Установления курса национальной валюты и порядок ее обмена на иностранную. Основные элементы и принципы функционирования современной денежной системы Порядок обеспечения денежных знаков

Когда учишься, встречаешь всякие новые слова, термины, без которых на экзамене особо не отличишься. Поэтому важно интересоваться смыслом и значением слов. На моих занятиях, я призываю студентов к тому, чтобы валить преподавателя вопросами, пока есть для этого возможность и главное — вполне законное право. Ведь настанет момент, именуемый экзаменом, когда преподаватель будет валить Вас. Отчасти это шутка отчасти нет. Короче говоря, в теме «Денежная система» куча новых слов.

Слово «Система » означает нечто целое, составленное из нескольких упорядоченных элементов.

Денежная система — это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством.

По своей форме денежная система представляет собой организацию денежных отношений в стране или в едином экономическом пространстве, закрепленную соответствующим законодательством.

Вспомните, когда вы играли в командные игры во дворе, у каждой игры есть: участники, смысл игры и правила, при соблюдении которых игра вообще возможна. Так и в случае денежной системы. Эта тоже своего рода игра, вот только на кону стоит жизнь целой страны, а правила касаются обращения денег. Тех самых денег, ради обладания которыми на что только не способен пойти человек….

Стабильной считается такая денежная система, при которой деньги в полном объеме выполняют все свои пять функций. (кто сходу вспомнит о чем идет речь, тот молодец 🙂 Именно денежная система создает условия выполнения деньгами своих функций.

И так, как и зачем возникла денежная система, как она изменялась, развивалась и какая на сегодня должна быть денежная системы, чтобы мы жили счастливо? Об этом эта тема изучения.

Генезис развития денежной системы

Генезис (греч. génesis), происхождение, возникновение; в более широком смысле - зарождение и последующий процесс развития, приведший к определённому состоянию, виду, явлению.

Денежная система зародилась во время функционирования рынков и укрепления государственной власти. Должно место где совершаются сделки, действуют законы спроса, предложения и т.д. и нужна твердая рука что использовать действие этих законов во благо страны.

В каждой стране денежная система складывается исторически. Известны различные типы денежных систем. Так, в условиях существования металлического денежного обращения различали два типа денежных систем: биметаллизм и монометаллизм.

Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги: как товар или как знаки стоимости, а в последствии как кредитные деньги (подробнее об этом в темах «Виды денег» и «Теории денег»).

В начале своей истории был установлен медный монометаллизм Это было в Древнем Риме в III – I вв. д. н. э. Потом возник серебряный монометаллизм. Затем начался переход к золотому монометаллизму, но это был постепенный переход и в разных странах по разному, где то серебро, а где то золото, а были государства, где эти два драгоценных металла уживались вместе.

Биметаллизм — денежная система, при которой государство законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента за двумя металлами золотом и серебром, монеты из них функционируют на равных основаниях.

Монометаллизм — денежная система, при которой один денежный металл является всеобщим эквивалентом и одновременно в обращении присутствуют другие знаки стоимости (банкноты, казначейские билеты, разменная монета), разменные на золото. Существовало три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт и золотодевизный стандарт.

Золотомонетный стандарт — золото выполняет все функции денег, в обращении находятся как золотая монета, так и знаки золота, производится свободная чеканка золотых монет с фиксированным содержанием золота, золотые монеты свободно меняются на знаки золота по нарицательной стоимости.

Золотослитковый стандарт характерен тем, что банкноты обмениваются на золотые слитки, но только при предъявлении определенной их суммы.

Золото-девизный стандарт — что банкноты обмениваются на девизы.

Девизы – платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов. Применялась иностранная валюта, разменная на золото. Важная роль золото-девизного стандарта заключалась в том, что он закрепил валютную зависимость одних стран от других, что явилось основой для создания в последующем системы международных валютных договоров и систем валютного регулирования, обеспечивающих относительную устойчивость свободно конвертируемых валют.

Особенности современной денежной системы

  • Отмена золотого стандарта.
  • Переход к кредитным деньгам.
  • Национальная денежная единица – банкнота Центрального Банка.
  • Выпуск банкнот под обеспечение активов Центрального Банка.
  • Развитие безналичных расчетов.
  • Денежно-кредитное регулирование.

Элементы современной денежной системы бумажно-кредитного обращения

Денежная единица — законодательно установленный в стране денежный знак, основной элемент денежной системы страны, являющийся единицей денежного измерения. Например, денежной единицей России является российский рубль.

Порядок обеспечения денежных знаков — это характеристика видов и основных правил их обеспечения. Законом устанавливается, что может служить в качестве обеспечения денежных знаков. Раньше это было золото. А сейчас – активы Центрального Банка.

Эмиссионный механизм — это порядок выпуска и изъятия денежных знаков из обращения; — структура денежной массы, находящейся в обращении.

Эми́ссия денег (отфр. émission - выпуск) - выпуск в обращение новых денег, увеличение обращающейся денежной массы. Эмиссия - это такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы в обращении. Эмиссия бывает наличная и безналичная.

Есть разница таких понятий как «выпуск денег в хозяйственный оборот» и «эмиссия денег». Но это уже другая история. Об этом хорошо написал Лаврушин О.И. в книге «Деньги. Кредит. Банки».

Структура денежной массы в обращении — представляет собой соотношение наличных и безналичных денег, а также соотношение денежных знаков разной купюрности в общем денежном обороте.

Выглядит это примерно так. Хотя, если построить диаграмму то будет выглядеть покрасивее.

Денежная масса

М2 (национальное определение) в 2009 — 2011 году
(млрд. руб.)

Дата Денежная масса М2 Темпы прироста денежной массы, %
Всего в том числе к предыдущему
месяцу
к предыдущему году
наличные деньги
(M0)
безналичные
средства
01.01.2009 12 975,9 3 794,8 9 181,1 1,1 -
01.01.2010 15 267,6 4 038,1 11 229,5 11,3 17,7
01.01.2011 20 011,9 5 062,7 14 949,1 9,6 31,1

Прогнозное планирование – система планов денежного оборота. Поскольку денежная система должна быть устойчивой и эластичной необходимо планировать объем и структуру денежной массы в будущем.

Механизм денежно-кредитного регулирования — это набор инструментов влияния на экономику. ЦБ РФ проводит денежно кредитную политику используя в основном рыночные методы и инструменты: ставка рефинансирования, норма обязательных резервов, операции на открытом рынке. Подробнее о теме «Денежно кредитная политика» или на сайте www.cbr.ru

Важная информация!

28.02.11 Ставка рефинансирования Банка России повышена до 8%.

с 1 /04 /2011 Нормативы обязательных резервов повышаются по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте – с 4,5 до 5,5%; по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте – с 3,5 до 4,0%.

Установление валютного курса — определение пропорций обмена валют. Валютный курс — это «цена» денежной единицы данной страны, выраженная в иностранной валюте или международных валютных единицах. В России используется прямая валютная котировка. Курс формируется на основе бивалютной корзины. Бивалютная корзина – ориентир курсовой политики ЦБ РФ для определения реального курса рубля к доллару и евро.

с 26.03.2011 с 29.03.2011 40,0156 39,9288

Порядок кассовой дисциплины — отражает набор общих правил, форм документов и отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия при организации налично-денежного оборота.

Кассовая дисциплина — выполнение организациями правил совершения операций с наличными деньгами.

Денежная система России 2011 г.

Современной российской денежной системой стоит считать с момента денежной реформы 1998 года. У нас введение на территории других денежных единиц запрещено. Курс рубля устанавливается ЦБ РФ. Стремимся к плавающему валютному курсу, но пока действует режим валютного коридора.

Выпускаемые банкноты и монеты Цб РФ обеспечены его активами. Действуют наличные (банкноты и монеты) и безналичные расчеты (суммы на счетах). Существуют правила и принципы организации этих расчетов.

В 2010 — 2011 г. на фоне восстановления экономической активности и усиления платежного баланса состояние денежной сферы в целом характеризовалось ростом спроса на национальную валюту, высоким уровнем банковских резервов, снижением процентных ставок и постепенным увеличением кредитования реального сектора экономики.

Так, что дорогие студенты, тенденции в нашей денежной системе весьма положительные.

удачи на экзамене.

Современная денежная система России, как и большинства других стран, основана на неразменных на золото деньгах. Основные положения денежной системы Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 10 января 2003 г.).

1.Наименование денежной единицы.

Согласно Закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ, официальной денежной единицей (национальной валютой) Российской Федерации является рубль, который равняется 100 копейкам. В России в период с 1922 по 1947 г. существовали два наименования денежной единицы: «рубль» и «червонец». После [Денежная реформа 1947 года, денежной реформы 1947 г], и вплоть до настоящего времени в России сохранилось единое название денежной единицы «рубль», что было закреплено в принятом парламентом страны Законе «О денежной системе Российской Федерации» и в последующем Законе «О Центральном банке Российской Федерации».

Законом запрещен выпуск иных денежных единиц и денежных суррогатов, подчеркнута ответственность лиц, нарушающих единство денежного обращения. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими ценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организация обращения и изъятие их из обращения на территории Российской Федерации принадлежит ЦБ РФ.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банковские билеты (банкноты ) и металлическая монета, образцы которых утверждаются Банком России. Банкноты и металлическая монета являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются его активами. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации по всем видам платежей, а также для зачисления на счета, вклады, депозиты и для перевода.

Закон разделил полномочия Правительства РФ и ЦБ РФ в области изготовления денежных знаков. Центральный банк РФ несет ответственность лишь за планирование объемов их производства.

В целях организации наличного денежного обращения на него возложены следующие функции:

    прогнозирование и организация производства банкнот и металлических монет;

    создание резервных фондов банкнот и монет;

    определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;

    установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков;

    утверждение правил ведения кассовых операций для кредитных организаций.

В 2002 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 9 октября 2002 г. № 119-П (в редакции от 1 июня 2004 г.).

      Порядок обеспечения денежных знаков.

Государственным законодательством (федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности») устанавливается, что может служить в качестве обеспечения денежных знаков (товарно-материальные ценности, золото и драгоценные металлы, свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги, страховые полисы, гарантии Правительства РФ банков и других организаций и т.д.). Использование других видов обеспечения или нарушение основных правил обеспечения допускаться не должно.

Эмиссионный механизм представляет собой порядок выпуска денег в оборот и их изъятия из оборота. Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций. При погашении ссуд осуществляется изъятие денег из оборота. Выпуск наличных денег производят расчетно-кассовые центры Центрального банка РФ. Изъятие наличных денег происходит при сдаче денежной наличности коммерческими банками в расчетно-кассовые центры.

Структура денежной массы в обороте рассматривается двояко. Это либо соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо соотношение между денежными знаками разной купюр ности во всем объеме денежной массы.

      Порядок прогнозного планирования денежного оборота

Включает в себя систему прогнозных планов денежного оборота; органы, составляющие эти планы; совокупность показателей, определяемых с помощью этих планов; задачи, решаемые с помощью каждого плана.

Механизм денежно-кредитного регулирования представляет собой набор инструментов денежно-кредитного регулирования (методы); права и обязанности органов, осуществляющих денежно- кредитное регулирование; задачи и объекты денежно-кредитного регулирования.

Порядок выпуска и обращения денежных знаков устанавливается государством законодательно и называется эмиссионной системой. Разные экономические и исторические предпосылки возникновения и использования различных видов денег предопределили и разный порядок их эмиссии. Эмиссионные операции в государствах исторически осуществляли: центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения; казначейство (министерство финансов или другой аналогичный исполнительный орган), выпускающее бумажные знаки небольшого достоинства (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла). В настоящее время эмиссию неразменных на золото денежных знаков независимо от их вида осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние.

Для полноценных и неполноценных денег устанавливается различный порядок производства, причем к полноценным монетам применяется система свободной чеканки, а к неполноценным - металлическим знакам стоимости - система закрытой чеканки. Система свободной чеканки предполагает право каждого представить металл в слитках для перечеканки его в монеты. При этом чеканка производится бесплатно, либо за нее взимается небольшая пошлина на покрытие издержек. Экономическое значение свободной чеканки состоит в том, что она обеспечивает валютному металлу возможность а) служить не только мерой стоимости, но и средством обращения и платежа; б) благодаря свободной чеканке стоимость монеты не может превышать стоимость содержащегося в ней металла; в) свободное превращение валютного металла из сокровища в средства обращения и платежа позволяет сокровищу осуществлять свою роль стихийного регулятора количества денег в обращении.

Для мелких сделок необходимы монеты небольшой стоимости, чеканка которых из золота невозможна. Поэтому для обслуживания мелкого оборота чеканятся так называемые бидонные, т.е. неполноценные, монеты из более дешевых металлов. К неполноценным монетам применяется система закрытой чеканки - они чеканятся государством только из принадлежащего казне металла. В отличие от производства действительных денег, закрытая чеканка делает возможным то, что относительная стоимость неполноценной монеты превышает действительную стоимость заключенного в ней металла.

Закрытая чеканка, таким образом, обеспечивает получение монетного дохода исключительно государством. Государство, кроме того, единолично определяя соотношение действительных и неполноценных денег, получает в распоряжение инструмент регулирования платежного спроса и, следовательно, управления экономической ситуацией. В этом заключается экономическое значение закрытой чеканки в частности и эмиссии неполноценных денег вообще.

Государство может устанавливать различный порядок обращения для полноценных и для неполноценных денег. В таком случае полноценные деньги наделяются силой законного платежного средства в неограниченных масштабах, т.е. они обязательны к приему продавцами и кредиторами на любую сумму. Неполноценные деньги, напротив, государство может наделять платежной силой лишь в ограниченных рамках. Тем не менее, несмотря на ограниченный характер применения неполноценных денег в эпоху их появления, рост производства и товарообмена приводит к дальнейшему вытеснению действительных денег неполноценными и расширению сферы функционирования последних. Поэтому постепенно грань между различными видами денег стирается, и те и другие становятся обязательными покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые валюты - даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты). В условиях рыночной экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами.

2. Порядок обеспечения денежных знаков действует в странах в соответствии с установленным законом.

3. Эмиссионный механизм - законодательно установленный порядок выпуска в обращение денежных знаков. Эмиссионные операции (по выпуску и; изъятию денег из обращения) осуществляет Центробанк РФ, пользующийся монопольным правом выпуска банкнот, которые составляют подавляющую часть наличных денег. Действует на основании федеральных законов «О Центральном Банке РФ (Банке России)» от 26.04.1995 г. и «О банках и банковской деятельности» от 03.02.96 г. с последующими изменениями и дополнениями.

4. Структура денежной массы в обращении представляет собой соотношение наличных и безналичных денег, а также соотношение денежных знаков разной купюрности в общем денежном обороте. Банкноты достоинством – 10, 50, 100, 500, 1000 и 5000 руб., монеты – 1, 5, 10, 50 копеек.

5. Порядок установления валютного курса или котировки валют, т.е. соотношение денежной единицы страны к иностранным валютам. Осуществляется Центральным Банком РФ.


Тема 3. Эволюция денежных систем и монетарная политика государства.

1. Причиной отмены золотого стандарта во всех странах с конца 70-х годов (после Конференции МВФ на Ямайке) является – развязывание неуправляемых инфляционных процессов в условиях золотого стандарта.

2. Известно, что на смену золотым слиткам пришли монеты. Я думаю, что выпускать золотые монеты выгоднее, чем продавать слитки, т.к. их значительно легшее реализовывать, ведь они имеют меньший вес и поэтому их может приобрести большее количество людей.

3. Если деньги для сделок совершают в среднем 5 оборотов в год, то количество денег, необходимых для обслуживания обмена, на которое предъявляется спрос – в 5 раз больше номинального объема ВНП.


Тема 4. Финансы: общее понятие и основные функции. Финансовая политика.

1. На какие функции денег опираются следующие функции финансов – распределительная и контрольная?

Распределительная функция финансов опирается на следующие функции денег – как меры стоимости, как средства накопления и сбережения, мировых денег.

Контрольная - как средства обращения, как средства платежа.

2. Каким сортом (обособленно или во взаимосвязи) действуют распределительная и контрольная функции финансов?

Данные функции действуют во взаимосвязи между собой, так например, контрольная функция проявляется до наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты. Контрольная функция проявляется в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет, а распределительная – при формировании этих денежных фондов.

3. Ведет ли к изменению функции финансов стремительное развитие коммерческой банковской деятельности в РФ.

В данных условиях функции финансов будут иметь еще большее значение. Так, например, контрольная функции играет не последнюю роль в кредитно-банковском контроле, при использовании принципов кредитования и денежных расчетов. Положительным влиянием на финансовую сферу развитие коммерческих банков имеет в виде, того что чем больше банков тем больше конкуренция, а значит населению будет предлагаться много выгодных систем капиталовложения, что в свою очередь привет к увеличению инвестиции в стране. Однако отрицательный момент также присутствует, дело в том, что тогда необходимо будет усилить, ужесточить и расширить контроль за этими банками в сфере денежного обращения.


Тема 5. Финансовая система: сочетание возмездных и безвозмездных денежных потоков и формирование финансов экономических субъектов.

1. В чем состоят особенности контроля, осуществляемого финансовыми органами и налоговыми инспекциями?

Такой контроль является частью финансовой деятельности государства и такая деятельность является особой в силу того, что она осуществляется от имени государства в лице соответствующих органов (Министерства финансов РФ, Федерального Казначейства, Счетной Палаты, Федеральной налоговой службой, Банком России и т.д.).

Кроме того, такой контроль важен, т.к. осуществляется он за денежными фондами государства на разных уровнях: на федеральном, региональном и местном уровнях.

Осуществляется он при исполнении намеченных программ, планов и смет, а именно бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований и смет бюджетных предприятий, учреждений, организаций.

Поскольку наибольшую массу доходов бюджета любого уровня составляют налоговые поступления, то и роль контроля осуществляемого налоговыми инспекциями очевидна. На сколько продуктивно, данный контроль будет проведен, на столько будет исполнена доходная часть бюджета, а в последствии – на сколько будет произведено финансирование всех расходных частей бюджета. Все это в итоге влияет на уровень жизни в стране населения, на экономическое развитие страны и т.д.

2. Каковы особенности аудиторской формы финансового контроля? Какие органы его осуществляют?

Аудиторский контроль осуществляется в соответствии с федеральным законом от 07 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской задолженности», в соответствии с которым аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах основанные решения.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ специально уполномоченным на то государственным органом. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 года № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности» она осуществляется Министерством финансов РФ (лицензирующий орган). Лицензия выдается сроком на пять лет при соблюдении ряда установленных требований:

Наличие квалификационного аттестата аудитора,

Осуществление предпринимательской деятельности только в виде аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг,

Обеспечения сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, и иные условия.

Министерство финансов РФ с целью соблюдения лицензиатами названных лицензионных требований проводит проверку их деятельности. Срок данной проверки не должен превышать 45 дней. Лицензирующий орган не вправе проводить более одной проверки аудиторской организации (индивидуального аудитора) в течение одного календарного года по одним и тем же вопросам, за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохранительных органов. В случае выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков устранения.

Аудит делится на: обязательный и инициативный.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ (ст. 7 Закона Об аудиторской деятельности), инициативная – по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1. организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2. организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3. объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год в 500 тысяч раз превышает установленный законодательством минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса в 200 тысяч раз превышает на конец отчетного года указанный норматив;

4. организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если его показатели соответствуют нормам, указанным раннее;

5. обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен соответствующим федеральным законом.

Срок проведения аудиторской проверки определяется по договоренности с аудитором, но, как правило, составляет не более 2 месяцев.

Аудиторская проверка завершается составлением официального документа – аудиторского заключения, составленного в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащего мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, по собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, они могут быть взысканы с аудитора (аудиторской фирмы) на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию.

Составлено заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестат аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Современные денежные системы представляют собой систему, в рамках которой отдельные элементы находятся в определенном единстве. Элементами денежной системы являются:

· наименование денежной единицы;

· принципы организации денежной системы;

· масштаб цен;

· виды и порядок обеспечения денежных знаков;

· эмиссионный механизм;

· структура денежной массы;

· порядок прогнозирования и планирования денежного оборота;

· механизм денежно-кредитного регулирования;

· порядок установления валютного курса;

· порядок кассовой дисциплины.

Наименование денежной единицы. Формирование денежной системы любого государства начинается с установления названия монет и определения денежной единицы. Например, в США - это доллар, в Великобритании - фунт стерлингов, в странах ЕС – евро, в России - рубль и т.д.

Денежная единица - установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех экономических активов (кроме самих денег).

Как правило, она делится на мелкие кратные части. Все денежные знаки, монопольно эмитируемые центральным банком, есть законные платежные средства. Законные платежные средства - это денежные знаки, которые по закону являются обязательными к приему в погашение долга на территории данного государства. Все законные платежные средства являются деньгами, но не все деньги являются законными платежными средствами. Иностранная валюта не считается законным платежным средством. Отдельные субъекты экономических отношений могут быть готовы принять в уплату причитающегося долга различные денежные знаки, но законными платежными средствами называются только денежные знаки, которые они обязаны принимать в уплату по закону.

· принцип централизованного управления денежной системой . В условиях рынка централизованное управление денежной системой базируется преимущественно на экономических методах, основанных на мотивации деятельности хозяйствующих субъектов;

· принцип планирования денежного оборота в условиях рынка на основе составления соответствующих прогнозов;

· принцип устойчивости и эластичности денежного оборота : денежная система должна удовлетворять потребности экономики в денежных средствах, но не допускать развития инфляционных процессов;

· принцип кредитного характера денежной эмиссии означает, что эмиссия наличных и безналичных денег осуществляется на основе кредитных операций;

· принцип обеспеченности эмитируемых денег ;

· принцип независимости центрального банка от государства в области проведения эмиссионных операций, в решении задачи обеспечения устойчивости национальной денежной единицы, комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования, предоставления денежных средств правительству в порядке кредитования;

· принцип надзора и контроля за денежным оборотом : государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный надзор и контроль за денежным оборотом и основными денежными потоками в экономике.

Государство обеспечивает постоянный контроль за денежным оборотом и его элементами: пропорциями между объемами наличного и безналичного оборота.

На территории государства допускается функционирование только национальной валюты. Население может свободно обменивать национальную валюту на валюту других стран, но использовать валюту, полученную при обмене, разрешается только для платежей за рубежом.

Государством осуществляется регламентация обеспеченности денежных знаков, в частности устанавливается, какие виды товарно-материальных ценностей, драгоценных металлов и камней, иностранной валюты, ценных бумаг и т.п. могут служить обеспечением денежной эмиссии.

Государством устанавливается структура денежной массы в обороте. С одной стороны, это достигается через установление пропорций между наличным и безналичным оборотом, с другой - через определение пропорций между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.

Важным принципом является обязательность исполнения кассовой дисциплины. Порядок кассовой дисциплины отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия, организации и учреждения всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы. Контроль за соблюдением кассовой дисциплины возлагается на коммерческие банки. По мере развития и совершенствования денежной системы все большее место в ней занимают различные формы безналичных расчетов, что делает ее более прозрачной для контроля, гибкой, экономит временные и материальные затраты.

Государством определяется и порядок установления курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

Затем определяется масштаб цен – как выбор денежной единицы страны и как средство выражения стоимости товара через весовое содержание денежного металла в этой выбранной единице. Масштаб цен устанавливается государством с учетом покупательной способности денег на внутреннем рынке и существующих цен на золото и серебро на мировом рынке. Из-за постоянного снижения покупательной способности национальной валюты и роста цен на золото страны - члены МВФ в 1978 году отказались от определения официального, твердо фиксированного золотого содержания денежной единицы. Его определение в указанных условиях потеряло всякий смысл.

Государство определяет виды денег и денежных знаков – находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством знаки (кредитные деньги, банкноты и монеты).

Важный элемент денежной системы - порядок эмиссии неразменных на золото кредитных и бумажных денег. Эмиссионный механизм - это порядок эмиссии наличных и безналичных денег в оборот и их изъятия.

Разные экономические и исторические предпосылки возникновения и использования кредитных и бумажных денег предопределили и разный порядок их эмиссии. Эмиссию кредитных денег осуществлял эмиссионный банк. Ее размеры были ограниченны. Выпущенные в обращение кредитные деньги обеспечивались золотым запасом эмиссионного банка, валютными резервами, векселями. Эмиссию бумажных денег осуществляло государство (государственное казначейство). Эти деньги не имели специального обеспечения. Они держались на авторитете государственной власти.

В настоящее время эмиссия неразменных на золото денежных знаков монополизирована государством. Независимо от вида денежных знаков, их эмиссию осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. Это стирает грани между кредитными и бумажными деньгами, которые являются законным платежным средством на внутреннем рынке страны, а некоторые из валют - даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты). И те и другие выступают в виде банковских билетов. Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков, государства, операций, связанных с покупкой иностранной валюты, государственных ценных бумаг. В результате происходит рост денежной массы за счет увеличения остатка как наличных денег, так и платежных или потенциально возможных платежных средств в сфере безналичных расчетов.

В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 90% осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии банкнот (наличных денег), а благодаря депозитно-чековой эмиссии. Эмиссия банкнот связана с кассовым обслуживанием народного хозяйства - коммерческих банков, государственного бюджета, государственного долга и т.д., когда необходимо увеличение кассового резерва наличных денег.

Депозитно-чековая эмиссия осуществляется в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков. В каждый конкретный период кредитные отношения эмиссионного банка с коммерческими банками определяются его денежно-кредитной политикой, направленной на укрепление денежного обращения в стране. В результате происходит увеличение или сокращение кредитных вложений в народное хозяйство.

Увеличение кредитных вложений предполагает депозитно-чековую эмиссию, что ведет к росту денежной массы как за счет увеличения остатков средств на счетах клиентов коммерческих банков, так и за счет наличных денег в сфере обращения. Депозитно-чековая эмиссия осуществляется путем записи суммы предоставленного кредита на корреспондентские счета коммерческих банков, счета госбюджета в центральном банке. Так как выдача кредита в этом случае не связана с предварительным формированием ресурсов, то по своей природе это есть не что иное, как открытие мнимого вклада, на основе которого в дальнейшем увеличатся некоторые денежные агрегаты - М 1 , М 2 , М 3 и т.д.

На величину денежной массы влияют также и операции коммерческих банков. Во-первых, сумма выданного кредита и зачисленного на счет клиента увеличивает денежный агрегат М 2 . Во-вторых, увеличение остатков средств на расчетных и текущих счетах клиентов увеличивает кредитные ресурсы коммерческого банка, предопределяя, таким образом, дальнейший рост кредитных вложений. В-третьих, выпущенные коммерческими банками банковские векселя, депозитные сертификаты могут использоваться как средства платежа, что означает увеличение денежной массы в обращении.

Определяя элементы денежной системы, государство в законодательном порядке предусматривает экономические инструменты регулирования денежной массы в обращении.

Механизм денежно-кредитного регулирования представляет собой совокупность инструментов денежно-кредитного регулирования (прямых и косвенных), права и обязанности органов денежно-кредитного регулирования.

Центральный банк как эмиссионный центр страны постоянно изучает состояние денежного обращения и совершенствует его организацию. Он располагает целой системой экономических и административных мер по регулированию денежной массы в обращении.

К наиболее распространенным мерам экономического регулирования денежного обращения относятся:

· политика учетной ставки, т.е. регулирования величины процента по ссудам, предоставляемым центральным банком коммерческим банкам;

· операции на открытом рынке, связанные с покупкой и продажей государственных и других ценных бумаг;

· изменение норматива обязательных резервов коммерческих банков в центральном банке.

В настоящее время наиболее распространенный инструмент регулирования денежной массы в обращении - операции центрального банка на открытом рынке. Так, в целях сокращения денежной массы центральный банк может активизировать продажу государственных ценных бумаг, иностранной валюты. В результате из обращения изымается часть наличных денег, и сокращаются остатки денежных средств на счетах клиентов банков. В то же время увеличение предложения государственных ценных бумаг на финансовом рынке может привести к повышению их доходности (для покупателей), к росту ссудного процента и снижению спроса на кредит. Все в комплексе и влияет на величину и структуру денежной массы в обращении.

В странах с развитой рыночной экономикой важным методом регулирования денежного обращения является процентная (или учетная) политика центрального банка. Повышая или понижая официальную учетную ставку, банк стимулирует «кредитную экспансию» или «кредитную рестрикцию», что, в свою очередь, влияет на уровень рыночного процента. При росте кредитных вложений денежная масса увеличивается, при сокращении - уменьшается. Как уже указывалось, регулирование учетной ставки, как правило, осуществляется в сочетании с операциями на открытом рынке.

На величину кредитных ресурсов коммерческих банков, а следовательно, и на объем кредитных вложений влияет такая мера центрального банка, как изменение норматива обязательных резервов коммерческих банков в центральном банке. По мнению западных экономистов, эта мера является «грубым» инструментом регулирования денежной массы в обращении. В США практика обязательных резервов была введена еще в 1923 г. До 1933 г. норма обязательных резервов коммерческих банков в федеральной резервной системе не пересматривалась. Поэтому данная мера в денежно-кредитном регулировании роли не играла. Ее назначение сводилось к созданию страхового резерва для выплаты вкладов клиентам коммерческих банков в случае их банкротства. В 1933 г. произошел резкий рост избыточных резервов в банковской системе США, который мог привести к инфляционному взрыву. В связи с этим было принято решение о возможности изменения норм обязательного резервирования. Минимальные резервы стали выполнять две функции:

· образования страхового резерва;

· денежно-кредитного регулирования денежной массы в обращении.

В последующие годы этот инструмент был перенят многими странами, в том числе Германией в 1948 году, Францией в 1967 году, Испанией в 1979 году.

Желание коммерческих банков приумножить свои доходы заставляет их идти по пути мультипликативного роста пассивов и выпуска собственных платежных средств. Поэтому попытки центрального банка повлиять на величину денежной массы через изменение нормы обязательных резервов часто не достигают цели.

К административным мерам регулирования денежной массы в обращении можно отнести ограничения, установленные для коммерческих банков на выдачу отдельных видов кредита, например, на выдачу потребительского кредита, кредита биржевым спекулянтам. В некоторых странах для коммерческих банков устанавливаются предельные нормы годового прироста банковского кредита. Такие ограничения могут устанавливать центральный банк и соответствующие правительственные органы.

Порядок установления валютного курса. Валютный курс определяется на основании котировки. Котировка валют позволяет определить соотношение двух денежных единиц, предложенных для обмена. Это соотношение не может быть постоянным, т.к. меняется спрос и предложение на валютном рынке. Котировку проводят центральные (национальные) банки и крупнейшие коммерческие банки. Различают официальную и свободную (рыночную) котировки валют.

В настоящее время чаще всего используется способ котировки на основе «корзины валют», при котором национальная валюта сопоставляется с рядом других национальных валют, входящих в «корзину».

Порядок кассовой дисциплины - набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться хозяйствующие субъекты при организации наличного денежного оборота, проходящего через их кассы.