Япония где земля достаточно дефицитный ресурс. Во-первых, при наличии международной торговли жители каждой страны

Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» (https://soc-ege.sdamgia.ru)

Вариант № 3554450
1.

А) овла​де​ние чтением, письмом, счётом, ос​нов​ны​ми на​вы​ка​ми
учеб​ной деятельности, эле​мен​та​ми тео​ре​ти​че​ско​го мышления
Б) осво​е​ние об​ра​зо​ва​тель​ных про​грамм не со​про​вож​да​ет​ся
про​ве​де​ни​ем про​ме​жу​точ​ных ат​те​ста​ций и ито​го​вой ат​те​ста​ции
обучающихся
В) ос​но​ва​но на ин​ди​ви​ду​а​ли​за​ции и про​фес​си​о​наль​ной ори​‐
ен​та​ции со​дер​жа​ния образования
Г) к обу​че​нию не до​пус​ка​ют​ся учащиеся, не осво​ив​шие ос​нов​‐
ной об​ра​зо​ва​тель​ной про​грам​мы пред​ше​ству​ю​ще​го уров​ня об​ще​‐
го образования
Д) фор​ми​ро​ва​ние пред​по​сы​лок учеб​ной деятельности, со​хра​‐
не​ние и укреп​ле​ние здо​ро​вья детей

Запишите слово, пропущенное в таблице.
ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
ТИПЫ
...
политические
процессы

УРОВЕНЬ ОБ​‐
ЩЕ​ГО
ОБРАЗОВАНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Политические процессы, связанные с принятием ключевых
политических решений и характеризующиеся разнообразием
способов политического участия граждан

Периферийные Политические процессы, не оказывающие принципиального
политические влияния на доминирующие формы и способы осуществления
процессы
власти
Ответ: базовые


А

2.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных
представленных понятий. Запишите это слово.

Знания, идеалы, миропонимание, мировоззрение, ценности.
Ответ: мировоззрение
3.
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, обозначают естественные науки.

1) до​школь​‐
ное образование
2) сред​нее
общее
образование
3) на​чаль​ное
общее
образование

Ответ: 31221
6.
Группа астрономов-любителей разработала свою теорию происхождения Вселенной.
Профессиональные астрономы не признали эту теорию научной. Какие из приведённых ниже оснований
могли стать причиной такой профессиональной оценки? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) теорию разработали любители
2) теория не подтверждается практикой
3) выводы разработчиков нелогичны
4) теория опровергает принятые в науке представления
5) основные положения теории не обоснованны
6) разработчики теории рассматривают участие сверхъестественных сил
Ответ: 2356

1) археология
2) геология
3) физика
4) ботаника
5) химия
6) педагогика
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они
указаны.
Ответ: 16
4.

7.
Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они
указаны.

1) Осо​бен​но​стью мыш​ле​ния яв​ля​ет​ся его опо​сре​до​ван​ный характер.
2) Объ​ек​тив​ной ма​те​ри​аль​ной фор​мой мыш​ле​ния яв​ля​ет​ся язык.
3) Де​дук​ция - это ло​ги​че​ское умо​за​клю​че​ние от част​но​го к общему.
4) Син​тез как приём мыш​ле​ния есть раз​ло​же​ние пред​ме​та на со​став​ля​ю​щие его части и стороны.
5) Мыш​ле​ние не​воз​мож​но без анализа, син​те​за и сравнения.
Ответ: 125

1) Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда доходы государства превышают его
планируемые расходы.
2) Государственный бюджет — это смета доходов и расходов государства на определённый период
времени.
3) Государственный бюджет составляется с указанием источников поступления государственных
доходов и направлений, каналов расходования денег.
4) Государственный бюджет в РФ разрабатывается и принимается Президентом РФ.
5) Предоставление дотаций предприятиям — одна из статей доходов государственного бюджета.
Ответ: 123

Установите соответствие между характеристиками и уровнями общего образования: к каждой
позиции, дан​ной в пер​вом столбце, под​бе​ри​те со​от​вет​ству​ю​щую по​зи​цию из вто​ро​го столбца.

Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в РФ (в соответствии с
Налоговым кодексом РФ): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.

Выберите вер​ные суж​де​ния о мыш​ле​нии и за​пи​ши​те цифры, под ко​то​ры​ми они указаны.

Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» (https://soc-ege.sdamgia.ru)

Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» (https://soc-ege.sdamgia.ru)

Цифры ука​жи​те в по​ряд​ке возрастания.
ВИДЫ НАЛОГОВ
И СБОРОВ В РФ

ПРИМЕРЫ
А) налог на доходы физических лиц
Б) акцизы
В) транспортный налог
Г) государственная пошлина
Д) земельный налог

1) региональные
2) местные
3) федеральные

Запишите в ответ цифры, рас​по​ло​жив их в порядке, со​от​вет​ству​ю​щем буквам:
А

1) В основе социального конфликта лежат противоречия между социальными группами.
2) Социальные конфликты существуют в любом обществе.
3) Предметом социального конфликта являются объективные обстоятельства, при которых возникает
конфликт.
4) Социальные конфликты выполняют как позитивные, так и негативные функции.
5) Социальные конфликты всегда ведут к разрушению социальной системы.
Ответ: 124
12.
В стране 2 социологическая служба проводила опрос. Участникам предлагалось ответить на вопрос:
«Какие цели Ваша семья ставит перед собой?» Результаты опроса приведены в таблице (в % от числа
опрошенных).

Ответ: 33132
9.
Япония, где земля — достаточно дефицитный ресурс, но зато имеется высококвалифицированная ра‐
бочая сила, производит и поставляет на мировой рынок видеокамеры, автомобили и электронику. В по‐
следние годы мировой рынок всё более явно ощущает воздействие растущей индустрии электроники в
Корее и США. Какие явления иллюстрирует данная ситуация? Запишите цифры, под которыми эти явле‐
ния указаны.
1) инфляцию
2) конкуренцию
3) монополизацию
4) специализацию
5) информатизацию
6) дифференциацию
Ответ: 24|42

Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите из предложенного списка
нуж​ные по​зи​ции и за​пи​ши​те цифры, под ко​то​ры​ми они указаны.

10.
На рисунке изображена ситуация на рынке мясных
полуфабрикатов импортного
производства в стране А: линия спроса D переместилась в новое
положение D1 (P — цена товара, Q — объём спроса товара). Какие из
перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите

1) За по​след​ние годы бла​го​со​сто​я​ние людей выросло.
2) У боль​шин​ства от​сут​ству​ют до​сти​жи​тель​ные установки.
3) Средний уро​вень жизни людей до​ста​точ​но высок.
4) Уровень жизни в развитых странах не рассматривается большинством опрошенных как целевой
ориентир.
5) Среди опро​шен​ных ко​ли​че​ство тех, кто сво​дит концы с концами, возросло.
Ответ: 245
13.
Выберите верные суждения о политических партиях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) существенное улучшение санитарно-эпидемиологической
обстановки в ряде государств — импортёров мясной продукции в
страну А
2) введение льготного налогообложения на ввоз в страну А
мясных полуфабрикатов иностранных производителей
3) распространение в СМИ сведений об ухудшении санитарноэпидемиологической обстановки в ряде регионов мира
4) улучшение качества продукции пищевой промышленности страны А
5) введение правительством страны А квот на поставки продовольствия из государств — импортёров
мясной продукции
Ответ: 34

1) Политической партией называют добровольный союз, основанный на общности политических
идей и нацеленный на овладение государственной властью.
2) Массовые партии ориентированы на ближайшие выборы, они формируются вокруг нескольких
лидеров, имеют слабую организацию.
3) Политические партии выражают властно значимые интересы определённых социальных групп.
4) Политические партии объединяют сторонников какой-либо идеи, программы и привлекают их к
участию в политике.
5) По отношению к закону выделяют правящие и оппозиционные партии.
Ответ: 134

14.
Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны.

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской

Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» (https://soc-ege.sdamgia.ru)

Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
СУБЪЕКТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РФ

ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ
А) подписание и обнародование законов
Б) управление федеральной
собственностью
В) осуществление мер по обеспечению
обороны страны
Г) решение вопроса о доверии
Правительству РФ
Д) назначение выборов Президента
Российской Федерации

1) Президент РФ
2) Государственная Дума
3) Совет Федерации
4) Правительство РФ

Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» (https://soc-ege.sdamgia.ru)

2) Только нормы права исходят от государства и являются официальным выражением его воли.
3) Нормы права не являются формально определёнными.
4) Одним из признаков права как социальной нормы является его общеобязательный характер.
5) Нормы права являются единственным государственным регулятором общественных отношений.
Ответ: 245
18.
Установите соответствие между примерами правоотношений и регулирующими их отраслями права:
к каж​дой позиции, дан​ной в пер​вом столбце, под​бе​ри​те со​от​вет​ству​ю​щую по​зи​цию из вто​ро​го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас​по​ло​жив их в порядке, со​от​вет​ству​ю​щем буквам:
А

ПРИМЕРЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ

ОТРАСЛИ ПРАВА

А) воз​ме​ще​ние ущер​ба за вред, причинённый иму​ще​‐
ству фи​зи​че​ско​го лица
Б) взыс​ка​ние штра​фа за без​би​лет​ный про​езд в автобусе
В) уста​нов​ле​ние наследников
Г) по​да​ча жа​ло​бы на долж​ност​ное лицо его
руководителю
Д) по​лу​че​ние во​ди​тель​ско​го удостоверения

1) ад​ми​ни​стра​тив​‐
ное право
2) граж​дан​ское
право

Д
Запишите в ответ цифры, рас​по​ло​жив их в порядке, со​от​вет​ству​ю​щем буквам:

Ответ: 14423
А

15.
В государстве Z существует частичный запрет на деятельность оппозиции. Какая дополнительная
информация свидетельствует о том, что в государстве установился авторитарный политический режим?
За​пи​ши​те цифры, под ко​то​ры​ми она указана.
1) власть носит пуб​лич​ный характер
2) сложилась си​сте​ма пра​во​охра​ни​тель​ных органов
3) все сто​ро​ны жизни под​чи​не​ны еди​ной идеологии
4) большое вли​я​ние имеет цер​ковь как об​ще​ствен​ный институт
5) для удер​жа​ния вла​сти ис​поль​зу​ют​ся си​ло​вые структуры
6) контроль над эко​но​ми​кой пол​но​стью централизован
Ответ: 45|54
16.
Что из перечисленного относится к исключительному ведению Российской Федерации? Запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) оборона и безопасность
2) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими
природными ресурсами
3) разграничение государственной собственности
4) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина
5) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени
Ответ: 145
17.
Выберите верные суждения о праве в системе социальных норм и запишите цифры, под которыми
они указаны. Цифры ука​жи​те в по​ряд​ке возрастания.
1) Сфера действия права шире, чем норм морали.

Ответ: 21211
19.
Инициативная группа депутатов выступила с законодательной инициативой о введении прогрессив‐
ной шкалы подоходного налога. Какие из перечисленных субъектов политической деятельности должны
обя​за​тель​но при​нять уча​стие в рассмотрении, чтобы она смог​ла стать законом?
1) Совет Фе​де​ра​ции Рос​сий​ской Федерации
2) Кон​сти​ту​ци​он​ный Суд Рос​сий​ской Федерации
3) Об​ще​ствен​ная па​ла​та Рос​сий​ской Федерации
4) Пра​ви​тель​ство Рос​сий​ской Федерации
5) Фе​де​раль​ная на​ло​го​вая служба
6) Пре​зи​дент Рос​сий​ской Федерации
Ответ: 146
20.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого
спис​ка слова, ко​то​рые не​об​хо​ди​мо вста​вить на место пропусков.
«Когда хотят охарактеризовать какого-то человека, часто говорят о нём то как о личности, то как об
индивидуальности. В психологии эти понятия различаются. (А) ___ - это конкретный человек, во всём
своеобразии своих физических и физиологических качеств и свойств. Если речь идёт о социально значи‐
мых ка​че​ствах - ис​поль​зу​ет​ся по​ня​тие ___ (Б). В пси​хо​ло​гии по​ня​тие «личность» чаще всего ис​поль​зу​ет​‐
ся в двух основных значениях. Во-первых, личность − это любой человек, обладающий ____ (В). Другие
психологи подчёркивают, что личностью следует называть человека, достигшего определённого уровня
психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что в процессе____ (Г) человек начинает вос‐
принимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в по‐
нятии «я». Необходимая характеристика личности - её ___ (Д). Человек на этом уровне развития спосо‐
бен воз​дей​ство​вать на ____ (Е), из​ме​нять её в своих целях, а также из​ме​нять в своих целях са​мо​го себя.»

Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» (https://soc-ege.sdamgia.ru)

Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» (https://soc-ege.sdamgia.ru)

Собственным господином.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использо‐
ва​но толь​ко один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите
вни​ма​ние на то, что слов в спис​ке больше, чем Вам по​тре​бу​ет​ся для за​пол​не​ния пропусков.
1) субъект

2) личность

3) окру​жа​ю​щая
действительность

4) сознание

5) активность

6) объект

7) социальный

8) индивид

9) самопознание

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A

Поэтому в частном праве, в отличие от публичного, господствуют «горизонтальные» отношения,
основанные на юридическом равенстве субъектов, координации их воли и интересов. Преимущественное
положение в нём занимают юридические дозволения. А юридические нормы во многих случаях имеют
диспозитивный характер, т.е. действуют по принципу «если иное не установлено договором» действуют лишь тогда, когда по данному вопросу стороны не договорились между собой.
(С. С. Алексеев)
22.
Назовите любые три принципа публичного права, упомянутых в тексте. Как называют отрасль
публичного права, закрепляющую «устройство и деятельность государства как публичной власти»?
23.
Автор пишет, что по мере развития демократии публичное право обогащается гарантиями для
граждан, демократическими процедурами. Привлекая обществоведческие знания, назовите любые
четыре конституционные гарантии для граждан РФ.

Ответ: 824953
21.
Как автор формулирует принципиальное отличие частного права от публичного права? Чем характер
норм публичного права отличается от характера норм частного права?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Публичное право - это такая правовая сфера, в основе которой - государственные интересы,
«государственные дела», т.е. само устройство и деятельность государства как публичной власти,
регламентация деятельности государственного аппарата, должностных лиц, государственной службы,
уголовное преследование правонарушителей, уголовная и административная ответственность и т.д., словом, институты, построенные в «вертикальной» плоскости, на началах власти и подчинения, на
принципах соподчинённости, субординации. Сообразно этому для« публичного права присущ один — и
только один — общегосударственный юридический «центр», характерны императивные предписания и
запреты, обращённые к подчинённым, подвластным лицам; дозволения же, имеющие императивный
характер, - прерогатива властвующих субъектов.
Вот поэтому для публичного права характерен специфический юридический порядок - обобщённо
говоря, порядок «власти - подчинения», в соответствии с которым лица, обладающие властью, вправе
односторонне и непосредственно, в принципе без каких-либо дополнительных решений иных инстанций,
определять поведение других лиц (подвластных, подданных), и сообразно этому вся система властнопринудительных учреждений обязана силой принуждения обеспечивать полную и точную реализацию
приказов и команд власти, а «все другие» лица - безусловно им подчиняться. Отсюда вытекают и все
другие принципы публичного права: различие, разнопорядковость правового статуса лиц, иерархичность
положения и разный объём властных правомочий у властвующих лиц, наличие своей, «ведомственной»
юрисдикции, отсутствие ориентации на решение спорных вопросов независимым судом. По мере
развития демократии эти принципы обогащаются институтами высокого демократического порядка
(гарантиями для граждан, демократическими процедурами и др.), но это не меняет самой сути, самой
природы публично-¬правовых начал.
Частное право выражает начала децентрализации, свободы отдельных субъектов. Здесь возможность
решения той или иной жизненной ситуации не только в какой-то мере заранее запрограммирована в
юридических нормах, но и предоставлена самим участникам отношений, которые определяют решение
ситуации сами, автономно, своей волей и в своих интересах (преимущественно путём договоров). И.
Кант писал, что частное право - это такое право, в соответствии с которы

страна выигрывает, продавая товары, которые
производит дешево и покупая на эти деньги товары, которые ей производить
дорого
Свобода торговли состоит в предоставлении людям возможности продавать и
покупать так, как они этого хотят... Протекционистские тарифы -- такое же
применение силы, как и установление блокады с помощью войск, и цель их та
же -- помешать торговле. Разница в том, что с помощью военной блокады
страны мешают торговать своим врагам, а с помощью протекционистских
тарифов -- своим собственным гражданам.
Генри Джордж
Протекционизм или свободная торговля, 1886
Международная торговля в основном строится на тех же принципах, что и
любой другой добровольный обмен: торгующие стороны производят и потребляют
больше, чем это было бы возможно в противном случае. Существуют три
причины, по которым международная торговля выгодна всем сторонам.
Во-первых, при наличии международной торговли жители каждой страны
получают возможность использовать больше своих ресурсов для того, чтобы
производить и продавать те вещи, которые они делают лучше других,
направляя выручку на покупку тех товаров, которые они могут производить
только с высокими издержками.
Страны мира отличаются своими ресурсами, и эти различия сказываются на
издержках производства. Товары, производство которых обходится дорого в
одной стране, могут производиться с низкими издержками в других странах.
Жители каждой страны выигрывают, специализируясь на производстве товаров,
которые они могут производить с относительно низкими издержками. Например,
страны с теплым, влажным климатом, такие как Бразилия и Колумбия, находят
выгодным выращивание кофе. Канада и Австралия, где земли много, а
население рассредоточено на больших пространствах, специализируются на
пшенице, кормовых культурах и говядина. Япония, где земля -- более
дефицитный ресурс, но зато имеется высококвалифицированная рабочая сила,
специализируется на видеокамерах, автомобилях и электронике. В результате
такой специализации и международной торговли совокупное производство
увеличивается, и люди имеют возможность жить более богато.
Во-вторых, международная торговля позволяет как производителям, так и
потребителям выигрывать от сокращения издержек на единицу продукции
благодаря созданию крупномасштабных производств.
Это особенно верно в отношении небольших стран. Торговля дает
производителям возможность вести дело на широкую ногу и тем самым
добиваться более низких издержек. Например, текстильные компании в
Гонконге, Тайване и Южной Корее имели бы значительно более высокие средние
издержки, не будь у них возможности продавать свою продукцию за границу.
Внутренний рынок для текстильной промышленности в этих странах был бы
слишком мал, чтобы большие фирмы могли работать с низкими затратами. В
условиях же международной торговли текстильные компании этих стран
способны производить и продавать большие объемы продукции, вполне успешно
конкурируя на мировом рынке.
Международная торговля приносит выгоды и потребителям внутри страны,
позволяя им покупать дешевые товары у крупных зарубежных производителей.
Доказательством этого может служить авиастроительная промышленность. При
существующих в этой отрасли огромных издержках проектирования и создания
самолетов, емкость рынка почти всех стран была бы значительно меньше, чем
это необходимо для эффективного производства реактивных лайнеров. Однако
благодаря международной торговле потребители во всем мире имеют
возможность приобретать самолеты у таких крупномасштабных производителей,
как "Боинг" или "Макдоннел-Даглас".
В-третьих, международная торговля способствует конкуренции на внутренних
рынках и позволяет потребителям покупать самые разнообразные товары со
всего мира по разумным ценам.
Конкуренция из-за рубежа помогает внутренним производителям держать ухо
востро, заставляя их улучшать качество своей продукции и удерживать
издержки на низком уровне. К тому же широкий ассортимент товаров из-за
границы предоставляет потребителям гораздо большую свободу выбора.
Недавний опыт автомобильной промышленности Северной Америки служит
вышесказанному хорошей иллюстрацией. Столкнувшись с жесткой конкуренцией
со стороны японских фирм, автомобилестроители "большой тройки"
(Американские автомобильные компании "Дженерал Моторз", "Форд" и
"Крайслер" -- прим. ред.) стали усиленно работать над повышением качества
своих машин. В результате надежность легковых автомобилей и грузовиков,
доступных североамериканским потребителям, включая машины собственного
производства, оказалась более высокой, чем, если бы конкуренции с
иностранными производителями не было.
Когда страны вводят тарифы, квоты, контроль за обменными курсами,
бюрократические меры регулирования импорта или экспорта и другие виды
торговых ограничений, они увеличивают издержки торговли и уменьшают
выгодность обмена. Как отмечал Генри Джордж, эпиграфом из которого мы
начали настоящую главу, торговые ограничения эквивалентны блокаде,
устанавливаемой правительством против своего же собственного народа, и
вред от нее столь же велик, как и от вражеской блокады.
В табл. 4 приводятся данные о торговых ограничениях и экономическом росте
восемнадцати развивающихся стран в 80-е годы -- восьми стран с самыми
низкими торговыми барьерами и десяти -- с самыми высокими. Первые восемь в
течение 80-х годов сократили и до того невысокий уровень импортных
тарифов. В большинстве случаев они воздерживались и от применения контроля
за валютными курсами, так что доходы черного рынка от нелегальной
конверсии валюты либо совсем отсутствовали, либо были очень низкими.
Следствием низких торговых барьеров стал значительный объем международной
торговли по сравнению с другими странами сопоставимого размера, а темп
роста среднедушевого национального дохода в этих странах в среднем
составлял 5% на протяжении 1980 -- 1990 гг.
Теперь обратимся к десятке стран, имевших существенные ограничения внешней
торговли. Ставки импортных тарифов в этих странах были больше 10% и в
среднем в 4 раза выше, чем в государствах с небольшими ограничениями. В
результате контроля за обменными курсами в шести из них (Иране, Бразилии,
Бангладеш, Перу, Аргентине и Сьерра Леоне) плата за конвертацию валюты на
черном рынке была чрезвычайно высока, составляя 50 и более процентов. В
сравнении со странами сопоставимого размера, объем внешней торговли всех
десяти государств был весьма невелик.
ТАБЛИЦА 4.
Экономический рост развивающихся стран с различными торговыми
ограничениями Средняя ставка налога на внешнюю торговлюПлата за
конвертацию валюты на черном рынке в 1988 г.*Средний темп роста ВВП
на душу населения
в 1980 -- 90гг.
19801989
Страны со слабыми торговыми ограничениями
Сингапур0.50.204.2
Гонконг0.00.005.7
Малайзия7.73.202.6
Ирландия3.02.522.9
Тайвань3.62.216.5
Таиланд6.95.215.8
Южная Корея4.13.0108.6
Индонезия2.92.2163.7
Средний темп роста5.0
Страны с сильными торговыми ограничениями
Иран8.514.61030-1.2
Бразилия10.05.5570.5
Индия15.521.6143.2
Перу10.65.0240-2.6
Бангладеш13.412.13182.0
Руанда13.3н/д30-2.3
Аргентина9.57.050-1.7
Сьерра-Леоне13.311.81406-0.9
Пакистан15.316.1103.2
Гана17.311.436-0.4
Средний темп роста0.0
н/д -- нет данных;
Значительный размер платы за конвертацию валюты на черном рынке
свидетельствует о том, что страна имеет существенно ограничивший
конвертацию валютный контроль.
Источники: World Bank, World Tables, 1991 и World Development Report,
1992; International Monetary Fund, Government Finance Yearbook, 1989 -- 90
В результате валовый внутренний продукт на душу населения в этой группе в
течение 80-х годов остался в среднем неизменным, а в шести из них упал.
Лишь две страны (Индия и Пакистан) смогли достичь темпов роста, не
уступающих показателям стран с небольшими ограничениями на торговлю. Таким
образом, в то время как страны с низкими ограничениями процветали, страны
с высокими ограничениями переживали экономический застой.
Среди непрофессионалов бытует мнение, что ограничения на импорт
способствуют созданию рабочих мест.
Однако прежде, чем обсуждать этот вопрос, полезно напомнить, что для
благосостояния страны имеет значение не число рабочих мест, а объем
производства, который выше в условиях свободной международной торговли.
Действительно, в этом случае потребители могут приобрести товар у того
продавца, который запрашивает самые низкие цены, а производители --
продавать свои товары там, где они могут получить за него самые высокие
цены. В результате растет благосостояние страны: собственники ресурсов
производят, а потребители за свои деньги получают больше товаров и услуг.
Если бы рабочие места были ключом к богатству, мы могли бы с легкостью
создать любое их количество. Все были бы обеспечены работой, выкапывая ямы
сегодня и закапывая их завтра, но при этом все были бы очень бедны, ибо
такие рабочие места не создают товаров и услуг, на которые предъявляется
спрос.
Ограничения импорта могут увеличивать занятость в защищаемых отраслях.
Однако это не означает, что они расширяют совокупную занятость. Импорт
создает покупательную силу для экспорта. Поэтому когда, например, канадцы
вводят тарифы, квоты и другие барьеры, ограничивающие способность
иностранцев продавать свои товары в Канаде, они тем самым ограничивают
способность иностранцев покупать канадские товары. Ведь если у иностранцев
будет меньше возможностей продавать свои товары канадцам, то на руках у
них окажется меньше канадских долларов, необходимых для приобретения
канадских товаров.
Следовательно, ограничения на импорт сокращают экспорт. Производство и
занятость в экспортных отраслях снижаются, и их не могут компенсировать
"спасенные" рабочие места в защищаемых отраслях. Дело в том, что
ограничения на импорт отвлекают ресурсы из отраслей, где отечественные
фирмы-производители имеют низкие издержки, и направляют их туда, где
издержки высоки. В итоге больше внутренних ресурсов окажется
задействованными в производстве товаров, которые канадцы делают плохо, и
меньше -- в изготовлении того, что они делают лучше других.
Многие уверены в том, что для защиты местных рабочих от импорта товаров,
произведенных с помощью дешевого труда, торговые ограничения уж точно
необходимы. Этот взгляд также является ошибочным.
Страны, вывозящие куда-либо товары, делают это для того, чтобы получать
валюту, на которую можно там же и покупать. Они стремятся импортировать
товары, которые относительно дешевы заграницей, и экспортировать те,
которые относительно дешевы дома. Поэтому такие страны, как Канада и
Соединенные Штаты импортируют трудоемкие товары: парики, ковры, игрушки,
изделия ручных промыслов, стекло высокого качества и т.п. Они экспортируют
зерно, продукты нефтехимии, новейшие компьютеры, самолеты и научные
приборы... -- то есть все то, что производится посредством
высокопроизводительного труда, плодородной сельскохозяйственной земли и
знаний -- изобильных ресурсов Соединенных Штатов Америки и Канады.
Несколько иначе происходит торговля между странами со сходным ресурсным
потенциалом, например США и Канадой, которая имеет тенденцию становиться
внутриотраслевой: машины за машины, пиво за пиво, сыр за сыр, мягкая
древесина за твердую древесину. При внутриотраслевой международной
торговле каждая из сторон специализируется на производстве определенных
видов товаров, а затем с помощью обмена получает весь спектр товаров
данной отрасли. Например, с недавнего времени Канада обеспечивает всю
Северную Америку микроавтобусами Плимут Вояджер и Шевроле Лумина,
производя по одному типу автомобиля на каждом заводе и ввозя из-за рубежа
все остальные автомобили компаний "Крайслер" и "Дженерал Моторз". Тем
самым в условиях свободной торговли американцы и канадцы получили доступ к
широчайшей гамме автомобилей по ценам ниже, чем было бы возможно в
противном случае. Почти 80% канадо-американской торговли является
внутриотраслевой, и ожидается, что эта цифра в будущем будет расти.
[Имеется еще одна важная группа доводов в пользу свободной торговли,
которые не приводится авторами книги, может быть из-за ее лаконичности.
Современная технология дробит производственный процесс на многочисленные
мелкие части, каждая из которых наилучшим образом реализуется в какой-то
отдельной стране. В результате исчезает понятие товара, произведенного в
данной стране. (Можно говорить только о части стоимости данного товара,
добавленной в данной стране.) Сторонники протекционизма уже не раз
сталкивались с этим парадоксом, в частности на примере американского
автомобильного рынка. Что надо защищать радетелям отечественной
американской промышленности: американскую компанию "Форд", собирающую свои
автомобили в Южной Корее, или японскую компанию Мицубиси, собирающую их в
Америке? Притом, что обе компании используют для сборки огромное
количество импортируемых товаров. Впрочем, защита национального рынка
всегда была только ширмой, за которой скрывались чьи-то очень частные и
очень корыстные интересы. -- Прим. ред.]
Когда страна имеет возможность приобрести товар у иностранцев дешевле, чем
может произвести у себя, она выигрывает еще и благодаря использованию
высвободившихся внутренних ресурсов для производства других товаров. Для
иллюстрации рассмотрим некий предельный случай. Предположим, что
иностранный производитель, который платит своим рабочим мало или совсем
ничего, наподобие Санта-Клауса желает снабдить канадцев бесплатными
зимними куртками. Имело бы смысл возводить тарифный барьер, чтобы
воспрепятствовать их ввозу? Разумеется, нет. Те ресурсы, которые раньше
использовались в производстве курток, теперь могут быть высвобождены для
производства других товаров. Объем выпуска и доступность товаров
увеличатся. И мы заключаем, что в возведении тарифных барьеров,
препятствующих проникновению дешевых иностранных товаров, не больше
смысла, чем в отказе от бесплатных курток доброго иностранца Санта-Клауса.
Полезно также задать вопрос о том, почему "радетели рабочих мест" и
защитники торговых ограничений международной торговли не выступают за
тарифы и квоты, ограничивающие торговлю внутри страны? В конце концов,
можно подумать обо всех потерянных рабочих местах, когда, например,
провинция Онтарио ввозит лес и яблоки из Британской Колумбии, пшеницу из
Саскачевана, а рыбу -- из Новой Шотландии. Все эти продукты могли бы
производиться в Онтарио. Тем не менее, жители Онтарио считают, что дешевле
"импортировать" эти товары, чем производить их на своей территории.
Онтарио выигрывает оттого, что использует свои ресурсы для производства и
"экспорта" автомобилей. В свою очередь, продажа автомобилей создает
покупательную способность, позволяющую жителям Онтарио "импортировать"
товары, которые было бы относительно дорого производить у себя.
Большинство канадцев признает, что свободная торговля между провинциями
позволяет процветать каждой из них. Им ясно, что "импорт" из других
провинций не ликвидирует рабочие места; он просто высвобождает рабочих для
привлечения их в "экспортные" отрасли, где можно произвести более ценные
товары и, следовательно, -- получить больший доход. Причины выгодности
международной торговли точно такие же, как и в торговле между разными
провинциями. Если свободная торговля между десятью провинциями
способствует их процветанию, то тоже можно сказать и о свободной торговле
между странами мира.
Но если торговые ограничения препятствуют экономическому процветанию,
почему же так много стран прибегает к ним?
Ответ на этот вопрос прост: это кому-то выгодно. Торговые ограничения
выгодны производителям (и поставщикам их ресурсов) в ущерб потребителям.
Как правило, представители производящих отраслей -- предприниматели и
рабочие -- хорошо организованы и политически сильны, в то время как
потребители разобщены. Группы, объединенные общими интересами, имеют
больший политический вес -- а значит, могут заполучить больше средств для
избирательной кампании, а, значит, и голосов. Поэтому политики склонны
прислушиваться к таким группам, и здравые экономические соображения
проигрывают желанию одержать политическую победу.

Страны мира отличаются своими ресурсами, и эти различия сказываются на издержках производства. Товары, производство которых обходится дорого в одной стране, могут производиться с низкими издержками в других странах.

Жители каждой страны выигрывают, специализируясь на производстве товаров, которые они могут производить с относительно низкими издержками. Например, страны с теплым, влажным климатом, такие как Бразилия и Колумбия, находят выгодным выращивание кофе. Канада и Австралия, где земли много, а население рассредоточено на больших пространствах, специализируются на пшенице, кормовых культурах и говядина. Япония, где земля - более дефицитный ресурс, но зато имеется высококвалифицированная рабочая сила, специализируется на видеокамерах, автомобилях и электронике. В результате такой специализации и международной торговли совокупное производство увеличивается, и люди имеют возможность жить более богато.

Еще по теме Во-первых, при наличии международной торговли жители каждой страны получают возможность использовать больше своих ресурсов для того, чтобы производить и продавать те вещи, которые они делают лучше других, направляя выручку на покупку тех товаров, которые они могут производить только с высокими издержками.:

  1. НИКОГДА БОЛЬШЕ ДЕНЬГИ НЕ БУДУТ МОЕЙ СТРАСТЬЮ. ДЕНЬГИ - ПРЕКРАСНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫСДЕЛАТЬ МИР ЛУЧШЕ, А ЛЮДЕЙ СЧАСТЛИВЕЕ. НО ЕСЛИ ДЕНЬГИ НЕ ДЕЛАЮТ ЭТОГО, ОНИ НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ БУМАГА. НИКОГДА БОЛЬШЕ Я НЕ БУДУ ЖАЛЕТЬ ДЕНЕГ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОМОЧЬ БЛИЖНЕМУ.8. Подкуп и взяточничество
  2. Делайте все возможное, чтобы убедиться, что ваши подчиненные получают ту зарплату, которую заслуживают
  3. они будут иметь возможность обращаться в медицинские учреждения, где им помогут полностью восстановить своё здоровье, несмотря на недоедание и смертельно опасные болезни: туберкулёз, вызванный бедностью; холеру и другие заболевания, связанные с проблемой отсутствия чистой воды; диабет, причиной которого является плохое питание; сердечную недостаточность, вызванную образом жизни людей; сифилис и другие болезни, передающиеся половым путём, которые никто не лечит, потому что жители просто не имеют
  4. Для того, чтобы купить автомобиль, который не ломается, надо ходить не по автосалонам, а по станциям технического обслуживания
  5. Рис. 54. Дневной индекс силы: второй экран Системы Трёх Экранов Одним из осцилляторов, которые могут работать во втором экране системы трёх экранов, является 2-дневное ЕМА от индекса силы. Индекс силы указывает на возможность покупки, когда он падает ниже средней линии. Он показывает на возможность продажи, когда поднимается над средней линией. При восходящем недельном тренде отвечайте только на сигналы к покупке, даваемые осциллятором, и добавляйте к позициям, с которыми играете на повышение. П
  6. Людям, которые отлично придумывают оправдания для того, чтобы что-то не делать, никогда не удается заработать приличных денег
  7. изобилие приходит, ког­да вы улучшаете жизнь других, 2. главный смысл получать что-либо состоит в том, чтобы больше отдавать
  8. Для того чтобы мой бизнес вырос, я должен просто делать хорошо то же, что и всегда. – Почему же вы уже который год не можете преодолеть одну и ту же планку?
  9. Вот уже долгие годы мы являемся свидетелями того, как миллиарды долларов выделяются на помощь в целях развития разных стран и на организацию экстренной помощи. Тем не менее более 16 тысяч человек ежедневно умирают от болезней, которые можно было предупредить – от СПИДа и туберкулёза, которые сегодня поддаются лечению. Половина населения нашей планеты до сих пор живёт на два доллара в день, а у миллиарда людей нет возможности пить чистую воду. И этот список можно продолжать сколь угодно долго. Хо
  10. Понятия, используемые в России и других странах для обозначения человеческих ресурсов
  11. Цель обычного бизнеса – делать деньги… здесь не принимаются в расчёт интересы других людей, здесь всё подчинено получению выгоды. Социальный бизнес, напротив, направлен не на личное обогащение, а на улучшение социального благополучия. Прибыль, конечно, важна для компаний из социального бизнеса, но они стремятся продать продукт по такой цене, чтобы просто быть рентабельными. Социальный бизнес – это не благотворительность, но и получение прибыли не является для него первоочередной задачей. Когда с
  12. Если данное соотношение больше, чем 1.5, тогда данная сделка стоит того, чтобы принять её во внимание. Обратная Логика Может Быть Применена При Убывающей Последовательности из Пяти Волн. Правила: Второй Тип Торговли (Продажа в конце подъёма Пятой Волны)
  13. Настоящее правило успеха: «Сложные вещи мы делаем сразу, невозможные просто занимают немного больше времени…» (девиз ВВС США) Так можно жить только в одном случае: если работа для вас – это то, без чего вы не можете. То, от чего получаете огромное удовлетворение. И то, что у вас получается лучше всего. И все-таки ответ на вопрос о свободе и пассивном доходе есть! Только он вам может не понравиться… Все будет легко и просто, когда дивиденды и пассивный доход с ваших консервативных инвестиций (бан

ISBN 5-88662-032-X

· © James D. Gwartney and Richard L. Stroup, "What Everyone Should Know About Economics And Prosperty", 1993

Издание является совместным проектом Института национальной модели экономики и The Fraser Institute, Canada

Руководители проекта М. Бутина и Ю. Кочетыгова.
Авторизованный перевод: Ю. Кочетыгова, В. Найшуль
Редакция: В. Бойков, М. Бутина, В. Гребенников, Е. Тахилевич, Е. Толстая,
Научная редакция: В. Найшуль, Гр. Сапов
Обложка: Анна Святкина
Макет и верстка: Анна Святкина
Руководство изданием: Дмитрий Боченков

Издание осуществлено KOLONNA PUBLICATIONS
подписано в печать 23.09.96
тираж 3 000 экз.


Часть I.

· За все надо платить

· Торговля всегда полезна

· Препятствия торговле вредят

Часть II.
Семь источников экономического прогресса

· Частная собственность: люди усерднее трудятся и рациональнее используют ресурсы, когда собственность является частной

· Свобода обменов: политические меры, препятствующие обменам, сдерживают экономический рост

· Конкуренция: соревнование заставляет с максимальной выгодой использовать ресурсы и является постоянным источником прогрессивных нововведений

· Рынок капитала: чтобы рационально использовать свои ресурсы, страна должна иметь механизм направления капитала в эффективные производства

· финансовая стабильность: инфляция искажает ценовые сигналы и подрывает рыночную экономику

· Низкие налоги: чем больше средств остается в распоряжении людей, тем больше они производят

· Свобода внешней торговли: страна выигрывает, продавая товары, которые производит дешево и покупая на эти деньги товары, которые ей производить дорого

Часть III.

· Государство -- затычка не для каждой бочки. Оно не может быть использовано для исправления всех недостатков общества

ПРИМЕЧАНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

· СЕМЬ ПРИНЦИПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОЦВЕТАНИЯ (Р. Строуп, Дж. Гвартни) -- БИЛЛЬ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА, который содействовал бы экономическому прогрессу Канады (Economic Bill of Rights)

· ЛЮДИ, ПРАВА И СВОБОДЫ (Г. Лебедев, ИНМЭ) -- КОНСТИТУЦИЯ ДЛЯ НОВОЙ РОССИИ

· ЛИБЕРАЛЬНАЯ ХАРТИЯ (В. Найшуль, ИНМЭ)


Часть I.
Десять главных идей экономической науки

· Стимулы влияют на поведение людей

· За все надо платить

· Торговля всегда полезна

· Препятствия торговле вредят

· Доходы определяются производством

· Четыре источника роста доходов населения

· Личный доход есть вознаграждение за услуги, оказываемые другим

· Прибыль побуждает бизнес работать на общественное благосостояние

· Принцип "невидимой руки": рыночные цены направляют личный интерес на общее благо

· Пренебрежение побочными эффектами

ЗА ВСЕ НАДО ПЛАТИТЬ

За последние 250 лет человечеству удалось существенно увеличить производство и улучшить качество жизни. И сейчас экономический прогресс человечества открывает все более и более эффективные способы превращения имеющихся в его распоряжении ресурсов в желанные товары и услуги. Но это не отменяет фундаментального закона -- человек все равно испытывает и будет испытывать дефицит. Ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны. И, поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать.

Если для производства какого-либо одного товара мы используем труд, станки, природные ресурсы, -- это вынуждает отказываться от других товаров, которые могли бы быть произведены в иной ситуации. Этот выбор в рыночной экономике осуществляютпотребительский спрос и издержки производства. Спрос на товар -- сигнал потребителя, указывающий предпринимателю, что следует производить. Однако чтобы произвести, исходные ресурсы должны быть "откуплены" у других направлений их использования. Издержки, затраты на закупку ресурсов напоминают предпринимателю, что существуют и другие производства, требующие тех же ресурсов.

В результате производители имеют сильный стимул поставлять на рынок только те товары, которые могут быть проданы по цене, по крайней мере, равной издержкам их производства, и, особенно, те товары, ценность которых в глазах потребителя в наибольшей степени превышает затраты на их производство.

Важно понимать, что товар может быть предоставлен человеку или группе людей бесплатно, только если его кто-то оплатит, и это лишь перераспределит бремя издержек, ничуть его не уменьшая. Политики часто говорят о "бесплатном образовании", "бесплатной медицине" или "бесплатном жилье". Эти выражения способны лишь ввести в заблуждение. Ни одно из благ не предоставляется бесплатно -- для производства каждого из них требуются дефицитные ресурсы.

Например, здания, труд и другие ресурсы, вовлеченные в процесс обучения, могли бы использоваться для производства продовольствия, оказания услуг в сфере отдыха и развлечений и т. д. Издержки "производства образования" есть стоимость тех товаров, от которых пришлось отказаться в результате того, что требуемые для их производства ресурсы были потрачены на образование. Правительство может переложить эти издержки, с одних плеч на другие, но избавиться от них невозможно.

Правило "за все надо платить" верно во всех случаях жизни.

ТОРГОВЛЯ ВСЕГДА ПОЛЕЗНА

Взаимная выгода есть основа любого добровольного обмена. Стороны соглашаются на обмен, рассчитывая на увеличение своего богатства.Торговля, под которой экономисты понимают всякий добровольный обмен, является производительной деятельностью: она позволяет каждой стороне получить больше того, что та имела.

Вот три основные причины, по которым торговля продуктивна, то есть увеличивает благосостояние людей.

ПРЕПЯТСТВИЯ ТОРГОВЛЕ ВРЕДЯТ

Торговля продуктивна, она облегчает сотрудничество людей и увеличивает производство нужных им товаров. Однако торговый обмен не бесплатен. Затраты времени, сил и прочих ресурсов, необходимых для поиска партнеров, ведения переговоров и заключения сделок, называются издержками торговли. Они ограничивают реализацию преимуществ взаимовыгодной торговли.

Издержки торговли могут быть следствием естественных преград -- океанов, гор, рек и болот. В этих случаях издержки могут быть сокращены путем инвестирования в строительство дорог, развитие транспорта и связи.

Однако во многих других случаях высокие издержки торговли порождаются самим обществом -- существованием налогов, лицензий, тарифов, квот, государственного регулирования и ценового контроля.

Во-вторых, инвестиции.

Рабочие произведут больше продукции, используя более совершенное оборудование. Лесоруб, к примеру, срубит больше деревьев, если применит современную бензопилу вместо примитивной ножовки или топора. Водитель грузовика может перевезти больше грузов, чем извозчик. Но оборудование и машины -- не бесплатны. Ресурсы, используемые для их производства, могли бы найти иное применение: в изготовлении пищевых продуктов, одежды, автомобилей и других предметов каждодневного потребления.

Экономика учит, что тот, кто больше сберегает и инвестирует, больше производит в будущем.

Страна оказывается в выигрыше, если ее ресурсы используются в производстве тех товаров и услуг, цена которых относительна высока в сравнении с издержками производства. Прибыли с одной стороны и убытки с другой направляют инвестиции предпринимателей в проекты, способствующие экономическому росту, и оберегают от растраты дефицитных ресурсов. Это -- жизненно важная функция рынка. Страны, которым не удается эффективно ее использовать, почти гарантированно оказываются в экономическом застое.

ПРИНЦИП "НЕВИДИМОЙ РУКИ": рыночные цены направляют личный интерес на общее благо

Каждый отдельный человек постоянно старается найти наиболее выгодное применение капиталу, которым он может распоряжаться. Он имеет в виду свою собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества. Но когда он принимает во внимание свою собственную выгоду, это естественно или, точнее, неизбежно, приводит его к предпочтению того занятия, которое наиболее выгодно обществу... Он преследует собственную выгоду, причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения.

Адам Смит,
Исследования о природе и причинах богатства народов, 1776 г.

Как заметил Адам Смит, удивительным явлением в экономике, основанной на частной собственности и свободе сделок, является то, что рыночные цены подчиняют действия корыстолюбцев целям процветания общества или нации в целом. Предприниматель, "ведомый лишь собственной выгодой", направляется, тем не менее, "невидимой рукой" рыночных цен "к цели (а именно, экономического процветания страны), которая совсем не входила в его намерения.

Многим людям трудно понять закон "невидимой руки", потому что существует естественная тенденция связывать порядок с централизованным планированием. Если стоит задача разумного распределения ресурсов, кажется естественным, что за это должна отвечать какая-нибудь ветвь центральной власти. Закон "невидимой руки" утверждает, что это вовсе не обязательно. При частной собственности и свободе обмена цены, заставляя миллионы потребителей, производителей и поставщиков ресурсов делать свой персональный выбор, вместе с тем являются и средством гармонизации их интересов. Цены содержат в себе информацию о потребительских предпочтениях, издержках и факторах, связанных со временем, месторасположением и иными обстоятельствами, учесть которые не в состоянии ни отдельный человек, ни целый плановый орган. Всего лишь одна-единственная обобщающая цифра -- рыночная цена -- предоставляет производителям полный объем информации, необходимый для приведения своих личный действий в соответствие с действиями и предпочтениями других. Рыночная цена направляет и стимулирует и производителей, и поставщиков ресурсов к производству вещей, ценимых наиболее высоко в сравнении с издержками их производства.

Те, кто принимают решения в бизнесе, не нуждаются в центральной власти, которая указывала бы, что и как им производить. Эту функцию выполняют цены. Например, никому не приходится принуждать фермера выращивать пшеницу, уговаривать строителя строить дома, а мебельщика -- делать стулья. Если цены этих и других товаров указывают на то, что потребители оценивают их стоимость хотя бы на том же уровне, что и издержки их производства, предприниматели в погоне за личной выгодой будут их производить.

Нет необходимости также и в том, чтобы центральная власть контролировала производственные методы предприятий. Фермеры, строители, мебельщики и многие другие производители будут добиваться наилучшей комбинации ресурсов и наиболее эффективной организации производства, поскольку более низкие издержки означают более высокие прибыли. В интересах каждого производителя снижать издержки и повышать качество. Конкуренция практически принуждает их к этому. Производителям с высокими издержками будет трудно выжить на рынке. Потребители, стремящиеся тратить свои деньги с наибольшей выгодой, позаботятся об этом.

"Невидимая рука" рыночного процесса работает настолько автоматически, что большинство людей и не задумывается об этом. Они просто принимают как должное, что товары производятся примерно в тех количествах, в каких потребители хотят их приобрести. Длинные очереди, характерные для стран с централизованно планируемой экономикой, практически незнакомы людям, живущим в условиях рыночной экономики. Доступность огромного разнообразия товаров, которое поражает воображение даже современных потребителей, тоже во многом принимается как должное. "Невидимая рука" создает порядок, гармонию и разнообразие. Процесс этот, однако, идет столь подспудно, что мало кто понимает его суть, и лишь немногие воздают ему должное. Тем не менее, он является решающим для экономического благосостояния общества.

Во-первых, при наличии международной торговли жители каждой страны получают возможность использовать больше своих ресурсов для того, чтобы производить и продавать те вещи, которые они делают лучше других, направляя выручку на покупку тех товаров, которые они могут производить только с высокими издержками.

Страны мира отличаются своими ресурсами, и эти различия сказываются на издержках производства. Товары, производство которых обходится дорого в одной стране, могут производиться с низкими издержками в других странах. Жители каждой страны выигрывают, специализируясь на производстве товаров, которые они могут производить с относительно низкими издержками. Например, страны с теплым, влажным климатом, такие как Бразилия и Колумбия, находят выгодным выращивание кофе. Канада и Австралия, где земли много, а население рассредоточено на больших пространствах, специализируются на пшенице, кормовых культурах и говядина. Япония, где земля -- более дефицитный ресурс, но зато имеется высококвалифицированная рабочая сила, специализируется на видеокамерах, автомобилях и электронике. В результате такой специализации и международной торговли совокупное производство увеличивается, и люди имеют возможность жить более богато.

Однако прежде, чем обсуждать этот вопрос, полезно напомнить, что для благосостояния страны имеет значение не число рабочих мест, а объем производства, который выше в условиях свободной международной торговли. Действительно, в этом случае потребители могут приобрести товар у того продавца, который запрашивает самые низкие цены, а производители -- продавать свои товары там, где они могут получить за него самые высокие цены. В результате растет благосостояние страны: собственники ресурсов производят, а потребители за свои деньги получают больше товаров и услуг. Если бы рабочие места были ключом к богатству, мы могли бы с легкостью создать любое их количество. Все были бы обеспечены работой, выкапывая ямы сегодня и закапывая их завтра, но при этом все были бы очень бедны, ибо такие рабочие места не создают товаров и услуг, на которые предъявляется спрос.

Ограничения импорта могут увеличивать занятость в защищаемых отраслях. Однако это не означает, что они расширяют совокупную занятость. Импорт создает покупательную силу для экспорта. Поэтому когда, например, канадцы вводят тарифы, квоты и другие барьеры, ограничивающие способность иностранцев продавать свои товары в Канаде, они тем самым ограничивают способность иностранцев покупать канадские товары. Ведь если у иностранцев будет меньше возможностей продавать свои товары канадцам, то на руках у них окажется меньше канадских долларов, необходимых для приобретения канадских товаров.

Следовательно, ограничения на импорт сокращают экспорт. Производство и занятость в экспортных отраслях снижаются, и их не могут компенсировать "спасенные" рабочие места в защищаемых отраслях. Дело в том, что ограничения на импорт отвлекают ресурсы из отраслей, где отечественные фирмы-производители имеют низкие издержки, и направляют их туда, где издержки высоки. В итоге больше внутренних ресурсов окажется задействованными в производстве товаров, которые канадцы делают плохо, и меньше -- в изготовлении того, что они делают лучше других.

Многие уверены в том, что для защиты местных рабочих от импорта товаров, произведенных с помощью дешевого труда, торговые ограничения уж точно необходимы. Этот взгляд также является ошибочным.

Страны, вывозящие куда-либо товары, делают это для того, чтобы получать валюту, на которую можно там же и покупать. Они стремятся импортировать товары, которые относительно дешевы заграницей, и экспортировать те, которые относительно дешевы дома. Поэтому такие страны, как Канада и Соединенные Штаты импортируюттрудоемкие товары: парики, ковры, игрушки, изделия ручных промыслов, стекло высокого качества и т.п. Они экспортируют зерно, продукты нефтехимии, новейшие компьютеры, самолеты и научные приборы... -- то есть все то, что производится посредствомвысокопроизводительного труда, плодородной сельскохозяйственной земли и знаний -- изобильных ресурсов Соединенных Штатов Америки и Канады.

Несколько иначе происходит торговля между странами со сходным ресурсным потенциалом, например США и Канадой, которая имеет тенденцию становиться внутриотраслевой: машины за машины, пиво за пиво, сыр за сыр, мягкая древесина за твердую древесину. При внутриотраслевой международной торговле каждая из сторон специализируется на производстве определенных видов товаров, а затем с помощью обмена получает весь спектр товаров данной отрасли. Например, с недавнего времени Канада обеспечивает всю Северную Америку микроавтобусами Плимут Вояджер и Шевроле Лумина, производя по одному типу автомобиля на каждом заводе и ввозя из-за рубежа все остальные автомобили компаний "Крайслер" и "Дженерал Моторз". Тем самым в условиях свободной торговли американцы и канадцы получили доступ к широчайшей гамме автомобилей по ценам ниже, чем было бы возможно в противном случае. Почти 80% канадо-американской торговли является внутриотраслевой, и ожидается, что эта цифра в будущем будет расти. [Имеется еще одна важная группа доводов в пользу свободной торговли, которые не приводится авторами книги, может быть из-за ее лаконичности. Современная технология дробит производственный процесс на многочисленные мелкие части, каждая из которых наилучшим образом реализуется в какой-то отдельной стране. В результатеисчезает понятие товара, произведенного в данной стране. (Можно говорить только о части стоимости данного товара, добавленной в данной стране.) Сторонники протекционизма уже не раз сталкивались с этим парадоксом, в частности на примере американского автомобильного рынка. Что надо защищать радетелям отечественной американской промышленности: американскую компанию "Форд", собирающую свои автомобили в Южной Корее, или японскую компанию Мицубиси, собирающую их в Америке? Притом, что обе компании используют для сборки огромное количество импортируемых товаров. Впрочем, защита национального рынка всегда была только ширмой, за которой скрывались чьи-то очень частные и очень корыстные интересы. -- Прим. ред. ]

Когда страна имеет возможность приобрести товар у иностранцев дешевле, чем может произвести у себя, она выигрывает еще и благодаря использованию высвободившихся внутренних ресурсов для производства других товаров. Для иллюстрации рассмотрим некийпредельный случай. Предположим, что иностранный производитель, который платит своим рабочим мало или совсем ничего, наподобие Санта-Клауса желает снабдить канадцев бесплатными зимними куртками. Имело бы смысл возводить тарифный барьер, чтобы воспрепятствовать их ввозу? Разумеется, нет. Те ресурсы, которые раньше использовались в производстве курток, теперь могут быть высвобождены для производства других товаров. Объем выпуска и доступность товаров увеличатся. И мы заключаем, что в возведении тарифных барьеров, препятствующих проникновению дешевых иностранных товаров, не больше смысла, чем в отказе от бесплатных курток доброго иностранца Санта-Клауса.

Полезно также задать вопрос о том, почему "радетели рабочих мест" и защитники торговых ограничений международной торговли не выступают за тарифы и квоты, ограничивающие торговлю внутри страны? В конце концов, можно подумать обо всех потерянных рабочих местах, когда, например, провинция Онтарио ввозит лес и яблоки из Британской Колумбии, пшеницу из Саскачевана, а рыбу -- из Новой Шотландии. Все эти продукты могли бы производиться в Онтарио. Тем не менее, жители Онтарио считают, что дешевле "импортировать" эти товары, чем производить их на своей территории. Онтарио выигрывает оттого, что использует свои ресурсы для производства и "экспорта" автомобилей. В свою очередь, продажа автомобилей создает покупательную способность, позволяющую жителям Онтарио "импортировать" товары, которые было бы относительно дорого производить у себя.

Большинство канадцев признает, что свободная торговля между провинциями позволяет процветать каждой из них. Им ясно, что "импорт" из других провинций не ликвидирует рабочие места; он просто высвобождает рабочих для привлечения их в "экспортные" отрасли, где можно произвести более ценные товары и, следовательно, -- получить больший доход. Причины выгодности международной торговли точно такие же, как и в торговле между разными провинциями. Если свободная торговля между десятью провинциями способствует их процветанию, то тоже можно сказать и о свободной торговле между странами мира.

Но если торговые ограничения препятствуют экономическому процветанию, почему же так много стран прибегает к ним?

Ответ на этот вопрос прост: это кому-то выгодно. Торговые ограничения выгодны производителям (и поставщикам их ресурсов) в ущерб потребителям. Как правило, представители производящих отраслей -- предприниматели и рабочие -- хорошо организованы и политически сильны, в то время как потребители разобщены. Группы, объединенные общими интересами, имеют больший политический вес -- а значит, могут заполучить больше средств для избирательной кампании, а, значит, и голосов. Поэтому политики склонны прислушиваться к таким группам, и здравые экономические соображения проигрывают желанию одержать политическую победу.


Часть III.
Экономический прогресс и роль государства

· Государство, защищающее правопорядок и предоставляющее блага, которые общество не может получить "на рынке", способствует благосостоянию всей страны, НО...

· Государство -- затычка не для каждой бочки Оно не может быть использовано для исправления всех недостатков общества

· Цена государственного налогообложения

· Группы интересов могут использовать политический механизм государства, чтобы обирать налогоплательщиков и потребителей

· Государство часто создает угрожающий экономике бюджетный дефицит

· Перераспределение средств общества государством способствует их расхищению

· Издержки перераспределения доходов намного превышают выгоды тех, кому предназначаются перераспределяемые средства

· Централизованное планирование -- всего лишь подмена власти рынка политической властью, ведущая к пустой растрате ресурсов и экономическому упадку

· Конкуренция между властями так же важна, как и конкуренция между фирмами Конкуренция властей между собой и с частными предприятиями заставляет органы власти лучше служить интересам людей

· Конституционные нормы должны обеспечивать гармоническое сочетание демократии с крепкой экономикой

ГОСУДАРСТВО, ЗАЩИЩАЮЩЕЕ ПРАВОПОРЯДОК и предоставляющее блага, которые общество не может получить "на рынке", способствует благосостоянию всей страны

Мудрое и бережливое государство должно удерживать людей от причинения взаимного вреда, предоставляя им во всем остальном полную свободу занятий, и не отнимая у них ими заработанный хлеб... Это все, что требуется от хорошего государства.

Томас Джефферсон
Из письма к Эндрю Джексону.

Государство может способствовать совместной деятельности членов общества и увеличивать экономическое благосостояние страны двумя путями:

а) обеспечивать защиту жизни людей, их свободы и собственности (если последняя была приобретена без применения силы, обмана или воровства);

б) предоставлять некоторые блага со специфическими свойствами, затрудняющими их получение через рынок.

Нобелевский лауреат Джеймс Бьюкенен называет это соответственно защитной(protective) и производительной(productive) функциями государства.

Защитная функция состоит в поддержании безопасности и порядка, включая контроль за исполнением законов, запрещающих воровство, мошенничество и насилие. Государство обладает монопольным правом на применение силы в целях защиты граждан друг от друга, а также от внешних угроз.

Другими словами, государство стремится предотвратить ущерб, который люди могут нанести друг другу, и следит за соблюдением свода законов, в рамках которого люди могут мирно взаимодействовать. В этой связи критически важными для благосостояния страны являются контроль за соблюдением контрактов и отказ от всяких ограничений, регулирующих предписаний и дифференцированных налогов, препятствующих обмену.

Экономическое значение защитной функции достаточно очевидно. Если государство выполняет ее достойно, люди верят, что не будут обмануты и все произведенное ими будет ограждено от посягательств не только грабителей, но и государства с его высокими налогами и разрушительной инфляцией.Иначе говоря, защита гарантирует, что засеявшему поле будет позволено собирать урожай. Урожай в результате оказывается обильным.

Когда государство плохо справляется с этой защитной функцией, возникают серьезные проблемы. Если права частной собственности не определены четко или же не соблюдаются, люди будут присваивать чужое имущество, ничего не платя его владельцам. В условиях, когда одни могут заставлять платить за себя других, рынок не сможет нормально функционировать, поскольку механизм определения истинных издержек производства товаров, на котором он основан, не будет действовать.

Кроме того,ресурсы, права собственности, на которые нечетко определены или не достаточно защищаются, подвергаются чрезмерной эксплуатации. Загрязнение окружающей среды является классическим примером такой ситуации.

Вторая важнейшая функция государства -- производительная -- заключается в обеспечении граждан так называемыми общественными благами, которые имеют две отличительные черты:

(1) их нельзя предоставить кому-то одному, не сделав их в то же время доступными для остальных, и

(2) трудно, а иногда и невозможно, ограничить круг потребляющих эти блага лишь теми, кто за них платит.

Национальная оборона, проекты по предотвращению наводнений или по борьбе с насекомыми -- примеры общественных благ.

Частным фирмам очень сложно производить и продавать подобные блага. В силу самой природы этих благ, установить непосредственную связь между платой за них и их предоставлением практически невозможно, а, следовательно, у потребителя отсутствует стимул приобретать их. Их оплатят другие, а он сможет потреблять их даром.

Возьмем в качестве примера проект по предотвращению наводнений. Если некая фирма строит дамбу для регулирования стока, трудно или почти невозможно ограничить ее использование лишь внесшими свою лепту в строительство, отказав при этом всем остальным. Осознавая это, потенциальные получатели выгоды обычно не желают покрывать издержки такого проекта, предоставляя это право "тому парню". В этой ситуации даже самый эффективный проект может оказаться неосуществимым.

Общество может выиграть, осуществляя потенциально выгодный проект такого рода через государство. В сущности, именно такую деятельность имел в виду Адам Смит, когда формулировал свои знаменитые "три функции короны". Законное право государства -- делать то, что люди в одиночку либо не могут осилить вообще, либо не в состоянии сделать очень хорошо.

Как определить, является ли правительственный проект действительно эффективным? Считается, что поддержка большинства делает политическое действие законным и эффективным. Это может показаться удивительным,но если проект действительно эффективен, то издержки по его реализации всегда можно распределить так, что выиграют все избиратели. Рассмотрим, для примера, выгоды и издержки избирателей, связанные с сооружением дороги:

Избиратель Полученные выгоды Налоговые платежи
Вариант А Вариант Б
Адамс 20.00 5.00 12.50
Браун 12.00 5.00 7.50
Грин 4.00 5.00 2.50
Джонс 2.00 5.00 1.25
Смит 2.00 5.00 1.25
Итого $40.00 $25.00 $25.00

Проект обходится в 25 долл. и приносит избирателям доходы в 40 долл. Поскольку доходы превышают издержки, проект является выгодным. Если стоимость проекта распределить между избирателями поровну (вариант А), то Адамс и Браун выиграют, а Грин, Джонс и Смит проиграют. Ценность проекта для каждого из этих трех ниже, чем их издержки, равные 5 долл. Если бы судьба проекта решалась большинством голосов, он был бы отклонен, потому что последние трое (из пяти) избирателей проголосовали бы против него.

Посмотрим, что произойдет, если издержки распределяются как в варианте 6. В этом случае Адаме оплачивает половину (12.5 долл.) общей суммы издержек в 25 долл. в соответствии с его долей (20 долл.) в суммарных доходах (40 долл.); остальные также платят пропорционально получаемым ими доходам. При таком варианте финансирования издержек все участники проекта оказываются в выигрыше. Несмотря на то, что проект не набрал бы большинства в случае равномерного распределения бремени финансирования среди его участников (вариант А ), все они поддержали бы проект, будь налоги начислены пропорционально доходам каждого (вариант Б).

Этот простой пример иллюстрирует чрезвычайно важный тезис о демократическом голосовании государственных проектов.Если голосующие платят за проект пропорционально извлекаемым из него доходам, они все оказываются в выигрыше в случае эффективности проекта и все проигрывают в противоположном случае. [Принцип, гласящий, что эффективные проекты способствуют достижению политического единодушия, был впервые сформулирован шведским экономистом Кнутом Викселем в 1896 г. (см. Wicksell, "A New Principle of Just Taxation" in James Gwartney and Richard Wagner (eds.), Public Choice and Constitutional Economics (Greenwich: JAI Press, Inc.,1988). Нобелевский лауреат Джеймс Бьюкенен отметил, что именно эта работа Викселя подтолкнула его к идеям, благодаря которым он впоследствии занял ведущие позиции в современной теории общественного выбора (public choice theory). ]

Следовательно, при таком способе оплаты издержек любой эффективный проект будет одобрен подавляющим большинством голосов, что, в свою очередь, явится лучшим доказательством того, что он эффективен. И наоборот: если при таком способе оплаты издержек проект не получит поддержки подавляющего большинства, это -- верное свидетельство его нецелесообразности.

Таким образом, поскольку по-настоящему эффективные проекты, как правило, одобряются подавляющим большинством граждан,многие экономисты считают, что средства налогоплательщиков можно было бы тратить с большим толком, если бы любая государственная программа голосовалась не простым, как ныне, а квалифицированным большинством голосов.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ всего лишь подмена власти рынка политической властью, ведущая к пустой растрате ресурсов и экономическому упадку

Человек системы... склонен в своей самонадеянности превозносить свою мудрость... Он, по-видимому, воображает, что может руководить членами огромного общества с той же легкостью, с какой рука передвигает фигуры на шахматной доске; он не думает при этом, что фигуры на шахматной доске не имеют никакого иного источника передвижения, кроме человеческой рук, и в то время как на огромной шахматной доске человеческого общества всякая фигура имеет свой собственный принцип движения, часто отличающийся от предписанного ей по закону. Когда они совпадают и действуют в одном направлении, то игра человеческого общества будет проходить легко и гармонично, и весьма вероятно, что она закончится удачей. Если же эти принципы взаимно исключают друг друга, игра будет протекать плохо, и общество навсегда останется в состоянии хаоса.

Адам Смит,
Теория моральных сентиментов, 1759 г.
[Adam Smith
The Theory of Moral Sentiments, 1759;
New York: A. M. Kelley, 1966
.]

Как уже говорилось, считается что, государство в состоянии лучше, чем рынок, координировать производство общественных благ -- небольшого класса товаров и услуг, потребление которых сложно ограничить только теми, кто за них платит.

Однако многие также считают, что, поддерживая отдельные отрасли, предоставляя им дотации и инвестиции, государство тем самым способствует ускорению экономического роста. Государственное "планирование промышленности" и "инвестиции в будущее экономическое развитие" якобы способны улучшать рыночные результаты. Нетрудно понять, почему такой подход обладает определенной привлекательностью.

Планирование кажется вполне разумным. Разве избранные народом политики и правительственные эксперты не лучше, чем предприниматели, поглощенные своим бизнесом, выражают интересы "всеобщего благосостояния"? Разве государственные чиновники не "менее алчны" по сравнению с частными компаниями? Те, кто не понимает принципа "невидимой руки", часто находят убедительными аргументы в пользу централизованного планирования. Однако экономическая наука опровергает их. Существуют четыре основные причины, почему централизованное планирование будет почти наверняка приносить больше вреда, чем пользы.