Государственная пошлина представляет собой сбор взимаемый. Государственная пошлина

Государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с российским законодательством и законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий (ст. 333.16 ПК РФ). Выдача документов (их копий, дубликатов) для целей обложения государственной пошлиной приравнивается к выполнению юридически значимых действий. В настоящее время государственная пошлина представляет собой один из двух сборов, действующих в России.

Вопросы истории

В современной налоговой системе России государственная пошлина, пожалуй, наиболее «древний» элемент. До налоговой реформы 1930-х гг. существовали различные пошлины (судебная, за выдачу загранпаспортов и др.). В ходе реформы все они были объединены в единую государственную пошлину, которая в 1942 г. была замена просто государственной пошлиной.

Современная государственная пошлина регулируется гл. 25.3 НК РФ, введенной в действие с 2005 г. До этого порядок исчисления и уплаты государственной пошлины определялся Законом Российской Федерации от 09.12.1991 «О государственной пошлине» с последующими изменениями и дополнениями.

В соответствии со ст. 13 НК РФ государственная пошлина отнесена к федеральным налогам и сборам. Роль поступлений налоговой пошлины в доходах консолидированного бюджета незначительна. По итогам 2014 г. на поступления из этого источника приходилось не более 0,60% доходов (см. табл. 4.5 в гл. 4).

Поступления государственной пошлины распределяется между уровнями бюджетной системы в зависимости от того, за что именно (за какие действия или документы) взимается конкретный платеж.

Госпошлина по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации; за государственную регистрацию договора о залоге транспортных средств; за выдачу квалификационного аттестата, предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность; за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации; за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием пользования участками недр местного значения; за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с лицензированием образовательной деятельности, осуществляемым в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования и т.д., зачисляется в доход бюджета субъекта РФ.

В доход местных бюджетов подлежит зачислению государственная пошлина за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с российским законодательством на совершение нотариальных действий; госпошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации); за государственную регистрацию транспортных средств и за некоторые другие действия.

Во всех остальных случаях государственная пошлина подлежит зачислению в федеральный бюджет Российской Федерации.

Плательщиками государственной пошлины (ст. 333.17 НК РФ) являются организации и физические лица, если они:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ;
  • выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, Верховном Суде РФ, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если мри этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Налоговый кодекс выделяет следующие основные группы юридически значимых действий, при которых возникает необходимость уплатить государственную пошлину:

  • при обращение с исковым заявлением в Конституционный Суд, Верховный Суд РФ, в суды общей юрисдикции или к мировым судьям;
  • в случае совершения нотариальных действий в интересах плательщика;
  • в случае государственной регистрации актов гражданского состояния и других юридически значимых действий;
  • при совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в Россию или выездом из нее;
  • при совершении уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
  • при совершении действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора;
  • при совершении действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов и медицинских изделий;
  • при государственной регистрации, а также при совершении прочих юридически значимых действий в интересах налогоплательщика.

В табл. 11.4 приведены примеры установления ставок государственной пошлины по некоторым видам в зависимости от группы юридически значимых действий.

Ставки государственной пошлины

Таблица 11.4

Вид действия или обращения

Статьи НК РФ

Примеры установления ставок

По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, арбитражными судами

  • 333.19
  • 333.20
  • 333.21
  • 1) При подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:
    • для физических лиц - 300 руб.;
    • для организаций - 6000 руб.;
  • 2) при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) - 6000 руб.

По делам, рассматриваемым Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ

  • 1) При направлении жалобы организацией - 6750 руб.;
  • 2) при направлении жалобы физическим лицом - 450 руб.

За совершение нотариальных действий

  • 1) За удостоверение доверенностей на совершение сделок (сделки), требующих (требующей) нотариальной формы в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 200 руб.;
  • 2) за удостоверение прочих доверенностей, требующих нотариальной формы - 200 руб.;
  • 3) за удостоверение соглашения об уплате алиментов - 250 руб.;
  • 4) за удостоверение брачного договора -
  • 500 руб.

За государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия

  • 333.26
  • 333.27
  • 1) За государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства - 350 руб.;
  • 2) за государственную регистрацию расторжения брака, включая выдачу свидетельств:
    • при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, - 650 руб.

с каждого из супругов;

  • при расторжении брака в судебном порядке - 650 руб. с каждого из супругов;
  • при расторжении брака по заявлению одного из супругов в случае, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет - 350 руб.

Вид действия или обращения

Статьи НК РФ

Примеры установления ставок

За совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ

  • 1) За выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - 2000 руб.;
  • 2) за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации (паспорта нового поколения) - 3500 руб.

Совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы

За государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы соответственно в Реестре программ для ЭВМ, Реестре баз данных и Реестре топологий интегральных микросхем:

  • для организации - 4500 руб.;
  • для физического лица - 3000 руб.

За совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора

  • 1) За опробование и клеймение ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов:
    • по золотым изделиям - до 200 руб. за одну единицу;
    • по серебряным изделиям - до 500 руб. за одну единицу;
    • по платиновым изделиям - до 200 руб. за одну единицу;
    • по пачладиевым изделиям - до 200 руб. за одну единицу

Совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов

  • 1) За подтверждение государственной регистрации лекарственного препарата для медицинского применения - 145 000 руб.;
  • 2) за подтверждение государственной регистрации лекарственного препарата для ветеринарного применения - 70 000 руб.

За совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации медицинских изделий

За государственную регистрацию медицинских изделий - 7000 руб.

Вид действия или обращения

Статьи НК РФ

Примеры установления ставок

За государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий

1) За государственную регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона:

периодического печатного издания - 3500 руб.; информационного агентства -4000 руб.;

  • 2) за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме - 200 руб.;
  • 3) за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг: эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, - 0,2% номинальной суммы выпуска (дополнительного выпуска), но не более 200 000 руб.

В зависимости от характера установления ставок можно выделить простую государственную пошлину, пропорциональную и смешанную.

Простая государственная пошлина исчисляется по ставкам в виде фиксированной суммы. Так, например, за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, государственная пошлина составляет 2000 руб.; за подтверждение государственной регистрации лекарственного препарата для медицинского применения - 145 000 руб., а за государственную регистрацию расторжения брака (включая выдачу свидетельств) при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, госпошлина составляет 650 руб. с каждого из супругов (см. табл. 11.4).

В качестве примера пропорциональной пошлины можно привести госпошлину по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями. Так, например, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, установлена регрессивная шкала ставок государственной пошлины (ст. 333.19 НК РФ) (табл.11.5).

Под ценой иска обычно понимается стоимость имущества или размер суммы денежных средств, которые стремится взыскать истец. Если речь идет о взыскании алиментов, то под ценой иска понимается совокупность платежей за один год.

В качестве примера установления смешанной госпошлины можно привести пошлину за выдачу свидетельства о нраве на наследство но закону и по завещанию. Так, если свидетельство о праве па наследство выдается детям (в том числе усыновленным), супругу, родителям, братьям и сестрам наследодателя, то ставка пошлины составит 0,3% от стоимости наследуемого имущества, но не более 100 тыс. руб., а другим наследникам 0,6% стоимости наследуемого имущества, но не более 1 млн руб.

Регрессивная шкала ставок государственной пошлины согласно

ст. 333.19 НК РФ

Налоговый кодекс при уплате государственной пошлины сохраняет значительный перечень организаций и физических лиц, которые имеют право на льготы при ее уплате.

Налоговые льготы, как правило, устанавливаются в виде полного или частичного освобождения от уплаты государственной пошлины отдельных категорий лиц. При этом перечень льготных категорий может существенно зависеть от каждого из видов юридически значимых действий или выдачи документов, обуславливающих необходимость уплаты государственной пошлины.

Приведем перечень (не полный) некоторых категорий лиц, освобождаемых от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции:

  • ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
  • пенсионеры, получающие пенсию по искам имущественного характера к ПФР;
  • истцы:
    • - по искам о взыскании заработной платы;
    • - по искам о взыскании алиментов;
    • - но искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;
    • - инвалиды первой и второй группы;
    • - но искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждениям здоровья, а также смертью кормильца;
  • общественные организации инвалидов, по всем искам;
  • прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и другие категории лиц.

От уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются:

  • инвалиды I и II группы - на 50% по всем видам нотариальных действий;
  • физические лица - за удостоверение завещаний имущества в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований;
  • общественные организации инвалидов - по всем видам нотариальных действий;
  • физические лица - за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании:
    • - жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты или долей в указанном недвижимом имуществе, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти;
    • - имущества лиц, погибших в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей;
    • - вкладов в банках, денежных средств на банковских счетах физических лиц;
  • лица, получившие ранения при защите СССР, Российской Федерации и исполнении служебных обязанностей в Вооруженных силах СССР и Вооруженных силах Российской Федерации, - за свидетельствование верности копий документов, необходимых для предоставления льгот;
  • физические лица - за удостоверение доверенности на получение пенсий и пособий;
  • некоторые другие категории юридических и физических лиц по отдельным видам нотариальных действий.

Есть и другие льготы, предоставляемые отдельным категориям лиц и организаций при уплате различных видов государственной пошлины.

Рассмотрим пример.

Пример 11.7

Предположим, что двое внуков (А и Б) получили в наследство от бабушки квартиру в общую совместную собственность без выделения долей. Стоимость квартиры в соответствии с проведенной оценкой составила 1530 тыс. руб. Внук Б проживал с бабушкой в одной квартире и продолжает жить там же. Государственная пошлина при выдаче свидетельства о праве на наследство установлена в размере 0,3% стоимости наследуемого имущества, если наследство получают дети, супруги, родители, братья и сестры наследодателя, и 0,6%, если наследство получает другой наследник. Какова сумма государственной пошлины, которую следует взыскать при нотариальном оформлении документов?

В данном случае внуки относятся к категории «другие наследники», поэтому в отношении них должна быть применена ставка 0,6%, но внук Б проживал совместно с бабушкой, поэтому он освобождается от уплаты государственной пошлины. Раз квартира переходит в общую совместную собственность, то принимается, что доли сособственников равны.

Таким образом, государственную пошлину за оформление документов должен будет заплатить только внук А. Сумма пошлины составит: (1530 тыс. руб/2) 0,006 = 4,59 тыс. руб.

Эта сумма меньше, чем предельная величина государственной пошлины, установленная в данном случае (1 млн руб.), поэтому именно она и подлежит уплате в бюджет.

Государственная пошлина уплачивается в банки (их филиалы), а также путем перечисления сумм со счета плательщика через банки. Государственная пошлина за нотариальные действия, за регистрацию актов гражданского состояния, совершаемые должностными лицами органов местного самоуправления, уплачивается наличными деньгами по квитанции установленной формы.

Государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с частных лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. При этом выдача документов (их копий, дубликатов) также приравнивается к юридически значимым действиям.

Плательщики – организации и физические лица, которые: 1) обращаются за совершением юридически значимых действий к уполномоченным субъектам; 2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Порядок и сроки уплаты. НК предусматривает уплату государственной пошлины в следующих случаях: 1) при обращении в КС РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы; 2) физические лица – в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда; 3) при обращении за совершением нотариальных действий – до совершения нотариальных действий; 4) при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) – до выдачи документов (их копий, дубликатов); 5) при обращении за совершением иных юридически значимых действий – до подачи заявлений и (или) иных документов.

По общему правилу государственная пошлина уплачивается самим плательщиком. Размеры государственной пошлины: 1) в твердо фиксированных суммах (например, при подаче искового заявления в арбитражный суд по спорам о признании сделок недействительными государственная пошлина взимается в размере 2000 руб.); 2) в процентном выражении (например, 4% цены иска, но не менее 500 руб.; 3) в комбинированной форме (например, 2000 руб. плюс 3% суммы, превышающей 50 000 руб.).

Льготы. От уплаты государственной пошлины освобождаются некоторые категории плательщиков: 1) суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи – при направлении (подаче) запросов в КС РФ и в конституционные (уставные) суды субъектов РФ; 2) государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей – за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении; 3) физические лица – Герои Советского Союза, Герои РФ и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды ВОВ – по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в КС РФ при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, и др.



НК РФ предусматривает освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, арбитражные суды, в КС РФ и конституционные суды субъектов РФ, к мировым судьям.


54. Транспортный налог

Транспортный налог относится к региональным налогам, вводится в действие законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего региона. Региональные законодательные (представительные) органы определяют ставку налога в пределах, установленных НК, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу, а также налоговые льготы и основания для их использования.

Налогоплательщиками признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объектом налогообложения являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства.

Не являются объектом налогообложения: весельные лодки, моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с; автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с, полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения; промысловые морские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок; тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые для производства сельскохозяйственной продукции; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы и др.

Налоговая база: 1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; 2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах; 3) в отношении иных водных и воздушных транспортных средств – как единица транспортного средства.

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются в твердо фиксированной сумме – в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Порядок исчисления налога. Организации исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств. Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ.


57. Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается НК и региональными законами, вводится в действие в соответствии с законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Налогоплательщиками признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории, континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств. Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признается находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности.

Налоговая база среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения определяется налогоплательщиками самостоятельно.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговые льготы. Освобождаются от налогообложения: организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ – в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций; религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности; организации – в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций и др.

Порядок исчисления и уплаты. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.


59. Земельный налог.

Земельный налог относится к местным налогам. Он устанавливается НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Аналогичный порядок установления и введения налога действует и в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Налогоплательщики – организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объект налогообложения: земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог.

Не признаются объектом налогообложения земельные участки: 1) изъятые из оборота; 2) ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; 3) ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд и др.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налоговая база для каждого физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: 1) 0,3% в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства; 2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налоговые льготы. От налогообложения освобождаются: организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций; организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования; организации – в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными и (или) не используемыми в производстве, и др.

Налоговые вычеты. Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков: 1) Героев Советского Союза и РФ, полных кавалеров ордена Славы; 2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности; 3) инвалидов с детства; 4) ветеранов и инвалидов ВОВ и др.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Организации исчисляют сумму налога и авансовых платежей самостоятельно. Индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога и авансовых платежей самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. Сумма налога и авансовых платежей по налогу, уплачиваемая физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Земельный налог и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и в сроки, которые установлены правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга).

Государственная пошлина является основной формой сборов, установленных законодательством о налогах и сборах РФ.

Понятие сбора дано в ст. 8 НК РФ. Согласно данной статье под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Как видно из определения, сбор существенно отличается от налога. При взимании сборов отсутствует существенный признак налога - безвозмездность. Сбор представляет собой плату за определенные государственные услуги плательщику. Так, заплатив пошлину за выдачу паспорта, гражданин получает собственный паспорт, а при уплате пошлины за государственную регистрацию юридического лица зарегистрирована будет именно фирма-плательщик. Поэтому в методике исчисления и уплаты сборов отсутствуют такие обязательные при налогообложении элементы, как объект налога, налоговая база, налоговый период. По большинству пошлин не установлены определенные сроки их уплаты.

Поскольку уплата сбора является одним из условий совершения в отношении плательщика юридически значимых действий, а значит, платеж носит предварительный характер, то за уплатой сборов не нужен налоговый контроль. Если плательщик не заплатит, то он не получит соответствующую услугу. Поэтому плательщик сборов не подает налоговые декларации по уплаченным сборам.

Государственная пошлина - это сбор, взимаемый с плательщиков при их обращении в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы или к должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. Порядок исчисления и взимания государственной пошлины установлен гл. 25.3 НК РФ.

Плательщиками государственной пошлины (ст. 333.16 НК РФ) признаются организации и физические лица при обращении за юридически значимыми действиями, а также в том случае, когда они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями при условии, что решение суда принято не в их пользу и истец, соответственно, освобожден от уплаты государственной пошлины.

Плательщики должны заплатить государственную пошлину в следующих случаях при обращении:

  • 1) в Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы;
  • 2) за совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных действий;
  • 3) за выдачей документов (их дубликатов) - до выдачи документов (их дубликатов);
  • 4) за проставлением апостиля - до проставления апостиля;
  • 5) за совершением иных юридически значимых действий.

Государственная пошлина не уплачивается плательщиком

в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа и (или) должностного лица, осуществившего выдачу документа, при совершении этим органом и (или) должностным лицом юридически значимого действия.

При взимании государственной пошлины предусмотрены значительные льготы, как для организаций, так и для физических лиц. Порядок их предоставления установлен в ст. 333.35-333.39 НК РФ.

Уплаченная государственная пошлина может быть возвращена плательщику частично или полностью в случаях:

  • 1) уплаты государственной пошлины в большем размере;
  • 2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами или должностными лицами;
  • 3) прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;

  • 4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до момента обращения в соответствующий уполномоченный орган или к должностному лицу;
  • 5) отказа в выдаче паспорта гражданина РФ для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина РФ за пределами территории Российской Федерации и на ее территории, проездного документа беженца.

Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган или должностному лицу, в который он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

При уплате государственной пошлины по ходатайству заинтересованного лица может быть предоставлена отсрочка или рассрочка. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который она предоставлена.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.

Контрольные вопросы

  • 1. В чем заключается отличие сбора от налога?
  • 2. В каких случаях организации и физические лица признаются плательщиками государственной пошлины?
  • 3. При совершении каких юридически значимых действий взимается государственная пошлина?
  • 4. Все ли обязательные элементы налогообложения устанавливаются в государственной пошлине?
  • 5. Должны ли плательщики государственной пошлины - физические лица подавать налоговую декларацию?
  • 6. Можно ли получить льготы по государственной пошлине?
  • 7. В каких случаях плательщик может претендовать на возврат государственной пошлины?
  • 8. Предусмотрена ли при уплате государственной пошлины возможность ее зачета?
  • 9. Предусмотрена ли при уплате государственной пошлины возможность ее отсрочки?
  • 10. Начисляются ли проценты при рассрочке государственной пошлины?

Государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с частных лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом выдача документов (их копий, дубликатов) также приравнивается к юридически значимым действиям.

Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, которые: 1) обращаются за совершением юридически значимых действий к уполномоченным субъектам; 2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Порядок и сроки уплаты. НК РФ предусматривает уплату государственной пошлины в следующих случаях: 1) при обращении в КС РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной); 2) физические лица – в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда; 3) при обращении за совершением нотариальных действий – до совершения нотариальных действий; 4) при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) – до выдачи документов (их копий, дубликатов); 5) при обращении за проставлением апостиля – до проставления апостиля; 6) при обращении за совершением иных юридически значимых действий – до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

По общему правилу государственная пошлина уплачивается самим плательщиком. Если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

Размеры государственной пошлины. НК РФ дифференцирует размеры государственной пошлины:

в твердо фиксированных суммах

в процентном

в комбинированной форме

Как видим, законодатель отказался от распространенной ранее практики устанавливать размеры государственных пошлин в величинах, кратных к минимальному размеру оплаты труда. Исходя из имущественного положения плательщика суды вправе уменьшить размер уплачиваемой им государственной пошлины либо отсрочить (рассрочить) ее уплату.

Льготы. От уплаты государственной пошлины освобождаются более десяти категорий плательщиков, в том числе: суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи – при направлении (подаче) запросов в КС РФ и в конституционные (уставные) суды субъектов РФ; органы исполнительной власти или местного самоуправления – при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) государственных или муниципальных ценных бумаг; государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей – за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении; физические лица – Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны – по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в КС РФ, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Кроме того, НК РФ предусматривает освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, арбитражные суды, в КС РФ и конституционные суды субъектов РФ, к мировым судьям и в других случаях по ряду категорий дел, а также для отдельных категорий плательщиков.

Тема 3. Налоги, относимые на затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг)

3.7. Пошлины и сборы, относимые на затраты по производству и реализации продукции

3.7.1. Государственная пошлина

Государственная пошлина представляет собой денежные суммы, взимаемые специально уполномоченными учреждениями за совершение действий в интересах предприятий, организаций и граждан и выдачу документов, имеющих юридическое значение.

Разновидностью государственной пошлины является гербовый налог (сбор). Гербовый налог - это налог на документы, оформляющие различного рода деловые сделки, регистрацию компании или увеличение ее акционерного капитала и др. Уплата гербового налога подтверждается либо наклейкой гербовой марки на установленную сумму, либо наложением гербовой печати на отметку об уплате налога на документе.

В зависимости от характера документа могут применяться фиксированные (твердые) ставки налога или пропорциональные (в процентах от суммы сделки или операции, оформляемой документом).

Гербовый сбор в 1917-1919 г. г. взимался по несколько измененному дореволюционному законодательству. В 1920 г. в связи с натурализацией хозяйства был отменен. Вновь был введен в 1922 г. В соответствии с уставом о сборе им облагались письменные обращения частных лиц и предприятий в правительственные учреждения и письменные ответы последних, документы и бумаги, оформляемые по гражданско-правовым сделкам. Размер сбора определялся по специальному табелю в твердых или пропорциональных ставках. Сбор уплачивался гербовыми знаками (специальными бланками для составления коммерческих или финансовых документов) или наличными деньгами. В связи с налоговой реформой 1930 г. сбор был отменен и заменен единой государственной пошлиной . Плательщики пошлины делились на три категории. В зависимости от категории плательщиков устанавливались размеры и порядок уплаты пошлины. Наиболее высокие ставки вводились для нетрудового населения. Пошлина уплачивалась наличными деньгами, марками установленного образца или смешанным способом. В 1942 г. единая государственная пошлина была заменена государственной пошлиной. Практика взимания пошлины неоднократно корректировалась. Рассмотрим основные положения взимания государственной пошлины в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Налогоплательщиками государственной пошлины являются предприятия (организации) и физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий либо выдачей документов:

В суды общей юрисдикции;

В арбитражные суды;

В Конституционный суд РФ;

К нотариусам государственных нотариальных контор или уполномоченным на то должностным лицам органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или консульских учреждений РФ;

В органы записи актов гражданского состояния.

Виды действий и документов, за совершение или выдачу которых взимается государственная пошлина.

Государственная пошлина уплачивается:

1) за обращение с исковыми или иными заявлениями либо жалобами в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или Конституционный Суд РФ;

2) за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений РФ;

3) за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;

4) за выдачу документов судами, учреждениями и органами;

5) за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ;

6) за патентование изобретения, полезной модели, промышленного образца, за регистрацию товарного знака, знака обслуживания, наименование места происхождения товара, предоставление права пользования наименованием места происхождения товара;

7) за государственную регистрацию предприятий, предпринимателей, общественных объединений, средств массовой информации, а также за совершение прочих юридически значимых действий.

Государственная пошлина уплачивается в рублях в наличном или безналичном порядке через банк. Факт уплаты государственной пошлины налогоплательщиком подтверждается квитанцией, установленной формы, выдаваемой банком, а в безналичном порядке может быть подтвержден копией платежного поручения с отметкой об исполнении.

Адрес зачисления . Государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами или Конституционным Судом РФ, а также за государственную регистрацию предприятий, предпринимателей, общественных объединений, средств массовой информации, за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, за регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименования мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованием товаров уплачивается в федеральный бюджет . В остальных случаях государственная пошлина уплачивается в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.

Ставки государственной пошлины устанавливаются в процентах к сумме, указанной в документе (пропорциональная или прогрессивная государственная пошлина), а также в процентах от базовой ставки или кратными базовой ставке.

Размер государственной пошлины может ставиться в зависимость от того, кто ее уплачивает: юридические или физические лица, наследники определенной категории и т.п.

Порядок уплаты государственной пошлины характеризуется способом и временем уплаты, а также процедурой возврата пошлины. Государственная пошлина уплачивается путем внесения соответствующей суммы в банковское учреждение, которое выдает квитанцию об уплате установленного образца.

Предыдущая