Беляев артур ирекович современные информационные технологии в работе налоговых органов. Концепция ит-поддержки процессов налогового администрирования в условиях централизации информационных ресурсов фнс россии

Автоматизированная система ФНС, в которой все данные налогового администрирования хранятся и обрабатываются в единой централизованной базе данных – федеральном хранилище.

Развитие системы

2017

Выделение дополнительных 950 млн рублей на вторую очередь работ

31 июля стало известно о том, что на развитие автоматизированной информационной системы АИС «Налог-3» планируется выделить еще 950,6 млн рублей - в такую сумму в ФНС оценивают работы в рамках второй очереди проекта. Развитие касается действующей последние несколько лет версии основной информсистемы ведомства, в которой все данные налогового администрирования хранятся и обрабатываются в единой централизованной базе данных - федеральном хранилище.

В апреле-мае 2017 года Федеральная налоговая служба искала подрядчика для первой очереди проекта, предложив за выполнение работ по контракту 834,6 млн рублей. В итоге право исполнения работ досталось Главному научному инновационному внедренческому центру (ранее ГНИВЦ ФНС), ценовое предложение которого (832 млн рублей) оказалось лучше предложения конкурента - компании «ИБС экспертиза» (юрлицо интегратора IBS), предлагавшей выполнить работы без снижения стартовой цены.

В тендере на выполнение второй очереди работ по проекту заявки от соискателей будут приниматься до 17 августа 2017 года, а подведение итогов намечено на 22 августа. Победителю предстоит осуществить все работы до 1 декабря 2018 года, то есть до той же даты, к которой должны завершиться работы и по первой очереди проекта. С учетом заявленной цены сумма контрактов по двум очередям может составить 1,78 млрд рублей.

На 3 мая 2017 года общее количество пользователей централизованных и децентрализованных компонентов АИС «Налог-3» - 131 тыс. сотрудников. Из них пользователей централизованных компонентов 35 тыс., остальные 96 тыс. - пользователи децентрализованных компонентов.

Согласно сообщению ФНС для СМИ, развитие АИС ведомства выполняется очередями по мере готовности функциональных требований к системе: в 2017 году планируется объявление конкурса на выполнение работ по развитию АИС ФНС России (2 очередь), планируемый срок публикации извещения - II-III квартал 2017 года.

На 3 мая 2017 года ФНС провела мероприятия по созданию централизованной ИТ-инфраструктуры АИС «Налог-3». Выполнены разработка и внедрение в эксплуатацию прикладного программного обеспечения функционального блока №1 (регистрация и учет налогоплательщиков) и функционального блока №2 (имущественные налоги физических лиц).

Ведутся работы по реализации и подготовке к внедрению прикладного программного обеспечения функционального блока №3 (функции налогового администрирования юрлиц и индивидуальных предпринимателей). Выполнены работы по миграции централизованных компонентов и баз данных транзакционного и аналитического сегментов АИС «Налог-3» в систему ЦОДов .

Основная площадка для функционирования централизованных компонентов АИС «Налог-3» федеральный ЦОД (ФЦОД) в подмосковной Дубне , резервная площадка - московский ЦОД. В 2017 году запланирован перевод резервной площадки в резервный ЦОД (РЦОД) в Городце Нижегородской области.

Прикладное ПО децентрализованной архитектуры АИС «Налог-3» на федеральном уровне использует серверы баз данных Oracle Database 11g Enterprise Edition и Oracle Database 12c Enterprise Edition , Microsoft SQL Server 2005 и , ОС Solaris 10 , AIX 7.1 , MS Windows Server 2003 ServicePack 2 и 2008 R2 x64 и серверы приложений Apache Tomcat 7.0.23 (с установленными средствами криптозащиты «Криптопро JCP»).

В Центральном аппарате ФНС для работы программных комплексов используются серверы баз данных Oracle Database 11g Enterprise Edition, Microsoft SQL Server 2005 и 2008, ОС MS Windows Server 2003 ServicePack 2 и Server 2008 R2 x64. Клиентское ПО функционирует на рабочих станциях под управлением ОС Windows XP или Windows 7 .

Для работы программных комплексов регионального уровня используются серверы баз данных MS SQL Server 2000 SP4, 2005 Express Edition, 2008 R2 Enterprise Edition и 2012, серверы приложений MS Windows Server 2003 ServicePack 2 и 2008 R2 x64. Клиентское ПО регионального уровня функционирует на рабочих станциях под управлением ОС Windows XP или Windows 7.

Для работы программных комплексов местного уровня используются серверы баз данных MS SQL Server 2000 SP4, 2005 Express Edition, 2008 R2 Enterprise Edition, серверы приложений MS Windows Server 2003 ServicePack 2 и 2008 R2 x64. Клиентское ППО местного уровня функционирует на рабочих станциях под управлением ОС Windows XP или Windows 7.

Серверы приложений и рабочих станций объектов автоматизации федерального, регионального и местного уровней в отдельных случаях оснащаются дополнительным ПО: XML-парсер (версия 4.0 SP2) и XML-парсер 6.0 для Windows, библиотека для работы с XML для SQL Server, Crystal Reports RunTime и Soap SDK 4, компоненты среды выполнения библиотек Visual C++ V8.0 , компонента Xp_md5, пакет поддержки обратной совместимости для MS SQL Server 2005 (поддержка DTC и SQL-DMO), LotusDomino 6 и 8, LotusNotes 6 -8, Prognoz Platform , «Криптопро».

Для формирования выходных документов на серверах приложений и рабочих станциях объектов автоматизации федерального, регионального и местного уровней установлены офисные приложения типа MS Office 2003 , 2007 и 2010.

ПАК машины баз данных аналитического сегмента АИС «Налог-3» создан на платформе Teradata . В среде промышленной эксплуатации используется Enterprise Data Warehouse 6700 , проведено объединение с Teradata Data Warehouse Appliance 2800. В окружении разработки и тестирования используется Teradata Data Warehouse Appliance 2650.

ПАК машины баз данных транзакционного сегмента АИС «Налог-3» организован на основе Oracle Exadata Database Machine X5-8 (Primary), X5-8 (Standby 1) и Oracle Exadata Database Machine X3-8 и Х2-8 (Standby 2, расположены в ЦОДе в Москве .

2016

В июне 2016 года ФНС объявил тендер на развитие системы "Налог-3", где, в частности, содержится требование о подборе альтернативы продуктам и IBM FileNet на базе открытого ПО ().

ИТ-инфраструктура и базовое программное обеспечение

Функциональные элементы системы:

Основными элементами АИС «Налог-3» являются:

  • транзакционный сегмент;
  • аналитический сегмент.

Транзакционный сегмент

Опытная эксплуатация транзакционных подсистем условно разделена на 3 очереди. Каждая очередь представляет собой набор функций налогового администрирования, которые подлежат проверке. По мере опытной эксплуатации этот набор постепенно расширяется. При этом каждая следующая очередь включает в себя предыдущую.

При этом по окончании 3-й очереди говорить о 100% охвате АИС «Налог-3» функций налогового администрирования преждевременно. Работы по описанию и реализации бизнес-процессов налогового администрирования не завершены, поэтому не исключена возможность появления новых очередей тестирования.

Аналитический сегмент

В рамках опытной эксплуатации аналитического сегмента в хранилище с августа поднимаются данные от 47 инспекций. Поступающая информация включает в себя данные об учете, сведения о расчетах с бюджетом, об исполнении обязанностей, об урегулировании задолженности и процедурах банкротства. Еще одним источников данных служат федеральные ресурсы ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В отличие от транзакционного аналитический сегмент не имеет 3-х летнего ограничения по глубине подъема данных.

АИС "Налог-3" - новая разработка от ФНС Данные предназначены для информационно-аналитических подсистем Досье налогоплательщика и Визуально-сетевой анализ. В базовых налоговых органах начато тестирование подсистемы Досье налогоплательщика 2-й очереди.

Процесс выгрузки в аналитический сегмент является ресурсоемким, в связи с чем, его запуск возможен только в выходные дни в монопольном режиме. С целью исключения проблем с каналами связи и нехваткой дискового пространства при первоначальной выгрузке все регионы разбиты на группы. Для каждой группы определена своя неделя для передачи данных. Последующее обновление данных в хранилище должно быть обеспечено еженедельными инкрементальными выгрузками.

На базе всех налоговых органов страны проводится опытная эксплуатация аналитической подсистемы «Анализ имущественных налогов». Внедрение системы позволит проводить комплексный анализ структуры и прогнозирование поступления имущественных налогов, предоставить доступ к этой информации муниципальным образованиям для определения ставок регионального законодательства. В АИС Налог-3 планируется создание Единого программного продукта, который будет создан на базе аналитического сегмента и который должен объединить и вобрать в себя все имеющиеся информационные ресурсы не только Контрольного управления - ВНП-отбор, Предпроверочный анализ, Досье рисков, задача Риски и др., но и ИР Аналитического управления - Анализ СОИ (Налоговый мониторинг на основе среднеотраслевых индикаторов), Управления камерального контроля – АСК НДС (Автоматизированная система контроля за возмещением НДС), Управления трансфертного ценообразования - Трансфертное ценообразование (сведения о контролируемых сделках).

Цель - создание Единой задачи по автоматизации процессов анализа данных о налогоплательщиках для проведения предпроверочного анализа, для проведения камеральных налоговых проверок, а также планирования и проведения выездных налоговых проверок.

Какие системы налогообложения можно использовать для вендингового бизнеса в Москве?

Любую, кроме ЕНВД. В связи с изменением границы г. Москвы на территории присоединенных муниципальных образований п. 1.1 ст. 346.26 НК РФ предусмотрен переходный период сроком до двух лет. В этом периоде на данной территории может быть введен ЕНВД при условии, что он действовал на ней на день изменения границ. Положения п. 1.1 ст. 346.26 НК РФ действуют с 1 июля 2012 года. Таким образом, в границах г. Москвы система налогообложения в виде ЕНВД в течение двух лет может применяться на тех присоединенных внутригородских территориях, где она была введена ранее местными органами власти.

Какую систему налогообложения выгоднее использовать при работе с кофейными автоматами? Какую систему налогообложения выгоднее использовать при работе с вендинговыми массажными креслами? Что выгоднее, ЕНВД или Патентная система налогообложения при работе с кофейными автоматами? Какую систему налогообложения выбрать при работе с механическими торговыми автоматами? Какую систему налогообложения выбрать при работе с вендинговыми аппаратами для приготовления/продажи напитков (кофе, чай, шоколад и т.д)? Как минимизировать налоги на при торговле через механические автоматы?

Нужно считать. Всё зависит от исходных и прогнозируемых данных. Одно дело, когда эксплуатируется 5-10 автоматов, другое 50-100. Напомним, что право на ПСН имеется у ИП в том случае, если выручка по всем патентам в совокупности не превышает 60 млн. руб. Напомним, что ИП на патенте обязан вести учет своих доходов в целях контроля выручки и своевременного перехода на ОСН, если выручка превысит 60 млн. руб.

Как рассчитать ЕНВД налог на вендинговый автомат? Как рассчитать ЕНВД на кофейные автоматы (…в Кировской области)? Как рассчитать базовую доходность торгового автомата? Чему равна базовая доходность в вендинге?

Базовая доходность по ЕНВД при реализации товаров с использованием торговых автоматов установлена НК РФ и равна 4500 руб. в месяц на 1 ТА.

Какие страховые взносы должен заплатить вендинг-оператор?

Судя по вопросу, речь идет об ИП. Как и все ИП в 2014 г. он должен уплатить «за себя» фиксированные платежи в сумме 20 727,53 + 1 % от выручки, превышающей 300 000 руб., но не более 138 628 руб.

Каков порядок отчетности ИП в налоговой при работе с торговыми автоматами?

Что такое корректирующий коэффициент К2?

Сначала остановимся на К1. Это ежегодный коэффициент-дефлятор рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году. Значение коэффициента-дефлятора на 2014 год установлено приказом Минэкономразвития России от 07.11.2013 N 652 и равно для целей ЕНВД 1,672.

Корректирующий коэффициент К2 устанавливается представительными органами муниципальных районов, городских округов. Он призван учесть совокупность конкретных особенностей ведения предпринимательской деятельности в данном регионе: - ассортимент товаров (работ, услуг); - сезонность; - режим работы; - величину доходов и др. особенности места ведения предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 7 ст. 346.29 НК РФ значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно. Таким образом, коэффициент К2 ни при каких обстоятельствах не может увеличивать значение базовой доходности. При утверждении значений коэффициента К2 представительные органы могут применять как повышающие, так и понижающие подкоэффициенты, соблюдая при этом ограничения, установленные п. 7 ст. 346.29 НК РФ, то есть итоговое значение К2 не может превысить единицу (см. письма Минфина России от 04.02.2011 N 03-11-06/3/13, от 20.10.2010 N 03-11-11/272, от 22.07.2009 N 03-11-09/259).

Как определить доходы при УСН для вендинга?

Порядок определения доходов при УСН не зависит от вида деятельности. Он определен НК РФ. При вендинге на УСН он точно такой же, как и при любом другом способе извлечения доходов: кассовый.

Я зарегистрирован в УФНС своего города (областного центра), а основную деятельность веду в городе из другой области. Имею ли я право платить налоги на вендинговый бизнес по месту регистрации, или я обязан встать на учет УФНС по месту деятельности и платить туда?

Зависит от системы налогообложения.

Если в договоре аренды в графе " Порядок расчетов" я прописываю "безвозмездно", имеют ли право представители УФНС требовать с арендодателя уплаты налога за сдачу места в аренду? Из-за этого нюанса некоторые потенциальные "точки" наотрез отказываются устанавливать аппарат, со словами: "вот такая у нас налоговая". Речь идет о городе с населением 30 000 человек. Небольшой, но очень перспективный административный центр.

Безвозмездное получение чего-либо облагается налогом (при проверке). Каким? Зависит от системы налогообложения арендатора и арендодателя.

Организация (УСН 6%) производит инкассацию в торговом автомате. Кассы нет. По каким документам приходовать выручку: акт инкассации (сколько требуется подписей), приходно-кассовый ордер?

ПКО оформляется при непосредственной сдаче выручки в кассу предприятия или ИП. Он необходим при оприходовании любой выручки, включая выручку от ТА. Что касается акта инкассации, то специальной формы для него нет. В своё время использовалась Специализированная форма N 25-ОН, утвержденная приказом Минторга СССР от 20.08.86 N 201. В настоящее время действует порядок, предоставляющий субъектам предпринимательства самостоятельно разрабатывать формы первичной документации. Естественно, они должны быть утверждены приказом и соответствовать законодательству по бухгалтерскому учету, то есть содержать следующие обязательные реквизиты: - наименование документа; - дату составления документа; - наименование организации (ИП), от имени которой составлен документ; - содержание хозяйственной операции; - измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; - наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; - личные подписи указанных лиц. Количество подписей не регламентировано. Можно предположить, что оно зависит от технологии, применяемой вами при инкассации ТА: её может осуществлять водитель-инкассатор, или вместе с водителем инкассатор-сборщик, или сам ИП без наемных работников. Отсюда и количество подписей.

Если на точке три торговых автомата (игрушки, конфеты, жвачка), можно ли составить один документ на все торговые автоматы или надо на каждый по отдельности?

В целях бухгалтерского учета акт должен быть по каждому торговому аппарату. В целях налогового учета - зависит от системы налогообложения.

Если я перевожу в своём автомобиле жвачку с одного города в другой, и меня останавливает ДПС, спрашивает документы на груз, какие документы я должен им предоставить если жвачка является моей личной собственностью?

Полагаем, что если груз перевозится в объёмах, явно превышающих необходимые для личного потребления, сотрудники ДПС вправе потребовать товарно-сопроводительные документы.

Правила дорожного движения РФ (п. 2.1.1) предписывают водителю иметь при себе:

Водительское удостоверение соответствующей категории (или временное разрешение); - регистрационные документы на транспортное средство и прицеп (если есть); - документ, подтверждающий право владения, пользования или распоряжения транспортным средством и прицепом, если автомобилем управляет не владелец.

В нашем случае необходимо также иметь товарно-транспортную накладную (форма N 1-Т) на перевозимый груз. Накладную по форме ТОРГ-12 иметь не обязательно.

Занимаюсь продажей игрушек/жвачек/мячей через механические торговые аппараты. Перешёл на систему налогообложения УСН (доходы 6%), подскажите как при отчёте и сдачи декларации в налоговую доказать доходы если потребуется. Как я понимаю, сначала я подаю только декларацию, а по запросу инспектору уже и КУДиР, так ли это? Книгу учёта доходов и расходов заполняю, но у нас же нет счётчиков ККМ и т.д., как и чем подтвердить сведения указанные в КУДиР.

Действительно, КУДиР необходимо предъявлять только по требованию ИФНС при проведении проверки. Но это – не единственный документ, который вправе затребовать контролеры. Могут также потребоваться банковские выписки, кассовые документы. Что же касается подтверждения выручки, полученной через торговые автоматы, то такими документами являются акты инкассации и ПКО на оприходование выручки.

Особенности определения доходности торговых аппаратов в целях налогообложения ПСН

ИП вправе применять ПСН при торговле через торговые автоматы, если на территории конкретного субъекта РФ имеется такая система налогообложения для вендинга. При этом ему не нужно получать отдельный патент на каждый торговый автомат. Выдается один патент на вид деятельности, но его стоимость рассчитывается с учетом общего количества автоматов, установленных отдельно (умножением на их количество).

К ТА применяются показатели доходности, установленные в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, в том числе и реализацию через торговые автоматы продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах (пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ).

Размер потенциально возможного годового дохода может быть установлен с учетом количества объектов торговли и может применяться по отношению к отдельному обособленному объекту - торговому автомату (Письма Минфина России от 28.02.2013 N 03-11-09/5820, от 08.02.2013 N 03-11-11/59 и от 21.09.2012 N 03-11-10/43).

Например, согласно пп. 63 ст. 1 Закона г. Москвы от 31.10.2012 N 53 "О патентной системе налогообложения" установлен размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода - 2 700 000 руб. по каждому обособленному объекту торговли.

Согласно же соответствующему закону Свердловской области – возможный доход в размере 677 769 руб. установлен для количества ТА свыше 4-х (без работников).

Коль скоро зашла об этом речь, приведем и данные этого показателя по ряду других регионов (без наемных работников):

Омск = 448 000; Псков = 370 000; Н-Новгород = 850 000; Рязань = 300 000; Иваново = 200 000.

Налогообложение вендинга при торговле через автоматы в разных регионах

Если фирма размещает торговые автоматы в разных регионах, с одновременным созданием рабочих мест, то это приводит к созданию обособленных подразделений, которые нужно регистрировать в местных ИФНС.

ИП не могут открывать обособленные подразделения. Но если им нужно будет работать одновременно в нескольких регионах, тогда в ряде случаев ИП придется вставать на учет в нескольких ИФНС, платить налоги по месту регистрации и сдавать отчетность.

Согласно действующему законодательству ИП встает на налоговый учет по месту своего жительства. Это касается и случая, когда ИП нанимает работников: на учет в ПФР и ФСС он должен встать также по месту своего жительства. Естественно, что налоги и взносы предприниматель уплачивает здесь же. Но вот он начинает работать более, чем в одном регионе. Рассмотрим варианты.

Вариант 1. Предприниматель применяет УСН в обоих регионах.

ИП, выбравший в качестве режима налогообложения УСН, встает на учет в налоговой инспекции по месту жительства. В других регионах он работает также в рамках УСН. Действующее законодательство в такой ситуации не обязывает предпринимателя повторно становиться на налоговый учет в другом регионе по отношению к месту его жительства. Однако из этого правила есть одно важное исключение. Если индивидуальный предприниматель приобретет в другом регионе в собственность нежилое помещение, ему придется встать на учет и по месту нахождения данного имущества. Такой порядок предусмотрен в п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 6 ст. 346.21 Налогового кодекса РФ предприниматели-упрощенцы уплачивают единый налог и авансовые платежи по месту своего жительства. Тот факт, что доходы в данном случае предприниматель получает в разных регионах, роли не играет. Это означает, что, определяя налоговую базу по единому налогу на УСН, ему следует учитывать совокупный доход, полученный за определенный период по всем видам деятельности, независимо от географии их осуществления.

Независимо от того, насколько обширна география деятельности индивидуального предпринимателя, налоговую декларацию по УСН он сдает в налоговую инспекцию по месту жительства. То есть отчитаться ему надо перед той инспекцией, где он состоит на учете. Данное правило зафиксировано в п. 2 ст. 346.23 Налогового кодекса РФ. Соответственно, книга доходов и расходов тоже ведётся одна.

Вариант 2. Предприниматель в одном регионе применяет УСН, в другом - ЕНВД.

Если на деятельность предпринимателя в новом регионе распространяется действие ЕНВД, он может перейти на этот режим налогообложения. Напомним, что с 2013 года такой переход является добровольным, то есть предприниматель вправе это сделать, но не обязан, как это было ранее.

Предприниматель, осуществляющий деятельность на ЕНВД в другом регионе, должен встать на учет в налоговой инспекции по месту ведения деятельности в качестве плательщика ЕНВД. Для этого ему достаточно подать в инспекцию заявление о постановке на учет, составленное по форме N ЕНВД-2, которая утверждена приказом ФНС России от 12.01.2011 N ММВ-7-6/ Только сделать это нужно в установленные сроки: не позднее пяти рабочих дней с даты, когда предприниматель начал работать в новом регионе. Единый налог на вмененный доход предприниматель должен уплачивать по месту ведения "вмененной" деятельности, то есть по реквизитам налоговой инспекции того региона, в котором он состоит на учете как плательщик ЕНВД. Единый налог по УСН уплачивается также по месту постановки на учет, точнее - по месту жительства предпринимателя. При этом важно обеспечить раздельный учет доходов по видам деятельности, подпадающим под разные режимы налогообложения.

Налоговую декларацию по ЕНВД предприниматель должен сдавать в ту налоговую инспекцию, в которой он состоит на учете в качестве плательщика данного налога. На это прямо указывают нормы ст. 80 Налогового кодекса РФ.

Налоговую декларацию по УСН нужно сдавать в налоговую инспекцию по месту жительства. При этом важно обратить внимание на то, что представлять такую декларацию придется и в том случае, если упрощенная деятельность предпринимателем не велась. Тот факт, что по итогам налогового периода не возникла обязанность по уплате налога, не освобождает от необходимости отчитаться. Просто в данном случае декларация будет нулевой.

Вариант 3. Предприниматель для работы в новом регионе получил патент.

ИП может в другом регионе вести свой бизнес на основе патента. Поскольку предприниматель уже работает, он состоит на учете в налоговой инспекции по месту своего жительства. Но чтобы получить патент в другом регионе страны, предпринимателю надо встать на налоговый учет и там. Для этого ему следует подать в налоговую инспекцию по месту предполагаемой деятельности заявление о получении патента. На основании этого заявления он будет поставлен на учет в налоговом органе. Для сведения напомним, что патент действует на территории только того субъекта РФ, где он выдан (п. 1 ст. 346.45 НК РФ). Это означает, что по патенту, полученному, например, в Тульской области, работать можно лишь в этом регионе. Если предприниматель решит вести такую же деятельность на патенте, допустим, в Калужской области, ему придется получить второй патент в этом субъекте РФ. Причем в случае, если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять в регионе несколько видов деятельности, патент ему следует получить на каждый из них.

В данном случае стоимость патента будет перечислена в бюджет того субъекта РФ, в котором его выдали. Если патент получен в нескольких субъектах, то оплата за каждый из них переводится по реквизитам налоговой инспекции, выдавшей документ. Больше никаких плат в рамках данного режима не производится.

В рамках патентной деятельности обязанность по представлению налоговых деклараций не предусмотрена. При этом как УСН, так и патентная система предполагают ведение Книги учета доходов и расходов. Но необходимо иметь в виду, что по каждой системе налогообложения придется заполнять свой экземпляр. Это означает, что в случае совмещения двух указанных режимов налогообложения предпринимателю придется вести налоговый учет в двух различных книгах. В рамках УСН нужно отражать доходы (если объектом налогообложения являются доходы) или доходы и расходы (если объектом являются доходы за вычетом расходов). В Книге по патентной системе следует учитывать только полученные в рамках этого режима доходы.

Применение ККТ в вендинговом бизнесе

Применение ККТ регулирует Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". В этом Законе норма о неприменении ККТ в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг с использованием торговых автоматов непосредственно не закреплена. Но при этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона организации и ИП вправе осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в части осуществления разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами. Согласно пункту 24 ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.08.99 N 242-ст, к передвижным средствам разносной торговли, помимо тележек, лотков, корзин, отнесены и торговые автоматы. Отсюда продажа, например, кофе, воды, чипсов через торговые автоматы с устройством для приема наличных денежных средств за отпущенный товар может осуществляться без применения контрольно-кассовой техники.

Такие разъяснения содержатся в письмах УФНС по г. Москве, Письме Минфина РФ от 14 апреля 2008 г. N 03-01-15/4-110. При этом в Письме Минфина прямо указывается на арбитражную практику по этому вопросу.

Но должны вас предостеречь от административного зуда отдельных ИФНС. Так, на сайте налог.ру есть информация УФНС по Калужской области с датой публикации от 01/01/2014 г., в которой утверждается обратное. Буквально: «Виды деятельности, при осуществлении которых можно обойтись без ККТ, перечислены в пункте 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ. Однако в этом перечне нет деятельности по продаже товаров через торговые автоматы. А раз так, то наличные денежные расчеты в случае продажи товаров через торговые автоматы должны осуществляться с обязательным применением контрольно-кассовой техники».

Необходимое дополнение: применение ККТ обязательно для платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц через платежные терминалы.

Если ККТ при торговле не применяется, возникает ещё один немаловажный вопрос о документах, подтверждающих сумму выручки. Минфин согласен принимать в качестве таких документов акты об инкассации автоматов и приходные ордера, составленные бухгалтерами при передаче выручки из автоматов в кассу. Напомним, что в условиях отмены обязательного применения первичных документов, формы которых утверждены Госкомстатом, такие документы должны быть разработаны и утверждены самим предприятиям или ИП и соответствовать бухгалтерскому законодательству.

Соблюдение кассовой дисциплины

Порядок ведения кассовых операций установлен ЦБ РФ соответствующим Положением от 12 октября 2011 г. N 373-П. Данный порядок распространяется как на юридических лиц, так и на ИП.

Основными обязанностями по соблюдению кассовой дисциплины являются:

  • расчет, утверждение и непревышение лимита остатка наличных денег;
  • хранение свободных денежных средств на счете в банке;
  • документирование движения наличных денежных средств (оформлению приходных, расходных кассовых ордеров, авансового отчета и т.п., ведению кассовой книги и пр.);
  • хранение кассовых документов в течение сроков, установленных законодательством об архивном деле (кассовые документы – 5 лет);
  • соблюдение предельной нормы расчета наличными денежными средствами. На сегодня предельный размер расчетов наличными денежными средствами в рамках одного договора между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем составляет 100 000 руб.

Справка: сроки амортизации ТА

Завершая тему налогообложения торговли через автоматы, отметим сроки амортизации торговых автоматов в зависимости от их вида.

Код ОКОФ 14 2919960 - автоматы для продажи товаров (торговые автоматы и полуавтоматы, разменные автоматы, кассы-автоматы и чекопечатающие автоматы и прочие автоматы для продажи товаров) - свыше 7 лет до 10 лет включительно (пятая амортизационная группа);

Код ОКОФ 14 3010020 - машины счетные, аппараты кассовые и билетные, аналогичное оборудование, включающее в себя счетные устройства, математические приборы и инструменты - свыше 5 лет до 7 лет включительно (четвертая амортизационная группа);

Код ОКОФ 14 3010160 - машины билетно-кассовые и контрольно-кассовые - свыше 5 лет до 7 лет включительно (четвертая амортизационная группа).

Асадулаев В.Ю.
выпускник группы MBA CIO 28А
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

В правительственном документе "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" совершенствование налогового администрирования называется одним из приоритетных направлений налоговой политики государства, источником дополнительных поступлений в бюджетную систему. Без комплексной модернизации налоговых органов поставленная задача обеспечения максимально возможного сбора налогов при минимизации соответствующих затрат, включая административное бремя, возлагаемое на налогоплательщиков, представляется не решаемой.

Одним из ключевых факторов повышения результативности работы службы руководство ФНС России определяет эффективность поддержки процессов налогового администрирования со стороны информационных технологий. Следующим шагом на этом пути становится принятие первым лицом ведомства стратегического решения об инвестировании в принципиально новую автоматизированную информационную систему (АИС Налог - 3), решения, основанного на понимании того, что для реализации поставленных государством задач налоговая служба должна стать сервисной службой, деятельность которой строится на партнерских взаимоотношениях с налогоплательщиками. При этом задачей информационного менеджмента становится предоставление информационных сервисов как внешним (налогоплательщикам, государственным и муниципальным органам власти), так и внутренним пользователям АИС.

Архитектура действующей автоматизированной информационной системы ФНС России сформирована более 10 лет назад и повторяет трехуровневую структуру ФНС России (ИФНС – УФНС по субъектам РФ – ЦА ФНС). Часть информации со временем была перенесена в Федеральный центр обработки данных (ФЦОД), на ее основе были созданы федеральные информационные ресурсы (ФИР), что позволило ведомству внедрить более двадцати электронных сервисов, которые в настоящее время широко используются налогоплательщиками.

Однако, нормативно-правовая база налогового администрирования в последнее время претерпевает значительные изменения (лишь некоторые из них: консолидированные группы налогоплательщиков, взаимозависимые лица при трансфертном ценообразовании, новая концепция планирования выездных проверок, введение имущественного налога, предоставление инвестиционного налогового кредита), что требует существенной доработки информационных систем всех уровней налоговой службы с организацией многочисленных механизмов обмена информацией, в том числе межуровневой. Риски потери, дублирования, искажения информации, в том числе, касающейся персональных данных налогоплательщиков и налоговой тайны, увеличиваются с появлением каждой новой задачи, так как существующая архитектура информационных систем и технологическая инфраструктура не соответствуют новым требованиям налогового администрирования.

Анализ вариантов реализации АИС Налог – 3, как информационной системы, удовлетворяющей современному уровню налогового администрирования, и с учетом перспектив его дальнейшего развития, показал, что предпочтительным является архитектурное решение, основанное на централизации всех информационных ресурсов в Федеральном хранилище данных (ФХД). Взаимодействие основных компонентов прикладной архитектуры (верхнего уровня) строится через ФХД и представлено на рисунке.

Федеральное хранилище данных является ядром АИС Налог – 3 и представляет собой логически целостное хранилище полной, непротиворечивой, очищенной, юридически значимой, актуальной информации, необходимой налоговым органам и налогоплательщикам для обеспечения налогового администрирования и исполнения налогового законодательства. При этом хранилище состоит из двух сегментов: транзакционного(OLTP) и аналитического(OLAP) сегментов; передача данных из транзакционного в аналитический сегмент осуществляется посредством ETL.

Автоматизация процессов налогового администрирования в новой архитектуре (подсистемы налогового администрирования) потребовала проведение реинжиниринга бизнес-процессов ведомства. В результате были выделены функции, требующие интерактивного взаимодействия пользователей с системой и налогоплательщиками, которые выполняются на уровне налоговых органов(интерактивные сервисы), и функции «налогового автомата», которые должны быть перенесены в ЦОДы.

Подсистемы внешнего взаимодействия обеспечивают единую точку входа как для решения задач по предоставлению информации государственным и муниципальным органами власти через систему межведомственного электронного взаимодействия(СМЭВ) и портал госуслуг, так и для развития таких сервисов, как «Личный кабинет», который позволит перенести все предусмотренные законодательством виды взаимодействия с ФНС России в электронный вид и обеспечит налогоплательщиков удобным и оперативным инструментом контроля за состоянием своих налоговых обязательств. При этом существенно снижается нагрузка на налоговые органы.

Информационно-аналитические подсистемы(приложения) строятся на агрегированных данных аналитического сегмента ФХД и предназначены для решения задач по анализу, моделированию и прогнозированию тех или иных показателей деятельности налоговых органов, оценки эффективности работы отдельных организационных единиц ведомства на основе KPI, предоставления комплексной информации по налогоплательщику, выявлению взаимосвязей между налогоплательщиками, классификации налогоплательщиков по заданным критериям на основании всей имеющейся информации.

Для каждой из компонент целевой архитектуры АИС Налог – 3 на основе разработанной методики был произведен выбор программно-технологической платформы. Так, например, для транзакционного сегмента в качестве машины базы данных была выбрана Exadata, для аналитического сегмента тесты показали преимущество Teradata, обеспечивающую подсистему «Электронный архив» планируется построить на IBM FileNet, а информационно-аналитические подсистемы на платформе «Прогноз» 7.

Объемность проекта, сжатые сроки реализации (планируемый срок ввода в эксплуатацию – 01.01.2014), большое количество вендоров и фирм-субподрядчиков, потребовало создание в рамках ГНИВЦ ФНС России специализированного Центра управления проектами, руководителями проектов которого ведется управление более чем двадцати проектами, сгруппированных в пять портфелей (см. рисунок).

Переход на новую централизованную технологию налогового администрирования предлагается осуществить методом «большого взрыва», то есть единовременно по всей стране, чтобы избежать необходимости реализации механизмов обмена информацией между системами.

Среди многочисленных эффектов, ожидаемых от внедрения АИС «Налог-3», можно выделить социальные: снижение потенциальной коррупционности процессов налогового администрирования на всех уровнях управления ФНС России, повышение «открытости» налоговых органов для налогоплательщика, снижение общего уровня налоговых нарушений в стране.

Сервис-менеджмент

С.Н.Шеленков
руководитель юридической группы
ЗАО "Консалтинговая группа "Экон-Профи"

В настоящее время многие организации (магазины, бары и т.п.) расширяют сферы предпринимательской деятельности посредством размещения на обслуживаемых территориях игровых автоматов. Установка таких автоматов вызывает множество вопросов, связанных с возникновением объекта налогообложения по налогу на игорный бизнес, уплатой указанного налога, лицензированием со стороны государственных органов и т.п.

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, следует обратить внимание на ряд важных аспектов. Рассмотрим подробнее последствия, которые влечет за собой установка игровых автоматов

На каких основаниях устанавливается игровой автомат?

При установке игровых автоматов организациям следует определить, на каких основаниях они устанавливаются и эксплуатируются. Таких оснований три 1:

1) предоставление третьим лицам места для установки игровых автоматов. Данная ситуация влечет получение доходов в виде арендной платы за отведенное для эксплуатации игровых автоматов место и освобождение от бремени содержания таких автоматов;

2) приобретение игровых автоматов в собственность с целью их самостоятельной эксплуатации, что позволяет обратить весь доход от использования игровых автоматов в пользу приобретателя. Одновременно собственник несет бремя содержания игрового автомата (в том числе его обслуживание, проверку исправности и т.п.);

3) аренда игровых автоматов в целях извлечения дохода от их использования. В этом случае доход от использования игровых автоматов будет уменьшаться на величину арендной платы собственнику (арендодателю), а бремя их содержания - распределяться между сторонами по условиям договора (либо закона) 2 .

В первом случае организация, будучи арендодателем по договору аренды и не приобретая статуса собственника или арендатора игровых автоматов, вне зависимости от каких-либо иных оснований не становится ни плательщиком налога на игорный бизнес, ни лицом, которому требуется приобретение лицензии на организацию и содержание игорного заведения. При этом бухгалтерский учет и налогообложение ведутся ею в общеустановленном порядке.

В двух других случаях, имея в собственности и эксплуатируя игровой автомат, организация при определенных условиях может приобрести статус игорного заведения и стать плательщиком налога на игорный бизнес, уплачиваемого в связи с эксплуатацией игровых автоматов, а также лицом, которому требуется получить специальное разрешение (лицензию).

Это происходит в случае, когда организация признается игорным заведением, то есть предприятием, в котором на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса проводятся азартные игры и (или) принимаются ставки на пари: казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места) (ст. 1 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес", далее Закон о налоге на игорный бизнес).

Когда игровой автомат является объектом налога на игорный бизнес?

Как следует из приведенного выше определения, одним из условий признания организации игорным заведением является проведение ею азартных игр. Согласно ст. 2 Закона о налоге на игорный бизнес азартная игра представляет основанное на риске и заключенное между двумя или несколькими лицами, как физическими, так и юридическими, по правилам, установленным игорным заведением, соглашение о выигрыше, исход которого зависит от обстоятельства, на наступление которого стороны имеют возможность оказывать воздействие. Таким образом, ключевым в определении азартной игры следует признать наличие риска, то есть ситуации, при которой исход игры на игровом автомате не может быть заранее определен. Принимая во внимание, что игра на любом игровом автомате предполагает наличие риска проигрыша внесенных денежных средств или выпадения определенного выигрыша, можно сделать вывод, что на всех игровых автоматах проводятся азартные игры.

В то же время не все игровые автоматы являются объектом налогообложения по налогу на игорный бизнес, поскольку с точки зрения налогового законодательства игровым автоматом признается специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное и иное техническое оборудование), установленное в игорном заведении и используемое для проведения азартных игр с денежным выигрышем без участия в указанных играх представителей игорного заведения. Следовательно, неотъемлемым признаком игрового автомата как объекта налога на игорный бизнес является денежная форма выигрыша.

Данное обстоятельство означает, что с позиции законодателя, приведенной в Законе о налоге на игорный бизнес, игровым автоматом, признаваемым объектом налога на игорный бизнес, не может считаться оборудование, в котором по итогам азартной игры выпадает выигрыш в виде определенной вещи. Иными словами, установка игрового автомата с вещевым выигрышем не образует объекта налогообложения по налогу на игорный бизнес. Все доходы, полученные от использования такого игрового автомата, будут облагаться налогами по общей системе налогообложения (налог на прибыль, НДС, налог с продаж). Понесенные при этом расходы, имеющие связь с обслуживанием игрового автомата, также учитываются при исчислении размера налоговых обязанностей по налогу на прибыль в качестве расходов, связанных с производством и реализацией.

Отметим, что с момента вступления в силу главы 29 НК РФ "Налог на игорный бизнес" (с 1 января 2004 года), позиция законодателя может быть истолкована правоприменителями, например, налоговыми органами, как позволяющая облагать налогом на игорный бизнес любой игровой автомат независимо от формы выигрыша. На основании ст. 364 НК РФ игровым автоматом для целей налогообложения признается специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.

Из прочтения ст. 364 НК РФ следует, что установка в организации игрового автомата как с денежным, так и вещевым выигрышами будет признаваться объектом налогообложения налога на игорный бизнес. А, стало быть, появление на территории какой-либо организации игрового автомата повлечет для нее необходимость ведения раздельного учета по доходам и расходам, связанным с использованием игрового автомата, и доходам и расходам от обычного вида деятельности 3 . В равной мере это создаст дополнительное основание для проведения проверок со стороны налоговых и правоохранительных органов относительно правильности исчисления и уплаты налога на игорный бизнес 4 .

Необходимо ли получать разрешение (лицензию)?

Что касается получения каких-либо специальных разрешений (лицензий) со стороны государственных органов при установке игрового автомата, то ответ на этот вопрос в настоящее время будет зависеть от типа игрового автомата - с денежным или вещевым выигрышем.

Если исходить из того, что в организации установлен игровой автомат с денежным выигрышем, то с позиции законодателя, приведенной в Законе о налоге на игорный бизнес, использование такого игрового автомата для целей извлечения дохода от ведения на нем азартных игр требует получения лицензии. Такой вывод связан с тем, что размещение и эксплуатация игрового автомата с денежным выигрышем означает для организации начало ведения игорного бизнеса, то есть деятельности, связанной, в частности, с извлечением дохода от проведения азартных игр в виде выигрыша. Названный доход в силу положений Закона о налоге на игорный бизнес может извлекаться только специальным субъектом - игорным заведением, представляющим собой организацию, действующую на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса. Это в свою очередь влечет необходимость прохождения процедуры лицензирования такой деятельности на основании ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановления Правительства РФ от 15 июля 2002 г. N 525 "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений".

В то же время, в случае получения организацией дохода от игрового автомата с вещевым выигрышем факт ведения игорного бизнеса с использованием игровых автоматов отсутствует, так как игровые автоматы с вещевым выигрышем исходя из Закона о налоге на игорный бизнес не являются теми объектами, которые применяются в процесс занятия игорным бизнесом. Отмеченная особенность позволяет сделать вывод, что эксплуатация игровых автоматов с вещевым выигрыш не подвергается процедуре лицензирования.

Однако с 1 января 2004 года позиция законодателя по этому вопросу по всей вероятности претерпит изменения.

В соответствии со ст. 364 НК РФ игровой автомат будет, как уже отмечалось ранее, являться специальным оборудованием, установленным организатором игорного заведения и используемым для проведения азартных игр с любым видом выигрыша . Исходя из того, что проводить азартные игры посредством использования игрового автомата вправе только организации, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, что в настоящее время невозможно без наличия лицензии на организацию и содержание игорных заведений 5 , магазину формально потребуется получение подобной лицензии при установке игрового автомата с вещевым выигрышем.

Тем не менее, в случае принятия Государственной Думой проекта Федерального закона "О деятельности игорных заведений" в ныне существующей редакции, согласно которой игровым автоматом признается специальное оборудование, установленное и используемое игорным заведением для проведения азартных игр с денежным выигрышем , вопрос о необходимости получения магазином лицензии будет решен в пользу магазина, так как согласно положениям ст. 3 проекта закона только эксплуатация игрового автомата с денежным выигрышем по своей сути потребует от магазина приобретение специальной лицензии 6 .

Какие игровое автоматы можно эксплуатировать?

Принимая решение установить на своей территории игровой автомат на условиях приобретения в собственности или взятия в аренду, организации следует проявить необходимую осмотрительность в выборе игрового автомата, передаваемого продавцом или арендодателем. Это связано с тем, что в Российской Федерации все игровые автоматы перед началом их использования подвергаются обязательным испытания в центрах испытания игровых автоматов, аккредитованных Госстандартом России, с целью утверждения типа игровых автоматов, что подтверждается сертификатом и знаком утверждения типа игрового автомата, а также клеймами, с помощью которых отдельные блоки и узлы игровых автоматов, влияющие на результаты игры, защищают от несанкционированного доступа.

Отсутствие такого сертификата, знаков утверждения типа и (или) клейм на практике влечет такие негативные последствия, как предъявление претензий со стороны правоохранительных органов о недопустимости эксплуатации игровых автоматов. Именно поэтому важно перед покупкой (арендой) игрового автомат поинтересоваться наличием у продавца (арендодателя) соответствующего сертификата на игровой автомат, знака утверждения типа, а также проверить присутствие контрольных клейм на игровом автомате.

Как учитываются расходы при приобретении игрового автомата?

Основная величина расходов организации при приобретении в собственность игрового автомата приходится на оплату его стоимости, включающей в себя собственно цену автомата, и сумму НДС, предъявленную продавцом при покупке игрового автомата. Учет таких расходов зависит от того, как классифицируется дальнейшая деятельность организации, связанная с эксплуатацией игрового автомата и рассмотренная выше.

Если деятельность организации в части использования игрового автомата классифицируется как не связанная с игорным бизнесом, она вправе включить в состав налоговых вычетов сумму НДС, предъявленную продавцом 7 , поскольку будет использовать игровой автомат для осуществления операций, признаваемых объектами НДС. Одновременно организация вправе учесть затраты, связанные с приобретением игрового автомата, в составе расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль (в том числе путем начисления амортизации).

Если же приобретенный организацией игровой автомат относится к объекту налогообложения налогом на игорный бизнес, она не вправе зачесть "входящий" НДС, поскольку деятельность, связанная с извлечением дохода от ведения игорного бизнеса (проведение игр на игровом автомате), не подлежит налогообложению НДС в силу пп. 8 п. 3 ст. 149 НК РФ. Это означает, что критерий ст. 171 НК РФ, требующий использования приобретенного имущества для целей осуществления подлежащих налогообложению НДС операций, не выполняется и, следовательно, суммы НДС, предъявленные поставщиком, следует учитываться в стоимости игрового автомата. Равным образом, при признании игрового автомата объектом налога на игорный бизнес организация не сможет согласно п. 9 ст. 274 НК РФ отнести расходы на приобретение игрового автомата на уменьшение налогооблагаемой прибыли по обычному виду деятельности.

В аналогичном порядке будут учитываться и иные расходы, непосредственно связанные с приобретением игрового автомата, которые понесет организация. В частности, это относится к расходам на доставку, установку и иные расходы по введению игрового автомата в эксплуатацию.

______________________________________

1 В принципе могут быть и иные основания, например, договор простого товарищества. Однако в данном случае мы рассматриваем наиболее часто встречающиеся ситуации.

2 В то же время данный вариант позволит организации, не приобретая игровой автомат в собственность, оценить коммерческую перспективу его эксплуатации.

3 На такой вывод прямо ориентирует п. 9 ст. 274 НК РФ.

4 Отметим, что принятие нового закона в отношении игорных заведений, в настоящее время находящегося на рассмотрении в Государственной Думе России, может внести некоторые коррективы в приведенное положение.

5 На вывод о том, что азартные игры на игровых автоматах проводятся организациями, которые имеют соответствующие лицензии, ориентирует и положения законопроекта "О деятельности игорных заведений", согласно ст. 3 которого игровой автомат, на котором проводится азартная игра, устанавливается и используется исключительно организацией, имеющей лицензию (игорным заведением).

6 Между тем, следует напомнить, что освобождение магазина в этом случае от необходимости получения лицензии на ведение игорного бизнеса не избавит магазин от обязанности исчисления и уплаты налога на игорный бизнес, так как с точки зрения положений гл. 29 НК РФ организации приобретают статус налогоплательщиков данного налога в не зависимости от наличия или отсутствия у них специальной лицензии. Для этого необходим лишь факт использования игрового автомата с любым, в том числе вещевым, выигрышем.

7 При наличии соответствующих обстоятельств, предусмотренных главой 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость" (оплата стоимости игрового автомата, его оприходование, наличие счета-фактуры и т.п.)


С.Н.Шеленков, руководитель юридической группы ЗАО "Консалтинговая группа "Экон-Профи"
Налоговый автомат - это:

  1. технология, обеспечивающая своевременную обработку поступающих в налоговые органы документов и автоматизацию четко формализованных процедур налогового администрирования;

  2. технология автоматизированного распознавания документов, поступающих в хранилище данных от других ведомств в бумажном виде;

  3. технология, позволяющая в автоматизированном режиме регистрировать обращения налогоплательщиков в органы налоговой службы.





  1. Целью внедрения интегрированных комплексов для территориальных налоговых инспекций является:

  1. перевод всех документов налоговой инспекции в электронный вид;

  2. автоматизация всех функций по учету налогоплательщиков и налоговых поступлений;

  3. отказ от создания и редактирования документов с помощью текстовых редакторов.

  1. Подсистема хранения и выдачи показателей АИС налоговой отчетности (АИСНО) предназначена для:

  1. формирования отчетных форм по федеральному и городскому бюджетам;


  2. объективной оценки эффективности работы районной налоговой инспекции с целью принятия решений, направленных на ее улучшение.

  1. Информационная подсистема управления региональной налоговой инспекции предназначена для:

  1. формирования справок о поступлении нарастающим итогом с начала года налогов и платежей в доходы городского и федерального бюджетов по кварталам, разделам и параграфам бюджетной классификации;

  2. оперативного сбора и координации данных в процессе функционирования налогового органа и предоставления информации руководящему составу для принятия решений;

  3. анализа эффективности системы налогообложения .

Список использованных источников:


  1. Исаев Г.Н. Информационные системы в экономике. Издательство: Омега-Л, 2012.

  2. Дорофеева Н.А., Брилон А.В., Брилон Н.В. Налоговое администрирование: учебник. Издательство: Дашков и К, 2010.

  3. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: учебное пособие. Издательство: Инфра-М, 2012.

  4. Краснопёрова О.А. 2012: Новое в налогообложении. Издательство: Синергия, 2012.

  5. Мишустин М.В. Основы информационно-технологического обеспечения деятельности налоговых органов. М.: Юнити-Дана. 2007 г.

  6. Мишустин М.В. Администрирование имущественного налогообложения в России. М.: Юнити-Дана. 2011

  7. Мишустин М.В. Современная информационно-технологическая поддержка управления государственным имуществом. Доклад на 3-й Международной конференции по развитию крупномасштабных систем MLSD. ИПУ РАН, 2009.

  8. М.В. Черняков, А.С. Петрушин. Основы информационных технологий. М.: Академкнига, 2007 г.

  9. Интернет-интервью с Д.В. Егоровым, заместителем руководителя ФНС России: "Разъяснения ФНС России, обязательные для применения налоговыми органами" - новый электронный сервис Федеральной налоговой службы". Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/interview/egorov.html

  10. Пример решения: Создание инфраструктуры центров обработки данных (ЦОДов) для Федеральной налоговой службы РФ. Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/free/infrastructure2005/case/ibs/

  11. Новые электронные сервисы Федеральной налоговой службы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Режим доступа: http://www.garant.ru/action/regional/353813/

© Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Все права защищены. Несанкционированное копирование преследуется по закону.