Как провести чеки на бензин в расходы. Расходы на бензин

Все расходы организации или предприятия в целях бухгалтерского и налогового учёта должны документально подтверждаться , в противном случае неучтённые расходы будут считаться серьёзным нарушением, и руководство юридического лица может понести из-за них достаточно серьёзную ответственность.

Это касается также расходов на ГСМ, при этом стоит отметить, что правильно рассчитанные и оформленные они могут быть отнесены на расходные статьи баланса. В результате может уменьшиться налогооблагаемая база, берущаяся за основу при расчёте налога на прибыль.

Понятия «ГСМ» и «Путевой лист»

Учёт движения горюче-смазочных материалов напрямую связан с путевыми листами, при этом под ГСМ понимают:

  • топливо различных видов, например, дизель, бензин, газ;
  • масла и смазки;
  • различные присадки и добавки, например, охлаждающие и тормозные.

Конкретный перечень используемых горюче-смазочных материалов, используемых при эксплуатации транспортного средства, зависит от его вида и модели . Существуют автомобили, работающие на бензине и дизельном топливе. Кроме того, некоторые транспортные средства, например, автобусы, оснащают газотопливным оборудованием для экономии.

В этом случае газ также относится к ГСМ. Существуют нормативы их списания, утверждённые Минтрансом России, также они могут быть приняты на предприятии самостоятельно. Такие нормативы учитывают некоторые дополнительные параметры , например, время года и сезон, а также различные корректирующие коэффициенты.

Учёт данных материалов на предприятии в большинстве случае производиться на основе первичного документа учёта – путевого листа . Под путевым листом понимают документ, в котором фиксируется место отправления и прибытия автомобильного транспорта, расход топлива и смазочных материалов при этом, наименование перевозимого груза, цель поездки и иные сведения, имеющие отношение к ней.

Путевой лист оформляется как на собственный транспорт, так и на взятый в аренду. В общих случаях используют путевой лист формы №3 , для коммерческого транспорта предусмотрен лист формы №ПГ-1 , при использовании грузовика с повремённой формой оплаты применяется форма №4-П . Существуют также иные формы путевых листов.

Кроме путевого листа для списания горюче-смазочных материалов необходим приказ руководителя юридического лица , в котором утверждены нормы такого списания. При этом стоит отметить, что использование личного автомобиля в интересах компании также оформляется путевым листом для списания ГСМ.

Поступление данных материалов на предприятие оформляется приходным ордером . Само же списание происходит обычно один раз в месяц лицом, ответственным за это. Таким лицом практически всегда является сотрудник бухгалтерии, например, материальный бухгалтер.

Что же касается самого порядка списания, то он состоит в составлении соответствующего акта представителями специально созданной для этого комиссии в количестве не менее трёх человек .

К нему прикладывают документы первичной бухгалтерской отчётности, а именно: накладная-требование, заправочные карточки, чеки АЗС. Цель данных документов – подтвердить фактический объём потребленных горюче-смазочных материалов.

Пример расчёта

Расчёт списания ГСМ производиться на каждую марку автомобильного транспорта отдельно, при этом обязательно учитывается общий километраж пройденного пути. Так, производить расчет для легкового автомобиля можно по формуле:

QH = 0,01 * Hs * S * (1 + 0,01 * D), где

  • H – базовая норма расхода топлива, определяющаяся в виде пробега автомобиля в литрах на 100 километров;
  • S – общий пробег транспорта в течение рабочей смены в километрах;
  • D – поправочный коэффициент в процентах.

В качестве примера можно взять достаточно распространённый на производствах автомобиль марки ГАЗ-3110 с двигателем ЗМЗ-4026.10. У него базовая норма потребления топлива равна 13 литров на 100 километров.

Автомобиль использовался для сбыта готовой продукции в зимний период. Общий пробег составил по области (НРо) 104 километра, по городу (HPг) — 128 километров. В результате за эксплуатацию в зимний период была взята надбавка 10% и за эксплуатацию

Рассчитываем норму расхода топлива: HPг = (0,01 * 13 * 128 * (1 + 0,01 * 20%)) = 16,67 литра НРо = (0,01 * 13 * 104 * (1 + 0,01 * 10)) = 13,53 литра. Согласно данным путевого листа было израсходовано 30,2 литра в течение рабочего дня. Если брать такой показатель за средний, то за месяц расход ГСМ в производственных целях составит:

НРм = НРд * Т, где

НРм – это нормативный расход топлива за рабочий день, Т – это количество рабочих дней в одном месяце.

Таким образом, НРм = 30,2 — 21 = 634,27 литра.

В этом случае при списании ГСМ может быть указанно 623,27 литра топлива при работе автомобиля в течение месяца. Что же касается списания тосола, тормозной жидкости и т.д., то их списание производится согласно ранее утверждённым нормам потребления.

Отдельно стоит упомянуть о том, что в случае капитального ремонта автомобиля или же достижении им срока эксплуатации 5 лет, норма расхода смазочных материалов и топлива может быть увеличена на 20%.

Можно ли списать без путевого листа

Существуют случаи, когда списание ГСМ производиться без использования путевого лица. Это:

  • учёт по лимитам;
  • компенсация понесённых расходов.

В первом случае на предприятии должна быть установлена система контроля расхода горюче-смазочных материалов . В этом случае на единицу транспорта в месяц выделяют зарезервированные денежные средства на их приобретение.

Также для этого используются топливные карты АЗС, при этом деньги по ним не должны превышать установленную норму. Данная система хороша в случае использования автотранспорта по одному и тому же ежедневному маршруту.

Во втором случае требуется заключить договор на использование личного автомобиля между организацией и её сотрудником на основании ст. 188 Трудового кодекса РФ .

Здесь ограничения на выплаты устанавливаются в зависимости от марки, модели и модификации автомобиля. Само же списание ГСМ производится на основании установленными предприятием нормам.

Особенности учёта

Прежде чем приступить к списанию горюче-смазочных материалов, юридическому лицу необходимо определиться со способом его учёта. Так непосредственно заправку топлива выполняет сам водитель автомобиля, используя выделенные на это денежные средства. После окончания заправки он обязан сдать авансовый отчёт в бухгалтерию . К нему прилагается чек АЗС. Топливо в дальнейшем оприходуется по счету 10 «Материалы» .

Израсходованные ГСМ отражаются при списании на следующих счетах :

Непосредственно выбор того или иного счёта лежит на руководстве предприятия. При этом по налоговому учёту операция списании ГСМ проводиться по статье 254 Налогового кодекса и включается в материальные затраты.

При этом ничто не препятствует отнести их к прочим расходам на основании ст. 264 НК РФ . В любом случае с политикой учёта и списания ГСМ стоит определиться заранее, так как эти процедуры являются текущими и будут периодически повторяться.

Пошаговая инструкция по списанию ГСМ в 1С представлена ниже.

Расходы на бензин при использовании корпоративного транспорта можно и нужно вычитать из налогов. Они списываются в размере фактических данных о затратах на топливо, но их еще нужно обосновать. Рассказываем по-порядку, как это сделать компаниям с общей и с упрощенной системой налогообложения.

1. Отразить методику списания ГСМ в учетной политике

Для начала ваша учетная политика должна, разумеется, содержать сведения о учете расходов на ГСМ.

Первое, что нужно прописать в учетной политике — принцип учета расхода топлива. Тут два варианта. Водители могут сами покупать его на выделенные компанией средства и сдавать авансовый отчет с чеками АЗС. Либо вы заключаете контракт с АЗС, водители оплачивают бензин топливными картами, и вы ежемесячно получаете отчет о расходах. В обоих случаях эти затраты идут по счету 10 «Материалы». Для удобства можно выделить для топливных расходов отдельный субсчет.

Второе, что следует прописать – метод списания расходов на ГСМ. По правилам их списывают на затратные счета 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу». Счет выбирается исходя их вашей отрасли и типа транспорта, который эти расходы произвел.

Затраты на бензин списываются по фактической себестоимости, средней стоимости или методом FIFO (выбранный способ прописывается в политике). То, как вы решили списывать затраты на бензин, может отличаться от того, как вы списываете расходы на другие материалы (п. 16 ПБУ 5/01).

2. Установить порядок ведения путевых листов

Данные о фактическом расходе бензина берутся из первичных документов, в нашем случае – из путевых листов. Форму путевого листа можно взять готовую (форма № 3, постановление Госкомстата от 28 ноября 1997 г. № 78) или разработать свою. Вы можете пользоваться этим бланком, а можете разработать свой.

Важно, чтобы лист содержал всю необходимую информацию для последующего обоснования расходов. То есть сведения о маршруте (желательно с адресами), километраже, объеме топлива на начало и конец поездки, которые водители обязаны указывать. Если у вас не автотранспортная компания, периодичность сдачи водителями путевых листов можно устанавливать самостоятельно. Главное, чтобы на момент сдачи отчетности, они были у вас на руках.

3. Прописать расходы на топливо в учетной политике для целей налогообложения

Тут начинается самое интересное. Расходы на ГСМ можно относить к материальным затратам (пп. 5, п. 1 ст. 254 НК РФ), равно как и относить на прочие расходы на содержание служебного автопарка (пп. 11, п. 1, ст. 264 НК РФ). Обе указанные статьи Налогового кодекса указывают на возможность списания затрат на бензин по факту. Однако Минтранс считает, что просто так списывать нельзя, и расходы должны быть обоснованными. По мнению чиновников, обоснованные расходы на ГСМ – это расходы в пределах установленной нормы. Норму установил Минтранс, а кроме того, можно установить ее самостоятельно.

Так что отмечаем себе отразить в налоговой учетной политике сведения о том, по какой статье расходов будут учитываться затраты на топливо и исходя из каких норм вы собираетесь контролировать и обосновывать эти расходы. Теперь про нормы.

4. Выбрать, какие нормы использовать для обоснования расходов

Первый вариант — взять нормы Минтранса, утвержденные распоряжением №АМ-23-р от 14 марта 2008 года .

В исходном виде нормы описывают сказочную ситуацию: в стране вечного лета по ровным дорогам без пробок, ремонта и ям на крейсерской скорости едут машины с выключенными кондиционерами и печками. К этим космическим нормам, правда, есть поправочные коэффициенты, которые позволяют учитывать сезон и специфику населенного пункта.

Здесь начинается работа с коэффициентами. Упомянем выборочно, поскольку они есть на все случаи жизни.

  • В летнее время при наличии в машине кондиционера или климат-контроля норму можно увеличить на 7-10%.
  • В зимнее время – на 5-20% в зависимости от региона. Перечень можно посмотреть , скажем только, что для Москвы и области – допустим рост на 10%, на севере — в Архангельской, Мурманской, Тюменской и других областях, а также в Забайкалье – на 15-18%. Чемпионы – республика Саха и Чукотка с коэффициентом 20%.
  • Если ваша техника работает там, где вместо дорог направления, коэффициент растет до 20% при движении без груза и до 40% — с грузом.
  • Когда транспорт по долгу службы останавливается чаще одного раза на километр пути – добавляйте 10% к норме.
  • Если речь идет об обкатке новых или, наоборот, эксплуатации старых машин (старше 8 лет с пробегом более 150 тыс. км) – еще 10%.
  • При движении в городе с населением более миллиона жителей – 20%, более трех миллионов – 25%.

Как разработать собственные нормы расхода ГСМ?

Второй вариант, более приближенный к реальности, – обосновывать расходы на основании самостоятельно разработанных норм.

Нормы берутся, конечно, не с потолка, а по результатам собственных замеров. Еще было бы неплохо убедить налоговую, что при разработке норм за основу брались нормы Минтранса и корректировались, что называется, по фактической погоде. Чаще всего в авантюру с созданием собственных норм ввязываются компании с обширным автопарком. Итак, что нужно делать:

  • Издать приказ от имени первого лица компании о проведении замеров расхода топлива для каждого служебного автомобиля на обслуживаемых ими маршрутах, указать в приказе состав комиссии, отвечающей за проведение замеров. Замеры, разумеется, нужно делать в стандартное для поездок время.
  • Оформить результаты замеров актами, отдельными для каждой единицы транспорта. В актах нужно отразить состав комиссии, сведения о марке, номере и пробеге машины, маршруте, количестве топлива и километраже на начало и конец поездки и, соответственно, сделать вывод о расходе топлива в литрах на 100 километров при нормальных условиях эксплуатации.
  • На основании актов утвердить нормы расхода топлива и ознакомить с ними водителей под подпись.
  • Составить положение о контроле за расходом бензина с указанием норм и возможности их корректировки в случае непредвиденных обстоятельств. То есть при крупном перерасходе водитель предоставляет объяснительную записку, на основании которой решается, учитывать его для целей налогообложения, удержать с шофера или списать за счет собственных средств.

Теги: ,

Мы в социальных сетях Популярные статьи Наиболее популярные в этой категории Наиболее популярные Сообщения с этим тегом

Извините. Нет данных до сих пор.

Популярные статьи

Аутсорсинг расчета заработной платы за 30 минут

Электронная книга будет полезна всем тем, кто хочет разобраться во всех тонкостях аутсорсинга расчета зарплаты, но не имеет времени собирать информацию в интернете по крупицам.

Скачать электронную книгу Популярные статьи

Большинство фирм используют в своей работе транспортные средства. А они, как известно, требуют постоянных «бензиновых вложений». Как правильно организовать учет топлива, вы узнаете из статьи.

Покупаем за наличные

Как правило, за бензин водитель расплачивается наличными. На заправке ему, как физическому лицу, выдают кассовый чек, который он относит в бухгалтерию.

Получив документ, бухгалтер должен оприходовать поступившее горючее. Согласно пункту 42 Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина от 28 декабря 2001 г. № 119н, ГСМ – это материал. Получается, что по правилам ведения бухучета счетовод должен оприходовать его на одноименном счете 10 «Материалы». Но, как известно, для этого действия необходим первичный документ. Правила его оформления прописаны в статье 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. Кассовый чек не полностью соответствует стандартам первички. Например, в нем нет подписей. Но, как считает, Минфин, это не проблема. По мнению чиновников, кассовый чек выполняет другое условие, предъявляемое к составлению первичных документов. А именно составляется в момент совершения операции (п. 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Поэтому кассовый чек является первичным учетным документом (см. письмо от 5 января 2004 г. № 16-00-17/2). На основании чеков водитель должен составить авансовый отчет. Далее встает вопрос о списании.

Путевые листы

Для списания бензина нужно заполнить путевой лист. Его форма утверждена постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 г. № 78. Она содержит реквизиты о маршруте автомобиля, пройденном расстоянии и расходе топлива. Отметим, что в комментариях Госкомстата к составлению этого документа написано: путевой лист «является первичным документом по учету работы… транспорта и основанием для начисления заработной платы водителям». Как видите, о ГСМ статисты даже не упомянули.

Поэтому на многих фирмах к заполнению путевых листов относятся формально. В них отражают лишь самую общую информацию: марку машины, фамилию водителя и объем израсходованного бензина. При этом забывают указать пройденный километраж, показания спидометра и прочую совершенно бесполезную, на взгляд бухгалтера, информацию. Это и дает налоговикам вполне законное основание исключить из состава расходов затраты на топливо.

Чиновники аргументируют свою позицию так: первичные документы можно принять к учету, если они составлены по унифицированной форме (п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). А, как мы уже говорили, для путевых листов форму определил Госкомстат. Переубедить налоговиков в этом вопросе нельзя. И чтобы бухгалтер при проверке не успел внести исправления, контролеры обычно изымают эти документы.

В принципе заполнять путевые листы по всем правилам несложно. Они отличаются в зависимости вида автомобиля. Например, для легковушек предусмотрена форма № 3, а для грузовых – форма № 4–С и № 4–П. Все формы выписывают в одном экземпляре и хранят пять лет.

Отметим, что путевой лист можно составлять не на каждую поездку, а хотя бы раз в месяц. К такому же мнению пришли и судьи (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 апреля 2004 г. № А56-22408/03).

Нормы расходов

Многие налоговики при проверке обоснованности топливных расходов возьмут на вооружение нормы, утвержденные Минтрансом 29 апреля 2003 г. (руководящий документ Р3112194-0366-03). Обнаружив «лишние» затраты, контролеры могут исключить их из расходов и доначислить налог на прибыль. Однако у бухгалтера достаточно оснований поспорить по этому вопросу с проверяющими. Во-первых, Налоговый кодекс не дает право Минтрансу утверждать лимиты расходов ГСМ для расчета налогов. Минтрансовский документ носит лишь рекомендательный характер. Он не прошел регистрацию в Минюсте. Поэтому на него «нельзя ссылаться при разрешении споров» (п. 10 Указа Президента от 23 мая 1996 г. № 763). А во-вторых, в самом налоговом законодательстве нет ни слова о том, что затраты на топливо нормируются. В нем лишь сказано, что это материальные расходы (ст. 254 НК).

Арбитражные суды также встают на сторону фирм. Например, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 июня 2002 г. № Ф09-1180/02-АК. Все фактические расходы на ГСМ фирма отнесла на себестоимость продукции. Решив, что такие затраты нужно учитывать в пределах норм (старые нормы Минтранса от 1997 года), налоговики доначислили налог на прибыль и соответствующие пени. Однако судьи признали претензии чиновников неправомерными. Служители Фемиды указали, что все расходы организации на ГСМ связаны с производственной деятельностью. Иного (непроизводственного) характера расходов налоговики не доказали.

Чтобы избежать проблем с налоговиками, фирма может узаконить собственные нормы. Главное – чтобы они были экономически оправданы. К такому мнению постепенно приходят и налоговики (например, письмо УМНС по г. Москве от 5 февраля 2003 г. № 26-12/7430).

Что делать с НДС?

Как мы уже говорили, АЗС должна выдать водителю кассовый чек. А вот счет-фактуру она предоставлять вовсе не обязана. Кроме того, НДС в чеке продавец может не выделять (п. 6 ст. 168 НК). Возникает странная ситуация. С одной стороны продавец топлива свои обязанности перед фирмой выполнил, выдав кассовый чек. С другой – покупатель не имеет права на вычет НДС по этому документу, поскольку наличие счета-фактуры обязательно (ст. 172 НК).

Официальных разъяснений налоговиков по этой проблеме пока нет. Скорее всего, если фирма решится на вычет, свою правоту ей придется доказывать в суде. Однако арбитры все чаще поддерживают организации (например, постановление ФАС Уральского округа от 8 июля 2003 г. № Ф09-1961/03-АК). В данном деле судьи сослались на пункт 7 статьи 168 Налогового кодекса. В нем сказано, что вместо счета-фактуры продавцам розничной торговли достаточно выдать чек по установленной форме.

В случае, если у бухгалтера фирмы отсутствует дух авантюризма, то сумму чека нужно отнести на расходы. Избежать подобных проблем можно с помощью безналичных расчетов.

Расчеты по безналу

Когда фирма постоянно сталкивается с топливными расходами, то можно перейти на расчеты по безналу. Для этого предусмотрены топливные талоны или карты.

Для получения топливных талонов фирма заключает договор поставки ГСМ со специализированной фирмой. Талоны бывают двух видов: на определенную сумму или «литровыми». Во втором случае на них пишут количество и марку топлива, которое будет отпущено по одному талону.

Приобретенные талоны нужно учитывать как денежные документы на субсчете 50-3 «Денежные документы». Их выдача водителям должна отражаться в книге учета движения денежных документов. Желательно, чтобы она была прошнурована, пронумерована и скреплена печатью организации. Для подтверждения фирма-покупатель и нефтебаза могут ежемесячно составлять акт приемки-передачи топлива. В нем указывают наименование, количество и стоимость отпущенных нефтепродуктов. На основании акта фирма-продавец выписывает счет-фактуру.

Пример

ООО «Попутчик» заключило с ЗАО «Топливо» договор на заправку своих автомашин. По договору ООО заплатило 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.) за 10 000 л бензина по 11,8 рублей за литр. Оплата произведена 9 августа 2004 года. ЗАО «Топливо» выдало 500 талонов на 20 л бензина каждый. В этот же день водителям «Попутчика» было передано 200 талонов на сумму 47 200 руб. (11,8 руб. х 20 л х 200 талонов).

По окончании месяца 31 августа 2004 года составлен акт приемки-передачи топлива. Согласно акту, ООО получило 3000 л бензина на сумму 35 400 руб. (11,8 руб. х 3000 л), в том числе НДС – 5400 руб.

Указанные операции бухгалтер «Попутчика» отразил так:

Дебет 60 субсчет «Авансы выданные» Кредит 51

– 118 000 руб. – перечислен аванс за бензин;

Дебет 50-3 Кредит 60

– 118 000 руб. – получены талоны на бензин;

Дебет 71 Кредит 50-3

– 47 200 руб. – выданы талоны водителям;

Дебет 10 Кредит 71

– 30 000 руб. (35 400 – 5400) – оприходован бензин, залитый в баки автомашин;

Дебет 19 Кредит 71

– 5400 руб. – учтена сумма НДС со стоимости бензина, залитого в баки автомашин;

Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Авансы выданные»

– 35 400 руб. – зачтена часть аванса, уплаченного поставщику бензина;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 5400 руб. – принят к вычету НДС по оприходованному и оплаченному бензину;

Дебет 20 Кредит 10

– 30 000 руб. – списан на затраты израсходованный бензин.

Схема работы по топливным картам аналогичная. Приобретая карту, фирма перечисляет поставщику бензина аванс. Дальше водитель расплачивается по ней на АЗС. Однако сегодня такой способ не столь распространен, как хотелось бы. Специальные устройства для приема карт есть только на крупных АЗС.

Отметим, что если вы выбрали безналичный способ оплаты топлива, то лучше количество и цену приобретаемых нефтепродуктов указывать не в самом договоре, а в приложениях к нему или в дополнительных соглашениях. Это связано с частым изменением цен.

А.С. Поляков, аудитор АГ «РАДА»

Сайт журнала «РНК »

Электронный журнал «РНК »

До сих пор не утихают споры о том, нужно ли учитывать нормы расхода бензина для целей налогообложения прибыли. Налоговый кодекс делать это не обязывает. Но большинство инспекторов при проверке настаивают на учете затрат только в пределах норм, Минтрансом.

И вот наконец есть повод полагать, что поставит точку в этом споре. Ведомство выпустило уже второе разъяснение о том, что нормировать расходы на ГСМ — право, а не обязанность компании (письмо от 27.01.14 № 03-03-06/1/2875). Соответственно компания сможет больше затрат учесть при налогообложении прибыли. Но учитывая, что контролеры не всегда соглашаются с Минфином России, риски сохраняются.

Большинство практиков считают, что расходы на ГСМ безопаснее все-таки нормировать. Но есть решения суда, подтверждающие, что стоимость ГСМ можно учесть в расходах по факту. Рассмотрим, какие аргументы приводят за противоположные позиции

Позиция 1. Нормировать расходы на ГСМ — право, а не обязанность

НК РФ не обязывает компанию применять нормы расхода бензина. Значит, такие расходы можно учесть при налогообложении прибыли в размере фактических затрат (подп. 5 п. 1 ст. 254 и п. 2 ст. 272 НК РФ).

УФНС России по г. еще в 2006 году высказало мнение, что затраты на приобретение топлива (ГСМ) для обеспечения работы автомобиля можно списывать в расходы исходя из фактического пробега автомобиля с учетом фактического расхода топлива (ГСМ) в производственных целях и цен на его приобретение (письмо от 12.04.06 № 20-12/29007).

Несмотря на позицию ведомства, контролеры на местах доначисляли компаниям, которые не нормировали спорные расходы. Однако суды поддерживали в этом (постановления ФАС Западно-Сибирского от 05.04.12 № А27-8757/2011 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 09.07.12 № ВАС-8327/12) и Центрального от 04.04.08 № А09-3658/07-29 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 14.08.08 № 9586/08) округов). Основной аргумент — у компании имелись первичные документы, которые подтверждают приобретение и расход топлива (путевые листы).

Более того, в последних разъяснениях Минфин России обращает внимание, что компания вправе учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р. Но не настаивает, что она обязана им следовать (письма от 27.01.14 № 03-03-06/1/2875 и от 03.06.13 № 03-03-06/1/20097).

Поэтому списание ГСМ в расходы в размере фактически понесенных затрат вполне безопасно с налоговой точки зрения. Если, конечно, такие затраты разумны и подтверждены документами.

Позиция 2. Расходы на ГСМ нужно нормировать

Расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта) для целей налогообложения прибыли относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом такие расходы должны быть обоснованы с налоговой точки зрения и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Минфин России в письме от 03.09.10 № 03-03-06/2/57 подчеркнул, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик учитывает Методические рекомендации “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте”, введенные в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р.

Ранее ведомство отмечало, что в отношении автомобилей, для которых нормы расхода бензина и смазочных материалов не утверждены указанным распоряжением Минтранса России, при определении норм расхода топлива налогоплательщику следует руководствоваться соответствующей технической документацией или информацией, предоставляемой заводом-изготовителем автомобиля (письмо от 14.01.09 № 03-03-06/1/15).

Существует и судебная практика, поддерживающая такую позицию финансистов (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.08 № Ф04-7500/2008(16942-А27-37)).

Поэтому компания не вправе списывать в расходы стоимость ГСМ в размере фактически понесенных затрат. Даже при наличии должным образом оформленных путевых листов и кассовых чеков автозаправочных станций.