Часть финансовых отношений обеспечивает потребности воспроизводства. Роль государственных ресурсов для финансового обеспечения воспроизводственного процесса

По обыкновению речь идет о целевых фондах хозяйствующих субъектов и государства.

Зарубежная научная мысль не рассматривает финансы так широко. В зарубежной литературе финансы обычно делят на:

  • публичные;
  • личные;
  • корпоративные.

Итак, рассматривая финансы в широком смысле, в российской научной среде сформировалось следующее их понимание: Финансы — система отношений в обществе на фоне образования и использования фондов денежных средств в соответствии с функциями и ролью категории каждого элемента системы.

Категории

Публичные (государственные):

  • бюджет;
  • налоги;
  • кредит;
  • внебюджетные фонды;
  • финансы предприятий;
  • имущественное и личное страхование.

Кредитная система:

  • операции Центробанка РФ и других госбанков;
  • операции коммерческих банков;
  • эмиссия денег;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • инвестиционные фонды, ломбарды;
  • негосударственная страховая система.

Финансы отраслей воспроизводственного процесса:

  • финансы предприятий и организаций (производственной и непроизводственной сферы);
  • финансы прочих субъектов воспроизводственного процесса.

Вторичный финансовый рынок:

  • операции с векселями;
  • операции с акциями;
  • операции с недвижимостью;
  • операции с драгоценными камнями и металлами;
  • биржевые товарные операции.

Международные финансы:

  • финансовые организации;
  • кредитные организации;
  • инвестиционные операции;
  • валютные операции.

Функции

Функции финансов понимаются в различных экономических школах по-своему в зависимости от трактовки и концепций им присущих. В российской научной литературе выделяются московская и петербургская концепции. Согласно московской финансы выполняют следующие функции:

  • распределительная (распределение и перераспределение внутреннего валового дохода);
  • контрольная (отслеживание хода распределения на предмет законности);
  • регулирующая (воздействие государства через налоги, госкредиты, финансирование некоторых предприятий, реализацию налоговой политики);
  • стабилизирующая.

Петербургская концепция рассматривает функции в другом ключе:

  • формирование бюджетных доходов;
  • осуществление бюджетных расходов;
  • контроль за исполнением бюджета.

Система финансов России

Система финансов это комплекс различных сфер финансовых отношений, взаимодействующих друг с другом. Российская финансовая система состоит из двух подсистем:

  • государственные и муниципальные финансы;
  • финансы предприятий и организаций.

Для наглядности представим систему финансов РФ графически (рисунок 1)

Финансы всегда подчинены целям и задачам субъектов их организующим. С этой точки зрения интересна трактовка С.Ю.Витте, который был министром финансов до революции 1917 года. Он называл финансы «совокупностью государственного имущества», а науку о финансах — «способами наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства».

Сизова И. Ю.

8.2. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАСШИРЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИКИ

Сизова Ирина Юрьевна, д.э.н., профессор, завкафедрой. Место работы: ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс» (г. Орел).

[email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы финансирования расширенного воспроизводства в условиях перехода к устойчивому развитию. Определены важные факторы, препятствующие эффективному распределению финансовых средств в воспроизводственном процессе. Предложены меры по совершенствованию механизма финансирования расширенного воспроизводства, основанного на экологических инновациях.

Ключевые слова: финансирование, расширенное воспроизводство, устойчивое развитие, экологизация производства.

THE FINANCIAL PROVISION OF THE NEEDS OF THE EXTENDED REPRODUCTION IN CONDITIONS OF TRANSITION TO THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY

Sizova Irina Yurievna, D.Sc., Professor, head of Department. Place of work: State University - educational - scientific-production complex (d. Orel).

[email protected]

Annotation: The article considers the problems of financing the expanded reproduction in conditions of transition to sustainable development. Identify important factors that impede the efficient allocation of financial resources in the production process. Proposed measures for improvement of the mechanism of financing of the extended reproduction, based on environmental innovation. Keywords: financing, extended reproduction, sustainable development, ecologization of production.

На современном этапе развития рыночной экономики России возникло реальное противоречие между объективной необходимостью финансирования расширенного воспроизводственного процесса, обновления основных производственных фондов и технологий для обеспечения экономического роста и одновременным переходом к устойчивому развитию, под которым мы понимаем одновременное удовлетворение потребностей общества в настоящем времени, не создавая угроз способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Несмотря на множество проблем, концепция устойчивого развития уже получила широкое признание в экономической науке и прочно воплотилась в международной практике.

Не случайно устойчивое развитие на основе экологизации общественной жизни стали рассматривать как новую философию управления экономикой, производством и обществом по целям, критериям и приоритетам развития эколого-экономических процессов. Дан-

ная концепция, демонстрирующая возможность достижения положительных результатов в экономике, должна выступать в качестве базовой концепции в сфере обеспечения устойчивого экологизированного производства с высокой долей добавленной стоимости, изменяющего формирование структуры и качества ВВП.

Учет экологических требований в производстве крупных российских компаний становится такой же необходимой имиджевой составляющей как и в промышленно развитых странах мира, что позволяет им уверенно конкурировать между собой.

В текущем периоде накоплено много противоречий и сложнейших проблем развития, что ставит перед обществом вопрос о необходимости кардинальной смены факторов экономического роста, трансформации механизма социально-экономического развития на основе перехода к устойчивому развитию, сбережения ресурсного потенциала для будущего развития экономики.

Во многих странах ЕС в рамках национальных планов на экологические проекты в 2008-2009 годах выделены значительные суммы. Например, в Бельгии доля экологических инвестиций в общих средствах, предназначенных для стимулирования экономики, превысила 50%, а во Франции приблизилась к 40%. В 2009 г. в Китае было объявлено, что в ближайшие пять лет в защиту окружающей среды будет инвестировано 454 млрд. долл. по оценке экспертов, по этому показателю Китай скоро обгонит США и Японию.1

Необходимыми условиями расширенного воспроизводства является постоянное обновление основных производственных фондов, воспроизводство высококвалифицированной рабочей силы и качественный рост производительных сил. Все эти факторы имеют своей целью рост производительности труда и совершенствование технологических процессов. Однако без финансовых ресурсов невозможно осуществить практическую реализацию задач по техническому перевооружению, совершенствованию технологий, экономическому стимулированию повышения производительности труда в расширенном воспроизводстве. Именно на основе совершенной грамотной финансовой политики, в арсенале которой имеется широкий спектр экономических, товарно-денежных, кредитных и финансовых отношений, возможно выстраивать сложную систему современного производства, базирующегося на ресурсосберегающих и экологически чистых технологиях.

При анализе эффективности использования финансовых инструментов в расширенном воспроизводстве необходимо учитывать, что финансы, в зависимости от их источника, имеют свою определенную специфику. Согласно оценкам специалистов, каждые 3% спада инвестиций означают 1% снижения ВВП. Систематически снижается доля затрат на машины и оборудование в общем объеме инвестиций в производственную сферу, происходит ухудшение как воспроизводственной, так и технологической структуры капитальных вложений.

В настоящее время из-за высокой конкуренции большинство предприятий испытывают потребность в инновациях, в том числе экологических, но эта потребность находится в разрыве со спросом на инновации в силу ряда причин: высоких рисков, административных барьеров, проблем получения долгосрочных

1 Успенская С, Арланцева Д., Умарова З. Мировые тенденции развития экологических инвестиций и инноваций // Экологический вестник, № 4, 2011[Электронный ресурс].- Режим доступа http://www. econews.uzZrndex.php

Бизнес в законе

финансовых ресурсов при неразвитости механизмов финансирования инноваций. Это приводит к такому положению, когда спрос на инновации в основном сосредоточен в крупных компаниях сырьевого сектора и других высокодоходных отраслях экономики.

Вместе с тем переход к устойчивому развитию экономической системы предусматривает общее и повсеместное конкурентоспособное производство на основе экологически чистых технологий. При этом роль финансов в расширенном воспроизводстве, включающем непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части - национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений сводится к трем основным направлениям:

Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства за счет собственных средств, заемных или привлеченных источников;

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов, обращенное на изменение темпов роста отдельных структурных подразделений для модернизации производства в соответствии с переходом к устойчивому развитию;

Финансовое стимулирование эффективного использования всех производственных ресурсов;

Важными элементами в механизме финансирования являются экономические рычаги и стимулы, товарноденежные, финансовые, кредитные отношения и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Особенная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственному финансированию и финансам предприятий. Государственное финансирование осуществляется в виде прямого бюджетного финансирования (субсидий, грантов) или государственного заказа и финансы предприятий, которые также в свою очередь можно разделить на собственные средства предприятия и привлеченные средства (кредиты, предоплаты). Помимо прямого финансирования государство также оказывает косвенное влияние на воспроизводственный процесс через установление системы налоговых льгот и преференций, осуществление социальной политики в отношении регионов, территорий и муниципальных образований, созданием систем профессиональной подготовки и переподготовки кадров и реализацию государственной стратегии по переходу к устойчивому развитию. За последние пять лет с 2007 по 2011 год финансирование воспроизводственного процесса выглядит следующим образом (Рис. 1). Общий объем финансовых средств по данным «РосБизнесКонсалтинг» за этот период увеличился на 4060,8 млрд. руб. или на 60,5%2.

Государственная финансовая поддержка процесса полного обновления или модернизации оборудования предприятий, экологизации производства, приоритетных направлений экономики, развития объектов производственной и социальной инфраструктуры, территориального распределения ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов при переходе к устойчивому развитию играет важное значение.

2 .[Электронный ресурс].- Режим

доступа:Ьійр://\«\«\«^иоІе.гЬс.ги/тасго/іп<іісаІог/1/168/раде_4.8Ьі ^//"РосБизнесКонсалтинг" Quote.ru

2007 2008 2005 2010 2011

Рисунок 1. Финансирование воспроизводственного процесса за 2007-2011 гг. (млрд. руб.)

Механизм государственного экономического регулирования работает с помощью системы налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных ассигнований, субсидий и субвенций, финансирования социальных мероприятий, а также страхования и кредитования. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне.

Что касается стратегии финансирования, механизмов и инструментов в условиях перехода к устойчивому развитию, то они, как показывает реальное положение в экономике, являются пока еще несовершенными, недостаточно структурно сбалансированными, недостаточно дифференцированными и эффективными с точки зрения объективных потребностей общества. Отсюда следует необходимость совершенствования финансовой системы стимулирования расширенного воспроизводства в соответствии с принципами финансирования экологизации в рыночной экономике.

На данном этапе развития экономики вскрыты существенные факторы, препятствующие устойчивому финансированию расширенного воспроизводства на принципах экологизации в России: низкий спрос российских компаний на экологические инновации; ограничение корпоративной конкуренции в бюджетном финансировании; несоответствие кредитных инструментов российской банковской системы схемам финансирования процессов экологизации; недостаточное по относительным объемам развитие инструментов «юнитизации» (долевого участия граждан в финансировании экологизированных проектов); недостаточное качественное и количественное развитие инструментов «секьюритизации» (выпуска ценных бумаг для финансирования экологических инноваций); неблагоприятный (по сравнению с международным) налоговый режим прямых иностранных инвестиций в основной капитал.

Разрешение этих проблем требует совершенствования механизма привлечения финансовых средств в расширенное воспроизводство с учетом экологических требований. Он должен включать в себя поиск и разработку финансово кредитных отношений, к которым можно отнести: использование льготных кредитов, выделяемых под гарантии региональной администрации или федеральных органов власти; беспроцентный кредит, который можно предоставить предприятиям региона, внедряющим безотходные или малоотходные, ресурсосберегающие технологии; налоговые послабления, инвестиции федерального бюджета; штрафные санкции в региональный бюджет, которые могли быть частично переданы в специально учрежденный инвестиционный экологический Фонд для реализации экологоориентированных проектов предприятиями и организациями; ускоренная

Сизова И. Ю.

амортизация; льготы по НДС, которые могли повлиять на снижение загрязнения окружающей среды и продовольствия благодаря содействию указанного Фонда.

Наряду с этим необходимо осуществлять одновременное институциональное развитие и привлечение внебюджетных источников финансирования. Кроме того можно подключить экологическое страхование, предоставление на конкурсной основе более выгодных экологических услуг на развивающемся рынке, предоставление государством гарантий инвесторам, осуществляющим вклады в основной капитал, базовой основой которого является обеспечение экологически безопасного производства.

Стратегию и практические механизмы финансового стимулирования процесса создания нового качественного уровня основных производственных фондов и производительных сил в целом, с учетом перехода к устойчивому развитию, необходимо развивать в следующих направлениях:

Исключить административные ограничения конкуренции в привлечении финансовых средств, осуществить совершенствование рыночного (административного, экономического и налогового) регулирования финансирования расширенного воспроизводства;

Институционально обеспечить развитие диверсифицированных инструментов финансирования (конкурентное возвратное банковское, бюджетное финансирование с использованием механизмов государственных гарантий инвестирования в капитальные вложения);

Активизировать развитие финансовых услуг на рынке экологических услуг.

Концептуально на предприятиях необходимо осуществить такое обновление основных производственных фондов, которое обеспечило бы требования экологизации производства на инновационной основе. Здесь важно применить следующий методологический подход к финансированию мер по обновлению техники и технологий - выделение средств только в направлении экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий, позволяющих бороться не с последствиями, негативно влияющими на окружающую среду и здоровье человека, а с причинами такого воздействия, при этом выводить предприятие на новые рынки и обеспечивать его конкурентоспособность.

Кроме того, возникла необходимость сопоставлять имеющиеся ресурсы (персонал, технологии, производственные фонды, финансы) со стратегическими целями, просчитывать возможность достижения этих целей при располагаемом организационно-экономическом и техническом потенциале, поскольку переход к устойчивому развитию, когда потребности современного периода удовлетворяются, но при этом возможность будущих поколений удовлетворять их потребности не подвергается риску3.

Принимая решения о выборе источников финансирования расширенного производства предприятия традиционно необходимо решать не только такие традиционные задачи как: определение потребности в кратко- и долгосрочном капитале, выявление возможных изменений в составе активов и капитала в целях определения их оптимального состава и структуры, обеспечение постоянной платежеспособности и, следовательно, финансовой устойчивости, максимизация прибыли от использования собственных и заемных средств, снижение расходов на финансирование хо-

3 Сизов В.Е., Сизова И.Ю. Экономико-правовой механизм управления природопользованием: теория и практика.- Екатеринбург: УРО РАН, 2007. - С.28

зяйственной деятельности, но и такие, которые позволят соотносить каждодневную деятельность с соображениями относительно долгосрочных целей и последствий, ориентировать предприятие не на существующие условия хозяйствования, а на те, которым еще только предстоит сложиться. Здесь ставится задача предвидения возможных изменений и заблаговременного приспособления к ним.

При этом принятие эффективного финансового решения по обеспечению расширенного воспроизводства при переходе к устойчивому развитию предусматривает системный подход к изучению вопросов распределения денежных средств с учетом фактора времени, набора количественных показателей и моделей инновационного развития, с помощью которых оцениваются все альтернативные варианты результативности финансовых вложений, что отразится на повышении эффективности экономики и отдельных видов экономической деятельности, а также социально значимых проектов в новом формате расширенного воспроизводства.

Список литературы:

1. Успенская С, Арланцева Д., Умарова З. Мировые тенденции развития экологических инвестиций и инноваций // Экологический вестник, № 4, 2011[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www. econews.uz/index.php (дата обращения28.03.2012).

2. Электронный ресурс.- Режим досту-

па:http://www.quote.rbc.ru/macro/indicator/1/168/page_4.shtml//,Ро сБизнесКонсалтинг" Quote.ru (дата обращения 23.03.2012).

3. Сизов В.Е., Сизова И.Ю. Экономико-правовой механизм управления природопользованием: теория и практика.- Екатеринбург: УРО РАН, 2007. -262 с.

1. Uspenskay S., Arlanzeva D., Umarova Z. World trends in the development

of environmental investment and innovation //the Ecological Bulletin, no.4, 2011.- Mode of access: http://www.

econews.uz/index.php

2. Electronic resource.- Mode of access:

3. http://www.quote.rbc.ru/macro/indica-tor/1/168/page_4.shtml//"RosBusinessConsulting" Quote.ru

4. Sizov V.E., Sizova I.YU. Economic-legal mechanism of environmental management: theory and practice.- Ekaterinburg: URORAN, 2007. -262 p.

РЕЦЕНЗИЯ

Представленная статья является актуальной в современных условиях изменения типа экономического и социального развития. Автором обосновывается необходимость перехода к устойчивому развитию, выявляются спорные вопросы при осуществлении данного процесса и определяются факторы, препятствующие эффективному финансированию расширенного воспроизводства. Предлагаются меры по совершенствованию механизма привлечения финансовых средств в основной капитал предприятий.

Результаты исследования состояния финансового обеспечения расширенного воспроизводства показали в динамике их увеличение за последние годы на 60 процентов с 2007 по 2011 год, но вместе с тем, остаются проблемы нехватки собственных денежных средств предприятий, направляемых в обновление основных производственных фондов, в новые технологии и экологизацию производства.

Рассматриваемые в статье методологические подходы определения приоритетов финансирования процесса воспроизводства имеют важное теоретическое и практическое значение по принятию оптимальных финансовых решений на предприятиях.

Зав.кафедрой « Финансы, денежное обращение,

кредит и банки»

Государственного университета - УНПК,

д.э.н.,доцент

Финансовая система представляет собой совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ

Государственный бюджет - государственных

Внебюджетные фонды - муниципальных

Государственный кредит - акционерных

Фонды страхования - частных

Фондовый рынок - общественных

Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений:

государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит; фонды страхования; фондовый рынок; финансы предприятий.

Все перечисленные финансовые отношения можно разбить на 2 подсистемы:

q общегосударственные финансы (обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на макроуровне);

q финансы хозяйствующих субъектов (используются для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне).

На уровне государственных финансов происходят разработка и реализация единой финансовой политики страны, от которой во многом зависит и эффективность деятельности предприятий.

Общегосударственные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения НД, созданного в отраслях материального производства. Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов.

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль:

¨ в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства;

¨ перераспределении финансовых ресурсов м/у отраслями экономики и регионами страны, а также формами собственности и отдельными слоями населения.

Основой единой финансовой системы служат финансы ПП. Общегосударственные финансы органически связаны с финансами ПП. С одной стороны, главным источником доходов госбюджета является НД, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, предприятия привлекают бюджетные ассигнования, банковские кредиты.

Объектом управления финансами являются финансовые отношения. Субъектами управления выступают органы государственной власти и хозяйствующие субъекты.

На макроуровне органами управления финансами являются:

Федеральное собрание;

Президент;

Правительство;

Министерство финансов;

Государственный таможенный комитет;

Министерство по налогам и сборам;

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

Исполнительные органы внебюджетных фондов.

Роль финансов в экономике многообразна, но тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

1) финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;

2) финансовоерегулирование экономических и социальныхпроцессов;

3) финансовое стимулирование эффективного использова­ния всех видов экономических ресурсов.

1) Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспро­изводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресур­сов. Различаютследующие основные источники финансовыхресурсов:

Собственные средства (уставный капитал, прибыль и др.);

Заемные средства - это долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы;

Привлеченные средства - это денежные средства, которые не принадлежат предприятию, но используются в его обороте (задолженность перед бюджетом, работниками предприятия, поставщиками и т. п.).

2) Финансовое регулирование экономических и социальных про­цессов - второе направление воздействия финансов на разви­тие экономики. Регулирование экономики - это изменение темпов роста отдельных структурных подразделений для пере­стройки производства в соответствии с изменившимися потреб­ностями общества. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются, и наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство. Различают три вида регулирования экономики.

Саморегулирование;

Государственное регулирование экономики;

Регулирование экономики через финансы самого предприятия.

1) Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов , которое осуществляется через:

2) эффективное вложение финансовых ресурсов;

3) создание поощрительных фондов;

4) использование бюджетных стимулов и финансовых санкций.

3. Сущность и структура финансовой системы РФ

Финансовая система - это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений.

Финансовая система РФ состоит из трех крупных блоков:

Государственные финансы;

Местные финансы;

Финансы юридических и физических лиц.

Государственные финансы отражают экономические отноше­ния по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные фи­нансы включают в себя государственный бюджет и государст­венные внебюджетные фонды.

Местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления. Местные бюджеты - это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты по­селков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты - в городах.

Финансы юридических и физических лиц - это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенно­го воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. В составе финансов физических лиц можно вы­делить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридического лица, и финансы других физических лиц.

Финансовая система - это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев, а система, которая представля­ет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономичес­ких связей и отношений.

Необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений объясняется тем, что финансы необходимы для распределения стоимости общественного продукта. Только с помощью категории финансов осуществляется этот процесс.

Финансы занимаются распределением созданной стоимости в денежном выражении. В зависимости от того, как мы распределим будет зависеть процесс воспроизводства. Необходимы определенные пропорции, а главная пропорция зависит от того как мы поделим национальный доход.

финансы и цена:

цена – основа стоимостного распределения совокупного общественного продукта по элементам, т е с помощью цены происходит первичный процесс формирования стоимости общественного продукта. Распределительные отношения в сфере ценообразования вкл. в себя: 1) отношения между юр. лицами по поводу определения цены на товар, 2) между юр. и физ. Лицами по поводу определения тарифных ставок, 3) между гос-вом и юр. лицами по поводу регулирования цен для монополистов, 4) между бюджетом и физ. лицами.

Взаимосвязь состоит в том, что:

цена является основой финансового распределения стоимости,

финансы корректируют пропорции установленные ценами в условиях экономического развития общества.

Отличие в том, что цена осуществляет формирование стоимости на стадии производства, а с помощью финансов происходит превращение скрытых форм собственности в денежные средства.

финансы и кредиты:

кредит – распределительные отношения по поводу распределения временно свободных денежных средств для покрытия определенных потребностей

Появление временно свободных средств обусловлено следующими причинами: 1) наличное кол-во денежных средств превышает потребность в ресурсах, 2) наличных средств недостаточно для удовлетворения определенных целевых потребностей и эти ресурсы должны накапливаться, 3) несовпадение срока платежа и срока получения денежных средств.

Отношения могут быть: 1) между юр. лицами по поводу вексельного кредита, 2) между банком и юр. лицом по поводу кредита, 3) между банком и физ. лицом по поводу ссуды на стр-во, 4) между юр. и физ. лицами по поводу потребительского кредита, 5) между гос-вом и юр. лицом по поводу выдачи казначейских ссуд, 6) между бюджетными фондами, 7) между физ. лицами по поводу векселей под проценты, 8) между банками по поводу межбанковского кредита.

Взаимосвязь:

комплексное использование финансовых и кредитных ресурсов, при недостатке финансовых средств предприятие берет кредит, а при их излишке хранит на депозитных счетах,

сочетание финансовых и кредитных методов обеспечения ресурсами расширенного воспроизводства.

Отличия: 1) объектом распределения финансов является национальный доход ВНП, объектом распределения кредита – только часть ВНП (временно свободные средства), 2) принципы финансирования основаны на безвозмездности, бессрочности, безвозвратности, но на целевой основе и не требуют никокого обеспечения, а принципы кредитования основаны на принципах срочности, возвратности, платности и обеспечения, 3) назначение финансов – формирование доходов, накопление и использование этих средств по целевому назначению, а основное назначение кредита – аккумулирование денежных средств и их использование на неотложные нужды в виде ссуд, 4) финансы имеют только одностороннее движение стоимости, а кредит – разорванное во времени движение стоимости, 5) перераспределение кредитных ресурсов происходит только между субъектами распределительных отношений, а финансовое распределение охватывает не только субъектов, но и распределяет еще в рамках каждого субъекте по целевому назначению, 6) кредитные ресурсы тесно связаны с денежным оборотом и с их помощью осуществляется регулирование объема денежных средств, финансы такой тесной связи не имеют.



финансы и зарплата:

зарплата – распределительные отношения по поводу распределения и перераспределения вновь созданной стоимости для создания индивидуальных доходов в соответствии с условиями труда, кол-вом и качеством затраченного труда, то есть зарплата – мера стоимости труда

Зарплата включает в себя систему отношений:

между юр. и физ. лицами по поводу установления дохода,

между бюджетом и юр. лицами по поводу формирования ФОТ,

между бюджетом и физ. лицами по поводу пособий и льгот.

Взаимосвязь: 1) с помощью финансов формируется ФОТ и отделяются от других временно свободные средства, а с другой стороны ФОТ выступает устойчивым источником финансовых ресурсов для формирования оборотных средств, покрытия потребностей запасов, 2) в результате распределения ФОТ формируется финансовыми методами, а распределение полученных доходов осуществляется через механизм оплаты труда.

ВОПРОС №4 Финансовые ресурсы, резервы, капитал, фонды денежных средств. Понятие, классификация, особенности, функции, методы формирования, источники.

Финансовые ресурсы, как экономическая категория, представляют собой совокупность доходов и расходов, сущностью которой являются методы и формы образования доходов и направления их использования. Формой материализации финансовых ресурсов являются денежные средства целевого назначения, которые образуются за счет собственных источников, заемных и привлеченных средств, часть которых подлежит перераспределению государством, а часть остается у предприятия для удовлетворения собственных нужд. Другими словами, финансовые ресурсы – это денежные средства, находящиеся в распоряжении государства, предприятий или субъектов хозяйствования, которые используются для покрытия затрат и образования разных фондов и резервов.

Состав финансовых ресурсов изменяется в зависимости от уровня хозяйствования (государство, отрасль, предприятие), от направления деятельности (коммерческое, некоммерческое, общественное). По составу финансовые ресурсы, несмотря на различия, имеют общие признаки и формы.

На уровне доходов финансовые ресурсы включают:

доходы от основной деятельности;

доходы от специализированных видов деятельности;

прочие доходы.

На уровне расходов финансовые ресурсы включают в себя:

расходы на основную деятельность;

расходы на инвестиции;

прочие расходы.

Основные признаки финансов:

денежный характер отношений

распределительный характер финансовых отношений

преимущественно фондовый характер (может быть бесфондовое распределение, но на целевой основе)

финансовые отношения имеют государственно-властную или принудительную форму проявления. Финансовые отношения связаны с существованием государства

финансовые отношения в качестве материального носителя используют финансовые ресурсы.

Финансовые источники делятся на:

1) источники, которые действуют на макроуровне (уровне государства);

2) источники, которые действуют на микроуровне (уровне предприятия).

Самый важный источник финансовых ресурсов - стоимость ВВП страны, который состоит из C+V+M (капитал + зарплата + прибыль).

V + M - основные источники финансовых ресурсов на макроуровне.

Элемент V, являясь личным доходом трудящегося, как правило, зарплатой, выступает в качестве источника финансовых ресурсов по 3-ем направлениям:

налоги (из зарплаты должны выплачиваться);

страховые платежи;

прочие платежи (как профсоюзные взносы, взносы в спецфонды и т.д.)

Таким образом, элемент V участвует в создании финансовых ресурсов на макроуровне.

Элемент М - прибавочная стоимость, прибыль. Является основным источником финансовых ресурсов.

Источники финансовых ресурсов на макроуровне:

1. ВВП (первая группа финансовых источников).

2. Доходы от внешнеэкономической деятельности (сейчас наши статистические органы переходят к системе национальных счетов (СНС), которая помогает найти ВВП, НД и т.п.).

3. Национальное богатство.

4. Привлеченные (заемные) ресурсы.

Источники финансовых ресурсов на микроуровне:

1. Источники собственных финансовых ресурсов (например, выручка дает возможность формировать ресурсы предприятия):

Внешняя экономическая деятельность предприятия;

- Богатство предприятия (станки и пр., т.е. все, что можно продать).

2. Средства предприятия, которые приравниваются к собственным (это средства предприятия, которые ему не принадлежат, но находятся в его распоряжении):

- зарплата(выступает в форме устойчивых пассивов);

- отпускные деньги (начисляются, но находятся в распоряжении предприятия).

3. Привлеченные средства (это средства, которые мобилизуются предприятием на финансовом рынке - рынок ценных бумаг (РЦБ), ссудных капиталов и т.п.):

- заемные средства;

- путем продажи акций и облигаций.

4. Источники, которые получают предприятия в порядке перераспределения средств:

- от министерств, вышестоящих инстанций, из бюджета;

- страховые возмещения (страхование – способ перераспределения средств).


Финансовые ресурсы делятся на:

1) централизованные (выступают в форме бюджетных и внебюджетных фондов и обеспечивают потребности воспроизводства на макроуровне (например, бюджет)).

2) децентрализованные (формируются у субъектов хозяйствования и используются на расширение производства (или оказание услуг) и удовлетворение социально - культурных потребностей работников предприятия.

Они направляются на следующие цели:

a) капиталовложения;

b) увеличение оборотных средств;

c) финансирование НТП;

d) проведение природоохранных мероприятий;

e) обеспечение потребностей социального характера (жилищный фонд, сфера дошкольных учреждений, оздоровительные лагеря, дома культуры);

f) прочие аналогичные цели.

Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства. Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий делятся на:

собственные и приравненные к ним доходы и поступления:

доходы от основной деятельности, от финансовых операций, от строительно-монтажных работ, выполненных хозспособом;

поступления от продаваемого и выбывшего имущества, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы, целевые поступления;

финансовые ресурсы, мобилизуемые на фондовом рынке:

продажа ценных бумаг;

кредитные инвестиции;

финансовые ресурсы, поступающие в порядке распределения:

страховые возмещения по наступившим случаям;

финансовые ресурсы, поступившие от вышестоящих организаций;

финансовые ресурсы, получаемые на паях и долевых началах;

дивиденды и другие ценные бумаги других эмиттентов.

расходы на пополнение фонда возмещения;

расходы на финансирование обновления производства;

расходы на формирование фондов социального назначения;

косвенные и прямые налоги;

формирование финансовых резервов;

прочие расходы.

Финансовые ресурсы некоммерческих предприятий.

(бюджетные на основе сметного финансирования):

выручка от сдачи помещений и оборудования в аренду;

безвозмездные взносы от юридических лиц;

прочие доходы.

расходы на зарплату;

оплата материальных и приравненных к ним затрат;

расчеты с юридическими лицами за выполненные услуги;

затраты на развитие, обновление, реконструкцию;

прочие расходы.

Финансовые ресурсы общественных организаций:

вступительные и членские взносы;

отчисления на благотворительные цели;

доходы от хозяйственных подразделений;

доходы от проведения платных мероприятий;

поступления от платных услуг населению;

прочие доходы.

расходы, связанные с основной деятельностью;

административно-управленческие расходы;

средства на капвложения и ремонты;

прочие расходы.

Финансовые резервы. Понятие, особенности, функции, классификация и источники образования

Принцип обеспеченности фин. резервами – один из принципов организации финансов коммерческих организаций и предприятий. Он диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рынка последствия риска ложатся на предпринимателя. Кроме того, предприниматели вынуждены продавать свою продукцию с риском невозврата платежа (экон. борьба за покупателя). Фин. вложения предприятия также связаны с риском невозврата вложенных ден. средств или получения дохода ниже предполагаемого. Также могут иметь место прямые экон. просчеты в разработке производственной программы.

Реализацией этого принципа является формирование фин. резервов и др. аналогичных фондов, способных укрепить фин. положение предприятия в критические моменты хозяйствования.

Фин. резервы могут формироваться предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты из нее налога и др. обязательных платежей в бюджет. Акционерные общества обязаны формировать фин. резерв в законодательно установленном порядке. На практике, из-за низких фин. возможностей, не все предприятия образуют фин. резервы, необходимые для их фин. устойчивости.

Финансовые ресурсы, изъятые из обращения, формируют финансовые резервы. Порядок формирования резервов определяется законодательными актами, а на уровне коммерческих предприятий – либо не более 25% от уставного капитала либо не более 50% от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Резервы используются в следующих случаях:

восполнение недостатка собственных оборотных средств

финансирование работ, связанных с открытиями, инновациями

погашение платежей в бюджет и во внебюджетные фонды при недостатке собственных источников

покрытие убытков от стихийных бедствий

покрытие различных коммерческих рисков, когда невозможно страхование или отсутствует возможность кредитования

погашение долгосрочных кредитов

КАПИТАЛ - (лат. capitalis - главный) - в широком смысле - это все, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг.

Собственный капитал предприятия – разница между суммой активов и суммой внешних обязательств предприятия. Он подразделяется на постоянный (уставный) и переменный. За счет переменной части формируется резервный и добавочный капитал, и нераспределенная прибыль. Уставный капитал – часть капитала предприятия, вложенная в текущие активы. Одна часть формирует производственные фонды, а другая – образует фонды обращения.

Фонды денежных средств образуются за счет выручки от реализации товаров, готовой продукции и выполненных работ.

При реализации продукции у предприятий образуется выручка и соответственно доход. Одна часть этого дохода поступает в государственный бюджет, централизованные фонды социального страхования, а другая - остается в рас­поряжении предприятий на образование фондов оплаты тру­да, экономического стимулирования и финансирования зат­рат по расширению и развитию производства.

Таким образом, финансы выступают орудием контроля за правильным образованием, распределением и использовани­ем фондов денежных средств в процессе производства и реа­лизации продукции.