Непредоставление декларации. Санкции за несвоевременную сдачу налоговой отчетности Непредоставление декларации

Штраф за несдачу декларации по налогу на добавленную стоимость назначается налогоплательщику, опоздавшему со сдачей отчетности. При наличии суммы НДС к уплате рассчитать сумму штрафа за не вовремя сданную декларацию по НДС несложно. Однако если не вовремя сдана декларация по НДС с нулевой суммой налога, может возникнуть вопрос: возможен в этом случае штраф за несвоевременное предоставление декларации по НДС? Подробнее об этом - в нашей статье.

Сумма штрафа за несвоевременную сдачу декларации по НДС, так же как и штрафа за несдачу декларации по НДС, рассчитывается по общим правилам. Эти правила содержит п. 1 ст. 119 НК РФ. Согласно им размер штрафа определяется исходя из 5% от суммы налога к уплате за каждый месяц (неполный или полный) с того дня, который был назначен для представления декларации. Величина штрафа не может превышать 30% от указанной суммы и не может быть менее 1000 руб.

Подробнее об ответственности за неподачу декларации и о вопросах, возникающих по ней, читайте здесь .

Штрафа за уточненную декларацию по НДС можно избежать, если:

  • подать уточненку до завершения срока представления первоначальной декларации, т. е. в срок (п. 2 ст. 81 НК РФ);
  • уточненка подается после завершения срока представления первоначального отчета, но до истечения срока уплаты налога, а ИФНС ошибки в первоначальной декларации не выявила или не успела проинформировать налогоплательщика о назначении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81 НК РФ);
  • до подачи уточненки, представляемой после истечения сроков подачи декларации и уплаты налога, уплачены недоимка и пени, а выездная проверка, проведенная до подачи уточненки, не выявила ошибок (п. 4 ст. 81 НК РФ).

Часто возникает вопрос: если ситуация с несвоевременной сдачей декларации по НДС возникает в отношении отчета с нулевой суммой к уплате, взыскивается ли в этом случае минимальный штраф за несданную декларацию по НДС в размере 1 000 руб.? Единого ответа на этот вопрос нет.

Штраф за несдачу декларации с отсутствующей суммой налога к уплате

Позиция чиновников такова, что налогоплательщик не освобождается от штрафа за непредставление декларации по НДС, даже если в ней не указывается сумма налога к уплате и отсутствует недоимка. Штраф за такое нарушение предусмотрен ст. 119 НК РФ (письма ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, Минфина России от 23.11.2011 № 03-02-08/121 и 27.10.2009 № 03-07-11/270, УФНС России по Москве от 16.03.2009 № 20-14/4/022859@). Соответственно, это в полной мере относится и к штрафу за несвоевременное представление декларации по НДС с отсутствующей суммой к уплате.

Мнение чиновников поддерживают в большинстве своем и суды (постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 30.07.2013 № 57, Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 № 418/10 по делу № А68-5747/2009, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.04.2016 № Ф08-2313/2016 по делу № А32-42102/2014, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.02.2012 по делу № А03-7357/2011 (определением ВАС РФ от 31.07.2012 № ВАС-7486/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ, ФАС Северо-Западного округа от 25.01.2011 по делу № А26-5027/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 07.09.2010 по делу № А75-9192/2009).

Поскольку по отчету, не имеющему суммы к уплате, штраф за декларацию по НДС рассчитать не представляется возможным, а применять его надо, то в этом случае размер штрафа за несвоевременную сдачу декларации считается равным минимальной санкции — 1000 руб. (постановления ФАС Центрального округа от 23.03.2012 по делу № А35-6471/2011, ФАС Волго-Вятского округа от 15.02.2010 по делу № А31-7500/2009, ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2009 по делу № А56-28215/2007, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.02.2007 № А19-20250/06-52-Ф02-674/07-С1 по делу № А19-20250/06-52).

В обязанности каждого налогоплательщика входит своевременное представление отчетности в ИФНС. Однако далеко не все субъекты выполняют это предписание. За нарушения требований предусмотрены санкции. В статье мы рассмотрим,установлен законодательством.

Общие сведения

Штраф за непредоставление налоговой декларации физическим лицом- предпринимателем установлен в КоАП и НК. Просрочка сдачи отчетности исчисляется в рабочих днях.

Размер штрафа за непредоставление налоговой декларации определяется по правилам 119 статьи НК. В норме установлено, что субъект должен уплатить 5 % от суммы отчисления за каждый месяц (неполный в том числе) с даты, установленной для сдачи отчетности. При этом сумма штрафа за непредоставление налоговой декларации физическим лицом- предпринимателем не может быть больше 30 % от величины обязательного платежа и меньше 1000 рублей.

Размер санкции увеличивается в зависимости от продолжительности просрочки. Так, штраф за непредоствление налоговой декларации в течение более 180 дней составляет 30 % от величины отчисления, подлежащего выплате в соответствии с отчетностью, к которым прибавляется 10 % за каждый месяц (неполный в том числе) от этой же суммы. Дополнительное взыскание (10 %) вменяется со 181-го дня просрочки.

Аналогичным образом рассчитывается штраф за непредоставление налоговой декларации по НДС .

Важный момент

Штраф за непредоставление налоговой декларации вменяется даже при нарушении срока на 1 день, поэтому специалисты не рекомендуют откладывать сдачу отчетности на последний момент. Из-за возможных очередей высок риск нарушения срока.

Электронная отчетность

В настоящее время многие плательщики сдают декларацию в электронной форме. Если субъект не имеет технической возможности для формирования документа, он вправе представить отчетность на бумажном носителе в установленный НК срок. Впоследствии он может "досдать" декларацию и в электронной форме.

В таком случае штрафа за непредоставление налоговой декларации не будет, так как санкция предусмотрена только на случай нарушения срока.

Нарушение сроков сдачи нулевой отчетности

Предположим, субъект несвоевременно представил такую декларацию, но 180 дней еще не прошло. Такое нарушение, на первый взгляд, может повлечь санкцию. Между тем в НК нет конкретных указаний о том, что можно взыскать штраф за непредоставление нулевой налоговой декларации.

Существует два противоположных подхода к решению этого вопроса.

Согласно первому, за непредоставление налоговой декларации штраф должен составить 1000 рублей. Такой позиции придерживаются некоторые арбитражные инстанции. В качестве основного аргумента суды называют установленную в НК обязанность плательщика своевременно сдать отчетность. Наличие или отсутствие объекта обложения при этом значения не имеет. Главное в данном случае - наличие просрочки по сдаче отчетности.

Согласно второму подходу, поскольку объект обложения равен нулю, то при непредоставлении налоговой декларации в срок штраф не взыскивается, поскольку также равен нулю. Этой позиции также придерживается часть арбитражных инстанций. При обосновании такого подхода суды ссылаются на положения 119 статьи НК. В соответствии с ней расчет штрафа осуществляется, исходя из суммы отчисления, а она отсутствует. Рассчитывать, по сути, нечего. Этот вывод подтверждается в определении ВАС № 13444/09 от 2009 г., где поясняется что данный подход применим и к случаям, когда отчетность сдана по истечении 180 дн.

Наличие предоплаты по несвоевременно сданной отчетности

В такой ситуации вопроса о неотвратимости санкции не возникает. Наличие предоплаты не является основанием для снятия с плательщика обязанности по своевременному представлению отчетности. Однако при этом могут возникнуть сложности в расчете.

В НК отсутствуют разъяснения по этому поводу. Поэтому на практике сформировалось два подхода.

Согласно первой точке зрения, если отчисление налога было произведено в срок, субъекту можно вменить только минимальный размер штрафа - 1 тыс. р.

В соответствии со вторым подходом, величина денежного взыскания должна рассчитываться, исходя из суммы обязательного платежа, указанной в отчетности, поданной с нарушением срока. Обусловлена такая позиция следующими обстоятельствами. Во-первых, отчисление суммы по несвоевременно поданной отчетности не влияет на возможность привлечения лица к ответственности за нарушение сроков сдачи документации. Во-вторых, величина санкции определяется в соответствии с данными, отраженными в отчетности, вне зависимости от срока (факта) выплаты налогов.

Сумма отчисленного налога не совпадает с величиной, отраженной в отчетности, сданной несвоевременно

В таком случае величина штрафа определяется на основании размера налога, подлежащего отчислению в соответствии с декларацией, сданной с нарушением срока. В НК отсутствуют разъяснения относительно порядка расчета. Пояснения по этому поводу присутствуют в Письме Минфина от 01.04.2009 г.

Ведомство разъясняет, что величину штрафа следует рассчитывать не на основании суммы, указанной в декларации, а в соответствии с величиной налога, подлежащей фактической оплате. Санкция определяется по данным, приведенным в уточненной отчетности, или исходя из сведений, полученных при камеральной проверке.

Нарушение срока сдачи "промежуточной" отчетности

Пояснения по этому вопросу приводятся в Письме Минфина от 05.05.2009 г. Как следует из документа, к юрлицам санкции за непредоставление "промежуточных" отчетов не применяются. В качестве единственного наказания, возможного в таких ситуациях, может выступать штраф за непредоставление информации, необходимой для налогового контроля (126 статья НК). Он равен 200 р. за каждый документ.

В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 22.12.2009 г. указывается, что вменение штрафа за несвоевременную сдачу промежуточной декларации неправомерно. Аргументируется этот вывод тем, что в НК не установлена ответственность за нарушение сроков предоставления расчетов.

Декларацией называют письменное заявление плательщика о расходах, поступлениях, налоговых суммах, подлежащих уплате. В связи с тем, что обязательный платеж рассчитывается по окончании года (календарного), то "декларация" по налогу с прибыли предприятия за отчетный период (полугодие, квартал, 9 месяцев) - это расчет аванса, а не полноценная налоговая декларация. Соответственно, при несвоевременном представлении расчета по этому платежу ответственность не наступает.

Административные санкции

Привлечение к ответственности предприятия или физлица за нарушение сроков, установленных в НК, не освобождает должностных лиц, работающих на хозяйствующего субъекта, от иных санкций, предусмотренных законом. Речь, в частности, об административных штрафах.

В соответствии со ст. 15.5 КоАП, при нарушении сроков предоставления отчетности в ИФНС по месту учета должностным лицам вменяется штраф 300-500 р.

Бухгалтерский и налоговый учет санкций

Затраты на штрафы и прочие взыскания, отчисляемые в бюджет, при определении налоговой базы не учитываются.

В бухгалтерской отчетности эти суммы отражают в Дб сч. 99, корреспондирующего с Кд сч. 68.

Штрафы не участвуют в образовании бухгалтерской прибыли, исходя из которой, рассчитывается условный доход/расход по налогу с прибыли. При начислении постоянной разницы не возникает.

К примеру, по решению ИФНС был вменен штраф за нарушение сроков в сумме 30 тыс. р. В бухучете следует сделать записи:

  • Дб сч. 99 Кд сч. 68 - отражено начисление штрафа 30 000 р.;
  • Дб сч. 68 Кд сч. 51 - показана оплата суммы штрафа с расчетного счета.

Пример расчетов

Рассмотрим, как определить штраф за непредоставление налоговой декларации ИП по налогу с добавочной стоимости.

Предположим, что декларацию за 4 квартал 2016 года субъект сдал только 25 марта 2017 г. при крайнем сроке 25.01.2017 г. В отчетности отражена сумма к выплате в бюджет в размере 4,5 тыс. р. Вся она была оплачена в день подачи декларации.

Поскольку хозяйствующий субъект, отчисляющий НДС, может выплачивать сумму равными частями до 25 числа каждого из 3-х мес., идущего после истекшего налогового периода, то, учитывая условия примера, налог за 4 квартал нужно было перечислить до 25 января, февраля и марта 2017 г. Сумма к оплате должна была составить треть от начисленного НДС, т. е. 1,5 тыс. р.

Поскольку субъект нарушил установленные сроки, размер штрафной санкции для него будет составлять:

  • За просрочку выплаты налога на 25 января - 225 р. (1,5 тыс. р. х 5 % х 3 мес.).
  • За просрочку на 25 февраля - 150 р. (1,5 тыс. р. х 5 % х 2 мес.).

Общая величина штрафа составит 375 р. Поскольку в 119 статье НК сказано, что сумма штрафа не должна быть меньше 1 тыс. р., то субъекту придется заплатить не 375 р., а 1000 р.

Штраф за непредоставление единой упрощенной налоговой декларации

При применении упрощенной формы отчетности хозяйствующему субъекту необходимо учитывать целый ряд нюансов. О них говорится во 2 пункте 80 статьи НК, а также в Приказе Минфина № 62н от 2007 г.

Чтобы возникла возможность сдать упрощенную декларацию за налоговый (отчетный) период, не должно быть никакого движения денег по кассе или расчетному счету. К примеру, если говорить об НДС, то у предприятия не должно быть операций на протяжении всего квартала. Чтобы отразить в упрощенной форме налог с прибыли, движение денег должно отсутствовать с самого начала года, поскольку он рассчитывается нарастающим итогом.

Если предприятие сдает форму по нескольким обязательным отчислениям, то по ним не должно быть объектов обложения. Особым считается случай, когда субъект обязан отчитываться по налогам только при наличии объекта обложения. К примеру, если говорить о земельном налоге, то им выступает участок, если о транспортном - то автомобиль или иное ТС. При отсутствии объекта по указанным объектам ни упрощенная, ни обычная декларация не сдается.

Следует помнить, что сдача отчетности осуществляется не чаще 1 раза в квартал (за 1 кв., 6, 9, 12 мес.). Соответственно, ее нельзя использовать по налогам, отчет за которые надлежит представлять ежемесячно. Речь, в частности, об акцизах, отчислениях с прибыли.

Упрощенная форма может использоваться исключительно для налогов. Это означает, что включать в декларацию сведения о взносах по ОПС, если база по ним 0, не следует.

Если в связи с установленными ограничениями сдать упрощенную форму не представляется возможным, придется подать в ИФНС обычную отчетность. Соответственно, за нарушение сроков предусматривается ответственность по 119 статье НК.

Упрощенная форма подходит только для тех субъектов, которые бездействуют. Если на предприятии выплачивается хотя бы минимальный заработок, значит, имеет место движение денег.

Если предприятие по ошибке сдало нулевую декларацию, хотя нужна была упрощенная, штраф может быть вменен и в этом случае. Связано это с тем, что, согласно положениям 2 пункта 80 статьи НК, представление декларации по упрощенной форме является обязанностью, а не правом налогоплательщика. Следовательно, ошибка субъекта может быть расценена как нарушение сроков, установленных НК для сдачи отчетности.

В этой статье:

  • какие санкции предусмотрены за несвоевременную сдачу декларации (по НК РФ и по КоАП РФ)?;
  • как посчитать штраф: рассмотрим несколько вариантов в зависимости от срока просрочки сдачи декларации;
  • приведем примеры расчетов.

Каждый новый календарный год приносит нам какие-нибудь изменения в области бухгалтерского учета и налогообложения. Как закономерность, ежегодно появляется новая отчетность, упраздняется старая. А вместе с тем растет и риск ее несвоевременной сдачи.

В этой статье мы попробуем рассмотреть, какие санкции предусмотрены за несвоевременную сдачу налоговой отчетности, и как самостоятельно рассчитать штраф.

Для начала, давайте выясним, какие же отчеты относятся к налоговым декларациям. Потому что само понятие «налоговая отчетность» включает в себя не только декларации, но и налоговые расчеты, а также различные бланки документов, предоставляемых по запросу или по личной инициативе налогоплательщика.

К налоговым декларациям относятся:

  • Декларация по НДС;
  • Декларация по налогу на прибыль;
  • Декларация по налогу на имущество;
  • Декларация по земельному налогу;
  • Декларация по транспортному налогу;
  • Декларация по водному налогу;
  • Декларация по акцизам;
  • Декларация по налогу на игорный бизнес;
  • Декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
  • Декларация по ЕНВД;
  • Декларация по ЕСХН;
  • Единая упрощенная декларация.

Все штрафы, которые могут быть применены к налогоплательщику за несвоевременную сдачу деклараций, можно объединить в таблицу, что позволит вам легко их запомнить.

Таблица 1 - санкции за несвоевременную сдачу налоговых деклараций согласно НК РФ и КоАП РФ.

Вид наказания

Примечание

по НК РФ

Штраф на организацию в размере 5% (ст. 119 НК РФ)

Сумма штрафа рассчитывается за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации.

* Штраф рассчитывается от неуплаченной суммы налога в срок. Если же налог уплачен вовремя или имеется переплата по лицевому счету на дату уплаты налога, то штраф за несвоевременную сдачу декларации будет составлять минимальную сумму - 1000 руб.

Блокировка расчетного счета по истечении 10 рабочих дней со дня срока подачи декларации (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ; п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Такое право сохраняется за налоговой инспекцией в течение трех лет. Также нужно отметить, что сумма блокировки никаких ограничений не имеет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Важно знать, что блокировка банковских счетов не применяется, если было несвоевременное представление расчетов авансовых платежей по налогам.

по КоАП РФ

Ответственность должностных лиц: - предупреждение - штраф от 300 руб. до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).

Суд может смягчить наказание в виде снижения суммы штрафа на 50% и более, а то и вовсе вынести решение лишь с предупреждением.

Хотелось бы уточнить, что за непредставление нулевой декларации также применяется все тот же штраф по ст. 119 НК РФ. Но, так как суммы к уплате нет, то предъявляется минимальный штраф в размере 1000 рублей.

Что же касается промежуточной отчетности (например, налоговой декларации по налогу на прибыль), то штраф должен быть не в размере 5%, а 200 рублей (об этом сказано в п. 17 Письма ФНС от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).

Обратите внимание! ссылке .

Расчет штрафов за несвоевременную сдачу налоговой декларации

Для расчета штрафов существует множество онлайн-калькуляторов, которые позволят вам рассчитать штраф до копейки, для этого лишь необходимо ввести сумму налога по налоговой декларации, которая была несвоевременно представлена. Указать день, следующий за крайним сроком подачи декларации, и дату подачи декларации.

Если же вы считаете самостоятельно, то вам нужно придерживаться следующей формулы:

Сумма штрафа = Сумма не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации × 5% × Количество месяцев *

* Для расчета месяц фактической подачи декларации и месяц с крайним сроком подачи берутся как полные.

Примеры

Для наглядности расчёта давайте рассмотрим ситуации:

1. Налоговая декларация по ЕНВД за 3 кв. была представлена 26.10.2016 г. Крайний срок подачи - 20.10.2016 г. Сумма налога, подлежащая уплате по этой декларации, - 34 121 руб. Сумма налога не была уплачена в срок, 25 числа месяца, за отчетным периодом (25.10.2016 г.)

Тогда сумма штрафа составит:

34 121 руб. × 5% × 1 мес. = 1 706,05 руб.

Сумма штрафа 1706,5 руб. больше минимального размера штрафа (1000 руб.) и меньше его максимальной суммы, которая составляет 10 236,3 руб. (34 121 руб. × 30%). Соответственно, организация обязана заплатить 1706,5 руб.

2. Налоговая декларация по НДС за 4 кв. 2016 г. была представлена 25.03.2017 г. Крайний срок подачи - 25.01.2017 г. Сумма налога, подлежащая уплате по этой декларации, - 4 500 руб. Плательщик всю сумму налога уплатил также 25.03.2017 г.

Так как плательщики НДС вправе уплачивать сумму налога равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, то исходя из примера налог по декларации по НДС за 4 квартал 2016 года необходимо было уплатить в следующие сроки:

  • до 25.01.2017 года - 1500 руб. (1/3 от начисленной суммы = 4500 руб./3);
  • до 25.02.2017 года - 1500 руб. (1/3 от начисленной суммы = 4500 руб./3);
  • до 25.03.2017 года - 1500 руб. (1/3 от начисленной суммы = 4500 руб./3).

Поскольку в сроки 25.01.2017 года и 25.02.2017 года налог не был уплачен, то штраф составит:

  • за просрочку уплаты налога по сроку 25.01.2017 года: 1 500 руб. × 5% × 3 мес. = 225 руб.
  • за просрочку уплаты налога по сроку 25.02.2017 года: 1 500 руб. × 5% × 2 мес. = 150 руб.

Итого: 375 руб.

Давайте проверим, соответствует ли рассчитанная сумма штрафа условиям таблицы 1.

Сумма штрафа 375,00 руб. меньше минимального размера штрафа (1000 руб.) и, соответственно, организация обязана заплатить не 375,00 руб., а 1000 руб.

3. Налоговая декларация по УСН 2015 г. была представлена 28.10.2016 г. Крайний срок подачи - 01.04.2016 г. Сумма налога, исчисленная за год, составила 100 000 руб. В том числе, по итогам года (за 4 квартал) сумма налога к доплате составила 15 000 руб. На момент предоставления декларации плательщик не уплатил эти 15 000 рублей.

Тогда сумма штрафа составит:

15 000 руб. × 5% × 7 мес. = 5 250,00 руб.

Давайте проверим, соответствует ли рассчитанная сумма штрафа условиям таблицы 1.

Сумма штрафа 5 250 руб. больше минимального размера штрафа (1000 руб.) и больше его максимальной суммы, которая составляет 4 500 руб. (15 000 руб. × 30%). Соответственно, организация обязана заплатить не 5 250 руб., а 4 500 руб.

Напомним! Для подготовки и сдачи отчетности воспользуйтесь онлайн-сервисом «Моё Дело» - Интернет-бухгалтерия для малого бизнеса . Сервис автоматически формирует отчетность, проверяет ее и отправляет в электронном виде. Вам не надо будет лично посещать налоговую инспекцию и фонды, что, несомненно, сэкономит не только время, но и нервы. Кроме того, сервис напомнит вам о приближающихся сроках сдачи всех необходимых отчетностей. Получить бесплатный доступ к сервису можно по

Налоговым кодексом в качестве меры воздействия на недобросовестных налогоплательщиков введен штраф за несвоевременную сдачу декларации. Он дополняется системой материальных взысканий в фиксированных суммах и процентных показателях за разные виды других правонарушений. Некоторые проступки могут быть переквалифицированы в уголовные дела.

Принципы применения санкций по отчетности

Юридические лица и ИП в зависимости от применяемой ими системы налогообложения обязаны регулярно формировать и сдавать отчетность. Отчетные формы могут быть представлены налоговыми декларациями, расчетами или справками. Периодичность представления данных зависит от установленных для конкретного налога или сбора налогового и отчетного интервалов. Штраф за несвоевременное предоставление налоговой декларации может быть назначен, если пропущены сроки уведомления фискальных органов о результатах деятельности по итогам налогового периода.

Если задержка произошла в течение года при отображении данных за отчетный период, то наказание в форме материальных взысканий не может быть применено к налогоплательщику. Такая позиция зафиксирована Пленумом ВАС в Постановлении от 30.07.2013 г. № 57. О том, что наложение штрафа за несдачу декларации возможно только по итогам года (налогового интервала), говорится и в разъяснениях налоговиков в Письме от 22.08.2014 г. № СА-4-7/16692. Обоснование мнения – до завершения налогового года все платежи могут рассматриваться как авансы, а не погашение обязательств, раз нет обязательств, нет и причин для наказания.

Например, по налогу на прибыль субъекты хозяйствования должны отчитываться на ежегодной основе. Дополнительно они представляют декларационные формы после каждого отчетного периода – месяца или квартала. Если будет зафиксирована просрочка годового отчета, налогоплательщику выпишут штраф за непредоставление налоговой декларации. Если будет задержан отчет по итогам месяца, штрафная санкция не применяется.

Но это не означает, что у налоговиков нет рычагов воздействия на налогоплательщиков, срывающих сроки в подготовке документов в течение года. Для случаев с задержкой промежуточных отчетов предусмотрена норма п. 1 ст. 126 НК РФ. Штраф за непредоставление декларации переквалифицируется в штраф за неподачу истребуемых налоговым органом документов. Размер материального взыскания равен 200 руб.

Читайте также Могут ли человека привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов?

При рассмотрении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности учитываются такие факторы:

  • сумма обязательств, отраженная в задержанной отчетной форме;
  • количество дней непредоставления налоговой декларации после крайней даты сдачи отчета;
  • ставка материального взыскания;
  • наличие или отсутствие аналогичных проступков в предшествующие налоговые периоды.

Размеры и суммы штрафов

Санкции начисляются за все месяцы просрочки. Если декларация была подана до завершения очередного месяца, этот интервал будет зачтен как целый месяц при расчете штрафа за несданную декларацию. Размер взыскания равен 5% от суммы обязательств, показанных в отчете. Процент штрафа высчитывается за каждый просроченный месяц, законодательно предусмотрен диапазон ограничений по итоговой сумме материального наказания:

  • минимальная планка – 1000 руб.;
  • максимальный лимит зафиксирован на уровне 30% от суммы недоимки.

Если налогоплательщиком была задержана отчетность, но по ее данным нет непогашенных налоговых обязательств, ответственность за непредоставление налоговой декларации будет выражена в минимальном материальном взыскании – 1000 руб. Аналогичные правила воздействия на плательщиков, срывающих сроки отчетности, предусмотрены в отношении расчетов по страховым взносам. Применительно к взносам, администрируемым налоговиками, за основу при расчете штрафной санкции принимается объем исчисленных обязательств за последний квартал.

В ст. 126 НК РФ оговаривается, что штраф за несвоевременную подачу декларации выписывается только по формам, которые имеют статус декларации или расчета по страховым взносам. Норма не распространяется на документы, отражающие доходы наемного персонала и удержанный с них подоходный налог. Например, за просрочку справки 2-НДФЛ заплатить придется по 200 руб. за каждый документ. В этом случае не имеет значения ни совокупный срок задержки в представлении бланка, ни суммы, отраженные на страницах отчета.

Дополнительная мера воздействия на недобросовестных налогоплательщиков – принудительная заморозка банковских счетов. Ограничение по проведению безналичных операций носит временный характер.

Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Способы представления налоговых деклараций

Налоговая декларация — это официальное заявление налогоплательщика, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, о сумме налога, подлежащего уплате, и о других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Своевременное представление налоговых деклараций — одна из самых главных обязанностей налогоплательщиков, и данная процедура регламентирована ст. 80 НК РФ.

Существует два варианта представления налоговых деклараций: на бумажном носителе; в электронной форме.

Налоговая декларация может быть представлена по установленной форме на бумажном носителе. При этом налогоплательщик может представить отчетность в ИФНС лично или через уполномоченного представителя.

Подать налоговую декларацию может как лично руководитель организации (предприниматель) или бухгалтер, так и уполномоченный представитель организации (предпринимателя).

Датой подачи налоговых деклараций законным или уполномоченным представителем организации считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях.

Для сдачи отчетности необязательно лично приходить в ИФНС, можно направить ее по почте.

Направляя отчетность почтовым отправлением, необходимо убедиться, что приложена опись вложения.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления.

Представление деклараций в электронной форме осуществляется по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через операторов электронного документооборота.

ТКС — это система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Преимущества данного способа пред­ставления:

нет необходимости приходить в налоговые органы, так как отчетность в любое время суток может быть отправлена из офиса налогоплательщика (экономия временных затрат); не требуется дублирования сдаваемых документов на бумажных носителях; сокращение количества технических ошибок (отчетность формируется в утвержденном формате с использованием средств выходного контроля, посредством которого проверяется правильность заполнения полей форм отчетности); оперативность обновления форматов представления отчетности (при изменении форм налоговой и (или) бухгалтерской отчетности или введении новых форм отчетности до срока представления отчетности налогоплательщик получает возможность обновить версии форматов в электронном виде); гарантия подтверждения доставки документов (возможность в течение суток получить подтверждение выполнения обязательств налогоплательщиком, а также в оперативном режиме посмотреть свою личную карточку, таким образом, нет необходимости ждать актов сверки); защита отчетности, представляемой в электронной форме по ТКС, от просмотра и корректировки третьими лицами; возможность получения в электронном виде справки о состоянии расчетов с бюджетом, выписки операций по расчетам с бюджетом, перечень налоговой и бухгалтерской отчетности, представленной в налоговую инспекцию, акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, актуальные разъяснения ФНС России по налоговому законодательству, а также направить запрос информационного характера в налоговые органы.

Представление отчетности в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в рамках проводимого ФНС России пилотного проекта может осуществляться через сайт: https://www.nalog.ru

Аналогичная позиция изложена в письме Управления ФНС России по г. Москве от 12.03.14 г. № 24-15/022540.

https://www.nalog.ru

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек; если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 1.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость).

Исчисление штрафа за непредставление декларации

Ответственность за непредставление налоговой декларации установлена ст. 119 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 1.01.2014 г., сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.10 г. № 03-02-07/1479, от 29.04.11 г. № 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.11 г. № 09АП-29306/2011-АК).

Вместе с тем по вопросу применения п. 1 ст. 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1.01.2014 г.) в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

Как указано в письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в п. 18 данного постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

Неоднозначность толкования нормы устранена с 1.01.2014 г. посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.13 г. № 134-ФЗ, которым в п. 1 ст. 119 НК РФ словосочетание «не уплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».

На устранение неоднозначности толкования п. 1 ст. 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу Письма ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376@».

В письме Минфина России от 14.08.15 г. № 03-02-08/47033 отмечено, что ст. 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 руб.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 руб. Федеральным законом от 27.07.10 г. № 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что п. 1 ст. 119 НК РФ не содержит противоречий в том числе относительно установленных размеров штрафов.

Ответственность за непредставление расчета авансового платежа

В п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что из положений п. 3 ст. 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, т. е. предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.

Соответственно из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

Отметим, что ответственность за непредставление таких документов установлена ст. 126 НК РФ.

В письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 разъяснено, что поскольку из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

При этом ст. 119 НК РФ не охватываются такие нарушения, как представление налоговой декларации в бумажной форме в ситуации, когда требовалось представление декларации в электронном виде.

Ответственность за нарушение формата представления декларации

Статьей 119.1 НК РФ установлено, что несоблюдение установленного порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.

Ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ. При этом отказать в данном случае в принятии налоговой декларации налоговый орган не вправе.

Применение одновременно ответственности, установленной ст. 119 и 119.1 НК РФ, возможно только при нарушении срока представления налоговой декларации и способа ее представления (письмо ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@).

Как разъяснено в письме ФНС России от 11.04.14 г. № ЕД-4-15/6831, для целей ст. 119.1 НК РФ под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации.

Так, представление налоговой декларации по НДС на бумажном носителе с 1 января 2014 г. не предусмотрено. За несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме предусмотрена ответственность по ст. 119.1 НК РФ. Ответственность, установленная данной статьей, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ.