Антиинфляционная политика государства виды инструменты. Антиинфляционная политика

Сейчас в мире нет стран, в которых бы отсутствовала инфляция. Проблема инфляции является одной из самых актуальных и сложных проблем в современной экономике. Процесс инфляции – это очень устойчивый и тяжело управляемый процесс. Инфляция не может рассматриваться как результат какой-то определенной политики государства. Это неизбежный результат самых различных явлений в экономике, следствие нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением.

Инфляция представляет собой хроническую болезнь современной экономики, от которой избавиться полностью невозможно. Конечно, не всякая инфляция является опасной и приводит к необратимым последствиям. Небольшая инфляция (до 10 %) в год не представляет собой социального зла. Наоборот, считается, что она в некоторой степени подстегивает экономику, придает ей динамику.

Но когда инфляция выходит из-под контроля, когда рост цен на инвестиционные товары и потребительские блага достигает двузначных величин, вот тогда инфляция представляет большую угрозу даже для очень сильной экономики. Поэтому так важно, чтобы государство проводило такую антиинфляционную политику, которая смогла бы обеспечить функционирование нормальной национальной денежной системы. Способы проведения такой политики противоречивы по своим последствиям и природе и неоднозначны.

Из всего вышеизложенного следует, что единая государственная антиинфляционная политика – социально-экономическая политика государства, направленная на нормализацию функционирования национальной денежной системы, сохранение покупательной способности национальной валюты .

Существует два основных взгляда на способы управления инфляцией: кейнсианский и монетаристский.

Кейнсианский подход

Кейнсианский подход основывается на том, что на рынке благ существует некоторый дефицит из-за уменьшившегося предложения. Кейнс считал, что повысить уровень предложения возможно с помощью создания эффективного спроса, который должен стать внешней активизирующей силой для предпринимателей. Эффективный спрос правительство стимулирует таким образом, что предоставляет крупным частным организациям значительный государственный заказ. В итоге приводится в движение большое число предприятий. Спад снижается и сокращается безработица. Предложение, подстегиваемое заказами и дешевым кредитом, растет, что приводит к тому, что цены падают, и сокращается инфляция.

Монетаристский подход

Монетаристы считали, что государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным и ограничиваться только денежной сферой, т.е. правительству необходимо поднять ставки по процентам и уменьшить количество свободных денег. Вместе с ограничением спроса, по мнению монетаристов, необходимо увеличивать совокупное предложение. Это возможно сделать, если государство продаст часть своей собственности (частичная приватизация), усилит антимонопольную политику и будет поддерживать мелкий и средний бизнес. Отличительной чертой монетарных подходов является приверженность концепции открытой экономики. Страна должна быть интегрирована в мировое хозяйство для привлечения иностранного капитала.

В настоящее время антиинфляционная политика преследует следующие цели:

  • сокращение инфляционного потенциала
  • предсказуемость динамики инфляции.
  • снижение темпов инфляции
  • стабилизация цен

Основная цель антиинфляционной политики – привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. И для достижения этих целей используются такие инструменты антиинфляционной политики как:

Бюджетная политика , т.е. управление государственными расходами и налогами с целью повлиять на платежеспособный спрос: государство сокращает свои расходы и повышает налоги. В результате спрос падает, снижаются темпы инфляции.

Методы бюджетной политики :

  • Изменения существующего объема производства. Повышение реального объема производства увеличивает реальные доходы от основных источников налоговых поступлений. Также увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи.
  • Изменение ставки процента. Увеличение номинальных процентных ставок приводит к росту реальных расходов на погашение государственного долга.
  • Автоматическая стабилизация. Встроенные в бюджетную систему автоматические стабилизаторы, такие как подоходные налоги и пособий по безработице, обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций.

Проблемы бюджетной политики : прежде чем происходит сознание факта инфляции, проходит определенное время; к тому же правительство реагирует не сразу, и происходит административная задержка; также существует временной интервал между тем временем, когда принимается решение о бюджетных мерах, и моментом, когда эти меры начнут воздействовать на уровень цен; проблемы в политической сфере; эффект вытеснения инвестиционных капиталов на денежном рынке; эффект чистого экспорта. Сокращая внутреннюю ставку процента, сдерживающая бюджетная политика увеличивает чистый экспорт. В результате чего снижается внешний спрос на национальную валюту, происходит ее обесценивание, и, следовательно, увеличение чистого экспорта.

Кредитно-денежная политика государства . Данный инструмент антиинфляционной политики отражает основные взгляды монетаристов. Главную роль, конечно, играет денежно-кредитное регулирование, которое косвенно и гибко воздействует на экономику. Если инструменты бюджетной политики непосредственно влияют на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной в качестве объекта регулирования выступает денежный рынок. Смысл кредитно-денежной политики заключается в воздействии на экономическую конъюнктуру через эмиссию, т.е. изменения находящихся в обороте денежных средств. В странах с рыночной экономикой центральные банки влияют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными промежутками, которые в разных странах и при разных условиях отличаются.

Одной из важных задач кредитно-денежной политики является переход к режиму тартетирования инфляции . Таргетирование инфляции - это основа денежно-кредитной политики, характеризующаяся публичным объявлением официальных количественных показателей (или целевых диапазонов) темпов инфляции на один или несколько периодов времени, а также признанием того, что низкая и стабильная инфляция – основная долгосрочная цель фискальной политики .

Из предложенного определения можно вывести три существенные характеристики режима:

  1. Фиксация и опубликование числовых значений инфляционного ориентира.
  2. Проведение денежно-кредитной политики с приоритетом реализации инфляционного прогноза.
  3. Высокая степень прозрачности действий и подотчетности денежных властей. Таким образом, реализация режима инфляционного таргетирования происходит не только в области регулирования экономических переменных, но и в области управления инфляционными ожиданиями, так как в разных пропорциях, но инфляционная инерция в любой момент времени и в любой стране является неотъемлемой составляющей ее будущих цен .

Условия перехода к таргетированию инфляции в России:

  1. Институциональная независимость (органов денежно-кредитного регулирования);
  2. Высокая квалификация аналитиков и надежная статистика;
  3. Цены в стране должны быть свободными, экономика не должна испытывать сильной зависимости от цен на экспортируемое сырье и колебаний обменного курса .

Еще одним инструментом кредитно-денежной политики является ставка рефинансирования . Ставка рефинансирования - размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате Центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям. Эти кредиты являются рефинансированием временной нехватки финансовых ресурсов. Через такие кредиты обеспечивается регулирование ликвидности банковской системы при недостатке у кредитных организаций средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств.

Ставка рефинансирования Центрального банка традиционно является инструментом макроэкономического регулирования, который применяют и для сдерживания инфляции. Если уровень инфляции повышается, то Центробанк повышает ставку рефинансирования. Если уровень инфляции понижается, то Центробанк понижает ставку рефинансирования. Важно отметить, что в краткосрочном периоде антиинфляционная политика приводит к росту безработицы и снижению выпуска. В то время как правительство сокращает расходы государства и урезает денежную массу, происходит снижения цен. Однако заработная плата остается неизменной. При таких условиях прибыль фирмы падает, поэтому она сокращает объем выпуска продукции, а значит, снижается и занятость населения.

По срокам проведения антиинфляционная политика подразделяется на «шоковую терапию» и постепенное снижение скорости роста денежной массы. «Шоковая терапия» - жесткая денежная политика, направленная на немедленное снижение уровня инфляции, и сопровождающаяся значительным спадом производств. Постепенная политика проводится путем повторяющегося, но всегда небольшого снижения темпов роста денежной массы, за счет чего становится возможным избежать глубокого спада, однако это не дает возможность быстро снизить инфляцию .

«Шоковая терапия» обычно опирается на монетаристские меры управления инфляцией: свёртывание активности хозяйственного сектора, широкую либерализацию хозяйственной жизни, жесткое ограничение роста денежной массы, освобождение цен, балансирование бюджета главным образом за счет сокращения расходов и т.д. и создающим условия его пополнения в будущем, что позволяет избежать резкого экономического спада и безработицы.

Постепенное снижения инфляции предусматривают активное вмешательство правительства: поддержку предпринимательства, важнейших отраслей производства, создание инфраструктуры рынка, неполное регулирование процесса ценообразования. .

Вывод

Вышеизложенные методы управления инфляцией неоднозначны и зависят от множества факторов. Поэтому выбор стратегии антиинфляционной политики непосредственно зависит от сложившейся экономической ситуации в стране, от вида инфляции, от степени ее влияния на экономику. Необходимо учитывать, что монетаристские программы по сравнению с кейнсианскими более жесткие и в большей степени влияют на социально незащищенные слои населения, поэтому срок их реализации должен быть гораздо меньше.

На сегодняшний день инфляция является одной из самых опасных и глобальных проблем экономик всего мира, социально-экономические последствия которой могут быть катастрофическими для любого государства.

В данной статье будут рассмотрены различные методы борьбы с инфляцией и выявлены наиболее эффективные из них.

В целях предотвращения негативных последствий инфляции и управления ею государство проводит комплекс мер и мероприятий, который именуется как антиинфляционная политика.

Показатели уровня инфляции, подлежащие для решения поставленной государственной задачи по созданию в России благоприятных условий экономического развития, устойчивого повышения благосостояния российских граждан, определены в качестве целевого ориентира в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Такое сложное явление как инфляция нельзя рассматривать с какой-то одной стороны, инфляция представляет собой сложный многофакторный процесс, основными причинами которого является диспропорция, как в сфере воспроизводства, так и в денежной сфере. В связи с этим в мировой практике существуют монетарные и немонетарные инструменты антиинфляционной политики. Их выбор зависит от характера и уровня инфляции, экономического состояния страны, источников и причин инфляции.

Итак, к монетарным инструментам антиинфляционной политики можно отнести:

  • Регулирование ставки рефинансирования;
  • Операции на открытом рынке;
  • Изменение нормы обязательных резервов;
  • Процентные ставки по операциям Банка России.

Регулирование ставки рефинансирования является одним из основных инструментов антиинфляционной политики РФ. Повышение или понижение ставки рефинансирования зависит от стоящих перед нами задач – уменьшения или увеличения денежной массы в обращении. При повышении ставки рефинансирования кредитным организациям становится невыгодно брать займы у ЦБ, кредиты населению и предприятиям становятся дороже, и как следствие происходит мультипликативное уменьшение денежной массы в обращении. При уменьшении ставки рефинансирования происходит обратный процесс – увеличение количества денег в обращении.

В качестве примера, можно рассмотреть динамику изменения ставки рефинансирования в РФ в период с 26.12.11 по 03.04.13 (табл.1).

Таблица 1 – Динамика изменения ставки рефинансирования в период с 26.12.11 по 03.04.13 гг.

Операции на открытом рынке широко используются в мировой практике. Они выступают в качестве инструмента регулирования банковской ликвидности. В практике Банка России операции по покупке/продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в относительно небольших масштабах как дополнительный инструмент регулирования банковской ликвидности. Основным фактором, снижающим потенциал его использования данного инструмента, является относительная узость и низкая ликвидность российского рынка государственных ценных бумаг. Кроме того, в период формирования профицита банковской ликвидности использование данного инструмента ограничено относительно небольшим размером собственного портфеля ценных бумаг Банка России.

Изменение нормы обязательных резервов выступает в качестве еще одного дополнительного инструмента антиинфляционной политики. В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России, являются одним из инструментов денежно-кредитной политики Банка России. Норма обязательных резервов – это установленный процент обязательств, который всякий коммерческий банк обязан держать в резерве в ЦБ РФ. Увеличение или уменьшение нормы обязательных резервов влечет за собой соответственно уменьшение/увеличение денежной массы в обращении и понижение/повышение величины банковского мультипликатора. С 12 февраля 2013 года норма обязательных резервов в РФ равна 4,25%.

Изменение процентных ставок (дисконтная политика) также оказывает влияние на величину денежной массы в обращении. Согласно статье 37 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Таким образом, ЦБ может влиять на изменение рыночных процентных ставок, покупая или продавая краткосрочные и долгосрочные государственные облигации.

К немонетарным инструментам антиинфляционной политики относятся:

  • Сокращение государственных расходов;
  • Ограничение роста заработных плат;
  • Налоговая политика.

Существует множество видов антиинфляционной политики, выбор определенного вида зависит от множества факторов: состояния экономики страны, эффективности применения политики в данной стране, уровня инфляции. Ниже будут рассмотрены основные виды антиинфляционной политики.

В зависимости от целевого назначения выделяют антиинфляционную политику предложения, дезинфляционную политику, активную политика и адаптивную политику.

Антиинфляционная политика предложения – это политика, направленная на увеличение естественного уровня национального продукта с целью сокращения инфляции, основным инструментом которой является сокращение предельной ставки налогообложения в целях стимулирования роста объема выпуска.

Дезинфляционная политика – совокупность регулирующих мероприятий правительства в области государственных финансов и в денежно-кредитной сфере, имеющих целью сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Инструменты: блокирование или принудительное снижение цен, изъятие денег, сокращение финансовых средств, выпуск государственных займов.

Активная политика заключается в сдерживании роста денежной массы в условиях высокого профицита счета текущих платежей.

Адаптивная политика – это приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий. Инструменты: увеличение ставки процента на величину уровня инфляции, индексация первоначальной суммы инвестиций.

По характеру и темпам проведения бывают следующие виды антиинфляционной политики: «шоковая терапия», политика «градуирования».

«Шоковая терапия» - резкое сокращение темпа роста денежной массы. Инструменты: девальвация, деноминация, нуллификация.

Политика «градуирования» - постепенное уменьшение темпа роста денежной массы.

В зависимости от выбора приоритетов выделяют политику доходов, фискальная политика, денежно-кредитная политика, дефляционная политика.

Политика доходов – непосредственное или косвенное воздействие на располагаемые доходы населения. Инструменты: воздействие на рост цен и заработной платы, воздействие на величину располагаемого дохода с помощью налога.

Фискальная политика – политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Основной инструмент – расширение (ограничение) совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов.

Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения, Инструменты: увеличение учетной ставки ЦБ, операции на открытом рынке, операции на валютном рынке.

Дефляционная политика – совокупность мер, проводимых государством с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса. Инструменты: повышение налогов, сокращение бюджетных расходов, сокращение денежной эмиссии и кредитных вложений.

Выше были представлены основные классификационные виды антиинфляционной политики.

Хочется отметить, что для создания эффективного механизма антиинфляционной политики необходимо ориентироваться на системный подход, то есть использовать инструменты разных видов антиинфляционной политики. На сегодняшний день инфляция остается неразрешенной проблемой, в связи с чем необходимы дальнейшие исследования этого многофакторного явления.

Антиинфляционная политика – это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Существуют два подхода:

1. Регулирование спроса (дефляционная политика)

Дефляционная политика – это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышение процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Этот подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижаются налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателей средних и низких доходов.

Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.

2. Политика доходов

Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем их замораживания или установления пределов их роста. Это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Выбирая варианты, учитывают выбранные приоритеты. Если целью является сдерживание экономического роста, выбирают первую, второй отдают предпочтение, если поставлена цель - стимулирование экономического роста. Если же целью является остановить инфляционный рост, то параллельно используют два метода.

Формы антимонопольной политики:

1. В ряде стран применяется индексация доходов, которая означает компенсацию потерь в результате обесценивания денег.

2. Форма сдерживания роста цен проявляется в замораживании цен на отдельные продукты.

3. Конкурентное стимулирование производства. Оно включает меры: значительное уменьшение налогов для производителей и косвенное стимулирование сбережений населения, а также стимулирование рыночной конкуренции.

Антиинфляционные меры:

1. Стабилизация инфляционных ожиданий.

2. Денежные ограничения.

3. Решение проблемы дефицита бюджета.

4. Реформа налогообложения.

5. Регулирование валютных курсов.

6. Приватизация.

7. Денежные реформы:

Нуллификация – объявление об аннулировании сильно обеспеченной единицы и введения новой валюты;

Ревальвация (реставрация) – восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы;

Девальвация – снижение золотого содержания денежной единицы, а после второй мировой войны – это снижение валютного курса к доллару;

Деноминация – укрепление масштаба цен путем зачеркивания нулей.

The tools and methods of anti-inflation policy Belyaeva E. (Russian Federation)

Инструменты и методы антиинфляционной политики Беляева Е. Т. (Российская Федерация)

Беляева Елизавета Тимофеевна /Belyaeva Elizaveta - студент, факультет бизнеса и менеджмента,

Национальный исследовательский университет Высшая Школа Экономики, г. Москва

Аннотация: статья исследует основные способы сдерживания и контролирования инфляции. Основной анализ проводится на базе статистики об экономических показателях России в 2008-2014 гг.

Abstract: the paper examines main methods of controlling the inflation. Primary analysis is based on statistics of economic indexes in Russia from 2008 to 2014 years.

Ключевые слова: антиинфляционная политика, таргетирование, ставка, экономика России, инфляционные показатели.

Keywords: anti-inflation policy, targeting, interest rate, Russian economy, inflation indexes.

Введение.

Явление инфляции охватывает многие страны мира, оказывает существенное влияние на социальную ситуацию и не вызывает сомнения в своей актуальности. Вследствие частой непредсказуемости и сложности инфляционных процессов, государствам сложно выбрать определенные модели и инструменты для их замедления и улучшения состояния экономики в целом. Кроме того, события политической и общественной жизни оказывают на инфляцию не меньшее влияние, чем денежные факторы, поэтому сейчас, в условиях обострения международных отношений, выбор верных способов защиты национальной экономики играет критически важную роль.

В последние годы в мире наблюдается тенденция постоянного роста цен. Если в прошлом возрастающий тренд был временным, то сейчас обратился в «хроническую форму». Этот показатель является лишь одним из признаков инфляции, но уже достаточен для рассмотрения направления антиинфляционной политики как важной макроэкономической проблемы современности. К другим порождениям обесценивания денег относится также снижение реальной заработной платы, различных трансфертных выплат государства и развитие неофициальной экономической деятельности. Все это ведет к ухудшению качества жизни, которое страны пытаются различными способами не допустить.

Задача моей работы - рассмотреть явление инфляции, понять причины ее возникновения, проанализировать антиинфляционную политику России в последние несколько лет и, самое главное, решить, какой способ борьбы с таким ослаблением экономики является наиболее надежным и гарантирующим как можно более продолжительный рост.

Для работы я использовала учебники и справочники по макроэкономике, материалы прослушанных лекций, статьи периодических изданий, данные Росстата и труды специалистов об инфляции и антиинфляционных мерах.

1. Основные понятия.

1.1. Инфляция, ее виды и последствия.

Г. Н Мэнкью в своем труде о принципах макроэкономики для иллюстрации явления роста цен приводит простой пример с увеличением стоимости мороженого, которое за последние 60 лет подорожало настолько, что бывшая цена кажется странной . Таким образом, инфляцию можно определить как обесценение денег, находящихся в обращении, что проявляется в падении их покупательной

способности и росте цен. Иначе, ее появление вызвано тем, что напечатанных денег больше, чем необходимо. Однако избыточное предложение денег не гарантирует развитие инфляции. Поэтому, если рассматривать данное понятие более глубоко, в долгосрочном периоде это явление представляет собой результат структурных изменений в обращении денег, которые приводят к самовоспроизводящемуся, постоянному росту цен. Инфляция по степени выраженности подразделяется на умеренную (3-5 % в год), галопирующую (10-50 % в год), высокую (200-300+% в год) и наиболее опасную форму - гиперинфляцию (1000 и более % за тот же период). При этом если умеренный инфляционный рост считается нормальным и стимулирует увеличение выпуска, то остальные уровни оказывают серьезное негативное влияние на экономику. Также существуют явная и скрытая форма; последняя характерна для стран с плановой экономической системой и связана с установлением государством цен ниже равновесных рыночных. Ярким примером подавленной инфляции является ситуация в СССР, когда население сталкивалось с дефицитом товаров. Еще один критерий классификации - область проявления. Инфляция спроса или предложения связана с превышением одного другим и соответствующими последствиями .

Инфляция негативно влияет на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, сбережения домохозяйств и фирм, снижая покупательную способность денег, препятствует долгосрочным инвестициям и замедляет, если не ставит под угрозу экономический рост. Высокая инфляция опасна разрушениями денежной системы, оттоками капитала, усложнением финансирования госбюджета. Инфляция делает менее рентабельными доходы населения, занятого в бюджетной или иной сфере, является мощнейшим средством перераспределения национального богатства от бедных к богатым, усиливая тем самым расслоение общества. Это явление подрывает социальную и политическую стабильность общества, снижает уровень жизни населения и настраивает людей против правительства, допустившего развития ценовых потрясений .

Таким образом, инфляция представляет собой сложную, всеобъемлющую проблему, принявшую в последнее время хронический характер.

1.2. Причины возникновения инфляции.

Глобальными причинами инфляции являются несоответствие между денежной и товарной массой и увеличение производственных издержек. Причины, приводящие к росту цен, можно разделить на две большие группы: обуславливающие инфляцию спроса и издержек.

При первой увеличивается количество денег в обращении, повышается спрос, в результате чего растут цены. Фактором может быть, например, «сбрасывание» средств, при котором потребители покупают больше, чем им нужно, в ожидании поднятия цен. Однако получается, что они сами и «срывают» лавину обесценения национальной валюты. Чрезмерное кредитование так же вызывает инфляцию спроса, потому как приводит к увеличению денежной массы. Причиной является иногда покрытие дефицита госбюджета за счет эмиссии.

Инфляция издержек связана с ростом цен на конечную продукцию, вызванным увеличением стоимости производства. Соответственно, к подпитывающим факторам можно отнести повышение заработной платы работникам. Зачастую производство дорожает из-за роста цен не только на сырье, но и на дополнительные расходы вроде оплаты электроэнергии и страхования. При снижении производительности труда увеличиваются временные затраты на единицу продукции, а, следовательно, себестоимость производства. В такой ситуации предприниматели вынуждены сократить реальную прибыль и уменьшить выпуск. Вследствие этого снижается предложение, и цены растут .

Можно сделать такой вывод: дисбаланс на товарном и денежном рынке, а также рост издержек производства являются основными причинами возникновения инфляции.

1.3. Основные антиинфляционные инструменты.

Антиинфляционные инструменты включают в себя различные подходы к управлению инфляцией, уменьшению издержек и преодолению продолжительного экономического спада. Такие модели и способы отличаются друг от друга различной эффективностью в той или иной ситуации и активно используются многими странами мира. Антиинфляционная политика представляет собой совокупность мер, принимаемых государством для уменьшения инфляционного роста.

Основные методы антиинфляционного управления можно разделить на дефляционную и политику доходов. В понятие дефляции входят различные кредитно -денежные, налоговые и бюджетные средства. Суть последних заключена в попытке ограничить денежную массу путем отягощения налогового бремени, а также преодолеть дефицит бюджета, сократив расходы на трансфертные выплаты. К денежно-кредитным инструментам относятся маневры с процентной ставкой, регулирование нормы обязательных банковских резервов и операции с ценными бумагами на государственном уровне .

Увеличение процентной ставки направлено на уменьшение объемов кредитования, потому как населению невыгодно одалживать средства у банка с высоким процентом. Более логичным вариантом становится хранение условных единиц в банке. Все это приводит к сокращению денег в обращении.

Обязательные резервы представляют собой сумму, выраженную в процентах от объемов депозитов, которую коммерческие банки должны хранить на собственном счете в Центральном банке. Установление относительно высокой нормы резервирования ограничивает кредитную активность. Таким образом, этот инструмент так же направлен на уменьшение объемов денежной массы.

Операции с различными государственными бумагами также могут оказывать замедляющее воздействие на инфляцию. Торговля на открытом рынке позволяет контролировать краткосрочную процентную ставку и размер денежной базы путем ее уменьшения или увеличения на резервном счете центрального банка. Специфичность таких операций в России обусловлена небольшим объемом и ликвидностью государственных облигаций, что делает данные процедуры не самыми популярными для российского государства инструментами антиинфляционной политики.

Такие монетаристские приемы объединяются в совокупность политики дорогих денег, направленной на краткосрочные результаты в виде сокращения денежного обращения, а, следовательно, роста инфляции. Такие способы должны грамотно сочетаться с элементами фискальной политики - маневрированием налоговой ставкой и величиной государственных закупок .

Еще одним важным инструментом антиинфляционной политики является таргетирование, то есть определение целевых показателей увеличения денежной массы. Различные варианты таргетирования диктуют жесткие условия для прироста денежных агрегатов за какой-либо период времени или устанавливают максимальное и минимальное допустимое значение денег.

Такой способ управления инфляцией, строго говоря, не является именно методом, реально подавляющим негативные процессы, но помогает при выборе дальнейших мер замедления и контроля роста цен. Приблизительные целевые значения денежной массы представляют собой, по сути, интервал или конкретную оценку, отклонение от которой индицирует необходимость изменений.

Под политикой доходов понимают комплекс мер, призванных в условиях инфляции сохранить согласованность реальных заработных плат с возросшими ценами на продукцию. Проще, такая политика направлена на преодоление «дыры», возникающей между рынком труда и денежным рынком. За счет индексации величины номинальной заработной платы остальные изменения в экономике -

процентная ставка, возросшие цены - не оказывают такого сильного влияния на покупательную способность средств работника. К способам такого регулирования относится законодательно установленный размер зарплаты или договорные соглашения внутри профессиональных объединений. Государство может также поддерживать относительное социальное благополучие, если будет следить за низким уровнем цен на определенные виды продуктов, например, на те, что считаются товарами первой необходимости. С помощью такого рода методов можно помочь населению ощущать некоторую стабильность и защищенность, независимость от инфляционного роста.

Среди популярных методов замедления инфляции можно отметить индексацию и так называемый «валютный коридор». Он представляет собой способ вынужденного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс впоследствии приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта может быть получена из резервов или займов. При долгом сохранении периода «валютного коридора» экономика функционирует в специфическом режиме с высокой дополнительной потребностью в валюте. Если гарантированные долгосрочные источники валюты имеются, то такой режим реализуем (хотя и не обязательно целесообразен). Если же таких источников нет, то избранная политика неизбежно приводит к разрушительным последствиям .

Подводя промежуточный итог, можно отметить, что существует множество различных инструментов регулирования инфляционного роста, а также способов проверки необходимости изменений в экономике. Правильно сбалансированные меры фискальной, монетарной и доходной политики приводят к уменьшению или хотя бы замедлению общего роста цен, сглаживанию последствий инфляции.

2. Анализ антиинфляционной политики России в 2008-2014 гг.

2.1. Статистические данные об инфляции в рассматриваемом периоде.

Проанализировав данные Росстата об индексе потребительских цен на товары и услуги, можно рассчитать уровень годовой инфляции. Таблица содержит информацию об изменениях как по месяцам каждого года с 1991 по 2014, так и декабрьское соотношение одного года к предыдущему. Именно этот показатель представляет для нас особый интерес, потому как характеризует общий уровень ежегодного возрастания цен.

При анализе данных обращает на себя внимание показатель инфляции в 2008 году, известному по масштабному кризису. Тогда увеличение индекса потребительских цен было максимальным за рассматриваемый мной в данной работе период и соответствовало 13,28 %. Далее, при использовании определенных средств для борьбы с обесценением денег уровень роста инфляции замедлился в 2009 и 2010 годах до 8,80 и 8,78 %. Эти цифры не отражают преодоление инфляции и переход к экономическому росту, но приближают показатели к относительной стабильности. В последующих годах цены выровнялись, и показатель инфляции варьировался от 6 до 6,5 % до 2014 г. Стоит отметить, что 2011-2013 являются годами-рекордсменами за все время наблюдения (с 1991 по 2014), потому как демонстрируют не только наиболее постоянное положение дел в экономике, но и самые низкие показатели уровня инфляции. Эти значения так же не являются «пределами мечтаний», но для российской экономики отражают тенденцию замедления роста общего уровня цен. 2014 год же стал периодом своеобразного повторения кризиса 2008, потому что принес в экономику меньший, но все же серьезный инфляционный рост в 11,36 %.

Индекс потребительских цен является хорошим индикатором инфляционных изменений, но для более полной картины стоит также обратиться к информации о валовом внутреннем продукте, уровне безработицы, размере располагаемого личного дохода населения.

Если анализировать данные таблицы о ВВП в постоянных ценах 2008 года, можно заметить существенное снижение в 2009 году по сравнению с предыдущим примерно на 8 %. В 2010 году цифра ниже 40 000 млрд. руб. сохранилась, но приобрела в дальнейшем тенденцию к повышению. Однако эти данные выражены в сопоставимых ценах 2008 года, и хоть и подтверждают серьезные последствия кризиса 2008-2009 годов, не демонстрируют полную картину ситуации в поздних годах.

Резкий негативный скачок показателей в 2009 году отмечается и в данных, содержащих информацию об уровне безработицы. Если в 2008 году он составлял 6,2 %, то уже через год вырос до 8,3 %. Следующие два года стали своеобразным периодом стабилизации, когда на фоне замедления инфляционного роста происходило уменьшение уровня незанятого экономически активного населения. 2012 и 2013 года же демонстрируют одинаковый уровень безработицы, равный 5,5 %.

Данные о располагаемом денежном доходе населения России за рассматриваемый период говорят о росте материального состояния граждан в период с 2008 по 2010 год, потому как показатели свидетельствуют пусть и не о сильном, но все же об увеличении доходов со 102,4 % к предыдущему году до 105,9 %. В 2011 году, по-видимому, в результате либо усиления налогового бремени, либо снижении заработной платы, располагаемые доходы населения снизились до 100,5 % к 2010 году. А в последующие два года показатель зафиксировался на уровне около 100,4 %. Для кризисного 2014 цифра, обозначенная Росстатом, равна 99,9 %, но отмечена как элемент предварительных данных и до сих пор не обновлена на сайте .

Пытаясь сделать комплексный вывод о спастических данных и экономических процессах, эффектах, которые они отражают, можно с легкостью выделить два общеизвестных кризисных периода: 2008-2009 год и 2014, каждый из которых принес, помимо эффектов безработицы и снижения доходов населения, существенный инфляционный рост.

Таким образом, официальная российская статистика демонстрирует основные периоды спада и подъема экономической активности, вызванные причинами извне или какими-либо методами регулирования, в которых я попробую разобраться в следующем подразделе.

2.2. Антиинфляционная политика, ее результаты.

До кризиса 2008 г. антиинфляционная политика России основывалась на изъятии из обращения денежных средств в рублях для сокращения ликвидности, а затем в искусственном снижении курса доллара на внутреннем рынке. Такая политика получила название «стерилизации». Хотя эта мера и была оправданной (продемонстрировав рост объема денежной массы на относительно высоком уровне за всего один 2007 год - 47 %), ощутимого результата она не принесла. Как видно из описанной выше статистики, уровень инфляции в 2008 году увеличился .

Вообще кризисный период 2008-2009 года, вызванный неправильной экономической политикой США, породившей целую лавину инфляционного роста, стал очень важным в рамках понимания взаимодействия экономических агентов. В условиях, когда ожидаемый от денежно-кредитной политики антикризисный эффект во всех странах мира, включая Россию, оказался более чем скромным, фундаментальным стал вопрос о необходимости не только жестких монетаристских методов, но и существовании потенциала бюджетно-налоговой политики. Высокую научную и практическую значимость эта проблема приобрела в России в связи с серьезным ухудшением состояния национальной экономики в 2008-2009 гг. и очевидностью институциональных (структурных) ограничений на пути выхода страны из кризиса. Это проявилось в ограниченном присутствии консервативных и долгосрочных инвесторов на российском фондовом рынке, в растущей зависимости государственного бюджета и курса национальной валюты от конъюнктуры мировых сырьевых, товарных и финансовых рынков.

Антиинфляционная политика после 2009 г. базируется на снижении ставки рефинансирования, выдаче банковских кредитов фирмам-предпринимателям на льготных условиях и регулировании цен на продукты питания и другие важные товары. Сегодня к этим методам добавилось также таргетирование инфляции (то есть контролирование и управление размерами денежной массы) и снижение государственных расходов, например, на закупки или трансфертные платежи .

Инфляция 2010 года, порожденная удорожанием мировых цен на некоторые виды продуктов и, как следствие, несогласованностью внутренних и внешних цен на рынке. Кроме того, этот период характеризовался низкой предпринимательской активностью - слабой конкурентной борьбой и увеличением цен на услуги жилищнокоммунальных хозяйств. Основные методы антиинфляционной политики вытекают из причин: поскольку государство опасалось неблагоприятной для потребителей экономической ситуации, оно стало регулировать цены на медикаменты, услуги ЖКХ и важные продуктовые товары. Для обострения конкурентной борьбы и расширения производства была введена такая мера, как льготное банковское кредитование предпринимательского сектора и снижение ставки рефинансирования. Зерновые интервенции были использованы для стабилизации ценообразования в сельском хозяйстве, как важнейшей отрасли российской экономики. В основе борьбы с инфляцией лежало таргетирование, без которого с 2009 года сложно представить антиинфляционную политику России. Следует отметить, что политика была весьма эффективной, потому как уже в следующем году уровень инфляции значительно снизился до почти нормальных показателей .

В 2011 году, известном по мировому росту цен на продукты питания, цены в нашей стране также росли, причем не только на товары ежедневного потребления, но и на услуги коммунальных хозяйств. Среди инструментов денежно-кредитной политики можно отметить небольшое повышение учетной ставки, увеличение нормы обязательных банковских резервов и операции на открытом рынке в виде размещения евробондов Российской Федерацией. Вместе с этими монетарными методами была также ужесточена антимонопольная политика и снижение пошлин на импорт подорожавших на мировом рынке товаров. Такие согласованные действия Центрального банка и Министерства финансов повлекли за собой положительный эффект снижения уровня инфляционного роста, установившегося на ближайшие 3 года .

В 2012-2013 годах состояние экономики России характеризовалось потребительским и кредитным бумом. Увеличение потребительских расходов и номинальных доходов в бюджетной сфере постепенно вело к перегреву экономики.

В 2014 году экономика РФ была загнана в рамки неизбежности инфляции вследствие стремительной девальвации рубля, связанной как с падением цен на нефть, так и с политической ситуацией, а также в связи с введением обоюдных санкций с европейскими странами и США. Центральный банк начал борьбу с инфляцией с использования такого монетарного инструмента, как увеличение процентной ставки. Стоит отметить, что в течение 2014 года она неоднократно была повышена, что говорит о нестабильности экономической ситуации. Кроме того, естественно, желаемым способом определения целевых ориентиров прироста денежной массы было избрано таргетирование, переход к которому является приоритетным направлением и продолжается вплоть до настоящего момента. Однако, несмотря на попытки контролировать инфляцию, Центробанк сталкивается с неэффективностью монетарных методов, потому как они лишь ограничивают в некоторой степени денежный прирост, но не могут положительно повлиять на девальвацию, разрастание монополистического производства и другие немонетарные факторы инфляции 2014 года. Дополнительно в рамках экономической политики Центробанк перешел к так называемому плавающему курсу, что означает, что Банк России не препятствовал формированию тенденций роста или падения рубля. На

короткий промежуток времени этот метод работал на нас, но вскоре девальвация рубля продолжила набирать обороты. Также ЦБ ориентируется сейчас не столько на снижение роста цен, сколько на экономический рост, хотя, осознавая несерьезную эффективность монетарных методов, делает пессимистичные прогнозы по инфляции и росту/падению валового внутреннего продукта .

Обусловленная ослаблением конкурентной борьбы, увеличением издержек из-за банковских ставок, обесценением российской валюты и увеличением объема денежной массы, инфляция в последние годы представляет собой комплексное негативное явление, возникшее на стыке политики, экономики и социальных отношений. Поэтому и меры борьбы с ней должны быть комплексными.

Подводя итог, можно сказать, что за последние 6 лет инфляция представляла собой совокупность сложных и противоречивых явлений, повлиявших на обесценение национальной валюты: начиная от мирового финансового кризиса и роста цен на продукты и услуги и заканчивая девальвацией рубля и падением стоимости важного элемента производственно-экономической системы нашей страны - нефти. Все они в комплексе требовали борьбы, которая в 2008-2014 годах в основном осуществлялась за счет манипуляции какими-либо инструментами монетарной политики.

2.3. Проблема эффективности инструментария.

Какими бы ни были принимаемые Центробанком и государством меры регулирования, все они могут быть оценены лишь по эффективности результатов: статистическим данным и реальной социально-экономической ситуации в стране после проведения определенных изменений.

В научных журналах можно узнать мнения многих специалистов по поводу эффективности, правильности и целесообразности, проводимых Центробанком и государством мер по замедлению инфляционного роста. Некоторые из них я рассмотрела и попыталась, соотнеся с собственной оценкой, сделать вывод о справедливости суждений авторов.

Особый резонанс вызвала в научной экономической среде ситуация наших дней -инфляция 2014 года, перерастающая в рост цен в 2015. Поскольку именно этот период представляется на данный момент самым актуальным, обратимся к мнениям именно относительно этого периода.

Многие специалисты считают, что декабрьские события 2014 года на валютном рынке - это только генеральная репетиция большей инфляции и критикуют уже существующие инструменты антиинфляционной политики. Экономист Андрей Полбин резко критикует действия Центрального банка в части несвоевременного повышения, а затем и понижения процентной ставки, перехода на плавающий курс. Также автор выводит гипотезу о 40-процентной инфляции в России уже в обозримом будущем. В середине декабря 2014 года повышение ставки до 17 % воспринималось как способ снизить инфляционное давление на экономику, нанести удар по инфляционным ожиданиям. Тогда можно было ожидать, что Банк России начнет постепенно понижать ключевую ставку через один или два квартала - если налицо будет значительное замедление роста цен, если курс рубля стабилизируется. Однако реальных результатов у таких методов нет, и инфляция по-прежнему остается угрожающей. По мнению экономиста, ЦБ недооценивает инфляционные последствия от текущей девальвации рубля. Из-за девальвации реальный обменный курс оказался заниженным, а колебания цен на нефть могут внести серьезные коррективы в экономическую ситуацию. Главной угрозой при этом становится создание замкнутого цикла между инфляционными ожиданиями и девальвацией рубля: первые будут приводить к ослаблению рубля, что вызовет рост цен, негативно сказывающийся на инфляционных ожиданиях, которые, в свою очередь, будут снова приводить к падению доверия к национальной валюте. Так, в своей статье автор рисует будущее, которое наступит, если государство не изменит антиинфляционную политику .

3. Контролирование российской инфляции.

3.1. Особенности антиинфляционного регулирования.

Говоря об особенностях антиинфляционного регулирования, стоит отметить, что инфляция сама по себе так же имеет уникальный характер в России. После планового периода в истории экономического развития нашей страны переход к рыночной экономике был сложным и с точки зрения инфляционного регулирования. Основываясь исключительно на монетарной теории, правительство выстраивало свою антиинфляционную политику, опираясь только на решения Центрального банка и с уверенностью в том, что единственными методами реального воздействия являются кредитно-денежные инструменты. Многие экономисты отмечают, что лишь реальная оценка всех факторов, повлиявших на «вздутие» цен, может привести к построению адекватной модели реагирования на проблему. Поэтому поиск верного сочетания фискальной и монетарной политики имеет ключевое значение для российской экономики в настоящем и будущем .

3.2. Что делать?

Универсальный вопрос любой сферы знания и области применения для российской инфляции, безусловно, имеет критически важное значение, потому как именно ответ на него определяет верный выбор используемой макроэкономической модели.

В проведении антиинфляционной политики основной проблемой, как мне кажется, является именно нахождение баланса между преимуществами и недостатками какого-либо выбранного курса. У любого направления - монетаристской теории, фискальных инструментов или, например, стимулирующих методов есть определенный набор качеств, отрицательных и положительных эффектов и последствий.

Монетарный курс основывается на том, что Центральный Банк способен повлиять на денежное предложение, использовав инструменты, которые я описала в разделе теоретических основ исследования. Одним из явных преимуществ данного направления можно считать быструю реакцию банковской системы. Например, изменив учетную ставку или норму резервирования, ЦБ сразу влияет на денежные агрегаты банковских отношений, потому как немедленно ограничивает или, наоборот, дает больше возможностей для выдачи кредитов и совершения других операций. Тем не менее, если сами банки или иные субъекты экономических отношений (домашние хозяйства, предприятия, фирмы) нерационально и неразумно отреагируют на использованную Центробанком антиинфляционную политику, действие монетарных инструментов может замедлиться и не привести к ожидаемым результатам.

Фискальная политика является стабилизационной и проводится государством путем операций с изменением налогов, государственных закупок и трансфертных платежей. С помощью таких действий правительство стремится не только сгладить экономические циклы, повлиять на совокупный спрос и предложение, но и выстроить госбюджет таким образом, чтобы все экономические ресурсы были задействованы рационально. Такое «выравнивание» благотворно повлияет на снижение общего уровня цен. Кроме того, в рамках фискальной политики государство может также проводить стимуляцию или сдерживание спроса и/или предложения. Первое необходимо в случае экономического кризиса, а второе ближе к моему исследованию, поскольку используется для замедления инфляционного роста и предотвращения бума или перегрева экономической системы. Для этого можно, например, увеличить налоги и уменьшить трансферты. К положительным оценкам фискальной политики можно приписать хороший эффект мультипликативности для инвестиций и легкость проведения. Вместе с тем, постоянное «внесение корректировок» в госбюджет может отрицательно сказаться и проявиться в качестве дисбаланса, связанного с недостаточной эффективностью распределения доходов и расходов государства. Помимо этого, существует эффект, называемый crowding-out или эффект вытеснения. Он возникает при проведении стимулирующей политики. Увеличивая государственные расходы, правительство обеспечивает финансирование бюджета с

помощью операций на денежном рынке. Поэтому в результате повышения спроса на деньги их цена растет, из чего следует неизбежное увеличение банками процентной ставки, отрицательно воздействуя и ограничивая возможности для частного инвестирования .

Соответственно, какое бы направление методики антиинфляционного воздействия на экономику ни выбрало правительство или иные государственные органы России, экономика все равно может столкнуться с определенными проблемами из круга тех эффектов и последствий, что я очертила выше. Именно поэтому важно найти своего рода золотую середину и верно претворить в жизнь то, что поможет нашей стране выйти из кризиса, установить увеличение инфляции на уровне развитых стран и встать на путь экономического роста.

В одной из прочитанных мной статей, как мне кажется, очень верно передается значение сочетания фискальной и монетарной политики государства. Поскольку Центробанк и правительство являются государственными агентами с консолидированным бюджетом, и первый агент зачастую большинство своей прибыли отчисляет на финансирование профицитов или дисбалансов госбюджета, монетизацию госдолга. Кроме того, оба этих субъекта экономических отношений могут оказать существенное влияние друг на друга, так как применение того или иного метода, например, антиинфляционного воздействия, естественным образом вносит изменение в экономику страну, а, значит, сужает или расширяет альтернативы для использования фискального инструментария. Все это в совокупности отражает зависимость действий Центробанка, то есть представителя монетарной и денежно -кредитной политики, от действий правительства, как представителя фискальных методов.

В качестве примера, именно связанной с инфляцией картины взаимодействия двух элементов экономической системы, можно привести такой пример: если Центральный банк снижает темпы роста денег в обращении, увеличивает процентные ставки, то это приводит к тому, что инфляционный налог (сеньораж), одновременно являющийся доходом, который государство получает от неявного обложения некоторых номинальных величин (например, заработной платы) по инфляционной ставке, снижается. Это приводит к тому, что правительству требуется без изменения налоговой части доходной статьи бюджета и расходов увеличить долговое финансирование. В таких условиях госдолг становится больше .

Центральный банк не может рассматривать рынок государственного долга как рынок, лежащий за пределами его интереса, даже если сам ЦБ не зависим от государства. Связано это с тем, что величина и различные иные показатели государственного долга представляют собой важный элемент финансовой стабильности страны.

В итоге, неустойчивый рост государственного долга может заставить Центральный банк отказаться от политики жёсткого регулирования денежной массы и увеличить инфляционный налог, следствием чего будет рост инфляции. Таким образом, в условиях несбалансированности фискальной сферы, низкая инфляция сегодня может быть достигнута только ценой более высокой инфляции в будущем .

Некоторые исследователи считают, что найти баланс между денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой можно на стыке консервативности и независимости Центробанка и определенных ограничений на действия правительства. Например, Земцов в своей статье для научного экономического журнала предлагает два способа регулирования и стабилизирования цикла деловой активности .

На мой взгляд, первоочередное значение в современной инфляции занимает «истощение» инвестиционного сектора. Иностранные инвесторы вследствие обострения политической ситуации и падения курса национальной валюта пока

занимают выжидательную позицию относительно вложений. Поэтому важно вернуть России привлекательность и авторитет в инвестиционной среде. Кроме того, элементы фискальной политики, например, усиление налогообложения бизнеса порождает не столько положительные эффекты для инфляции, сколько отрицательные, сказывающиеся на экономике вообще - переход предпринимателей в неофициальный, теневой сектор. Соответственно, требуется с помощью усиленных мер контроля сделать невозможным обхождение уплаты налогов. Также для борьбы с монополизацией, которая снижает конкуренцию в отрасли, а значит, и препятствует расширению производства, необходимо ужесточение антимонопольной политики. Возможно, кроме этого стоит ввести контроль за ростом цен или, как предлагает правительство в проекте закона «О торговле», ввести ограничение на увеличение цен, если они слишком быстро растут на том или ином предприятии.

Если подвести итог, то можно сказать, что, безусловно, самым важным в борьбе с инфляционным ростом является не использование какого-либо конкретного инструмента, а грамотное сочетание кредитно-денежных и бюджетно-налоговых методов экономического воздействия. В перспективе ближайшего будущего России следует, по моему мнению, закончить многие начавшиеся реформы в среде монополистского производства и контроля цен.

Заключение.

Поскольку инфляция представляет собой серьезное явление, привносящее структурные изменения в политическую, экономическую и социальную сферу жизни общества, правительства всех стран стремятся к рационализации использования антиинфляционных инструментов для преодоления или замедления темпов инфляции.

Множество инструментов можно разделить на те, которые используются для ограничения денежной массы путем воздействия на финансовый сектор, те, которые нужны для функционирования экономики в равновесии, сбалансированности бюджета, государственных закупок и налогообложения и те, которые поддерживают регулирование инфляционного роста.

Согласно статистическим данным, инфляция в последние годы имела 2 особо опасных периода повышения цен, причем в одном из них мы живем сейчас. В эти годы (2008 и 2014) наблюдалось также ухудшение многих макроэкономических показателей. Не существует единой универсальной схемы борьбы с инфляцией, поэтому каждая страна принимает решения с учетом собственного исторического опыта и особенностей геополитики и социальных отношений. В России теоретической базой борьбы с инфляцией оказывается кредитно-денежная политика, сдерживающая рост объема денежной массы, таргетирование, помогающее устанавливать ориентиры прироста. Многие эксперты не поддерживают политику ЦБ и правительства, но их собственные предложения, как мне кажется, зачастую далеки от реальности.

Если же разбираться в том, как могла бы теоретически выглядеть правильная модель антиинфляционной политики, то можно прийти к выводу, что ответ лежит на стыке баланса между фискальными и монетарными методами. Кроме того, ответ на вопрос о максимальной эффективности экономической политики РФ может быть найден только после завершения структурных реформ финансового и торгового сектора.

Литература 1 2 3

1. [Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/.

2. [Раздел книги] / авт. А. В. Алексеев // Основы экономики. - [б.м.] : ПКФ «Эккаунт».

3. Crowding-out [Раздел книги] / авт. Оливье Бланшар // The New Palgrave Dictionary of Economics. - 2008.

4. Орлова Н. Антиинфляционная политика: мифы и реальность [Электронный ресурс]: banki.ru. - 21 Август 2008 г. Режим доступа: http://www.banki.ru/news/bankpress/?id=621546.

5. Пекарский С. Арифметика регуляторов: как надо сочетать фискальную и монетарную политику [Электронный ресурс]: Веб-сайт Forbes. - 6 Февраль 2015 г. Режим доступа: http://www.forbes.ru/mneniya-column.

6. Инфляционные процессы в переходной экономике России: особенности,

тенденции, факторы [Журнал] / авт. Н. Н. Райская Я. В. Сергиенко, А. А. Френкель // Экономическая наука современной России. - 2001 г. - 1. - стр. 16-33.

7. Инфляция в России: вчера, сегодня, завтра [Статья] / авт. Евстигнеева Алина // Ежедневная деловая газета РБК. - 16 Сентябрь 2011 г.

8. Инфляция и роль Банка России в стабилизации денежного обращения [Книга] / авт. Н. М. Федотов. - [б.м.] : Лаборатория книги, 2009.

9. Инфляция: причины и издержки [Раздел книги] / авт. Г. Н. Мэнкью // Принципы экономикс. - 1999.

10. Концептуальные подходы к трактовке контрциклического эффекта инструментов фискальной и монетарной политики государства [Статья] / авт. А. А. Земцов // Вопросы экономики и права. - 2010 г. - 12. - стр. 337-341.

11. Почему инфляция в России ускорится [Статья] / авт. Полбин Андрей // Ежедневная деловая газета РБК. - 02 05 2015 г. - стр. 1-3.

12. ФаляховР. Стагнация замедлит инфляцию [Электронный ресурс]: Газета.т. - 1 Январь 2013 г. Режим доступа:

http://www.gazeta.ru/business/2013/01/09/4917909.shtml.

13. Бутрин Д. У богатых своя инфляция [Электронный ресурс]: banki.ru. - 8 Август 2012 г. Режим доступа: http://www.banki.ru/news/bankpress/?id=4009249.

Антиинфляционная политика государства является одним из разделом стабилизационной политики государства, направленной на смягчение колебаний экономического цикла и восстановление равновесного объема производстваАнисимов А.А., Артемьев Н.В., Тихонова О.Б. / Макроэкономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 133 - 146.. При антиинфляционной политике должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.

Основными инструментами антиинфляционной политики государства являются денежно-кредитная (монетарная) и бюджетно-налоговая (фискальная) политики.

Монетарная политика состоит в изменении денежного предложения в целях стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Монетарная политика воздействует прежде всего на совокупный спрос (инфляция спроса). Объектом регулирования выступает денежный рынок, а особенно, денежная масса. Определяет и осуществляет эту политику центральный банк. Дефляционная политика, использующая инструменты монетарной политики, считается эффективной антиинфляционной тактикой. Дефляционная политика сводится к ограничению денежного спроса через денежно-кредитный и налоговой механизм. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что, она, как правило, вызывает краткосрочное замедление экономического роста.

Различают два вида монетарной политики: стимулирующую и сдерживающую. Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада, увеличивая предложение денег. Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума, перегрева экономики и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Рост денежной массы увеличивает номинальные доходы населения, стимулирует совокупный спрос и может привести к инфляции, сокращение денежной массы снижает совокупный спрос и инфляцию.

Монетарная политика имеет свои слабые стороны:

  • - Значительный временной лаг;
  • - Возможность потери контроля центрального банка над предложением денег;
  • - Высокая вероятность возрастания инфляции в случае проведения стимулирующей монетарной политики.

Введение режима денежных ограничений обычно осуществляется комплексом мер, находящихся в распоряжении Центрального банка. Важными инструментами центрального банка по ограничению прироста денежной массы являются:

  • 1) Операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая - сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг.
  • 2) Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РФ - ставка рефинансирования). Учетная ставка - это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.
  • 3) Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы - это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.
  • 4) Валютная политика (валютное регулирование). Целевые показатели валютного курса (фиксированные или фиксированные с возможностью корректировок (скользящая привязка)) предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен. Что касается фиксированных курсов с возможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинство стран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешних спекулятивных атак.

Фискальная политика или политика расходов представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику путем изменения величины доходов или расходов госбюджета (инфляция издержек). Политика доходов как метод антиинфляционной тактики делает акцент на контроле над ценами и заработной платой. Данная политика используется тогда, когда инфляция в стране инициируется необоснованно высокими и быстро растущими производственными издержками. Главной целью этой политики является достижение стабильности цен.

В зависимости от фазы подъема или спада выделяют два вида фискальной политики. Стимулирующая фискальная политика при спаде производства и выражается в увеличении госзаказов, снижении налогов и увеличении трансфертов. Сдерживающая, наоборот, используется при перегреве экономики и направлена на снижение деловой активности.

По способу воздействия инструментов различают дискреционный и автоматический типы фискальной политики. Первый тип подразумевает целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате антиинфляционных решений правительства. Под автоматическими стабилизаторами понимаются институциональные факторы рыночной экономики, которые сглаживают конъюнктуру независимо от текущих решений правительства (Прогрессивная шкала налогообложения, Система социальных пособий). Недостатком фискальной политики является то, что их действие проявляется не мгновенно, а через некоторый промежуток времени, называемый лагом Лаг - временной разрыв между осуществлением того или иного действия и получением эффекта от него. (С. 142 Макроэкономика / Анисимов А.А.).

Таким образом, антиинфляционная политика, используя государственные инструменты регулирования, является важной частью стабилизационной политики государства.