К обязательным платежам относятся налоги сборы. Исполнительский сбор По обязательным платежам и сборам

  • МЕТОДИКА ИСЧИСЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • I. Общие положения
    • II. Стоимостная оценка потребительской корзины
    • III. Расходы по обязательным платежам и сборам
    • IV. Исчисление величины прожиточного минимума для основных социально - демографических групп населения и на душу населения
    • Приложения
      • ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ (УСЛУГ) - ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН И ТАРИФОВ НА ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ, НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА
      • МИНИМАЛЬНЫЙ НАБОР ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ПриложениеМ N 2 К МЕТОДИЧЕСКИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17 ФЕВРАЛЯ 1999 Г. N 192 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
      • МИНИМАЛЬНЫЙ НАБОР НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ПриложениеМ N 3 К МЕТОДИЧЕСКИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17 ФЕВРАЛЯ 1999 Г. N 192 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 16 МАРТА 2000 Г. N 232 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
      • МИНИМАЛЬНЫЙ НАБОР НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ОБЩЕСЕМЕЙНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НА ОДНУ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКУЮ СЕМЬЮ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ПриложениеМ N 4 К МЕТОДИЧЕСКИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17 ФЕВРАЛЯ 1999 Г. N 192 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 16 МАРТА 2000 Г. N 232 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
      • МИНИМАЛЬНЫЙ НАБОР УСЛУГ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ПриложениеМ N 5 К МЕТОДИЧЕСКИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17 ФЕВРАЛЯ 1999 Г. N 192 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  • В порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ (ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»**).


    Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

    Смотреть что такое "Обязательные платежи" в других словарях:

      Обязательные платежи - (англ. obligatory /mandatory payments) налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ (ст. 2 ФЗ «О несостоятельности… … Энциклопедия права

      ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской ФедерацииЮридическая энциклопедия

      обязательные платежи - privalomosios įmokos statusas Aprobuotas sritis įmonių restruktūrizavimas ir bankrotas apibrėžtis Lietuvos Respublikos mokesčių įstatymų nustatyti mokesčiai ir įmokos. atitikmenys: angl. compulsory payments rus. обязательные платежи šaltinis… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)

      Обязательные платежи - – налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

      Обязательные платежи - Налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации; ст. 2 федерального закона от 26.10.2002 № 127 ФЗ… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

      ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства

      Обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды - обязательные платежи налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются… … Официальная терминология

      ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ГОСУДАРСТВУ - термин, используемый в ряде актов законодательства РФ, означающий налоги, сборы, пошлины и иные безвозмездные платежи (ст. 3 Закона РФ № 36151) …

      ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ДОЛЖНИКА - в соответствии со ст. 1 Закона от 18 июля 2000 г. Об экономической несостоятельности (банкротстве) к обязательным платежам относятся налоги, сборы, пошлины и иные платежи в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды,… … Юридический словарь современного гражданского права

      ПЛАТЕЖИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СРП - обязательные платежи, уплачи ваемые инвесторами в соответствии со ст. 13 Закона о соглашениях о разделе продукции и актами законодательства о налогах и сборах. Инвестор уплачивает действующие виды налогов и сборов либо освобождается от их уплаты… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Книги

    • Налоги, сборы и страховые взносы. Правила исчисления , Андрей Гартвич. В книге объясняются правила исчисления таких обязательных платежей государству, как налоги, сборы и обязательные страховые взносы. Акцент делается на здравый экономический смысл и… Купить за 185 руб электронная книга

    В связи с возникающими в судебной практике вопросами, связанными с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам и санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

    Возбуждение дела о банкротстве по заявлению уполномоченного органа, основанному на требованиях по обязательным платежам ( )

    1. В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» () заявление уполномоченного органа в арбитражный суд ()о признании должника банкротом должно отвечать требованиям, предусмотренным для заявления кредитора.

    Согласно предписаниям, установленным пунктом 2 статьи 39 и пунктом 1 статьи 40 Закона о банкротстве, в заявлении кредитора должны быть указаны доказательства оснований возникновения задолженности и к заявлению приложены документы, подтверждающие обязательства должника, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам.

    Суду необходимо иметь в виду, что в силу пункта 3 статьи 6 Закона о банкротстве для целей возбуждения дела о банкротстве учитываются только те требования об уплате обязательных платежей, которые подтверждены решениями налогового (таможенного) органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.

    Взыскание задолженности по обязательным платежам за счет имущества должника является мерой принудительного исполнения, завершающей процесс данного исполнения, которой предшествуют процедуры выставления должнику требования об уплате обязательных платежей, содержащего данные о размере задолженности, основаниях и моменте ее возникновения (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации (), статья 350 Таможенного кодекса Российской Федерации ()), и вынесения решения о взыскании задолженности за счет денежных средств (статья 46 НК РФ, статья 351 ТК РФ). С учетом изложенного приложение к заявлению о признании должника банкротом решения налогового (таможенного) органа о взыскании задолженности за счет имущества должника должно расцениваться как выполнение уполномоченным органом требований, установленных пунктом 2 статьи 39 и пунктом 1 статьи 40 Закона о банкротстве.

    При этом судам следует учитывать, что решение о взыскании задолженности за счет имущества должника, а также то обстоятельство, что указанное решение не было оспорено на момент подачи заявления о признании должника банкротом, не являются безусловными доказательствами, свидетельствующими об обоснованности предъявленных требований. При заявлении должником в отношении этих требований возражений по существу уполномоченный орган должен доказать задолженность по обязательным платежам путем представления доказательств, содержащих данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки.

    2. Установленная НК РФ и ТК РФ процедура принудительного взыскания задолженности за счет имущества должника не предусматривает направления налоговым (таможенным) органом должнику решения об этом или копии этого решения. Данное решение направляется налоговым (таможенным) органом судебному приставу-исполнителю, который, возбудив на его основании исполнительное производство, и уведомляет о нем должника.

    Вместе с тем Закон о банкротстве, регламентируя процедуру возбуждения дела о банкротстве, предусматривает механизм, обеспечивающий предварительное информирование должника о намерении кредитора (уполномоченного органа) обратиться с заявлением о признании должника банкротом.

    Согласно пункту 3 статьи 40 и пункту 1 статьи 41 Закона о банкротстве к заявлению уполномоченного органа должны быть приложены как доказательства предъявления решения налогового (таможенного) органа о взыскании задолженности за счет имущества должника к исполнению в службу судебных приставов, так и доказательства направления его копии должнику.

    3. По общему правилу в силу положений, предусмотренных пунктом 2 статьи 3, пунктами 2 и 3 статьи 6 Закона о банкротстве, дело о банкротстве по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено судом при условии, что сумма требований по обязательным платежам, просрочка исполнения которых составляет более трех месяцев и в отношении которых налоговым (таможенным) органом приняты решения о взыскании задолженности за счет имущества должника, составляет не менее ста тысяч рублей.

    Если после принятия судом заявления уполномоченного органа должником частично исполнены указанные требования, в результате чего их сумма стала меньше суммы, необходимой для возбуждения дела о банкротстве, суд выносит определение об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления уполномоченного органа без рассмотрения или о прекращении производства по делу о банкротстве (пункт 3 статьи 48 Закона о банкротстве), независимо от того, что общая сумма требований по обязательным платежам по данным, представляемым уполномоченным органом в арбитражный суд в соответствии с пунктом 2 статьи 41 Закона, превышает сумму, установленную пунктом 2 статьи 6 Закона.

    Указанный судебный акт принимается судом и в том случае, когда основанием для обращения уполномоченного органа с заявлением о признании должника банкротом явилась задолженность по авансовому платежу по налогу и на момент рассмотрения судом обоснованности заявленных требований сумма налога, исчисленного по итогам налогового периода (авансового платежа, исчисленного по итогам последующего отчетного периода), составила сумму, меньшую установленной пунктом 2 статьи 6 Закона о банкротстве.

    4. В силу пункта 2 статьи 41 Закона о банкротстве к заявлению уполномоченного органа должен быть приложен документ, содержащий сведения о сумме задолженности по обязательным платежам по данным уполномоченного органа.

    При применении этой нормы судам необходимо исходить из того, что сведения в части информации о задолженности, в отношении которой решения о взыскании за счет имущества должника не принимались, имеют справочный характер.

    Названное положение Закона о банкротстве не может быть расценено как предписание необходимости указания уполномоченным органом в заявлении в соответствии с пунктом 2 статьи 39 Закона суммы требований в размере, соответствующем сумме всей имеющейся у должника задолженности по обязательным платежам.

    Если сумма требований, в отношении которых к заявлению приложены решения налогового (таможенного) органа о взыскании задолженности за счет имущества должника, менее суммы требований, указанной в заявлении, суд на основании статей 41, 44 Закона о банкротстве возвращает заявление ввиду невыполнения условия о подтверждении заявленных требований решениями о взыскании задолженности за счет имущества должника.

    5. Разрешая вопрос о принятии заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом, судам, помимо факта истечения установленного пунктом 2 статьи 33 Закона о банкротстве периода просрочки уплаты обязательных платежей, следует проверять окончание срока, по истечении которого уполномоченный орган вправе подать в суд заявление о признании должника банкротом.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 6, пунктом 2 статьи 7 Закона о банкротстве право на обращение в суд с таким заявлением возникает у уполномоченного органа по истечении тридцати дней с даты принятия налоговым (таможенным) органом решения о взыскании задолженности по обязательным платежам за счет имущества должника. При этом пунктами 2 и 7 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства (), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства», установлен порядок определения начальной даты исчисления указанного срока, отличный от порядка, определенного пунктом 2 статьи 7 Закона о банкротстве.

    Поскольку исходя из пункта 1 статьи 11 Закона о банкротстве право на подачу заявления о признании должника банкротом должно реализовываться уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, судам при проверке соблюдения рассматриваемого срока надлежит руководствоваться нормами пунктов 2 и 7 Положения о порядке предъявления требований.

    6. Установив на стадии принятия заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом обстоятельства, предусмотренные пунктом 4 Положения о порядке предъявления требований, при наличии которых уполномоченный орган обязан отложить подачу заявления о признании должника банкротом, суд возвращает уполномоченному органу заявление применительно к пункту 1 статьи 44 Закона о банкротстве.

    В случае установления указанных обстоятельств при рассмотрении обоснованности требований уполномоченного органа к должнику суд принимает соответствующее решение, предусмотренное абзацами третьим и четвертым пункта 3 статьи 48 Закона о банкротстве.

    7. Если после принятия судом заявления уполномоченного органа должником в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, оспорено решение налогового органа о доначислении налога (решение о взыскании задолженности по данному налогу за счет имущества должника) и удовлетворение этого заявления повлечет уменьшение заявленных требований до суммы, меньшей необходимой для возбуждения дела о банкротстве, суд может приостановить производство рассмотрения заявления уполномоченного органа применительно к пункту 1 части 1 статьи 143 АПК РФ.

    Квалификация требований по обязательным платежам

    8. При применении положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать следующее.

    В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

    Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

    Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.

    Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.

    Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.

    9. При решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из несколько отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), судам надлежит исходить из следующего.

    Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) не является основанием для признания указанного авансового платежа также в качестве текущего.

    В данном случае налоговый орган вправе осуществить взыскание налога вне рамок дела о банкротстве в установленном налоговом законодательством порядке в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансового платежа, требование об уплате которого не является текущим.

    Если же исчисленная сумма налога окажется меньше авансового платежа, требование об уплате которого подлежит включению в реестр требований кредиторов, суд, рассматривая заявление уполномоченного органа о включении этого требования в реестр, удовлетворяет его в сумме, не превышающей сумму налога. Если названное требование об уплате авансового платежа установлено судом до окончания налогового периода и определения суммы налога, то суд по заявлению должника, арбитражного управляющего или иного лица, имеющего право в соответствии со статьей 71 Закона о банкротстве заявлять возражения относительно требований кредиторов, на основании пункта 6 статьи 16 Закона исключает требование уполномоченного органа в соответствующей части из реестра требований кредиторов.

    10. При разрешении споров, вытекающих из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, судам необходимо иметь в виду следующее.

    Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей.

    Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговом законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.

    Исполнение требований по обязательным платежам

    11. При решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

    Осуществление принудительного исполнения указанных требований по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения и направления в банк инкассового поручения на перечисление налога (сбора) допускается в любой процедуре банкротства. Закон о банкротстве не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения.

    Исполнение решения налогового органа о взыскании текущей задолженности по налогам (сборам) за счет иного имущества должника производится судебными приставами-исполнителями в общем порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве, с учетом того, что в процедуре внешнего управления и финансового оздоровления аресты на имущество должника могут быть наложены лишь по определению арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве (абзац четвертый пункта 1 статьи 81, абзац шестой пункта 1 статьи 94 Закона о банкротстве).

    С даты принятия судом решения о признании должника банкротом исполнительное производство по исполнению указанного решения налогового органа прекращается в силу положений, установленных абзацами шестым, девятым, десятым пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве. Иное регулирование, в силу которого допускалось бы принудительное исполнение службой судебных приставов-исполнителей решений налогового органа о взыскании текущей задолженности по налогам (сборам) в стадии конкурсного производства, Закон не устанавливает.

    Оспаривание решений налогового органа о взыскании текущей задолженности по обязательным платежам и действий по бесспорному ее взысканию, а также действий судебных приставов-исполнителей по исполнению соответствующих решений налогового органа осуществляется должником в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, а не в деле о банкротстве.

    12. В целях обеспечения последствий введения наблюдения (в частности, исключения возможности исполнения вне рамок дела о банкротстве требований по обязательным платежам, подлежащих включению в реестр требований кредиторов) определение о введении наблюдения направляется судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета (пункт 2 статьи 63 Закона о банкротстве).

    В определении о введении наблюдения судам необходимо указывать дату принятия заявления о признании должника банкротом. При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника судам следует направлять в банк определение о введении следующей за наблюдением процедуры банкротства.

    Поскольку с момента введения наблюдения в бесспорном порядке на основании инкассового поручения могут быть исполнены только текущие требования по обязательным платежам, налоговый орган, выполняя это предписание Закона о банкротстве, а также пункта 2 статьи 854 ПС РФ, обязан в инкассовом поручении указывать данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим (дату окончания налогового периода и срок уплаты налога).

    Банк не рассматривает по существу возражения должника против бесспорного списания, основанные на доводах о неверном указании налоговым органом в поручении суммы задолженности или периода ее возникновения (пункт 12.9 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного Центральным банком Российской Федерации 03.10.2002 № 2-П). Банк осуществляет проверку правомерности взыскания по формальным признакам, квалифицируя подлежащее исполнению требование как текущее на основании имеющихся в инкассовом поручении данных. Инкассовое поручение, не содержащее соответствующих данных, подлежит возврату банком налоговому органу.

    Судам необходимо учитывать, что должником не могут быть взысканы с банка суммы, списанные последним по инкассовому поручению налогового органа, в ситуации, когда налоговый орган неверно указал сумму взыскиваемых обязательных платежей или данные, подтверждающие их отнесение к текущим требованиям.

    13. Требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.

    Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.

    14. НК РФ не исключает из числа операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, операции по реализации имущества, составляющего конкурсную массу.

    Пункт 4 статьи 142 Закона о банкротстве не содержит специального регулирования в отношении каких-либо налогов, в силу чего данная норма подлежит применению также и к требованиям по уплате налога на добавленную стоимость, исчисленного должником по итогам налоговых периодов, истекших после открытия конкурсного производства.

    15. Согласно абзацу пятому статьи 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.

    При применении пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (пункт 5 статьи 134 Закона).

    Таким образом, требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 ГК РФ порядке.

    Кроме того, судам следует принимать во внимание особую правовую природу и назначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы. Предусмотренный статьями 94, 95 Закона о банкротстве мораторий на удовлетворение требований кредиторов на данные требования не распространяется.

    16. При применении пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве в отношении требований по налогам, имеющим налоговый период, состоящий из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи, судам надлежит иметь в виду следующее.

    Требования по уплате авансовых платежей, исчисленных по итогам отчетных периодов, которые истекли в промежуток после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (текущие платежи), являются внеочередными и погашаются в порядке, предусмотренном статьей 855 ГК РФ. В данном случае в порядке, установленном пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве, удовлетворяется требование об уплате налога в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансовых платежей, исчисленных за истекшие до открытия конкурсного производства отчетные периоды.

    При рассмотрении споров, связанных с возмещением налога на добавленную стоимость (статья 176 НК РФ), судам необходимо учитывать, что после вынесения определения о введении наблюдения налоговый орган вправе засчитывать подлежащую возмещению сумму налога только в счет погашения обязательных платежей, требования в отношении которых являются текущими.

    При рассмотрении заявления должника об оспаривании решения налогового органа об отказе осуществить возврат уплаченных должником (взысканных налоговым органом) после вынесения судом определения о введении наблюдения сумм налогов, требования по которым подлежали включению в реестр требований кредиторов и удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, судам надлежит исходить из следующего.

    Положения статей 78, 79 НК РФ, допускающие возврат только тех сумм налогов, которые являются излишне уплаченными (взысканными), не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленного требования, поскольку в данном случае указанные нормы применению не подлежат. В рассматриваемом случае основанием для возврата является нарушение отказом налогового органа порядка удовлетворения требований по обязательным платежам, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, заключающееся в погашении задолженности, не являющейся текущей, во внеочередном порядке.

    Вместе с тем судам необходимо учитывать, что налоговый орган вправе осуществить зачет подлежащей возврату суммы налога в счет погашения обязательных платежей, требования в отношении которых являются текущими.

    Установление требований по обязательным платежам в деле о банкротстве

    19. В силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3-5 статьи 71, пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.

    При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.

    Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 НК РФ, пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника (подпункт 3 пункта 1 и подпункт 3 пункта 2 статьи 14, пункт 3 статьи 15 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

    Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.

    20. Факт предъявления уполномоченным органом заявления об установлении требований по обязательным платежам в деле о банкротстве не является основанием для оставления без рассмотрения поданного в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, заявления должника об оспаривании ненормативного правового акта налогового органа, вынесенного в отношении налогов, о включении требований по которым в реестр требований кредиторов заявлено уполномоченным органом.

    Суд, установив при рассмотрении заявления уполномоченного органа, что имеется возбужденное производство по делу об оспаривании ненормативного правового акта налогового органа, принятого в отношении налогов, о включении требований по которым в реестр требований кредиторов заявлено в деле о банкротстве, может применительно к пункту 1 части 1 статьи 143 АПК РФ приостановить производство по рассмотрению заявления уполномоченного органа в части указанных требований до вступления в законную силу судебного акта по делу об оспаривании ненормативного правового акта.

    Вынесение судом определения о включении этих требований в реестр требований кредиторов не может рассматриваться как основание для прекращения производства по делу об оспаривании соответствующего ненормативного правового акта.

    Признание судом незаконным ненормативного правового акта налогового органа об установлении недоимки по налогам, требование в отношении которой было рассмотрено и установлено судом в деле о банкротстве, является вновь открывшимся обстоятельством и влечет пересмотр определения суда о включении названного требования в реестр требований кредиторов в порядке, предусмотренном главой 37 АПК РФ.

    21. Предъявление требования об уплате налога расценивается НК РФ в качестве необходимого условия для осуществления в последующем мер по принудительному взысканию постольку, поскольку в таком требовании налоговым органом устанавливается срок его исполнения, с истечением которого Кодекс связывает возникновение у налогового органа права на осуществление принудительного взыскания в бесспорном или судебном порядке указанной в данном документе задолженности.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Закона о банкротстве последствием введения наблюдения является допустимость заявления требований по обязательным платежам, срок уплаты которых наступил на дату введения наблюдения, только с соблюдением установленного Законом порядка предъявления требований к должнику.

    Поскольку с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения недоимка по налогам не может быть взыскана налоговым органом в принудительном порядке, определенном НК РФ, то, соответственно, выставление должнику требования об уплате налога не является необходимым условием для установления и включения в реестр требований кредиторов требований по налогам, заявляемых уполномоченным органом в деле о банкротстве в порядке, предусмотренном статьей 71 Закона о банкротстве.

    В рассматриваемом случае суду необходимо устанавливать, не истек ли на момент обращения уполномоченного органа в суд срок давности взыскания налогов в судебном порядке, складывающийся при невыставлении требования из совокупности следующих сроков: срока, установленного статьей 70 НК РФ на предъявление требования об уплате налогов, срока на бесспорное взыскание недоимки за счет денежных средств (пункт 3 статьи 46 НК РФ) и срока на обращение в суд с требованием о взыскании указанной задолженности за счет иного имущества организации (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 НК РФ).

    22. При проверке обоснованности и размера требований по налогам судам необходимо учитывать, что представляемая уполномоченным органом в обоснование указанных требований справка налогового органа, содержащая данные лицевого счета о размере недоимки на определенную дату, в случае несогласия должника с этими сведениями не может рассматриваться как достаточное доказательство для признания заявленных требований доказанными.

    В этом случае уполномоченным органом в обоснование предъявленных требований могут быть представлены документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок).

    В качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки, судом могут быть расценены подписанный налоговым органом и законным (уполномоченным) представителем должника акт сверки по лицевому счету налогоплательщика, а также требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества при условии, что в отношении требований по обязательным платежам, включенным в указанные документы, должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.

    23. Пропуск установленного частью 3 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока на подачу заявления об оспаривании ненормативных правовых актов налоговых органов, представляемых уполномоченным органом в обоснование предъявленных требований, не лишает должника или арбитражного управляющего права заявить возражения в отношении этих требований в порядке, определенном статьями 71, 100 Закона о банкротстве. Данные возражения подлежат рассмотрению по существу.

    24. Пропуск установленных налоговым законодательством сроков принятия и направления организации требования об уплате недоимки, решения о ее взыскании за счет денежных средств (пункт 3 статьи 46, статья 70 НК РФ) не является основанием для отказа в удовлетворении требований уполномоченного органа в случае, если на дату подачи в арбитражный суд заявления об установлении требований не истек предусмотренный пунктом 3 статьи 48 НК РФ 6-месячный срок на обращение в суд с требованием о взыскании недоимки за счет имущества должника.

    При исчислении указанного срока давности взыскания в судебном порядке судам необходимо исходить из того, что он начинает течь с момента окончания установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ 60-дневного срока на бесспорное взыскание недоимки за счет денежных средств.

    При этом следует учитывать, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на бесспорное взыскание недоимки, в течение которого налоговый орган должен принять решение о взыскании налога за счет денежных средств и выставить инкассовое поручение на его перечисление в бюджет.

    Срок на бесспорное взыскание начинает течь с момента истечения срока на добровольную уплату налога, который, в свою очередь, исчисляется с момента окончания срока, в течение которого требование об уплате налога должно было быть направлено налогоплательщику в соответствии с правилами статьи 70 НК РФ.

    25. Судам при рассмотрении заявления уполномоченного органа об установлении требований по обязательным платежам необходимо иметь в виду, что непринятие налоговым органом решения о взыскании задолженности по налогам за счет имущества должника (при условии, что находящееся на исполнении у банка инкассовое поручение было выставлено в установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ срок на бесспорное взыскание) не может рассматриваться как основание для отказа в удовлетворении за явленных требований.

    Требования о взыскании пеней за несвоевременное исполнение обязанности по уплате обязательных платежей

    26. При применении правил о прекращении начисления финансовых санкций за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей с момента введения соответствующей процедуры банкротства (абзац девятый пункта 1 статьи 81, абзац третий пункта 2 статьи 95, абзац третий пункта 1 статьи 126 Закона) судам следует учитывать, что указанное последствие наступает в отношении требований об имущественных взысканиях, предполагающих их начисление и, соответственно, определение размера в зависимости от продолжительности периода просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных платежей.

    Таким образом, названные правила подлежат применению, в частности, в отношении пеней за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин (статья 75 НК РФ, статья 349 ТК РФ), за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, и платы за пользование данными средствами (пункт 11 статьи 76, статьи 290, 291 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

    Указанные положения Закона о банкротстве не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленного после введения соответствующей процедуры банкротства требования налогового (уполномоченного) органа о взыскании (включении в реестр) сумм налоговых санкций, в том числе предъявляемых за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 120, 122, 123 НК РФ.

    Требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.

    Судам при рассмотрении дел о взыскании пеней, начисленных в период финансового оздоровления или внешнего управления за несвоевременное исполнение текущих требований об уплате налогов (сборов), а также дел об оспаривании решений налоговых органов о взыскании указанных сумм, необходимо иметь в виду следующее.

    Предусмотренное абзацем девятым пункта 1 статьи 81 Закона о банкротстве правило о неначислении пеней за неисполнение обязательных платежей, возникших до даты ведения финансового оздоровления, необходимо применять с учетом предписаний, установленных пунктами 2 и 3 статьи 81 Закона. Из системного толкования этих норм следует, что изложенное правило о неначислении пеней распространяется только на требования об уплате обязательных платежей, подлежащих включению в график погашения задолженности, то есть на требования, не являющиеся текущими в процедуре финансового оздоровления.

    К данным требованиям относятся требования по налогам, в отношении которых одновременно выполняются два условия: налоговый период окончился до даты принятия заявления о признании должника банкротом и срок исполнения обязанности по уплате наступил до введения финансового оздоровления.

    Применительно к внешнему управлению изложенный подход закреплен в абзаце третьем пункта 2 статьи 95 Закона о банкротстве.

    29. При применении предусмотренной абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве нормы о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника судам следует исходить из того, что это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.

    Требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве.

    Квалификация, порядок установления и удовлетворения требований о взыскании штрафов за налоговые и административные правонарушения

    30. В силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования о взыскании штрафов за налоговые (административные) правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

    При применении данной нормы судам необходимо исходить из того, что Закон о банкротстве не содержит положений, устанавливающих деление указанных требований на текущие требования и требованиям, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. Соответственно, такие требования, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной пунктом 3 статьи 137 Закона.

    Требования о взыскании сумм налоговых санкций, в отношении которых установлен судебный порядок взыскания (пункт 7 статьи 114 НК РФ), включаются судом в реестр требований кредиторов по заявлению уполномоченного органа на основании вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в порядке, определенном главой 26 АПК РФ.

    Возбуждение дела о банкротстве не является основанием для рассмотрения дел о привлечении должника к административной ответственности за указанные правонарушения в процедуре, предусмотренной Законом о банкротстве для проверки обоснованности требований кредиторов.

    Дела о привлечении должника к административной ответственности подлежат рассмотрению уполномоченным административным органом или судом в соответствии с установленной главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственностью.

    Заявление уполномоченного органа о включении в реестр сумм штрафов, назначенных за административные правонарушения, должно быть подано в арбитражный суд в течение срока давности исполнения решения суда о привлечении к административной ответственности (постановления о назначении административного наказания), определенного частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ. Подача указанного заявления приостанавливает течение срока давности исполнения, поскольку после введения процедуры наблюдения существует юридическая невозможность принудительного исполнения соответствующего решения суда о привлечении к административной ответственности (постановления о назначении административного наказания).

    1. Далее - заявление уполномоченного органа.
    2. Далее - Закон о банкротстве, Закон.
    3. Далее - суд, арбитражный суд.
    4. Далее - НК РФ, Кодекс.
    5. Далее - ТК РФ.
    6. Далее - Положение о порядке предъявления требований.




    Расчеты с бюджетом производятся в результате начисления и перечисления налогов, сборов и иных платежей, которые уплачиваются предприятиями и физическими лицами.

    Понятие налогов и сборов дано в ст. 8 НК РФ:

    ¦ под налогом понимается обязательный, безвозмездный, невозвратный платеж субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления, они собираются в определенных законом рамках(размерах) и в определенные сроки. Доля налогов в бюджетах развитых стран составляет 80-90%.;

    ¦ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    В соответствии с первой частью НК РФ налоги и сборы Российской Федерации делятся на три группы: федеральные, региональные и местные.

    Федеральные налоги и сборы - это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль (доход), НДФЛ, государственная пошлина, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, налог на добычу полезных ископаемых.

    Региональные налоги - это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законодательством субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов. Примером таких налогов могут служить налог на игорный бизнес, транспортный налог, налог на имущество и др.

    Местные налоги и сборы - это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов муниципальных образований. Примерами таких налогов могут служить земельный налог, местные лицензионные сборы.

    Уплата многих налогов (НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц и т.д.) регламентируется частью второй НК РФ. По каждому налогу устанавливаются:

    ¦ объект обложения;

    ¦ налоговая база;

    ¦ налоговый период;

    ¦ налоговая ставка;

    ¦ порядок исчисления налога;

    ¦ порядок и сроки уплаты налога;

    ¦ налоговые льготы.

    Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работников этой организации предназначен счет 68 “Расчеты по налогам и сборам”.

    Счет 68 “Расчеты по налогам и сборам” кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 - на сумму нашга на прибыль, со счетом 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” - на сумму НДФЛ) и т.д.

    По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы НДС, списанные со счета 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”.

    Для каждого налога, который уплачивается в бюджет, в учете предприятий и организаций открывается отдельный субсчет.

    К счету 68 могут быть открыты следующие субсчета:

    ¦ 1 “Расчеты по налогу на прибыль”;

    ¦ 2 “Расчеты по НДС”;

    ¦ 3 “Расчеты по налогу на имущество”;

    ¦ 4 “Расчеты по налогу на доходы физических лиц” и др.

    Бюджетным кодексом РФ состав доходов федерального бюджета установлен как совокупность собственных налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ.

    К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

    1) налог на добавленную стоимость;

    2) акцизы;

    3) налог на доходы физических лиц;

    4) налог на прибыль организаций;

    5) налог на добычу полезных ископаемых;

    6) водный налог;

    7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

    8) государственная пошлина

    Установление новых налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ.

    Платежи налогов и сборов осуществляются налогоплательщиками, имеющими расчетные счета в банках, платежными поручениями на счета территориальных Управлений Федерального казначейства (УФК ). Учет расчетов с бюджетом в УФК строго регламентирован государственными нормативными документами. Основой такой регламентации является использование системы классификаторов, в соответствии с которой и заполняются реквизиты в платежном поручении (Приложение 3) на перечисление налогов и сборов. Рассмотрим эти классификаторы и их применение подробнее.

    Статус налогоплательщика указывается в отведённом поле в верхнем правом углу платежного поручения и кодируется цифрами из двух знаков:

    01 - налогоплательщик (плательщик сбора),

    02 - налоговый агент,

    03 - сборщик налогов и сборов,

    04 - налоговый орган,

    05 - служба судебных приставов,

    06 - участник внешнеэкономической деятельности,

    07 - таможенный орган,

    08 - плательщик иных обязательных платежей.

    В платежном поручении на перечисление платежей в бюджет, в отличие от обычного платежного поручения предусмотрена отдельная строка, в которой проставляются следующие коды.

    Основным кодом для налога (сбора) является двадцатизначный Код бюджетной классификации (КБК) , который присвоен каждому виду и типу платежа, например:

    182 101 020 2101 1000 110 - налог на доходы физических лиц,

    182 101 020 2101 6350 110 - пени по налогу на доходы физических лиц,

    182 101 020 2101 3000 110 - штрафы по налогу на доходы физических лиц.

    Все платежи в бюджет представлены семью типами, каждый из которых обозначается аббревиатурой из двух заглавных букв русского алфавита:

    НС - уплата налога или сбора,

    АВ - уплата аванса или предоплата (в том числе декадные платежи),

    ПЕ - уплата пени,

    ПЦ - уплата процентов,

    СА - налоговые санкции, установленные Налоговым кодексом РФ,

    АШ - административный штраф,

    ИШ - иные штрафы, установленные соответствующими нормативными документами.

    Также платежи в бюджет классифицируются по видам (основаниям) платежа и также обозначаются аббревиатурой из двух заглавных букв русского алфавита:

    ТП - платежи текущего года,

    ЗД - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым

    периодам,

    ТР - погашение задолженности по требованию об уплате налогов (сборов) от налогового органа,

    РС - погашение рассроченной задолженности,

    ОТ - погашение отсроченной задолженности,

    РТ - погашение реструктурированной задолженности,

    ВУ - погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления,

    ПР - погашение задолженности, приостановленной к взысканию,

    АП - погашение задолженности по акту проверки,

    АР - погашение задолженности по исполнительному документу.

    Кроме того, в указанной строке для налоговых реквизитов платежного документа в отведённых полях проставляется период, за который осуществляется платёж; номер документа-основания, при его наличии, и дата этого документа.

    Благодаря использованию рассмотренной выше системы классификаторов обеспечивается детальный аналитический учет налогов и сборов, поступающих в бюджет в учреждениях Федерального казначейства РФ и в налоговых органах.

    Индивидуальный предприниматель обязан уплачивать взносы в бюджет за своих работников и себя. С 2017 года вносить ЕСН (единый социальный налог) необходимо непосредственно территориальному отделению налоговой службы, а не в фонды, как было ранее. Оплате подлежат виды обязательного страхования: пенсионное, медицинское, социальное. На ФНС возложен контроль таковых перечислений, отчетности, взыскивание задолженности по ним. ФСС продолжает принимать платежи на профтравматизм, профзаболевания, декрет.

    Что такое обязательные платежи

    Денежные суммы, перечисляемые работодателем в ФОМС, ПФР и ФСС, являются обязательными платежами ИП. Отчисления идут на формирование части будущей пенсии, медицинское обслуживание, оказание помощи при наступлении временной нетрудоспособности, по профтравматизму, материнству. Производить взносы обязаны все ИП, включенные в Единый Государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

    Изменение размера платежей зависит от выбранной системы налогообложения, совокупного годового дохода ИП, численности штата, заработной платы сотрудника. НК предусматривает временное освобождение от уплаты некоторым категориям бизнесменов. Суммы, сроки внесения, другие нюансы, связанные с обязательными платежами ИП, устанавливаются Налоговым Кодексом РФ, федеральными, региональными законодательными документами.

    Какие отчисления делает ИП

    Помимо уплаты налогов индивидуальные предприниматели вносят страховые суммы за себя и своих наемных работников. Согласно гл. 34 НК РФ к таковым относятся:

    • пенсионные – направленные на формирование будущей пенсии;
    • медицинские (обязательное медицинское страхование) – для обеспечения гражданина бесплатным медобслуживанием;
    • социального страхования – на случай временной потери трудоспособности, получения декретных выплат;
    • взносы по профессиональному травматизму, профзаболеваниям.

    Обязательные платежи ИП состоят из двух либо трех частей:

    • страховые сборы, уплачивать которые обязаны все ИП – вне зависимости от того, имеется прибыль или нет;
    • 1% от суммы дохода, превысившего 300 тысяч рублей;
    • в финансовой отчетности ИП фигурирует налог на доходы физических лиц: он вычитается из заработной платы (иных получаемых денежных вознаграждений), поэтому фактический плательщик – трудоустроенный гражданин, а не предприниматель, осуществляющий перевод средств.

    Обязательные и добровольные выплаты

    Форма регистрации предпринимательской деятельности не влияет на порядок уплаты страховых сборов за наемных сотрудников. ИП, трудоустроивший у себя гражданина, обязан перечислять за него все обязательные платежи в ПФР, ОФМС, ФСС. Индивидуальный предприниматель вправе отказаться от выплат за себя в фонд социального страхования на случай болезни, беременности и родов. Оплачивать взносы по производственному травматизму за себя предприниматель не может. Отчисления на ОПС и ОМС подлежат уплате всегда.

    Распределение на страховую и накопительную часть будущей пенсии производит непосредственно Пенсионный Фонд на основании заявления застрахованного лица, ИП перечисляет в ФНС платеж на формирование пенсионных накоплений единой суммой. Работодатель не обязан уплачивать:

    1. сборы на личное добровольное медицинское страхование;
    2. взносы в негосударственные пенсионные фонды.

    Нормативно-правовая база

    Основным документом, регулирующим обязанность уплаты обязательных платежей ИП, является глава 34 Налогового Кодекса Российской Федерации о страховых сборах, где прописан порядок уплаты, тарифы на 2017–2020 гг. и т.д. К нормативно-правовым документам относятся:

    • Федеральный закон №27-ФЗ от 01.04.1996 г.;
    • ФЗ № 335 от 27.11.2017 г.
    • Письмо Министерства финансов №03-15-07/6070 от 06.02.2017 г.;
    • Письмо Федеральной налоговой службы №БС-4-11/7990 от 26.04.2017 г.;
    • Письмо Роструда №17-4/ООГ-224 от 01.04.2014 г.

    Правила и порядок уплаты в 2019 году

    В рамках мер поддержки предпринимателей Госдумой одобрено решение о снижении размеров обязательных сборов. 27.11.2017 г. принят Федеральный закон №335, вносящий поправки в Налоговый Кодекс РФ. Важнейшим изменением стала отвязка вносимой суммы на обязательное пенсионное страхование от минимального размера оплаты труда. До 2021 г. установлены фиксированные, подлежащие ежегодной индексации, размеры выплат в ПФР и ФОМС.

    На 2019 год общая сумма обязательных платежей ИП за себя составляет 32385 рублей, из них:

    • 26545 р. – на пенсионное страхование;
    • 5840 р. – на обязательное медицинское страхование.

    Дополнительно к фиксированным платежам предприниматели, чей доход от прибыли составляет 300 тыс. р. и более, обязаны вносить в ПФР 1% от превышающей эту цифру суммы (исключение составляют ИП, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью). В 2019 г. произошло изменение сроков внесения платы: начиная с этого года, оплатить сбор нужно не позднее 1 июля (ранее – 1 апреля) либо следующего за ним рабочего дня года, следующего за отчетным. При заполнении платежных поручений действует КБК, начинающийся не с 392, а со 182.

    Производить обязательные платежи ИП должен, соблюдая определенные правила:

    • фиксированные взносы производятся в территориальное отделение ИФНС;
    • дополнительный 1% оплачивается по отдельной платежке и КБК;
    • сумма вносимых фиксированных сумм пропорциональна отработанным месяцам;
    • выплаты за себя не обязательно проводить ежеквартально равными долями (этот вариант более подходит при ЕНВД), при УСН оптимально выплачивать основную часть в периоде, где наибольшая прибыль;
    • списывать средства можно с личного счета ИП любого банка;
    • сумма должна быть оплачена с точностью до копеек;
    • КБК для пенсионных перечислений – 182 1 02 02010 06 2110 160, для медицинского страхования – 182 1 02 02101 08 2013 160, для 1% при доходе более 300 тыс. р. – 182 1 02 02140 06 1110 160.

    Кто должен уплачивать страховые взносы ИП

    Фиксированные страховые взносы обязаны уплачивать все индивидуальные предприниматели, включенные в ЕГРИП, до момента, пока они не исключены из реестра. Платежи производятся, когда:

    • есть как ведение предпринимательской деятельности, так и ее приостановка, отсутствие – без исключения из ЕГРИП;
    • фиксируется как наличие прибыли либо ее отсутствие – это не имеет значения;
    • применяется любая система налогообложения;
    • заключены трудовые либо гражданско-правовые договора;
    • отмечается ведение либо отсутствие хозяйственной деятельности;
    • ИП имеет трудовую книжку и трудоустроен иным работодателем, за него отчисляются страховые выплаты как за работника – это не является причиной отмены внесения страховых перечислений за себя как предпринимателя.

    Куда платить взносы

    До 2017 г. страховые суммы ИП должен был оплачивать в соответствующие фонды: пенсионного страхования – ПФР, обязательного медицинского страхования – ФОМС, на случаи производственных травм, заболеваний – ФСС. В 2019 г. все взносы, за исключением последнего, предприниматель уплачивает в территориальный орган налоговой службы по месту регистрации ИП, который контролирует вопросы, связанные со страховыми платежами. При необходимости уплаты суммы по профтравматизму она вносится в Фонд социального страхования отдельным платежным поручением.

    Льготы временного характера по уплате взносов

    Уплачивать страховые сборы за себя и работников обязаны все индивидуальные предприниматели, включенные в ЕГРИП. Существуют определенные категории ИП, которые могут быть освобождены от данных выплат на временной основе. Обязательными условиями получения льготы являются:

    • отсутствие прибыли от предпринимательской деятельности;
    • письменное заявление об освобождении от уплаты – с предоставлением в ИФНС документов, подтверждающих причину освобождения от взносов и документальным свидетельством, что бизнес в этот период не функционировал.

    Воспользоваться временным отстранением от страховых выплат могут ИП:

    1. Призванные для прохождения военной службы. Подтверждением служит повестка и военный билет.
    2. Осуществляющие уход за престарелыми гражданами, инвалидами I группы, ребенком-инвалидом. Свидетельством служит справка из органов социальной защиты населения, медицинское заключение.
    3. Ухаживающие за ребенком до 1,5 лет. Всего по данному пункту возможно освобождение на срок не более трех лет. Подтверждающим документом является свидетельство о рождении ребенка.
    4. Являющиеся супругой(-ом) действующего военнослужащего и проживание с ним на территориях, где невозможно было ведение предпринимательской деятельности. Для подтверждения предоставляется справка с места службы мужа (жены), временная регистрация и т.п. Общее количество льготных лет невыплаты с учетом данного пункта – не более 5.
    5. Супруг ИП направлен за рубеж для осуществления дипломатической миссии в консульства, диппредставительства России, представителем российских торговых предприятий, государственных учреждений и т.д. Максимальное количество лет, в течение которых можно не уплачивать взносы ИП, равно пяти.

    Фиксированные платежи ИП в 2019 году

    Все предприниматели, не исключенные из ЕГРИП, независимо от наличия у них наемных работников, годового дохода, обязаны вносить фиксированные взносы за себя. Производятся они ежегодно до 31 декабря, могут перечисляться долями (не обязательно равными) в течение года. С 2019 года обязательные платежи ИП за себя не нужно высчитывать по специальным формулам, суммы фиксированы и представлены ниже в таблице. Изменяется сумма, подлежащая оплате, лишь при открытии и закрытии ИП: производится корректировка пропорционально периоду фактической деятельности.

    На 2019 год установлены следующие фиксированные взносы:

    Взносы ИП за себя при доходе свыше 300 тыс. рублей

    Индивидуальным предпринимателям, получающим прибыль свыше 300 тыс. р., придется платить дополнительный страховой сбор за себя. Его размер равен 1% х (доход-300000). Например, при годовой прибыли 420 т.р., отчисления в Пенсионный фонд для ИП составят 1%Х(420000-300000)=1200 рублей. Размер выплат в ФОМС при этом не изменится. Что считается в формуле для вычисления доходом, зависит от вида системы налогообложения, применяемой ИП.

    На основании Федерального закона №212 от 24.07.2009г. (ст.14) индивидуальные предприниматели, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность, являющиеся главами крестьянско-фермерских хозяйств, работающие на системе единого сельхозналога, освобождены от уплаты дополнительного процента на ОПС за себя при ежегодной прибыли, превышающей 300 тысяч рублей.

    Признание доходов в зависимости от системы налогообложения

    Чтобы определить, нужно ли ИП заплатить дополнительный процент страховых взносов, важно знать, что считать прибылью. При использовании нескольких режимов налогообложения, полученные доходы суммируются для уплаты дополнительного 1%. В зависимости от выбранной для ведения бизнеса системы налогообложения, по-разному трактуется понятие доходности:

    1. УСН «Доходы». Для расчета берутся все полученные за отчетный период доходы, включая внереализационные, облагаются 6% налогом, с них производятся отчисления на ОПС, ОМС, социальное страхование, что отражается в Книге доходов – расходов и годовой налоговой декларации.
    2. УСН «Доходы - расходы». Налог 15% выплачивается от этой разницы, снизить которую дозволительно включением обязательных платежей в графу «Расходы». При уплате 1% в фонд ОПС рекомендуется учитывать мнение налоговой службы, закрепленное Письмом №БС-4-11/4091, и брать для исчисления всю прибыль, не вычитая расходов, как на УСН «Доходы».
    3. ЕНВД. Для произведения расчетов берется потенциальная прибыль, рассчитывающаяся по формуле с применением коэффициентов, установленных на законодательном уровне (ст. 346 НК), фактически полученный доход роли не играет.
    4. ОСНО. Если предприниматель не писал заявление о переходе на иной вид и работает по общей системе налогообложения, прибыль и траты прописываются в Книге учета доходов, расходов и хозяйственных нужд. Она и подтверждающие эти операции документы являются обязательными для ИП, работающих по ОСНО. Прибылью считается разница между доходами и расходами, учтенными в книге.
    5. ПНС. При патентной системе налогообложения в качестве дохода рассматривается предполагаемая либо полученная прибыль от реализации авторского продукта. Максимальный срок, на который позволяется оформить патент, – 1 год.
    6. ЕСХН. Работающие с применением Единого сельхозналога ИП в расходах указывают только их личные траты. Страховые перечисления за работников могут быть включены сюда только после фактического их перечисления за отчетный период.

    Страховые взносы ИП с работников

    За трудоустроенных у себя по трудовым либо гражданско-правовым договорам сотрудников предприниматель обязан производить отчисления в ПФР, ФОМС, ФСС. Общая сумма перечислений составляет 30% от заработной платы, из них:

    • в фонд обязательного пенсионного страхования – 22%;
    • на обязательное медицинское страхование – 5,1%;
    • на случай временной потери трудоспособности и по материнству –2,9% (для временно пребывающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства – 1,8%);
    • суммы в ФСС по профзаболеваниям и травматизму – 0,2–8,5%, в зависимости от категории опасности вида деятельности.

    При достижении в течение года у работника максимального размера заработной платы и иных денежных вознаграждений (предельной базы), предусмотрены следующие льготы ИП по уплате за сотрудника:

    1. Снижение до 10% – на пенсионное страхование. Если до этого к ИП применялась пониженная ставка (ст. 427 НК), при достижении предельной базы перечисления отменяются.
    2. Прекращение отчислений в ФОМС.

    Предельная величина базы для начисления страховых взносов

    Законодательством предусмотрены максимальные размеры базы исчисления обязательных платежей ИП. В 2019 году установлены предельные ограничения:

    • 1021000 рублей – для ОПС;
    • 815000 р. – на случаи, связанные с больничными листами и материнством;
    • на социальное страхование по протравматизму – предельный порог не установлен.

    При достижении верхней планки ежегодного дохода сотрудника перечисления, направленные на обязательное пенсионное страхование, понижаются до 10%. В случаях, если применялась пониженная ставка (для категорий предпринимательской деятельности, указанных в ст. 427 Налогового кодекса), для перешагнувших предельный порог платежи в Фонд пенсионного страхования за работника отменяются полностью.

    Сроки уплаты обязательных платежей

    Во избежание наложения штрафных санкций ИП важно вовремя производить перечисление сумм фиксированных взносов. Сроки внесения за текущий отчетный период в 2019 году несколько изменились – например, при уплате 1% от прибыли свыше 300 тыс. р. Оплата страховых отчислений как за себя, так и за сотрудников производится пропорционально количеству отработанных за календарный год месяцев.

    За себя для индивидуального предпринимателя

    Фиксированные платежи в Пенсионный фонд и Фонд медицинского страхования ИП обязан внести за себя не позднее:

    • 31 декабря текущего года – при прибыли менее 300000 рублей;
    • 1 июля года, следующего за отчетным, – при доходах более 30000 р.

    За наемных работников

    При трудоустройстве сотрудников по трудовым либо гражданско-правовым договорам, предприниматель должен вносить за них страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС:

    • ежемесячно;
    • не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

    Уменьшение налогов для ИП за счет уплаты страховых взносов

    Для индивидуальных предпринимателей существует вариант снижения налоговой нагрузки за счет произведенных страховых выплат. Регулярно перечисляя обязательные платежи, ИП может уменьшить налогооблагаемую базу на их сумму. Это касается обязательных сумм и дополнительного 1%, т.к. он с недавнего времени приравнен к фиксированным. Особо актуален данный бонус для ИП, работающих по упрощенной системе налогообложения «Доходы» либо для бизнесменов, использующих единый налог на вмененный доход.

    На УСН «Доходы»

    • 100% от фиксированных отчислений за себя – при отсутствии наемных сотрудников;
    • 50% от суммы внесенных взносов за работников – при существовании штата.

    Для ИП на ЕНВД

    При уменьшении налога при ЕНВД в расчет берутся только кассово подтвержденные, а не начисленные перечисления за отчетный период. Для предпринимателей, работающих на вмененном доходе, как и на упрощенке, «доходы» позволительно уменьшить налог на сумму равную:

    • 100% заплаченных за себя страховых взносов – при отсутствии наемных сотрудников;
    • при их наличии – 100% – за себя и 50% суммы страховых выплат, перечисленных в фонды за них.

    При совмещении упрощенной системы и патента

    При использовании ЕПС никаких подобных льгот не предусмотрено, вычет получить нельзя. Но применяя одновременно две системы налогообложения, возможно уменьшить размер уплачиваемого налога на сумму, равную внесенным за себя страховым взносам. Это право прописано в письме Министерства Финансов № 03-11-11/37164 от 10.09.2013 г. и ст. 346.53 НК РФ.

    При совмещении УСН и ЕНВД

    При использовании одновременно упрощенки и налога на вмененный доход учет по прибыли и расходам ведется по каждой системе отдельно. Индивидуальный предприниматель вправе исключить из суммы налогов, подлежащей выплате, весь размер внесенных за себя фиксированных взносов по УСН и половину заплаченных по ЕНВД – за работников, которые не задействованы в деятельности с применением упрощенной системы.

    Учет обязательных платежей при УСН «Доходы минус расходы»

    При данной системе налогообложения фиксированные сборы учитываются в графе расходов, поэтому логично, что в том числе за их счет будет уменьшаться общая сумма уплачиваемого в ИФНС налога. Двойственная ситуация возникает при уплате 1% от прибыли сверх 300 тыс. р. Руководствуясь Письмом Федеральной налоговой службы №БС-4-11/4091 от 07.03.2017 г., при внесении указанного взноса на данной системе считается вся прибыль, без учета расходов, поэтому расчет рекомендуется производить, исходя из рекомендаций этой инстанции.

    Особенности налогообложения при общей системе для ИП

    В случае работы индивидуального предпринимателя по ОСНО фиксированные суммы на ОПС, ОМС, социальное страхование за себя и за сотрудников причисляются к расходам. Так как для налогообложения при данной системе в расчет берется реальная прибыль, а не весь доход, то, за счет документально подтвержденных перечислений, можно уменьшить налоговую ставку до 13%. Такие выводы сделали судебные инстанции в 2016 г.

    Отчетность ИП-работодателя по страховым платежам

    Существует ситуация, при которой индивидуальный предприниматель освобождается от предоставления отчетности по обязательным страховым взносам. Такой вариант предусмотрен для ИП, не имеющего штата сотрудников. При наличии такового предприниматель обязан предоставлять отчеты, которые отражают сведения, касающиеся наемных работников, по следующим установленным формам:

    • С3В-М – в Пенсионный фонд до 15-го числа месяца, следующего за отчетным;
    • СЗВ-СТАЖ – ежегодно в ПФР до 1 марта либо следующего рабочего дня;
    • 4-ФСС – ежеквартально до 20-го числа в Фонд социального страхования;
    • РСВ – общий отчет по страховым взносам в ИФНС – ежеквартально;
    • 2-НДФЛ – ежегодно и 6-НДФЛ – ежеквартально в налоговую инспекцию.

    Ответственность за неуплату

    Бухгалтерская деятельность является важнейшей составляющей любого бизнеса, а уплата страховых взносов – ее неотъемлемая часть. За несвоевременное внесение, уклонение, предоставление ложных сведений законодательством (ст.119-122 НК) предусмотрено административное наказание:

    • нарушение сроков сдачи отчетности – от 5 до 30% от общей невыплаченной суммы, минимум – 1000 рублей;
    • неверно рассчитанный доход за отчетный период, как следствие, размер обязательных платежей – влечет взыскание с ИП 20% недоплаты, но не менее 40000;
    • преднамеренное уклонение от уплаты – 40% положенной к внесению суммы;
    • непредставление либо предоставление недостоверных сведений по отдельному застрахованному лицу – 500 рублей за каждого гражданина;
    • уклонение от уплаты в крупном (более 2,7 млн. рублей) и особо крупном (свыше 13,5 млн.) размере – штраф 100-500 тыс. р. либо равный заработку осужденного за 1–3 лет, исправительные работы сроком до 3 лет либо лишение свободы на 1–3 лет (ст.198 Уголовного Кодекса).

    Видео