Авансовый отчет по гсм. Списание горюче-смазочных материалов по путевым листам

К ответу на вопрос от 21.03.14 №336785. А один раз в месяц можно отчитываться водителю по ГСМ?

Да, можно. Сотрудник обязан отчитаться о расходах в течение трех рабочих дней со дня окончания срока, на который были выданы подотчетные суммы. Для этого он должен сдать в бухгалтерию авансовый отчет либо по унифицированной форме АО-1, либо по той, что организация разработала самостоятельно. Если вы предусмотрите, что водителю деньги выдаются под отчет на месяц, то и отчитаться о таких расходах он должен будет по итогам месяца. К авансовому отчету должны быть приложены кассовые чеки с указанием количества, марок и стоимости ГСМ, даты покупок и т.п.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух.

Бухучет: приобретение ГСМ

В бухучете выдачу наличных денег отразите проводкой:

Дебет 71 Кредит 50
– выданы под отчет денежные средства для покупки ГСМ.

В течение трех рабочих дней со дня окончания срока, на который были выданы подотчетные суммы, сотрудник обязан отчитаться о расходах (п. 4.4 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П). Для этого он должен сдать в бухгалтерию авансовый отчет либо по унифицированной форме АО-1 , либо по той, что организация разработала самостоятельно. К авансовому отчету должны быть приложены кассовые чеки с указанием количества, марок и стоимости ГСМ, даты покупок и т. п. Подробнее о документальном оформлении имущества, приобретенного через подотчетных лиц, см. Как оформить приобретение товаров (работ, услуг) через подотчетное лицо .

В бухучете приобретенные ГСМ отражайте на субсчете 10-3 «Топливо», открытом к счету 10 «Материалы» . Если АЗС выдала сотруднику счет-фактуру, оформленный в организацию, то НДС можно принять к вычету (п. 1 ст. 172 НК РФ). В этом случае сумму НДС в стоимость ГСМ не включайте (п. 5 ПБУ 5/01). Учтите ее отдельно на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям». Так же поступайте, если сумма НДС обозначена в отдельной строке кассового чека, подтверждающего покупку ГСМ.

Если счета-фактуры нет, оприходуйте ГСМ по цене, которая указана в кассовом чеке с учетом НДС (п. 6 ПБУ 5/01).

Поступление ГСМ, приобретенных за наличный расчет, отразите проводкой:

Дебет 10-3 Кредит 71
– оприходованы ГСМ (на основании авансового отчета). *

Бухучет: списание ГСМ

По данным путевого листа (других документов) рассчитайте количество топлива, которое списывается на затраты. Для этого воспользуйтесь формулой:

Стоимость топлива, которая списывается на расходы, зависит от метода оценки МПЗ (

Каждый автомобиль нужно «кормить» - либо бензином, либо дизельным топливом, реже - газом. Бухгалтеру же приходится разбираться с учетом расходов на горючее. На вопросы, возникающие в связи с этим у наших читателей, мы и ответим.

Для подтверждения расходов на ГСМ одних талонов мало

И. Сызоев, Московская обл.

У нашей фирмы есть автомобиль для развоза товаров покупателям. Водитель оплачивает бензин талонами, которые покупает фирма. Какой документ нам нужен для подтверждения расходов на бензин? Как отразить в бухучете движение талонов?

: Для подтверждения расходов на бензин вам понадобятся:

  • путевой лист, который подтверждает расход топлива. В листе должны быть указан ыПисьмо Минфина от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129 :

Номер и марка автомобиля;

Ф. и. о. водителя;

Маршрут передвижения;

Пробег автомобиля по показаниям одометра (находится на спидометре);

Расход топлива за период, на который составляется путевой лист;

  • платежки и накладные на приобретение талонов.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РАБОТНИКА

При заправке служебного автомобиля надо сохранять все документы, полученные на АЗС, чтобы затем передать их в бухгалтерию. И не важно, как происходит оплата: наличными, талонами или по топливной карте.

Что касается бухучета талонов, то правильнее отражать их как аванс, выплаченный поставщику. После того как талоны отоварены, вы списываете цену отпущенного топлива с кредита счета 60 в дебет счета 10-3. А уже оттуда по данным путевых листов списываете реально использованное топливо в дебет счетов затрат: 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу» (в зависимости от того, где задействован транспорт). Стоимость истраченного бензина определяете либо по методу ФИФО, либо по средней стоимости (это должно быть закреплено в вашей учетной политике).

Для учета движения талонов желательно завести отдельную книгу либо ведомость. Нелишним будет отражать движение талонов на забалансовом счете 006 «Учет бланков строгой отчетности». Проще это делать в условной оценке (к примеру, один талон - 1 руб. либо 1 л топлива - 1 руб.). Так вы обеспечите контроль за сохранностью талонов, и в бухгалтерской программе будет наглядно отражено, сколько осталось талонов или литров топлива, которые можно получить по талонам.

Авансовый отчет на топливную карту не нужен

Татьяна Бахчина, г. Сызрань

Когда мы выдавали водителям наличные для заправки, то требовали от них потом авансовый отчет. Теперь перешли на топливные карты. Выдаем водителям уже не деньги, а сами карточки. Они ими расплачиваются за бензин, получают на АЗС чек. Нужно ли им заполнять авансовые отчеты?

: Нет, не нужно. При получении бензина по топливной карте водитель ничего автозаправке не платит. Топливная карта - это лишь техническое средство учета оплаченного и отпущенного топлива. Полученный от АЗС документ - это тоже не чек ККТ, подтверждающий оплату бензина. Это, так сказать, замена или своеобразный дубликат накладной на отпуск топлива (обычно накладные поставщик топлива передает в конце месяца). Такой чек поможет определить, сколько бензина в литрах было заправлено в конкретную машину. Поэтому если карта не закреплена за конкретным автомобилем, то одновременно со сдачей путевых листов требуйте от водителя и чеки АЗС.

«Бензиновые» нормы облегчат общение с налоговой

Ирина Л., бухгалтер, г. Лобня

Купили на фирму две машины. Нужно ли применять какие-то нормы расхода бензина в целях налогообложения? Или можно брать расходы по факту - сколько потратил водитель на бензин, столько в расходы сразу и списывать?

: Если вы сможете обосновать, что весь бензин израсходован водителем строго для деловых целей вашей фирмы, то списывайте расходы по факту. Но на деле сложно подтвердить четкий маршрут движения автомобиля. В частности, многим водителям разрешено по окончании рабочего дня уезжать на служебных автомобилях домой. Некоторые организации подключают для фиксации маршрута автомобиля современные системы контроля за перемещением автомобиля и расходом топлива.

Если подобной системы учета нет, то лучше сверять количество израсходованного топлива с какими-либо нормами. Возможны два варианта.

ВАРИАНТ 1. Если вас устраивают «топливные» Рекомендации Минтранса, то на них и ориентируйтес ьМетодические рекомендации, введенные в действие Распоряжением Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р . Для многих бухгалтеров это наименее трудозатратный вариант обосновать затраты на топливо. Плюс такого варианта еще и в том, что Рекомендации Минтранса довольно подробно проработаны: базовые нормы расхода топлива корректируются на повышающие коэффициенты, учитывающие различные факторы. Да и некоторые суды не видят в нормировании расходов на ГСМ по Рекомендациям Минтранса ничего противозаконног оПостановление 4 ААС от 05.04.2011 № А19-14025/10 .

В то же время нужно отметить, что Минфин не особо настаивает на применении минтрансовских норм, а лишь советует учитывать их в работ еПисьмо Минфина от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57 . Ведь Минтранс не вправе устанавливать какие-либо правила, влияющие на исчисление налогов. К тому же Методические рекомендации Минтранса не были официально опубликованы, а в гл. 25 НК нет никаких требований о нормировании расходов на ГСМПостановление 16 ААС от 20.04.2012 № А61-263/09 .

ВАРИАНТ 2. Если вам удобнее разработать собственные нормативы расхода топлива, то списывайте ГСМ по самостоятельно утвержденным нормам.

Но какой бы вариант вы ни выбрали, без путевых листов не обойтись.

Если минтрансовской нормы нет, можно разработать свою

Елизавета Круглова, г. Дубна

Бензин списываем на расходы по нормам из минтрансовских Рекомендаций. Сейчас купили грузовую «газель» ГАЗ-3302. А для нее нормативов нет. Что посоветуете? Списывать по факту или самим разработать норму?

: С нормативом всегда удобнее: это позволит контролировать водителей и подтверждать обоснованность расходов. Вы можете ориентироваться на расход топлива, приведенный в технической документации изготовителя машин ыПисьмо Минфина от 14.01.2009 № 03-03-06/1/6 . Правда, он не учитывает многих факторов - загрузку автомобиля, езду в пробках или в зимнее время.

Поэтому норму расхода, которую указал изготовитель, лучше взять лишь за основу норматива. А дальше - работаем с ней так, как это предлагает Минтранс в своих Рекомендациях. В частности, эту норму увеличиваем на повышающий коэффициент, зависящий:

  • от возраста автомобиля и его пробега: старше 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. км - до 5%; старше 8 лет с общим пробегом более 150 тыс. км - до 10%;
  • от зимней эксплуатации - коэффициент может быть до 10%;
  • от использования кондиционера или климат-контроля - к базовой норме прибавляем до 7%;
  • от числа жителей населенного пункта: чем больше город - тем больше коэффициент.

Кроме того, для грузовика к базовой норме расхода прибавляется дополнительный расход - 2 л бензина на тонну груза в расчете на 100 км пробега.

Командировка на личной машине = лишние документы

Марина Сергеевна, бухгалтер, г. Тула

Директор ездил в командировку на личном авто, привез чеки на бензин, ему все оплатили и списали на расходы. Сейчас внутренний аудитор считает это нарушением. Говорит, что расходы документально не подтверждены: нет ни путевого листа, ни приказа, в котором было бы прописано, что директор может пользоваться личным авто для служебных целей. Прав ли аудитор?

: Да, ваш аудитор прав. Без путевого листа нельзя признать расходы на топливо обоснованными. А оформить использование автомобиля в служебных целях можно двумя способами.

Первый - можно составить соглашение с директором об использовании его автомобиля на период командировки. Тогда вы должны будете выплатить ему компенсаци юст. 188 ТК РФ . Однако учтите, что для целей налогообложения прибыли компенсационные выплаты нормируютс яподп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ ; п. 1 Постановления Правительства от 08.02.2002 № 92 :

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Если сотрудник часто использует личное авто для служебных поездок, то в налоговом плане выгоднее заключить с ним договор аренды, чем выплачивать ему компенсацию.

  • по легковым авто с двигателем до 2000 куб. см включительно - не более 1200 руб. в месяц;
  • с двигателем свыше 2000 куб. см - не более 1500 руб. в месяц.

Причем, по мнению налоговых инспекторов и Высшего арбитражного суда, этот компенсационный норматив включает в себя возмещение абсолютно всех расходов работника, включая и затраты на ГСМПисьма УФНС по г. Москве от 04.03.2011 № 16-15/020447@ ; Минфина от 16.11.2006 № 03-03-02/275 ; Решение ВАС от 14.09.2009 № ВАС-10278/09 . Поэтому, по мнению проверяющих, для целей налога на прибыль компенсацию учесть можно, а вот возмещение транспортных расходов (оплату бензина, масла и т. д.) - уже нельзя.

Поэтому более приемлем второй вариант - оформить с директором договор аренды его машины с экипажем. Тогда вы сможете учесть в расходах и арендную плату за машину, и расходы на бензин, подтвержденные путевыми листами. На учет в расходах платы за аренду машины никаких норм нет - сколько пропишете в договоре, столько и учтете в расхода хподп. 5 п. 1 ст. 254 , подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ ; ст. 646 ГК РФ ; Письмо Минфина от 15.10.2010 № 03-03-06/1/649 . Только не забудьте удержать НДФЛ с арендной платы, полученной директором. А вот с суммы возмещения расходов на ГСМ НДФЛ удерживать не нужн оподп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ ; Письмо ФНС от 25.03.2011 № КЕ-3-3/926 .

ГСМ может быть и товаром

Виолетта Роскина, бухгалтер, г. Йошкар-Ола

Устроилась в организацию, которая занимается грузоперевозками. Своих машин нет - заключили договоры перевозки с водителями-предпринимателями. За рейс выплачиваем деньги водителю так: берем согласованную цену рейса, из нее вычитаем стоимость отпущенного ему бензина, который закупает наша фирма. Количество ГСМ определяется по договоренности с водителем.
ГСМ списывается по реестру на водителей, реестр прикладывается к требованию-накладной. Отпущенный водителям бензин учитывается как расходы фирмы, НДС принимаем к вычету. Путевых листов у нас нет. Получается иногда, что в пересчете на 100 км расход топлива - 100 литров. Сомневаюсь, правильно ли все это?

: Разумеется, нет. Расходы на ГСМ вы учесть в расходах не можете - у вас нет ни собственного, ни арендованного транспорта.

В вашей ситуации получается, что вы расплачиваетесь с предпринимателями частично деньгами, частично - бензином за оказанные вам услуги по перевозке. Поэтому вам надо отражать реализацию бензина. Причем надо начислять на его стоимость НДС. А в расходы вы сможете списать стоимость рейса и покупную цену приобретенного бензина (проданного как товар).

И учтите, что сложившаяся у вас ситуация очень похожа на схему минимизации налогообложения. Инспекторы при проверке наверняка заподозрят, что вы проводите покупку бензина через свою фирму лишь для того, чтобы необоснованно заявить вычет входного НДС по топливу.

Чтобы избежать претензий при налоговых проверках (хотя бы по будущим операциям), лучше заключить прозрачный договор с водителями-перевозчиками. К примеру, водители сами могут покупать топливо, а его стоимость они затем учтут при расчете конечной цены перевозки. Тогда топливо вообще не будет проходить как отдельный расход в вашей организации. Если водитель-предприниматель - плательщик НДС, то вы сможете принять к вычету НДС, предъявленный вам по его услугам.

Стоимость израсходованного не по назначению бензина можно удержать с водителя

Светлана Якобсон, Московская обл.

Наши водители, как правило, укладываются в нормы расхода топлива (мы применяем минтрансовские). Но бывают и исключения. Иногда - по объективным причинам, иногда - видно, что водитель хитрит. В первом случае - признаем превышение в бухучете как наш расход (не учитываемый при расчете налога на прибыль), во втором - удерживаем разницу из зарплаты работника. Нужно ли при удержании денег с водителя оформлять реализацию ему бензина? И что с НДС по бензину?

: Оформлять продажу бензина работнику не нужно. Ведь вы всего лишь получаете компенсацию. При этом взысканную стоимость топлива нельзя включить в расходы ни в бухучете, ни в налоговом учете. Также НДС, приходящийся на нее, нельзя принять к вычету. В бухучете это можно оформить такими проводками:

Покупка бензина за наличные - проблема с вычетом НДС

Инна Щеглова, г. Мурманск

Водители иногда покупают бензин за наличные деньги. Естественно, никакого счета-фактуры они не приносят. Только авансовый отчет и приложенный к нему чек, в котором выделена сумма НДС. Можем ли мы по этому чеку принять к вычету НДС по бензину?

Рассмотренные в статье судебные решения можно найти: раздел «Судебная практика» системы КонсультантПлюс

: Этот вопрос возникает у бухгалтеров довольно часто. И ответить на него однозначно нельзя. Инспекторы и Минфин считают, что вычет НДС по топливу возможен только при наличии счета-фактур ыПисьма Минфина от 03.08.2010 № 03-07-11/335 , от 09.03.2010 № 03-07-11/51 , от 15.06.2010 № 03-07-11/252 . Так что если не хотите сложностей - не берите НДС к вычету. Если же есть силы поспорить, то можете входной НДС предъявить к вычету и сослаться на Высший арбитражный суд. В одном из решений он подтвердил, что чека ККТ с выделенной суммой НДС достаточно, чтобы принять этот налог к вычет уПостановление Президиума ВАС от 13.05.2008 № 17718/07 . Его позицию взяли на вооружение и федеральные арбитражные суд ысм., например, Постановления ФАС МО от 23.08.2011 № КА-А41/7671-11 ; ФАС ЦО от 05.08.2010 № А64-3986/09 .

Учет ГСМ по путевым листам – 2018-2019 (далее - ПЛ) должен быть правильно организован в любой организации. Он позволит навести порядок и контролировать расход материальных ресурсов. Наиболее актуально использование ПЛ для учета бензина и дизельного топлива. Рассмотрим алгоритм бухгалтерского и налогового учета ГСМ по путевым листам более детально.

Понятие ГСМ

К ГСМ относят топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки) и специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

Что такое путевой лист

Путевой лист — первичный документ, в котором фиксируется пробег автомобиля. На основании этого документа можно определить расход бензина.

Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе II приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Сомневаетесь в правильности оприходования или списания материальных ценностей? На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, вызывающий у вас сомнения. Например, в можно уточнить какая базовая норма расхода ГСМ, рекомендуемая Минтрансом.

О последних требованиях Минтранса к обязательным реквизитам в путевых листах читайте в материалах:

  • «Расширен перечень обязательных реквизитов путевого листа» ;
  • «С 15.12.2017 дня путевой лист оформляем по новой форме» ;
  • Путевые листы: с 1 марта 2019 порядок выписки меняется .

Для организаций, которые используют автомобиль для производственных или управленческих нужд, возможна разработка ПЛ с учетом требований закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

С примером приказа об утверждении ПЛ можно ознакомиться .

На практике организации часто используют ПЛ, которые были утверждены еще постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. В этом постановлении есть формы ПЛ в зависимости от вида автомобиля (например, форма 3 — для легкового автомобиля, форма 4-П — для грузового).

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов представлены .

О недавних изменениях в форме путевого листа вы можете узнать из наших обсуждений в группе «ВК» .

Путевые листы должны регистрироваться в журнале регистрации путевых листов. Учет путевых листов и ГСМ взаимосвязан. В организациях, которые по роду деятельности не являются автотранспортными, ПЛ могут составляться с такой регулярностью, которая позволяет подтвердить обоснованность расхода. Так, организация может оформлять ПЛ 1 раз в несколько дней или даже месяц. Главное — подтвердить расходы. Такие выводы содержатся, например, в письме Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А38-4082/2008-17-282-17-282.

Учет расхода ГСМ в путевом листе

Если мы проанализируем формы ПЛ, содержащиеся в постановлении № 78, то увидим, что в них есть специальные графы, предназначенные для отражения оборота ГСМ. Здесь указывается, сколько горючего в баке, сколько выдано и сколько осталось. Путем несложных вычислений выясняется количество использованного горючего.

Если же обратиться к приказу Минтранса № 152, то среди обязательных реквизитов ПЛ в нем не встретится требование отражать движение горючего. При этом в документе должны быть приведены показания спидометра на начало и конец пути, что позволит определить количество пройденных транспортным средством километров.

Когда ПЛ разработан организацией самостоятельно и в нем нет информации об использовании ГСМ, а содержатся только данные о количестве километров, нормативный объем использованных ГСМ можно рассчитать, используя распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В нем есть нормы расхода топлива для разных марок транспортных средств и формулы для расчета расхода.

Таким образом, на основании ПЛ производится расчет либо фактического, либо нормативного списания ГСМ. Рассчитанные таким образом данные используются для отражения в бухгалтерском учете.

Однако применение ПЛ для учета расхода ГСМ в некоторых случаях невозможно. Например, когда бензином заправляются бензопилы, мотоблоки и др. аналогичная спецтехника. В этих случаях применяется акт на списание ГСМ.

Образец акта на списание ГСМ можно посмотреть на нашем сайте.

Бухгалтерский учет ГСМ

Как и все материально-производственные запасы, учет ГСМ в бухгалтерии ведется по фактической стоимости. Расходы, которые входят в фактическую стоимость, указаны в разделе II ПБУ 5/01.

Принятие к учету ГСМ может осуществляться на основании приложенных к авансовому отчету чеков АЗС (если ГСМ приобретал водитель за наличный расчет) или на основании корешков талонов (если бензин приобретался по талонам). Если же водитель приобретает бензин по топливной карте, то учет ГСМ по топливным картам ведется на основании отчета компании — эмитента карты. Списание ГСМ может производиться следующими методами (раздел III):

  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости 1-х по времени приобретения запасов (ФИФО).

В ПБУ 5/01 есть еще один способ списания — по себестоимости каждой единицы. Но на практике для списания ГСМ он неприменим.

Самый распространенный способ списания ГСМ — по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.

Списание ГСМ по путевым листам (бухгалтерский учет)

Для учета ГСМ на предприятии используется счет 10, отдельный субсчет (в плане счетов — 10-3). По дебету этого счета осуществляется приход ГСМ, по кредиту — списание.

Как происходит списание ГСМ? По описанным выше алгоритмам производится расчет использованного количества ГСМ (фактический или нормативный). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученная сумма списывается проводкой: Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 10-3.

Списание бензина по путевым листам (налоговый учет)

Если со списанием ГСМ в бухгалтерском учете все достаточно просто, то признание этих расходов в налоговом учете вызывает вопросы.

1-й вопрос: в составе каких расходов учитывать ГСМ? Здесь возможны 2 варианта: материальные или прочие расходы. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ ГСМ включаются в состав материальных расходов, если они используются для технологических нужд. В прочие расходы ГСМ попадают, если они используются для содержания служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

ВАЖНО! Если основная деятельность организации связана с перевозкой грузов или людей, то ГСМ — материальные затраты. Если транспортные средства используются в качестве служебных, то ГСМ — прочие расходы.

Второй вопрос: нормировать или нет расходы на списание ГСМ в рамках налогового учета? Ответ на него можно найти, связав реквизиты путевого листа и законодательные нормы:

  1. В ПЛ рассчитывается фактическое использование ГСМ. НК РФ не содержит прямых указаний на то, что расходы на ГСМ должны приниматься в налоговом учете только по фактическим нормам.
  2. ПЛ содержит информацию только о фактическом пробеге. Однако ГСМ могут рассчитываться по распоряжению № АМ-23-р, в п. 3 которого есть указание, что установленные им нормы предназначены в том числе и для расчетов по налогообложению. Минфин России в своих письмах (например, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097) подтверждает, что распоряжение № АМ-23-р можно использовать для установления обоснованности затрат и определять расходы на ГСМ в налоговом учете по нормам, умноженным на пробег.

ВАЖНО! В налоговом учете ГСМ можно принимать как по фактическому использованию, так и по рассчитанному исходя из норм количеству.

На практике возможна ситуация, когда организация использует транспорт, нормы расхода топлива для которого в распоряжении № АМ-23-р не утверждены. Но в п. 6 этого документа есть разъяснения, что организация или ИП могут индивидуально (с помощью научных организаций) разработать и утвердить необходимые нормы.

Позиция Минфина России (см., например, письмо от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61) такова, что до разработки норм списания ГСМ в научной организации юридическое лицо или ИП могут руководствоваться технической документацией.

В самом НК РФ разъяснений, как действовать в подобной ситуации, нет. В тех случаях, когда организация самостоятельно установила нормы списания ГСМ и, превысив их, учла в налоговом учете сумму сверхнормативного использования топлива, налоговая инспекция может не признать это расходом. Соответственно, возможно доначисление налога на прибыль. При этом суд вполне может поддержать позицию инспекции (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 по делу № А53-24671/2014).

О величине штрафов за отсутствие путевого листа читайте в этой статье .

Пример списания ГСМ по путевым листам

Один из самых распространенных видов ГСМ — бензин. Рассмотрим пример закупки и списания бензина.

ООО «Первый» (находится в Московской области) в сентябре 2018 года закупило бензин в количестве 100 л по цене 38 руб. без НДС.

При этом на начало месяца у ООО был запас бензина этой же марки в количестве 50 л по средней себестоимости 44 руб.

Бензин в количестве 30 л был использован для заправки автомобиля марки ВАЗ-11183 «Калина». Организация использует автомобиль для служебных перевозок управленческого персонала.

В организации применяется оценка материалов по средней себестоимости.

Учет ГСМ при поступлении

Сумма, руб.

Операция (документ)

Оприходован бензин (ТОРГ-12)

Отражен НДС (счет-фактура)

Рассчитываем среднюю себестоимость списания за сентябрь: (50 л × 44 руб. + 100 л × 38 руб.) / (50 л + 100 л) = 40 руб.

Вариант 1. Учет ГСМ при списании по факту

В ПЛ сделаны отметки: горючее в баке на начало рейса — 10 л, выдано — 30 л, осталось после рейса — 20 л.

Рассчитываем фактическое использование: 10 + 30 - 20 = 20 л.

Сумма к списанию: 20 л × 40 руб. = 800 руб.

Вариант 2. Учет ГСМ при списании по нормам

В ПЛ сделаны отметки о пробеге: на начало рейса — 2 500 км, в конце — 2 550 км. Значит, было пройдено 50 км.

В п. 7 раздела II распоряжения № АМ-23-р есть формула для расчета расхода бензина:

Q н = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

где: Q н — нормативный расход топлива, л;

Hs — базовая норма расхода топлива (л/100 км);

S — пробег автомобиля, км;

D — поправочный коэффициент (его значения приведены в приложении 2 к распоряжению № АМ-23-р).

По таблице в подп. 7.1 по марке автомобиля находим Hs. Он равен 8 л.

По приложению 2 коэффициент D = 10% (для Московской области).

Считаем расход бензина: 0,01 × 8 × 50 × (1 + 0,01 × 10) = 4,4 л

Сумма к списанию: 4,4 л × 40 руб. = 176 руб.

Так как автомобиль используется в качестве служебного, расходы на учет ГСМ в налоговом учете ГСМ будут признаны прочими расходами. Величина расходов будет равна суммам, зафиксированным в бухгалтерском учете.

Итоги

ГСМ — существенная статья расходов во многих организациях. Это значит, что бухгалтерам нужно уметь вести учет ГСМ и обосновывать эти расходы. Использование путевых листов — один из способов определения количества использованных ГСМ.

С помощью ПЛ можно не только подтвердить производственную необходимость расходов, но и зафиксировать расстояние, которое было пройдено автомобилем или другим автотранспортным средством, а также определить показатели для расчета объема использованных ГСМ.

После определения фактического или нормативного объема использования сумму к списанию можно рассчитать путем умножения стоимости единицы на объем.

Учет ГСМ, списанного в результате работы спецтехники, не имеющей одометра, может производиться на основании акта списания ГСМ.

Особое же внимание нужно уделять признанию расходов на ГСМ в рамках налогового учета.


Авансовый отчет водителя закрыт 14 апреля, но в него вошли чеки ГСМ, выданные в марте. Организация применяет общий режим налогообложения. Как списывается сумма ГСМ за март в бухгалтерском и налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В бухгалтерском и налоговом учете расходы по содержание служебного автотранспорта (в частности расходы на приобретение ГСМ) признаются на дату утверждения авансового отчета.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Правила выдачи подотчетных сумм и представления отчета по их использованию установлены Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40.

Согласно п. 11 Порядка ведения кассовых операций организации выдают, в частности, наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы в размерах и на сроки, определяемые руководителями организаций.

Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Список сотрудников, имеющих право на получение денежных средств под отчет, определяется руководителем организации и утверждается соответствующим приказом. В данном приказе указываются также сроки, на которые выдаются подотчетные суммы, их предельный размер и порядок представления авансовых отчетов. При отсутствии такого приказа подотчетное лицо обязано отчитаться в течение одного рабочего дня (письмо ФНС России от 24.01.2005 N 04-1-02/704).

Для расчетов с подотчетными лицами используется первичный документ - (Указания по применению и заполнению унифицированной формы "Авансовый отчет" (форма N АО-1), утвержденные постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55).
Выданная под отчет сумма не признается расходом организации и отражается в бухгалтерском учете по дебету счета "Расчеты с подотчетными лицами" и кредиту счета "Касса" (п. 2 ПБУ 10/99; Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Приобретенные горюче-смазочные материалы учитываются в составе материально-производственных запасов по фактической себестоимости (п. 2, п. 5, п. 6 ПБУ 5/01). В бухгалтерском учете приобретенные ГСМ отражаются по дебету счета "Материалы", субсчет 10-3 "Топливо", в корреспонденции с кредитом счета на основании утвержденного руководителем организации представленного работником авансового отчета (Инструкция по применению Плана счетов).

Возврат остатка неиспользованных средств подотчетным лицом в кассу организации отражается по дебету счета , кредиту счета .
Согласно п. 5, п. 7 ПБУ 10/99 расходы, связанные с оплатой ГСМ, относятся к расходам по обычным видам деятельности и признаются при наличии условий, перечисленных в п. 16 ПБУ 10/99.

Определение суммы расходов по ГСМ в бухгалтерском учете производится на основании данных о пробеге автомашины, указанных в путевых листах, по нормам расходования ГСМ, утвержденным организацией. В бухгалтерском учете сумма расхода отражается по дебету счетов учета затрат 20 (25, 26, или 44) в корреспонденции с кредитом счета , субсчет 10-3 .

Таким образом, полагаем, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете списание ГСМ по путевому листу за вторую половину марта отражается на дату утверждения авансового отчета (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.

Расходы организации на приобретение ГСМ могут учитываться либо в составе материальных расходов в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, либо в составе расходов организации на содержание служебного транспорта на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ (в зависимости от назначения используемого транспорта (письмо Минфина России от 11.01.2006 N 03-03-04/2/1, письма УФНС России по г. Москве от 19.12.2007 N 20-12/121663, от 14.11.2006 N 20-12/100253). Конкретный порядок учета рассматриваемых расходов следует закрепить в учетной политике для целей налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Основным документом, на основании которого определяется расход и списание горюче-смазочных материалов, является , типовая форма которого утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Типовые межотраслевые формы применяются для учета работ в автомобильном транспорте, то есть специализированными автотранспортными предприятиями. При этом приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

В письме Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161 установлено, что путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, утвержденные Приказом N 152, является одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов. Кроме того, отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции (письмо Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129).

Обратите внимание, что, по мнению Минфина России, при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля все налогоплательщики должны учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р. А в отношении автомобилей, для которых такие нормы данным документом не утверждены, рекомендуется руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (письма Минфина России от 14.01.2009 N 03-03-06/1/15, от 14.01.2009 N 03-03-06/1/6).

Однако существует и противоположная точка зрения.

Так, согласно письму УФНС России по г. Москве от 12.04.2006 N 20-12/29007 для целей налогообложения прибыли принимаются затраты организации на приобретение топлива (ГСМ) для обеспечения работы автомобиля исходя из фактического пробега автомобиля с учетом фактического расхода топлива (ГСМ) в производственных целях и цен на его приобретение, а также расходы на его обслуживание и ремонт.

ВАС РФ в определении от 14.08.2008 N 9586/08 отметил, что НК РФ не предусмотрено нормирование расходов горюче-смазочных материалов в целях налогообложения прибыли, соответственно, фактически произведенные затраты на приобретение горюче-смазочных материалов могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль.

Таким образом, расходы в виде стоимости израсходованного бензина учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании путевых листов.

Для организаций, применяющих метод начисления, моментом признания расходов на содержание служебного автотранспорта в целях налогообложения прибыли является дата утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Следовательно, в целях налогообложения прибыли в рассматриваемом случае расходы на ГСМ за вторую половину марта на основании представленного путевого листа будут признаны на момент утверждения авансового отчета, то есть в апреле 2010 года.

Однако во избежание возможных налоговых рисков и претензий со стороны контролирующих органов при проверке рекомендуем организации обеспечить эффективность системы внутреннего контроля за своевременностью предоставления подотчетными лица авансовых отчетов (например, на конец каждого отчетного периода).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бойко Лариса

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Монако Ольга

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Если предприятие не относится к автотранспортным, то оно не обязано составлять ежедневно путевой лист. Каждое предприятие вправе установить периодичность его заполнения, исходя из своей производственной деятельности – ежедневно, ежедекадно либо ежемесячно.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Единственное условие заключается в правильном обосновании потребления ГСМ, в возможности его определения, чтобы списать на основе путевого листа.

Правила

Предприятию следует определиться со способом учета, чтобы иметь возможность списать израсходованное топливо.

Как правило, водитель производит заправку автотранспортного средства самостоятельно на выделенные для этих целей средства, после чего сдает авансовый отчет в бухгалтерию предприятия.

К нему он прилагает чек автозаправочной станции, выданный за покупку у него топлива. Материальный бухгалтер оприходует топливо на счет 10 «Материалы».

Не исключается вариант заключения договора с компанией, занимающейся заправкой автотранспорта, об оплате топлива и смазочных материалов безналичным способом по специальным картам.

В конце истекшего месяца АЗС предоставляет полную информацию об объеме топлива, его стоимости, которое было отпущено ею по топливной карте.

Оприходование производиться на счет 10 материальным бухгалтером либо открывает индивидуальный счет второго порядка.

Списывается израсходованный объем ГСМ на счетах:

  • 20 «Основное производство»;
  • 26 «Общехозяйственные расходы»;
  • 44 «Расходы на продажу».

Выбор счета остается за предприятием, который должен учесть особенности производственной деятельности, технические характеристики, марку и модель отдельного автотранспорта. В такой ситуации топливо списывается на основании путевого листа, заполняемого водителем.

Он входит в число первичных документов. В нем указывается маршрут, его общий километраж, объем топлива на начало рабочего дня и на его конец.

Как правило, списывается разница в объемах топлива по его фактической себестоимости. Затраты должны быть обоснованными и не превышать установленные нормы потребления топлива.

Что касается налогового учета на прибыль стоимость ГСМ сообразно НК можно включить в материальные затраты.

Но можно отнести их к прочим расходам соответственно предписаний НК. Чтобы не возникли вопросы относительно объема израсходованного топлива нужно применять определенные виды норм.

Путевой лист должен быть оформлен на бланке с типовой формой № 3, которая была утверждена постановлением Госкомстата.

Его публикация была произведена 28 ноября 1997 года под номером . Хотя предприятие может разработать собственный бланк, что тоже не возбраняется.

Но следует в нем указать все реквизиты, входящие в число обязательных атрибутов. Они обосновывают экономические затраты.

Порядок

Предприятию следует оприходовать ГСМ отдельным документом на основе приходного ордера — «поступление материалов».

В большинстве случаев оно списывает горюче-смазочные материалы один раз в месяц. Процедуру осуществляет бухгалтерия, вернее материальный бухгалтер, ведущий учет материальных ресурсов.

В его обязанности входит ведение первичных материалов:

  • заполнение ведомости движения ГСМ, содержащей его поступление и использование;
  • получение путевых листов, обработка заключенных в нем сведений и их занесение в вышеуказанную ведомость;
  • принятие авансового отчета, выборка и сверка содержащихся в нем данных;
  • составление журнал с унифицированной формой регистрации приходных и расходных ордеров по кассе, если ГСМ закупается по талонам;
  • обработка сведений, содержащихся в приказах руководства об утверждении лимита на пробег автотранспортного средства, о нормах потребления горюче-смазочных материалов и размере надбавок к ним, зимнем и летнем периодах эксплуатации автотранспорта, направлениях в командировки.

ГСМ списываются на основании вышеперечисленных актов материальным бухгалтером и специально сформированной для производства процедуры комиссией в составе трех и более человек.

Первичные документы обосновываются требованием-накладной, заправочными карточками, чеками АЗС по фактическому использованному объему ГСМ.

Пример списания ГСМ по путевым листам

Чтобы произвести оформление списание следует завести документ «перемещение материалов», составленный по товарным накладным.

Путевой лист должен быть заполнен соответственно принимаемым нормам расхода топлива, которое было израсходовано отдельным транспортным средством.

Для оформления процедуры списания заполняется:

  • дебет счета 1 401 01 272 «Расходование материальных запасов»;
  • кредит счета 1 105 03 440 «Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов».

Каждое предприятие имеет свои отличительные признаки, обуславливаемые отраслью производства, которое принадлежит к отдельной сфере экономики. Его деятельность должна полностью учитываться в бухгалтерском учете.

При этом бухгалтер, отражая приносящую прибыль производственную функцию должен заполнить :

  • дебет счета 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции либо выполненных работ, оказанных услуг;
  • кредит счета 2 105 03 440 «Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов».

Расчет

На каждую марку автотранспорта можно просчитать норму потребления путем производства определенных расчетов, исходя их общего километража пройденного пути.

Например, для легковых автомобилей он по выражению: Где:

В качестве примера приводится расчет нормы потребления топлива автомобиля марки ГАЗ-3110, имеющего двигатель ЗМЗ-4026.10.

Его базовая норма потребления топлива равна 13,0 литров на 100 км пробега. Согласно указаниям руководства предприятия на автомобиле была произведена работа по сбыту готового продукции.

При этом он проехал 232 км, их коих по городу – 128 км, по области – 104 км. Его эксплуатация осуществлялась в зимний период времени.

Принятые надбавки:

Нахождение нормы расхода топлива:

Всего по путевому листу израсходовано 30,2 литра за рабочий день. Если принят результат вычислений как среднее потребление топлива, то за месяц работы автомобиль израсходует для выполнения производственных заданий: Где:

Итого получаем:

Материальному бухгалтеру следует списать приблизительно 634,27 литра топлива за один месяц, так как за месяц было принято усредненное значение расхода топлива.

Списание смазочного материала, тормозной жидкости, тосола вычисляются сообразно утвержденным нормам потребления.

Норма расхода топлива может быть увеличена на 20%:

При этом расход смазочного материала при производстве капитального ремонта оборудованных на автомобиле агрегатов, устанавливается от одной заправочной емкости системы смазки.

При этом расход тормозных, охлаждающих, иных видов рабочих жидкостей находится в зависимости от объема заправленного топлива и дозаправки сообразно рекомендациям завода-изготовителя.

Можно ли списывать без путевых листов

Помимо списания по путевым листам существует ряд способов, наиболее распространенными из которых являются:

  • учет по лимитам;
  • компенсация расходов.

При первом случае устанавливается предприятие система контроля ГСМ, то есть лимит на потребление топлива. Под понятием «учет лимита» подразумевается выделение конкретных средств на покупку ГСМ на один месяц работы автотранспорта.

Также применяются топливные карты, по которым АЗС отпускает ГСМ, оформляемые на каждый автотранспорт. Обобщенная сумма денежных средств не должна превысить установленную по лимиту норму.

Данная система оправдала себя при одинаковом маршруте автотранспорта, повторяющегося каждый день. Если образовывается перерасход ГСМ, то материальный бухгалтер составляет официальные бумаги, по которым находится сумма превышения. Она списывается в установленном порядке.

Во втором заключается договор между предприятием и сотрудником на использование личного транспорта.

В основе сделки лежат указания ТК, в которых излагаются условия и порядок выплаты компенсации и возмещения сотруднику.

Договор заключается при обоюдном согласии заинтересованных сторон, но вводятся ограничения по размеру компенсации на транспорт в зависимости от его марки, модели и модификации. Списывается ГСМ, сообразно установленным на предприятии нормативам.

И в заключение следует отметить, что в налоговом учете ГСМ разрешается списывать в размере фактически израсходованных средств. Но обоснованными они считаются, если расходы не превышают нормативные значения.