Равновесие денежных потоков с реальным сектором экономики. Макрошпора6

Для того, чтобы определить равновесие на товарном и денежном рынках, необходимо совместить на одном графике кривую IS и LM. Пересечение этих кривых дает единственное значение величины равновесной ставки процента R и уровня равновесного дохода Y, обеспечивающих одновременное равновесие на этих двух рынках (рис. 1.3).

Модель IS-LM позволяет:

  • - показать взаимосвязь и взаимозависимость товарного и денежного рынков;
  • - выявить факторы, влияющие на установление равновесия на каждом из этих рынков в отдельности, и условия их одновременного равновесия;
  • - рассмотреть воздействие изменения равновесия на этих рынках на экономику;
  • - проанализировать эффективность фискальной и монетарной политики;
  • - вывести функцию совокупного спроса и определить факторы, влияющие на совокупный спрос;
  • - проанализировать варианты стабилизационной политики на разных фазах экономического цикла.

Модель IS-LM сохраняет все предпосылки простой кейнсианской модели:

  • а) уровень цен фиксирован (P=const) и является экзогенной величиной, поэтому номинальные и реальные значения всех переменных совпадают;
  • б) совокупное предложение (объем выпуска) совершенно эластично и способно удовлетворить любой объем совокупного спроса;
  • в) доход (Y), потребление (С), инвестиции (I), чистый экспорт (Х) являются эндогенными переменными и определяются внутри модели;
  • г) государственные расходы (G), предложение денег (М), налоговая ставка (t) являются экзогенными и формируются вне модели (задаются из вне).

Исключение составляет предпосылка о постоянстве ставки процента. Если в модели «Кейнсианского креста» ставка процента фиксирована и выступает экзогенным параметром, то в модели IS-LM она эндогенна и формируется внутри модели; ее уровень меняется и определяется изменением ситуации (равновесия) на денежном рынке. Планируемые автономные расходы зависят теперь от ставки процента. Ни кривая IS, ни кривая LM не определяют сами по себе величину равновесного дохода Yе и равновесной ставки процента Re. Равновесие в экономике определяется совместно кривыми IS и LM в точке их пересечения (рис.1.3,а).

Одновременное равновесие на денежном и товарном рынках существует лишь при единственных значения уровня дохода (Ye) и ставки процента (Re) (рис.1.3,а). Другие величины ставки процента и уровня дохода означают неравновесие на одном или обоих рынках. Например, при ставке процента R1 равновесие на денежном рынке установится при уровне дохода Y1 (пересечение линии R1 с кривой LM), но на товарном рынке при такой ставке процента равновесие существует при уровне дохода Y2 (пересечение линии R1 с кривой IS).

Равновесное положение двух рынков может быть определено совместным решением уравнений кривых IS и LM. Например, на рис.1.3,б в точках А и В существует равновесие на товарном рынке (спрос на товары = предложению товаров), поскольку они лежат на кривой IS, а в точках С и D - неравновесие. Наоборот, точки С и D соответствуют равновесию на денежном рынке (спрос на деньги = предложению денег), так как они находятся на кривой LM, а точки А и В - неравновесию. Общее равновесие - это ситуация одновременного равновесия в экономике на товарном и денежном рынках, которое существует в точке Е (рис.1.3,а и рис.1.3,б). Величину равновесного дохода Ye (рис.1.3,а), соответствующую одновременному равновесию товарного и денежного рынков (а следовательно, и рынка ценных бумаг, т.е. финансового рынка в целом) Кейнс назвал «величиной эффективного спроса».

Рис.1.3

Рассмотрим, как система приходит к общему равновесию, если она находится в неравновесии.

Если рынок товаров и услуг находится в неравновесии, то происходит непредвиденное изменение запасов, и фирмы либо сокращают, либо увеличивают объем производства, двигая экономику в точку Е. Если денежный рынок в неравновесии, произойдет давление на ставку процента, и она будет расти при избыточном спросе на деньги, поскольку люди начнут продавать облигации, если они не смогут удовлетворить свой спрос на деньги иным путем, или покупать облигации, если предложение денег превышает спрос на них, и экономика начинает передвигаться в точку Е.

Пересечение кривых IS и LM делит плоскость на 4 области (рис.1.3,в), в каждой из которых имеет место неравновесие. В областях I и II наблюдается избыточное предложение денег, так как они находятся выше кривой LM, а в областях III и IV, лежащих ниже кривой LM, - избыточный спрос на деньги. При этом области I и IV соответствуют избыточному предложению товаров и услуг, поскольку находятся выше кривой IS, в то время как в областях II и III имеет место избыточный спрос на товары и услуги. Направления движения экономики к равновесию показаны стрелками.

Если на товарном рынке существует избыточное предложение товаров, запасы фирм будут увеличиваться, а величина выпуска (дохода) Y уменьшаться (горизонтальные стрелки влево в областях I и IV по направлению к кривой IS). При избыточном спросе на товары запасы фирм сокращаются, а выпуск увеличивается (на рис.1.3,б горизонтальные стрелки вправо в областях II и III по направлению к кривой IS).

Когда на денежном рынке наблюдается избыточное предложение денег, люди покупают облигации, спрос на которые растет и их цена повышается, что ведет к снижению процента (вертикальные стрелки вниз по направлению к кривой LM в областях I и II). При избыточном спросе на деньги, наоборот, люди начнут продавать облигации, чтобы получить в обмен наличные деньги в условиях их нехватки, что приведет к росту предложения облигаций, снижению их цен и соответственно к росту ставки процента (вертикальные стрелки вниз по направлению к кривой LM в областях III и IV).

Следует иметь в виду, что более быстро происходит восстановление равновесия на денежном рынке, так как этого достаточно изменить структуру портфеля активов, что не требует значительных затрат времени, в то время как для изменения величины выпуска требуется достаточно продолжительное временя. С учетом этого обстоятельства рассмотрим экономический механизм достижения равновесия, если экономика находится в неравновесии, например, в точке А (рис.1.3,в).

Точка А находится в области II, где имеет место избыточное предложение денег и избыточный спрос на товары и услуги. Превышение предложения денег над спросом на них вызовет снижение ставки процента и стремление людей привести «лишние» деньги в ценные бумаги. На денежном рынке установится равновесие в точке В на кривой LM. Но существующий в этой области избыточный спрос на товары и услуги приведет к снижению запасов у фирм и росту выпуска (дохода), что обусловит неравновесие денежного рынка и сместит экономику в область III (точка С), соответствующую избыточному спросу на деньги. Это приведет к росту ставки процента и возврату на кривую LM. Однако сохраняющийся избыточный спрос на товарном рынке, несмотря на возможное сокращение инвестиционного спроса, вызванное ростом процентной ставки, обеспечит дальнейшее сокращение запасов и рост производства. Денежный рынок окажется в неравновесии (появится избыточный спрос на деньги вследствие роста дохода), что обусловит рост ставки процента и возвратит экономику на кривую LM в точку D, которая лежит ниже кривой IS и соответствует все еще избыточному спросу на товары и услуги. В результате дальнейшего сокращения запасов и роста производства экономики переместится в точке F, вновь нарушив равновесие денежного рынка и т.д., пока не придет в равновесную точку E. Таким образом, экономика будет двигаться как бы по лестнице (по ступенькам), пока не попадет в точку одновременного равновесия товарного и денежного рынков - точку пересечения кривых IS и LM. Кривая LM отражает изменения в монетарной политике, поскольку связана с денежным предложением, таким образом, модель IS-LM позволяет оценить совместное влияние на макроэкономику фискальной (налогово-бюджетной) и монетарной (денежно-кредитной) политики.

Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие в модели IS-LM

При построении линий IS и LM были определены множества парных комбинаций дохода и ставки процента, соответствующие равновесию на рынке благ (линия IS) и на рынке денег (линия LM). Для определения условий совместного равновесия на рынках благ и денег следует соединить указанные выше множества в единой графической модели IS-LM (рис. 6.9).

Рис. 6.9.

Нахождение условий совместного равновесия сводится: 1) к решению системы двух уравнений (линий IS и LM) с двумя неизвестными (i, Y); 2) к определению точки равновесия E (пересечение линий IS и LM) с проекциями равновесных значений процентной ставки i 0 и дохода Y 0 (рис. 6.9).

Графическая иллюстрация модели IS-LM (рис. 6.9) показывает, что среди множества парных значений i и Y имеется единственная комбинация i 0 и Y 0 , соответствующая совместному равновесию, поскольку она принадлежит как линии IS (равновесным множеством i и Y со стороны рынка благ), так и линии LM (равновесным сочетанием i и Y со стороны рынка денег).

Пересечение линий IS и LM делит графическое пространство модели IS-LM на четыре сектора, каждому из которых соответствует определенное соотношение спроса и предложения на рынках товаров (AD, AS) и денег (M D , M S):

избыток товаров и денег (AS AD; M S M D) - в I секторе;

дефицит товаров и денег (AS AD; M S M D) - в III секторе;

избыток денег (M S M D) при дефиците товаров (AS AD) - во II секторе;

избыток товаров (AS AD) при дефиците денег (M S M D) - в IV секторе.

Совместное равновесие рынков отражает величину эффективного спроса, являющегося определяющим параметром в экономике (с позиции кейнсианской концепции). В рамках данной модели эффективным спросом можно назвать величину совокупного спроса на рынке благ, соответствующую совместному равновесию на рынках благ и денег.

Эффект вытеснения. Эффект ликвидной и инвестиционной ловушки

Проведение ДКП через регулирование ставки процента приводит к ряду проблем:

Циклический эффект использования ставки процента. Например, на фазе подъема рост национального производства приводит и к росту спроса на деньги, а, следовательно, повышается ставка процента. Если правительство считает целевым ориентиром ДКП поддержание стабильного процента, то оно будет вынуждено для снижения процентной ставки увеличить денежные "вливания", что негативно скажется на состоянии экономики, находящейся на подъеме, так как она уже и так находится на грани инфляционного бума;

Существование денежных временных лагов. Изменения денежного предложения оказывают влияние на национальный продукт по истечении довольно продолжительного промежутка -- по оценкам М. Фридмена, от 6 месяцев до двух лет;

Наличие эффекта обратной связи. Если центральный банк простимулировал увеличение национального производства, обеспечив снижение ставки процента вливанием дополнительной массы, то рост национального продукта, в свою очередь, вызовет рост спроса на деньги, а, следовательно, повышение ставки процента;

Возникновение так называемой "ликвидной" ловушки. В этом случае ставка процента приблизилась к своему минимально возможному значению, и поэтому прирост предложения денег не может ее понизить и стимулировать инвестиционный спрос и увеличение национального продукта.

Мы видим, что в данном случае рост предложения денег не имеет стимулирующего эффекта.

Противоречие между целями внутренней и внешней стабильности. Например, в период подъема центральный банк, борясь с инфляцией, сокращает денежное предложение. Он пытается достичь внутренней стабильности. В результате уменьшение денежного предложения ставка процента поднимается. Это привлекает иностранных инвесторов. Курс национальной валюты повышается, товары данной страны становятся относительно дороже, следовательно, экспорт уменьшается, импорт увеличивается. Возникает дефицит платежного баланса страны, что характеризует внешнюю нестабильность.

Возможен и ряд других проблем. Поэтому в силу ряда вышеуказанных недостатков кейнсианцы отводили ДКП второстепенное значение по сравнению с фискальной политикой.

При сдвигах IS и LM возможны две экономические ситуации, получившие название: "ликвидная ловушка" (рис. 6.17) и "инвестиционная ловушка" (рис. 6.18).

Пояснения к рис. 6.17:

1. При увеличении M S из-за стимулирующей кредитно-денежной политики линия LM сдвигается вправо: LM 0 LM 1 LM 2 ;

2. Однако точка A (пересечение LM с IS), находящаяся на кейнсианском отрезке, не сдвигается вертикально, ставка процента не изменяется:

i min = constI = constY = const.

Эта ситуация получила название "ликвидной ловушки". Возникает она при минимальных значениях банковской ставки, когда банки в целях окупаемости своих банковских издержек не опускают ставку процента ниже, а домохозяйства не покупают ценные бумаги. Обычной реакции денежного рынка на дополнительное вливание денежной массы (в виде снижения банковской ставки) не наступает.

Ликвидная ловушка - ситуация на рынке денег, при которой ставка процента близка к минимуму, поэтому рост денежной массы (M) не побуждает домашние хозяйства к купле ценных бумаг, в результате чего I=const и Y=const. Если совместное равновесие на рынках благ и денег в модели IS-LM достигнуто на кейнсианском отрезке LM, то экономика находится в ликвидной ловушке: изменение количества денег не меняет реальный доход.

Необычная ситуация, названная "инвестиционной ловушкой", возникает в случае совершенно неэластичного спроса на инвестиции по ставке процента (линия IS - перпендикуляр к оси абсцисс) (рис. 6.18). На рис. 6.18 видно, что в какой бы области линии LM не установилось первоначальное совместное равновесие, сдвиг LM не изменит объема реального дохода. Инвестиции не реагируют на понижение банковской ставки, как обычно происходит при невертикальном положении линии IS (рис. 6.14), а поэтому не увеличивается совокупный спрос и объем национального производства.

Примечание. Ликвидная и инвестиционная ловушки возникают только в том случае, когда линия IS строится на основе кейнсианской функции потребления. Если же исходить из того, что потребление C зависит не только от дохода Y, но и от величины имущества, то при росте денежной массы (M S) возрастут реальные кассовые остатки домашних хозяйств (эффект имущества), то есть увеличится и совокупный спрос на блага. Ситуация аналогична рис. 6.16: при сдвиге LM 0 вправо в положение LM 1 эффект имущества приведет к сдвигу IS 0 вправо до положения IS 1 , устраняя названные ловушки.

Кривая IS отражает все соотношения между Y и r, при которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM - все комбинации Y и r, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Пересечение кривых IS и LM дает единственные значения величины ставки процента r* (равновесная ставка процента) и уровня дохода Y* (равновесный уровень дохода), обеспечивающие одновременное равновесие на товарном и денежном рынках. Равновесие в экономике достигается в точке Е (рис.6.10).

Рис.6.10. Равновесие в модели IS-LM

На рис.6.10, например, в точке А, которая лежит на кривой IS, но вне кривой LM, существует равновесие на товарном рынке (т.е. совокупный выпуск равен совокупному спросу). В этой точке процентная ставка оказывается выше равновесной, поэтому спрос на деньги меньше, чем их предложение. Так как у людей есть лишние деньги, они попытаются избавиться от них, купив облигации. В результате увеличатся цены на облигации, что приведет к падению процентных ставок, а это в свою очередь приведет к росту планируемых инвестиционных расходов. Таким образом, совокупный спрос вырастет. Точка, описывающая состояние экономики, движется вниз по кривой IS до тех пор, пока процентная ставка не упадет, а совокупный выпуск не вырастет до равновесного уровня.

В случае если экономическая ситуация описывается точкой, лежащей на кривой LM, но вне кривой IS (точки В и D), рыночные механизмы все равно приведут ее к равновесию. В точке В, даже несмотря на то, что спрос на деньги равен их предложению, совокупный выпуск оказывается выше равновесного уровне, больше совокупного спроса. Фирмы не могут продать свою продукцию и накапливают незапланированные запасы, что заставляет их сокращать производство и снижать выпуск. Снижение объема производства означает, что спрос на деньги упадет, это приведет к снижению процентных ставок. Точка, описывающая состояние экономики, будет двигаться вниз по кривой LM до тех пор, пока не достигнет точки общего равновесия.

Равновесное положение обоих рынков может быть определено совместным решением уравнений кривых IS и LM. Алгебраически равновесный объем производства может быть найден путем подстановки значения r уравнения LM: в уравнение IS и его решения относительно Y:

Полученное выражение представляет собой алгебраический вид функции совокупного спроса. Из этого равенства видно, что, воздействуя на величину расходов путем манипулирования объемами государственных расходов (G) и налогами (T) - государство использует инструменты фискальной политики, путем изменения денежного предложения () – монетарной (денежно-кредитной) политики. Из условий совместного равновесия выводится важнейшее понятие кейнсианской теории – эффективный спрос, который является определяющим параметром в экономике. Эффективный спрос – величина совокупного спроса, соответствующая совместному равновесию.

На товарном и денежном рынках: модель IS – LM

1. Равновесие на рынке товаров и услуг. Кривая «инвестиции – сбережения» (кривая IS). Сдвиги кривой IS.

2. Равновесие денежного рынка. Кривая «предпочтение ликвидности – денежная масса» (кривая LM). Сдвиги кривой LM.

3. Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков. Модель IS – LM.

4. Взаимодействие фискальной и денежно-кредитной политики. Использование модели IS – LM для анализа последствий стабилизационной политики.

5. Модель IS – LM как теория совокупного спроса: построение кривой совокупного спроса.

Ключевые понятия и термины

Кривая IS «инвестиции – сбережения» (Investment – Saving cur-ve) – кривая равновесия на товарном рынке, представляющая все возможные сочетания процентной ставки и уровня национального дохода, при которых инвестиции равны сбережениям. Кривая IS имеет отрицательный наклон.

Кривая LM «предпочтение ликвидности – денежная масса» (Liquidity – Money curve) – кривая равновесия на товарном рынке, представляющая все возможные сочетания процентной ставки и уровня национального дохода, при которых спрос на деньги равен их предложению. Кривая LM имеет положительный наклон.

Модель IS – LM (Investment – Saving and Liquidity – Money mo- del) – экономическая модель, позволяющая определить значения рыночной ставки процента и дохода, при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках (состояние общего равновесия в экономике). В практическом значении модель позволяет оценить совместное влияние на экономику фискальной и монетарной политики государства.

Ликвидная ловушка (liquidity trap) – ситуация в экономике, когда ставка процента приблизилась к своему минимально возможному значению и поэтому прирост предложения денег не может ее понизить для того, чтобы стимулировать инвестиционный спрос. В этом случае кривая спроса на деньги становится бесконечно эластичной.

Стимулирующий эффект (incentive effect) – результаты воздействия денежной массы и снижения процентных ставок на динамику инвестиций и чистого экспорта.

Эффект вытеснения (crowding effect) – снижение экономической активности частного сектора из-за роста процентных ставок, обусловленного увеличением государственных расходов.

Литература: .

Тесты

1. Модель IS – LM основана на предположении, что:

а) уровень цен в экономике не изменяется;

б) инвестиции являются функцией сбережений;

в) объем инвестиций зависит от уровня национальных расходов.

2. Из модели IS – LM следует, что процентная ставка определяется в результате взаимодействия:

а) денежного рынка с рынком труда;

б) товарного рынка с рынком ценных бумаг;

в) денежного и товарного рынков;

г) спроса и предложения на рынке товаров и услуг.

3. Эффект вытеснения возникает в случае, если:

а) увеличение налогов в частном секторе снижает располагаемый доход и расходы в этом секторе;

б) увеличение государственных расходов вызывает повышение процентных ставок, а чувствительные к ним расходы в частном секторе снижаются;

в) сокращение государственных расходов вызывает сокращение потребительских расходов.

4. В состоянии ликвидной ловушки эластичность спроса на деньги по проценту приближается:

а) к единице;

в) бесконечности.

5. Государство увеличивает налоги с целью снижения дефицита государственного бюджета. Какие меры должен принять Центральный банк, чтобы ставка процента осталась неизменной?

Ответы: 1. а); 2. в); 3. б); 4. в); 5. Банк увеличивает количество денег в обращении.

Пересе-ч IS и LM. Общее равновесие достигается при достиж-и равновесия на тов и ден р-ках.

в E 1) объём AD = объёму AS, 2) IN=S,3) L=M (спрос на деньги равен их предлож-ю), 4) Zin=Zm

Сила эк необх-ти возвратит в Е: Сниж-е проц. ставки => активизации инвестиц. спроса и экспорта=> увелич-е сов. спроса и объёма выпуска. Сниж-е объёма пр-ва => сниж-е доходов=>сниж-е спроса на деньги=> сниж-е проц.ставки

Модель ISLM отражает завис-ть между проц. ставками и объемом сов. выпуска при сохранении равновесия на ден. и товарном рын-х.

Инвестиционная ловушка. Спрос на инвестиции неэластичен по ставке процента. IS – перпендикуляр. Сдвиг LM не приведет к изм-ю объема сов-го спроса. Необходим сдвиг IS вправо за счёт «эффекта имущества» (доп ср-в).

Ликвидная ловушка. Миним-я проц-я ставка. Население, безразлично к сделкам, и к возможностям увеличить потребление => объемы инвестиций и выпуска не изменяются. Нужны ср-ва.

32. Национальная финансовая система и государственные финансы. Государственный бюджет и его функции. Отличие финансовых фондов государства.

Финансы – сов-ть эк. отношений и обяз-в ден. порядка, существ-х между гос-вом и хоз. субъектами по поводу формиров-я и исп-я ден. доходов. (Особ-ти совр-х финансы: исп-е ден формы, отсутствие эквив-го обмена, обяз-ть платежей, исп-е бюджета как способа концентрации ден-х ср-в в пользу гос-ва)

Общенац-я фин. система – сов-ть институтов, организаци, задейстов-х в перемещ-ии ден-х ср-в, обеспечив-х выполнение фин-х обяз-в субъектов нац эк-ки и гос-ва.

Уровни ФС:1. Фин. дом. хоз-в,2.субъектов хоз-я (предп-я)3)гос-ва

Гос финансы- система эк отнош-й, связ-х с образованием ден-х ресурсов гос-ва и их последующее исп-е для выполнения соц-эк и полит-х ф-ций.

Уровни гос финансов : 1) бюджетный ур-нь, 2)бюдж-е фонды (чист-й бюджет), 3) спец-е внебюдж-е фонды, 3) финансы предпр-й гос. сектора.

Гос бюджет

Функции гос бюджета: 1)аккумуляция фин-х ср-в (фискальная). 2)регулирование, 3)инвестиционная 4)регион-е перераспредел-е ден-х ресурсов, 5)социальная (соц. защита), 6)обеспеч-е фин. безопасн-ти гос-ва

Гос. фонд – сов-ть фин-х ср-в, находящ-ся в распоряж-и гос-ва и имеющих обознач-е источники пополнения и целевое назнач-е.

Фонды по видам деят: соце, эк-е, научно-исслед-е, кредитные, страхования, военно-пол и межгос-е.

33. Дефицит государственного бюджета и его экономическая природа. Макроэкономические последствия дефицита. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Гос бюджет -ведущее звено нац фин. системы, связанное с налоговой сист-й страны. (сист-ма ден-х отнош-й между гос-вом, физич и юр лицами)

Состояния бюджета: 1) баланс 2)профицит (дох>расх)3) дефицит (расх>дох).

Анализе дефицита бюдж: 1)эк природа дефицита 2)колич-я оценку дефицита (крытй и реальный, сравнения с додохдами и ввп) 3) возм-е фин. источники покрытия 4) соц-эк-е последствия дефицита

Эк. природа дефицита : циклический (с фазой эк.цикла. кризис – увелич-е расх-в), структурный (плохое сост-е ведущих отраслей нац эк-ки, военный (ведение или приготовл-е), фактич-й (цикл-й+структ-й)

Дефицит: 1) активный (осмысленный, когда расх> доходов, из-за сокращ-я налогов, увелич-я инвестиций за гос счет; 2) пассивный (вынужденный, из-за сокращ-я хоз.активности).

Источники покрытия: 1) увелич-е налогов, б) распродажа гос. имущ-ва 3)гос.займ, 4) эмиссия денег (печ-й станок).

Дефицит гос бюджета приводит к тому, что прав-во начинает постоянно жить в долг.

Мультипликатор сбалансированного бюджета –показатель, отраж-й изм-е объема выпуска в рез-те изм-я гос-х расх-в и нал-х поступл-й.

34. Государственный долг: причины образования и виды. Функции государственного долга. Макроэкономические последствия наращивания внутреннего и внешнего государственного долга

Гос. долг - это сумма величин бюджетных дефицитов, накопл-х за опр-й период времени.

дефицит бюджета=>дефиц-е финансир-е (гос займ, кредит прав-ву) => гос. долг(обслужив-е гос долга)

Функции гос. долга: 1.фискальная (доходная), 2.стабилизирующая.

Внутренний гос.долг - это долг прав-ва перед населением своей страны (из-за сниж-я эк эффект-ти, завыш-е гос. расходов, неэффект-й налог. сист, отсутствие внешн-х источников финанс-я)

Осн компонент внутр-го гос.долга: 1.Эмисси денег ЦБ, 2.кредиты прав-ва у ЦБ и КБ, 3. Продажа (размещ-е ценных бумаг)

Последствия внутр-го гос. долга. 1.Противоречия между поколениями. 2.Увелич-е налогов. 3. Повыш-е проц. ставки.4.Выплата процентов по кредитам (стимулирует инфл-й спрос).

Внешний госдолг- это фин-й долг прав-ва страны перед иностр-ми гос-вами, зарубежн. банками и междунар-ми орг-ями.

Последствия внешнего долга: 1) распродажа иностранцам гос. имущ-ва 2)огранич-е внутр-го потребл-я и сниж-е ур-ня жизни насел-я 3) эк. и политич-я завис-ть страны, сниж-е кредитн. рейтинга

35. Потенциал воздействия государственных финансов (бюджета) на национальную экономику. Мультипликатор государственных расходов. Концепция правительственного продукта и «здоровых финансов».

Гос финн система возд-е на эк-ку (эффек-е перераспред-е фин-х ресурсов между ведущими отраслями, поддержка точкам эк. роста, способствует повыш-е конкурентноспособности нац пр-ва)

Мультипликатор гос-х расходов Mg=∆Y/∆G= 1/(1-APC)=1/APS – показатель, отражающий изм-е сов. дохода из-за изм-я гос-х расходов. (зависит от нал-q ставки)

Гос закупки стимулируют в нац -ке доходообразование и рост ВВП.

Концепция «здоровых финансов»: подав-е инфл-ии и сведение до минимума дефицита бюджета. гос поддержка бизнеса (сокращ-е налогов, увелич-е фин-х льгот), неагтивное отнош-е к наращив-ю соц. расходов, сбереж-я в дом хоз-вах - источник ср-в для дефиц-го финансиров-я.

Концепция «правительственного продукта»: общ-во должно финансировать издержки, связанные с пр-вом общ-х благ.

36. Особенности государственных финансов Беларуси в условиях переходной экономики

В РБ новая фин-я сист-ма: 1 без вал-х резервов, 2.без опоры на нац-ден-ю систему, 3.без опыта работы в рын усл-х но были высоквалифиц-е кадры и дисциплина.

Переходная эк-ка: Плановые отчисл-я предпр-й=>налоги и сборы, появл-е доходов от приватизации.

Задач гос бюджета: а) достиж частичн равновесия и созд-е усл-й общего, б) стабилизация, либерализация и эк. рост, в) преодоление пережитков админ-й сист, г)обеспеч-е эк. безопас-ти.

Осн тенденции: а) расширение сферы бюджетных отношений, б) усиление концентрации и централизации фин-х ресурсов в гос. бюджете, в) быстрый рост объёма бюджета г) спец ден-е расходы на разв-е рын. инфрастр-ры.

37. Налоговая система страны и ее эффективность. Величина налоговой нагрузки и налоговый мультипликатор. Эффективность налоговой системы страны.

Налоговая система – сов-ть принципов, методов установл-я, изм-я, сбора и отмены налогов, соответств-х действ-му законод-ву.

Правила налогообложения: 1) точность расчета налога, 2) доступность налога, 3) удобство платежа, 4) экономичность сбора налога

Принципы построения налоговой системы: 1) принцип получаемых выгод 2) платежеспособность и всеобщность 3) справедливость 4) доходчивость 5) обоснованность

– показатель(%), 1) на ур-не всей нац эк-ки -доля ВВП кот. гос-во присваивает через нал-е перераспред-е. 2 для отд-го предпр-я (сумма собир-х налого/общ-я прибыль),3. Налоговое амистриров-е.

Налоговый мультипликатор Mt=DY/DT= MPC/(1-MPC)– это показатель, отраж-й изм-е объема выпуска при изм-ии налогв. Снижение налогов => увелич-е спроса=>увелич-е объема выпуска (и наоборот)

Эф-ть нал-й системы - способность выполнять соответствующие функции на уровне всей нац экономики. (бюдже-е доходообразов-е и формир-е оптим-го эк. климата)

Эф-ть нал-й системы - степень исключ-я внутр-х противоречий.

Фискальная политика современного государства и потенциал ее воздействия на макроэкономические процессы. Содержание и основные компоненты фискальной политики. Эффективность фискальной политики.

Задач фиск-й политики – оптим-е управл-е гос. имущ-вом и созд-е усл-й для роста доходности гос. капитала.

Осн компоненты фиск-й политики: Линия доходов (налоговая политика, доходы с гос капитала) и линия расходов (объём расходов, структура расходов) – тесная взаимосвязь

Факторы формиров-я ФП: 1)сост-е нац эк-ки, 2)наличие правового коридора в стране, 3)степени демократизации в стране, 4)междунар-й рейтинг и авторитет страны 5) сформулиров-е задачи соц-эк разв-я страны

Стимулирующая ФП

Сдерживающая ФП

Эффект-ть ФП: (+когда спад фиск-я поитика подталкивает. -гос инвест-ии вытесн-т част-е, рост проц-й ставки, не может влиять на неб-е колеб-я, соц. последствия (увелич-е налогов)).

39. Разновидности фискальной политики.Встроенные стабилизаторы. Эффект Оливера-Танзи. Потенциал налогового компонента в рамках фискальной политики.

Фискальная политика государства – целенаправл-е действия прав-ва по мобил-ии и рац-му исп-ю ден-х рес-в (гос. расх, налогооблож-е, сост-е гос. бюджета) с целью реш-я стратег-х и тактич-х задач соц-эк-го разв-я страны. Цель – равновесие

ФП: долгосрочнаю, среднесрочная и конъюнктурная(стимулирующую и сдерживающую)

Стимулирующая ФП исп-ся в период спада эк-ки. (задача– смягчить кризис и ускорить преодол-е). содерж-е стимул-й фиск-й политики – рост гос расходов и сниж-е налогов.

Сдерживающая ФП исп-ся в период подъема нац экки. (задача– за счет тормож-я дел активнти ограничить быстрое разогреве нац экки. (Сокр-е гос расходов и увелич-е нал-й нагрузки)

Встроенные стабилизаторы – сов-ть мер фин-го и нал-го хар-ра, кот. оказывают эффек-е возд-е на цикл дел-й акт-ти в завис-ти от прохождения нац эк-кой соответств-й фазы.

В фазе подъёма сумма налогов автомат-и увелич-ся, а гос. расходы, сокращаются. В период спада налоги сокращ-ся, растут гос расходы.

Эффект Оливера-Танзи -затягивание налогоплательщиками внесения нал-х платежей в госбюджет в условиях повыш-я инфляции (при заметном обесцен-и денег это принесёт выгоду)

Нал-ый компонент ФП: степень нал-й нагрузки и собираемости налогов, наличие налог-х льгот. На макроэк-е процессы воздействует косвенным образом(не всегда нужн-я реакция)

В рамках фискальной политики налоговый компонент должен дополн-ся институц-ми, организац-ми и эк-ми мероприятиями.

40. Принципы построения национальной банковской системы современного типа как институциональной структуры. Центральный банк страны: стратегические задачи и функции.

Национальная банковская система – сов-ть кредитных институтов и спец-х орг-й, создающих ср-ва платежа, аккумулирующих своб-е ден-е ср-ва и предоставляющих их в кредит.

Вар-ты структуры банк-й системы: 1)централизованная (для ком-админ) 2)децентрализованная (единая унитарная) 3) двухуровневая или трехур-я (1нацбанк,2КБ, 3небанк-е фин-е кред-е страх-е)

ЦБ – орган гос управл-я, кот регулир-т ден-кредитную систему страны и координирует деят0ть всей нац банк сист

Стратегич-я задача ЦБ – обеспечение устойчивости нац ден единицы на внеш и внутр рынках, исключ инфляции и девальвации нац денег.

ЦБ должен быть гарантом стабильности ден-кред-й и фин-й системы (должен проводить для этого сбалансированную ден-кред политику)

Осн ф-ции ЦБ: 1) эмиссия денег 2) орг-я ден-го обращ-я 3) орг расчетов и платежей 4) надзор за КБ 5) кредитование КБ 6) управ счетами прав-ва 7) регулир-е банк-й сист.

ЦБ страны несет ответств-ть за сост-е плат-й системы


Похожая информация.