Экономическая нестабильность — Гипермаркет знаний. II

В словаре иностранных слов, кризис (от гр. krisis - переломный момент, решительный исход) определяется как: обостренное неустойчивое положение; относительное (по сравнению с платежеспособным спросом) перепроизводство товаров, неизбежно повторяющееся в условиях рыночной экономики и приводящее к упадку производства, росту безработицы и т.д.; резкое изменение, перелом.

Экономическая теория трактует понятие "экономический кризис" следующим образом: "нарушение равновесия между предложением и спросом на товары и услуги, порождающее депрессивный процесс в экономической конъюнктуре". В широком значении - всеобщее, либо свойственное отдельной отрасли или региону состояние угнетенной конъюнктуры. В строгом смысле слова кризис соответствует процессу резкого поворота конъюнктуры в экономическом цикле от фазы депрессии к фазе быстрого подъема.

И действительно, многими учеными отмечается завидное постоянство в развитии экономических кризисов - все они приводят в итоге к резкому изменению отношения между государством, населением и экономикой в различных странах, а в последнее время - во всем мире. Вероятно, это происходит по причине того, что в эпоху кризисов государственные структуры оказываются более конкурентоспособными на рынке труда.

Джей Лейбовиц отмечает, что секрет их успеха крайне прост: государство, в отличие от коммерческих структур, всегда имеет в своем распоряжении финансовые ресурсы и может гарантировать чиновникам постоянную оплату и социальные льготы. Даже если государственная зарплата ниже "коммерческой", многие профессионалы делают выбор в пользу государства, поскольку оно обещает большую стабильность (известно, что госструктуры проводят сокращения штатов намного реже частных компаний). В силу этого, популярность государственной работы значительно возрастает в периоды кризисов.

Роберт Хиггс заметил, что результатом этих процессов, как правило, становится улучшение качества бюрократии, что иногда приводит к позитивным изменениям в деятельности всего государственного аппарата и вооруженных сил.

Однако эти изменения минимальны, и за них общество вынуждено дорого расплачиваться. Дело в том, что, по мнению Хиггса, в кризисные времена люди склонны больше доверять власти и предполагать, что чиновники действуют более эффективно, чем происходит на самом деле.

При этом талантливые чиновники успешно решают, прежде всего, чисто бюрократические задачи: во времена кризисов размеры властных структур постоянно растут (еще никогда в истории США их размеры не возвращались к докризисными значениям), так же, как их полномочия. Таким образом, парадоксально, но в долгосрочной перспективе приток талантов во власть способствует лишь деградации власти.

В условиях экономического кризиса государственные институты часто становятся более коррумпированными. Это становится естественным последствием роста их влияния на экономику. Именно от чиновников часто зависит будущее коммерческих структур: например, распределение государственных заказов или выделение финансовой помощи. Это создает питательную среду для коррупции. Первые тревожные звонки уже прозвучали: в начале 2009 года влиятельная общественная организация Transparency International предупредила о возможном росте коррупции по всему миру.

Еще одним проявлением экономического кризиса является рост популярности военной службы в государствах, где армия переведена на профессиональные рельсы. Молодые люди, у которых оказывается меньше шансов найти себя в гражданской жизни, с большей охотой подписывают контракты с армией. К примеру, в последние три месяца 2008-го года Армия США впервые за 5 лет перевыполнила план по набору рекрутов.

Но, как показала многовековая практика, каждый кризис заканчивается рано или поздно. Подобно тому, как в природе после холодной зимы наступает пора цветения, затем сбора урожая и последующего похолодания, наступает время экономической стабильности, затем подъёма и так до следующего спада. Экономика развивается циклично.

В условиях рыночной экономики цикличность развития характеризуется экономической нестабильностью, которая проявляется в росте безработицы

Безработица как экономическое явление возникает вследствие саморегулирования рыночной экономики, охватывает определенную часть трудоспособного населения, временно не имеет возможности працюватиЗакон Украины"О зайнятис во населения"от 1 марта 1991 года признает безработными трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте по причинам, не зависящим от них самих, не имеют заработка или трудового дохода, зарегистрированы в государственной службе занятости как лица, ищущие работу. Они способны к труду и готовы работать, но эта служба не обеспечивает надлежащей работой, то есть таким рабочим местом, которому соответствуют пр офесийна подготовка гражданина, его стаж и опыт, возраст и транспортная доступностьть.

Статус безработного гражданин Украины получает в случае, если с ним прекращено трудовой договор в связи с производственными изменениями и он в течение ближайших 10 дней зарегистрировался в службе занятости. На пер рши три месяца за рабочим сохраняется среднемесячная заработная плата, чтобы он мог заниматься поиском нового рабочего места. Если рабочий не нашел этот срок надлежащей работы, а служб а занятости также ничего ему не предложила, он получает статус безработного. В Украине помощь по безработице выплачивают с одиннадцатого дня после регистрации гражданина в государственной службе занятости и, но не более 12 месяцев в течение следующих трех лет, а для лиц предпенсионного возраста - 18 месяцев. Размер пособия гарантируется не менее 50% средней заработной платы по предыдущему месту рабо ты, но не ниже установленной законодательством минимальной заработной платы. Граждане, которые ищут работу впервые или после перерыва более одного года, получают пособие в размере не ниже 75% минимального ной заработной платплати.

Причинами безработицы могут быть следующие явления:

1) темпы роста народонаселения превосходят темпы роста производства (Т. Мальтус, XVIII в);

2) относительное отставание спроса на труд от темпов накопления капитала, роста технической и органической построения капитала (К. Маркс, XIX в);

3) в условиях несовершенной конкуренции на рынке труда происходит повышение цены и сокращение спроса на труд (А. Пигу, 1923);

4) с ростом доходов люди склонны увеличивать свое потребление, но не в той мере, в какой растет доход; склонность населения к потреблению снижается, а к сбережению растет (Дж. Кейнс, 1936);

5) циклическое развитие экономики на стадии экономического кризиса, спада производства приводит к уменьшению совокупного спроса на товары и услуги, к снижению уровня занятости трудоспособного населения;

6) развитие научно-технического прогресса предопределяет структурные сдвиги в экономике, возникновение новых отраслей, требующих квалифицированных рабочих и больше времени на профессиональную подготовку и переподъема дготовку работников старых отраслей народного хозяйства

7) сезонные изменения в уровнях производства снижают спрос на труд в сельском хозяйстве, строительстве и др.;

8) рост населения трудоспособного возраста, молодежи, увеличивает предложение труда;

9) экономическая политика правительства по увеличению минимального размера заработной платы приводит к росту издержек производства и снижение спроса на работников

Специалисты классифицируют безработицы по причинам его существования:

1. Фрикционная безработица связана с постоянным движением, поисками или ожиданием работы населением в результате смены места жительства, профессии, из-за рождения ребенка и уход за ним. Такая безработица имеет п естественный характер и не должно быть слишком продолжалисьим.

2 структурных безработица возникает под влиянием научно-технического прогресса и охватывает тех работников, чей труд не может быть использована на новых рабочих местах и??требующие определенного времени для дополнительной ного обучения и переподготовкии.

3. Циклическая безработица обусловлено дефицитом спроса в период экономического кризиса, спада производства и стагнации

4. СЕЗОННЫЕ безработицы касается работников, занятых только в определенные времена года

5. Институциональное безработица возникает как следствие низкой эффективности работы организационных структур рынка труда, государственных служб занятости (отсутствие информации о свободных рабочих местах, условия труда т т.д.).

6. Скрытая безработица существует в условиях неполного использования ресурсов предприятия, при этом работники вынуждены работать сокращенный рабочий день, переходить на временную работу или идти в дополнительную нео оплачиваемый отпуску.

7. Добровольное безработицы создают отдельные люди, которые не хотят работать и за длительный чает потеряли эту возможность и связи с трудовой жизнью

8. Естественная безработица постоянно имеет место в условиях экономического равновесия между спросом на труд и предложением рабочих мест. Оно равно сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Уровень естественно ого безработицы не должен превышать 4-5% занятого населения. Содержание и значение естественной безработицы в современных условиях развитых стран определили представители монетаристской модели рынка труда - ам ериканськи экономисты, лауреаты. Нобелевской премии. М. Фридмен (1976 г),. ФА. Хайек (1974) и и4) та ін.

Безработица как фактор экономической нестабильности вызывает определенные негативные последствия, которые следует учитывать, чтобы выработать эффективную систему мер по регулированию развития этого явления. Государство примут ать мероприятий по снижению уровня негативных последствий безработицыя.

Безработица порождает убытки в производстве. А. Оукен открыл математическую зависимость между уровнем безработицы и объемом. ВНП: если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, отставание обся ягу. ВНП составляет 2-2,55%.

Безработица снижает покупательский спрос, сбережения населения, инвестиционный спрос, количество рабочих мест и значительно уменьшает объем производства. Безработные теряют свои профессиональные навыки к труду, не егативно сказывается на спросе. Безработица снижает жизненный уровень населения, является фактором, способствующим росту социального напряжения в обществе, увеличению преступленииів.

Государство и правительство регулируют уровень безработицы, разрабатывают программы обеспечения эффективной занятости трудоспособного населения, устраняют причины существования этого явления

примеру, государство принимает следующие меры: ограничивает рождаемость, уровень заработной платы, расходы на социальные нужды населения, дефицит бюджета, уменьшает продолжительность рабочего времени, т.е. использует п политику неполной занятости, увеличивает учетную процентную ставку; организует систему учреждений, в которых проходят переподготовку и повышение квалификации рабочие, которые временно не работают, разрабатывает программы борьбы с маргинализма и преступностью и и.

Безработица имеет взаимосвязь с инфляцией. Английский экономист. О. Филипс (50-е годы XX века) обнаружил нелинейную зависимость между динамикой номинальной заработной платы и уровнем безработицы: увеличение уровня безработицы сопровождается уменьшением уровня инфляции и наоборот. Осведомленность относительно этой зависимости позволяет государству выбрать определенную экономическую политику: либо увеличивать заработную плату и безработицы или стабильные цены и заработную плату в условиях стабилизации уровня безработицыіття.

Динамика уровня безработицы в современных условиях развития экономики в Украине имеет специфические особенности: во-первых, среди форм безработицы преобладает скрытая безработица, во-вторых, в экономике одновременно возр тает безработицы и уровень цен, происходит спад производства, то есть имеет место стагфляция, в-третьих, наблюдаются сдвиги в социально-профессиональной и половозрастной структуре безработных (специалисты управленцы, молодежь.

Экономическая нестабильность также сопровождается инфляционными процессами

Наша страна относительно недавно перешла в рыночную экономику, и многим до сих пор кажется, что череда экономических кризисов, этому сопутствовавшая, вызвана исключительно ошибками государственного управления, происками иностранных врагов, издержками переходного периода и т.п. Всё это может иметь место, но правда и в том, что рыночная экономика нестабильна сама по себе , даже в отсутствие всех этих факторов. Как, кстати, и плановая экономика, или любое их сочетание. Этим текстом собираюсь открыть серию постов для обсуждения внутренних экономических факторов, определяющих эту нестабильность. В ней я с вами также поделюсь недавно озарившим меня решением того, что же нужно для того, чтобы обеспечить экономическую стабильность.

Экономика во многом определяется тем, на основе каких форм собственности она построена. В современной российской экономике основными формами собственности являются частная и государственная. Приглядимся к ним повнимательней.

Частная собственность принадлежит одному человеку, который принимает все решения относительно неё - о купле и продаже, обмене, дарении, использовании и даже уничтожении. Экономика, построенная ТОЛЬКО на частной собственности, НИКОГДА не сможет быть устойчивой и прогнозируемой. Поведение множества людей, каждый из которых сам по себе принимает решения, априори непредсказуемо. Да, изменяться такая экономика будет быстрей всех прочих возможных, но нельзя это отождествлять с развитием, поскольку не всякое изменение есть развитие. Чистая рыночная экономика - это скорее экономика броуновского движения, а не развития. Некоторые её сторонники именно это её свойство выдают за стабильность, потому что так она может выглядеть на обобщённых графиках, но это некорректно. Есть ли разница человеку, потерявшему дом, потерял ли он дом из-за того, что рухнул его личный бизнес, или из-за того, что рухнула вся экономика страны? Могут быть разные нюансы в обоих случаях, но в целом это одна и та же ситуация: потерянный дом. В чистой рыночной экономике постоянно часть людей выигрывает, а часть проигрывает, причём вероятность того, что взятый наугад (или каждый!) индивид однажды понесёт крупные для него экономические потери, стремится к единице (т.е. практически наверняка). По сути, это можно рассматривать как непрерывный кризис, растянувшийся во времени.

Поскольку люди в своей массе предпочитают развитие, а не топтание на месте, то чистой рыночной экономики нигде нет, а частная собственность во многих случаях регулируется и защищается государством. При этом полномочия о принятии решений относительно объекта собственности частично переходят государству. Если все такие полномочия переданы государству, то собственность становится государственной . Решения относительно такой собственности принимаются коллегиально - всеобщим голосованием или хотя бы голосованием полномочных представителей, за которых все голосовали. В этом случае решения принимаются так, чтобы улучшить «среднюю температуру по больнице», т.е. развитие поначалу имеется, но одновременно и одинаково для всех, что означает, что все движутся вперёд со скоростью самых медленных, тогда как те, кто развивает экономику быстрее других, могут подвергаться либо искусственному замедлению, либо коллективной эксплуатации, т.е. весь «избыточный» прирост перераспределяется отстающим. Это снижает их мотивацию к эффективности и стимулы к труду. Такое развитие имеет тенденцию замедляться вплоть до застоя, после которого со временем всё равно наступает кризис - даже более концентрированный во времени и пространстве, более массовый и явный, чем рыночный. Собственно, те кризисы, про которые обычно говорят, имеют такую природу, т.е. так или иначе являются следствием государственного вмешательства, но чаще всего это вмешательство осуществлялось для борьбы с мелкими локальными кризисами, возникающими из-за частного управления, так что государство просто оказывается крайним виноватым. Важно отметить, что застой - это не есть стабильность, а ситуация, когда некоторые отслеживаемые статистические параметры удерживаются на приемлемом уровне ценой спада других, столь же важных и значимых, но официально не отслеживаемых статистически. Т.е. красивая картинка при плохом состоянии дел. Решения, принимаемые неквалифицированным большинством почти так же непредсказуемы, как и решения индивидуумов, и сильно зависят от качества поставляемой статистической информации, от честности СМИ.

Основная польза от такой формы собственности - выравнивание имущественных различий для достижения социальной стабильности , даже ценой снижения экономической эффективности и повышения риска экономической нестабильности. Снижение экономической эффективности происходит, во-первых, потому что максимизация этой эффективности и не является основной целью, коль скоро на решения сильно влияют социальные факторы, а во-вторых, поскольку решения очень масштабные, а при этом невозможна тонкая регулировка. Выравнивание неизбежно означает, что кто-то получит больше поддержки, чем ему на самом деле нужно (но он, конечно, не признается, ведь частник стремится максимизировать индивидуальную полезность, для него нет понятия «слишком много»), а кто-то получит слишком мало. Выдавать ли материнский капитал обеспеченным семьям? Да, всем поровну! Платить ли пенсии работающим и обеспеченным пенсионерам? Да, всем поровну! «Ручное управление» может позволить решить часть наиболее острых вопросов, но всегда ценой социальной стабильности, т.к. приносятся в жертву коллегиальность и равенство.

На практике эти формы собственности часто бывают смешанными или юридически модифицированными. Например, государственные средства могут распределяться коллегиально только на этапе формирования годового бюджета, а далее решения принимаются единолично, например министрами. Эта двойственность - собственность государственная, а решения по ней принимаются единолично, словно она частная - и порождает возможности для коррупции . Уже получил распространение, казалось бы нелепый, термин «частно-государственная» собственность в применении к государственным корпорациям. Они государственные по способу приобретения и де-юре, но по способу управления и де-факто они частные. По сути, практически вся государственная недвижимость является именно такой «частно-государственной», что позволяет единоличными решениями проводить её приватизацию и превращать её в полностью частную. Проблема в том, что причина не только в юридических законах, как это, похоже, видится Навальному, но и экономическая. Это становится возможным потому, что на самом деле государственная форма собственности действительно мало пригодна для управления такими объектами в нынешних условиях. Чтобы быть де-факто государственной, она должна управляться всеобщими решениями, а это самый медленный и неквалифицированный способ принимать решения. Таким способом можно принимать правила, например: в каждом городе должно быть столько-то фонарей на кв. км., дающих такую-то степень освещённости в такое-то время суток. Один раз решили, а потом только смотрим статистику выполнения. Такой метод применим для управления плановым массовым производством однотипных стандартизированных товаров гарантированного спроса: «...столько-то тонн чугуна и стали на душу населения в год...», качество прописано в таком-то ГОСТе. Но если разновидностей товаров какой-то категории нужно населению больше, то для такой отрасли государственное управление не будет эффективным, т.к. либо утонет в огромном числе ГОСТов, либо не будет производить достаточный ассортимент товаров. Также этот метод слаб при торговле в рыночных условиях. Частник может гибко менять цены, тогда как государство их устанавливает централизованно раз в год или в другой период, что означает, что оно почти всегда будет проигрывать. Собственно, именно это обстоятельство, скорее всего, является глубинной экономической причиной превращения государственной собственности в «частно-государственную». Государственное управление может обеспечить производство нефти и газа по ГОСТам, но для установления цен на них в рыночных условиях нужны единоличные решения. А если собственность управляется единоличными решениями, то это уже де-факто не государственная собственность.

Для решения этой дилеммы выработан механизм, при котором государство получает фиксированные выплаты, а корпорация - всё остальное, если оно будет, т.е. частник берёт на себя риски. Есть механизм государственных контрактов, могущих работать по принципу аукциона: кто предложит цену лучше. Возможно, коррупцию можно было бы побороть, сделав корпорацию полностью государственной, управляемой только открытыми коллегиальными решениями и продающей продукцию по фиксированной цене, устанавливаемой на год, тогда как частные посредники перепродавали бы на свой страх и риск по рыночным ценам, что позволило бы избежать чрезмерного воздействия на государственную корпорацию единоличных решений. Но при этом, разумеется, государству пришлось бы смириться с тем, что такие частники работали бы с прибылью, т.е. перепродавали бы его продукцию дороже, чем купили. Сейчас это для государства выглядит преступлением, хотя фактически это, вероятно, единственное устойчивое решение задачи.

Государство никогда не сможет торговать в рыночной экономике так же эффективно, как частник, хотя бы из-за меньшей скорости принятия решений. Оговорка про рыночную экономику здесь сделана, чтобы отсеять случаи вроде войн, когда частник не может торговать потому, что это опасно для жизни, а государство имеет армию и может торговать, т.е. присутствует мощный фактор влияния неэкономической природы. Государственное управление - самое низкоприбыльное из всех экономически возможных, в противном случае все другие просто не понадобились бы и не возникли бы. Невозможно придумать какие-то такие волшебные правила, чтобы все могли одинаково действовать и при этом одновременно и равномерно богатеть быстрее, чем если бы они объединялись в группы профессионалов, используя эффекты командной синергии, или работали бы каждый на себя в максимум своих усилий в той области, где имеют наилучшие способности. Для разных типов задач лучше подходят различные формы собственности. Там, где нужна локальная максимизация прибыли, лучше подойдёт частная собственность. Государственная собственность лучше работает там, где нужно перераспределение между многими, для имущественного выравнивания, а не обмен между двумя сторонами для максимизации взаимной выгоды. Бытует мнение, что государственное экономическое управление может быть более эффективным за счёт масштаба, что верно вовсе не для всех отраслей, в силу того, что говорилось выше про неэффективность из-за выравнивания и малого ассортимента.

Это не единственный механизм превращения государственной собственности в де-факто частную. Подтасовки на выборах, политические блоки, взятки, лоббирование и т.п. также являются формами частного влияния на государственные решения в лично-корыстных целях. В последние годы общественность стала больше обращать на это внимание и контролировать соблюдение законов, что очень полезно для страны. Насколько можно судить, эти явления, в основном, не экономической природы, а политической, поэтому здесь их не рассматриваем, хотя, конечно, важно их тоже иметь в виду.

Рынок не всегда стабилен. Периоды нестабильности чреваты инфляцией, безработицей, другими тяжелыми социальными последствиями. В то же время нестабильность может быть на руку части компаний. Сам рынок, конечно, постепенно стабилизируется, но на это может уйти довольно много времени. Государство не может полностью устранить рыночные колебания, но в состоянии их сгладить, снизить социальную напряженность.

В развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму.

III. Незаинтересованность рынка в решении социальных и глобальных проблем .

Рынок не станет заниматься социальными проблемами, так как это не приносит никакой выгоды. Только государство может за счет налогов выплачивать пособия, пенсии и т.д.

Рынок не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (рыбные богатства океана). Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

Всегда существовали такие виды производства, которые «отторгает» рыночный механизм. Прежде всего это производство с длительным сроком окупаемости капитала, без которых общество не может обойтись, а результаты которых нельзя соизмерить в денежной форме: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, поддержание занятости населения на необходимом уровне, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

Неравенство доходов и богатства порождается рыночным механиз­мом повсеместно и ежечасно. Сам этот механизм совершенно не наце­лен на преодоление слишком больших различий в благосостоянии граж­дан.

Изменить ситуацию можно лишь путем регулирования доходов и бо­гатства. Решить столь сложную задачу под силу только государству. Ведь это требует создания мощных систем перераспределения доходов и ре­ализации иных форм социальной политики в масштабах всей страны.

Таким образом, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач (рис. 1):

1) устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенством) рынка;

2) смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

Кроме того, необходимость государственного регулирования экономики обусловливается:

Обеспечением целостности территориального пространства хозяйствования;

Наличием естественных монополий;

Ограниченностью определенных ресурсов;

Созданием и поддержанием развитой инфраструктуры, особенно в условиях России;

Рисунок 1. Экономические функции государства

Обеспечением достоверности информации;

Обеспечением баланса экономических интересов субъектов хозяйствования;

§ правовым обеспечением функционирования рыночного механизма. Правовая защита производителей и потребителей является важнейшей функцией государства.

Прежде всего, должно быть обеспечено право собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал. Большое внимание обычно уделяется антимонопольному регулированию. Высчитывается возможность отдельных фирм диктовать свои цены на рынке и навязывать другие условия сделок, и определяются меры борьбы с этими явлениями.

В случае с естественными монополиями государство может прибегнуть к установлению/фиксированию цен на товары такого монополиста.

Государство также стремится предотвратить нечестные методы ведения конкурентной борьбы, так называемую разрушительную или деструктивную конкуренцию . Например, может быть введен запрет на демпинг , то есть продажу товара по бросовым ценам обычно с целью вытеснения соперников с рынка. После ухода с рынка конкурентов фирма, занимающаяся демпингом, увеличивает свою рыночную долю и поднимает цены для получения сверхприбыли.

Практически во всех государствах мира существуют законы, защищающие исключительные права (авторские, изобретательские), что тоже можно отнести к мерам обеспечения честной конкуренции. Доходы от произведений, изобретений должны получать их создатели. В России пока процветает нарушение авторских прав.

Очень важное значение имеют и законы, посвященные защите прав потребителей, так как их интересы и интересы предпринимателей далеко не всегда совпадают. Актуален вопрос защиты потребителей и в России.

Качество многих товаров, а также уровень обслуживания не всегда находится на высоком уровне;

§ тем, что не все отношения между людьми находятся в пределах рынка. Так, освоения дальнего космоса, мирового океана требуют очень больших затрат, но они находятся за пределами рынка и регулируются государствами.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государ­ственными учреждениями с целью приспособления существующей со­циально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйство­вания.

Другими словами государственное регулиро­вание экономики – это целенаправленный координирующий про­цесс управленческого воздействия правительства на отдельные сег­менты внутренних и внешнего рынков посредством микро- и мак­роэкономических регуляторов в целях достижения экономического роста и стабильности экономической системы.

К объектам регулирования относятся национальная и международная экономика, отдельные сектора, отрасли и регионы, где возникают проблемы, не разрешаемые посредством рыночных регуляторов.

Субъектами регулирования выступают центральные (федеральные), региональные и муниципальные органы управления.


- в безработице;
- в инфляции;

Капиталистический закон народонаселения (резервной армии).

Рост производства при капитализме, сопровождается повышением органического строения капитала. Спрос на рабочую силу определяется размером не всего капитала, а только его переменной части. Но переменная часть капитала по мере технического прогресса относительно, по сравнению с постоянным капиталом, уменьшается. Поэтому с накоплением капитала, с ростом его органического строения спрос на рабочие руки относительно сокращается, хотя общая численность пролетариата с развитием капитализма растёт.

В результате значительная масса рабочих не может найти применения своему труду. Часть рабочего населения оказывается излишней», образуется так называемое относительное перенаселение. Таким образом, в буржуазном обществе по мере роста общественного богатства одна часть рабочего класса обрекается на всё более тяжёлый, чрезмерный труд, а другая его часть - на вынужденную безработицу.

Вытесненные из производства рабочие составляют промышленную резервную армию - армию безработных. Эта армия является необходимой принадлежностью капиталистического хозяйства, без которой оно не может ни существовать, ни развиваться. В периоды промышленного подъёма, когда требуется быстрое расширение производства, к услугам предпринимателей оказывается достаточное количество безработных. В результате расширения производства безработица временно сокращается. Но затем наступает кризис перепроизводства, снова значительные массы рабочих выбрасываются на улицу и пополняют резервную армию безработных.

Безработным приходится соглашаться на самые тяжёлые условия труда. Наличие безработицы создаёт неустойчивое положение для рабочих, занятых па производстве, и резко снижает уровень жизни рабочего класса в целом.

Маркс открыл капиталистический закон народонаселения, заключающийся в том, что в буржуазном обществе параллельно с накоплением капитала, с ростом общественного богатства часть рабочего населения неизбежно оказывается избыточной, выталкивается из производства и обрекается на муки нищеты и голода. Капиталистический закон народонаселения порождён производственными отношениями буржуазного общества.

Формы резервной армии труда (безработицы).

Согласно марксистской теории, основными формами безработицы являются:

1) Текучая безработица - работники то притягиваются, то отталкиваются капиталом, переходя с одного рабочего места на другое, в ряде случаев меняя профессию, квалификацию. В значительной мере понятие текучей безработицы совпадает с фрикционной и структурной формами безработицы.

2) Застойная безработица. Она означает, что работники лишь эпизодически находят работу, в основном же остаются лишенными ее.

3) Скрытая - работники лишь формально заняты, а по существу не обеспечены работой, дающей достаточный доход. Они не переходят в разряд “открытых” безработных, поскольку либо не решаются покинуть имеющуюся сферу деятельности, либо надеются на изменения к лучшему.

4) Циклическая - вызванная регулярными повторениями кризисов в экономике.

5) Сезонная - связана с сезонными колебаниями спроса на труд.

Влияние безработицы на экономику и рабочую силу.

Безработица имеет негативные экономические и со­циальные последствия:

o Недоиспользование экономиче­ского потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального

o Снижение уровня жизни насе­ления: предпосылки для сокращения доходов работаю­щих по найму; потерявшие работу получают лишь пособия по безработице; сокращается потребительский спрос, уровень сбережений

o Потеря профессиональных зна­ний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства

o Моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, само­убийствам, росту преступности

Некоторые исследователи отме­чают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий:

o Формируется мобиль­ный «резерв» рабочей си­лы, который можно задей­ствовать при расширении производства

o Сдерживаются требова­ния профсоюзов в части по­вышения заработной пла­ты, что снижает предпола­гаемый уровень инфляции

Усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять ра­боту начинают выступать в качестве самостоятельно­го стимула к труду

Всеобщий закон капиталистического накопления.

Всеобщий закон капиталистического накопления - экономический закон капитализма, согласно которому рост функционирующего общественного капитала, увеличение размеров и энергии его возрастания, а следовательно, увеличение общей численности пролетариата и производительной силы его труда сопровождаются увеличением относительного перенаселения и ростом степени эксплуатации рабочего класса.

Накопление богатства на одном полюсе капиталистического общества ведет к накоплению на другом его полюсе безработицы и нищеты, что выражается в относительном ухудшении положения пролетариата, а иногда и в абсолютном ухудшении положения пролетариата. Действие этого закона вызывает нарастание антагонизма между трудом и капиталом, неизбежно ведущего к революционному крушению капитализма.

Действие всеобщего закона капиталистического накопления в России.

С переходом к постиндустриальному обществу с его резким усилением тенденции максимизации прибыли, развалом СССР, упад­ком экономики России вследствие бездарных реформ мировой капитализм дает массовые примеры действия закона абсолютного обнищания, или, точнее, абсолютного ухудшения материального благосостояния трудящихся.

Особенности экономических циклов после Второй мировой

Войны(50-60г.г.)

После второй мировой войны в механизме циклических колебаний конъюнктуры произошли существенные изменения. В период послевоенной относительной замкнутости национальных экономик, когда государства-победители на некоторое время «разошлись» с побежденными государствами, в мире проявилась некая асинхронность циклов. В то время, как одни страны, экономику которых война затронула мало, закономерно втягивались в кризисную фазу, другие – нуждавшиеся в восстановлении разрушенного хозяйства – вошли в период многолетнего экономического подъема. Такая асинхронность позволяла в течение примерно двух десятилетий крупным частным корпорациям осуществлять маневрирование своими производственными ресурсами между странами (постепенно «взрывая искусственно возведенные политиками межгосударственные перегородки), что способствовало сглаживанию циклических спадов и подъемов в рамках всемирного хозяйства – и последующему восстановлению синхронности циклических колебаний.

После второй мировой войны начался бурный экономический подъем, связанный с восстановлением экономики, преодолением разрушений, вызванных войной. Однако потенциал восстановления был исчерпан достаточно быстро, и уже в 1957-1958 гг. разразился новый мировой кризис, наиболее сильно затронувший США. Впервые за послевоенный период упал общий экспорт готовой продукции, началась серия структурных кризисов (в сырьевых отраслях, судостроении и т.п.).

Кризисы XXI в.

В 2007 году в США произошел ипотечный экономический кризис. Он сопровождался увеличением невозвращенных средств по ипотечным кредитам. Ипотечный кризис перерос в финансовый кризис 2008 года. Вначале в 2007 году пострадали ипотечные организации.

Возникновение экономического кризиса 2008 года, начавшегося с мирового финансового кризиса, помимо общей цикличности экономического развития, было обусловлено следующими факторами: перегрев сырьевых рынков (в том числе, рынка нефти); перегрев фондового рынка; перегрев кредитного рынка и явившийся их следствием ипотечный кризис.

Кризис, который начинался с середины 2014 года и продолжается по настоящее время – это, с одной стороны, продолжение кризиса 2008-2009 года, из которого Россия вышла только благодаря росту цен на нефть с конца 2009 по 2014 годы, с другой стороны – это политические последствия тех событий, в которых Россия оказалась активной участницей, что усугубило положение ее экономики.

Ключевым событием в перечне «форс-мажорных» событий стало введение санкций против России за присоединение Крыма и помощь в Донбассе. Если проанализировать отраслевую структуру санкций, то можно обнаружить, что санкции направлены против ключевых отраслей экономики РФ: нефтяной, газовой, атомной и военной промышленности РФ, а также против российского банковского капитала.

Дефолт 1998г. в России

Экономический кризис 1998 года в России был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России.

Кризис произошёл на фоне тяжёлой экономической ситуации в стране, усугублявшейся неэффективной макроэкономической политикой, проводившейся властями в середине 1990-х годов. В те годы жёсткая денежная политика (сдерживание инфляции за счёт отказа от эмиссионного финансирования госбюджета и за счёт удержания завышенного курса рубля) сочеталась с мягкой бюджетной политикой (необоснованно раздутые бюджеты, принимавшиеся Госдумой и подписывавшиеся президентом Ельциным). Толчок к возникновению кризиса дали два внешних фактора: резкое снижение мировых цен на товары топливно-энергетического комплекса (основной статьи российского экспорта) и кризис в Юго-Восточной Азии, вспыхнувший в середине 1997 года. 17 августа 1998 года был объявлен технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств. Одновременно было объявлено об отказе от удержания стабильного курса рубля по отношению к доллару, до того искусственно поддерживаемого (в сторону завышения) массивными интервенциями Центробанка России.

Последствия кризиса серьёзно повлияли на развитие экономики и страны в целом, как отрицательно, так и положительно. Курс рубля упал за полгода более чем в 3 раза - с 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года. Негативные результаты состояли в том, что было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте. Разорилось большое количество малых предприятий. Банковская система оказалась в коллапсе минимум на полгода, несколько банков объявили о банкротстве.

Кризис 2008-2009г.г. в России.

Финансовый кризис и рецессия 2008 - 2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению помощника Президента России А. Дворковича, из-за произошедшей интеграции российской экономики в мировую экономику, когда «любое событие за рубежом оказывает влияние на стоимость российских облигаций и акций, на ликвидность, доходы граждан и рост экономики».

По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований».

Внешние причины финансового кризиса в России: резкое падение цен на нефть с почти 150$ до 40$ за баррель. Финансовая катастрофа в США и последовавшая за ней цепная реакция по всему миру. Мировой кризис ликвидность, ограничивший доступ российских компаний к дешевым иностранным кредитам.

Внутренние причины финансового кризиса в России. Сильная зависимость экономики России от цен на энергоносители (нефть и газ).

Масло в огонь добавило действия властей в отношении к бизнесу (Мечел, ТНК-BP), вмешательство России в грузино-осетинский конфликт. Резкий отток иностранного капитала в августе-сентябре 2008 года. Так же, ситуацию осложнила слабая банковская система, что вызвало кризис ликвидности и банковский кризис в России. После чего предприятия перестали получать доступ к дешевым кредитам.

Сущность и функции денег.

Сущность денег проявляется в их функциях:

1. Мера стоимости – состоит в том, что при помощи денег определяют стоимость всех других товаров. Стоимость товара, выраженная в денежной форме, выступает как цена.

2. Средство обращения. Деньги – выполняют роль посредника при обмене товаров и обеспечивают их оборот в условиях развитого товарного обращения (Т – Д – Т). Функцию средства обращения деньги выполняют в форме монет и бумажных денег.

3. Средство платежа. Эта функция проявляется в связи с потребностью продажи товара и услуг с отсрочкой платежа (кредит) и вызывается разницею во времени между производством и реализацией товаров либо необходимостью покупки товаров при отсутствии наличных денег. В этом случае продавец выступает как кредитор, покупатель – как должник.

Расширение функции денег как платёжного средства вызвано, в свою очередь, потребность в использовании кредитных денег. Кредитные деньги – это бумажные знаки стоимости, возникшие взамен золота на основе кредита. В роли кредитных денег стали использоваться векселя, банкноты, платёжные поручения, чеки.

Вексель– это долговое письменное обязательство, в котором указывается, кто должен уплатить указанную сумму денег, срок уплаты и где она должна произойти.

На базе вексельного обращения возникают банковские обязательства – банкноты. Это, по сути, вексель банка.

Чек– переводной вексель, выставленный на банк и оплачиваемый по предъявлению.

С развитием товарно-денежных отношений функция денег как средство платежа всё больше вытесняет функцию средства обращения.

4. Средство накопления. Данная функция связана с наличием полноценных денег вне сферы обращения. Деньги выпадают из сферы обращения, накапливаются и превращаются в сокровища. Тем самым товаропроизводители и потребители защищаются от различных случайностей стихийного рынка.

5. Мировые деньги – обслуживают межгосударственные рыночные отношения. Мировые деньги используются главным образом как средство платежа.

Закон денежного обращения

Суть закона денежного обращения

Закон денежного оборота показывает, сколько денег необходимо пустить в оборот, для выполнения ими своих функций, а именно: деньги как средство платежа, деньги как средство оборота.

Общее количество денег, которое необходимо для их нормального функционирования, зависит от нескольких обстоятельств:

· величина товаров и услуг, которые подлежат реализации. По мере возрастания этой величины, увеличивается необходимое количество денег;

· уровень цен на товары и тарифов на услуги. Чем выше цена, тем больше необходимое количество денег;

· скорость денежного оборота. По мере ускорения денежного оборота, уменьшается необходимое количество денег.

Условия производства являются немало важным фактором, поскольку высокий уровень развития разделения труда приводит к большому количеству реализованной продукции. Также, производительность труда имеет обратную связь с ценообразованием, так как его повышение приводит к снижению стоимости продукции.

Общая масса денежных средств определяется по формуле:

Д = (Т * Ц) / V

где Д - масса денежных средств;

Т - товарная масса;

V - скорость денежного обращения.

Данный закон можно записать уравнением Фишера:

где MV – это денежная часть, полученная при учете количества денег в обращении и скорости их кругооборота;

PQ – товарная часть.

Если денежная часть в экономике преобладает, возникает инфляция, в противном случае – кризис перепроизводства, когда денежная масса на руках не позволяет приобрести все произведенные товары и услуги. Уравнение Фишера является самым простым, которое отражает сущность денежного обращения. Но существует еще одно, более сложное: закон денежного обращения Карла Маркса.

где М – это величина денежной массы в обращении;

Р нереализ. – это сумма цен нереализованных товаров;

Р кредит – сумма цен товаров, проданных в кредит;

V – это скорость обращения денег в экономики.

Количество денег, необходимых для обращения, можно выразить формулой:
КД = СЦ - К + П - ВП / V
где КД - количество денег, необходимых в обращении; СЦ - сумма цен, реализуемых товаров;
К - сумма цен проданных товаров в кредит, срок платежа по которым не наступил;
П - сумма платежей по долговым обязательствам, срок платежа по которым наступил;
ВП - сумма взаимопогашающихся платежей;
V - скорость обращения (оборота) денежных средств.

Типы и виды инфляции.

Инфляция - это обесценивание денег, проявляющееся в росте цен на товары и услуги, не обусловленное повышением их качества.

По форме проявления различают инфляцию трех видов.

1.Подавленная инфляция – цены не повышаются при резком росте неудовлетворенности спроса. Возникает дефицит, товары уходят на черный рынок, ассортимент их сокращается.

2.Скрытая инфляция : а) снижается качество товаров и услуг при неизменном уровне цен; б) официальная статистика не отражает рост уровня государственных розничных цен из-за произвольно выбранной потребительской корзины; в) инфляция захватывает и инвестиционную сферу – растет сметная стоимость основных производственных фондов.

3.Открытая инфляция - рост уровня цен, падение покупательной способности денежной единицы, рост стоимости потребительской корзины.

В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:

§ Ползучая (умеренная) - рост цен не более 10% в год.

§ Галопирующая (скачкообразная) - рост цен от 10-20 до 50-200% в год.

§ Гиперинфляция - рост цен более 50% в месяц.

В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:

§ Инфляцию спроса (Порождается избытком совокупного спроса, за которым по определенным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к повышению цен)

§ Инфляцию издержек (Означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов).

Антиинфляционная политика.

С инфляцией можно бороться при помощи денежной реформы или антиинфляционной политики.

К методам проведения денежной реформы относятся следующие:

§ нулификация - объявление об аннулировании обесценивающейся денежной единицы и введение новой;

§ девальвация - снижение золотого содержания денежных единиц или понижение курса национальной валюты к золоту, серебру и иностранной валюте;

§ деноминация (метод зачеркивания нулей) - укрупнение денежной единицы и обмен по установленному соотношению старых денежных знаков на новые. В таком же соотношении пересчитываются цены, тарифы, заработная плата, остатки денежных средств на счетах, балансы предприятий.

Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на подавление инфляции.

Антиинфляционная политика может осуществляться следующими способами:

1. Дефляционная денежно-кредитная политика (регулирование спроса) осуществляется путем ограничения денежного спроса следующими методами: повышением налогообложения в целях роста дохода бюджета и сокращением покупательной способности населения; сокращением государственных расходов, повышением учетной ставки банков, сокращением спроса на кредит и рост сбережений; повышением нормы обязательных резервов; реализацией ЦБ государственных ценных бумаг, приносящих фиксированный доход.

2. Политика доходов означает установление параллельного контроля за ростом цен и заработной платы путем полного их замораживания или установления пределов их роста.

3. Политика индексации означает индексацию потерь экономических субъектов из-за обесценивания денег. Правительство РФ периодически индексирует пенсии, стипендии, пособия, заработную плату, однако из-за отсутствия средств это осуществляется без необходимой увязки с ростом цен как по времени, так и по величине возмещаемых потерь. Поэтому проводимая индексация не всегда оказывает существенное влияние на уровень жизни.

Глобализм и нищета

Глобализация – это всемирная зависимость стран, предприятий и людей между собой в открытой системе политических, финансово-экономических и культурных связей, основанных на современных информационных и коммуникационных технологиях.

Экономическая глобализация – самая главная часть этого процесса.

Уровень глобализации экономики зависит от уровня развития производительных сил, современных технологий.

Общечеловеческие проблемы и глобализация взаимосвязаны. Это военно-политические, научно-технические, финансово-экономические, экологические, демографические проблемы, борьба с высокой смертностью, голодом, бедностью в развивающихся странах и другие проблемы.

Для решения этих глобальных проблем государствам следует объединять свои усилия. Это происходит за счет деятельности существующих и создания новых международных организаций, двусторонних и многосторонних соглашений и др.

В последнее время человечеству становится понятно, что открытость обществ и экономик необходима не только для прогресса, но и для выживания. Но в современном мире все же присутствуют национализм, экстремизм и другие проблемы. Они в значительной степени мешают развитию международных экономических отношений. Процессы глобализации не затрагивают огромную часть населения Земли в отсталых странах. Тем не менее глобализация – это основная тенденция развития сегодняшнего мира, его экономики и международных экономических отношений.

Глобализация рынков – это свободное международное движение услуг, товаров и мобильных факторов производства с образованием цен, обоснованных конкуренцией в мировом масштабе (например, рынок нефти).

В последние годы происходит глобализация финансовых рынков, т. е. рынков капитала в его денежной форме. Для этого процесса необходима либерализация, т. е. отмена ограничений движения капитала в его основных формах.

Понятие макроэкономическая нестабильность.

Макроэкономическая нестабильность это нарушения макроэкономического равновесия, проявляющиеся:
- в безработице;
- в инфляции;
- в цикличности экономического развития;
- в устойчивых дефицитах платежного баланса.

В основе прогрессивной эволюции экономики лежат производительные силы, научно-технический прогресс, совершенствование организационной структуры производства, развитие интеллектуального потенциала общества. Экономисты разных времен предлагали различные теории колебаний в экономике. Одни авторы связывали это с нововведениями в народном хозяйстве, утверждая, что время от времени осуществляются крупномасштабные мероприятия, такие, как строительство железных дорог, производство синтетических волокон, аэрокосмическое производство и т.д., которые требуют больших инвестиций, продолжительных сроков отдачи фондов и оказывают существенное воздействие на занятость населения и уровень цен. Поскольку такие крупные действия осуществляются нерегулярно, они способствуют появлению нестабильности в экономике.

Другие исследователи нестабильность связывают с политическими событиями или стихийными явлениями в природе. Войны, например, вызывают структурные сдвиги в производстве. Резко возрастает спрос на продукцию военного характера, но с окончанием войны многие отрасли приходят в упадок, а часть производств разоряется. Столь же катастрофичны последствия засух, наводнений.

Чтобы устранить причиненный урон, необходимо перепрофилировать многие производства, переориентировать материальные ресурсы и финансовые средства. Все это сказывается на механизме функционирования хозяйственных структур, отражается на темпах развития, и как следствие этого - колебание рыночной конъюнктуры.

Имеют место рассуждения о том, что макроэкономическая нестабильность обусловлена монетарной политикой государства. В тот период, когда правительство выпускает в обращение много денег, возникает инфляция, вызывающая спад производства. Если в обороте находится мало денег, это вызывает сокращение инвестиций, ограничение производства и расширение безработицы.