Денежные системы капиталистических и развивающихся стран. Современные денежные системы

Современная денежная система включает следующие элементы: денежную единицу; масштаб цен; виды денег; эмиссионную систему; государственный или кредитный аппарат. Составной частью денежной системы является национальная валютная система, хотя она и относительно самостоятельна. Денежная единица - это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие кратные части. В большинстве стран установлена десятичная система деления: 1:10: 100 (1 доллар США равен 100 центам, 1 фунт стерлингов - 100 пенсам; 1 индонезийская рупия - 100 сенам и т.д.). Официальный масштаб цен утратил экономический смысл с развитием государственно-монополистического капитализма и прекращением размена кредитных денег на золото.

В результате Ямайской валютной реформы 1976 - 1978 гг. официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц отменены. Виды денег, являющиеся законным платежным средством, - это в основном кредитные банковские билеты, а также бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета.

Например, в США в обращении находятся: банковские билеты в 100, 50, 20, 10, 5, 2 и 1 долл. (выпуск банкнот в 500 и выше долларов прекращен); казначейские билеты в 100 долл.; серебряно-медные и медно-никелевые монеты в 1 долл., 50, 25, 10, 1 цент. В Великобритании в обращении находятся банкноты в 50, 20, 10, 5 и 1 ф. ст., монеты в 1 ф. ст., 50, 10, 5, 2 пенса, 1 и 1/2 пенни. Имеют хождение старые монеты в 2 и 1 шиллинг, которые по стоимости соответствуют новым 10 и 5 пенсам. Если в промышленно развитых странах, как правило, не выпускаются государственные бумажные деньги в узком смысле слова (казначейские билеты), то в некоторых развивающихся государствах они распространены. Так, в Индонезии выпускаются казначейские билеты достоинством в 50, 25, 10, 5, 1 сен, в Индии - в 1 рупию.

Эмиссионная система в развитых капиталистических странах означает выпуск банковских билетов центральными банками, а казначейских билетов и монеты - казначействами в соответствии с законодательно установленным эмиссионным правом. Главный канал эмиссии денег в этих странах - депозитно-чековая эмиссия: увеличение депозитов на счетах клиентов и соответственно массы чеков, обслуживающих платежный оборот. В ней участвуют коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Например, в США право выпуска банкнот предоставлено Федеральной резервной системе (Центральный банк), а мелкокупюрных денежных билетов, серебряных долларов и разменной монеты - казначейству. Характерными чертами современных денежных систем промышленно развитых капиталистических государств являются: отмена официального золотого содержания, обеспечения и размена банкнот на золото; переход к неразменным на золото кредитным деньгам, которые перерождаются в бумажные деньги; выпуск денег в обращение не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства (эмиссионным обеспечением являются в основном государственные ценные бумаги); преобладание в денежном обращении безналичного оборота; усиление государственного монополистического регулирования денежного обращения. В конце 70-х начале 80-х годов в большинстве малых государств, в том числе островных, были созданы национальные денежные системы, обеспечение устойчивости которых является важнейшим условием нормального развития национальных экономик.

8.1. Денежная система США

Денежная система США в XX и XXI веках во многом определяла и определяет вектор развития мировой валютной и финансовой систем.

В США до 1900 г. существовала система биметаллизма. В 1990 г. был издан акт о золотом стандарте - денежной единицей стал золотой доллар. В 1934 г. в интересах серебропромышленников США стали пополнять запасы драгметаллов и серебром (по закону - не свыше 25%).

Длительное время банкноты выпускали коммерческие банки штатов. По закону 1863 г. это право было предоставлено национальным банкам, подчиненным федеральному законодательству. Но ситуация сохранилась, поскольку большинство банков выполнили предъявленные требования. По этому закону банки могли выпускать банкноты на сумму купленных ими облигаций государственных займов.

В 1913 г. была создана Федеральная резервная система (ФРС) из 12 эмиссионных банков, расположенных в разных штатах. Эта децентрализованная система выполняла функции центрального банка.

В период мирового кризиса 1929-33 гг. в США действовал золотомонетный стандарт. В 1934 г. США перешли на смешанный золотомонетный и золотослитковый стандарт.

В 1944 г. на конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) был закреплен золотовалютный стандарт (Бреттон-Вудская валютная система). В качестве мировых валют, наряду с золотом, был признан и доллар. Цена золота в долларах была назначена неизменной - 35 долларов за тройскую унцию. Доллар стал признанной мировой валютой. В 1970 году его доля в золотовалютных резервах всех стран мира составила около 75%.

Однако количество долларов к 1970 г. в несколько раз превысило запасы золота США. К тому же в США имела место высокая инфляция, и наметилась рецессия в экономике. Страны мира стали интенсивно обменивать доллары на золото. Тогда США 15 августа 1971 г. отказались обменивать доллары на золото. В ответ западные страны отказались от поддержки курса доллара, и мир перешел на валюты с плавающим курсом.

В настоящее время денежное обращение в США определяют ФРС, министерство финансов (казначейство) и коммерческие банки.

ФРС в лице федеральных резервных банков выпускает банкноты - главное средство налично-денежного обращения. ФРС по закону определяет в основном и кредитно-денежную политику США.

Минфин США выпускает мелкокупюрные билеты (казначейские билеты) от 1 до 10 долларов, серебряные и разменные монеты из никеля и меди. Эмиссия казначейских денег составляла до 11 % налично-денежной массы (в основном монеты).

Коммерческие банки эмитируют векселя, чеки, кредитные карты - безналичные деньги. Они составляют более 80% денежной массы и представлены банковскими счетами.

Важную роль в безналичных расчетах играют депозитные счета до востребования.

Регулирование денежного обращения осуществляет в основном ФРС с помощью следующих основных инструментов:

  • регулирования денежной массы;
  • изменения учетной ставки;
  • государственных ценных бумаг.

8.2. Денежная система ФРГ

До образования единого государства в Германии функционировали различные виды денежных систем с преобладанием серебряного монометаллизма. В 1871-73 гг. после объединения земель Германия перешла на единую систему золотого монометаллизма - золотомонетного стандарта - рейхсмарку (содержание золота - 0.3584 г.).

На время Первой мировой войны золотой стандарт был отменен, а после поражения Германии в ней был введен золотовалютный стандарт (золотодевизный). В период мирового кризиса 1930-х годов был отменен и этот стандарт.

Во время Второй мировой войны Германия перешла на выпуск необеспеченных казначейских билетов. После войны Германия была разделена бывшими союзниками на две части: ФРГ и ГДР. В мае 1949 г. в ФРГ был установлен золотодолларовый стандарт. В 1976 после официальной отмены МВФ золотого паритета немецкая марка потеряла и формальное золотое обеспечение.

До введения евро регулированием кредитно-денежной политики и эмиссией денег занимался в соответствии с законодательством Немецкий федеральный банк. Он независимо от исполнительной власти планировал денежно-кредитную политику, денежную массу и инфляционную политику.

8.3. Денежная система Японии

В Японии (денежная единица - иена) в 1897-1933гг. существовал золотой стандарт (золотомонетный). С подготовкой к войне и на время Второй мировой войны он был отменен.

Современными наличными деньгами в Японии служат банкноты номиналом 1000, 5000 и 10 000 иен, а также монеты номиналами 1, 5, 10, 50 и 100 иен. Эмиссию наличных денег осуществляет Банк Японии. Наличные деньги обеспечены активами Банка Японии, включая золотовалютные резервы страны (самые крупные в мире - свыше 400 млрд. дол. в 2002г.).

В Японии преобладает безналичное денежное обращение. Банк Японии регулирует совокупное денежное обращения с помощью:

В 1990-х годах экономика Япония испытала длительную полосу рецессии (отрицательные или близкие к нулю темпы прироста ВВП). Банк Японии с целью оживления деловой активности проводил политику дешевых кредитов (нулевая ставка для коммерческих банков) и политику заниженного курса иены для поддержки экспорта. В результате в начале XXI в. наметился небольшой рост ВВП Японии.

Вопросы и задания:

1. В чем главное отличие современной денежной системы США?

2. Какой тип денежной системы был в США в позапрошлом веке?

3. Кто выпускал банкноты в США в девятнадцатом веке?

4. Когда США перешли на систему монометаллизма?

5. Когда доллар США и почему стал мировой валютой наравне с золотом?

6. С помощью каких инструментов ФРС США регулирует денежно-кредитный рынок?

7. Когда и почему США отказались от золотого стандарта?

8. Кто и какие выпускает в США деньги?

9. Какой тип денежной системы был в Германии в позапрошлом веке?

10. Как называется денежная единица ФРГ в настоящее время?

11. Зависим ли Немецкий национальный банк от исполнительной власти?

12. Кто и какие выпускает в ФРГ деньги в настоящее время?

13. Как называется денежная единица Японии?

14. С помощью каких инструментов Банк Японии регулирует денежно-кредитный рынок?

15. Кто и какие выпускает в Японии деньги?

2.1. Организационные принципы кредитно-денежного регулирования

Организационная структура органов кредитно-денежного регулирования США, их полномочия и методы деятельности опираются на обширное и разветвленное законодательство, в котором нашли отражение исторические особенности формирования, развития экономики и кредитно-денежной сферы страны. Контрольная и регулирующая деятельность этих органов во многом пересекаются и дублируются, и это составляет одну из важных особенностей организации кредитно-денежного регулирования в США 1 .

В США банки делятся на национальные, действующие на основе лицензии (чартера) федерального правительства, и банки штатов, действующие на основе лицензии (чартера) правительства штата. Эта особенность ведет к двоякому толкованию принципа двухуровневого построения банковских систем, принятого в большинстве стран. Обычно термин «двухуровневая система» означает, что первый уровень занимает Центральный банк в качестве органа регулирования кредитно-денежной системы, а на втором уровне находятся все остальные кредитные учреждения: коммерческие, сберегательные, ипотечные банки и т. п. В США двухуровневая система включает Федеральную резервную систему (ФРС), национальные банки и банки штатов. Финансово-кредитная система США обладает еще одной особенностью. ФРС является не только центральным банком, но и одновременно профессиональным объединением банков страны. Все национальные банки обязательно являются членами ФРС, что дает им некоторые льготы и накладывает обязательства выполнять определенные требования ФРС. Банки штатов могут быть членами ФРС на добровольной основе. Но в любом случае они обязаны выполнять указания ФРС. Соответствен-

но, национальные банки образуют один уровень банковской системы США, а банки штатов - второй. Принципы построения банковской системы США отображены на рис. 1.


Рисунок – Схема органов кредитно-денежного регулирования США 1

Нормативное регулирование предназначено для выполнения следующих задач 2:

Обеспечение надежности и эффективности выполнения кредитно-денежной системой ее экономических задач;

Обеспечение устойчивости кредитной системы и предотвращение банкротства коммерческих банков и других кредитных учреждений;

Ограничение масштабов концентрации капиталов в собственности немногих кредитных учреждений, недопущение установления монопольного контроля этих банков над денежным рынком.

В основные органы нормативного регулирования кредитно-денежной сферы США включено несколько учреждений.

1. Управление контролера денежного обращения Office of Comptoller of Currency) (далее - УКДО). Эта структура в Казначействе США (Treassury Departament) ведает выдачей разрешений (чартеров) на создание национальных банков, осуществляет надзор за ними и проводит регулярные ревизии их деятельности. Каждый национальный банк проверяется не менее двух раз в течение каждых трех лет и обязан представлять отчетность в УКДО не реже четырех раз в год. УКДО рассматривает также заявки об открытии отделений и о слиянии банков.

2. Федеральная резервная система (Federal Reserve System) - главный орган экономического регулирования кредитно-денежной сферы, центральный банк США.

ФРС обладает широким спектром административных полномочий, которые она использует для надзора и контроля за деятельностью кредитных учреждений. Одновременно ФРС проводит меры регулирования, которые через кредитно-денежную сферу оказывают большое влияние на состояние и характер развития экономики США. Политика ФРС существенно влияет на мировую экономику в целом. Поэтому к деятельности ФРС приковано пристальное внимание не только финансово-кредитных организаций США, но и всех стран мира.

ФРС была создана в 1913 г. для управления на федеральном уровне денежным обращением и банковской деятельностью. Вся территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был создан федеральный резервный банк, и вместе они образуют центральный банк США - ФРС. Ее современный статус, принципы организации и полномочия складывались под влиянием ряда законов.

ФРС является федеральным учреждением, независимым от законодательной и исполнительной ветвей власти. Этот статус позволяет ее руководству самостоятельно принимать решения в области кредитно-денежной политики. Независимость ФРС обеспечена не только законодательной гарантией ее статуса, но и процедурами назначения ее руководства.

Высшим органом ФРС является Совет управляющих (Board of the Federal Reserve), Для краткости по-английски его часто называют Federal reserve Board. Совет состоит из семи членов, которые назначаются президентом по согласованию с конгрессом раз в два года сроком на 14 лет, с тем чтобы обеспечивалась ротация членов совета. Контролер денежного обращения и министр финансов не могут быть членами совета. В совет может входить только один из председателей федерального резервного банка. Если член совета исполнял свою должность полный срок, он не может быть назначен второй раз. Из числа членов совета президент страны назначает председателя совета управляющих сроком на 4 года. Он может занимать свою должность несколько раз. С 1987 г. эту должность занимает А. Гринспен. В июне 2004 г. он был в очередной раз назначен на этот пост президентом Джорджем Бушем.

В полномочия Совета управляющих ФРС входит 1:

– изменение нормы резервных требований в пределах, установленных законом;

– утверждение учетных ставок, предложенных федеральными резервными банками;

– регулирование предоставления кредитов федеральными резервными банками друг другу;

– проведение надзора над федеральными резервными банками и проверки их деятельности.

– избрание председателя совета директоров и его заместителя для каждого федерального резервного банка из состава его правления.

Важным и влиятельным органом ФРС является Комитет по операциям на открытом рынке (federal Open Market Committe) (далее - ФОМС) в составе 12 человек.

В него входят члены Совета управляющих и пять президентов федеральных резервных банков, обязательно включая Нью-Йоркский резервный банк. Председателем ФОМС является председатель Совета управляющих ФРС. Комитет проводит торговлю государственными ценными бумагами через Федеральный резервный банк Нью-Йорка.

Федеральная корпорация страхования депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation) (далее - ФКСД) создана в 1933 г. и является одним из главных институтов финансовой системы США. Законом предусмотрено обязательное федеральное страхование депозитов для национальных банков и - в добровольном порядке - для банков штатов. Банки штатов вовлечены и в систему страхования и регулирования через механизм корреспондентских счетов, которые они обязаны держать в национальных банках. В 1934 г., когда ФКСД начала свою деятельность, страхование вкладов в размере 100 % производилось на сумму до 2500 долл. В настоящее время должны быть застрахованы все депозиты размером до 100 тыс. долл., которые имеют большинство мелких вкладчиков и вкладчиков из среднего класса США.

ФКСД проводит также оценку деятельности кредитных учреждений - их надежности, уровня управленческих кадров, соответствия деятельности банков требованиям нормативных документов. Не обеспечив страхования в ФКСД, банк не может начать свою деятельность. ФКСД на регулярной основе также проверяет деятельность кредитных учреждений и при возникновении необходимости участвует в решении вопросов, связанных с открытием филиалов, слияниями кредитных учреждений, и во многих других аналогичных случаях. Широкий спектр полномочий ФКСД делает ее одним из важнейших учреждений в системе государственного регулирования кредитно-денежной системы США.

Банковские департаменты штатов (Departmet of Bnaking) (БДШ) выдают лицензии (чартеры) банкам штатов на ведение операций. Кроме того, БДШ выпускают инструкции, проводят проверки деятельности банков, налагают штрафы при определенных нарушениях, выносят решения по поводу открытия отделений и слияний.

На деятельность кредитных институтов влияют также другие государственные органы. Среди них следует отметить Федеральный совет по надзору за финансовыми учреждениями (Federal Financial Institutions Examination Council) и Комиссию по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission), которые обладают большими полномочиями и проводят масштабное регулирование.

Существуют также неправительственные организации, проводящие контроль за деятельностью кредитных учреждений, созданные по отраслевому или иному принципу. К ним относятся, например, Американская ассоциация банкиров, Ассоциация независимых банков, различные комитеты клиринговых палат и т. п. Эти организации разрабатывают технику проведения операций и стандарты обслуживания клиентов, поддерживают контакты с органами власти и прессой.

2.2. Роль и функции Федеральной резервной системы

ФРС наделена государством монополией выпуска в обращение наличных денег. В современной экономике деньги создают не только центральные банки, но и частные коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Однако между ними существует четкое разделение прав. Коммерческие банки создают безналичные деньги, когда открывают депозиты, выдают кредиты и ведут расчеты путем перечисления денег с одного счета на другой. Но право эмиссии наличных денег является монополией ФРС. Она выпускает в обращение наличные деньги в виде банкнот и монет, которые изготавливает по ее заявкам казначейство.

Для экономики США характерен рост денежной массы, величина и структура которой является результатом действия ряда экономических факторов: общего роста экономики, уровня доходов и масштабов денежно-кредитных операций. Увеличивается также количество наличных денег, которые занимают небольшое, но важное место в хозяйственной жизни США и служат влиятельным элементом в международной экономической позиции страны. Количество необходимых для обращения наличных денег определяется хозяйственной практикой, когда кредитные учреждения выполняют требования клиентов по выдаче наличности и принимают от них наличность в ходе банковских операций. В современных условиях расчеты наличностью составляют лишь 5-6% от общего объема расчетов. Основная масса банковских операций проводится через систему электронных расчетов, включая дистанционные операции с помощью карточек и банковских автоматов 1 .

При необходимости получения наличных денег банки обращаются в ФРС, которая снабжает их наличностью, а при излишке - сдают их обратно. Выпуск наличных денег в обращение происходит под обязательное обеспечение, главным образом - под залог государственных облигаций. ФРС требует от банков вносить в качестве обеспечения затребованной суммы в банкнотах государственные облигации на ту же сумму. Необеспеченные наличные деньги в обращение не выпускаются.

В США в настоящее время выпускаются банкноты достоинством в 1,2, 5, 10, 20, 50 и 100 долл. Примерно из 560 млрд долл. наличных денег, выпущенных в обращение в 2004 г., почти две трети составляли купюры по 100 долл. и еще примерно 15 % - купюры по 50 долл. Большинство этих купюр находятся за пределами США, поскольку сами американцы редко используют для расчетов наличными купюры выше 20 долл.

В принципе, возможен выпуск банкнот более высокого достоинства. Банкноты номиналом 500, 1000, 5000 и 10 000 долл. были утверждены к эмиссии в 1918 г. и предназначались преимущественно для межбанковских операций. Они обращались в основном в период 1920-х и 1930-х гг. и использовались не только банками, но и населением, для которого служили средством сбережения в условиях низкой надежности банковской системы. Существовала даже банкнота номиналом 100 тыс. долл. сугубо для расчетов между банками. Упрочение банковской системы после ее реформы в 1933 г. сократило потребность в столь крупных купюрах, и к середине 1940-х гг. стало очевидно, что операции безналичных расчетов уверенно вытесняют эти наличные банкноты. В расчетах и банковских операциях крупные купюры заменили чеки, а население перестало применять наличные деньги для сбережения, отдав предпочтение банковским депозитам и другим активам, которые приносят доход в виде процентов. С учетом этих обстоятельств с 1946 г. был прекращен выпуск новых купюр этого достоинства, а в 1969 г. Министерство финансов и ФРС приняли решение изъять их из обращения. Все купюры перечисленного достоинства, которые к тому времени вернулись в федеральные резервные банки, были уничтожены. Оставшиеся в экономике немногочисленные купюры этого класса формально остаются законным платежным средством, но в настоящее время они настолько редки, что их можно найти только у нумизматов или финансовых дилеров. Таким образом, самой крупной купюрой, остающейся в обращении после 1969 г., стала банкнота достоинством в 100 долл. Однако ФРС сохраняет право выпускать в обращение банкноты всех номиналов, а казначейство - право на их изготовление.

О долларовых банкнотах крупного достоинства уместно вспомнить в связи с введением 1 января 1999 г. евро в 12 странах ЕС. Введение наличных евро в форме банкнот началось с 2001 г. Наличные евро выпускаются банкнотами достоинством в 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500 евро и разменными монетами в 1 и 2 евро, а также в 1, 5, 10, 20 и 50 евроцентов.

Некоторые специалисты в США опасаются, что евро может потеснить доллар в мировых расчетах, особенно в сделках с использованием крупных купюр. Доллар может потерять конкурентное преимущество и как средство накопления для населения некоторых стран, поскольку в системе евро для этого есть 200 и 500 евро, в то время как купюр выше 100 долл. не существует. Для удержания позиций долларовых банкнот в мировом обращении они предлагают возобновить выпуск банкнот достоинством в 500 долл. Отмечается, что в качестве средства расчетов и накопления такие купюры будут охотно применяться состоятельными группами населения. Все эти аргументы относятся в первую очередь к использованию долларов в развивающихся странах Азии, Латинской Америки и странах с переходной экономикой, для которых характерна «долларизация» экономики.

Противники выпуска в обращение 500-долларовых купюр указывают на то, что они не нужны для внутреннего обращения в США. Выгоды от удобства их использования достанутся не столько честным гражданам, сколько нарушителям закона, заинтересованным в крупных купюрах, которые удобнее использовать при отмывании криминальных доходов, уклонении от налогов и других нелегальных операциях. Таким образом, считают оппоненты, выпуск 500-долларовых купюр окажется услугой главным образом для теневого бизнеса и откровенного криминала, о нуждах которых ФРС нет необходимости заботиться. По их мнению, номинал в 1 00 долл. вполне достаточен и для расчетов, и для накопления, а позиции доллара в мире определяются более важными факторами, которые базируются на прочности и устойчивости политической системы США, высоком уровне развития американской экономики, мощи и совершенстве финансовой системы, а также на том обстоятельстве, что власти США не ограничивают сроки, в течение которых выпущенные в обращение долларовые купюры являются обязательными к приему при всех денежных операциях на их территории. Это формирует отношение к доллару в мире как к денежному активу, надежность которого является практически вечной, что служит важным фактором его предпочтения другим валютам.

ФРС проводит большой объем расчетных операций, выступая в качестве обязательного посредника между банками и другими кредитными учреждениями. Вместе со своими отделениями и офисами федеральные резервные банки образуют разветвленную систему управления расчетами в кредитно-денежной сфере. Всего на территории США находится 25 отделений и 48 региональных офисов федеральных резервных банков, каждый из которых обеспечивает для кредитных учреждений широкий спектр банковских услуг, включая хранение и обработку банкнот и монет, обработку чеков, продовольственных талонов, а также другие типы платежей и финансовых услуг. В качестве финансовых агентов правительства США федеральные резервные банки и их отделения обрабатывают большой объем разнообразных ценных бумаг в виде сберегательных облигаций, казначейских нот и векселей. Региональные офисы оказывают услуги преимущественно по обработке чеков. Например, в 1996 г. на территории США было выписано 64 млрд чеков на общую сумму 75 трлн долл., т.е. каждая средняя американская семья в месяц выписала около 25 чеков 1 .

Через банки ФРС происходит перечисление зарплаты работникам учреждений и фирм. Эта операция производится в основном через систему прямых депозитов, которые предприятия и учреждения специально открывают в банках, где они обслуживаются. Система прямых депозитов во все большей степени вытесняет систему выплаты зарплаты с помощью чеков, поскольку чековая система достаточно трудоемкая процедура - предприятие расплачивается с работником чеком, передавая его лично или пересылая по почте. Работник предъявляет этот чек в банк, в котором находится его счет, и банк проводит начисление или выдает наличные. Далее банк отправляет чек в местное клиринговое учреждение, а тот отсылает его в банк, обслуживающий предприятие, который и предъявит его для оплаты предприятию. Вся эта процедура занимает довольно много времени и обходится дороже, чем система прямых депозитов.

По системе прямых депозитов банк по поручению предприятия списывает с его счета сумму ежемесячной заработной платы работников и пересылает деньги в автоматизированную расчетную палату (далее - АРП). В рамках ФРС действует несколько АРП, оказывающих клиринговые услуги всем депозитным учреждениям, подающим информацию в форме, пригодной для автоматической обработки. Кроме того, существует несколько частных АРП. Все они объединены в настоящее время в систему АРП, действующую в масштабах всей страны. Получив средства от банка, расчетная палата распределяет эту сумму между банками, в которых держат свои счета работники предприятия, а те банки производят на их счета соответствующие начисления. Работникам предприятий регулярно высылаются извещения с указанием начисленных сумм и состояния их счетов. С использованием этой системы в США происходит начисление заработной платы более чем 80 % наемных работников.

При перечислении заработной платы происходит движение безналичных денег. Далее банк анализирует спрос клиентов и формирует свои потребности в наличных средствах с учетом того, что операции с наличными проводятся преимущественно не в помещениях банка или его отделений, но в больших масштабах совершаются в дистанционном режиме через обширную сеть банковских автоматов. Автоматические банковские услуги приобрели в последние годы большие масштабы. Они доступны каждому вкладчику банка и оказываются с помощью банковских карточек, которые выдаются клиенту при открытии депозита. Через автомат можно сделать вклад или заплатить проценты, снять со счета некоторую сумму наличных, перевести вклад с одного депозитного счета на другой, совершить платежи по банковскому кредиту или за коммунальные услуги, проверить состояние своего счета. Все эти операции позволяют банкам существенно расширить круг клиентов и диапазон времени обслуживания - большинство банковских автоматов работают круглосуточно. Поскольку все банкоматы связаны с общей электронной системой банка, их надежность в полной мере обеспечена, а банковские работники имеют возможность постоянно контролировать и эти операции и управлять ими. В США действуют порядка 100 тыс. банкоматов, объединенных примерно в 150 систем, связанных между собой в общенациональную сеть.

2.3. Экономические методы кредитно-денежного регулирования. Денежная масса и ее агрегаты

Кредитно-денежное регулирование охватывает не только наличные деньги в обращении, но и всю денежную массу страны, изменения в которой приводят к коррективам деловой активности и характера экономического развития США.

Поскольку ФРС, по сути, является основным и единственным эмитентом и «регулировщиком» денежной массы, то для ее измерения с 1980 г. были установлены меры по предложению денег, которые называются денежными агрегатами. Их величина на сентябрь 2003 г. выглядела следующим образом 1:

М1 = наличные деньги + дорожные чеки + депозиты до востребования + + другие чековые счета (М1 = 1178 млрд долл.)

М2 = М1 + срочные вклады на сумму до 100 тыс. долл. + сберегательные счета и депозитные счета денежного рынка + паи во взаимных фондах денежного рынка (частных владельцев) + краткосрочные соглашения об обратном выкупе + краткосрочные вклады в евродолларах (М2 — 5378 млрд долл.).

МЗ — М2 + срочные вклады на сумму свыше 100 тыс. долл. + паи во взаимных фондах денежного рынка (корпоративных владельцев) + долгосрочные соглашения об обратном выкупе + долгосрочные вклады в евродолларах (МЗ- 7800 млрд долл.).

L = МЗ + краткосрочные казначейские векселя + коммерческие ценные бумаги + сберегательные облигации + банковские акцепты (L = 9000 млрд долл.).

Другим показателем объема денег в экономике является денежная база - МВ. Денежная база включает сумму наличных денежных средств, т.е. банкноты и монеты, - С (Cash, currency) и общий объем резервов банковской системы - К (Reserve). Порядок расчетов МВ, в сравнении с денежными агрегатами предложения денег - М1, М2, МЗ и L, гораздо проще, поскольку объемы С и К определяются непосредственно ФРС, тогда как составляющие денежных агрегатов определяются коммерческими банками и могут переходить из одной категории в другую.

Однако вследствие того, что преобладающая часть наличных денег, выпущенных в США, находится в обращении за пределами их границ, ФРС использует для расчетов данные о наличности в кассах, сейфах банков и других кредитных учреждений.

Методы кредитно-денежного регулирования опираются на использование трех инструментов, которые оказывают сильное влияние на общее состояние кредитно-денежной сферы, а через нее - и на состояние экономической активности. К ним относятся:

– изменение нормы обязательных резервов для коммерческих банков и других кредитных учреждений;

– изменение учетной ставки кредитования ФРС;

– операции ФРС на открытом рынке.

Эти инструменты дают значительный экономический эффект, поэтому их применение считается главным содержанием кредитно-денежной политики ФРС.

Изменение нормы обязательных резервов служит самым кардинальным методом регулирования. Обязанность коммерческих банков хранить определенный процент средств от величины депозитов на специальных резервных счетах ФРС была установлена законом в 1933 г. с целью обеспечения ликвидности банков и предотвращения их краха в случае внезапного изъятия средств вкладчиками. Предельные нормы обязательных резервов установлены законом, и ФРС обладает правом изменять их в обозначенных рамках.

На практике ФРС очень редко изменяет нормы обязательных резервов, поскольку это средство действует очень существенно и может единовременно сокращать или увеличивать денежную массу в больших масштабах. Принцип кредитной экспансии доказывает, что денежная масса после появления начального депозита увеличивается пропорционально величине банковского мультипликатора, который математически выражается как отношение этого депозита к норме обязательных резервов. Поэтому изменение нормы обязательных резервов ведет к кратному увеличению или уменьшению денежной массы. Так, например, при норме резервирования 10% мультипликатор равен 10. Теоретически это означает, что при кредитовании ФРС коммерческого банка в объеме 100 долл. банковская система в результате последовательного депонирования создает общую сумму депозитов 1000 долл. и сумму обязательных резервов 100 долл. Фактически кредит, выданный ФРС коммерческому банку, возвращается к ней в виде обязательных резервных отчислений.

В реальности величина банковского мультипликатора оказывается существенно меньше расчетной из-за эффекта затухания и перекрестного кредитования, но он все-таки достаточно велик и действует эффективно. Более того, изменение резервов настолько действенно, что для небольших изменений предложения денег нужны крайне малые корректировки норм обязательного резервирования - сотые и даже тысячные доли процента. Этот эффект достигается при проведении операций на открытом рынке, благодаря чему в обычной ситуации ФРС нет необходимости прибегать к прямому изменению нормы обязательных резервов. Поэтому ФРС использовала этот инструмент только в периоды экономических кризисов, например, в 1950– 1970-е гг. 1

В 1980 г. Закон о контроле за денежным обращением (Depository Institutions Deregulation and Monetary Control of 1980) откорректировал систему резервных требований. Требования о необходимости держать резервные депозиты в ФРС были распространены практически на все кредитные учреждения. До 1980 г. требование резервного покрытия относилось только к банкам - членам ФРС и распространялось на все депозиты в этих банках. После принятия закона все депозитные учреждения США (коммерческие и сберегательные банки, ссудно-сберегательные ассоциации, кредитные союзы, американские отделения и агентства иностранных банков, а также другие кредитные организации) должны соблюдать установленные ФРС нормативные требования и держать собственные резервы в виде кассовой наличности в своем учреждении и в виде депозитов в федеральных резервных банках 1 .

Круг депозитов, на которые требуется обеспечить резервное покрытие, ограничен тремя типами: трансакционные счета, неличные депозиты (депозиты, принадлежащие не отдельному лицу, а учреждению) и обязательства по счетам в евродолларах. Новый закон устранил требования к резервному обеспечению личных сбережений и срочных вкладов. Это стало возможным благодаря тому, что действующая в США система страхования кредитными учреждениями депозитов в Федеральной корпорации страхования депозитов показала свою надежность. В сочетании с другими мерами по защите прав вкладчиков и с учетом достигнутого уровня развития американской банковской системы положение личных сбережений и срочных депозитов стало достаточно прочным. Освобождение этих типов счетов от обязательного резервного покрытия в ФРС направлено на снижение издержек банков при работе с такими счетами, увеличение их доходности, и таким образом стимулируется рост личных сбережений.

Закон от 1980 г. предоставил ФРС право менять резервные требования по трансакционным счетам, по неличным срочным счетам, а также по обязательствам (пассивам) депозитных учреждений США по отношению к их зарубежным филиалам и к другим иностранным банкам.

Для трансакционных счетов установлены пределы от 0 до 14 %. В этих рамках ФРС применяет норму резервных обязательств в размере 3 % для трансакционных счетов определенной величины и 10 % для более крупных счетов. Пределы резервных требований по неличным срочным счетам установлены от 0 до 9 %, и в этих рамках ФРС может вносить изменения с учетом сроков их погашения. Для резервов по чистым (нетто) заимствованиям депозитных учреждений у иностранных кредиторов (депозиты в евродолларах) пределов не предусмотрено. С 1990 г. ФРС сделала равными нулю нормативы резервов по неличным и евродолларовым счетам, т. е. не применяла по ним отчислений в резервы.

Ежегодно проводится пересмотр предела суммарной величины депозитов, на которые распространяются требования о резервном покрытии в размере 3 %. Такой пересмотр необходим по мере роста доходов и депозитов. В 2001 г. для счетов до 60 млн долл. применялся норматив 3 %, а для счетов больше этой величины - 10%.

В механизме действия нормы обязательных резервов главной является абсолютная сумма денежных ресурсов, которая должна поддерживаться коммерческим банком или другим депозитным учреждением на резервном счете в федеральном резервном банке. Она должна соответствовать установленному нормативу резервных требований.

В США в состав резервных активов, которые могут быть использованы для удовлетворения резервных требований, входят только два типа денежных активов. Это кассовая наличность (т.е. банкноты и монеты, хранящиеся в кассах и сейфах кредитных учреждений) и резервные счета в федеральных резервных банках. Поскольку средства на резервных счетах хранятся в федеральных резервных банках, они получили название федеральных фондов.

Поскольку объемы банковских операций не позволяют поддерживать действующие резервные требования ежедневно, установлен порядок, по которому резервы должны поддерживаться на заданном уровне в течение 14-дневного периода. Он называется периодом поддержания и определяется по специальной методике.

Сумма резервных счетов в федеральных резервных банках и той части кассовой наличности, которая обычно используется для резервных потребностей, называется суммарными резервами. Суммарные резервы делятся на две части. Первая их часть - это обязательные резервы, величина которых определяется действующими нормами в расчете на сумму конкретных депозитов и других обязательств депозитных учреждений, подлежащих обеспечению резервами. Вторая часть резервов - это избыточные резервы, величина которых равна превышению фактических резервов над обязательными. Очевидно, что банкам невыгодно иметь избыточные резервы, поскольку это ограничивает их возможности совершения активных кредитных операций. Но банк не может допускать и дефицита резервов, т. е. состояния, когда величина фактических резервов оказывается меньше обязательных резервов, требуемых по закону. В этих случаях на депозитные учреждения налагается штраф.

Резервные счета в федеральных резервных банках являются беспроцентными. Поэтому кредитные институты, являющиеся держателями этих счетов, не заинтересованы в возникновении излишков, а тем более в том, чтобы эти излишки принимали значительные размеры. Поэтому происходит торговля федеральными фондами: кредитные институты, имеющие недостаток на резервных счетах, покупают излишки у своих партнеров. Эти операции проводятся регулярно, поскольку большинство из них относится к разряду краткосрочных и даже однодневных (overnight). Ставка процента по операциям с федеральными фондами имеет большое значение и служит одним из главных ориентиров для кредитной системы и всей экономики.

Ставка федеральных фондов (Federal Funds rate) является главным ориентиром для установления ставки процента на рынке межбанковских кредитов, на котором продаются излишние резервы коммерческих банков, находящиеся на счетах федеральных резервных банков. Рыночная ставка межбанковских кредитов, по которой коммерческие банки покупают друг у друга свободные средства, называется текущей или эффективной ставкой федеральных фондов (Effective Federal Funds rate). Она изменяется ежедневно в зависимости от состояния рынка кредитов. Сама ФРС в процессе покупки-продажи кредитных ресурсов федеральных резервов (фондов) не участвует и, более того, даже не устанавливает жесткой стоимости таких кредитов. Политика ФРС здесь носит скорее рекомендательный характер и проводится через установление ставки по федеральным фондам, которая служит ориентиром для рынка межбанковских кредитов.

Эта ставка, устанавливаемая ФРС, называется ожидаемой или целевой ставкой федеральных фондов (Expected, Intended or Target Federal Funds rate). Объявляя об изменении ставки, ФРС дает понять коммерческим банкам, какой уровень стоимости межбанковских кредитов (фактически объем предложения денег) будет устраивать ФРС, исходя из анализа текущего состояния национальной экономики.

Величина ставки процента по операциям с федеральными фондами устанавливается централизованно. Это право принадлежит Совету управляющих ФРС. До 1994 г. время установления новой ставки являлось служебной тайной, поскольку это один из инструментов кредитно-денежной политики ФРС, предназначенный для влияния на величину денежной массы. Теперь ФРС изменила это правило и объявляет о предстоящем пересмотре ставки по федеральным фондам, чтобы дать участникам кредитного рынка возможность подготовиться к грядущим изменениям. Но размер новой ставки заранее не объявляется, поскольку он остается предметом согласования на заседании Совета управляющих. Тем не менее направление предстоящих изменений обычно достаточно очевидно, поскольку диктуется состоянием экономики в данный момент. Например, в условиях спада в экономике США в 2001 г. ФРС последовательно снижала ставку по федеральным фондам 11 раз от величины 6,5 % в начале года до 1,75 % в конце года 1 .

На протяжении последних десятилетий значение обязательных резервов в кредитно-денежной системе радикально изменилось. Их роль как средства обеспечения ликвидности кредитных учреждений и гаранта устойчивости при внезапных изъятиях средств вкладчиками существенно снизилась, поскольку эти задачи успешно выполняются через механизм страхования депозитов. В то же время резко выросло их значение как средства кредитно-денежного регулирования. Это позволяет не прибегать к изменениям нормы обязательных резервов. Через величину ставки процента по федеральным фондам и повседневные изменения размеров средств на счетах обязательных резервов оказывается достаточно эффективное воздействие на состояние кредитной системы, величину денежной массы в стране и на деловую активность. Изменения, происходящие в состоянии обязательных резервов, тесно связаны с применением других инструментов кредитно-денежной политики: изменением учетной ставки и операциями на открытом рынке.

Одним из наиболее активно применяемых инструментов регулирования служит изменение учетной ставки кредитования ФРС. Учетная ставка (Discount rate) - это ставка процента, определяющая стоимость кредитов, предоставляемых ФРС коммерческим банкам.

На практике эти операции проводятся через федеральные резервные банки. Кроме ставки кредитования, каждый федеральный резервный банк может определять объем кредитования коммерческих банков, устанавливая так называемое дисконтное окно (Discount window). Смысл выражения «дисконтное окно» характеризует трудность получения кредита от ФРС: это не происходит автоматически, «через широко раскрытую дверь», а напротив - является сложной процедурой, которая проводится через «узкое окно» и во многих случаях может завершиться отказом. Регулирование предложения денег через объемы и стоимость рефинансирования носит название дисконтной политики ФРС, исторически сохранившееся со времен учета или дисконтирования векселей коммерческих банков. В современных условиях значение учетной ставки ФРС воспринимается обществом не столько как цена кредита для коммерческих банков, сколько как заданный кредитной системе минимальный уровень ставки процента, которого ей следует придерживаться.

Решения ФРС об изменении учетной ставки принимаются довольно часто - несколько раз в год - обычно в связи с текущим состоянием экономической активности для ее стимулирования или сдерживания. Учетная ставка ФРС считается одним из основных показателей, характеризующих состояние экономики. Она стоит в ряду таких показателей, как темпы роста ВВП, уровень инфляции, безработицы, сальдо федерального бюджета и платежного баланса. Учетная ставка ФРС служит инструментом государственного влияния на динамику этих показателей. Всякое изменение учетной ставки ФРС немедленно обсуждается в печати, комментируется специалистами и политиками.

Поскольку учетная ставка ФРС тесно связана с другими ставками, ее размер устанавливается на уровне, соответствующем общему направлению денежно-кредитной политики ФРС. Изменение учетной ставки ФРС происходит обычно одновременно с изменением ставки по федеральным фондам или следует непосредственно после этого и, как правило, остается неизменной аналогичный период времени. Поэтому в 2001 г. учетная ставка ФРС подвергалась изменениям 11 раз и была понижена с 6,5 % в январе до 1,75 % в конце года. 1

Изменение базовых учетных ставок является действенным инструментом регулирования объемов предложения денег, сочетающим в себе оперативность действия и определение стратегических целей денежно-кредитной политики. Показателем состояния предложения денег обычно служат величины трех основных ставок, по которым происходит заимствование денежных средств коммерческими банками на короткий срок.

Дисконтная политика приобретает особенно большое значение в периоды экономических и финансовых кризисов как средство поддержания устойчивости кредитно-денежной системы - в моменты, когда ухудшается ликвидность банков и других финансовых институтов, в основном из-за обвалов на фондовом рынке. В этих ситуациях рельефно проявляется значение ФРС как центрального банка: она действует в качестве банка банков и выступает кредитором в последней инстанции.

В настоящее время банки редко обращаются к дисконтному окну, поскольку процедура получения кредитов сопровождается проверкой ФРС их деятельности, и банки предпочитают заимствовать денежные ресурсы на рынке межбанковских кредитов по ставке федеральных фондов. По этой причине уровень базовых ставок ФРС - ставки по федеральным фондам и учетной ставки - служит главным образом для влияния на состояние экономической активности через кредитно-денежную систему и рынок ценных бумаг. Снижение базовых ставок ФРС производится в периоды уменьшения деловой активности и служит сигналом для общего понижения процентных ставок в стране. Это приводит к удешевлению банковского кредита, а также к облегчению условий кредитования через рынок долговых ценных бумаг. Такая политика обычно называется политикой дешевых денег («easy money»). Сравнительная дешевизна и доступность кредита ведет к определенному повышению деловой активности и помогает преодолеть экономические кризисы. Этому способствует также повышение курсовой стоимости акций вследствие снижения базовых ставок процента. Кроме того, удешевление банковских кредитов стимулирует рост инвестиций в акции, благодаря чему повышается экономическая активность.

Когда силы циклического подъема действуют чрезмерно активно и наблюдается повышение темпов инфляции, ФРС прибегает к повышению базовых ставок, подавая сигнал о необходимости удорожания кредита. Рост ставок процента ограничивает кредит, способствует понижению курсовой стоимости акций и ведет к сдерживанию деловой активности. Такие меры называются дефляционной политикой. Они рассматриваются как средство предотвращения кризиса и применяются в условиях «перегрева» экономики.

Примером дисконтной политики ФРС могут служить ее действия в последние годы. С середины 1999 г. до конца 2000 г. ФРС повышала ставки процента для борьбы с перегревом экономики, а в 2001 г. понижала их для борьбы с кризисом.

В современных условиях весьма действенным средством регулирования служат операции на открытом рынке. Для оперативного воздействия на предложение денег ФРС наиболее часто использует операции с ценными бумагами, которые осуществляются практически ежедневно, и, следовательно, происходят непрерывные изменения в составе баланса банка - его пассивов и активов. Покупая ценные бумаги на рынке, ФРС увеличивает объем предложения денег в экономике страны, продавая - наоборот, уменьшает денежную массу, как бы «связывая» излишние деньги в своих пассивах. Поэтому так же непрерывно должны изменяться размеры резервных требований. Таким путем через операции на открытом рынке ФРС влияет на структуру денежных ресурсов банка, поощряет его к выдаче новых кредитов или, напротив, ограничивает его возможности в этой области.

Операции на открытом рынке с ценными бумагами производит ФОМС, выбирая объектом инвестиций ценные бумаги Казначейства США (краткосрочные казначейские векселя (Treasury bills) сроком на 91 и 180 дней) и долгосрочные казначейские обязательства (ноты или облигации (Treasury Notes or Bonds), а также правительственные облигации (Governments bonds). Эти объекты инвестиций выбираются по двум причинам:

ФРС не инвестирует в корпоративные бумаги во избежание конфликта интересов;

Рыночный оборот государственных ценных бумаг настолько велик, что даже крупные сделки не влияют значительно на их котировки, т. е. соответствие доходности по данным ценным бумагам уровню учетной ставки является следствием изменения предложения денег, а не непосредственного спроса на ценные бумаги.

Действительно, участие ФРС в покупке ценных бумаг двояко сказывается на их цене:

1) повышается спрос, растут цены и уменьшается доходность;

2) одновременно происходит увеличение денежной массы, рост спроса на инвестиции (вложение возросшего предложения денег в ценные бумаги), а также увеличение цен и снижение доходности с одновременным предложением денег на рынке кредитов, что также ведет к уменьшению ставки.

По сути, операции ФРС на рынке ценных бумаг являются гибким и оперативным инструментом регулирования предложения денег, к основным преимуществам которого можно отнести:

Довольно эффективный механизм регулирования предложения денег;

Полный контроль ФРС объема купли-продажи ценных бумаг;

Оперативность принятия решений и обратимость сделок.

Операции ФРС с государственными ценными бумагами не следует рассматривать как предоставление кредита правительству. Законодательством США не предусмотрено прямое обеспечение кредитами правительства со стороны центрального банка. Все государственные доходы и расходы регулируются через механизм бюджета. Покрытие дефицита госбюджета и изыскание таким образом недостающих средств осуществляется путем выпуска государственных ценных бумаг (казначейских векселей, облигаций и др.) через Министерство финансов. Федеральные резервные банки участвуют в размещении этих ценных бумаг и затем используют их в качестве инструмента для регулирования кредитно-денежной сферы через механизм операций на открытом рынке.

Операции на открытом рынке ФРС проводит ежедневно. Но отчеты об этих операциях публикуются после окончания очередного квартала, поэтому коммерческие банки и другие кредитные учреждения не знают целей ФРС и фактически выступают в роли пассивных игроков. Будучи связанными соглашением с ФРС, они вынуждены следовать проводимой ей линии. Последствия этих операций приводят к постоянным изменениям в величине резервов, которую должны поддерживать коммерческие банки, и таким образом ФРС воздействует на их возможности в области кредитования. Общий объем покупок и продаж государственных ценных бумаг в рамках операций на открытом рынке составляет в последние годы в среднем 400 млрд долл. в месяц по покупкам и столько же по продажам. Умелое управление этими операциями позволяет ФРС эффективно влиять на деятельность банков и кредитных учреждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования была достигнута поставленная цель работы – проведен анализ денежной системы и исследовано состояние денежно-кредитной политики России.

Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса. Из их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной политики — стабилизацию общего уровня цен.

Наряду с конечными выделяют промежуточные цели. Ими являются объём денежной массы и уровень процентных ставок.

Осуществляет денежно-кредитную политику центральный банк страны.

Мероприятия центрального банка по денежно-кредитному регулированию экономики призваны обеспечить её стабилизацию при низком уровне инфляции и безработицы. Денежно-кредитная политика может быть направлена на стимулирование денежно-кредитной эмиссии, т.е. расширение совокупного объёма денежной массы в обращении (кредитная экспансия), что даёт эффект некоторого оживления конъюнктуры рынка в условиях спада производства. Она может быть направлена и на ограничение денежно-кредитной эмиссии, т.е. на сокращение объёма денежной массы в обращении (кредитная рестрикция). Этот вариант денежно-кредитной политики обычно используется центральным банком в периоды экономического бума и в случаях появления признаков «биржевой горячки». Кредитная рестрикция в условиях повышения темпов роста производства призвана обеспечить сдерживание «перегрева» конъюнктуры рынка. Политика кредитной экспансии наоборот используется для «взбадривания» конъюнктуры рынка и применяется обычно в периоды кризисов и спада производства. Она часто сочетается с дефицитным финансированием экономики страны и приводит к обострению инфляционных процессов.

При осуществлении мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны неизбежно возникает объективное противоречие между задачей борьбы с инфляцией и проблемой стимулирования экономического роста. Поэтому денежно-кредитная политика центрального банка должна быть самым тесным образом увязана с инвестиционно-финансовой политикой государства и дополнена гибкой системой налогового регулирования экономики.

Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться сколь-нибудь успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков (прежде всего за счёт учётной (дисконтной) политики, операций на открытом рынке, установления норм обязательных резервов). Эти же меры применяются государством для сжатия (расширения) денежной массы.

Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов, которые ведут к росту государственной задолженности (внешней и внутренней). При росте внутреннего государственного долга резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства; изменяет цену облигаций, условия их продажи; различными способами повышает их привлекательность для частных инвесторов.

Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитирования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.).

Таким образом, денежно-кредитная политика – это сознательный контроль за денежной массой в целях поддержания экономической стабильности, минимальной инфляции, максимальной занятости. Для этого денежно-кредитная политика оказывает воздействие на объем денежной массы, контролируя и управляя объемом денежных резервов в банковской системе в целом.

В США сложилась и действует высокоорганизованная и эффективная система кредитно-денежного регулирования, оказывающая сильное воздействие на экономическое развитие страны. Органы регулирования кредитно-денежной системы в США характеризуются сложной системой организационного построения и в определенной мере дублируют друг друга в практической деятельности. Несмотря на определенные издержки такого строения, оно обеспечивает эффективный контроль за деятельностью множества кредитных институтов в стране.

В США действует эффективная система нормативного регулирования, которое проводится Управлением генерального контролера, Федеральной резервной системой, Федеральной корпорацией страхования депозитов и другими органами.

Главным органом экономического регулирования кредитно-денежной системы в США является Федеральная резервная система - ФРС. Она организована как центральный банк и одновременно как высший орган профессионального объединения американских банков, в которое входят национальные банки и банки штатов.

ФРС принадлежит монополия на выпуск наличных денег. ФРС организует обращение наличных долларов. Примерно из 550 млрд долл. наличных денег в 2000 г. более 300 млрд долл. находились в обращении за пределами США в основном в виде купюр по 100 долл. и 50 долл.

Для воздействия экономическими методами на кредитную сферу и на экономику США ФРС использует изменения нормы обязательных резервов, изменения учетной ставки и операции на открытом рынке. Комплексное влияние этих инструментов, применение каждого из которых имеет свои особенности, позволяет упрочить устойчивость экономического развития в США, уменьшать глубину кризисов и сдерживать чрезмерный рост, порождающий инфляцию.

ФРС крайне редко прибегает к изменению нормы обязательных резервов, поскольку такие действия привели бы к слишком резким изменениям величины и структуры денежной массы и чрезмерно сильно повлияли бы на состояние экономики. В настоящее время основная норма обязательных резервов составляет 3 % от величины депозитов, поступающих на банковские счета.

Одним из наиболее активно применяемых инструментов кредитно-денежного регулирования являются изменения учетной ставки ФРС. Она не только определяет стоимость получения кредита коммерческими банками от ФРС, но и выполняет функцию ориентира для всей кредитной системы, воздействуя на состояние сферы банковского кредита и на операции на рынке ценных бумаг. Величина учетной ставки тесно связана с величиной ставки по федеральным резервным фондам, которая служит не только практическим инструментом банковских операций, но и важным ориентиром при определении ставок процента и курсов ценных бумаг.

Важным инструментом кредитного регулирования являются операции ФРС на открытом рынке. Покупка и продажа государственных облигаций в операциях ФРС с коммерческими банками и другими кредитными учреждениями служит средством воздействия на возможности банков по кредитованию экономики и в конечном счете влияет на величину денежной массы в стране.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебник –М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: АО «ДИС», 2001.

    Аникин А. Экономика США на исходе века: Итоги проблемы // МЭМО – 2000.- № 11 — С. 27 – 46.

  1. Антонов Н.Т. Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. М. 2000.
    Денежная система Денежная система ДЕНЕЖНАЯ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ

    2015-01-27
Глава 1 Денежные системы развитых стран

1.1Содержание денежной системы государства
Денежная система - это форма государственной организации денежного обращения .

В организации денежного хозяйства денежной системы можно выделить следующие основные элементы: денежную единицу, виды денег, масштаб цен, формы денежной эмиссии. Конкретные формы системы штучных денег, монометаллизма и биметаллизма , неразменных бумажных и кредитных денег, определяют в зависимости от исторически конкретного наполнения элементов денежной системы, 1 .

Денежная система , как и любая система, состоит из ряда элементов. Принцип организации денежной системы является первым основополагающим элементом.

Правила, которыми руководствуется государство при организации денежной системы страны , называют принципами управления денежной системой.

Выделяют следующие принципы денежной системы рыночного типа:


  • прогнозного планирования денежного оборота;

  • кредитного характера денежной эмиссии;

  • эластичности и устойчивости денежного оборота;

  • относительной свободы центрального банка и подотчетности его парламенту;

  • обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков:

  • предоставления денежных средств правительству только в порядке кредитования;

  • надзора и контроля за денежным оборотом;

  • комплексного использования инструментов кредитного регулирования (валютная интервенция, норма обязательных резервов, учетная
ставка);

  • функционирования на территории страны только национальной валюты 2 .
Денежные системы основываются на обращении неразменных и неполноценных бумажных и кредитных денег. И золото уже не может рассматриваться в качестве денег, т.к вытеснено из обращения . Все современные денежные системы стран мира имеют общие черты и относятся к данному типу.

Рассмотрим элементы денежной системы 3:

Денежная единица – это денежный знак, утвержденный законодательно, который необходим для соизмерения и выражения цен товаров; Денежная единица - это используемое в данном государстве название денег (рубль, доллар, тугрик, йена, фунт, бат, и т.д.) или же используемое название денег в международной валютной системе (евро, СДР и т. п.). Все денежные единицы подразделяются на более мелкие элементы: доллар или евро равны 100 центам, рубль равен 100 копейкам.

Виды денег, являющихся законным платежным средством, - кредитные банковские билеты (безналичные и наличные), разменная биллонная монета, бумажные деньги (казначейские обязательства и билеты);

Виды денег, имеющиеся в настоящее время, это итог исторического становления денежных систем в конкретных национальных условиях государства или же группы государств. В данное время в общем плане различают наличные деньги (бумажные, разменная монета и кредитные) и безналичные деньги (записи на банковских счетах) (рис. 1).

Виды и характер денег в денежных и национальных системах характеризуются степенью развития торговых экономических и кредитных взаимоотношений в государстве или в группе государств. Наличные и безналичные деньги беспрепятственно перетекают друг в друга. Наличные деньги перетекают в безналичные (на банковские счета), а безналичные − в наличные (с банковских счетов). Безналичные деньги в современной денежной системе достигают 80-95% общего размера денежного хозяйства;

Рис. 1. Виды денег в настоящей системе денежного обращения 4
- денежная масса - сумма безналичных и наличных денежных средств, и кроме того, прочих платежных средств;

Эмиссионная система - это порядок эмиссии банковских, а также казначейских билетов казначействами и центральными банками, а так же каналы эмиссии; Эмиссионные операции (операции по изъятию денег из обращения и их выпуску) осуществляются центральными банками (банковские билеты - банкноты), казначействами (государственный исполнительный орган), выпускающими мелкокупюрные бумажно-денежные знаки.

Денежно-кредитная политика - представляет собой совокупность денежно-кредитных инструментов (нормы резервов, параметры денежной массы, сроки кредита, уровень процента, ставки рефинансирования и т.д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (министерство финансов, центральный банк).

Тип денежной системы напрямую зависит от формы функционирования денег - знаки стоимости или полноценные деньги. В ходе развития денежных отношений и форм денег и образовались два типа денежных систем (рис. 2.).



Рис. 2. Типология денежных систем 5


Металлическая денежная система представляет собой систему, имеющую в основе металлические деньги с внутренней (действительной) стоимостью, в том числе моно- и биметаллические.

Монометаллизм представляет собой денежную систему, при которой один денежный металл выступает в роли всеобщего эквивалента. Исторически развитые монометаллические денежные системы основывались на базе серебра, меди, золота. Медный монометаллизм представлен в Древнем Риме в 5-2 вв. до н.э. Продолжительное время в России медные деньги составляли базу денежного обращения. В следствии денежной реформы Канкрина (1843-1852) в России сложился серебряный монометаллизм, в Индии (1852-1893), в Голландии (1844-1875), в Китае он просуществовал до 1935 г.

Биметаллизм является денежной системой, при которой роль всеобщего эквивалента закрепляется между двумя благородными металлами (традиционно золотом и серебром), предполагается беспрепятственная чеканка монет из обоих металлов и их свободное обращение. В условиях биметаллизма соответствие между серебряными и золотыми монетами определяется в зависимости от рыночной стоимости денежных металлов. Данная система существовала в 14-17 вв.

Известны три вида биметаллизма:

Система двойной валюты - в данном случае государство закрепляло соответствие между металлами, а чеканка серебряных и золотых монет, а так же прием их населением, производилась по этому соотношению;

Система параллельной валюты - соответствие между серебряными и золотыми монетами утверждалось стихийно;

Денежные системы, разработанные на металлических эквивалентах, прошли в своем развитии последующие этапы:

биметаллизм → серебряный монометаллизм → золотой монометаллизм.

Так как усиление внешнеэкономических связей требовало от обслуживающих их национальных валют стабильности, применение системы золотого стандарта (золотого монометаллизма) обусловливалось формированием и развитием единого мирового рынка. Одной из прямых предпосылок применения странами золотого стандарта было накопление золотых резервов.

В зависимости от характера обмена банкнот на золото различают последующие виды золотого стандарта: золотослитковый, золотомонетный и

золотодевизный (золотовалютный).

Для золотомонетного стандарта свойственна беспрепятственная продажа и покупка золотых монет на банкноты (кредитные билеты по фиксированному курсу, т.е. золотые монеты и банкноты обращаются на равных. Как основополагающая форма организации денежного обращения, Золотомонетный стандарт был закреплен международными соглашениями на Парижской конференции в 1867 г., где золото было признано единственной формой мировых денег.

Отказ от золота как базы денежной системы осуществляется постепенно. В процессе денежных реформ 1924-1929 гг. возврат к золотому стандарту был осуществлен в двух урезанных формах - золотодевизного и золотослиткового стандартов. Золото, вытесненное из розничного оборота, не прекращает употребляться во внутренней и международной оптовой торговле, но в виде слитков - золотослитковый стандарт. Для него свойственен обмен банкнот на слитки металла, как правило, массой 12,5-14 кг.

В Дании, Германии, Австрии был использован золотодевизный стандарт (золотовалютный), т.е банкноты не обмениваются на слитки, а для того, чтобы приобрести золото, необходимо обменять национальную денежную единицу (банкноту) на некоторое число валюты (девиз) того государства, в котором имелся золотодевизный стандарт, и уже указанную валюту обменять на золото. Таким способом, валюты одних стран ставились в зависимость от валют других стран .

Золотодевизный и золотослитковый стандарты были оформлены соглашениями государств, достигнутыми на международной экономической конференции в Генуе в 1922 г. Данная конференция и определила статус резервного девиза (резервной валюты).

Резервная валюта - это валюта, которая имеет приимущество в большей степени для интернациональных расчетов либо формирования денежных запасов. Стране-эмитенту резервной валюты допустимо оплачивать долги пред иными государствами не золотом, а своей валютой. Резервными валютами в данный период были признаны фунт стерлингов и доллар. После того, как распалась Британская империя (Британское содружество наций было оформлено Вестминстерским статусом в 1931 г.) роль резервной валюты закрепилась за долларом. В итоге крупного финансового кризиса 1929-1933 гг. золотой стандарт был отличен во всех государствах. На внутренних рынках произошел отказ от всех форм платежей в золоте, утрачена подневольность меж размерами золотых запасов банков и объемом валютной эмиссии.

В 1944 г.утвердили устав Международного валютного фонда и установили зафиксированную стоимость золота - 35 долл. за гройскую унцию (31,1 г). Так был установлен золотодолларовый стандарт. В мире сформировалась Бреттон-Вудская денежная система, которая юридически была оформлена в 1944 г. на валютно-денежной конференции ООН в г. Бреттон-Вудсе (США). Главные черты предоставленной валютной системы сводились к следующему:


  • золото исполняет функции олицетворения имущества и средства интернациональных платежей;

  • функция средства платежа укрепляется также за резервной валютой - долларом США:

  • резервная валюта может размениватся на золото;

  • сравнение валют и их обоюдный обмен исполнялись на основе официально согласованных государствами - членами МВФ денежных паритетов, проявленных в золоте и в долларах США. Паритеты были стабильными;

  • рыночные курсы валют имели возможность отклоняться от зафиксированных долларовых паритетов не более нежели на 1%. 6
В связи с тем, что сократились золотые запасы правительство США с 1971 г. официально прекратило реализацию золотых слитков на доллары, и золотодолларовый стандарт прекратил свое существование. В роли резервных валют была марка ФРГ , японская иена, а еще коллективные валютные единицы - СДР и ЭКЮ.

Отмена фиксированных золотых паритетов валют и переход к плавающим денежным курсам стала последним шагом разрыва валютных систем и золота. Ямайская интернациональная конференция, соглашения которой были введены в 1976-1978 гг., юридически зафиксировала демонетизацию золота, что отыскало представление в последующем:

Отменена официальная (зафиксированная) стоимость золота;

Отменено золотое содержание денежных единиц государств;

Золото исключено из расчетов меж Международным денежным фондом и его членами.

В связи с тем, что произошла демонетизацией золота случились конфигурации в структуре золотовалютных запасов стран. Запасы государств - членов МВФ состоят из 4 компонентов:

1. Иностранная валюта- средства остальных государств, принадлежащие предоставленной стране: депозиты в заграничных банках , инвестиции в ценные бумаги, обращающиеся на интернациональном фондовом рынке, долговые обещания. Незначимая часть предоставленного компонента представлена наличной валютой.

2. Резервная точка зрения в Международном валютном фонде - лимит, в пределах которого государство автоматом приобретает от фонда нужную для расчетов заграничную валюту. Размер лимита соответствует сумме вкладов предоставленного государства в основной капитал фонда в виде золота и/либо вольно конвертируемой валюты (25% от общей суммы вклада).

3. СДР (расчетная единица МВФ), которые государство имеет право применять для приобретения иной валюты либо для расчетов с иными государствами - членами МВФ.

4. Официальный государственный резерв золота имеет роль запаса, который в кратчайший срок может быть реализован и преобразован в деньги. Доля золота в государственных запасах понизилась с 96% в 1938 г. до 20% в 1995 г 7 .

В настоящее время в основной массе государств происходит переход к электронно-бумажным денежным системам. Отличительные особенности таковых систем следующие:


  1. выпуск денег под банковское кредитование субъектов экономики и под прирост официальных золотовалютных запасов;

  2. формирование безналичного валютного оборота и ограничение наличного;

  3. монополизация эмиссии наличных средств государством в лице эмиссионного банка ;

  4. доминирующее формирование в системе безналичного валютного оборота электронных валютных платежей:

  5. на базе универсальных предоплаченных карт (саrd-bаsеd systеms) - сделаны на картах с хранимой стоимостью, либо на «электронных кошельках»;

  6. на базе «сетевых денег» (sоftwаrе-bаsеd / №еtwоrk-bаsеd systеms) - денежная цену сохраняется в памяти компьютеров, и с помошью особого программного снабжения исполняется ее перевод сообразно электронным коммуникационным сетками (электронные платежные системы эмиссионных банков, платежи в сети Интернет);

  7. увеличение роли государственного регулирования валютного обращения 8 .
Существует ряде принципов на которых основано функционирование современных денежных систем, к ним относятся:

Централизованное управление национальной денежной системой;

Обеспеченность денежных знаков, выпускаемых в оборот, активами эмиссионного банка;

Прогнозное планирование денежного оборота;

Эластичность и устойчивость денежного оборота;

Кредитный характер денежной эмиссии;

Предоставление только в порядке кредитования правительству денежных средств;

Независимость эмиссионного банка от правительства и его подотчетность парламенту;

Комплексное применение инструментов денежно-кредитного регулирования 9 .

Элементы национальных денежных систем формируются на основе данных принципов. Эмиссионным банком страны, выпускающим наличные деньги, реализуется предложение денег в экономике, а кроме этого и «создающими» безналичные деньги коммерческие банки. От главных приоритетов экономической политики зависит размер денежного предложения.

В подавляющем большинстве стран в настоящее время существуют денежные системы, основанные на обращении неразменных бумажных денег, что объясняется их удобством, экономичностью и эластичностью. На региональные и международные денежные системы также распространяются принципы фидуциарных денежных систем.

Денежная система промышленно развитых стран. Современная денежная система включает следующие элементы - денежную единицу - масштаб цен - виды денег - эмиссионную систему - государственный или кредитный аппарат.

Для описания денежной системы промышленно развитых стран охарактеризуем ее составные элементы. Денежная единица это установленный законом денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица делится на более мелкие кратные части. В большинстве стран установлена десятичная система деления 110100 1 доллар США равен 100 центам.

Масштаб цен средство выражения стоимости в денежных единицах, техническая функция денег. Официальный масштаб цен утратил экономический смысл с прекращением размена кредитных денег на золото. В результате Ямайской валютной реформы 1976-1978 гг. официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц отменены. В настоящее время масштаб цен складывается стихийно и служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены. Виды денег, являющиеся законным платежным средством это в основном кредитные банковские билеты, а также бумажные деньги казначейские билеты и разменная монета.

Банковские билеты банкноты вид денежных знаков, законное платежное средство, выпускаемое в обращение центральными банками. Банкноты выпускаются строго определенного достоинства в США обращаются банкноты в 1,2,5,10,20,50,100 долларов в Великобритании - в 1,5,10,20 фунтов стерлингов. Казначейские билеты - бумажные деньги, выпускаемые непосредственно государством для покрытия бюджетного дефицита.

В отличие от банковских билетов казначейские билеты никогда не обеспечивались драгоценными металлами и не подлежали размену на золото или серебро. После отмены золотого стандарта разница между казначейскими билетами и банкнотами практически стерлась. Разменная монета - слиток металла, имеющий установленное законом весовое содержание и форму. В США в обращении находятся серебряно-медные и медно-никелевые монеты в 1 долл 50,25,10,1 цент. В Великобритании в обращении находятся монеты в 1 фунт стерлингов,50,10,5,2 пенса,1 и пенни.

Имеют хождение старые монеты в 2 и 1 шиллинг, которые по стоимости соответствуют10 и 5 пенсам. Эмиссионная система в промышленно развитых странах означает выпуск банковских билетов центральными банками, а казначейских билетов и монет казначействами в соответствии с законодательно установленным эмиссионным правом. Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков, в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг.

В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 95 осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом уже не за счет эмиссии банкнот, а благодаря депозитно-чековой эмиссии, т.е. в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков. Денежное регулирование представляет собой комплекс мер государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития.

Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулирование прироста денежной массы в обращении, которых придерживаются в своей политике центральные банки. Таким образом, характерными чертами современных денежных систем промышленно развитых стран являются - отмена официального золотого содержания и свободного размена банкнот на золото, т.е. демонетаризация золота - переход к неразменным на золото кредитным деньгам - выпуск в обращение банкнот не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства - преобладание в денежном обращении безналичного оборота - усиление государственного регулирования денежного обращения. 1.3 Состояние и перспективы развития денежной системы в Российской Федерации и е регулирование государством Правовые основы функционирования денежной системы в России определены Федеральным законом О Центральном банке Российской Федерации Банке России от 10 июля 2002 г. 86-Ф3 - официальной денежной единицей в нашей стране является рубль - соотношение между рублем и золотом Законом не установлено, а курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ - исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России, он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране - видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлическая монета, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагам, резервами кредитных учреждений, находящихся на счетах ЦБ РФ - образцы банкнот и монет утверждаются Банком России - на территории России функционируют наличные деньги и безналичные деньги.

В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязательства - прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов - установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций - установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения - определение порядка ведения кассовых операций.

С июня 1997 г. Банк России ввел в действие Положение О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации от 25 марта 1997 г. Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке.

Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания кредитных организаций и предприятий в главных территориальных управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет.

Резервные фонды денежных билетов и монет это запасы не выпущенных в обращение денежных билетов и монет в хранилищах Центрального банка.

Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения.

В коммерческих банках создание таких фондов не предусмотрено, т.к. у них имеются операционные кассы.

С июня 1997 г. коммерческим банкам установлен лимит минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня для обеспечения своевременной выдачи денег со счетов юридических лиц, а также со счетов по вкладам граждан. Центробанк РФ пересчитал рублевые банкноты, находившиеся в обращении на 1 июля 2002 г. При этом доля 1000-рублевых купюр равна 22, 500-рублевых 54, достоинством 100 рублей - 18,5, 50 рублей 4,5, 5 и 10 рублей -1 . ЦБ РФ проинформировал об увеличении на 9,3 денежной массы в России за первые шесть месяцев текущего года до 1,75 трлн. руб. При этом прирост безналичных средств составил 8,5 до 1,11 трлн. руб наличных 10,5 до 0,64 трлн. руб 2. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА 2.1.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Денежная система и её регулирование государством

Регулирование кредитно-денежной системы государством. 4. Проблемы формирования кредитной системы в России223. Заключение25II. Тест27Список.. Отечественной кредитно-денежной системе не повезло.К сожалению, на протяжении.. Говоря об этой теме, нельзя не упомянуть те проблемы, с которыми сталкивается наша экономика на переходном периоде..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: