Ип работает не месту регистрации. Осуществление бизнесом деятельности не по месту регистрации: риски резко возросли

Довольно часто у будущих бизнесменов возникает вопрос о том, можно ли зарегистрироваться в качестве ИП не по месту постоянной регистрации. Закон дает однозначный ответ – нет.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В соответствии с ФЗ 129 заявление о регистрации должно быть подано в налоговую службу по месту постоянной прописки заявителя. Однако в нормативно-правовом акте имеются некоторые оговорки и исключения. Используя именно эти «лазейки», можно зарегистрироваться в налоговой службе в качестве ИП фактически по месту проживания.

Какое значение имеет адрес для открытия предпринимательской деятельности?

Почему законодатель так принципиально относится к адресу постоянного местожительства будущего бизнесмена? Данная особенность объясняется специфическим правовым положением ИП. Фактически бизнесмен сохраняет свой статус физического лица, у него нет юридического адреса. Регистрация по месту постоянной прописки позволяет предупредить возникновение проблем с поиском «потерявшихся» предпринимателей. Документы, связанные с его деятельностью, направляются государственными органами именно по месту его постоянной регистрации.

Для регистрации ИП заявитель должен передать в налоговую службу пакет документов. Место постоянной прописки определяется исходя из информации, указанной в паспорте гражданина РФ. Его же он обязан указать в заявлении на регистрацию. Кстати, именно приказ ФНС, регулирующий порядок оформления данного документа, дополнительно подчеркивает, что в графе «место жительства» следует указывать адрес, который является местом постоянной прописки заявителя.

В ФЗ № 129 в перечне документов, предоставляемых ИП при регистрации, числится копия или подлинник акта, подтверждающего адрес места жительства заявителя.

Это допустимо и нужно только в том случае, когда в паспорте или ином документе, удостоверяющим личность, отсутствуют сведения о таком адресе. Иными словами, зарегистрироваться в качестве ИП по месту фактического нахождения можно лишь тем гражданам, которые вообще не имеют постоянной регистрации.

Впрочем, закон не ограничивает предпринимателей в возможности вести свой бизнес на территории всей страны. Следует только помнить о том, что приезжая в новый город ИП должен, как физическое лицо, оформлять временную регистрацию. Однако это не повлияет на его обязанность уплачивать налоговые и страховые платежи по месту постоянной прописки.

В отношении юридических лиц действуют иные правила. Законодатель лояльно относится к месту регистрации их учредителей. Таким образом, открыть ООО можно в любом месте независимо от штампа в паспорте.

Регистрация ИП не по месту прописки: проблемы и пути решения

Итак, чтобы зарегистрировать ИП необходимо обратиться в налоговую по месту постоянной регистрации. В идеале нужно съездить в свой населенный пункт и пройти регистрационную процедуру. Однако сделать на практике это не всегда возможно. Решение есть.

В соответствии с ФЗ №129, который регулирует порядок регистрации ИП, документы могут быть направлены в адрес налоговой службы почтовым отправлением.

Порядок действий в данном случае следующий:

  1. Формируем пакет .
  2. В ближайшем почтовом отделении отправляем документы заказным письмом с описью вложения.

Готовое будет направлено в адрес заявителя таким же образом. Данная проблема возникает у большинства начинающих предпринимателей. Однако существуют и иные ситуации, например, если человек имеет временную регистрацию, а также не имеет ее вовсе.

Если официально проживает в другом городе

Факт официального проживания в другом городе подтверждается временной регистрацией. В соответствии с действующим законодательством гражданин обязан встать на регистрационный учет в течение 7 дней с момента пребывания на новое место жительства. Наличие временной регистрации – обязательное условие, ее отсутствие влечет наложение штрафа на правонарушителя.

Однако получить статус ИП по месту временной прописки не получится.

Законодатель не дает такой возможности, подчеркивая, что получить можно исключительно по месту постоянной регистрации. В данной ситуации можно либо отправить документы по почте (как в рассмотренном выше примере), либо написать доверенность на другого человека. Возможность регистрации ИП через представителя допускается законодателем.

Если этот вариант вам подходит, то необходимо выполнить следующие действия:

  1. написать доверенность на представителя;
  2. обратиться к нотариусу для ее заверения;
  3. отправить доверенность и пакет документов для регистрации представителю почтовым отправлением.

Затем доверенное лицо должно обратиться в налоговую службу по месту регистрации заявителя. Через 5 рабочих дней он получит готовое свидетельство, которое необходимо также отправить почтой новоиспеченному бизнесмену.

Если по прежнему месту жительства нет человека, который мог бы выполнить данные действия, то можно прибегнуть к помощи специалистов в области права. В каждом населенном пункте функционирует множество юридических фирм, которые выполнят все необходимые операции. Стоимость их услуг, прежде всего, будет зависеть от того, в каком конкретно субъекте РФ они осуществляют свою деятельность. Так, традиционно в столице цена за регистрацию ИП гораздо выше, нежели в регионах.

Нет регистрации вообще

В соответствии с действующим законодательством только в одном случае гражданин РФ может зарегистрироваться по месту временного пребывания – когда у него нет постоянной прописки. Проще говоря, отсутствует штамп в паспорте о регистрации. Возможно ли такое?

Конечно, Конституция РФ провозглашает право на свободу передвижения и выбора места проживания. В то же время закон в 2020 году обязует гражданина встать на регистрационный учет в течение 7 дней с момента прибытия на новое место жительства. Данный срок отсчитывается не с момента, когда у человека была устранена запись о регистрации. Этот период учитывается со дня прибытия на новое место.

Итак, если нет регистрации вообще, нужно предпринять следующие действия:

  1. Получить временную регистрацию. При отсутствии и постоянной, и временной прописки человек не сможет зарегистрироваться в качестве ИП. Именно поэтому начинать процесс следует с посещения ФМС. Для того чтобы получить временную регистрацию, человек должен передать в компетентный орган заявление, а также документ, подтверждающий согласие собственника квартиры или дома на проведение данных процедур.
  2. После того как свидетельство получено начинается сбор документов на регистрацию ИП. Заявитель обязан представить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, квитанцию об оплате государственной пошлины, заявление. Кроме того, ему нужно передать копию или подлинник документа, в котором содержатся сведения об адресе места жительства заявителя.

Уплата налогов и сборов в данном случае

В том случае, когда ИП осуществляет свою деятельность не по месту постоянной регистрации возникают особые ситуации при уплате налогов и сборов. Многое зависит выбранной системы налогообложения.

Например, предпринимателю, отдавшему предпочтение УСН, необходимо встать на налоговый учет по месту постоянной регистрации. Факт осуществления деятельности в другом населенном пункте не имеет значения.

Сдавать налоговую отчетность и уплачивать обязательные платежи ИП будет по месту постоянной регистрации.

На практике сделать это несложно.

Законодатель дает возможность передать налоговую отчетность следующими способами:

  • направить заказным письмом с описью вложения;
  • передать в налоговую службу по месту постоянной регистрации через представителя, действующего на основании доверенности;
  • отправить в электронной форме.

Таким образом, нет необходимости лично посещать налоговую службу. Вносить налоговые платежи также можно в любом субъекте РФ. Главное – получить правильные реквизиты.

В настоящее время действуют региональные законы, которые облегчают налоговое бремя предпринимателей. На уровне субъекта может быть принят нормативно-правовой акт о снижении ставки налога до 5% — для объекта «доходы минус расходы» и до 1% — для объекта «доходы» (вступает в силу с 1 января 2020г.).

Какие законы в данном случае будут действительны для ИП? Только те, которые функционируют на территории региона, где он официально зарегистрирован. Таким образом, возможна ситуация, когда пониженные процентные ставки не действуют для субъекта РФ, где фактически осуществляет свою деятельность бизнесмен, но он имеет право ими воспользоваться, так как по месту его регистрации принят соответствующий закон.

Иной порядок будет действовать в том случае, если ИП выбрал ЕНВД. Данная система налогообложения предусматривает обязанность предпринимателя вставать на учет в налоговой службе по месту фактического осуществления деятельности. Соответственно сдавать отчетность и платить налоги он будет в этот же уполномоченный орган.

Если , то он должен встать на учет в налоговую службу по месту нахождения объекта предпринимательской деятельности, например, магазина. Заявление по форме ЕНВД 2 предприниматель должен передать в компетентный орган в течение 5 дней с момента полноценного функционирования бизнеса.

Законодатель делает исключение, если ИП осуществляет разносную или развозную торговлю. Не имеет значения в каком именно регионе он занимается этой деятельностью, встать на учет плательщик ЕНВД должен по месту жительства.

ПСН предполагает приобретение патента в том регионе, в котором предприниматель планирует вести бизнес.

То есть ИП должен передать в налоговую службу по месту фактического осуществления деятельности два заявления:

  • о постановке на учет;
  • на получение патента.

Патент имеет ограниченную сферу действия. Он будет считаться подлинным только на территории того субъекта РФ, где был приобретён. Налоговая декларация при осуществлении деятельности по патенту не предоставляется.

По ОСНО абсолютно вся налоговая отчетность сдается в налоговую службу по месту постоянной регистрации ИП. Налоги уплачиваются в таком же порядке. Регистрация ККМ согласно действующему налоговому законодательству производится по месту регистрации самого предпринимателя.

Страховые взносы в ПФР и ФФОМС ИП должен вносить по месту своей постоянной регистрации. Такое же правило действует при уплате данных платежей за работников. Причем тот факт, что сотрудники ИП проживают в другом регионе, не имеет значения. Страховые взносы и НДФЛ за работников предприниматель вносит по месту своей регистрации.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Довольно распространена ситуация, когда индивидуальный предприниматель осуществляет хозяйственную деятельность, подпадающую под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в разных административно-территориальных образованиях Российской Федерации. При этом у него могут возникнуть вопросы, в какой именно налоговой инспекции надо встать на учет, какие последствия по уплате налогов в качестве налогового агента у него возникают и другие.

Особенности ЕНВД для отдельных видов деятельности

С огласно статье 346.26 главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается данным Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налогоплательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

В соответствии с общим порядком, изложенным в главе 26.3 НК РФ, ЕНВД является обязательным к применению, если одновременно выполняется ряд условий, в частности:

  • на территории осуществления предпринимательской деятельности в установленном порядке введен специальный режим в виде ЕНВД;
  • в местном нормативном правовом акте о ЕНВД в числе видов предпринимательской деятельности, облагаемых этим налогом, упомянут и вид деятельности, который осуществляет индивидуальный предприниматель (пункт 1 статьи 346.28 НК РФ).

Для простоты изложения информации в отношении деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, в дальнейшем может использоваться термин «вмененная» деятельность.

Порядок регистрации индивидуальных предпринимателей в качестве плательщиков ЕНВД

Порядок регистрации индивидуальных предпринимателей в качестве плательщиков ЕНВД изложен в пункте 2 статьи 346.26 НК РФ, согласно которому индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога, обязаны встать на учет в налоговом органе:

  • по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абзаце третьем пункта 2 ст. 346.26 НК РФ);
  • по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в подпункте 11 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ.

Постановка на учет индивидуального предпринимателя в качестве плательщика единого налога, который осуществляет предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых действуют несколько налоговых органов, осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.

Следует обратить внимание на то, что до 2009 года налогоплательщики, которые осуществляют виды деятельности, подпадающие под ЕНВД, должны были встать на учет исключительно по месту ведения деятельности (п. 2 ст. 346.28 НК РФ). Однако с 1 января 2009 года для данного правила были введены исключения. В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 346.28 НК РФ при осуществлении нижеприведенных видов деятельности индивидуальный предприниматель обязан встать на учет по месту жительства:

  • оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ);
  • развозная и разносная розничная торговля (подп. 7 п. 2 ст. 346.26, абз. 16 ст. 346.27 НК РФ);
  • размещение рекламы на транспортных средствах (подп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Причем не имеет значения, что на территории иных муниципальных образований, где фактически индивидуальным предпринимателем оказываются данные услуги, эта деятельность переводится на ЕНВД.

На практике возможны ситуации, при которых перечисленные виды деятельности, облагаемые ЕНВД, осуществляются на территории муниципального образования, где введен данный налог, но при этом предприниматель состоит на налоговом учете по месту жительства в другом районе или округе, где ЕНВД не применяется. В этом случае индивидуальный предприниматель не должен регистрироваться в качестве плательщика ЕНВД, так как он не будет являться плательщиком данного налога (пункт 1 статьи 346.28 НК РФ). В качестве подтверждения сказанного можно привести письма Минфина России от 02.02.2010 г. № 03-11-06/3/15, от 29.01.2010 г. № 03-11-06/3/13, от 30.10.2009 г. № 03-11-06/3/262.

Сроки, в течение которых налоговый орган должен осуществить постановку на учет и снятие с учета налогоплательщика, установлен в пункте 3 статьи 346.28 НК РФ. Этот срок равен пяти рабочим дням (ст. 6.1 НК РФ) и считается с момента получения налоговым органом заявления о постановке на учет либо заявления о снятии с учета.

Согласно пункту 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных налоговые декларации по данному налогу индивидуальные предприниматели представляют в налоговые органы по месту их постановки на учет в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход.

Уплата единого налога на вмененный доход осуществляется индивидуальными предпринимателями также по месту их постановки на учет в качестве плательщиков этого налога.

Далее рассмотрим возможные ситуации, связанные с постановкой индивидуального предпринимателя на учет в качестве плательщика ЕНВД и вызванные особенностями налогового администрирования в Российской Федерации.

Если деятельность осуществляется в разных муниципальных образованиях

Индивидуальный предприниматель может осуществлять облагаемую ЕНВД деятельность одновременно на территориях нескольких муниципальных образований (городских округов или муниципальных районов, внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), в которых действуют несколько налоговых инспекций.

Напомним, что с 1 января 2009 г. постановка на учет таких лиц в качестве плательщиков ЕНВД осуществляется в налоговом органе, на территории которого расположено место осуществления деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет (абз. 4 п. 2 ст. 346.28 НК РФ).

Что касается плательщиков ЕНВД, которые ведут хозяйственную деятельность в Москве или Санкт-Петербурге, то такой порядок постановки на учет применялся ими и до 1 января 2009 года.

В отношении других налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность, облагаемую ЕНВД, на территории нескольких городских округов или муниципальных районов, обращаем внимание на следующее.

Исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» различные городские округа и муниципальные районы являются разными муниципальными образованиями. При этом согласно пунктам 1 и 3 статьи 346.26 НК РФ на территории разных муниципальных образований могут быть установлены разные перечни видов «вмененной» деятельности и значения коэффициента К2.

При этом если индивидуальный предприниматель состоит на налоговом учете только в одном муниципальном образовании, то возникает ряд вопросов:

  • в какой налоговый орган в этом случае он должен подавать налоговую декларацию;
  • в каком порядке уплачивать налог;
  • какой территориальный налоговый орган будет осуществлять проверки.

Сейчас официальных разъяснений контролирующих органов по этим вопросам нет.

Кроме этого, остается неясным, можно ли руководствоваться абзацем 4 пункта 2 статьи 346.28 НК РФ в случае, если деятельность, облагаемая ЕНВД, сначала осуществляется на территории одного муниципального образования, а через некоторое время - и на территории другого. Может ли налогоплательщик в этом случае не вставать на учет во втором муниципальном образовании?

По мнению автора, во избежание негативных последствий до получения соответствующих разъяснений контролирующих органов или внесения изменений в пункт 2 статьи 346.26 НК РФ индивидуальному предпринимателю целесообразно вставать на учет в качестве плательщика ЕНВД по каждому месту осуществления «вмененной» деятельности согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 346.28 НК РФ.

Свернуть Показать

Андрей Брусницын, советник государственной гражданской службы РФ 3 класса:

Исходя из положений пункта 2 статьи 346.28 постановка на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД должна осуществляться в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога. То есть фактически учет осуществляется одним налоговым органом. Тем, в который было подано первичное заявление о применении ЕНВД.

При этом исходя из позиции Минфина России, отраженной в письме от 02.02.2010 г. № 03-11-06/3/15, переводу на ЕНВД для налогоплательщика подлежат только те виды деятельности, в отношении которых предусмотрено применение ЕНВД в муниципальном образовании, где была осуществлена первичная постановка на учет в качестве плательщика ЕНВД.

Однако при планировании деятельности, в отношении которой применяется ЕНВД, следует заранее узнать позицию налогового органа по порядку учета и администрирования по данному виду деятельности.

Налогоплательщик, который осуществляет «вмененную» деятельность на территории нескольких муниципальных образований, обслуживаемых одной межрайонной налоговой инспекцией, обязан встать на налоговый учет в качестве плательщика ЕНВД в этой инспекции (см., в частности письма Минфина России от 29.05.2006 г. № 03-11-09/3/277, от 16.02.2006 г. № 03-11-02/41).

Деятельность на разных территориях в пределах одного муниципального образования

Если ИП осуществляет деятельность на нескольких внутригородских территориях Москвы и Санкт-Петербурга, которые обслуживаются разными налоговыми инспекциями, то ему не нужно вставать на учет в каждой из этих инспекций. Причем на учет его обязаны поставить в налоговом органе по месту осуществления деятельности, которое он укажет первым в заявлении о постановке на учет. Напомним, что данное правило закреплено в пункте 2 статьи 346.28 НК РФ и действует с 1 января 2009 г.

Подобные разъяснения Минфин давал и до 2009 года. Причем они распространялись также на налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в разных районах одного городского округа или муниципального района, которые обслуживаются разными .

Если место жительства и место осуществления «вмененной» деятельности находятся в разных районах городского округа

На практике возможны случаи, когда место жительства индивидуального предпринимателя и место осуществления им «вмененной» деятельности расположены в разных районах одного городского округа и обслуживаются разными налоговыми инспекциями.

В этом случае, согласно пункту 2 статьи 346.28 НК РФ, предприниматель должен встать на учет в качестве плательщика ЕНВД в налоговом органе по месту своего жительства либо по месту осуществления деятельности - в зависимости от вида осуществляемой деятельности.

Следует обратить внимание, что до 1 января 2009 года такие индивидуальные предприниматели могли сами выбирать налоговый орган для постановки на учет: по месту своего жительства либо по месту осуществления предпринимательской деятельности (в частности, письмо Минфина России от 02.03.2006 г. № 03-11-04/3/102).

Возникновение обязанности налогового агента в отношении наемных работников

В ходе осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, физическое лицо может использовать труд наемных работников в соответствии с заключенными с ними трудовыми договорами. В этом случае при выплате наемным работникам дохода, согласно статье 24 главы 3 части I и статье 226 главы 23 части II НК РФ, в отношении этих работников индивидуальный предприниматель будет являться налоговым агентом по расчетам с бюджетом по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).

Исходя из особенностей постановки индивидуального предпринимателя на налоговый учет в качестве плательщика ЕНВД, приведенных ранее в статье, возникают вопросы относительно исполнения им обязанностей налогового агента по НДФЛ.

Напомним, что согласно статье 13 главы 2 части I Налогового кодекса РФ налог на доходы физических лиц относится к федеральным налогам и сборам.

Пунктом 2 статьи 230 главы 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговые агенты обязаны представлять сведения о доходах физических лиц в налоговый орган по месту своего учета. Обязанность налоговых агентов представлять сведения о доходах физических лиц в налоговый орган по месту своего учета непосредственно связана с обязанностью налоговых агентов уплачивать совокупную сумму налога, исчисленную и удержанную налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником выплаты дохода, по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что в отношении доходов работников, осуществляющих деятельность в пользу индивидуального предпринимателя при осуществлении последним деятельности, облагаемой ЕНВД, обязанности налогового агента должны исполняться им по месту осуществления указанного вида деятельности. Такое же мнение высказывается и контролирующими органами.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Письмо Минфина России от 10.03.2010 г. № 03-04-08/3-50, доведенное Федеральной налоговой службой до нижестоящих налоговых органов Письмом от 07.04.2010 г. № ШС-17-3/50@:

«... Индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, признается налоговым агентом в отношении доходов, выплачиваемых им работникам, нанятым в целях осуществления такой деятельности. В связи с этим на такого индивидуального предпринимателя возлагается обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц при выплате дохода указанным наемным работникам.

В соответствии с пунктом 7 статьи 226 Кодекса (имеется в виду Налоговый кодекс РФ) совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.

В случае, когда индивидуальный предприниматель состоит на учете в разных налоговых органах, в том числе по месту осуществления деятельности с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и по месту жительства, налог на доходы физических лиц с доходов, выплачиваемых работникам, занятым в деятельности, в отношении которой применяется указанный единый налог, следует перечислять в бюджет по месту учета индивидуального предпринимателя в связи с осуществлением такой деятельности.

В указанный налоговый орган индивидуальному предпринимателю, являющемуся налоговым агентом, следует также представлять сведения о доходах физических лиц соответствующего налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов, в соответствии с пунктом 2 статьи 230 Кодекса».

При этом необходимо учесть, что в определенных случаях, изложенных ранее, индивидуальный предприниматель не обязан вставать на налоговый учет по месту осуществления деятельности, налого облагаемой ЕНВД.

Обязанности по уплате страховых взносов

До 2010 года индивидуальные предприниматели, состоящие на налоговом учете в качестве плательщиков ЕНВД, освобождались от уплаты Единого социального налога (ЕСН) на основании абзаца 1 пункта 4 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем индивидуальные предприниматели - плательщики ЕНВД обязаны были уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на . При этом плательщики ЕНВД имели право уменьшить сумму ЕНВД, исчисленную за налоговый период, на сумму уплаченных за этот же период времени страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в пределах исчисленных сумм), но не более чем на 50 процентов (пункт 2 статьи 346.32 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 1 и частью 1 статьи 62 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) с 1 января 2010 г. на территории Российской Федерации введен новый порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ПФ), Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС), заменивших собой уплату ЕСН.

При этом страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохраняются. На правоотношения, связанные с их исчислением и уплатой, действие Закона № 212-ФЗ, которым введен новый порядок уплаты большинства страховых взносов, не распространяется (часть 2 статьи 1 указанного Закона № 212-ФЗ).

Плательщиками страховых взносов, согласно части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

  1. лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
  • а) организации;
  • б) ;
  • в) физические лица, не признаваемые ИП;
  • индивидуальные предприниматели , адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам ), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
  • В соответствии с приведенным перечнем те индивидуальные предприниматели, которые привлекают наемных работников, относятся одновременно к обеим категориям плательщиков страховых взносов. Поэтому они обязаны исчислять и уплачивать страховые взносы по каждому основанию. Такой порядок предусмотрен частью 3 статьи 5 Закона № 212-ФЗ.

    В результате введения в действие Закона № 212-ФЗ, начиная с 1 января 2010 года, индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, помимо взносов на обязательное пенсионное страхование и взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, также обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское .

    При этом, как и до 2010 года, согласно пункту 2 статьи 346.32 НК РФ (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ) исчисленную по итогам налогового периода сумму налога можно уменьшать на величину уплаченных за этот же период времени страховых взносов (в пределах исчисленных сумм), но также не более чем на 50 процентов.

    Обратите внимание, что фактически в 2010 г. плательщики ЕНВД будут платить только взносы на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев на производстве. Это связано с тем, что на 2010 год в отношении взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование установлена ставка 0% (пункт 2 части 2 статьи 57 Закона № 212-ФЗ и письмо Минфина России от 30.09.2009 г. № 03-11-09/332).

    Теперь давайте рассмотрим вопрос о постановке на учет индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов в случае осуществления им деятельности, облагаемой ЕНВД.

    В соответствии со статьей 6, пунктом 2 части 3 статьи 29 Закона № 212-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда РФ и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на основании сведений об учете страхователей в соответствующем внебюджетном фонде ведут самостоятельно учет плательщиков страховых взносов (часть 1 статьи 6 Закона № 212-ФЗ). Таким образом, если на 1 января 2010 года индивидуальный предприниматель уже состоял на учете во внебюджетных фондах в качестве страхователя, то в связи с введением в действие Закона № 212-ФЗ ему не придется проходить перерегистрацию заново. Кроме этого, территориальные отделения ПФ РФ самостоятельно ставят на учет в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование предпринимателей, адвокатов и частных нотариусов, которые платят только страховые взносы за себя. Для этого они проводят сверку с территориальным фондом медицинского страхования (часть 2 статьи 6 Закона № 212-ФЗ). Участия индивидуального предпринимателя при этой процедуре не требуется.

    Также не требуется участия индивидуального предпринимателя, если он впервые регистрируется в качестве страхователя во внебюджетных фондах. В данном случае налоговый орган обязан направить в подразделения ПФ РФ, ФСС РФ и ТФОМС сведения об индивидуальном предпринимателе, занесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. На основании полученных сведений внебюджетные фонды в свою очередь зарегистрируют индивидуального предпринимателя в качестве страхователя. Такой порядок, в частности, следует из абзаца 2 пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», абзаца 2 части 1 статьи 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

    К сведению

    Как уже отмечалось, уплаченные по месту регистрации страховые взносы могут быть приняты индивидуальным предпринимателем при расчете ЕНВД, подлежащего уплате по месту его налогового учета (месту осуществления налогооблагаемой деятельности). Подобные разъяснения дал Минфин России в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (письмо от 12.03.2007 г. № 03-11-05/46).

    Фрагмент документа

    Свернуть Показать

    При расчете ЕНВД и оформлении налоговой декларации целесообразно учесть мнение, высказанное в письме Минфина РФ от 29.01.2010 г. № 03-11-06/3/14. В нем на вопрос налогоплательщика о том, можно ли уменьшать сумму ЕНВД, исчисленную за налоговый период по каждому региону, на сумму страховых взносов в ПФР, уплаченную по местонахождению налогоплательщика в городе Москве, было, в частности, сказано:

    «... Согласно п. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденного приказом Минфина России от 08.12.2008 г. № 137н (далее - Порядок), налоговые декларации по данному налогу организации и индивидуальные предприниматели представляют в налоговые органы по месту их постановки на учет в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход.

    Уплата единого налога на вмененный доход осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями также по месту их постановки на учет в качестве налогоплательщиков указанного налога.

    Разделом 3 «Расчет суммы единого налога на вмененный доход за налоговый период» декларации и разд. VI Порядка предусмотрено определение суммы единого налога на вмененный доход, подлежащей уплате за налоговый период, в целом по налогоплательщику. Указанная сумма единого налога на вмененный доход определяется путем уменьшения суммы исчисленного налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

    Распределение исчисленной в указанном порядке суммы единого налога на вмененный доход по каждому месту осуществления предпринимательской деятельности предусмотрено разд. 1 «Сумма единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика» декларации и разд. IV Порядка».

    Также можно привести мнение, высказанное в письме Минфина РФ от 09.07.2008 г. № 03-11-04/3/324, согласно которому, поскольку суммы единого налога на вмененный доход подлежат зачислению в бюджет по месту осуществления предпринимательской деятельности, уменьшение суммы единого налога на вмененный доход на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется также по каждому месту осуществления предпринимательской деятельности, т.е. по каждому муниципальному образованию отдельно, а не по организации в целом.

    Следует отметить, что до 2010 года по вопросам уменьшения ЕНВД на пенсионные взносы было выпущено много разъяснений контролирующих органов, а также сложилась значительная судебная практика. Можно предположить, что они остаются актуальными и в настоящее время при вычете из суммы начисленного ЕНВД иных страховых взносов.

    Помимо сказанного необходимо учесть, что если индивидуальный предприниматель отчитывается по ЕНВД не по месту жительства, то в качестве основания для включения в налоговую декларацию по ЕНВД данных об исчисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и взносов на страхование от несчастных случаев налоговые органы могут потребовать расчет соответствующей суммы взносов, а также копии платежных документов об их уплате, заверенные налоговым органом по месту постановки на учет .

    Однако такие требования не совсем соответствуют положениям Налогового кодекса РФ, что подтверждают и решения судебных органов: в отношении расчета суммы взносов на обязательное пенсионное страхование - постановление ФАС Уральского округа от 26.04.2007 г. № Ф09-2902/07-С3, в отношении заверенных копий платежных документов - постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.12.2006 г. № Ф04-8629/2006(29617-А75-27), ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.07.2004 г. № А19-21048/03-43-Ф02-2419/04-С1.

    Сноски

    Свернуть Показать


    В настоящей рассылке мы затронем тему «обособленную» (данное слово будет часто встречаться далее по тексту, поэтому привыкаем сразу), которая в последние полгода стала в настораживающе гипертрофированных формах развиваться нашими Областными ИФНС при проведении контрольных мероприятий.

    Но все по порядку, приведем немного теории, необходимой для понимания проблемы.

    В Налоговом кодексе есть определение «обособленного подразделения» - это любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (ст. 11 НК РФ).

    В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, и в том числе по месту нахождения ее обособленных подразделений (ст. 85 НК РФ).

    При этом законодательство не содержит критериев этой территориальной обособленности, что позволяет трактовать данное определение буквально, т.е. это нахождение подразделения в любом ином месте, чем сама организация (письмо Министра Финансов РФ от 21 декабря 2009 г. №03-02-07/1-550).

    Получается, если организация зарегистрирована, что весьма распространено, по адресу прописки ее руководителя или учредителя, то по месту фактического осуществления деятельности необходимо регистрировать обособленное подразделение.

    Налоговые органы ранее никогда не подходили столь формально к этому вопросу, но в последнее время, возможно ввиду катастрофического дефицита в бюджете, стали распространяться дела, в рамках которых налогоплательщиков привлекают к ответственности именно за ведение деятельности без регистрации подразделения по месту фактического осуществления деятельности, и, внимание(!), даже если адреса (юридический и фактический) находятся в районе, администрируемом одной Инспекцией.

    Цена крайне высока - штраф 10% от всех доходов , полученных от работы незарегистрированного обособленного подразделения, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). В рассматриваемом нами случае это могут быть буквально «все» доходы организации.

    Согласитесь, крайне заманчивая перспектива для Инспекций: административные издержки минимальные, достаточно установить несовпадение юридического и фактического адресов без соответствующего обособления последнего, а доходность для бюджета от таких мероприятий несоизмеримо высока, «просто составь акт».

    Все еще усугубляется и в связи со сложившейся негативной для Налогоплательщиков арбитражной практикой по похожим делам, когда обособленные подразделения не регистрировались в удаленных от места основной деятельности муниципальных районах или регионах.

    И даже вполне разумные доводы относительно отсутствия при таком нарушении неблагоприятных экономических последствий для бюджета, когда все доходы организации задекларированы по основному месту регистрации, и что наказание в связи с этим является несоразмерным, отстраняются хладнокровной Фемидой. Суды отмечают, что характер ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет не поставлен Налоговым кодексом в зависимость от своевременного исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов. Аналогичный подход у Судов и в ситуациях, когда подразделение работает в убыток и реального дохода Организации не приносит, от штрафных санкций, рассчитанных с выручки, это не спасет (пример, Решение АС Свердловской области от 03.06.2014 по делу № А60-16729/2014).

    Тем не менее, данными аргументам при оспаривании действий налоговых органов пренебрегать не стоит, поскольку отсутствие ущерба и намерений налогоплательщика скрыть свои доходы на обособленном подразделении могут быть (подчеркиваем, могут и не быть) расценены Судом как смягчающие и достаточными для снижения штрафа более чем 2 раза. В ряде дел Суды все же учитывают, что меры воздействия в виде штрафных санкций не должны превращаться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности (примеры, Решение АС Свердловской области от 31.10.2013г. по делу № А60-30533/2013, Решение АС Архангельской области от 07.08.2014г. по делу № А05-4601/2014).

    Вот такие вот дела, и теперь каждый может оценить актуальность проблемы для себя.

    1) Начнем с вопиющего требования Налоговых органов регистрировать обособленное подразделение даже в пределах одного с организацией муниципального образования, улицы или даже соседнего строения. Считаем, что в данном случае о таком формальном подходе к определению обособленного подразделения не может быть и речи, и действия налоговых органов неправомерны.

    При толковании норм закона ключевое значение имеет то, что непосредственно хотел вложить в их содержание Законодатель, и здесь нам поможет Законопроект под № 505706-6, пусть и не реализовавшийся, но крайне ценный в плане трактовки интересующего нас понятия.

    Итак, депутат С. Е. Вайнштейн, который решил исключить подобную несправедливость (хорошо, что такие еще есть) внес Законопроект «О внесении изменения в ст 11 части первой НК РФ или об уточнении понятия обособленного подразделения организации», согласно которому: «Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, за исключением случаев его нахождения в пределах территории действия налогового органа на учете которого стоит организация».

    Его менее сердобольные коллеги сочли, что данные изменения являются излишними, но при этом в своем заключении на проект отметили, что согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организация обязана встать на учет по месту нахождения обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ, а следовательно регистрационные действия в рассматриваемом случае не требуются и без дополнительных поправок.

    Увы, судебные дела именно с ситуацией, когда административные районы нахождения организации и его обособленного подразделения совпадают, привести не можем, ввиду пока еще несформировавшейся арбитражной практики, но соответствующие Решения налоговых инспекций регулярно появляются, те, с которыми сталкивались мы, до суда не дошли.

    2) Теперь перейдем к ситуации, когда организация и ее подразделение находятся на территории разных муниципальных образований. Здесь, как вы понимаете, оспорить саму необходимость регистрации обособленного подразделения не получится.

    Совет такой: пока налоговые органы не пришли к вам с проверкой, подайте сообщение о регистрации обособленного подразделения или, на крайний случай, держите наготове, чтобы в случае необходимости направить его по адресу до того как Инспектора произведут какие-либо контрольные мероприятия в этом направлении (обычно проводятся вне рамок выездных проверок специальным Отделом оперативного контроля Инспекции). В последнем случае все же имеется риск упустить момент.

    При таком раскладе налоговые органы не смогут квалифицировать нарушение как ведение деятельности без постановки на учет, а лишь как несвоевременное предоставление документов.

    Тут есть приятный нюанс: за несвоевременное предоставление сообщения о создании обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством (1), взыскивается штраф не 10 тыс. руб. (п. 1. ст. 116 НК РФ), а всего 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), как за один документ (письмо Минфина от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946).

    (1) Создание филиала или представительства подаются с заявлением о внесении изменений в учредительные документы. Налоговые органы на основании сведений из ЕГРЮЛ сами ставят филиал (представительство) на налоговый учет. Филиалы и представительства в данной рассылке не рассматриваются.

    В любом случае, каких-то иных универсальных способов избежать привлечения к ответственности за ведение деятельности путем организации рабочих мест сроком более 1 месяца без регистрации обособленного подразделения, нет. В этом случае при оспаривании налоговых санкций можно отталкиваться исключительно от фактуры конкретного дела. Например, при подрядных работах многое зависит от того, кто организует рабочие места, подрядчик или заказчик, в каком графике эти работы выполняются и т.п. - но это уже совсем другая история.

    По вопросу:

    Куда подается ИП заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД - по месту жительства или по месту осуществления деятельности?

    Сообщаем:

    Источник:

    По данному вопросу также предлагаем Вам, ознакомится с информацией приведенной ниже.

    Для поиска информации по вопросу использовались ключевые слова в строке «быстрый поиск»:

    «Заявление о постановке на учет енвд»

    В будущем для просмотра дополнительной информации связанной с просматриваемым документом, предлагаем использовать кнопку i

    Важные моменты выделены цветом. Ответ подготовлен 19.09.2016 года.

    Услуга оказывается в соответствии с регламентом Линии консультаций: http://consultantugra.ru/klientam/goryachaya-liniya/reglament-linii-konsultacij/


    {Типовая ситуация: В какой срок и куда подавать заявление о постановке на учет при переходе на ЕНВД? (Издательство "Главная книга", 2016) {КонсультантПлюс}}

    Издательство "Главная книга", 16.09.2016

    В КАКОЙ СРОК И КУДА ПОДАВАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ О ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ

    ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ЕНВД?
    Если вы применяете общую систему налогообложения (ОСН), то для перехода на ЕНВД надо подать в ИФНС заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. Это надо сделать в течение первых пяти рабочих дней со дня начала применения этого спецрежима (п. 3 ст. 346.28 НК РФ).

    Упрощенцы же могут перейти на ЕНВД только с нового года, подав заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД в течение первых пяти рабочих дней года, с которого они будут применять ЕНВД (п. 3 ст. 346.13 НК РФ).

    Заявление подавайте в свою ИФНС, если вы хотите платить ЕНВД по любому из следующих видов деятельности (п. 2 ст. 346.28 НК РФ):

    Развозная или разносная розничная торговля;

    Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов.

    Во всех остальных случаях заявление надо подавать в ИФНС по месту ведения вмененной деятельности.

    Если вы ведете деятельность через несколько объектов и территории, на которых они расположены, обслуживают разные ИФНС (например, вы торгуете через несколько розничных магазинов или владеете несколькими автомойками), то заявление надо подать (Письма Минфина от 08.09.2015 N 03-11-09/51616, от 28.09.2011 N 03-11-06/3/105, от 12.10.2010 N 03-11-11/264):


    Объекты, по деятельности которых вы хотите платить ЕНВД, расположены на территории

    ИФНС, в которую надо подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД

    одного муниципального района

    В любую ИФНС, на территории которой расположено одно из мест ведения "вмененной" деятельности. Место, подведомственное той ИФНС, в которую вы подаете заявление, укажите в заявлении первым

    одного городского округа

    нескольких внутригородских муниципальных образований (районов) городов Санкт-Петербурга или Москвы

    нескольких городских округов или муниципальных районов

    В каждую ИФНС, на территории которой расположено место ведения "вмененной" деятельности

    В течение пяти рабочих дней со дня получения от вас заявления ИФНС выдаст вам уведомление о постановке на учет (п. 3 ст. 346.28 НК РФ).

    Образец заполнения заявления о постановке на учет организации в качестве плательщика ЕНВД (форма N ЕНВД-1)

    Связанные вопросы

    Кто может перейти на уплату ЕНВД? >>>
    Дополнительно в Путеводителях КонсультантПлюс

    Подробнее о постановке на учет в ИФНС в качестве плательщика ЕНВД читайте в Практическом пособии по ЕНВД >>>

    Каковы последствия нарушения срока подачи заявления о переходе на ЕНВД? >>>