Учет и отчетность. Организация работ по накоплению, освежению и хранению материальных ценностей в мобилизационном резерве Инструкция по длительному хранению материальных ценностей мобрезерва

Модельный закон «О государственном материальном резерве»

Настоящий Закон устанавливает общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения, освежения и замены запасов государственного материального резерва в государствах - участниках СНГ для регулирования правоотношений, устанавливаемых актами национального законодательства в данной области.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие государственного материального резерва

Государственный материальный резерв является особым государственным запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных настоящим Законом.

В состав государственного материального резерва входят запасы материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, предназначенные для:

Обеспечения мобилизационных нужд;

Обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Оказания поддержки отраслям экономики государства и организациям;

Оказания гуманитарной помощи;

Оказания регулирующего воздействия на рынок.

Статья 2. Термины и определения

В настоящем модельном законе используются следующие термины и определения:

государственный резерв - запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания поддержки отраслям экономики государства и организациям, оказания гуманитарной помощи и регулирующего воздействия на рынок;

мобилизационный резерв - запасы материальных ценностей и материалов для мобилизационных нужд государства, предназначенные для обеспечения развертывания производства военной и другой промышленной продукции, ремонта военной техники и имущества в особый период, развертывания в военное время работ по восстановлению железнодорожных и автомобильных дорог, морских и речных портов, аэродромов, линий и сооружений связи, газопроводов и нефтепродуктопроводов, систем энергоснабжения и водоснабжения для организации бесперебойной работы промышленности, транспорта и связи, предоставления медицинской помощи;

поставка материальных ценностей в государственный материальный резерв - закупка и (или) отгрузка (доставка) материальных ценностей в организации для хранения;

закладка материальных ценностей в государственный материальный резерв - принятие материальных ценностей для хранения в государственном материальном резерве;

выпуск материальных ценностей из государственного материального резерва - реализация материальных ценностей государственного материального резерва, либо безвозмездная передача указанных материальных ценностей определенному получателю (потребителю), а также реализация их на рынке;

ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва - хранение материальных ценностей государственного материального резерва в организациях различных организационно-правовых форм, не входящих в систему государственного материального резерва, без предоставления им права самостоятельного пользования этими материальными ценностями до принятия в установленном порядке решения об их выпуске из государственного материального резерва;

освежение запасов государственного материального резерва - выпуск материальных ценностей из государственного материального резерва в целях недопущения истечения установленного срока хранения (годности) материальных ценностей, тары, упаковки, а также вследствие возникновения обстоятельств, могущих повлечь за собой порчу или ухудшение качества хранимых материальных ценностей до истечения установленного срока их хранения (годности), с последующей поставкой в государственный материальный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей;

заимствование материальных ценностей из государственного материального резерва - выпуск материальных ценностей из государственного материального резерва на определенных условиях с последующим возвратом в государственный материальный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей;

разбронирование материальных ценностей государственного материального резерва - выпуск материальных ценностей из государственногоматериального резерва без последующей их закладки в государственный материальный резерв;

замена материальных ценностей государственного материального резерва - выпуск материальных ценностей из государственногоматериального резерва в связи с изменением стандартов и технологии изготовления изделий с одновременной закладкой материальных ценностей соответствующих действующим стандартам и технологии изготовления изделий;

перемещение материальных ценностей государственного материального резерва - безвозмездная передача материальных ценностей государственного материального резерва от одной организации, осуществляющей их ответственное хранение, другой организации, осуществляющей такое хранение или организациям системы государственного материального резерва для дальнейшего хранения или реализации указанных материальных ценностей;

запасы стратегических материалов и товаров - запасы материалов и товаров, обеспечивающие потребности государства в запасах сырьевых, материально-технических и продовольственных ресурсах, необходимых для обеспечения национальной безопасности государства, и достаточных для оказания стабилизирующего воздействия на экономику страны;

самовольное использование материальных ценностей государственного материального резерва - использование или реализация ответственным хранителем материальных ценностей государственного материального резерва, находящихся у него на ответственном хранении, без соответствующего разрешения на это государственного органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным материальным резервом.

Статья 3. Единая система государственного материального резерва

1. Формирование, хранение и обслуживание запасов материальных ценностей государственного резерва, методическое обеспечение и координация работ по формированию мобилизационного резерва обеспечивается государственным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным материальным резервом, его территориальными органами (при их наличии) и подведомственными организациями, которые образуют единую систему государственного материального резерва (далее - система государственного материального резерва).

Организации, осуществляющие ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва, не входят в систему государственного материального резерва и оказывают услуги по хранению и обслуживанию запасов государственного материального резерва на договорной (контрактной) основе.

2. Структура единой системы государственного материального резерва и порядок управления государственным материальным резервом определяются правительством государства-участника СНГ.

Деятельность организаций системы государственного материального резерва в части формирования, хранения и обслуживания запасов государственного материального резерва регулируется актами национального законодательства, решениями правительства государства-участника Содружества.

3. Запасы государственного материального резерва независимо от места их размещения, емкости для хранения запасов государственного материального резерва и другое имущество входящих в систему государственного материального резерва организаций, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного материального резерва, являются государственной собственностью, не подлежат приватизации и включению в конкурсную массу при признании организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва, несостоятельными (банкротами).

Решения о несостоятельности (банкротстве) организаций-хранителей материальных ценностей государственного материального резерва принимаются в судебном порядке после снятия с них заданий по накоплению материальных ценностей мобилизационного резерва.

4. Решения о создании, реорганизации, ликвидации организаций, входящих в систему государственного материального резерва, и закреплении за ними имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление принимаются государственным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным материальным резервом, в порядке, определенном правительством государства-участника СНГ.

Емкости организаций (за исключением государственных унитарных предприятий), входящих в систему государственного материального резерва, а также склады организаций, осуществляющих ответственное хранение запасов государственного материального резерва, являются объектами мобилизационного назначения.

5. Управление системой государственного материального резерва относится исключительно к компетенции государственного органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным материальным резервом.

Другие государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также общественные объединения и иные организации не вправе вмешиваться в деятельность организаций системы государственного материального резерва по формированию, размещению, хранению, использованию, пополнению, освежению и обслуживанию запасов государственного материального резерва, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государства-участника Содружества.

Статья 4. Номенклатура и объемы накопления материальных ценностей государственного материального резерва

Номенклатура и объемы накопления материальных ценностей в государственном материальном резерве устанавливаются правительством государства-участника СНГ.

Ежегодный объем накопления материальных ценностей в государственном материальном резерве планируется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в государственном бюджете на текущий финансовый год, а также с учетом объемов накопления, установленных правительством государства-участника Содружества.

Статья 5. Неснижаемый запас государственного резерва

В составе государственного резерва образуется неснижаемый запас материальных ценностей (постоянно поддерживаемый объем их хранения).

Номенклатура и объемы материальных ценностей, подлежащих хранению в неснижаемом запасе государственного резерва, утверждаются правительством государства-участника СНГ.

Статья 6. Полномочия органов исполнительной власти, не осуществляющих управление государственным материальным резервом, и органов местного самоуправления в отношении государственного материального резерва

Органы исполнительной власти, не осуществляющие управление государственным материальным резервом, и органы местного самоуправления:

Дают согласие на размещение на подведомственных им территориях вновь создаваемых организаций системы государственного материального резерва;

Оказывают содействие в заключении договоров с расположенными на подведомственных им территориях организациями различных организационно-правовых форм на ответственное хранение и поставку материальных ценностей в государственный материальный резерв;

В случае необходимости обращаются в установленном порядке с просьбами о заимствовании материальных ценностей из государственного материального резерва, а также с предложениями о закладке материальных ценностей в государственный материальный резерв.

Статья 7. Финансирование системы государственного материального резерва

Средства, уплачиваемые получателями материальных ценностей, выпускаемых из государственного резерва в связи с освежением, заменой, разбронированием или по другим основаниям, плата за заимствование материальных ценностей из государственного резерва, а также неустойка (штрафы и пени), взимаемая в соответствии с законодательством о государственном материальном резерве, зачисляются в доход государственного бюджета

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСТАВОК МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАТЕРИАЛЬНЫЙ
РЕЗЕРВ И ЕГО РАЗМЕЩЕНИЕ

Статья 8. Формирование и размещение заказов на поставку материальных ценностей в государственный материальный резерв

1. Заказы на поставку материальных ценностей в государственный материальный резерв размещаются в организациях различных организационно-правовых форм.

2. Государственным заказчиком на поставку материальных ценностей в государственный материальный резерв является государственный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным материальным резервом.

3. Государственный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным материальным резервом:

Формирует предложения к проекту государственного бюджета на соответствующий год по структуре расходов системы государственного материального резерва;

Осуществляет в соответствии с законодательством государства отбор поставщиков материальных ценностей в государственный материальный резерв;

Заключает в соответствии с законодательством государства с поставщиками материальных ценностей в государственный резерв государственные контракты (договоры);

Обеспечивает расчеты с поставщиками за материальные ценности, поставляемые в государственный материальный резерв в соответствии с государственным контрактом (договором).

4. Государственный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным материальным резервом, вправе на контрактной (договорной) основе передавать организациям, осуществляющим ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва, часть своих функций по размещению заказов на поставку материальных ценностей в государственный материальный резерв, а также по выпуску материальных ценностей из государственного материального резерва.

Статья 9. Размещение государственного материального резерва

1. Запасы материальных ценностей государственного материального резерва размещаются в организациях системы государственного материального резерва и в организациях различных отраслей экономики, осуществляющих ответственное хранение указанных запасов на договорной основе.

Размещение и строительство на территории государства объектов системы государственного материального резерва осуществляются в порядке, устанавливаемом правительством государства - участника СНГ.

2. Перечни организаций осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва номенклатура и объемы хранения материальных ценностей государственного материального резерва определяется специальными планами, утвержденными правительством государства - участника СНГ.

3. Организации, осуществляющие ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва, обеспечивают своими силами и средствами размещение, хранение, своевременное освежение, замену и выпуск материальных ценностей государственного материального резерва на договорной основе с государственным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным материальным резервом.

4. Возмещение затрат организациям, осуществляющим ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва производится за счет средств государственного бюджета государственным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным материальным резервом, в соответствии с условиями контракта (договора).

5. Сведения об объемах накопления, размещении, поставке, выпуске, закладке, освежении и фактических запасах государственного материального резерва являются государственной тайной, разглашение которой влечет за собой ответственность в порядке, установленном законодательством государства - участника СНГ.

Государственный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным материальным резервом, принимает решения о перемещении материальных ценностей государственного материального резерва на площади организаций системы государственного материального резерва в случаях реорганизации и (или) ликвидации организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва, осуществления процедуры их банкротства или перехода акций (паев, долей в уставном капитале) иностранным инвесторам.

ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ПОСТАВКИ И ВЫПУСКА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО МАТЕРИАЛЬНОГО РЕЗЕРВА

Статья 10. Особенности поставки, закладки и хранения материальных ценностей государственного материального резерва

Поставки материальных ценностей в государственный материальный резерв являются поставками продукции для государственных нужд, осуществляемые в соответствии с законодательством государства - участника Содружества.

Материальные ценности, которые поставляются в государственный материальный резерв и в отношении которых установлены требования обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, должны иметь сертификаты соответствия указанным требованиям на весь срок хранения.

Сроки и условия хранения материальных ценностей государственного резерва устанавливает государственный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным материальным резервом, с учетом требований технических регламентов, стандартов и научно - технической документации.

Сроки и условия хранения материальных ценностей мобилизационного резерва устанавливаются государственным органом исполнительной власти, выдавшим мобилизационное задание, по согласованию с государственным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным материальным резервом.

Материальные ценности государственного материального резерва, размещенные в организациях, осуществляющих ответственное хранение, подлежат страхованию государственным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным материальным резервом.

Статья 11. Основания и порядок выпуска материальных ценностей государственного материального резерва

1. Выпуск материальных ценностей из государственного материального резерва осуществляется:

В связи с их освежением и заменой;

В порядке заимствования;

В порядке разбронирования;

Для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Для оказания поддержки отраслям экономики государства и организациям;

Для оказания гуманитарной помощи;

Для оказания регулирующего воздействия на рынок;

Для обеспечения мобилизационных нужд.

2. Выпуск из государственного материального резерва подлежащих освежению и замене материальных ценностей, хранящихся в организациях системы государственного материального резерва, производится государственным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным материальным резервом, на основании решений правительства государства-участника СНГ или во исполнение заданий государственного оборонного заказа на соответствующий год.

Освежение материальных ценностей государственного материального резерва, размещенных в организациях, осуществляющих ответственное хранение, а также их замена на контрактной (договорной) основе на продукцию аналогичного ассортимента и качества производятся указанными организациями самостоятельно. Для отдельных видов материальных ценностей государственного материального резерва правительством государства-участника СНГ может устанавливаться иной порядок их освежения и замены.

3. Выпуск материальных ценностей из государственного материального резерва в порядке заимствования производится на основании решения правительства государства-участника Содружества.

Правила выпуска в порядке заимствования и возврата материальных ценностей государственного материального резерва устанавливаются правительством государства-участника СНГ.

4. При выдаче материальных ценностей из государственного материального резерва в порядке заимствования организация-получатель (заемщик) представляет гарантийное обязательство по возврату материальных ценностей в государственный материальный резерв.

5. Выпуск материальных ценностей из государственного материального резерва, кроме неснижаемого запаса, в порядке заимствования на срок не более шести месяцев и до 20 % объема материальных ценностей, находящихся в государственном материальном резерве на начало текущего года, может производиться на основании решения руководителя государственного органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным материальным резервом, на договорной основе.

6. При заимствовании материальных ценностей мобилизационного резерва организация-заемщик возвращает в мобилизационный резерв равное количество аналогичных материальных ценностей.

7. Правительство государства-участника Содружества вправе принимать решение о взыскании задолженности по возврату материальных ценностей в государственный материальный резерв иными материальными ценностями, входящими в номенклатуру государственного материального резерва, а также денежными средствами.

8. Выпуск материальных ценностей из государственного материального резерва в порядке разбронирования производится государственным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным материальным резервом, на основании решения правительства государства-участника СНГ.

Выпуск материальных ценностей из государственного материального резерва для обеспечения неотложных нужд при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется по запросу государственного органа исполнительной власти, на который возложены функции координации работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, на основании решения правительства государства-участника Содружества. Восполнение в государственном материальном резерве запасов указанных материальных ценностей обеспечивается за счет их получателей в установленные сроки или в ином порядке, устанавливаемом правительством государства-участника СНГ.

9. Выпуск из государственного материального резерва материальных ценностей для оказания гуманитарной помощи осуществляется на основании решения правительства государства-участника Содружества.

Статья 12. Использование запасов государственного материального резерва для оказания регулирующего воздействия на рынок.

1. На основании решения правительства государства-участника СНГ материальные ценности государственного материального резерва могут использоваться для оказания регулирующего воздействия на рынок, которое осуществляется путем проведения закупочных и товарных интервенций в соответствии с номенклатурой и объемами запасов государственного материального резерва, но без использования объемов неснижаемого запаса государственного резерва.

2. При необходимости правительство государства-участника Содружества принимает решения о закупке и закладке материальных ценностей в государственный материальный резерв сверх установленных объемов накопления за счет средств государственного бюджета.

Статья 13. Обеспечение перевозок материальных ценностей государственного материального резерва

Перевозка материальных ценностей государственного материального резерва производится транспортными организациями в первоочередном порядке.

Материальные ценности, выпускаемые из государственного материального резерва на основании решений правительствагосударства-участника СНГ, в том числе для обеспечения неотложных нужд при чрезвычайных ситуациях, принимаются к перевозке транспортными организациями по предъявлении груза без предварительной оплаты.

Транспортные организации сдают и принимают все материальные ценности государственного материального резерва с обязательной проверкой веса или количества мест (в зависимости от рода груза).

ГЛАВА 4. ИМУЩЕСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 14. Имущественная ответственность по операциям с материальными ценностями государственного материального резерва

1. За просрочку поставки (закладки), недопоставку (неполную закладку) материальных ценностей в государственный материальный резерв поставщик (организация, осуществляющая ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва) уплачивает неустойку в размере 50% стоимости недопоставленных (незаложенных) материальных ценностей.

Неустойка взыскивается до фактического выполнения обязательства по поставке материальных ценностей в соответствии с заключенным договором.

2. За несвоевременный возврат в государственный материальный резерв заимствованных материальных ценностей с заемщика взыскивается пеня в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка государства-участника Содружества от стоимости невозвращенных материальных ценностей за каждый день просрочки до полного выполнения обязательства по возврату материальных ценностей в государственный материальный резерв.

3. За несвоевременное выполнение указаний государственного органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным материальным резервом, и его территориальных органов об отгрузке материальных ценностей государственного материального резерва организация, осуществляющая ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва, уплачивает пеню в размере 0,5 % их стоимости за каждый день просрочки до полного выполнения обязательства.

4. За поставку (закладку) в государственный материальный резерв материальных ценностей, не пригодных для длительного хранения, некомплектных или не соответствующих по своему качеству и ассортименту условиям государственного контракта (договора), поставщик (организация, осуществляющая ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва) уплачивает штраф в размере 20% стоимости забракованных - не соответствующих условиям государственного контракта (договора) - материальных ценностей.

5. За поставку (закладку) в государственный материальный резерв немаркированных или ненадлежаще маркированных материальных ценностей либо материальных ценностей, поставленных в ненадлежащей таре (упаковке), за использование средств пакетирования, не соответствующих законодательству о техническом регулировании, условиям договора изготовитель (поставщик) уплачивает штраф в размере 5 % стоимости указанных материальных ценностей.

Поставщик обязан в течение месяца заменить забракованные материальные ценности, тару (упаковку), восстановить или исправить маркировку.

6. При обнаружении скрытых производственных дефектов в материальных ценностях, поставленных (заложенных) в государственный материальный резерв, имущественную ответственность несет поставщик независимо от времени поставки (закладки) материальных ценностей в государственный материальный резерв и времени обнаружения указанных дефектов, при условии соблюдения установленных режимов хранения указанных материальных ценностей.

7. За необеспечение количественной сохранности материальных ценностей государственного материального резерва с организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва, взыскиваются пени в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка государства-участника СНГ от стоимости недостающих материальных ценностей за каждый день до полного восстановления их запасов в государственном материальном резерве.

8. При установлении случаев оформления бестоварных операций по закладке материальных ценностей в государственный материальный резерв, организации, осуществляющие ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва, уплачивают пеню в размере 0,5 % их стоимости за каждый день с момента оформления указанной операции до фактической закладки материальных ценностей в государственный материальный резерв.

9. При невыборке из государственного материального резерва материальных ценностей, подлежащих выпуску в предусмотренный договором срок, получатели возмещают затраты, связанные с хранением указанных материальных ценностей сверх этого срока, а также убытки, вызванные снижением качества невыбранных материальных ценностей и расходы на уплату штрафов за неиспользование и простой транспортных средств, предоставленных для отгрузки указанных материальных ценностей.

10. В случае нарушения правил и условий хранения, несвоевременного освежения и замены материальных ценностей государственного материального резерва, а также хранения материальных ценностей, не соответствующих утвержденной номенклатуре, действующим стандартам и техническим условиям, несвоевременного представления установленной отчетности, организации, осуществляющие ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва, уплачивают штраф в размере 20 % стоимости материальных ценностей по операциям, с которыми допущено нарушение, без освобождения их от выполнения обязательств по указанным операциям.

11. За отказ от приемки материальных ценностей в государственный материальный резерв и выдачи материальных ценностей из государственного материального резерва организации системы государственного материального резерва и организации, осуществляющие ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва уплачивают поставщику (покупателю) неустойку в размере 50 % стоимости материальных ценностей, от приемки или отпуска которых заявлен необоснованный отказ.

12. Неустойки (штрафы, пени), предусмотренные пунктами 1 - 5, 7, 8, 10, 11 настоящей статьи, взыскиваются исходя из цен на материальные ценности на дату уплаты, и в полном объеме перечисляются в доход государственного бюджета.

13. Взыскание штрафных санкций, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется в порядке, установленном законодательством государства.

14. Правительство государства-участника СНГ вправе принимать решение о взыскании задолженности по возврату материальных ценностей в государственный материальный резерв иными материальными ценностями, входящими в номенклатуру государственного материального резерва, а также денежными средствами.

Статья 15. Освобождение от уплаты государственной пошлины

Государственный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным материальным резервом, его территориальные органы и организации освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.

ГЛАВА 5. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

Статья 16. Учет и отчетность о наличии и движении материальных ценностей государственного материального резерва.

Бухгалтерские учет и отчетность о наличии и движении материальных ценностей государственного материального резерва осуществляются в соответствии с законодательством государства.

ГЛАВА 6. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 17. Об административной и уголовной ответственности должностных лиц организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва.

Должностные лица организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва, несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей по формированию, размещению, хранению, использованию, пополнению и освежению запасов государственного материального резерва, а также в случае самовольного использования материальных ценностей государственного материального резерва.

Если эти деяния нанесли ущерб обороноспособности и национальной безопасности государства, указанные должностные лица привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством государства-участника СНГ.

Принят на двадцать шестом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 26-9 от 18 ноября 2005 года)

Прошу дать разъяснения по учету операций, а также по начислению НДС по этим операциям(с примерами из судебной практики и разъяснениями налоговых органов).

В рамках исполнения гос контракта предприятие производит освежение материальных ценностей мобилизационного резерва путем одновременной закладки и выпуска материальных ценностей из мобилизационного резерва. Операция освежения материальных ценностей осуществляется на основании первичных документов (акты на закладку и выпуск МТЦ) в которых выделен НДС.

При освежении имущества госрезерва организации – ответственные хранители:



– принимают на хранение вновь приобретенное имущество госрезерва.

Такой порядок следует из положений ст. 2, п.4 статьи 11, п.2 статьи 13 ФЗ-79 от 29.12.94 г. № 79-ФЗ.

Документальное оформление товарообменной операции зависит от вида ТМЦ, которые организация реализует Росрезерву, а также от целей дальнейшего использования приобретенных ТМЦ.

Организация может использовать как унифицированные формы, так и самостоятельно разработанные документы. Если организация использует унифицированные формы документов, то поступление ТМЦ, приобретаемых организацией у Росрезерва, документируется на основании представленной Росрезервом накладной по форме №ТОРГ-12. Если организация планирует использовать приобретенные ТМЦ в качестве материалов, составьте приходный ордер по форме №М-4. Если же организация намерена продавать данные ТМЦ, составьте акт о приемке товаров по форме №ТОРГ-1.

При реализации ТМЦ организация должна составить документы по форме №М-15, ТОРГ-12, №М-15 (в зависимости от дальнейшего использования) или самостоятельно разработанные формы, утвержденные в учетной политике)

По вопросу отражения в бухучете

Для целей бухучета отношения, возникающие при освежении имущества госрезерва между организацией – ответственным хранителем и Росрезервом, квалифицируются как товарообменная операция (письмо Минфина России от 17 февраля 2010 г. №03-07-11/30). При этом каждая из сторон признается продавцом ТМЦ, которые она обязуется передать, и покупателем ТМЦ, которые она обязуется принять в обмен (п.1, 2 ст. 567 ГК РФ). В бухучете приобретение организацией ТМЦ, выпущенных из госрезерва (снятых с забалансового учета), отражается аналогично поступлению ТМЦ по возмездному договору купли-продажи. При этом в зависимости от того, как планируется использовать данные ТМЦ, они приходуются в составе материалов или товаров с отражением на соответствующих счетах бухучета.

Дебет 10 (41) Кредит 60– отражено приобретение ТМЦ, снятых с хранения по фактической себестоимости.

Поскольку по своей сути освежение имущества госрезерва является товарообменной операцией, определите фактическую себестоимость имущества, принятого на учет, как стоимость активов, переданных взамен без учета НДС (п.10 ПБУ 5/01 и п.67 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.01 №119н).

Реализацию товаров (готовой продукции) Росрезерву отражайте следующими проводками:

Дебет 90-2 Кредит 41 (43)– списана стоимость реализованных товаров (готовой продукции);

Дебет 62 Кредит 90-1– отражена реализация товаров (готовой продукции) (на дату перехода права собственности);

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»– начислен НДС с реализации товаров (готовой продукции).

Так как денежные расчеты между организацией и Росрезервом не проводятся, возникающие в учете задолженности погашаются зачетом взаимных требований (ст. 410 ГК РФ):

Дебет 60 Кредит 62– отражено прекращение встречного обязательства по оплате ТМЦ зачетом взаимных требований.

Оставшаяся после взаимозачета задолженность Росрезерва является безнадежной и подлежит списанию в соответствии с п.77 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Акт инвентаризации по форме №ИНВ-17 и бухгалтерская справка служат документами, на основании которых руководитель организации издает приказ о списании дебиторской задолженности.

Списание безнадежной дебиторской задолженности отразите проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 62– списана на прочие расходы безнадежная дебиторская задолженность.

По вопросу налогообложения

Для целей налогообложения освежение госрезерва представляет собой товарообменную операцию, в результате которой организация:

– реализует Росрезерву аналогичное имущество, которое закладывается в госрезерв.

При расчете налога на прибыль выручка от реализации ТМЦ Росрезерву признается доходом от реализации. Дату получения дохода определяйте в зависимости от выбранного метода учета: при методе начисления - на дату перехода права собственности на ТМЦ; при кассовом методе - на дату проведения зачета взаимных требований. Стоимость ТМЦ, полученных организацией от Росрезерва, определяется исходя из цены их приобретения. То есть стоимость ТМЦ, приобретенных организацией в ходе товарообменной операции, будет равна стоимости ТМЦ, переданных взамен.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль выручку от реализации можно уменьшить на сумму произведенных расходов. В отличие от бухучета в налоговом учете безнадежная задолженность Росрезерва не образуется: для целей налогового учета стоимость ТМЦ, снятых с хранения и поступивших в собственность организации, равна стоимости ТМЦ, передаваемых взамен.. Поэтому при списании задолженности Росрезерва в бухучете возникнет постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство:

Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»– отражено постоянное налоговое обязательство.

Передача ТМЦ в рамках освежения госрезерва признается реализацией и облагается НДС. Поэтому при поставке имущества в госрезерв организация должна начислить НДС. Соответственно, входной НДС по товарам, приобретенным для передачи Росрезерву, она вправе принять к вычету при соблюдении всех условий (письмо Минфина от 27.07.12 №03-03-06/4/81). При приобретении имущества, выводимого из госрезерва, организация выступает налоговым агентом. База для начисления НДС организацией в качестве налогового агента будет равна выручке Росрезерва, определенной исходя из рыночной стоимости ТМЦ, реализованных Росрезервом. Сумму НДС, которая должна быть перечислена в бюджет, определяйте по расчетной ставке.

Организация должна начислить налог к уплате в бюджет в день оплаты приобретаемых товаров. Так как денежные расчеты при освежении имущества госрезерва отсутствуют, днем оплаты будет дата погашения задолженности перед Росрезервом (дата проведения взаимозачета). При исполнении обязанностей налоговых агентов по НДС организации должны составлять (выставлять) счета-фактуры. Сумму НДС, начисленную (удержанную) в том или ином налоговом периоде (квартале), организация – налоговый агент должна перечислять в бюджет ежемесячно равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за этим кварталом. Уплаченную сумму НДС можно принять к вычету (Минфина России от 1.04.16 №03-07-11/18406, от 27.07.12 №03-03-06/4/81, от 20.12.10 №03-07-07/79).

Операции, связанные с начислением НДС при освежении имущества госрезерва и перечислением в бюджет, в бухучете отражаются следующими проводками:

Дебет 19 Кредит 60– учтен НДС со стоимости ТМЦ, приобретенных у Росрезерва;

Дебет 60 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»– удержан НДС налоговым агентом;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51– перечислен в бюджет НДС, удержанный налоговым агентом.

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19– передача ТМЦ, принадлежащих организации, Росрезерву взамен полученных признается реализацией.

Как отразить в бухучете и при налогообложении освежение имущества госрезерва

Понятие освежения имущества

При освежении имущества госрезерва организации – ответственные хранители:*

– снимают с хранения товарно-материальные ценности (ТМЦ), ранее принятые на хранение при их выпуске, приобретая их в собственность;
– передают в собственность Росрезерву равное количество аналогичных ТМЦ для освежения госрезерва;
– принимают на хранение вновь приобретенное имущество госрезерва .

Такой порядок следует из положений , статьи 11, пункта 2 статьи 13 Закона от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ.

Документальное оформление

Документальное оформление товарообменной операции зависит от вида ТМЦ, которые организация реализует Росрезерву, а также от целей дальнейшего использования приобретенных ТМЦ.

Если организация использует унифицированные формы документов, то поступление ТМЦ, приобретаемых организацией у Росрезерва, документируется на основании представленной Росрезервом накладной по форме № ТОРГ-12 .

Если организация планирует использовать приобретенные ТМЦ в качестве материалов, составьте приходный ордер по форме № М-4 . Если же организация намерена продавать данные ТМЦ, составьте акт о приемке товаров по форме № ТОРГ-1 .

При реализации ТМЦ организация должна составить:
– накладную на отпуск материалов на сторону по форме № М-15 – при реализации материалов;
– товарную накладную по форме № ТОРГ-12 – при реализации товаров;
– форму № М-15 (форму № ТОРГ-12 или самостоятельно разработанную форму, утвержденную в учетной политике) – при реализации готовой продукции*.

Бухучет

Для целей бухучета отношения, возникающие при освежении имущества госрезерва между организацией – ответственным хранителем и Росрезервом, квалифицируются как товарообменная операция (письмо Минфина России от 17 февраля 2010 г. № 03-07-11/30). Эта операция включает в себя*:

– реализацию принадлежащих организации ТМЦ в собственность Росрезерву (закладка на новое хранение);
– приобретение у Росрезерва в собственность ТМЦ, снятых с хранения и возвращенных Росрезерву.

При этом каждая из сторон признается продавцом ТМЦ , которые она обязуется передать, и покупателем ТМЦ , которые она обязуется принять в обмен. Это следует из положений пунктов и статьи 567 Гражданского кодекса РФ. Право собственности на обмениваемые ТМЦ переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств по передаче встречных ТМЦ обеими сторонами ().

В бухучете приобретение организацией ТМЦ, выпущенных из госрезерва (снятых с забалансового учета), отражается аналогично поступлению ТМЦ по возмездному договору купли-продажи. При этом в зависимости от того, как планируется использовать данные ТМЦ, они приходуются в составе материалов или товаров с отражением на соответствующих счетах бухучета.*

Фактическая себестоимость

ТМЦ, поступившие в организацию, отражаются в бухучете по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01).*

Дебет 10 (41) Кредит 60
– отражено приобретение ТМЦ, снятых с хранения.

Ситуация: как в бухучете определить фактическую себестоимость ТМЦ, полученных организацией в результате освежения госрезерва

Поскольку по своей сути освежение имущества госрезерва является товарообменной операцией, определите фактическую себестоимость имущества, принятого на учет, как стоимость активов, переданных взамен (без учета НДС). Об этом сказано в пункте 10 ПБУ 5/01 и пункте 67 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н .

Пример определения в бухучете фактической себестоимости ТМЦ, полученных организацией в результате освежения госрезерва*

В октябре ООО «Альфа» провело освежение имущества госрезерва. Из резерва выпущено 10 000 тонн пшеницы. Такое же количество пшеницы нового урожая приобретено «Альфой» у ООО «Торговая фирма "Гермес"» и реализовано Росрезерву.

Стоимость 1 тонны пшеницы, реализованной Росрезерву, согласно данным бухучета «Альфы» составляет 4800 руб. Следовательно, фактическая себестоимость пшеницы, выпущенной из госрезерва и приобретенной в результате освежения, также будет составлять 4800 руб. за тонну.

Торговая организация

Если освежение производит торговая организация (производственная организация, реализующая готовую продукцию), доходы и расходы, связанные с реализацией, включайте в состав доходов и расходов по обычным видам деятельности (абз. 6 п. 7 ПБУ 9/99).

Реализацию товаров (готовой продукции) Росрезерву отражайте следующими проводками:*

Дебет 90-2 Кредит 41 (43)
– списана стоимость реализованных товаров (готовой продукции);

Дебет 90-2 Кредит 23 (20, 60...)
списаны расходы, связанные с реализацией товаров (готовой продукции);

Дебет 62 Кредит 90-1
– отражена реализация товаров (готовой продукции) (на дату перехода права собственности);

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС с реализации товаров (готовой продукции).

Выручка от реализации товаров (готовой продукции) определяется аналогично выручке от реализации материалов .

Стоимость реализованных в результате товарообменной операции товаров (готовой продукции) зависит от закрепленного в учетной политике организации выбранного метода их оценки. Подробнее об этом см*.:

  • Как списать стоимость реализуемых покупных товаров методом ФИФО ;
  • Как списать стоимость реализуемых покупных товаров по средней стоимости ;
  • Как списать стоимость реализуемых покупных товаров по стоимости единицы товара .

Взаимозачет

Так как денежные расчеты между организацией и Росрезервом не проводятся, возникающие в учете задолженности погашаются зачетом взаимных требований (). Причем зачет может быть произведен только на меньшую сумму – в размере задолженности организации-хранителя.

В бухучете взаимозачет по операциям с Росрезервом отражается проводкой*:

Дебет 60 Кредит 62
отражено прекращение встречного обязательства по оплате ТМЦ зачетом взаимных требований.

Оставшаяся после взаимозачета задолженность Росрезерва является безнадежной и подлежит списанию в соответствии с пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Акт инвентаризации по форме № ИНВ-17 и бухгалтерская справка служат документами, на основании которых руководитель организации издает приказ о списании дебиторской задолженности.

Списание безнадежной дебиторской задолженности отразите проводкой*:

Дебет 91-2 Кредит 62
– списана на прочие расходы безнадежная дебиторская задолженность.

Пример отражения в бухучете операций, связанных с освежением госрезерва*

На основании решения Росрезерва ООО «Альфа» должно произвести освежение пшеницы в количестве 10 000 тонн, числящейся у организации на ответственном хранении, по стоимости 3500 руб./т.
Для освежения госрезерва «Альфа» реализует Росрезерву 10 000 тонн собственной пшеницы, числящейся у организации на балансе по стоимости 4800 руб./т. Реализация зерна облагается НДС по ставке 10 процентов (подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ).

Операции, связанные с освежением имущества госрезерва, отражены в бухучете «Альфы» следующими записями:

Кредит 002

Дебет 10 Кредит 60

Дебет 19 Кредит 60


Дебет 62 Кредит 91-1

Дебет 91-2 Кредит 10


Дебет 60 Кредит 62

Дебет 91-2 Кредит 62

ОСНО: налог на прибыль

Для целей налогообложения освежение госрезерва представляет собой товарообменную операцию, в результате которой организация:*
– приобретает у Росрезерва имущество, которое ранее находилось у нее на хранении и которое выводится из госрезерва;
– реализует Росрезерву аналогичное имущество, которое закладывается в госрезерв.

Стоимость ТМЦ, полученных организацией от Росрезерва, определяется исходя из цены их приобретения (п. 2 ст. 254 НК РФ). То есть стоимость ТМЦ, приобретенных организацией в ходе товарообменной операции, будет равна стоимости ТМЦ, переданных взамен.

Пример определения стоимости ТМЦ, приобретенных организацией в результате освежения госрезерва, в налоговом учете*

В октябре ООО «Альфа» провело освежение имущества госрезерва. Из резерва выпущено 10 000 тонн пшеницы, взамен передано 10 000 тонн пшеницы нового урожая. Стоимость пшеницы нового урожая, реализуемой Росрезерву, по данным учета «Альфы», равна 4800 руб./т (без НДС), следовательно, стоимость приобретаемой пшеницы, снятой с хранения, будет равна также 4800 руб./т (без НДС).

При определении налоговой базы по налогу на прибыль выручку от реализации можно уменьшить на сумму произведенных расходов. Подробнее об этом см.:*

  • Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении реализацию материалов ;
  • Как учесть при расчете налога на прибыль доходы и расходы от реализации покупных товаров ;
  • Как учесть при расчете налога на прибыль доходы и расходы от реализации произведенной продукции (работ, услуг) .

В отличие от бухучета в налоговом учете безнадежная задолженность Росрезерва не образуется: для целей налогового учета стоимость ТМЦ, снятых с хранения и поступивших в собственность организации, равна стоимости ТМЦ, передаваемых организацией взамен . Поэтому при списании задолженности Росрезерва в бухучете возникнет постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (п. и ПБУ 18/02). Его начисление отразите проводкой*:


– отражено постоянное налоговое обязательство.

Пример возникновения постоянного налогового обязательства в учете организации при освежении госрезерва*

В октябре ООО «Альфа» провело освежение имущества госрезерва – пшеницы.

Из резерва выпущено 10 000 тонн пшеницы стоимостью 35 000 000 руб. Для освежения госрезерва «Альфа» реализует Росрезерву 10 000 тонн собственной пшеницы нового урожая, числящейся у организации на балансе по стоимости 48 000 000 руб.

Операции по освежению резерва в бухучете «Альфы» отражены следующими проводками:

Кредит 002
– 35 000 000 руб. – снята с хранения пшеница, ранее заложенная в госрезерв;

Дебет 10 Кредит 60
– 48 000 000 руб. – оприходована пшеница, снятая с хранения и приобретенная у Росрезерва по стоимости пшеницы, переданной взамен;

Дебет 19 Кредит 60
– 4 800 000 руб. (48 000 000 руб. ? 110 ? 10/110) – отражен НДС, подлежащий удержанию со стоимости имущества казны;

Дебет 60 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 4 800 000 руб. – удержан НДС налоговым агентом;

Дебет 62 Кредит 91-1
– 52 800 000 руб. – отражена реализация пшеницы для освежения имущества госрезерва, стоимость которой равна стоимости переданной Росрезерву пшеницы, увеличенной на сумму НДС;

Дебет 91-2 Кредит 10
– 48 000 000 руб. – списана стоимость реализованной пшеницы;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 4 800 000 руб. – начислен НДС со стоимости реализованной пшеницы;

Дебет 60 Кредит 62
– 48 000 000 руб. – отражен взаимозачет с Росрезервом;

Дебет 91-2 Кредит 62
– 4 800 000 руб. (52 800 000 руб. – 48 000 000 руб.) – списана безнадежная дебиторская задолженность Росрезерва.

В налоговом учете данная задолженность отсутствует, при этом возникает постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство:

Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 960 000 руб. (4 800 000 руб. ? 20%) – начислено постоянное налоговое обязательство.

Ситуация: как в налоговом учете определить выручку от реализации товарно-материальных ценностей Росрезерву. Ценности реализуется в связи с освежением имущества госрезерва (в обмен на имущество, снятое с хранения)

Определите выручку как доход в натуральной форме.*

По общему правилу выручка от реализации равна сумме всех поступлений (в денежной и натуральной форме) за реализованные товары (работы, услуги, имущественные права). Об этом сказано в пункте 2 статьи 249 Налогового кодекса РФ. Таким образом, в рассматриваемой ситуации выручку от реализации ТМЦ следует определять как доход, полученный в натуральной форме. В свою очередь он определяется в соответствии с пунктом 4 статьи 274 Налогового кодекса РФ исходя из цены сделки, с учетом положений статьи Налогового кодекса РФ. Учитывая, что цена сделки при освежении имущества госрезерва сторонами не устанавливается, выручку от реализации следует определять исходя из рыночной цены ТМЦ, реализуемых Росрезерву.

Пример определения выручки от реализации товарно-материальных ценностей Росрезерву. Ценности реализуются в связи с освежением имущества госрезерва (в обмен на имущество, снятое с хранения)

В октябре ООО «Альфа» провело освежение имущества госрезерва. Из резерва выпущено 10 000 тонн пшеницы. По данным забалансового учета «Альфы» стоимость данной пшеницы составляет 3500 руб./т (без НДС). Стоимость пшеницы нового урожая, передаваемой взамен, по данным учета «Альфы» составляет 4800 руб./т (без НДС). Соответственно, выручка от реализации пшеницы нового урожая Росрезерву составит (без НДС) 48 000 000 руб. (4800 руб./т? 10 000 т).

ОСНО: НДС

Передача ТМЦ в рамках освежения госрезерва признается реализацией и облагается НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому при поставке имущества в госрезерв организация должна начислить НДС в качестве налогоплательщика . Соответственно, входной НДС по товарам, приобретенным для передачи Росрезерву, она вправе принять к вычету при соблюдении всех условий, предусмотренных Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 июля 2012 г. № 03-03-06/4/81 .*

При приобретении имущества, выводимого из госрезерва, организация выступает налоговым агентом . База для начисления НДС организацией в качестве налогового агента будет равна выручке Росрезерва, определенной исходя из рыночной стоимости ТМЦ, реализованных Росрезервом. Сумму НДС, которая должна быть перечислена в бюджет, определяйте по расчетной ставке (абз. 2 п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ. Так как денежные расчеты при освежении имущества госрезерва отсутствуют, днем оплаты будет дата погашения задолженности перед Росрезервом (дата проведения взаимозачета).

При исполнении обязанностей налоговых агентов по НДС организации должны составлять (выставлять) счета-фактуры. Общий порядок составления счетов-фактур установлен пунктами 5–7 статьи 169 Налогового кодекса РФ.

Сумму НДС, начисленную (удержанную) в том или ином налоговом периоде (квартале), организация – налоговый агент должна перечислять в бюджет ежемесячно равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за этим кварталом (п. 1 ст. 174 , НК РФ).

Товарно-материальные ценности, принадлежащие Росрезерву, являются имуществом казны. Поэтому, приобретая их в ходе товарообменной операции, организация-хранитель должна исполнить обязанности налогового агента по НДС. Это следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 1 апреля 2016 г. № 03-07-11/18406 , от 27 июля 2012 г. № 03-03-06/4/81 , от 20 декабря 2010 г. № 03-07-07/79 .

Операции, связанные с начислением НДС при освежении имущества госрезерва и перечислением в бюджет, в бухучете отражаются следующими проводками:

Дебет 19 Кредит 60
– учтен НДС со стоимости ТМЦ, приобретенных у Росрезерва;

Дебет 60 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– удержан НДС налоговым агентом;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– перечислен в бюджет НДС, удержанный налоговым агентом.

В бухучете принятую к вычету сумму НДС отразите следующей проводкой:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– передача ТМЦ, принадлежащих организации, Росрезерву взамен полученных признается реализацией.*

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

Вопрос: 1. Согласно пп. 1, 4, 5 п. 1 ст. 9, пп. 14 п. 3 ст. 2 Федерального закона от 26.02.1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"; п. 4 ст. 11, п. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" организации, которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обязаны обеспечить размещение, хранение, своевременное освежение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва в соответствии с указанными заданиями своими силами и средствами без привлечения бюджетных средств.

В соответствии с номенклатурой материальных ценностей и объемов их накопления в мобрезерве, утвержденной Федеральным агентством по энергетике, в ООО находится материальный запас мобилизационного резерва (мобрезерв). На основании инструкции по длительному хранению материальных ценностей периодически происходит освежение этого запаса.

При этом стоимостная оценка внереализационных доходов равна внереализационным расходам.

Кроме того, ООО проводит текущий ремонт складов, где хранятся материальные ценности, относящиеся к мобрезерву.

Материальные ценности, заложенные в мобрезерв в порядке освежения были включены ООО в Перечень работ по мобилизационной подготовке, расходы на проведение которых не подлежат компенсации из бюджета (форма N 3) на основании рекомендаций, изложенных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 17 августа 2005 г. N 03-06-02-02/68, и направлены для согласования в Федеральное агентство по энергетике (Росэнерго).

Представленный Перечень был рассмотрен, но в согласовании было отказано и сообщено, что включение в состав внереализационных расходов стоимости материалов, заложенных в мобилизационный резерв в порядке освежения, является необоснованным, поскольку выпущенные в результате материалы использованы в производстве.

2. Между ООО и Управлением Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу ежегодно заключается государственный контракт на возмещение затрат, связанных с выполнением мероприятий мобилизационной подготовки в части ответственного хранения материальных ценностей мобилизационного резерва, являющейся неотъемлемой частью исполнения государственного оборонного заказа

Фактические затраты ООО по хранению материалов II группы гораздо выше лимитов финансирования, выделенных из федерального бюджета Российской Федерации.

1. Учитываются ли для целей налогообложения прибыли ООО по вышеизложенным ситуациям:

Внереализационные доходы;

Внереализационные расходы;

Текущий ремонт складов, где хранятся материальные ценности, относящиеся к мобрезерву, как затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана;

Фактические затраты по хранению материалов II группы, превышающие сумму компенсации из федерального бюджета, как затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана?

2. Какие документы по вышеизложенным ситуациям являются основанием для признания указанных расходов принимаемыми для целей налогообложения прибыли;

3. Какие затраты на проведение работ по мобилизационной подготовке, не подлежащие компенсации из бюджета, можно отнести к обоснованным для включения в состав внереализационных расходов в соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу о порядке учета для целей налогообложения прибыли расходов, связанных с проведением мероприятий по мобилизационной подготовке и содержанием государственного мобилизационного резерва, и сообщает следующее.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

При этом статьей 252 Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8 части 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 17 статьи 265 Кодекса в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана.

Такие затраты учитываются в целях налогообложения только у налогоплательщиков, обязанных осуществлять расходы на содержание мощностей и объектов для выполнения мобилизационного плана, и при условии, что эти расходы не подлежат компенсации из бюджета.

Правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций и граждан Российской Федерации установлены Федеральным законом от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".

Мобилизационная подготовка в Российской Федерации - комплекс мероприятий, проводимых, в частности, в организациях в мирное время, по заблаговременной подготовке к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

В области мобилизационной подготовки и мобилизации организации обязаны организовывать и проводить мероприятия и работы, которые были предусмотрены статьей 9 вышеназванного Федерального закона.

Порядок оформления документов, необходимых для включения в состав внереализационных расходов затрат в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, был установлен Положением о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденным Минэкономразвития России, Минфином России, МНС России 02.12.2002 N N ГГ-181, 13-6-5/9564, БГ-18-01/3.

В соответствии с пунктом 3.4 указанного Положения организации подготавливают по установленным формам План проведения работ по мобилизационной подготовке, выполняемых за счет собственных средств организации (форма N 4), и Смету затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, выполняемых за счет собственных средств организации, в разрезе статей затрат по перечню работ по мобилизационной подготовке, предусмотренных Федеральным законом от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (форма N 5).

Основные термины и определения:

- поставка материальных ценностей в государственный резерв - закупка и (или) отгрузка (доставка) материальных ценностей в организации для хранения;

- закладка материальных ценностей в государственный резерв - принятие материальных ценностей для хранения в государственном резерве;

- выпуск материальных ценностей из государственного резерва - реализация или безвозмездная передача материальных ценностей государственного резерва определенному получателю (потребителю) либо реализация их на рынке;

- ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва - хранение заложенных в государственный резерв материальных ценностей у поставщика (производителя) или у получателя (потребителя) без предоставления ему права пользования этими материальными ценностями до принятия в установленном порядке решения о выпуске их из государственного резерва;

- освежение запасов государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва в связи с истечением установленного пока хранения материальных ценностей, тары, упаковки, а также вследствие возникновения обстоятельств, могущих повлечь за собой порчу или ухудшение качества хранимых материальных ценностей до истечения установ­ленного срока их хранения, при одновременной поставке и закладке равного количества аналогичных материальных запасов;

- заимствование материальных ценностей из государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва на определенных условиях с последующим возвратом в государственный резерв рав­ного количества аналогичных материальных ценностей;

- разбронирование материальных ценностей государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва без после­ дующего возврата;

- замена материальных ценностей государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва при одновременной закладке в него равного количества аналогичных или других однотипных материальных ценностей в связи с изменением стандартов и технологии изготовления изделий, предусмотренных мобилизационным заданием.

Запасы материальных ценностей государственного резерва размещаются на предприятиях, в учреждениях и организациях, специально предназначен­ных для хранения таких запасов. Размещение объектов для хранения запа­сов государственного резерва планируется и осуществляется Федеральным агентством по государственным резервам, по согласованию с органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации и в порядке, установ­ленном Правительством Российской Федерации.

Запасы мобилизационного резерва размещаются на предприятиях, в учре­ждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания. Часть запасов государственного резерва при необходимости также размеща­ется на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики на ответственное хранение (пункты ответственного хранения).


Пункты ответственного хранения не имеют права самостоятельно заклю­чать в отношении материальных ценностей государственного резерва сделки купли, продажи, обмена, аренды и отчуждения их в любых формах, включая акционирование.

Предприятия, учреждения и организации различных отраслей экономи­ки, осуществляющие хранение материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, несут ответственность за их количественную и качественную сохранность, складирование, обеспечивающее установленные режимы хранения, организацию учета и отчетности по ним.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации долж­ны обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства по формированию, хранению и использованию запасов материальных ценно­стей государственного и мобилизационного резервов, размещенных на подведомственной им территории.

Услуги пунктов ответственного хранения оплачиваются Федеральным агентством по государственным резервам, или его окружными управлениями в субъектах Российской Федерации в соответствии с заключенными догово­рами на ответственное хранение материальных ценностей.

Поставка материальных ценностей осуществляется в целях их накопле­ния в соответствии с установленными мобилизационными заданиями, воз­врата ранее заимствованных, замены и освежения накопленных запасов, яв­ляется одним из видов поставки продукции для федеральных нужд и включа­ется в проект государственного оборонного заказа, утверждаемого ежегодно постановлением Правительства Российской Федерации по обобщенным за­явкам, представляемым в Росрезерв Разработчиками плана. После утвержде­ния Росрезервом предварительных объемов финансирования Разработчики плана направляют Исполнителям уведомления для заключения договоров на поставку материальных ценностей в мобрезерв. Торги на поставку мате­риальных ценностей проводятся окружными управлениями Росрезерва. Ис­полнители мобилизационного плана в договорах на поставку материальных ценностей фигурируют в роли получателя, плательщика - окружные управ­ления Росрезерва, поставщика - предприятия (организации), независимо от форм собственности, выигравшие конкурс на поставку продукции.

Материальные ценности, закладываемые в мобрезерв, должны соответ­ствовать утвержденной номенклатуре, отвечать требованиям технической документации, а их качество подтверждаться сертификатам, паспортами, протоколами испытаний и др., закладываться на хранение целыми едини­цами (ящиками, бочками, кипами и т.п.). Исполнители, хранящие матери­альные ценности, освобождаются от возврата поставщикам тары всех видов впредь до их выпуска из резерва.

Разработчики плана в мирное время имеют право разрешать Исполнителям по согласованию с Росрезервом:

Разбронировать для развертывания в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации специальных формирований и учрежде­ний военного времени материальные ценности мобилизационного резерва;

Использовать материальные ценности, предназначенные для развертывания спецформирований и учреждений военного времени, при проведенииученых сборов и учений личного состава формирований и учреждений соответствии с планами, но не более чем в течение 3-х месяцев (без оплаты ихстоимости), с возвратом их в мобрезерв без ухудшения качественного состояния. При этом использовать материальные ценности в текущей работе запрещается;

Перемещать материальные ценности от одних Исполнителей к другим;

Проводить замену и освежение материальных ценностей с разрывом во времени между выпуском и закладкой до 6 месяцев;

Уничтожать в порядке, установленном разработчиком плана, материальные ценности в связи с истечением сроков их годности, которые не могут быть использованы для текущих нужд здравоохранения;

Разбронировать материальные ценности, хранение которых не вызывается необходимостью в связи с уточнением номенклатуры или объемов нако­пления (как правило после предварительной оплаты).

Выпуск материальных ценностей в порядке заимствования и разбронирования производится по ходатайству Разработчика плана или Исполнителя. Наосновании заключений Минэкономразвития России и Росрезерва и по Решению Правительства Российской Федерации, в котором определяются Получатели, сроки и условия выпуска, порядок и сроки их возврата. При разбронировании материальных ценностей порядок и сроки возврата не оговариваются.

Разработчики плана имеют право самостоятельно или на основании за­просов МЧС России, органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации заимствовать материальные ценности из мобилизацион­ного резерва, необходимые для осуществления первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, с последующим док­ладом в 10-дневный срок Правительству Российской Федерации и одно­временным внесением в установленном порядке проекта решения Прави­тельства Российской Федерации по данному вопросу с указанием сроков и порядка расчетов за заимствованные материальные ценности и сроков возврата их в резерв.

Выпуск материальных ценностей в порядке замены и освежения произ­водится на основании решений Росрезерва, с учетом сроков годности или хранения этих ценностей, а при необходимости с разрывом во времени меж­ду выпуском и закладкой до 6 месяцев.

При введении в действие мобилизационного плана экономики Рос­сийской Федерации Разработчикам плана предоставляется право разре­шать Исполнителям разбронировать из мобилизационного резерва накоп­ленные материальные ценности для выполнения установленных заданий. Порядок их оплаты определяется решением Правительства Российской Федерации.