Задолженность населения за услуги жкх. Откуда берутся огромные долги россиян по ЖКХ? Способы взыскания долгов по ЖКХ

Эксперты Алексея Кудрина из Центра стратегических разработок (ЦСР) придумали очередную реформу для россиян. На сей раз их нововведение касается сферы ЖКХ. ЦСР предлагает обязать собственников жилья в многоквартирных домах солидарно оплачивать долги соседей за содержание общего имущества. Затем в судебном порядке они смогут требовать от должников компенсации.

Согласно задумке, члены ТСЖ должны оплачивать долги неплательщиков жилищно-коммунальных услуг. Если кто-то из собственников задолжал за услуги по управлению, ремонту и содержанию общего имущества в доме, то остальные члены ТСЖ должны будут погасить эту задолженность, а затем взыскать ее с виновного. Если ничего не помогает, то лишать должника собственности через суд.

По замыслу ЦСР учреждать ТСЖ будут сами жители домов, как и сейчас. Если решение по созданию ТСЖ примут, то в товарищество включат всех жителей дома. В случае задолженности одного из жильцов дома по управлению, ремонту и содержанию общего имущества в доме расплачиваться по долгам будут обязаны все участники ТСЖ, то есть все жители дома. После этого жителям придется самостоятельно взыскивать долг с должника в свою пользу.

Центр стратегического развития предложил несколько вариантов такого взыскания. Если при задолженности по ЖКХ более 6 месяцев, то жилье должника становится залогом. Если долг не погасят за установленный срок, то недвижимость должника передадут ТСЖ.

«Создание такой конструкции ТСЖ не только обеспечит совместную ответственность собственников за состояние общего имущества, за оплату оказанных услуг, выполненных работ в отношении общего имущества, но и будет способствовать тому, что такие ТСЖ будут рассматриваться как надежные заемщики на финансовом рынке для модернизации общего имущества многоквартирных домов», - говорят специалисты центра.

По словам сотрудников ЦСР, нынешняя модель ТСЖ – то есть сосуществование в одном доме членов товарищества и не вступивших в него жильцов – признана неэффективной и нестабильной. В минстрое РФ заявили, что проект ЦСР выглядит нереалистичным, так как это копирование европейских кондоминиумов.

По информации ГИС ЖКХ на октябрь текущего года, в стране 42% домов управляются управляющими организациями, а ТСЖ, ЖСК, ЖК и прочие разновидности кооперативов закрывают в общей сложности 3,4% домов.

«Долги в коммунальном секторе – системное явление. Неплатежи накапливаются по всей цепочке жилищно-коммунальных правоотношений: не все жители оплачивают счета за жилищно-коммунальные услуги, много претензий к управляющим организациям в связи с задержками платежей за коммунальные ресурсы и нецелевым использованием денег», – говорится в докладе ЦСР.

Идея обязать собственников жилья оплачивать долги соседей за содержание общего имущества домов противоречит действующему российскому законодательству. Об этом агентству РИА Новости рассказал первый зампред комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин.

«Эта инициатива противоречит гражданскому законодательству, в частности Гражданскому кодексу. Человек не может платить не за свои долги, у него нет таких обязательств. Можно обязать человека платить в рамках публичных правовых отношений по каким-то платежам или в рамках гражданско-правовых отношений, если это установлено договором. Ни того, ни другого случая я в этой ситуации не прослеживаю», - заявил он, добавив, что подобных предложений пока в Госдуму не поступало.

В целом предложение ЦСР выглядит нереалистичным, это прямое копирование действующего в Европе порядка управления кондоминиумом, заявил РБК представитель Минстроя.

«Состояние гражданского общества в России еще не достигло такого уровня, чтобы все жители многоквартирного дома согласились нести ответственность за соседа и выступать объединением собственников в качестве, по сути, корпорации», - уточнил представитель ведомства.

Кроме того, по его словам, в инициативе ЦСР «усматривается нарушение конституционного принципа права свободы собственности».

Изменение действующего законодательства для введения новой схемы работы ТСЖ «вряд ли возможно», категорична старший юрист практики по недвижимости и инвестициям фирмы «Качкин и партнеры» Вероника Перфильева.

«В том числе потому, что данные изменения предполагают возможность посягательства на конституционное право гражданина на жилище», - полагает юрист, добавляя, что изменения нужно будет внести не только в Гражданский кодекс, но и в Жилищный кодекс и Конституцию России.

Авторы доклада, в свою очередь, уверены, что изменения в Конституции не потребуются, поскольку «в отношении отдельных организационно-правовых форм юрлиц гражданское законодательство допускает обязательное членство».

Предложения правильные, никто не сможет лучше воздействовать на должников, чем жильцы дома, считает исполнительный директор Гильдии управляющих компаний в ЖКХ, директор Ассоциации «ЖКХ Контроль города Москвы» Вера Москвина: «Мы уверены, что данное, давно назревшее предложение пройдет. Собственник имеет право самостоятельно руководить своим имуществом. Без жилищного объединения это сделать невозможно. Заставить собственника выполнять какие-то элементарные дисциплинарные правила смогут только соседи. Поэтому соседям сегодня и дается такая власть. Это совершенно правильное решение, мы думаем, что оно сдвинет все с мертвой точки. 80% собственников считают, что независимо от того в собственности у него квартира или нет, государство обязано по-прежнему делать то, другое, пятое. Все, друзья, халява кончилась, другого выхода мы не видим. Это правильное решение».

«В постановлении Конституционного суда РФ есть следующее: все жители многоквартирного дома несут равную обязанность по содержанию этого дома. Не важно, являешься ты членом ТСЖ или собственником квартиры, ты одинаково несешь ответственность за содержание и ремонт общего имущества. У нас есть практика, не помню сейчас, по-моему, кооператив, в нем многодетная мать. Долг на сегодняшний день около 700 тысяч рублей. Есть решение суда, как вы понимаете, исполнительное производство прекращается. Заходят в квартиру, описать нечего - все, до свидания. Она говорит, что платить не собирается. Несмотря на решение Верховного суда о том, что арест на квартиру можно наложить, она заявляет: да мне чего, я ее продавать не собираюсь. Каждый должен платить за себя. Я не хочу платить за того парня. Это абсолютно безвыходная ситуация. Я взыскиваю с должника, трачу деньги на услуги адвоката, но мне полностью не компенсируют мои затраты».

Глава министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Якушев в четверг сообщил, что сумма выпадающих доходов в бюджетах регионов в связи с задолженностью в сфере ЖКХ составляет около 23 миллиардов рублей.

Президент РФ Владимир Путин призвал оперативно решать вопросы, связанные с задолженностью россиян по ЖКХ. Глава государства подчеркнул, что оставлять людей без тепла ни в коем случае нельзя.

«Вот эти 23 миллиарда - деньги немалые. Мы с вами понимаем, что, сколько бы это ни стоило, мы же людей не можем оставить без тепла», - сказал Путин на совещании с министрами.

В России тарифы на услуги ЖКХ с 1 января 2019 года вырастут на 1,7%, но ограничатся средним увеличением за 2019 год на 4%. Повышение произойдет в связи с повышением НДС. Об этом заявил глава Минстроя РФ Владимир Якушев, сообщается на сайте министерства.

В «Прогнозе социально-экономического развития России» записано, что с 1 января 2019 г. тарифы на коммунальные услуги будут увеличены на 1,7%, а с 1 июля - на 2,4%. Такое решение принято правительством РФ.

«Теперь оно с федерального уровня придёт на региональный, и уже субъекты РФ будут его исполнять», - пояснил Якушев.

По словам главы ведомства, несмотря на повышение НДС со следующего года, Минэкономразвития РФ сохранило подход к индексации тарифов на уровне целевой инфляции - около 4%.

Новости СМИ

Новости партнеров

Стремясь компенсировать потери от снижающейся рентабельности взыскания долгов, коллекторы ищут новые источники заработка. Они всерьез заинтересовались взысканием долгов граждан по оплате услуг ЖКХ, которые по России превышают 500 млрд руб., и поставщики таких услуг не против подобного сотрудничества. Эксперты считают, что это незначительно увеличит эффективность взыскания, зато может привести к росту социальной напряженности.


СРО «Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств» (НАПКА) провела круглый стол по развитию направления взыскания в сфере ЖКХ. По оценке руководителя агентского комитета НАПКА Виктора Семендуева, сейчас поставщики услуг ЖКХ отдают в работу коллекторам не более 5% от общей задолженности населения. «При этом эффективность их собственного взыскания не очень высокая: на досудебной стадии она находится на уровне 5–10%, на судебной стадии -15–20%»,- отмечает он. НАПКА планирует разработать для поставщиков услуг ЖКХ стандарты по отбору и оценке эффективности коллекторских агентств, рассчитывая увеличить объем передаваемых ее членам долгов.

По данным Минстроя, суммарно долги населения за услуги ЖКХ достигли на сентябрь 2018 года 535 млрд руб. В ГК «Росводоканал» сообщили, что на 1 октября 2018 года суммарный объем задолженности населения за услуги, оказанные их предприятиями в шести городах РФ, превышает 2 млрд руб. При этом ежегодный прирост показателя задолженности по группе «население» достигает 20%.

Сейчас крупные компании, предоставляющие услуги ЖКХ, взыскивают просрочку как на досудебной, так и на судебной стадии. По словам коммерческого директора ГК «Росводоканал» Сергея Прокофьева, проводимая претензионно-исковая работа позволяет достигать 97–98% годового сбора от начислений за услуги.

В пресс-службе «Мосэнерго» сообщили, что более 90% в общей сумме задолженности подтверждено судебными решениями, вступившими в законную силу. В качестве крайних мер воздействия на должников применяются ограничения и отключения коммунальных услуг. При этом ГК «Росводоканал» на этапе досудебных мероприятий уже передает часть задолженности коллекторским агентствам, входящим в реестр ФССП, а с недавнего времени начала сотрудничать на этапах судебного и исполнительного производства с коллекторскими агентствами и юридическими компаниями.

В ближайшей перспективе планируется увеличить объемы передаваемой просроченной задолженности коллекторским агентствам, отметил господин Прокофьев. «С учетом начала регулирования коллекторской деятельности и появления правоприменительной практики по 230-ФЗ "Мосэнерго" рассматривает возможность привлечения профессиональных взыскателей в целях погашения задолженности»,- отметили в пресс-службе компании.

Эксперты указывают, что взыскание долгов по ЖКХ должно быть урегулировано в рамках 230-ФЗ.

« Рынок ЖКХ стал в последнее время злоупотреблять ситуацией и отдавать долги на взыскание нерегулируемым компаниям»

Говорит руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов. ФССП же может воздействовать только на компании, находящиеся в госреестре. В законе прямо указано, что он не распространяется на правоотношения по взысканию просроченной задолженности физлица, «возникшие из жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике…», за исключением случаев, когда взыскание осуществляется кредитными организациями или профессиональными коллекторами. «В связи с формулировками профильного закона ФССП фактически не может воздействовать на взыскателей, которые работают вне реестра»,- уточняет глава «Юридического бюро №1» Юлия Комбарова.

Впрочем, на первых порах привлечение коллекторов к сбору догов по ЖКХ может вызвать социальную напряженность, так как граждане не привыкли к вмешательству в подобные вопросы профессиональных взыскателей, полагают эксперты. Кроме того, по мнению Юлии Комбаровой, росту социальной напряженности может способствовать и то, что у людей в памяти еще живы бесчеловечные методы выбивания долгов коллекторами.

Светлана Самусева

В России стремительно растет задолженность по ЖКХ. Согласно статистике Верховного суда, в прошлом году было рассмотрено 5,4 миллиона исков к неплательщикам коммунальных услуг. Для сравнение: в 2016 году разбиралось 4,2 миллиона подобных дел, а в 2014-м – 2,1 миллиона. За три кризисных года заметно увеличилась и сумма взыскания – с 60 до 120 миллиардов рублей.

В июле прошлого года министр строительства и ЖКХ Михаил Мень в интервью "Российской газете" оценил общий объем долгов по коммуналке в 1,34 триллиона рублей, из них 645 миллиардов задолжало население. При этом еще в октябре 2016-го его заместитель Андрей Чибис называл цифру в 270 миллиардов, которая, в свою очередь, была в два раза выше показателя 2015 года - 135,8 миллиарда. На этом фоне долги физических лиц за 2014 год выглядят совсем скромными: 111 миллиардов рублей.

"Причины здесь вполне очевидны, – поясняет "Yтру" заместитель директора Института актуальной экономики Иван Антропов. – Это снижение реальных располагаемых доходов населения. Более трех лет, с ноября 2014 года, они стабильно падают. При этом расходы на услуги ЖКХ стабильно растут. Все это приводит к постоянному, из месяца в месяц, увеличению задолженности".

За три года кризиса доходы россиян сократились на 11%. В то же время стоимость коммунальных услуг в пересчете на каждого человека с 2014 года выросла более чем на 20%, а их доля в общих расходах достигла 11,3%. Еще более тяжким грузом ложатся тарифы ЖКХ на самых бедных: там у каждой десятой семьи оплата коммуналки отнимает свыше 15% всех трат.

Среди неплательщиков есть и "идейные", которые игнорируют квитанции на услуги ЖКХ принципиально, хотя особых финансовых проблем не испытывают. Встречаются и вполне обеспеченные владельцы инвестиционных квартир, которые полагают, что за коммунальные удобства в помещении, где никто не живет, и платить не надо. Но их в общей массе должников меньшинство.

В основном задолженность возникает у тех, кто действительно находится в крайне затруднительном материальном положении, с трудом наскребает деньги даже на еду и платить не может чисто физически, при всем своем желании. "Взыскать такие долги очень и очень сложно", – отмечает Антропов. Особенно, если речь идет о собственниках жилья. В этом случае единственная действенная мера – отключение тех самых услуг, по которым образовались долги.

Для муниципальных квартир самая крайняя мера – выселение. Оно возможно только через суд и лишь в том случае, если накопилась непрерывная задолженность по услугам ЖКХ за полгода. При этом учитываются также уважительные причины для неуплаты, в числе которых тяжелое материальное положение или отсутствие работы и объективная невозможность найти ее в ближайшее время, наличие в семьи инвалидов или несовершеннолетних детей и т.д.

В общем, процесс длительный и сложный. Да и сами государственные структуры, которые выступают владельцами жилья в данном случае, не станут злоупотреблять подобными возможностями, полагают эксперты.

"Сейчас население и так достаточно сильно напряжено из-за экономического кризиса. Если еще начать такие массовые переселения, это может просто вызвать столь же массовые недовольства, люди начнут выходить на улицы, вплоть до бунтов. Сейчас очень и очень опасно этим заниматься, и власти, скорее, будут закрывать глаза на неуплату, чем пойдут на такие крайние меры", – говорит Антропов.

К тому же, по закону выселяемым гражданам государство обязано предоставить другое жилье, пусть даже худшего качества. А размеры маневренных жилых фондов тоже не настолько велики, чтобы разместить большое количество подобных переселенцев.

Проблема в том, что рост задолженности по услугам ЖКХ аукнется всем россиянам. Коммунальная инфраструктура в России дряхлеет опережающими темпами, с каждым годом в стране приходит в негодность больше сетей, чем успевают ремонтировать. И наращивание долгов населения будет только усиливать данную тенденцию.

Самая главная угроза – сильное ухудшение качества оказания услуг. Не исключено, что и перебои с водой, электричеством и отоплением начнут случаться все чаще. При этом регулярное повышение тарифов не поможет исправить ситуацию, поскольку оно не способно покрыть необходимые для ремонта сетей расходы, даже если не брать в расчет растущую задолженность.

"Мы попадаем в замкнутый круг. И тут надо принимать какие-то другие, более радикальные меры, например, активнее прибегать к бюджетному финансированию ремонта сетей ЖКХ", – призывает Антропов.

По словам эксперта, в данном случае можно рассчитывать на федеральный бюджет. В идеале следует пересмотреть структуру распределения доходов по бюджетам в пользу регионов и муниципалитетов. Последние вообще живут на сущие крохи, которые им остаются от сбора налогов или перепадают в виде дотаций.

Кстати, именно из-за бюджетных проблем многие регионы сокращают субсидирование жилищно-коммунального комплекса, и вынуждены компенсировать выпадающие доходы из кошельков простых граждан.

«Росводоканал» признался, что уже частично работает с профессиональными коллекторами. Им отдают не более пяти процентов от общей задолженности, но планируют увеличить объемы. В «Мосэнерго» также подтвердили, что думают о возможном взаимодействии с коллекторами. Рассматривать будут только агентства, получившие аккредитацию.

Что еще известно:

Суммарные долги населения за ЖКХ в сентябре 2018 года составляют 535 миллиардов рублей. Коммунальщики говорят о низких результатах взыскания, а также о росте общей задолженности на 20 процентов в год.

Коллекторы заинтересованы в рынке ЖКХ и считают, что смогли бы организовать работу более эффективно. По прогнозам, к 2020 году они будут взыскивать пять — шесть процентов от общей задолженности россиян за коммунальные услуги.

Почему это важно:

Адвокат Олег Сухов считает , что коллекторам выгодно передавать только значительные по сумме задолженности, поэтому ситуация коснется граждан, которые не оплачивали коммунальные услуги несколько лет.

Эксперты сообщили «Коммерсанту», что привлечение коллекторов к сбору долгов может вызвать социальную напряженность, поскольку потребители не привыкли к вмешательству в подобные вопросы профессиональных взыскателей. Также росту беспокойства будет способствовать то, что люди помнят «бесчеловечные методы выбивания долгов коллекторами», уточняет глава «Юридического бюро №1» Юлия Комбарова.