страны

3) Сельскохозяйственный кооператив

4) Приватизированная гражданином квартира

5) Имущество дипломатических представительств стра­ны за рубежом

6) Национальный парк

14. Необходимым признаком рыночной экономики является

1) свободное ценообразование

2) использование ресурсосберегающих технологий

3) высокое качество продукции

4) внешнеэкономическая деятельность государства

15. Для рыночной экономики характерно(-а)

1) преобладание государственных предприятий

2) самостоятельность предприятий в вопросах производства

3) государственное ценообразование

4) преобладание энергоемких технологий в промышлен­ности

16. Рыночная экономика отличается от командной тем, что в ней

1) вопрос о том, что и как выпускать, производители ре­
шают самостоятельно

2) работникам на предприятии выплачивается повышен-
- ная заработная плата

3) принимаются государственные планы, обязательные для производителей

4) существует разделение труда между работниками, предприятиями, отраслями производства


ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

17. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Конкуренция в условиях рыночной экономики несо­вместима с монополией.

Б. Задача государства в условиях рыночной экономики - правовым путем ликвидировать конкурентную борьбу.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18. К объективным условиям функционирования рыночной эконо­
мики можно отнести

1) экономическую самостоятельность предпринимателей

2) общественную собственность на факторы производства

3) преобладание универсального труда.

4) прямые связи между производством и потреблением

19. Основу традиционной экономической системы составляет

1) свободное распределение ресурсов /

2) директивное ценообразование

3) распределение ресурсов государством

4) использование ресурсов в соответствии с обычаями

20. Рынок обязательно предполагает

1) конкуренцию независимых производителей

2) государственную регламентацию производственной деятельности

3) наличие значительного сектора государственной собст­венности

4) полное отсутствие государственного вмешательства в экономику

Что относится к характеристикам рыночной экономики?

1) частная собственность на средства производства

2) уравнительное распределение производимых про­дуктов

3) государственное регулирование ценообразования

4) централизованное планирование производства


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

22. В стране А гарантировано существование предприятий различ­
ных форм собственности. Успех этих предприятий 1¥атчаямую за­
висит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К каЪ
типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А?

1) плановая

2) командная

3) рыночная

4) традиционная

23. Запишите слово, пропущенное в схеме.


ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

A) многообразие форм
собственности

Б) контроль за производством со стороны государства

B) контроль за распределением
со стороны государства

Г) централизованное ценообразование Д) экономическая самостоятельность товаропроизводителей

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробе­лов и других символов).

А Б В Г Д

ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

26. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«В современной экономике действуют три главных ^______ (1):

производители экономического продукта, его потребители и______

___ (2). Между ними происходит весьма интенсивный__________ (3)

товарами, услугами, денежными средствами, информацией. Госу­
дарство обеспечивает определенную упорядоченность экономиче­
ских процессов, их правовое_____ (4), защиту прав и интересов от­
дельных участников экономических отношений. В то же время госу­
дарство выступает как весьма крупный________ (5) товаров, услуг,

информации. В то же время государство является________ (6), оно

приобретает у производителей военную технику для армии, про­дукты питания для государственных запасов, компьютерную техни­ку для государственных органов и учреждений».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно за­полняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

A) производитель Б) обмен

Г) государство

Д) предложение

Е) субъект

Ж) регулирование

И) потребитель

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному ва­ми слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25

Учебник представляет собой материалы по вопросам, раскрывающим содержание жизни общества и его отдельных сторон: экономической, политической, духовной, культурной, становления и функционирования государства, появления и развития форм общественного сознания. Учебник отвечает требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.

Экономическая сфера жизни общества

4.1. Понятие «экономическая сфера и «экономика». Ресурсы и их ограниченность

Экономическая сфера - решающая в жизни общества – регулирует вопросы производства, собственности, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Экономическая сфера формируется исторически. Ее развитие обусловлено переменами в общественном производстве, необходимостью так стимулировать деятельность производителей, как этого требует характер и содержание труда.

Понятие «экономика» часто используется для характеристики общественного производства. Существуют разные подходы к определению содержания экономики.

Во-первых, экономика рассматривается как совокупность отраслей и видов материального производства и непроизводственной сферы. В ней создаются блага и услуги, без которых человеческое общество не может существовать и развиваться.

Во-вторых , с экономикой обычно ассоциируется совокупность экономических отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Эти отношения образуют экономический базис общества.

В-третьих , под экономикой понимается отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

В-четвертых , исследователи имеют в виду экономику, когда выделяют микро- и макроэкономическое производство и интерэкономику. Микроэкономика выступает как обособленное производство или предприятие. Макроэкономика предстает как национальная экономика. Интерэкономика характеризует закономерности возникновения и развития мирового хозяйства.

В-пятых , выделяют различные формы экономики: рыночную, смешанную и др.

В-шестых, экономике придается ведущее место в системе общественных отношений. Она определяет содержание политической, правовой, духовной и других сфер общественной жизни.

В реальной жизни производство всегда имеет определенную социально-экономическую форму и отличается отношениями, складывающимися между людьми.

Итак, экономика – это сфера деятельности человека, в которой создаются материальные блага, необходимые для удовлетворения разнообразных потребностей людей.

Ресурсы – это все то, что затрачивается в процессе производства товаров и услуг и из чего человек извлекает для себя пользу.

Ресурсы можно разделить на:

природные (естественные силы и вещества);

материальные (все сверхприродные, «рукотворные» средства производства, которые являются результатом производства);

трудовые (население в трудоспособном возрасте);

финансовые (денежные средства, выделяемые обществом на организацию производства);

информационные (средства массовой информации). У всех ресурсов есть одно общее свойство: они имеются в ограниченном количестве. Действительно, кроме воздуха, солнечного тепла и дождя – все остальные средства удовлетворения человеческих потребностей существуют в ограниченном объеме.

Ограниченность – это недостаточность производственных ресурсов для создания того объема благ (товаров и услуг), которые люди хотели бы получить.

Для удовлетворения своих материальных потребностей люди организуют производство.

4.2. Производство

Производство – это определенный процесс создания жизненных благ, необходимых для развития человеческого общества.

Общественное производство представляет собой сложное экономическое понятие, объединяющее в систему материальное и нематериальное производство. Материальное производство – основа развития человеческого общества вообще, нематериального производства в частности, роль которого неуклонно возрастает .

Истории известны две основные формы общественного производства – натуральное и товарное.

Натуральное производство – это такая форма хозяйствования, при которой продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производителя, для внутрихозяйственного потребления.

Натуральное хозяйство представляет собой замкнутую систему, в которой каждый работает на себя, на свои внутренние потребности. Основными чертами натурального хозяйства являются замкнутость и консерватизм, ручной труд, медленные темпы развития, прямые связи между производством и потреблением. Законом развития натурального хозяйства является повторение производства в прежних объемах. Однако, несмотря на свою примитивность и относительную бесперспективность, натуральное хозяйство обладает устойчивым характером и существует до настоящего времени. Более развитым и сложным по сравнению с натуральным является товарное хозяйство.

Товарное производство – это такая форма организации хозяйства, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке.

В процессе производства люди вступают в отношения между собой, т. е. в производственные отношения . Они представляют собой сложную систему, включающую в себя отношения собственности, а также формы распределения производственного продукта, его обмена и потребления.

Производство для общества есть объективная необходимость. Поскольку человеческие потребности безграничны, постоянно изменяются и растут – это побуждает общество развивать производство. Для этого используются факторы производства.

Факторы производства – это элементы системы производства и процессы, воздействующие на него.

Выделяются следующие основные факторы производства:

земля (все виды природных ресурсов, имеющихся на планете, пригодные для производства благ);

труд (человеческие усилия, которые затрачиваются в процессе производства);

капитал (материальные и духовные ресурсы, с помощью которых можно увеличить продуктивность земли и труда);

предпринимательство (специальные способности людей, умеющих координировать и управлять производством);

информация (знания и сведения, которые необходимы людям для осознанной экономической деятельности). В процессе производства каждый фактор выполняет свою функцию и имеет свою долю дохода:

ренту (собственники земли);

заработную плату (наемные работники);

процент (владельцы капитала);

прибыль (предприниматели);

контроль (руководители, акционеры средств массовой информации).

Для того чтобы производить, факторы производства должны соединяться. По характеру соединение факторов производства может осуществляться:

на добровольных началах (если средства производства находятся в собственности самих производителей);

в принудительном порядке (если средства производства отделены от работников и являются собственностью других членов общества).

В свою очередь, принуждение к соединению факторов производства может быть:

внеэкономическим (рабство и феодализм осуществляли это непосредственно с помощью вооруженной силы – заставляли рабов и крестьян под угрозой оружия работать на себя);

экономическим (капитализм реализовывает это с помощью товарно-денежных отношений, т. е. капиталист не заставляет рабочего работать на него, но рабочий вынужден наниматься на работу, чтобы не умереть с голоду).

Результатом общественного производства является совокупный общественный продукт (СОП), состоящий из предметов, вещей и оказываемых услуг.

По своей экономической роли совокупный общественный продукт делится на:

материальные затраты (сырье, энергия, материалы);

чистый продукт (труд работников, занятых в общественном производстве за определенный период времени).

В свою очередь чистый продукт включает в себя:

необходимую часть (которая служит воспроизводству рабочей силы, удовлетворяя как материальные потребности людей в питании, одежде, жилье, так и помогая реализовать их духовно-социальные стремления);

прибавочную часть (которая необходима для расширения производства и формирует общественные накопления). Совокупный общественный продукт можно также измерить, применяя следующие показатели:

валовый общественный продукт (ВОП), являющийся совокупной стоимостью всех произведенных за год в стране конечных товаров и услуг;

национальный доход (НД) – это часть совокупного общественного продукта, содержащая вновь созданную в течение года стоимость;

Конец ознакомительного фрагмента.

Тест

«Экономическая сфера жизни общества»

По материалам Образовательного портала «РЕШУ ОГЭ»

(https://soc-oge.sdamgia.ru)


1. Перед новогодними праздниками резко возрастает количество торговцев конфетами, игрушками, сувенирами, ёлочными украшениями. Это является результатом

3) покупательского спроса

4) конкурентной борьбы

2. В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?

1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.

2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.

3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.

4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.


3. К экономической сфере общества относятся отношения между

1) несколькими народностями, живущими в одной стране

2) участниками биржевых торгов

3) учителем и учениками

4) бывшими супругами

4. В условиях рынка цены на товары

1) определяются спросом и предложением

2) устанавливаются государством

3) определяются центральным банком

4) устанавливаются крупными производителями

5. Способ организации экономической жизни, механизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей называют

1) издержками производства

2) государственным бюджетом

3) экономической системой

4) экономическим ростом


6. Новогодние праздники многие граждане стремятся встретить за городом, в домах отдыха, пансионатах. Ещё осенью многие из них заказывают путёвки. Какое экономическое явление проявляется в данном факте?

2) инфляция

3) прибыль

4) предложение

7. Верны ли следующие суждения о деньгах?

А. Цена булочки 12 рублей. В данном факте проявляется такая функция денег, как средство обмена.

Б. Главной особенностью денег является их абсолютная неликвидность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


8. Фирма повысила цены на производимые ею телевизоры, так как в целях улучшения их

Качества она закупила и использовала новые технологические линии. Эта ситуация непосредственно иллюстрирует

1) технический прогресс

2) рост инфляции

3) падение спроса

4) монополизацию экономики

9. Несколько фирм-производителей бытовой техники для привлечения покупателей одновременно объявили о снижении цен и различных подарочных акциях. Какое

экономическое явление проявилось в действиях фирм?

1) конкуренция

3) дефицит

4) инфляция


10. Увеличение количества предпринимателей, специализирующихся на установке и

обслуживании сплит-систем и кондиционеров, привело к снижению стоимости услуг. Это результат

1) государственного регулирования

2) ценового сговора производителей

3) технического прогресса

4) конкурентной борьбы

11. В Германии 20-х годов XX века цены на товары увеличивались чуть ли не каждый день. Этот факт служит непосредственным проявлением

1) кризиса командной экономики

2) роста платежеспособного спроса

3) товарного дефицита

4) денежной инфляции


12. Верны ли следующие суждения о механизмах регулирования в условиях рынка?

А. Одним из главных регуляторов рыночной экономики является соотношение спроса и предложения.

Б. В условиях рынка на цену товара влияет его качество.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


Ответы:

Баллы:

5-7 - удовлетворительно

8-9 – хорошо

10-12 - отлично

Спасибо за работу!