Как рассчитать утилизационный сбор на автомобили в беларуси. Что нужно знать об утилизационном сборе на автомобиль

Постановлением Совета министров от 1 июля 2019 года №437 утверждены новые ставки утилизационного сбора на транспортные средства в Беларуси. Постановление вступает в силу через 10 дней после официального опубликования. В среднем ставка утилизационного сбора выросла на 10%.

Новая ставка утилизационного сбора на ввозимые гражданами авто для личного пользования и на автомобили с электродвигателями составит:

  • 544,5 рубля — для транспорта моложе 3 лет. Ранее было 495 руб.;
  • 816,7 рубля — для транспорта старше 3 лет. Ранее было 742,5 руб.

Изменения коснулись и других типов транспорта. Новые диапазоны ставки утилизационного сбора (в зависимости от возраста и массы ТС):

  • на грузовики — от 4 083,7 до 96 376,5 руб. Ранее диапазон составлял 3712,5 — 95 525 руб.;
  • на автобусы и пассажирскую технику — от 4 900,5 до 42 471 руб. Прежний диапазон ставки 4 455 — 38 610 руб.;
  • на бездорожные самосвалы — от 111 078 до 326 700 руб. Ранее диапазон составлял 100 980 — 297 000 руб.;
  • прицепы, полуприцепы — 38 640 руб.

Утилизационный сбор в Беларуси на автомобили — это обязательный платеж на всей территории государства для ввозимых ТС. Система оплаты претерпевала изменения в 2016, 2017, 2018, 2019 годах. Повышались коэффициенты, ставки для расчета стоимости платежа. Поговорим об этом подробнее, а также узнаем, сколько стоит утилизационный сбор в Беларуси в 2020 году.

О чем я расскажу ниже

В чем суть сбора?

Утилизационный сбор в Беларуси введен указом Президента страны 4 февраля 2014 года №64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств». Оплату должны производить физические и юридические лица. В законодательном акте прописаны категории ТС, подлежащие оплате, сроки и порядок внесения платежа.

Цель введения — решение проблемы уничтожения автомобилей, вышедших из строя, безопасным для экологии и человека способом. Платеж перечисляется в бюджет государства и не является налогом.

Оплата производится только при ввозе авто в личных и коммерческих целях. Автомобили, ранее ввезенные, купленные внутри страны, сбором не облагаются.

Какие ТС освобождаются от уплаты

Указом Президента № 402 от 4.10.2018 г. внесены изменения в Указ Президента от 4.02.2014 г. Новый Указ вступил в силу 10 января 2019 года.

В соответствии с ним, к ТС, которые не являются объектом обложения утилизационным сбором в 2019 году, относятся:

  • произведенные (изготовленные) на территории Республики и отчуждаемые производителем (изготовителем) за пределы Беларуси;
  • переоборудованные на территории Беларуси на базе ТС, ранее зарегистрированных на территории страны;
  • переоборудованные на территории страны на базе ТС, ранее ввезенных и в отношении которых утилизационный сбор уже был уплачен;
  • ТС, достроенные на территории Беларуси производителями, которые изготовили транспортное средство на территории Республики и осуществили его отчуждение либо используют его для собственных нужд, на базе шасси, в отношении которого утилизационный сбор бы уплачен ранее.

Также к ТС, освобождаемым от уплаты утилизационного сбора, будут относиться:

  • ввозимые (ввезенные) и помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру отказа в пользу государства;
  • ввозимые (ввезенные) в Беларусь и обращенные в собственность государства;
  • ввозимые (ввезенные) в Беларусь и находящиеся под таможенным контролем, на которые обращено взыскание в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и (или) процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
  • предназначенные для применения в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приобретение которых осуществляется государственными органами системы обеспечения безопасности Беларуси, за исключением ТС, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен;
  • задержанные органами таможни при проведении таможенного контроля и не востребованные в установленный законодательством период времени.

К ТС, для которых уплачивается утилизационный сбор, в 2019 году отнесены прицепы и полуприцепы категории 04, а также специальные и специализированные прицепы и полуприцепы данной категории, с даты выпуска которых прошло больше 3-х лет.

Под переоборудованием будет пониматься внесение в конструкцию транспортного средства изменений весовых, габаритных и иных параметров, не предусмотренных нормативно-технической документацией производителя (изготовителя), при котором юридическое лицо Республики Беларусь в установленном законодательством порядке присвоило транспортному средству идентификационный номер (VIN). Действие этой нормы распространяется на отношения, возникшие с 04.02.2016.

На какие категории автомобилей распространяется

Оплачивать утильсбор должны владельцы, покупатели, импортеры следующих категорий ТС, ввозимых на территорию Белоруссии:

  1. Легковые автомобили для личного пользования.
  2. Авто с электродвигателем.
  3. Машины повышенной проходимости.
  4. Автомобили с гибридной силовой установкой.
  5. Грузовые ТС, рефрижераторы, фургоны.
  6. Автобусы.
  7. Самосвалы.

Сумма утилизационного сбора в Беларуси на возимые автомобили зависит от объема двигателя, страны вывоза, цели использования, категории лица владельца (юридическое или физическое).

Базовая ставка и коэффициенты платы за утилизацию авто в Беларуси в 2019 году для ИП и организаций

Размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло (бел. рублей)

не более 3 лет

свыше 3 лет

Легковые автомобили (категория M1) , в том числе повышенной проходимости (категория M1G), а также специальные и специализированные транспортные средства этих категорий:
с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортных средств с гибридной силовой установкой:
– не более 1000 куб. см
– свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см
– свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см
– свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см
– свыше 3500 куб. см
ввезенные с России и других стран ЕАЭС, за исключением транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, вне зависимости от рабочего объема двигателя
Грузовые автомобили (категории N1, N2, N3) , в том числе повышенной проходимости категорий N1G, N2G, N3G, а также специализированные транспортные средства этих категорий:
транспортные средства полной массой:
– не более 2,5 тонны
– свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны
– свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн
– свыше 5 тонн, но не более 8 тонн
– свыше 8 тонн, но не более 12 тонн
автосамосвалы, автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой:
– свыше 12 тонн, но не более 20 тонн
– свыше 20 тонн, но не более 50 тонн
Специальные транспортные категорий M2, M3, N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категорий M2G, M3G, N1G, N2G, N3G:
специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей
автобетоносмесители
Транспортные средства категорий M2, M3, в том числе повышенной проходимости категорий M2G, M3G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий:
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой
с объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой:
– не более 2500 куб. см
– свыше 2500 куб. см, но не более 5000 куб. см
– свыше 5000 куб. см, но не более 10 000 куб. см
– свыше 10 000 куб. см
Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой:
свыше 50 тонн, но не более 80 тонн
свыше 80 тонн, но не более 350 тонн
свыше 350 тонн

Как рассчитать

Стоимость утилизационного сбора в Беларуси для физических лиц рассчитывается по готовому шаблону на основании документов на ТС. Юридические лица перед расчетом должны получить сертификат одобрения типа автомобиля.

До 2017 года процедура расчета была довольно сложной. Требовалось знать возраст, категорию, объем двигателя ТС и другие технические значения. В 2019 требуются только параметры двигателя.

Для расчета утилизационного сбора в Беларуси на авто, ввозимые из России, воспользуйтесь калькулятором и таблицей выше.

  1. Базовая ставка умножается на коэффициент.
  2. Коэффициент зависит от категории авто, возраста, объема двигателя.

Ставки утильсбора для легковых авто младше 3-х лет — 495 бел. руб.; для ТС старше 3-х лет — 742,5 бел. руб.

Стоимость утилизационного сбора в Беларуси для легковых авто младше 3 лет категории М1 составит 6 851,4 бел.руб.; для ТС с гибридной установкой и объемом двигателя не более 1000 куб.см — 851,4 (новые авто) и 5247 бел. руб. для машин старше 3-х лет.

Сроки оплаты

Уплата утилизационного сбора в Беларуси производится в следующие сроки:

  • до постановки автомобиля на государственный учет в ГАИ. Касается всех ввозимых авто из стран ЕАЭС , России;
  • до выпуска ТС в свободное обращение. Автомобили, выпущенные и ввозимые не из стран ЕАЭС для пользования физическими лицами;
  • до постановки на таможенную процедуру выпуска. Касается ТС, используемых для внутреннего пользования, ввозимых не из стран ЕАЭС , не для личных целей использования.

Порядок оплаты

Оплатить утилизационный сбор в Беларуси можно в отделении банка, используя распечатанную квитанцию, заполненную реквизитами Минской центральной таможни.

Оплату услуг в системе «Расчет» можно совершить в пунктах банковского обслуживания банков-участников ЕРИП и отделениях РУП «Белпочта», а также посредством инструментов дистанционного банковского обслуживания (интернет-, мобильный банкинг и проч.).

Оплата в системе «Расчет» возможна с использованием наличных денежных средств, электронных денег (WebMoney, belqi) и банковских платежных карточек. Плательщикам, использующих для оплаты карты, эмитированные банками-нерезидентами, оплата услуг системы «Расчет» доступна на платежном ресурсе e-pay.by .

Для оплаты утилизационного сбора в АИС «Расчет» ЕРИП необходимо последовательно выполнить следующие действия:

В разделе «Платежи» выбрать вкладки:
« Система «Расчет» (ЕРИП) » ;
« Таможенные платежи » ;
« Выбрать категорию плательщика (например — Лица с паспортом РБ, видом на жительство 02013 ;
« Утилизац.сбор при ввозе | код услуги 420411 » .

Заполнение декларации и расчет по квитанции могут быть произведены представителем владельца автомобиля.

Форма и порядок заполнения документа, подтверждающего уплату утилизационного сбора, закреплены в постановлении Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 13.02.2014 года № 4 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. № 64». Данная форма аналогична форме таможенной декларации на товары.

Необходимые документы

  1. Копия, оригинал договора купли-продажи транспортного средства.
  2. ПТС для новой машины / СТС при покупке авто на вторичном рынке.
  3. Паспорт владельца ТС (стр. 31, 32, 33, стр. с пропиской). или свидетельство о регистрации, если владелец авто — юридическое лицо);
  4. Квитанция об оплате (по системе ЕРИП).

В отдельных ситуациях требуется документ от официального дилера с подтверждением типа ТС, его полной массы и года выпуска.

Видео про утильсбор в Беларуси

СкопироватьУстанавливая код счётчика на сайт, вы соглашаетесь со всеми условиями Пользовательского соглашения. СохранитьОтмена Пользовательское соглашениеОбратная связьПомощь

Для оформления бланка уплаты утилизационного сбора требуется специальное программное обеспечение, цифровая подпись и договор на передачу данных в таможенную систему. Сделать это могут только официальные таможенные представители, например, О ДО "ТКС-групп" .

Почему утиль сбор лучше оформить в ОДО "ТКС-групп"

Консультации бесплатно

По всем возможным вопросам, связанным с оформлением утиль сбора и не только, вы можете проконсультироваться у наших специалистов бесплатно.

Дистанционное обслуживание

Для оформления бланка уплаты утилизационного сбора необходимо предоставить определенные документы. От вас требуется только прислать сканы на почту.

Оформление "под ключ"

Наши специалисты составляют бланк уплаты утилизационного сбора и сами оформляют его в таможенных органах без вашего участия.

Порядок уплаты утилизационного сбора и необходимые документы

Порядок оформления утилизационного сбора

  1. Присылаете нам на электронную почту все необходимые документы.
  2. Заключаем договор на представление ваших интересов в таможенных органах.
  3. Оплачиваете услугу декларанта, утилизационный сбор и присылаете подтверждения.
  4. Ждёте звонка специалиста и забираете оформленный документ. После этого, можно ехать в ГАИ и ставить автомобиль на учет.

Документы для оформления утиль сбора

  1. Договор купли-продажи;
  2. Квитанция об оплате утиль сбора;
  3. Паспорт транспортного средства (для нового автомобиля) или Свидетельство о регистрации транспортного средства (для бывшего в эксплуатации);
  4. Личный паспорт (для физ. лица) или Свидетельство о регистрации (для юр. лица);

В некоторых случаях может потребоваться справка от официального дилера для подтверждения типа транспортного средства, полной массы или момента выпуска.

Реквизиты для оплаты утиль сбора

Оплата через банковский перевод:

> УНП БЕНЕФИЦИАРА: 100420574

> Р/С: BY12NBRB36009200000080000000

> БИК БАНКА: NBRBBY2X

Юридические лица через ЕРИП:

Система «Расчет» -> Таможенные платежи(услуги) ->Утилизационный сбор -> Юридические лица и ИП -> 02013 Утилизационный сбор при ввозе (код 420191) ;

Физические лица через ЕРИП:

Система «Расчет» -> Таможенные платежи(услуги) ->Утилизационный сбор -> Лица с паспортом РБ, видом на жительство -> 02013 Утилизационный сбор при ввозе (код 420411);

Важно! Оплата производится от имени владельца транспортного средства.

Ставки утилизационного сбора в Беларуси на автомобили в 2020 году

Виды и категории транспортных средств <*> Ставки утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло (рублей)
не более 3 лет свыше 3 лет
1. Транспортные средства категории Ml, в том числе повышенной проходимости категории M1G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий:
1.1. с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой и транспортных средств, указанных в подпунктах 1.3 и 1.4 настоящего пункта 544,5 816,7
1.2. с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой, за исключением транспортных средств, указанных в подпунктах 1.3 и 1.4 настоящего пункта:
- не более 1000 куб. см 936,5
5 771,7
- свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см 1 459,3 8 995,1
- свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см 2 787,8 17 554,7
- свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см 3 778,8 31 036,5
- свыше 3500 куб. см 5 989,5
38 125,9
1.3. ввозимые (ввезенные) физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.4 настоящего пункта 544,5 816,7
1.4. ввозимые (ввезенные) с территорий государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, вне зависимости от рабочего объема двигателя 544,5 816,7
2. Транспортные средства категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категорий N1G, N2G, N3G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий полной массой:
- не более 2,5 тонны 4 083,7 7 187,4
- свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны 6 534,0
10 209,4
- свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн 8 167,5 13 068,0
- свыше 5 тонн, но не более 8 тонн 8 984,2 37 243,8
- свыше 8 тонн, но не более 12 тонн 10 944,4 56 437,5
- свыше 12 тонн, но не более 20 тонн 12 006,3 82 165,0
- свыше 20 тонн, но не более 50 тонн 23 685,7 96 376,5
3. Транспортные средства категорий M2, M3, в том числе повышенной проходимости категорий M2G, M3G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий:
3.1. с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой 4 900,5 8 167,5
3.2. с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой:
- не более 2500 куб. см 4 900,5 8 167,5
9 801,0 24 502,5
- свыше 2500 куб. см, но не более 5000 куб. см 13 068,0 35 937,0
- свыше 10 000 куб. см 16 335,0 42 471,0
4. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой:
- свыше 50 тонн, но не более 80 тонн 111 078,0 253 029,1
- свыше 80 тонн, но не более 350 тонн 204 187,5 261 360,0
- свыше 350 тонн 302 197,5 326 700,0
5. Прицепы (полуприцепы) категории O4, а также специальные и специализированные прицепы (полуприцепы) указанной категории:
5.1. прицепы полной массой свыше 10 тонн - 38 640,0
5.2. полуприцепы полной массой свыше 10 тонн - 38 640,0

С 1 сентября 2012 года вступает в силу новая пошлина на территории Российской Федерации - утилизационный сбор. Это налог, взимаемый при пересечении границы или транспортировке транспортных средств, размер которого зависит от времени эксплуатации автомобиля с момента выпуска его изготовителем. Ставки утилизационного сбора разработаны и утверждены. Так, в первую очередь, повышенный коэффицент ставок утилизационного сбора применяется к автомобилям с экологическим стандартом ниже Евро-4, а с 2013 года ниже класса Евро-5. Ставки утилизационного сбора для иномарок из Белоруссии и Казахстана, будут обнулены, при наличии у собственника автомобиля документов о . На остальные транспортные средства, поступающие с территории данных государств, утилизационный сбор будет взиматься при оформлении российского техпаспорта. Данные положения объясняются, повышением эко безопасности в стране, и вступлением России в ВТО.

Обращаем Ваше внимание на то, что экологические сертификаты и документы о переоборудовании двигателей следует делать только в аккредитованных организациях. Полный комплект документов, необходимых для освобождения автомобиля от уплаты утилизационного сбора можно сделать у нас или в аккредитованной организации. Так же сообщается, что таможенные пошлины республик Таможенного Союза (РБ, РФ, РК) будут снижены на 10-15%, а в течение семи лет на 35-40%. Напомним, что в настоящее время, в рамках таможенного регламента союзных стран, на автомобили, транспортируемые с территории Белоруссии и Казахстана в Россию, таможенные пошлины не взимаются. Премьер-министр России, выразил свое мнение, относительно данного вопроса. По его словам, сбор данного налога должен начинаться в первую очередь с грузовых автомобилей, автобусов и легкового коммерческого транспорта. В.В. Путин данный комментарий полностью поддержал, добавив, что пора ввести ограничение на срок эксплуатации грузовых авто и автобусов, в размере пятнадцати лет, данный вопрос будет рассмотрен в ближайшее время. Помимо некоторых авто из Белоруссии и Казахстана, от данного сбора будут освобождены некоторые лица, к примеру, владельцы раритетных ТС, с датой выпуска более 30 лет, машины импортируемые беженцами и переселенцами и тому подобное. На отечественный автотранспорт от владельца так же не требуется уплачивать данную пошлину, так как данная забота ложится на плечи изготовителя и при покупке вам выдается документ подтверждающий это.

Утилизационный сбор для иномарок из Казахстана, ничем не будет отличаться от сбора на иномарки из Белоруссии, машины не соответствующие установленным экологическим стандартам, будут платить пошлины наравне со всеми. Утилизационный сбор на автомобили из Белоруссии составит для легковых авто от 20 000 до 120 000 рублей, а для грузовых автомобилей от 150 000 до 400 000 рублей. Заметьте, чем больше и мощнее двигатель автомобиля, тем существенные вредные выбросы в окружающую среду. Именно основываясь на этих критериях, специалисты Федеральной таможенной службы произвели предварительные расчёты величины утилизационных сборов. Несмотря на таможенный союз (утилизационный сбор на автомобили Россия вводит независимо от Республик Беларусь и Казахстана), страны нашли так называемый компромисс, на данный момент, хотя союзники не отрицают того, что в ближайшем будущем на их территории возможно введение данной пошлины.

Итак, подведем итог, как уже упоминалось, самые высокие уплаты будут за не соответствие авто экологическим стандартам и на подержанные автомобили. На ввезенные иномарки, пошлина взимается при оформлении российского паспорта транспортного средства. И не забудьте, утилизационный сбор начинает взиматься с 1 сентября 2012 года. У вас еще есть время подготовить вашу машину к грядущим изменениям!

Забота об экологической безопасности населения – один из главных аргументов в пользу взимания утилизационного сбора, введённого Правительством РФ в обиход с 2012 года. Вторым положительным моментом считается поддержка отечественных автопроизводителей. Для автовладельцев же это – ещё один обязательный дополнительный платёж, о порядке начисления которого до сих пор знает лишь ограниченное число водителей.

Суть утилизационного сбора на автомобили

Покупка автомобиля – это траты, которые отнюдь не тождественны его номинальной стоимости. В числе дополнительных расходов, связанных с приобретением определённых категорий транспортных средства, содержится так называемый и утилизационный сбор. У рядовых автомобилистов в отношении этого нововведения имеется множество вопросов: это и его размер, и способ расчёта, и наличие льгот, и перспективы увеличения/отмены. Попробуем разобраться со всем этим с максимальной тщательностью.

Утилизационный сбор (налог) на автомобиль – это разовый вид платежа, взимаемый при покупке транспортного средства в пользу государства. Оплачивать его обязан импортёр ТС или автопроизводитель. Для рядового покупателя уплата УС является обязательной только в том случае, когда этот взнос не был оплачен на момент заключения сделки купли-продажи.

Полностью все вопросы, связанные с порядком применения утильсбора, регламентированы ФЗ №089 (ст. 24.01, гл. 5). В документе перечисляется, кто обязан оплачивать УС, каковы задачи его внедрения, к каким категориям автотранспорта он применим и т. д.

Позднее в ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми утилизационный сбор распространяется на самоходные машины и прицепы.

Но как рядовому покупателю знать, нужно ли ему ? Это делается довольно просто: отметка в ПТС машины об уплате утилизационного сбора означает, что все последующие манипуляции с транспортным средством не требует взимания этого сбора.

Кому нужно платить УС

Согласно букве закона, регистрация автомобиля в ГИБДД невозможна без наличия в ПТС отметки об уплате утильсбора. Таким образом, утилизационный сбор на автомобили в России обязан быть уплачен физическим или юрлицом в следующих случаях:

  • при ввозе нового ТС из-за рубежа;
  • отечественным производителем автотранспортного средства перед его отправкой дилерам;
  • при приобретении автомобиля, в ПТС которого отсутствует отметка об уплате утильсбора.

Таким образом, любой новый автомобиль должен иметь в ПТС отметку об утилизационном сборе, что практически избавляет рядовых автомобилистов от лишних расходов – они ложатся на плечи производителей и импортёров. Другое дело – приобретение авто с пробегом. Здесь уже возможны оба варианта.

Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора

Закон не требует взимания УС в следующих ситуациях:

  • когда возраст регистрируемого транспортного средства превышает 30 лет, при этом автомашина не используется , и его конструкция должна содержать только оригинальные узлы и агрегаты (шасси, кузов, силовая установка);
  • если авто принадлежит переселенцам, являющихся участниками госпрограммы добровольного возвращения в Россию из-за границы для постоянного проживания;
  • если автомобиль является средством передвижения для работников дипломатической миссии, диппредставителя или членов его семьи;
  • для переселенцев/беженцев;
  • если автомобиль произведён в Калининграде или области;
  • если в ПТС уже присутствует штамп/отметка об утильсборе, то есть единоразовый платёж был уже произведён.

Существует также список категорий автотранспортных средств, для которых оплата утилизационного сбора на автомобили в 2019 году является обязательной:

  • легковые автомобили, включая машины повышенной проходимости;
  • автомобили на электрической тяге;
  • грузовики;
  • автобусы.

Полуприцепы в этот перечень не входят.

Полный список ставок на утильсбор в 2019 году

В 2018 году размер базовых ставок был повышен, но в 2019 году показатели для расчётов сбора остались неизменными. Отметим, что факторами, непосредственно влияющими на размер ставок, являются:

  • возраст ТС, подлежащего регистрации (до и свыше 3 лет);
  • его категория с учётом определённых технических характеристик.
Сумма утильсбора, тыс. рублей
До 3 лет с момента производства После 3 лет с момента производства
Утильсбор на легковые автомобили (включая электромобили):
на электромобили (исключая авто с гибридными СА) 28,4 106
Прочие легковые авто, в зависимости от объёма мотора
до 1000 см 3 28,4 106
1000-2000 см 3 44,2 165,2
2000-3000 см 3 84,4 322,4
3000-3500 см 3 114,6 570
свыше 3500 см 3 181,6 700,2
ввозимые физлицами из-за рубежа для личного пользования 3,4 5,2
Утильсбор на грузовики (категория В, С)
массой до 2500 кг 124,5 132
массой 2500-3500 кг 198 309
массой 3500-5000 кг 247,5 396
массой 5000-8000 кг 276 684
массой 8000-12000 кг 331,5 1036,5
массой 12000-20000 кг 364,5 1509
массой 20000-50000 кг 718,5 1770
Утильсбор на спецтранспорт (на шасси грузовиков категории С)
спецтранспорт кроме автобетоносмесителей 247,5 1500
автобетоносмесители 742,5 1950
Утильсбор на автобусы
на электротяге 148,5 150
В зависимости от объёма мотора
до 2500 см 3 148,5 150
2500-5000 см 3 297 450
5000-10000 см 3 396 660
свыше 10000 см 3 495 780
Утильсбор на карьерные самосвалы, в зависимости от полной массы
50-80 т. 3360 7668
80-350 т. 6195 7920
свыше 350 т. 9165 9900
УС на автогрейдеры, в зависимости от полной массы
до 10 т. 480 1275
10-14 т. 630 1650
14-17 т. 900 2430
свыше 17 т. 1200 3555
УС на бульдозеры в зависимости от массы
до 10 т. 600 1800
10-24 т. 1050 5250
24-35 т. 1260 8250
35-50 т. 1500 10500
свыше 50 т. 2250 15000
УС на экскаваторы
600 2550
900 3750
1200 6075
Утильсбор на погрузчики, в зависимости от массы
до 4 т. 150 900
4-8 т. 300 1500
8-13,5 т. 600 2550
13,5-16,5 т. 675 3000
16,5-22 т. 750 4500
22-34 т. 1050 5250
св. 34 т. 2175 10500
УС на автокраны
лёгкие (до 17 т., мотор до 170 л. с.) 1725 6645
средние (17-32 т., 170-250 л. с.) 3405 14325
тяжёлые (св. 32 т., св. 250 л. с.) 4545 35715
УС на прицепы массой св. 10 т 150 1050
Утильсбор на квадроциклы, снегоходы, мотовехдеходы, в зав. от объёма мотора
до 299 см 3 60 105
300-1500 см 3 105 195
УС на колёсные тракторы в зависимости от мощности двигателя (л. с.)
до 30 60 270
30-60 75 330
60-90 105 450
90-130 225 1050
130-180 375 1500
180-220 450 2250
220-280 570 3000
280-340 750 3300
340-380 1005 3750
св. 380 1350 6000
УС на гусеничные тракторы в зависимости от мощности двигателя (л. с.)
до 100 225 1050
100-200 375 1500
св. 200 1350 4200

Принципы расчёта утилизационного сбора

Но уклоняться от процедуры мы тоже не рекомендуем: с момента приобретения машины вы должны в десятидневный срок поставить её на учёт (при ввозе из-за границы на это даётся 20 суток). За это время вы должны успеть произвести оплату утильсбора и поставить отметку в техпаспорте.

Если вы попадетесь при езде на автомобиле, не прошедшем регистрацию в Госавтоинспекцию, вам грозит штраф в рамках административной ответственности в размере 800 рублей.

В случае, когда вы не предпримете никаких действий, и вас поймают повторно, наказание будет намного строже:

  • лишение ВУ сроком до трёх месяцев;
  • штраф на 5000 рублей.

Если ввезённый автомобиль оформлялся на таможне, и вы не пожелали уплатить УС, то по прошествии трёх лет вам будет направлено извещение с требованием погасить задолженность в течение 20 дней. Если вы и дальше проигнорируете это требование, указанная сумма будет взыскана через суд.

Возврат УС

Хотя теоретически повторная оплата утилизационного сбора невозможна, на практике такие случаи происходят не так уже редко. Это возможно в тех случаях, когда автопроизводитель оплатил сбор, но в ФНС факт оплаты «не увидели». То же самое может произойти и при импорте автомобиля, но виновником будет уже ФТС.

В таких случаях можно предъявить претензию той организации, через которую проходило оформление УС.

Вам необходимо написать Заявление о возврате УС, уплаченного излишне, попросив бланк у работников таможенной или налоговой службы, или скачав его в интернете. Там же можно ознакомиться и с образцом заполнения документа.

Кроме заявления, необходимо представить следующие документы:

  • гражданский паспорт автовладельца;
  • документ, подтверждающий факт уплаты утильсбора;
  • подтверждающий документ, что оплата была произведена ошибочно.

Ваше заявление должно быть рассмотрено в течение 30 календарных дней, после чего вам должны представить либо отказ (например, при неправильном заполнении документов), либо решение о возврате излишне уплаченных средств.

На подачу заявления о возврате утилизационного сбора отводится 3 года с момента оплаты, однако эта сумма не может быть проиндексирована с использованием инфляционных коэффициентов, комиссии также не подлежат возврату. Если ваше заявление удовлетворят, деньги вернут на банковский счёт, указанный в заявлении.

Перспективы отмены утилизационного сбора

При покупке нового автомобиля проблема уплаты УС ложится на плечи автопроизводителей, конечный покупатель ощущает это лишь косвенно. Но при приобретении ТС на вторичном рынке, особенно с мощным двигателем, дополнительно придётся уплатить немалую сумму, и это уже становится проблемой. Так что перспективы утилизационного сбора интересуют очень многих автомобилистов. Если вспомнить, что в 2018 году размер базовых ставок вырос (правда, только для юридических лиц), то рассчитывать на отмену утильсбора в краткосрочной перспективе, очевидно, не приходится.

Более того, в сентябре 2019 года Минпромторг озвучил планы увеличения сбора с 2020 года, причём для категории легковых авто рост должен составит 110%.

Однако после совещания с ведущими автопроизводителями, состоявшегося 17 октября, представители министерства заявили, что приняли решение об отказе от резкого повышения УС, как на производимые авто внутри страны, так и на импортируемые. При этом Минпромторг намекнул, что в 2021 году, скорее всего, вернется к обсуждению этой темы.

Утилизационный сбор подлежит уплате в отношении транспортных средств, виды и категории которых определены согласно приложению к Указу Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» с применением ставок, установленных приложением 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2019 г. № 437 «Об утилизации транспортных средств».

Ставки утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло (рублей)

не более 3 лет

свыше 3 лет

1. Транспортные средства категории M l , в том числе повышенной проходимости категории M 1 G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий:

1.1. с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой и транспортных средств, указанных в подпунктах 1.3 и 1.4 настоящего пункта

1.2. с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой, за исключением транспортных средств, указанных в подпунктах 1.3 и 1.4 настоящего пункта:

не более 1000 куб. см

свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см

свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см

свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см

свыше 3500 куб. см

1.3. ввозимые (ввезенные) физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.4 настоящего пункта

1.4. ввозимые (ввезенные) с территорий государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, вне зависимости от рабочего объема двигателя

2. Транспортные средства категорий N 1 , N 2 , N 3 , в том числе повышенной проходимости категорий N 1 G, N 2 G, N 3 G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий полной массой:

не более 2,5 тонны

свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны

свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

3. Транспортные средства категорий M 2 , M 3 , в том числе повышенной проходимости категорий M 2 G, M 3 G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий:

3.1. с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

3.2. с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой:

не более 2500 куб. см

свыше 2500 куб. см, но не более 5000 куб. см

свыше 5000 куб. см, но не более 10 000 куб. см

свыше 10 000 куб. см

4. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой:

свыше 50 тонн, но не более 80 тонн

свыше 80 тонн, но не более 350 тонн

свыше 350 тонн

5. Прицепы (полуприцепы) категории O 4 , а также специальные и специализированные прицепы (полуприцепы) указанной категории:

5.1. прицепы полной массой свыше 10 тонн

5.2. полуприцепы полной массой свыше 10 тонн

Категории транспортных средств соответствуют классификации, предусмотренной техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».