Налоговые ставки по усн в году. Упрощенная система налогообложения

В 2019 году действующее законодательство подверглось значительным корректировкам, которые затронули самые разные сферы бизнеса, и в особенности, это касается предпринимателей, работающих на упрощенной системе налогообложения.

Большинство лиц, которые ведут свою деятельность на УСН, задумались о том, каким образом изменились установленные ставки для выплаты налогов по упрощенной системе, так как законодателями вносилось предложение о том, чтобы снизить принятые ставки в два раза.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Именно поэтому перед тем, как перечислять авансовые выплаты, для начала стоит разобраться в том, какие установлены ставки УСН в 2019 году и как в принципе изменилось действующее законодательство.

Изменения и переходы

Начиная с 2019 года, огромное количество компаний получает возможность вести свою деятельность на упрощенной системы налогообложения, и связано это с тем, что в действующий Налоговый кодекс законодателями были внесены существенные изменения.

В первую очередь, с 2019 года увеличиваются стоимостные лимиты, благодаря чему существенно расширяется перечень потенциальных пользователей упрощенной системы, и точно так же будут увеличены объемы доходов и остаточная стоимость основных средств.

Таким образом, максимальный предел, который позволяет предпринимателям вести свою деятельность на упрощенной системе, увеличивается до 120 000 000 рублей, в то время как лимит остаточной стоимости составляет 150 000 000 рублей.

Всем компаниям и частным предпринимателям, которые ведут свою деятельность на общей системе, предоставляется возможность провести переход на упрощенную систему только с 01.01.2018 года, то есть им нужно будет подать заявку в Налоговую службу до конца календарного года. При этом стоит отметить тот факт, что если последний день года приходится на выходной день, подавать всю документацию нужно в ближайший рабочий день, который идет перед ним.

Также стоит отметить тот факт, что в соответствии с последними изменениями законодательства любые компании, которые работают на упрощенной системе, получают возможность регистрировать собственные представительства, а региональные власти имеют право внедрять собственные льготные ставки на любые объекты налогообложения.

Отдельного внимания заслуживает нововведение, которое предусматривает предоставление налоговых каникул всем предпринимателям, собирающимся вести свою деятельность на упрощенной системе. Таким образом, в первые два года своей деятельности все эти лица в принципе освобождаются от необходимости перечисления налоговых выплат.

Что важно учесть

Для того, чтобы деятельность предпринимателя велась в полном соответствии с особенностями действующего законодательства, а у контрольных органов не возникало никаких вопросов, стоит изучить ключевые изменения действующего законодательства, касающихся УСН.

Отражение доходов и расходов

Объект налогообложения «Доходы» предусматривает взыскание 6% со всей полученной прибыли компании, то есть данный налог рассчитывается еще до того, как будут вычтены расходы. Перечисление данной суммы налога стандартно осуществляется путем перевода авансовых выплат по результатам каждого отдельного квартала.

Ставка на прибыль может сокращаться региональными властями определенного субъекта до минимально возможного значения в 1%, если это требуется для обеспечения развития региональной экономики. Таким образом, к примеру, в Крыму было принято решение установить налоговую ставку в размере 4%, хотя ранее оно и вовсе составляло 3%.

Главным преимуществом данного варианта является то, что компания имеет право вычитывать из базы налогообложения всевозможные фиксированные платежи, страховые взносы за своих сотрудников, а также платежи, которые осуществляются в целях обеспечения медицинским страхованием или больничными своих работников на протяжении первых трех дней нетрудоспособности.

Стоит отметить, что сокращение суммы налога на указанные виды затрат предусматривается только на 50%, но для тех предпринимателей, которые ведут свою деятельность самостоятельно, подобные ограничения не устанавливаются.

Для упрощенного режима с использованием в качестве объекта налогообложения разницу между прибылью и затратами, ставка в 2019 году установлена на уровне 15%, причем налогооблагаемая база в данном случае будет рассчитываться в виде разницы между полученной прибылью компании или предпринимателя от всех направлений своей деятельности и понесенных затрат. При этом для того, чтобы сократить сумму единого налога, расходы должны иметь экономическую обоснованность и документальное подтверждение.

В данном случае региональные власти также имеют право сокращать принятую ставку налогообложения, но при этом в данном случае минимальная сумма составляет уже 5%.

Применение льгот

Чтобы подтвердить возможность использования налоговой ставки, подавать какие-либо документы контрольным органам не обязательно. Сам по себе пониженный тариф в соответствии с действующим законодательством не относится к категории льгот, в связи с чем право на его получение подтверждать не нужно.

Для объекта «Доходы» ставка может составлять 1-6%, но если какая-то определенная ставка в том или ином регионе не устанавливается, то в таком случае там нужно будет рассчитывать сумму перечисления в соответствии с максимально возможной ставкой, то есть 6%.

Для частных предпринимателей, регистрирующихся впервые, предоставляется возможность использования налоговых каникул, на протяжении которых их ставка налога составляет 0%.

Льготная ставка при расчете налогов из разницы между прибылью и затратами может находиться в диапазоне от 5% до 15%. Опять же, если региональные законодательные нормы никоим образом не регулируют указанную ставку налога, то в таком случае нужно будет пользоваться максимально возможной ставкой, то есть 15%.

Пониженные нормы

Как говорилось выше, в некоторых регионах предусматривается возможность использования пониженной ставки налогообложения, и суммы этих ставок выглядят следующим образом:

Регион Доходы (в процентах) Доходы минус расходы (в процентах)
Москва Отсутствует 10
Санкт-Петербург Отсутствует 7
Ленинградская область Отсутствует 5
Крым 4 10
Севастополь 4 3-10
Астраханская область Отсутствует 10
Белгородская область Отсутствует 5
Брянская область 3 12
Владимирская область 4 5-10
Волгоградская область Отсутствует 5
Воронежская область 4 5
Еврейская автономная область 1-4 5-10
Забайкальский край Отсутствует 5
Ивановская область 4 5
Иркутская область Отсутствует 5-7.5
Кабардино-Балкарская Республика Отсутствует 5-7
Калужская область Отсутствует 5-10
Камчатский край 1-5 10
Карачаево-Черкесская Республика Отсутствует 9
Кемеровская область 3 5
Кировская область Отсутствует 6
Костромская область Отсутствует 10
Курганская область Отсутствует 10
Курская область 5 5
Липецкая область 5 5
Магаданская область 3 7.5
Мурманская область Отсутствует 5-10
Ненецкий автономный округ 1-3 5-10
Новгородская область Отсутствует 10
Оренбургская область 5 10
Орловская область Отсутствует 5
Пензенская область Отсутствует 5
Пермский край 1-4 5-10
Псковская область Отсутствует 5-10
Алтай Отсутствует 5
Бурятия 3 5-10
Дагестан Отсутствует 10
Калмыкия Отсутствует 5-10
Карелия Отсутствует 5-12.5
Коми Отсутствует 10
Мордовия 1 5
Саха 2-4 5-10
Северная Осетия Отсутствует 10
Татарстан Отсутствует 5-10
Тыва 4 5-10
Хакасия 2-5 5-12
Ростовская область 5 10
Рязанская область Отсутствует 5
Самарская область Отсутствует 10
Саратовская область 1 5-7
Сахалинская область 3 10
Свердловская область Отсутствует 5-7
Смоленская область Отсутствует 5
Ставропольский край Отсутствует 5
Тамбовский край 4 5
Томская область 4.5 5-10
Тульская область 1-3 5-10
Тюменская область Отсутствует 5
Удмуртия Отсутствует 5-10
Ульяновская область 1 5-10
Хабаровский край Отсутствует 8
Ханты-Мансийский округ 5 5
Челябинская область 3 10
Чечня 1-5 5
Чувашия Отсутствует 5-12
Чукотка 2-4 5-10
Ямало-Ненецкий округ Отсутствует 5
Ярославская область 4 5-10

Особенности и размеры ставок по УСН в 2019 году

В процессе перехода на упрощенную систему компании и частные предприниматели имеют право самостоятельно определиться с тем, какой именно объект налогообложения они собираются использовать. Таким образом, они могут рассчитывать сумму налоговой выплаты из всего получаемого дохода или же только из чистой прибыли, то есть после того, как из доходов будут вычтены необходимые затраты.

Выбирая льготный налоговый режим, предприниматель должен учитывать УСН ставки 2017. Зная их, можно рассчитать примерный размер налога исходя из прогнозируемых величин расходов и доходов и выбрать один из двух объектов налогообложения. В течение 2016 года в интернете ходили слухи, что проценты по «упрощенке» будут значительно уменьшены. Наступивший год не принес сюрпризов: ставки остались на прежнем уровне.

Если компания выбрала тип налогообложения «Доходы», то для всех поступлений, полученных организацией (от основной и внереализационной деятельности) используется ставка 6%. Приходы учитываются той датой, когда деньги фактически оказались в кассе или на расчетном счете организации.

Важно! К облагаемой налогом выручке не относятся полученные кредиты и займы, вернувшиеся платежи, пополнение банковского счета индивидуальным предпринимателем из личных средств.

Перечисление налога производится авансом по итогам каждого квартала. Сумма, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по формуле:

Налог = Доход *0,06.

Ставка может быть понижена властями субъекта РФ до минимального значения 1% в целях развития региональной экономики. Например, на 2017-2021 гг. в Крыму и Севастополе установлено льготное значение 4%. Ранее оно была еще ниже и составляло 3%.

Основное преимущество УСН «Доходы» заключается в возможности вычесть из квартальной суммы налога следующие расходы:

  • фиксированные платежи ИП;
  • взносы за сотрудников в ПФР, ФФОМС и ФСС;
  • больничные работников за первые три дня нетрудоспособности;
  • платежи сотрудников на дополнительное медицинское страхование.

Уменьшение единого налога на перечисленные виды расходов для компании или ИП с работниками допустимо не более чем на 50%. Для ИП без работников ограничения не установлены, возможно обнуление платежа.

Коммерческие организации и ИП, зарегистрированные на территории Москвы, вправе уменьшить налог на размер торгового сбора. Платеж сокращается в дополнение к учтенным ранее страховым взносам. Фирмы, зарегистрированные вне пределов столицы, не имеют права пользоваться льготой.

Важно! Ставка УСН «Доходы» 2017 в Москве понижена для направлений деятельности: спорт, социальные услуги, обрабатывающие производства, выращивание животных и растений.

Недостаток УСН «Доходы» заключается в трудностях прогнозирования расходной и доходной части. Если затраты фирмы в конкретном квартале возросли в несколько раз, а выручка осталась неизменной, единый налог окажется тяжелым грузом, ведущим к убыткам.

Ставки УСН в 2017 году для режима «Доходы минус расходы»

Для данного типа специального режима ставка в 2017 году установлена на уровне 15%. Налогооблагаемая база рассчитывается как разница между доходами организации или ИП от всех направлений деятельности и понесенными расходами.

Налог = (Доходы – Расходы)* 0,15.

Чтобы траты компании уменьшили сумму единого налога, они должны быть:

  • экономически обоснованными;
  • поименованными в ст. 346.16 НК РФ;
  • полностью оплаченными (это подтверждают чеки или выписки по расчетному счету);
  • реально понесенными (об этом свидетельствуют акты выполненных работ, товарные накладные, счета-фактуры).

Для объекта по регионам в 2017 году могут существенно различаться. Власти субъекта РФ вправе понижать их до 5%. Так, на территории республики Крым и Севастополя ставка уменьшена до 10%.

УСН ставки 15% имеет важное преимущество – размер единого налога напрямую зависит от чистой прибыли компании, поэтому у организации или ИП отсутствует риск «уйти в минус», как при объекте «Доходы».

Недостаток специального режима – необходимость подтверждать факт оплаты расходов и получения их предмета. Необходимо два типа первичных документов: чеки (выписки) и акты (накладные). Если один из них отсутствует, затраты не будут приняты к вычету из налогооблагаемой базы.

Минимальный налог при УСН «Доходы» в 2017

Начинающие предприниматели часто работают «в ноль» или в убыток. Формула УСН по объекту «Доходы минус расходы» допускает возможность нулевой величины единого налога при превышении расходов над доходами. По факту такая вероятность отсутствует: ст. 346.18 НК РФ закрепляет понятие минимального налога.

Размер бюджетного платежа составляет 1% от всех доходов юридического лица или ИП: реализационных и не связанных с продажами. Период, за который рассчитывается налог, равен одному году.

Если по окончании календарного года выяснилось, что доходы компании меньше расходов, она должна перечислить минимальный налог. Если 1% от доходов меньше суммы ежеквартальных авансовых платежей за период, нужно доплатить в бюджет разницу.

Важно! В 2017 году для минимального и «основного» налога установлен одинаковый КБК – 182 1 05 01021 01 1000 110.

Важный аспект деятельности предприятий на специальном налоговом режиместавка УСН в 2017 году. Какие изменения ждут ее в дальнейшем – покажет время, пока федеральные максимумы и минимумы остались на уровне 2016 года.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Законодательство вносит изменения в различные сферы трудового права с целью реформирования и повышения эффективности предпринимательской деятельности. В 2017 году затронуты самые различные сферы – например, особенности учета, подачи отчетности и др. В числе прочих новшеств изменился специальный режим налогообложения – упрощенный, самый популярный среди представителей малого бизнеса.

Что ожидает предпринимателей, работающих на «упрощенке» или планирующих перейти либо зарегистрироваться по этой налоговой системе? Рассмотрим подробно.

Коротко об условиях УСН-2017

Упрощенный режим налогообложения в 2017 году могут применять индивидуальные предприниматели и организации, для которых будет справедлив ряд следующих условий:

  • годовой доход, не превышающий 120 млн. руб.;
  • основные средства, оцененные не дороже 150 млн. руб.;
  • штат сотрудников не более 100 человек;
  • участие в других компаниях не должно превышать одной четвертой части капитала;
  • максимальная прибыль для перехода на УСН - 90 млн. руб.;
  • деятельность ИП или организации не входит в список ограничений, предусмотренный ч. 3 ст. 346.12 Налогового Кодекса РФ.

К СВЕДЕНИЮ! Приведенные цифры действительны без учета коэффициента-дефлятора на 2017 год.

По-прежнему действительны две формы УСН, отличающиеся налоговой базой:

  • 15% (доходы вычесть расходы);
  • 6% (доходы).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Подготовлен к рассмотрению законопроект, который предлагает снизить ставки на этих формах налогообложения: до 3-8% вместо 15 и до 1-3% вместо 6.

В качестве отчетности необходимо вести Книгу учёта доходов и расходов (КУДиР), сдавать которую не нужно, а по итогам года предоставить в налоговые органы отчетную декларацию (не позже 30 марта следующего года – для организаций и 30 апреля – для ИП).

Предусмотрено 3 авансовых поквартальных налоговых платежа и один финальный по итогам годовой отчетности.

Что стало иначе в 2017 году

Осветим основные перемены, которые произошли в налоговом законодательстве, касающемся упрощенной системы налогообложения, в 2017 году.

Изменения в переходе на УСН

Перейти на УСН индивидуальные предприниматели или организации могут с других форм налогообложения, например, с «вмененки», для этого нужно специальное заявление, вовремя поданное в налоговые органы.

  1. Изменение коснулось суммы доходов , которую не должен был превысить предприниматель для перехода на УСН. Ранее за 9 месяцев, предшествующих переходу на «упрощенку» с начала года, нельзя было зарабатывать больше 45 млн. руб. (без учета НДС и коэффициента-дефлятора). Действующий в 2016 году коэффициент-дефлятор составлял 1,329. Поэтому реальная сумма доходов для перехода ограничивалась 45 млн. х 1,329 = 59 млн. 805 тыс. руб.
  2. Теперь этот лимит вырос до 112, 5 млн. руб. – фиксированной суммы, к которой не нужно применять коэффициент-дефлятор, актуальность которого «заморожена» до 2020 года. То есть перейти на УСН с таким увеличенным лимитом предприниматели смогут уже с 2018 года.

  3. Еще одно изменение, связанное с процедурой перехода на УСН - сроки , в которые нужно об этом уведомить. Обычно переход осуществлялся с начала нового календарного года.

Теперь есть новшества, если переход осуществляется с ЕНВД – можно перейти на «упрощенку» с того месяца, в котором перестали уплачивать налог по «вмененке». Законодатели регламентировали срок подачи уведомления о переходе – не позже месяца после последней уплаты по ЕНВД (абзац 4 ст. 346.13 НК РФ).

Изменения в сохранении права на УСН

Законодательство позволяет оплачивать налоги по упрощенной системе только тем предпринимателям и организациям, чей доход не выше определенного лимита. Если полученная прибыль больше обозначенной в законе цифры, то бизнесмен утрачивает право на УСН.

Ранее эта сумма составляла 60 млн. руб., ее нужно было ежегодно увеличивать в соответствии с коэффициентом-дефлятором, то есть реально цифра была равна 79 740 000 руб.

В 2017 году этот предел вырос до 150 млн. руб., исчисляемых с начала календарного года. Если доход по итогам квартала или года превысит эту сумму, то в следующем же квартале право на УСН исчезнет. Дефлятор, как и в случае с лимитом выручки, не действует.

Изменения в оценке основных средств

Владеть активами на сумму больше обозначенной и при этом оставаться на УСН не получится. До 2017 года остаточная стоимость основных фондов, по итогам бухучета, не могла быть выше 100 млн. руб. Это правило работало как для применяющих «упрощенку», так и для планирующих перейти на эту систему.

В 2017 году законодатели подняли эту планку до 150 млн. руб.

Юридические лица и ИП, приобретшие активов на большие суммы, не смогут оставаться на упрощенном налоговом режиме, начиная с того квартала, в котором было отмечено превышение установленного предела стоимости основных средств.

К СВЕДЕНИЮ! У законодателей изначально были планы еще больше повысить возможную стоимость основных средств для плательщиков «упрощенки»: называлась сумма лимита до 1 млрд. руб. Но после оценки перспектив чиновники пришли к выводу, что при такой стоимости основных активов налоговые поступления в бюджет значительно снизятся, и проект не был принят.

Поправки в признаниях расходов

Изменились некоторые правила списания определенных затрат в расходы, что уменьшает налоговую базу. Поправки коснулись таких моментов:

  • отныне контролируются ФНС и ее инспекциями ();
  • обязательные платежи могут вноситься не только непосредственно налогоплательщиками, но и третьими лицами (их нельзя признать расходами, но можно учесть, если налогоплательщик был должен этому третьему лицу);
  • в качестве расходов может быть учтена сторонняя оценка квалификации сотрудников, а также ее оплата самим работодателем.

Перемены в совмещении систем налогообложения

Совмещать УСН разрешено с ЕНВД. При этом нужно было учет вести раздельно по каждой налоговой системе либо распределять расходы пропорционально.

Отныне такая же схема будет работать не только при совмещении с «вмененкой», но и с патентной системой: прибыли по этим налоговым системам не увеличивают налоговую базу по УСН.

Изменения для ИП при уплате единого налога и страховых взносов

Страховые взносы, которые ИП платил не за своих сотрудников, а за самого себя, уменьшали его налоговую базу на некую «фиксированную сумму». На самом деле, фиксированной была цифра, касающаяся только уплаты взносов с дохода до 300 000 руб. в год. То, что платилось с доходов сверх этой суммы, уже не было фиксированной величиной, поскольку изменялось в зависимости от количества дохода.

2017 год действительно зафиксировал сумму страховых взносов для ИП: уменьшать налог на УСН можно на все страховые взносы, вносимые «за себя».

Новая форма учетной книги

Книга учетов доходов и расходов, обязательная для ведения на УСН, должна соответствовать новым нормам, разработанным в Приказе Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

  1. В учетной книге нового образца появился еще один раздел, где нужно отражать .
  2. Печать для этой книги необязательна, если она не применяется ИП вообще.
  3. В графе, касающейся доходов (графа 4 раздела 1) с 2017 года нет необходимости отражать прибыль иностранных компаний, которые контролируются организацией.

Вести книгу по-новому нужно с января 2017 года, переделывать старый образец нет необходимости.

Минимальный налог отныне без особого КБК

Предприниматели, работающие по системе УСН «Доходы минус расходы», оплачивали минимальный налог по отдельному , отчего возникали путаницы с другим кодом для иных платежей.

Теперь минимальный налог нужно будет платить по такому же КБК, что и единый налог, а также недоимки и/или пени, а именно 18210501021011000110.

Обновленная декларация

Декларацию по новой форме, утвержденную ФНС, нужно предоставлять за 2016 год. Сроки ее подачи:

  • для ИП - до 3 мая 2017 года;
  • для организаций - до 31 марта 2017 года.

Изменившиеся моменты при заполнении декларационной формы:

  • отдельный раздел для плательщиков УСН по системе «доходы», где отражается торговый сбор;
  • при объекте налогообложения «доходы» в декларации теперь можно корректировать ставку налога на УСН (особенно удобно для предпринимателей, подпадающих под «налоговые каникулы»);
  • в новом бланке отсутствуют коды объектов налогообложения, дублирующие названия разделов;
  • фиксированного и обозначенного места для печати теперь нет, так как она необязательна для применения;
  • новая форма декларации насчитывает 6 разделов.

СПРАВКА!
Новая форма декларации закреплена приказом ФНС России от 26 февраля 2016 г. № ММВ-7-3/99.

Подытоживаем перемены-2017 для УСН

Сравним введенные в практику предпринимательской деятельности новшества относительно режима УСН по сравнению с прошлым годом. Вступившие в силу с 1 января 2017 года изменения приведены в таблице.

Основание для сравнения 2016 год 2017 год
1. Коэффициент-дефлятор, на который нужно умножать предельные размеры сумм для перехода на УСН и сохранения этого режима. Составлял 1,329, индексировался каждый год. До 2020 года индексации не подлежит, составляет 1, то есть применять его к лимитам доходов не надо.
2. Предельная сумма для перехода на «упрощенку» 45 млн. руб. за 3 квартала, предшествующие переходу 90 млн. руб за тот же период
3. Ограничение дохода для плательщиков УСН Годовой доход не более 60 млн. руб. (с учетом коэффициента 79,74 млн.руб.) Для сохранения права «упрощенки» нужно уложиться в годовой лимит 120 млн. руб.
4. Остаточная стоимость основных активов 100 млн. руб. по бухгалтерским итогам года Лимит увеличен до 150 млн. руб.
5. Ведение КУДиР Нет раздела для плательщиков торгового сбора, нужно указывать доходы от КИК, обязательно заверение печатью. Введен отдельный раздел для торгового сбора, отменено указание дохоов от иностранных компаний. Заверять печатью не обязательно, если организация ее не использует.
6. КБК для уплаты минимального налога 182 1 05 01050 01 1 000 110 182 1 05 01021 01 0 000 110
7. Кассовый контроль Обычные кассовые аппараты Обязателен переход на ККТ с онлайн-контролем
8. Страховые отчисления Направлены в ПФР и ФСС Переданы в ведение ФНС
9. Сроки сдачи отчетности До 10 числа До 15 числа
10. Учет наемного персонала Должен вестись во всех организациях, имеющих наемных работников Микропредприятиям разрешено не принимать локальных нормативных актов и вносить записи в трудовую книжку сотрудников

Вступил в силу ряд поправок в Налоговый кодекс, которые существенно повлияли на деятельность «упрощенцев» вплоть до 2020 года. Рассмотрим изменения по УСН.

Благодаря изменениям по УСН больше компаний и индивидуальных предпринимателей (далее — ИП) смогут работать на «упрощенке». Налоги теперь за них вправе уплачивать третьи лица. Кроме того, в Налоговый кодекс внесены технические поправки и уточнения.

Изменения по УСН в части предельного размера доходов за 9 месяцев

Увеличен до 112,5 миллиона рублей предельный размер доходов за девять месяцев, при котором организация вправе перейти на УСН (абз. 1 п. 2 ст. 346.12 НК РФ в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ (далее — Закон № 401-ФЗ)). Данное значение будет применяться при переходе на «упрощенку» с 1 января 2018 года (Информация ФНС России «Об изменении с 1 января 2017 года порогового значения по доходам для перехода на УСН»).

Для организаций, перешедших на УСН с 1 января 2017 года, величина дохода за девять месяцев 2016 года составляет не более 59,805 миллиона рублей (величина предельного дохода 45 млн руб. (абз. 1 п. 2 ст. 346.12 НК РФ в ред. до 01.01.2017), увеличенная на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ в ред. до 01.01.2017), установленный на 2016 г. в размере 1,329 (приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772 (далее — Приказ № 772))).

Отметим, что на период с 2017 по 2019 год приостановлена норма об индексации предельного размера дохода, позволяющего перейти на УСН (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ (далее — Закон № 243-ФЗ)). Значение коэффициента-дефлятора на 2020 год равно 1 (ч. 4 ст. 4 Закона № 243-ФЗ).

Таким образом, с 2018 по 2020 год девятимесячный лимит доходов составляет 112,5 миллиона рублей.

Изменения по УСН касаются лимита стоимости основных средств

С 2017 года увеличен до 150 миллионов рублей лимит остаточной стоимости основных средств, при превышении которого организация не вправе применять УСН (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ; Закон № 243-ФЗ; письмо Минфина России от 07.11.2016 № 03-11-11/65043).

Так, если остаточная стоимость основных средств по состоянию на 1 октября 2016 года составляла более 100 миллионов рублей, но по состоянию на 1 января 2017 года не превысила 150 миллионов рублей, организация вправе применять «упрощенку» с 1 января 2017 года ().

Отметим, что изначально законодатели хотели повысить лимит до 1 миллиарда рублей (проект Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую НК РФ» (подготовлен Минфином России 25.03.2016)), но чиновники посчитали это нецелесообразным, так как увеличение могло бы привести к сокращению налоговых поступлений в бюджет (письмо Минфина России от 12.05.2016 № 03-11-11/27340).

Кроме того, хотя согласно Налоговому кодексу (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ) рассматриваемый лимит и касается только организаций, по мнению Минфина России, ИП также утрачивает право на применение УСН при превышении лимита с начала того квартала, в котором допущено превышение (письма Минфина России от 28.10.2016 № 03-11-11/63323, ).

Изменения по УСН для годового предела доходов

Увеличен до 150 миллионов рублей предельный размер дохода за налоговый период (календарный год (п. 1 ст. 346.19 НК РФ)), при превышении которого налогоплательщик утрачивает право на применение УСН (абз. 1 п. 4 ст. 346.13 НК РФ в ред. Закона № 401-ФЗ).

В 2016 году лимит доходов за год составлял 79,740 миллиона рублей (письмо Минфина России от 29.04.2016 № 03-07-11/25412) (величина предельного дохода 60 млн руб. (абз. 1 п. 4 ст. 346.13 НК РФ в ред. до 01.01.2017), увеличенная на коэффициент-дефлятор (абз. 4 п. 4 ст. 346.13 НК РФ в ред. до 01.01.2017), установленный на 2016 г. в размере 1,329 (Приказ № 772)).

На период с 2017 по 2019 год приостановлена норма об индексации предельного размера дохода, позволяющего применять УСН (ч. 4 ст. 5 Закона № 243-ФЗ).

На 2020 год коэффициент-дефлятор равен 1 (ч. 4 ст. 4 Закона № 243-ФЗ).

Таким образом, с 2017 по 2020 год лимит доходов за налоговый период составляет 150 миллионов рублей.

Расходы на независимую оценку квалификации

С 2017 года введен институт независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам. Это процедура подтверждения соответствия квалификации работника положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ (далее — Закон № 238-ФЗ)).

При проведении оценки квалификации по направлению работодателя он и оплачивает ее стоимость (ч. 2 ст. 4 Закона № 238-ФЗ; ч. 2 ст. 187 ТК РФ). При этом в целях стимулирования к участию стоимость оценки можно включить в расходы при расчете базы по «упрощенному» налогу (подп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Учет производится аналогично расходам на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников (п. 3 ст. 264 НК РФ).

Работодатель обязан хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение независимой оценки квалификации, в течение всего срока действия договора по оказанию таких услуг и одного года работы сотрудника, который проходил оценку, но не менее четырех лет.

Изменения в части уплаты налогов другим лицом

С 30 ноября 2016 года уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Причем это лицо не вправе требовать возврата уплаченной суммы из бюджетной системы РФ (абз. 4 п. 1 ст. 45 НК РФ в ред. Закона № 401-ФЗ). С 2017 года данное правило применяется и в отношении страховых взносов (абз. 1 п. 9 ст. 45 НК РФ). Цель нововведения — улучшение исполнения обязанности по уплате налогов и страховых взносов.

Законодатель уточнил, как учитывать перечисления в бюджет, осуществленные третьими лицами. Их отражают в расходах в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком при погашении задолженности перед третьим лицом. При наличии задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов расходы на ее погашение отражают в пределах фактически погашенной задолженности в те периоды, когда налогоплательщик погашает ее перед третьим лицом (подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ в ред. Закона № 401-ФЗ).

Изменения по УСН: нулевая ставка для ИП

С 2015 года субъекты РФ наделены правом предоставлять двухлетние «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных ИП (Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ). Речь идет о налоговой ставке 0 процентов для «упрощенцев», осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг (п. 4 ст. 346.20 НК РФ).

Законодатель ввел ряд технических уточнений, чтобы исключить двоякое толкование норм Налогового кодекса (Закон № 243-ФЗ; Федеральный закон от 03.07.2016 № 248-ФЗ).

Во-первых, нулевая ставка может быть введена для предпринимателей, выбравших объект как «доходы», так и «доходы, уменьшенные на величину расходов» (абз. 1 п. 4 ст. 346.20 НК РФ). Ранее не было сказано, при каком объекте применяется льготная ставка, и не было прописано никаких ограничений (письмо Минфина России от 05.05.2016 № 03-11-11/26185).

Во-вторых, в период действия нулевой ставки предприниматели с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» не уплачивают минимальный налог (абз. 2 п. 4 ст. 346.20 НК РФ) (1% от доходов), ведь минимальный налог не применяется при объекте «доходы» (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

В-третьих, виды деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается нулевая ставка, определяются на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОКВЭД2 (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (принят и введен в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее — Приказ № 14-ст); абз. 3 п. 4 ст. 346.20 НК РФ). Ранее также применялся Общероссийский классификатор услуг населению (ОК 002-93) ОКУН (принят и введен в действие пост. Госстандарта России от 28.06.1993 № 163), но он утратил с силу с 1 января

Принят
постановлением
Московской областной Думы
от 5 февраля 2009 г. N 2/68-П

ЗАКОН

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О СТАВКАХ НАЛОГА, ВЗИМАЕМОГО В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ

УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Список изменяющих документов

(в ред. законов Московской области
от 07.10.2009 N 116/2009-ОЗ, от 30.10.2009 N 124/2009-ОЗ, от 21.05.2010 N 54/2010-ОЗ,
от 03.06.2011 N 74/2011-ОЗ, от 06.07.2012 N 97/2012-ОЗ, от 30.12.2014 N 205/2014-ОЗ,
от 09.04.2015 N 48/2015-ОЗ, от 07.10.2015 N 152/2015-ОЗ, от 28.11.2016 N 142/2016-ОЗ)

Статья 1

Настоящим Законом в соответствии со статьей 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливаются налоговые ставки по налогу, взимаемому системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков.

Статья 2 абзац второй пункта 3 данного документа).

Статья 2

(в ред. Закона Московской области от 09.04.2015 N 48/2015-ОЗ)

Установить налоговую ставку по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 10 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков, у которых объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, осуществляющих виды экономической деятельности согласно приложению 1 к настоящему Закону.

Виды экономической деятельности, указанные в приложении 1 к настоящему Закону, определяются в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (далее - ОКВЭД).

Статья 2.1 действует по 31 декабря 2017 года (абзац второй пункта 3 данного документа).

Статья 2.1

(введена Законом Московской области от 21.05.2010 N 54/2010-ОЗ)

Налогоплательщики вправе применять налоговую ставку, установленную в статье 2 настоящего Закона, при условии, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) от видов экономической деятельности, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, за соответствующий отчетный (налоговый) период составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов, учитываемых для определения объекта налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения в порядке, установленном в статье 346.15 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

(в ред. Закона Московской области от 09.04.2015 N 48/2015-ОЗ)

Статья 2.2

(введена Законом Московской области от 09.04.2015 N 48/2015-ОЗ)

Установить налоговую ставку по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу настоящей статьи и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.

(в ред. Закона Московской области от 28.11.2016 N 142/2016-ОЗ)

Установить виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной, научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, согласно приложению 2 к настоящему Закону.

Виды предпринимательской деятельности, указанные в приложении 2 к настоящему Закону, определяются в соответствии с ОКВЭД.

Статья 2.3

(введена Законом Московской области от 07.10.2015 N 152/2015-ОЗ)

Установить налоговую ставку по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу настоящей статьи и осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере бытовых услуг населению.

(в ред. Закона Московской области от 28.11.2016 N 142/2016-ОЗ)

Установить виды предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг населению, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, согласно приложению 3 к настоящему Закону.

Виды предпринимательской деятельности, указанные в приложении 3 к настоящему Закону, определяются в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (далее - ОКУН).

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, применяется к правоотношениям, возникающим с 1 января 2009 года, и действует по 31 декабря 2018 года, за исключением статей 2 и 2.1 .

(в ред. законов Московской области от 03.06.2011 N 74/2011-ОЗ, от 06.07.2012 N 97/2012-ОЗ, от 30.12.2014 N 205/2014-ОЗ, от 09.04.2015 N 48/2015-ОЗ)

(абзац введен Законом Московской области от 09.04.2015 N 48/2015-ОЗ; в ред. законов Московской области от 07.10.2015 N 152/2015-ОЗ, от 28.11.2016 N 142/2016-ОЗ)

Губернатор Московской области
Б.В. Громов
12 февраля 2009 года
N 9/2009-ОЗ

Приложение 1
к Закону Московской области
"О ставках налога, взимаемого
в связи с применением упрощенной
системы налогообложения
в Московской области"
Список изменяющих документов
(в ред. Закона Московской области от 28.11.2016 N 142/2016-ОЗ)

N п/п

Код ОКВЭД

01.1

01.2

Выращивание рассады

01.3

Животноводство

01.4

Смешанное сельское хозяйство

01.5

01.6

02.30.11

02.30.12

02.30.13

03.22.5

20.1

22.1

23.1

24.1

25.1

26.5

26.6

26.7

28.1

Производство мебели

31.0

32.5

32.99.8

33.12

Ремонт электронного и оптического оборудования

33.13

33.2

49.41

50.30.2

50.40

Аренда воздушного судна с экипажем для перевозки пассажиров

51.10.3

51.21

52.29

Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (в группировку не включается деятельность учреждений по сбору арендной платы за эксплуатацию жилого и нежилого фонда и деятельность учреждений по сбору арендной платы за землю)

68.32

79.90

81.30

Образование общее

85.1

Образование профессиональное

85.2

Образование спорта и отдыха

85.41.1

Образование в области культуры (в группировку включается только образование для детей)

85.41.2

85.41.9

87.30

87.90

90.0

91.0

93.1

93.29.2

93.29.9

Приложение 2
к Закону Московской области
"О ставках налога, взимаемого
в связи с применением упрощенной
системы налогообложения
в Московской области"
от 12 февраля 2009 г. N 9/2009-ОЗ
Список изменяющих документов
(в ред. Закона Московской области от 28.11.2016 N 142/2016-ОЗ)

N п/п

Виды экономической деятельности

Код ОКВЭД

Выращивание однолетних культур

01.1

Выращивание многолетних культур (за исключением выращивания прочих многолетних культур)

01.2

Выращивание рассады

01.3

Животноводство

01.4

Смешанное сельское хозяйство

01.5

Деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции

01.6

Сбор и заготовка дикорастущих грибов

02.30.11

Сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод

02.30.12

Сбор и заготовка дикорастущих орехов

02.30.13

Воспроизводство пресноводных биоресурсов искусственное

03.22.5

Производство основных химических веществ, удобрений и азотных соединений, пластмасс и синтетического каучука в первичных формах

20.1

Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

Производство резиновых изделий

22.1

Производство стекла и изделий из стекла

23.1

Производство чугуна, стали и ферросплавов

24.1

Производство строительных металлических конструкций и изделий

25.1

Производство контрольно-измерительных и навигационных приборов и аппаратов; производство часов

26.5

Производство облучающего и электротерапевтического оборудования, применяемого в медицинских целях

26.6

Производство оптических приборов, фото- и кинооборудования

26.7

Производство машин и оборудования общего назначения

28.1

Производство мебели

31.0

Производство медицинских инструментов и оборудования (в части производства медицинской, стоматологической, ветеринарной и подобной мебели)

32.5

Производство изделий народных художественных промыслов

32.99.8

Ремонт машин и оборудования (в части предоставления услуг по ремонту и обслуживанию насосов, компрессоров, подшипников, а также двигателей и турбин, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных двигателей)

33.12

Ремонт электронного и оптического оборудования (в части ремонта медицинского оборудования и аппаратуры, а также приборов и инструментов для измерений, контроля, испытаний, навигации, управления и прочих целей, профессионального фото- и кинооборудования, и оптических приборов, промышленных приборов и аппаратуры для измерения временных интервалов)

33.13

Монтаж промышленных машин и оборудования (в части предоставления услуг по монтажу насосов, компрессоров, медицинского оборудования и аппаратуры, приборов и инструментов для измерений, тестирования и навигации, приборов времени, а именно промышленных таймеров, печатей с временной датой, временных замков с блокировкой и подобных устройств с фиксацией времени, а также двигателей и турбин, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных двигателей)

33.2

Деятельность автомобильного грузового транспорта

49.41

Аренда судов внутреннего водного транспорта для перевозки пассажиров с экипажем

50.30.2

Деятельность внутреннего водного грузового транспорта

50.40

Деятельность грузового воздушного транспорта

51.21

Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками

52.29

Научные исследования и разработки

Услуги по бронированию прочие и сопутствующая деятельность (группировка включает только деятельность агентств по продаже билетов на театральные, спортивные и другие развлекательные мероприятия и события)

79.90

Деятельность по благоустройству ландшафта

81.30

Образование общее

85.1

Образование профессиональное

85.2

Обучение профессиональное

85.3

Образование спорта и отдыха

85.41.1

Образование в области культуры

85.41.2

Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки

85.41.9

Медицинская и стоматологическая практика

86.2

Деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки (в части деятельности медсестер, акушерок, физиотерапевтов или других специалистов среднего медицинского персонала в области оптометрии, гидротерапии, массажа, трудотерапии, логопедии, ухода за ногами, гомеопатии, мануальной рефлексотерапии, иглоукалывания и т.д., а также деятельности вспомогательного стоматологического персонала: зубных врачей-терапевтов, медицинских сестер при школьных стоматологических кабинетах, стоматологов-гигиенистов, которые могут работать отдельно или под контролем стоматологов и т.п.)

86.90.9

Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания

87.30

Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая

87.90

Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания

Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений

90.0

Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры

91.0

Деятельность в области спорта

93.1

Деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев (группировка включает только деятельность школ танцев)

93.29.2

Деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки (группировка включает только представления кукольных театров)

93.29.9

Приложение 3
к Закону Московской области
"О ставках налога, взимаемого
в связи с применением упрощенной
системы налогообложения
в Московской области"
от 12 февраля 2009 г. N 9/2009-ОЗ
Список изменяющих документов
введено Законом Московской области от 07.10.2015 N 152/2015-ОЗ)

N п/п

Виды предпринимательской деятельности

Код ОКУН (группа, подгруппа, вид, услуга)

Ремонт, окраска и пошив обуви

011000

Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий

012000

Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий

013000

Химическая чистка и крашение, услуги прачечных

015000

Ремонт и строительство жилья и других построек

016000

Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования

017000

Услуги фотоателье и фото- и кинолабораторий, транспортно-экспедиторские услуги

018000

Услуги бань, душевых и саун. Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения. Услуги предприятий по прокату. Ритуальные, обрядовые услуги

019000