Выберете верные суждения о банковской системе. Теоретические суждения о банках и банковской деятельности в макроэкономической среде

Общеизвестно, что существенное внимание при обсуждении вопросов о банках и банковской деятельности, основное внимание уделяется изучению отдельных финансовых институтов, которые в процессе своей деятельности не только сталкивались с проблемой недостаточной платежеспособности, ликвидности и устойчивости, неверно оценивали риски в банковской деятельности и впоследствии были признаны банкротами. Часто оказывается, что данные организации плохо управлялись, иногда были выявлены факты финансового мошенничества. Анализ таких ситуаций в ретроспективе позволял установить недоработки в системе контроля и корректировки

Целью данного рассуждения не ставится задача исследовать все виды банковской деятельности или выявить причины неплатёжеспособности или банкротства определенного коммерческого банка, прежде всего потому, что не бывает двух абсолютно идентичных как внутренних, так и внешних ситуаций и факторов, влияющих на состояние банка, которые могли быть использованы для сравнения банка, испытывающего проблемы, с анализируемым действующим банком. И даже в случае проведения такого анализа его результаты окажутся в достаточной мере неопределенными, так как это будет всего лишь прогноз. Кроме того, говоря о банках и банковской деятельности, следует учитывать, что все коммерческие банки оперируют в постоянно изменяющихся экономических условиях, прогнозировать которые с достаточной степенью вероятности не только не представляется возможным, но также одни и те же факторы могут по-разному влиять на тот или иной банк. Внутренние же факторы, важнейшими из которых являются система управления банком, его потенциал, способность должным образом использовать имеющиеся и предвидеть последствия принятых решений и операций, также различны для каждого конкретного банка.

Несмотря на указанные выше особенности функционирования все же имеется возможность, говоря о банках и банковской деятельности, установить признаки банков, признанных банкротами и позже ликвидированных, которые будут основаны, прежде всего, на проведении количественного коэффициентного анализа финансовой отчетности рассматриваемых учреждений. Целью является обоснование существования устойчивой причинно-следственной связи между изменениями в макроэкономической среде, состоянием банков и оценки влияния факта закрытия коммерческих банков на состояние такой среды. При этом для оценки данного влияния мы определим показатель ежегодной вероятности дефолта коммерческих банков методом моментов, в результате вычисления которого будет получен дискретный ряд годовых показателей. Сопоставление их с позволит установить и подтвердить наличие такой зависимости. При этом следует принять во внимание, что данный показатель носит исключительно абстрактный характер и применяется лишь для дальнейшего сравнения изменения состояния системы коммерческих банков с выбранными макроэкономическими показателями. Говоря конкретно о банках и банковской деятельности, можно утверждать, что данный показатель иллюстрирует, как в определенном календарном году изменяется вероятность дефолта действующих коммерческих банков при прочих равных условиях (как внутренних, так и внешних) исключительно в зависимости от количества ликвидируемых банков.

Следует отметить, что метод моментов широко используется при моделировании и изучении корреляционных связей имевшихся дефолтов с активов в международной практике при оценке вероятности дефолта портфеля активов и называется asset-value approach.

Кроме метода моментов для достижения аналогичных результатов может также применяться метод максимального правдоподобия (the maximum likelihood approach).

Задания ЕГЭ по теме «Банки»

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «методы денежной реформы»

1) дефляция; 2) деноминация; 3) диверсификация; 4) дифференциация; 5) девальвация; 6) ревальвация. Найдите два термина, выпадающих из ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

9 . Банк С. Кредитует освоение нововведений, внедрение н-т. достижений. Выберите из предложенного списка характеристики этого банка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сберегательный банк 2) Центральный банк 3) инновационный банк

4) специализированный банк 5) кредитно-финансовая организация

6) страховая компания

8. Установите соответствие между ценными бумагами и видами, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ценные бумаги Виды ценных бумаг

А) приватизационный ваучер 1) свидетельство о займе

Б) вексель 2) свидетельство о собственности

В) облигация

Г) акция

Д) сберегательный сертификат

9. Банк Л представляет финансирование и долгосрочное кредитование, вкладывая капитал в промышленность , строительство и другие отрасли, а также в ценные бумаги. Выберите из приведенного списка характеристики этого банка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) ипотечный банк 2)кредитно-финансовая организация 3)инвестиционный банк 4) сберегательный банк 5) специализированный банк 6) страховая компания

1. Запишите слово, пропущенное в фрагменте таблицы .

Специализированные банки

8. Установите соответствие между функциями и уровнями банковской системы, к которым они относятся : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции Уровни банковской системы

А) кредитование предприятий 1) Центральный банк

Б) денежная эмиссия 2) коммерческие банки

В) рассчетно-кассовое обслуживание клиентов

Г) мобилизация свободных денежных средств населения

Д) хранение золотовалютных резервов страны

2 . В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий . Запишите это слово (словосочетание).

Сберегательный банк; ипотечный банк; специализированный банк; инвестиционный банк, инновационный банк.

7 . Выберите верные суждения о ценных бумагах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Акция представляет собой свидетельство о денежном вкладе в банке о возврате этого вклада и процентов по нему через установленный срок.

2)Ценную бумагу, удостоверяющую владение долей в капитале предприятия и дающую право на получение части его прибыли, называют акцией.

3) Ценные бумаги бывают именными и на предъявителя.

4) Облигация предоставляет своему владельцу право на участие в управлении фирмой и получении дивидендов.

5) Вексель дает владельцу право требовать его погашения в установленные сроки.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие банковская система? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о функциях банковской системы, и одно предложение, раскрывающее структуру банковской системы стран с развитой экономикой.

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предполагаемого списка слова, которые нужно вставить на место пропусков.

«Фондовая _________ (А) представляет собой место, где происходит купля – продажа ценных бумаг. Ее деятельность в развитых странах находится под жестким контролем со стороны _________(Б). Из средней __________(В) заключенных на ней сделок складывается _____________(Г) ценных бумаг (акций и __________ (Д), выпущенных отдельными __________(Е)».

Список терминов:

  1. Курс 2) контракт 3) цена 4) государство 5)компания 6) инфраструктура

7) биржа 8)информация 9) облигация

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков .

«Монетарная политика - это проводимые правительством через Центральный банк меры в области денежного обращения и ____________ (А), направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики. Цель монетарной политики – помощь экономике в достижении такого уровня ______________(Б), который обеспечит полную ____________(В) и отсутствие (Г). Операции на открытом рынке проводит ЦБ, который продает государственные ценные бумаги, выплачивая по ним высокий _________(Д), привлекает средства инвесторов для покрытия бюджетного __________(Е)».

Список терминов: 1) процент 2) дефицит 3) занятость 4) депозит 5) производство 6)кредит 7) ипотека 8) инфляция 9) модернизация

7. Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Центральный банк осуществляет эмиссию денег и является основным звеном финансово-кредитной системы страны.

2) Все финансовые институты принимают вклады/депозиты.

3) Пенсионные фонды специализируются на кредитовании продаж потребительских товаров в рассрочку и выдаче потребительских ссуд.

4) Центральный банк устанавливает учетную ставку.

5) Финансовые институты оказывают услуги по переводу средств и предоставлении займов.

Ответы:

3)-3,4

9)-3,4,5

25)Б.С. совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений и отдельных экономических организаций, выполняющих банковские операции. 1) Б.С. регулирует инфляцию, платежный баланс, обеспечивает экономический рост. 2) В странах с развитой экономикой сложилась двухуровневая система: ЦБ и коммерческие банки и кредитно-финансовые организации.

8)21121

9) 235

1)ипотечный

8) 21221

2) специализированный банк

7) 235

20) 743195

20) 653812

Банковская система 10 класс

2 Верны ли следующие суждения о центральном банке?

А. Центральный банк возглавляет коммерческие банки и руководит их деятельностью.

Б. Центральный банк контролирует объем денежной массы и производит эмиссию денег.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

3 Верны ли следующие суждения о банковской системе?

Центральный банк кредитует коммерческие банки.

Коммерческие банки работают со сбережениями граждан и капиталом фирм.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

4 Центральный банк

1)

принимает вклады граждан

2)

выдает ипотечные кредиты

3)

осуществляет эмиссию денег

4)

утверждает законы, регулирующие экономическую деятельность

5 Центральный банк, в отличие от коммерческих банков,

1)

осуществляет финансовые операции

2)

производит эмиссию денег

3)

участвует в торгах на валютной бирже

4)

работает с вкладами граждан и фирм

6 Верны ли следующие суждения о финансовых институтах?

К финансовым институтам относятся банки и страховые компании.

Посредством финансовых институтов в рыночной экономике осуществляется выделение средств для ведения хозяйственной деятельности.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

7 Росту сбережений потребителей в первую очередь способствует

1)

улучшение качества товаров и услуг

2)

увеличение доходов

3)

отсутствие дефицита товаров

4)

увеличение подоходного налога

8 Центральный банк РФ

1)

принимает на счета сбережения граждан

2)

выдаёт кредиты гражданам и фирмам

3)

лицензирует коммерческие банки

4)

утверждает государственный бюджет

9 В какой из приведённых ситуаций речь идёт об ипотечном кредите?

1)

Гражданка М. взяла в банке кредит на покупку норковой шубы.

2)

Гражданин Н. оформил кредит на приобретение квартиры.

3)

Торговая сеть получила в коммерческом банке кредит на закупку товаров.

4)

Государственное предприятие получило кредит на закупку оборудования.

10 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «центральный банк».

1) Эмиссия денег; 2) лицензирование финансовых организаций; 3) установление учётной ставки; 4) принятие государственного бюджета; 5) открытие депозитов; 6) обеспечение расчётов правительства.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

12 Центральный банк

1)

привлекает на депозиты сбережения домохозяйств

2)

осуществляет денежную эмиссию

3)

выдаёт потребительские кредиты

4)

финансирует коммерческие фирмы

13 Банк Z расположен в деловом районе столицы государства. По каким признакам можно установить, что Z

цифры 1)

Банк осуществляет эмиссию денег.

2)

Банк осуществляет кредитование физических лиц.

3)

Банк привлекает на депозиты средства граждан и фирм.

4)

Банк лицензирует деятельность финансовых организаций.

5)

Банк устанавливает учётную ставку процента.

6)

Банк обслуживает расчёты фирм.

14 Ниже приведён перечень функций, выполняемых банками. Все они,

1) хранение золотовалютного резерва государства ; 2) покупка и продажа валюты ; 3) продажа дорожных чеков ; 4) обслуживание счетов фирм ; 5) осуществление монопольной эмиссии денег ; 6) .

15 В стране Z существует двухуровневая банковская система, функционируют центральный и коммерческие банки. Найдите в приведённом списке функции центрального банка. Запишите цифры , под которыми они указаны.

1)

2)

3)

открытие депозитов и счетов частным лицам

4)

монопольная эмиссия денег

5)

определение ключевой (учётной) ставки процента

6)

приём коммунальных платежей

цифры , под которыми они указаны. 1)

проценты по кредиту

2)

заработная плата

3)

проценты по вкладу

4)

дивиденды

5)

транспортный налог

6)

коммунальные платежи

ФУНКЦИИ

УРОВНИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

А)

монопольная эмиссия денег

Б)

кредитование населения

В)

хранение золотовалютных резервов государства

Г)

лицензирование финансовых организаций

Д)

осуществление платежей между фирмами

1)

центральный банк

2)

коммерческие банки

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

18 Офис финансовой организации N расположен в пригороде столицы государства. По каким признакам можно установить, что N

цифры , под которыми указаны эти признаки. 1)

Организация хранит золотовалютные резервы страны.

2)

Организация формирует инвестиционные портфели фирм.

3)

Организация обслуживает расчёты фирм.

4)

Организация осуществляет переводы средств.

5)

Организация устанавливает ключевую (учётную) ставку процента.

6)

Организация монопольно осуществляет эмиссию денег.

19 Ниже приведён перечень функций, выполняемых банками. Все они,
за исключением двух, относятся к сфере деятельности коммерческих банков.

1) открытие и обслуживание банковских карт ; 2) покупка и продажа валюты ; 3) принятие средств от граждан на депозит ; 4) обслуживание счетов фирм ; 5) назначение ключевой (учётной) ставки ; 6) эмиссия денег .

Найдите две функции, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

20 Ниже приведён перечень функций, выполняемых банками. Все они, за исключением двух, относятся к сфере деятельности коммерческих банков.

1) установление ключевой (учётной) ставки процента ; 2) покупка и продажа валюты ; 3) продажа дорожных чеков ; 4) обслуживание счетов фирм ; 5) осуществление эмиссии денег ; 6) открытие и обслуживание депозитов граждан .

Найдите две функции, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

21 Ниже приведён перечень функций. Все они, за исключением двух, относятся к функциям центрального банка.

1) эмиссия денег ; 2) лицензирование финансовых организаций ; 3) установление ключевой (учётной) ставки ; 4) принятие государственного бюджета ; 5) открытие депозитов частным лицам ; 6) хранение золотовалютных резервов .

Найдите две функции, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

22 Ниже приведён перечень функций, выполняемых банками. Все они, за исключением двух, относятся к сфере деятельности коммерческих банков.

1) обслуживание депозитов ; 2) обмен валюты ; 3) установление ключевой (учётной) ставки ; 4) выдача потребительских кредитов ; 5) монопольная эмиссия денег ; 6) консультирование по финансовым вопросам .

Найдите две функции, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Запишите в х

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Права и свободы человека и гражданина

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) всеобщие выборы; 2) парламентская демократия; 3) ответственное перед парламентом правительство; 4) депутаты от оппозиции; 5) равенство перед законом.

3

Ниже приведён перечень прав и обязанностей. Все они, за исключением двух, относятся только к правам работника.

1) бережно относиться к имуществу работодателя, 2) получать заработную плату своевременно и в полном объёме, 3) трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, 4) добросовестно исполнять свои трудовые функции, 5) иметь полную достоверную информацию об условиях труда, 6) заключать трудовой договор.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о самооценке личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Самооценка выступает исходной точкой самопознания.

2. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.

3. Завышенная самооценка личности всегда является результатом ее реальных достижений.

4. Люди с низкой самооценкой проводят сравнение с другими, только будучи уверенными в успехе.

5. Заниженная самооценка способствует развитию лидерских качеств.

5

Установите соответствие между особенностью (обозначено буквами) и видом деятельности, к которой она относится (обозначено цифрами).

6

В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. увеличение количества учебных предметов

2. сокращение времени изучения естественных наук

3. ориентация на интересы и склонности ученика

4. применение технологий, сберегающих здоровье

5. уделение особого внимания нравственному воспитанию

6. компьютеризация образовательного процесса

7

Выберите верные суждения о банковской системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Структурным элементом банковской системы являются страховые компании.

2. Прием вкладов у населения относится к активным операциям коммерческого банка.

3. Центральный банк - хранитель золотовалютных запасов страны.

4. Крупные предприятия открывают свои депозитные счета в Центральном банке.

5. К пассивным операциям коммерческого банка относится получение кредитов от других банков.

8

Установите соответствие между функциями и уровнями банковской системы

9

Правительству государства Т удалось сократить дефицит государственного бюджета, уменьшив расходы на содержание государственного аппарата. Какие еще расходные статьи могут содержаться в государственном бюджете? Выберите нужные позиции из списка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. продажа государственных облигаций

2. акцизные сборы

3. обслуживание госдолга

4. выплата пенсий

5. взносы на социальное страхование

10

11

Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Межпоколенная мобильность - сравнительное изменение социального статуса у различных поколений.

2. Организованной мобильностью называют перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали, которые управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия.

3. К горизонтальному виду мобильности относится получение внеочередного воинского звания.

4. К вертикальному виду мобильности относится переход человека в более низкий социальный слой.

5. Социальная мобильность - это разделение общества на группы, занимающие разное положение в обществе.

12

На рисунке отражена ситуация на рынке мясных товаров (R - цена, Z - количество). Проанализируйте изменение спроса (линия спроса A переместилась в положение A1). Чем может объясняться подобное изменение?

1. налоговыми льготами для производителей мясных продуктов

2. ростом благосостояния основной массы потребителей

3. ростом числа производителей мясных продуктов

4. распространением информации об эпидемическом заболевании животных

5. наступил религиозный пост, которого придерживается большое количество потребителей

13

Выберите верные суждения о принципах уголовного права.

1. В уголовном праве действует презумпция вины.

2. Действует принцип неприменения наказания более тяжкого, чем предусматривалось при совершении преступления.

3. Криминальная ответственность должна налагаться в установленном порядке, размере и компетентными для этого государственными органами.

4. Действует принцип защиты предпринимателей и потребителей как основных субъектов уголовного права.

5. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

6. Базовым считается равенство субъектов уголовного процесса.

14

Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15

В ст. 3 Конституции Итальянской Республики указано, что задачей государства является устранение препятствий, которые фактически ограничивают свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности. Какие выводы позволяет сделать данное конституционное положение? Запишите цифры, под которыми эти выводы указаны

1. Республика провозгласила ценности демократического социального государства.

2. Республика отличается стабильными социальными отношениями.

3. Республика является государством благосостояния с высокими жизненными стандартами.

4. Республика является современным государством с развитым законодательством.

5. Республика провозгласила суверенитет народа.

6. Республика признает человека, его права и свободы высшей ценностью.

16

Согласно Конституции РФ к ветвям высшей государственной власти относится власть

1. судебная

2. муниципальная

3. исполнительная

4. партийная

5. законодательная

6. народная

17

Какие черты свойственны такой организационно-правовой форме предприятия, как акционерное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. учредителями могут быть только граждане

2. возможность получать дивиденды

3. необходимость личного трудового участия в деятельности предприятия

4. возмещение долгов собственным имуществом

5. нацеленность на получение прибыли

6. риск убытков в пределах стоимости ценных бумаг.

18

Установите соответствие между правовым положением личности в РФ и приведенными конституционными правами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

19

Выберите верные суждения о международном праве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Человек не только имеет права, закрепленные в межгосударственных соглашениях, но и несет ответственность за нарушение принципов и норм международного права.

2. Субъектом международного правонарушения и преступления является государство.

3. К военным преступлениям и преступлениям против человечества неприменим срок давности.

4. В число международных преступлений входят действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны.

5. Для судебного преследования лиц, виновных в преступных нарушениях прав человека был создан международный гражданский суд.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

«Деньги были придуманы ______ (А), прежде всего, для облегчения обмена. Первоначально роль денег играли различные _____ (Б), и лишь потом появились современные формы денег. Признаком денег является способность выполнять функции: средства _____ (В) рыночной ценности товаров и средства сбережения. Возникновение современных форм денег было вызвано неудобством ____ (Г), который требует чрезвычайной множественности относительных цен. Деньги позволили упростить функционирование _____ (Д) и облегчили всю хозяйственную жизнь общества. Деньги, кроме того, позволяют выражать ценность всех товаров в единой _____ (Е) и учитывать их для нужд контроля и управления».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. человечество

2. измерение

3. издержки

5. торговля

6. система

7. прибыль

8. предметы

9. инфляция

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются...

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг...

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

(Н. Смелзер )

Показать ответ

Задания из второй части требуют развёрнутого ответа.

Первые четыре задания 21-24 относятся к одному тексту.

Все задания многосоставные, обращайте внимание на то сколько ответов от вас требуется.

В этом задании два вопроса, следовательно у вас должен быть:

Оба вопроса требуют ответа с опорой на текст, значит надо выписать цитаты из текста, однако если будет переписан большой отрезок из текста с надеждой угадать правильный ответ, задание не будет оценено положительно.

1. правильность содержания

За это задание можно получить 2 первичных балла. Одна ошибка или один невыполненный ответ приведут к оцениванию задания в 1 балл. Две ошибки и более, два невыполненных задания и более - 0 баллов.

Назовите три причины, которые, по мнению автора, ограничивают «способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну причину, не указанную в тексте.

Показать ответ

Задание требует развёрнутого ответа.

Требуется указать три причины по тексту и одну причину не по тексту, следовательно ответ будет состоять из четырёх частей. Причины по тексту выписываем в виде цитат. В тексте причин может быть больше трёх, вы можете выписать больше, но будут учтены только три. Иногда так делают для подстраховки, если сомневаются в правильности найденных в тексте причин. Обязательно одна причина должна быть не по тексту.

Все ответы оцениваются по двум критериям:

1. правильность содержания

2. количество правильных ответов.

Если вы правильно ответили, но только на один вопрос, то ответ будет оценен неполностью.

За это задание можно получить 3 первичных балла. Одна ошибка или один невыполненный ответ приведут к оцениванию задания в 2 балла. Две ошибки и более, два невыполненных задания и более - 1 балл, и т.д.

Проиллюстрируйте тремя примерами приведённую автором мысль И.А. Ильина о том, что человек должен всегда считаться с реальностью, с данными ему объективными обстоятельствами и законами, иначе он обречён на неудачу.

Показать ответ

Могут быть приведены такие примеры:

1) высоко оценивающий свою квалификацию выпускник вуза без опыта работы полгода искал высокооплачиваемую работу, но работодатели или отдавали предпочтение кандидатам с опытом работы или предлагали существенно меньшую, чем он запрашивал, оплату;

2) автомобилист нарушил правила дорожного движения, его действия были зафиксированы видеокамерой, и автомобилисту пришлось уплатить штраф;

3) девушка проигнорировала предупреждение родителей о том, что на улице холодно, и необходимо тепло одеться, в результате она простудилась и заболела.

Могут быть приведены другие примеры

Какую особенность социального познания назвал автор? Используя обществоведческие знания, приведите два обоснования мнения о возможности достижения истины в социальном познании.

Показать ответ

1) особенность : человек одновременно является субъектом и объектом социального познания;

(Особенность может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.)

2) обоснования:

В социальном познании существуют специальные методы сбора информации, обоснования теоретических положений;

Истинность результатов социального познания может быть подтверждена социальной практикой.одно предложение с информацией о типах (видах) государственного устройства, опирающейся на знания курса, например: Различают унитарные и федеративные государства.;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о типах (видах) государственного устройства.)

3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знания курса сущность любого типа (вида) государственного устройства, например: Федерация - форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства территориальные единицы обладают политической, экономической и культурной самостоятельностью и имеют собственное административно-территориальное деление.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого типа (вида) государственного устройства.)

Приведите три возможных критерия классификации политических партий и укажите типы партий, выделяемых в каждой из этих классификаций.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

ответ на вопрос: основанием расторжения трудового договора стала собственная инициатива работника; другие основания, например:

Соглашение сторон;

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя;

Перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);

Обстоятельства, не зависящие от воли сторон (стихийные бедствия и др.).

Могут быть приведены иные обоснования

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Гражданское общество и его роль в современной жизни». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Показать ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Провозглашение прав и свобод личности высшей социальной ценностью - предпосылка и условие развития гражданского общества.

2. Объединения гражданского общества:

а) социальные движения;

б) культурные, спортивные организации;

в) органы местного самоуправления;

г) церковь и др.

3. Основные черты гражданского общества:

а) правовая защищенность граждан;

б) разнообразие интересов и их реализация через различные институты;

в) свободное выражение общественного мнения;

г) плюрализм;

д) определенный уровень гражданской культуры и др.

4. Функции гражданского общества:

а) защита частных сфер жизни людей;

б) контроль за соблюдением конституционных принципов правового государства;

в) стабилизация общественных отношений.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Наука - это кладбище гипотез». (А. Пуанкаре)

29.2. Экономика «Главная социальная ответственность бизнеса состоит в том, чтобы не содействовать росту нищеты и безработицы». (Б.С. Ерасов)

29.3. Социология, социальная психология «Каждый человек отличается от другого и с каждым днём отличается от себя». (А. Поп)

29.4. Политология «Лучшее государственное устройство для любого народа - это то, которое сохранило его как целое». (М. Монтень)

29.5. Правоведение «Цель наказания не мщение, а исправление». (А.Н. Радищев)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ». ВАРИАНТ 1.

    Выберите верные суждения о субъектах банковской деятельности и запишите цифры , под которыми они указаны.

    Коммерческие банки могут заниматься производством материальных ценностей.

    Центральный банк может принимать депозиты и выдавать кредиты.

    Центральный банк может устанавливать определенные финансовые нормативы, которые обязаны соблюдать все кредитные организации.

    Коммерческие банки могут заниматься торговлей и страхованием имущества.

    Коммерческие банки могут заниматься кредитованием предприятий, государства и населения.

    Правительству государства Т удалось сократить дефицит государственного бюджета, уменьшив расходы на содержание государственного аппарата. Какие еще расходные статьи могут содержаться в государственном бюджете? Выберите нужные позиции из списка и запишите цифры , под которыми они указаны.

    продажа государственных облигаций

    акцизные сборы

    обслуживание госдолга

    выплата пенсий

    взносы на социальное страхование

    содержание армии

    Выберите верные суждения о налогообложении и запишите цифры , под которыми они указаны.

    Пропорциональное налогообложение означает, что налог зависит от величины дохода.

    При пропорциональном налогообложении с высоких доходов взимается больший процент, чем с низких.

    При прогрессивной системе по мере возрастания дохода увеличивается ставка налога.

    При регрессивном налогообложении семья с меньшими доходами платит больший процент от своих доходов, чем семья с высокими доходами.

    При регрессивном налогообложении могут взиматься одинаковые суммы налога со всех налогоплательщиков.

    Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Инфляция представляет собой устойчивую (А) роста общего уровня цен. В зависимости от уровня инфляции выделяют умеренную инфляцию, галопирующую инфляцию, (Б). Основной причиной инфляции экономисты считают увеличение (В). Именно высокие темпы её роста с целью финансирования (Г) государственного бюджета, который возникает из-за того, что расходы (Д) превышают его доходы, служат основной причиной высокой инфляции. Чем выше инфляции, тем более её (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один , раз.

Список терминов:

    государство

    общество

    издержки

    тенденция

    развитие

    денежная масса

    ценные бумаги

    дефицит

    гиперинфляция

(А) Согласно статистике, у 60% россиян есть счета в банках. (Б) Самый страшный враг накоплений, лежащих на депозитных счетах, - инфляция. (В) Инфляция представляет собой устойчивую тенденцию роста общего уровня цен. (Г) Выбор валюты, в которой можно хранить сбережения, непрост. (Д) Ставка вкладов всегда менее значительна, чем рост инфляции.

    фактический характер

    характер оценочных суждений

    характер теоретических утверждений

Рыночная экономика - это социальная система разделения труда и частной собственности на средства производства. Рынок направляет активность людей в такое русло, где они лучше всего соответствуют потребностям окружающих. Рынок работает без принудительных мер. Поддержание жизни, здоровья и собственности против насилия, агрессии, надувательства со стороны внутренних преступных элементов и внешних врагов - таковы функции государства, гаранта нормальной работы рыночной экономики. Индивид интегрируется, как умеет, самостоятельно в систему кооперации.

Рыночный процесс есть адаптация индивидуальных поступков к требованиям взаимной кооперации. Цены указывают производителям, что, как и в каком количестве следует производить. Рынок есть фокус, в котором пересекаются и отражаются виды активности; из этого центра они распространяются дальше.

Рыночную экономику следует строго отличать от второй мыслимой системы. Систему государственной собственности на средства производства обычно называют социализмом, коммунизмом, плановой экономикой или государственным капитализмом. Рыночная экономика, или, как обычно говорят, капитализм, и социалистическая экономика взаимно исключают друг друга. [...]

Капитализм, т.е. рыночная экономика, - это система социального взаимодействия и разделения труда, основанная на частной собственности на средства производства. Материальные факторы производства находятся в собственности отдельных граждан, капиталистов и землевладельцев. Производство на заводах и фермах организуют предприниматели и фермеры, т.е. индивиды или ассоциации индивидов, которые либо сами являются собственниками капитала, либо взяли в долг или аренду у собственников. Характерной чертой капитализма является свободное предпринимательство. Цель любого предпринимателя, будь то промышленник или фермер, состоит в получении прибыли.

Капиталисты, предприниматели и фермеры играют важную роль в сфере экономики. Они стоят у штурвала и ведут корабль. Но они не вольны определять его курс. Они всего лишь рулевые, обязанные беспрекословно подчиняться приказам капитана. Капитаном является потребитель.

Капиталисты, предприниматели, фермеры не определяют, что следует производить, - это делают потребители. Бизнесмены производят не для собственного потребления, а на рынок. Их основная цель - продать свою продукцию. Если потребители не покупают предлагаемые товары, бизнесмен не может окупить понесённые затраты. Он теряет свои деньги. Если он не сможет приспособить производство к желаниям потребителей, ему очень скоро придётся расстаться со своим привилегированным положением штурмана. Его заменят другие, кому лучше удаётся удовлетворять запросы потребителей.

(Л. Мизес)

1.На какие показатели производства указывают цены в условиях рынка? Что заставляет предпринимателя производить нужные людям блага?

2.Каковы, на взгляд автора, функции государства в условиях рынка? Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну функцию.

3. В тексте отмечается, что в условиях рынка материальные факторы производства находятся в частной собственности. Опираясь на обществоведческие знания, назовите три фактора производства и конкретизируйте каждый из них.

4. Как, на взгляд автора, соотносятся рыночная и плановая (государственная) экономика? Согласны ли Вы с автором в этом вопросе? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.

    Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «безработица»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах безработицы, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов безработицы.

    В ходе дискуссии было выражено мнение о том, что экстенсивный путь развития экономики исчерпал себя. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента в поддержку и один аргумент в опровержение этого мнения.

    «Налог на шляпы повысит цены шляп, налог на обувь - цену обуви. В противном случае такой налог был бы, в конце концов, уплачен фабрикантом: его прибыль упала бы в сравнении с общей нормой и он покинул бы свой промысел», - написал английский экономист Д. Риккардо. О каком виде налогов говорится в этом высказывании? Поясните свой ответ и укажите, кто является сборщиком, а кто - плательщиком этого налога

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Бюджетно-налоговое регулирование в условиях рынка». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ». ВАРИАНТ 2.

    Выберите верные суждения о банковской системе и запишите цифры , под которыми они указаны.

    Структурным элементом банковской системы являются страховые компании.

    Прием вкладов у населения относится к активным операциям коммерческого банка.

    Центральный банк - хранитель золотовалютных запасов страны.

    Крупные предприятия открывают свои депозитные счета в Центральном банке.

    К пассивным операциям коммерческого банка относится получение кредитов от других банков.

    Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры , под которыми они указаны.

    Инфляция проявляется в снижении покупательной способности денег.

    Различают микроинфляцию и гиперинфляцию.

    Рост цен на ресурсы порождает инфляцию предложения.

    Одна из причин инфляции - усиление конкуренции между производителями.

    К последствиям инфляции относится рост реальной заработной платы работников.

    У Надежды сын-дошкольник, и она по согласованию с руководством предприятия занята на производстве неполный рабочий день. Какие еще категории, помимо частично занятых, включаются в численность рабочей силы страны? Запишите цифры , под которыми указаны такие категории.

    домохозяйки

    работающие по гибкому графику

    не имеющие работы, но активно ее ищущие

    отбывающие срок заключения в тюрьмах

    студенты дневных отделений вузов

    находящиеся в очередном отпуске

    Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Рыночная система хозяйствования, как и любая иная (А), имеет свои достоинства и недостатки. Рыночная система способна обеспечивать быстрый и эффективный (Б), в т.ч. путем предпринимательской активности населения. Рыночное хозяйство отличает высокая способность к эффективному распределению (В), к быстрой разработке и широкому внедрению конкурентоспособных (Г). В то же время рыночный механизм хозяйствования не обеспечивает полной (Д) и стабильного уровня цен. Кроме того, он не создает материальных стимулов для производства тех (Е), которые относятся к так называемым общественным благам»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

    экономический рост

    товары и услуги

    ресурсы

    государственный бюджет

    экономическая система

    производственные технологии

    занятость населения

    социальная дифференциация

    безработица

5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Две крупнейшие в стране энергетические компании заявили о своём слиянии. (Б) Это вызвало значительный рост курса акций большинства из этих компаний. (В) Однако вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь устойчивый характер. (Г) Акции нефтяных компаний становятся «локомотивами» фондового рынка. (Д) Акции как ценные бумаги являются представителями реального капитала и в определённой мере отражают его величину.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Прочитайте текст и выполните задания 1-4.

Должно ли государство регулировать экономику?

Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования. (А. Фелдстайн)

Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии... Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения.

(Р. Альфонсин)

1. Совпадает ли позиция авторов по вопросу о роли государства в рыночной экономике? Приведите по одному положению из каждого текста, подтверждающему ваш вывод.

2. Как оценивает каждый из авторов значение государственного перераспределения доходов населения? Почему дает такую оценку?

3. Укажите три отрицательных последствия, к которым, по мнению автора первого текста, ведет государственное регулирование в условиях рынка. Опираясь на знания из курса обществоведения, попытайтесь доказать необоснованность одного из этих следствий.

4. Какие, на взгляд автора второго текста, полезные функции выполняет государство в условиях рынка? (Укажите три функции.) Опираясь на знания из курса обществоведения, приведите еще одну необходимую функцию государства в условиях рыночной экономики.

    Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об участниках рынка труда, и второе предложение, содержащее информацию о форме дохода, получаемого в результате использования труда как фактора производства.

    В рыночной экономике с определенной периодичностью наблюдаются спады и подъемы производства и деловой активности. Дайте три пояснения причин циклического развития экономики в условиях рынка. Конкретизируйте любую из этих причин.

    Коммерческое предприятие «Сигма» занимается разработкой и распространением программного обеспечения для компьютеров. Получаемая от реализации продукции прибыль распределяется в соответствии с размером вносимого каждым членом коллектива пая и долей его трудового участия. Какова организационно-правовая форма этого предприятия? Укажите два признака, по которым вы это установили. Назовите еще один дополнительный признак этой организационно-правовой формы, не указанный в условии задачи.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экономика фирмы». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.