Классификатор налогообложения. Классификация налогов

Классификация налогов – это группировка их по ряду наиболее существенных признаков. Классификация налогов позволяет выявить различия и сходства разнообразных налогов. При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для финансовой науки, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, соответствующих административно-финансовых мер. Этим объясняется как теоретическая, так и практическая ценность классификации налогов.

Классификация налогов может быть проведена по различным признакам:

1) по уровню управления:

Федеральные;

Региональные;

Местные;

2) по способу взимания:

Косвенные;

3) по целевой направленности:

Специальные;

4) по характеру установления налоговых ставок:

Твердый налог;

Прогрессивный налог;

Регрессивный налог;

Пропорциональный налог;

5) по субъекту налогообложения:

Налоги с юридических лиц;

Налоги с физических лиц;

6) по объекту налогообложения:

Налоги на имущество;

Ресурсные налоги;

Налоги на доход;

Налоги на действия;

7) по характеру отражения в бухгалтерском учете:

Включаемые в себестоимость или цену продукции;

Уменьшающие финансовый результат;

Уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;

Удерживаемые из дохода работника;

8) по уровню бюджета:

Закрепленные;

Регулирующие.

По уровню управления в Российской Федерации действует трехуровневая налоговая система. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на: федеральные (общегосударственные), региональные (налоги и сборы субъектов Российской Федерации) и местные налоги.

Федеральные (общегосударственные) налоги – это налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган государственной власти. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

Отличительной чертой региональных налогов является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов.

Местные налоги вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты.

По способу взимания различают прямые и косвенные налоги.

Такое деление наука, в том числе и современная, взяла из практики XVI в. В XVII-XIX вв. в основу деления налогов на прямые и косвенные был положен критерий возможности переложения налогов на потребителей. Считалось, что прямые налоги ложатся непосредственно на налогоплательщиков и их трудно переложить на другое лицо, в то время как косвенные налоги – это налоги, которые перекладываются налогоплательщиком на другое лицо, например через включение в цену товара.

Однако позднее взгляды на правомерность использования только указанного критерия изменились. Прямые налоги, как показала практика, также удается переложить на другое лицо, а косвенные – не всегда. Прямые налоги – исторически более ранняя форма налогообложения. Система прямых налогов полностью начала формироваться с XVII в., широкое распространение получила в XX в., когда глубже проявились их преимущества.

Прямые налоги - это налоги на доходы и имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения; они взимаются с конкретного физического или юридического лица. Непосредственно, напрямую, может быть обложен доход с земли, труда, капитала. Таким образом, земельный налог, налог на доходы организаций и физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, ресурсные платежи - прямые налоги. Чем больше доход, тем больше величина прямого налога.

Прямые налоги можно назвать оценочными налогами, ибо в основе их исчисления лежит расчетный доход, соответствующий индивидуальным характеристикам конкретного налогоплательщика. Так, по сравнению с косвенными налогами прямые налоги, как правило, учитывают доходность налогоплательщика, его семейное положение. Налогоплательщик точно знает сумму налога с объекта обложения. В результате прямые налоги в большей мере соответствуют принципу справедливости. Наконец, для прямого налогообложения характерны более низкие затраты при взимании.

Высокая доля прямых налогов свидетельствует о стабильном, устойчивом развитии экономики. В налоговых системах высокоразвитых стран доминирующее положение занимают прямые налоги, их доля составляет более 50% в общей сумме налоговых поступлений. В целом ряде стран важнейшей формой доходов бюджетов выступает прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий. В России в 2001 г. прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий в общем объеме налоговых поступлений составляло 32,7%.

В зависимости от положенных в основу исчисления принципов построения прямые налоги подразделяются на реальные и личные .

Исторически реальные налоги были первыми. К ним относились: поземельный, подомовой (на недвижимое имущество), промысловый, на денежный капитал, на ценные бумаги, на скот. В настоящее время к реальным налогам относятся: земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых, плата за пользование водными объектами, налог на операции с ценными бумагами.

Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта налогообложения, их уплачивают с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика. Сам факт наличия имущества является основанием для налогообложения.

Надо заметить, что при более глубоком рассмотрении реальные налоги обнаруживают (могут проявить) свою регрессивную сущность. Формально налогоплательщиком выступает собственник имущества, но он, например, может сдать его в аренду и через арендную плату переложить часть налога на арендатора.

Личные – это налоги на доходы отдельных физических или юридических лиц: налог на доходы предприятий и физических лиц, налог на имущество организаций и граждан и др. Личные прямые налоги уплачиваются с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

В XVII-XVIII вв. широкое развитие получило косвенное налогообложение. Облагались налогом товары, ввозимые из-за границы, товары отечественные: предметы роскоши и товары первой необходимости.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, они не зависят от величины доходов и размера имущества и включаются в цену продукции, которая оплачивается в конечном итоге потребителем. Косвенные налоги «сидят» в цене товара и являются налогами на потребление: НДС, акцизы, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др.

Государство заявляет о своих правах на часть стоимости товаров, услуг в момент реализации этих товаров, услуг. При реализации такого товара полученные налоговые суммы перечисляются в бюджет организациями, реализующими товары и услуги. Таким образом, связь между государством и плательщиком не прямая, а косвенная, опосредованная третьим участником. Плательщики не совпадают с носителями налогов.

Акцизы – основной вид косвенного налогообложения. Устанавливаются преимущественно на товары потребления или массовые услуги. Налог включается как составная часть в цену или тариф. Сборщиками акцизов выступают субъекты хозяйствования, производящие подакцизные товары или оказывающие облагаемые услуги, а плательщиками – покупатели при оплате товаров и услуг.

Первые акцизы были в Древнем Риме - на соль. Позднее стали применяться акцизы с площади земли, на которой произрастало сырье для производства подакцизных товаров, затем с сырья для производства подакцизных товаров, затем с полуфабрикатов и, наконец, с товаров. В целом считается, что объектом обложения выступают товары, уровень потребления которых мало меняется по отношению к изменениям цен, либо на высокорентабельные товары (алкоголь, автомашины).

В дореволюционной России акцизы были основным доходом государства. В 1901 г. они обеспечивали 61% всех государственных доходов. Объектами обложения выступали: соль, сахар, спички, чай, одежда, водка, табак.

Взимание косвенных налогов менее болезненно и «незаметно» для плательщиков, кроме того, система косвенного налогообложения обеспечивает устойчивость доходов бюджета, особенно в условиях инфляции.

Некоторые современные экономисты говорят об аморфности понятия косвенного и прямого налогообложения, утверждая, что при определенных условиях косвенный налог может превратиться в прямой, и наоборот (так, налог на прибыль на монопольном рынке через механизм цен принимает черты косвенного обложения). Ключевым, определяющим разницу между прямыми и косвенными налогами, критерием является то, что первые могут быть скорректированы с учетом индивидуальных характеристик налогоплательщика, в то время как последними облагаются различные хозяйственные акты, сделки, финансовые операции вне зависимости от характеристик продавца и покупателя. Отличительная черта косвенного налога состоит в том, что никакая личностная характеристика, за исключением покупаемого товара на определенном рынке, не влияет на сумму платежа. Само понятие «косвенный» заключается в том, что влияние налога на доход конечного потребителя происходит через его расходы в определенной части цены приобретения товара. Таким образом, деление налогов на прямые и косвенные имеет огромное значение для экономики и, несмотря на определенную условность принципа «переложения», он активно используется в классификации налогов.

По целевой направленности налоги подразделяются на абстрактные (общие) и целевые (специальные).

Абстрактные (общие) налоги предназначены для формирования доходной части бюджета в целом и используются на финансирование общегосударственных мероприятий, текущих и капитальных расходов государственного бюджета.

Целевые (специальные) налоги и сборы вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Они имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные специальные целевые фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды, счета и действовали преимущественно целевые налоги. К общим налогам относятся налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, акцизы, налоги на имущество предприятий и граждан, налог на доходы физических лиц и др. Специальные налоги служат источником финансирования проводимых государством мероприятий.

К специальным налогам относится единый социальный налог (ЕСН). Этот налог предназначен для мобилизации средств с целью реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний поступают в Фонд социального страхования РФ. За счет них выплачиваются пособия работникам, пострадавшим от несчастного случая на производстве или получившим профессиональное заболевание.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, лесной доход также относятся к специальным налогам. Доходы от этих налогов идут на восстановление природных ресурсов.

К специальным налогам относится транспортный налог, суммы которого направляются в бюджеты субъектов РФ и предназначены для финансовой поддержки и развития городского пассажирского транспорта общего пользования, строительства дорог.

Такое целевое предназначение конкретных налогов для финансирования определенного государственного органа является важной финансово-правовой гарантией его автономного положения в государственном механизме. Здесь учитывается и психологический фактор. Наблюдения показывают, что граждане легче переносят усиление налогового бремени, когда знают о целевом расходовании средств от поступлений налогов, в этом случае легче бороться с уклонением от уплаты налогов.

По характеру установления в зависимости от ставки выделяются прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги, а также твердый налог , ставка которого устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода.

Прогрессивный налог – такой его вид, при котором налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода. Регрессивный налог – такой его вид, при котором налоговая ставка понижается по мере возрастания налогооблагаемой базы. Пропорциональный налог – такой вид налога, при котором налоговая ставка остается неизменной независимо от размера дохода.

Прогрессивное (перераспределяющее доходы) налогообложение связано в основном с прямыми налогами, например, применяется в налоге на имущество физических лиц.

К наиболее типичным прогрессивным налогам относится личный подоходный налог, взимаемый с граждан. Максимальная ставка этого налога в развитых странах колеблется от 30 до 70%, минимальная составляет 12-15%.

В России с 2001 года введена единая ставка налога на доходы физических лиц - 13%. До этого периода, например, в 1999 г. в РФ действовали следующие ставки подоходного налога с физических лиц: при размере облагаемого совокупного дохода до 50 000 руб. в год - 12%, с суммы дохода от 50 001 до 150 000 руб. – 6 000 руб. плюс 20% с суммы, превышающей 50 000 руб., с суммы дохода от 150 001 руб. и выше – 26 000 руб. плюс 30% с суммы, превышающей 150 000 руб.

В последние десятилетия в экономически развитых странах заметна тенденция понижения ставок подоходного налога. Многие экономисты полагают, что для справедливой налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т.е. богатые должны платить больший налог, чем бедные. Их оппоненты указывают на тормозящее воздействие высоких ставок подоходного налога на процесс накопления капитала, инвестиций, научно-технический прогресс, создание новых рабочих мест.

Единый социальный налог устанавливается по регрессивной шкале ставок: с ростом налоговой базы происходит сокращение ставки налога. Государственная пошлина также взимается в убывающем размере в зависимости от степени повышения суммы денежных средств искового заявления имущественного характера.

К пропорциональным налогам в России относятся, например, НДС (10% или 18% в зависимости от вида производимой продукции), налог на прибыль организаций (24% прибыли, полученной налогоплательщиком), налог на имущество организаций (2,2% балансовой стоимости имущества предприятия) и др.

К налогам, установленным в твердой форме, относятся, в частности, налог на игорный бизнес, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики – физические и юридические лица. Классификация налогов по налогоплательщикам весьма проста, она включает, как правило, три группы:

Налоги с юридических лиц;

Налоги с физических лиц;

Налоги с юридических и физических лиц.

При этом следует учитывать, что к физическим лицам относятся и предприниматели, работающие без образования юридического лица.

Существуют определенные особенности в налогообложении иностранных юридических и физических лиц.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают: закрепленные налоги , которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд, и регулирующие налоги (разноуровневые). Суммы налоговых платежей регулирующих налогов поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

По объекту налогообложения можно выделить следующие группы налогов:

Налоги на имущество (на имущество предприятий и физических лиц, на наследство);

Ресурсные налоги (земельный, лесной, на добычу полезных ископаемых, платежи за воду, сборы за использование объектов животного мира);

Налоги на доход (физических лиц и налог на прибыль организаций);

Налоги на действия - хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации товаров (НДС, акцизы, таможенные пошлины);

Прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы (различные лицензионные сборы).

Для хозяйствующих субъектов важным признаком классификации является характер отражения налоговых платежей в бухгалтерском учете. Согласно нормативным предписаниям расходы по уплате налогов:

Включаются в себестоимость (земельный и водный налоги, транспортный налог, ЕСН);

Включаются в цену продукции (акцизы, таможенные пошлины, НДС);

Уменьшают финансовый результат (налог на имущество организаций);

Уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль организаций);

Уплачиваются за счет чистой прибыли (налог на операции с ценными бумагами);

Удерживаются из дохода работника (налог на доходы физических лиц).

Определяя порядок отнесения налоговых платежей на те или иные статьи расходов, формируют финансовый результат деятельности предприятия.

Существует огромное количество классификаций налогов, однако всех их можно объединить по трем признакам – это фискальная, регулирующая и социальная составляющие.
Что такое фискальная функция не трудно догадаться – это пополнение государственного бюджета. По сути, это главная миссия налогов. Средства населения, предприятий и организаций аккумулируются и далее перераспределяются, обеспечивая этим необходимые условия для эффективного управления.

Что касается регулирующей функции, то здесь государство посредством налогов влияет на деловую активность, экономический рост или спад, увеличение или снижения спроса и предложения и т.д.
Главным механизмом социальной функции является социальная справедливость: богатые должны платить больше, а бедные – меньше. Она проявляется, путем применения всевозможных льгот, вычетов, упрощений или отмены налогов.
Прежде всего, они направлены на слои населения с невысоким доходом. А вот граждане, имеющие высокие доходы – наоборот должны отчислять больше. Ярким примером тому служит повышенные ставки транспортного налога на роскошные авто.

Прямые и косвенные налоги.

Если структурировать все налоги по различным признакам, то получим следующие формы налогов. Главным признаком здесь является способ изъятия, как с физических, так и с юридических лиц.

Прямые налоги всем нам хорошо известны – они изымаются из части дохода (подоходный налог, налог на УСН, налог на прибыль и пр.), либо из стоимости определенного имущества (налог с продажи объектов движимого и недвижимого имущества, земельный налог, налог с наследства и пр.).

Косвенные налоги отличаются скрытым характером. Всем нам хорошо известный НДС является ярким представителем косвенного налога, скрывающегося в стоимости товара. Каждый раз, оплачивая товары в супермаркете, покупатели автоматически становятся плательщиками данного налога. То же касается и акциза. Если о существовании прямых налогов нам хорошо известно, то о косвенных мы иногда можем и не догадываться! Таким образом, косвенные налоги еще выполняют и ценообразующую миссию.

У каждой из этих форм есть свои плюсы и минусы для государства. Например, стабильность поступлений в бюджет прямых налогов – главное их преимущество.
А вот открытый характер – наоборот недостаток, поскольку создаются предпосылки для уклонения от их уплаты (скрываются доходы, осуществляются действия с фиктивным налоговым кредитом по НДС и др.)
Как уже говорилось, скрытый характер косвенных налогов делает их менее ощутимыми для плательщиков, ведь не всегда на товаре указано, какие именно косвенные налоги включены в его цену.
Помимо этого, они играют некоторую роль в регулировании спроса на товары, которые могут принести вред здоровью (алкоголь, табачные изделия), ведь за счет акцизного налога цены на эти товары далеко не самые низкие. Стимулирование национального производства – также прерогатива косвенных налогов.

Отечественные товары для потребителей намного доступнее иностранных за счет отсутствия таможенных пошлин. А вот неучтеность фактора социального неравенства в доходах – беспрекословный минус косвенных налогов, ведь повышение цен чаще всего на себе ощущают именно малообеспеченные слои населения, в том время как богатые даже могут и не заметить разницы. В связи с этим можно часто наблюдать различные программы для бедных – товары для таких категорий людей продают по льготным ценам, без включения в них косвенных налогов.

Федеральные, региональные, местные.

Следующим признаком для определения формы налогов будет уровень бюджета, в который идут поступления. В связи с этим выделяют: федеральные, региональные и местные налоги.

Налоговый кодекс определяет федеральные налоги обязательными к уплате на всей территории РФ. Какие же налоги к ним относятся?

Региональные налоги обязательны к уплате субъектами Федерации в соответствующем регионе. При этом правительство в праве пересматривать ставки, изменять условия оплаты налогов или вообще их отменять. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный налог.

По принципу региональных, местные налоги имеют гибкость в отношении установления, ставок и отмены на уровне власти муниципалитета и включают в себя: земельный налог, налог на имущество физ. лиц, торговый сбор.

Общие и специальные налоги.

Если рассматривать характер целевого использования средств, поступающих в бюджет, то можно определить такую закономерность:

Общие налоги не имеют точно определенной цели использования, то есть эти средства обеспечивают всесторонние расходы государства – как текущие, так и капитальные (налог на прибыль, НДФЛ, НДС и др.) А вот специальные налоги предназначены для конкретной цели (отрасли).
Например, раньше средства от поступлений транспортного налога использовались исключительно для ремонта и строительства дорог. Сейчас данный налог уже относится к общим. Однако существуют регионы, где по инициативе региональных властей созданы дорожные фонды и средства из них идут исключительно по целевому направлению – на развитие дорожной отрасли. К специальным также относится налог на добычу полезных ископаемых, земельный налог, водный налог.

Пропорциональные, прогрессивные и регрессивные формы налогов.

Такая классификация форм налогов возникла на основе механизма действия ставок. Зависимость по пропорции (пропорциональные налоги) означает, что ставка никак не меняется от изменения дохода и устанавливается в фиксированной величине (в основном это процент от дохода или стоимости). Этот принцип положен в основу многих современных налогов, к примеру, предприятие платит налог на прибыль в размере 20% при любой величине полученной прибыли.

Прогрессивные налоги предполагают изменение ставок с изменением величины налогооблагаемого объекта, а поскольку слово «прогресс» – это движение вверх, то неудивительно, что ставки имеют тенденцию только к повышению при увеличении дохода. Тот же пример относительно налога с владельцев ТС: ставки увеличиваются при стоимости авто от 1 миллиона рублей.

Механизм регрессивного налога работает по принципу обратной пропорции: чем больше база налогообложения – тем меньше налог. В чистом виде эту форму налога встретить достаточно тяжело, да и вообще кажется нелогичной подобная взаимосвязь. Однако регрессивные налоги призваны стимулировать деловую активность, рост производства, желание работать и приносить выгоды не только себе, но и экономике страны. Поэтому в количественном соотношении сборов данная форма может опередить даже прогрессивный метод. В России по этому принципу пытаются вывести из тени зарплату работников – чем больше размер заработной платы, тем меньше отчисления в фонды.

Кадастровые, по источнику налогообложения, по декларации.

Данные формы налогов образовались в зависимости от уплаты. Например, форма «по декларации» предполагает сдачу в налоговую службу документа специальной формы, в которой плательщик заявляет о своих налоговых обязательствах (НДС, налог на прибыль и прочие).

«У источника выплаты» подразумевает получение налогоплательщиком дохода уже за вычетом налога. Классический пример – работники получают зарплату «на руки» за минусом налоговых удержаний.

Кадастровая форма отличается тем, что доходность от операции определяется с помощью специального реестра, содержащего информацию о типичных объектах. Земельный налог относится к данной форме, поскольку он определяется исходя из кадастровой стоимости земли.

Таким образом, разнообразные формы налогов государства связаны во многом с его основной целью – финансированием. Но совершенствование налогового механизма во многих странах способствует некоторому смещению приоритетов – важно не только изымать, но и заботиться о развитии, поэтому на одно место с фискальной задачей становится социальная политика, культурная составляющая, экология и безопасность.

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

Уровень установления

Налоги

Федеральные

  • Акцизы;
  • Налог на прибыль организаций;
  • Налог на добычу полезных ископаемых;
  • Водный налог;
  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Государственная пошлина.

Региональные

  • Налог на имущество организаций;
  • Транспортный налог;
  • Налог на игорный бизнес.

Местные

  • Земельный налог;

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги - наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Субъект налогообложения

Налоги

Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

  • Налог на прибыль;
  • Налог на имущество организаций.

Налоги, уплачиваемые физическими лицами

  • Налог на доходы физических лиц;
  • Налог на имущество физических лиц.

Смешанные налоги

  • Налог на добавленную стоимость;
  • Транспортный налог;
  • Налог на игорный бизнес.

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Цель — обеспечение бесперебойного финансирования деятельности страны, удовлетворение территориальных потребностей образований разного уровня (федеральных, региональных, муниципальных). В зависимости от ряда признаков принята общая классификация налоговых платежей, которая используется повсеместно.

Классификация

Чтобы упорядочить платежи, регламентировать и устранить вероятность дублирования государственная власть применяет специальную классификацию налогов, которые характеризуются обязательностью, безвозмездностью, направленностью на определенные цели. Все сборы, принятые на территории государства, отмечены в Налоговом кодексе. В зависимости от субъекта налогообложения действуют следующие группы:

  • платежи, уплачиваемые гражданами;
  • налоги, перечисляемые предприятиям;
  • смешанный налог (предусмотренный для граждан и компаний).

В России законодательством закреплены платежи в три уровня бюджета. Это федеральный, региональный и местный бюджет.

Все они регулируются законами, нормативными актами и соответствующими положениями. В зависимости от способа взимания налоги бывают прямыми и косвенными. В первом случае это платежи, которые начисляются с имущества плательщиков, его доходов. Второй вид не зависит от уровня прибыли потребителей. Косвенные платежи — тарифы и надбавки на стоимость продукции (налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы).

Группировка налогов в зависимости от признаков позволяет обеспечить равномерное и эффективное распределение налогового давления. Так, используется классификация в зависимости от действующих ставок. В России общепризнанными являются две группы платежей. Первый вид — твердые платежи. Речь идет о налогах, размер которых установлен на единицу базы налогообложения. Для примера можно назвать акцизы на алкоголь, где для расчета берется 1 литр этилового спирта. Следующая обширная группа — процентные налоги. В нее входят прогрессивные, пропорциональные и регрессивные платежи.

Еще одно деление платежей связано с их источниками выплаты. В России компании и граждане проводят выплату налогов из индивидуальных доходов, финансовых результатов своей деятельности, из выручки, которая поступает от продаж. Также платежи могут направляться только в конкретный бюджет (например, местный) или распределяться в разные бюджеты. Второй вариант носит название регулирующие налоги. Их размер устанавливают законодательные органы власти.

Функции и значение

Без налогов невозможно представить нормальное функционирование любого государства. Платежи, поступающие от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных лиц, обеспечивают страну требуемым объемом финансовых ресурсов. Они же являются стимулятором хозяйственной деятельности или, наоборот, сдерживающим фактором для некоторых видов бизнеса. Органы власти, используя налоговые инструменты, могут заставить экономических агентов более активно действовать в своих секторах, предложив им снижение платежей. Государство может препятствовать в осуществлении некоторых видов деятельности путем резкого повышения налогов.

Обязательные платежи в бюджеты разных уровней — мощный рычаг, при помощи которого ответственные и контролирующие структуры проводят выгодную для общества экономическую и социальную политику.

  • 5. Метод финансового права
  • Особенности публично-правового метода
  • Особенности финансового права
  • 6. Финансовое право в системе российского права:
  • 7. Понятие науки финансового права
  • 8. Понятие денежной системы
  • 9. Правовые основы денежной системы
  • 10. Правовые основы обращения наличных денег
  • 11. Правовые основы безналичного-денежного обращения
  • 12. Правила ведения кассовых операций
  • 13. Сущность и значение расчетных отношений
  • 14. Особенности правового регулирования расчетных отношений организаций
  • 15. Порядок обслуживания банком организаций
  • 16. Понятие счета, виды счетов
  • 17. Виды счетов, открываемых в коммерческом банке
  • 18. Порядок открытия счетов
  • 19. Правила совершения безналичных операций по счетам клиентов
  • 20. Порядок открытия счетов
  • 21. Факторинг, лизинг
  • 22. Понятие валюты и валютных ценностей
  • 23. Понятие и содержание валютного регулирования
  • 23. Ответственность за нарушение валютного законодательства
  • 26. Понятие и виды финансово-правовых норм
  • 27. Сфера возникновения и развития финансовых правоотношений
  • 28. Границы финансовых правоотношений
  • 28. Сущность финансовых правоотношений
  • 29. Субъекты финансового правоотношения
  • 30. Общественно - территориальные образования как субъекты финансового правоотношения
  • 31. Коллективные субъекты финансового правоотношения
  • 32. Индивидуальные субъекты финансового правоотношения
  • 33. Объекты финансового правоотношения
  • 34. Функции и социальные предпосылки юридических фактов в финансовом праве
  • 35. Классификации юридических фактов и юридических
  • 36. Практические аспекты проблемы юридических фактов в финансовом праве
  • 37. Особенности прав и обязанностей субъектов финансовых правоотношений
  • 38. Реализация обязанностей и прав субъектов финансовых
  • 39. Классификация финансовых правоотношений
  • 40. Краткая история становления финансовой системы россии
  • 41. Финансы и финансовая система российской федерации
  • 42. Функции финансов
  • 43. Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований
  • 44. Формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
  • 45. Основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
  • 46. Распределение компетенции государственных органов и
  • 47. Понятие и значение финансового контроля
  • 48. Виды финансового контроля
  • 49. Методы финансового контроля
  • 51. Счетная палата
  • 52. Министерство финансов
  • 53. Федеральное казначейство
  • Федеральная налоговая служба рф (фнс рф)
  • 55. Федеральная таможенная служба рф
  • 56. Негосударственный контроль – аудит
  • 57. Банковский контроль
  • 58. Понятие, роль и правовая форма государственного
  • 59. Бюджетное право и бюджетные правоотношения
  • 60. Бюджетная система и бюджетное устройство в российской федерации
  • 61. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их распределение между бюджетами
  • 62. Понятие и содержание бюджетных прав
  • 63. Особенности бюджетных прав рф
  • 64. Особенности бюджетных прав субъектов рф
  • 65. Особенности бюджетных прав муниципальных образований
  • 66. Понятие бюджетного процесса и его принципы
  • 67. Стадия составления проекта бюджета
  • 68. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
  • 69. Стадия исполнения бюджета
  • 70. Отчет об исполнении бюджета
  • 71. Возникновение и развитие налоговых систем в мире
  • 72. Налоги, их понятие и роль
  • 73. Система налогов и сборов в российской федерации порядок установления налогов и сборов
  • 75. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права
  • 76. Ответственность и защита прав налогоплательщиков
  • 77. Система налогов. Общие положения
  • 78. Подоходный налог с физических лиц
  • 79. Налоги на имущество физических лиц
  • 80. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
  • 81. Налоговые платежи. Общие положения
  • 82. Налог на добавленную стоимость
  • 83. Акцизы
  • 84. Налог на прибыль предприятий и организаций
  • 85. Налог на имущество предприятий
  • 86. Налог на операции с ценными бумагами
  • 87. Налоги целевого назначения. Общие положения
  • 88. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
  • 89. Земельный налог
  • 90. Налог с продаж
  • 90. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте
  • 91. Налог на игорный бизнес
  • 93.Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
  • 94.Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства
  • 95. Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит
  • 96. Особенности местных налогов и сборов
  • 97. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей
  • 98. Местные налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления
  • 99. Платежи обязательного характера. Общие положения
  • 100. Лицензионные сборы
  • 101. Платежи за пользование природными ресурсами
  • 1. В федеральный бюджет:
  • Страховые взносы в государственные социальные вне-
  • 103. Особенности взимания и ответственность за неуплату страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды
  • 87. Налоги целевого назначения. Общие положения

    Налоги, имеющие определенное целевое назначение, давно известны в мировой практике налогообложения. Такие налоги появились еще в докапиталистическую эпоху и сохраняются по настоящее время. В отличие от обычного порядка они зачисляются, как правило, не в бюджет как денежный фонд общего значения, а в целевые внебюджетные фонды. Например, в США существует налог на продажу бензина, бензопродуктов, топлива, смазочных материалов, который поступает в дорожный фонд.

    Такой опыт был широко использован при установлении новой налоговой системы в Российской Федерации. В 1990-х гг. был введен ряд налогов и других платежей, зачисляемых в целевые внебюджетные фонды, или в бюджет, но специальной строкой для использования на определенные цели, а также в целевые бюджетные фонды. Единичные случаи придания налогу целевого назначения встречались в советской практике и прежде. Например, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, действовавший на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988г., был предназначен для привлечения средств на строительство и ремонт автомобильных дорог.

    Четко выраженное целевое назначение из числа ныне действующих налогов имеют налоги, зачисляемые в дорожные фонды. Такой же характер свойствен земельному налогу, который учитывается в бюджете отдельной строкой; местному налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения, налогу с продаж, а также некоторым платежам обязательного характера разных уровней, включенных законодателем в налоговую систему Российской Федерации (платежи за пользование природными ресурсами, лесным фондом, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор на нужды образовательных учреждений и другие, среди них и местные целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территории и иные цели).

    88. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды

    На основании Закона РФ «О дорожных фондах в РФ» от 10 октября 1991г. были созданы внебюджетные дорожные фонды, предназначенные для мобилизации финансовых ресурсов в целях содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог). Такие фонды создавались на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации (Закон именует последние «территориальными фондами»). Впоследствии Законом РФ «О федеральном бюджете на 1995 год» от 31 марта 1995г. Федеральный дорожный фонд, наряду с некоторыми другими внебюджетными фондами, был включен (консолидирован) в федеральный бюджет и преобразован в целевой бюджетный фонд, что было продолжено и в последующие годы. Одновременно проведение такой консолидации было рекомендовано субъектам РФ. Что касается субъектов Федерации, то они вправе решить этот вопрос самостоятельно. Преобразование дорожного фонда из внебюджетного в целевой бюджетный не повлекло изменений в источниках средств его формирования.

    Упомянутый Закон РФ «О дорожных фондах в РФ» среди источников образования названных фондов указывает ряд налогов, для которых характерна связь с использованием автомобильного транспорта и дорог. Они включены в перечень федеральных налогов. К ним отнесены налоги:

    а) на реализацию горюче-смазочных материалов;

    б) на пользователей автомобильных дорог;

    в) с владельцев транспортных средств;

    г) на приобретение автотранспортных средств;

    д) акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан.

    Плательщиками налогов являются организации и физические лица.

    Налог на реализацию горюче-смазочных материалов (автобензина, дизельного топлива, масел, сжатого и сжиженного газов, используемых в качестве моторного топлива) уплачивают организации и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, реализующие указанные материалы, в том числе ввозимые на территорию РФ.

    Объект налогообложения - оборот по реализации (в денежном исчислении, включая акциз) без налога на добавленную стоимость.Ставка налога - 25% суммы реализации горюче-смазочных материалов. Данный налог взимается также при перепродаже горюче-смазочных материалов с суммы разницы между выручкой и стоимостью их приобретения (без налога на добавленную стоимость). Ставка - также 25%.

    Налог на пользователей автомобильных дорог. Егоплательщики - предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по российскому законодательству. К их числу относятся также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства; иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

    Ставки налога в 1997г. повышены: они установлены в размере:

    а) 2,5% выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);

    б) 2,5% суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

    Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности. Закон РФ распределяет средства налога между Федеральным и территориальными дорожными фондами: в Федеральный фонд зачисление производится по ставке 0,5% и в территориальные фонды - 2%. Однако законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут с учетом местных условий изменять (повышать или понижать) ставку налога, но не более чем на 50% ставки данного федерального налога.

    Объектом налогообложения выступают: выручка от реализации продукции (работ, услуг), а также сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

    Льготы. От налога освобождаются колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции (при удельном весе доходов от ее реализации 70% и более); предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования и отдельных магистральных улиц городов Москвы и Санкт-Петербурга; иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания профессиональных центров переподготовки лиц, уволенных с военной службы и членов их семей; профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования; органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ.

    Учреждения, финансируемые собственником (в том числе бюджетные), и другие некоммерческие организации уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог, если они имеют доходы от предпринимательской деятельности.

    При уплате этого налога действует также Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» в соответствии с которым инвесторы - российские и иностранные юридические лица - могут быть освобождены от уплаты налога.

    Налог с владельцев транспортных средств. Плательщиками являются предприятия, объединения, учреждения и организации, включая иностранных юридическихлиц, а также граждан, в том числе иностранных, и лиц без гражданства, имеющих транспортные средства на пневмоходу, указанные в Законе.

    Объект налогообложения - принадлежащие указанным лицам транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. При этом не являются плательщиками налога предприятия автотранспорта общего пользования в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров (кроме такси).

    Ставки налога установлены Законом в твердых денежных суммах с каждой лошадиной силы. Они зависят от вида транспортного средства и мощности двигателя. Законодательные органы субъектов Федерации компетентны увеличивать эти ставки в связи с изменением уровня цен и заработной платы.

    Уплата налога производится ежегодно до регистрации, перерегистрации или технического осмотра транспортных средств в сроки, установленные органами государственной власти субъектов Федерации.

    По налогу предусмотрены льготы, которые носят характер социальной поддержки (освобождаются, к примеру, от его уплаты инвалиды, имеющие мотоколяски и автомобили, общественные организации инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и т.д.). Другие льготы стимулируют необходимую для общества деятельность: не взимается налог с колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, предприятий, осуществляющих содержание дорог общего пользования; иностранных и российских юридических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ; профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований; органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МВД РФ. Закон освобождает от уплаты налога Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, граждан, награжденных орденом Славы трех степеней, признавая их заслуги перед обществом и государством.

    От налога освобождаются также российские и иностранные юридические лица, выполняющие в качестве инвесторов работы по соглашениям о разделе Продукции в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции»".

    Дополнительно к предусмотренным в Законе РФ льготам органы государственной власти субъектов Федерации вправе полностью освободить отдельные категории граждан, предприятий и учреждений от уплаты налога.

    Налог на приобретение автотранспортных средств.

    Плательщиками налога являются предприятия, организации, учреждения, предприниматели без образования юридического лица, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга или взносов в уставной фонд.

    Объект налогообложения - продажная цена автотранспортного средства (без налога на добавленную стоимость и акцизы). Их виды перечислены в Законе. Уплата налога производится по месту регистрации или перерегистрации автотранспортного средства.

    Ставки налога зависят от вида транспортных средств. Они установлены в процентах от их продажной цены: для грузовых автомобилей, пикапов, легковых фургонов, автобусов, специальных автомобилей, легковых автомобилей - 20%; для прицепов и полуприцепов - 10%.

    Если автотранспортные средства приобретены за пределами Российской Федерации, налог исчисляется по установленным ставкам от стоимости автотранспортных средств, которая определяется в соответствии с таможенным законодательством РФ.

    Льготы по данному налогу в большой мере сходны с льготами по налогу с владельцев транспортных средств. Кроме того, освобождаются от налога граждане, приобретающие легковые автомобили в личное пользование.

    Органы государственной власти субъектов Федерации вправе производить полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога или понижение его размера.

    Из перечисленных налогов в федеральный дорожный фонд зачисляются налог на реализацию горюче-смазочных материалов, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан, а также часть налога на пользователей автомобильных дорог,другие платежи подлежат зачислению согласно Закону о дорожных фондах втерриториальные дорожные фонды.

    "