Макрошпора6. Решение задач, экзаменационные билеты бгэу за разные годы

Реальный сектор экономики - понятие, используемое в отечественной экономической литературе, публицистике, средствах массовой информации для противопоставления процессов структурной перестройки и экономического роста движению спекулятивных капиталов.

В реальный сектор экономики входят как отрасли материального производства, так и сфера производства нематериальных форм богатства и услуг. Во второй половине и в особенности в последние десятилетия XX в. произошли кардинальные изменения в структуре реального сектора. В результате научно-технической революции и роста производительности труда резко изменилось соотношение в нем между отраслями материального производства и сферой услуг. В индустриально развитых странах доля занятых в сфере услуг почти в два раза превышает эту долю в отраслях материального производства, составляя более двух третей общей численности занятых. Абсолютно и относительно уменьшается масса общественного труда, занятого в сельском хозяйстве, добывающей промышленности.

Информатизация экономики, порождая дальнейшие структурные сдвиги в реальном секторе, ведет к появлению новых отраслей производства, в т. ч. производства программного обеспечения для компьютеров. Она меняет само представление о реальном секторе экономики, включающем в себя виртуальную реальность в сетях телекоммуникаций, и в частности Интернет.

Мотором развития реального сектора являются прямые капиталовложения, идущие на техническое перевооружение и другие инновации, стимулирующие экономический рост.

Денежный сектор экономики – связующее звено между всеми агентами рыночных отношений. Денежный рынок имеет специфическую особенность, выделяющую его из среды других рынков: здесь обращается особый товар – деньги. У них имеется специальная цена – процентная ставка, являющаяся альтернативной стоимостью денег. Поэтому на этом рынке деньги не продаются и не покупаются, а обмениваются на другие финансовые активы.

Одной из наиболее важных проблем ускоренного развития экономики является задача организации конструктивного взаимодействия реального и кредитно-банковского секторов экономики. В мировой и отечественной теории разработаны различные подходы к решению этой проблемы. Вместе с тем, как показала отечественная практика, этот опыт используется неэффективно. При этом субъектами обеих сторон явно недооценена потребность в анализе финансового посредничества так называемых «финансовых новаторов» в экономическом развитии. Частично это было связано с тем, что до сих пор функции кредитных институтов рассматривались хозяйственными организациями как подчиненные в процессе развития реального сектора экономики.

На современном этапе развития экономики большой интерес вызывают теории асимметрии информации, которые также исследуют механизм взаимодействия реального и финансового секторов экономики. Эта асимметрия информации связана с тем, что предприятие обладает заведомо большей информацией о вероятности возврата займа, чем кредитное учреждение, что дает ему преимущество. В свою очередь кредитный институт, стремясь преодолеть барьер асимметрии информации и понимая стремление предпринимателей, относится скептически к данным, предоставляемым в кредитных заявках. В результате этого, инвестиционные проекты с чистыми приведенными денежными доходами платят премию по завышенному уровню рыночной процентной ставки, а в некоторых случаях могут вообще не иметь доступа к финансовым ресурсам. При финансировании реального сектора проблема асимметрии информации сталкивается с особенностями функционирования финансовой системы. Финансовые учреждения обменивают денежные средства на обещание вернуть их в будущем на определенных условиях, т.е. выбор объекта вложения основывается на принципе самой высокой ожидаемой доходности. Предприниматели, внедряющие инновации, характеризуются наибольшим уровнем асимметрии информации, по причине нехватки общей информации для новаторов, так как большая их часть характеризуется отсутствием опыта, а так же неопределенностью ее долгосрочной экономической эффективности. В процессе инвестирования финансовые институты, имеющие значительные ресурсы, могут экспериментировать с высокодоходными проектами на основе выделения системных рыночных рисков, формируя рисковую инвестиционную стратегию.

Основная часть инвестиционных ресурсов формируется финансовой системой, исходя из существующей системы оценок будущих доходов, тем самым финансовые учреждения могут как стимулировать, так и препятствовать процессу капитальных вложений. Таким образом, для получения эффективной оценки взаимодействия реального и финансового секторов экономики феномен рыночного финансирования должен присутствовать изначально и рассматриваться значительно шире, чем просто вспомогательный механизм. В условиях асимметрии информации компании вынуждены платить премию за финансирование, которая зависит от состояния балансов компаний, то есть для компаний с более высоким уровнем долга стоимость новых финансовых ресурсов будет выше, чем для компаний с меньшим объемом заложенности, что позже сказывается на их развитии.

Таким образом, взаимодействие реального и финансового секторов экономики на основе теории асимметрии информации показывает, что финансовый сектор является важным элементом рыночной экономики, а информационная природа рыночного финансирования определила институциональную обусловленность этого процесса. В свою очередь развитие кредитно-банковских учреждений не может осуществляться без реального сектора.

Взаимодействие реального и финансового секторов экономики зависит от того, как успешно институциональная система собирает информацию необходимую для рыночного финансирования, обеспечивает защиту и достоверность информации.

Итак, не смотря на разнообразие теоретических подходов исследования взаимодействия финансового и реального секторов экономики единства мнений до сих пор нет. С одной стороны, особая роль новаторов и распространение нововведений на протяжении последних десятилетий развития российской экономики сдерживается именно из-за отсутствия оптимального взаимодействия финансового и реального секторов экономики выражается в неразвитости финансовых механизмов для перехода на качественно новый инновационный уровень развития. С другой стороны, остается неясным механизм взаимосвязи изменений в финансовой системе и реальном секторе, то есть роль институциональных и финансовых условий инвестиционного процесса в условиях перехода на этап инновационного развития. В этих целях необходимо оценить возможные и необходимые экономические и социальные издержки перехода к новому инновационному этапу развития, так как нельзя исключать и тот факт, что при загрузке мощностей и качестве производственных фондов переход на качественно новый инновационный уровень развития может смениться нежелательным спадом.

Кривая IS отражает все соотношения между Y и r, при которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM – все комбинации Y и r, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Пересечение кривых IS и LM дает единственные значения величины ставки процента r* (равновесная ставка процента) и уровня дохода Y* (равновесный уровень дохода), обеспечивающие одновременное равновесие на товарном и денежном рынках. Равновесие в экономике достигается в точке Е (рис. 6.10).

На рис. 6.10 (например, в точке А, которая лежит на кривой IS, но вне кривой LM) существует равновесие на товарном рынке (т.е. совокупный выпуск равен совокупному спросу). В этой точке процентная ставка оказывается выше равновесной, поэтому спрос на деньги меньше, чем их предложение. Так как у людей есть лишние деньги, они попытаются избавиться от них, купив облигации. В результате увеличатся цены на облигации, что приведет к падению процентных ставок, а это, в свою очередь, приведет к росту планируемых инвестиционных расходов. Таким образом, совокупный спрос вырастет. Точка, описывающая состояние экономики, движется вниз по кривой IS до тех пор, пока процентная ставка не упадет, а совокупный выпуск не вырастет до равновесного уровня.

В случае если экономическая ситуация описывается точкой, лежащей на кривой LM, но вне кривой IS (точки В и D), рыночные механизмы все равно приведут ее к равновесию. В точке В несмотря на то, что спрос на деньги равен их предложению, совокупный выпуск оказывается выше равновесного уровня, больше совокупного спроса. Фирмы не могут продать свою продукцию и накапливают незапланированные запасы, что заставляет их сокращать производство и снижать выпуск. Снижение объема производства означает, что спрос на деньги упадет, все это приведет к снижению процентных ставок. Точка, описывающая состояние экономики, будет двигаться вниз по кривой LM до тех пор, пока не достигнет точки общего равновесия.

Равновесное положение обоих рынков может быть определено совместным решением уравнений кривых IS и LM. Алгебраически равновесный объем производства может быть найден путем подстановки значения r уравнения LM:

в уравнение IS

и его решения относительно Y:

Полученное выражение представляет собой алгебраический вид функции совокупного спроса. Из этого равенства видно, что, воздействуя на величину расходов путем манипулирования объемами государственных расходов (G) и налогами (T), государство использует инструменты фискальной политики, путем изменения денежного предложения – монетарной (денежно-кредитной) политики.

Модель IS-LM в различных экономических концепциях

Инструментарий модели IS-LM, предложенный Дж. Хиксом, рассматривается различными экономическими школами.

В классической концепции модель IS-LM можно использовать с определенной долей условности, так как у классиков рынки не являются связанными. Кривая IS должна быть достаточно пологой, поскольку совокупный спрос сильно эластичен по процентной ставке. Кривая LM – вертикальна, фиксируется на уровне естественного выпуска. В данном случае модель IS-LM не является моделью совместного равновесия: один и тот же уровень дохода обеспечивается при любой ставке процента, а уровень естественного выпуска задается количеством используемых факторов производства.

В монетаристской концепции модель IS-LM может быть корректно использована. При этом кривая IS будет достаточно пологой в силу высокой эластичности совокупного спроса по ставке процента. Кривая LM будет достаточно крутой в силу того, что в качестве основного аргумента денежного спроса выступает перманентный доход.

4. Деятельность фабрики по производству клея и металлургического завода связаны с выбросом химических отходов. Назовите три способа, с помощью которых администрация города может отреагировать на отрицательные внешние факторы. В чем состоят позитивные и негативные стороны каждого из этих способов?

На мой взгляд одним из способов воздействия администрации города на отрицательные внешние факторы могут быть штрафные санкции. Позитивной стороной данного способа является то что государство получит прибыль от них, а негативная – организация останется в убытке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основные законодательные акты.

1.Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 7 дек., 1998 г., № 218 – 3 // Ведамасцi Нац. Сходу Рэспубликi Беларусь. – 1999. - № 7 – 9;

2.Банковский кодекс Республики Беларусь. – Минск: Амалфея, 2001;

3.Основные направления денежно-кредитной политики на 2011 г. // Банковский вестник 2001. – № 2.

Основная литература.

1.Курс экономической теории. /под ред. Плотницкого,. – Мн.: Книжный дом: Мисанта. - 2005;

2.Экономическая теория: учебное пособие /под ред. М. Н. Базылевой, Н.И. Базылева: Минск. Современная школа. – 2008;

3.Экономика: учебное пособие / под ред. В.Л. Клюни, Н.С.Тихонович. – Минск, 2006. – 398 с.;

4.Экономическая теория, учебное пособие А.С.Головачев, Л.П.Пацкевич, И.В.Головачева, под ред. А.С.Головачева – Мн., Высш. школа, 2006 – 446с.;

5.Базылева, М.Н. Экономическая теория: учеб. Пособие / М.Н.Базылева, Н.И.Базылев. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 640 с. – С. 11 – 31;

6.Лемешевский, И.М. Экономическая теория. Вводный курс: учеб.-метод. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. Специальностям / И.М. Лемешевский. – 4-е изд., доп. И перераб. – Минск: ФУ Аинформ, 2010. – 496 с.;

7.Давыденко, Л.Н. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика трансформации. Международный опыт и белорусский вектор развития: учебное пособие / Л.Н. Давыденко. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 452 с.

Интернет-источник.

    Правительство Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: http: // www . government . by ;

    Министерство экономики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: http: // www . economy . gov . by ;

    Сайт Международного валютного фонда Беларуси [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: http: // www . imf . org .

    Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азриляна М.: Фонд «Правовая культура», 1994;

    Золотогоров Б.Г. Экономика: Энциклопедический словарь. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003. – 720 с.;

    Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРО-М, 1997. – 496 с.

    Баскакова М.А. Толковый юридический словарь бизнесмена. =М.: Контракт,1994;

При которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM - все сочетания Y и г, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Чтобы определить общее равновесие на товарном и денежном рынках, необходимо совместить на одном графике обе кривые. Точка Е - единственная, в которой оба рынка будут находиться в равновесии.

Во всех точках, лежащих выше кривой LM, предложение реальных денежных остатков превышает спрос на них, так как процентная ставка высока для равновесия на денежном рынке. Избыток предложения денег означает появление у экономических субъектов ≪лишних денег≫, что заставит их покупать облигации. Рост спроса на ценные бумаги приведет к повышению их рыночной цены, что станет причиной понижения процентной ставки, сопровождаемого ростом планируемых инвестиций, совокупных расходов, а значит и увеличением равновесного дохода. Все эти процессы приведут к перемещению по кривой IS вниз, к точке Е.(и наоборот).

Если точка расположена выше кривой.IS, то реальный доход больше совокупных. Фирмы в такой ситуации не смогут продать свою продукцию, что приведет к увеличению товарных запасов. Рост последних заставит фирмы сократить производство, что повлечёт уменьшение реального дохода. Параллельно будет падать спрос на деньги, что при неизменном предложении денег приведет к понижению процентной ставки. Одновременное уменьшение дохода и ставки процента означает движение по кривой LM вниз, к точке равновесия Е.(и наоборот)

Тяготение эк.сист. к равновесию не означает, что при равновесном выпуске будет достигнута полная занятость. Для её обеспечения правительство должно проводить стабилизационную политику, используя фискальную и денежную политику.
21.Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Важная составляющая фискальной политики - изменение государственных расходов, которые оказывают влияние на совокупный спрос , аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных закупок товаров и услуг показывает изменение объема выпуска (дохода) в результате изменения расходов государства. Изменение государственных расходов, так же, как изменение частных инвестиций, служит толчком, пробуждающим процесс мультипликации национального дохода. Увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает цикличность развития экономики, добивается более плавного роста объема национального выпуска.

Одним из инструментов дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Рассмотрим, как повлияет на объем национального дохода введение автономного (аккордного) налога - налога, имеющего строго заданную сумму, величина которой остается постоянной при изменении совокупного дохода.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или станок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

Недискреционная фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам экономического цикла посредством автоматического изменения величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика реализуется посредством изменений в уровнях налоговых поступлений и государственных расходов, не зависящих от принятия решений государственными органами.

Встроенный (автоматический) стабилизатор - это экономический механизм, автоматически реагирующий на изменения экономической конъюнктуры. К встроенным стабилизаторам относятся налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и др. Они служат для смягчения реакции экономики на изменения выпуска товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий , т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не способна их устранить. Следует отметить, что чем выше ставки налогов и величина трансфертных платежей, тем действеннее недискреционная политика.
25.Использование модели IS–LM для анализа фискальной политики. Эффективность фискальной политики и бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь.

Фискальная политика будет относительно эффективной в том случае, если инвестиции(IS крутая) малочувствительны по отношению к ставке процента, значение mрс и мультипликатора невелико, а спрос на деньги(LM пологая) чувствителен кизменениям процентной ставки и малочувствителен к динамике дохода. Бюджетно-налоговая политика стимулирования экономики увеличивает ставку процента и вытесняет часть инвестиционных расходов.

В Республике Беларусь бюджетно-налоговая система, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления.

С 1992 г. система налогообложения в Беларуси находится в состоянии постоянного реформирования, что выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли и т.д.

В соответствии с Законом Республики Беларусь ≪О бюджетном устройстве≫, страна перешла на самостоятельное построение бюджетов различных уровней власти: республиканского, регионального (область, район) и местного (административные группы, в том числе города и районы в городах).

Согласно Закону Республики Беларусь ≪О налогах и сборах ≫, при использовании налоговых поступлений применяется способ долевого участия, который закрепляет зависимость развития местной экономики от Центра, предполагает субсидирование нижестоящих бюджетов. Данный механизм заимствован от прежней практики централизованного регулирования вышестоящими органами доходов местных бюджетов.

отрицательные стороны существующего централизованного порядка распределения налоговых поступлений - местные органы власти не имеют серьезных стимулов к зарабатыванию средств, поскольку недостаточно самостоятельны; высокая дотационность местных бюджетов предопреде- лена стремлением довести бюджетную обеспеченность на одного жителя до среднереспубликанского уровня ; нагрузка на финансовые органы возрастает по причине огромных встречных финансовых потоков из региона в Центр, а затем из республиканского бюджета - в местные.

Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на 11-15 гг имеетследующие направления:

радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;

оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;

концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны;

повышение эффективности управления государственным долгом.

снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;

повышение эффективности управления государственными финансами;

28.Инструменты денежно-кредитной политики.

Эффективность ден.-кред. политики зависит от выбора её инструментов. Инструменты д.-к. политики – совокупность монетарных мероприятий, используемых ЦБ для достижении эк. целей. Существуют общие , влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные , предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д., косвенные (экономические) методы регулирования – воздействуют на д.-к. сферу через формирования условий функционирования ден. рынка и рынка капиталов - и прямые (административные) – директивы, предписания и инструкции, который ограничивают сферу деят-ти кред. института. Основные:

Изменение учётной ставки. Уч. ст. - это %, кот. коммерческий банк платит ЦБ за представленную им ссуду. С помощью уч.ст. ЦБ определяет условия доступа к централизованным кредитам, оказывает воздействие на степень доходности и прибыльности банковской операции. Изменение уч. ст. ЦБ использует для контроля за объёмом денежной базы и предложением денег. Повышая – сокрщает предл.денег; понижая – увеличивает.

Изменение нормы обязательных резервов – позволяет регулировать банковскую ликвидность (способность банков погашать свои обязательства в денежной форме) и объём кредитования. Оперирование нормами обяз.резервов позволяет ЦБ регулировать предложение денег и ставку процента, используя чувствительность величины денежной базы и денежного мультипликатора к изменениям норм. Он виляет на способность ком. банков путём кредитования создавать новые деньги. При использовании этого инструмента следует учитывать, что даже небольшое изменение норм обяз.резервов вызывают сдвиги в объёме резервов, масштабе и структуре кредитных операций – могут привести к нарушениям ден.-финансового равновесия.

Операции на открытом рынке – покупка ЦБ гос. ценный бумаг и их продажа ком.банкам и населению. Вследствие проведения ЦБ операции с ценными бумагами увеличивается либо уменьшается объём собственных резервов как отдельных ком.банков, так и банковской системы в целом , что влечёт за собой изменение стоимости кредита, спроса на деньги и денежного предложения. Для увеличения предложения денег ЦБ покупает ценные бумаги, для уменьшения – продаёт.

Для воздействия на денежную массу ЦБ может использовать покупку-продажу иностранной валюты – интервенции на валютном рынке. Они влияют на величину денежной базы. Покупая иностр.валюту ЦБ увеличивает свои валютные резервы и денежную базу, а продавая – уменьшает базу и предложение денег.
32.Взаимосвязь безработицы и инфляции в краткосрочном периоде. Кривая Филлипса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция.

Изменение объема национального выпуска связано с изменением количества используемых производственных ресурсов, в том числе труда: для производства большего объема благ требуется привлечение большего количества работников, что приводит к росту цены на данный ресурс. Как видим, между ценами на экономические блага и изменением числа занятых в стране существует взаимосвязь. Первым обратил на нее внимание британский экономист А.У. Филлипс - он проанализировал зависимость между уровнем безработицы и увеличением номинальной заработной платы (инфляцией зарплаты).

Позже П. Самуэльсон и Р. Солоу подтвердили существование подобной функциональной зависимости применительно к экономике США. Данная связь объяснялась ими тем, что высокий совокупный спрос, с одной стороны, способствует снижению уровня безработицы, а с другой - ведет к повышению заработной платы и цен. Графическую интерпретация обратной зависимости между инфляцией и безработицей назвали кривой Филлипса.

Используя алгебраическую формулу закона Оукена и зависимость между темпом инфляции(разница между факт. уровенм цен в данном и прошлом периодах) и объёмом нац. выпуска составили уравнение кривой Филлипса: π=π e -β(u-u’).

Оно не учитывает того, что на инфляцию могут оказывать воздействие так называемые шоки предложения (ε) - резкие изменения уровня цен на определенные группы товаров, приводящие к сдвигу кривой совокупного предложения. Негативные шоки способствуют одновременному росту безработицы и инфляции; позитивные - действуют в обратном направлении. Учет шоков предложения видоизменяет уравнение кривой Филлипса: π=π e -β(u-u’)+ε

Уравнение кривой Филлипса показывает, что темп инфляции обратно пропорционален темпу безработицы, а точнее, разнице между ее фактическим и естественным уровнями. Эта зависимость иллюстрируется движением вдоль кривой Филлипса , изменения инфляционных ожиданий и шоки предложения приводят к ее сдвигу.

Чёткая обратная связь между инфляцией и безработицей существует только в краткосрочном периоде.

Ситуация одновременного существования достаточно высоких темпов инфляции и безработицы называется стагфляцией.

Ее возникновение монетаристы и неоклассики объясняют с помощью теорий адаптивных и рациональных ожиданий, а последователи кейнсианской школы используют для этого анализ шоков предложения. Последние вызываются резкими изменениями производственных издержек вследствие, например, изменения цен на ресурсы либо изменениями технологий производства, стихийными бедствиями и т.д. Обычно рассматривают негативные шоки предложения, связанные с ростом цен и издержек, которые сдвигают кривую совокупного предложения влево-вверх. Шоки, предложения могут быть и позитивными: улучшение технологий производства, снижение цен на ресурсы и издержек приводят к сдвигу кривой совокупного предложения вправо- вниз, что вызывает рост объема национального выпуска и снижениеуровня цен.
19.Модель IS - LM и построение кривой совокупного спроса. Взаимосвязь моделей IS - LM и AD - AS .131?

Модель IS -LM позволяет оценить влияние макроэкономической политики на совокупный спрос.

Можно также рассмотреть всевозможные уровни цен и соответствующие им уровни равновесного реального дохода и построить совокупность точек. Соединив их, получим кривую совокупного спроса,АD. Она будет иметь отрицательный наклон, так как отражает обратную зависимость между уровнем цен и уровнем дохода. Поскольку кривая AD выводится на основании модели IS -LM, ее наклон будет определяться наклонами кривых IS и LM. На совокупный спрос оказывает влияние проводимая фискальная политика.

В результате проведения стимулирующей фискальной политики кривая совокупного спроса перемещается вправо. К аналогичному сдвигу кривой приводят также рост государственных закупок, снижение налогов. В результате проведения сдерживающей фискальной политики (сокращения государственных расходов, социальных трансфертов, роста налогов) кривая совокупного спроса AD2 сместится влево.

Уменьшение номинальной денежной массы при данном уровне цен приведет к сдвигу кривой совокупного спроса влево. Степень влияния изменения денежной массы на сдвиг кривой совокупного спроса зависит от величины прироста (сокращения) дохода в модели IS -LM.

Стимулирующие фискальная и денежно-кредитная политика могут влиять на совокупный доход (выпуск) в краткосрочном периоде, но не влияют на уровень выпуска в долгосрочном периоде. Поэтому при оценке их относительной эффективности необходимо учитывать, насколько быстро наступит долгосрочный период.
20. Цели, инструменты и виды бюджетно-налоговой политики. Фискальная экспансия и фискальная рестрикция.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - это совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных закупок и налогообложения, предоставлению льгот, субсидий и трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности , поддержания высокого уровня занятости и предотвращения резких колебаний цен.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия ) в краткосрочной перспективе имеет целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция ) направлена на ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов и увеличение налогов. Основными инструментами бюджетно-налоговой политики являются государственные расходы и налоги.

Государственные расходы включают государственные закупки товаров и услуг (расходы на образование здравоохранение, оборону, строительство дорог и другие общественные нужды) и трансферты (социальные выплаты, которые осуществляются без соответствующего обратного предоставления их получателями каких-либо товаров или услуг). Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований и выполняют функции политического, социального и экономического регулирования. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер.

Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое предполагает возвратный характер кредита.

Важным инструментом бюджетно-налоговой политики являются налоги. Их изменение влияет на совокупный спрос. Например, снижение личного подоходного налога увеличивает находящиеся в распоряжении населения доходы. Это приводит к росту потребительских расходов. Снижение налогов на прибыль корпораций содействует росту инвестиционных расходов, расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.
23.Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Виды бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита.

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА - превышение расходов бюджета над его доходами. Различают: структурный – разность между расходной и доходной частями бюджета в условиях достаточно равновесного функционирования эк.сист., возникает в результате осознанно принимаемых правительством мер по увеличению гос расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада; циклический – дефицит, являющийся результатом циклического падения производства, автоматического сокращения налоговой поступлений и увеличения гос.трансферов на фоне эк.спада, свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества.

Различают два вида финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка. Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях так как его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики: инфляция,«эффект Танзи»(налогоплательщики начинают сознательно оттягивать уплату налогов в государственный бюджет, за время отсрочки деньги частично обесцениваются, фактическая налоговая нагрузка снижается, что в свою очередь опять же уменьшает доходы бюджета и усугубляет бюджетный дефицит. Таким образом, финансовая система страны расшатывается всё больше.)

Поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов.

Долговое финансирование осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке, а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.

Преимущество долгового финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются участниками фондового рынка как весьма надёжные. Приобретая государственные обязательства, владельцы капитала сокращают таким образом инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.

Пересе-ч IS и LM. Общее равновесие достигается при достиж-и равновесия на тов и ден р-ках.

в E 1) объём AD = объёму AS, 2) IN=S,3) L=M (спрос на деньги равен их предлож-ю), 4) Zin=Zm

Сила эк необх-ти возвратит в Е: Сниж-е проц. ставки => активизации инвестиц. спроса и экспорта=> увелич-е сов. спроса и объёма выпуска. Сниж-е объёма пр-ва => сниж-е доходов=>сниж-е спроса на деньги=> сниж-е проц.ставки

Модель ISLM отражает завис-ть между проц. ставками и объемом сов. выпуска при сохранении равновесия на ден. и товарном рын-х.

Инвестиционная ловушка. Спрос на инвестиции неэластичен по ставке процента. IS – перпендикуляр. Сдвиг LM не приведет к изм-ю объема сов-го спроса. Необходим сдвиг IS вправо за счёт «эффекта имущества» (доп ср-в).

Ликвидная ловушка. Миним-я проц-я ставка. Население, безразлично к сделкам, и к возможностям увеличить потребление => объемы инвестиций и выпуска не изменяются. Нужны ср-ва.

32. Национальная финансовая система и государственные финансы. Государственный бюджет и его функции. Отличие финансовых фондов государства.

Финансы – сов-ть эк. отношений и обяз-в ден. порядка, существ-х между гос-вом и хоз. субъектами по поводу формиров-я и исп-я ден. доходов. (Особ-ти совр-х финансы: исп-е ден формы, отсутствие эквив-го обмена, обяз-ть платежей, исп-е бюджета как способа концентрации ден-х ср-в в пользу гос-ва)

Общенац-я фин. система – сов-ть институтов, организаци, задейстов-х в перемещ-ии ден-х ср-в, обеспечив-х выполнение фин-х обяз-в субъектов нац эк-ки и гос-ва.

Уровни ФС:1. Фин. дом. хоз-в,2.субъектов хоз-я (предп-я)3)гос-ва

Гос финансы- система эк отнош-й, связ-х с образованием ден-х ресурсов гос-ва и их последующее исп-е для выполнения соц-эк и полит-х ф-ций.

Уровни гос финансов : 1) бюджетный ур-нь, 2)бюдж-е фонды (чист-й бюджет), 3) спец-е внебюдж-е фонды, 3) финансы предпр-й гос. сектора.

Гос бюджет

Функции гос бюджета: 1)аккумуляция фин-х ср-в (фискальная). 2)регулирование, 3)инвестиционная 4)регион-е перераспредел-е ден-х ресурсов, 5)социальная (соц. защита), 6)обеспеч-е фин. безопасн-ти гос-ва

Гос. фонд – сов-ть фин-х ср-в, находящ-ся в распоряж-и гос-ва и имеющих обознач-е источники пополнения и целевое назнач-е.

Фонды по видам деят: соце, эк-е, научно-исслед-е, кредитные, страхования, военно-пол и межгос-е.

33. Дефицит государственного бюджета и его экономическая природа. Макроэкономические последствия дефицита. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Гос бюджет -ведущее звено нац фин. системы, связанное с налоговой сист-й страны. (сист-ма ден-х отнош-й между гос-вом, физич и юр лицами)

Состояния бюджета: 1) баланс 2)профицит (дох>расх)3) дефицит (расх>дох).

Анализе дефицита бюдж: 1)эк природа дефицита 2)колич-я оценку дефицита (крытй и реальный, сравнения с додохдами и ввп) 3) возм-е фин. источники покрытия 4) соц-эк-е последствия дефицита

Эк. природа дефицита : циклический (с фазой эк.цикла. кризис – увелич-е расх-в), структурный (плохое сост-е ведущих отраслей нац эк-ки, военный (ведение или приготовл-е), фактич-й (цикл-й+структ-й)

Дефицит: 1) активный (осмысленный, когда расх> доходов, из-за сокращ-я налогов, увелич-я инвестиций за гос счет; 2) пассивный (вынужденный, из-за сокращ-я хоз.активности).

Источники покрытия: 1) увелич-е налогов, б) распродажа гос. имущ-ва 3)гос.займ, 4) эмиссия денег (печ-й станок).

Дефицит гос бюджета приводит к тому, что прав-во начинает постоянно жить в долг.

Мультипликатор сбалансированного бюджета –показатель, отраж-й изм-е объема выпуска в рез-те изм-я гос-х расх-в и нал-х поступл-й.

34. Государственный долг: причины образования и виды. Функции государственного долга. Макроэкономические последствия наращивания внутреннего и внешнего государственного долга

Гос. долг - это сумма величин бюджетных дефицитов, накопл-х за опр-й период времени.

дефицит бюджета=>дефиц-е финансир-е (гос займ, кредит прав-ву) => гос. долг(обслужив-е гос долга)

Функции гос. долга: 1.фискальная (доходная), 2.стабилизирующая.

Внутренний гос.долг - это долг прав-ва перед населением своей страны (из-за сниж-я эк эффект-ти, завыш-е гос. расходов, неэффект-й налог. сист, отсутствие внешн-х источников финанс-я)

Осн компонент внутр-го гос.долга: 1.Эмисси денег ЦБ, 2.кредиты прав-ва у ЦБ и КБ, 3. Продажа (размещ-е ценных бумаг)

Последствия внутр-го гос. долга. 1.Противоречия между поколениями. 2.Увелич-е налогов. 3. Повыш-е проц. ставки.4.Выплата процентов по кредитам (стимулирует инфл-й спрос).

Внешний госдолг- это фин-й долг прав-ва страны перед иностр-ми гос-вами, зарубежн. банками и междунар-ми орг-ями.

Последствия внешнего долга: 1) распродажа иностранцам гос. имущ-ва 2)огранич-е внутр-го потребл-я и сниж-е ур-ня жизни насел-я 3) эк. и политич-я завис-ть страны, сниж-е кредитн. рейтинга

35. Потенциал воздействия государственных финансов (бюджета) на национальную экономику. Мультипликатор государственных расходов. Концепция правительственного продукта и «здоровых финансов».

Гос финн система возд-е на эк-ку (эффек-е перераспред-е фин-х ресурсов между ведущими отраслями, поддержка точкам эк. роста, способствует повыш-е конкурентноспособности нац пр-ва)

Мультипликатор гос-х расходов Mg=∆Y/∆G= 1/(1-APC)=1/APS – показатель, отражающий изм-е сов. дохода из-за изм-я гос-х расходов. (зависит от нал-q ставки)

Гос закупки стимулируют в нац -ке доходообразование и рост ВВП.

Концепция «здоровых финансов»: подав-е инфл-ии и сведение до минимума дефицита бюджета. гос поддержка бизнеса (сокращ-е налогов, увелич-е фин-х льгот), неагтивное отнош-е к наращив-ю соц. расходов, сбереж-я в дом хоз-вах - источник ср-в для дефиц-го финансиров-я.

Концепция «правительственного продукта»: общ-во должно финансировать издержки, связанные с пр-вом общ-х благ.

36. Особенности государственных финансов Беларуси в условиях переходной экономики

В РБ новая фин-я сист-ма: 1 без вал-х резервов, 2.без опоры на нац-ден-ю систему, 3.без опыта работы в рын усл-х но были высоквалифиц-е кадры и дисциплина.

Переходная эк-ка: Плановые отчисл-я предпр-й=>налоги и сборы, появл-е доходов от приватизации.

Задач гос бюджета: а) достиж частичн равновесия и созд-е усл-й общего, б) стабилизация, либерализация и эк. рост, в) преодоление пережитков админ-й сист, г)обеспеч-е эк. безопас-ти.

Осн тенденции: а) расширение сферы бюджетных отношений, б) усиление концентрации и централизации фин-х ресурсов в гос. бюджете, в) быстрый рост объёма бюджета г) спец ден-е расходы на разв-е рын. инфрастр-ры.

37. Налоговая система страны и ее эффективность. Величина налоговой нагрузки и налоговый мультипликатор. Эффективность налоговой системы страны.

Налоговая система – сов-ть принципов, методов установл-я, изм-я, сбора и отмены налогов, соответств-х действ-му законод-ву.

Правила налогообложения: 1) точность расчета налога, 2) доступность налога, 3) удобство платежа, 4) экономичность сбора налога

Принципы построения налоговой системы: 1) принцип получаемых выгод 2) платежеспособность и всеобщность 3) справедливость 4) доходчивость 5) обоснованность

– показатель(%), 1) на ур-не всей нац эк-ки -доля ВВП кот. гос-во присваивает через нал-е перераспред-е. 2 для отд-го предпр-я (сумма собир-х налого/общ-я прибыль),3. Налоговое амистриров-е.

Налоговый мультипликатор Mt=DY/DT= MPC/(1-MPC)– это показатель, отраж-й изм-е объема выпуска при изм-ии налогв. Снижение налогов => увелич-е спроса=>увелич-е объема выпуска (и наоборот)

Эф-ть нал-й системы - способность выполнять соответствующие функции на уровне всей нац экономики. (бюдже-е доходообразов-е и формир-е оптим-го эк. климата)

Эф-ть нал-й системы - степень исключ-я внутр-х противоречий.

Фискальная политика современного государства и потенциал ее воздействия на макроэкономические процессы. Содержание и основные компоненты фискальной политики. Эффективность фискальной политики.

Задач фиск-й политики – оптим-е управл-е гос. имущ-вом и созд-е усл-й для роста доходности гос. капитала.

Осн компоненты фиск-й политики: Линия доходов (налоговая политика, доходы с гос капитала) и линия расходов (объём расходов, структура расходов) – тесная взаимосвязь

Факторы формиров-я ФП: 1)сост-е нац эк-ки, 2)наличие правового коридора в стране, 3)степени демократизации в стране, 4)междунар-й рейтинг и авторитет страны 5) сформулиров-е задачи соц-эк разв-я страны

Стимулирующая ФП

Сдерживающая ФП

Эффект-ть ФП: (+когда спад фиск-я поитика подталкивает. -гос инвест-ии вытесн-т част-е, рост проц-й ставки, не может влиять на неб-е колеб-я, соц. последствия (увелич-е налогов)).

39. Разновидности фискальной политики.Встроенные стабилизаторы. Эффект Оливера-Танзи. Потенциал налогового компонента в рамках фискальной политики.

Фискальная политика государства – целенаправл-е действия прав-ва по мобил-ии и рац-му исп-ю ден-х рес-в (гос. расх, налогооблож-е, сост-е гос. бюджета) с целью реш-я стратег-х и тактич-х задач соц-эк-го разв-я страны. Цель – равновесие

ФП: долгосрочнаю, среднесрочная и конъюнктурная(стимулирующую и сдерживающую)

Стимулирующая ФП исп-ся в период спада эк-ки. (задача– смягчить кризис и ускорить преодол-е). содерж-е стимул-й фиск-й политики – рост гос расходов и сниж-е налогов.

Сдерживающая ФП исп-ся в период подъема нац экки. (задача– за счет тормож-я дел активнти ограничить быстрое разогреве нац экки. (Сокр-е гос расходов и увелич-е нал-й нагрузки)

Встроенные стабилизаторы – сов-ть мер фин-го и нал-го хар-ра, кот. оказывают эффек-е возд-е на цикл дел-й акт-ти в завис-ти от прохождения нац эк-кой соответств-й фазы.

В фазе подъёма сумма налогов автомат-и увелич-ся, а гос. расходы, сокращаются. В период спада налоги сокращ-ся, растут гос расходы.

Эффект Оливера-Танзи -затягивание налогоплательщиками внесения нал-х платежей в госбюджет в условиях повыш-я инфляции (при заметном обесцен-и денег это принесёт выгоду)

Нал-ый компонент ФП: степень нал-й нагрузки и собираемости налогов, наличие налог-х льгот. На макроэк-е процессы воздействует косвенным образом(не всегда нужн-я реакция)

В рамках фискальной политики налоговый компонент должен дополн-ся институц-ми, организац-ми и эк-ми мероприятиями.

40. Принципы построения национальной банковской системы современного типа как институциональной структуры. Центральный банк страны: стратегические задачи и функции.

Национальная банковская система – сов-ть кредитных институтов и спец-х орг-й, создающих ср-ва платежа, аккумулирующих своб-е ден-е ср-ва и предоставляющих их в кредит.

Вар-ты структуры банк-й системы: 1)централизованная (для ком-админ) 2)децентрализованная (единая унитарная) 3) двухуровневая или трехур-я (1нацбанк,2КБ, 3небанк-е фин-е кред-е страх-е)

ЦБ – орган гос управл-я, кот регулир-т ден-кредитную систему страны и координирует деят0ть всей нац банк сист

Стратегич-я задача ЦБ – обеспечение устойчивости нац ден единицы на внеш и внутр рынках, исключ инфляции и девальвации нац денег.

ЦБ должен быть гарантом стабильности ден-кред-й и фин-й системы (должен проводить для этого сбалансированную ден-кред политику)

Осн ф-ции ЦБ: 1) эмиссия денег 2) орг-я ден-го обращ-я 3) орг расчетов и платежей 4) надзор за КБ 5) кредитование КБ 6) управ счетами прав-ва 7) регулир-е банк-й сист.

ЦБ страны несет ответств-ть за сост-е плат-й системы


Похожая информация.


Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие в модели IS-LM

При построении линий IS и LM были определены множества парных комбинаций дохода и ставки процента, соответствующие равновесию на рынке благ (линия IS) и на рынке денег (линия LM). Для определения условий совместного равновесия на рынках благ и денег следует соединить указанные выше множества в единой графической модели IS-LM (рис. 6.9).

Рис. 6.9.

Нахождение условий совместного равновесия сводится: 1) к решению системы двух уравнений (линий IS и LM) с двумя неизвестными (i, Y); 2) к определению точки равновесия E (пересечение линий IS и LM) с проекциями равновесных значений процентной ставки i 0 и дохода Y 0 (рис. 6.9).

Графическая иллюстрация модели IS-LM (рис. 6.9) показывает, что среди множества парных значений i и Y имеется единственная комбинация i 0 и Y 0 , соответствующая совместному равновесию, поскольку она принадлежит как линии IS (равновесным множеством i и Y со стороны рынка благ), так и линии LM (равновесным сочетанием i и Y со стороны рынка денег).

Пересечение линий IS и LM делит графическое пространство модели IS-LM на четыре сектора, каждому из которых соответствует определенное соотношение спроса и предложения на рынках товаров (AD, AS) и денег (M D , M S):

избыток товаров и денег (AS AD; M S M D) - в I секторе;

дефицит товаров и денег (AS AD; M S M D) - в III секторе;

избыток денег (M S M D) при дефиците товаров (AS AD) - во II секторе;

избыток товаров (AS AD) при дефиците денег (M S M D) - в IV секторе.

Совместное равновесие рынков отражает величину эффективного спроса, являющегося определяющим параметром в экономике (с позиции кейнсианской концепции). В рамках данной модели эффективным спросом можно назвать величину совокупного спроса на рынке благ, соответствующую совместному равновесию на рынках благ и денег.

Эффект вытеснения. Эффект ликвидной и инвестиционной ловушки

Проведение ДКП через регулирование ставки процента приводит к ряду проблем:

Циклический эффект использования ставки процента. Например, на фазе подъема рост национального производства приводит и к росту спроса на деньги, а, следовательно, повышается ставка процента. Если правительство считает целевым ориентиром ДКП поддержание стабильного процента, то оно будет вынуждено для снижения процентной ставки увеличить денежные "вливания", что негативно скажется на состоянии экономики, находящейся на подъеме, так как она уже и так находится на грани инфляционного бума;

Существование денежных временных лагов. Изменения денежного предложения оказывают влияние на национальный продукт по истечении довольно продолжительного промежутка -- по оценкам М. Фридмена, от 6 месяцев до двух лет;

Наличие эффекта обратной связи. Если центральный банк простимулировал увеличение национального производства, обеспечив снижение ставки процента вливанием дополнительной массы, то рост национального продукта, в свою очередь, вызовет рост спроса на деньги, а, следовательно, повышение ставки процента;

Возникновение так называемой "ликвидной" ловушки. В этом случае ставка процента приблизилась к своему минимально возможному значению, и поэтому прирост предложения денег не может ее понизить и стимулировать инвестиционный спрос и увеличение национального продукта.

Мы видим, что в данном случае рост предложения денег не имеет стимулирующего эффекта.

Противоречие между целями внутренней и внешней стабильности. Например, в период подъема центральный банк, борясь с инфляцией, сокращает денежное предложение. Он пытается достичь внутренней стабильности. В результате уменьшение денежного предложения ставка процента поднимается. Это привлекает иностранных инвесторов. Курс национальной валюты повышается, товары данной страны становятся относительно дороже, следовательно, экспорт уменьшается, импорт увеличивается. Возникает дефицит платежного баланса страны, что характеризует внешнюю нестабильность.

Возможен и ряд других проблем. Поэтому в силу ряда вышеуказанных недостатков кейнсианцы отводили ДКП второстепенное значение по сравнению с фискальной политикой.

При сдвигах IS и LM возможны две экономические ситуации, получившие название: "ликвидная ловушка" (рис. 6.17) и "инвестиционная ловушка" (рис. 6.18).

Пояснения к рис. 6.17:

1. При увеличении M S из-за стимулирующей кредитно-денежной политики линия LM сдвигается вправо: LM 0 LM 1 LM 2 ;

2. Однако точка A (пересечение LM с IS), находящаяся на кейнсианском отрезке, не сдвигается вертикально, ставка процента не изменяется:

i min = constI = constY = const.

Эта ситуация получила название "ликвидной ловушки". Возникает она при минимальных значениях банковской ставки, когда банки в целях окупаемости своих банковских издержек не опускают ставку процента ниже, а домохозяйства не покупают ценные бумаги. Обычной реакции денежного рынка на дополнительное вливание денежной массы (в виде снижения банковской ставки) не наступает.

Ликвидная ловушка - ситуация на рынке денег, при которой ставка процента близка к минимуму, поэтому рост денежной массы (M) не побуждает домашние хозяйства к купле ценных бумаг, в результате чего I=const и Y=const. Если совместное равновесие на рынках благ и денег в модели IS-LM достигнуто на кейнсианском отрезке LM, то экономика находится в ликвидной ловушке: изменение количества денег не меняет реальный доход.

Необычная ситуация, названная "инвестиционной ловушкой", возникает в случае совершенно неэластичного спроса на инвестиции по ставке процента (линия IS - перпендикуляр к оси абсцисс) (рис. 6.18). На рис. 6.18 видно, что в какой бы области линии LM не установилось первоначальное совместное равновесие, сдвиг LM не изменит объема реального дохода. Инвестиции не реагируют на понижение банковской ставки, как обычно происходит при невертикальном положении линии IS (рис. 6.14), а поэтому не увеличивается совокупный спрос и объем национального производства.

Примечание. Ликвидная и инвестиционная ловушки возникают только в том случае, когда линия IS строится на основе кейнсианской функции потребления. Если же исходить из того, что потребление C зависит не только от дохода Y, но и от величины имущества, то при росте денежной массы (M S) возрастут реальные кассовые остатки домашних хозяйств (эффект имущества), то есть увеличится и совокупный спрос на блага. Ситуация аналогична рис. 6.16: при сдвиге LM 0 вправо в положение LM 1 эффект имущества приведет к сдвигу IS 0 вправо до положения IS 1 , устраняя названные ловушки.

Ни кривая IS , ни кривая LM не определяют сами по себе величину равновесного дохода Y Е и равновесной ставки процента R Е . Равновесие в экономике определяется совместно кривыми IS и LM в точке их пересечения (рис.6.6).

Одновременное равновесие на денежном и товарном рынках существует лишь при единственном значении уровня дохода (Y Е) и ставки процента (R Е) . Рассмотрим, что произойдет при комбинации Y С , R С . Точка С лежит выше линии IS и ниже линии LM , следовательно, на товарном рынке будет избыток (S>I) , а на денежном рынке – дефицит (L>M) . В такой ситуации совокупный спрос в результате действия мультипликатора будет сокращаться, а ставка процента вследствие падения курса ценных бумаг будет повышаться. Так как оба процесса проходят одновременно, то в конечном счете экономическая конъюнктура стабилизируется при значении Y Е , R Е .

Модель IS–LM позволяет наглядно видеть, как изменения на одном рынке отражаются на другом, и какие при этом возникают обратные связи.

Если рынок товаров и услуг находится в неравновесии, то происходит непредвиденное изменение запасов, и фирмы либо сокращают, либо увеличивают объем производства, двигая экономику в точку равновесия. Если денежный рынок в неравновесии, произойдет давление на ставку процента, и она будет расти при избыточном спросе на деньги, поскольку люди начнут продавать облигации, если они не смогут удовлетворить свой спрос на деньги иным путем, или покупать облигации, если предложение денег превышает спрос на них, и экономика начнет передвигаться в точку равновесия.

Пересечение кривых IS и LM делит плоскость на 4 области (рис.6.7), в каждой из которых имеет место неравновесие. В областях I и II наблюдается избыточное предложение денег, так как они находятся выше кривой LM , а в областях III и IV, лежащих ниже кривой LM, – избыточный спрос на деньги. При этом области I и IV соответствуют избыточному предложению товаров и услуг, поскольку находятся выше кривой IS , в то время как в областях II и III имеет место избыточный спрос на товары и услуги. Направления приспособления экономики и движения ее к равновесию показаны стрелками. Если на товарном рынке существует избыточное предложение товаров, запасы фирм будут увеличиваться, а величина выпуска (дохода) Y уменьшаться (горизонтальные стрелки влево в областях I и IV по направлению к кривой IS ). При избыточном спросе на товары запасы фирм сокращаются, а выпуск увеличивается (горизонтальные стрелки вправо в областях II и III по направлению к кривой IS ). Когда на денежном рынке наблюдается избыточное предложение денег, люди покупают облигации, спрос на которые растет, и поэтому цена их повышается, что ведет (в силу обратной зависимости между ценой облигации и ставкой процента в соответствии с теорией предпочтения ликвидности) к снижению ставки процента (вертикальные стрелки вниз по направлению к кривой LM в областях I и II). При избыточном спросе на деньги, наоборот, люди начнут продавать облигации, чтобы получить в обмен наличные деньги в условиях их нехватки, что приведет к росту предложения облигаций, снижению их цены и, соответственно, к росту ставки процента (вертикальные стрелки вниз по направлению к кривой LM в областях III и IV). Следует иметь в виду, что более быстро происходит восстановление равновесия на денежном рынке, так как для этого достаточно изменить структуру портфеля активов, что не требует значительных затрат времени, в то время как для изменения величины выпуска требуется продолжительное время.



С учетом этого обстоятельства рассмотрим экономический механизм достижения равновесия , если экономика находится в неравновесии, например, в точке А (рис.6.7). Эта точка находится в области II, где имеет место избыточное предложение денег и избыточный спрос на товары и услуги. Превышение предложения денег над спросом на деньги вызовет снижение ставки процента в результате стремления людей превратить «лишние» деньги в ценные бумаги и в связи с этим ростом спроса на облигации и повышением их цен. На денежном рынке установится равновесие в точке В на кривой LM . Но существующий в этой области избыточный спрос на товары и услуги приведет к снижению запасов у фирм и росту выпуска (дохода), что обусловит неравновесие денежного рынка и сместит экономику в область III (точка С ), соответствующую избыточному спросу на деньги, что приведет к росту ставки процента и возврату на кривую LM . Однако сохраняющийся избыточный спрос на товарном рынке, несмотря на возможное сокращение инвестиционного спроса, вызванное ростом процентной ставки, обеспечит дальнейшее сокращение запасов и увеличение производства. Денежный рынок окажется в неравновесии (появится избыточный спрос на деньги вследствие роста дохода), что обусловит рост ставки процента и возвратит экономики на кривую LM в точку D , которая лежит ниже кривой IS и соответствует все еще избыточному спросу на товары и услуги. В результате дальнейшего сокращения запасов и роста производства экономика переместится в точку F , вновь нарушив равновесие денежного рынка и т.д., пока не придет в равновесную точку Е . Таким образом, экономика будет двигаться как бы по лестнице (по ступенькам), пока не попадет в точку совместного равновесия товарного и денежного рынков – точку пересечения кривых IS и LM .



Совместным равновесием называют состояние экономики, при котором для данной ставки процента и уровня дохода характерно одновременное равновесие на рынке благ и рынке денег.