Экономика по обществознанию. Экономика и экономическая наука

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже яв­ля­ет­ся об­ще­ствен­ным благом?

1) жилищное стро­и­тель­ство для всех граждан

2) разработка ле­кар­ствен­но­го препарата

3) уличное освещение

4) компьютеризация всех отраслей

Пояснение.

Общественные блага - блага, об­ла­да­ю­щие сле­ду­ю­щи­ми признаками:

1. при­знак не­ис­клю­че­ния - прак­ти­че­ски не­воз­мож­но ис­клю­чить че­ло­ве­ка из круга по­тре­би­те­лей дан­но­го блага;

2. при­знак не­кон­ку­рент­но­сти в по­треб­ле­нии - по­треб­ле­ние блага одним че­ло­ве­ком не умень­ша­ет воз­мож­но­стей по­треб­ле­ния его другим;

3. при­знак не­де­ли­мо­сти - благо нель­зя раз­ло­жить на от­дель­ные единицы.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Ответ: 3

Одной из задач экономической науки является исследование

1) влияния окружающей среды на работоспособность человека

2) закономерностей взаимодействия социальных общностей

3) влияния инвестиционной политики на профессиональный состав безработных

4) факторов, способствующих социальной мобильности

Пояснение.

Ответ: 3

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Одной из задач эко­но­ми­че­ской науки яв­ля­ет­ся разработка

1) бюджета стра­ны на сле­ду­ю­щий год

2) ресурсосберегающих технологий

3) путей пре­одо­ле­ния со­ци­аль­ной апа­тии в обществе

4) методов ис­поль­зо­ва­ния мо­де­ли «затраты - выпуск»

Пояснение.

Су­ще­ству­ет два зна­че­ния по­ня­тия эко­но­ми­ки:

1. Эко­но­ми­ка − наука изу­ча­ю­щая по­ве­де­ние участ­ни­ков про­цес­са хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти.

2. Эко­но­ми­ка − спо­соб ор­га­ни­за­ции де­я­тель­но­сти людей, на­прав­лен­ный на со­зда­ние благ, не­об­хо­ди­мых для удо­вле­тво­ре­ния своих по­треб­но­стей.

Во вто­ром варианте ука­за­на задача тех­но­ло­ги­че­ских наук.

В тре­тьем - психологии, социологии.

Де­я­тель­ность эко­но­ми­ки как науки про­ил­лю­стри­ро­ва­на в 4 пункте.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

Ответ: 4

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

1) открытие нового супермаркета

2) расчёт изменения спроса на мобильные телефоны

3) оказание населению медицинских услуг

4) расширение сети парикмахерских салонов

Пояснение.

Расчеты - это теория, то есть научный метод, все остальное - практика.

Ответ: 2

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Экономическая наука изучает

1) последствия воздействия общественного производства на природу

2) территориальное размещение природных ресурсов

3) способы и результаты хозяйственной деятельности общества

4) многообразные потребности человека и способы их удовлетворения

Пояснение.

Экономическая наука - наука о хозяйстве, управлении, отношениях между людьми, а также людьми и окружающей средой, возникающими в процессе производства, распределения, обмена, потребления продукта, благ, услуг.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Гость 08.06.2012 18:58

Ответ 4 тоже правильный, так как потребности человека возникают в как в результате процесса. Основная задача экономики - удовлетворение безграничных возможностей человека в условии ограниченности ресурсов. Например те же самые маркетологи изучают вкусы и потребности потребителей. Если бы экономика не изучала потребности человека, то и производить было бы не для кого, а такая экономика теряет смысл и всякую рентабельность. Исправьте пожалуйста.

Гость 24.10.2012 21:56

Во- первых, если под экономической наукой понимается а экономическая теория, то правильный ответ (с натяжкой) -4, а если говорить о прикладной экономической науке, то ответ 3. Извините, но многие вопросы просто "Корявые" и ответы к ним - тоже. Если детям придется на них отвечать- я им на завидую

Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)

В том-то и дело, что 4-й ответ правилен «с натяжкой». Часто в ЕГЭ по обществознанию приходится отмечать «самый подходящий» вариант.

Лиза Зидыганова 07.06.2013 09:48

Я согласна вопрос некорректный.

Валентин Иванович Кириченко

Я с вами согласен, но такие вопросы встречаются на реальном экзамене, поэтому мы стараемся вас к ним максимально подготовить.

Существует не­сколь­ко значений по­ня­тия «экономика». Какая по­зи­ция иллюстрирует эко­но­ми­ку как хозяйство?

1) про­из­вод­ство необходимых об­ще­ству благ и услуг

2) объ­яс­не­ние факторов, вли­я­ю­щих на сни­же­ние курса на­ци­о­наль­ной валюты

3) ис­сле­до­ва­ние причин эко­но­ми­че­ской стагнации

4) раз­ра­бот­ка пер­спек­тив­ных мо­де­лей раз­ви­тия сферы услуг

Пояснение.

Экономика как хозяйство - это сфера деятельности, на­прав­лен­ная на производство, распределение, обмен и по­треб­ле­ния необходимых благ услуг.

Правильный ответ: 1

Ответ: 1

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?

1) изучение моделей функционирования фондового рынка

2) оказание населению образовательных услуг

3) развитие сетей мобильной связи

4) производство крупной партии легковых автомобилей

Пояснение.

Экономика, как наука - совокупность наук о ведении народного хозяйства, сложившиеся в самостоятельную отрасль общественных наук, также это совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Экономическая действительность является объектом экономических наук, которые подразделяются на теоретические и прикладные.

Теоретическую экономику также называют экономической теорией - наукой о том, как люди и общество выбирают способ использования ограниченных ресурсов.

Ответ: 1

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Пояснение.

Экономика - совокупность наук о ведении народного хозяйства, сложившиеся в самостоятельную отрасль общественных наук. Экономическая действительность является объектом экономических наук, которые подразделяется на теоретические и прикладные. Теоретическую экономику также называют экономической теорией - наукой о том, как люди и общество выбирают способ использования ограниченных ресурсов.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Существуют различные значения понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику в значении «хозяйство»?

1) оказание населению медицинских услуг

2) анализ факторов формирования денежной массы

3) выявление закономерностей формирования спроса

4) исследование принципов сетевого маркетинга

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Понятие «экономика» можно рассматривать в двух основных смыслах: как науку и как хозяйство. Экономику как «хозяйство» характеризует позиция:

1) изучение последствий мирового кризиса для финансового рынка

2) прогнозирование долгосрочного развития автомобильной отрасли

3) расчет последствий вступления в ВТО для внутреннего рынка страны

4) увеличение спроса на услуги косметических спа-салонов

Пояснение.

Экономика - как хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Экономика рассматривается в двух ключевых смыслах: «наука» и «хозяйство». Какая позиция характеризует экономику как науку?

1) развитие сети современных спа-салонов

2) открытие завода по производству молочных продуктов

3) изучение тенденций развития валютного рынка

4) отмена ввозных таможенных пошлин на гаджеты

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Понятие «экономика» имеет несколько смысловых значений. Что из нижеследующего характеризует экономику как науку?

1) смена руководства производством

2) производство комплектующих для автомобилей

3) расчёты показателей эффективности производства

4) продажа технологии производства

Пояснение.

Экономика имеет двойственный смысл: 1) наука 2) система хозяйствования

Наука экономика исследует как в условиях ограниченности ресурсов удовлетворить постоянно растущие потребности. К признакам науки относят расчет, прогноз, новизну, системность, доказательность. Правильный ответ 3, все остальное относится к практической хозяйственной деятельности.

Правильный ответ указан под номером: 3

Ответ: 3

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Понятие «экономика» имеет не­сколь­ко смысловых значений. Что из ни­же­сле­ду­ю­ще­го характеризует эко­но­ми­ку как хозяйство?

1) изучение по­тре­би­тель­ско­го рынка

2) производство ком­плек­ту­ю­щих для автомобилей

3) расчёты эф­фек­тив­но­сти производства

4) прогнозирование ко­ле­ба­ний ценовой политики

Пояснение.

Экономика имеет двой­ствен­ный смысл: 1) наука 2) си­сте­ма хозяйствования, хозяйство.

Хозяйство - это прак­ти­че­ская деятельность по удо­вле­тво­ре­нию людей ма­те­ри­аль­ны­ми ресурсами. Сле­до­ва­тель­но правильный ответ - 2, все осталь­ное относится к экономике, как науке.

Правильный ответ указан под номером: 2

Ответ: 2

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Свободные блага в экономической теории – это блага,

1) производство которых гарантируется и обеспечивается государством

2) которые для потребления не требуют отказа от других благ и могут потребляться в неограниченном количестве

3) доступные в ограниченном количестве и вынуждающие потребителя осуществлять выбор предпочтений

4) производимые частными производителями на свой страх и риск

Пояснение.

Свободные блага - это блага, которые для потребления не требуют отказа от других благ, и, следовательно, могут потребляться в неограниченном количестве.

Блага производимые государством, предоставляемые гражданам на равных правах называются общественными.

Доступные в ограниченном количестве и вынуждающие потребителя делать выбор - блага экономические.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Лекция:

Переходим к изучению экономической сферы жизнедеятельности общества. Слово экономика греческого происхождения, в буквальном переводе означает «правила ведения домашнего хозяйства». Ограничиваться только данным пониманием экономики нельзя. В обществознании этот термин используется в двух значениях, как хозяйство и наука. Рассмотрим оба значения.

Экономика как хозяйство

Экономика как хозяйство – это деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению экономических благ (товаров и услуг), а также общественные отношения, возникающие в перечисленных процессах.


Для удовлетворения человеческих потребностей нужны блага . Они бывают:
  • общественными (блага, создающиеся государством: дороги, связь, здравоохранение, образование);
  • природными или неэкономическими (блага, находящиеся в свободном доступе: солнечный свет, тепло, воздух);
  • экономическими (блага, создающиеся в результате хозяйственной экономической деятельности).
Экономические блага подразделяются на:
  • долговременные (дом, машина, мебель, бытовая техника, то есть те блага, которыми мы можем пользоваться на протяжении нескольких лет) и кратковременные (продукты питания, которые потребляются полностью);
  • взаимозаменяемые – субституты (уголь - газ, чай - кофе, сметана - майонез) и взаимодополняемые – компле менты (компьютер - программное обеспечение, зубная щётка и паста, автомобиль и бензин);
  • товары (любые вещи, которые продаются и покупаются) и услуги (действие, результат которого является объектом купли–продажи).
В свою очередь товары и услуги бывают материальными и нематериальными. К материальным товарам относятся продукты питания, одежда, бытовая техника, и прочие вещи. А материальными услугами являются прокат, ремонт бытовой техники, перевозка груза, строительство, химчистка, пошив одежды и др. Особенность материальных услуг состоит в том, что их результаты удовлетворяют материальные потребности человека. К нематериальным товарам относятся произведения литературы, скульптуры, научные открытия и другие духовно-нравственные ценности, которые облекаются в материальную форму. К нематериальным услугам относятся услуги репетитора, юриста, страхование, деятельность учреждений образования (школы, техникумы), здравоохранения (поликлиники, центры здоровья), культурного досуга (театры, музеи), социальной защиты (центры социального обслуживания, центры психолого-педагогической помощи, реабилитационные центры). Нематериальные услуги удовлетворяют потребности в познании, информации, консультировании, то есть духовные потребности.

Экономическая деятельность включает четыре взаимосвязанные и взаимозависимые фазы:

    производство

    распределение

    потребление

Производство – это процесс создания какого-либо продукта: товара или услуги, необходимого для удовлетворения потребности человека.

Пример производства : текстильное предприятие «Ассоль» выпустило женскую одежду стоимостью 1 млн. рублей.


Распределение – это процесс деления произведённого экономического продукта либо дохода между членами общества.

Примеры распределения : из 100% испечённого в пекарне хлеба 60% поставляется в магазины, 35% в школьную столовую, 5% расходуется на собственные нужды. Из средств госбюджета часть выделяется на развитие образования, часть на строительство дорог, часть на социальные выплаты, часть на поддержание отечественного производства и т.д.

Обмен – это процесс продвижения продукции от производителя до потребителя.

Существуют две формы обмена: бартер и торговля. Бартер – это натуральный обмен, при котором произведённый продукт обменивается на другой продукт. Торговля – э то обмен произведённого продукта на деньги, т.е. купля – продажа.


Потребление – это процесс использования предметов длительного потребления (посуда, пылесос, телевизор) или уничтожения (продовольствие) товаров и услуг.

Экономическая сфера определяет ход развития других сфер. Библиотеки, музеи и театры, являющиеся институтами духовной сферы, создаются в результате экономического производства. Крупные бизнесмены стремятся воздействовать на власть, участвуют в деятельности политических партий. Важными условиями демократии являются рыночная экономика и частная собственность. От экономического роста государства зависит благосостояние человека, семьи, общества. А высокие материальные доходы семьи, обеспеченность жильём влияют на уровень рождаемости и состояние здоровья населения.


Экономика как наука

Экономика как наука изучает развитие и функционирование хозяйства, анализирует проблемы эффективного и рационального ведения хозяйства, разрабатывает оптимальные способы решения проблем.


Впервые определённые экономические знания о ведении хозяйства появились ещё до нашей эры. Но становление экономики как самостоятельной науки произошло только в XVI-XVII веках. Значение деятельности учёных - экономистов велико. Их научные труды нацелены на экономический рост государства. Основной проблемой экономической науки является ограниченность природных ресурсов, необходимых для производства экономических благ и безграничность человеческих потребностей. Решением данной проблемы является рациональный выбор, предполагающий достижение максимального результата при минимальных затратах. Подробнее можно об этом вы узнаете .


Экономическая наука делится на два раздела – микроэкономика и макроэкономика. Микроэкономика изучает проблемы малых субъектов экономики – потребителей, домашних хозяйств и фирм. Она исследует такие вопросы как: влияние соотношения цены/качества на выбор потребителя купить или не купить товар; выбор эффективного способа управления производством и повышение продаж фирмы и др. Макроэкономика исследует экономические процессы в масштабе стране, к примеру, инфляция, безработица, экономический цикл, формирование государственного бюджета. Также данный раздел изучает международные экономические отношения.


Основной функцией экономики, как и любой другой науки, является познавательная . Она заключается в сборе, изучении, анализе и систематизации сведений об экономических процессах в обществе и государстве. Экономическая наука разрабатывает эффективные методы и средства хозяйственной деятельности (методологическая функция ) и применяет их на практике (прагматическая или практическая функция ). Важное значение имеет и прогностическая функция , позволяющая предвидеть кризис или рост в экономике. Безусловно, экономика как наука выполняет и образовательную функцию , которая заключается в передаче знаний об экономической теории и практике. Благодаря этой функции у нас появляются экономисты, от уровня и квалификации которых зависит богатство нашей страны. Среди функций есть и идеологическая . Она состоит в том, что экономика обосновывает смысл экономических процессов, целей общественного развития и формирует научное мировоззрение.

Экономика - емкое и многоплановое понятие, разные люди вкладывают в него различное содержание. Раскрыв любой словарь, как энциклопедический, так и экономический, можно встретить множество его трактовок. Для кого-то экономика - хозяйственная деятельность людей, для кого-то - домашнее или национальное хозяйство. Можно говорить об экономике отрас­ли, экономике предприятия, экономике страны. В широком смысле экономика - система жизнеобеспечения страны, решающая задачи производства, распределения и потребления различных благ и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей как отдельного человека, так и фирмы и государства. Человечество может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных процессов. Поэтому экономика - фундамент всякого общества. Экономика возникает вместе с человеком, существует вместе с человеком и во имя человека.

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы своей жизнедеятельности. Сказанное в полной мере относится и к экономической науке. Экономическая наука - отрасль знаний, посвященная изучению правил, позво­ляющих рационализировать поведение экономического субъекта (человека, фирмы, государства) при решении им своих экономи­ческих проблем.

Экономическое мышление является ровесником человеческого общества, уже в первобытном обществе люди обладали за­чатками экономических знаний. Полная собственность общины на всю пищу, добытую ее членами с последующим ее уравни­тельным распределением (каждый член общины получал часть добытого продукта в силу своей принадлежности к этой общине) не имела отношения к нормам морали и справедливости. На этом этапе развития человеческого общества уравнительное рас­пределение продукта было экономически эффективно, так как давало возможность за счет удач одних членов общины компен­сировать неудачи других и в целом обеспечивать минимальные потребности в пище всех. Это были, пусть и примитивные, но уже экономические отношения людей в обществе. Однако эти экономические знания существовали только в рамках общест­венного сознания.

Древнейшими документами, в которых были зафиксированы нормы и правила экономического поведения, являются законы. Первые законы появились в государствах древнего Востока. Из дошедших до наших времен памятников экономической мысли цивилизаций Древнего Востока наиболее известным является кодекс законов Вавилонии, принятый в VIII в. до н. э. царем Хаммурапи. Интересные и весьма поучительные экономические заповеди имеются в Библии, которая содержит толкование жизни древних евреев и других народов, населявших Палестину во II и I тысячелетиях до н. э. Однако экономические знания все еще не выделялись в виде отдельной формы мышления и экономические взгляды составляли отдельные положения более широких по своему содержанию произведений.

Экономика как наука возникла в античном обществе, ее появление связывают с именами ученых Древней Греции и Рима. Происхождение самого слова «экономика» берет начало от греч. «oikos» - дом, хозяйство и «nomos» - правило, закон. Первоначально экономика рассматривалась как наука о домоводстве, об управлении домашним хозяйством.

В качестве самостоятельной дисциплины экономика сформировалась лишь в XVI-XVII вв. вместе с возникновением капита­листического строя. Развитие и усложнение хозяйственных связей между семьями, внутри предприятий и между теми и другими, формирование местных, национальных и международных рынков, участие государства в экономической жизни общества обу­словили необходимость более широких экономических знаний.

Термин «политическая экономия» появился впервые в XVII в. Его возникновение было связано с выходом в свет книги фран­цузского экономиста Антуана де Монкретьена «Трактат по политической экономии» (1615), в которой автор предлагал устано­вить жесткий правительственный контроль над рынком. Название науки было составлено из трех греческих слов «politeia» - общественное устройство и уже известных «oikos» и «nomos». Политическая экономия рассматривалась как наука об управлении хозяйством, но уже не домашним, а национальным. Политэкономия - это наука хозяйствования в государстве, наука о за­кономерностях развития хозяйства на государственном уровне. Появление нового термина не было случайным, поскольку именно в это время сформировался национальный рынок ряда экономически развитых государств.

В конце XIX в. в научном обороте возникает новый термин - «экономике» , появление которого также было вполне за­кономерным, так как уже с конца XVIII в. стали формироваться разнообразные экономические течения в той или иной форме утверждавшие, что наилучшим для национальной экономики является невмешательство государства в экономические процессы. В результате после выхода в 1891 г. книги Альфреда Маршалла «Принципы экономике», термин «экономике» утверждается в большинстве англоязычных стран.

Необходимо отметить, что сегодня экономическая теория преподается под названием, более всего соответствующем нацио­нальному языку и особенностям социально-экономического развития каждой конкретной страны. Например, в Швеции и Турции это «национальная экономика», в Финляндии - «учение о хозяйстве», в Греции - «экономика», во Франции - «политическая экономия». В Россию термин «политическая экономия» проник с Запада и утвердился на долгие годы. После революции политическая экономия в значительной степени превращается в элемент идеологии. Сегодня экономическая теория в нашей стране восстанавливает свой статус и как научной дисциплины, и как базы всех прочих экономических наук. Наиболее распространенное название дисциплины у нас в стране - «общая экономическая теория» или «экономика».

2) Биологическое и социальное в человеке.
Биологическое и социальное в человеке слиты воедино. Как биологическое существо человек принадлежит к высшим млекопитающим. Биологическая природа человека проявляет-ся в его анатомии, физиологии. Как биологический вид человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и другими системами. Уступая животным в развитии отдельных органов, во многих природных качествах, человек превосходит их по своим потенциальным возможностям. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возмож-ность приспосабливаться к различным условиям существования. Биологическое у человека не существует в чистом виде, оно социально обусловлено, что проявляется, например, в измене-ниях уровня рождаемости, детской смертности и т.д.
Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу каких-либо причин оторванный с рождения от общества, остается животным. Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и его субъект, своей деятельностью изменяющий окружающую среду. Социальная сущность человека проявляется через такие полезные свойства как способность и готовность к общественно-полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и т.д.

1. Рабочая сила - способность человека трудиться, т. е. физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определен­ные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изго­тавливаемой продукции.

2. Рынок труда - это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населе­ния получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.

В результате взаимодействия спроса и предложения на труд на рынке устанавливается равновесная цена ра­бочей силы и определяется уровень занятости в экономике.

Особенности рынка труда

· На рынке труда покупаются только трудовые ус­луги, а не сам индивид.

· Компенсация за труд представлена не только за­работной платой, но и дополнительными льготами (премиальные и денежные вознаграждения, стоимость жилья, социальное обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытового об­служивания и т. д.)

· Трудовые контракты кроме денежного аспекта, сделки вклю­чают: содержание и условия труда, микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве, вероятность сохранения рабочего места и т.д.

4. На рынке труда работники могут отличаться, в частности, способностями, квалификацией, производительностью, опытом, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда.

5. При покупке рабочей силы продолжительность контрактов продавца и покупателя имеет существенное значение: от нее зависит опыт работника, его производительность тру­да; работодатель вклады­вает средства в обучение работников и прерывание контракта несет ущерб обеим сторонам.

6. На рынке труда присутствует большое число струк­тур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разра­ботку «правил игры» на рынке труда.

7. Рынок труда имеет дело с особым ресурсом - «че­ловеческим капиталом» .

Человеческий капитал - запас интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека, а в экономической науке – способность людей к участию в процессе производства.

Сегодня считается, что самыми эффективными явля­ются инвестиции именно в «человеческий капитал».

8. Рынки труда бывают конкурентными и неконку­рентными.

Характерные черты конкурентного рынка труда

1. Значительное число покупателей и продавцов ус­луг труда.

2. Однородные услуги труда (работники с одинаковой квалификацией и производительностью труда).

3. Никто из покупателей и продавцов трудовых услуг не может повлиять на ставку заработной платы (отсутствие монополии).

4. Свободное вхождение в рынок и выход из него для обеих сторон.

5. Полная информированность участников рынка труда о спросе и предложении.

6. В поведении участников рынка труда преобладает экономическая мотивация.

9. Заработная плата - форма материального воз­награждения за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наем­ным работникам предприятий и учреждений.

10.Факторы, влияющие на величину заработной платы

· Стоимость жизненных благ, необходимых для воспроиз­водства рабочей силы

· Минимальный уровень оплаты труда работников, соответ­ствующий прожиточному минимуму

· Уровень квалификации работников

· Развитость экономических и социальных условий жизни населения

· Спрос и предложение на рынке труда

11. Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная зарплата – вознаграждение за труд, которое назнача­ется работнику в виде определенной суммы де­нег

Реальная зарплата – сумма жизненных благ, ко­торые можно приобрести за номинальную плату при дан­ном уровне цен на товары и услуги

Факторы реальной зарплаты:

· Величина номи­нальной заработ­ной платы

· Уровень цен на предметы потреб­ления и услуги

· Размер налого­вого обложения

12.Формы зарплаты

· Постоянная (оклад) – вознаграждение за труд, не зависящее от каких-либо условий.

· Повременная - вознаграждение за труд в зави­симости от про­работанного времени.

· Сдельная - воз­награждение за труд в зависи­мости от коли­чества изготов­ленных изделий

· Смешанные формы - вознаграждение за труд в зависимости не только от количе­ства отработанного работником време­ни, но и от финансо­вого положения пред­приятия, итогов ра­боты каждого работника и фирмы в целом.

12. Структура системы заработной платы

(Оплата квалифицированного труда (Минимальная зарплата (Прожиточный минимум)))

Нижняя граница заработной платы – это прожиточный минимум, такой уровень до­ходов, который необходим работнику для приобрете­ния количества продуктов питания не ниже физиоло­гических норм, а также для удовлетворения его по­требностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг.

БЕЗРАБОТИЦА

1. Занятость - это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.

2. Безработица - это социально-экономическое явле­ние, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной ар­мией труда. Поскольку большинство индивидов одновременно являются покупателями готовой продукции и продавца­ми трудовых услуг, безработица понижает их жизнен­ный уровень, причем иногда весьма значительно. Не ис­пользуемые сегодня трудовые услуги утрачиваются эко­номикой навсегда.

3. Точки зрения на причины безработицы:

· Причина безработицы - завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы. Наемные работники,не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы

· Причина безработицы - слишком низкий спрос на рабочую силу. Государство должно бороться с безработицей: повышая государственные доходы или снижая налоги, государство может увеличить объем спроса на рабочую силу

· Причина безработицы - негибкость, характерная для рынка труда. Наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места

4. Безработный и неработающий не являются синони­мами. Человек может не работать по многим причинам: студенты очной формы обучения, пенсионеры, инвали­ды, матери, воспитывающие детей в возрасте до трех лет и т. д. К категории безработных относят только тех, кто ищет работу. Т.н. «естественная» безрабо­тица – 5,5-6,5% трудоспособного населения страны. В этом случае говорят об экономике полной занятости .

5. Виды безработицы :

· Структурная – невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации.

· Фрикционная – невозможность для уволенного работника найти свободное место по своей специальности.

· Циклическая – характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства.

· Сезонная – зависит от работ в определенное время года (с/х рабочие, гиды).

Сумма фрикционной и структурной безработицы со­ставляет естественный уровень безработицы, т.е. уровень безработицы при полной занятости.

6. Формы безработицы :

· Открытая (см. выше)

· Скрытая – работник дает согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства

· Текучая – связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда

· Застойная – длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы

7. Уровень безработицы = Численность экономически активного населения/Общая численность безработных * 100%

8. Безработица имеет негативные экономические и со­циальные последствия :

o Недоиспользование экономиче­ского потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального

o Снижение уровня жизни насе­ления: предпосылки для сокращения доходов работаю­щих по найму; потерявшие работу получают лишь пособия по безработице; сокращается потребительский спрос, уровень сбережений

o Потеря профессиональных зна­ний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства

o Моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, само­
убийствам, росту преступности

Некоторые исследователи отме­чают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий :

o Формируется мобиль­ный «резерв» рабочей си­лы, который можно задей­ствовать при расширении производства

o Сдерживаются требова­ния профсоюзов в части по­вышения заработной пла­ты, что снижает предпола­гаемый уровень инфляции

o Усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять ра­боту начинают выступать в качестве самостоятельно­го стимула к труду

· Проведение структурной пе­рестройки про­фессий на уров­не квалификации.

· Выплата посо­бий по безрабо­тице.

· Установление уровня мини­мальной зара­ботной платы.

Психология

Психология (от греческого - знание, сознание, нематериальное знание) - это прикладная и академическая наука о поведенческих факторах, поведении и психических действиях, процессах в сознании животных и людей.

Научная психология - полная система теоретических, экспериментальных и методических свойств познания человека и изучения всех психических явлений существ; полный переход от разнородного и неорганичного описания данных явлений к их краткому, лаконичному и точному определению. К возможности тщательной методической записи и регистрации, экспериментального и теоретического установления закономерностей и всевозможных причинных связей, утверждение удовлетворения полученных результатов.

Психология - это обширная область научного познания. Она закономерности и особенности появления, развития и формирования всевозможных психических процессов (воображение, ощущение, мышление, память,восприятие).

Состояние организма (мотивация, напряжённость, фрустрация, чувства, эмоции) психических свойств организма (темперамент, направленность, задатки способности, характер) человека, и психологических факторов животных определяет именно психология.
Что исследует психология в традиционных направлениях:
- Душа (до начала XVIII века н.э.);
- Явления сознания организма (ассоцианистская психология);
- Имеющийся опыт субъекта (структурализм);
- Акты сознания организма (функционализм);
- Основное происхождение психических деятельностей организма(психофизиология);
- Поведение организма (бихевиоризм);
- Бессознательное восприятие организма(основы психоанализа, психоанализ);
- Процессы полной и качественной переработки полученной информации об исследовании и фиксирование результатов проведенных экспериментов (психология геншальта или геншальт-психология)
- Опыт человека и его сознания (Гуманистическая психология организма)

Объект психологии как науки.
Есть множество разных точек зрения на то, что исследует данная дисциплина. Она обязательно должна давать ответ на поставленный вопрос, почему человек и его сознание (или любой носитель психики и сознания) ведёт обычно, или по-особому (поведение животных организмов изучает раздел психологии «зоопсихология» и категория науки зоологии - «этология»).

Разделы психологии. Как правило, разделы психологии подразделяют на две большие категории: Фундаментальные: психология развития, общая психология человека, дифференциальная, социальная и трудовая психологии, психология педагогики, религийная психология, психология организации. Прикладные: семейная, акмеология, детская психологии. А также - геронтопсихология, нейропсихология, патопсихология, натуральная, психогенетика, творчества, зоопсихология, военная эзотерика, психология спорта психология рекламы. Психолог - это человек с высшим психологическим образованием, который выполняет профессиональную, специализированную деятельность в области применения психологии как науки, и предоставления психологической помощи или исследований прикладной психологии. Стоит отметить, что психология, одновременно относится и к социальным и к гуманитарным категориям дисциплин научного познания. Именно этот фактор делает психологию обширной и необходимой наукой.

Естественные науки

Естественные , или природные («естество» - природа), науки- это раздел науки, отвечающий за изучение всех внешних по отношению к человечеству, природных явлений. Возникновение всех естественных наук связано с изучением и применением натурализма к научным исследованиям. Основные принципы натурализма и естественных наук ставят перед собой цель изучать и применять все законы природы, не внося в них законы, которые вносятся человеком, а именно - исключая произвол человеческой воли. Само понятие о естественных науках и исследованиях введено для их размежеваниягуманитарными и социальными науками .

Основой всех естественных наук необходимо считать естествознание - науку о всех существующих природных явлениях. Таким образом, первыми яркими представителями естественных наук нужно считать величайших естествоиспытателей, таких как: Михаил Ломоносов, Блез Паскаль, Исаак Ньютон.

Со времени общее направление всего естествознания разделилось на разнообразные научные направления.

БАЗОВЫЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ :

Биология - это естественная наука о жизни, предметом изучения являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой;

География - единый комплекс естественных наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующий на выявлении пространственно-временных закономерностей;

Физика - определенная область естествознания и естественных наук. Физика изучает наиболее общие фундаментальные закономерности,которые определяют эволюцию и структуру материального мира. Основные законы физики лежат в фундаменте всего естествознания;

Химия - одна из самых важных и обширных областей познания естественных наук. Это отрасль о веществах, строении и превращениях, их свойствах, которые происходят в результате различных химических реакций, а также фундаментальных законах, которым данные реакции подчиняются;

Астрономия - естественная дисциплина о передвижении, развитии и строения небесных систем и тел, вплоть до Вселенной в общем. Астрономия, в частности, изучает Солнце, все планеты Солнечной системы и их спутники, метеориты, кометы, астероиды, звезды и внесолнечные системы, межпланетное вещество, туманности, межзвёздное вещество, галактики, скопления, квазары, пульсары, чёрные дыры и так далее.

Все существующие современные естественные науки, применяют математическую модель для описания и понятия рассматриваемых явлений.Естественные дисциплины дают точное определение закономерностей, которые описывают рассматриваемые явления природы.

Также, рассматривают формульную запись новых теорий и гипотез естественных дисциплин. В результате этого, обеспечиваемые естественными науками.Точные описания содержат численные значения. Также, благодаря математическим выкладкам любая гипотеза может быть перепроверена и при необходимости быть измененной или скорректированной. Также, естественные науки дают фундаментальные знания, от которых отталкиваются все современные науки. Без лишних слов можно сказать, что естественные науки - это фундамент современного общепринятых правил в научном мире, с помощью которого строится и развивается современное общество.

Естественные дисциплины являются обязательными к изучению на начальном, среднем уровнях во всех средних учебных заведениях. Более глубокие знания в естественных науках можно получить в высших учебных заведениях.

Социальные науки

Социальные науки - это определенная группа дисциплин, пытающиеся дать определение и изучают абсолютно все аспекты сущности и бытия человека в его общественной деятельности и социуме. Социальные науки отличаются от искусства тем, что используют проверенный научный метод и всевозможные научные стандарты и факторы, которые дают объяснения в исследовании человечества и его поведения, включая качественные и количественные научные методы изучения социальных факторов.

Социальные науки, в учении и объективных и межсубъективных или структурных аспектах общества и социума, часто упоминают как гуманитарные науки. Данной отличие «заведомо» естественных наук, которые фокусируются только на объективных аспектах природы и Земли. Также, социологи принимают участие в практических и теоретических исследованиях, расценивая социальные науки как совокупность индивидуального поведения человека в обществе.
Общественные или социальные науки изучают разнообразные стороны жизни человека. Также, данный термин применяют в единственном числе и смысле обществоведения, и в этом случае он является синонимом социологии и всех социальных дисциплин.

Очень близко с социальными науками находятся гуманитарные науки, которые изучают духовную и моральную сторону жизни человека в социуме. Самой старой из социальных наук, как правило, считают политику. В аристотелевском смысле и понятии - науки о государстве. В широком смысле понимания, к числу политических наук относят также те экономические и юридические дисциплины, которые каким-либо образом касаются государства. Социальные науки никак не могут претендовать на совершенство, каким более или менее отличаются науки о природе. Данный фактор зависит от таких понятий:

1) От большей сложности различных временных социальных явлений, сравнительно с разнообразными явлениями физического характера;
2) От более долговременного подчинения социальных наук разнообразным метафизическим умозрениям,
3) От современной систематической разработки методов изучения новых явлений социальных наук и методологии;
4) От влияния, которое оказывает на людей их практические интересы: вероисповедание, предрассудки, национальные страсти, предубеждениями;
К основным социальным наукам относят:
- Экономика – это деятельность общества и совокупность экономических отношений, сложившихся в системе распределения, производства, потребления и обмена;
- Психология - социальная наука о разнообразных факторах, поведении и других психических действиях;
- Филология - название определенной группы социальных дисциплин, которая изучает культуру через текст;
- Социология - социальная наука об обществе и системах, составляющие его функционирование, закономерности и развитие, социальных институт общностей и отношений;
- История - социальная дисциплина, занимающаяся изучением человека (его состояния, деятельности, социальных связей, мировоззрения, организаций) в прошлом;
- Культурология – социальная наука, изучающая культуру, и ее наиболее общие закономерности развития.

Социальные дисциплины имеют большое сходство с гуманитарными науками, но исследуют немного разные факторы познания человечества.

Гуманитарные науки

Гуманитарные науки – перечень научных дисциплины, которые пытаются изучить человека в сфере его общественной, духовной, культурной, умственной, нравственной деятельности. По объекту, методология предмета изучения гуманитарных наук часто пересекаются или отождествляются с социальными науками, при этом противопоставляясь всем естественным и точным наукам, основываясь на критериях метода и предмета.
К ключевым направлениям развития гуманитарных наук можно отнести:

1) Лингвистика – гуманитарная наука , изучающая языки. Данная гуманитарная наука стремится изучить и понять все естественные человеческие языки, как в индивидуальных его представителях, так и во всемирных. В широком смысле, лингвистика является частью семиотики. Лингвистика старается изучить и понять не только существующие языки, но и человеческий язык вообще. Сам фактор «языка» не дан лингвисту в четком и прямом наблюдении; непосредственно, можно наблюдать только факты речи, или особенности языкового явления. А именно речевые акты владельцев живого языка вместе с их результатами. Именно такие факторы познания в области гуманитарных наук пытается изучить лингвистика.

2) Литературоведение - гуманитарная наука, старающаяся понять всю художественную литературу как общее явление человеческой культуры за весь период ее существования. Литературоведение появилось в период развития художественного творчества. Ключевые отрасли литературоведения: литературная критика, теория литературы, история литературы. В литературоведении существует множество направлений, в том числе нетрадиционных - психиатрическое и психоаналитическое;
3) Музееведение – это научная гуманитарная дисциплина. Появилась в конце XIX века. Музыковедение изучает историю музеев, их социальные функции, методику и теорию музейного дела;
4) Педагогика – гуманитарная наука о обучении, образовании и воспитании человека. Педагогика формирует в человеке личность, воспитывает характер и закаляет дух;
5) Право – один из видов «рычагов» регуляции общественных отношений, также является отраслью гуманитарных наук. В тысячелетней истории юриспруденции не один раз указывалось на то, что в вопросах о праве необходимо избегать точных, четких и универсальных определений. Стоит отметить, что общепризнанного и точного определения права не имеется и в современном разделе гуманитарных наук;
6) Философия – гуманитарная дисциплина, которая изучает самые общие существенные характеристики и основательные (фундаментальные) принципы бытия и реальности познания;
7) Эстетика – отрасль философских и гуманитарных дисциплин, основным предметом которой является изучение эстетического восприятия мира человеком, его действительность, его законы и нормы, его формы и типы;
8) Этика – подразумевает собой философское исследование нравственности и морали гуманитарных отношений в обществе. Главные ценности человечества, в меньшей или большей степени, входят в другие этические ценности. Ценность жизни, правды, сознания, страдания, силы воли, предвидения, свободы воли.

Стоит отметить, что гуманитарные науки, зачастую, не дают достоверных факторов, относительно тех или иных действий человека в социуме.Гуманитарные науки лишь исследуют причины и факторы совершением человека некоторых действий, с помощью которых можно сформулировать его дальнейшее поведение.

Закон спроса и предложения - объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаровна рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.

Спрос

Спрос - это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.

Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объём или величину спроса.

С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.

Величина спроса - количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.


Похожая информация.


В науке закрепилось два понимания термина «экономика» (греч. oikonomos – искусство ведения домашнего хозяйства): как науки и как хозяйства.

Экономика как хозяйство представляет собой хозяйственную деятельность людей, направленную на удовлетворение их экзистенциальных, физиологических, социальных, духовных и престижных потребностей. Удовлетворением этих потребностей человека занимаются различные экономические отрасли:

I. Присваивающее хозяйство – такой тип хозяйства, при котором человек получает необходимые для обеспечения жизнедеятельности продукты в готовом виде, не производя их, то есть добывая их из природы. К нему относятся следующие подотрасли экономики:

2) собирательство (фруктов, ягод, грибов, орехов, лекарственных растений и т. п.)

3) рыболовство

4) бортничество (добывание мёда диких пчёл)

В настоящее время в развитых странах в сфере присваивающего хозяйства занято менее 1% населения. Чаще всего эти занятия представляют собою хобби или разновидность досуга.

II. Производящее хозяйство – тип хозяйства, при котором человек, преобразуя естественную среду, производит новый, отличный от природного, продукт. Подотраслями производящего хозяйства являются:

1) сельское хозяйство , в том числе:

а) земледелие

б) животноводство (в исторической науке часто употребляется термин «скотоводство», однако кролик, домашняя пчела, птица и т. д., так же разводимые человеком, скотом не являются)

2) промышленность , в том числе:

а) производство средств производства (группа А, тяжёлая промышленность) – то есть производство станков, оборудования, зданий, грузового транспорта, средств связи, компьютерной техники и т. п.

б) производство предметов потребления (группа Б, лёгкая промышленность) – то есть производство пищи, одежды, обуви, мебели, посуды, легкового транспорта и т. п.

В развитых странах в наши дни в сфере производящего хозяйства занято не более 20-30% трудоспособного населения. Это связано с научно-техническим прогрессом XIX-XX вв., позволившим освободить большинство людей от необходимости физического труда (появление комбайнов, доильных аппаратов, автоматизированных станков).

III. Непроизводственная сфера – область производства знаний, услуг и культурных ценностей. Она включает в себя:

1) духовное производство – производство новых духовных ценностей (научных открытий, произведений искусства, норм морали и этики, религиозных догматов)

2) сферу услуг (образование, здравоохранение, деятельность учреждений культуры, пассажирского транспорта, парикмахерских, адвокатуры, чиновничества, экономистов и т. д.)

В XXI веке в развитых странах в непроизводственной сфере заняты до 80% дееспособных граждан.


Следует заметить, что всё углубляющееся разделение труда и, как следствие, профессиональное размежевание приводят ко всё большему классовому разделению и соответственно – к столкновению социальных интересов различных групп людей.

Экономика как наука представляет собой социальную науку, изучающую отношения между людьми и их поведение в сферах производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях бесконечно возрастающих потребностей человечества и ограниченности ресурсов, предоставленных планетой Земля и околоземным пространством.

Из этого следует несколько основополагающих для экономической теории принципов:

1) объектом изучения для экономики является общество

2) изучая отношения между людьми и их поведение, экономика фиксирует объективные психологические законы, работающие в экономической сфере общественной жизни

3) экономика исследует сложный процесс, состоящий из четырёх этапов хозяйственной активности человека, причём концентрирует своё внимание на производстве и использовании исключительно экономических благ

4) главной проблемой экономической теории является разрешение противоречия между безграничностью потребностей и количественно-качественной ограниченностью средств их удовлетворения

Под благом в обществознании понимается любой ресурс, способный удовлетворить конкретную потребность человека (например, потребность в дыхании удовлетворяет благо под названием «кислород»). Однако далеко не все блага признаются экономическими. К экономическим благам , исходя из главной проблемы экономики, мы относим только те блага, которые находятся в ограниченном количестве. Остановимся на этапах экономического процесса.

Производство – это процесс создания новых материальных (товаров) и нематериальных (услуг) экономических благ. Успешная организация производства невозможна без наличия определённых условий для его осуществления, называемых факторами производства. Производство лежит в основе любой экономической системы, ведь, если бы не существовало произведённого товара или услуги, деньги потеряли бы всякий смысл, ибо на них нечего было бы купить.

Распределение – это процесс определения доли каждого из участников производства в готовом продукте. В производстве такого продукта, как, например, хлеб, участвуют не только пекари и директор хлебозавода, но и дворник, электрик, уборщица, юрист, бухгалтер и т. д., правда, косвенным образом. Распределение представляет собой расчёт заработной платы каждого из них, в целях выкупа предпринимателем или государством, в случае, если оно нанимает работника, не принадлежащих ему долей в стоимости продукта. Распределение никоим образом не зависит от факта реализации товара или услуги, поскольку качественно выполненный труд должен быть оплачен независимо от того, обладает ли предприниматель или государство способностью его продать. Запрет на принудительный бесплатный труд (рабство) закреплён Конституцией и Трудовым кодексом РФ. Проблема несправедливого распределения является стержневой для всех без исключения левых (коммунизм, анархизм) и некоторых центристских (социал-демократия) политических идеологий.

Обмен – процесс размена одних товаров и услуг на другие. Обмен как экономическое явление необходим современному обществу затем, что человек уже не способен да и не заинтересован в том, чтобы обеспечивать себя всеми необходимыми благами сам. В более ранние времена, когда потребности человека были более ограничены, это, однако было возможно. В связи с этим выделяют два типа хозяйственной деятельности людей:

1) натуральное хозяйство – производство товаров и услуг не в целях обмена, но для удовлетворения собственных потребностей (приготовление обеда для семьи и др.)

2) товарное хозяйство – производство экономических благ для продажи

В современном мире, безусловно, господствует товарное хозяйство, направленное на обмен товарами и услугами.

Вариант, при котором товар меняется на товар или на услугу непосредственно, без участия денег, называется бартером . Такая разновидность обмена достаточно редка в нашем обществе и чаще всего встречается в случае заключения обменных сделок между предпринимателями.

Если товар или услуга меняются на деньги, то это называется куплей-продажей .

Стоит отметить, что непосредственный обмен услуги на услугу не всегда считается экономическим отношением (например, мама подарила ребёнку новую рубашку, а ребёнок помог маме донести сумки с продуктами из магазина домой).

Потребление – это процесс извлечения из товара или услуги полезных свойств. При этом следует понимать, что для разных людей разные товары обладают в физиологическом, психологическом, социальном и культурном смысле разной полезностью. Например, полезность крема для бритья для женщины равна нулю, как и цветного лака для ногтей для мужчины. В то же время, человек извлекает из экономических благ далеко не все их полезные свойства. Например, учитель обществознания вполне может поговорить с учеником о его личных проблемах, подвезти на своей машине до дома или даже помочь передвинуть шкаф, однако всё перечисленное будет иметь второстепенное значение в сравнении с передачей знаний об обществе.

Потребление, являясь последней стадией экономического процесса, может в отдельных случаях быть как наиболее продолжительным, так и наименее длительным этапом. Например, пирожок с капустой производится приблизительно за два часа, может залежаться на витрине магазина вплоть до нескольких дней, зарплату за изготовление пирожка повар получит не ранее, чем через полмесяца, а вот употребить его можно и за полминуты. Другой пример, пирамида Хеопса в Египте. Построена она была не более, чем за пятьдесят лет, работники получили от фараона зарплату несколько тысяч лет назад, однако в качестве туристического объекта она используется и по сей день.

Учёные выделяют следующие сферы экономической деятельности:

1) микроэкономика – экономика отдельного человека (производителя, потребителя, собственника, работника), семьи, предприятия или организации

2) макроэкономика – экономика государства или мировая экономика

«Экономика» - от латинского слова, означающего «искусство веде­ния домашнего хозяйства».

Экономика - система хозяйства, включающая все отрасли производства, обеспечивающая разнообразные общественные потребности.

Экономическая деятельность складывается из производства, об­мена, распределения и потребления товаров и услуг (экономических благ).

Экономические блага - общественные ценности, существующие в ограниченном количестве и способные стать объектом обмена или купли-продажи.

Услуга - это товар, который потребляется одновре­менно с его производством.

Любой товар обладает стоимостью (которая определяется тем, сколько вложил в его создание производитель) и потребительской сто­имостью (то, сколько готовы платить покупатели за данный товар).

Цена это денежное выражение стоимости товара.

Экономическая наука (экономика как наука) - наука, изучающая, как люди в условиях ограниченных ресурсов удовлетворяют бесконеч­но растущие потребности.

Целью экономической науки является, как и изучение экономических процессов, так и совершенствование эконо­мической системы. Разделяется на микроэкономику , которая изучает экономическую деятельность на уровне отдельных людей или предприятий, и макроэкономику , изучающую экономические процессы отраслей, государств и мира в целом.

Функции экономической науки:

    познавательная (даёт знания об экономических процессах и явлениях);

    образовательная (позволяет человеку применять полученные эко­номические знания для своей эффективной деятельности);

    методологическая (даёт методы и средства исследования, приме­няемые в смежных с экономической теорией дисциплинах);

    практическая (применяет полученные знания на практике, уча­ствует в экономической политике);

    идеологическая (задаёт и обосновывает цели внутренней и внеш­ней политики государства).

2.2 Факторы производства и факторные доходы

Производство - осуществление затрат экономических ресурсов (факторов производства) для создания экономических благ.

Основные факторы производства:

1 . Земля (совокупность природных ресурсов, привлекаемых дл производства).

2 . Труд (рабочая сила и ее квалификация).

3 . Капитал (произведенные человеком средства производства). Капитал подразделяется на:

    основной - средства, используемые в нескольких циклах произ­водства. Например, здания, станки, оборудование и т.п. Стоимость этих средств возвращается к предпринимателю по частям, в течение нескольких товарооборотов;

    оборотный - средства, однократно используемые в производстве. Например, сырьё, топливо, коммунальные услуги и т.п. Стоимость дан­ных средств возвращается производителю за один товарооборот.

Также капитал делится на:

    реальный - все искусственно созданные средства производства, т.е. капитал как фактор производства;

    финансовый - все денежные средства, участвующие в предпринимательской деятельности.

4 . Предпринимательская способность (способность к организации, поиску перспективных отраслей, оценке рисков и т.д.).

Кроме того, современные экономисты особо выделяют факторы производства: информация, инфраструктура, энергетические ресурсы.

Каждый фактор производства должен приносить своему владельцу доход - факторный доход :

1 . Земля - Рента

2 . Труд - Заработная плата

3 . Капитал - Процент

4 . Предпринимательская способность - Прибыль Производство может осуществляться при наличии хотя бы одного из факторов производства.