Налоги на физические лица в российской федерации. Имущественные налоги, взимаемые с физических лиц

В разделе налогового кодекса, посвященного налогообложению физлиц, рассматриваются вопросы ведения отчётности по налогам.

Налог на доходы

Каждый работающий гражданин обязан выплачивать государству процент из своей зарплаты. Так принято во всём мире. Если обратиться к истории и мировой практике применения подоходного налога, его назначение всегда состояло в том, чтобы государственная казна получала больше взносов от материально обеспеченных граждан и меньше от малоимущих. В России же на сегодняшний день налогообложение физических лиц ведётся так, что не скажешь, будто имеет такую особенность (13% от практически любого дохода одинаковы для всех). Во время существования Советского Союза, несмотря на то, что все считались равными и богатых не было (то есть официально не признавалось, что такой слой населения есть), всё же был принят закон, освобождавший от такого налога работающих. Сегодня мы вернулись практически к тому, отчего ушли.

И ничего не поделаешь, расходы государства настолько велики (военные, социальные выплаты, долги), что принятых налоговых сборов недостаточно. К такой мере прибегают и цивилизованные, развитые страны. Отчасти именно поэтому они таковыми и считаются.

Сегодня налогообложение физических лиц в РФ сориентировано более или менее на возможности граждан. Есть машина - плати есть квартира - налог на имущество. Хорошо зарабатываешь - пополни казну. Плохо зарабатываешь - всё равно заплати.

Соотношение зарплаты и налога сегодня установлено в процентах. Чем выше зарплата, тем больше сумма налоговых в счёт данного вида налога (подоходного). Законом также предусмотрены различные возможности для снижения этой суммы. В их числе налоговые вычеты (доступны некоторым категориям граждан, матерям-одиночкам, например). Сюда же, в число возможностей для снижения налога, входят и возврат (если крупно потратился на серьезные нужды, например, жилищные), затраты, связанные с предпринимательством. Предпринимательство сейчас активно поощряется государством, часть потраченного вернётся, правда, придётся много документов собрать.

Налогообложение физических лиц действует с момента принятия основных законов, из которых и сложилась современная налоговая система. Происходило это на протяжении всех 90-х годов: от разрозненных законов мы постепенно пришли к налоговому кодексу.

По налоговому кодексу РФ практически все виды доходов (разовые и постоянные) Но есть некоторые виды доходов, составляющие исключение из правил, - это пособия, пенсии, компенсации.

Налогообложение имущества физических лиц

    Если на вас зарегистрировано какое-либо транспортное средство (даже гидроцикл) вы обязаны выплачивать транспортный налог. Орган, зарегистрировавший ваш транспорт, представит сведения в налоговую, а уже от туда вам придёт квитанция с рассчитанной суммой налога.

    Жилые и нежилые строения (кроме садовых участков), находящиеся в вашей собственности, также облагаются налогом. Он рассчитывается в налоговой по установленным законом ставкам и в виде квитанции об оплате рано или поздно придёт к вам. Некоторые категории граждан от него освобождены (пенсионеры, семьи погибших военнослужащих, пострадавшие от радиации, инвалиды, герои СССР).

Налоговая отчётность физических лиц

Что касается подачи документов в налоговый орган, физические лица в определенных ситуациях обязаны поставить в известность инспекцию о полученных доходах и выплатить государству налог с них. В каких случаях это обязательство ложится на плечи граждан, а в каких нет:

При получении дохода от аренды имущества, при получении доходов за оказанные услуги (при условии, если был заключен соответствующий договор);

С дохода от продажи имущества также платится налог;

С любых выигрышей;

С безвозмездных доходов (кроме подарков от членов семьи);

Доходов от сдачи металлолома.

Не облагаются налогом пособия и пенсии от государства, а также все виды компенсаций.

Налогообложение физических лиц призвано обеспечить государство необходимым капиталом. Но вам не стоит упускать возможностей воспользоваться налоговыми вычетами, налоговым возвратом (статьи в налоговом кодексе 214, 219-221).

Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета РФ. Не последнюю роль в этом играют налоги с физических лиц. Физические лица в РФ облагаются несколькими видами налогов, налогом на имущество, рядом косвенных налогов, включаемых в стоимость покупаемой физическим лицом продукции, но основным налогом, который уплачивают все граждане, является налог на доходы с физических лиц.

Налогоплательщиками выступают физические лица, достигшие совершеннолетия, а также несовершеннолетние - по отдельным видам доходов. Налогоплательщики, как правило, подразделяются на резидентов и нерезидентов. Главный критерий для определения резидентства - пребывание физического лица в стране более 183 дней в году. Если физические лицо удовлетворяет этому требованию, оно становится налоговым резидентом Российской Федерации.

Смысл разделения налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов состоит в том, что резиденты несут полную налоговую ответственность с дохода, т.е. подлежат подоходному налогообложению по всем источникам - как внутренним, так и внешним, а нерезиденты несут ограниченную налоговую ответственность, т.е. налогообложению подлежат только доходы из источников, расположенных в данной стране.

Все налоги, уплачиваемые физическими лицами в РФ можно классифицировать по финансово-экономическим, административно-правовым и пространственно-временным признакам.

В настоящее время физические лица являются плательщиками следующих налогов и сборов:

  • 1) налог на доходы физических лиц;
  • 2) транспортный налог;
  • 3) налог на имущество;
  • 4) земельный налог.

Налог на доходы физических лиц по сумме поступлений в бюджеты муниципальных образований занимает 1 место и является основным налогом с населения в бюджет.

Основополагающим документом, регламентирующим работу по налогообложению доходов физических лиц, является Налоговый Кодекс РФ и, в частности глава 23 части II Налогового Кодекса, введенная в действие с 01.01.2001 года и отдельные статьи части I Кодекса.

Плательщиками налога на доходы являются:

  • 1. Физические лица, имеющие постоянное местожительство в России. К резидентам относятся лица, проживающие в России в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.
  • 2. Физические лица, не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, в случае дохода на территории России.
  • 3. Иностранные личные компании, доходы которых рассматриваются как доходы их владельцев. Владельцем личной компании считается физическое лицо, в собственности которого находится любая хозяйственная единица, доходы которой в стране регистрации личной компании не подлежат обложению налогом на прибыль корпораций или иным аналогичным налогом.

Возраст физического лица не влияет на признание его плательщиком налога.

Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году:

  • - у резидентов - от источников в Российской Федерации и за ее пределами;
  • - у нерезидентов - от источников в Российской Федерации.

Удержанные с доходов физических лиц налоги перечисляются в бюджет. Излишне удержанные источником дохода суммы налога зачисляются им в уплату предстоящих платежей или возвращаются физическому лицу по его заявлению.

С доходов, получаемых не по месту основной работы, налог исчисляется и удерживается в порядке, указанном выше. При этом исключение из доходов у физических лиц сумм установленного законом минимального размера оплаты труда и расходов на содержание детей и иждивенцев не производится.

При выплате физическому лицу предприятиями, учреждениями и организациями авторских вознаграждений за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждений авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, а также при исчислении налога по совокупному годовому доходу учитываются документально подтвержденные расходы. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, то они учитываются, согласно Постановлению Правительства РФ от 28 мая 1992 г. номер 355 «О порядке определения расходов, учитываемых при налогообложении сумм вознаграждений физических лиц за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждений авторов открытий, изобретений и промышленных образцов».

Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году: у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, - от источников в РФ и за ее пределами; у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, - от источников в РФ.

При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной, так и натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным ценам на дату получения дохода. Доходы, полученные за пределами Российской Федерации физическими лицами, имеющими постоянное местожительство в Российской Федерации, включаются в доходы, подлежащие налогообложению в Российской Федерации.

Совокупный годовой доход налогоплательщика не совпадает с налогооблагаемым доходом, к которому применяется действующая шкала ставок налога на доходы. Налогооблагаемый доход по сравнению с совокупным годовым доходом всегда меньше на сумму разрешенных в соответствии с законодательством вычетов. Эти вычеты состоят, как правило, из необлагаемого минимума, профессиональных расходов, различного рода индивидуальных, семейных вычетов, вычетов на детей, сумм фактически уплаченных взносов и различного рода фонды социального назначения и обязательного страхования. Система разрешенных вычетов для определения налоговых обязательств физического лица имеет огромное значение. Большинство экспертов оценивают уровень налогообложения исходя не из размеров налоговых ставок, а из того, какой объем налоговых вычетов разрешено использовать.

Наряду с налоговыми вычетами из совокупного дохода используется система налоговых зачетов. Если налоговый вычет применяется для исчисления налогооблагаемого дохода, то налоговый зачет уменьшает уже полученную в результате расчетов сумму налогооблагаемого дохода, т.е. это те суммы, на которые налогоплательщик может уменьшить свои обязательства по налогу на доходы.

Кроме вычетов из совокупного дохода и зачетов по налогооблагаемому доходу, носящих универсальный характер, т.е. действие которых распространяется на псе категории налогоплательщиков, действуют специальные налоговые льготы. Для получения права на эти льготы необходимо подтверждение каких-либо особых обстоятельств.

Ставки подоходного налогообложения всегда устанавливаются законом. Изменение ставок подоходного налогообложения не допускается в течение всего налогового периода. Как правило, невозможен и пересмотр других существенных условий подоходного налогообложения. Действует категорический запрет на предоставление индивидуальных налоговых льгот, т.е. льгот; которые могут получить отдельные лица. Льготы предоставляются только категориям лиц, т.е. всем без исключения лицам, которые могут подтвердить наличие оговоренных в законе особых обстоятельств.

Расчет налоговых обязательств по налогу на доходы осуществляется самими налогоплательщиками. Налогоплательщик несет административную и уголовную ответственность за информацию, представляемую в налоговые органы, за правильность определения налоговых обязательств, своевременность уплаты налогов и подачу сведений в налоговые органы. Наряду с уплатой налога по декларации во всех странах действуют системы удержания налога у источника выплаты дохода.

Налоги на доходы физических лиц относятся к группе общегосударственных налогов. При этом регламентация по взиманию налогов на доходы физических лиц, как правило, отнесена к исключительной компетенции центрального уровня власти. На общегосударственном уровне определяются объекты налогообложения, методика определения налогооблагаемого дохода, уровень общенациональных станок, условия и размеры предоставляемых универсальных и специальных вычетов и зачетов, общие условия предоставления и получения налоговых льют, сроки и порядок уплаты налогов и предоставления отчетности. На региональном и местном уровнях обычно могут изменяться лишь размеры ставок по дополнительным налогам или надбавкам к общенациональным налогам на доходы.

Налоговый период по подоходному налогообложению физических лиц составляет один год. В большинстве случаев этот период совпадает либо с календарным годом, либо с установленным законодательно финансовым годом.

Налогоплательщику предоставляется возможность при расчете налоговых обязательств в той или иной форме учитывать фактически понесенные и документально подтвержденные убытки прошлых лет. В ряде стран разрешено при наличии соответствующих, определенных в законодательстве обстоятельств рассчитывать размер налоговых обязательств текущего года с учетом расходов будущих периодов.

Налог на имущество физических лиц на территории Федерации введен Законом Российской Федерации от 19.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Налог на имущество физических лиц является местным налогом и полностью зачисляется в доходы местных бюджетов.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица - собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений.

Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из налоговой базы и соответствующей ставки налога.

От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

  • · Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • · инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
  • · участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
  • · лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
  • · лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года №175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
  • · военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  • · лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • · члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Два вышеперечисленных вида налога являются основными, однако помимо них физические лица уплачивают транспортный, земельный налоги, а также различные сборы и пошлины.

Транспортный налог является региональным налогом и вводится на территории конкретного субъекта РФ соответствующим законом субъекта РФ. При этом законодательные органы субъекта РФ уполномочены определять ставку налога в пределах, установленных ст. 361 НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

Плательщиками транспортного налога признаются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, облагаемые транспортным налогом.

В число транспортных средств, которые являются объектом обложения транспортным налогом, входят автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Не облагаются транспортным налогом следующие транспортные средства:

  • 1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
  • 2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • 3) промысловые морские и речные суда;
  • 4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок;
  • 5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • 6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
  • 7) транспортные средства, находящиеся в розыске при условии подтверждения факта их угона документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • 8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Земельный налог является местным налогом, и в соответствии со статьей 387 главы 31 НК РФ устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Налоговая база для каждого плательщика - физического лица устанавливается налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра - о кадастровой стоимости земельных участков; органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним - о лицах, на которых зарегистрированы земельные участки; органами муниципального образования - чтобы объединить объект налогообложения с плательщиком, а так же получить сведения о земельных участках и их владельцах, которые не прошли регистрацию в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Все эти органы представляют сведения, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из плательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Кодексом установлены категории льготников, налогооблагаемая база у которых уменьшается на 10 тыс. рублей. К ним относятся:

  • - Герои Советского Союза и Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  • - инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, имеющие 1 и 2 группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • - инвалиды с детства;
  • - ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;
  • - физические лица, имеющие право социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и приравненные к ним лица.

Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых плательщиком в инспекцию орган по месту нахождения земельного участка.

Местные органы власти имеют право устанавливать дополнительные категории плательщиков, имеющих право пользоваться льготами по уплате земельного налога.

Необходимо отметить, что право на льготы носит заявительный характер. Поэтому плательщик, при наличии у него оснований для пользования льготой должен представить соответствующее заявление в налоговый орган. Однако нередко льготники не считают необходимым заявлять о своем праве на льготу, следствием чего является направление извещения об уплате земельного налога в адрес такого лица.

Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета РФ. Не последнюю роль в этом играют налоги с физических лиц. Физические лица в РФ облагаются несколькими видами налогов, в том числе дорожным налогом, налогом на имущество, рядом косвенных налогов, включаемых в стоимость покупаемой физическим лицом продукции, но основным налогом, который уплачивают все граждане, является налог на доходы с физических лиц.

Налогоплательщиками выступают физические лица, достигшие совершеннолетия, а также несовершеннолетние - по отдельным видам доходов. Налогоплательщики, как правило, подразделяются на резидентов и нерезидентов. Главный критерий для определения резидентства - пребывание физического лица в стране более 183 дней в году. Если физические лицо удовлетворяет этому требованию, оно становится налоговым резидентом Российской Федерации.

Смысл разделения налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов состоит к том, что резиденты несут полную налоговую ответственность с дохода, т.е. подлежат подоходному налогообложению по всем источникам - как внутренним, так и внешним, а нерезиденты несут ограниченную налоговую ответственность, т.е. налогообложению подлежат только доходы из источников, расположенных в данной стране.

Все налоги, уплачиваемые физическими лицами в РФ можно классифицировать по финансово-экономическим, административно-правовым и пространственно-временным признакам.

В настоящее время физические лица являются плательщиками следующих налогов и сборов:

1) налог на доходы физических лиц;

2) государственная пошлина;

3) транспортный налог;

4) налог на имущество;

5) земельный налог;

6) сборы за пользование объектами животного мира;

7) водный налог.

Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц по сумме поступлений в бюджеты муниципальных образований занимает 1 место и является основным налогом с населения, за ним следует налог на добавленную стоимость - 26,7%.

Рисунок 1 - Состав и доли налогов в бюджете Челябинской области в 2008 году

Основная доля налоговых платежей обеспечена налогами на доходы физических лиц, добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ, и единым социальным налогом, зачисляемым в федеральный бюджет.

Основополагающим документом, регламентирующим работу по налогообложению доходов физических лиц, является Налоговый Кодекс РФ и, в частности глава 23 части II Налогового Кодекса, введенная в действие с 01.01.2001 года и отдельные статьи части I Кодекса.

Плательщиками налога на доходы являются:

1. Физические лица, имеющие постоянное местожительство в России. К резидентам относятся лица, проживающие в России в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.

2. Физические лица, не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, в случае дохода на территории России.

3. Иностранные личные компании, доходы которых рассматриваются как доходы их владельцев. Владельцем личной компании считается физическое лицо, в собственности которого находится любая хозяйственная единица, доходы которой в стране регистрации личной компании не подлежат обложению налогом на прибыль корпораций или иным аналогичным налогом.

Возраст физического лица не влияет на признание его плательщиком налога.

Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году:

У резидентов - от источников в Российской Федерации и за ее пределами;

У нерезидентов - от источников в Российской Федерации.

Удержанные с доходов физических лиц налоги перечисляются в бюджет. Излишне удержанные источником дохода суммы налога зачисляются им в уплату предстоящих платежей или возвращаются физическому лицу по его заявлению.

С доходов, получаемых не по месту основной работы, налог исчисляется и удерживается в порядке, указанном выше. При этом исключение из доходов у физических лиц сумм установленного законом минимального размера оплаты труда и расходов на содержание детей и иждивенцев не производится.

При выплате физическому лицу предприятиями, учреждениями и организациями авторских вознаграждений за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждений авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, а также при исчислении налога по совокупному годовому доходу учитываются документально подтвержденные расходы. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, то они учитываются, согласно Постановлению Правительства РФ от 28 мая 1992 г. номер 355 «О порядке определения расходов, учитываемых при налогообложении сумм вознаграждений физических лиц за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждений авторов открытий, изобретений и промышленных образцов».

Физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, обязаны не реже одного раза в квартал предоставлять налоговым органам по месту своего нахождения сведения о суммах выплаченных физическим лицам за истекший год доходов и об удержанных с них сумм налога с указанием адресов постоянного местожительства этих лиц.

Указанные сведения пересылаются в налоговые органы по месту постоянного жительства получателей доходов, и налоговые органы учитывают их при проверке предоставляемых физическими лицами деклараций.

При налогообложении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, и иных доходов состав расходов принимается, согласно составу затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяемому Правительством РФ. В затраты включаются документально подтвержденные расходы.

При налогообложении доходов физических лиц, не имеющих в отчетном году места основной работы, сумма полученного ими дохода уменьшается на сумму вычетов и льгот, предусмотренных Законом о налоге на доходы.

Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году: у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, - от источников в РФ и за ее пределами; у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, - от источников в РФ.

При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной, так и натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным ценам на дату получения дохода. Доходы, полученные за пределами Российской Федерации физическими лицами, имеющими постоянное местожительство в Российской Федерации, включаются в доходы, подлежащие налогообложению в Российской Федерации.

Совокупный годовой доход налогоплательщика не совпадает с налогооблагаемым доходом, к которому применяется действующая шкала ставок налога на доходы. Налогооблагаемый доход по сравнению с совокупным годовым доходом всегда меньше на сумму разрешенных в соответствии с законодательством вычетов. Эти вычеты состоят, как правило, из необлагаемого минимума, профессиональных расходов, различного рода индивидуальных, семейных вычетов, вычетов на детей, сумм фактически уплаченных взносов и различного рода фонды социального назначения и обязательного страхования. Система разрешенных вычетов для определения налоговых обязательств физического лица имеет огромное значение. Большинство экспертов оценивают уровень налогообложения исходя не из размеров налоговых ставок, а из того, какой объем налоговых вычетов разрешено использовать.

Наряду с налоговыми вычетами из совокупного дохода используется система налоговых зачетов. Если налоговый вычет применяется для исчисления налогооблагаемого дохода, то налоговый зачет уменьшает уже полученную в результате расчетов сумму налогооблагаемого дохода, т.е. это те суммы, на которые налогоплательщик может уменьшить свои обязательства по налогу на доходы.

Кроме вычетов из совокупного дохода и зачетов по налогооблагаемому доходу, носящих универсальный характер, т.е. действие которых распространяется на псе категории налогоплательщиков, действуют специальные налоговые льготы. Для получения права на эти льготы необходимо подтверждение каких-либо особых обстоятельств.

Ставки подоходного налогообложения всегда устанавливаются законом. Изменение ставок подоходного налогообложения не допускается в течение всего налогового периода. Как правило, невозможен и пересмотр других существенных условий подоходного налогообложения. Действует категорический запрет на предоставление индивидуальных налоговых льгот, т.е. льгот; которые могут получить отдельные лица. Льготы предоставляются только категориям лиц, т.е. всем без исключения лицам, которые могут подтвердить наличие оговоренных в законе особых обстоятельств.

Расчет налоговых обязательств по налогу на доходы осуществляется самими налогоплательщиками. Налогоплательщик несет административную и уголовную ответственность за информацию, представляемую в налоговые органы, за правильность определения налоговых обязательств, своевременность уплаты налогов и подачу сведений в налоговые органы. Наряду с уплатой налога по декларации во всех странах действуют системы удержания налога у источника выплаты дохода.

Налоги на доходы физических лиц относятся к группе общегосударственных налогов. При этом регламентация по взиманию налогов на доходы физических лиц, как правило, отнесена к исключительной компетенции центрального уровня власти. На общегосударственном уровне определяются объекты налогообложения, методика определения налогооблагаемого дохода, уровень общенациональных станок, условия и размеры предоставляемых универсальных и специальных вычетов и зачетов, общие условия предоставления и получения налоговых льют, сроки и порядок уплаты налогов и предоставления отчетности. На региональном и местном уровнях обычно могут изменяться лишь размеры ставок по дополнительным налогам или надбавкам к общенациональным налогам на доходы.

Налоговый период по подоходному налогообложению физических лиц составляет один год. В большинстве случаев этот период совпадает либо с календарным годом, либо с установленным законодательно финансовым годом.

Налогоплательщику предоставляется возможность при расчете налоговых обязательств в той или иной форме учитывать фактически понесенные и документально подтвержденные убытки прошлых лет. В ряде стран разрешено при наличии соответствующих, определенных в законодательстве обстоятельств рассчитывать размер налоговых обязательств текущего года с учетом расходов будущих периодов.

Основные различия при исчислении налоговых обязательств физических лиц по подоходному налогообложению заключаются в следующем:

Расчет совокупного годового дохода, скорректированного валового дохода и налогооблагаемого дохода имеет свои особенности; существуют важные, а иногда и принципиальные различия в правилах по определению источников доходов;

Состав дохода, включаемого в совокупный годовой доход, отличается своей спецификой. Для налогоплательщика также большое значение может приобретать специфика определения момента получения дохода;

Имеются различия при определении категории «объект налогообложения», т.е. объектом может выступать доход каждого члена семьи в отдельности или может применяться совокупное налогообложение дохода всей семьи как единого целого. Отдельные виды доходов могут быть самостоятельными объектами налогообложения;

Наиболее многообразен состав и характер налоговых зачетов, вычетов и льгот, применяемых при расчете величины налогооблагаемого дохода, определении величины налогового оклада или окончательных обязательств налогоплательщика;

Отмечаются существенные различия как в системах построения шкалы обложения налогами на доходы, так и в уровне минимальных, стандартных и максимальных ставок;

Значительным разнообразием характеризуются правила, регламентирующие налогообложение иностранных граждан, осуществляющих деятельность в стране, а также системы налогообложения граждан, длительное время работающих за рубежом и получающих доходы из иностранных источников. Правила, регламентирующие применение иностранного налогового кредита для принятия инвестиционных решений физическим лицом, могут иметь не менее важное значение, чем общий уровень налогообложения.

Схема определения налоговых обязательств по налогу на доходы с физического лица выглядит следующим образом. Совокупный годовой доход, состоящий из валовой выручки от реализации товаров и услуг, поступления рентных платежей, доходов от реализации движимого и недвижимого имущества и прочих доходов, уменьшается на сумму разрешенных вычетов, состоящих из выплат заработной платы работающим по найму, расходов на содержание движимого и недвижимого имущества, рентных платежей, налогов, уплаченных в бюджеты органов местного самоуправления и регионов, поимущественных налогов, процентов за привлеченный для деловых целей кредит, взносов в фонды социального страхования в социального обеспечения бесприбыльных организаций, а также на сумму других расходов и платежей, разрешенных налоговым законодательством к вычету в определенных размерах. Кроме того, совокупный годовой доход уменьшается на суммы специальных вычетов, а также убытков прошлых лет при определении налоговых обязательств текущего периода.

Вышеперечисленные вычеты могут быть разрешены лишь при документальном подтверждении и обосновании необходимости их осуществления. Максимальный размер вычетов устанавливается в законодательном порядке либо как процент от валового дохода, либо в твердой сумме. При исчислении налогооблагаемого дохода предусмотрена возможность вычета суммы выходного пособия при увольнении, выплат но системе социального обеспечения, выплат по болезни, выплат определенным категориям лиц.

В результате всех вычетов из скорректированного валового дохода образуется налогооблагаемый доход, к которому и применяется действующая шкала ставок налога на доходы.

Приведенная общая схема расчета обязательств по налогу на доходы имеет значительную специфику в каждой отдельно взятой стране, где специальные налоговые льготы могут быть предоставлены как в форме вычетов, так и в форме налоговых кредитов, т.е. зачета каких-либо произведенных платежей. Освобождение от налогообложения какого-либо вида доходов непосредственно оговаривается в налоговом законодательстве или принимает форму разрешенного налогового вычета либо скидки.

Зачастую исключение отдельного вида дохода из совокупного годового дохода для целей налогообложения по налогу на доходы может быть связано с наличием дополнительного налогообложения, не входящего в систему налогообложения налогом на доходы и регулируемого на основании иных законодательных актов. В совокупный годовой доход для целей налогообложения налогом на доходы обычно включаются все основные доходы работающих но найму, а также дополнительные выплаты, доплаты, премии, выплаты сверх основной заработной план, не имеющие компенсационного характера.

Для последних десятилетий в мире характерна тенденция расширения налоговой базы по подоходному налогообложению. Наряду с денежными выплатами в совокупный годовой доход включаются выплаты в товарно-материальной форме, а также в форме привилегий. Так, в совокупный годовой доход служащих компаний включаются расходы компании по предоставлению этим служащим автотранспорта, специальных займов по льготным ставкам, жилища на льготных условиях, на получение товаров и услуг со скидкой, бесплатное питание, расходы на образование за счет компании, на оплату медицинских услуг и ряда других. В этих случаях для определения налоговой базы плательщик обязан к сумме денежных и материальных выплат, составляющих ею доход, прибавить разницу между обычной ценой приобретенных товаров или полученных услуг и фактически уплаченной за них суммой.

Доходы руководителей компаний, поступающие в форме косвенных выплат, компенсаций, льгот и привилегий, в последние годы имели тенденцию к увеличению. Для предотвращения уклонения от уплаты налогом законодатели расширяют базу по налогообложению доходов физических лиц и значительно расширяют объем обязательной отчетности по налогу на доходы с физических лиц и корпорационному налогу. Невключение каких-либо из указанных сумм в декларацию может служить основанием как для административных санкций, так и для уголовного преследования. Занижение размеров полученных косвенных выплат, выгод и льгот обычно квалифицируется как умышленное сокрытие доходов от налогообложения.

В совокупный годовой доход включаются доходы от предпринимательской деятельности. Некоторые виды предпринимательской деятельности облагаются самостоятельным промысловым налогом. При этом из совокупного годового дохода предпринимателей вычитаются производственные издержки, а также ряд иных расходов.

Пассивные доходы, такие как дивиденды, проценты по облигациям и по остаткам на счетах банков, проценты по государственным, муниципальным и другим ценным бумагам, могут, как включаться в совокупный головой доход налогоплательщика для целей налогообложения налогом на доходы, так и исключаться из налогооблагаемой суммы. Пассивные доходы, как правило, облагаются налогом по льготным ставкам либо на основании специальных статей законов, регламентирующих подоходное налогообложение физических лиц либо на основании отдельных специальных законен.

Доходы, получаемые от владения недвижимостью, включаются в базу обложения налогами на доходы физических лиц, однако доходы, получаемые от реализации недвижимого имущества, могут облагаться как в рамках подоходного налогообложения, так и на основании действующих самостоятельных налогов на прирост капитала.

Кроме того, в подавляющем большинстве стран из совокупного годового дохода налогоплательщика вычитаются суммы взносов по обязательному страхованию. Налогоплательщик обязан показывать сумму совокупного годового дохода без вычета взносов по обязательному страхованию, при этом он получает возможность на зачет этих сумм при окончательном расчете налоговых обязательств.

В совокупный годовой доход налогоплательщика включаются полученные алименты, различного рода единовременные выплаты и пособия, в том числе пенсии, а также выплаты и пособия по безработице.

Как правило, в состав совокупного дохода для целей налогообложения не включаются дарении от физических лиц, призы и награды, различного рода компенсации за ущерб, причиненный здоровью, стипендии.

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц на территории Федерации введен Законом Российской Федерации от 19.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Налог на имущество физических лиц является местным налогом и полностью зачисляется в доходы местных бюджетов.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица - собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений.

Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из налоговой базы и соответствующей ставки налога.

От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

· Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

· инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

· участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

· лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

· лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года №175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

· военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

· лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

· члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

· пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

· гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;

· родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;

· со специально оборудованных сооружений, строений, помещений, принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;

· с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Транспортный налог

Два вышеперечисленных вида налога являются основными, однако помимо них физические лица уплачивают транспортный, земельный налоги, а также различные сборы и пошлины.

Транспортный налог.

Транспортный налог является региональным налогом и вводится на территории конкретного субъекта РФ соответствующим законом субъекта РФ. При этом законодательные органы субъекта РФ уполномочены определять ставку налога в пределах, установленных ст. 361 НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

Плательщиками транспортного налога признаются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, облагаемые транспортным налогом.

В число транспортных средств, которые являются объектом обложения транспортным налогом, входят автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Не облагаются транспортным налогом следующие транспортные средства:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске при условии подтверждения факта их угона документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Земельный налог.

Федеральным законом от 29.11.2004 г. №141-ФЗ Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 31 «Земельный налог», и с 1 января 2006 года утратил силу Закон Российской Федерации от 11.10.1991 г. №1738-1 «О плате за землю».

Земельный налог является местным налогом, и в соответствии со статьей 387 главы 31 НК РФ устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Налоговая база для каждого плательщика - физического лица устанавливается налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра - о кадастровой стоимости земельных участков; органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним - о лицах, на которых зарегистрированы земельные участки; органами муниципального образования - чтобы объединить объект налогообложения с плательщиком, а так же получить сведения о земельных участках и их владельцах, которые не прошли регистрацию в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Все эти органы представляют сведения, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из плательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Кодексом установлены категории льготников, налогооблагаемая база у которых уменьшается на 10 тыс. рублей. К ним относятся:

Герои Советского Союза и Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

Инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, имеющие 1 и 2 группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

Инвалиды с детства;

Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;

Физические лица, имеющие право социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и приравненные к ним лица.

Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых плательщиком в инспекцию орган по месту нахождения земельного участка.

Местные органы власти имеют право устанавливать дополнительные категории плательщиков, имеющих право пользоваться льготами по уплате земельного налога.

Необходимо отметить, что право на льготы носит заявительный характер. Поэтому плательщик, при наличии у него оснований для пользования льготой должен представить соответствующее заявление в налоговый орган. Однако нередко льготники не считают необходимым заявлять о своем праве на льготу, следствием чего является направление извещения об уплате земельного налога в адрес такого лица.

Действующее законодательство РФ предусматривает целый ряд налогов и сборов, которыми облагаются физические лица. Среди них основными являются:

  • налог, уплачиваемый с доходов физических лиц;
  • налог, которым облагается имущество граждан;
  • транспортный и земельный налоги,
  • госпошлина и пр.

Как несложно заметить, перечень налогов, взимаемых с физических лиц достаточно широк. В этой статье мы рассмотрим лишь стратегически важные налоги с физических лиц.

Особенности налогообложения физических лиц

Физические лица, которые используют труд наемных работников (шоферов, нянь, домработниц и пр.), выступая в качестве работодателей, обязаны выплачивать взносы на социальное обеспечение и страхование. Эти физические лица также выступают в роли налоговых агентов, в обязанности которых входит исчисление, удержание и перечисление сумм налогов, которыми облагаются нанятые им на работу физические лица.

Некоторые налоги физические лица выплачивают самостоятельно, основываясь на уведомления, направленные им налоговыми органами. Иные же сборы уплачивает плательщик доходов, получаемых физическими лицами.

Неуплата или несвоевременная уплата налогов, которые предусмотрены законодательством, может повлечь не очень хорошие последствия для физических лиц. За такую деятельность они могут привлекаться к налоговой, административной и даже уголовной (!) ответственности.

Чтобы не случилось инцидентов, после которых к гражданам будут просто обязаны применить штрафные и не только санкции, необходимо следить за своевременным выполнением обязанностей, обозначенных в налоговом законодательстве. Формы отчетности и виды налогов и сборов, которые должны уплачивать физические лица, можно уточнить в организациях, в обязанности которых входит разъяснение данных вопросов. Среди них:

  1. налоговые органы,
  2. территориальные органы Пенсионного фонда,
  3. территориальные органы Фонда социального страхования.

Подоходный налог с физических лиц

Наиболее значительным по суммам поступлений и кругу плательщиков среди налогов, которыми облагается население, является подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами. Он охватывает самые разнообразные источники доходов и тесно связан со многими сферами деятельности граждан. Очень важно, чтобы подоходный налог всегда соответствовал принципу справедливости.

Объектом налогообложение выступает совокупный доход, полученный физическим лицом в течение календарного года. Облагается им как материальная выгода, так и ее натуральная форма. Также, он уплачивается с выгоды, которая была получена путем размещения банковских вкладов и пр.

В случае неправильного привлечения к уплате данного налога, его возврат производится максимум за три года, которые предшествовали обнаружению данного факта. Если же налогоплательщик систематически уклонялся от уплаты данных сборов, то с него будет взыскана сумма, которая накопилась в течение всего времени уклонения.

Налоги на имущество физических лиц

Главной особенностью имущественного налога является то, что в качестве объекта налогообложения выступает имущество как оно есть, но не как источник дохода.

Уплачивают этот налог физические лица, которые являются собственниками отнесенного к объектам налогообложения имущества. В случае признания объектом налогообложения имущества, которое находится в собственности нескольких лиц, то каждое из них уплачивает сумму налога соразмерную доле в имуществе.

К объектам имущественного налогообложения действующим законодательством отнесены различные жилые и нежилые помещения и строения, а также воздушный и водный транспорт (исключение – весельные лодки).

Найти информацию, касательно того, какие еще налоги с физических лиц, обязаны уплачивать граждане нашей страны, можно в Налоговом Кодексе РФ.

Автокредитование

Законодательство

Бизнес-идеи

    Содержание Срочное изготовление печатей и штампов Кто будет выступать в качестве покупателей Где открывать бизнес Оборудование для ведения бизнеса Существует много разновидностей бизнеса, которые могут быть начаты людьми, обладающими предпринимательскими способностями. Причем каждый вариант обладает своими уникальными особенностями и параметрами. Срочное изготовление печатей и штампов Бизнес-идея изготовления печатей и штампов считается достаточно привлекательной в плане..

    Содержание Бизнес-идея по изготовлению открыток Как открыть бизнес, основанный на создании открыток на заказ Сотрудники Помещение Как продавать созданные открытки Многие люди, обладающие определенными предпринимательскими способностями, задумываются об открытии собственного бизнеса, а при этом оценивают и рассматривают большое количество различных вариантов для открытия. Довольно интересной считается бизнес-идея изготовления открыток, поскольку открытки являются такие элементы, спрос..

  • Содержание Выбор помещения для тренажерного зала Что нужно для того, чтобы открыть тренажерный зал? Тренажерный зал становится все более популярным в современном мире, поскольку все больше людей задумываются о том, чтобы вести здоровый образ жизни, предполагающий правильное питание и занятия спортом. Поэтому открыть тренажерный зал может любой бизнесмен, однако для получения хороших доходов необходимо продумать..

  • Содержание Место расположения магазина Ассортимент товаров Продавцы Бижутерия является обязательным предметом гардероба каждой женщины, которая следит за собой и старается выглядеть привлекательно и ярко. Поэтому открыть свой магазин бижутерии хочет практически каждый предприниматель, который осознает возможность получения хороших прибылей. Для этого необходимо изучить все имеющиеся перспективы, составить бизнес-план и спрогнозировать возможный доход, чтобы решит, будет..

Налоговые обязательства давно стали неотъемлемой частью современного человека. Информацию, как происходит налогообложение физических лиц, виды налогов содержит Налоговый кодекс РФ. Сегодня же мы более емко попробуем осветить основные налоги, которые платят граждане России.

Виды налогов и сборов с физических лиц

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Российским законодательством определены такие виды налогов и сборов с физических лиц:

  • транспортное обязательство физлиц;
  • налог на доходы физлиц;
  • имущественный налог;
  • земельный налог;
  • госпошлина – сбор, размер которого варьируется зависимо от характерных особенностей предоставляемых госуслуг.

Рассмотрим виды налогов, уплачиваемые физическими лицами, детальнее.

Налоги на доходы

9% на дивиденды, полученные резидентами РФ

13% — общеприменимая ставка

35% — относительно депозитных процентов, выигрышей в азартных мероприятиях

30% на прибыль иностранцев- не резидентов России

15% на дивиденды, полученные иностранцами

Лица, доходы (заработок) которых облагаются тринадцатипроцентным налогом вправе воспользоваться , которые позволяют вернуть уплаченный подоходный.


  • профессиональные;
  • стандартные;
  • имущественные;
  • социальные.

Порядок реализации вышеупомянутого правила, особенности применения регламентируется действующим законодательством.

Транспортный налог

Входит транспортный налог в виды налогов, взимаемых с физических лиц ежегодно.

  • автомобилями;
  • автобусами;
  • мотороллерами;
  • мотоциклами;
  • снегоходами;
  • водным, воздушным транспортом;
  • иным самоходным механизмом, прошедшим госрегистрацию.

Налоговая ставка исчисляется в рублях, зависит от количества лошадиных сил мотора. Муниципальные органы федеративных субъектов вправе устанавливать налог самостоятельно, но не более десятикратного размера, определенного .

Имущественный налог

Популярным видом налога взимаемого с физических лиц является имущественный налог. Его уплачивают все россияне, иностранцы, имеющие недвижимость в собственности. Окончательный размер налога, категорий лиц, которые освобождаются от его уплаты определяется местными госорганами каждого федерального субъекта.

  • 0,1% к частным жилым постройкам, дому-недострою, гаражам, парковочным местам, хозяйственных строений;
  • 2% к объектам с кадастровой стоимостью более трехсот миллионов рублей;
  • 0,5% относительно иных построек.

При отсутствии в кадастровом реестре цены имущества для начисления налогового обязательства используются инвентаризационные оценки, которые умножаются на коэффициенты-дефляторы. Детальнее процедуру как определяются виды, налоговые платежи физлиц регламентирует гл.36 НК РФ .
Когда налогоплательщикам принадлежит часть объекта (доля в жилище), то налог начисляется пропорционально их доле. Имущественное обязательство для наследника начисляется с момента горегистрации его права на собственность, а не получения бумаги, подтверждающей право на получения наследия.

Земельный налог с физических лиц

  • имеют земучасток в собственности;
  • пользуются землей по праву пожизненного владения;
  • оформили на участки право постоянного пользования.

Для физлиц земельные налоговые обязательства установлены в размере 0,3%. Однако законодательством предусматривается установление иных ставок с привязкой к категориям земельных наделов, их площади.

Оплачивается обязательство за предыдущий год до начала декабря текущего года. Оплачивают в РФ физические лица налоги, виды сборов, связанных с землей, согласно налоговым уведомлениям.

Какие доходы физических лиц, облагаются НДФЛ, а какие нет?

Виды доходов, которые облагаются НДФЛ

  • от продажи имущества, которое было в собственности менее 3 лет;
  • от сдачи имущества в аренду;
  • доходы полученные за пределами Российской Федерации;
  • доходы от выигрышей;
  • иные доходы.

Виды доходов, которые НЕ облагаются НДФЛ

  • доходы от продажи имущества, которое было в собственности более трех лет;
  • доходы, полученные в наследство;
  • доходы, полученные по договору дарения от члена семьи и (или) близкого родственника в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (от супруга, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер);
  • иные доходы.