В банковскую систему рф входит. Банковская система РФ, её уровни


Банковская система является одной из основополагающих частей финансовой системы любого государства, в том числе Российской Федерации. Банковская система тесно связана с отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства и реализации его задач и функций, что позволяет отнести отношения в сфере банковской деятельности к предмету регулирования финансового права.

Банковское дело исторически начиналось с ростовщиков, которые в Средние века объединялись в союзы и принимали на себя солидарную ответственность перед вкладчиками, которым стало выгодно отдавать им свои деньги на хранение. Если двое лиц оказывались вкладчиками одного и того же банка, расчеты между ними могли осуществляться без участия наличных денег. Представлялось излишним, чтобы должник изымал из банка свой вклад, передавал кредитору, чтобы тот, в свою очередь, снова вносил его в тот же самый банк. За особое вознаграждение банки согласились проводить расчеты между своими клиентами сначала по устному, а потом по письменному приказу без личной явки в банк. Для этого банкир переносил деньги со счета должника на счет кредитора.

Постепенно банки сосредоточили в своих руках огромные средства, причем не все они ежедневно изымались вкладчиками. Поэтому банки начали передавать собранные средства взаймы от своего имени и в своих интересах, сначала втайне от вкладчиков, а затем открыто.

Вкладчики начали получать проценты. С этого момента банки из чисто депозитного и кассового учреждения превратились в кредитные организации. Это превращение произошло главным образом в голландский период развития банковского дела, который начался с учреждения Амстердамского банка в 1609 г.

Таким образом, банки стали получать чужие деньги на хранение и использовать их как свои собственные под свою ответственность для ссуживания третьим лицам, за счет чего предоставляя вкладчикам определенные проценты.

В этом состоит финансовая сущность банков.

Возникновение первых банков в России относится к периоду царствования Елизаветы Петровны. 13 мая 1754 г. Правительствующим сенатом были учреждены два сословных банка: Государственный заемный банк для дворянства - для краткосрочного (а с 1761 г. - для долгосрочного) ипотечного кредитования дворян и Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества - для представления местным купцам краткосрочных ссуд под залог товаров, золота и серебра, а также под свидетельства и «аттестаты» городских магистратов, предоставлявших собой род поручительства, а позже и под векселя. В последующий период была создана система государственных, общественных (т.е. учреждаемых городами, земствами и сословными обществами) и частных кредитных учреждений. К 1914 г. в России уже было около 600 кредитных учреждений, не считая 1800 отделений банков

В 1917 г. все банки были национализированы. С переходом к нэпу постепенно стала складываться новая кредитная система. В период с 1922 по 1932 г. банки могли быть государственными, смешанными и частными. Наиболее распространенной организационно-правовой формой кредитной организации в указанный период являлось акционерное общество с постоянным или переменным капиталом. Общества взаимного кредита создавались в форме обществ с ограниченной ответственностью. К тому времени Постановлением IV сессии ВЦИК от 12 октября 1921 г. «в целях способствования развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также в целях концентрации денежных оборотов» был учрежден Государственный банк РСФСР. С 1 июля 1923 г. Госбанк РСФСР был реорганизован в Государственный банк СССР, а в 1929 г. учрежден его устав. Вся банковская система стала исключительно государственной.

Современная банковская система России начала складываться в связи с вступлением в силу Закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 02.12.90 (Закон о Банке) и Закона РФ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.90. Помимо этих в числе ключевых законов следует выделить: ФЗ «О банке развития» от 17.05.2007; ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.99; ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23.12.2003; ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 29.07.2004; ФЗ «О кредитных историях» от 30.12.2004; ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» от 13.10.2008.

Значительное место в правовом регулировании банковской деятельности и функционировании банковской системы РФ в целом занимают нормативные акты ЦБ РФ.

В теории банковского права принято выделять две основные модели построения банковских систем: англосаксонскую и континентальную.

Англосаксонскую модель отличают рискованный характер, меньшая подконтрольность государству, ярко выраженный индивидуализм в достижении главной цели - получении прибыли. США, Англия, Канада относятся к государствам с подобной моделью рыночной экономики.

Европейским странам традиционно присуща континентальная модель построения банковской системы с высокой долей государственной собственности, подконтрольности банковской системы государству. Континентальная модель банковской системы принята в России, Франции, Германии и других странах.

Структура банковской системы любого государства является двухуровневой и во главе ее стоит центральный банк. В большинстве стран центральные банки являются государственными и национализированными.

Двухуровневое построение банковской системы необходимо в целях обеспечения ее финансовой стабильности, уменьшения риска банковских операций, гарантий прав вкладчиков и кредиторов посредством банковского регулирования и надзора, осуществляемого Центральным банком за деятельностью кредитных организаций.

Банковская система - это внутренне и жестко организованная как минимум на двух уровнях совокупность кредитных организаций, органов управления и организаций банковской инфраструктуры, где центральный банк государства, как государственный орган управления этой системой, имеет значение системообразующего фактора в качестве самостоятельного верхнего уровня данной системы.

Основные признаки понятия «банковская система»:

  • наличие не менее двух уровней системы, где верхний уровень занимает центральный банк государства;
  • состоит из кредитных организаций и иных организаций, составляющих банковскую инфраструктуру (Агентство по страхованию банковских вкладов, Бюро кредитных историй, ассоциации кредитных организаций и др.);
  • особая роль центрального банка в управлении и нормативно-правовом регулировании банковской системы.

Применительно к России банковская система включает в себя (ст. 2 ФЗ «О банках и банковской деятельности»):

  • Банк России;
  • кредитные организации;
  • представительства иностранных банков.

До марта 2013 г. в эту структуру включались также филиалы иностранных банков (их исключение, даже при том, что де-факто филиалов иностранных банков практически не было, многими финансистами связывается с тем, что действующий в настоящее время режим функционирования филиалов иностранных банков на территории РФ предоставляет им конкурентные преимущества по сравнению с иными кредитными организациями. На них не распространяется в полном объеме действие российского законодательства, и, следовательно, они не обязаны выполнять требования нормативных актов Банка России, в том числе, касающиеся отчислений средств в фонды обязательного резервирования, представления отчетности и пр.).

Здесь нет прямого указания на иерархию отношений между указанными элементами банковской системы. Перечень элементов - закрытый.

В этой связи имеются проблемы доктринального толкования.

С позиций формально-юридического метода можно заключить, что банковская система РФ включает в себя только те элементы, которые прямо перечислены в законе, а именно Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков. Но в гаком случае за пределами банковской системы РФ остаются различные юридические лица, которые обслуживают банковскую деятельность, в частности государственная корпорация («Агентство по страхованию вкладов», союзы и ассоциации кредитных организаций (например, Ассоциация российских банков), банковские группы и холдинги, бюро кредитных историй. Кроме того, несмотря на закрытый характер перечня, его содержание вызывает ряд вопросов. В частности, в данной формулировке названы кредитные организации в широком смысле слова, при этом не ясно, имеются в виду только банки или также все небанковские организации (НКО), в том числе и те, которые Банк России не лицензирует. Не ясно также, входят ли в структуру банковской системы отечественные зарубежные банки и зарубежные филиалы российских банков и российских НКО.

Разные точки зрения имеются и на вопрос об уровнях банковской системы России. Приведем лишь два разных подхода к структурированию банковской системы в России:

а) верхний уровень - ЦБ РФ и Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР); нижний - кредитные организации, и представительства иностранных банков, банковские союзы и ассоциации, банковские группы и холдинги, бюро кредитных историй, коллекторские агентства.

б) верхний уровень - ЦБ РФ, союзы и ассоциации кредитных организаций; нижний - все остальные элементы банковской системы: банки, небанковские кредитные организации, банковская инфраструктура, банковский рынок и т.д.

Представительства иностранных банков также входят в банковскую систему Российской Федерации.

Представительством в соответствии с ч. 1 ст. 55 ГК РФ является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Представительство (в отличие от филиала) не осуществляет виды деятельности юридического лица, а лишь представляет его интересы.

Участие иностранного элемента в банковской деятельности может осуществляться в двух формах: участие иностранных инвестиций в капитале отечественных кредитных организаций и создание представительств иностранных банков на территории России.

Если в первом случае речь идет об организации, созданной по российскому законодательству и подпадающей под юрисдикцию Российской Федерации, то во втором - об иностранном юридическом лице, признаваемом таковым по законодательству государства его происхождения.

В настоящее время в Российской Федерации иностранное присутствие в банковском секторе осуществляется исключительно в первой форме.

Цель банковской системы - удовлетворение всего объема потребностей общества в банковских продуктах (услугах) в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности.

Банковская система государства находится в тесной связи с национальной и мировой экономикой, обеспечивая суверенитет государства. От состояния банковской системы государства зависит защищенность и устойчивость национальной валюты, емкость финансового рынка, возможность интеграции иностранного капитала в национальную экономику, а также степень включения России в мировую финансовую и экономическую систему (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

Спецификой банковской системы также является наличие банков, доля участия государства в уставном капитале которых превышает 50%. Среди них выделяют Сбербанк России, ВТБ, Россельхозбанк.

Группу российских государственных зарубежных банков составляют Московский народный банк (г. Лондон), Ост-Вест Хандельсбанк (г. Франкфурт-на-Майне), Евробанк (г. Париж), Донау-банк (г. Вена), Ист-Вест Юнайтед банк (г. Люксембург). Данные зарубежные кредитные организации не входят в банковскую систему России, так как созданы и осуществляют банковскую деятельность в соответствии с действующим законодательством иностранного государства их регистрации.

Помимо осуществления предпринимательской деятельности основным назначением данных банков является проведение операций со средствами бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

Банки также являются кредитором государства, приобретая государственные долговые обязательства.

Ключевые понятия . Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции (ст. 1 ФЗ «О б. и б.д.»).

Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (ст. 66 ГК РФ - хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью).

Банк - это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

  1. привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
  2. размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
  3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

Основные признаки понятия «банк»:

  • является особым видом кредитной организации;
  • только банку предоставлено право привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет, а также открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц;
  • только банк вправе осуществлять указанные операции в этой совокупности.

Если хотя бы один из этих признаков отсутствует, организация не может рассматриваться как банк. На 1 февраля 2010 г. в России было зарегистрировано 1058 кредитных организаций. При этом сохраняется тенденция сокращения количества зарегистрированных кредитных организаций. Так, на 1 января 2004 г. их было 1666.

Кредитные организации различаются в зависимости от видов выполняемых ими операций.

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Эти ограничения не распространяются на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами и предусматривающих либо обязанность одной стороны договора передать другой стороне товар, либо обязанность одной стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать товар, если обязательство по поставке будет прекращено без исполнения в натуре.

В сфере функционирования кредитных организаций также существует ряд хозяйствующих субъектов, которые формально не входят в структуру банковской системы Российской Федерации (вместе с тем по мнению многих ученых в сфере банковского права указанная и другие организации являются элементами банковской системы).

Агентство по страхованию вкладов (АСВ) является государственной корпорацией - некоммерческой организацией.

Его основной целью является обеспечение функционирования страхования вкладов.

Для ее реализации Агентство организует учет банков (ведет их реестр), осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов, осуществляет учет требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения, размещает или инвестирует временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов.

Первая система обязательного страхования вкладов физических лиц появилась в США во время Великой депрессии в 1933 г. на основании Акта Гласа-Сигала. Сначала специально созданная Федеральная корпорация страхования депозитов выплачивала не более 5 тыс. долл, на одного вкладчика. Впоследствии эта сумма была увеличена до 100 тыс. На осень 2011 г. она составляла 250 тыс. долл. Аналогичные системы страхования вкладов существуют и в других странах.

В настоящее время ССВ в различных формах существует в 104 странах мира

В России система страхования вкладов физических лиц впервые появилась с принятием ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» № 177-ФЗ от 23 декабря 2003 г. В 2004 г. было создано Агентство по страхованию вкладов.

При этом обязательное страхование вкладов физических лиц в РФ служит условием получения лицензии на ведение банковской деятельности.

Российские клиенты получают 100% суммы застрахованного банковского вклада, но не более 700 тыс. руб. по всем счетам в одном банке (вначале было 100 тыс. руб.). При этом валюта пересчитывается в рубли по курсу ЦБ на день наступления страхового случая.

В настоящее время участниками ССВ являются 896 банков (данные на 01.03.12), в том числе:

  • 792 - действующих банков, имеющих лицензию на работу с физическими лицами;
  • 12 - действующих кредитных организаций, ранее принимавших вклады, но утративших право на привлечение денежных средств физических лиц;
  • 92 - банков, находящихся в процессе ликвидации.

Финансовой основой ССВ является Фонд обязательного страхования вкладов, за счет которого осуществляются выплаты возмещения по вкладам и покрываются расходы, связанные с организацией выплат. Размер Фонда по состоянию на 29 февраля 2012 г. составляло 164,9 млрд. руб.

Основными источниками формирования Фонда являются страховые взносы банков-участников ССВ, доходы от инвестирования временно свободных средств Фонда, имущественный взнос Российской Федерации. Страховые взносы едины для всех банков и уплачиваются ими ежеквартально.

Ставка страховых взносов банков устанавливается советом директоров Агентства. В обычных условиях она не может превышать 0,15% средней суммы вкладов за квартал. В настоящее время ставка страховых взносов составляет 0,1% среднего значения ежедневных остатков вкладов за календарный квартал года.

Союзы и ассоциации кредитных организаций являются самостоятельными некоммерческими юридическими лицами.

Их деятельность направлена на защиту и представление интересов своих членов, координацию их действий, развитие межрегиональных и международных связей, удовлетворение научных, информационных и профессиональных интересов, выработку рекомендаций по осуществлению банковской деятельности.

Среди действующих ассоциаций можно выделить Ассоциацию российских банков, Ассоциацию региональных банков Российской Федерации.

Банковские группы и банковские холдинги не являются юридическими лицами и должны рассматриваться как неформальные объединения нескольких юридических лиц для достижения определенной цели. Основным отличием банковской группы от банковского холдинга является то, что членами банковской группы являются исключительно кредитные организации, в том числе его головная организация. В свою очередь, в банковском холдинге могут участвовать как кредитные, так и некредитные организации, при этом его головной организацией может являться только некредитная организация.

Вместе с тем Банк России ведет учет субъектов, не входящих в банковскую систему.

Союзы и ассоциации подлежат регистрации ЦБ РФ в уведомительном порядке в течение одного месяца с даты их образования. Головная организация банковской группы или холдинга также уведомляет Банк России о создании банковской группы или холдинга.

Бани классифицируют следующим образом.

По спектру банковских услуг:

  • универсальные (осуществляющие широкий круг банковских операций);
  • специализированные (оказывающие преимущественно какой- то один вид банковских услуг).

В России, как и в других странах, практика идет в основном по пути создания универсальных банков. Поэтому такая классификация является в известной мере условной.

Можно, однако, выделить банки, история создания и развития которых позволяет сделать вывод о некоторой специализации на какой-либо одной группе банковских операций.

Например, Сберегательный банк РФ преимущественно обслуживает физических лиц. Поэтому его специализация - сберегательное дело. Однако этот банк имеет генеральную лицензию и поэтому оказывает клиентуре весь спектр банковских услуг, как и любой другой банк.

Головной банк банковской группы ВТБ - ОАО «Банк ВТБ» - специализируется на обслуживании крупного и среднего бизнеса.

По стоимости активов и структуре:

  • банки, имеющие филиалы;
  • бесфилиальные.

В настоящее время тенденция развития банковского законодательства идет по пути разделения банков на категории в зависимости от стоимости активов и наличия филиальной сети. Об этом свидетельствует использование в нормативных актах Банка России термина «крупная кредитная организация с широкой сетью подразделений», под которой понимается кредитная организация, имеющая подразделения более чем в 80% субъектов Российской Федерации и стоимость активов 1,5 трлн руб. и более.

По форме хозяйственного общества:

  • акционерные;
  • паевые банки.

Паевыми называются банки, созданные в организационно- правовой форме общества с ограниченной ответственностью. Такое название не носит правового характера, а является исторически сложившимся.

По форме собственности:

Государственные банки . Государственный банк - это кредитное учреждение, находящееся в собственности государства, управляемое государственными органами и имеющее в своем активе только государственный капитал, тогда как коммерческие кредитные организации финансируются исключительно частными лицами или структурами.

Государственные банки играют важную роль в регулировании экономики страны, осуществляют контроль над деятельностью частных банков, оказывают непосредственное влияние на международные кредитные операции, обеспечивают финансирование государственных программ. Государственные банки финансово обеспечивают проведение экономической политики государства в области кредитования, оказывать влияние на инвестиционные, посреднические и расчетные операции.

Можно назвать лишь три банка, которые в настоящее время однозначно имеют все государственные признаки: ЦБ РФ; Внешэкономбанк (Российский банк развития); Россельхозбанк.

К банкам с государственным участием относятся: Сбербанк РФ; Газпромбанк; ВТБ; ВТБ-24; ТранскредБанк; Банк Москвы; «Возрождение».

Это банки с федеральным участием.

Помимо этого есть банки с участием региональных и местных органов власти либо же с участием компаний с долей государства.

Частные банки создаются юридическими и физическими лицами на общих основаниях.

На территории Российской Федерации могут создаваться банки с иностранными инвестициями.

Кредитные организации с иностранными инвестициями являются юридическими лицами российского права, созданными по законодательству Российской Федерации, которые отличаются от других кредитных организаций только составом участников (все или часть которых - нерезиденты), а также источником формирования уставного капитала: полностью или частично - средства нерезидентов.

Российские банки с иностранным участием могут открываться на территории РФ только в пределах квоты (предельного размера) участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации.

В соответствии со ст. 18 ФЗ «О банках и банковской деятельности» размер квоты должен устанавливаться федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России. На сегодняшний день такой федеральный закон отсутствует. В 1993 г. решением Совета директоров ЦБ РФ (протокол № 13 от 29 марта 1993 г.) был установлен лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны на уровне 12%.

Особое место в банковской системе РФ занимают ЦБ РФ и Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэконбанк).

О ЦБ РФ подробно речь пойдет ниже.

Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), - государственная корпорация, правовой статус которой, в том числе порядок реорганизации и ликвидации, регулируется ФЗ «О банке развития».

Правовой статус Внешэкономбанка, его организационно-правовая форма (государственная корпорация) и перечень полномочий, предоставленных ему специальным ФЗ «О банке развития», позволяют говорить о том, что Внешэкономбанк не является в прямом смысле банком. Он осуществляет банковскую деятельность не на основании лицензии Банка России, как делают это другие организации, осуществляющие деятельность в банковской сфере, а на основании ФЗ «О банке развития».

Такой подход закреплен в ст. 13 Закона «О банках и банковской деятельности», которой установлено, что Внешэкономбанк вправе проводить банковские операции; это право предоставлено ему на основании ФЗ «О банке развития».

Осуществление Внешэкономбанком банковских операций в контексте ФЗ «О банке развития» рассматривается как оказание публичных услуг от имени государства - посредством участия в реализации государственной политики, представляющей собой совокупность властных методов вмешательства в процессы гражданско-правовых правоотношений субъектов управления.

Такие методы Внешэкономбанк может применять, например, при косвенном участии в государственной ценовой политике, осуществляя страхование политических рисков, либо при участии в государственной инвестиционной политике - при реализации федеральных целевых и государственных инвестиционных программ, включая внешнеэкономические, предусмотренные различными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Целью этой деятельности является обеспечение повышения конкурентоспособности экономики РФ, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной деятельности по реализации проектов в РФ и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Внешэкономбанк ограничен в осуществлении предпринимательской деятельности. Так, предпринимательская деятельность осуществляется Внешэкономбанком постольку, поскольку это служит достижению указанных выше целей. Прибыль Внешэкономбанка расходуется исключительно на достижение целей его деятельности.

Особенностью правовою положения Внешэкономбанка является то, что государственная корпорация вправе без лицензии. Банка России на основании федерального закона осуществлять банковские операции.

Небанковские кредитные организации (НКО) . Небанковская кредитная организация - это кредитная организация, которая имеет право осуществлять только отдельные банковские операции.

Допустимые сочетания банковских операций для отдельных видов небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

В статье 10 ФЗ «О банках и банковской деятельности» устанавливаются специальные требования к содержанию устава кредитной организации в виде перечня дополнительных сведений, которые должны включаться в него наряду со сведениями, предусмотренными федеральными законами для уставов юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы.

Устав кредитной организации должен содержать:

  1. фирменное наименование;
  2. указание на организационно-правовую форму;
  3. сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений;
  4. перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со ст. 5 Закона о банках;
  5. сведения о размере уставного капитала;
  6. сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях.

В соответствии со ст. 11.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган. Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом. На практике единоличный исполнительный орган банка чаще всего носит название председателя правления или президента банка, а коллегиальный исполнительный орган - правления банка.

Согласно ст. 7 ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности использованием слов «банк» или «небанковская кредитная организация». Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются ГК РФ.

Банк России при рассмотрении заявления о государственной регистрации кредитной организации обязан запретить использование фирменного наименования кредитной организации, если предполагаемое фирменное наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций. Использование в фирменном наименовании кредитной организации слов «Россия», «Российская Федерация», «государственный», «федеральный» и «центральный», а также образованных на их основе слов и словосочетаний допускается в порядке, установленном федеральными законами.

Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем фирменном наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.

Кредитные организации являются юридическими лицами, на которые возложена обязанность публичной отчетности.

В соответствии со ст. 8 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация обязана:

а) ежеквартально публиковать бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов.

б) ежегодно публиковать бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с заключением аудиторской фирмы (аудитора) об их достоверности.

Кредитная организация, имеющая лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, обязана раскрывать информацию о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами (в целом по кредитной организации без раскрытия информации по отдельным физическим лицам) и информацию о задолженности кредитной организации по вкладам физических лиц.

ПЛАН:

Введение……………………………………………………… 2

1. Банковская система в РФ. …………………………………3

2. Центральный банк и его функции. ……………………….6

3. Денежно-кредитная политика. …………………………….7

4. Коммерческие банки. ……………………………………….9

4.1. Принципы деятельности коммерческих банков. ……9

4.2. Функции коммерческих банков. ………………………10

5. Взаимодействие коммерческих банков и Центрального банка в России. ……………………………………………...10

Заключение. …………………………………………………11

Список используемой литературы. ………………………12

ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время изучение банковской системы является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования банков в России и создания наилучших условий для успешной их работы. Законодательные органы много внимания уделяют выработке новых концепций работы банков страны. До сих пор банковская система в России имеет очень много противоречий и ее не совершенность, я думаю, привели нашу страну к финансовому кризису. Нельзя не отметить, что все же в последние годы в России наблюдался экономический рост и необходимо учитывать, что немалую роль в этом сыграли и, наверное, в будущем будут играть банки нашего государства.

Очень важно то, что происходит значительное увеличение финансовых ресурсов и сбережении, которые растут во всех секторах экономики, в первую очередь вследствие увеличения экспортных доходов и эффекта импортозамещения. Это относится и к сектору домохозяйств, о чем свидетельствует статистика вкладов, и к сектору предприятии, где цифры еще более высокие. Думается, что этот процесс представляет собой огромный вызов для банковской системы, которая получает эти ресурсы и должна правильно ими распорядиться. Даже бюджетный сектор, имеющий профицит, стал источником роста общенациональных сбережении, которые нужно также рационально и наиболее производительно использовать.

Поэтому в ситуации, в которой сейчас находится российская экономика, важнейшая задача - добиться того, чтобы эти финансовые ресурсы, которые формируются внутри страны и которые в ближайшее время придут извне, были трансформированы в реальные экономические проекты и в реальные инвестиции.

Роль банковской системы здесь крайне велика. Если банковская система активно будет участвовать в этом процессе, то темпы инвестиционной активности могут значительно возрасти, что создаст основу для долговременного высокого экономического роста в ближайшие годы. Это вполне реально. Однако явных свидетельств того, что банковская система справляется или готова ответить на эти мощные вызовы реальной экономики, пока нет. К сожалению, и доля кредитов реальному сектору в обшей структуре активов банков снизилась. Если
сравнить этот уровень с показателями других стран, даже европейских стран с переходной экономикой, то окажется, что мы находимся в самом начале пути к эффективному финансовому посредничеству, только обретаем банковскую систему, которая должна ответить на финансовые потребности растущей экономики, уже достаточно острые и требующие активности финансовых посредников.

1. Банковская система в РФ.

Современная банковская система России представлена двумя уровнями. В юридическом плане она базируется на основе принятых 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР специальных законов: Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности РСФСР» и Закона «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» а также новой редакции Закона РФ «О банках и банковской деятельности», принятого в июле 1995 г.

Эти российские законы внесли кардинальные изменения в существующую тогда кредитно-банковскую систему страны, положив начало качественно новому этапу в развитии этой системы и ее правового обеспечения.

Согласно законодательству в России стало возможным создание банка на основе любой формы собственности, что и положило начало ликвидации государственной монополии на банковскую деятельность.

В новой редакции Закона РФ «О банках и банковской деятельности», принятой в июле 1995 г., отмечено, что банковская система России включает в себя Банк России (это официальное название Центрального банка), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Законом «О банках и банковской деятельности» предусмотрена возможность присутствия на российском кредитном рынке банков, предоставляющих иностранный капитал, определены условия лицензирования их деятельности и полномочия Банка России в отношении формирования их уставного капитала.

Исключительное значение имело закрепление на законодательном уровне принципа независимости банков от органов государственной власти и управления при принятии решений, связанных с проведением банковских операций.

В соответствии с данным Законом кредитная организация - это юридическое лицо, которое имеет целью извлечение прибыли, и на основе лицензии Банка России имеет право осуществлять банковские операции. Состав банковских операций также предусмотрен в Законе «О банках и банковской деятельности».

Кредитные организации делятся на банки и небанковские кредитные организации.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

Привлечение во вклады денежных средств юридических и физических лиц;

Размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности;

Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

Покупка у юридических и физических лиц и продажа им иностранной валюты (наличной и на счетах);

Привлечение и размещение драгоценных металлов во вклады;

Финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей депозитов.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным Законом. Допустимое сочетание банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливается Банком России. В результате принятия и введения в действие вышеуказанных законов кредитно-банковская система России приобрела следующий вид.

Центральный банк РФ (Банк России),

Сберегательный банк,

Коммерческие банки различных видов, в том числе специальные банки развития,

Банки со смешанным российско-иностранным капиталом;

Иностранные банки, филиалы банков-резидентов и нерезидентов,

Союзы и ассоциации банков,

Иные кредитные учреждения.

Новое банковское законодательство внесло кардинальные изменения не только в элементный состав кредитно-банковской системы, но и сами принципы построения и управления этой системой. Банковская система России обретает двухуровневое построение. При этом критерием отнесения элементов к тому или другому уровню является их положение в системе, обусловленное отношениями субординации. Так, Центральный банк расположен на верхнем уровне, поскольку уполномочен государством регулировать и контролировать систему в целом, т.е. осуществлять функцию управления всей системой. Что же касается коммерческих банков и кредитных учреждений, то они составляют нижний уровень системы.

Все многообразие коммерческих банков можно классифицировать следующим образом.

В составе коммерческих банков можно выделить следующие группы:

Созданные на базе ранее функционировавших специализированных банков,

- «отраслевые банки», сформированные для обслуживания, в основном, отраслевой клиентуры.

Условно называемые «новые» банки, организованные по инициативе различных учредителей.

По видам собственности выделяются государственные, частные банки, кооперативные, смешанные.

В зависимости от организационно-правовой формы деятельности коммерческие банки бывают акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью, коммандитными обществами и т.д.

По территории деятельности банки делятся на республиканские и региональные (либо земельные - в ФРГ, например), кантональные (в Швейцарии), межрегиональные, местные, национальные, международные, заграничные.

Закон «О банках и банковской деятельности» предполагает также создание муниципальных банков, которые на региональном уровне образуются решением местных властей, а на федеральном уровне - отдельным законом.

По степени независимости различают самостоятельные, дочерние, сателлиты (полностью зависимые), уполномоченные (банки-агенты), связанные (участвующие в капитале друг друга) банки.

По наличию филиалов, с филиалами и бесфилиальные.

По степени диверсификации капитала: однопрофильные (занимающиеся только банковскими операциями) и многопрофильные (участвующие в капиталах небанковских предприятий и организаций).

По видам осуществляемых операций различаются.

Собственно депозитные банки, занимающиеся приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;

Инвестиционные банки - кроме депозитных операций, они занимаются размещением собственных и заемных средств в ценные бумаги, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для средне- и долгосрочных вложений, и вкладчиками средств на длительный срок;

Ипотечные банки - подобно другим банкам аккумулируют средства юридических и физических лиц путем выпуска акций и облигаций, но особенность их состоит в том, что они обеспечиваются недвижимостью, внесенной в банк в качестве уставного капитала и залога, что является одним из испытанных механизмов принятой в мире системы обеспечения гарантий возвратности кредита.

Понятие банка происходит из итальянского языка, и в переводе означает лавка, стол. Банкьери - так называли менял и ростовщиков в средневековой Италии.

Банк - это финансовый институт , который производит разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами . Банки - это финансово-кредитные учреждения, которые оказывают финансовые услуги правительству, физическим и юридическим лицам . Свойства банков :

  • извлечение прибыли;
  • осуществление банковских операций;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • деятельность на основании лицензии государства;
  • отсутствие прав на совершение торговой, производственной или страховой деятельности.

Виды банков не многочисленны: центральные банки и коммерческие. Центральные банки - регулируют банковскую систему на государственном уровне, в том числе выпуск национальной валюты. Коммерческие банки ведут предпринимательскую деятельность в банковской системе.

Коммерческие банки бывают трех типов:

  • инвестиционные банки (инвестиции , ценные бумаги);
  • сберегательные банки (вклады, депозиты);
  • универсальные (все виды банковской деятельности).

Функции банков.

  1. Хранение денег клиента: первая исторически, и до сих пор одна из основных функций банка.
  2. Перевод денег от одного клиента другому безналичным расчетом (путем изменения соответствующих записей).
  3. Кредиты (кредиты имеют стимулирующее воздействие на производственную сферу экономики и на предпринимательство; кроме того, еще один положительный момент этой функции - создание дополнительной денежной массы).
  4. В ресурсах банков привлеченный и заемный капитал преобладает над собственным, что влечет за собой повышенную ответственность перед клиентами-вкладчиками и кредиторами.
  5. Одновременная работа с клиентами из разных сфер деятельности, в том числе с противниками (конкурентами).

Ресурсы банков состоят из собственного капитала и привлеченных средств. Собственный капитал - это резервный фонд банка, средство защиты в случае потери банком ликвидности и необходимости возврата вкладов. Собственный капитал состоит из:

Привлечение средства в ресурсах банка - это:

  • депозиты физических и юридических лиц;
  • межбанковские кредиты ;
  • векселя и облигации банка.

Банковская система.

Банковская система - это комплекс всех видов национальных банков и кредитных учреждений. Структура банковской системы состоит из двух уровней.

На верхнем уровне центральный или эмиссионный банк, который регулирует деятельность всей системы. На нижнем уровне коммерческие банки (универсальные и специализированные - инвестиционные, сберегательные, ипотечные, кредитные и т.д.).

Главные элементы в инфраструктуре банковской системы:

  • законодательные нормы;
  • регламент совершения операций;
  • учет, отчетность и обработка баз данных;
  • структура аппарата управления (руководства).

Банковская инфраструктура - это то, без чего не может нормально развиваться система банков; она представляет для банков такой же регулятор поведения, как для человека - моральные и правовые нормы.

Говоря о банках и системе банков, нельзя не упомянуть о понятии банковской тайны - своего рода кодекса чести банка. В некоторых странах всем сотрудникам банка запрещено распространять информацию о клиентах, их счетах и перемещениях средств.

Банковская система РФ представляет собой включенную в экономическую систему страны единую и целостную (взаимосвязанную, взаимодействующую) совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию (функции), проводит свой перечень денежных операций/сделок, в результате чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности.

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

В структурном плане это следует понимать так, что в банковскую систему следует включать все те экономические организации, которые регулярно выполняют либо все или большинство, либо хотя бы отдельные банковские операции/сделки, т.е. банки (центральный и коммерческие) и фактические небанковские кредитные организации (не только те, что зарегистрированы в ЦБ), а в качестве ее условного элемента инфраструктурного характера - вспомогательные организации (специализированные организации, которые сами банковских операций не проводят, но обеспечивают деятельность банков и иных кредитных организаций: «торговые площадки», фирмы по аудиту банков, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специальным оборудованием и материалами, информацией, специалистами и т.д.).

Много недоразумений обычно вызывает вопрос об уровнях банковской системы. Автор учебника «Банковское дело: управление и технологии» А.М. Тавасиев утверждает, что развитая банковская система как элемент рыночной

Рис. 1. Структура банковской системы РФ

экономики должна и может быть только двухуровневой. Банковское дело: управление и технологии: Учебное пособие для вузов / Под ред проф.А.М.Тавасиева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - С.28. Однако автор другого учебника «Банки и банковское дело» И.Т.Балабанов считает, что в странах с развитой рыночной экономикой банковская система сложнее и организационно более многообразно и состоит из трех звеньев. (рис.2.) Банки и банковское дело. / Под ред. И.Т.Балабанова. - СПб.: Питер, 2001. - С.38, 42.

Элементами банковской системы являются банки, некоторые специальные финансовые институты, выполняющие банковские операции, но не имеющие статуса банка, а также некоторые дополнительные учреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кредитных институтов.

Банковская система состоит из 4-х элементов, которые группируются в 2 уровня. Первый уровень - Центральный банк РФ. Второй уровень составляют коммерческие банки (их филиалы и представительства), небанковские кредитные организации и ассоциации коммерческих банков. Центральный банк занимает особое место, выполняя роль главного координирующего органа всей банковской системы страны. Центральный банк (цб) осуществляет следующие функции:

Ш монопольно выпускает деньги в обращение;

(b) Центральные банки

Коммерческие банки

Сберегательные банки

Инвестиционные банки

Ипотечные банки

Специализированные отраслевые банки

(d) Специализированные небанковские

кредитно-финансовые учреждения

Инвестиционные фонды

Инвестиционные компании

Пенсионные фонды

Финансовые

компании

Страховые

компании

Ломбарды

Благотворительные фонды

Ссудосберегательные ассоциации

Кредитные союзы

Рис. 2. Структура трехуровневой банковской системы

  • Ш хранит временно свободные средства и обязательные резервы других банков, т.е. выполняет роль «банка банков»;
  • Ш выполняет роль «кредиторов последней инстанции», т.е. предоставление кредита только в случае его недоступности на приемлемых условиях в другом месте, в основном на краткосрочные нужды:
  • Ш осуществляет безналичные расчеты в общенациональном масштабе;
  • Ш ведет кассовое исполнение бюджета и кредитует государство;
  • Ш регулирует курс национальной валюты и координирует зарубежную деятельность частных банков своей страны;
  • Ш хранит централизованный золотой и валютный запас;
  • Ш устанавливает экономически обоснованные лимиты и нормативы деятельности банков, в т.ч. официальную ставку ЦБ по кредитам;
  • Ш проводит научные исследования;
  • Ш определяет правовые основы и принципы функционирования кредитно-финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране;
  • Ш формирует эффективный механизм денежно-кредитного регулирования экономики.

Главная задача кредитно-денежной политики ЦБ - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов.

Коммерческие (не эмиссионные) банки -- это второй уровень банковской системы и в то же время это костяк кредитной системы, который концентрирует основную часть ее кредитных учреждений. Их деятельность довольно велика, поэтому их еще называют универсальными банками. Сегодня коммерческие банки способны предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. В последнее время банки все активнее осуществляют нехарактерные для них операции, внедряясь в нетрадиционные для банков сферы финансового предпринимательства, включая лизинг, факторинг, форфейтинг и иные виды кредитно-финансового обслуживания.

Еще один элемент банковской системы - банковская ассоциация - общественная некоммерческая организация, членами которой являются коммерческие банки, создаваемая с целью представления их интересов в органах законодательной, исполнительной, судебной власти, а также в целях координации и совершенствования их деятельности.

Главный вопрос, связанный с банковской системой, - вопрос о ее качестве, т.е. о ее жизнестойкости и эффективности функционирования в составе и в интересах экономической системы страны в целом. В конечном счете, именно с данной точки зрения интересны и вопросы количества кредитных организаций, и их группировок на те или иные элементы и уровни системы.

Не всякая совокупность кредитных организаций, сколько бы их ни было в стране, составляет банковскую систему. Система реально существует, если выполняются следующие критериальные условия.

  • 1. В стране в достаточном количестве действуют банки и небанковские кредитные организации. При этом «достаточная» величина может быть определена только эмпирическим путем, причем применительно к условиям конкретных территории, когда главным ориентиром выступает объем платежеспособных потребностей предприятий, организаций и населения в банковских услугах.
  • 2. Банковские операции в стране проводят только получившие соответствующие лицензии кредитные организации.
  • 3. В стране действует и эффективно справляется со своими, только ему присущими функциональными обязанностями и установленными полномочиями центральный банк.
  • 4. Действуют самые различные (по формам собственности, по организационно-правовым формам, размерам или масштабам деятельности, территориальному признаку, характеру деятельности и т.д.) экономически целесообразные (рентабельные) пилы коммерческих банков и небанковских кредитных организаций, охватывающие все сферы национальной экономики и внешнеэкономические связи, занимающие все реально имеющиеся сегменты (ниши) рынка финансов и ссудного капитала, осуществляющие такой спектр операций, который полностью покрывает спрос субъектов экономики на банковские услуги на каждой данной территории (в каждом регионе).
  • 5. Банки и другие кредитные организации в разнообразных формах регулярно взаимодействуют в рамках законных процедур с клиентами, центральным банком и другими органами государственной власти и управления, друг с другом и со вспомогательными организациями. 5 Банковское дело: управление и технологии: Учебное пособие для вузов / Под ред проф.А.М. Тавасиева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - С.29.

Если приложить любое из перечисленных условий к отечественной банковской практике, то очевиден вывод о том, что банковская система России пока еще пребывает в своем эскизном, «черновом» варианте. Такой вывод подтверждается и тем обстоятельством, что перечисленные условия, носящие преимущественно формальный, внешний характер, - это еще не все и притом не самые жесткие требования, которые должны предъявляться к качеству банковской системы. В роли таких более строгих критериальных требований выступают подтверждаемые мировой и отечественной практикой принципы формирования и функционирования здоровой и эффективной банковской системы. К их числу относятся:

  • Ш принцип управляемости (развитие на основе прогнозирования, планирования и программирования);
  • Ш принцип эволюционности (постепенность и основательность развития);
  • Ш принцип адекватности (адекватность реальному сектору экономики и адекватность элементов банковской системы друг другу, т.е. их совместимость, согласованность действий, взаимодополняемость, единство принципов и способов работы);
  • Ш принцип функциональной полноты (наличие всех необходимых элементов системы в нужных пропорциях);
  • Ш принцип саморазвития (способность противостоять угрозам стабильности и способность совершенствоваться);
  • Ш принцип открытости (свобода входа и выхода из банковской системы, информационная прозрачность действий);
  • Ш принцип эффективности (включая эффективность для клиентов и для экономики страны в целом);
  • Ш принцип адекватного правового сопровождения.

Практически каждый из названных принципов и требований в большей или меньшей мере не выполняется отечественными банками и всей их совокупностью. Именно поэтому банковский кризис, пик которого пришелся на август 1998 г., был закономерен и неизбежен. Он был, в частности, проявлением того, что совокупность действующих в России кредитных организаций еще далеко не обрела обязательных признаков органичной системы. Формирование такой системы остается актуальной задачей на перспективу.

Банковское право Рождественская Татьяна Эдуардовна

6. Банковская система Российской Федерации

В настоящее время в Российской Федерации, как и в большинстве стран мира, существует двухуровневая банковская система.

Часть 1 ст. 2 Закона о банках содержит положение о том, что банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России (верхний уровень), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков (нижний уровень). Под иностранным банком понимается банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

В Законе избран узкий подход к определению элементов банковской системы: к ней относятся только субъекты, наделенные правом непосредственно осуществлять банковские операции (за исключением представительств иностранных банков).

Закон о банках упоминает также банковские группы, банковские холдинги, союзы и ассоциации кредитных организаций.

Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций). Под существенным влиянием здесь понимаются возможность определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской группы и (или) в состав банковского холдинга, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица.

Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

Союзами и ассоциациями являются не преследующие цели извлечения прибыли объединения кредитных организаций (некоммерческие организации), создаваемые для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещается осуществление банковских операций.

Согласно ст. 2 Закона о банках указанные структуры (банковские группы, банковские холдинги, союзы и ассоциации кредитных организаций) не входят непосредственно в банковскую систему РФ, однако в литературе высказываются и другие точки зрения.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте особенности банковского права.

2. Что понимается под банковским правом?

3. Что является предметом правового регулирования банковского права?

4. Назовите основные методы правового регулирования, присущие банковскому праву.

5. Перечислите источники банковского права.

6. Перечислите основные федеральные законы, регулирующие банковские правоотношения.

7. Дайте общую характеристику Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

8. Дайте общую характеристику Федеральному закону «О банках и банковской деятельности».

9. Какие нормативно-правовые акты принимает Банк России?

10. Какова роль норм международного права в регулировании банковской деятельности в Российской Федерации?

11. Какие элементы входят в банковскую систему РФ?

12. Что понимается под банковской группой? банковским холдингом?

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

34. Банковская система РФ Банки - одно из центральных звеньев системы рыночной структуры. Развитие их деятельности - необходимое условие создания реального рыночного механизма. Устойчивость банков существенно влияет на эффективность экономики страны. Двухуровневая

Из книги Финансы и кредит. Учебное пособие автора Полякова Елена Валерьевна

5.1. Пенсионный фонд Российской Федерации Государственные внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе

Из книги Государственные и муниципальные финансы: конспект лекций автора Новикова Мария Владимировна

ЛЕКЦИЯ № 2. Бюджетная система Российской Федерации Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, взаимосвязанных между собой. Структура бюджетной системы основывается на форме государственного устройства. Существуют две формы

Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

Статья 8. Медицинское страхование граждан Российской Федерации за границей и иностранных граждан на территории Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 02.04.1993 № 4741-1) Медицинское страхование граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, осуществляется на основе

автора

1.5. Уведомление Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования о создании филиала В соответствии с п. 8 ст. 243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс,

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

Статья 208. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации 1. Для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся:1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также

Из книги Оптимизация налогообложения: рекомендации по и уплате налогов автора Лермонтов Ю М

Постановление Пленума ВАС РФ от 14.02.2008 № 14 О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 № 17 “О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу

автора Бурханова Наталья

38. Хозяйство Российской Федерации Российская Федерация является крупнейшей суверенной республикой, обладающей огромным природным, экономическим и научным потенциалом.Россия имеет очень сложную структуру.Хозяйство страны – это совокупность материальной и

Из книги Экономическая география автора Бурханова Наталья

41. Машиностроение в Российской Федерации Машиностроение является одной из ведущих отраслей экономики России, состоящих из большого количества подотраслей и производства.В России в последние годы ситуация в машиностроительном комплексе является кризисной.В России

Из книги Экономическая география автора Бурханова Наталья

45. Недра Российской Федерации В соответствии с Законом о недрах (в ред. федеральных законов от 15.04.2006 г. № 49–ФЗ) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков,

автора

Приложение 14 СВИДЕТЕЛЬСТВО о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской

Из книги Организация бизнеса с нуля. С чего начать и как преуспеть автора Семенихин Виталий Викторович

Приложение 21 УВЕДОМЛЕНИЕ о регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской

Из книги Экономическая теория: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

2. Банковская система Банковская система – совокупность банков, обслуживающих соответствующие кредитные отношения.Банковская система Российской Федерации состоит из двух уровней:1) Банк России (Центральный банк Российской Федерации – ЦБ РФ);2) коммерческие банки:а)

Из книги Политэкономия войны. Как Америка стала мировым лидером автора Галин Василий Васильевич

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

16. Государственный долг Российской Федерации Государственным долгом РФ признаются ее обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, в том числе обязательства

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

31. Бюджеты субъектов Российской Федерации В соответствии с положениями, закрепленными в ст. 15 БК РФ, бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных