Показателями экономической эффективности капитальных вложений являются. Коэффициент эффективности капитальных вложений

В качестве показателей эффективности использования капитальных вложений применяются следующие показатели.

1. Срок окупаемости капитальных вложений, который рассчитывают по формуле:

где К - объем капитальных вложений в ОФ за планируемый период;

∆ П - прирост прибыли, полученной в результате осуществления

капитальных вложений.

Прирост прибыли определяется как разность величины прибыли по конечным годам предшествующего и инвестиционного периода.

2. Коэффициент эффективности капитальных вложений, который рассчитываю по формуле:

После расчета величина Е сравнивается с соответствующим нормативом эффективности капитальных вложений, если Е ≥ Ен, то капитальные вложения признаются эффективными.

3. Удельные капитальные вложения, которые рассчитываются следующим образом:

где В г - годовой выпуск продукции (в натуральном или стоимостном

выражении).

Показателем сравнительной экономической эффективности капитальных вложений является годовая сумма приведенных затрат. Этот показатель используется для оценки различных вариантов капитальных вложений. Показателем наилучшего варианта является минимум приведенных затрат. Они рассчитываются для каждого варианта по формуле:

ПЗ = С + Е н х К,

где С - текущие затраты (себестоимость) по варианту;

К - капитальные вложения по варианту;

Е н - нормативный коэффициент эффективности капвложений.

Для выбора наиболее эффективного варианта определяется экономическая эффективность сравниваемых объектов инвестиций по минимуму приведенных затрат. Затем проводится расчет общей экономической эффективности предварительно выбранного по минимуму приведенных затрат варианта инвестиций. Экономические результаты должны обеспечить норматив эффективности. В противном случае производится дополнительный отбор вариантов с лучшими показателями по экономической эффективности.

В современных условиях основной недостаток методики определения эффективности капвложений по показателю абсолютной эффективности заключается в том, что величины нормативных коэффициентов в значительной степени занижены. В условиях рыночной экономики их величина должна адекватно изменяться в зависимости от изменения уровня инфляции и быть на уровне процентной ставки или другого аналогичного критерия, например, ставки дивиденда.

Недостатком методики определения сравнительной эффективности капитальных вложений является то, что критерием для определения лучшего варианта являются приведенные затраты, а не прибыль, которая в наибольшей степени отвечает требованиям рыночной экономики. Кроме того, данная методика не может быть использована при обосновании капитальных вложений, направляемых на улучшение качества продукции, так как улучшение качества продукции на предприятии, как правило, ведет к увеличению издержек производства продукции.

Чтобы привести предстоящие разновременные расходы и доходы к условиям их соизмеримости по экономической ценности используют коэффициент приведения (дисконтирования) :

В = 1 / (1 + Е нп)t ,

где Е нп - норматив для приведения разновременных затрат (норма дисконта);

t - период времени приведения в годах.

Величина нормы дисконта зависит от темпа инфляции, минимальной нормы прибыли на капитал и оценки рисков.

В 1994 г. были изданы методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, которые были разработаны по заданию Правительства РФ с целью унификации методов оценки эффективности инвестиционных проектов в условиях перехода экономики России к рыночным отношениям.

При наличии нескольких видов аналогичной заменяемой техники или технологии сравнение производится с наиболее эффективным видом, а при отсутствии какой-либо заменяемой техники - с ручным трудом.

Сопоставимость должна быть обеспечена по:

Объемам работ;

По составу и срокам получения готовой продукции;

Условиям эксплуатации техники или организационному обеспечению базовой и новой технологии;

Качественным параметрам машин и продукции;

Методам определения стоимостных показателей;

Тарифным ставкам, нормам отчислений, тарифам на энергию, реализационным ценам.

Приведение вариантов в сопоставимый вид по количеству выпускаемой продукции заключается в расчете величин капитальных вложений и себестоимости при условии равного для всех вариантов годового выпуска продукции сопоставимого качества.

Приведение капитальных и текущих затрат, а также результатов производства, к одному моменту времени - началу расчетного года - выполняется путем корректировки через коэффициент приведения. Этот коэффициент определяется для каждого конкретного года по формуле:

Е п = (1 + Е нп) т,

где Е нп - норматив приведения (0,1 или 10%)

т - число лет, отделяющее конкретный приводимый год от расчетного года.

Прошлые затраты и результаты, имевшие место до начала расчетного года, умножаются на коэффициенты приведения конкретных лет, а будущие после начала расчетного года - делятся на эти коэффициенты.

В качестве расчетного года принимается первый год после окончания сроков планового или нормативного освоения новой техники или технологии.

Подобное приведение используется только в расчетах экономической эффективности и не может служить основанием для изменения смет на капитальное строительство и других плановых показателей.

Капитальные вложения, выступающие в качестве расчетного показателя для обоснования эффективности новой техники и суммы капитальных вложений, включают в себя все затраты, связанные с созданием основных и оборотных фондов в процессе приобретения и эксплуатации базовой и новой техники. Эти затраты охватывают все единовременные затраты независимо от источника финансирования - централизованные капитальные ассигнования, фонд развития производства, кредиты банка, амортизационные отчисления. Рекомендуется пользоваться следующей формулой:

К = Кц + Кд + Км + Кс + Коб + Кна + Коп,

где, К - размер капитальных вложений;

Кц - цена приобретения

Кд - затраты по доставке техники

Км - затраты на монтаж

Кс - сопутствующие капитальные и эксплуатационные затраты, необходимые для нормальной эксплуатации техники;

Коб - затраты на увеличение размера оборотных средств (при определенных условиях данный элемент может принимать отрицательные значения, то есть происходит высвобождение нормируемых оборотных средств)

Кна - недоамортизированая часть стоимости списанных основных производственных средств за минусом ликвидационной стоимости;

Коп - затраты на мероприятия по предотвращению отрицательного воздействия техники на окружающую среду.

В некоторых случаях целесообразно учитывать в величине капитальных вложений убыток (+) или прибыль (-) от производства и реализации продукции в период освоения новой техники, предшествовавшей расчетному году.

Эксплуатационные затраты (себестоимость) продукции могут быть представлены в виде себестоимости единицы продукции или себестоимости годового выпуска продукции.

Для сопоставления себестоимости по базовому и новому варианту рекомендуется провести сопоставление по каждому элементу и статье затрат и оформить результаты расчетов в виде таблицы.

Эффективность капитальных вложений устанавливается на каждом этапе проектирования и внедрения нового объекта, хозяйственного или технического решения, то есть при составлении технико-экономического обоснования (ТЭО) заданий на проектирование, изготовлении и испытании образцов, освоении объектов.

В зависимости от целевого назначения и области применения могут быть рассчитаны два вида экономической эффективности - общая и сравнительная.

Общая эффективность капитальных вложений рассчитывается:

При разработке планов развития предприятий (техпромфинплана, перспективного плана, бизнес-плана);

При разработке отдельных проблем развития и размещения производства;

При оценке выполнения планов капитального строительства.

Показатель общей эффективности характеризует отношение прибыли к капитальным вложениям и выступает в виде коэффициентов.

В процессе планирования капитальных вложений определяется коэффициент эк. эффективности прироста прибыли:

Е пп = П: К,

где П - прирост прибыли в планируемом периоде (не обязательно 1 год) для новых объектов - вся сумма получаемой прибыли, для реконструкции и оргтехмероприятий - ее прирост.

При расчете общей эффективности капитальных вложений определяются также сроки окупаемости капитальных вложений по формулам:

При планировании капитальных вложений:

Т ок = К: П (лет)

По планово-убыточному производству:

Т ок = К: С

Для целей анализа и учета влияния важнейших факторов на эффективность капитальных вложений используются дополнительные показатели: производительность труда, фондоотдача, материалоемкость и т.п.

При досрочном вводе объектов в эксплуатацию рассчитывается единовременный реальный эффект в размере дополнительной прибыли.

Сравнительная эффективность капитальных вложений рассчитывается при сопоставлении вариантов:

Хозяйственных и технических решений;

Размещения предприятий и цехов;

По выбору взаимозаменемой продукции;

По внедрению новых видов техники;

При строительстве и реконструкции предприятий

При определении эффективности вариантов капитальных вложений сначала рассчитывается сравнительная экономическая эффективность, а затем общая, поскольку их показатели не противоречат, а дополняют друг друга. Суть сравнительной эффективности заключается в экономическом сравнении двух и более вариантов капитальных вложений между собой или в сопоставлении с базовым вариантом. Определение наиболее экономичного варианта проводится по минимуму приведенных затрат, рассчитываемых по каждому варианту. Приведенные затраты представляют собой приведенные к одному показателю себестоимость и часть капитальных вложений в размере нормативной прибыли:

З = С + Е н х К

где С - себестоимость продукции;

Е н - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений

принимается в размере 0.12-0.15;

К - общие капитальные вложения в производственные фонды.

Показатели З, С, и К могут применяться как в полной сумме ко всему объему продукции, так и в виде удельных величин на единицу продукции.

Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений представляет собой показатель, обратный нормативному сроку окупаемости - 8 лет при 0,12 и 7 - при 0,15. При более длительных сроках окупаемости капитальные вложения считаются неэффективными вне зависимости от уровня других показателей.

В некоторых изданиях при характеристике данного показателя приводится схема расчета, учитывающего инфляционные процессы и, связанные с ними колебания в уровне цен на материально-производственные запасы и объектов основных средств, используемые при осуществлении капитальных вложений. По нашему мнению, этого делать не следует, так как, во-первых, уровень инфляции на достаточно большом временном отрезке (а в случаях с капитальными вложениями речь идет о 5-8 годах) рассчитать практически невозможно. Однако основная причина, по которой следует отказаться от такой корректировки, заключается в другом - уровень инфляции, как правило не поражает какую-то одну отрасль или вид деятельности, а характерен для всего народного хозяйства. Это значит, что уровень цен на сельскохозяйственную продукцию буде расти примерно такими же темпами, как и на материально-производственные запасы и внеоборотные активы, приобретаемые при осуществлении капитальных вложений. Диспаритет цен, характерный для определенных периодов (причем, не в пользу сельскохозяйственного производства) на большом временном плече нивелируется.

Если при сравнении двух вариантов при одинаковом объеме производства выполняются неравенства:

К 1 >= К 2 и С 1 >= С 2 ,

то более эффективным является второй вариант. В случае полного равенства необходимо рассчитывать приведенные затраты.

Если в результате капитальных вложений изменяется размер прибыли, то сравнительная эффективность может определяться через коэффициент рентабельности капитальных вложений:

причем, капитальных вложений здесь берутся в размере новых вложений, а прирост прибыли - как сумма годовой экономии от снижения себестоимости и прироста прибыли. Полученный коэффициент сопоставляется с показателем рентабельности по предприятию в базовом варианте.

Показатели ожидаемой и плановой эффективности новой техники

Основными показателями ожидаемой и плановой эффективности новой

техники выступают:

1.годовой экономический эффект от использования новой техники на сельскохозяйственном предприятии:

Э = (З 1 - З 2) х А 2 + С к,

где З 1 и З 2 - приведенные затраты на единицу продукции, производимой с помощью базовой и новой техники соответственно;

А 2 - годовой объем продукции, производимой с помощью новой техники в расчетном году в натуральных единицах;

С к - экономия (+) или убыток (-) от изменения качества годового объема продукции при использовании новой техники.

Годовой эффект может определяться в расчете на единицу новой техники. Для перехода к общему эффекту необходимо умножить полученный показатель на количество единиц внедряемой техники или суммировать данные по всем видам внедряемой техники.

Показатель С к определяется только в том случае, если использование новой техники связано с изменением качества продукции. В простейшем случае эта величина может быть определена по формуле:

С к = (Ц 2 - Ц 1) х А 2 ,

где Ц1 и Ц2 - цена единицы готовой продукции соответственно до и после внедрения.

2. рост производительности труда (условное высвобождение рабочих)

Рост производительности труда определяется по формуле:

где Н 2 и Н 1 сменная или годовая выработка после и до внедрения.

Помимо показателей плановой эффективности применяются показатели фактической эффективности, основными из которых являются:

Фактический экономический эффект;

Фактический социально-экономический эффект;

Фактический рост производительности труда.

Фактический экономический эффект рассчитывается по формуле:

Э ф = [(С ф 1 + Е пл х Ф 1) - (С ф 2 + Е пл х Ф 2)] х А ф - Е кр. х Ф кр + С к,

где: С ф 1 и С ф 2 - фактическая себестоимость единицы продукции соответственно до и после внедрения;

Ф 1 и Ф 2 - фактическая среднегодовая стоимость основных производственных средств до и после внедрения на единицу продукции;

Е пл. - налог на имущество;

А ф - фактический объем продукции, выполненный новой техникой за период;

Е кр. - фактический размер платы за банковский кредит;

Ф кр. - размер непогашенной части кредита на приобретение новой техники.

Фактический социально-экономический эффект рассчитывается по формуле:

Э с = Э ф + С т,

где, С т - фактическое снижение непроизводительных затрат при использовании новой техники.

Снижение непроизводительных затрат имеет место в результате устранения (полного или частичного) производственного травматизма или профессиональных заболеваний. В состав этих затрат должны включаться:

Расходы на лечение пострадавших рабочих;

Выплаты рабочим за время лечения;

Выплаты пособий по инвалидности;

Дополнительные затраты на подготовку квалифицированных рабочих взамен выбывших;

Затраты на санаторно-курортное лечение пострадавших;

Дополнительные расходы в связи с сохранением заработной платы при переводе на более легкую работу и т.п.

Все затраты берутся из бухгалтерской документации.

При оценке фактической эффективности следует учитывать влияние новой техники не только на основные производственные операции, но и на подготовительно-вспомогательные и смежные работы. Необходимо также учитывать влияние на капитальные и текущие затраты в непроизводственную сферу и влияние на окружающую среду.

Расчет дополнительных показателей экономической эффективности новой техники или капитальных вложений.

Дополнительные показатели эффективности отражают конкретные особенности техники. Они подразделяются на общие и частные показатели.

Общие показатели используются для оценки эффективности любых средств механизации и автоматизации независимо от их назначения и конструкции: расход электроэнергии, топлива и металла на единицу продукции, удельные показатели веса и мощности на единицу часовой производительности машины, эксплуатационная надежность, срок службы, показатели научной организации труда и другие. Используются также некоторые стоимостные показатели, например, удельные капитальных вложений на 1 час работы машины, цена на 1 т веса и т.п..

Наиболее часто применяются следующие общие показатели:

Количество высвобожденных рабочих:

Т 1 Т 2 А 2 А 2

Ч = (--- - ---) х А 2 или Ч = (--- - ---) х Д 2 ,

Д 1 Д 2 Н 1 Н 2

где Т 1 и Т 2 - трудоемкость натуральной единицы продукции до и после внедрения;

Д 1 и Д 2 - годовой фонд рабочего времени одного рабочего до и после внедрения;

Н 1 и Н 2 - сменная выработка рабочего в натуральных единицах до и после внедрения.:

Удельная фондоемкость продукции:

Удельная энергонасыщенность:

У э = М д: М

где М д - мощность машины

М - масса машины;

Уровень автоматизации труда:

У а = А а: А,

где А а - объем автоматизированных работ;

Социальные результаты могут характеризоваться следующими показателями:

Высвобождение рабочих с ручных работ (в т.ч. женщин);

Улучшение условий труда;

Улучшение профессиональной структуры рабочих кадров;

Сокращение заболеваемости.

Составление сводной таблицы показателей эффективности, анализ результатов и разработка предложений по улучшению использования новой техники.

Лекция 12. условий осуществления предпринимательской деятельности в АПК

1. Методы и формы государственного воздействия на становление и развитие сельского предпринимательства

Вопросы государственного регулирования деятельности агропромышленного комплекса всегда были в центре внимания российских органов власти - как центральной, так и на местах. До 1917 года это обуславливалось тем, что Россия была практически абсолютно аграрной страной (начавшееся в начале века развитие промышленного капитализма не успело достичь сколь-нибудь значительного уровня). Начиная с 1861 года правительством неоднократно предпринимались меры, направленные на повышение эффективности сельского хозяйства.

Первой такой мерой была отмена крепостничества (кстати, чтобы там ни говорили об отсталости России, рабство в США было отменено, все-таки позже, а в нашей стране институт рабства вообще никогда полноценно не существовал). Однако, на первых порах, обретение сельским товаропроизводителем формальной свободы не принесло заметных успехов в объемах сельскохозяйственной продукции. Причиной тому было отсутствие средств труда и предметов труда у новых собственников земли.

В результате, в начале века (1908-1911 гг.) правительством во главе со М.А. Столыпиным был предпринят ряд мер по совершенствованию системы сельского хозяйства. В частности, фактически директивным путем было установлено общинное земледелие.

Несмотря на объявленную в тот период государственную поддержку, финансовых средств в стране было явно недостаточно для материализации этой поддержки в виде сельскохозяйственных кредитов (они использовались, но в объеме, не позволяющем существенно влиять на ситуацию) или поставки на село материально-производственных ресурсов и необходимых объектов основных средств.

Следующим этапом государственного регулирования сельского хозяйства стала поддержка коллективных форм хозяйствования. Принято считать, что первые колхозы появились в конце 20-х - начале 30-х гг. Однако, это не так. Первые коллективные формы обобществления сельскохозяйственного труда начали создаваться еще в 1916 году, но при отсутствии мер государственной поддержки эта тенденция дальнейшего развития не получила. Можно по-всякому относиться к коллективизации, и, не вызывает сомнения тот факт, что при этом были допущены перегибы и некоторые из свобод личности грубо попирались. Но нельзя не признать того, что в тот период государственная политика в области развития сельскохозяйственного производства была наиболее продуманной и последовательной - сначала, во второй половине 20-х гг. была практически заново создана тяжелая и машиностроительная промышленность, чья продукция смогла впоследствии обеспечить потребности сельского хозяйства в индустриализации.

В послевоенный период была предпринята беспрецедентная по масштабам попытка резкого увеличения объема выпускаемой сельскохозяйственной продукции экстенсивными методами - посредством освоения целинных и залежных земель. Сейчас, по прошествии времени, по-видимому, следует признать, что выбранное направление вряд ли было удачным - существенное увеличение производства зерна в 1956-57 гг. сменилось не менее резким снижением урожайности на вновь освоенных землях. В то же время в районах традиционного развития земледелия также произошло падение объемов производства, вызванное оттоком наиболее квалифицированных кадров и большого количества сельскохозяйственной техники в новые регионы.

В 1982 году положение в сельском хозяйстве страны достигло столь критического уровня, что потребовалось принятие полномасштабной Продовольственной программы, предусматривающей развитие всех отраслей агропромышленного комплекса. Итоги выполнения программы никто не анализировал - в 1991 году (а срок выполнения программы был установлен 1990 год) уже было не до этого.

С переходом к рыночной экономике, как водится произошел полный пересмотр принципов, методов и форм государственного вмешательства в агропромышленный комплекс. Почему-то на государственном уровне было решено, что для создания условий развития предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве достаточно выполнить два основных мероприятия - объявить, что теперь земля принадлежит крестьянам (на этот раз по-настоящему) и полный отказ от государственного вмешательства. Второе мероприятие было выполнено сразу и полностью, с первым возникли проблемы - право свободного распоряжения землей до сих пор законодательно не предусмотрено (хотя, справедливости ради, надо заметить, что крестьяне этим обстоятельством в массе своей не особенно огорчены - заложить землю в условиях краха банковской системы вряд ли возможно, а продать некому - у тех, кто может и хочет землю обрабатывать, денег на ее приобретение нет).

По истечение шести лет очередных коренных преобразований в агропромышленном комплексе, стало очевидным, что без государственной поддержки сельское хозяйство ни в одной стране (а тем более в стране с континентальным климатом, то есть в условиях рискованного земледелия) существовать не может.

В соответствии со статьей 1 закона государственным регулированием агропромышленного производства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.

Задачами государственного регулирования агропромышленного производства являются:

стабилизация и развитие агропромышленного производства,

обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации,

улучшение продовольственного обеспечения населения,

поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики,

сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности,

защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

Основные направления государственного регулирования агропромышленного производства:

формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;

защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;

развитие социальной сферы села;

Для финансирования мероприятий по государственной поддержке агропромышленного производства используются средства бюджетов всех уровней и внебюджетных источников. При этом объем средств федерального бюджета, направляемых на поддержку и развитие агропромышленного производства, предусматриваются в федеральном бюджете отдельным разделом и отдельной строкой в других разделах бюджета.

Законом определены направления использования средств различных бюджетов. Так, средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, могут быть использованы на:

поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с федеральными целевыми программами. Так как основным направлением инвестиционной деятельности в области сельского хозяйства является осуществление капитальных вложений посредством лизинга, то следует предположить, что приоритетным в использовании этого вида государственной поддержки будет именно поддержка лизинга;

повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды. Как нетрудно убедиться весь перечень мероприятий, указанных в данном абзаце, относится к мероприятиям, носящим долгосрочный характер, а, следовательно, требующим осуществления дополнительных капитальных вложений. Очевидно, что в современной ситуации даже рентабельные хозяйства не смогут обеспечить не только строительство новых мелиоративных сооружений, но и полноценное содержание действующих. Следует оговориться, что технология выделения средств конкретным хозяйствам и контроля за целевым характером их использования пока законодательно не определена;

кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства. Необходимость кредитования сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств обусловлена особым характером организации производства сельскохозяйственной продукции и формирования оборотных средств. Весьма вероятно, что одним из основных условий выделения подобного кредита будет являться разработка расчетов в обоснование сумм и сроков кредитов и ссуд. Достаточно новой является политика, направленная на всемерное развитие страхования в сфере агропромышленного производства, в том числе сельскохозяйственной продукции. Несмотря на существенный риск осуществления страховых операций в этой отрасли народного хозяйства, страховая деятельность может быть весьма прибыльной. Отнюдь не каждый год является неурожайным и не каждый год возникает необходимость выплаты страхового возмещения. Скорее, наоборот, при правильном определении степени риска и границ ответственности суммы страховых платежей могут с лихвой перекрыть суммы возможных страховых возмещений. Кроме того, законодательством в отношении страховых организаций, осуществляющих основную деятельность в агропромышленном комплексе предусмотрены весьма серьезные налоговые и иные льготы;

компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур. Механизм осуществления этого вида государственной поддержки также пока находится в стадии разработки. Возможно два основных направления, по которым будет осуществляться компенсация - перечисление бюджетных средств сельскохозяйственным предприятиям в соответствии с размером осуществленных ими затрат; установление более низких государственных регулируемых цен на продукцию и услуги (в первую очередь продукцию энергетики и услуги транспорта), оказывающие максимальное влияние на структуру и уровень себестоимости сельскохозяйственной продукции. В последнее время преобладает вторая точка зрения:

развитие и поддержку рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства;

иные виды дотаций и компенсаций, конкретные направления и объемы финансирования по которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Разумеется, что установление и предоставление таких компенсаций может осуществляться только в пределах сумм, предусмотренных федеральным бюджетом на государственную поддержку агропромышленного комплекса.

Для определения размера потребности в средствах государственной поддержки Правительство Российской Федерации обязано ежегодно направлять в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации информацию о положении дел в агропромышленном производстве, содержащую:

показатели производства основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год и оценку перспектив развития агропромышленного производства на следующий год;

балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

анализ динамики цен на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие, цен и тарифов на материально-технические ресурсы и услуги для села;

данные об уровне доходов сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств;

отчет о выполнении федеральных целевых программ за истекший год; предложения по федеральным целевым программам на следующий год;

сведения об уровне целевых цен и рассчитываемых на их основе гарантированных цен, залоговых ставок, дотаций и компенсаций, о льготном налогообложении;

сведения о государственном регулировании рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год;

сведения о социальном развитии села;

анализ развития науки и осуществления научной деятельности в сфере агропромышленного производства.

Несмотря на то, что сбор и обработка подобной информации является прерогативой территориальных органов государственной статистики, по нашему мнению, более точные результаты могут быть получены только посредством сбора и обработки данных специализированными подразделениями, которыми призваны стать информационно-консультационные центры. Дело в том, что формы статистической отчетности, хотя и постоянно обновляются, все-таки не отражают современного состояния структуры информации о деятельности отдельных предприятий, их объединений и отрасли в целом. Кроме того, форма представления данных в статистической отчетности представляется чрезмерно громоздкой и не позволяет без дополнительного анализа осуществить качественное и быстрое получение всех необходимых данных. В том де случае, когда сбор и первичная обработка информации осуществляется специализированными подразделениями, специалисты которых имеют специфические знания в области сельского хозяйства, может быть обеспечена максимальная оперативность реагирования на любое изменение законодательной базы, а также может быть обеспечен действенный контроль за качеством поступающей информации на любом уровне ее сбора.

Законом предусмотрена возможность разработки государственных программ развития агропромышленного производства. В настоящее время действует Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации до 2020 года.

Отдельными направлениями, по которым осуществляется государственная поддержка сельских товаропроизводителей, являются также:

государственное регулирование формирования и функционирования рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия . При осуществлении этого вида государственного регулирования предполагается, что товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственных

продукции, сырья и продовольствия. Но, при этом, в случаях нарушения баланса производства и потребления, а также невозможности реализации на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия отдельных их видов государство выступает гарантом их сбыта. Следует оговориться, что данная норма носит отсылочный характер, то есть для ее реализации нужна дополнительная законодательная и нормативная проработка;

участие государства в регулировании залоговых операций, связанных с залогом сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия . При залоге сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия с участием государства залогодержателями являются юридические лица, уполномоченные Правительством Российской Федерации на осуществление залога, а залогодателями - товаропроизводители в сфере агропромышленного производства. Перечень сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, которые могут сдаваться в залог, залоговые ставки, порядок использования приобретенной в установленном порядке в собственность государства сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия и другие условия данного залога определяются Правительством Российской Федерации. Предметом залога может быть как уже произведенная сельскохозяйственная продукция, так и продукция будущего урожая. Данное обстоятельство существенно расширяет возможности кредитования сельскохозяйственных предприятий. Разумеется, такая схема кредитования предполагает повышенный риск материальных потерь кредитными учреждениями и необходимость увеличения ими размера оборотных средств. Однако, тот факт, что такая форма залога поддерживается государством, означает возможность минимизации потерь и максимизации возможной прибыль за счет использования средств федерального и других бюджетов.

Участие государства в залоге сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия осуществляется в следующих формах:

выделение бюджетных ресурсов;

кредитование;

выделение бюджетных ассигнований или кредитование необходимых для компенсации затрат по хранению и обработке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, приобретенных в установленном порядке в собственность государства.

Приобретенные в собственность государства заложенные сельскохозяйственные продукция, сырье и продовольствие используются для проведения государственных товарных интервенций, формирования государственных продовольственных фондов и для иных целей.

Перечисленные меры участия государства в операциях залога сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия не исключает проведения таких операций сельскохозяйственным предприятием и без участия государства. В этом случае, исполнение сторонами обязательств, возникших в связи с договором залога, регулируется соответствующими положениями гражданского законодательства;

проведение закупочных и товарных интервенций . Закупочные и товарные интервенции государство осуществляет для стабилизации рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. Закупочные интервенции - закупки и залоговые операции с сельскохозяйственными продукцией, сырьем и продовольствием.

Закупочные интервенции осуществляются в случаях:

когда рыночные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня,

когда товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не в состоянии реализовать сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие из-за сокращения спроса на них.

Товарные интервенции осуществляются в случае дефицита на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия соответствующих их видов, а также в случае роста рыночных цен сверх максимального уровня их колебаний на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.

Законодательством предусмотрена возможность предоставления дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям. Так и дотации и компенсации являются элементами бюджетного регулирования доходов и расходов, регионов, отраслей и отдельных предприятий, то их предоставление обусловлено необходимостью выделения целевых средств на эти цели в соответствующем бюджете.

Государственное регулирование кредитования агропромышленного производства. При осуществлении этого вида государственного регулирования из средств федерального бюджета выделяются средства для:

краткосрочного кредитования сезонных затрат и поддержания необходимых запасов в агропромышленном производстве;

долгосрочного кредитования агропромышленного производства;

залога сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

авансирования закупок сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;

лизинга в сфере агропромышленного производства;

предоставления кредитным кооперативам, более 50 процентов уставного капитала которых принадлежит юридическим и физическим лицам, занятым в агропромышленном производстве, долгосрочных кредитов для формирования их уставного капитала.

При кредитовании за счет средств указанных фондов с организаций агропромышленного производства взыскивается не более 25 процентов учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.

Направлением государственного регулирования следует считать установление особой системы расчетов в агропромышленном производстве. Безналичные расчеты юридических лиц, являющихся потребителями (покупателями) сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, с товаропроизводителями (поставщиками), находящимися на территории Российской Федерации, производятся по инкассо, если иной порядок расчетов не предусмотрен в договоре. Использование инкассовой формы расчетов в последнее время было существенно сужено ввиду его нормативной неурегулированности. Общий порядок безналичных расчетов, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации для предприятий всех форм собственности, не запрещает осуществление такой формы расчета, но и не устанавливает порядок ее осуществления. Тот факт, что использование безакцептного списания по расчетам за сельскохозяйственную продукцию, закреплено федеральным законом, существенно улучшает положение сельских товаропроизводителей.

Покупатель сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия уплачивает поставщику пеню в размере 2 процентов за каждый день просрочки платежа от суммы несвоевременно оплаченной продукции, а при просрочке оплаты более 30 дней - в размере 3 процентов. Взыскание пени в пользу поставщика также производится в безакцептном порядке на основании требования поставщика в соответствии с банковскими правилами банком покупателя продукции, с взиманием в пользу последнего 5 процентов полученной пени;

Государственное регулирование страхования в сфере агропромышленного производства заключается в том, что при страховании урожая сельскохозяйственных культур сельскохозяйственные товаропроизводители за счет собственных средств уплачивают страховщикам 50 процентов страховых взносов, остальные 50 процентов страховых взносов уплачиваются страховщикам за счет средств федерального бюджета. Правительство Российской Федерации может дифференцировать размеры уплаты страховых взносов за счет средств федерального бюджета по сельскохозяйственным культурам и по регионам. В целях обеспечения устойчивости сельскохозяйственного страхования образуется федеральный сельскохозяйственный страховой резерв Федеральный сельскохозяйственный страховой резерв формируется за счет отчислений в размере 5 процентов от общей суммы страховых взносов, поступивших по договорам страхования сельскохозяйственных культур. Страховые организации, осуществляющие страхование урожая сельскохозяйственных культур с участием средств федерального бюджета, обязаны перестраховать часть рисков по этому виду страхования. Доля рисков, подлежащая перестрахованию, устанавливается Правительством Российской Федерации;

потребности осуществления научных исследований обуславливают необходимость государственной поддержки основных направлений науки и научной деятельности в сфере агропромышленного производства. Основными направлениями науки и научной деятельности, которым оказывается государственная поддержка, являются:

фундаментальные и прикладные научные исследования;

государственные программы в области развития науки и осуществления научной деятельности;

подготовка, повышение квалификации и переквалификации специалистов в соответствующих учебных заведениях;

деятельность служб консультации и информации.

Из перечисленных направлений существенный эффект в минимальные сроки могут дать два последних направления. Причем, если создание (или, точнее, восстановление) системы повышения квалификации находится в начальной стадии, то создание системы информационно-консультационных центров практически завершено.

Специфическим направлением государственной поддержки в сфере агропромышленного производства является поддержка при осуществлении лизинговых операций . Лизинг в сфере агропромышленного производства с участием государства осуществляют юридические лица, уполномоченные на то соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечень имущества, являющегося предметом лизинга, ставки арендной платы, источники кредитования, необходимые для его проведения, и другие условия лизинга в части обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретения племенного скота определены Постановлением Правительства РФ от 29 октября 1997 г. N 1367.

Субъектами хозяйственной деятельности в сфере сельского хозяйства может производиться лизинг без участия государства. В этом случае порядок осуществления операций регулируется гражданским законодательством.

Ценовая политика государства в агропромышленном секторе экономики осуществляется посредством применения гарантированных и целевых цен. Основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Однако, в ряде случаев, в целях регулирования рынка продукции и поддержки товаропроизводителей государство вынуждено вводить гарантированные и целевые цены. Гарантированная цена рассчитывается на основе целевой цены и устанавливается органами государственной власти. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом прочих форм государственной поддержки получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства, в соответствии с целями, определяемыми экономической политикой государства на предстоящий период. То есть, гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию являются разновидностью государственных тарифов и, следовательно, должны включать затраты по производству и реализации отдельных видов сельскохозяйственной продукции и нормальную рентабельность (норму прибыли).

Однако, следует иметь в виду, что гарантированные цены могут быть применены только в отношении отдельных видов сельскохозяйственной продукции и в ограниченных объемах - перечень сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, на которые устанавливаются гарантированные цены, объемы (квоты) ее реализации по гарантированным ценам, уровень гарантированных цен и их индексация, а также порядок применения гарантированных цен должны устанавливаться Правительством Российской Федерации. К сожалению до настоящего времени перечисленные элементы не установлены, что делает эту форму государственной поддержки практически невозможной.


Похожая информация.


Капиталовложения – средство инвестирования в основные фонды предприятия, оно направляется на новое строительство, реконструкцию зданий, модернизацию производства, ремонт и другие цели. Для оценки эффективности капитальных вложений используют коэффициент, который представляет собой отношение чистой прибыли к размеру капиталовложений. Полученное значение сопоставляют с нормативом: и если оно больше, значит, инвестиции используются рационально. Норматив зависит от многих факторов, и каждое предприятие его значение утверждает самостоятельно.

Для роста и развития любого предприятия требуется привлекать новые источники финансирования. Это могут быть денежные средства, которые необходимо возвращать с процентами, или инвестиции. Последний вариант дает больше финансовой свободы, поскольку не требует обязательного возврата, если проект в итоге оказывается убыточным.

Важно! Инвестирование должно быть выгодно для обеих сторон: инвестора и самой компании.

Определение капитальных вложений

Один из вариантов инвестирования - это капитальные вложения, т. е. вложения в основной капитал. К этой категории относится финансирование нового строительства, модернизации производства (покупка машин и оборудования), реконструкция зданий и сооружений, капитального ремонта, проведение проектно-изыскательных работ.

Капительные вложения - это совокупность затрат, направленных на обновление основных фондов.

К основным фондам относятся:

  • Здания (производственные, административные, хозяйственные, подсобные с учетом систем водоснабжения, электроэнергии).
  • Сооружения (дороги, тоннели, мосты и другие инженерные конструкции).
  • Транспортные средства (автомобили, вагоны, тележки, автокары, вагонетки, лодки, катера и т. д.).
  • Машины и оборудование (производственные линии, вычислительное, измерительное и другое оборудование, задействованное в основной деятельности компании).
  • Скот (в фермерских хозяйствах).
  • Земельные наделы в собственности предприятия.
  • Производственный и хозяйственный инвентарь.
  • Инструменты со сроком службы более 1 года.
  • НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки).

Формула расчета

При анализе капиталовложений главным критерием оценки выступает эффективность инвестиций. Кроме того, при расчете суммы капиталовложений возможны разные слагаемые, т. к. у каждого предприятия свои потребности в финансировании основных фондов.

Сумму капиталовложений (К) находят по формуле:

К = x 1 + x 2 + … + x n , где:

  • x - инвестирование в основные фонды по типам фондов.

Для поиска эффективности капиталовложений используют два вида коэффициента: абсолютный и относительный. Рассчитывать этот показатель необходимо на каждом этапе планирования, чтобы определить срок окупаемости инвестиций.

Формула для расчета эффективности капиталовложений будет отличаться в зависимости от того, торговое это предприятие или производственное.

Общая формула для расчета ЭК:

Данные о прибыли и капиталовложениях в данном случае берутся за одинаковый промежуток времени - год, квартал, месяц или любой другой (например, пятилетка).

Полученное значение сравнивают с нормативом. Если эффективность выше нормативной, значит, капиталовложения используются рационально. Если ниже, то они убыточны.

При введении крупных инвестиций в промышленном секторе можно воспользоваться следующим вариантом:

  • Ц - стоимость реализации производимых товаров за год;
  • С - себестоимость производимых товаров за год.

Для торговли используют формулу:

  • Н - величина торговых надбавок;
  • И - издержки на закупку и подготовку товара к продаже.

Важно! Для расчета отдельных видов капитальных вложений могут использоваться другие, более конкретные формулы. Например, есть отдельные варианты расчетов капитальных вложений в производственные площади и технологическое оборудование и оснастку, которые учитывают специфику этих видов основных фондов.

Методы оценки капиталовложений можно посмотреть на видео:

Для расчета коэффициента сравнительной эффективности капиталовложений используется формула:

  • И - издержки обращения по сравниваемым вариантам;
  • К - капиталовложения по сравниваемым вариантам.

КСИ рассчитывается, если из нескольких вариантов инвестирования необходимо найти самый выгодный. Им признается вариант с самыми низкими затратами и размером инвестиций, если на выходе получаются примерно равные показатели по прибыли.

Пример расчета

Дано: торговое предприятие в течение 3 последних лет расширялось за счет скупки торговых площадей в торговом центре. Необходимо рассчитать эффективность капиталовложений и сравнить показатель с нормативным значением (1,1).

Таким образом, за последние 3 года капиталовложения составили 9 200 тыс. руб.

Вывод: капиталовложения стали приносить существенную отдачу только в 2017 году. В 2015 году инвестиций принесли прибыль пропорционально затратам, а в 2016-м даже не окупились. Тем не менее, за 3 года доходы выросли больше, чем расходы. Вложения оказались прибыльными.

Все расчеты произведены в excel, скачать таблицу можно .

Из расчета по итогам 3 лет эффективность капиталовложений составила 1,47, что выше норматива на 0,37:

Вывод: инвестиции в основные фонды используются рационально.

Для удобства расчета можно умножить значение на 100, чтобы получить результат в процентах.

Норматив показателя

У капиталовложений есть свои нормативы. Они устанавливаются внутри отраслей или отдельно взятых предприятий. Нормативное значение отражает уровень рентабельности инвестирования в .

Норматив позволяет оценить:

  • Насколько эффективны капиталовложения.
  • Насколько технологично приобретенное оборудование.
  • Насколько производителен труд в компании.
  • Насколько эффективна ценовая политика.

В целом норматив позволяет оценить значимость капиталовложений и эффективность финансового управления предприятием. Если полученный в ходе расчетов показатель эффективности капиталовложений менее нормативного значения, значит, капитальные инвестиции используются нерационально. Если больше, то ситуация противоположная. Если коэффициент эффективности заметно выше норматива вот уже несколько периодов, и на это нет объективных причин (внешних и внутренних факторов, которые способствуют резкому росту производительности и/или сильному сокращению издержек), значит, пора пересмотреть размер нормативного значения.

Какие факторы влияют на определение норматива:

  • Сфера деятельности предприятия (для строительства, аграрного сектора, торговли, горнодобывающих предприятий, легкой промышленности, автотранспортных компаний, заводов разного профиля применяются свои нормативы).
  • Направленность капитального вложения (строительство, замена оборудования, расширение производственных линий, покупка транспорта и т. д.).
  • Регион и особенности местности/населенного пункта.
  • Коэффициенты отклонения, поправочные коэффициенты.
  • Исходные данные по предприятию (площадь, производительность линий и пр.).
  • Ожидания инвесторов.
  • Время (их нужно пересматривать).

Справка! Для определения нормативов можно воспользоваться методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестирования проектов. Документ утвержден Министерством экономики, Министерством финансов, Госстроем РФ в 1999 году (N ВК 477 от 21.06.1999).

В идеале при определении норматива необходимо брать средние данные по отрасли, но не все компании готовы предоставлять эту информацию, она является коммерческой тайной и поэтому закрыта.

В процессе производственной деятельности предприятия накапливают капитал. Вложения в дополнительные средства производства, включенные за определенный период времени в основные фонды, называются капитальными вложениями. Предприятие вкладывает капитал, т.е. осуществляет капитальные вложения: при возведении зданий, сооружений, во время строительно-монтажных работ; при приобретении, монтаже и наладке машин и оборудования; при проектно-изыскательских работах и т.д.

Капитальные вложения на предприятии можно разделить на:

  • территориальные - капитальные вложения, выраженные в процентах; направляются в отдельные территориальные единицы;
  • воспроизводственные - характеризуют распределение капитальных вложений, выраженных в процентах к их общему объему; направляются на строительство новых предприятий, реконструкцию и расширение действующих, обновление основных фондов с целью поддержания производственной мощности предприятий, т.е. техническое перевооружение;
  • технологические - отдельные виды капитальных затрат; направляются на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования и прочие вложения, выражены в процентах к общему объему капитальных вложений.

Различают следующие виды капиталовложений:

Валовые и чистые. Чистые капитальные вложения определяются путем вычета из валовых капитальных вложений расходов на амортизацию.

Производительные и непроизводительные.

Производительные капитальные вложения направляются на приобретение средств производства, которые служат для производства продукции или услуг на предприятии (например, приобретение станков для производства автомобилей).

Непроизводительные капиталовложения предусматривают вложения в основные средства, не предназначенные для производства продукции или услуг. Они направляются на развитие социальной сферы предприятия (например, строительство больницы или детского сада). Капитальные вложения, как правило, имеют долгосрочный характер.

Капитальные вложения предполагают высокую заинтересованность инвесторов в долгосрочной перспективе развития предприятия, повышении эффективности его хозяйственной деятельности.

Принимая решения о капитальных вложениях, предприятие обычно проводит расчеты их экономической эффективности. Экономическая эффективность - относительная величина, которую рассчитывают как отношение эффекта к понесенным затратам. В качестве эффекта могут выступать : рост прибыли, снижение себестоимости, рост производительности труда, повышение качества продукции, повышение объемов производства и др. В качестве показателей, характеризующих эффективность вложений, используется абсолютная и сравнительная экономическая эффективность.

Общая , или абсолютная , эффективность капиталовложений Э кв на действующем предприятии определяется как отношение эффекта к затратам:

Э =(ОП-С)/КВ = П/КВ,

где П - прибыль; Э кв - эффективность капиталовложений; ОП - объемы производства на предприятии; С пол - полная себестоимость.

Э к, = П ДО ф + 0 6),

где Оф - основные фонды; О б - оборотные фонды; П - прибыль.

Эффективность капиталовложений показывает, сколько прибыли получено от каждого рубля капиталовложений.

Срок окупаемости затрат, Т кв:

т кв = КВ / П; т в = (О ф + О б)/П; Т кв = КВ / (С, - С 2),

где ОФ, ОБС - соответственно основные фонды и оборотные средства; С, С 2 - соответственно себестоимость единицы продукции до и после капитальных вложений.

Общая эффективность капитальных вложений определяется также показателем эффективности (Э н), который определяется по формуле:

Э„ = 1 / т кв.

Показателем сравнительной экономической эффективности является минимум приведенных затрат. Приведенные затраты по каждому варианту представляют собой сумму текущих затрат (себестоимость) и капитальных вложений, приведенных к одинаковой размерности в соответствии с принятым нормативом эффективности. Приведенные затраты определяются по следующей формуле:

С; + Е н х К; . -> тт;

К, + Т кв * С, -» ™ П -

где С. - себестоимость продукции за год по варианту /; К. - капиталовложения по варианту /; Е н - принятый нормативный коэффициент эффективности.

Варианты

Лучше первый вариант

10 + 0,2 х 30 ->16

20 + 0,2 х 50 -> 30

Срок окупаемости - минимальный временной интервал от начала осуществления проекта, за пределами которого интегральный эффект становится и затем остается неотрицательным.

Если капиталовложения осуществляются в разные сроки, а текущие затраты со временем меняются, то сравнивать варианты следует путем приведения затрат более поздних лет к текущему моменту с помощью коэффициента приведения, который рассчитывается по следующей формуле:

В пр =1/(1 + Е н /

где t - время приведения (число лет) (например, для 1990-1999 гг. Г = 9 лет); Е нп - норматив приведения, который зависит от нормы амортизации (раньше 0,08).

Капиталовложения дают эффект не сразу, а лишь через определенные промежутки времени, т.е. тогда, когда будет достигнута запроектированная эффективность. Разрыв по времени между осуществлением проекта (вложением капитала) и получением эффекта называется лагом. Эффективность тем выше, чем короче этот лаг.

В соответствии с «Методическими рекомендациями по расчету эффективности мероприятий научно-технического прогресса», утвержденными постановлением Президиумом Академии наук СССР 03.03.1988 № 62/50 экономический эффект мероприятий научно-технического прогресса Э т рассчитывается следующим образом: (за расчетный период)

Л г т °т’

где Р т - стоимостная оценка результатов осуществляемых мероприятий НТП за расчетный период; З т - стоимостная оценка затрат на осуществление мероприятий НТП за расчетный период.

Стоимостная оценка результата за расчетный период (Р/ определяется:

Р, = 1Р,х?„

где Р - стоимостная оценка результата в году t расчетного периода; / н - начальный год расчетного периода; t к - конечный год расчетного периода; ^ - коэффициент приведения разновременных затрат и результатов к расчетному году Л При этом за начальный период (г) принимается год начала финансирования; конечный год расчетного периода (/) определяется

моментом завершения всего жизненного цикла мероприятии научно-технического прогресса.

Конечный год расчетного периода может определяться плановыми (нормативными) сроками обновления продукции.

Стоимостная оценка результата определяется как сумма основных и сопутствующих результатов, т.е.

При этом отдельно учитывается результат по основным фондам, по предметам труда.

Стоимостная оценка сопутствующих результатов рассчитывается следующим образом:

где /? 7 - величина отдельного результата в натуральном измерении с учетом масштаба его внедрения в году я 7 - стоимостная оценка единицы отдельного результата в году V, п - число показателей, учитываемых при определении воздействия предприятия на окружающую среду и социальную сферу.

Стоимостная оценка сопутствующих результатов может включать и дополнительные экономические показатели, которые обычно применяются в различных отраслях народного хозяйства.

Социальные и экономические результаты мероприятий по внедрению достижений научно-технического прогресса определяются путем сравнения достигнутых результатов и плановых (нормативных) отклонений. Наиболее распространенными методами экономической оценки сопутствующих результатов являются:

  • 1. Метод прямого счета используется тогда, когда сопутствующие результаты могут быть непосредственно выражены в денежной форме (экономия ресурсов: замена меди пластмассой, внедрение автоматизации и т.п.).
  • 2. Метод косвенной оценки влияния социальных результатов на экономический результат производства применяется, когда можно установить влияние социальных факторов непосредственно на производство, т.е. определить экономический результат, например, через рост производительности труда, увеличение полезного фонда времени и т.п.
  • 3. Метод определения предотвращенного ущерба применяется, когда можно подсчитать непонесенные убытки (оценка экологических последствий загрязнения окружающей среды).
  • 4. Нормативный метод предусматривает определение стоимостных оценок сопутствующих результатов через систему экономических нормативов, установленных органами управления различных уровней - федеральными, региональными и местными (например, лимит сброса загрязняющих веществ и др.).

В экономической литературе рассматриваются различные виды эффективности проектов капитальных вложений . Так, выделяются общественная, коммерческая и бюджетная эффективность. Эти понятия имеют следующее содержание.

Общественная эффективность характеризуется системой показателей, отражающих социально-экономические результаты реализации данного проекта, воздействующие на жизнь всего общества .

Коммерческая эффективность характеризуется системой показателей, дающих возможность установить целесообразность осуществления данного проекта с позиций инвестора.

Бюджетная эффективность проекта капитальных вложений характеризуется системой показателей, выражающих целесообразность осуществления этого проекта с позиций бюджетов различных уровней. Понятие бюджетной эффективности используется в том случае, когда проектом предусматривается использование средств бюджетов для финансирования капитальных вложений.

В процессе проведения анализа необходимо проверить обоснованность сумм, направляемых на финансирование капитальных вложений, их фактическое использование, а также целесообразность и эффективность осуществления конкретных мероприятий за счет определенных источников средств.

В результате анализа влияния осуществляемых капитальных вложений на эффективность основной (производственной), финансовой и инвестиционной деятельности организации определяется, какое воздействие оказали реализуемые проекты на следующие показатели:

    на повышение объема , качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции ;

    на повышение финансовых результатов деятельности организации (увеличение прибыли и снижение убытков) за счет снижения себестоимости выпускаемой продукции вследствие экономии материальных, трудовых и финансовых затрат, а также уменьшения затрат на амортизацию и других расходов;

    на укрепление финансового состояния анализируемой организации.

Следовательно, при проведении анализа влияния осуществляемых капитальных вложений (в том числе научно-технических мероприятий) на эффективность деятельности организации необходимо установить, каким образом изменяются как обобщающие, так и частные показатели деятельности организации за счет общего действия всех факторов, а также каждого фактора в отдельности.

Рассмотрим порядок проведения такого анализа на примере показателясебестоимости продукции .

Величина снижения себестоимости продукции в целом по данной организации равняется сумме изменений этого показателя, имевших место за счет влияния различных технико-экономических факторов, в том числе и за счет научно-технических мероприятий, проводимых за счет капитальных вложений.

Следовательно, для того, чтобы определить величину снижения себестоимости, отражающую повышение эффективности производства, за счет проведения научно-технических мероприятий в порядке капитальных вложений, следует определить экономию от снижения себестоимости в разрезе отдельных видов затрат, полученную за счет влияния отдельных технико-экономических факторов, и полученные результаты разделить на расчетную себестоимость продукции.

Так, для определения влияния совокупности научно-технических мероприятий, осуществляемых в порядке капитальных вложений, которые относительно уменьшили затраты на оплату труда, на общую величину снижения себестоимости продукции, следует относительную экономию по фонду заработной платы , полученную за счет внедрения рассматриваемых мероприятий, разделить на расчетную себестоимость продукции:

СС = СФот / СР · 100% ,

    СС - величина снижения себестоимости продукции, выраженная в процентах;

    СФот - величина относительной экономии (снижения) фонда оплаты труда (заработной платы), полученная за счет внедрения научно-технических мероприятий в порядке капитальных вложений;

    СР - величина расчетной себестоимости выпускаемой продукции.

Аналогичным образом можно определить влияние совокупности научно-технических мероприятий, осуществляемых в порядке капитальных вложений, которые относительно уменьшили другие виды затрат (материальные затраты, амортизацию и др.) на общую величину снижения себестоимости продукции.

Исходя из этого, величина общего изменения себестоимости выпускаемой продукции должна равняться сумме её изменений под влиянием осуществленных мероприятий в порядке капитальных вложений, воздействующих на различные элементы себестоимости.

Снижение себестоимости продукции (работ, услуг) является важнейшим резервом увеличения прибыли анализируемой организации. Следовательно, увеличение прибыли за счет осуществления научно-технических мероприятий в порядке реализации проектов капитальных вложений, направленных на увеличение эффективности расходования средств на оплату труда, материальных затрат, затрат на амортизацию и других расходов, можно определить на основе величины экономии этих затрат, умноженной на коэффициент рентабельности продукции в базисном периоде.

Эконом и ческая эффект и вность капит а льных влож е ний, показатель, характеризующий планомерные связи и количественные соотношения между затратами социалистического общества на расширение и простое воспроизводство основных фондов и получаемыми от этого результатами. Непосредственный результат капитальных вложений - ввод в действие производственных мощностей и непроизводственных объектов, конечный результат - прирост продукции и материальных услуг, а в целом - приростнационального дохода . Разработанные советскими экономистами теория и методы определения Э. э. к. в. обосновывают выбор оптимальных вариантов капиталовложений на стадиях перспективного и текущего планирования и проектирования, а также непосредственно в процессе управления предприятиями (объединениями), отраслями и комплексными целевыми программами развития экономики.

Эффект (результат) производств. капитальных вложений в масштабе народного хозяйства, его отраслей, а также отдельных подотраслей, где налажен соответственный учёт, проявляется в росте продукции валовой и конечной, а также чистой (т. е. национального дохода) в стоимостном и натуральном выражении; эффективность же измеряется отношением результата (продукции) к вызвавшим его затратам (вложениям). В тех отраслях и подотраслях, а также на предприятиях (объединениях), где чистая продукция (национальный доход) не исчисляется, в качестве показателя эффекта используется прибыль , а эффективность принимается как отношение прибыли к стоимости фондов или отношение прироста прибыли к приросту стоимости фондов (или капитальных вложений). Количественно этот показатель не отражает всей Э. э. к. в., т.к. не включает значительной части чистого продукта (заработную плату, общественные фонды потребления), но позволяет судить о её динамике.

Эффект непроизводственных капитальных вложений выражается в росте услуг, удовлетворяющих непроизводственные социально-культурные потребности (жилищные, бытовые, образование, здравоохранение), а эффективность измеряется отношением натуральных результатов (площадь жилых домов, число мест в школах, число коек в больницах и т.п.) к затратам (вложениям).

Определение абсолютной (общей) эффективности капитальных вложений (отношения эффекта к затратам) имеет большое значение для планирования воспроизводства общественного продукта и его анализа, особенно в связи с задачей повышения эффективности общественного производства в условиях полной занятости рабочей силы и растущего использования природных ресурсов (см. Экономическая эффективность социалистического производства ). По отраслям и предприятиям используются показателифондоотдачи или фондоёмкости , которые сопоставляются с показателями себестоимости продукции. Рост фондоёмкости (или снижение фондоотдачи) может компенсироваться снижением текущих затрат и окупаться в течение нормативного срока. В этом и заключается проблема окупаемости капитальных вложений .

Э. э. к. в., как производственных, так и непроизводственных, зависит в большой мере от снижения фактических затрат на строительство, повышения его качества, сокращения сроков строительства, степени освоения производственных мощностей и достижения проектных экономических показателей.

Различаются плановая и фактическая эффективность капитальных вложений. Плановая - задаётся планом исходя из возможностей использования внутренних ресурсов производства, повышения производительности труда, снижения материалоёмкости и фондоёмкости продукции, а также достижений технического прогресса и увеличения масштабов производства. Величина плановой эффективности определяется из соотношения планового эффекта и затрат. Фактическая - определяется сопоставлением отчётных данных о затратах с данными об эффекте по народному хозяйству, по отраслям и предприятиям.

Сравнительная Э. э. к. в. применяется для выбора наилучшего из возможных плановых и проектных вариантов капитальных вложений, имеющих целью осуществление поставленной народно-хозяйственной задачи по производству продукта для удовлетворения данной потребности. Для этого сопоставляются по вариантам капитальные вложения и текущие затраты и выбирается вариант, наилучший по срокам окупаемости или по приведённым затратам . Для расчётов сравнительной эффективности большое значение имеет правильное определение нормативного коэффициента эффективности (величина, обратная нормативному сроку окупаемости). Норматив сравнительной эффективности используется для приведения капитальных вложений к годовой размерности и суммирования с текущими затратами. Он устанавливается на уровне той минимально допустимой экономии текущих затрат или прибыли по отношению к вложениям, при которой данное вложение признаётся целесообразным для осуществления. Согласно Типовой методике определения эффективности капитальных вложений, нормативный коэффициент сравнительной эффективности по народному хозяйству может быть корректирован в отраслевых инструкциях по определению эффективности с учётом особенностей отраслей и районов (различия в заработной плате, техническом составе фондов, косвенном народно-хозяйственном эффекте, климатических условиях и т.д.).

Для приведения разновременных затрат к единому сроку в Типовой методике предусмотрено дисконтирование по сложным процентам. Норматив дисконтирования отражает среднее по народному хозяйству накопление по отношению к производственным фондам и находится поэтому в соответствии с темпом роста общественного производства. Капитальное вложение к концу 1-го года вместе с приростом превращается в К (1 + В ); эта величина, вложенная вновь, к концу 2-го года превращается в К (1 + В )(1 + В ) или К (1 +В ) 2 , а к концу n- го года - в К (1+ В ) n.

Отсюда видно, что вложение n- го года может быть приведено к начальному путём деления на (1+В ) n или умножения на коэффициент . Этот приём дисконтирования позволяет соизмерить разновременные вложения, сравнить и суммировать их, признав оптимальным тот вариант, согласно которому сумма приведённых капитальных вложений и текущих затрат получается при прочих равных условиях наименьшей 3 .