Биография. Биография Какое растение является соавтором дворца джозефа пакстона

Джозеф Пакстон (англ. Joseph Paxton, 3 августа 1803, Мильтон-Брайен, Бедфордшир - 8 июня 1865, Сиднэм, Лондон) - английский архитектор, садовод и ботаник.

Биография

Был седьмым сыном небогатого фермера. После окончания школы помогал брату, но из-за плохого обращения ушёл от него и, прибавив два года к возрасту, поступил в обучение к садовнику Садоводческого общества в Чизике. Вскоре молодого специалиста переманил к себе герцог Девонширский и сделал главным садовником Чатсуорт-хауса. Войдя в доверие к нанимателю, Пакстон разбил дендрарий, построил большой фонтан и стеклянные оранжереи. В те времена уже знали, что на развитие растений влияет угол наклона солнечных лучей, и садовник применил эти сведения на практике. Кроме того, он придумал сложную систему желобов, отводивших воду. Главным же достоинством теплиц Пакстона была их портативность.

В 1837 году он построил Великую оранжерею, бывшую на тот момент самым большим стеклянным зданием в мире. Терморегуляцию обеспечивали восемь котлов и 11 километров труб. Недостатком сооружения была дороговизна обслуживания (в 1923 г. оранжерею снесли). Пакстон также занимался изучением строения огромных листьев водного растения Виктория амазонская (Victoria amazonica), эти занятия подсказали ему некоторые идеи для строительства Хрустального дворца.

В 1850 году на конкурс проектов дворца для Всемирной выставки было представлено более 200 проектов, большинство из которых требовало больших временных и денежных затрат. Узнав об этом, Пакстон на заседании правления железнодорожной компании нарисовал эскиз, подсказанный строительством теплицы для виктории амазонской. Проект встретил одобрение в обществе и, хотя и не без сопротивления, был принят комиссией. Конструкция из чугуна и листового стекла как бы воплощала свежие достижения британской науки и промышленности, стоила относительно недорого и могла быть разобрана после окончания выставки. За свою работу архитектор был посвящён в рыцари.

В последние годы жизни Пакстон планировал городские сады во многих местах Англии, строил загородные дома для баронов де Ротшильд, сотрудничал с Королевскими ботаническими садами Кью, занимался политикой и издавал журналы. Его «Хроника садоводов» (англ. The Gardeners" Chronicle) являлась одним из самых популярных журналов Англии.

Архитектор был женат и имел 8 детей.

Идея организации всемирной выставки, на которой были бы показаны лучшие достижения в области общественного производства, материальной и духовной деятельности человечества, давно носилась в воздухе и пленяла лучшие головы Европы. К середине XIX века идея всемирной выставки созрела окончательно.

Ее организатором и вдохновителем стал принц Альберт, супруг королевы Виктории. Обсуждая план выставки, принц Альберт заявил: «Никто не сомневается, что мы живем в знаменательный переходный период, когда усиливается стремление к самой великой цели, когда-либо существовавшей в истории: к объединению человечества… Выставка 1851 года дает живую картину того, насколько индустрия приблизила решение этой великой задачи».

В организации выставки большую роль сыграло Общество искусств, учрежденное еще в 1754 году с целью поощрения искусств, ремесел и торговли. Задача ставилась поистине грандиозная – собрать под одной крышей изделия промышленности и искусства разных стран и народов.

И для выполнения такой задачи потребовалось особое помещение, которое само стало главной достопримечательностью выставки. Англичане чуть ли не мгновенно – всего за полгода – создали в центре Лондона, в Гайд-парке, знаменитый «Хрустальный дворец», получивший известность далеко за пределами Англии.

Автором проекта стал Джозеф Пэкстон. Он родился в 3 августа 1803 года в Бедфордшире в семье фермера. Учился на садовника. Служил главным садовником и ландшафтным художником, а затем деловым агентом у герцогини Девонширской в Чатсворте. В 1831 году изобрел сборную металлическую конструкцию крыши типа «ребра и стрелы» для парников. Применил эту конструкцию при строительстве Большой консерватории и в 1837 году оранжереи «Дом лилий» в поместье герцога Девонширского в Чатсворте. Занимался разбивкой парков в Биркенхеде в Чешире (1843). В сотрудничестве с Г.Х. Стоксом принимал участие в архитектурных работах, таких как особняк семьи Ротшильдов. Создал много неосуществленных проектов сооружений из стекла и металла.

Проектирование Хрустального дворца стало для Пэкстона главным делом жизни. Пэкстон приступил к работе над проектом Хрустального дворца, когда узнал, что Выставочный комитет отверг все 233 проекта, представленные на конкурс в апреле 1850 года. Первый набросок он сделал 11 июня 1850 года, после посещения места будущего строительства. К 24 июня были готовы чертежи для строительной компании.

Все были ошеломлены, а архитекторы Европы просто негодовали, что этот дерзкий Пэкстон – не архитектор и не художник, а обыкновенный садовник – вместо величественного дворца собирается построить «какой-то стеклянный колпак», «оранжерею»… Этого нельзя позволять какому-то неучу, когда есть настоящее искусство и настоящие мастера.

Действительно, дворец очень напоминал оранжерею. Именно опыт создания огромных оранжерей для заморских пальм подсказал Пэкстону простое и оригинальное решение.

Проект был одобрен Выставочным комитетом 26 июля. Уже 30 июля начались подготовительные работы, а 26 сентября и строительство. Возведение здания завершилось 1 февраля 1851 года к открытию выставки.

Новое здание было воздвигнуто именно так, как задумал «неуч-садовник», и с восторгом принято публикой. В нем как раз воплотилось стремление жителей туманного Альбиона к свету, ведь все сооружение, весь его бескрайний интерьер был пронизан потоками солнечного света.

Внутренних перегородок дворец не имел, и его интерьер представлял собой один огромный зал. Архитектор очень бережно отнесся к деревьям Гайд-парка, рубить которые было запрещено парламентом: два столетних вяза оказались просто накрытыми зданием дворца. Известный русский философ, историк и литератор А.С. Хомяков, посетивший выставку, написал по этому поводу: «То, что строится, обязано иметь почтение к тому, что выросло».

Пэкстон использовал при строительстве Хрустального дворца изобретенные им и усовершенствованные сборные конструкции. Архитектор, объясняя суть придуманных им конструкций, сравнивал жесткий внутренний каркас со столом, а кровлю из стекол, заключенных в деревянные переплеты, – с ажурной скатертью. Проект здания в целом был привязан к единому стандартному элементу – листу стекла максимально возможного размера. В те времена самая большая длина листового стекла равнялась 1, 25 метра. 300000 одинаковых листов стекла для Хрустального дворца были выпущены бирмингемской фабрикой братьев Чанс.

Поразительно, что уже в то далекое время Пэкстон оказался в состоянии разделить все здание на части посредством простой системы малых сборных элементов заводского изготовления. Хрустальный дворец стал одним из первых сооружений, в котором были приняты столь распространенные сейчас унифицированные элементы: все здание было составлено из одинаковых ячеек, собранных из 3300 чугунных колонн одинаковой толщины, однотипных деревянных рам и металлических балок. Деревянные и металлические элементы конструкции были изготовлены на разных заводах в Бирмингеме и смонтированы на строительной площадке в Лондоне. Неординарное инженерное решение позволило значительно снизить расходы на строительство и возвести здание в сжатые сроки. Развитие сети железных дорог ускоряло транспортировку готовых деталей и строительных материалов, что значительно сокращало сроки строительства.

В итоге здание, приблизительно равное по площади четырем соборам Св. Петра – свыше 74400 квадратных метров, было сооружено в течение шести месяцев. Его общая длина – около 563 метров. Главный купол нового дворца достигал 53 метров высоты. Но, при всем своем архитектурном совершенстве и красоте, Хрустальный дворец, хотя в нем были применены стальные конструкции, не способствовал решению проблемы перекрытия сводом. Полуциркульный свод в трансепте (поперечном нефе) имел деревянный каркас, и перекрытый им пролет в 22 метра был меньше, чем у многих средневековых сооружений.

Хрустальный дворец явился реализацией нового архитектурного замысла, прототипа которому не существовало в архитектуре. Вдобавок, это было первое в истории здание столь больших размеров, построенное из стекла, железа и дерева, с каркасом из чугунных и железных кованых балок, точно смонтированных на болтовых соединениях. По признанию современников, Хрустальный дворец – это революция в архитектуре, которая положила начало развитию нового стиля.

Появление Хрустального дворца ознаменовало своеобразный переворот в истории архитектуры – с тех пор немалую роль в определении облика здания стал играть инженер-конструктор.

Впечатляющее сочетание несомненного величия и определенной легкости в архитектурном облике этого здания осталось недостижимым образцом, несмотря на неоднократные попытки повторить и превзойти это достижение.

«Мы видим изящную сеть линий, при этом отсутствует ориентир, который позволил бы нам объективно оценить истинные размеры конструкции и ее удаленность от нас», – сказал Л. Бухер после открытия выставки.

Заказчик предложил заключить контракт на «возвратной» основе: хотя сметные расходы оценивались в 150 тысяч фунтов, он выплачивает только 80 тысяч фунтов, а конструкция после демонтажа переходит в собственность исполнителя. После выставки дворец был разобран, а позже на общественные пожертвования восстановлен на юге Лондона в Сайденхеме, где простоял до пожара 1936 года.

В Сайденхеме Хрустальный дворец стал одним из любимейших и интереснейших мест для загородных прогулок. В особенности хорош был сад, да и сам дворец был переполнен множеством различных достопримечательностей. Современники считали Хрустальный дворец чудом современного искусства. Позднее великий Корбюзье писал: «Я не мог оторвать глаз от этой торжествующей гармонии».

В дальнейшем Пэкстон разрабатывал оранжерейный принцип даже применительно к градостроительству. В 1854 году встал вопрос о создании сети подземных путей сообщения в столице. Пэкстон предложил альтернативу – окружить Лондон стеклянной аркадой 11, 5 миль длиной, которая должна быть построена по типу Хрустального дворца. Внутри аркада представляла собой комплекс железнодорожных путей, пешеходных пространств и магазинов. Этот крытый «город» преследовал цель создания искусственного климата в городском масштабе. В пояснительной записке говорилось, что лондонская атмосфера загрязнена дымом каминных труб, фабрик и т д., зимой в городе постоянные дожди и слякоть. Это послужило обоснованием для создания крытой «галереи-променада, с постройкой которой исчезает нужда немощным старикам уезжать на зимний сезон в дальние страны».

Таким образом, у истоков современной стеклянной архитектуры стоят два проекта Пэкстона. Один осуществленный – Хрустальный дворец, второй неосуществленный – названный автором «Великий викторианский путь».

Идея организации всемирной выставки, на которой были бы показаны лучшие достижения в области общественного производства, материальной и духовной деятельности человечества, давно носилась в воздухе и пленяла лучшие головы Европы. К середине XIX века идея всемирной выставки созрела окончательно.

Ее организатором и вдохновителем стал принц Альберт, супруг королевы Виктории. Обсуждая план выставки, принц Альберт заявил: «Никто не сомневается, что мы живем в знаменательный переходный период, когда усиливается стремление к самой великой цели, когда-либо существовавшей в истории: к объединению человечества… Выставка 1851 года дает живую картину того, насколько индустрия приблизила решение этой великой задачи».

В организации выставки большую роль сыграло Общество искусств, учрежденное еще в 1754 году с целью поощрения искусств, ремесел и торговли. Задача ставилась поистине грандиозная - собрать под одной крышей изделия промышленности и искусства разных стран и народов.

И для выполнения такой задачи потребовалось особое помещение, которое само стало главной достопримечательностью выставки. Англичане чуть ли не мгновенно - всего за полгода - создали в центре Лондона, в Гайд-парке, знаменитый «Хрустальный дворец», получивший известность далеко за пределами Англии.

Автором проекта стал Джозеф Пэкстон. Он родился в 3 августа 1803 года в Бедфордшире в семье фермера. Учился на садовника. Служил главным садовником и ландшафтным художником, а затем деловым агентом у герцогини Девонширской в Чатсворте. В 1831 году изобрел сборную металлическую конструкцию крыши типа «ребра и стрелы» для парников. Применил эту конструкцию при строительстве Большой консерватории и в 1837 году оранжереи «Дом лилий» в поместье герцога Девонширского в Чатсворте. Занимался разбивкой парков в Биркенхеде в Чешире (1843). В сотрудничестве с Г.Х. Стоксом принимал участие в архитектурных работах, таких как особняк семьи Ротшильдов. Создал много неосуществленных проектов сооружений из стекла и металла.

Проектирование Хрустального дворца стало для Пэкстона главным делом жизни. Пэкстон приступил к работе над проектом Хрустального дворца, когда узнал, что Выставочный комитет отверг все 233 проекта, представленные на конкурс в апреле 1850 года. Первый набросок он сделал 11 июня 1850 года, после посещения места будущего строительства. К 24 июня были готовы чертежи для строительной компании.

Все были ошеломлены, а архитекторы Европы просто негодовали, что этот дерзкий Пэкстон - не архитектор и не художник, а обыкновенный садовник - вместо величественного дворца собирается построить «какой-то стеклянный колпак», «оранжерею»… Этого нельзя позволять какому-то неучу, когда есть настоящее искусство и настоящие мастера.

Действительно, дворец очень напоминал оранжерею. Именно опыт создания огромных оранжерей для заморских пальм подсказал Пэкстону простое и оригинальное решение.

Проект был одобрен Выставочным комитетом 26 июля. Уже 30 июля начались подготовительные работы, а 26 сентября и строительство. Возведение здания завершилось 1 февраля 1851 года к открытию выставки.

Новое здание было воздвигнуто именно так, как задумал «неуч-садовник», и с восторгом принято публикой. В нем как раз воплотилось стремление жителей туманного Альбиона к свету, ведь все сооружение, весь его бескрайний интерьер был пронизан потоками солнечного света.

Внутренних перегородок дворец не имел, и его интерьер представлял собой один огромный зал. Архитектор очень бережно отнесся к деревьям Гайд-парка, рубить которые было запрещено парламентом: два столетних вяза оказались просто накрытыми зданием дворца. Известный русский философ, историк и литератор А.С. Хомяков, посетивший выставку, написал по этому поводу: «То, что строится, обязано иметь почтение к тому, что выросло».

Пэкстон использовал при строительстве Хрустального дворца изобретенные им и усовершенствованные сборные конструкции. Архитектор, объясняя суть придуманных им конструкций, сравнивал жесткий внутренний каркас со столом, а кровлю из стекол, заключенных в деревянные переплеты, - с ажурной скатертью. Проект здания в целом был привязан к единому стандартному элементу - листу стекла максимально возможного размера. В те времена самая большая длина листового стекла равнялась 1,25 метра. 300000 одинаковых листов стекла для Хрустального дворца были выпущены бирмингемской фабрикой братьев Чанс.

Поразительно, что уже в то далекое время Пэкстон оказался в состоянии разделить все здание на части посредством простой системы малых сборных элементов заводского изготовления. Хрустальный дворец стал одним из первых сооружений, в котором были приняты столь распространенные сейчас унифицированные элементы: все здание было составлено из одинаковых ячеек, собранных из 3300 чугунных колонн одинаковой толщины, однотипных деревянных рам и металлических балок. Деревянные и металлические элементы конструкции были изготовлены на разных заводах в Бирмингеме и смонтированы на строительной площадке в Лондоне. Неординарное инженерное решение позволило значительно снизить расходы на строительство и возвести здание в сжатые сроки. Развитие сети железных дорог ускоряло транспортировку готовых деталей и строительных материалов, что значительно сокращало сроки строительства.

В итоге здание, приблизительно равное по площади четырем соборам Св. Петра - свыше 74400 квадратных метров, было сооружено в течение шести месяцев. Его общая длина - около 563 метров. Главный купол нового дворца достигал 53 метров высоты. Но, при всем своем архитектурном совершенстве и красоте, Хрустальный дворец, хотя в нем были применены стальные конструкции, не способствовал решению проблемы перекрытия сводом. Полуциркульный свод в трансепте (поперечном нефе) имел деревянный каркас, и перекрытый им пролет в 22 метра был меньше, чем у многих средневековых сооружений.

Хрустальный дворец явился реализацией нового архитектурного замысла, прототипа которому не существовало в архитектуре. Вдобавок, это было первое в истории здание столь больших размеров, построенное из стекла, железа и дерева, с каркасом из чугунных и железных кованых балок, точно смонтированных на болтовых соединениях. По признанию современников, Хрустальный дворец - это революция в архитектуре, которая положила начало развитию нового стиля.

Появление Хрустального дворца ознаменовало своеобразный переворот в истории архитектуры - с тех пор немалую роль в определении облика здания стал играть инженер-конструктор.

Впечатляющее сочетание несомненного величия и определенной легкости в архитектурном облике этого здания осталось недостижимым образцом, несмотря на неоднократные попытки повторить и превзойти это достижение.

«Мы видим изящную сеть линий, при этом отсутствует ориентир, который позволил бы нам объективно оценить истинные размеры конструкции и ее удаленность от нас», - сказал Л. Бухер после открытия выставки.

Заказчик предложил заключить контракт на «возвратной» основе: хотя сметные расходы оценивались в 150 тысяч фунтов, он выплачивает только 80 тысяч фунтов, а конструкция после демонтажа переходит в собственность исполнителя. После выставки дворец был разобран, а позже на общественные пожертвования восстановлен на юге Лондона в Сайденхеме, где простоял до пожара 1936 года.

В Сайденхеме Хрустальный дворец стал одним из любимейших и интереснейших мест для загородных прогулок. В особенности хорош был сад, да и сам дворец был переполнен множеством различных достопримечательностей. Современники считали Хрустальный дворец чудом современного искусства. Позднее великий Корбюзье писал: «Я не мог оторвать глаз от этой торжествующей гармонии».

В дальнейшем Пэкстон разрабатывал оранжерейный принцип даже применительно к градостроительству. В 1854 году встал вопрос о создании сети подземных путей сообщения в столице. Пэкстон предложил альтернативу - окружить Лондон стеклянной аркадой 11,5 миль длиной, которая должна быть построена по типу Хрустального дворца. Внутри аркада представляла собой комплекс железнодорожных путей, пешеходных пространств и магазинов. Этот крытый «город» преследовал цель создания искусственного климата в городском масштабе. В пояснительной записке говорилось, что лондонская атмосфера загрязнена дымом каминных труб, фабрик и т.д., зимой в городе постоянные дожди и слякоть. Это послужило обоснованием для создания крытой «галереи-променада, с постройкой которой исчезает нужда немощным старикам уезжать на зимний сезон в дальние страны».

Таким образом, у истоков современной стеклянной архитектуры стоят два проекта Пэкстона. Один осуществленный - Хрустальный дворец, второй неосуществленный - названный автором «Великий викторианский путь».

ПАКСТОН, ДЖОЗЕФ (Paxton, Joseph) (1801–1865), английский садовод и изобретатель, создатель знаменитого Хрустального дворца в Лондоне.

Родился в селе Милтон-Брайент близ Вобэрна (графство Бедфордшир) 3 августа 1801 в семье фермера. Находясь на службе герцога Девонширского, работал садовником в Чизике (ныне в черте Лондона), а с 1826 – в Четуорте (Дербишир).

К 1831 разработал новаторские конструкции парниковых крыш (из дерева и стекла), позволяющие перекрывать большие пространства, причем для изготовления деревянных деталей изобрел специальные станки. Затем усовершенствовал эту систему, дополнив ее железными балками и столбами, в результате чего впервые в истории возникла легкая и прозрачная стеклометаллическая структура, позволяющая быстро возводить весьма крупные сооружения из готовых строительных блоков. Опробовал свое изобретение при постройке оранжереи (1836–1840) и «дома лилий» (1849–1850; оба сооружения – в Четуорте), последний был создан для редкого экземпляра цветка Victoria regia .

В 1850 победил в конкурсе проектов первой Всемирной выставки, устроенной по инициативе принца Альберта, супруга королевы Виктории, с целью «объединения человечества». Хрустальный дворец (в Гайд-парке), ступенчато-трехъярусный снаружи, поражал своими масштабами и был на тот момент самым большим зданием в новой истории. Это впечатление было особенно сильным внутри, в едином и грандиозном пространстве интерьера , озаренного невиданно-ярким – благодаря превращению стен в сплошные окна – естественным светом; в сочетании с оранжерейной растительностью экспонаты рождали образ «земного рая». Дворец работы Пакстона стал международной сенсацией, вызвав восторженные отзывы даже таких консервативных ценителей, как Дж.Рёскин и А.С.Хомяков. В 1851 зодчему-садовнику было пожаловано рыцарское звание, а в 1854 он был избран в парламент. Хрустальный же дворец (обязанный своим именем журналу «Панч») в 1852–1854 разобрали и переместили из Гайд-парка в Сиднем на юге Лондона, где он простоял до пожара 1936.

Пакстон создал и несколько более традиционных, кирпичных зданий в историко-романтическом духе (поместье Ментмор в Бекингемшире, 1852–1854; и др.). Во время обсуждения вопроса о строительстве метрополитена выдвинул (в 1854) альтернативный проект «Великого викторианского пути» – комплекса железнодорожных путей и торговых галерей с искусственным климатом, которые окружили бы Лондон стеклянным кольцом, но проект не был принят.


(1803 – 1865)

Джозеф Пэкстон родился в большой фермерской семье в Бедфордшире (Bedfordshire), Англия. Вскоре после окончания школы работал простым садовником у сквайра (помещика) в соседней деревне. Очевидно, именно здесь он получил хорошие практические знания, которые ему посчастливилось продемонстрировать в дальнейшем, работая в садах Королевского Садоводческого общества в Чизвике (Chiswick House). Его первым учителем стал садовник Королевского Садоводческого общества, занимающийся благоустройством территории вокруг Chiswick House, а вскоре и сам владелец поместья - Герцог Девонширский - предложил Пэкстону должность главного садовника в своей пышной резиденции Чатсуорт-хаус (Chatsworth House). Это предложение стало началом удивительно плодотворного партнерства, и вскоре из простого садовника Пэкстон превратился в личного помощника, агента и компаньона Герцога.

Когда Пэкстон прибыл в Чатсуорт, архитектурными работами здесь руководил известный английский зодчий Джеффри Вьятвилль (Jeffrey Wyatville), но облик садов был далек от сложившегося стиля XVIII века - времени каскадов, павильонов Томаса Арчера (Thomas Archer) и парков Ланселота Брауна (Lancelot Brown). Пэкстон незамедлительно и с энтузиазмом приступил к работе. Он оставался в Чатсуорте до самой смерти Герцога в 1858 году. За два десятилетия имение превратилось в родной дом и для садовника. После выставки 1851 года, когда он был удостоен рыцарского звания, Пэкстон стал чем-то вроде национального достояния, и помимо Чатсуорта у него появилось много других обязанностей - например, он оставался членом Парламента с 1854 года вплоть до самой смерти.


Работа в Чатсуорте представляла собой последовательную программу посадок, инженерных решений и архитектурных планов. Он работал с элементами и дизайном сада, которые были там к моменту его появления. Так, например, был сохранен и частично расширен водный каскад. На холме к востоку от дома Пэкстон построил акведук с арками из каменных блоков и водопадом, который стремится в сад с декоративными каменными горками. Он также обеспечил водой и достаточным напором систему фонтанов в саду с южной стороны владения - Фонтан Морской Конек рядом с домом и Фонтан Император, названный так в честь визита русского царя в 1844 году. В то время, при высоте в 27 м, Фонтан Император считался самым высоким в мире.

Перед тем как приступить к строительству водных источников, Пэкстон провел серьезную подготовительную работу: разработал схему посадок, создал дендрарий и сосновый питомник. Он усовершенствовал технику возведения оранжерей: в 1836-1840 гг. в Чатсуорте он построил две оранжереи, которые и принесли ему известность. Одна из них - Великая Оранжерея, или, Зимний Сад была по тем временам самым большим стеклянным зданием в мире, обогрев растений обеспечивали восемь котлов и 11 километров труб. Оранжерея пережила Первую Мировую Войну, но в 1923 году была разобрана по экономическим соображениям. Несколькими годами позже другая меньшая по размерам оранжерея была построена для демонстрации уникального водного растения - экзотической гигантской водной лилии Виктории Амазонской (Victoria amazonica).

Дом Лилии также не сохранился, но дизайн этой оранжереи в дальнейшем прослеживался в постройке, которая появилась на Всемирной Выставке: оригинальная структура - закрытый каркас из чугуна и стекла. Здание делилось на три этажа галерей с плоскими кровлями, с центральным трансептом, перекрытым сводом. Идея Пэкстона использовать модульные конструкции позволяла за короткий срок разобрать строение. Частично элементы оранжереи сохранились в Чатсуорте. Точно такую же технику Пэкстон использовал в строительстве теплиц для выращивания камелий в Зале Сомерлейтон-Холл (Somerleyton Hall) в Суффолке для своего друга Сэра Мортона Пето (Morton Peto).

В 1843 году Пэкстон спланировал Парк Беркенхед (Birkenhead Park) в Ливерпуле, первый городской парк со свободным доступом для горожан. Территория в 40 га была заболочена и не поражала какими-либо достопримечательностями. Что, соответственно, и спровоцировало фантазию Пэкстона на совмещение в работе инженерного таланта и оригинального дизайна. Была построена дренажная система, а на востоке и западе Парка разбиты два оригинальные по форме озера с островами. Грунт и насыпные горки, появившиеся после выемки земли на месте озер, были использованы под посадки и каменистые сады. Появилась интересная система тропинок, а на одном из озер был построен Лодочный домик.

Джозеф Пэкстон привнёс в мир садоводства динамизм, чувство масштаба и инженерные умения, которые во многом определяли английский архитектурный стиль в викторианскую эпоху. Во времена, когда профессия ландшафтного дизайнера переживала период подъема, когда опыт и мастерство Пэкстона были востребованы и признаны, этот талантливый архитектор был главной фигурой на сцене, демонстрирующей свои лучшие достижения: Чатсуорт и Беркенхед. Знаменитости ему добавила и постройка из стекла из железа для Всемирной выставки в Гайд-Парке (Hyde Park) в 1851 году, позднее появившаяся в Сиднеме (Sydenham) и более известная как "Хрустальный Дворец". Пэкстон также был редактором популярного журнала "The Gardeners" Chronicle", архитектором одного из красивейших особняков Ментмор Тауерс (Mentmore Towers) в Букингхемшире, членом Парламента и железнодорожным магнатом.

Михаил Щеглов, Юлия Полякова

Сады и парки, в создании которых участвовал Джозеф Пэкстон:

    Birkenhead Park, Merseyside;

    Chatsworth House, Derbyshire;

    Somerleyton Hall, Suffolk

    Mentmore Towers, Buckinghamshire