Условия для усн в году. Условия применения усн

Сайт.

Пасха - когда будет в 2020 году:


Пасха , также называемая Светлым Христовым Воскресением, является самым важным событием церковного календаря 2020 года.

Дата Пасхи переходящая, поскольку рассчитывается по лунно-солнечному календарю. Ежегодно Воскресение Иисуса Христа празднуют в первое воскресенье после полнолуния, следующего за Днем весеннего равноденствия. У католиков и у православных христиан числа празднования обычно различаются, поскольку в православии расчет ведется в соответствии с юлианским календарем.

Пасха 2020 года в православной церкви будет отмечаться 19 апреля 2020 года , а у католиков неделей ранее - 12 апреля 2020 года .

Даты, когда будет православная и католическая Пасха в 2020 году:
* 19 апреля 2020 г. - у православных верующих.
* 12 апреля 2020 г. - у католиков.

Описание праздника и традиции встречи:

Пасха установлена в честь Воскресения Иисуса Христа и является древнейшим и самым главным праздником у христиан. Официально праздновать Пасху начали во втором веке нашей эры.

Как в православии, так и в католицизме, Пасха всегда приходится на воскресенье.

Предшествует Пасхе 2020 года Великий пост, который начинается за 48 дней до Светлого праздника. А спустя 50 дней отмечают Троицу.

К популярным дохристианским обычаям, дошедшим и до наших дней, можно отнести крашение яиц, изготовление куличей и творожных пасок.


Пасхальные угощения освящаются в церкви в субботу, накануне Пасхи 2020 года, либо после службы в сам день Праздника.

Приветствовать друг друга на Пасху следует словами "Христос Воскресе", а отвечать - "Воистину Воскресе".

Для российской команды это будет уже четвертая игра в рамках данного отборочного турнира. Напомним, в предыдущих трех встречах Россия "на старте" уступила Бельгии со счетом 1:3, а после одержала две сухие победы - над Казахстаном (4:0) и над Сан-Марино (9:0). Последняя победа явилась самой крупной за всё время существования российской сборной по футболу.

Что касается предстоящей встречи, то по мнению букмекеров фаворитом в ней является сборная России. Киприоты объективно слабее россиян, и ничего хорошего островитянам от предстоящего матча ждать не приходится. Однако, надо учитывать что команды ранее никогда не встречались, и посему нас могут ожидать неприятные сюрпризы.

Встреча Россия - Кипр состоится 11 июня 2019 года в Нижнем Новгороде на стадионе с одноименным названием, построенном к чемпионату мира по футболу 2018 года. Начало матча - 21:45 по московскому времени .

Где и во сколько играю сборные России и Кипра:
* Место проведения матча - Россия, г. Нижний Новгород.
* Время начала игры - 21:45 мск.

Где смотреть прямую трансляцию Россия - Кипр 11 июня 2019 года:

В прямом эфире встречу сборных России и Кипра покажут каналы "Первый" и "Матч Премьер" . Время начала прямого включения из Нижнего Новгорода - 21:35 мск.

В данной встрече победа России абсолютно ожидаема .

Карликовая сборная Сан-Марино является аутсайдером группы. Ничего сверхъестественного от санмаринцев в предстоящей игре букмекеры не ждут, предлагая на их победу ставки с коэффициентами 100-185, против ставки на победу сборной России в 1,01.

За прошедшие 12 лет российская сборная трижды встречалась с соперниками столь низкого уровня, и одержала три уверенные сухие победы. Россияне дважды побеждали сборную Андорры со счётом 6:0 и 4:0, и один раз сборную Лихтенштейна (4:0). Кстати, самую крупную победу за историю своего существования футбольная сборная России одержала именно над Сан-Марино 7 июня 1995 года со счётом 7:0.

Начнется отборочный матч ЧЕ-2020 по футболу Россия - Сан-Марино 8 июня 2019 года в 19:00 по московскому времени . В прямом эфире встречу покажут "Первый канал" и "Матч Премьер" .

Во сколько начнется отборочный матч ЕВРО-2020 Россия - Сан-Марино 8 июня 2019 г., где смотреть:
* Время начала - 19:00 мск.
* Каналы: "Первый" и "Матч Премьер".

Платить вместо нескольких налогов единый , к тому же по существенно меньшей ставке, могут те, кто перешел на упрощенную систему налогообложения. Сделать такой выбор вправе не все. Да и те, кому это удалось, то есть кто уже перешел на упрощенку, должны соблюдать определенные условия. Разобраться во всех требованиях и ограничениях, чтобы не потерять право на выгодный спецрежим, поможет эта рекомендация.

Возможность применять упрощенку зависит от двух факторов. Первый - это характер деятельности. А второй - стоимостные и количественные показатели организации или предпринимателя. Полный перечень тех, кому перейти на упрощенку не удастся, приведен в таблице .

Характер деятельности

Некоторым организациям и предпринимателям прямо запрещено применять упрощенку. Например, когда их деятельность связана со страхованием, микрофинансированием или производством подакцизных товаров.

Ситуация: можно ли применять упрощенку, если у организации (автономного учреждения) есть обособленные подразделения ?

Да, можно. Но только если обособленные подразделения не являются филиалами. Наличие представительств с 2016 года не препятствует применению упрощенки.

Налоговый кодекс прямо запрещает применять упрощенку организациям (автономным учреждениям), у которых есть филиалы. При этом запрета вообще для всех, у кого есть обособленные подразделения, нет (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Понятие «обособленное подразделение » включает в себя понятие «филиал». Но филиалами состав обособленных подразделений не ограничивается. У организации могут быть и другие обособленные подразделения: представительства, дополнительные офисы, склады и т. д.

А как отличить филиал от других обособленных подразделений? Во-первых, сведения о филиалах обязательно заносят в ЕГРЮЛ. Прочие обособленные подразделения в реестр не записывают. Однако учтите, уведомить налоговую инспекцию и фонды нужно при создании любого подразделения.

Во-вторых, важно, как формально в документах поименовано то или иное подразделение. Если записи о том, что создан филиал, нет, то признать подразделение таковым нельзя.

В-третьих, для подразделений четко определено, какой функционал они могут выполнять. Так, филиал открывают, когда хотят предоставить подразделению все функции головной организации или автономного учреждения. Остальные подразделения наделяют другим более «узким» функционалом.

Все это следует из статьи 11, п. 1, 4 статьи 83 и пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, статьи 55 Гражданского кодекса РФ.

Аналогичная точка зрения выражена и в письмах Минфина России от 29 июня 2009 г. № 03-11-06/3/173, от 23 января 2006 г. № 03-01-10/1-14. В настоящее время этими письмами можно руководствоваться в части, не противоречащей подпункту 1 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Условия применения УСН

По общему правилу применять упрощенку могут только те, у кого соблюдены следующие количественные и стоимостные ограничения:

  • средняя численность сотрудников за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
  • остаточная стоимость основных средств не превышает 100 000 000 руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Названные условия должны соблюдать как те, кто уже применяет упрощенку, так и те, кто только собирается перейти на этот режим (п. 4.1 ст. 346.13, п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Лимит дохода для тех, кто хочет перейти на УСН

Начиная с 2014 года лимит доходов для перехода на упрощенку (45 000 000 руб.) ежегодно индексируют на коэффициент-дефлятор

Предельную величину доходов для перехода на упрощенку со следующего года определяйте по формуле:

Например, предельная величина доходов за девять месяцев 2016 года, которая позволит применять упрощенку начиная с 2017 года, составляет 59 805 000 руб. (45 000 000 руб. × 1,329).

Это следует из положений пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

В расчет включите выручку (доходы) от реализации и внереализационные доходы за вычетом НДС и акцизов. Такие правила установлены статьей 248 и пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Если применяете общую систему налогообложения и платите ЕНВД, то доходы, полученные от вмененной деятельности, в расчет не включайте. При расчете лимита учитывайте только те доходы, которые облагают налогом на прибыль. Причем в состав этих доходов не включайте суммы прибыли контролируемых иностранных компаний, дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, с которых налог на прибыль рассчитывают по специальным ставкам (п. 4 ст. 346.12, подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Вновь созданные организации и впервые зарегистрированные предпринимателипри определенных условиях вправе применять упрощенку с даты постановки на налоговый учет (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Поскольку до регистрации такие организации (предприниматели) никакой деятельности не вели, ограничение по предельной величине доходов на них не распространяется.

Пример, как определить лимит доходов, ограничивающий переход на упрощенку

ООО «Альфа» занимается оптовой и розничной торговлей. В отношении розничной торговли организация применяет ЕНВД. С оптовых операций организация платит налоги по общей системе налогообложения.

С 1 января 2017 года «Альфа» планирует перейти на упрощенку. По данным налогового учета, за девять месяцев 2016 года выручка от реализации составила:

  • оптовая торговля - 22 000 000 руб. (без НДС);
  • розничная торговля - 5 000 000 руб.

Сумма внереализационных доходов, полученных организацией за девять месяцев 2016 года, составляет 1 000 000 руб.

Общая сумма доходов, которые учитываются при определении лимита для перехода на упрощенку с 1 января 2017 года, равна:
22 000 000 руб. + 1 000 000 руб. = 23 000 000 руб.

Эта величина не превышает предельного показателя:
23 000 000 руб. < 59 805 000 руб.

При соблюдении ограничений по численности работающих и по остаточной стоимости основных средств «Альфа» вправе перейти на упрощенку с 1 января 2017 года.

Контролировать соблюдение лимита доходов нужно и тем, кто уже применяет упрощенку.

Лимит дохода для тех, кто уже применяет УСН

Начиная с 2014 года лимит доходов для дальнейшего применения спецрежима - 60 000 000 руб., ежегодно индексируют на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Ранее установленные коэффициенты-дефляторы при индексации не учитывают.

Предельную величину доходов, которая позволяет применять упрощенку в течение года, определяйте по формуле:

Например, в 2016 году налогоплательщик может применять упрощенку до тех пор, пока его доходы не превысят 79 740 000 руб. (60 000 000 руб. × 1,329).

Это следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

Доходы определяйте на основании показателей налогового учета. То есть по данным, отраженным в книге учета доходов и расходов. При расчете суммы предельного дохода учитывайте:

  • доходы от реализации , которые определяют согласно статье 249 Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
  • внереализационные доходы , которые признают согласно статье 250 Налогового кодекса РФ (абз. 3 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
  • поступившие авансы, если до перехода на упрощенку рассчитывали налог на прибыль методом начисления (подп. 1 п. 1 ст. 346.25 НК РФ).

Посредники - комиссионеры, агенты, поверенные при расчете предельного дохода учитывают только суммы вознаграждений, полученных по договорам комиссии или агентским договорам. Заказчики - комитенты и принципалы - включают в расчет предельной величины доходов всю выручку от реализации, не уменьшая ее на суммы посреднических вознаграждений. Об этом сказано в письме Минфина России от 7 октября 2013 г. № 03-11-06/2/41436.

Определяя лимит, не нужно учитывать следующие доходы:

  • от деятельности, переведенной на ЕНВД. Это связано с тем, что лимит доходов, при превышении которого налогоплательщик теряет право на применение спецрежима, установлен только в отношении доходов, полученных от деятельности на упрощенке (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ);
  • те, что были получены в момент применения упрощенки, но учтенные при расчете налога на прибыль до перехода на упрощенку (для налогоплательщиков, перешедших на упрощенку с общей системы налогообложения) (подп. 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ);
  • те, которые предусмотрены статьей 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ);
  • поступления от контролируемых иностранных компаний , дивиденды и проценты по государственным (муниципальным) ценным бумагам, которые облагаются налогом на прибыль (подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, письмо Минфина России от 5 октября 2011 г. № 03-11-06/2/137);
  • начисленные (признанные в бухучете), но фактически не полученные налогоплательщиком (например, арендная плата, не поступившая на расчетный счет, или имущество, которое не было передано контрагентом по бартерному договору) (п. 1 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина России от 1 июля 2013 г. № 03-11-06/2/24984).

Точно так же контролировать предельный размер доходов должны вновь созданные организации (впервые зарегистрированные предприниматели), которые применяют упрощенку с даты постановки на налоговый учет. Если продолжительность первого налогового периода у таких плательщиков меньше года (например, если предприниматель впервые зарегистрировался в апреле), уменьшать предельно допустимую величину доходов пропорционально фактически отработанному времени не нужно. В течение первого года деятельности они могут применять упрощенку до тех пор, пока объем полученных доходов не превысит сумму 60 000 000 руб., увеличенную с учетом коэффициента-дефлятора. Аналогичные разъяснения есть в письме Минфина России от 15 января 2007 г. № 03-11-04/2/10.

Пример, как определить лимит доходов, ограничивающий применение упрощенки коммерческой организацией

ООО «Альфа» занимается оптовой и розничной торговлей. С розничной торговли «Альфа» платит ЕНВД. В отношении оптовых операций с 1 января 2016 года организация применяет упрощенку.

За девять месяцев 2016 года «Альфой» получены следующие доходы:

  • 30 000 000 руб. - выручка от реализации в оптовой торговле;
  • 18 000 000 руб. - выручка от реализации в розничной торговле;
  • 9 000 000 руб. - внереализационные доходы;
  • 6 000 000 руб. - авансы, полученные в период применения общей системы налогообложения.

Сумма доходов, которая учитывается для определения возможности применения упрощенки в IV квартале 2016 года, составляет:
30 000 000 руб. + 9 000 000 руб. + 6 000 000 руб. = 45 000 000 руб.

Эта сумма не превышает предельной величины, ограничивающей применение упрощенки (79 740 000 руб.). Все остальные показатели, влияющие на применение упрощенки, «Альфой» не нарушены. Значит, организация вправе оставаться на этом спецрежиме.

В IV квартале 2016 года доходы составили:

  • 23 000 000 руб. - выручка от реализации в оптовой торговле;
  • 1 500 000 руб. - выручка от реализации в розничной торговле;
  • 13 000 000 руб. - внереализационные доходы.

Доход организации за 2016 год бухгалтер определил так:
45 000 000 руб. + 23 000 000 руб. + 13 000 000 руб. = 81 000 000 руб.

Поскольку в IV квартале общая сумма доходов, исчисленная нарастающим итогом с начала года, превысила предельный уровень (79 740 000 руб.), с 1 октября 2016 года организация утратила право на применение упрощенки.

Ситуация: можно ли применять упрощенку, если суммарный доход от деятельности, часть которой переведена на ЕНВД, превысил предельную величину (в 2016 году - 79 740 000 руб.) ?

Да, можно. Главное, чтобы предельную величину не превысили доходы, полученные в рамках деятельности на упрощенке.

Ведь при расчете лимита доходы от деятельности на ЕНВД не учитывают. В расчет берут те, что получены от части бизнеса на упрощенке. При этом предельную величину доходов определяют в общеустановленном порядке .

И вот если доход от деятельности на упрощенке превысит установленный предел, тогда придется перейти на общий режим. В 2016 году предельная величина доходов для тех, кто уже применяет упрощенку, составляет 79 740 000 руб.

Все это следует из пункта 4 статьи 346.12 и пункта 4 статьи 346.13, статей 346.15, 346.17 и подпунктов 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.

Пример определения предельной величины доходов, при превышении которой организация теряет право на применение упрощенки. Организация применяет УСН и ЕНВД по одному виду деятельности

Организация «Альфа» оказывает услуги общепита в двух кафе. Площадь залов обслуживания посетителей: в кафе № 1 - 70 кв. м, в кафе № 2 - 200 кв. м.

В отношении деятельности кафе № 1 организация применяет ЕНВД, в отношении деятельности кафе № 2 - УСН.

Доходы от деятельности по оказанию услуг общепита за девять месяцев текущего года составили:
- кафе № 1 - 30 000 000 руб.;
- кафе № 2 - 50 000 000 руб.

В целом доход от деятельности по оказанию услуг общепита составил 80 000 000 руб. Это больше, чем 79 740 000 руб. Однако для целей проверки правомерности применения УСН данное превышение значения не имеет.

В расчет предельной величины, при превышении которой организация теряет право на применение упрощенки, бухгалтер включил только доходы от деятельности кафе № 2 в сумме 50 000 000 руб. То есть доходы, полученные в рамках той части услуг общепита, в отношении которой «Альфа» применяет УСН.

Так как доходы кафе № 2 не превышают 79 740 000 руб., организация может продолжать применять упрощенку по этой части своего бизнеса.

Ситуация: нужно ли учитывать доходы присоединенной организации, подсчитывая лимит для подтверждения права применять УСН после реорганизации ?

Да, нужно.

Дело в том, что доходы присоединенной организации после реорганизации становятся доходами реорганизованной компании. Новое юридическое лицо при этом не образуется. Присоединенная организация прекращает свою деятельность, а ее права и обязанности переходят к реорганизованной. Это следует из пункта 4 статьи 57 и пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса РФ.

Если с учетом доходов присоединенной организации общая их сумма c начала года будет больше действующего лимита - в 2016 году это 79 740 000 руб., то от УСН придется отказаться . Перейти на другой режим налогообложения такая организация должна будет с начала квартала, в котором завершилась реорганизация. Это следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 16 июня 2009 г. № 03-11-06/2/104, от 7 сентября 2005 г. № 03-11-04/2/70.

Реорганизацию считают завершенной в момент, когда в ЕГРЮЛ внесена запись о том, что присоединенная организация прекратила свою деятельность (абз. 2 п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Пример расчета показателей для применения УСН после реорганизации в форме присоединения

В ООО «Альфа» прошла реорганизация в форме присоединения. К организации присоединилось ООО «Торговая фирма "Гермес"». Обе организации до реорганизации применяли УСН. До реорганизации (на момент присоединения) у организаций были следующие показатели:

20 октября в ЕГРЮЛ внесена запись о том, что ООО «Торговая фирма "Гермес"» прекратило свою деятельность. По состоянию на 20 октября доходы «Альфы» с учетом доходов «Гермеса», полученных до реорганизации, составили 86 100 000 руб. (55 800 000 руб. + 30 300 000 руб.). Поскольку эта сумма превышает установленную предельную величину, с 1 октября «Альфа» теряет право на применение УСН.

Численность сотрудников

Применять упрощенный режим налогообложения можно, только когда средняя численность сотрудников не превышает 100 человек. Для тех, кто собирается перейти на упрощенку, численность определяют за девять месяцев года, предшествующих переходу. Для тех же, кто уже на спецрежиме, показатель нужно проверять за каждый налоговый (отчетный) период. То есть не реже чем раз в квартал (подп. 15 п. 3 ст. 346. 12, п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Среднюю численность сотрудников определяйте, руководствуясь указаниями, утвержденными приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428 (указания по заполнению формы № П-4).

В среднюю численность сотрудников включайте:

  • среднесписочную численность сотрудников;
  • среднюю численность внешних совместителей;
  • среднюю численность сотрудников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

При расчете средней численности не учитывайте граждан, работающих на основании авторских договоров, а также внутренних совместителей (письмо Минфина России от 16 августа 2007 г. № 03-11-04/2/199).

Если эти условия не соблюдаются в организации или автономном учреждении, которые только планируют перейти на упрощенку, то они имеют право на такой переход лишь в одном случае: если к моменту перехода на спецрежим нарушения будут устранены.

В частности, коммерческая организация может перейти на упрощенку, если:

  • средняя численность сотрудников за девять месяцев года, предшествующего переходу, превышала 100 человек, но к 1 января следующего года этот показатель был сокращен до 100 человек и менее (письмо Минфина России от 25 ноября 2009 г. № 03-11-06/2/248);
  • на дату подачи уведомления о переходе на упрощенку доля участия других организаций в ее уставном капитале превышала 25 процентов, но к 1 января года перехода в учредительные документы были внесены необходимые изменения и размер доли стал удовлетворять установленным требованиям (письма Минфина России от 25 декабря 2015 г. № 03-11-06/2/76441, от 29 января 2010 г. № 03-11-06/2/10).

Право на применение упрощенной системы налогообложения есть не у всех. Однако, чтобы перейти на нее, достаточно уведомить о своем желании налоговый орган. Как сделать это правильно и какое влияние на это оказывает годовой отчет, можно узнать из данной статьи.

Упрощенная система налогообложения представляет собой специальный налоговый режим, подразумевающий под собой особый порядок исчисления и уплаты налогов. УСН была специально разработана для субъектов малого и среднего бизнеса. Поэтому при регистрации новой организации или ИП можно заявить о своем желании применять эту систему. Также перейти на упрощенный режим можно по итогам отчетного периода, отработанного на общей системе налогообложения или ином специальном режиме. И в том и в другом случае потребуется направить в Федеральную налоговую службу по месту регистрации информационное письмо, в котором, помимо обоснования своего перехода на УСН, следует указать способ исчисления налога - "доходы" или "доходы минус расходы". Рассмотрим подробнее, как выполнить все эти этапы и каким образом на право использования УСН могут повлиять данные из годового отчета.

Кто имеет право перейти на УСН

Для того, чтобы применять УСН, необходимо соблюдать несколько несложных условий:
  • численность сотрудников не должна превышать 100 человек;
  • годовой доход не должен превышать 60 млн рублей (для организаций в силу статьи 346.12 НК РФ доход за 9 месяцев не должен превышать 45 млн рублей);
  • остаточная стоимость основных средств на балансе не может превышать 100 млн рублей;
  • доля участия других юридических лиц в организации не может превышать 25%;
  • у организации не должно быть филиалов;
  • нельзя заниматься финансовой деятельностью, страхованием и инвестициями;
  • нельзя вести нотариальную или адвокатскую практику.
Очевидно, что соблюдение большинства из этих условий налоговики могут проверить только на основании отчета налогоплательщика. Поэтому направить уведомление о применении упрощенной системы налогообложения действующие организации и индивидуальные предприниматели имеют право по итогам текущего отчетного периода, со следующего календарного года, как это определено в статье 346.13 НК РФ. При этом уведомить налоговую службу о своем желании необходимо не позднее 31 декабря текущего года. Также следует отметить, что уведомление о применении другого режима при переходе с ЕНВД можно направлять с начала того месяца, в котором закончилась обязанность по уплате единого налога. Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ. Новые организации и предприниматели могут не соблюдать эти требования. У них есть право подать заявление УСН при регистрации ИП или юридического лица. При этом, если новый налогоплательщик сразу не смог определиться с выбором системы налогообложения, у него есть возможность обдумать свое решение в течение 30 дней.

Как уведомить налоговую службу о переходе на УСН

В рамках упрощенной системы налогоплательщик может самостоятельно выбрать себе объект налогообложения. В силу статьи 346.14 НК РФ это могут быть "доходы" или "доходы минус расходы". Указать выбранный способ учета необходимо в уведомлении о переходе на УСН. Примечательно, что до 2014 года включительно, действовала строго определенная форма заявления УСН при регистрации ИП или организации. Она была утверждена приказом ФНС России №ММВ-7-3/ от 2 ноября 2012 года. Начиная с 2015 года уведомление о применении упрощенной системы налогообложения можно подавать в ФНС как в данной, теперь рекомендованной форме № 26.2-1, так и в произвольной форме. Нарушением это не является. Налоговая инспекция не должна направлять уведомление о возможности применения специального режима. Если налогоплательщик просто поставил ее в известность о своем желании перейти на УСН, то этого будет достаточно. То есть все риски от этого шага необходимо оценить самостоятельно. Потому что, если в ходе проверки в дальнейшем выяснится, что права на "упрощенку" не было, ФНС доначислит все налоги по общей системе налогообложения и применит штрафные санкции. Чтобы этого избежать, если заявление подается не при регистрации ИП или юрлица, можно запросить в налоговой службе информационное письмо по форме № 26.2-7 о возможности применять спецрежим в виде УСН. Такое письмо налоговики обязаны направить в течение 30 календарных дней после получения письменного запроса налогоплательщика в произвольной форме. Следует помнить, что переход на "упрощенку" возможен только на весь налоговый период, которым признается календарный год. При этом налогоплательщик может утратить такое право в течение года. В этом случае он будет обязан исчислить все налоги, подлежащие уплате на общей системе, с начала налогового периода. Отчитаться по УСН и оплатить налог обязаны все организации и ИП. Юридические лица должны отчитаться и оплатить налог до 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, а ИП должны направить свои декларации не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. От редакции: подробную информацию про УСН можно найти в

Если организация, применяющая общую систему налогообложения, удовлетворяет всем критериям , которые предъявляются к будущим субъектам упрощенки, со следующего календарного года она может перейти на этот специальный налоговый режим.

Уведомление о переходе на упрощенку

Перед тем как перейти на упрощенку, в налоговую инспекцию, где зарегистрирована организация, подайте уведомление о переходе на УСН. Об этом сказано в пункте 1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ. Рекомендуемая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829.

По общему правилу уведомить инспекцию нужно не позднее 31 декабря года, предшествующего году, с которого организация будет применять упрощенку. В уведомлении нужно указать:

  • выбранный объект налогообложения;
  • остаточную стоимость основных средств;
  • размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего году начала применения УСН.

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

Организации, не уведомившие налоговую инспекцию о решении перейти с общей на УСН в установленный срок, применять этот спецрежим не вправе (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Налоговая база переходного периода

Перед началом перехода на УСН необходимо сформировать налоговую базу переходного периода. Порядок ее определения зависит от того, как организация рассчитывала налог на прибыль:

  • методом начисления;
  • кассовым методом.

Особые правила формирования налоговой базы переходного периода установлены только для организаций, которые определяли доходы и расходы методом начисления. Это следует из положений пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.

Доходы

В состав «переходных» доходов такие организации должны включить незакрытые авансы, полученные в периоде применения общей системы налогообложения. Это объясняется тем, что при методе начисления доходы нужно отражать на дату реализации товаров (работ, услуг). Дата оплаты на величину доходов не влияет (п. 3 ст. 271 НК РФ). При упрощенке действует кассовый метод. При нем доходы формируются по мере поступления оплаты независимо от даты реализации товаров (работ, услуг), в счет которой она получена. Такие правила предусмотрены пунктом 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Авансы, полученные в счет предстоящих поставок в периоде применения общей системы налогообложения, включите в базу по единому налогу по состоянию на 1 января года, в котором организация начинает применять упрощенку (подп. 1 п. 1 ст. 346.25 НК РФ). При этом учитывайте , полученного в составе авансов.

В дальнейшем авансы, полученные до перехода на упрощенку, нужно учитывать при определении предельного объема выручки, которым ограничено применение спецрежима. Это следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 и подпункта 1 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.

В 2016 году предельный объем выручки, позволяющий применять упрощенку, с учетом коэффициента-дефлятора составляет 79 740 000 руб. (60 000 000 руб. × 1,329) (п. 4 и 4.1 ст. 346.13 НК РФ).

Пример учета авансов, полученных организацией до перехода на упрощенку с общей системы налогообложения

ООО «Альфа» занимается оптовой торговлей. В 2015 году организация применяла общую систему налогообложения, с 1 января 2016 года перешла на упрощенку. На дату перехода в учете «Альфы» отражены незакрытые авансы, полученные в счет предстоящих поставок, на общую сумму 7 000 000 руб. (без НДС).

В 2016 году на расчетный счет организации поступила выручка в размере 60 000 000 руб., в том числе:

  • в I квартале – 16 000 000 руб.;
  • во II квартале – 20 000 000 руб.;
  • в III квартале – 10 000 000 руб.;
  • в IV квартале – 14 000 000 руб.

В 2016 году бухгалтер «Альфы» определяет предельный уровень доходов, позволяющий применять упрощенку, в соответствии с пунктами 4 и 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ. То есть ориентируется на показатель 79 740 000 руб.

С учетом авансов переходного периода доход «Альфы» составил:

  • по итогам I квартала – 23 000 000 руб. (7 000 000 руб. + 16 000 000 руб.);
  • по итогам полугодия – 43 000 000 руб. (23 000 000 руб. + 20 000 000 руб.);
  • по итогам девяти месяцев – 53 000 000 руб. (43 000 000 руб. + 10 000 000 руб.);
  • по итога м года – 67 000 000 руб. (53 000 000 руб. + 14 000 000 руб.).

Таким образом, в течение всего года «Альфа» соблюдала установленное ограничение по объему доходов и сохраняла за собой право на применение упрощенки.

Дебиторская задолженность покупателей, сложившаяся за время применения общей системы налогообложения, налоговую базу переходного периода не увеличивает. При методе начисления выручка включается в состав доходов по мере отгрузки (п. 1 ст. 271 НК РФ). Следовательно, однажды она уже была учтена при налогообложении. Суммы, поступающие в счет погашения дебиторской задолженности после перехода на упрощенку, повторно включать в налоговую базу не нужно. Это следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.

Пример учета сумм, поступающих в погашение дебиторской задолженности, которая сложилась в периоде применения общей системы налогообложения. Организация применяет упрощенку. До перехода на упрощенку организация рассчитывала налог на прибыль методом начисления

По условиям договора покупатель оплачивает оборудование, поставленное ООО «Альфа», в два этапа:

  • 50 процентов – предоплата при подписании договора в ноябре 2015 года;
  • 50 процентов – в течение 15 дней после окончания монтажа и проверки оборудования.

Стоимость оборудования – 260 000 руб. (без НДС).

Акт приема-передачи смонтированного и проверенного оборудования подписан 31 декабря 2015 года. В 2015 году «Альфа» рассчитывала налог на прибыль методом начисления. В декабре 2015 года всю выручку от реализации оборудования (260 000 руб.) бухгалтер организации включил в состав доходов. С 1 января 2016 года «Альфа» перешла на упрощенку. 14 января на расчетный счет организации поступила вторая часть платежа за оборудование (130 000 руб.). При расчете единого налога за I квартал 2016 года бухгалтер «Альфы» не учел эту сумму в качестве дохода.

Расходы

В состав «переходных» расходов организации, применявшие метод начисления, должны включить непризнанные расходы, оплаченные в периоде применения общей системы налогообложения. Это объясняется тем, что при методе начисления расходы учитываются на дату их осуществления (п. 1 ст. 272 НК РФ). Дата оплаты на дату признания расходов не влияет. При упрощенке действует кассовый метод (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). При нем расходы формируются по мере их оплаты. Причем для признания некоторых видов затрат установлены дополнительные условия .

Авансы, выданные в период применения общей системы налогообложения в счет предстоящих поставок (без НДС), включайте в базу по единому налогу на дату поступления товаров (работ, услуг). При этом учитывайте ограничения, связанные со списанием покупных товаров и основных средств . Оплаченные, но непризнанные расходы включайте в состав затрат по мере выполнения условий, при которых они уменьшают налоговую базу по единому налогу. Такие правила предусмотрены подпунктом 4 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли организации на упрощенке учесть расходы на аренду? Аренда оплачена авансом на несколько лет вперед в период применения ОСНО (до перехода на спецрежим) /

Да, можно.

Расходы на аренду офиса, которые организация оплатила, применяя метод начисления, при расчете единого налога учитываются на дату их осуществления (подп. 4 п. 1 ст. 346.25 НК РФ). Налоговую базу уменьшайте ежемесячно по мере фактического получения услуг по договору аренды. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 14 ноября 2005 г. № 03-11-04/2/132.

Пример учета расходов на аренду, оплаченных до перехода на упрощенку. Организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами

ООО «Альфа» арендует помещение под офис. Договор аренды заключен на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2017 года включительно (24 месяца). Сумма арендной платы за весь срок действия договора составляет 480 000 руб.

В декабре 2015 года «Альфа» применяла общую систему налогообложения и рассчитывала налог на прибыль методом начисления. В этом месяце организация перечислила арендодателю всю сумму арендной платы за два года вперед.

С января 2016 года «Альфа» перешла на упрощенку. Объект налогообложения – «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Начиная с января 2016 года бухгалтер организации ежемесячно уменьшает налоговую базу по единому налогу на сумму арендной платы в размере:
480 000 руб. : 24 мес. = 20 000 руб.

Кредиторская задолженность по расходам, которые были учтены при расчете налога на прибыль, налоговую базу по единому налогу не уменьшает. Суммы, выплаченные в погашение этой задолженности после перехода на упрощенку, повторно включать в расходы нельзя. Например, если до перехода на упрощенку неоплаченные товары были реализованы, то учитывать их стоимость при расчете единого налога после оплаты не нужно. Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли организации на упрощенке учесть налог на прибыль и НДС, начисленные за период, в котором организация применяла ОСНО? Налоги были перечислены в бюджет после перехода на упрощенку .

Нет, нельзя.

Любые расходы, поименованные в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, могут быть признаны, только если они соответствуют критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). То есть независимо от классификации расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, уменьшают налоговую базу по единому налогу, если они:

  • документально подтверждены;
  • экономически обоснованны;
  • связаны с деятельностью, направленной на получение доходов;
  • не поименованы в статье 270 Налогового кодекса РФ.

Уплату налога на прибыль и НДС по обязательствам, которые возникли в период применения общей системы налогообложения, нельзя признать расходом, соответствующим критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. После перехода на упрощенку эта операция уже не связана с деятельностью, направленной на получение доходов, следовательно, не является экономически обоснованной. Кроме того, суммы налога на прибыль и НДС, начисленные к уплате в бюджет, не могут учитываться при налогообложении в силу положений пунктов 4 и 19 статьи 270 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, для уменьшения налоговой базы по единому налогу за счет уплаты налогов, начисленных в период применения общей системы налогообложения, у организации, перешедшей на упрощенку, оснований нет. Правомерность этого вывода подтверждается письмами Минфина России от 16 октября 2007 г. № 03-11-05/251, от 19 декабря 2006 г. № 03-11-04/2/281.

Кассовый метод

Для организаций, которые применяли кассовый метод, специального порядка формирования доходов и расходов при переходе на упрощенку не разработано. Это обусловлено тем, что такие организации и раньше признавали свои доходы и расходы по мере оплаты (п. 2, 3 ст. 273 НК РФ). Поэтому для них при переходе на упрощенку принципиально ничего не изменится.

Единственное, на что следует обратить внимание, – это порядок определения остаточной стоимости амортизируемого имущества, приобретенного до перехода на спецрежим. Если такое имущество организация оплатила и ввела в эксплуатацию до перехода на упрощенку, то его остаточную стоимость определите так. Из цены приобретения (сооружения, изготовления, создания) вычтите сумму амортизации, начисленную за период применения общей системы налогообложения. При этом используйте данные налогового учета (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ). Если до перехода на упрощенку основные средства или нематериальные активы были приобретены (сооружены, изготовлены, созданы), но не оплачены, то их остаточную стоимость отразите в учете позднее: начиная с отчетного периода, в котором произошла оплата. По общему правилу остаточную стоимость нужно определять как разницу между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания) и суммой амортизации, начисленной за период применения общей системы налогообложения. Однако у организаций, которые рассчитывали налог на прибыль кассовым методом, остаточная стоимость такого имущества будет равна первоначальной. Объясняется это тем, что при кассовом методе амортизируется только полностью оплаченное имущество. Это следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Подробнее о списании расходов по амортизируемому имуществу, принятому на баланс до перехода на УСН, см. Как учесть расходы на основные средства (НМА), приобретенные до перехода на упрощенку .

Восстановление НДС

При переходе на упрощенку с общей системы налогообложения организация обязана восстанавливать суммы входного НДС, принятого к вычету (п. 3 ст. 170 НК РФ). Налог нужно восстановить по активам, которые были приобретены до перехода на спецрежим, но не были использованы в операциях, облагаемых НДС. Восстановление проведите по учету в последнем налоговом периоде, предшествующем переходу (абз. 5 подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

По непроданным товарам и неиспользованным материалам НДС восстановите в полной сумме. По основным средствам и нематериальным активам – в сумме, пропорциональной их остаточной (балансовой) стоимости. Об этом сказано в абзаце 2 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Особым порядком восстановления НДС, предусмотренным статьей 171.1 Налогового кодекса РФ, воспользоваться не удастся. В отношении недвижимого имущества, объектов строительства и некоторых видов основных средств законодательство позволяет восстанавливать налог постепенно в течение длительного времени. Однако этот порядок распространяется только на плательщиков НДС. Руководствоваться им после перехода на упрощенку нельзя (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Ситуация: нужно ли правопреемнику восстановить входной НДС при переходе на упрощенку с ОСНО? К правопреемнику переходит часть имущества, по которому НДС ранее был принят к вычету реорганизованной организацией .

Да, нужно.

Организация обязана восстановить ранее принятый к вычету НДС по основаниям , указанным в пункте 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ. В частности, это необходимо сделать при использовании в операциях, не облагаемых НДС, товаров, работ или услуг (в т. ч. основных средств, нематериальных активов и имущественных прав), изначально приобретенных для операций, облагаемых этим налогом (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Если все необходимые документы были представлены своевременно, организация может требовать возмещения НДС из бюджета, даже если право на нулевую налоговую ставку подтверждено после перехода на упрощенку. Правомерность такого подхода подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 9 октября 2012 г. № 6759/12, а также постановлениями ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 апреля 2014 г. № А78-8120/2013, Северо-Западного округа от 2 сентября 2013 г. № А42-2911/2012, Поволжского округа от 6 декабря 2007 г. № А65-21054/2006-СА1-42-23, Дальневосточного округа от 6 апреля 2006 г. № Ф03-А73/06-2/577.

Следует отметить, что ранее контролирующие ведомства придерживались противоположной точки зрения. Финансовое и налоговое ведомства разъясняли, что правом на применение нулевой ставки НДС и на вычет входного налога при экспортных операциях обладают только плательщики НДС (п. 1 ст. 171 НК РФ). А поскольку организации на упрощенке таковыми не признаются, после перехода на спецрежим на них это право не распространяется. Даже если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ, был собран своевременно. Об этом говорилось, в частности, в письмах Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-07-11/118 и ФНС России от 11 октября 2006 г. № ШТ-6-03/996, от 18 августа 2006 г. № 03-2-03/1581.

Однако в письме Минфина России от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571 (направлено в налоговые инспекции письмом ФНС России от 26 ноября 2013 г. № ГД-4-3/21097) четко сказано: если разъяснения контролирующих ведомств не согласуются с опубликованными решениями ВАС РФ и Верховного суда РФ, налоговые инспекции в своей деятельности должны руководствоваться судебными решениями. Таким образом, с учетом сложившейся арбитражной практики прежняя позиция Минфина России и налоговой службы представляется неактуальной.

Упрощенная система налогообложения имеет неоспоримые преимущества перед общей. Она существенно снижает на законных основаниях налоговую нагрузку, значительно упрощает подготовку и сдачу отчетности и т.п. Как перейти на спецрежим с 2018 года и какой объект налогообложения выбрать — читайте в нашей статье.

Плюсы перехода на УСН

Для небольших предприятий применение «упрощенки», как правило, довольно выгодно. На то есть несколько причин.

1. Налоговая нагрузка на этом спецрежиме весьма щадящая. Ведь компании не нужно перечислять такие (неподъемные для многих) бюджетные платежи, как налог на прибыль, НДС и налог на имущество (правда, тут есть определенные исключения - см. п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

2. Возможность выбора объекта налогообложения («доходы» или «доходы минус расходы»), что позволяет фирме адаптировать фискальную нагрузку под показатели своей хозяйственной деятельности. Причем если компания ошиблась в выборе, объект налогообложения потом можно поменять (с начала нового календарного года).

3. Не столь высокие налоговые ставки (6 и 15 процентов), которые региональные власти еще и могут понижать (ст. 346.20 НК РФ). Надо сказать, что многие субъекты РФ этим правом активно пользуются (например, в столице для ряда «доходно-расходных» упрощенцев предусмотрена 10-процентная ставка - Закон г. Москвы от 07.10.2009 № 41).

4. Стоимость основных средств и НМА, приобретенных в период применения УСН, включается в состав расходов в течение года (пп. 1 и 2 п. 3 ст. 346.16 Кодекса, письмо Минфина РФ от 14.06.2017 № 03-11-11/36922). То есть гораздо быстрее, чем на общем режиме.

5. Налоговый учет фирмы на УСН ведут в книге учета доходов и расходов, которая довольно проста в заполнении, и не должна заверяться в ИФНС. А декларация представляется «упрощенцем» только по итогам налогового периода (то есть календарного года), что тоже не может не вызывать интерес.

Недавно законодатели существенно повысили «упрощенные» лимиты, что дает возможность в следующем году применять данный спецрежим гораздо большему количеству организаций. О том, как грамотно перейти на УСН и какие нюансы при этом следует иметь в виду, и поговорим.

Лимиты и условия для применения УСН

Вначале необходимо понять, может ли компания в принципе перейти с будущего года на упрощенный режим.

Так, размер доходов фирмы за 9 месяцев 2017 года (без НДС) не должен превышать 112,5 млн рублей (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Для сравнения - чтобы перейти на УСН с 2017 года, данный показатель за 9 месяцев 2016 года не должен зашкаливать за 59,805 млн рублей (письмо Минфина РФ от 24.01.2017 № 03-11-06/2/3269).

Отметим, что вплоть до 01.01.2020 применение коэффициента-дефлятора в целях расчета этого норматива приостановлено. И еще один нюанс - для определения данного лимита задействуют сумму доходов от реализации и внереализационных доходов (ст. 248 НК РФ).

Необходимо соблюдение и еще одного порогового значения: бухгалтерская остаточная стоимость основных средств на 1 января 2018 года должна быть не более 150 млн рублей. Интересно, что при этом речь идет лишь о тех ОС, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 Кодекса). То есть, например, земля и иные объекты природопользования, объекты незавершенного капстроительства в расчет не принимаются (ст. 256 НК РФ).

Обратите внимание: превышение 150-миллионного лимита по состоянию на 1 октября либо на дату подачи уведомления препятствием для перехода на «упрощенку» не является. Главное, чтобы остаточная стоимость основных средств не выходила за законодательно установленный норматив начиная с 01.01.2018.

Должны выполняться и общие условия применения «упрощенки». А именно — предприятие не должно иметь филиалов, средняя численность его работников - не выходить за пределы 100 человек, а максимальная доля иных компаний в уставном капитале - за 25-процентный показатель. Кроме того, на УСН не вправе работать банки, страховщики, НПФ, ломбарды, казенные и бюджетные учреждения, а также ряд других организаций.

Уведомляем налоговиков

Для перехода на УСН со следующего года организации нужно представить уведомление в ИФНС по своему месту нахождения не позднее 31 декабря текущего года. Вместе с тем 31 декабря 2017 года попадает на выходной день - воскресенье. А значит, согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ предельный срок подачи уведомления переносится на 1-й рабочий день будущего года - 09.01.2018. Справедливость такого вывода подтверждает и письмо Минфина РФ от 11.10.2012 № 03-11-06/3/70.

Сообщить об изменениии спецрежима надо обязательно, поскольку компании, своевременно не уведомившие налоговиков о переходе на «упрощенку», применять его не вправе (пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, письмо Минфина РФ от 13.02.2013 № 03-11-11/66). Иллюстрирует справедливость этого и свежий вердикт высших арбитров - Определение ВС РФ от 29.09.2017 № 309-КГ17-13365. Остановимся на нем чуть подробнее.

Гражданин, зарегистрировавшийся в качестве ИП, добросовестно применял УСН: представил декларацию и перечислил налог в бюджет. Однако в середине года фискалы потребовали от него декларацию по НДС, а до момента ее подачи заблокировали коммерсанту банковский счет. Причина - ИП до 31 декабря предыдущего года не подал уведомление о переходе на спецрежим, следовательно, права на «упрощенку» у него нет.

Интересно, что суд первой инстанции поддержал предпринимателя, указав, что он фактически применял УСН при отсутствии возражений инспекторов, а значит, требование работать на общем режиме незаконно. Однако все последующие инстанции, включая ВС РФ, встали на сторону контролеров, ссылаясь на четкое предписание нормы пп. 19 п. 3 ст. 346.12 Кодекса. Тот же факт, что коммерсант подал УСН-декларацию, а инспекция ее приняла, причем без каких-либо замечаний, не говорит об одобрении применения «упрощенки» со стороны фискалов. Ведь ИФНС не вправе отказать в принятии поданной плательщиком декларации (ст. 80 НК РФ).

Схожую точку зрения ВС РФ высказывал и ранее (Определение от 20.09.2016 № 307-КГ16-11322). С ней солидарен и АС Московского округа (постановления от 02.05.2017 № Ф05-3020/2017, от 27.04.2016 № Ф05-4624/2016). Детальные аргументы в пользу рассмотренной позиции также можно найти в Постановлении АС Западно-Сибирского округа от 10.12.2014 № Ф04-11632/2014.

Важно, что кроме уведомления подавать в инспекцию иные документы в данном случае не надо. Требовать от организации какую-то дополнительную информацию ревизоры также не вправе.

И еще - предприятиям, уже работающим на упрощенном режиме, уведомлять налоговиков о продолжении применения его в следующем году не требуется. Именно так считают служители Фемиды (Постановление ФАС Московского округа от 19.09.2007, 24.09.2007 № КА-А40/9540-07).

Учтите - переход на УСН в течение года невозможен, в том числе в связи с появлением у компании новых видов предпринимательской деятельности (письмо Минфина РФ от 21.04.2014 № 03-11-11/18274).

Как представить уведомление в ИФНС

Уведомление можно представить в инспекцию (либо-либо):
  • на бумаге (рекомендуемая форма утверждена Приказом ФНС РФ от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@). Отметим, что компания вправе подать уведомление и в произвольной форме с учетом требований ст. 346.13 Кодекса;
  • в электронном виде (формат утвержден Приказом ФНС РФ от 16.11.2012 № ММВ-7-6/878@).
Обратим внимание на некоторые особенности заполнения организацией, переходящей на УСН с общего налогового режима, рекомендуемой фискалами формы уведомления. В поле «Признак налогоплательщика» укажите «3», а в строке «Переходит на упрощенную систему налогообложения» - «1». И не забудьте, что сумма доходов за 9 месяцев нынешнего года показывается без НДС.

В незаполненных строках уведомления ставится прочерк. Документ подписывается руководителем компании и заверяется ее печатью (при наличии).

В целом же форма, состоящая всего лишь из одной страницы, довольно проста в заполнении. Каких-либо трудностей возникнуть с ней не должно.

Уведомление можно представить в ИФНС лично, через уполномоченного представителя или послать по почте заказным письмом. В первом и во втором случаях датой подачи будет день поступления документа в секретариат или канцелярию инспекции. В последнем - день, указанный на почтовом штемпеле.

Отметим, что если уведомление представляется через представителя фирмы, в его нижнем поле отражается наименование документа, подтверждающего полномочия этого лица. Данный документ (его копию) следует приложить к уведомлению.

Какой объект выбрать

В уведомлении необходимо зафиксировать выбранный объект налогообложения, остаточную стоимость ОС и размер доходов по состоянию на 1 октября 2017 года.

Выбор объекта налогообложения - важнейшая процедура для организации. Как правило, объект «доходы» более выгоден, если расходы компании не столь значительны. Если же затраты существенны и при этом на них можно будет уменьшить базу по УСН-налогу (напомним, что перечень «упрощенных» расходов является закрытым - ст. 346.16 НК РФ), то выгоднее применять «доходно-расходную упрощенку».

Приблизительную выгоду можно просчитать с помощью сопоставления налоговых баз и ставок двух УСН-объектов, из которого следует: если расходы фирмы составляют менее 60 процентов от ее доходов, лучше выбрать объект «доходы». Если же более - то альтернативный вариант.

Однако для более точного расчета следует учесть и ряд других факторов, в том числе какие ставки единого налога установлены на 2018 год в зависимости от вида деятельности и категории налогоплательщика в вашем регионе. И лишь после детального анализа фиксировать свой выбор в уведомлении.

А если уведомление уже подано, но чуть позже фирма решила изменить первоначально выбранный объект налогообложения? Тогда компания может (вплоть до вышеупомянутого предельного срока) представить в ИФНС новое уведомление с иным объектом налогообложения, приложив письмо о том, что первоначальное аннулируется (письма Минфина РФ от 14.10.2015 № 03-11-11/58878 и от 16.01.2015 № 03-11-06/2/813). Если же предельный срок (в нашем случае - 09.01.2018) пропущен, то поменять объект предприятие сможет лишь с начала нового налогового периода, то есть с 2019 года. Сделать это в течение 2018 года не получится (п. 2 ст. 346.14 НК РФ, письмо УФНС РФ по г. Москве от 07.05.2009 № 20-18/2/045279@).

На практике бывают случаи, когда организация фактически применяет не тот объект налогообложения, что указан в уведомлении. ИФНС наверняка сочтет это неправомерным и пересчитает налоговые обязательства компании со всеми вытекающими последствиями. И судьи, скорее всего, согласятся с фискалами. Например, в Постановлении Шестого ААС от 01.10.2014 № 06АП-5107/2014 отмечено: переход на упрощенный режим, выбор объекта налогообложения, несмотря на добровольный характер, осуществляются плательщиком не произвольно, а с соблюдением условий и порядка, четко указанных в гл. 26.2 НК РФ. И если организация в нарушение установленного порядка фактически изменила УСН-объект, ей придется за это ответить.

Ждать ли реакции от инспекторов

Переход на УСН носит уведомительный характер. И какого-либо специального разрешения о применении компанией (ИП) «упрощенки» фискалы не выдают. Поэтому организация (ИП) может вести деятельность без получения подтверждения ИФНС о применении УСН (письмо Минфина РФ от 16.02.2016 № 03-11-11/8396).

Вместе с тем налогоплательщик имеет право в любой момент направить в свою инспекцию запрос о подтверждении факта применения им упрощенного спецрежима. Рекомендованную форму запроса можно найти в Приложении № 6 к Административному регламенту, который утвержден Приказом Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н. Однако запрос позволено составить и в произвольной форме.

ИФНС в соответствии с п. 93 Административного регламента в течение 30 календарных дней с момента регистрации запроса должна выслать плательщику информационное письмо по форме 26.2-7 (утв. Приказом ФНС РФ от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@). В нем в том числе фигурирует дата представления в инспекцию плательщиком уведомления о переходе на «упрощенку» — но не более того.

Таким образом, вся ответственность за соблюдение критериев, необходимых как для перехода на данный спецрежим, так и для его дальнейшего применения, полностью лежит на самой организации.

Самостоятельной реакции следует ждать от инспекторов только в одном случае: если компания нарушит срок представления уведомления. Тогда чиновники направят предприятию сообщение по форме 26.2-5 (утвержденное Приказом ФНС РФ от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@), означающее невозможность применения «упрощенки».

Хотели перейти на УСН, но потом передумали…

Бывает, что организация, изъявившая желание перейти со следующего года на «упрощенку» и подавшая уведомление в ИФНС, по какой-либо причине передумывает и решает остаться на общем налоговом режиме. Как следует поступить в такой ситуации?

По мнению чиновников, организация обязана уведомить о своем новом решении фискалов до 15 января года, с которого планировалось применение УСН. Подобный вывод сделан на основании п. 6 ст. 346.13 НК РФ, несмотря на то, что в этой норме речь идет о плательщиках, уже работающих на «упрощенке» и захотевших перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года. Итак, если компания так не поступит, она, по убеждению ведомств, не сможет в 2018 году применять ОСН (письмо Минфина РФ от 30.05.2007 № 03-11-02/154, направленное для сведения и использования в работе письмом ФНС РФ от 27.06.2007 № ХС-6-02/503@, письмо ФНС РФ от 19.07.2011 № ЕД-4-3/11587).

Однако служители Фемиды в этом вопросе чиновников не поддерживают. Взять хотя бы Постановление АС Западно-Сибирского округа от 06.05.2016 № Ф04-1942/2016, в котором сказано: налогоплательщик вправе самостоятельно, в отсутствие одобрения ИФНС, до начала применения «упрощенки» изменить свое решение и остаться на ОСН вне зависимости от причины. Определяющим фактором является фактическое ведение деятельности в соответствии с выбранным с начала года режимом налогообложения.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.11.2010 № А33-2847/2010 судьи также подчеркнули: правовое значение имеет то, что налогоплательщик, уведомив инспекцию о переходе на УСН, не начал ее применять, фактически работая на общем налоговом режиме, то есть отказался от «упрощенки» до начала ее использования. Разделяет такой подход и ФАС Северо-Кавказского округа, отметивший, что перешедшими на УСН считаются лишь компании и предприниматели, уведомившие об этом ИФНС и фактически перешедшие на данный налоговый режим (Постановление от 14.03.2014 № А53-10176/2013).

Однако во избежание излишних споров с фискалами мы советует все же уведомить их об изменении своего первоначального решения. Благо дело это нетрудоемкое, а времени и нервов может сэкономить немало.

Налоговая подготовка к «упрощенке»

Итак, все упомянутые условия и действия, необходимые для перехода на УСН, выполнены. Теперь осталась последняя задача - выполнить ряд специальных требований НК РФ.

Особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима (для предприятий, использовавших метод начисления) на «упрощенку» (при которой применяется кассовый метод) содержатся в п. 1 ст. 346.25 Кодекса. Такие компании должны выполнить несколько правил (перечень закрытый). В частности, включить в базу по единому налогу на дату перехода суммы, полученные до 31.12.2017 в оплату по договорам, которые будут исполнены после перехода на УСН. Или же, наоборот, не включать в такую базу средства, полученные после подобного перехода, если они уже были включены в «прибыльные» доходы. В основе всех этих правил лежит главный принцип: определенный доход (расход) должен быть учтен лишь единожды - либо при общем, либо при упрощенном режиме.

В IV квартале 2017 года необходимо восстановить НДС по основным средствам, нематериальным активам и МПЗ. Восстанавливаются суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении ОС и НМА - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. Отметим, что речь тут идет об остаточной стоимости по данным бухучета (письма Минфина РФ от 10.06.2009 № 03-11-06/2/99, от 27.01.2010 № 03-07-14/03).

Вместе с тем если НДС по имуществу, приобретенному до перехода на «упрощенку», к вычету не ставился, то этот налог восстановлению не подлежит (письма Минфина РФ от 18.10.2016 № 03-07-14/60503 и от 16.02.2012 № 03-07-11/47, Постановление ФАС Центрального округа от 25.05.2011 № А54-3447/2010-С2).

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 01.12.2011 № 10462/11 подчеркнул, что пп. 2 п. 3 ст. 170 Кодекса не позволяет производить такое восстановление НДС в течение какого-либо периода времени. Это необходимо в полном объеме сделать в квартале, предшествующем переходу на спецрежим.

Восстановленный налог включается в состав прочих расходов в соответствии со ст. 264 Кодекса (письма Минфина РФ от 01.04.2010 № 03-03-06/1/205, УФНС России по г. Москве от 24.12.2009 № 16-15/136335).

Если компания получила аванс и уплатила с него НДС, а соответствующие товары (работы, услуги) будут отгружены (выполнены, оказаны) уже в периоде применения «упрощенки», следует вернуть покупателям НДС с подобных авансов. Такой налог можно будет принять к вычету в IV квартале 2017 года, правда, только при наличии документов, подтверждающих факт возврата НДС (п. 5 ст. 346.25 НК РФ). Важно, что вышеуказанную последовательность нарушать нельзя. Если данный налог сначала заявить к вычету, а лишь потом вернуть его контрагенту, ревизоры наверняка посчитают такой вычет неправомерным, и служители Фемиды, скорее всего, их поддержат (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 09.09.2016 № Ф08-6531/2016).

Арбитры признают подобный вычет правомерным и в следующих ситуациях:

  • перечисления денег не было, а налог возвращен покупателям путем зачета (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.08.2010 № А21-11991/2009);
  • контракт, по которому прошла предоплата, расторгнут, а полученный аванс возвращен (Постановление ФАС Поволжского округа от 18.07.2008 № А65-26854/2007).
«Упрощенцы» НДС не уплачивают. Поэтому необходимо скорректировать договоры, заключенные фирмой до перехода на УСН, в которых цена ее товаров (работ, услуг) установлена с данным налогом. С будущего года в договорах цену нужно будет фиксировать с пометкой: «НДС не облагается».

И последнее - если предприятие в текущем году создавало в налоговом учете какие-либо резервы (на оплату отпусков, по сомнительным долгам и т.д.), учтите их остатки на 31.12.2017 в составе внереализационных доходов (п. 7 ст. 250, пп. 5 п. 4 ст. 271 НК РФ).