В счет фактурах кпп подразделения покупателя. «Дефекты» в счетах-фактурах: серьезные и не очень

В правилах заполнения счетов-фактур нет информации о том, как заполнить реквизиты счета-фактуры, если он выставляется в адрес обособленного подразделения. Ответы на возникающие в такой ситуации вопросы ищите в этой статье.

ИНН/КПП

Правилами заполнения счетов-фактур, утвержденными постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137, не определено, какой КПП должен быть указан в счете-фактуре, выставленном в адрес обособленного подразделения: головной организации или обособленного подразделения.

В этом случае в строке 6б «ИНН/КПП» Минфин РФ рекомендует указывать КПП обособленного подразделения (см. письма Минфина России от 04.05.2016 № 03-07-09/25719, от 26.02.2016 № 03-07-09/11029, от 05.09.2014 № 03-07-09/44671).

Наименование покупателя

Покупателем товаров (работ, услуг), приобретаемых организацией для своих филиалов и других обособленных подразделений (или через них), является юридическое лицо, представляемое головной организацией. Поэтому счет-фактура оформляется на головную организацию, а в строке 6 «Покупатель» указываются ее реквизиты (см. письма Минфина России от 04.05.2016 № 03-07-09/25719, от 15.05.2012 № 03-07-09/55, УФНС России по г. Москве от 23.10.2009 № 16-15/1099)9, ФАС Северо-Кавказского округа от 01.04.2009 по делу № А63-675/2008-С4-17).

Местонахождение покупателя

С 01.10.2017 в бланк счета-фактуры и правила заполнения счетов-фактур внесены изменения (см.. постановление Правительства РФ от 19.08.2017 № 981). По новым правилам в строке 6а счета-фактуры нужно писать: «Адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, в пределах места нахождения юридического лица» (подп. «к» п. 1 Правил заполнения счетов-фактур в ред. постановления Правительства РФ от 19.08.2017 № 981).

До 01.10.2017 чиновники рекомендовали при оформлении счетов-фактур указывать в строке 6а «Адрес» адрес покупателя - юридического лица в лице головной организации (см. письма Минфина России от 26.02.2016 № 03-07-09/11029, Минфина России от 26.02.2016 № 03-07-09/11029).

Найти и скачать бланк счета-фактуры, в том числе применяющийся с октября 2017 года, вы можете в статье .

Каких-либо официальных разъяснений о порядке указания адреса при выставлении счета-фактуры в адрес обособленного подразделения по новой форме в настоящий момент еще нет. Но анализируя в совокупности п. 3 ст. 55 ГК РФ и подп. «к» п.1 Правил заполнения счетов-фактур в ред. постановления Правительства РФ от 19.08.2017 № 981, можно предположить, что в рассматриваемой ситуации в строке 6а «Адрес» счета-фактуры нужно приводить адрес:

  • обособленного подразделения, не являющимся представительством или филиалом нужно указывать адрес головной организации, внесенный в ЕГРЮЛ;

Наименование и адрес грузополучателя

Если грузополучателем товара является обособленное подразделение организации (например, филиал), в строке 4 «Грузополучатель и его адрес» счета-фактуры указываются реквизиты этого подразделения (см. письма Минфина РФ от 04.05.2016 № 03-07-09/25719, от 13.04.2012 № 03-07-09/35). Аналогичная точка зрения высказывалась чиновниками и ранее, в отношении счетов-фактур, выставленных по правилам постановления Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (письма УФНС России по г. Москве от 24.03.2009 № 16-15/028080, от 20.03.2008 № 19-11/026593, Минфина России от 02.11.2011 № 03-07-09/36).

Итоги

Выставляя счет-фактуру обособленному подразделению покупателя, укажите наименование и ИНН и головной организации, КПП, наименование и адрес грузополучателя - обособленного подразделения. Что касается адреса покупателя в строке 6а счета-фактуры, с 01.10.2017 вы можете воспользоваться рекомендациями, приведенными в этой статье, или дождаться официальных разъяснений.

Указание КПП организации-грузополучателя в счетах-фактурах: спорный вопрос

Д.И. Крымский , юрист юридической компании "Пепеляев Групп", к.ю.н.

При оформлении счетов-фактур на практике возникает вопрос о порядке указания в них надлежащего КПП грузополучателя в тех случаях, когда покупателем по договору поставки является головная организация, а фактическим грузополучателем выступает обособленное подразделение этой организации. Как ни странно, до настоящего момента неопределенность в правоприменительной практике по этому простому и даже "техническому" вопросу надлежащим образом не устранена: противоречивая позиция, отраженная в официальных разъяснениях, лишь подливает "масла в огонь". Как же следует поступить в этой ситуации и какие последствия могут возникнуть в случае ошибки?

Правовое значение указания КПП в счете-фактуре

Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету при выполнении требований, установленных в форме и реквизитам счета-фактуры.

Так, п. 5 ст. 169 НК РФ предусмотрено, что в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), должны быть, в частности указаны: наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.

Как указано в абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога .

Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п. 5 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога , предъявленные продавцом.

Как указывал Конституционный Суд РФ в Определениях от 15.02.2005 г. № 93-О и от 18.04.2006 г. № 87-О, по смыслу п. 2 ст. 169 НК РФ соответствие счета-фактуры требованиям, установленным п. 5 и 6 данной статьи, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету. Таким образом, назначением счета-фактуры является установление определенного круга сведений. Если счета-фактуры, по которым оспаривается налоговый вычет, содержат полную и достоверную информацию о продавце и позволяют установить все указанные сведения, то отказ в вычете неправомерен.

Указание КПП в счете-фактуре НК РФ не предусмотрено , что объясняется в значительной степени тем, что этот показатель не является "идентифицирующим" налоговозначимым признаком именно в отношении налогоплательщика. КПП присваивается не только налогоплательщику, но и его обособленным подразделениям, которые плательщиками НДС не являются, то есть сам по себе реквизит КПП обусловлен лишь целями учета и не порождает обязанности по уплате налога. То есть, хотя КПП и свидетельствует о том, что в документе, в котором он упомянут, речь идет об обособленном подразделении, КПП носит скорее технический характер.

Так, если ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) идентифицирует именно налогоплательщика, то КПП самого налогоплательщика не идентифицирует, не может служить целям такой идентификации и является дополнительным показателем. Такой вывод может быть сделан исходя из целей введения в налоговое законодательство и порядка формирования данного показателя.

Как было указано в Приказе Госналогслужбы РФ от 27.11.1998 г. № ГБ-3-12/309: "в связи с особенностями учета налогоплательщиков - организаций, определенных положениями абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ, в дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН) организации вводится код причины постановки на учет, который состоит из следующей последовательности цифр слева направо: код государственной налоговой инспекции, которая осуществила постановку на учет организации по месту ее нахождения, месту нахождения ее филиала и (или) представительства, расположенного на территории Российской Федерации, или по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств (NNNN ); код причины постановки на учет (PP ); порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине (XXX ). Структура кода причины постановки на учет представляет собой девятизначный цифровой код: NNNNPPXXX ". С учетом изложенного, КПП не может относиться к "идентификационному номеру", о котором говорится в п. 5 ст. 169 НК РФ.

Форма счета-фактуры и порядок его заполнения на основании п. 8 ст. 169 НК РФ установлены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137 (далее - Постановление № 1137).

Указанным Постановлением № 1137, конкретизирующем положения ст. 169 НК РФ , предусмотрено, что в строке 6б счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, отражается идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет налогоплательщика-покупателя. Однако в этом случае речь идет о КПП именно налогоплательщика -покупателя. В свою очередь в отношении НДС обособленные подразделения организации статусом налогоплательщика не обладают, что следует из норм гл. 21 НК РФ (ст. 143 НК РФ) и неоднократно подтверждалось финансовыми органами . Следовательно, формально, с учетом буквального смысла и системного толкования приведенных выше норм законодательства, основания для отражения КПП фактического грузополучателя-обособленного подразделения, отсутствуют. В таком случае законодательство не содержит "неустранимых сомнений, противоречий и неясности" (п. 7 ст. 3 НК РФ), не позволяющих налогоплательщику избрать корректную, соответствующую закону, модель действий: по прямому указанию законодательства в счете-фактуре должен быть проставлен КПП покупателя, а не обособленного подразделения - фактического грузополучателя.

Кроме того, исходя из гражданско-правового содержания заключенных договоров, обособленные подразделения также не могут быть признаны покупателем в том случае, если в них указано, что покупателем выступает именно головная организация. В свою очередь, как указывал Конституционный Суд, для определения налоговых последствий необходимо учитывать их гражданско-правовую основу , т.е. обособленные подразделения как самостоятельные экономические субъекты в договорных отношениях по поставке не участвуют. Отражение КПП обособленного подразделения означало бы, что оно является покупателем товаров, что не соответствует заключенному договору. Разный КПП позволял бы дифференцировать покупателя, но если им с правовой точки зрения является лишь одно лицо (головная организация, как это отражено в договоре), то отражение КПП обособленного подразделения лишено смысла и обусловлено лишь целями "внутреннего" учета перемещения поставленного товара к структурному подразделению покупателя.

Противоречивые разъяснения

Исходя из буквального содержания правил оформления счетов-фактур (ст. 169 НК РФ и Постановления № 1137), следует критически оценивать разъяснения финансовых органов, которые не обладают силой законодательных актов .

Имеющиеся разъяснения Минфина России не восполняют какие-либо пробелы и не устраняют противоречия в законодательстве, а, напротив, порождают неопределенность для налогоплательщиков. Так, анализ официальных разъяснений показывает отсутствие единообразного подхода по рассматриваемому вопросу.

С одной стороны, Минфин России указывал, что "в случае приобретения товаров (работ, услуг) головной организацией для своих подразделений по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП головной организации " (письма от 07.08.2012 г. № 03-07-11/260, от 26.01.2012 г. № 03-07-09/03).

В других разъяснениях изложен противоположный подход. К примеру, в письме от 02.11.2011 г. № 03-07-09/36 отмечено, что "при приобретении товаров (работ, услуг) подразделениями организации по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП соответствующего подразделения ". Аналогичный вывод содержится в письме от 15.05.2012 г. № 03-07-09/55 (эта позиция, как прямо указано в письме от 24.07.2013 г. № 03-07-09/29204, на сегодняшний день не изменилась), при этом Минфин отклонил ссылку на ранее изданное им же разъяснение, указав следующее: "что касается Письма Минфина России от 26.01.2012 N 03-07-09/03, … в соответствии с которым в случае приобретения товаров (работ, услуг) головной организацией для своих подразделений по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП головной организации, то указанное Письмо является ответом на частный запрос налогоплательщика о заполнении указанной строки счета-фактуры при приобретении головной организацией товаров (работ, услуг), которые в дальнейшем подлежат передаче обособленному подразделению " . Данный подход отражен и в ряде более ранних писем Минфина России (2009-2012 гг.).

Вместе с тем такие различия в разъяснениях, представляется, не свидетельствуют о наличии "неустранимых сомнений, противоречий и неясности" (п. 7 ст. 3 НК РФ), поскольку налогоплательщик должен руководствоваться нормами законодательства, по смыслу которых, как было показано выше, указание КПП покупателя не является определяющим реквизитом для целей НДС и в принципе относится только к налогоплательщику-стороне сделки , а не фактическому грузополучателю.

Нужно ли исправлять счета-фактуры?

Что касается необходимости внесения исправлений в счета-фактуры в части отражения КПП, то следует заметить, что в правилах заполнения счетов-фактур указано на то, что исправление счетов-фактур возможно в случае ошибок либо искажений. Вместе с тем, об искажениях и ошибках может идти речь, если законодательство о налогах и сборах с такими ошибками или искажениями связывает наступление каких-либо последствий, т.е. должна быть установлена значимость такого реквизита, его обязательность.

Иными словами, ошибкой/искажением является ситуация, когда в счете-фактуре не отражено то, что должно было быть отражено в соответствии с установленными правилами его заполнения. Если прямая обязанность по отражению именно такого реквизита и в таком порядке отсутствует, то нет и ошибки, а, следовательно, и оснований для внесения исправлений, замены счета-фактуры.

Неверный КПП или его отсутствие в счете-фактуре не препятствуют применению вычета по НДС

Независимо от того, какой КПП проставлен организацией в счете-фактуре, данное обстоятельство не признается в текущей правоприменительной практике как основание для отказа в применении вычетов.

Материалы судебной практики не свидетельствуют о возникновении риска в применении вычетов по налогу, хотя само наличие таких доводов со стороны налоговых органов в принципе свидетельствует, что появление подобных претензий исключить полностью нельзя. Вместе с тем, учитывая позицию судов, вероятность разрешения такого спора в пользу налогоплательщика является высокой.

В частности, отклоняя доводы налоговых органов, суды основываются на том, что ст. 169 НК РФ не предусматривает обязательное указание в счете-фактуре КПП, а, следовательно, неверное указание либо отсутствие КПП не препятствует праву на применение налоговых вычетов .

Такой подход закреплен не только в Определении ВАС РФ от 10.10.2008 г. № 12585/08, но и в практике (последующей и предыдущей) нижестоящих судов, о чем свидетельствуют, к примеру, постановления ФАС Московского округа от 07.09.2011 г. № А40-136255/10-129-436, от 23.04.2009 г. № КА-А40/3582-09, от 22.09.2006 г. № КА-А40/8042-06, ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.03.2008 г. № А33-6296/07-Ф02-967/08, ФАС Северо-Западного округа от 13.04.2007 г. № А42-5675/2006 (Определением ВАС РФ от 03.08.2007 г. № 9457/07 отказано в передаче в Президиум), 9ААС от 18.12.2009 г. № 09АП-24725/2009-АК, 4ААС от 22.04.2010 г. № А19-24868/09 (оставлено без изменения постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2010 г. № А19-24868/09), 13ААС от 09.07.2007 г. № А21-6917/2006 (оставлено без изменения постановлением ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2007 г. № А21-6917/2006), 9ААС от 16.10.2006 г. № 09АП-12910/2006-АК (оставлено без изменения постановлением ФАС Московского округа от 29.12.2006 г. № КА-А40/12851-06) и др.

При этом даже в тех случаях, когда суды соглашаются, что ошибочное отражение либо отсутствие КПП является дефектом, они признают такой дефект счета-фактуры незначительным, не препятствующим применению вычетов по данным счетам-фактурам (постановления 10ААС от 16.11.2011 г. № А41-5915/11, 12ААС от 31.10.2008 г. № А12-8136/08-с29 и др.).

Данная практика сохраняется на протяжении последних лет и является стабильной.

Варианты действий

Таким образом, в ситуациях, когда покупателем по договору поставки является головная организация, а фактическим грузополучателем выступает обособленное подразделение этой организации, в отношении выставляемых счетов-фактур может быть избран один из трех вариантов действий:

Указание КПП головной организации. Такие действия будут формально соответствовать как Постановлению № 1137, так и не будут входить в противоречие с гражданским обязательством (содержанием заключенного договора поставки). Такой подход может быть оправдан ссылками на соответствующие разъяснения Минфина России;

Указание КПП обособленного подразделения. Несмотря на то, что такой подход тоже отражен в ряде писем Минфина России, напрямую он не вытекает из Постановления № 1137;

Указание одновременно двух КПП (обособленного подразделения - фактического получателя товара и головной организации - покупателя по договору) за счет внесения в утвержденную форму счета-фактуры дополнительного реквизита. Такой подход также допускается Минфином России .


В тех случаях, когда законодатель придавал указанию КПП правовое значение, на это прямо указывается в соответствующих нормах НК РФ (в частности, п. 9, 15, 18, 19 ст. 204 НК РФ применительно к акцизам).

Как следует из содержания указанных правил, требования к счету-фактуре в части указания КПП, отраженные в Постановлении, существенно дополняют нормы ст. 169 НК РФ. Вместе с тем, такое противоречие должно разрешаться в пользу ст. 169 НК РФ, чего, как показано далее, в целом придерживаются и суды. Так, к примеру, 4ААС в постановлении от 22.04.2010 г. № А19-24868/09 (оставлено без изменения постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2010 г. № А19-24868/09) указал следующее: "факт неправильного указания кода причины постановки на учет в спорных счетах-фактурах не имеет правового значения для оценки правомерности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 г. № 914 является подзаконным нормативным актом , который, согласно статье 4 Налогового кодекса Российской Федерации, не может дополнять или изменять законодательные акты о налогах и сборах ". В этом русле высказался и ФАС Северо-Кавказского округа, который в постановлении от 04.06.2008 г. № Ф08-3055/2008: "в данной норме [подп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ] отсутствует прямое указание на обязательное отражение в счете-фактуре КПП продавца и покупателя. Требование об обязательном проставлении в счете-фактуре КПП установлено лишь п. 12 постановления Правительства РФ от 16.02.2004 г. № 84 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914": в строках счета-фактуры 2б "ИНН продавца" и 6б "ИНН покупателя" необходимо указывать КПП продавца и покупателя соответственно. Однако статья 169 Налогового кодекса Российской Федерации прямо говорит о том, что невыполнение требований к заполнению счета-фактуры, не предусмотренных пунктами 5 - 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, не является достаточным основанием для отказа в принятии к вычету или возмещению налога на добавленную стоимость. В Налоговый кодекс Российской Федерации изменения о необходимости проставления в счете-фактуре КПП не внесены, основным требованием является лишь проставление наименования, адреса и идентификационного номера налогоплательщика. Следовательно, отсутствие КПП или неправильное его указания не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога, поскольку не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации " (Определением ВАС РФ от 10.10.2008 г. № 12585/08 отказано в передаче в Президиум).

В частности, в письмах Минфина России от 02.11.2011 г. № 03-07-09/36, от 15.05.2012 г. № 03-07-09/55 и др. Также, исходя из п. 5 ст. 174 НК РФ, обособленные подразделения не представляют налоговую декларацию по НДС (такая декларация представляется по месту нахождения головной организации за всю организацию в целом, т.е. без разделения налога по обособленным подразделениям), кроме того гл. 21 НК РФ уплата НДС по месту нахождения обособленных подразделений не предусмотрена. К тому же, в п. 5 ст. 169 НК РФ в качестве реквизита счета-фактуры указано на "идентификационные номера налогоплательщика и покупателя ", т.е. законодатель имеет в виду именно налогоплательщиков-сторон сделки, а не их обособленные подразделения. Во взаимосвязи данные положения законодательства позволяют сделать вывод, что для целей НДС отражение в счете-фактуре именно обособленного подразделения не является юридически значимым.

Так, из правовой позиции, сформулированной в Постановлении от 13.03.2008 г. № 5-П, следует, что налоговые обязательства организаций являются прямым следствием их деятельности в экономической сфере и потому неразрывно с ней связаны; возникновению налоговых обязательств, как правило, предшествует вступление организации в гражданские правоотношения, т.е. налоговые обязательства базируются на гражданско-правовых отношениях либо тесно с ними связаны. Эту правовую позицию КС РФ воспроизводит и в более поздних Постановлениях (в частности, в Постановлении от 01.03.2012 г. № 6-П).


В соответствии с условиями договора поставки товары отгружаются покупателю на условиях самовывоза, то есть товары передаются покупателю на складе организации и дальнейшая их транспортировка осуществляется самим покупателем. В договоре поставки указаны реквизиты покупателя, в том числе адрес, ИНН и КПП головной организации. Но от покупателя поступило письмо с распоряжением о заполнении ТОРГ-12 и счетов-фактур с указанием в них КПП и адреса (в строке "Грузополучатель") обособленного подразделения - склада, куда сам покупатель будет транспортировать приобретенный товар. Правомерно ли требование покупателя?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Учитывая наличие письма от покупателя с уточнением его реквизитов, в счете-фактуре, выставляемом при отгрузке товаров, Вашей организации следует указать КПП обособленного подразделения покупателя (склада). В товарных накладных по форме ТОРГ-12 указывать ИНН и КПП покупателя (грузополучателя и плательщика) нет необходимости.

Дополнительно рекомендуем, с целью застраховать покупателя от возможных претензий со стороны налоговых органов, в рассматриваемом случае в строке "Грузополучатель и его адрес" счета-фактуры отражать оба адреса: фактический адрес обособленного подразделения и юридический адрес покупателя.

Учитывая наличие письма от покупателя с уточнением его реквизитов, считаем, что в соответствующих строках формы ТОРГ-12 продавцу следует указывать адрес обособленного подразделения покупателя (адрес его склада).

Обращаем внимание, что, по мнению налоговой службы, адрес грузополучателя, указанный в счете-фактуре, должен совпадать с адресом, указанным в товарной накладной формы ТОРГ-12.

Обоснование вывода:

Гражданско-правовые отношения

По смыслу ст. 431 ГК РФ направленное в Ваш адрес письмо об указании в счетах-фактурах и товарных накладных реквизитов обособленного подразделения (КПП и адреса склада покупателя) можно рассматривать в качестве документа, уточняющего реквизиты покупателя по договору поставки товаров, тем более что данные уточнения не изменяют существенных условий договора поставки.

Таким образом, можно сделать вывод, что товары приобретаются покупателем через свое .

Правила заполнения формы ТОРГ-12

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется .

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать перечень обязательных реквизитов.

При этом данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственных операций, в том числе о лицах, осуществляющих операции по отправке и приему груза, должны соответствовать фактическим обстоятельствам (постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.2005 N 4047/05).
Поэтому в форме ТОРГ-12 (утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132), составляемой при продаже (отпуске) товарно-материальных ценностей, следует указывать фактических грузополучателей и плательщиков.

Поскольку покупатель забирает товар самостоятельно и Ваша организация не отгружает его в адрес третьих лиц, указанных покупателем, грузополучателем товара в этом случае является покупатель.

В форме ТОРГ-12 не конкретизирован адрес грузополучателя и плательщика, поэтому в ней может быть указан как юридический, так и фактический адрес покупателя (адрес склада). По нашему мнению, при заполнении данных реквизитов следует руководствоваться реквизитами сторон, указанными в договоре поставки.

Однако, учитывая наличие письма от покупателя с уточнением его реквизитов, считаем, что продавцу следует указывать в соответствующих строках формы ТОРГ-12 адрес обособленного подразделения покупателя (адрес его склада).

Отметим, что в унифицированной форме товарной накладной ТОРГ-12 в строках "Грузополучатель" и "Плательщик" должно быть указано: организация, адрес, телефон, факс и банковские реквизиты. Требования об указании ИНН и КПП в этих строках форма ТОРГ-12 не содержит.

Правила заполнения счетов-фактур

Пунктом 2 ст. 169 НК РФ установлено, что должен отвечать требованиям, установленным п.п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ.

Последние поправки в указанные пункты были внесены п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ (далее Закон N 229-ФЗ). Однако тем же законом было установлено, что до утверждения Правительством РФ новой формы счета-фактуры составление и выставление счетов-фактур осуществляются с учетом требований, установленных до вступления в силу Закона N 229-ФЗ (п. 4 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).

Поэтому в настоящее время при заполнении счетов-фактур следует руководствоваться Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила) (смотрите также письмо Минфина России от 12.10.2010 N 03-07-09/46).

НК РФ предписывает указывать в счетах-фактурах ИНН продавца и покупателя (п. 5 и 5.1 ст. 169 НК РФ). В Правилах содержится также требование и об указании КПП.

Как разъясняет Минфин России и налоговая служба, при приобретении товаров (работ, услуг) подразделениями организации по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП соответствующего подразделения (смотрите письма Минфина России от 14.01.2010 N 03-07-09/01, УФНС России по г. Москве от 20.03.2008 N 19-11/026593).

Учитывая наличие письма от покупателя с уточнением его реквизитов, в счете-фактуре, выставляемом при отгрузке товаров, Вашей организации следует указать КПП обособленного подразделения покупателя (склада).

Адрес грузополучателя

Правила требуют указывать в счетах-фактурах полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес. Так как при этом не уточняется, что следует понимать под почтовым адресом, то на основании п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Согласно п. 2 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221, почтовый адрес представляет собой место нахождения пользователя с указанием почтового индекса соответствующего объекта почтовой связи.

В письме от 10.08.2005 N 03-04-11/202 Минфин России указал, что при заполнении показателя строки 4 "Грузополучатель и его адрес" счета-фактуры указывается адрес структурного подразделения организации (склада), куда нужно доставить груз. При этом под грузополучателем следует понимать организацию (ее структурное подразделение) или индивидуального предпринимателя, на склад которых осуществляется фактическая приемка товаров, независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка данных товаров (смотрите также письма Минфина России от 09.11.2006 N 03-04-09/18).

То есть получается, что если получателем является структурное подразделение, то должен быть указан его почтовый адрес.
Аналогичное мнение выражено в письме УФНС России по г. Москве от 24.04.2007 N 19-11/37426.

А в письме от 20.03.2008 N 19-11/026593 УФНС России по г. Москве дополнительно сообщает, что при приобретении материалов, которые направляются на строительные площадки обособленных подразделений, в строке 4 "Грузополучатель и его адрес" указываются "полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес. При этом указание наименования грузополучателя должно соответствовать условиям договора поставки товара".

То есть, если в договоре в качестве грузополучателя указана головная организация, в строку вписывается название головной организации и ее адрес. Если же по условиям договора получателем груза является структурное подразделение, в строке указываются его наименование и почтовый адрес, то есть адрес подразделения, куда доставляется груз.

Таким образом, наименование грузополучателя в счетах-фактурах должно соответствовать условиям договора поставки товара.

В постановлении ФАС Уральского округа от 02.05.2007 N Ф09-3164/07-С2 суд указал, что ст. 169 НК РФ не содержит условия о необходимости указания в графе "Грузополучатель и его адрес" счета-фактуры адреса головной организации при получении товара ее обособленным подразделением.

Однако можно заметить постепенное изменение позиции Минфина России.

Так, если в письме от 14.12.2007 N 03-01-15/16-453 финансовый орган придерживался мнения, что в строке 4 "Грузополучатель и его адрес" указывается адрес покупателя в соответствии с его учредительными документами только в том случае, если покупатель и грузополучатель являются одним и тем же лицом и адрес по месту нахождения покупателя, указанный в учредительных документах, совпадает с почтовым адресом.

То в письме от 26.08.2008 N 03-07-09/24 Минфин России изменил свою позицию, указав в отношении грузоотправителя, что в счете-фактуре необходимо указывать почтовый адрес, содержащийся в учредительных документах организации. При этом финансовый орган добавил, что, по желанию, можно дополнительно отразить почтовый адрес склада, принадлежащего грузоотправителю (читай: грузополучателю) на праве собственности или аренды и с которого (читай: на который) производилась отгрузка (читай: прием) товаров, и это не будет являться основанием для признания счета-фактуры составленным с нарушением установленного порядка.

Арбитражная практика свидетельствует о наличии претензий со стороны налоговых органов как в случаях указания адреса налогоплательщика, содержащегося в учредительных документах (смотрите постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.11.2008 N А33-808/2008, от 10.07.2008 N А19-12735/07-51, ФАС Северо-Западного округа от 12.02.2007 N А56-36691/2006), так и в случаях указания адреса структурного подразделения (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 16.09.2008 N Ф08-5552/2008, ФАС Московского округа от 07.05.2007 N КА-А41/3396-07).

При этом суды во всех случаях поддерживают налогоплательщиков.

Поэтому, чтобы застраховать покупателя от возможных претензий со стороны налоговых органов, в строке "Грузоотправитель и его адрес" рекомендуем отразить два адреса: фактический адрес обособленного подразделения и юридический адрес организации.

Также хотим обратить внимание, что, по мнению налоговой службы, счет-фактура составляется на основании первичного учетного документа - товарной накладной ТОРГ-12. Поэтому при заполнении строки 4 счета-фактуры в части грузополучателя следует указывать данные, отраженные об этом лице в соответствующих строках товарной накладной ТОРГ-12 (смотрите, например, письмо ФНС России от 21.01.2010 N 3-1-11/22).

К сведению:

Налоговой ответственности за неправильное заполнение счетов-фактур для налогоплательщика - продавца товаров НК РФ не предусмотрено.

Что касается вычета НДС у покупателя, то заметим следующее. Ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога (абзац второй п. 2 ст. 169 НК РФ).

Поэтому даже в случае указания в счетах-фактурах "неправильного", с точки зрения налогового органа, КПП или адреса грузополучателя, считаем, что у налогового органа отсутствуют основания для отказа в вычете НДС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, советник налоговой службы II ранга Варламова Виктория

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Учитывая, что некоторые субъекты предпринимательства могут быть зарегистрированы в налоговой службе по двум КПП, зачастую возникает вопрос о том, какой необходимо указывать КПП крупнейшего налогоплательщика в счет-фактуре при его формировании.

Рассмотрим понятие, особенности, структуру КПП, и особенности формирования счета-фактуры для предприятий с данным статусом.

КПП крупнейшего налогоплательщика: понятие и особенности постановки на учет

Постановку на учет в налоговой в качестве крупнейшего налогоплательщика регламентирует п. 1ст.83 НК РФ и Приложение к Приказу Минфина РФ № 85н от 11.07.2005 года, согласно которым такие организации регистрируются:

  • в межрегиональной ФНС, где предприятию присваивается соответствующий код причины постановки (КПП) . Присвоенный идентификатор определяет:
  • причину постановки субъекта на налоговый учет;
  • принадлежность к конкретной региональной налоговой инспекции.
  • по месту дислокации непосредственно самой организации, и принадлежащего ей и недвижимого имущества и ТС.

Таким образом, если находящееся в распоряжении крупнейшего налогоплательщика имущество зарегистрировано одновременно в нескольких региональных отделениях ФНС, КПП в качестве крупнейшего налогоплательщика у организации будет более двух – для каждого из его обособленных структур собственный, присваиваемый налоговым органом, на подведомственном участке которого находится каждый из множественных объектов.

КПП крупнейшего налогоплательщика: где посмотреть присвоенный код

В подтверждение факта регистрации организации выдается уведомление, в котором указан присвоенный плательщику КПП. Документ должен быть составлен по форме № 9-КНУ, утвержденной приказом ФНС РФ № САЭ-3-09/178@ от 26.04.2005 года.

Однако не всегда данное уведомление может оказаться под рукой. Как узнать КПП крупнейшего налогоплательщика в этом случае?

По ИНН , присвоенному субъекту предпринимательства – на официальном сайте ФНС РФ или специальных онлайн-сервисах, введя ИНН организации можно получить регистрационные данные искомого объекта.

Структура кода

Девятизначная структура КПП крупнейшего налогоплательщика, формируется четырьмя информационными блоками:

  • блок 1
  • первые два цифровых символа – неизменное значение «99», демонстрируют что идентификатор присвоен именно крупнейшему налогоплательщику, а компания поставлена на налоговый учет в Межрегиональной инспекции в данном статусе;
  • блок 2
  • третья и четвертая цифры – указывают на конкретный налоговый орган, в котором произведена регистрация. Третий в значении кода символ – «7», неизменный. Указывает на то, что регистрацию провел межрегиональный налоговый орган. Четвертый символ – изменяемый, и демонстрирует номер, присвоенный межрегиональной НИ. Т.е.: значение «71» в блоке 2 читается следующим образом: крупнейший налогоплательщик прошел регистрацию в Межрегиональной ИФНС № 1;
  • блок 3
  • цифровые символы на пятой и шестой позиции определяют признак отнесения к группе крупнейших налогоплательщиков. В коде-индентификаторе это статичное значение «50»;
  • блок 4
  • с седьмой по девятую цифру кода. Изменяемое значение, встречающееся в таких вариантах:
  • «001» – указывает на то, что плательщик поставлен на налоговый учет по месту дислокации;
  • «006 – 008» – присваиваются налогоплательщикам, поставленным на учет по месту регистрации находящихся в ее собственности недвижимого имущества, или ТС;
  • «002 – 005», «031» и «032» – указывают на регистрацию субъекта по месту региональной принадлежности его обособленных объектов.

Используя приведенную структуру, приведем пример дешифрации наиболее распространенного кода 997650001 КПП крупнейшего налогоплательщика:

  1. Субъект предпринимательства зарегистрирован в качестве крупнейшего налогоплательщика межрегиональной ИФНС № 5, отнесен к данной группе в соответствии со справочником ФНС, и поставлен на учет в данном статусе по месту своего расположения.

Какой КПП указывать в счет-фактуре?

Зачастую возникают вопросы, связанные с формированием счетов-фактур организацией, зарегистрированной, как крупнейший налогоплательщик, какой КПП указывать в соответствующих информационных полях данного документа?

Ответ на этот вопрос однозначен: заполняя счет-фактуру в строку «2 б » следует вписывать КПП, присвоенный субъекту предпринимательства, как крупнейшему налогоплательщику (т.е. – идентификатор, присвоенный межрегиональной инспекцией), а в строке «3» – адрес регистрации, согласно местонахождения.

Данный вывод нашел свое обоснование в письме Минфина № 03-07-09/49236 от 20.08.2015 года. В нем указано, что субъекты хозяйствования, зарегистрированные в качестве крупнейших налогоплательщиков, предоставляют декларацию по НДС непосредственно в тот налоговый орган, где он был поставлен на учет в этом статусе, и для продуктивного администрирования по данному виду налога именно КПП, присвоенный в межрегиональной ФНС следует использовать при формировании счета-фактуры.