Основные направления формирования бюджетной политики государства. Бюджетная политика российской федерации

Бюджетная политика – совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной и исполнительной власти, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой путей их исполнения в интересах граждан, общества и государства.

Бюджетная политика является составной частью финансовой политики государства, ее особенность заключается в экономической и социальной направленности. Целью бюджетной политики является определение приоритетов социально-экономического развития страны на определенный период времени.

Этапы формирования бюджетной политики:

1. Определение концептуальных основ развития бюджета. Установление его роли в общественном воспроизводстве на соответствующем временном этапе.

2. Формирование цели и задач бюджетной политики.

3. Разработка конкретных путей реализации поставленной цели и задач.

Функциональный аспект включает в себя: политику в области формирования доходов бюджета (фискальная политика), политика в области исполнения расходных обязательств, политика в области обеспечения сбалансированности бюджета, политика эффективного управления государственным и муниципальным долгом, политика в области межбюджетных отношений.

Временной аспект включает в себя бюджетную стратегию (рассчитана на перспективу) и бюджетную тактику (ориентирована на проведение мероприятий в конкретным финансовом периоде).

Основные цели и задачи бюджетной политики по реализации бюджетной стратегии определяются в документах, например в стратегиях социально-экономического развития, концепциях, прогнозах. В частности 17 ноября 2008 года постановлением правительства была утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.» Цель концепций определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого роста благосостояния граждан, обеспечения национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепление позиций РФ в мире. Основная задача бюджетной стратегии увязка проводимой бюджетной политики как с задачами по обеспечению долгосрочного роста экономики так и повышения уровня жизни населения. В этих документах определяются конкретные целевые показатели этой политики, они ориентированы на:

1. Обеспечение стабильного курса национальной валюты.

2. Поддержание социально-экономической стабильности.

3. Повышение результативности бюджетных расходов

Цель и задачи бюджетной тактики на среднесрочную и краткосрочную перспективу определяется как в общих документах (среднесрочный прогноз социально-экономического развития РФ), так и в специальных документах (в ежегодном бюджетном послании президента). Бюджетное послание направляется Федеральному собранию и является ориентиром при разработке бюджета.

Бюджетная политика реализуется посредством бюджетного права и бюджетного механизма: финансовыми и налоговыми органами, контрольно-счетными органами, финансово-кредитными органами.

11 июля 2018 года Министерство финансов опубликовало новый Проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики. В рамках этого документа власть будет осуществлять экономическое регулирование в 2019 году, а также в плановый период с 2020 по 2021 год. Так о чем же говорится в Проекте, и каких изменений следует ожидать россиянам?

База для преобразований

Первая часть документа – это перечисление тех итогов и результатов, которых уже удалось добиться благодаря бюджетной политике 2017-2018 годов. Здесь говорится, что планомерные действия правительства обеспечили стране:

  1. Формирование устойчивой экономической среды, которая отличается стабильностью даже в условиях постоянных изменений цен на нефть. Константными остаются не только налоговые и неналоговые условия, но и показатели инфляции.
  2. Создание конкурентного пространства, в котором отсутствуют барьеры для раскрытия личности и, наоборот, наличествуют перспективы для развития человеческого капитала.

Властям удалось выработать многообещающую траекторию экономического роста, характеризующуюся:

  • повышением валового внутреннего продукта;
  • расширением спектра динамично развивающихся сфер;
  • восстановлением системы инвестиционных вложений;
  • стабилизацией заработных плат населения;
  • рентабельностью отечественной промышленности, что выражается в активном экспорте продукции.

Будущие планы

В Проекте отмечается, что внешнеэкономические условия 2019, 2020 и 2021 года могут оказаться крайне нестабильными и даже неблагоприятными, – например, в том случае, если США ужесточат санкции в отношении Ирана, что приведет к дисбалансу на международном рынке нефти, и, возможно, к обвалу цен. Именно поэтому основные направления бюджетной политики России будут сконцентрированы вокруг внутренних структурных реформ, которые позволят снизить зависимость от внешних факторов.

Какой окажется экономика: прогнозы

Ожидается, что в 2019 году темпы экономического роста замедлятся – снизится не только инвестиционная активность, но и потребительский спрос, и показатели роста реальных заработных плат (с ожидаемых 6,3% к концу этого года до менее 1% в следующем). Станет ниже и норма сбережения, т.е. люди начнут сильнее урезать собственные потребительские расходы, – это значение упадет с 3,5% в настоящем году до 2,6% в 2019 году. Однако министры прогнозируют адаптацию экономики к непростым условиям уже к 2020 году, чему поспособствует:

  • перераспределение средств государственного бюджета;
  • привлечение в бизнес инвесторов (долю инвестиций в ВВП планируется поднять с нынешнего 21,5% до 25%);
  • создание условий для развития частного предпринимательства.

Последнее будет достигнуто путем разработки стабильной и необременительной налоговой и тарифной политики на ближайшие 6 лет (т.н. «донастройка»), а также системы стимулирующего банковского регулирования. Само государство перестанет жестко контролировать малый и средний бизнес, предоставив их участникам больше свободы для ведения дел.

Изменения налогового законодательства

В 2019 году власти собираются принять новую редакцию Бюджетного кодекса (БК). В целях смягчения налогового обложения на бизнес-сектор НДС для потребителей планируется поднять с 18% до 20%, а тариф страховых взносов для работодателей оставить неизменным – 30%.

Для льготников и социально незащищенных категорий населения НДС на жизненно важные товары и услуги первой необходимости останется таким же, как и сейчас. Помимо этого изменения могут коснуться:

Наименование Что произойдет
Налог на движимое имущество Возможна отмена
Процесс возмещения НДС экспортерам Станет более быстрым
Инвестиционный налоговый вычет Впредь ИНВ смогут применять все члены Консолидированной группы налогоплательщиков
Расширится сфера использования ИНВ на компенсацию затрат у тех людей, которые осуществляют деятельность в рамках договора о комплексном освоении территории (возведение объектов строительной, социальной или транспортной инфраструктуры)
Налог на профессиональные доходы (пилотный проект в 4 субъектах с 2019 года) Его понадобится платить самозанятым людям, которые не зарегистрированы как ЮЛ или ИП (например, няням, репетиторам и др.). Сумма может составить 3-6% от заработной платы
Тарифы страховых взносов для резидентов Территории опережающего социально-экономического развития в Дальневосточном округе РФ и для резидентов Свободного порта Владивостока Будут полагаться льготы и преференции в том случае, если резиденты откроют здесь новые предприятия до 31 декабря 2025 года
Нефтяная отрасль С 1 января 2019 года появится новый тестовый налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД). Его апробация пройдет лишь в некоторых регионах. При этом вывозная таможенная пошлина и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) окажутся снижены.
Транспортировка нефти С 1 января 2019 года до 2024 года будет постепенно снижаться экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты (т.н. «завершение нефтегазового налогового маневра») – с 30% до 0%. При этом НДПИ вырастет пропорционально сниженному значению.
будут предложены особые виды компенсаций – это отрицательный акциз (для НПЗ, выпускающих бензин) и т.н. «плавающий» акциз, которые частично возместят предприятиям операционные издержки и поддержат нефтяной рынок в целом.
Налогообложение на недвижимое имущество физических лиц Будет продолжен переход на взносы, рассчитываемые из кадастровой стоимости объектов

Создание конкурентной среды

Власти продолжат формировать открытое пространство для ведения честной предпринимательской деятельности. Главный приоритет этого направления – повсеместное внедрение цифровых источников хранения и обработки информации и, в частности, создание единой информационной базы налоговых и таможенных органов.

Недавно открывшимся компания и фирмам будет предложена льгота под названием «старт за 0», – если заявление о регистрации ИП или ЮЛ будет подано в электронном формате, платить пошлину за него не понадобится. Так власти планируют поддержать начинающие организации.

Впредь в вопросе спонсорства и государственной помощи приоритет получат национальные проекты. Для этих целей будет использоваться сбережения Фонда развития инфраструктуры, который появится в 2019 году. Финансирование и поддержка ключевых разработок будет вестись федеральными и региональными властями вместе. Чтобы субъекты были заинтересованы в максимальном раскрытии собственных экономических потенциалов, федеральные власти предоставят им возможность получать ежегодные гранты в размере 20 000 000 000 рублей за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала.

Как депутаты принимали бюджет на 2019-2020 год: видео

  • 6. Основные финансовые показатели деятельности организации, их оценка
  • 8. Инвестиции, инвестиционная деятельность организации.
  • 9. Состав и структура денежного оборота организации. Виды денежных потоков и методы анализа и управления.
  • 10. Система бюджетирования как метод финансового планирования в организации.
  • 12. Классификация ценных бумаг и методика расчета их доходности.
  • 13.Формирование, планирование и использование выручки организации.
  • 14.Методы планирования и прогнозирования денежных потоков предприятий.
  • 15. Способы привлечения предприятиями средств с финансового рынка.
  • 16. Организация контрольно-аналитической работы на предприятии и оценка ее эффективности
  • 18. Теория дивидендов и виды дивидендной политики. Порядок и формы выплаты дивидендов в рф.
  • 19. Отечественные и зарубежные модели планирования и прогнозирования финансового состояния организации
  • 20. Основные плановые финансовые документы в организациях: их характеристика, взаимосвязь и порядок разработки.
  • 21. Оборотный капитал, его состав и структура. Методы управления оборотным капиталом организации
  • 22. Финансовые риски организации: способы оценки и методы управления ими.
  • 23. Состав и структура издержек организации. Планирование издержек в соответствии с законодательством.
  • 25. Распределение и использование прибыли организации, методы максимизации чистой прибыли.
  • 27. Инвестиционный проект: его сущность, основные характеристики и методы финансовой оценки.
  • 28. Прибыль организации, ее формирование и использование. Методы планирования прибыли в организации.
  • 29. Финансовый лизинг и его роль в деятельности предприятий. Лизинговые платежи.
  • 30. Финансовый план организации: его содержание, порядок составления и методика расчета показателей.
  • 31. Финансовая несостоятельность (банкротство): понятие, признаки, виды, процедуры.
  • 32. Меры по восстановлению платежеспособности предприятия-должника, предусмотренные фз «о несостоятельности (банкротстве)».
  • 33. Виды, формы и методы финансового контроля.
  • 34. Современная банковская система рф и перспективы ее развития до 2015 г.
  • 35. Организационно-правовые формы, функции и принципы деятельности коммерческих банков. Банковские операции и сделки.
  • 36. Основные инструменты денежно-кредитного регулирования экономики.
  • 37. Центральный Банк России: его задачи, цели, функции и операции.
  • 38. Инкассовая форма безналичных расчетов: сущность и схема документооборота.
  • 39. Организация расчетов платежными поручениями и сфера их применения.
  • Покупатель
  • Поставщик
  • Банк поставщика
  • 40. Вексель, его обращение и использование в безналичных расчетах.
  • 41. Классификация ссуд коммерческих банков. Основные способы их выдачи и погашения.
  • 42. Организация кредитования банками потребительских нужд населения.
  • 43. Кассовое обслуживание предприятий организаций и организаций банками.
  • 44. Экономическая природа и классификация ценных бумаг, порядок их эмиссии и размещения.
  • 45. Сущность и виды денежных систем. Характеристика денежной системы России.
  • 46. Финансовая система России: структура, тенденции изменения и развития.
  • 47. Финансы как экономическая категория, их сущность и функции.
  • 48. Основные направления бюджетной политики рф.
  • 49. Принципы построения и назначение бюджетной классификации рф.
  • 50. Структура доходов и расходов федерального бюджета.
  • 51. Бюджетная система рф и принципы ее построения.
  • 52. Бюджетный процесс, его сущность и стадии бюджетного планирования.
  • 53. Сущность и социально-экономическое назначение внебюджетных государственных фондов.
  • 54. Государственный долг; понятие, виды, характеристика и методы управления.
  • 55. Экономическое содержание налогов, их классификация и функции.
  • 56. Основные принципы налогообложения в рф, права и обязанности налогоплательщиков.
  • 57. Понятие и принципы бюджетного федерализма. Система трансфертов.
  • 58. Социально-экономическая сущность страхования и его роль в рыночной экономике.
  • 59. Развитие страхового рынка в России. Основные виды и формы страхования.
  • 60. Понятие и классификация имущественного страхования.
  • 61. Формы, виды и роль кредита в рыночной экономике
  • 48. Основные направления бюджетной политики рф.

    Бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

    Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.

    Исходя из этого, необходимо решение следующих задач.

    Первое. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. Уже в предыдущем бюджетном послании ставилась задача ограничения и последовательного снижения размеров дефицита. Она остается актуальной, тем более в условиях, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления.

    Второе. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.

    Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной политики, а также оценка всех длящихся расходных обязательств.

    Предстоит трезво оценить приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальными возможностями. Только комплексный подход к принятию стратегических решений, в полной мере учитывающий уроки кризиса, новые внутренние и внешние условия развития российской экономики, позволит перераспределить ресурсы в пользу эффективных направлений государственной политики.

    В кризисный период задача составления долгосрочных планов финансового развития отошла на второй план. С нормализацией экономической жизни следует вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития, которые должны предусматривать в том числе и сценарии возможного повторного ухудшения экономической конъюнктуры.

    Для разработки долгосрочной бюджетной стратегии потребуется расширение горизонта и повышение надежности экономических прогнозов, которые должны быть основаны на разумных оценках конъюнктурных параметров и макроэкономических показателей, зависящих от бюджетных расходов.

    Третье. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.

    Правительство Российской Федерации работает над созданием комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления. Эти вопросы нашли отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.

    На повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг нацелены изменения в правовом положении государственных и муниципальных учреждений (соответствующий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г. с переходным периодом до 1 июля 2012 г.).

    Практическая реализация этих решений позволит, наконец, уйти от платы только за сам факт существования учреждения, вне зависимости от результатов его работы.

    Правительство Российской Федерации, региональные и местные администрации обязаны обеспечить планомерное введение новых принципов деятельности государственных и муниципальных учреждений, ее реальную отдачу для граждан.

    Четвертое. Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций.

    Нужно начинать работу по постепенному сворачиванию вынужденных антикризисных мер. В период кризиса государство оказало серьезную поддержку многим отраслям экономики и конкретным предприятиям, различные меры этой поддержки продолжают осуществляться и сегодня. Однако государственная поддержка на прежних льготных условиях не может предоставляться длительное время.

    Государство не должно подменять собой частный сектор или выбирать за него перспективные направления развития. Учитывая это, предпочтительной формой поддержки должно стать софинансирование тех или иных проектов либо стимулирование видов деятельности, способствующих модернизации, в рамках государственно-частного партнерства.

    В ближайшие три года необходимо обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций, в том числе путем обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров.

    Проектный подход к реализации модернизационной стратегии должен найти отражение в деятельности инновационного центра «Сколково», в отношении которого необходимо в кратчайшие сроки обеспечить создание особого правового режима осуществления научной, предпринимательской и иной деятельности, максимально облегчающего условия реализации инновационных разработок для участников этого проекта.

    В то же время поддержка инноваций не должна ограничиваться осуществлением отдельных проектов. Каждая государственная программа должна соответствовать требованиям к созданию инновационной среды, включая развитие человеческого капитала, формирование государственного спроса на инновационную продукцию, улучшение инвестиционного климата.

    Необходимо повысить эффективность использования государственных инвестиций. Наряду с задачами, за решение которых полностью отвечает государство, они должны стать катализатором для вложения средств частного сектора в те сферы и проекты, где одновременно с использованием бюджетных средств возможно и целесообразно привлечение внебюджетных ресурсов. При этом стоит более интенсивно использовать механизмы государственно-частного партнерства.

    Следует активнее проводить приватизацию федерального имущества, в том числе за счет крупных инвестиционно привлекательных компаний. Цель состоит не только в увеличении поступления средств в бюджет, но и в обеспечении поддержки конкуренции и благоприятного инвестиционного климата, без которых не приходится рассчитывать на масштабные улучшения в области модернизации и инновационного развития экономики.

    Для повышения конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке необходимо активно использовать потенциал торговых представительств, совершенствовать систему предоставления экспортного кредитования, экспортного страхования и государственных гарантий. В первую очередь это касается экспорта продукции высокотехнологичных отраслей, атомного и энергетического машиностроения, а также военной техники.

    Пятое. Повышение качества человеческого капитала.

    Никакая модернизация не возможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без качественного образования и постоянного профессионального обучения.

    Необходимо стремиться к росту научного потенциала нашей страны, накоплению объектов интеллектуальной собственности, обеспечению в этих целях преемственности поколений в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечения и закрепления в ней молодежи.

    Бюджетная политика - представляет собой широкий комплекс мер, направленный на регулирование государственных расходов и доходов, их распределение по уровням власти и управление государственным внутренним и внешним долгом. В связи с чем, бюджетная политика включает в себя несколько направлений, характеризующих различные аспекты деятельности государства при ее реализации.

    Бюджетную политику можно классифицировать по следующим направлениям.

    Классификация БП

    1. По масштабности целей и временному аспекту их реализации различают:

    Бюджетную стратегию – наиболее общие, масштабные цели в области налогов и бюджета, рассчитанные на долгосрочный период (сейчас до 2023 года). Разрабатывается МинФином, Правительством и ФНС.

    Бюджетную тактику – процесс текущего исполнения бюджета (как денежного фонда) по доходам и расходам.. Ее реализует Федеральное Казначейство. Все бюджеты составляются на 3 года (среднесрочный горизонт планирования).

    2. По результатам воздействия на экономику (и социальную сферу) различают:

    Стимулирующую БП (направлена на стимулирование деловой активности, а за счет этого – на расширение платежеспособного спроса за счет оставления большей части НД на развитие или за счет непосредственных вливаний)

    Сдерживающая (комплекс регрессивных мер, направленных на ограничение темпа роста инфляции, сдерживание госдолга и т.д. В чистом виде не проводится, или в течение очень короткого периода, т.к. ведет к спаду. Поэтому снижение госрасходов не самая популярная мера. Чаще – полный отказ от внешних заимствований.)

    Комбинированная

    3. По функциональному назначению выделяют:

    Политика в области доходов . (налоговая, политика в области управления гос. И муниципальной собственностью, политика в области доходов от ВЭД) Цели этой БП:

    Регулирование объема доходов, остающихся в финансовой системе (регулирующая функция). Н-р, путем снижения вычетов, налогов, ставок, льгот, возвратов.

    Обеспечение необходимых объемов ресурсов для финансирования программ (фискальная функция)

    Политика в области расходов. ;(политика в социальной сфере, политика в области обороны и безопасности, политика в области нац. Экономики и жилья, политика в области общегосударственных вопросов). Цели:

    Безусловное финансирование государственных полномочий

    Регулирование темпов социально-экономического развития

    Политика в области финансирования дефицита и управления госдолгом( политика в области источников финансирования, политика в области внутреннего долга, политика в сфере внешнего долга)

    Цели: Сбалансированность бюджета, Создание резервов страховых фондов, Замещение налоговых изъятий

    Политика в области межбюджетных полномочий ( политика в сфере разграничения расходов, политика в сфере разграничения доходов, предоставление межбюджетных трансфертов)

    Цели: Обеспечение автономного функционирования бюджета каждого уровня

    Обеспечение сбалансированности всей бюджетной системы

    Основными целями бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу являются:

    1) укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости;

    2) разработка долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2030 года;

    3) определение параметров развития пенсионной системы;

    4) обеспечение условий для формирования и исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2014 - 2016 годы в программном формате;

    5) создание условий для оказания качественных государственных услуг;

    6) разработка и реализация нового этапа развития межбюджетных отношений;

    7) совершенствование системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации;

    8) обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.

    Основные социальные приоритеты бюджетной политики в 2013 - 2015 годах:

    • безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения (с учетом изменений законодательства РФ, направленных на повышение адресности предоставления социальной помощи, применение принципа оценки нуждаемости при установлении мер социальной поддержки);
    • обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ и дальнейшего развития пенсионной системы;
    • обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения, культуры с учетом определения объема гарантированных государственных (муниципальных) услуг в данных сферах и формирования единых нормативных затрат на их оказание, а также вступления в силу положений Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
    • обеспечение реализации первоочередных задач социальной сферы, поставленных в указах Президента РФ "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", "О мерах по реализации демографической политики".

    Наибольший вес в общем объеме расходов федерального бюджета имеют бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств в сферах национальной безопасности и обеспечения обороноспособности, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации, а также социальной политики с учетом мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

    Ярко выраженный милитаристский характер. Расходы на национальную оборону и безопасность в процентном соотношении к общим расходам бюджета за 4 года вырастут с 29,1 % до 32,2 %, в то время как расходы на образование и здравоохранение уменьшатся с 9,2 % до 6,2 %, расходы на социальную политику уменьшатся с почти 31 % до 27 %, а национальная экономика вообще подвергнется забвению, расходы на неё уменьшаться с 13,8 % до 10,6 %. В количественном выражении рост расходов за 4 года на национальную оборону и безопасность на 33,2 %, а на расходы на образование и здравоохранение за 4 года, не то чтобы вырастут, а уменьшаться даже в количественном выражении на 18,3 %

    Принципы построения бюджетной системы в России.

    Бюджетная система – совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны в соответствии с бюджетным устройством государства.

    В Российской Федерации бюджетная система включает в себя следующие уровни:

     федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

     бюджеты субъектов РФ и бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов;

     местные бюджеты, в том числе:

    Бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения;

    Бюджеты городских и сельских поселений.

    Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (областных,окружных, республиканских, краевых), местных бюджетов (городских, районных, сельских, поселковых) и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

    В целях обеспечения единства подходов в организации бюджетного процесса на разных уровнях, достижения устойчивости и эффективности системы, Бюджетным кодексом определено, что бюджетная система основана на следующих принципах:

    Единства бюджетной системы Российской Федерации: единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации и санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ;

    Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ: закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, расходов бюджетов и источников финансирования дефицитов;

    Самостоятельности бюджетов: право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно организовывать бюджетный процесс, обеспечивать сбалансированность бюджетов и добиваться эффективности использования бюджетных средств;

    Равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований:

    определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями;

    Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов:

    все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах;

    Сбалансированности бюджета: объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита;

    Результативности и эффективности использования бюджетных средств:

    при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

    Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов: расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета;

    Прозрачности (открытости): опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов;

    Достоверности бюджета: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

    Адресности и целевого характера бюджетных средств: бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования;

    Подведомственности расходов бюджетов: получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся;

    Единства кассы: зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

    Бюджетная политика – ее основой являются стратегические решения, направленные на решение социальных вопросов государства. Именно она определяет те размеры финансовых ресурсов, которые необходимы стране для того, чтобы за счет средств государственной казны обеспечивать программы, направленные на развитие экономики, социальные программы.

    Основные принципы

    Главными целями, которые стоят перед экспертами, разрабатывающими план финансового развития государства на ближайшие годы, является обеспечение наполняемости казны средствами, назначение приоритетных направлений их использования.

    Главные принципы:

    Главные направления

    Направлениями, ставшими главными в бюджетной политике России на 2016 2018 является проведение реформ, мер, позволяющих:

    • укрепить межбюджетные связи;
    • обеспечить стабильность связей межбюджетных отношений;
    • осуществить повышение доходности казны;
    • гарантировать поддержку экономики страны путем реализации мер, направленных на улучшение налоговой, кредитной дисциплины.

    Задачи на 2016-2018 год:

    1. Стабильность экономики: снижение уровня дефицита казны, принятие мер, направленных на снижение инфляции.
    2. Комплексный подход к разработке стратегических решений, реализация которых позволит стабилизировать экономику в условиях кризиса позволяет обеспечить эффективное распределение ресурсов, выбрать правильные пути направления развития государства. Стабилизация экономики позволит вернуться к разработке планов, предусмотреть повторное ухудшение экономической ситуации.
    3. Разработка инструментов, направленных на поддержку инноваций. Бюджетная политика 2016 2018 должна обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для инвестиций. Мерами, которые позволят создать благоприятную среду для инвестирования, являются обеспечение макроэкономической стабильности, создание условий на рынке, где гарантированно будут защищены права собственности, конкуренция, у потенциальных инвесторов не будет для осуществления деятельности административных барьеров.

    Приоритетными направлениями на 2018 год являются:

    • поддержка деятельности новых предприятий;
    • инвестирование в налоговую сферу;
    • разработка и реализация налоговых мер, направленных на преодоление последствий кризиса;
    • принятие мер, направленных на поддержку представителей среднего и малого бизнеса.

    Изменения в налоговой сфере

    Налоговая сфера, главным ее направлением является разработка мер, направленных на повышение объема поступлений в бюджет. Планом предусмотрено повышение заработной платы работникам до среднего показателя по отрасли. Кроме того, планом предусмотрен ряд мер, реализация которых позволит вывести из тени заработные платы, сократить размер задолженности по выплатам зарплаты, повысить наполняемостью бюджета от поступления средств в виде налогов.

    Основными задачами налоговой политики является:

    • разработка и реализация мер, направленных на улучшение системы контроля налогов, поступающих в казну;
    • обеспечение планомерного повышения уровня заработных плат в регионах, повышение уровня благосостояния населения страны;
    • выведение из тени бизнеса, легализация предпринимательской деятельности и, как следствие, повышение уровня наполняемости бюджета;
    • принятие мер, направленных на борьбу с укрывательством доходов и нежеланием населения платить налоги.

    Главные направления бюджетной политики, разработанной на 2016-2018 годы, основываются на тех прогнозах, которые были сделаны ведущими эксперты, и обеспечивают стабилизацию экономической ситуации, планомерное повышение уровня доходов населения как в отдельных регионах, так и в государстве в целом.

    Можно выделить следующие цели в предстоящих 2016 2018 годах:

    • обеспечение эффективной и сбалансированной работы системы финансирования регионов;
    • снижение размера финансирования тех отраслей, которые перестали приносить доходы;
    • обеспечение финансирования в необходимом объеме медицинских, образовательных государственных учреждений;
    • поиск новых решений, реализация которых позволит повысить эффективность управления государственными средствами;
    • создание системы, обеспечивающей эффективное распределение средств бюджета.

    Одной из задач властей, согласно разработанной бюджетной политике, является уменьшение размера расходов на обеспечение тех отраслей, которые перестали приносить доходы и перенаправление средств на финансирование предприятий, деятельность каких приносит реальные доходы.

    Для реализации тех мер, которые были разработаны планом экономического развития страны и бюджетной политикой, важно постоянно находить пути совершенствования существующих механизмов обеспечения, применять новые рычаги влияния на работу государственных предприятий. В планах на ближайшее будущее:

    • внедрение эффективной системы контроля по планированию деятельности предприятий;
    • обеспечение контроля качества предоставления муниципальными предприятиями платных услуг;
    • введение единого электронного бюджета.

    С введением электронного бюджета повышается эффективность контроля расходов и наполнения бюджета, который будет учитывать все источники получения дохода.

    В 2018 году запланировано решение проблем финансирования из бюджета образовательных структур. Согласно бюджетной программе все расходы образовательных учреждений будут покрываться за счет бюджетных средств. Кроме того, предусмотрено погашение за счет бюджетных средств задолженности таких организаций. Однако процесс погашения долгов будет проходить постепенно.

    Одной из острых проблем, решить которую должны разработанные меры, является обеспечение высоких результатов работы всех государственных органов, снижение уровня расходов на их содержание, что позволит сократить размер дефицита государственного бюджета. Реализация таких мер позволит не только обеспечить достойную жизнь населению страны и постепенно увеличивать размер ежемесячно выплачиваемой заработной платы.

    Денежная политика государства разрабатывается на три ближайших года.