Где оплатить утилизационный сбор. Утилизационный сбор

Для обеспечения безвозмездной утилизации транспортных средств, независимо от того, были они произведены в России или ввезены из-за рубежа, был введен утилизационный сбор. В части, касающейся безвозмездной утилизации под транспортными средствами понимаются, в том числе колесные транспортные средства (шасси), самоходные машины и прицепы к ним. При этом взимание утилизационного сбора за самоходные машины, прицепы к ним и к колесным транспортным средствам началось с 10 февраля 2016 г.

Данный порядок закреплен в Федеральном Законе № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г., в п. 2 Постановления Правительства РФ № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и прицепов к ним» от 06 февраля 2016 г., в Письме ФНС РФ № СД-4-3/5250@ от 28 марта 2016 г. и в Изменениях, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 81 (п. 2). Но кто уплачивает утилизационный сбор в отношении ТС? Как правило, утилизационный сбор собственники автомобиля не уплачивают самостоятельно, по причине того, что он, как правило, уплачивается производителем автомобиля, если автомобиль российского производства, или импортером, если автомобиль ввезен из-за рубежа.

Отметки в ПТС об уплате утилизационного сбора

Если утилизационный сбор был уплачен, в ставится соответствующая отметка. Если сбор не уплачивался, в ПТС также обязательно ставится отметка соответствующего содержания.

Требование об уплате утилизационного сбора не распространяется на колесные транспортные средства, имеющие ПТС, выданные до 1 сентября 2012 года.

Соответственно, отметки в этих ПТС об уплате сбора также не ставится. Эти правила указаны в Федеральном Законе № 89-ФЗ (п. 6 ст. 24.1), в Федеральном Законе № 128-ФЗ от 28 июля 2012 г. (п. 2 ст. 3), в Правилах № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и прицепов к ним» (п. п. 7, 8, 12 и 18) и в Правилах № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним» (п. п. 7, 8, 13 и 20).

В каких случаях и в отношении каких транспортных средств утилизационный сбор не уплачивается?

Порядок уплаты утилизационного сбора, а также перечень транспортных средств, освобожденных от его уплаты, указаны в Письме ФНС РФ № СД-4-3/5250@ от 28 марта 2016 г. «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и прицепов», Письме Минпромторга РФ № МА-28246/20 от 11 мая 2016 г. «Об утилизационном сборе на полуприцепы» и в п. 6 ст. 24.1 Федерального Закона № 89-ФЗ. Утилизационный сбор не уплачивается в отношении четырех типов ТС:

  1. Транспортных средств, которые ввозятся на территорию РФ в качестве личного имущества физическим лицами, признанными переселенцами, беженцами или участвующими в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.
  2. Транспортных средств, которые были выпущены 30 или более лет назад, не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный кузов, раму (при наличии в конструкции этого элемента) и двигатель, если данные ТС сохранены в оригинальном состоянии или отреставрированы до оригинального состояния.
  3. Транспортных средств, которые не указаны в Перечне видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26 декабря 2013 г., а также в отношении прицепов к колесным ТС, которые были выпущены в обращение до 10 февраля 2016 г..
  4. Транспортных средств, не указанный в Перечне самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также в отношении самоходных машин и прицепов, если они выпущены в обращение до 10 февраля 2016 г.

Самостоятельную уплату утилизационного сбора осуществляют лица, перечисленные в п. 3 ст. 24.1 Федерального Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

  1. Лица, ввозящие транспортные средства на территорию РФ после приобретения за рубежом.
  2. Лица, купившие ТС у лиц, освобожденных от уплаты утилизационного сбора в связи с участием в государственной программе содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа, у лиц, признанных беженцами или вынужденными переселенцами в установленном порядке, а также у диппредставительств, консульских учреждений, международных организаций, сотрудников и членов семей сотрудников вышеуказанных организаций.
  3. Лица, купившие ТС у лиц, которые должны были уплатить утилизационный сбор самостоятельно, но уклонились от уплаты.

Если лицо должно уплатить утилизационный сбор самостоятельно, оно подает в налоговый орган расчет суммы утилизационного сбора по установленной форме.


При этом если ТС ввозится на территорию РФ из-за границы, согласно п. 11 Правил № 81 и п. п. 11 и 11(2) Правил № 1291, этот расчет должен быть представлен в 15-дневный срок в таможенный орган для подтверждения правильности исчисления суммы сбора.

Какие санкции предусмотрены в случае утилизационный сбора будет не уплачен?

Если в положенный 15-дневный срок документы, требуемые для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора, не будут представлены в таможенный орган, собственнику будут начислены пени за неуплату.

Пени назначаются в размере 1/300 ставки рефинансирования, действующей на момент неуплаты сбора за каждый день просрочки. Согласно п. 11(2) Правил № 1291, началом начисления пеней будет день, следующий за днем стечения срока.

Согласно Указанию Банка России № 3894-У от 11 декабря 2015 г. и Информации БР от 27 октября 2017 г., размер ставки рефинансирования Банка России с 1 января 2016 г. равен значению ключевой ставки БР. С 30 октября 2017 г. этот размер составляет 8,25%.

Если в отношении транспортного средства должен был быть уплачен утилизационный сбор, но уплаты не было, НИБДД откажет в учет. Поэтому важным моментом при покупке ТС является проверка его паспорта транспортного средства на заполнение графы «Особые отметки».


Отметка об уплате утилизационного сбора проставляется в ПТС, выданном после 31 августа 2012 г. В этой графе должна присутствовать отметка том, что утилизационный сбор был уплачен, или о том, что ТС освобождено от уплаты сбора. Если отметки нет, ситуация с уплатой сбора остается неясной, и покупать такой автомобиль не стоит. Покупатель ТС должен будет уплатить утилизационный сбор самостоятельно, если в графе «Особые отметки» в ПТС стоит отметка об освобождении от уплаты сбора. В таком случае новый владелец ТС самостоятельно рассчитывает утилизационный сбор и подает сведения о расчете в налоговый орган.

До 01 сентября 2012 года в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального Закона № 128-ФЗ отметка об уплате утилизационного бора в ПТС не ставилась. По ПТС, выданным до 1 сентября 2012 года уплата утилизационного сбора не требуется.

После того, как автомобиль был ввезен на территорию РФ и за него был уплачен утилизационный сбор, а в ПТС проставлена соответствующая особая отметка, в течение 3 последующих лет, если будет установлен факт неполной уплаты сбора или факт его неуплаты, то таможенный орган должен проинформировать плательщика о необходимости погасить задолженность вместе с пенями за просрочку.

Данная информация должна быть доведена до собственника в течение 10 дней с момента обнаружения такого факта. В информации должно быть указано соответствующее основание для доначисления утилизационного сбора. Если плательщик не уплатит сбор в течение 20 календарных дней с момента получения информации от таможенного органа, сумма взыскивается через суд. Данный порядок установлен в п. 17 Правил № 81 и в п. 15(1) Правил № 1291.

Как и в каком размере уплачивается утилизационный сбор при ввозе автомобиля на территорию РФ из-за рубежа?

Размер утилизационного сбора рассчитывается как произведение базовой ставки для расчета суммы утилизационного сбора на коэффициент расчета суммы сбора. Базовая ставка для легковых автомобилей равна 20 тыс. руб.

Коэффициент расчета суммы утилизационного сбора зависит от возраста автомобиля. Для новых автомобилей он равен 0,17, а для автомобилей, которые были выпущены более трех лет назад, если при этом они ввозились на территорию РФ физическими лицами для личного пользования – 0,26.

Получается, что размер утилизационного сбора для нового легкового автомобиля будет рассчитываться по формуле 20 000 руб. * 0,17 = 3 400 руб.

Для автомобилей трехлетнего возраста сумма сбора равна 20 000 руб. * 0,26 = 5 200 руб. (см. Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора № 1291).

Для самоходных машин, в том числе квадроциклов, размер утилизационного сбора зависит от возраста самоходной машины и от рабочего объема двигателя. Базовая ставка для самоходных машин и прицепов к ним, в том числе для квадроциклов, равна 150 000 руб. Коэффициент расчета суммы утилизационного сбора для новой самоходной машины с рабочим объемом двигателя до 299 см3 равен 0,4, а для квадроцикла, ввезенного на территорию РФ для личного пользования, если он был выпущен более 3 лет назад, коэффициент равен 0,7. Следовательно, за новый квадроцикл утилизационный сбор уплачивается в размере 150 000 руб. * 0,4 = 60 000 руб. Для квадроцикла возрастом более 3 лет утилизационный сбор будет равен 150 000 руб. * 0,7 = 105 000 руб (см. Перечень № 81 об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним).

В августе прошлого года Россия вступила во Всемирную торговую организацию. Это привело к снижению ставок таможенных пошлин при ввозе ряда товаров, в том числе автомобилей иностранного производства. Но их ввоз в большом количестве создал бы серьезную конкуренцию отечественным автомобилям. В связи с этим был взят на вооружение зарубежный инструмент - утилизационный сбор, который уплачивается при таможенном оформлении транспортных средств и, соответственно, отражается на их конечной цене. Российским организациям - производителям транспортных средств предоставлено право принимать на себя обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств. При принятии такого обязательства данный обязательный платеж они не уплачивают. Таким образом, фактически утилизационный сбор, с одной стороны, существенно повлиял на условия конкуренции на отечественном рынке транспортных средств, с другой - позволил компенсировать недобор в бюджет ввозной таможенной пошлины. Рассмотрим порядок взимания утилизационного сбора при ввозе иностранных транспортных средств подробнее.

Общие положения

Нормативную базу для взыскания утилизационного сбора составляют:

  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ);
  • Постановление Правительства РФ от 30.08.2012 № 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» (далее - Постановление № 870).

В частности, ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в РФ или произведенное, изготовленное в РФ.

Вопрос: Является ли утилизационный сбор налогом, пошлиной, сбором в понимании, определенном НК РФ? Регулируется ли его взимание законодательством о налогах и сборах?

Ответ: Нет, не является. В соответствии со ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно гл. 2 НК РФ:

  • к федеральным налогам и сборам относятся: НДС; акцизы; НДФЛ; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина;
  • к региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог;
  • к местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.

Таким образом, утилизационный сбор не рассматривается НК РФ в качестве налога, сбора пошлины. Следовательно, его взимание не регламентируется законодательством о налогах и сборах.

Подобная позиция изложена и в Решении Верховного Суда РФ от 05.12.2012 № АКПИ12-1278 «Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании постановления Правительства РФ от 30.08.2012 № 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств"; утвержденных им пункта 3 Правил взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора; перечня видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора; абзаца второго изменений, которые вносятся в пункт 4 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации"».

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в бухгалтерском учете уплату утилизационного сбора следует отражать не по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», а по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Заметим, что утилизационный сбор не всегда взимается при ввозе транспортных средств на территорию России. Так, данный обязательный платеж не уплачивается в отношении транспортных средств:

  • ввоз которых в РФ осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
  • которые ввозятся в РФ и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством РФ;
  • которые произведены, изготовлены организациями, принявшими на себя (в порядке и на условиях, которые определены Правительством РФ) обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств;
  • которые ввозятся в РФ с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеют статус товаров Таможенного союза. Утилизационный сбор в отношении транспортных средств, предусмотренных настоящим абзацем, не уплачивается при соблюдении условий, определенных Правительством РФ;
  • которые указаны в ч. 1 ст. 12.2 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ (в ред. от 23.04.2012) «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны до 01.04.2016. То есть утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств для перевозки грузов, тягачей, прицепов, полуприцепов, тракторов, автобусов, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны и используемых для международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств и перевозок товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и остальной частью территории РФ через территорию иностранного государства, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, при соблюдении следующих условий:

1) транспортное средство зарегистрировано на территории Калининградской области;

2) транспортное средство принадлежит юридическому лицу, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области.

Вопрос: Как следует из положений ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, утилизационный сбор не взимается в отношении транспортных средств, которые ввозятся в РФ с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеют статус товаров Таможенного союза, в соответствии с условиями, определенными Правительством РФ. Какие это условия?

Ответ: В соответствии с п. 2 Правил условий, при соблюдении которых утилизационный сбор не уплачивается в отношении колесных транспортных средств, которые ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза и имеют статус товаров Таможенного союза, утвержденных Постановлением № 870, утилизационный сбор не уплачивается в отношении колесных транспортных средств, которые ввозятся в РФ с территорий государств - членов Таможенного союза и имеют статус товаров Таможенного союза, при соблюдении одного из следующих условий:

а) транспортное средство ввезено в Республику Белоруссия или Республику Казахстан в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым на территории Республики Белоруссия и Республики Казахстан в соответствии с перечнем товаров и ставок, в отношении которых Республикой Беларусь и Республикой Казахстан применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 55 (в ред. от 23.11.2012) «О применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в отношении отдельных категорий товаров» (далее - Решение № 55);

б) организация - изготовитель колесных транспортных средств, зарегистрированная на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан (далее - организация-изготовитель), включена в перечень организаций-изготовителей, зарегистрированных на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан, которые не уплачивают утилизационный сбор, ведение которого осуществляет Минпромторг России (далее - Перечень).

Заметим, что при ввозе транспортных средств в РФ применяется Единый таможенный тариф Таможенного союза, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (в ред. от 27.02.2013) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза», где ставки ввозных таможенных пошлин ниже, чем ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые в Республике Беларусь и Республике Казахстан в соответствии с Решением № 55.

Вопрос: Каков порядок взыскания утилизационного сбора, уплаченного в меньшем размере, при условии, что в паспорте транспортного средства таможенным органом проставлена отметка о его полной уплате?

Ответ: Вопросы взыскания утилизационного сбора не регламентируются ни Федеральным законом № 89-ФЗ, ни Постановлением № 870. Следовательно, в силу ст. 237 ГК РФ таможенный орган для взыскания утилизационного сбора за счет имущества плательщика (в том числе денежных средств) вправе обратиться в суд.

Порядок и особенности взимания утилизационного сбора

Орган, в компетенцию которого входит взимание утилизационного сбора

Согласно п. 2 Правил взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением № 870 (далее - Правила), взимание утилизационного сбора осуществляет ФТС России.

Плательщики утилизационного сбора

Согласно п. 3 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

  • осуществляют ввоз транспортных средств в РФ;
  • осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории РФ;
  • приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абз. 2, 3 и 7 п. 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационный сбор.

Валюта и порядок уплаты утилизационного сбора

В соответствии с п. 6 Правил уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиком в российских рублях отдельными расчетными (платежными) документами по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства. Информация о номере счета для уплаты утилизационного сбора доводится до сведения плательщиков ФТС России и размещается на ее официальном сайте в сети Интернет.

При заполнении расчетных документов особое внимание необходимо обратить на обязательное заполнение следующих полей:

  • (104) - показатель кода бюджетной классификации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (КБК 153 1 12 08000 01 6000 120 «Утилизационный сбор»);
  • (107) - восьмизначный код таможенного органа в соответствии с классификацией таможенных органов в РФ, осуществляющего администрирование платежа.

Утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей.

В соответствии с п. 8 Правил для подтверждения правильности расчета утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в РФ, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место регистрации (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование транспортного средства не осуществляется), следующие документы:

а) заполненный и подписанный плательщиком расчет утилизационного сбора по форме, предусмотренной приложением № 1 к Правилам;

б) копию одобрения типа транспортного средства, копию свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);

в) платежные документы об уплате утилизационного сбора.

Вопрос: В ряде случаев одни и те же документы должны представляться в таможенный орган при декларировании транспортных средств и при уплате утилизационного сбора, в частности копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов. Можно ли представлять в таможенный орган данные документы только один раз - при декларировании транспортного средства?

Ответ: Действительно, в случае проведения декларирования транспортных средств копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии) представляются вместе с декларацией на товары в соответствии с п. 1 ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).

В целях исключения повторного представления разрешительных документов ФТС России письмом от 08.10.2012 № 01-11/49923 «О представлении документов при расчете утилизационного сбора» разрешено в случае взимания утилизационного сбора непосредственно после проведения таможенного декларирования при представлении плательщиком расчета утилизационного сбора и платежных документов об уплате утилизационного сбора принимать сведения о декларации на товары, к которой приложены копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии).

В этом случае в графе 6 «Дополнительная информация/представляемые документы» таможенного приходного ордера, применяемого при уплате утилизационного сбора за колесные транспортные средства, указывается номер декларации на товары, к которой прилагаются копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии).

Вопрос: Расчет утилизационного сбора в случае декларирования транспортных средств обязан представлять в таможенный орган декларант или таможенный представитель? Можно ли выполнять данные функции иным лицам?

Ответ: В соответствии с подп. 34 ст. 4 ТК ТС таможенный представитель - это юридическое лицо государства - члена Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Согласно подп. 29 ст. 4 ТК ТС таможенные операции - это действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза, под которым на основании ст. 3 ТК ТС понимаются ТК ТС, международные договоры государств - членов Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе, решения Комиссии таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемые в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Взимание утилизационного сбора регламентируется Федеральным законом № 89-ФЗ, который не относится к таможенному законодательству Таможенного союза. Следовательно, эта операция не является таможенной операцией и не относится к деятельности таможенного представителя.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что представление в таможенные органы расчета утилизационного сбора третьим лицом от имени и по поручению плательщика утилизационного сбора, не состоящим в штате такого плательщика, допускается в соответствии с гражданским законодательством РФ и не запрещается Федеральным законом № 89-ФЗ и Постановлением № 870 (письмо ФТС России от 06.11.2012 № 01-11/54681).

При этом расчет утилизационного сбора в отношении колесного транспортного средства должен быть подписан уполномоченным должностным лицом организации, отнесенной к плательщикам такого сбора на основании Федерального закона № 89-ФЗ, и заверен печатью этой организации в соответствии с приложением № 1 к Правилам.

Вопрос: В форме расчета утилизационного сбора необходимо указать дату выпуска транспортного средства. Каким образом ее следует определять при отсутствии даты выпуска транспортного средства в документах?

Ответ: В соответствии с примечанием 1 к расчету утилизационного сбора (приложение № 1 к Правилам) при отсутствии документального подтверждения даты выпуска, которой является дата изготовления транспортного средства, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере колесного транспортного средств. При этом трехлетний срок исчисляется начиная с 1 июля года изготовления.

Например, при отсутствии в документах даты выпуска автомобиля VW Passat год его выпуска берут из идентификационного номера (или так называемого VIN-номера). Так, если VIN-номер WVWZZZ3BZ4P147054, значит, данный автомобиль был выпущен в 2004 модельном году (десятый знак VIN-номера). При этом необходимо учитывать, что каждый производитель имеет свой порядок формирования VIN-номера.

После проверки правильности исчисления утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства таможенный орган проставляет в бланке паспорта отметку об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ для последующей выдачи паспорта транспортных средств (паспорта самоходных машин и других видов техники) (далее - паспорт) в соответствии с законодательством РФ.

Вопрос: Какая отметка должна быть проставлена таможенным органом в паспорте при уплате утилизационного сбора?

Ответ: Согласно телетайпограмме ФТС России от 31.08.2012 № ТФ-963 в графе «Особые отметки» при выдаче паспортов транспортных средств таможенными органами производится запись: «Утилизационный сбор уплачен. ТПО № _» (с указанием справочного номера таможенного приходного ордера, в котором отражено исчисление утилизационного сбора) или «Утилизационный сбор не уплачивается» (с указанием соответствующего абзаца, пункта и статьи Федерального закона № 89-ФЗ). Запись заверяется подписью и личной номерной печатью должностного лица таможенного органа, выдавшего паспорт транспортного средства.

Неуплата утилизационного сбора в необходимом размере является основанием для отказа в выдаче таможенным органом паспорта транспортного средства.

Вопрос: Необходимо ли уплачивать утилизационный сбор при временном ввозе транспортных средств на территорию России под обязательство об их обратном вывозе?

Ответ: Пункт 28 Приказа МВД России от 24.11.2008 № 1001 (в ред. от 29.08.2011) «О порядке регистрации транспортных средств» предусматривает необходимость регистрации транспортных средств, временно ввезенных юридическими лицами на территорию РФ на срок более 6 месяцев под обязательство об обратном вывозе. При этом п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 (в ред. от 12.11.2012) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» определено, что регистрация, в том числе временная, не осуществляется, если в паспорте соответствующего колесного транспортного средства отсутствует отметка об уплате утилизационного сбора. Следовательно, утилизационный сбор при временном ввозе транспортных средств на территорию России уплачивается в том случае, когда срок временного ввоза превышает 6 месяцев.

После уплаты утилизационного сбора таможенный орган выдает плательщику приходный ордер. Сведения об уплате утилизационного сбора направляются таможенными органами в МВД России в порядке межведомственного информационного обмена, установленном ФТС России совместно с МВД России, а также в Минсельхоз России в порядке межведомственного информационного обмена, установленном ФТС России совместно с Минсельхозом России.

Ставки и исчисление утилизационного сбора

Ставки утилизационного сбора определены в Перечне видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденном Постановлением № 870 (далее - Перечень).

Исчисление утилизационного сбора производится путем умножения базовой ставки для расчета утилизационного сбора (20 000 руб. или 150 000 руб. в зависимости от категории транспортных средств) на коэффициент. Данный коэффициент зависит от категории транспортного средства, а также от того, является транспортное новым (с даты выпуска прошло три года и менее) либо с даты его выпуска прошло более трех лет, и варьируется от 0,1 до 40.

В настоящее время ставки утилизационного сбора установлены в отношении следующих транспортных средств:

  • категория М1 - автомобили легковые, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения;
  • категория М2 - автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т;
  • категория М3 - автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т;
  • категория N1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т;
  • категория N2 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т;
  • категория N3 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т;

3) самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья.

Пример

Рассчитаем утилизационный сбор в отношении нового легкового транспортного средства с рабочим объемом двигателя 2000 см 3 .

Расчет осуществляется следующим образом. В приложении № 1 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 (в ред. от 22.12.2012), определено, что к категории М1 относятся автомобили легковые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.

В соответствии с примечанием 2 к Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Согласно примечанию 4 базовая ставка для расчета утилизационного сбора в отношении нового легкового транспортного средства с рабочим объемом двигателя 2000 см 3 равна 20 000 руб., а коэффициент в данном случае в соответствии с Перечнем - 1,34.

Таким образом, сумма утилизационного сбора составит: 20 000 × 1,34 = 26 800 руб.

Обратите внимание! В дальнейшем перечень товаров, в отношении которых будет взиматься утилизационный сбор, будет расширяться.

Так, например, в настоящее время в Госдуму внесен проект Федерального закона № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования в области обращения с отходами», в котором предлагается распространить взимание утилизационного сбора на самоходные машины (тракторы, дорожно-строительную, коммунальную, лесохозяйственную, наземно-аэродромную, сельскохозяйственную самоходную технику) и прицепы к ним (далее - самоходные машины), имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, устанавливаются правовые основы для развития в России системы утилизации данных видов техники. Как следует из пояснительной записки к данному законопроекту, целесообразность введения утилизационного сбора обусловлена, во-первых, схожим техническим устройством, использованием одинаковых материалов при производстве, следовательно, возможностью унификации технологических процессов переработки. Во-вторых, распространение системы безопасной утилизации на самоходные машины будет способствовать цикличному обновлению парка самоходных машин, планомерному выводу из эксплуатации уже отработавшей свой срок техники, препятствовать попаданию на российский рынок низкокачественных самоходных машин.

К сведению . В настоящий момент в связи с агрессивной ценовой политикой иностранных производителей самоходных машин российские производители теряют свои позиции на рынке. За последние три года импорт экскаваторов в РФ увеличился в 2,5 раза, импорт автогрейдеров - в 4,5 раза. Аналогичная ситуация складывается и с другими видами самоходных машин, производимых российскими машиностроительными предприятиями. При этом мощности российских производителей самоходных машин в настоящий момент загружены лишь на 30–40 %.

Порядок возврата излишне уплаченного утилизационного сбора

Ввиду того что утилизационный сбор не рассматривается в качестве налога, сбора, пошлины ни налоговым, ни таможенным законодательством, механизм возврата излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора подлежит отдельному правовому регулированию. Данные положения предусмотрены Правилами.

В соответствии с разд. III Правил в случае уплаты утилизационного сбора в размере, который превышает сумму, подлежащую уплате, а также ошибочной уплаты утилизационного сбора такой излишне уплаченный утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику).

Вопрос: Какие документы следует представить для возврата утилизационного сбора? В какой орган необходимо представить заявление для возврата утилизационного сбора? Каков срок рассмотрения заявления о возврате утилизационного сбора?

Ответ: Согласно п. 14 Правил излишне уплаченный утилизационный сбор подлежит возврату плательщику таможенными органами на основании заявления о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, заполняемого по форме, установленной в приложении № 2 к Правилам, к которому прилагаются:

а) документы, подтверждающие исчисление и уплату утилизационных сборов;

б) документы, позволяющие определить уплату утилизационного сбора в размере, который превышает сумму, подлежащую уплате, а также ошибочную уплату утилизационного сбора;

в) иные документы, определенные в пп. 15–18 Правил.

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, дополнительно к вышеуказанным документам представляют также:

  • копию документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление, и оригинал документа;
  • копию документа, подтверждающего правопреемство, в случае если заявление подается правопреемником лица, уплатившего утилизационные сборы, и оригинал документа.

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, вправе представить:

  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и оригинал документа;
  • копию свидетельства о государственной регистрации и оригинал документа.

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, представляют:

а) копию документа, подтверждающего статус юридического лица в соответствии с законодательством государства, на территории которого создано это юридическое лицо (с нотариально засвидетельствованным переводом на русский язык);

б) копию документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление (с нотариально засвидетельствованным переводом на русский язык).

Физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, представляют копии 2-го и 3-го листов паспорта гражданина РФ и оригинал документа. Также они вправе представить:

а) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и оригинал документа;

б) копию свидетельства о государственной регистрации и оригинал документа;

в) выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей об исключении из этого реестра в случае, если на дату подачи заявления физическое лицо уже не является индивидуальным предпринимателем.

Физические лица представляют:

а) копии листов документа, удостоверяющего личность, содержащих сведения о личности физического лица (фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения), и оригинал документа;

б) копию документа, подтверждающего право наследования, в случае если заявление подается наследником лица, уплатившего утилизационные сборы, и оригинал документа.

Заявление подается в таможенный орган, выдавший таможенный приходный ордер. При отсутствии в заявлении требуемых сведений и непредставлении необходимых документов заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) с объяснением в письменной форме причин возврата заявления. Возврат заявления производится не позднее 5 рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. Возврат излишне уплаченных утилизационных сборов производится по решению таможенного органа, в который подано заявление.

Общий срок рассмотрения заявления, принятия решения о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора и осуществления возврата утилизационного сбора не может превышать 30 календарных дней со дня подачи заявления.

Возврат излишне уплаченных утилизационных сборов производится на счет плательщика (его правопреемника, наследника), указанный в заявлении, в валюте РФ. При возврате излишне уплаченных утилизационных сборов проценты с них не выплачиваются, суммы не индексируются, комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.

Таким образом, мы рассмотрели вопросы уплаты утилизационного сбора, который является обязательным платежом при ввозе транспортных средств. Его уплата осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ. Несмотря на то что взимание данного платежа регламентируется в рамках природоохранного законодательства, он является своего рода налоговым платежом, направленным на защиту отечественных производителей автомобильной техники и компенсацию выпадающих доходов федерального бюджета от снижения ставок ввозных пошлин на транспортные средства.


Н. Дубинский, доц. УО «Витебский государственный технологический университет», канд. техн. наук

Законодательный документ об утилизационном сборе начал действовать в России с сентября 2012 года.

Обосновано это вступлением в ВТО. Таким образом правительство желает реализовать несколько целей:

  • защитить отечественных производителей;
  • профинансировать транспортных средств.

Напомним, что до вступления данного закона в силу утильсбор взимался непосредственно в момент подписания договора об утилизации автомобиля.

Попробуем разобраться, когда требуется платить утилизационный сбор и во сколько это обойдется. Подчерпнуть всю необходимую информацию можно из принятого правительством закона от 28.06.12 № 128-ФЗ.

Утилизационный сбор для частных лиц

Сбор взимается в следующих случаях:

  • при ввозе ТС из-за границы, при этом не имеет значения машина с пробегом или новая, купленная в салоне;
  • при покупке машины в России у лиц, которые не уплатили утильсбор.

С первым моментом все просто и проблем возникнуть в большинстве случаев не должно. Если вы отправились в Германию или Японию и приобрели там легковой автомобиль, то рассчитать сумму сбора достаточно просто: (20 тысяч рублей) нужно умножить на коэффициент:

  • 0.1 - для новых авто;
  • 0.15 - для авто старше трех лет.

Под легковыми авто подразумевают транспортные средства общим весом до 3,5 тонны и числом посадочных мест не больше восьми.

Таким образом, утильсбор составит 2 тысячи для новых и 3 тысячи для подержанных автомобилей.

Если учитывать, что растаможка таких автомобилей обойдется гораздо дороже, то 2 и 3 тысячи кажутся каплей в море. После того, как все документы будут оформлены, пошлины уплачены, а автомобиль зарегистрирован, вам в ПТС поставят отметку об уплате утильсбора.

Гораздо сложнее разобраться с вопросом о приобретении подержанной машины, использовавшейся на территории РФ. В законе перечислены случаи, когда сбор нужно платить:

  • при покупке автомобиля у лиц или организаций, освобожденных от утильсбора (дипломаты, консулы, различные организации, пользующиеся привилегиями);
  • при покупке автомобиля с пробегом у жителей Калининграда и области;
  • при у лиц, не оплативших сбор (если нет отметки об уплате, специалисты советуют не покупать такую машину).

Для частника сумма оплаты за сбор составит 5 тысяч рублей (коэффициент 0,25).

Платить утильсбор не нужно за авто из стран ТС - Беларусь, Казахстан.

Таким образом, приобретая автомобили с пробегом на территории России, которые были поставлены на учет после сентября 2012 года, нужно обязательно проверять наличие отметки от уплате утилизационного сбора. В случае, если автомобиль был выпущен раньше этого срока, платить ничего не нужно.

Для юридических лиц

Юридическим лицам платить придется намного больше, чем физическим. Кроме базовых ставок для них еще действуют и повышающие коэффициенты. Например, за приобретение за границей легковушки для организаций сумма оплаты будет зависеть от возраста авто и объема двигателя. Дешевле всего обойдутся новые автомобили с объемом до одного литра.

Утилизационный сбор за подержанный автомобиль (старше трех лет) и объемом свыше 3.5 литра высчитывается по формуле: 20 тысяч х 35,1 (коэффициент) - больше 700 000 рублей.

Если же речь идет о грузовом или пассажирском транспорте, то суммы там вообще астрономические - базовая ставка 150 тысяч, а коэффициенты от 0,5 до 11,8.

Понятие утилизационного сбора было введено Федеральным законом от 28.07.2012 № 128-ФЗ. А с какого года утилизационный сбор стал взиматься? Указанный Федеральный закон вступил в силу с 01.09.2012 (ст. 3 Федерального закона от 28.07.2012 № 128-ФЗ). Соответственно, с этой же даты и возникла обязанность уплачивать утильсбор. О том, что означает утилизационный сбор для покупателей и производителей транспортных средств и самоходных машин и прицепов к ним, и как он рассчитывается, расскажем в нашей консультации. Поскольку алгоритм расчета утильсбора единый для транспортных средств, самоходных машин и прицепов, равно как общий состав плательщиков и объектов, не облагаемых таким сбором, для удобства транспортные средства, самоходные машины и прицепы к ним, рассматриваемые в совокупности, будем именовать как «ТС».

Кто платит утилизационный сбор в России?

Плательщики утилизационного сбора — это лица, которые (п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):

  • ввозят ТС в Россию;
  • производят ТС на территории России;
  • приобрели ТС на территории России у лиц, не уплачивающих утильсбор в соответствии с (о них пойдет речь ниже), или у лиц, не уплативших утильсбор в нарушение законодательства;
  • являются владельцами ТС, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с , при помещении таких ТС под иную таможенную процедуру, кроме реэкспорта.

По каким ТС утильсбор не платится?

Утилизационный сбор не уплачивается по следующим ТС (п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):

  • ТС ввозятся в Россию в качестве личного имущества физлицами, которые являются либо участниками госпрограммы по переселению соотечественников, либо признаны беженцами или вынужденными переселенцами;
  • ТС ввозятся в Россию и принадлежат диппредставительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся соответствующим иммунитетом, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска ТС прошло 30 и более лет, они не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния (виды и категории таких ТС утверждены Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291);
  • ТС, виды и категории которых определяются Правительством (за исключением ТС международной перевозки), с даты выпуска которых прошло менее 3 лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области.

По первым двум категориям ТС (абз. 2 и 3 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ) утильсбор будет уплачивать приобретатель таких ТС на территории РФ.

А по последней категории ТС (абз. 5 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ), как было указано выше, утилизационный сбор должен будет заплатить покупатель ТС, который помещает такие ТС под иную таможенную процедуру (кроме реэкспорта).

Зачем нужен утилизационный сбор?

Введение утилизационного сбора - один из инструментов предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. Иными словами, такой сбор был установлен для обеспечения экологической безопасности, в т.ч. для защиты здоровья человека и окружающей среды от последствий эксплуатации ТС (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). При этом учитываются технические характеристики и износ ТС, т. е., например, сбор за ввоз ТС старше 3 лет в несколько раз больше сбора за новые ТС.

С другой стороны, что значит утилизационный сбор для покупателей? Поскольку утилизационный сбор уплачивают в основном импортеры и производители ТС, его величина формирует их расходы. И такие расходы плательщики сбора, естественно, захотят переложить на конечных потребителей. Поэтому, скажем, увеличение утилизационного сбора в общем случае ведет к росту стоимости ТС.

Ставки утилизационного сбора

В самом Законе об утилизационном сборе (от 24.06.1998 № 89-ФЗ) размеры утилизационного сбора не указаны. Сколько утилизационный сбор в России, можно узнать в:

  • Постановлении Правительства от 26.12.2013 № 1291 (в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним);
  • Постановлении Правительства от 06.02.2016 № 81 (в отношении самоходных машин и прицепов к ним).

Примеры утилизационных сборов на , на или , мы приводили в отдельных материалах.

Подробнее о порядке расчета утилизационного сбора мы рассказывали .

При расчете утилизационного сбора в 2018 году необходимо учитывать его с 01.04.2018. Напомним, что подняли утилизационный сбор только по колесным транспортным средствам, а самоходных машин индексация утилизационного сбора не коснулась.

Важно учитывать, что, за одним исключением, ни базовая ставка, ни коэффициент утильсбора от категории плательщика не зависят, т. е. утилизационный сбор для физических лиц такой же, как и для организаций. И лишь в отношении колесных транспортных средств, ввозимых физлицами для личного пользования (категории M 1 , в том числе повышенной проходимости категории G), коэффициент расчета суммы утильсбора установлен для «физиков» отдельно.

Утилизационный сбор на транспортные средства был введен на территории России не так давно .

По этой причине у водителей возникает большое количество вопросов — что такое утилизационный сбор, когда его нужно оплачивать, кто освобождается от оплаты, а также можно или нет самостоятельно рассчитать размер сбора.

Ответы на все эти вопросы можно найти в данной статье.

Граждане РФ обязаны оплачивать утилизационный сбор сразу, в процессе покупки автомобиля . Правило установлено законом об отходах потребления и производства, статьей № 89-ФЗ, введенной в 2012 году.

Согласно законодательству, сбор по утилизации, представляет собой разовый платеж, направленный в пользу государства.

Он взимается с покупателей транспортных средств и направляется на обеспечение экологической безопасности окружающей среды, а также охраны здоровья и жизни человека от неблагоприятного влияния эксплуатации транспорта.

Говоря иными словами, средства, которые получаются в качестве сбора по утилизации в процессе приобретения автомобиля, далее будут направлены на его утилизацию, которая будет полностью соответствовать всем установленным экологическим нормам.

На кого возлагается оплата утилизационного сбора?

Отвечая на вопрос, кто уплачивает утилизационный сбор и в каких ситуациях, можно дать следующую информацию. Согласно современного законодательства, граждане РФ обязаны оплачивать утилизационный сбор в двух основных случаях:

  1. В процессе покупки автомобиля из-за рубежа . Это может быть приобретение транспортного средства в Японии и последующий его самостоятельный привоз на территорию РФ.
  2. Покупка средства передвижения у лиц, ранее освобожденных законом от уплаты сбора по утилизации или не оплатившие его в установленном законе порядке.

Утилизационный сбор взимается за весь период существования автомобиля один раз. Оплачивает его изготовитель, если это российский автопром или один из собственников.

Есть несколько ситуаций, при которых не потребуется оплачивать утилизационный сбор. Здесь можно отметить следующие установленные законом обстоятельства:

В процессе приобретения транспортного средства у физических лиц, обозначенных в крайних двух пунктах, сбор по утилизации будет автоматически взиматься с покупателя.

Размер сбора может быть рассчитана по следующей формуле — ∑ УС = БС × К.

Расшифровать данные обозначения можно следующим образом:

  1. ∑УС – общая сумма сбора.
  2. БС – основная базовая ставка.
  3. К – коэффициент по расчету суммы, основанный на Перечне размеров утилизационного сбора. Список утвержден специальным Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 года.

Стандартная базовая ставка может быть определена в прямой зависимости от категории приобретенного автомобиля.

Сюда можно отнести легковые транспортные средства особого некоммерческого назначения, сбор на которые составляет 20 тысяч рублей, а также коммерческие легковые и грузовые автомобили и автобусы. В этом случае сбор по утилизации будет составлять 150 тысяч рублей.

Расчет утилизационного сбора сбора прямо зависит от года выпуска транспортного средства. Также имеют значение его общие параметры – масса, размер и объем двигателя.

Коэффициент расчета для российских легковых транспортных средств старше 3 лет и массой менее 2,5 тонн будет равен 0,88. На основании этого можно сделать вывод, что сумма сбора будет равна 20 088 рублей.

Отметка относительно уплаты сбора по утилизации фиксируется в разделе с «особыми отметками» паспорта средств передвижения.

Отсутствие подобной отметки возможно только в двух основных случаях:

  1. ОПТС на автомобиль российского производства был выдан ранее 01.09.2012 года или на зарубежную машину, ввезенную на территорию России до обозначенной даты. В этих случаях не стоит беспокоиться, так как обязанность по оплате сбора на подобные автомобили не распространяется.
  2. Покупка транспортного средства зарубежного производства за границей с последующим его самостоятельным ввозом его в Россию. В этом случае обязательства по уплате сбора возлагаются на покупателя, как на лицо, которое осуществляет ввоз авто в РФ.

В паспорте транспортного средства, в отношении которого взимается утилизационный сбор, обязательно должна быть проставлена специальная отметка. В ней обозначаются основания для полного освобождения от уплаты утилизационного сбора.

Это и есть ответ на вопрос, что значит отметка в ПТС утилизационный сбор.

Если ПТС на российский автомобиль был выдан на руки водителю в период с 01.09.2012 по 31 декабря 2013 года включительно, в документе вместо отметки, подтверждающей оплату сбора по утилизации, может присутствовать информация относительно принятия обязательств по утилизационному сбору.

В этом случае потребуется убедиться в том факторе, что на момент выдачи документа на руки производитель не был исключен из официального реестра компаний, которые взяли на себя обязательства по проведению утилизации продукции.

Данную информацию есть возможность получить на официальном сайте Минпромторга РФ . Здесь особое внимание нужно обратить на раздел «дата исключения из реестра».

Если в ПТС отсутствует отметка относительно уплаты утилизационного сбора без законных оснований, может свидетельствовать только о том, что предыдущий собственник по какой-то причине избежал данной процедуры.

В этом случае обязанность по оплате автоматически возлагается на покупателя. При обнаружении отсутствия оплаты сбора лучше отказаться от сделки или постараться снизить стоимость продаваемого автомобиля.

Штрафы за неуплату сбора

Зарегистрировать авто без предварительной оплаты утилизационного сбора невозможно . Даже при наличии официального паспортного средства автомобиль будет считаться не прошедшим регистрационный процесс в установленном законом порядке.

Перемещаться на подобном автомобиле допускается только на протяжении 20 суток. Именно столько по правилам Дорожного движения России действуют транзитные номера.

После этого срока управление автомобилем, не прошедшим регистрацию, согласно статье 12.1 КоАП РФ, на водителя будет возложен штраф размером от 500 до 800 рублей, в зависимости от того, с какого года не было оплаты.

Если после назначенного штрафа водитель нарушает данное право снова, он может быть лишен удостоверения водителя на срок до 90 дней.

Есть определенные ситуации, при которых утилизационный сбор может быть возвращен . В первую очередь это касается ошибочной оплаты сбора.

Например, человек оплачивает сбор после того, как ранее его уже оплатила компания-производитель или прежний собственник машины. При обнаружении подобного фактора потребуется обратиться в организацию, которая приняла сбор.

Это может быть два основных варианта:

  1. Таможенные организации – для транспортных средств, привезенных из иных стран.
  2. Налоговая инспекция — для российских автомобилей.

Чтобы получить ошибочно уплаченные средства обратно, потребуется заполнить специальное заявление, касающееся возврата утилизационного сбора по колесным транспортным средства и по шасси. Бланк предоставляют сами сотрудники таможни, а также работники налоговой инспекции.

Кроме грамотно составленного заявления потребуется предоставить копии следующих документов:

  • паспорта собственников транспортных средств. Здесь потребуется представить копии основных страниц;
  • ПТС – оригинал и копия;
  • квитанция по оплате утилизационного сбора — приходно-кассовый ордер или официальное платежное поручение;
  • обязательно предоставляется документ, который подтверждает ошибочность взыскания сбора.

Решение относительно возвращения сбора или об официальном отказе в его полном возмещении в среднем принимается на протяжении 30 дней. Полностью вернуть средства можно в течении трех лет от даты его уплаты.

При этом нужно помнить, что сумма внесенных денежных средств не индексируется и может быть возвращена без учета начисленных комиссионных платежей. Возврат производится посредством перевода средств на счет заявителя.

Многие водители задаются вопросом, установлен ли утилизационный сбор на полуприцепы в 2019 году . Ответ на данный вопрос дает постановление постановление 81 от 06.02.2016, в котором говорится об обязательной оплате сбора по утилизации в отношении автомобилей и прицепов, для них предназначенных.

В постановлении утверждены правила и условия по взиманию, уплате, исчислению и взысканию установленного законом сбора на утилизацию. Подобному сбору подлежат самоходные машины и разной категории прицепы к ним.

Заключение

Назначенный утилизационный сбор на автомобили в России уплачивается собственником автомобиля самостоятельно. Опираться при этом требуется на номера счетов для уплаты сбора.

Данная информация доводится до сведения плательщиков из ФТС России, ФНС России, найти ее можно на официальных сайтах этих организаций. Сразу после поступления оплаты в ПТС автомобиля проставляется специальная печать относительно уплаченной суммы сбора.

Если начисления по утилизации не предусмотрены, на бланке паспорта проставляются особые отметки относительно основания для неуплаты сбора.