Налоговый аудит. Аудит налоговой отчетности Налоговая проверка и аудит

Несмотря на то, что законодательство в рамках проверки достоверности финансовой отчетности организаций не требует обязательного проведения отдельного аудита налогообложения, такой вид ревизии становится все более актуальным. Связано это в основном с большими рисками доначислений в бюджет при проведении проверок налоговыми органами. Рассмотрим особенности налогового аудита.

Аудит начислений и не только

Даже для тех компаний, которые обязаны представлять заключение о достоверности своей бухгалтерской отчетности, такого рода заключение о налоговой отчетности не является необходимым. Однако налоговые риски становятся все более вероятными и ощутимыми.

Поэтому осуществление аудита налогообложения (как в рамках обязательной аудиторской проверки, так и отдельно) необходимо прежде всего компаниям, которые проводят высокорисковые в плане налоговых доначислений операции. Например, экспортно-импортные, льготируемые, не имеющие однозначного толкования в налоговом законодательстве и пр.

Проверка аудиторами правильности исчисления налоговых обязательств необходима также тем организациям, которые работают в условиях совмещения налоговых режимов.

В рамках налогового аудита могут быть выявлены не только те факты, которые привели к появлению потенциальной недоимки в бюджет, но и те, которые сформировали скрытые налоговые резервы в виде переплат. Такое может произойти, когда компания, имея право на льготу, не воспользовалась ею. Например, не применила льготу по налогу на имущество с высокоэффективным энергопотреблением или льготы, предоставленные региональным законодательством.

Цели и этапы аудиторской проверки налогообложения предприятия

В результате проверки аудиторы должны сделать вывод о том, насколько достоверной является налоговая отчетность предприятия, какие ошибки выявлены и какие меры следует принять для их устранения.

Для осуществления этой цели могут быть выделены 3 основных этапа:

  • изучение состояния налогового учета проверяемого предприятия за год или иной период;
  • оценка состояния налогового учета;
  • выработка рекомендаций по минимизации налоговых рисков.

Задачи налогового аудита

Во время осуществления названных этапов проверяющими будут выполняться следующие основные задачи:

  • проверка полноты базы налогообложения по всем уплачиваемым предприятием налогам. При этом могут быть выявлены объекты, не включенные в базу по налогу на имущество, например движимое имущество, полученное от взаимозависимых лиц, или операции, не попавшие в базу по начислению НДС, такие как безвозмездная передача имущества и пр.;
  • проверка базы налогообложения на предмет включения в нее необлагаемых операций. Например, возможно ошибочное включение предприятием в доходы по налогу на прибыль имущества, полученного на пополнение чистых активов, и т.п.;
  • проверка обоснованности применения пониженных или нулевых ставок налогов. При выполнении этой задачи аудиторы могут выявить неправомерность применения сельскохозяйственными или медицинскими организациями ставки 0% по налогу на прибыль или применение такой ставки при получении доходов вне рамок их основной деятельности (доходы от аренды, реализации основных средств, начисления процентов по займам и пр.). Также при выполнении этой задачи проверяется обоснованность применения ставки НДС 0% по экспортным операциям и т.д.;
  • обоснованность и возможность применения льгот по налогам. Здесь необходимо провести проверку с учетом положений не только федерального, но и регионального законодательства;
  • оценка рискованности учетной политики по налогообложению. В рамках этой задачи аудиторы проверят, как часто подход организации к решению той или иной налоговой проблемы отличается от точки зрения контролеров или высших арбитров. Здесь же будут рассмотрены и оценены применяемые методы оптимизации налогообложения;
  • проверка правильности составления налоговой отчетности с учетом всех выявленных фактов и предоставление рекомендаций по ее уточнению;
  • выработка рекомендаций по использованию обнаруженных налоговых резервов.

Отметим, что возможен аудит правильности исчисления отдельного налога, а не всех уплачиваемых предприятием налогов в комплексе.

Внутренний контроль и аудит на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими, позволяющей достичь поставленных целей с минимальными затратами. Контрольная среда в соответствии с Международными стандартами внутреннего аудита — это общее отношение высших органов управления хозяйствующим субъектом к необходимости осуществления внутреннего контроля и предпринимаемые в связи с этим действия. Для получения представлений о СВК и аудиторском риске необходимо обратиться к МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля», МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем», МСА 402 «Аудит субьектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций», а также Федеральным правилом (стандартом) аудита №8 «Оценка рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

На контрольную среду влияют ряд факторов:

  • понимание руководством значения налоговой отчетности;
  • готовность к исправлению существенных ошибок;
  • получение консультаций у аудиторов;
  • осуществление контроля за ведением бухгалтерского и налогового учета;
  • распределение ответственности и полномочий на предприятии;
  • проведение внутреннего аудита;
  • наличие должностных инструкций;
  • соблюдение графика составления отчетности;
  • наличие учетной политики в целях налогообложения;
  • соответствие внешней отчетности внутренним отчетам;
  • разработка процедур по защите от несанкционированного доступа к документам, записям, имуществу;
  • наличие СВК на предприятии.

Исходя из опыта проведения аудиторских проверок налоговой отчетности следует, что контрольная среда подготовки и представления пользователю налоговой отчетности зависит от ответственности руководства к исполнению обязанностей налогоплательщика, от осведомленности исполнительного органа о системе налогообложения, правах налогоплательщика и налогового органа. Если руководством организации принято решение о создании или совершенствовании СВК, то процесс ее формирования целесообразно разбить на следующие этапы:

  • определение целей СВК;
  • определение основных функций СВК, необходимых для достижения поставленных целей;
  • определение структуры СВК, предусматривающей наличие штатной службы внутреннего аудита;
  • разработка положений, внутренних стандартов и методик, нацеленных на выполнение контрольных функций, эффект от которых будет превышать произведенные затраты;
  • создание схемы взаимодействия службы внутреннего аудита с другими звеньями СВК и системы управления компанией.

Экономическую обоснованность расходов на СВК подтверждают следующие доводы:

  • приобретение услуг по созданию и совершенствованию системы внутреннего контроля необходимо в связи с проведением особенных хозяйственных операций;
  • совершенствование СВК способствует улучшению определенных финансовых показателей организации.

Совершенствование СВК может оказать существенное влияние на:

  • эффективность финансово-хозяйственной деятельности;
  • финансовая устойчивость;
  • своевременность и достоверность финансовой и налоговой отчетности;
  • сохранность имущества и информации;
  • соблюдение норм законодательства, внутренних процедур и регламентов.

Функционирование СВК зависит от соблюдения принципов:

  • принцип ответственности: каждый субъект внутреннего контроля, то есть внутренний аудитор или внутренний контролер, за ненадлежащее выполнение контрольных функций, предусмотренных должностными обязанностями, должен нести экономическую и дисциплинарную ответственность;
  • принцип сбалансированности: субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими организационными (приказ, распоряжение) и техническими (программы, счетные и мерные устройства) средствами для их надлежащего исполнения;
  • принцип своевременного сообщения о выявленных существенных отклонениях: информация о них должна быть оперативно доведена до лиц, непосредственно принимающих решения по данным отклонениям;
  • принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем: степень сложности СВК хозяйствующего субъекта должна в каждый конкретный момент времени соответствовать степени сложности его бизнеса;
  • принцип постоянства: СВК действует на постоянной основе. Это позволит своевременно выявлять отклонения от плановых заданий и норм;
  • принцип комплексности: весь комплекс объектов внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте должен быть охвачен его различными формами в зависимости от уровня риска;
  • принцип распределения обязанностей: функции работников аппарата управления распределяются между ними таким образом, чтобы выполнялись требования к формированию контрольной среды.

Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения включает:

  • общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • проверка методики исчисления налоговых платежей;
  • правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений;
  • оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах), а также правомерность использования налоговых льгот.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы компании, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

В рамках аудиторской проверки часть информации по налогам аудитор получает при проверке затрат, расчетов с поставщиками и покупателями, финансовых результатов. При проверке системы налогового учета аудитору необходимо установить правильность определения налогооблагаемых баз и точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате, правильность составления налоговых деклараций. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству. В целях избежания арифметических ошибок рекомендуется проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет, и арифметический подсчет в расчете. Также проверяется своевременность составления и представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов. Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, выявляет значимость ошибок и их влияние на достоверность отчетности, при необходимости корректирует план проверки.

Необходимо соблюдать и контролировать соответствие первичных документов установленным требованиям и следить за обеспечением полной и достоверной информации о хозяйственных операциях в целях налогообложения. Для этого аудитору следует изучить организацию документооборота: существует ли график документооборота; насколько пригоден существующий документооборот для составления аналитических регистров налогового учета и формирования налогооблагаемых показателей; какое место занимают в установленном документообороте Налоговые декларации; учитывает ли существующий документооборот интересы внешних пользователей (органов ФНС). Аудитору следует также убедиться в том, что учетная политика организации не противоречит нормам бухгалтерского и налогового законодательства, разработаны ли формы первичных документов, не предусмотренных Госкомстатом, и технология документооборота; установлен ли список лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Процедуры получения аудиторских доказательств разрабатываются в соответствии с МСА «Аудиторские доказательства» и Федеральным правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства». Проводя оценку СВК, следует также получать доказательства в виде тестирования.

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Согласно статье 314 НК РФ формы регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и отражаются в учетной политике для целей налогообложения. По некоторым налогам формы регистров установлены органами ФНС РФ, например журналы регистрации полученных и выданных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Конечной целью составления налоговых регистров является систематизация информации о доходах, расходах, формирующих налогооблагаемую базу. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки.

Рекомендации ознакомления с аудируемым лицом содержатся в МСА 310 «Знание бизнеса» и в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности №15 «Понимание деятельности аудируемого лица». Аудитор должен получить информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность организации. Необходимо изучить отраслевые особенности налогообложения, динамику налогового законодательства за период проверки. Для изучения СВК аудитор запрашивает следующие документы:

  • статистическая отчетность;
  • налоговые декларации;
  • учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учетов;
  • график документооборота.

После предварительного знакомства аудитор составляет мнение об особенностях системы налогообложения организации и приступает к аудиту налоговой отчетности. Цель проверки — выражение мнения о достоверности налоговой отчетности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством. Задача проверки — собрать достаточные аудиторские доказательства о достоверности налоговой отчетности. При этом необходимо соблюдать следующие критерии:

  • существование — наличие по состоянию на определенную дату расхода по налогу и налогового обязательства;
  • возникновение — подтверждение того, что хозяйственные операции, формирующие налогооблагаемые показатели, имели место в течении налогового периода;
  • права и обязанности — принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства по налогам;
  • полнота — отсутствие неотраженных в налоговой отчетности активов, обязательств, хозяйственных операций или событий, имеющих налоговые последствия;
  • стоимостная оценка — отражение в налоговой отчетности надлежащей стоимости налогооблагаемых показателей;
  • точное измерение — точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответсвующему налоговому периоду;
  • представление и раскрытие — объяснение, классификация и описание хозяйственной операции, актива или обязательства в соответствии с правилами их отражения в налоговой отчетности.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту, точность отражения налогооблагаемых показателей и налогов, а также за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

Аудиторская организация несет ответственность за правильность и обоснованность своего мнения о достоверности налоговой отчетности.

Для оценки СВК на уровне отчетности небходимы следующие документы:

  • налоговые декларации по налогам;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность;
  • учетная и налоговая политики;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • устав;
  • учредительный договор;
  • структура организации аудируемого лица;
  • структура бухгалтерии аудируемого лица;
  • схема и график документооборота;
  • должностные инструкции работников;
  • положение о внутреннем аудите;
  • штатное расписание;
  • инветаризационные описи и ведомости;
  • переписка с налоговыми органами;
  • акты сверок с контрагентами;
  • рабочие планы счетов: бухгалтерских и налоговых;
  • выписки из лицевого счета налогоплательщика по проверяемому налогу;
  • акты проверок налоговых органов.

При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов, сообщая о налоговых рисках, которые могут возникнуть у организации при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Любые рекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

В ходе проведения налогового аудита аудиторская организация должна исходить из того, что деятельность организации осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получит доказательства противного. Вместе с тем аудиторская организация должна проявить достаточную степень профессионального скептицизма в отношении рассматриваемых счетов и документов, принимая во внимание высокую вероятность наличия нарушений налогового законодательства экономическим субъектом.

Налоговый аудит должен проводиться аудиторской организацией с профессиональной добросовестностью и тщательностью.

Если руководители компании приняли решения проверить все ли в порядке с налоговой документаций, то они могут обратиться за услугами независимой проверки – аудитом. Есть и такие компании, для которых подобная процедура является обязательной и проходить ее они обязаны каждый год. В статье рассмотрим что собой представляет аудит налоговой отчетности, для чего и как он проводится.

Для чего проводится аудит налоговой отчетности

Основной целью аудита отчетности является формирование мнение специалиста (аудитора) о достоверности отчетности компании, а также соответствует ли порядок ведения бухгалтерского учета в компании законодательным нормам РФ.

К основным задачам данного аудита относят:

  • определение, соответствуют ли показатели налоговой отчетности нормам законодательства, а также учетной политике организации;
  • выяснение того, насколько полно и достоверно хозяйственные операции находят отражение в документации;
  • проверка того, каким образом в компании организована и работает система внутреннего контроля;
  • проверка, соответствуют ли показатели в отчетности реальным показателям.

При проведении аудита специалисты используют те же методы, что и при аудите компании в целом, а именно:

  • контроль (в том числе, наблюдение, инвентаризация и оценка);
  • документальный (включает в себя изучение документов компании);
  • расчетно-аналитический (в том числе, проведение расчетов и последующий анализ).

Обязательное прохождение аудита

Обязательным аудит является для компании, отмеченных в законе №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» . В их числе следующие организации:

  • ценные бумаги которых участвуют в организованных торгах;
  • кредитные, клиринговые, микрофинансовые, страховые, участники рынка ценных бумаг, СПР, организаторы азартных игр, кооперативы и др.;
  • с объемом выручки, превышающим 400 млн. рублей, либо активов на сумму более 60 млн. рублей (данные учитываются по году, предшествующему отчетному).
  • иные компании, согласно ст. 5 закона №307-ФЗ.

Важно! Аудит по инициативе компании проводится в определенных случаях, например, когда компания планирует получить в банке кредит, либо желает принять участие в тендере. Также аудит может быть вызван желанием руководства снизить налоговые риски, проверить работу бухгалтерии или подготовить документы для потенциального инвестора.

Как проводится аудит налоговой отчетности

Аудиторскую проверку проводят в несколько этапов, каждый из которых рассмотрим подробно:

  1. Планирование проверки и подготовка к ее проведению. На этом этапе специалист по аудиту изучает деятельность проверяемой компании. Он подготавливает план своей работы и запрашивает необходимые для проверки документы. На данном этапе организация заключает с аудиторской фирмой договор аудита.
  2. Сбор данных, предоставленных для проверки и их анализ. На данном этапе проводится изучение перечня предоставленных документов. Иногда проводится опрос сотрудников, причем не только в устной, но и в письменной форме. Все данные формируются по группам и подвергаются систематизации. То есть непосредственная проверка проводится именно на этом этапе. Далее аудитор составляет заключение о достоверности отчетности компании.
  3. Заключение аудитора направляется руководству проверяемой компании. Оно представляет собой мнение специалиста о достоверности налоговой отчетности. Заключение аудитора выдается на руки руководителю. Помимо заключения некоторые компании также составляют аудиторский отчет, в котором описываются подробно все этапы проверки, выявленные при проверки недочеты и иную информацию, которая может пригодится для улучшения качества работы бухгалтерии.

Документы, которые подвергаются проверке при аудите

При проведении аудита налоговой отчетности от компании в первую очередь, конечно, потребуется предоставить отчетность. Помимо налоговых деклараций аудитору потребуется бухгалтерская отчетность (баланс, отчет о финансовых результатах). Помимо этого предоставить также потребуется первичную документацию, уставные документы, различные разрешения и лицензии, а также многое другое.

Аудиторы проверяют правильность заполнения документов, соответствие их утвержденным формам, а также соблюдение сроков предоставления в налоговую.

Важно! Если аудит проводится по специальному заданию, то проверке подлежит только та документация, которая непосредственно относится с поставленной задаче.

Результаты налогового аудита

Конечным результатом аудиторской проверки является отчет аудита и аудиторское заключение. В какой именно форме аудиторами будет предоставлен конечный результат будет зависеть от того, что именно прописано в договоре аудита. Отчет носит конфиденциальный характер и содержит в себе следующее:

  • использованные при проверке методы;
  • рекомендации в части изменения учетной политики, что в итоге может повлиять на налоговую отчетность компании;
  • предложения по корректировке налоговой отчетности;
  • иная информация, на которую по мнению эксперта стоит обратить внимание руководству (например, ошибки внутреннего контроля и др.).

Если аудитором при проверке выявлены нарушения, то в отчете предлагаются разные варианты их решения . Оформлен отчет может быть в виде сводной таблицы.

Важно! К отчету прикладывается заключение аудитора, а также копии отчетности компании за текущий год.

Заключение аудитора

Заключение аудитора представляет собой официальный документ, в котором содержится экспертное мнение о достоверности отчетности компании. Этот документ необходимо предоставить в органы статистики и приложить к нему свою отчетность. В документе аудитора содержится следующая информация:

  • наименование документа;
  • наименование адресата;
  • сведения о компании, подвергшейся аудиторской проверке;
  • сведения об аудиторе (компании или отдельном специалисте), проводившем проверку;
  • перечень документов, который подвергся проверке при аудите;
  • мнение аудитора о достоверности проверяемой информации;
  • результаты аудита;
  • дата составления заключения.

Нарушения и ошибки, которые выявляются при аудите

К типичным нарушениям, выявленным при аудите можно отнести следующие:

  • неверное отражение доходов и расходов компании;
  • неверное или неполное заполнение реквизитов организации;
  • ошибки в расчетах сумм налогов;
  • противоречия в показателях разных форм отчетности;
  • отличие размера уставного капитала от указанного в уставе компании;
  • нарушения в проведении инвентаризации (с ошибками или формальное);
  • иные нарушения.

Ответственность компании за непроведение аудита

Все компании, которые указаны в ст. 5 закона №307-ФЗ, обязаны ежегодно проводить аудит отчетности и результате его направлять в органы статистики. Заключение аудитора сдается совместно со сдачей отчетности. В том случае, если в данный срок сдать отчет не представляется возможным, то это можно сделать в течение 10 дней с момента выдачи заключения. В любом случае предоставить заключение в статорганы следует не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Также компании должны внести информацию о проведенном аудите в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц. Это нужно сделать не позднее 3 рабочих дней с момента выдачи заключения.

Если компания обязана проводить аудиторскую проверку, но она этого не сделает, то ей грозит следующее наказание:

  1. Штраф от 5 до 10 тыс. рублей – если при выездной налоговой проверки выяснилось, что нет аудиторского заключения (15.11 КоАП РФ).
  2. Штраф от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 до 5 тыс. рублей для юрлиц – если аудиторское заключение не было предоставлено в Росстат (19.7 КоАП РФ).
  3. От 30 до 50 тыс. рублей/отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц и от 700 до 1 млн. рублей – для юрлиц – если аудиторское заключение в положенный срок не было выложено на сайте АО (15.19 КоАП РФ).

Следует также иметь ввиду, что если указанные выше нарушения явились следствием каких-либо обстоятельств, то по решению суда штраф может быть уменьшен.

Понятие аудит является достаточно широким, и налоговый аудит является всего лишь небольшой частью. Налоговый аудит – это услуга анализа всей финансовой документации на предмет начисления или уплаты всех видов сборов и налогов, а также соответствие их налоговому законодательству.

В результате совершенной проверки аудитор, опираясь на законодательный кодекс, высказывает своё мнение о достоверности ведения налогового учета в организации заказчика, дает оценку рисков и консультацию по вопросам улучшения положения. Аудит должен производиться как минимум по одному заранее выбранному отделу документов.

Определение

Цель налогового аудита налогов – уберечь предпринимателя от штрафов и других санкций за несоблюдение норм закона. Специалисты, проводящие аудит, проверяют всю отчетность на предприятии и стараются найти в ней моменты, противоречащие закону.

Такие неточности возникают не только из-за неопытности работников бухгалтерского отдела, но и из-за регулярных правок в законодательстве. Услугами аудита пользуются компании, бизнес которых тесно связан с большим документооборотом. Многоуровневые или холдинговые организации тоже нуждаются в подобной проверке. Маленькому и среднему бизнесу также необходимо пользоваться это услугой с целью налаживания системы бухгалтерии.

Своевременный налоговый аудит очень важен . Приведение документов в должное состояние перед настоящей проверкой избавит от множества проблем, ведь вернуть обратно переплаченные средства получится не раньше трех лет после уплаты налога. Именно поэтому только своевременно проведенная операция определит, насколько она была эффективна .

Налоговый аудит находится на месте пересечения двух других услуг (аудит и консультация) и трудно сказать, к чему эта услуга ближе. Вопросы, связанные с налогообложением, даже на маленьких предприятиях бывают очень сложны, что уж тут говорить о гигантах бизнеса, у которых объем и разнообразие услуг сами по себе формируют большой спектр документации, за которой нужно внимательно следить.

Большинство предприятий выполняют аудит по стандартной схеме . Однако, в зависимости от специализации и специфики организации, он может иметь некие отличия. Так, добыча руды, или других ресурсов на территории РФ будет облагаться множеством пошлин, процедура погашения которых будет существенно отличаться в зависимости от добываемого ресурса. С таким разнообразием документов может возникнуть проблема, которая может привести к проблеме с уплатой налогов

Ошибки при уплате налога на прибыль, как правило, возникают из-за некорректно созданной налоговой базы или нерационального использования положенных налоговых льгот. А вот проблемы с отчислениями НДС связанны с использованием этого налога в вычете, тем же методом создаются и схемы по уклонению от его погашения.

Налоговая правовая база довольно часто вносит коррективы в толкование своих законов. При такой тенденции налоговый аудит — это лучший способ избежать штрафов и санкций и быть уверенным в корректности своей бухгалтерии.

Задачи и цели

Перед проведением запланированного налогового аудита необходимо составить перечень главных задач , которые задают основное направление для деятельности коллектива аудиторов. Как правило, такие задачи схожи по характеристикам у большинства аудиторов, выполняющих проверку документации:

  1. Проверка сумм, которые были уплачены в бюджет посредством налога и тех, что только подлежат выплате.
  2. Оценка правомерности использования льгот и понижений налоговых ставок.
  3. Проверка операций, которые связаны с импортом и экспортом услуг и товаров.
  4. Нахождение потенциального риска, который связан с некорректным начислением налога и его сборов в результате проведения финансовой деятельности.
  5. Предоставление руководителю предприятия-заказчика детального отчета с советами по оптимизации налоговых отношений.

Каждая аудиторская организация имеет свои собственные способы и методы проведения аудита. Все они отличаются своей эффективностью и могут быть подобраны индивидуально, исходя из специфики организации или предприятия.

Именно поэтому предприятия, для которых аудит будет обязательно процедурой, указывают в договорах предполагаемый объем работы. Однако если предприятие делает всё, чтобы минимизировать свои риски, связанные с налогообложением, ему следует проводить полный и детальный налоговый аудит по всем отделам. Проверка бухгалтерии должна проводиться только сплошным методом .

Виды

Весь налоговый аудит можно разделить на три типа : структурный, комплексный, тематический. Структурный проверяет документацию по выбранным отделам документов. Тематический – проверка документации одного отдельно выбранного отдела.

Комплексный аудит — это тщательный анализ всей отчетности бухгалтерии предприятия за год. Структурный аудит идеально подойдет для предпринимателей, чья структура организации разветвлена. Такой аудит позволит захватить абсолютно всю систему налогов на предприятии, также он поможет грамотно распределить налоговую нагрузку на подразделения.

Тематический аудит подойдет только тем заказчикам, которые сами прекрасно понимают какой именно отдел в их предприятии требует к себе большего внимания.

Тематический аудит подразумевает под собой углубления во все детали документов только одной области и нахождения потенциального риска. Также стоит упомянуть скорость его проведения, в сравнении с комплексным она гораздо больше.

Комплексный аудит всегда требует большого количества затраченного времени поставщика услуг аудита и огромных финансовых трат со стороны заказчика. Кроме того, даже при такой колоссальной проверке могут быть утеряны с виду все возможные мелкие помарки в документации, которые могут быть как незначительными, так и существенными. Такой аудит подходит заказчику в преддверии проверки служб налоговой инспекции.

Также ещё существует такой вид, как экспресс-аудит . Этот вид комбинирует в себе тематический и комплексный. Экспресс-аудит — это проверка большой части бухгалтерии в сжатые сроки. Услугу используют только в том случае, если нет времени и средств для комплексного аудита.

В некоторых ситуациях он может быть незаменим, например, при покупке другой компании нужно быстро оценить все налоговые издержки и риски по другим направлениям. В таком случаи поможет только экспресс-аудит.

Методика проведения

Аудит бухгалтерии предприятия делится на две части. Первая — это предварительная оценка систем учета предприятия, а вторая — проверка на достоверность налоговых отчислений. В рамках первой части выполняются такие работы, как:

  1. Диагностика системы документооборота и работы отделов, отвечающих за переводы и платежи.
  2. Нахождение факторов, которые могут влиять на налоговые статистики.
  3. Проверка техник и методик исчисления платежей на предмет ошибок и неточностей.
  4. Точный подсчет налоговых показателей предприятия.

В процессе выполнения этой работы аудиторы способны углубиться во всю специфику бизнеса и оценить все потенциальные нарушения норм закона. Чтобы точно сказать, какое количество времени нужно для реализации поставленных задач, аудитору понадобится 1-2 часа . В основном сроки зависят только от масштабности компании и объема документов.

Достоверность налоговых отчислений

На данном этапе проводится анализ всей налоговой документации: по НДС, декларациям налога на прибыль, справки по авансовым платежам и т.д. Как правило, эта процедура занимает не более 3-5 дней на один отдел документов. Таким образом при многоуровневой или разветвленной системе сроки могут быть значительно больше.

По отчетам данного этапа аудитор делает выводы о структуре налогообложения, исправляет все недочеты и неточности, а также предлагает варианты оптимизации .

Результаты

Поэтапная работа налогового аудитора позволяет без труда проанализировать всю финансовую документацию предприятия, взяв во внимание все нюансы и особенности. Полученные результаты после проведенной проверки позволят заказчику в срочном порядке принять соответствующие меры по исправлению неточностей в налоговом учете.

В полученном письменном отчете будет широко отражена финансовая ситуация, что позволит точно охарактеризовать всю систему налогообложения в организации.

Результатом проведенного налогового аудита всегда будет пакет документов под названием «Отчет о результате налогового аудита». С одной стороны, в этом документе, который будет ссылаться на все нормы закона, содержится подробное описание всех найденных нарушений и отклонений, а также советы по их устранению и нормализации. С другой же стороны, будет финальное заключение о состоянии налогового учёта.

Сказать точно, столько денег способен сэкономить налоговый аудит для организации, нельзя, потому что у каждой компании своя специфика и свой штат рабочих. Но можно привести примеры , которые помогут понять общую картину.

Компания по производству мягких игрушек поставляет 50% от выпускаемой ей продукции за рубеж, она имеет полное право возвращать НДС из бюджета. Однако использовать это право на практике не удавалось, так как им отказывают в этом, ссылаясь на неточности в документации.

Директор предприятия воспользовался помощью аудиторской организации. После проверки было проведено судебное разбирательство, в результате которого компании было возращено 7 млн. рублей и была полностью отлажена процедура выплаты НДС.

Из приведенного примера можно понять, что аудит налогообложения в подавляющем большинстве случаев является выгодной услугой , которая может окупиться сразу после её проведения. Чтобы получить больше выгоды, следует выбирать именно тот вид налогового аудита, который подходит вашему предприятию.

Благодаря современным методам проверки, которые подразумевают под собой не только проверку обычной документации, но и всех электронных баз, почтовых ящиков и т.д., можно устранить все недостатки и проблемы с бухгалтерской деятельностью вне зависимости от специфики организации.

Выводы

Налоговый аудит на сегодняшний день является жесткой необходимостью. Он служит «репетицией», во время которой можно исправить все ошибки и привести документацию предприятия в порядок перед настоящей проверкой налоговых служб.

Вовремя проведенный налоговый аудит поможет в будущем избежать проблем с законодательными органами и сохранить хорошую репутацию как надежный партнер в бизнесе.