Экономика и экономическая наука егэ. Подготовка к егэ по обществознанию, раздел "экономика"
Функции и методы экономики как науки; науки, изучающие экономику.
Роль экономики в жизни общества, основные вопросы экономики, факторы производства и факторные доходы, закон возвышающихся потребностей, производительные силы общества.
Виды экономических благ и потребностей, виды общественных благ, закон Энгеля.
Традиционная, командно-административная, рыночная,смешанная система, их критерии и особенности, плюсы и минусы. Инфраструктура и её виды.
Особенности экономической системы России на современном этапе, направления развития экономики, проблемы.
Экономические школы: меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм, кейнсианство и другие школы и направления в экономической науке.
Труды и взгляды по экономике известных российских политических, государственных деятелей и экономистов.
ВВП, ВНП, НД, производительность труда, экспорт и импорт, прожиточный минимум, потребительская корзина.
Прибыль, себестоимость, фондоотдача, рентабельность, эффективность производства.
Фазы экономического цикла: спад, депрессия, оживление, подъём. Причины и виды кризисов.
Производство и его сферы,обмен, распределение, потребление, предприятие и его типы, функции предприятий.
Признаки рынка и его типы, закон спроса и предложения, эластичность спроса и предложения,цена, дефицит, профицит.
Конкуренция, её функции и виды. «Закон о защите конкуренции»
Причины возникновения монополий, виды и формы монополий, антимонопольная политика государства, негативные и позитивные последствия монополий.
Сущность денег, их свойства и признаки, виды.
Определение, функции и виды валюты.
Определение ценных бумаг, их признаки и виды.
Понятие инфляции, причины, виды, последствия, антиинфляционная политика.
Определение, функции и типы банков. Особенности банковской системы в РФ.
Понятие, принципы и виды кредита, кредитная политика в РФ.
Понятие, принципы, задачи, цели и виды страхования.
Понятие государственного бюджета, его источники, функции, государственный долг.
Налоги, их функции и виды. Налоговая политика в РФ. Налоги и сборы. Права и обязанности налогоплательщика.
Виды рынков труда, их особенности. Черты российской модели рынка труда. Конституция РФ о труде.Виды и функции заработной платы.
Понятие и сущность безработицы, её виды, негативные и позитивные последствия, меры по борьба с безработицей.
Уровень жизни и качество жизни, основные показатели уровня жизни населения, направления деятельности в РФ по повышению уровня жизни.
Понятие собственности. Типы собственности, Конституция РФ о типах собственности и её защите.
Фирма, предприятие, компания, товарищество, ООО, АО, унитарное предприятие и другие субъекты предпринимательской деятельности. Их особенности.
Понятие экономической культуры, её функции; экономическая свобода и ответственность, экономический интерес.
Международные экономические отношения. МРТ, его особенности, международные организации, экономика России.
Роль государства в экономике при традиционной, командной и рыночной экономической системе. Методы и способы государственного регулирования экономикой.
ЕГЭ. Экономика. Тема 31. Конституция РФ об экономике
В науке закрепилось два понимания термина «экономика» (греч. oikonomos – искусство ведения домашнего хозяйства): как науки и как хозяйства.
Экономика как хозяйство представляет собой хозяйственную деятельность людей, направленную на удовлетворение их экзистенциальных, физиологических, социальных, духовных и престижных потребностей. Удовлетворением этих потребностей человека занимаются различные экономические отрасли:
I. Присваивающее хозяйство – такой тип хозяйства, при котором человек получает необходимые для обеспечения жизнедеятельности продукты в готовом виде, не производя их, то есть добывая их из природы. К нему относятся следующие подотрасли экономики:
2) собирательство (фруктов, ягод, грибов, орехов, лекарственных растений и т. п.)
3) рыболовство
4) бортничество (добывание мёда диких пчёл)
В настоящее время в развитых странах в сфере присваивающего хозяйства занято менее 1% населения. Чаще всего эти занятия представляют собою хобби или разновидность досуга.
II. Производящее хозяйство – тип хозяйства, при котором человек, преобразуя естественную среду, производит новый, отличный от природного, продукт. Подотраслями производящего хозяйства являются:
1) сельское хозяйство , в том числе:
а) земледелие
б) животноводство (в исторической науке часто употребляется термин «скотоводство», однако кролик, домашняя пчела, птица и т. д., так же разводимые человеком, скотом не являются)
2) промышленность , в том числе:
а) производство средств производства (группа А, тяжёлая промышленность) – то есть производство станков, оборудования, зданий, грузового транспорта, средств связи, компьютерной техники и т. п.
б) производство предметов потребления (группа Б, лёгкая промышленность) – то есть производство пищи, одежды, обуви, мебели, посуды, легкового транспорта и т. п.
В развитых странах в наши дни в сфере производящего хозяйства занято не более 20-30% трудоспособного населения. Это связано с научно-техническим прогрессом XIX-XX вв., позволившим освободить большинство людей от необходимости физического труда (появление комбайнов, доильных аппаратов, автоматизированных станков).
III. Непроизводственная сфера – область производства знаний, услуг и культурных ценностей. Она включает в себя:
1) духовное производство – производство новых духовных ценностей (научных открытий, произведений искусства, норм морали и этики, религиозных догматов)
2) сферу услуг (образование, здравоохранение, деятельность учреждений культуры, пассажирского транспорта, парикмахерских, адвокатуры, чиновничества, экономистов и т. д.)
В XXI веке в развитых странах в непроизводственной сфере заняты до 80% дееспособных граждан.
Следует заметить, что всё углубляющееся разделение труда и, как следствие, профессиональное размежевание приводят ко всё большему классовому разделению и соответственно – к столкновению социальных интересов различных групп людей.
Экономика как наука представляет собой социальную науку, изучающую отношения между людьми и их поведение в сферах производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях бесконечно возрастающих потребностей человечества и ограниченности ресурсов, предоставленных планетой Земля и околоземным пространством.
Из этого следует несколько основополагающих для экономической теории принципов:
1) объектом изучения для экономики является общество
2) изучая отношения между людьми и их поведение, экономика фиксирует объективные психологические законы, работающие в экономической сфере общественной жизни
3) экономика исследует сложный процесс, состоящий из четырёх этапов хозяйственной активности человека, причём концентрирует своё внимание на производстве и использовании исключительно экономических благ
4) главной проблемой экономической теории является разрешение противоречия между безграничностью потребностей и количественно-качественной ограниченностью средств их удовлетворения
Под благом в обществознании понимается любой ресурс, способный удовлетворить конкретную потребность человека (например, потребность в дыхании удовлетворяет благо под названием «кислород»). Однако далеко не все блага признаются экономическими. К экономическим благам , исходя из главной проблемы экономики, мы относим только те блага, которые находятся в ограниченном количестве. Остановимся на этапах экономического процесса.
Производство – это процесс создания новых материальных (товаров) и нематериальных (услуг) экономических благ. Успешная организация производства невозможна без наличия определённых условий для его осуществления, называемых факторами производства. Производство лежит в основе любой экономической системы, ведь, если бы не существовало произведённого товара или услуги, деньги потеряли бы всякий смысл, ибо на них нечего было бы купить.
Распределение – это процесс определения доли каждого из участников производства в готовом продукте. В производстве такого продукта, как, например, хлеб, участвуют не только пекари и директор хлебозавода, но и дворник, электрик, уборщица, юрист, бухгалтер и т. д., правда, косвенным образом. Распределение представляет собой расчёт заработной платы каждого из них, в целях выкупа предпринимателем или государством, в случае, если оно нанимает работника, не принадлежащих ему долей в стоимости продукта. Распределение никоим образом не зависит от факта реализации товара или услуги, поскольку качественно выполненный труд должен быть оплачен независимо от того, обладает ли предприниматель или государство способностью его продать. Запрет на принудительный бесплатный труд (рабство) закреплён Конституцией и Трудовым кодексом РФ. Проблема несправедливого распределения является стержневой для всех без исключения левых (коммунизм, анархизм) и некоторых центристских (социал-демократия) политических идеологий.
Обмен – процесс размена одних товаров и услуг на другие. Обмен как экономическое явление необходим современному обществу затем, что человек уже не способен да и не заинтересован в том, чтобы обеспечивать себя всеми необходимыми благами сам. В более ранние времена, когда потребности человека были более ограничены, это, однако было возможно. В связи с этим выделяют два типа хозяйственной деятельности людей:
1) натуральное хозяйство – производство товаров и услуг не в целях обмена, но для удовлетворения собственных потребностей (приготовление обеда для семьи и др.)
2) товарное хозяйство – производство экономических благ для продажи
В современном мире, безусловно, господствует товарное хозяйство, направленное на обмен товарами и услугами.
Вариант, при котором товар меняется на товар или на услугу непосредственно, без участия денег, называется бартером . Такая разновидность обмена достаточно редка в нашем обществе и чаще всего встречается в случае заключения обменных сделок между предпринимателями.
Если товар или услуга меняются на деньги, то это называется куплей-продажей .
Стоит отметить, что непосредственный обмен услуги на услугу не всегда считается экономическим отношением (например, мама подарила ребёнку новую рубашку, а ребёнок помог маме донести сумки с продуктами из магазина домой).
Потребление – это процесс извлечения из товара или услуги полезных свойств. При этом следует понимать, что для разных людей разные товары обладают в физиологическом, психологическом, социальном и культурном смысле разной полезностью. Например, полезность крема для бритья для женщины равна нулю, как и цветного лака для ногтей для мужчины. В то же время, человек извлекает из экономических благ далеко не все их полезные свойства. Например, учитель обществознания вполне может поговорить с учеником о его личных проблемах, подвезти на своей машине до дома или даже помочь передвинуть шкаф, однако всё перечисленное будет иметь второстепенное значение в сравнении с передачей знаний об обществе.
Потребление, являясь последней стадией экономического процесса, может в отдельных случаях быть как наиболее продолжительным, так и наименее длительным этапом. Например, пирожок с капустой производится приблизительно за два часа, может залежаться на витрине магазина вплоть до нескольких дней, зарплату за изготовление пирожка повар получит не ранее, чем через полмесяца, а вот употребить его можно и за полминуты. Другой пример, пирамида Хеопса в Египте. Построена она была не более, чем за пятьдесят лет, работники получили от фараона зарплату несколько тысяч лет назад, однако в качестве туристического объекта она используется и по сей день.
Учёные выделяют следующие сферы экономической деятельности:
1) микроэкономика – экономика отдельного человека (производителя, потребителя, собственника, работника), семьи, предприятия или организации
2) макроэкономика – экономика государства или мировая экономика
Обществознание. Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Баранов П.А., Шевченко С.В.
М.: 2012. - 160 с.
Пособие рассчитано на самостоятельную или под руководством учителя подготовку школьников и абитуриентов к ЕГЭ. В него включён материал содержательного блока «Экономика» школьного курса обществознания.
Теоретическая часть пособия представлена в краткой и доступной форме. Большое количество схем и таблиц позволяет легко и быстро сориентироваться в теме и найти нужную информацию.
Тренировочные задания соответствуют современному формату ЕГЭ, учтены изменения в содержании экзаменационной работы, внесённые в последние годы.
В конце книги представлены ответы для самопроверки на все задания частей 1 (А) и 2 (В), основное содержание ответов на задания части 3 (С) и подробные рекомендации для написания эссе.
Формат: pdf
Размер: 4,6 Мб
Скачать: yandex.disk
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 4
Теоретический материал (экспресс-курс) 11
Тема 1. Экономика и экономическая наука 11
Тема 2. Факторы производства и факторные доходы. 20
Тема 3. Экономические системы 23
Тема 4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение 30
Тема 5. Постоянные и переменные затраты 42
Тема 6. Финансовые институты. Банковская система. 45
Тема 7. Основные источники финансирования бизнеса 53
Тема 8. Ценные бумаги 61
Тема 9. Рынок труда. Безработица 63
Тема 10. Виды, причины и последствия инфляции 72
Тема 11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП 76
Тема 12. Роль государства в экономике 81
Тема 13. Налоги 89
Тема 14. Государственный бюджет 94
Тема 15. Мировая экономика 100
Тема 16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника,
потребителя, семьянина, гражданина 109
Тренировочные задания 114
Часть 1 (А) 114
Часть 2 (В) 129
Часть 3 (С) 138
Ответы на тренировочные задания 142
Часть 1 (А) 142
Часть 2 (В) 145
Часть 3 (С) 146
Литература 155
Что из перечисленного ниже является общественным благом?
1) жилищное строительство для всех граждан
2) разработка лекарственного препарата
3) уличное освещение
4) компьютеризация всех отраслей
Пояснение.
Общественные блага - блага, обладающие следующими признаками:
1. признак неисключения - практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага;
2. признак неконкурентности в потреблении - потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим;
3. признак неделимости - благо нельзя разложить на отдельные единицы.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
Одной из задач экономической науки является исследование
1) влияния окружающей среды на работоспособность человека
2) закономерностей взаимодействия социальных общностей
3) влияния инвестиционной политики на профессиональный состав безработных
4) факторов, способствующих социальной мобильности
Пояснение.
Ответ: 3
Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука
Одной из задач экономической науки является разработка
1) бюджета страны на следующий год
2) ресурсосберегающих технологий
3) путей преодоления социальной апатии в обществе
4) методов использования модели «затраты - выпуск»
Пояснение.
Существует два значения понятия экономики:
1. Экономика − наука изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности.
2. Экономика − способ организации деятельности людей, направленный на создание благ, необходимых для удовлетворения своих потребностей.
Во втором варианте указана задача технологических наук.
В третьем - психологии, социологии.
Деятельность экономики как науки проиллюстрирована в 4 пункте.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука
1) открытие нового супермаркета
2) расчёт изменения спроса на мобильные телефоны
3) оказание населению медицинских услуг
4) расширение сети парикмахерских салонов
Пояснение.
Расчеты - это теория, то есть научный метод, все остальное - практика.
Ответ: 2
Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука
Экономическая наука изучает
1) последствия воздействия общественного производства на природу
2) территориальное размещение природных ресурсов
3) способы и результаты хозяйственной деятельности общества
4) многообразные потребности человека и способы их удовлетворения
Пояснение.
Экономическая наука - наука о хозяйстве, управлении, отношениях между людьми, а также людьми и окружающей средой, возникающими в процессе производства, распределения, обмена, потребления продукта, благ, услуг.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука
Гость
08.06.2012 18:58
Ответ 4 тоже правильный, так как потребности человека возникают в как в результате процесса. Основная задача экономики - удовлетворение безграничных возможностей человека в условии ограниченности ресурсов. Например те же самые маркетологи изучают вкусы и потребности потребителей. Если бы экономика не изучала потребности человека, то и производить было бы не для кого, а такая экономика теряет смысл и всякую рентабельность. Исправьте пожалуйста.
Гость
24.10.2012 21:56
Во- первых, если под экономической наукой понимается а экономическая теория, то правильный ответ (с натяжкой) -4, а если говорить о прикладной экономической науке, то ответ 3. Извините, но многие вопросы просто "Корявые" и ответы к ним - тоже. Если детям придется на них отвечать- я им на завидую
Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)
В том-то и дело, что 4-й ответ правилен «с натяжкой». Часто в ЕГЭ по обществознанию приходится отмечать «самый подходящий» вариант.
Лиза Зидыганова
07.06.2013 09:48
Я согласна вопрос некорректный.
Валентин Иванович Кириченко
Я с вами согласен, но такие вопросы встречаются на реальном экзамене, поэтому мы стараемся вас к ним максимально подготовить.
Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как хозяйство?
1) производство необходимых обществу благ и услуг
2) объяснение факторов, влияющих на снижение курса национальной валюты
3) исследование причин экономической стагнации
4) разработка перспективных моделей развития сферы услуг
Пояснение.
Экономика как хозяйство - это сфера деятельности, направленная на производство, распределение, обмен и потребления необходимых благ услуг.
Правильный ответ: 1
Ответ: 1
Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука
Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?
1) изучение моделей функционирования фондового рынка
2) оказание населению образовательных услуг
3) развитие сетей мобильной связи
4) производство крупной партии легковых автомобилей
Пояснение.
Экономика, как наука - совокупность наук о ведении народного хозяйства, сложившиеся в самостоятельную отрасль общественных наук, также это совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.
Экономическая действительность является объектом экономических наук, которые подразделяются на теоретические и прикладные.
Теоретическую экономику также называют экономической теорией - наукой о том, как люди и общество выбирают способ использования ограниченных ресурсов.
Ответ: 1
Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука
Пояснение.
Экономика - совокупность наук о ведении народного хозяйства, сложившиеся в самостоятельную отрасль общественных наук. Экономическая действительность является объектом экономических наук, которые подразделяется на теоретические и прикладные. Теоретическую экономику также называют экономической теорией - наукой о том, как люди и общество выбирают способ использования ограниченных ресурсов.
Правильный ответ указан под номером 2.
Ответ: 2
Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука
Существуют различные значения понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику в значении «хозяйство»?
1) оказание населению медицинских услуг
2) анализ факторов формирования денежной массы
3) выявление закономерностей формирования спроса
4) исследование принципов сетевого маркетинга
Пояснение.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука
Понятие «экономика» можно рассматривать в двух основных смыслах: как науку и как хозяйство. Экономику как «хозяйство» характеризует позиция:
1) изучение последствий мирового кризиса для финансового рынка
2) прогнозирование долгосрочного развития автомобильной отрасли
3) расчет последствий вступления в ВТО для внутреннего рынка страны
4) увеличение спроса на услуги косметических спа-салонов
Пояснение.
Экономика - как хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука
Экономика рассматривается в двух ключевых смыслах: «наука» и «хозяйство». Какая позиция характеризует экономику как науку?
1) развитие сети современных спа-салонов
2) открытие завода по производству молочных продуктов
3) изучение тенденций развития валютного рынка
4) отмена ввозных таможенных пошлин на гаджеты
Пояснение.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука
Понятие «экономика» имеет несколько смысловых значений. Что из нижеследующего характеризует экономику как науку?
1) смена руководства производством
2) производство комплектующих для автомобилей
3) расчёты показателей эффективности производства
4) продажа технологии производства
Пояснение.
Экономика имеет двойственный смысл: 1) наука 2) система хозяйствования
Наука экономика исследует как в условиях ограниченности ресурсов удовлетворить постоянно растущие потребности. К признакам науки относят расчет, прогноз, новизну, системность, доказательность. Правильный ответ 3, все остальное относится к практической хозяйственной деятельности.
Правильный ответ указан под номером: 3
Ответ: 3
Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука
Понятие «экономика» имеет несколько смысловых значений. Что из нижеследующего характеризует экономику как хозяйство?
1) изучение потребительского рынка
2) производство комплектующих для автомобилей
3) расчёты эффективности производства
4) прогнозирование колебаний ценовой политики
Пояснение.
Экономика имеет двойственный смысл: 1) наука 2) система хозяйствования, хозяйство.
Хозяйство - это практическая деятельность по удовлетворению людей материальными ресурсами. Следовательно правильный ответ - 2, все остальное относится к экономике, как науке.
Правильный ответ указан под номером: 2
Ответ: 2
Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука
Свободные блага в экономической теории – это блага,
1) производство которых гарантируется и обеспечивается государством
2) которые для потребления не требуют отказа от других благ и могут потребляться в неограниченном количестве
3) доступные в ограниченном количестве и вынуждающие потребителя осуществлять выбор предпочтений
4) производимые частными производителями на свой страх и риск
Пояснение.
Свободные блага - это блага, которые для потребления не требуют отказа от других благ, и, следовательно, могут потребляться в неограниченном количестве.
Блага производимые государством, предоставляемые гражданам на равных правах называются общественными.
Доступные в ограниченном количестве и вынуждающие потребителя делать выбор - блага экономические.
Правильный ответ указан под номером 2.
Ответ: 2
Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука
Экономика семьи. Мир быстро меняется, перед нашей страной стоят новые задачи, но неизменным остается основа любого общества - семья. Семья - один из древнейших социальных институтов, меняя свои формы, была во всех известных цивилизациях и культурах. Жизнедеятельность семьи тесно связана с социально-экономической, политической, культурной реальностью страны. Семья, как зеркало, отражает все плюсы и минусы политики данного государства.
Вкладывая ресурсы в семью, государство укрепляет производительные силы общества, обеспечивает создание человеческого капитала на среднесрочную и долгосрочную перспективу, готовит будущих активных граждан, способных быть конкурентоспособными в окружающем мире. На современном этапе развития государства возникает необходимость осознания и переосмысления изменений социально-экономического, политического, демографического и духовной жизни людей с целью изобретения путей для улучшения условий функционирования семьи, в том числе семьи с детьми. С одной стороны, важно не потерять положительного опыта, с другой - выделить проблемы современной семьи и определить возможные варианты их решения.
Экономика, развиваясь, влияет на жизнь общества в целом, на становление каждой личности, на деятельность человеческих коллективов, важнейшим из которых является семья.
Сущность семьи в экономическом аспекте комплексно раскрывают выполняемые ею экономические функции: демографическая, формирования физических и умственных способностей детей или будущей рабочей силы общества; ведение домашнего хозяйства, обеспечение нормальных бытовых условий; формирование основных потребностей и интересов индивида; обеспечение необходимого уровня потребительского спроса для товаров и услуг; сбережения необходимых средств для приобретения товаров длительного пользования и обеспечения старости; восстановление работоспособности занятых в народном хозяйстве членов семьи и детей, обучающихся, т.е. рекреационная функция; социализация, т.е. включение членов семьи в систему общественных отношений страны (и в том числе экономических, социальных, политических, национальных, культурных и др.); экологизация, т.е. подготовка членов семьи к их общению с природой, рациональному взаимодействию человека и природы.
Экономическая роль семьи в рыночной экономике достаточно важная и сложная. В рыночной экономике семья решает различные проблемы ведения домашнего хозяйства, семейного бизнеса, воспроизводства рабочей силы, обеспечение необходимого уровня потребительского спроса, формирование потребительского потенциала. Решение проблем семьи, ведущей домашнее хозяйство и занимающейся предпринимательской деятельностью в условиях рыночной экономики, следует искать в:
- - формировании новых потребностей и возможностей семьи;
- - создании условий развития и реализации экономических функций семьи;
- - обеспечении нормальных бытовых условий семьи;
- - повышении ее социально-экономического статуса.
Социально-экономический статус семьи - это интегральный показатель, который отражает в семейных отношениях особенности социально-политического устройства государства, его правовые основы, уровень развития экономики, культуры и общественного самосознания.
Домашнее хозяйство выполняет двойную роль в современной экономике. Оно является активным субъектом рыночных отношений, а также важным звеном в экономическом круговороте ресурсов, товаров (услуг), доходов. Упрощенную модель включения домохозяйств в производственно-распределительный круговорот и место семьи в современной экономике иллюстрирует рис. 3.1.
Рис.
Развитие семьи можно рассмотреть через становления домохозяйств в условиях современной России как субъекта рыночной экономической системы. Его условно можно разделить на несколько этапов: становление сектора домохозяйств; адаптация членов домохозяйств к новым социально-экономическим условиям; развитие данной хозяйственной формы на принципах рыночного хозяйствования.
Трансформационные процессы, происходящие в стране, существенно поменяли социальную, экономическую, политическую среду, в которой функционируют домохозяйства. Рыночные преобразования активизировали использование домохозяйствами своих ресурсов на самообеспечение, удовлетворение потребностей, развитие.
Экономические кризисы девяностых и двухтысячных годов затрудняли развитие домохозяйств, что выразилось в снижении уровня оплаты труда и одновременного роста количества безработных, снижении возможности получения кредита на производственные, потребительские цели. Нестабильная ситуация значительно сдерживала процесс инвестирования, что отрицательно сказывается не только на дальнейшем развитии домохозяйства, но и экономики страны в целом.
Решение сложившейся ситуации важно, поскольку домохозяйство является одним из массовых и основных структурных элементов социально-экономической системы. Шагами для решения могли бы стать совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность домохозяйств, ослабление налогового бремени, введение льготного кредитования, особенно для осуществления предпринимательской деятельности, совершенствование социальной политики и др.
Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Экономика (в переводе с греческого - «искусство ведения домашнего хозяйства») в современных условиях представлена как многозначное понятие. В частности, экономику определяют как:
- - народное хозяйство данной страны, группы стран или всего мира;
- - совокупность экономических отношений в сфере производства, распределения, обмена, потребления продукции.
Экономика - взаимодействие человека с окружающим миром, окружающей средой, специфика и степень овладения человеком силами природы. Экономика - взаимодействие производительных сил и производственных отношений (совокупность личностных и материально-вещественных факторов производства). Экономика - базис, система производственных отношений. Экономика через призму понимания эксцентрический модели, в середине которой стоит человека (индивид) с его знаниями, опытом, практикой и тому подобное. Экономика как совокупность общественных отношений, как народное хозяйство данного государства является объектом изучения экономической теории.
Экономическая наука - это сфера научной деятельности человека, основной функцией которой является познание и систематизация объективных знаний о законах и принципах развития экономической действительности. Экономическая наука представляет собой систему научных взглядов на хозяйственную жизнь общества. Экономическая теория дает представление о закономерностях развития общества, не только объясняет, но и дает возможность предотвратить негативные явления и ошибки в экономическом обществе, т.е. создает возможность прогнозировать развитие, экономить ресурсы, способствовать повышению уровня жизни населения.
Экономика как индустриальный тип производства на определенном этапе своего развития перешла в постиндустриальный тип производства, а со временем будет воссоздана в ноосферном типе производства. Экономика - явление объективное, реально отражает экономические связи, принципы развития и т.п. Экономическая теория воплощается в хозяйственную практику через экономическую политику.
Экономическая политика - источник экономической власти. Она выступает рычагом распределения, перераспределения, обслуживания, содержания власти, в том числе экономической. Экономическая политика используется для перераспределения прав собственности и концентрации этой собственности у субъекта, который ее осуществляет. Экономическая политика - это целостная система (комплекс) мероприятий государства, направленных на развитие национальной экономики в интересах всех социальных групп общества. Говоря об экономике и многозначности этого понятия, мы подчеркиваем, что экономика - общественно-экономическая наука появилась не мгновенно, необходима была база, основа для создания этой общественной науки.