Функционально эргономические требования ландшафтного проектирования. Эргономика в сфере дизайн проектирования
Кухню лучше ориентировать на северо-восток или северо-запад. Она должна иметь связь с подвалом и садом. Желательно иметь визуальную связь с садовой калиткой, дверью дома, площадкой, где играют дети, и террасой.
Кухня должна иметь хорошую связь с прихожей, столовой и помещением для домашних работ. Кухня является рабочим местом квартиры, помещением, в котором проводят много времени. Часто кухня, одновременно являющаяся столовой - место встречи всей семьи.
При оборудовании кухни следует добиваться: коротких рабочих путей, последовательности рабочего процесса, достаточной свободы движений, удобного положения тела при готовке пищи и соответствия высоты оборудования размерам тела, избегая работы стоя.
Минимальная площадь кухни-ниши 5-6 м2, кухни - 8-10 м2, кухни-столовой - 12-14 м2. Для облегчения работы надо стремиться к целесообразному расположению оборудования. Слева направо это - стол, плита, рабочий стол для посуды, мойка, место для сушки. Для удобного пользования оборудованием и мебелью расстояние между ними должно быть 120 см. При глубине 60 см оборудования и кухонной мебели ширина кухни должна составлять 240 см.
Удобная кухня предполагает рациональную организацию рабочего места. При размещении оборудования следует обращать внимание на то, чтобы пути были минимальными, отвечали последовательности рабочего процесса и было бы достаточно места для движения. Небольшой угол с местами для сиденья является преимуществом. Мебель должна обеспечивать удобство позы при работе, соответствие высот рабочих плоскостей размерам тела (достигается разной высотой цоколя). Кухонное оборудование и мебель изготавливаются так, чтобы они хорошо подходили друг к другу и были взаимозаменяемы. В небольших по размеру кухнях рекомендуются полы из светлых плиток, светлая окраска стен и потолков, что помогает создать светлую спокойную атмосферу.
Большинство кухонь проектируются слишком маленькими. Минимальная площадь кухонного помещения должна составлять 8 м2. Небольшие помещения требуют тщательного планирования. Важна не столько площадь кухни, сколько полезная площадь для целесообразной расстановки мебели и оборудования. Стандартные размеры мебели и оборудования кратны 60 см. Идеальная длина фронта, занимаемого оборудованием и мебелью -7 м. Навесные шкафы до потолка дают дополнительное место для посуды и др. приспособлений. Минимальная ширина кухни - 240 см. При меньшей ширине рекомендуется размещение оборудования вдоль одной стенки или в форме буквы Г.
Оборудование и напольные шкафы имеют высоту 85-92 см. Подоконники должны иметь большую высоту, чтобы они не мешали размещению оборудования. Обратите внимание на правильную подводку воды и газа.
Столовые. 60 х 40 см - площадь стола, необходимая человеку при приеме пищи. Она обеспечивает необходимое пространство для еды без помех от соседей. Посередине стола необходимо предусмотреть место шириной 20 см для размещения посуды, поэтому идеальная ширина обеденного стола - 80-85 см. Круглые, шестиугольные и восьмиугольные столы диаметром 90-120 см идеальны для 4 человек.
Взаимоотношения человека с предметным миром не ограничиваются только простым любованием эстетическими достоинствами объектов. Важно, чтобы окружающие нас предметы были не только красивыми и приятно выглядящими эстетически, но и удобными, комфортными в использовании, соответствующими его физиологическим и анатомическим особенностям. Поэтому область дизайна сегодня тесно переплетается с эргономикой – комплексно-прикладной наукой, рассматривающей человека в данных условиях его деятельности и повседневной жизни.
Эргономика нацелена на то, чтобы в отношениях с окружающими объектамимы сохраняли хорошее здоровье, снижалась бы наша утомляемость, повышалось настроение, эффективность труда или отдыха. Сегодня эргономика стала одной из значимых составляющих промышленного, предметного и интерьерного дизайна.
Понятие эргономики, предназначение и истоки
Эргономика в дословном переводе с греческого означает «закон работы» («ergon» – это работа, а «nomos» – закон). Под этим понятием понимают целую область знаний, исследующуюдеятельность человека в своеобразной системе «человек – оборудование (техника) – окружающая среда» для достижения большей эффективности труда. Тут специалисты по эргономике изучают такие вопросы, как движения тела человека в процессе трудовой деятельности, определение энергетических затра и производительности в различных условиях.
В более широком понимании эргономика означает научное направление, которое исследует разнообразные объекты, находящиесяв тесном контакте с человеком в его повседневной жизни, то есть как на рабочем месте, так и в быту. В ее основе лежат научные результаты множества дисциплин и направлений, в том числе физиологии, психологии, биомеханики, антропометрии, медицины, гигиены труда и социологии.
Само понятие «эргономика» появилось только в 1949 г. в Великобритании. В Америке данная область знаний первоначально называлась «Исследование человеческих факторов», а в Германии – «Антропотехника». Но в действительности эргономика, как и дизайн, существовали задолго до XX столетия.
Еще в первобытные времена вопросы удобства и эргономики играли для человека важную роль. Первобытные люди старались подбирать под форму своей руки подходящий камень, обрабатывали его и приделывали к нему рукоять для пущего удобства и безопасности в использовании. Затем это орудие применялось для добычи пищи, охоты или защиты. Человек уже в древности старался соизмерять создаваемые им предметы со своими физиологическими возможностями, чтобы сделать их не только эстетически приятными, но и максимально удобными. Археологические раскопки сегодня предоставляют нам возможность восхититься, насколько продуманными были орудия труда, создаваемые первобытными людьми.
Впрочем, настоящий толчок к развитию эргономики был дан именно в начале XX столетия, когда возникли проблемы, связанные с внедрением в производство новой техники и технологических решений. Научно-технический прогресс спровоцировал рост травматизма на производстве, ухудшение настроения работников и другие проблемы, обеспечивших высокую текучесть кадров. Работникам нужно было приспосабливаться к производственной технике и рабочему пространству, что зачастую негарантировало их безопасности и высокой эффективностипроизводства. Поэтому вопросы эргономики стали выходить на первый план.
Эргономика учитывает удобство работы с устройством
Специалисты по эргономике начали проектировать весь процесс рабочей деятельности таким образом, чтобы выполнение производственных задач было для человека максимально безопасным и удобным. Благодаря внедрению эргономического подхода стало проектироваться промышленное оборудование нового типа с предупредительными сигналами (сигнальные лампы и сирены), удобными размерами кнопок, ручек и рычажков.
Эргономика отталкивается от того, что человек должен легко находить, быстро отличать друг от друга разнообразные предметы (технику) и комфортно работать с ними. В 60-е годы прошлого века эргономика уже сформировалась как научная область знаний – в эти годы в различных странах мира начали появляться общества и ассоциации, специализирующие на вопросах эргономики.
К началу XXI века были определены три основных направления внутри данной дисциплины:
- Эргономика, рассматривающая проблемы взаимоотношений человека с физической средой. В этом области изучаются вопросы, касающиеся антропометрическихи физиологических особенностей человека, которые имеют непосредственное отношение к его повседневной жизни или физическому труду.
- Когнитивная эргономика. Эта область связана с психологией восприятия, в частности, как зрительное или иное восприятие влияет на принятие решений, отношения между человеком и другими объектами окружающей среды.
- Направление эргономики, изучающая взаимосвязь человека, групп людей с техникой для обеспечения наилучших условий труда. Такая организационная эргономика также рассматривает вопросы обеспечения связей между отдельными людьми, их совместной кооперации и управления.
Основной задачей эргономики как научной дисциплины стала разработка подходящей формы предметов, которые были бы по-настоящему удобными и безопасными для человека в пользовании. Эргономика призвана повысить трудовую эффективность человека путем улучшения условий труда.
Постепенно область применения эргономики перешла из трудовой деятельности в нашу обычную повседневную жизнь. Сегодня эргономика в тесном переплетении с дизайном используется во многих областях. Основной задачей этой научной дисциплины стала разработка подходящей формы предметов, которые были бы по-настоящему удобными и безопасными для человека в пользовании. Эргономика призвана повысить трудовую эффективность человека путем улучшения условий труда. Вопросы эргономики также учитываются дизайнерами при проектировании бытовых предметов и при оформлении интерьеров.
Вопросы эргономики в сфере дизайна
Где бы ни находился человек, на работе или дома, он всегда хочет пользоваться изделиями, отличающихся удобством и безопасностью. И дизайн, и эргономика оказывают влияние на удовольствие от пользования тем или иным предметом, поэтому не удивительно, что эти два отдельных направления органично перетекают друг в друга. В различных отраслях промышленности в настоящий момент профессиональные дизайнеры сотрудничают со специалистами по эргономике, которые предоставляют различные данные о физиологических и биомеханических особенностях человека, участвуют в разработке и испытаниях изделий.
Исходя из психологических, гигиенических и прочих нормативов, разрабатываются соответствующие требования к новым предметам или технике, чтобы они, в конечном счете, оказались удобными и комфортными в пользовании. Например, зубная щетка, изогнутая таким образом, чтобы ее щетка доставала до задней поверхности зубов, цифровой зеркальный фотоаппарат, который комфортно держать в руках или производственное оборудование, обеспечивающее высокий уровень безопасности. Комфорт, превосходная функциональность и привлекательный внешний вид – все эти требования к создаваемым предметам могут быть обеспечены только грамотным сочетанием эргономики и дизайна.
Одно из основных понятий, которыми оперирует эргономика — это анатомические особенности человека. Анатомические факторы широко используются в дизайне. Задача дизайнера заключается в том, чтобы обеспечить адаптацию создаваемых изделий к конкретному человеку, чтобы последнему было удобно и комфортно ими пользоваться.
В частности, при проектировании обычного стула дизайнерами рассматривается вопрос того, как высоко от сидения должна размещаться изогнутая спинка, чтобы спина человека могла комфортно опереться на нее. Для ответа на этот немаловажный вопрос специалисты обращаются к эргономике, в которой уже давно существует такое понятие, как Линия Акерблома. Это средняя величина, определяющая, в каком месте наш позвоночник имеет в поясничном отделе соответствующий изгиб вовнутрь (примерно 23 см). Опору позвоночнику необходимо предусмотреть именно на этом расстоянии от сидения стула.
Нужно отметить, что в эргономике довольно часто применяются специальные плоские манекены, которые воспроизводят пропорции тела человека. На основе этих данных дизайнеры впоследствии проектируют новое изделие, либо оформляют рабочее пространство, которые бы подходило большинству людей по эргономическим параметрам. Плюс к этому, конечно, применяется компьютерный анализ и различные современные программные возможности, а также довольно простые инструменты вроде контрольных опросов или листков, посредством которых собираются данные о том, что так или иначе связано с различными факторами в повседневной или трудовой деятельности человека, включая уровень комфорта и безопасность.
Применение эргономических принципов в дизайне получило большое распространение при разработке мебели, в оформлении интерьеров жилых, офисных и производственных помещений. Эргономика рассматривает все вопросы, связанные с составляющими рабочего пространства или жилой зоны, начиная от обычной компьютерной мыши и заканчивая подходящим температурным режимом. В помещении, оформленном по законам эргономики, человек действует практически интуитивно — он без особого труда может найти выключатель на стене, цветовое решение интерьеров и освещение создают нужное настроение, вдохновляющее или, наоборот, успокаивающее.
Например, при разработке дизайна мебели и создания пространства для зоны отдыха дизайнеры отталкиваются от антропометрии человека, который сидит в расслабленной, спокойной позе. Обязательно учитывается и уровень наклона сидения для того, обеспечить удобство вставания с кресла или стула. В разнообразных зонах отдыха нередко устанавливаются угловые диваны, причем правила эргономики требуют от дизайнера такого расположения мебели, чтобы человек, сидящий на таком диване, мог свободно расположить свои ноги и при этом не мешать окружающим людям.
В жилых помещениях, связанных со сном, в частности в спальне, мебель выбирается и размещается исходя из размеров спящего, лежащего человека. Здесь факторы эргономики запрещают размещение дивана его протяженной стороной вдоль наружной стены помещения или изголовья дивана в несколько затесненном пространстве.
Особенное внимание уделяется вопросам эргономики при организации и оформлении пространства для работы. Дизайнерам по интерьеру приходится отталкиваться от анатомических особенностей человека, который сидит за своим рабочим столом. Например, при проектировании зоны за рабочим компьютером эргономика акцентирует внимание, прежде всего, на длине голени человека, поскольку именно она указывает на оптимальную высоту его кресла или стула. Эргономика рабочей зоны предусматривает и то, что высота, площадь и наклон рабочего стола определяются типом выполняемой сотрудником работы.
Все нужные в трудовой деятельности предметы, согласно правилам эргономики, размещаются на доступном расстоянии от стола, чтобы человек мог свободно ими пользоваться, не прибегая к лишни усилиям. Эргономика также требует повышенного внимания дизайнера к организации освещения. Освещение не должно носить интенсивный и слишком яркий характер, чтобы не слеплять или излишнене раздражать глаза человека. Оно должно способствовать комфортной работе и положительному настроению человека.
Итак, эргономика в настоящее время играет значимую роль в промышленном и предметном дизайне, при создании бытовых изделий и проектировании офисного оборудования, а также при оформлении интерьеров и планировке помещений. Этосложная дисциплина, которая в той или иной степени влияет на все вопросы, касающиеся области деятельности профессионального дизайнера.
Предметная среда, эргономические основы организации
Колесникова Анастасия Александровна,
аспирант кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета.
Эргономика является базисом в дизайне, тем фундаментом, который закладывает основу всего создаваемого. В своей книге В.Ф.Рунге так говорит о дизайне: «Одной из главных целей которого, является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. Именно композиционное единство позволяет рассматривать эргономику как естественнонаучную основу дизайна» . В индустриальном дизайне эргономика участвует в создании предметов быта, орудий труда и механизмов, а в графическом дизайне в разработке упаковки. В дизайне среды достижения эргономических исследований учитываются в проектировании интерьера и экстерьера, организации ландшафтного дизайна.
Эргономика – это научная дисциплина, которая изучает деятельность человека в бытовых и трудовых процессах, создавая наиболее благоприятные условия жизнедеятельности и психического состояния человека. Проект помещения должен быть с самого начала ориентирован на создание системы эргономических свойств, так как это является наиболее важной целью. Целью эргономики является улучшение взаимосвязи человека с окружающей его средой, сохранение его здоровья и создание условий для развития личности. Связь между тем, что окружает человека, с чем он сталкивается в повседневной жизни, в эргономике сокращенно называется «человек – машина – среда». Данная система гармонизирует компоненты, причины объединенные определенной целью. Требования предъявляемые к системе «человек – машина – среда» неотьемлимо связаны с достижением поставленных целей.
Данные примеры указывают на то, что эргономические основы участвуют в формировании целой среды дизайна и их значение невозможно переоценить. «Являясь научной дисциплиной, эргономика базируется на синтезе достижений социально-экономических, технических и естественных наук» . В результате она направлена на создание благоприятных условий взаимодействия человека с окружающей его средой на обеспечение интересов всего общества и каждого пользователя в отдельности.
Формы окружающих нас предметов, их соотношения между собой по размеру, материал из которого выполнен предмет и его объемно-пространственное строение могут выступать в качестве предметной среды. «Единство предметной среды достигается использованием художественных средств и адресовано духовному миру человека» .
На протяжении всей жизни человек находится в жилом помещении или в помещении производственного назначения или в общественном. Такие помещения как детские сады, общеобразовательные школы, среднеспециальные учреждения, вузы и школы дополнительного образования относятся к общественным. Общественные здания по социальному значению относятся к сфере обслуживающей деятельности. Саму обслуживающую деятельность можно разделить на несколько групп – обучение, питание, торговля, экспозиция, зрелище и ожидание. Каждая из этих групп определяет свою роль в формировании пространственной среды. Система образования делится на дошкольный, общеобразовательный и профессиональный этапы. На выбор оборудования и организацию пространственного строения оказывает влияние выбираемого помещения (группа детского сада, класс, аудитория, мастерские). В основу проектирования интерьера или экстерьера становятся антропометрические данные и психофизиологические особенности учащихся всех возрастов, так как формы обучения могут быть как индивидуальные, так и коллективные или групповые. Каждая из этих форм выявляет свои особенности.
Коллективная форма обучения, например, предполагает работу педагога с классом, группой. Внимание учащихся должно быть приковано в сторону учителя или к меловой доске. Для этого необходимо посадка учащихся рядами за учебными партами на всей площади класса, так чтобы их визуальная ориентация была направлена на переднюю стену. Важно отметить, что распределение мебели и оборудования определяется условием нормальной видимости педагога или пособий.
При групповой форме обучения учащиеся разделяются на несколько групп, это необходимо для проведения практических упражнений, лабораторных и творческих работ. Такие виды деятельности могут проводится в группах детского сада, в школьных классах, комнатах дополнительного образования или спортивных залах. Важное значение для групповых занятий, имеет наличие свободного пространства и грамотное размещение оборудования по зонам.
Мини гостиницы г Екатеринбурга. Мини гостиница Екатеринбург .
При индивидуальной форме обучения акцент делается на контакте педагога с учащимся, где последний может находиться у доски, у прибора или у учебного пособия.
Рассматривая дошкольные учреждения, мы можем наблюдать, что большее количество помещений включает групповые комнаты, такие как игровые и группы нахождения детей, актовые и спортивные залы. В свою очередь, группы нахождения детей предназначены как для игр, так и для приема пищи, а иногда и для сна. Для этого, как было замечено ранее, в помещениях необходимо соответствующее грамотное распределение оборудования по зонам. А вот музыкальные или спортивные залы могут на время ненастной погоды использоваться для проведения праздников или как дополнительная рекреация.
Большое значение в дошкольных учреждениях отводится функциональной и мобильной мебели. «Метод «конструктора» позволяет создавать мебельные модули, на основе которых выбираются различные варианты планировки и оснащения, например классов в зависимости от состава учащихся, размеров и конфигурации помещений и т.п. Школы получают контейнеры со «строительным материалом», из которого монтируют нужные предметы и системы под свои конкретные условия» . Зачастую детская мебель выглядит как взрослая, только в уменьшенных размерах. Что касается столов, то обычно они двухместные или четырехместные. Необходимы так же емкости для хранения игрушек и вспомогательных материалов, эти хранилища могут выполнятся из разных материалов, но с учетом антропометрических данных ребенка и эргономических исследований. Помимо обыденного режима дня в группах могут проводиться просмотры наглядных графических материалов, познавательных фильмов, телепередач, диафильмов.
Основой эргономики так же является влияние цвета и света, от которых зависит благоприятное пребывание в помещении, в следствии, повышение или снижение трудового процесса. «Наилучшие условия естественной освещенности создаются при следующих ситуациях: при верхнем освещении, при боковом левом, сочетающимся с верхним подсветом; при угловом освещении (слева и сзади); при освещении с двух сторон (слева и справа)» .
Цвет в искусственной среде обитания оказывает огромное значение на душу человека, на его поведение и настроение. Выбор цвета учебного помещения должен быть осознанным и взвешенным. Данные помещения рассчитаны как на отдых так и на умственную работу. В последние помещениях следует использовать тонизирующие цвета: желтый, оранжевый тоже подойдет, но область применения данного цвета значительнее менее широка по причинам эстетического порядка. В помещениях для отдыха подойдут – зелено-голубые, голубые и синие цвета, они же являются успокаивающимся.
Тем самым, значение основ эргономики является базисом, который закладывает основу всего создаваемого, ведь область ее применения довольно широка и недооценить ее невозможно. Современные условия окружающей среды, потребности и возможности человека затрудняют или делают невозможным выполнение жизненных функций. Каждый предмет, который создает человек, должен максимально учитывать человеческие факторы. Только в соответствии с этим система «человек – машина – среда» будет гармонична.
Литература
1. Барташевич А.А. Основы композиции и дизайна мебели. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. – 192 с.
2. Бездомин Л.Н. В мире дизайна. – Узбекский ССР.: Фан, 1990. – 295 с.
3. Минервин Г.Б. Основы проектирования оборудования для жилых и общественных зданий: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Архитектура-С, 2005 – 112 с.
4. Раннев В.Р. Интерьер. – М.: Высшая школа, 1987. – 132 с.
5. Ревякин П.П. Цветоведение. – Минск.: Вышейшая школа, 1984. – 285 с.: ил.
6. Рунге В.Ф. Эргономика в дизайне среды. – М.: Архитектура-С, 2005. - 328 с.: ил.
7. Рунге В.Ф. Эргономика и оборудование интерьера. – М.: Архитектура-С, 2006. – 160 с.: ил.
8. Соловьев Н.К. История интерьера. Древний мир. Средний мир. – М.: Шевчук, 2007 – 384 с.
9. Michael Foster. The principles of architecture, styles, structure and design. – Oxford.: Phaidon Press Limited, 1983. – 224pp.: il.
Арендный блок
Напомним определение самой эргономики:
Ergo (греч. работа) + notnos (закон) научная дисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека в трудовых и бытовых процессах, выявляющая закономерности создания оптимальных условий высокоэффективной жизнедеятельности и высокопроизводительного труда.
Эргономика возникла в связи с усложнением технических средств и условий функционирования в современном производстве, существенным изменением трудовой деятельности человека, в которой оказалось синтезировано множество трудовых функций. Поэтому она формировалась на стыке многих наук от психологии, гигиены и анатомии до ряда технических дисциплин.
Предметом эргономики как науки является изучение системных* закономерностей взаимодействиячеловека (группы людей) с техническими средствами, объектом деятельности и средой в процесседостижения цели деятельности или при специальной подготовке к ее выполнению в трудовой идосуговой сферах.
Цель эргономики повышение эффективности и качества деятельности человека в системе
| «человекмашинаобъект деятельностисреда» (сокращенно «человекмашинасреда») при § одновременном сохранении здоровья человека и создании предпосылок для развития его личности.
Объектом исследования в эргономике является система «человек машина среда», т.е. исследуются взаимосвязи человека с предметным миром в процессе трудовой и других видов
° деятельности. Но могут рассматриваться и другие системы, например, система взаимодействия людей в производственном или ином коллективе.
Задачей эргономики как сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приемов) выполнения деятельности и способов
g специальной подготовки (обучения, тренировки, адаптации) к ней, а также тех характеристик средств и условий, которые непосредственно влияют на эффективность и качество деятельности и психофизиологическое состояние человека.
Эргономические требования это требования, которые предъявляются к системе «человек машина среда» (рис. 2) в целях оптимизации деятельности человека-оператора с учетом его социально-психологических, психофизиологических, психологических, антропологических, физиологических и других объективных характеристик и возможностей. Эргономические требования являются основой при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке, i ] пространственно-композиционных решений системы в целом и отдельных ее элементов.
Человек-оператор любой человек, управляющий машиной: диспетчер аэропорта, рабочий-станочник, домохозяйка у плиты или с пылесосом и т.д. для эргономиста все они являются операторами. Эргономика и ее методы в последнее время все шире используются при проектировании не только технических устройств, но и архитектурных объектов, интерьеров, элементов их оборудования. Поэтому представляется целесообразным в этом случае вместо понятия «машина»** употреблять более обобщенные понятия «изделие», «предмет», а вместо
* Система сочетание взаимодействующих факторов, компонентов, объединенных определенной единой целью, системность свойство системы.
**Машина или инструмент деятельности (изделие, предмет) в эргономике любое техническое устройство, предназначенное для целенаправленного изменения материи, энергии, информации и пр. Понятие «машина» может означать как самые простые орудия (нож, молоток и т.п.), так и сложные станки, ЭВМ или космические корабли.
термина «оператор» применять обозначения, подходящие данному действию, «потребитель», «зритель» и т.п.
Эргономические свойства это свойства изделий (машин, предметов или их совокупностей), которые проявляются в системе «человекмашина (предмет)среда» в результате реализации эргономических требований.
Основные структурные элементы эргономики (рис. 3) это теория, методология и научные знания о предмете исследования. Наряду с этими элементами, формирующими общенаучные основы эргономики как науки, важным звеном ее практического функционирования и развития служит блок оперативных средств и методов эргономического исследования, определяющий специфику эргономики в качестве прикладной научной дисциплины.
Блок оперативных средств и методов охватывает три важнейших направления эргономических исследований объекта «человекпредметсреда»: анализ, синтез (моделирование) и оценка объекта.
Результаты эргономического исследования научно и экспериментально обоснованные данные, необходимые для проектной разработки системы.
Процесс проектирования системы с самого начала должен быть ориентирован на формирование ее (системы) эргономических свойств как на одну из важнейших целей, достигаемых в процессе эргономического обеспечения проектирования.
Оборудование
Звуковой
Тактильное воздействие
Результат работы
Средства отображения информации
Органы управления
(Окружающая ] I среда I
Антропометрические данные
Физиологическое состояние
Органы управления и приборы
Человек и окружающая среда
Рис. 2. Система «человекмашинаокружающая среда»
Весь процесс эргономического сопровождения (обеспечения) проектирования можно представить в виде следующих этапов:
анализ деятельности человека с исследованием факторов ее протекания;
разработка эргономических требований и показателей, а также рекомендаций по их учету;
формирование эргономических свойств проектируемой техники (изделия) и среды;
заключительный этап оценка полноты и правильности реализации эргономическихтребований (эргономическая оценка и аттестация).
Эргономика органично связана с дизайном, одной из главных целей которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. При этом отрабатываются не только свойства внешнего вида предметов, но, главным образом, их структурные связи, которые придают системе функциональное и композиционное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Именно последнее обстоятельство позволяет рассматривать эргономику как естественнонаучную основу дизайна. В практическом плане учет человеческих факторов неотъемлемая часть процесса дизайнерского проектирования.
В последние десятилетия и в нашей стране, и за рубежом все чаще употребляется понятие эргодизайн для обозначения сферы деятельности, возникшей на стыке эргономики и дизайна. Эргодизайн объединяет в единое целое научные эргономические исследования «человеческого фактора» с проектными дизайнерскими разработками таким образом, что провести границу между ними порой оказывается просто невозможно.
У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы
Эта тема принадлежит разделу:
Дизайн архитектурной среды
Основы эргономики. Этапы развития, понятия эргономики. Эргономический расчет параметров рабочего места. Эргономика и оборудование отдельных видов среды. Оборудование жилой среды. Оборудование интерьеров общественных зданий. Эргономические аспекты восприятия и проектирования среды. Архитектура, Дизайн среды, Искусство интерьера.
Комплекс производственных процессов, технических средств и оборудования, включающий строительные, монтажные, вспомогательные, транспортные работы, а также работы, связанные с восстановлением, реконструкцией и ремонтом зданий и сооружений, их разборкой и передвижкой, нуждается в эргономических исследованиях и разработках . Однако пока они не получили должного развития. Не случайно строительная индустрия в подавляющем большинстве стран имеет самый высокий уровень травматизма и профессиональных заболеваний по сравнению со всеми остальными отраслями промышленности.
В мире все еще мало институтов или центров, которые специализируются на проведении эргономических исследований и разработок в строительстве. К странам, в которых достаточно интенсивно проводятся работы в этой области, относятся Швеция, Германия, Нидерланды, Финляндия, США. Большинство исследований связано с изучением вредных и опасных факторов в строительстве, где еще крайне высока физическая нагрузка работающих по сравнению с другими отраслями производства. Подъем и перенос грузов во многих случаях осуществляются вручную. Превышение предельно допустимых концентраций пыли в воздухе, высокий уровень шума, вибрации, плохое освещение, особенно в зимнее время года, работа в неблагоприятных климатических условиях - основные вредные и опасные факторы в строительстве .
Лаборатория эргономических проблем в строительстве Швеции выполнила три крупных проекта.
Цель первого - "Эргономика и рационализация работ в траншеях для прокладки трубопровода" - определить необходимое рабочее пространство для укладки труб в открытых траншеях, а также разработать совершенные в эргономическом отношении инструменты для такого вида работ. Проект выполнялся в основном в лаборатории. Модель траншеи в натуральную величину со сдвижными стенами была помещена в ящик с гравием. В эксперименте участвовали квалифицированные рабочие.
Второй проект - "Монтаж конструкции из рифленого железа при кровельных работах". Сотрудники лаборатории предложили несколько простых и практичных способов монтажа, а также меры по технике безопасности. Кроме того, было разработано монтажное оборудование с учетом требований эргономики.
Третий проект - "Транспортировка и прокладка бетонных труб" - разрабатывался совместно со строительным подрядчиком и двумя машиностроительными предприятиями. Проект охватывал этапы от поставки труб с завода до окончательной их прокладки. В результате были не только разработаны эргономические и технические предложения по системе прокладки труб, но и освоены новые виды сотрудничества между исследовательскими и промышленными организациями .
Эргономические проблемы в строительстве связаны с механизацией работ (рис. 6-8). Канадские специалисты проанализировали удобство доступа водителей в кабины дорожно-строительных машин и выявили целый ряд недостатков: отсутствие поручней, слишком высокие подножки, узкие дверные проемы и т.п., что является причиной производственных травм и создает неудобства в работе. Подготовлено и издано руководство "Эргономические основы проектирования кабин башенных кранов", в создании которого приняли участие сотрудники Института здравоохранения и Управления охраны труда в строительстве Нидерландов.
Архитектурное проектирование и дизайн интерьера сталкиваются с эргономическими проблемами при решении следующих задач:
1) определение соотношения между архитектурными структурами и моделями организации пространства;
2) размеры, форма и другие общие свойства пространства;
3) организация маршрутов передвижений, отвечающих требованиям выполнения деятельности и ее эффективности, охраны труда и безопасности;
4) совместимость деятельности людей и окружающей среды;
5) основные типы мебели, принадлежностей, оборудования и их конструктивные характеристики, влияющие на выполнение деятельности, ее результаты и получаемое от нее удовлетворение;
6) расположение мебели, приспособлений и оборудования;
7) группы людей и виды деятельности, требующие специальных мебели, принадлежностей и их размещения, а также те аспекты охраны труда и безопасности, которые хотя и маловероятны, но должны рассматриваться, как существенные для проекта;
8) отделка поверхностей, если она может оказывать влияние на восприятие и деятельность человека;
9) влияние температуры, движения воздуха, влажности, звука, шума, освещения и климатических условий на работоспособность человека и создание комфортных условий деятельности;
10) влияние новой продукции и развивающейся технологии на характеристики традиционного типа здания.
Типовая эргономическая программа, предусматривающая решение перечисленных выше задач, включает 26 пунктов . Эргономические программы различают-
ся, хотя имеют и много общего, в зависимости от типа зданий и особенностей поведения людей и видов деятельности в них.
Содержательно различаются эргономические программы проектирования жилого комплекса и аэропорта, театра и почты, производственного здания и больницы. Анализ и изучение конкретных видов трудовой деятельности являются определяющими при проектировании цехов производственных зданий. Проектирование производственных интерьеров методами и средствами архитектуры, дизайна и эргономики имеет целью создание наилучших условий труда и кратковременного отдыха, содействие формированию чувства удовлетворенности трудом и на этой основе повышению эффективности и качества трудовой деятельности.
Эргономические исследования при проектировании театров - большая редкость. Шведская театральная федерация предприняла инициативу по изучению условий труда в театрах. Это исследование вылилось в эргономический исследовательский проект, основная цель которого - изучение театрального производства, особенно влияния результатов творческой деятельности на производственный процесс и технический персонал театра и наоборот.
Театр по природе - творческая организация, однако многие из них сегодня работают в условиях высокоинду-
стриализованной производственной системы, включающей практически все стороны производства. Театральное производство можно рассматривать как взаимосвязь трех параллельных процессов: творческого, технического, административного. Вовлеченные в них специалисты используют различные производственные методы, разные технологии, имеют разный уровень образования и т.п. Но все участвующие в этих трех производственных процессах создают один и только один совместный продукт - спектакль. С одной стороны, творческий процесс, развивающий сценическую интерпретацию текста, с другой - процесс создания декораций, мебели, костюмов, грима, освещения, звука и т.п. С одной стороны, неопределенность, запоздалые решения и даже определенная степень хаоса, с другой - потребность в порядке (расписание, позволяющее рационально планировать производство, и организация деятельности мастеров, знающих свое дело и использующих свой опыт).
Как ранее произошло в промышленности, так в театрах сейчас идет процесс освоения новых технологий. Однако отсутствует перенос знаний из производства. Театры идут по тому же пути проб и ошибок, по которому уже прошла промышленность. Например, чересчур много функций передается теперь от человека машине. Типичным результатом этого процесса является компьютеризированное создание декораций без использования знаний опытных рабочих сцены, что иногда приводит к несчастным случаям, монотонной работе и другим негативным последствиям.
То, что современный театр работает в условиях высокоиндустриализованной производственной системы, включающей многие стороны производства, все еще не нашло достаточного отражения в архитектурном и дизайнерском проектировании. Поэтому эргономисты, за редчайшим исключением, не привлекаются к проектированию театров. В зданиях театров создаются прекрасно оборудованные сцены, великолепные фойе и зрительные залы. Но в них практически нет места для репетиций, мастерских, кладовых и транспорта. Речь уже не идет о создании нормальных условий для эффективной и творческой работы многочисленного производственного персонала театра, что отрицательно сказывается на самом хрупком, самом эфемерном и самом восприимчивом из всех искусств эпохи - театре, по словам знатока этого искусства француза П.Пави.
Сложность технического оборудования современных больниц и проектирование помещений в зависимости от их назначения - для больных, посетителей, медицинского и обслуживающего персонала - делает эти объекты архитектурного и дизайнерского проектирования эргономичными по своей сути. Не менее существенно и то, что врач - основной потребитель медицинской техники - при ее оценке, как правило, пользуется теми же критериями, что и эргономист. И, наконец, эргономика имеет особое значение для больниц, так как они не только медицинские, но и социальные учреждения, в которых человеку должны быть созданы условия для нормальной жизни.
Шведской фирмой "Эргономическое проектирование" совместно с Институтом психотехники (Гетеборг) проведен эргономический анализ условий труда и оборудования в операционных пяти больниц Стокгольма. Методика исследования включала анализ психофизиологических аспектов деятельности медицинского персонала (в том числе путем опроса), получение информации о ситуациях, при которых могут быть допущены ошибки, исследование влияния организации рабочего места на удобство рабочих поз во время операции, определение маршрута передвижения персонала во время операций, влияния неправильного размещения оборудования в операционных на работу врачей. Целью исследований являлась разработка эргономических требований к оборудованию и к организации предметно-пространственной среды в операционных и последующего их проектирования.
В Германии в 80-е годы дизайнерами и эргономистами фирмы "Мартин" спроектирован универсальный операционный стол, позволяющий придать больному любое нужное положение и проводить операции любой специализации. Больничная кровать относительно давно стала объектом эргономических исследований и разработок. Специалисты финской фирмы "Меривааро" создали кровать для транспортировки пациентов в больницах, которая отвечает требованиям эргономики. Ее легко приспособить к различным больным и ситуациям, она удобна при обращении медицинского персонала с регулирующими механизмами, снабжена многими дополнительными приспособлениями, облегчающими деятельность врача или санитара. Предусмотрены необходимые удобства для больного при его перемещении на кровать, обеспечены различные положения на ней и обратное возвращение на стационарную койку, а также при транспортировке по больнице (рис. 6-9).
Разработанные в конце 80-х-начале 90-х годов немецкими учеными и специалистами стоматологические установки "Ка Во Систематика 1060 ТК" обеспечивают комфорт и безопасность деятельности зубных врачей. Когда инженеры фирмы "Ка Во" вместе с дизайнерами, практиками и учеными размышляли над новой лечебной установкой на 90-е годы, то все думали о зубном враче и его деятельности: напряженной работе, подверженном опасностям здоровье, всевозможных лечебных процедурах, каждой отдельной манипуляции. В результате создана удобная, безопасная и красивая стоматологическая установка "Ка Во Систематика 1060 ТК", основательно поддерживающая зубного врача в работе: все лечебные процедуры детально продуманы в соответствии с эргономическими требованиями; все важные функции берет на себя надежная интеллигентная система управления Ка Во. Установка настолько комфортабельна, что пациент легче переносит лечение. Таким образом, созданная стоматологическая установка освобождает всех участников лечебного процесса от ненужной работы, ненужного стресса, ненужного страха (рис. 34 на цв. вкладке).
Все чаще эргономистов привлекают к проектированию и совершенствованию существующих супермарке-
тов и магазинов. Изучались деятельность и условия труда 88 девушек-кассиров одного из супермаркетов во Франции. Результаты выявили факторы, обусловливающие возникновение стресса у кассиров. К ним относятся: рабочие позы, условия труда (холод, сквозняки, плохое освещение) и вынужденная скорость выполнения работы. Были предложены меры по улучшению условий труда: лучшая организация смен и перерывов для отдыха, стандартизация рабочих мест, схем их размещения и оборудования (общие рекомендации, сиденья, подставки для ног, клавиатура кассового аппарата) .
Начиная со второй половины 60-х годов много эргономических исследований деятельности и рабочей нагрузки кассиров и других работников супермаркетов проводится в Японии. Разрабатываются рекомендации по совершенствованию организации их рабочих мест и условий труда .
Тесные взаимосвязи между архитектурой, дизайном и светотехникой обусловили подключение к этому триумвирату еще и эргономики . Кардинальное эргономическое решение освещения магазинов и витрин, офисов и квартир, музеев и выставочных стендов и других объектов предложила немецкая фирма "ЕРКО" . До 1968 г. главной задачей фирмы было производство светильников. Однако после самокритичного анализа и тщательных исследований фирма пришла к выводу, что нужно продавать не "красивые" светильники, дающие чисто случайное, без какой-либо видимой цели освещение, а свет специфического качества, излучаемый соответствующими приборами. Другими словами, зрительный комфорт важнее сверкающего эффекта светильника. Фирма перешла на производство продукции, которую можно обозначить несколько необычным термином "машины света", т. е. изделий, разработанных для специальной, четко определенной цели .
При создании современных школ большое внимание уделяется формированию предметно-пространственной среды учебного процесса. Сегодня вряд ли кто сомневается в тесной взаимосвязи процесса обучения и возрастных особенностей поведения детей, объемно-планировочного решения школьного здания, формирования физической среды (микроклимат, освещение, цвет, шум, звуки и др.) и проектирования школьной мебели, оборудования и технических средств. Рабочее место учащегося (конструкция стола и стула или все реже парты, их размеры и компоновка элементов) - традиционный объект эргономических исследований и разработок, цель которых - создание наилучших условий для учебной работы сидя. Имеется в виду создание предпосылок для правильной позы школьников, меньшего изгиба позвоночника, предотвращения повышенного потения брюшной части туловища и давления на нижнюю часть живота, лучшей циркуляции крови в нижних конечностях, а также обеспечение нормального расстояния глаз до рабочей поверхности стола.
Проводимые во многих странах эргономистами, врачами и антропологами совместно с учителями исследования позы школьников в положении сидя позволяют выявлять и устранять недостатки конструкции современной школьной мебели. В одном из городов Дании введена программа из 90 сокращенных по времени уроков, рассчитанных на пять лет, в ходе которых школьников учили правильно сидеть за школьными столами и партами. Чтобы оценить результаты такого направленного обучения школьников правильной осанке, их в течение четырехчасового экзамена фотографировали с интервалом в 24 мин автоматическим аппаратом. Оказалось, что, несмотря на тщательную отработку позы, все ученики на протяжении всего экзамена сидели, максимально согнув-
шись над столами, высота которых была для них явно недостаточной, особенно для школьников старших классов. В конце 70-х годов в Западной Европе было установлено, что за предыдущие 20 - 30 лет средний рост школьников увеличился на 4 -5 см, но по непонятным причинам высота школьной мебели за тот же период даже уменьшилась.
Рабочее место учителя, которое в современной школе все больше превращается в своеобразный пульт управления техническими средствами обучения, позволяет при его проектировании использовать эргономические подходы, аналогичные разработке рабочего места оператора. Однако и традиционные рабочие места учителей сегодня требуют серьезной эргономической и дизайнерской проработки. В результате проведения в ряде стран унификации деталей столы для учителей собираются из тех же элементов, что и ученические, но с использованием дополнительных ящиков, тумб, торцевых щитов.
Традиционный принцип обучения по одинаковому расписанию при прохождении одного и того же материала однотипными группами учащихся в настоящее время сочетается с другими формами обучения, в том числе с различной численностью групп и гибким расписанием. Метод "конструктора" позволяет дизайнерам и эргономистам создавать простые и недорогие мебельные модули, на основе которых выбираются различные варианты планировки и оснащения классов в зависимости от состава учеников, размеров и конфигурации помещений, учебных программ и т.п. Школы получают не предметы меблировки, а контейнеры со "строительным материалом", из которого и монтируют нужные предметы, отвечающие требованиям эргономики и дизайна. Новый комплекс психолого-педагогических, эргономических, гигиенических и дизайнерских проблем возник с компьютеризацией высшей и средней школы, а также дошкольных учреждений.