Методические рекомендации по проведению аудиторской проверки. Отраслевые нормативные документы и материалы, методические рекомендации по проведению аудиторской проверки

В Российской Федерации система нормативного регулирования аудиторской деятельности состоит из пяти уровней.

К первому уровню относится Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ, который призван регулировать аудиторскую деятельность в Российской Федерации. В нем содержится понятие и основные принципы аудита, порядок осуществления аудиторской деятельности, объекты и субъекты аудиторской проверки, порядок государственного регулирования, аттестации, лицензирования и стандартизации аудиторской деятельности, права, обязанности и ответственность аудиторов и их клиентов

К документам второго уровня относятся указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации

В качестве документов третьего уровня можно рассматривать правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита.

Четвертый уровень охватывает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Пятый уровень -- внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими организациями на базе практики аудита.

Нормативно-правовая база аудиторской деятельности в России прошла в своем развитии несколько этапов.

I этап (1987-1993): характеризуется отсутствием единого акта, устанавливающего основы правового регулирования аудита; этап "неупорядоченного" аудита.

II этап (1993-2001): утверждены Временные правила, содержащие основные положения, регулирующие отношения по поводу аудита и заложившие основы для дальнейшего развития аудиторской деятельности в России.

III этап, продолжающийся до настоящего времени, начало которого связано с принятием в августе 2001 г. Закона об аудите. Для этого периода характерно регулирование аудиторской деятельности на законодательном уровне, упорядочение требований к аудиторам и аудиторским организациям, приведение этих требований в соответствие с мировыми стандартами.

Концепция развития аудиторской деятельности в России, предлагает создание ряда авторитетных и представительных профессиональных объединений, формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединение к деятельности соответствующих международных профессиональных организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.), разработку и широкое общественное признание норм профессиональной этики, организацию общественного контроля за профессиональной деятельностью и др.

Необходимость совершенствования законодательства об аудите связана с тем, что требуется более четкое соответствие между рядом норм специального законодательства и нормами других отраслей законодательства.

Новации аудита (из новостей)

доклад Леонида Зиновьевича Шнейдмана, директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, на научно-практической конференции "Развитие системы бухгалтерского учета, аудита и налогообложения в России" (Москва, 26 мая 2011 г.), организованной журналом "Налоговая политика и практика" кратко остановился на перспективах российского аудита. Предупредил, что в настоящее время по поручению Правительства РФ прорабатывается вопрос об административной ответственности за непроведение аудита.

В части взаимодействия аудитора и клиента будет предусматриваться обязательная ротация аудиторов. Эта новация направлена на снижение риска взаимозависимости сторон. Правда, как отметил докладчик, за рубежом преобладает негативное отношение к такой ротации. Но оно самими же аудиторами и "подогревается". Между тем у российских практиков мгновенно созрел ответный "обходной маневр" - для создания видимости ротации зарегистрировать несколько скрыто аффилированных аудиторских компаний.

В Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" готовится еще одно важное изменение - о взаимной передаче информации между аудитором и надзорным органом. Разглашение негативных сведений о заказчике в профессиональном сообществе традиционно не приветствуется. Однако Л.З. Шнейдман привел убедительную иллюстрацию социальной значимости такого законодательного решения: если аудитор информирует надзорный орган о неблагополучном положении банка, то клиенты последнего, вне всякого сомнения, только выиграют.

УТВЕРЖДЕНЫ
решением коллегии
Контрольно-счетной палаты Вологодской области
от «20» марта 2018 года №7

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок (далее – Методические рекомендации) предназначены для методологического обеспечения реализации Контрольно-счетной палатой Вологодской области полномочия, установленного пунктом 9(1) части 1 статьи 8 закона Вологодской области от 12 июля 2011 года № 2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» (далее – закон области о КСП), при осуществлении в соответствии со статьей 98 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) аудита в сфере закупок.

Настоящие Методические рекомендации раскрывают особенности проводимой аудиторами и инспекторами Контрольно-счетной палаты Вологодской области (далее – должностные лица КСП области) контрольной, экспертно-аналитической и информационной деятельности в части проведения аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг.

источники информации для проведения аудита в сфере закупок;

оценка полученных в ходе аудита в сфере закупок доказательств;

этапы осуществления аудита в сфере закупок и их содержание;

порядок формирования и размещения обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок в единой информационной системе.

1.3. Методические рекомендации разработаны с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 44-ФЗ, иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, Вологодской области, законом области о КСП, а также в соответствии со стандартами внешнего государственного финансового контроля КСП области:

1.4. Основные понятия, используемые в Методических рекомендациях, соответствуют понятиям, установленным в статье 3 Федерального закона
№ 44-ФЗ.

1.5. Предмет, задачи и перечень объектов аудита (контроля) в сфере закупок содержатся в разделе 2 Стандарта «Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг».

2. Источники информации для проведения аудита в сфере закупок

Аудит в сфере закупок может проводиться с использованием различных способов получения фактических данных и информации, выбор которых осуществляется таким образом, чтобы их применение обеспечивало возможность получения достаточных доказательств, позволяющих сделать обобщенные заключения и выводы.

1) Бюджетный кодекс Российской Федерации, законодательство о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон от 26 июля 2006 г.
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» и другие нормативные правовые акты, регулирующие отношения, направленные на обеспечение государственных нужд;

2) внутренние документы объекта аудита (контроля) в сфере закупок по осуществлению закупок товаров, работ, услуг:

документы о создании, утверждении состава и численности контрактной службы и положение (регламент) о ней или документ, утверждающий постоянный состав работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения, или документ(ы) о назначении контрактного(ых) управляющего(их);

документы, определяющие должностные обязанности и персональную ответственность работников контрактной службы;

документы о создании и регламентации работы комиссии (комиссий) по осуществлению закупок;

документы, регламентирующие процедуры планирования, обоснования и осуществления закупок (при наличии);

утвержденные план закупок и план-график закупок, в том числе обоснование закупок (обоснование начальных (максимальных) цен контрактов и способов определения поставщика для закупок, включенных в план-график закупок);

утвержденные требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемых государственными органами, органом управления территориальным фондом обязательного медицинского страхования, и подведомственными казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями, и нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений;

извещения об осуществлении закупок, документации о закупках, проекты контрактов, в том числе изменения и разъяснения к ним;

решения об отмене процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

заявки участников закупки;

документы, подтверждающие поступление обеспечений заявок от участников закупки;

аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам;

информация, содержащаяся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

информация о ходе и результатах обязательного общественного обсуждения закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), составляет от 50 миллионов рублей и до 1 миллиарда рублей;

документы, подтверждающие своевременный возврат заказчиком денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (в случае перечисления указанных средств заказчику);

документы, подтверждающие согласование закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соответствующим контрольным органом в сфере закупок (пункты 24, 25 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ);

документы, подтверждающие согласование закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с соответствующим контрольным органом в сфере закупок (часть 3 статьи 84 Федерального закона № 44-ФЗ);

отчеты, обосновывающие невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

документы, подтверждающие поступление (предоставление) обеспечений исполнения контрактов;

документы, подтверждающие возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применялась поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

заключенные контракты и дополнительные соглашения к ним;

документы, подтверждающие расторжение контрактов (при наличии);

уведомления, направленные в контрольный орган в сфере закупок (часть 2 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ);

отчеты о результатах исполнения контракта либо отдельного этапа исполнения контракта (части 9, 10 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ);

документы, подтверждающие взыскание неустойки (пени, штрафа) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя);

документы, подтверждающие приемку и оплату товаров, работ, услуг; документы, обосновывающие изменение и (или) неисполнение условий заключенных контрактов;

документ, регламентирующий проведение ведомственного контроля в сфере закупок, осуществляемый заказчиком;

иные документы и информация в соответствии с целями проведения аудита в сфере закупок;

Обобщенная информация формируется с учетом Классификатора нарушений , выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля).

В составе обобщенной информации дается общая характеристика проведенных мероприятий по аудиту в сфере закупок, в том числе: общее количество мероприятий, общее количество объектов, в которых проводился аудит в сфере закупок, общее количество и сумма контрактов, проверенных в рамках аудита в сфере закупок, в обобщенном виде факты выявленных отклонений, нарушений и недостатков, основные причины их возникновения и предложения по совершенствованию контрактной системы.

Обобщенная информация формируется должностным лицом КСП области, ответственным в соответствии с должностным регламентом за обобщение данных по всем направлениям деятельности КСП области, подписывается председателем КСП области и в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, размещается в единой информационной системе в сфере закупок.

1. Общие положения

Методические рекомендации по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности паевых инвестиционных фондов (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации ().

Порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в отношении имущества, составляющего Фонд, и операций с этим имуществом;

Соблюдения требований к составу и структуре имущества, составляющего Фонд;

Правильности оценки расчетной стоимости одного инвестиционного пая, цены размещения и цены выкупа акции или суммы, на которую выдается один инвестиционный пай, и суммы денежной компенсации, подлежащей выплате в связи с погашением инвестиционного пая;

Соблюдения требований, предъявляемых к порядку хранения имущества, составляющего Фонд, и документов, удостоверяющих права на имущество, составляющее Фонд;

Сделок, совершенных с активами Фонда.

2. Изучение и оценка системы внутреннего контроля управляющей компании Фонда

В соответствии с требованиями федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности N 8 "Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности" аудитору следует обладать знаниями о системе внутреннего контроля управляющей компании Фонда.

Понимание системы внутреннего контроля клиента является непрерывным процессом сбора, обновления и анализа информации на всех стадиях аудита и достигается с помощью следующих процедур:

а) запросы к надлежащим представителям руководства, персоналу, выполняющему руководящие и контролирующие функции, и другим сотрудникам на разных уровнях организационной структуры управляющей компании Фонда;

б) инспектирование внутренних документов аудируемого лица, таких, как порядок внутреннего учета, правила доверительного управления Фондом, порядок документооборота, порядок взаимодействия со специализированным депозитарием и регистратором, реестр пайщиков, описание служебных обязанностей;

в) анализ контрольных процедур, установленных управляющей компанией Фонда в целях предотвращения возможных ошибок и недобросовестных действий;

г) наблюдение за процессами и процедурами, осуществляемыми в связи с операциями, проводимыми с имуществом Фонда, включая наблюдение за организацией компьютерной обработки данных.

В ходе изучения системы внутреннего контроля управляющей компании Фонда следует рассмотреть следующие вопросы:

Наличие в организации специального должностного лица, ответственного за соблюдение требований законодательства в части осуществления внутреннего контроля управляющей компании, регламентов (или иных документов) и отчетов осуществления контроля;

Средства контроля за соблюдением требований ФЗ "Об инвестиционных фондах" и ФЗ "О рынке ценных бумаг" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

Средства контроля за соблюдением порядка определения стоимости активов Фонда;

Порядок и сроки предоставления отчетов специализированным депозитарием;

Средства контроля за соблюдением требований законодательства к составу и структуре имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд;

Средства контроля за соблюдением требований, предъявляемых к порядку хранения имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и документов, удостоверяющих права на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд;

Средства контроля за соблюдением требований, предъявляемых к порядку ведения реестра владельцев инвестиционных паев.

Анализ уведомлений о нарушениях, фиксируемых специализированным депозитарием и направляемых в адрес управляющей компании, в части состава и структуры активов паевого инвестиционного фонда, определения стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, а также расчетной стоимости инвестиционного пая, количества выдаваемых инвестиционных паев и размеров денежной компенсации в связи с погашением инвестиционных паев.

Понимание аудитором системы внутреннего контроля аудируемого лица подразумевает оценку аудитором адекватности организации средств контроля и установление факта их применения. Для этого аудитору следует проводить сквозные тесты, чтобы определить, каким образом та или иная хозяйственная операция с имуществом, составляющим Фонд, инициируется, регистрируется, обрабатывается и включается в отчетность Фонда. В том случае, когда такие операции являются типичными, проведенная процедура может рассматриваться как часть тестов средств контроля. Однако получение аудиторского доказательства о факте единичного применения средства контроля не является аудиторским доказательством эффективности системы этого средства контроля в течение всего аудируемого периода.

C целью получения доказательств эффективности существующих в организации средств внутреннего контроля должны выполняться тесты средств контроля, то есть оценка того, насколько хорошо они организованы с точки зрения предотвращения фактов нарушения законодательства в части состава и стоимости имущества, составляющего Фонд, структуры активов, своевременности отражения хозяйственных операций с имуществом, составляющим Фонд.

Тесты средств контроля выполняются в соответствии с требованиями федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности N 8 "Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности".

В рабочих документах аудитору следует изложить:

а) свое понимание системы внутреннего контроля управляющей компании Фонда;

б) оценку адекватности и эффективности функционирования системы внутреннего контроля.

3. Определение уровня существенности

Аудитору следует оценивать то, что является существенным, по своему профессиональному суждению. При разработке плана аудита аудитору следует установить приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных (с количественной точки зрения) искажений. Тем не менее, как значение (количество), так и характер (качество) искажений должны приниматься во внимание. Примером качественного искажения является:

Отсутствие раскрытия информации в соответствии с требованиями ФЗ "Об инвестиционных фондах" и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в случае, когда существует вероятность того, что данная информация сможет оказать значительное влияние на результат деятельности управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, а также действия владельцев инвестиционных паев.

Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе отчетности Фонда. Существенность зависит от величины показателя отчетности и/или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения. С точки зрения пользователей отчетности Фонда наиболее существенной будет информация об изменении стоимости имущества, составляющего Фонд, поскольку именно прирост стоимости имущества обеспечивает прирост стоимости инвестиционных паев. При выборе базового показателя для расчета уровня существенности на уровне отчетности Фонда в целом следует руководствоваться :

______________________________

* Фонд не является юридическим лицом, это имущество, учет которого всегда ведет управляющая компания. Поэтому изучить необходимо систему внутреннего контроля управляющей компании.

Таблица 1.

Выбор базового показателя для расчета уровня существенности

Рекомендация по применению Базовый показатель Комментарий
Всегда, при наличии значимого прироста стоимости имущества Фонда Прирост стоимости имущества, составляющего Фонд Величина показателя определяется по строке 220 Отчета о приросте (уменьшении) стоимости имущества (Приложение 2. Постановление ФКЦБ России N 03-41/ПС)
Альтернативно (см. ) Расчетное значение изменения стоимости имущества исключительно от операций с имуществом фонда. Данный показатель следует применять только при отсутствии прироста стоимости имущества. Он характеризует изменение стоимости имущества, только исходя из хозяйственных операций, проводимых управляющей компанией, и стоимости активов на конец отчетного периода, без влияния на стоимость имущества операций по выдаче, погашению или обмену паев. Примечание: Величина показателя определяется на основе данных Отчета о приросте (уменьшении) стоимости имущества (Приложение 2. Постановление ФКЦБ России N 03-41/ПС). Для определения величины расчетного значения к показателю строки "Итого: Прирост (+) или уменьшение (-) стоимости имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд" следует прибавить показатель строки "Уменьшение имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, в результате погашения или обмена инвестиционных паев" и вычесть показатель строки "Прирост имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, в результате выдачи инвестиционных паев" (стр. 220 + стр. 210 - стр. 200)
Альтернативно (см. ) Стоимость чистых активов Указанный показатель следует применять только в том случае, когда оба предыдущих показателя имеют отрицательное значение.

Доля от базового показателя, применяемая для расчета уровня существенности, является предметом профессионального суждения аудитора и зависит от предыдущего опыта работы с аудируемым лицом и выявленных рисков существенного искажения показателей отчетности Фонда.

Аудитору следует рассмотреть существенность как на уровне отчетности Фонда в целом, так и в отношении остатков по отдельным счетам бухгалтерского учета, групп однотипных операций и случаев раскрытия информации. При рассмотрении существенности в отношении остатков по отдельным счетам бухгалтерского учета, групп однотипных операций и случаев раскрытия информации аудитору следует руководствоваться профессиональным суждением, используя как количественные (например, в процентах от уровня существенности на уровне отчетности Фонда в целом), так и качественные критерии.

4. Процедуры получения аудиторских доказательств

Аудитору следует получить аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица) и аналитические процедуры. Перечень рекомендуемых аудиторских процедур при аудиторской проверке паевого инвестиционного фонда приведен в .

В связи с необходимостью выразить мнение о соответствии порядка ведения учета имущества Фонда законодательству Российской Федерации аудитору следует выполнить необходимые процедуры проверки соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов Российской Федерации в установленной сфере деятельности. Кроме того, аудитору следует получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства соблюдения тех нормативных правовых актов Российской Федерации, которые, по мнению аудитора, оказывают влияние на определение существенных величин и раскрытие информации в отчетности Фонда. Результаты соответствующих процедур могут быть оформлены в виде вопросного листа, форма которого приведена в .

Аудитору следует принять во внимание, что некоторые нормативные правовые акты Российской Федерации могут оказывать существенное влияние на деятельность Фондов. В частности, несоблюдение определенных актов может привести к прекращению Фонда или поставить под вопрос непрерывность его деятельности. Например, такие последствия могут возникнуть при несоблюдении лицензионных требований и условий или других требований, предъявляемых к деятельности аудируемого лица. Вопросы, которые могут привести к прекращению паевого инвестиционного фонда, раскрыты в .

Приложение 1

Перечень нормативных правовых актов, используемых при подготовке Рекомендаций

Полное наименование Сокращенное наименование
Федеральный закон РФ от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" ФЗ "Об аудиторской деятельности"
Федеральный закон РФ от 29.11.2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" ФЗ "Об инвестиционных фондах"
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 г. N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД)
Постановление Правительства РФ от 25.07.2002 г. N 564 "О типовых правилах доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом" Постановление Правительства РФ N 564
Постановление Правительства РФ от 27.08.2002 г. N 633 "О типовых правилах доверительного управления открытым паевым инвестиционным фондом" Постановление Правительства РФ N 633
Постановление Правительства РФ от 18.09.2002 г. N 684 "О типовых правилах доверительного управления интервальным паевым инвестиционным фондом" Постановление Правительства РФ N 684
Постановлением ФКЦБ России от 22.10.2003 г. N 03-41/ПС "Об отчетности акционерного инвестиционного фонда и отчетности управляющей компании паевого инвестиционного фонда" Постановление ФКЦБ России N 03-41/ПС
Приказ ФСФР РФ от 08.02.2007 г. N 07-13/пз-н "Об утверждении положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов" Приказ ФСФР РФ N 07-13/пз-н
Приказ ФСФР РФ от 15.06.2005 г. N 05-21/пз-н "Об утверждении положения о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, а также стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов в расчете на одну акцию" Приказ ФСФР РФ N 05-21/пз-н
Приказ ФСФР РФ от 20.05.2008 г. N 08-19/пз-н "Об утверждении положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов" Приказ ФСФР РФ N 08-19/пз-н
Приказ ФСФР РФ от 05.03.2009 г. N 09-7/пз-н "О порядке выплаты денежной компенсации владельцам инвестиционных паев открытого или интервального паевого инвестиционного фонда при их погашении" Приказ ФСФР РФ N 09-7/пз-н
Приказ ФСФР РФ от 09.12.2008 г. N 08-56/пз-н "О передаче имущества в оплату инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного и сроках формирования закрытого паевого инвестиционного фонда" Приказ ФСФР РФ N 08-56/пз-н
Приказ ФСФР РФ от 24.04.2007 г. N 07-50/пз-н "Об утверждении нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов" Приказ ФСФР РФ N 07-50/пз-н
Приказ ФСФР РФ от 29.07.2008 г. N 08-30/пз-н "О порядке расчета стоимости одного инвестиционного пая при погашении инвестиционных паев лицу, не исполнившему обязанность оплатить неоплаченные части инвестиционных паев" Приказ ФСФР РФ N 08-30/пз-н
Приказ ФСФР РФ от 29.07.2008 г. N 08-31/пз-н "О требованиях к порядку определения размера вознаграждения управляющей компании акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда, акции (инвестиционные паи) которого ограничены в обороте" Приказ ФСФР РФ N 08-31/пз-н
Приказ ФСФР РФ от 03.07.2008 г. N 08-27/пз-н "Об утверждении положения о порядке передачи имущества для включения его в состав паевого инвестиционного фонда" Приказ ФСФР РФ N 08-27/пз-н
Приказ ФСФР РФ от 22.06.2005 г. N 05-23/пз-н "Об утверждении положения о требованиях к порядку и срокам раскрытия информации, связанной с деятельностью акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также к содержанию раскрываемой информации" Приказ ФСФР РФ N 05-23/пз-н
Приказ ФСФР РФ от 22.05.2008 г. N 08-20/пз-н "О требованиях к срокам приема заявок на приобретение и погашение инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда и порядке выплаты денежной компенсации при погашении инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда" Приказ ФСФР РФ N 08-20/пз-н
Приказ ФСФР РФ от 15.04.2008 г. N 08-18/пз-н "Об утверждении положения о порядке учета имущества, переданного в оплату инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда" Приказ ФСФР РФ N 08-18/пз-н
Приказ ФСФР РФ от 20.03.2008 г. N 08-14/пз-н "Об утверждении положений о регистрации правил организации и осуществления внутреннего контроля управляющей компании, правил организации и осуществления внутреннего контроля в специализированном депозитарии и изменений в них и правил организации и осуществления внутреннего контроля в негосударственном пенсионном фонде и изменений и дополнений в них" Приказ ФСФР РФ N 08-14/пз-н
Приказ ФСФР РФ от 28.02.2008 г. N 08-7/пз-н "Об утверждении перечня расходов, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим активы акционерного инвестиционного фонда, или имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд" Приказ ФСФР РФ N 08-7/пз-н
Приказ ФСФР РФ от 07.02.2008 г. N 08-5/пз-н "Об утверждении положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда" Приказ ФСФР РФ N 08-5/пз-н
Приказ Росрегистрации от 25.07.2007 г. N 157 "Об утверждении методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда, и сделок с ним" Приказ Росрегистрации N 157
Приказ ФСФР РФ от 02.11.2006 г. N 06-125/пз-н "О минимальной стоимости имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, по достижении которой паевой инвестиционный фонд является сформированным" Приказ ФСФР РФ N 06-125/пз-н
Постановление ФКЦБ России от 18.02.2004 г. N 04-5/ПС "О регулировании деятельности управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов". Постановление ФКЦБ России N 04-5/ПС
Постановление ФКЦБ России от 11.09.2002 г. N 37/пс "Об утверждении положения о порядке передачи управляющей компанией своих прав и обязанностей по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании" Постановление ФКЦБ России N 37/пс
Постановление ФКЦБ России от 03.07.2002 г. N 22/пс "О приостановлении выдачи, погашения и обмена инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов" Постановление ФКЦБ России N 22/пс
Приказ ФСФР РФ от 15.04.2008 г. N 08-17/пз-н "Об учете прав на инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов" Приказ ФСФР РФ N 08-17/пз-н

Приложение 2

Программа проверки отчетности в отношении имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд

N п/п Аудиторские процедуры Исполнитель, дата Примечание
1. Проверка состава отчетности в отношении имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд: Ежемесячно: - баланс имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд; - отчет о приросте (об уменьшении) стоимости имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд; - справку о стоимости активов паевого инвестиционного фонда и приложения к ней, составленные на последний рабочий день календарного месяца; - отчет о владельцах инвестиционных паев открытого паевого инвестиционного фонда; - справку о стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда, составленную на последний рабочий день календарного месяца; - отчет об изменении стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда; Ежегодно: - баланс имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд; - отчет о приросте (об уменьшении) стоимости имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд; - справку о стоимости активов паевого инвестиционного фонда и приложения к ней, составленные на последний рабочий день календарного месяца; - отчет о владельцах инвестиционных паев открытого паевого инвестиционного фонда; - справку о стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда, составленную на последний рабочий день календарного месяца; - отчет об изменении стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда; - отчет о вознаграждении управляющей компании паевого инвестиционного фонда и расходах, связанных с доверительным управлением паевым инвестиционным фондом.
2. Анализ Правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом и изменений к ним. Особое внимание необходимо обратить на следующее: - соответствие Правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом типовым правилам, утвержденным Правительством РФ; - срок формирования паевого инвестиционного фонда; - структуру активов паевого инвестиционного фонда, в котором может быть размещено имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд; - порядок принятия заявок на покупку (погашение, обмен) инвестиционных паев; - наличие наценки (скидки) при покупке (погашении) инвестиционных паев; - срок, в течение которого осуществляется выплата денежной компенсации при погашении инвестиционных паев; - максимальный размер расходов на выплату вознаграждения управляющей компании, специализированному депозитарию, лицу, осуществляющему ведение реестра владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, аудитору, прочих расходов.
3. Запрос утвержденного управляющей компанией регламента, содержащего порядок принятия решения о признании лица квалифицированным инвестором (далее - регламент). Анализ положения регламента на соответствие требованиям, установленным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Выборочная проверка на соответствие лиц, признанных управляющей компанией квалифицированными инвесторами, требованиям, установленным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
4. Проверка осуществления ведения учета имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, в соответствии с требованиями законодательства. Проверка своевременности отражения в учете совершаемых с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, финансово-хозяйственных операций. Проверка наличия документальных подтверждений отражения в учете совершаемых с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, финансово-хозяйственных операций.
5. Анализ порядка внутреннего учета. Анализ принятых принципов учета на соответствие оптимальной практике учета в настоящий момент. Оценка установленного порядка учета имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, в части достаточного и адекватного описания основных положений в отношении определенной категории паевого инвестиционного фонда.
6. Анализ состава и структуры имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и их соответствие инвестиционной декларации, предусмотренной в Правилах паевого инвестиционного фонда.
7. Проверка остатков имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, на соответствие реальным остаткам этого имущества по данным первичных документов. Проверка того, что имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, отражено в оценочной стоимости в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Проверка: - правильности формирования первоначальной стоимости имущества; - наличия имущества на отчетную дату; - отражении я в учете и отчетности результата оценки имущества
8. Анализ дебиторской задолженности, принимаемой в расчет стоимости чистых активов. Проверка своевременности погашения дебиторской задолженности. Анализ структуры дебиторской задолженности по срокам давности. В случае выявления дебиторской задолженности, не погашенной по истечении 6 месяцев с даты, когда она должна быть погашена в соответствии с условиями сделок, следует убедиться, что в целях определения стоимости чистых активов данная задолженность была уменьшена на 30% на дату истечения 6-месячного срока, а в дальнейшем ежедневно уменьшалась на величину, определяемую исходя из 30 процентов годовых
9. Проверка того, что в расчет стоимости активов паевого инвестиционного фонда не принимаются: - начисленный процентный (купонный) доход по ценным бумагам, составляющим активы паевого инвестиционного фонда, в случае если указанный доход включен в оценочную стоимость таких ценных бумаг, а также в случае опубликования в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сведений о просрочке исполнения эмитентом обязательства по выплате указанного дохода или сведений о применении к эмитенту процедур банкротства; - объявленные, но не полученные дивиденды по акциям, составляющим активы паевого инвестиционного фонда; - начисленные, но не полученные доходы по инвестиционным паям закрытых паевых инвестиционных фондов, составляющим активы паевого инвестиционного фонда; - начисленные, но не полученные платежи по обязательствам (выплаты по ипотечным сертификатам участия), требования по которым (которые) составляют ипотечное покрытие, долю в праве общей собственности на которое удостоверяют ипотечные сертификаты участия, составляющие активы паевого инвестиционного фонда
10. В случае необходимости выборочная проверка: - правильности определения стоимости чистых активов, - правильности оценки расчетной стоимости пая; - правильности определения цены размещения одного инвестиционного пая; - правильности расчета денежной компенсации, подлежащей выплате при его погашении; - правильности определения суммы НДФЛ, подлежащей перечислению в бюджет, с сумм, выплаченных пайщикам - физическим лицам при погашении пая. Проверка расчета среднегодовой стоимости чистых активов и правильности расчета вознаграждения управляющей компании за управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, лицу, осуществляющему ведение реестра владельцев инвестиционных паев, специализированному депозитарию, аудитору, оценщику и сопоставление с предельным размером расходов исходя из величины среднегодовой стоимости чистых активов. Следует убедиться, что неиспользованный резерв в течение календарного года своевременно и полностью восстановлен.
11. Анализ состава расходов, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, на соответствие перечню расходов, утвержденному нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Поиск расходов, не предусмотренных правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом, но оплаченных за счет имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд
12. Проверка соблюдения требований, предъявляемых к порядку хранения имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и документов, удостоверяющих права на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд.
13. Проверка сделок, совершенных с активами паевого инвестиционного фонда, на их соответствие законодательству РФ и нормативным правовым актам федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
14. Проверка операций с активами паевого инвестиционного фонда по существу, с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений.
15. Рассмотрение вопросов налогообложения при осуществлении доверительного управления имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд.
16. Анализ содержания раскрываемой информации, связанной с деятельностью управляющей компании паевых инвестиционных фондов, а также проверка соблюдения требований к порядку и срокам раскрытия информации в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
17. Проверка точности отражения и правильности представления и раскрытия информации в отчетности управляющей компании паевого инвестиционного фонда. Проверка предоставления отчетности управляющей компании паевого инвестиционного фонда в срок, установленный соответствующим уполномоченным органом. Проверка полноты раскрываемой информации в Пояснительной записке к справке о стоимости чистых активов. Следует убедиться, что как минимум должна быть раскрыта следующая информация: - о фактах совершения ошибок, приведших к изменению стоимости чистых активов в расчете на одну акцию акционерного инвестиционного фонда или расчетной стоимости инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда на 0,5 и более процентов, а также мерах по исправлению и последствиях исправления таких ошибок; - о забалансовых рисках акционерного инвестиционного фонда или паевого инвестиционного фонда; - сведения о событиях, которые оказали существенное влияние на стоимость чистых активов акционерного инвестиционного фонда или чистых активов паевого инвестиционного фонда.

Приложение 3

Контрольный лист проверки соблюдения требований нормативных правовых актов к осуществлению управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов доверительного управления паевыми инвестиционными фондами

1. Оценка соблюдения требований нормативных правовых актов в ходе изучения системы внутреннего контроля на этапе понимания деятельности аудируемого лица.

N п/п Вопрос
1. Соответствует ли лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг требованиям к профессиональному опыту? Примечание: Указывается срок работы в должности руководителя отдела или иного структурного подразделения организации, объединяющей организации, осуществляющие деятельность на рынке ценных бумаг и коллективных инвестиций, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Федеральной службы по финансовым рынкам, их территориальных органов, Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов РФ, в должностные обязанности которого входило принятие (подготовка) решений по вопросам, непосредственно связанным со специализацией в области финансового рынка Пункт 9 ст. 38 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
2. Назначено ли в управляющей компании должностное лицо, отвечающее за осуществление внутреннего контроля управляющей компании (далее - контролер)? Примечание: В графе "комментарий" указать Ф.И.О. должностного лица Пункт 16 ст. 38 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
3. Соответствует ли контролер требованиям к квалификации, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг? Примечание: Указываются дата и номер решения о присвоении квалификации и выдаче квалифицированного аттестата и название органа (организации), принявшего такое решение, наименование специализации в области финансового рынка, серия и номер бланка квалификационного аттестата. Пункт 17 ст. 38 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
4. Разработан ли управляющей компанией внутренний документ, утвержденный уполномоченным органом управляющей компании и определяющий порядок осуществления внутреннего контроля? Пункт 18 ст. 38 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
5. Доведено ли до сведения работников управляющей компании Положение о внутреннем контроле? Пункт 5.24 Постановления ФКЦБ от 18.02.2004 г. N 04-5/пс
6. Осуществляются ли контролером проверки соблюдения управляющей компании требований законодательства и положения о внутреннем контроле и с какой периодичностью? Примечание: Указывается количество проведенных проверок за квартал Пункт 5.7 Постановления ФКЦБ от 18.02.2004 г. N 04-5/пс
7. Руководитель управляющей компании своевременно получает ежеквартальный и годовой отчеты контролера о проделанной работе? Примечание: Указываются даты представления контролером квартального и годового отчетов Подпункт 2 п. 5.11 Постановления ФКЦБ от 18.02.2004 г. N 04-5/пс
8. Проводится ли в управляющей компании мероприятия по повышению квалификации работников в целях улучшения организации внутреннего контроля управляющей компании?
9. Поступали ли в адрес управляющей компании обращения, заявления и жалобы? Примечание: Указываются количество обращений, заявлений и жалоб и их характер Пункты 5.14-5.18 Постановления ФКЦБ от 18.02.2004 г. N 04-5/пс
10. Были ли отмечены случаи нарушения требования к составу и структуре активов паевого инвестиционного фонда?
11. Своевременно ли устраняются управляющей компанией нарушения требований к составу и структуре активов паевого инвестиционного фонда?
12. Заключены ли договоры управляющей компании со специализированным депозитарием и (или) с лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев инвестиционных паев? Подпункт 7 п. 2 ст. 61.1 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
13. Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, учитывается и хранится в специализированном депозитарии (если для отдельных видов имущества нормативными правовыми актами РФ не предусмотрено иное)? Примечание: Указать наименование специализированного депозитария, осуществляющего контроль за распоряжением имуществом. Пункт 1 ст. 42 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
14. Права на ценные бумаги, составляющие имущество паевого инвестиционного фонда, учитываются на счете депо в специализированном депозитарии (за исключением прав на государственные ценные бумаги)? Пункт 3 ст. 42 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
15. Организационная структура управляющей компании соответствует характеру и масштабам ее деятельности?
16. Операции с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, регистрируются в журнале учета имущества и операций с ним?
17. Ведение учетного журнала имущества осуществляется с использованием электронных баз данных? Примечание: Указывается наименование используемой программы осуществления учета имущества Пункт 4.2 Постановления ФКЦБ от 18.02.2004 г. N 04-5/пс
18. Ограничивается (санкционируется) ли доступ к программному обеспечению и базам данных?
19. Регистрация операций в учете осуществляется соответствующим сотрудником, наделенным необходимыми полномочиями?
20. Существуют ли в управляющей компании автоматические процедуры контроля, например, тестирование компьютером вводимых данных?
21. Направлялись ли в адрес управляющей компании, специализированного депозитария, агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, лица, осуществляющего ведение реестра владельцев инвестиционных паев, предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг о запрете на проведение всех или части операций? *информация о направлении такого предписания раскрывается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг

2. Оценка соблюдения требований нормативных правовых актов в ходе выполнения процедур по существу.

N п/п Вопрос Ссылка на нормативный документ Ответ (да, нет, неприменимо) Ссылка на РД или комментарий
1. Осуществляется ли управляющей компанией иная деятельность помимо доверительного управления паевыми инвестиционными фондами? Примечание: Указать иные виды деятельности управляющей компании, если применимо Пункт 4 ст. 38 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
2. Соответствует ли размер собственных средств управляющей компании требованиям нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг? Пункт 1 ст. 3, пункт 6 ст. 38 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
3. Соблюдается ли управляющей компанией порядок учета имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и хранения документов, а именно
Управляющая компания хранит подлинные экземпляры первичных документов в отношении имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, а также копии документов, подтверждающих права на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд? Пункт 4.1 Постановления ФКЦБ от 18.02.2004 г. N 04-5/пс
Управляющая компания хранит документы, связанные с определением стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда, а также расчетной стоимости инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, документы, подтверждающие согласие специализированного депозитария на распоряжение имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд? Пункт 4.4 Постановления ФКЦБ от 18.02.2004 г. N 04-5/пс
Управляющая компания хранит документы, подтверждающие правильность начисления и выплаты вознаграждения управляющей компании, специализированному депозитарию, лицу, осуществляющему ведение реестра владельцев инвестиционных паев инвестиционного фонда, аудитору и оценщику? Пункт 4.5 Постановления ФКЦБ от 18.02.2004 г. N 04-5/пс
4. Содержится ли в учетном журнале имущества и операций с ним следующая информация: Пункт 4.2 Постановления ФКЦБ от 18.02.2004 г. N 04-5/пс
порядковый номер операции, присваиваемый ей последовательно по времени регистрации;
дата и время регистрации операции;
дата и время согласия специализированного депозитария на совершение операции (исполнение поручения о передаче ценных бумаг);
вид операции;
описание имущества, в отношении которого совершается операция, а также его количество и стоимость (сумма денежных средств);
наименование, номер и дата регистрации документов, направленных специализированному депозитарию
5. Для расчетов по операциям, связанным с доверительным управлением активами паевого инвестиционного фонда, используется отдельный банковский счет? Пункт 1 ст. 13.1 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
6. Указывает ли управляющая компания при совершении сделок с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, что она действует в качестве доверительного управляющего? Пункт 4 ст. 11 ФЗ от 29.11.2001 г. N 156-ФЗ
7. Соблюдаются ли управляющей компанией, действующей в качестве доверительного управляющего активами паевого инвестиционного фонда, ограничения деятельности на совершение следующих сделок: Пункт 1 ст. 40 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
приобретение объектов, не предусмотренных ФЗ N 156-ФЗ, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, инвестиционной декларацией паевого инвестиционного фонда; Подпункт 1 п. 1 ст. 40 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
безвозмездное отчуждение имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд; Подпункт 2 п. 1 ст. 40 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
операции, в результате которых управляющей компанией принимается обязанность по передаче имущества, которое в момент принятия такой обязанности не составляет активы паевого инвестиционного фонда, за исключением сделок, совершаемых на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг, при условии осуществления клиринга по таким сделкам; Подпункт 3 п. 1 ст. 40 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
приобретение имущества, являющегося предметом залога или иного обеспечения, в результате которого в состав активов паевого инвестиционного фонда включается имущество, являющееся предметом залога или иного обеспечения; Подпункт 4 п. 1 ст. 40 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
заключение договоров займа или кредитных договоров, а также сделок по покупке (продаже), предусматривающей обязательство по обратной продаже (покупке) ценных бумаг, или взаимосвязанных сделок купли-продажи, заключаемых одновременно с одним и тем же лицом, по продаже (покупке) ценных бумаг и последующей покупке (продаже) указанных ценных бумаг или ценных бумаг того же выпуска либо того же паевого инвестиционного фонда (ипотечного покрытия) по заранее оговоренной цене (сделки репо) (за исключением получения денежных средств для обмена или погашения инвестиционных паев при недостаточности денежных средств, составляющих этот паевой инвестиционный фонд, и совершения сделок репо в случаях, установленных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. При этом совокупный объем задолженности, подлежащей погашению за счет имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, по всем договорам займа и кредитным договорам не должен превышать 20 процентов стоимости чистых активов этого паевого инвестиционного фонда. Срок привлечения заемных средств по каждому договору займа и кредитному договору (включая срок продления) не может превышать шесть месяцев); Подпункт 5 п. 1 ст. 40 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
приобретение имущества, находящегося у нее в доверительном управлении по иным договорам, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ N 156-ФЗ; Подпункт 6 п. 1 ст. 40 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
отчуждение имущества, составляющего активы паевого инвестиционного фонда, в состав имущества, находящегося у нее в доверительном управлении по иным договорам, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ N 156-ФЗ; Подпункт 7 п. 1 ст. 40 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
приобретение ценных бумаг, выпущенных (выданных) ее участниками, основным и преобладающим хозяйственными обществами участника, ее дочерними и зависимыми обществами, специализированным депозитарием, аудитором паевого инвестиционного фонда, лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев инвестиционных паев, либо долей в уставном капитале любого из указанных лиц, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ N 156-ФЗ; Подпункт 8 п. 1 ст. 40 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
приобретение имущества, принадлежащего этой управляющей компании, ее участникам, основным и преобладающим хозяйственным обществам участника, ее дочерним и зависимым обществам, либо по отчуждению имущества указанным лицам, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ N 156-ФЗ; Подпункт 9 п. 1 ст. 40 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
приобретение имущества у специализированного депозитария, оценщика и аудитора, с которыми управляющей компанией заключены договоры в соответствии с ФЗ N 156-ФЗ, владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда, доверительное управление которым осуществляет эта управляющая компания, либо по отчуждению имущества указанным лицам, за исключением случаев выдачи инвестиционных паев указанным владельцам и иных случаев, предусмотренных ФЗ N 156-ФЗ; Подпункт 10 п. 1 ст. 40 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
приобретение ценных бумаг, выпущенных (выданных) этой управляющей компанией Подпункт 11 п. 1 ст. 40 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
8. Осуществляются ли управляющей компанией сделки по приобретению инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, находящегося в ее доверительном управлении? Подпункт 1 п. 3 ст. 40 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
9. Осуществляются ли управляющей компанией сделки без предварительного согласия специализированного депозитария (за исключением сделок, совершаемых на торгах фондовой биржи или иного организатора торговли на рынке ценных бумаг)? Подпункт 2 п. 3 ст. 40 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
10. Распоряжается ли управляющая компания денежными средствами (ценными бумагами), находящимися на транзитном счете (транзитном счете депо), а также иным имуществом, переданным в оплату инвестиционных паев и не включенным в состав паевого инвестиционного фонда, без предварительного согласия специализированного депозитария? Подпункт 3 п. 3 ст. 40 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
11. Используется ли имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, для обеспечения исполнения собственных обязательств, не связанных с доверительным управлением паевым инвестиционным фондом, или для обеспечения исполнения обязательств третьих лиц? Подпункт 4 п. 3 ст. 40 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
12. Взимаются ли проценты за пользование денежными средствами управляющей компании, предоставленными для выплаты денежной компенсации владельцам инвестиционных паев или для проведения обмена инвестиционных паев, в случаях, предусмотренных ст. 25 ФЗ N 156-ФЗ? Подпункт 5 п. 3 ст. 40 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
13. Предоставляется ли управляющей компанией брокеру, совершающему сделки с ценными бумагами, право использовать в своих интересах денежные средства, составляющие паевой инвестиционный фонд, находящиеся на специальном брокерском счете? Пункт 3.2 Постановления ФКЦБ от 18.02.2004 г. N 04-5/пс
14. Осуществляется ли выдача управляющей компанией дополнительных инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда в количестве, превышающем количество инвестиционных паев, которое может быть выдано в соответствии с правилами доверительного управления фондом? Подпункт 8 п. 2 ст. 61.1 ФЗ "Об инвестиционных фондах"
15. Соблюдаются ли требования Положения о порядке признания лиц квалифицированными инвесторами? Приказ ФСФР от 18.03.2008 N 08-12/пз-н
Контрольный лист составил ____________________________ Дата ____________________________ Контрольный лист проверил _____________________________ Дата _____________________________

Приложение 4

Основания и факторы, которые могут привести к прекращению паевого инвестиционного фонда

Основания, которые могут привести к прекращению Фонда:

1. Принята (приняты) заявка (заявки) на погашение всех инвестиционных паев.

2. Неисполнение предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг об устранении нарушения требований федеральных законов или принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении деятельности на основании лицензии управляющей компании, если такое нарушение повлекло введение запрета на проведение всех или части операций.

3. Неоднократное в течение года неисполнение предписаний федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг при осуществлении деятельности на основании лицензии управляющей компании, за исключением предписания о запрете на проведение всех или части операций.

4. Однократное неисполнение предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг о запрете на проведение всех или части операций.

5. Неоднократное в течение года нарушение более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетов, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ, при осуществлении деятельности на основании лицензии управляющей компании.

6. Однократное нарушение более чем на 15 рабочих дней сроков представления уведомлений в федеральный орган исполнительной власти, обязанность представления которых предусмотрена федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ, при осуществлении деятельности на основании лицензии управляющей компании, а равно неоднократное неисполнение указанной обязанности в течение года.

7. Неоднократное в течение года нарушение требований к распространению, предоставлению или раскрытию информации, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, при осуществлении деятельности на основании лицензии управляющей компании.

8. Прекращение руководства текущей деятельностью лицензиата (принятие решения о приостановлении или досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа без одновременного принятия решения об образовании временного единоличного исполнительного органа или нового единоличного исполнительного органа, либо отсутствие лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа свыше одного месяца без возложения его полномочий на иное лицо, соответствующее требованиям к лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа).

9. Однократное неисполнение управляющей компанией обязанности по передаче имущества, находящегося у нее в доверительном управлении на основании лицензии управляющей компании, специализированному депозитарию для учета и (или) хранения, если такая передача предусмотрена федеральными законами.

10. Нарушение управляющей компанией требований федерального органа исполнительной власти об ограничении деятельности управляющей компании на совершение ряда сделок, предусмотренных п.п. 1 и 3 ст. 40 ФЗ от 29.11.2001 г. N 156-ФЗ.

11. Включение в состав закрытого паевого инвестиционного фонда при его формировании (выдаче дополнительных инвестиционных паев) имущества, которое не соответствует требованиям к составу активов паевого инвестиционного фонда, установленным федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

12. Совершение сделки, в результате которой были нарушены требования к составу активов, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, при осуществлении деятельности на основании лицензии управляющей компании.

13. Неоднократное в течение года осуществление выдачи инвестиционных паев, ограниченных в обороте, неквалифицированным инвесторам.

14. Аннулирована лицензия специализированного депозитария, и в течение трех месяцев со дня аннулирования лицензии управляющей компанией не приняты меры по передаче другому специализированному депозитарию активов паевого инвестиционного фонда для их учета и хранения, а также по передаче документов, необходимых для осуществления деятельности нового специализированного депозитария.

15. Истек срок действия договора доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом.

16. Управляющей компанией принято соответствующее решение при условии, что право принятия такого решения предусмотрено правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом.

17. Управляющей компанией подано заявление в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг об аннулировании лицензии.

Факторы, способствующие принятию решения управляющей компанией, осуществляющей управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, о расформировании фонда (принятию решения об аннулировании лицензии):

1. Изменение политической ситуации, экспроприация, национализация.

2. Проведение политики, направленной на ограничение инвестиций в отрасли экономики, являющейся сферой особых государственных инвестиций.

3. Неэффективность выбранной стратегии инвестирования.

4. Неустойчивость финансового положения управляющей компании.

5. Недостаточный опыт и знания руководства.

6. Неэффективность системы управления.

7. Недостаточный опыт и квалификация работников, ответственных за ведение учета и подготовку отчетности.

8. Непредвиденные потери вследствие технических ошибок при проведении операций, умышленных и неумышленных действий персонала, аварийных ситуаций, сбоев аппаратуры.

9. Возникновение форс-мажорных обстоятельств, изменений законодательства, действий государственных органов.

10. Просчеты в оценке конкурентоспособности инновации, ее конкурентных преимуществ, просчеты в оценке изменений конъюнктуры рынка и прогнозе его динамики, ошибки в бизнес-планировании.

11. Моральное старение инновации и сокращение ее жизненного цикла, необходимость научно-инженерной доработки инновации.

12. Отрицательное изменение стоимости активов в результате колебаний процентных ставок, цен акций, облигаций, курсов валют.

13. Неисполнение принятых обязательств со стороны эмитентов ценных бумаг и контрагентов.

14. Вероятность (угроза) потери части своих инвестиций, недополучения доходов от них или появления дополнительных инвестиционных расходов.

15. Неопределенность эффективности операций в момент заключения сделки, обусловленная невозможностью прогноза цены в будущем.

16. Появление конкурентов с более эффективной системой управления и стабильным уровнем доходности в условиях волантильности рынка.

17. Невозможность реализовать активы фонда по благоприятным ценам.

Соблюдения требований, предъявляемых к порядку хранения имущества, составляющего Фонд, и документов, удостоверяющих права на имущество, составляющее Фонд;

Полное наименование

Сокращенное наименование

РФ от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" ФЗ "Об аудиторской деятельности" РФ от 29.11.2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" ФЗ "Об инвестиционных фондах" Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 г. N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД) Правительства РФ от 25.07.2002 г. N 564 "О типовых правилах доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом" Постановление Правительства РФ N 564 Правительства РФ от 27.08.2002 г. N 633 "О типовых правилах доверительного управления открытым паевым инвестиционным фондом" Постановление Правительства РФ N 633 Правительства РФ от 18.09.2002 г. N 684 "О типовых правилах доверительного управления интервальным паевым инвестиционным фондом" Постановление Правительства РФ N 684 ФКЦБ России от 22.10.2003 г. N 03-41/ПС "Об отчетности акционерного инвестиционного фонда и отчетности управляющей компании паевого инвестиционного фонда" Постановление ФКЦБ России N 03-41/ПС Приказ ФСФР РФ от 08.02.2007 г. N 07-13/пз-н "Об утверждении положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов" Приказ ФСФР РФ N 07-13/пз-н Приказ ФСФР РФ от 15.06.2005 г. N 05-21/пз-н "Об утверждении положения о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, а также стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов в расчете на одну акцию" Приказ ФСФР РФ N 05-21/пз-н ФСФР РФ от 20.05.2008 г. N 08-19/пз-н "Об утверждении положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов" Приказ ФСФР РФ N 08-19/пз-н Приказ ФСФР РФ от 05.03.2009 г. N 09-7/пз-н "О порядке выплаты денежной компенсации владельцам инвестиционных паев открытого или интервального паевого инвестиционного фонда при их погашении" Приказ ФСФР РФ N 09-7/пз-н ФСФР РФ от 09.12.2008 г. N 08-56/пз-н "О передаче имущества в оплату инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного и сроках формирования закрытого паевого инвестиционного фонда" Приказ ФСФР РФ N 08-56/пз-н Приказ ФСФР РФ от 24.04.2007 г. N 07-50/пз-н "Об утверждении нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов" Приказ ФСФР РФ N 07-50/пз-н ФСФР РФ от 29.07.2008 г. N 08-30/пз-н "О порядке расчета стоимости одного инвестиционного пая при погашении инвестиционных паев лицу, не исполнившему обязанность оплатить неоплаченные части инвестиционных паев" Приказ ФСФР РФ N 08-30/пз-н ФСФР РФ от 29.07.2008 г. N 08-31/пз-н "О требованиях к порядку определения размера вознаграждения управляющей компании акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда, акции (инвестиционные паи) которого ограничены в обороте" Приказ ФСФР РФ N 08-31/пз-н ФСФР РФ от 03.07.2008 г. N 08-27/пз-н "Об утверждении положения о порядке передачи имущества для включения его в состав паевого инвестиционного фонда" Приказ ФСФР РФ N 08-27/пз-н Приказ ФСФР РФ от 22.06.2005 г. N 05-23/пз-н "Об утверждении положения о требованиях к порядку и срокам раскрытия информации, связанной с деятельностью акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также к содержанию раскрываемой информации" Приказ ФСФР РФ N 05-23/пз-н ФСФР РФ от 22.05.2008 г. N 08-20/пз-н "О требованиях к срокам приема заявок на приобретение и погашение инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда и порядке выплаты денежной компенсации при погашении инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда" Приказ ФСФР РФ N 08-20/пз-н ФСФР РФ от 15.04.2008 г. N 08-18/пз-н "Об утверждении положения о порядке учета имущества, переданного в оплату инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда" Приказ ФСФР РФ N 08-18/пз-н Приказ ФСФР РФ от 20.03.2008 г. N 08-14/пз-н "Об утверждении положений о регистрации правил организации и осуществления внутреннего контроля управляющей компании, правил организации и осуществления внутреннего контроля в специализированном депозитарии и изменений в них и правил организации и осуществления внутреннего контроля в негосударственном пенсионном фонде и изменений и дополнений в них" Приказ ФСФР РФ N 08-14/пз-н ФСФР РФ от 28.02.2008 г. N 08-7/пз-н "Об утверждении перечня расходов, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим активы акционерного инвестиционного фонда, или имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд" Приказ ФСФР РФ N 08-7/пз-н ФСФР РФ от 07.02.2008 г. N 08-5/пз-н "Об утверждении положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда" Приказ ФСФР РФ N 08-5/пз-н Приказ Росрегистрации от 25.07.2007 г. N 157 "Об утверждении методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда, и сделок с ним" Приказ Росрегистрации N 157 ФСФР РФ от 02.11.2006 г. N 06-125/пз-н "О минимальной стоимости имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, по достижении которой паевой инвестиционный фонд является сформированным" Приказ ФСФР РФ N 06-125/пз-н Постановление ФКЦБ России от 18.02.2004 г. N 04-5/ПС "О регулировании деятельности управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов". Постановление ФКЦБ России N 04-5/ПС ФКЦБ России от 11.09.2002 г. N 37/пс "Об утверждении положения о порядке передачи управляющей компанией своих прав и обязанностей по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании" Постановление ФКЦБ России N 37/пс ФКЦБ России от 03.07.2002 г. N 22/пс "О приостановлении выдачи, погашения и обмена инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов" Постановление ФКЦБ России N 22/пс Приказ ФСФР РФ от 15.04.2008 г. N 08-17/пз-н "Об учете прав на инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов" Приказ ФСФР РФ N 08-17/пз-н

Разработка структуры внутрифирменного стандарта осуществляется аудиторскими организациями самостоятельно и может включать в себя следующие разделы:

1. Цель, задачи аудита денежных средств:

Настоящая рекомендация определяет целью аудита движение денежных средств, проверку соответствия установленных предприятием методики учета операций по движению денежных средств нормативным документам для установления достоверности отчетов о движении денежных средств.

Задачи аудита движения денежных средств:

  • -проверка правильности аналитического и синтетического учетов денежных средств, а также соответствие их данных;
  • -проверка соответствия наличия и оформления первичных документов по движению денежных средств требованиям законодательных нормативных актов;
  • -проверка правильности отражения денежных средств в кассе предприятия;
  • -проверка правильности отражения денежных средств на счетах в банке;
  • -проверка правильности отражения денежных средств по валютным операциям;
  • -проверка правильности отражения денежных средств по прочим операциям.
  • 2. Источники информации при аудите движения денежных средств:
    • а) организационно-распорядительные документы:
      • -учредительные документы (информация о виде деятельности, способе распределения прибыли);
      • -протоколы собраний учредителей;
      • -учетная политика;
    • б) первичная документация:

документы, служащие основанием для отражения в учете операций с денежными средствами и другие первичные документы, служащие основанием для одобрения и отражения в учете хозяйственных операций движения денежных средств;

  • в) кассовая книга:
    • -выписка из банка;
  • г) отчётность:
    • -бухгалтерский баланс;
    • -отчёт о прибыли и убытках;
    • -отчёт о движении денежных средств.
    • 3. Оценка систем бухгалтерского учёта внутреннего контроля.

Данные аудита существующей системы внутреннего контроля способны повлиять на:

  • -объём контролируемых процедур;
  • -объём выборочной совокупности;
  • -временные затраты на проведение процедур контроля.

Результаты произведённой аудитором проверки бухгалтерского учёта и системы внутреннего контроля отражаются в соответствующих формах:

  • -ДенБу-1;
  • -ДенВк-2.
  • 2. План программы аудита денежных средств.
  • 3. Рекомендации по выполнению работ по направлению аудит.

1 этап: Аудит денежных средств в кассе предприятия.

Аудит кассовых операций должен проводиться в соответствии с разработанной программой по следующим направлениям:

  • а) проверка правильности документального оформления операций по кассе;
  • б) оценка полноты и своевременность оприходования денежных средств;
  • в) анализ правильности списания денежных средств в расход;
  • г) проверка соблюдения кассовой дисциплины;
  • д) выяснение правильности кассовых операций в учёте;
  • е) проверка соответствия данных синтетического и аналитического учётов по счёту 50;
  • ж) проверка наличия первичных документов: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, кассовая книга, ведомости по выдаче заработной платы сотрудникам и т.д.

Здесь осуществляется выборочная проверка первичных документов на правильность оформления, наличие всех подписей и печатей.

При проверке следует установить, соблюдает ли предприятие установленный лимит хранения наличных денег, так как в кассе можно хранить лишь небольшие денежные суммы для оплаты мелких хозяйственных расчетов.

Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течении 5-ти рабочих дней в период выплаты заработной платы.

2 этап: Аудит движения денежных средств на расчетных счетах.

Прежде всего, аудитор устанавливает, сколько на предприятии имеется расчетных счетов, и при наличии нескольких таких счетов, необходимо проверить, как ведутся аналитический и синтетический учёты по каждому из них.

Основная информация по расчетным счетам содержится в банковских выписках и приложенных к ним первичных документах. Аудитор должен проверить, подтверждена ли каждая операция, отражённая в выписке, соответствующими первичными документами.

При аудите операций по расчётному счёту необходимо обратить внимание на следующее:

  • а) соответствие сумм в выписках банка суммам, указанных в приложенных к ним первичных документах;
  • б) правильность и полноту зачисления денег, сданных в банк наличными;
  • в) наличие штампа банка на первичных документах, приложенных к выписке (в случаях выявления документов без штампов банка, проводится проверка банков);
  • г) обоснованность перечисления денежных средств акцептованными платёжными поручениями через почтовое отделение связи, а также достоверность почтовых адресов получателей (депонированная заработная плата, алименты);
  • д) правильность составления бухгалтерских проводок по операциям в банках;
  • е) полноту и достоверность банковских выписок и документов, приложенных к ним (остаток средств на конец периода предыдущей выписке банка по счёту должен равняться остатку средств на начало периода в следующей выписке).

Если в выписке будут обнаружены подчистки и неоговоренные в письменном виде исправления, нужно провести встречную проверку в учреждении банка.

3 этап: Аудит движения денежных средств в валюте.

Для учёта операций в валюте предусмотрен счёт 52 (валютный счёт), записи операций, на котором ведётся в валюте платежа (доллар США, евро и т.д.) и в её рублёвом эквиваленте по курсу ЦБ РФ, действующему на дату поступления (списания) средств.

При этом к счёту 52 могут быть открыты следующие субсчета:

  • 52.1 -валютные счета внутри страны;
  • 52.2 -валютные счета за рубежом.

В соответствии с действующим законодательством, основными формами расчётов по внешнеэкономической деятельности являются:

  • -предоплата;
  • -инкасса;
  • -расчёты через аккредетив;
  • -открытый счёт.

Аудитору необходимо обратить внимание на следующее:

  • -как зачислилась валютная выручка от реализации и других валютных операций при внешнеэкономической деятельности;
  • -законно ли открыты валютные счета;
  • -соответствуют ли суммы по выпискам банка суммам, отражённым в первичных документах;
  • -правильно ли применялись формы расчётов по внешнеэкономической деятельности и т.д.
  • 4 этап: Аудит денежных средств по прочим операциям.

Бухгалтерский учёт операций, связанный с расчётами по аккредетиву, по чекам, иным платёжным документам ведётся на счёте 55.

К нему могут быть открыты следующие субсчета:

55.1 -аккредетивы; 55.2-чековые книжки; 55.3-депозитные счета.

Если на предприятии ведутся подобные расчёты, то аудитору необходимо проверить:

  • -правильность и законность применения аккредетивной формы расчёта;
  • -правильность документного оформления операций, оплачиваемых чеками;
  • -наличие депозитных сертификатов, приобретённых у банка (если такие операции были);
  • -полноту и правильность документного оформления операций по движению средств целевого финансирования, поступивших от родителей и из прочих источников на содержание социальных учреждений (детские сады, ясли и т.д.);
  • -предоставлены ли балансы и другие необходимые документы от структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс;
  • -правильность составления бухгалтерских проводок;
  • -соответствие записей в выписках банка по операциям счёта 55 (сверяются с главной книгой и журналом-ордером № 3).
  • 6. Анализ ошибок, выявленных в ходе проверки и их влияние на достоверность бухгалтерской отчётности.

На заключительном этапе аудита движения денежных средств, аудитор формирует отчётные документы, отражающие результаты произведённой проверки, а также выявляющие нарушения в области движения денежных средств.

Данная ведомость заполняется с учётом списка типичных ошибок, выявляемых при аудите движения денежных средств.

Предлагаемая нами методика внутреннего аудита движения денежных средств может способствовать регулированию практической деятельности ООО «Куликовское», она формирует единые базовые требования к порядку проведения аудита, качеству и надёжности аудита и тем самым создает дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки. По данным этого документа составляется вывод по результатам аудита денежных средств.