Что такое туристская политика. Политика туризма

Рассматривая вопросы влияния политики на развитие туризма, в первую очередь следует определить роль государства в развитии туризма, т.е. выявить рычаги государственного регулирования туризма. Это нужно для того, чтобы с помощью государства определить механизмы, сдерживающие стихийное развитие туристской индустрии и направить его в нужном для государства и его жителей направлении. Во-первых, роль государства будет заключаться в разработке правовых и финансово-экономических рамок, определяющих параметры развития отрасли. Во-вторых, в разработке механизма инвестиций, направляемых государством для приоритетного развития инфраструктуры туризма, особенно на участках, финансирование которых из частных источников затруднено.

Кроме того, в компетенцию государственных органов управления можно включить такие вопросы, как:

  • · участие в процессе подготовки и переподготовки кадров для туристской сферы;
  • · поддержка малых и средних предпринимателей;
  • · распространение информации о состоянии туристской отрасли внутри страны;
  • · продвижение национального турпродукта на международных туристских рынках;
  • · разработка новых национальных турпродуктов;
  • · расширение предложения на национальном туристском направлении и т.д.

Связь между политикой и туризмом заключается в том, что государство управляет туризмом, а туристская активность требует вмешательства со стороны государства. Этот фактор при различных формах государственного управления проявляется по-разному. Тоталитарное государство -- это крайность: при такой системе общественных отношений туризм выполняет государственную и государственно-политическую функцию, т.е. подчинен политическим целям, планируется и управляется государственными учреждениями. Чаще всего такие страны закрыты и для внешнего мира. Например, в бывшем СССР поездки в западные страны были большой привилегией и позволялись в исключительных случаях. Отказ или запрет поездок в капиталистические страны насаждался как средство, позволяющее добиться от населения верности режиму. За границу можно было попасть исключительно в составе групп, которые сопровождали сотрудники государственных учреждении. При этом нельзя было нарушать намеченный маршрут, а останавливаться на ночлег можно было только в определенных гостиницах.

В то время как тоталитарное государство отличается жесткой государственной регламентацией, ситуация в стране с рыночной системой экономики совершенно иная. Государство самоустраняется от управления туризмом и предоставляет каждому гражданину свободу действий. Это означает, что туризм может беспрепятственно развиваться, со всеми своими недостатками и преимуществами.

Между этими двумя крайностями находится государство с социально-рыночной экономикой. При социально-рыночной экономике свобода действий каждого индивидуума ограничивается в пользу благосостояния всех членов общества. Государство вмешивается для того, чтобы обеспечить и расширить материальное благосостояние широких слоев населения. Это так называемая социальная политика.

Здесь туризм подчиняется государственному регулированию и управлению, и государство формирует политику туризма. Политика туризма -- это целенаправленное содействие развитию туризма и его формированию путем влияния на важные для этой отрасли особенности. Государство не одиноко в постановке данной цели: политику туризма создают также и негосударственные учреждения типа туристских союзов и объединений.

Государственная политика туризма создается на всех уровнях: страны, области, района, коммуны. Она может быть направлена на:

  • · выделение экономических и общественно-политических условий, необходимых для целенаправленного развития туризма;
  • · повышение конкурентоспособности и мощности туристской экономики;
  • · создание предпосылок, необходимых для того, чтобы большее количество населения могло участвовать в туризме;
  • · расширение сотрудничества в сфере международного туризма.

Но не только официальная политика, т.е. разработанные в государстве мероприятия и решения, но и политики прямым или косвенным образом влияют на развитие туризма. Считается, что чем сильнее государство вмешивается в туристскую деятельность, тем сильнее тенденция к ее централизации.

Существует несколько составных элементов в мире политики, так или иначе влияющих на туризм. Это экономическая политика, политика пассажирских перевозок, социальная политика, территориальная политика, политика культуры и политика досуга.

Экономическая политика. Политико-экономические решения часто носят всеобщий характер и касаются развития экономики в целом. Они влияют и на туристскую отрасль народного хозяйства. Очень часто законы и постановления, которые на начальном этапе их введения в действие не касались туристской отрасли, в конце концов, начинают оказывать на эту отрасль более широкое влияние, чем законы, разработанные специально для туризма.

Политика пассажирских перевозок. Политика перевозок - это второй элемент, постоянно воздействующий на туризм. Данный факт подтверждается уже самим определением туризма: поездка + пребывание. Отправиться в путешествие означает каким-либо образом стать участником пассажирских перевозок. В данной сфере существует обоюдная связь, ведь не только туризм зависит от перевозок пассажиров, но и они сами в значительной степени зависят от развития туризма, так как он является важной предпосылкой процесса пассажирских перевозок. Эта взаимосвязь особенно сильно проявляется в период массовых отпусков, когда на автомагистралях и других путях сообщения оживленное движение, что приводит к пробкам на дорогах.

В политике пассажирских перевозок можно выделить три составные части:

  • · политику путей сообщения, которая определяет расширение и строительство сетей железнодорожных линий, автомагистралей и авиационных путей сообщения, а также индивидуальные маршруты передвижения по важнейшим рекам;
  • · политику транспортных средств, которая может доброжелательно воздействовать на туризм путем целенаправленного содействия и формирования определенных предложении (например, маршрут Гласир-экспресса проходит по очень привлекательной местности между Ст. Морицем и Церматтом в Швейцарских Альпах. Поездка в таком экспрессе стала особенно интересной, когда вместо обычных вагонов поезд оборудовали специальными вагонами для лучшего обозрения);
  • · политику тарифов, которая определяет стратегию формирования цены на проезд в общественных транспортных средствах и может содействовать развитию туризма путем предоставления дифференцированных цен (например, молодые люди и студенты могут покупать билеты на поезд и самолет по льготным тарифам).

Социальная политика оказывает также существенное воздействие на развитие туризма. Мероприятия социально-политического характера могут управлять спросом на туристские услуги. Различаются три направления этой политики: законодательное регулирование рабочего времени и отпусков, перераспределение дохода и стимулирование развития социального туризма. Законодательное регулирование права на отдых гарантирует всем работающим гражданам регулярное освобождение на время от работы. То, что государство устанавливает сроки отпусков и каникул в разное время, способствует тому, что спрос на туристские услуги распределяется равномерно в течение года.

Способ распределения дохода в обществе очень важен для туризма. Только когда в XIX и XX вв. улучшилась экономическая ситуация и широкие слои получили в свое распоряжение больше средств, чем необходимо для повседневной жизни, туризм смог стать массовым феноменом. Отличительным признаком современного социального государства является достижение более высокого уровня благосостояния для возможно большего количества граждан. При этом государство занимается перераспределением дохода, используя различные рычаги и стимулы.

В рамках социальной политики государство управляет туристским спросом через стимулирование развития социального туризма. Под социальным туризмом понимается то, что государство субсидирует строительство различных сооружений для отдыха и тем самым создает условия для хорошего проведения отпуска определенных социальных групп - молодежи, женщин, имеющих детей, и людей пожилого возраста. Некоторые слои населения не смогли бы отправиться в отпуск, если бы государство не увеличивало спрос туристских услуг для отдельных категорий граждан.

Территориальная политика. Относительно туризма задачей территориальной политики является, с одной стороны, создание наилучших условий для развития туризма, а с другой - устранение вредных для природы его последствий. Одна из важных задач в этом направлении - не допускать количественного и качественного сокращения территорий, пригодных для отдыха. В странах со слабой экономикой в сферу задач территориальной политики входит контроль пользования земли и природными ресурсами, за продажей земли и за продажей инфраструктуры.

Политика культуры. Туризм создает опасность окультуризации осваиваемых стран. Окультуризация - это одностороннее или двустороннее выравнивание различий между культурами различного происхождения. Противодействие процессу окультуризации может оказать политика, способствующая сохранению культурной идентичности, традиций и обычаев народа. Одна из задач такой политики - сохранение исторических памятников.

Политика досуга. Последним элементом политической сферы, окружающей систему туризма, является политика досуга. Политика досуга состоит из мероприятий, разрабатываемых управлениями и учреждениями по улучшению организации свободного времени населения или отдельных групп. Ситуацию с организацией досуга можно описать количественно и качественно. Количественная характеристика организации досуга определяется тем, сколько времени гражданин может быть полностью свободен от работы. Государство законодательно определяет объем свободного времени своих граждан. Такое регулирование очень важно для туризма, так как люди по закону имеют время, которое они могут использовать для путешествий.

Политика досуга определяет не только количество, но и качество организации свободного времени. Качество досуга зависит от того, какие возможности имеет человек для использования своего свободного времени. Если в рамках коммунальной политики особое внимание уделяется развитию библиотек, музеев, театров, созданию плавательных бассейнов, других спортивных сооружений, прогулочных троп и зеленых зон, то качество предложения по использованию свободного времени улучшается.

Таким образом, формирование политики туризма является важным фактором. В условиях социальной рыночной экономики государство прямо или косвенно направляет развитие туризма. Туристская политика - это осознанная поддержка государством туристской отрасли и формирование основных ее направлений путем воздействия на важные составляющие.

Технологии, обеспечивающие развитие туризма

Технологии, обслуживающие туристскую отрасль, подразделяются на три сферы: транспортная техника, оснащение гостиниц и ресторанов, коммуникационная техника.

Транспорт. Развитие туризма и его преобразование в современный массовый феномен вряд ли были бы возможны без соответствующего обновления транспортных средств. Но для туризма важна не только чисто техническая сторона, но и последствия развития средств передвижения, которые оказывали или оказывают влияние на состояние общества и культуры. В связи с этим важнейшим показателем является мобильность, создавшая возможность свободы передвижения. Повышенная мобильность увеличивает личную свободу каждого человека, так как он получает больше возможностей для изучения посещаемой местности. С другой стороны, и регионы больше не могут существовать изолированно, как это было раньше. Контакт с внешним миром расценивается и как частично положительный, и как отрицательный фактор. Невозможно сделать однозначный и окончательный вывод по поводу того, хорошо это или плохо -- открыть какое-либо место для внешнего мира.

Повышенная мобильность вызывает и нежелательные последствия, важнейшие из которых:

  • · транспортные средства создают шум и загрязняют атмосферу;
  • · люди в пути находятся вне спокойной обстановки. Это особенно характерно для автомобильного и авиационного движения, где перемещаются большие потоки пассажиров;
  • · впечатления, полученные при высокой скорости поездки и частой смене мест, более поверхностны, чем при умеренной скорости путешествия.

Гостиничная и ресторанная техника. Вторая составная часть технологий, оказывающих большое воздействие на туризм, -- это гостиничное и ресторанное оборудование и оснащение. В последние десятилетия они значительно улучшились, поэтому упростились и рабочие процессы в гостиничном и ресторанном хозяйстве.

Коммуникационная техника. Коммуникационная техника на современном этапе обусловлена развитием компьютерных технологий: использование компьютеров внесло революционные преобразования в информационные и коммуникационные технологии, так как обеспечило сохранение больших объемов информации, а также их быструю обработку и передачу. Информационные системы существенно улучшили гласность туристского рынка и облегчили принятие решений, касающихся выбора путешествия и подготовки к нему. Например, системы компьютерного резервирования с применением Интернета в течение нескольких секунд дают информацию о свободных местах в гостиницах, о транспортных компаниях мира и позволяют сразу же сделать заказ на множество различных услуг; информация о движении транспортных средств и тарифах запрашивается электронным способом; автоматизировано оформление билетов на проезд.

Таким образом, развитие транспортных средств предоставило туристам большую свободу передвижения. Гостиничная и ресторанная техника упростила и стандартизировала работу в гостиницах и ресторанах, частично сэкономила рабочую силу. Для развития коммуникационной техники большое значение имеют разработки компьютерных технологий, так как компьютеры позволили быстро передавать и обрабатывать большие объемы информации, необходимые отдельным туристским предприятиям и учреждениям.

Туристическая политика - это система норм, правил и методов, которые применяются парламентами, правительствами, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями, отвечающими за туристическую деятельность, в целях регулирования и координации последней, создания благоприятных условий для ее развития.

Механизм реализации туристической политики государства включает:

· государственное регулирование туристической деятельности;

· выработку концепции развития туризма на перспективу;

· разработку целевых программ развития туризма на разных уровнях;

· определение задач и разработку мер для достижения поставленных целей.

Основными принципами государственного регулирования туристической деятельности являются:

· содействие туристической деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;

· определение и поддержка приоритетных направлений;

· формирование представления о Республике Беларусь как о стране, благоприятной для туризма;

· защита прав туристов и поддержка туроператоров, турагентов и их объединений.

Необходимость вмешательства государственных органов в развитие туризма доказана мировой практикой. В большинстве стран мира государство принимает активное участие в финансировании и создании туристической инфраструктуры.

Виды помощи государства туристическому сектору:

· субсидии для реализации туристических проектов (Греция, Австрия, Франция, Италия, Великобритания);

· льготные займы туристическим фирмам (Австрия);

· государственное поручительство в отношении займов и субсидий, предоставленных коммерческими банками на развитие туризма;

· предоставление налоговых льгот для финансового поощрения национальных и иностранных инвесторов (Испания, Турция, Мали).

Туристическая политика носит все характерные черты общей политики государства, однако существуют специфические факторы, под влиянием которых она формируется:

· природные;

· транспортные;

· социальные;

· экономические;

· правовые.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристической деятельности в Республике Беларусь являются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма.

Государственное регулирование туристической деятельности осуществляется путем:

· создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристической индустрии;

· содействия в продвижении туристического продукта на внутреннем и мировом туристических рынках;

· защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

· лицензирования, стандартизации в туристической индустрии, сертификации туристического продукта;

· прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

· создания благоприятных условий для инвестиций в туристическую индустрию;

· предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристической деятельностью и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Республики Беларусь;

· налогового и таможенного регулирования;

· развития научных исследований в сфере туризма;

· содействия участию туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристических программах и др.

Цели туристической политики связаны с конкретными экономическими и социальными условиями развития страны и степенью зрелости самой сферы туризма. Они характеризуются динамизмом и непрерывным развитием.

Главной целью туристической политики на уровне государства является формирование и развитие в Республике Беларусь высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных граждан в разнообразных туристических услугах, а с другой - значительный вклад в развитие экономики страны.

На основе государственной политики местными органами власти устанавливаются региональные и локальные цели :

· увеличение числа туристических поездок;

· введение новых объектов в сферу туристического предложения;

· продление времени пребывания туристов в регионе;

· увеличение денежных поступлений от туризма в расчете на одного туриста и один туродень;

· улучшение использования материальной базы и инфраструктуры туризма в регионе;

· сохранение окружающей среды.

· Цели туристической политики на уровне туристического предприятия :

· увеличение доходов и прибыли;

· оптимизация расходов на туристическую деятельность;

· интенсивное использование имеющихся туристических рынков и освоение новых;

· повышение качества туристического обслуживания.

В Глобальном этическом кодексе туризма ЮНВТО определено, что туристическая политика должна проводиться таким образом, чтобы она способствовала повышению уровня жизни населения посещаемых районов и отвечала их потребностям.

Средствареализации туристической политики:

экономические - государственные субсидии, налоговые, валютные льготы и другие стимулы для развития;

правовые - законы, другие нормативные акты, распоряжения властей, цель которых - стимулирование или ограничение развития туризма;

социальные - меры по воздействию на общественное мнение местного населения в отношении туризма;

технические - меры по совершенствованию предприятий индустрии туризма.

Туристическая политика рассматривается в двух аспектах: национальном (внутренняя) и международном (внешняя).

Национальная туристическая политика характеризуется мероприятиями, которые носят локальный характер и определяются государственными органами той или иной страны самостоятельно. Они регламентируются законами и другими нормативными документами, касающимися развития туризма в регионах одной страны.

Международная туристическая политика осуществляется в форме решений и мероприятий, принимаемых в рамках международных туристических организаций, самыми авторитетными и влиятельными из которых в мировом масштабе являются ООН, ЮНЕСКО, ЮНВТО.

Носителями туристической политики являются государственные или межгосударственные органы. По полномочиям они делятся на три основные группы:

1) государство, региональные и местные органы государственной власти;

2) союзы, объединения туристических агентств, транспортных организаций и других, чья деятельность зависит от государственных инстанций;

3) ассоциации и другие организации, имеющие косвенное отношение к туризму.

По территориальному признаку различают носителей:

1) международной туристической политики - ООН, ЮНЕСКО, ЮНВТО и другие организации;

2) национальной туристической политики - национальные организации по туризму;

3) региональной и местной туристической политики - региональные союзы, ассоциации, органы государственной власти.

В Республике Беларусь носителем национальной туристической политики является Министерство спорта и туризма, которое реализует государственную политику в области туризма на территории страны и несет ответственность за его дальнейшее развитие.

Разнообразие носителей туристической политики в национальном и международном масштабах требует согласования их интересов и обеспечения взаимодействия между ними в целях всестороннего развития туризма в мире.

Таким образом, туристическая политика направлена на повышение экономической эффективности туристической деятельности и стабилизацию туристического рынка.

В последнее время мировому туристическому рынку пришлось столкнуться с целым рядом проблем. Терроризм, эпидемии, стихийные бедствия и экономическая нестабильность привели к изменению спроса на туристические услуги. Все эти события стали катализатором перемен в сфере туризма. Для эффективного решения данных проблем новая туристическая политика, по мнению экспертов Всемирного совета по путешествиям и экскурсиям, должна строиться на тесном сотрудничестве частного сектора с властью в лице государства и международных организаций, а также базироваться на:

· фактическом признании государством туризма одним из приоритетных направлений экономики;

· создании бизнеса, который в равной степени будет способствовать развитию экономики отдельных стран и регионов, учитывать интересы их жителей, заботиться о сохранении окружающей среды, культурного и исторического наследия;

· совместном поиске путей для обеспечения долгосрочного экономического роста и процветания туристического сектора, устойчивого развития мирового туризма.

При этом необходимо учитывать факторы, препятствующие эффективному развитию отрасли. В числе внутренних - недостаточное планирование, чрезмерное налогообложение, нехватка квалифицированного персонала. (Кстати, рынок мирового туризма предоставляет огромное количество рабочих мест: в данном секторе экономики задействовано более 220 млн человек, наблюдается твердая тенденция увеличения числа занятых. Согласно прогнозам, к 2015 г. этот показатель вырастет до 270 млн.) Среди внешних факторов - угроза терроризма, криминальная обстановка, различного рода эпидемии и болезни.

Повышение эффективности функционирования туристического сектора зависит от решения на уровне государства следующих основных задач:

· разработка статистической базы данных по туристическим рынкам, способствующей планированию в сфере туризма;

· создание систем и определение порядка планирования туризма;

· партнерство между правительствами принимающих стран и частным туристическим сектором в деле укрепления туристических связей;

· сотрудничество между странами на региональной основе по направлениям: маркетинг, стандарты профессиональной подготовки и т.д.;

· получение необходимых средств на рынке капитала для инвестиций в инфраструктуру, оборудование и объекты;

· создание всех необходимых условий для использования экономических выгод туризма местным населением;

· создание специализированной системы подготовки профессиональных кадров для туристического сектора;

· разработка широкого спектра туристических продуктов и услуг, отвечающих потребностям и желаниям всех сегментов и ниш потребительского рынка, маркетинговых мероприятий;

· проведение рациональной политики в отношении эффективного воздействия туризма на окружающую среду и др.

Эти задачи выделены ЮНВТО в качестве основных на перспективу. Их решение будет зависеть от объемов вложений в эту сферу. Это в свою очередь позволит повысить эффективность туристического сектора на всех уровнях, получить максимальную выгоду и обеспечить высокий уровень удовлетворенности туристов, содействуя взаимопониманию и взаимному уважению между народами мира и их культурами.

Несмотря на то что туризм является деятельностью, поддерживаемой преимущественно частной инициативой, государство традиционно играло существенную роль в его развитии. Общество нуждается в государстве как институте для поддержания порядка и разрешения внутренних споров и конфликтов, для разработки законов и обеспечения их исполнения, решения социальных проблем и т. д.

Эффективное функционирование туристского комплекса невозможно без вмешательства государственных структур, ответственных за его развитие и осуществляющих планирование, регулирование, координацию и контроль. Для этого разрабатывается и реализуется туристская политика.

Туристская политика определяет действия государства в области развития туризма на текущий момент и на длительный период времени. Поэтому она представляет собой комплекс направлений текущей и долговременной политики. Текущая туристская политика заключается в оперативном регулировании туристского рынка. Долговременная туристская политика направлена прежде всего на решение крупномасштабных задач по развитию туристской индустрии, требующих немалых затрат времени и капитала. Поэтому ее реализация рассчитана на достаточно продолжительный период времени и часто приводит к структурным изменениям сферы туризма и его хозяйственного механизма.

Туристская политика является одним из направлений социально-экономической политики государства, она нацелена на укрепление экономики туризма и повышение экономической эффективности, этой отрасли народно-хозяйственного комплекса. Государство также обеспечивает доступ к финансовым средствам, земле и квалифицированному персоналу и гарантирует при этом, что туризм развивается в интересах всего общества.

Туристская политика государства - это деятельность государства по развитию туристской индустрии, рациональному использованию туристских ресурсов, повышению эффективности функционирования туристской отрасли и укреплению на этой основе политического, экономического и социального потенциала страны.

Ответственность государства за развитие индустрии туризма обусловлена следующими основными причинами:

  • - необходим контроль за процессом развития туристской деятельности, основанный на концепции планомерного развития страны, что невозможно без определения национальных приоритетов, обозначенных на уровне государства;
  • - основой любой социально-экономической деятельности, в том числе туризма, является развитие инфраструктуры, что входит в компетенцию органов власти как в центре, так и на местах;
  • - вмешательство государства необходимо в определенных случаях, например, при выпуске оборудования для тех видов деятельности, где частный сектор не сможет рассчитывать на высокие прибыли, следовательно, не будет заинтересован в инвестициях, например, для социального, молодежного, культурного туризма. То же самое можно сказать о реализации проектов, требующих значительных инвестиций, объемы которых превышают возможности частного сектора;
  • - при принятии решений об инвестициях требуется государственная поддержка туризма, а также экономическое и юридическое регулирование этой сферы государством. Разрабатываемые под эгидой государства отраслевые проекты и программы развития способствуют привлечению средств в этот сектор.

Туристская политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы туризма. Туристская политика государства обладает всеми характерными чертами его общей политики. Однако она имеет и свои особенности, сформированные под влиянием определенных специфических факторов. К ним относятся:

  • - природные условия страны (климат, географическое положение, рельеф, флора, фауна), сказывающиеся на туристской политике в зависимости от наличия или отсутствия каких-либо объектов, явлений или факторов, представляющих потенциальный интерес для туристов, от рационального или нерационального их использования в целях туризма;
  • - транспортные условия, определяющие доступность объектов, привлекающих туристов;
  • - социальные, экономические и правовые условия развития туризма.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что туристская политика государства строится не только с учетом внутренних условий. Любая страна, выходящая на международный туристский рынок, вступает в сложную систему конкурентных отношений с другими государствами и мировыми регионами. От того, насколько правильно и эффективно построена и реализована туристская политика, зависит роль и место конкретного государства на рынке международного туризма.

Цели туристской политики обусловлены конкретными экономическими и историческими реалиями страны или региона и стадией развития самой туристской индустрии. Имеется в виду, что в период становления туризма в какой-либо стране и утверждения ее на международном туристском рынке могут ставиться одни цели, а в период достижения высокого уровня развития сферы туризма другие. В большинстве стран, стремящихся к развитию туристского рынка, основные цели туристской политики следующие:

  • - эффективное использование имеющегося туристского потенциала;
  • - улучшение оснащения объектов туристкой индустрии; развитие туризма с учетом особенностей природных условий; разработка концепций развития регионального туризма; установление правил землепользования и охраны рекреационных угодий;
  • - повышение надежности, безопасности и рентабельности сети туристских транспортных парков;
  • - принятие правил туристского обслуживания и контроль за качеством туристских услуг;
  • - предоставление льгот с целью стимулирования частных инвестиций в социально значимые виды туризма;
  • - увеличение доли занятых мест, повышение рентабельности предприятий туристской индустрии в мертвые сезоны;
  • - поощрение сотрудничества организаций, занимающихся туризмом;
  • - организация системы туристского образования и профессиональной подготовки лиц, желающих работать в сфере туризма;
  • - содействие в развитии сферы рекламы, организации ярмарок, фестивалей, спортивных и зрелищных шоу и других мероприятий.

Что касается практической деятельности, государство может ориентироваться как на отдельные цели, так и на их совокупность. Основная задача в любом случае должна состоять в удовлетворении потребностей туристов при рациональном использовании имеющегося туристского потенциала, обеспечении устойчивого развития туризма, защите прав путешествующих, интересов производителей отечественного туристского продукта и всемерной поддержке внутреннего и въездного туризма. Формы такой поддержки варьируются от прямых инвестиций, направляемых на формирование и развитие туристской инфраструктуры, расходов на подготовку кадров, научное и рекламно-информационное обеспечение продвижения национального туристского продукта на мировом рынке до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма.

На основе государственной туристской политики местными органами власти формируются локальные цели, которые реализуются на уровне определенных регионов: увеличение туристской привлекательности региона; сохранение окружающей среды; рост продолжительности пребывания туристов в регионе; увеличение денежных поступлений от туризма; улучшение использования материально-технической базы и туристской инфраструктуры и т. д.

Механизм реализации туристской политики государства включает в себя выработку концепций развития туризма; разработку целевых программ по развитию туризма как на уровне всей страны, так и на уровне отдельного региона; разработку конкретных мер для достижения поставленной цели; государственное регулирование туристской деятельности.

Реализация целей туристской политики требует вертикальной и горизонтальной координации деятельности различных институциональных элементов, интегрированных в систему туризма. В результате туристская политика должна рассматриваться как составная часть общей политики государства, относящаяся к туризму, как деятельность, тесно связанная с экономикой, социальной сферой, культурой, экологией и другими общественно значимыми системами.

В рамках формирования и реализации туристской политики государство выполняет ряд функций, обеспечивающих соблюдение общественных интересов и жизнедеятельность системы туризма в целом, к которым относятся координация, планирование, регулирование, маркетинг национального туристского продукта, стимулирование, развитие социального туризма, защита интересов туристов, информационное обеспечение туристской деятельности, подготовка кадров.

Координация является одной из наиболее важных функций, исполняемых государством при осуществлении туристской политики. В значительной степени это связано с тем, что выполнение государством других функций зависит от того, насколько оно способно скоординировать и сбалансировать интересы всех субъектов системы туризма. Специфика туризма, многообразие его проявлений, вовлечение организаций, занимающихся самыми разнообразными видами деятельности, в его структуру, необходимость сочетания деятельности предпринимательских структур и государства, обеспечение партнерства государственных структур с частным бизнесом вот лишь небольшой перечень причин, выводящих функцию координации на первый план.

Особенность туризма, как уже указывалось, состоит в том, что он имеет не только комплексный, но и межведомственный характер. Поэтому важность процесса координации заключается также в том, что кроме управления самой системой туризма государство должно обеспечивать взаимодействие различных государственных структур для решения задач развития отрасли. Кроме того, в связи со становлением туристских регионов, и центров повышается роль местных органов власти, что также ведет к необходимости координации местных и общенациональных интересов.

Считается, что возможности саморегулирования системы туризма, характерные для раннего этапа ее развития, практически исчерпаны, что обусловлено следующими основными причинами: массовостью туристских путешествий, вызванной достижениями научно-технического прогресса, повышением уровня жизни людей и действием других благоприятных факторов:

  • - включением многих стран и регионов в туристский бизнес и обострением вследствие этого конкурентной борьбы на мировом туристском рынке;
  • - увеличением количества организаций, предприятий и отраслей, занятых в туризме;
  • - повышением экономической, социальной, культурной и политической значимости туризма на национальном и международном уровне.

Туризм может устойчиво развиваться только в том случае, если государство обеспечит для этого необходимые правовые, экономические, политические и иные условия. Дав туризму возможность развиваться только в соответствии с рыночными механизмами, сложно обеспечить его устойчивое развитие, не наносящее ущерба природным, культурным и общечеловеческим ценностям национальной экономики, а также выполнение им своих социальных функций. В Гаагской декларации по туризму отмечается, что в нем «существуют определенные границы, дальше которых процесс децентрализации и деконцентрации идти не может. Как бы там ни было, без национального механизма, обеспечивающего координацию туристской политики государства на национальном и региональном уровнях, не обойтись». Именно поэтому государство должно предусматривать меры, сдерживающие стихийное развитие туризма и направляющие его в цивилизованное русло с целью «его развития в гармоничном соответствии с обеспечением других основных потребностей и видов деятельности общества».

Планирование как функция туристской политики направлено на достижение экономических, социальных и иных целей, поставленных государством. Планирование в туризме производится по разным направлениям деятельности (развитие, инфраструктура, маркетинг и т. д.), охватывает многие структуры, вовлеченные в этот процесс (министерства экономики, финансов, статистики, транспорта, торговли, образования, государственные и местные органы управления туризмом и др.), а также уровни (международное, общенациональное, региональное, местное и отраслевое). Свое конкретное выражение функция планирования находит, прежде всего, в программах развития туризма (национальных, региональных, местных).

Документы международных конференций по туризму указывают, что его устойчивое планомерное развитие в каждой отдельно взятой стране зависит, прежде всего, от поддержки государства. «Туризм должен планироваться государственными властями, а также местной администрацией и туристскими организациями на комплексной и последовательной основе», - отмечается в Гаагской декларации по туризму.

Регулирование это функция, в процессе реализации которой туристская политика государства проявляется особенно четко. Более подробно вопросы государственного регулирования туристской деятельности рассматриваются в подразд. 2.2.

Государственное регулирование туризма осуществляется, как правило, на основе соответствующей законодательной и нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование туристского рынка, доступ к ресурсам и их использование в целях туризма, соблюдение и защиту прав и интересов субъектов туристской деятельности, установление правил въезда, выезда и пребывания на территории страны с учетом интересов развития туризма и т. д.

Отношения в системе туризма регулируются нормами как общего, так и специального законодательства. В туризме применяется большое количество правовых и нормативных документов. Так, административным законодательством регламентируется порядок получения въездных виз, валютным - форма расчетов, таможенным - порядок перемещения через границу декларируемых товаров. К законодательным и иным нормативным актам, непосредственно регулирующим туристскую деятельность, относятся, прежде всего, соответствующие законы (например, в Российской Федерации - Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»), положения об осуществлении туристской деятельности, лицензировании, нормативно-технические документы по стандартизации и сертификации, правила предоставления гостиничных услуг и др.

Маркетинг национального туристского продукта также является одной из важнейших функций государства, которую оно выполняет в рамках реализации туристской политики. Он направлен на формирование, продвижение и позитивное развитие туристского имиджа (ведущего туристского образа) страны, что является неотъемлемым условием привлечения иностранных туристов.

Национальный туристский продукт - это совокупность, во- первых, имеющихся природных, культурных и историко-архитектурных ресурсов, привлекаемых и используемых в туристской деятельности; во-вторых, туристской и сопутствующей инфраструктур; в-третьих, деятельности туристских предприятий по созданию, продвижению и реализации конкретных туристских продуктов, предназначенных для привлечения туристов из других стран и регионов мира. Поскольку туризм - один из основных источников притока иностранной валюты и важный генератор занятости для большого числа стран, многие правительства рассматривают продвижение образа страны в качестве серьезного фактора в общем развитии экспортных рынков.

Иными словами, под национальным туристским продуктом следует понимать результат деятельности государства по привлечению и обслуживанию туристов и формированию собственного имиджа. Положительный имидж важен не только для туристского предприятия, но и для страны в целом, так как он является важнейшим условием привлечения иностранных туристов. Понятие национального туристского продукта связано с совокупным предложением туристских услуг, достопримечательностей, условий пребывания туристов и является, таким образом, достаточно условным, отражающим состояние и уровень развития туризма в том или ином государстве. Однако, несмотря на условность, это понятие имеет весьма конкретное воплощение и не менее конкретное восприятие со стороны потенциальных туристов.

Имидж страны, по определению ЮНВТО, - это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков страны, собственного опыта и слухов, влияющих на создание определенного образа. Все перечисленные факторы позволяют при упоминании названия государства выстроить по отношению к нему цепь ассоциаций. Имидж страны воспринимается на разных уровнях - бытовом, социально-экономическом, деловом и др.

Поскольку туризм имеет не только экономическое, но и социальное, культурное, экологическое и политическое значение, все вышеперечисленные проявления имиджа страны необходимо принимать во внимание при его формировании, развитии и продвижении на мировом туристском рынке. Важнейшую роль при этом играют следующие маркетинговые коммуникационные мероприятия:

  • - подготовка и издание базового пакета информационно-рекламных материалов, в том числе единого календаря туристских событий в стране;
  • - участие единым национальным стендом в работе международных туристских выставок;
  • - формирование сети национальных рекламно-информационных туристских центров и представительств за рубежом;
  • - проведение рекламно-пропагандистских кампаний в зарубежных средствах массовой информации;
  • - организация ознакомительных поездок в страну представителей зарубежных средств массовой информации, туристских предприятий и организаций;
  • - создание информационных банков данных туристских мест размещения, предприятий туристской индустрии, туров и маршрутов по стране;
  • - формирование единой туристско-информационной сети на территории страны с учетом ее интеграции с аналогичными международными сетями и др.

Важнейшую роль в маркетинге национального туристского продукта играют рекламно-информационная деятельность и пропаганда туристских возможностей страны, участие в выставках, представительства за рубежом и иные мероприятия.

Функция стимулирования обеспечивает государству рычаги воздействия на систему туризма, что достигается одним из трех способов (или их сочетанием):

  • - финансовым стимулированием;
  • - поддержкой исследований и инноваций;
  • - применением маркетинга с целью привлечения туристов.

Система стимулирования направлена на развитие тех или иных

составляющих туристской индустрии, регионов, продуктов или отдельных услуг. Практически во всех странах государство принимает активное участие в финансировании и создании туристской инфраструктуры. Можно назвать следующие направления стимулирования туристкой индустрии государством:

  • - выделение государственных субсидий для реализации отдельных туристских проектов. Система субсидий широко применяется в таких европейских странах, как Австрия, Франция, Италия, Великобритания. В этом плане следует особо отметить Грецию, где министерство экономики ежегодно определяет общую сумму помощи инвесторам. При этом определяются приоритеты инвестирования в туризме, прежде всего строительство, модернизация высококлассных средств размещения и туристских комплексов;
  • - предоставление предприятиям туристской индустрии кредитов на льготных условиях. Так, система льготных займов широко применяется в Австрии, где они составляют половину всех инвестиций в туризме и выдаются по ставке 5 % на 20 лет. При этом контроль над проектом, под который выдается заем, осуществляется в течение всего срока его реализации;
  • - государственное поручительство в отношении займов и субсидий, выделенных коммерческими банками на развитие туризма;
  • - предоставление налоговых льгот. Например, в Испании существенные налоговые льготы предоставляются государством в отношении инвестиций в объекты, расположенные в зонах «национальных туристских интересов». В Турции доходы туроператоров облагаются корпоративным налогом лишь на пятую часть, 20 % доходов от туризма, полученных в иностранной валюте и конвертированных в турецкие лиры, освобождаются от налогового обложения в течение 10 лет с момента образования предприятия.

Развитие туризма будет эффективным, если проводится национальная политика стимулирования в области туризма и планируется развитие этого сектора на национальном и региональном уровнях. Инвестиционная помощь государства в развитии туристской отрасли может заключаться:

  • - в постройке туристского комплекса, структура которого сформирована с учетом местной специфики, привлекающей туристов;
  • - в развитии местной суперструктуры (гостиницы, рестораны ит. д.);
  • - в модернизации средств связи (факсы, телефоны, информационные системы) и развитии инфраструктуры (дороги, средства доставки);
  • - в развитии туристских кадров (курсы подготовки и переподготовки кадров но туризму, курсы повышения квалификации).

Поддержка развития социального туризма, обеспечение его доступности социально незащищенным слоям населения является следующей важной функцией государства в реализации туристской политики. При этом применяются масштабные программы по обеспечению возможности путешествий инвалидов, детей, молодежи и других категорий населения.

Наиболее ярким примером может служить деятельность Швейцарского фонда туристских сбережений (Swiss Travel Saving Fund), провозглашающего туризм как жизненно важный атрибут здорового общества. Концепция социального туризма в Швейцарии реализована благодаря системе отпускных чеков, которые выпускаются специально уполномоченным органом и приобретаются оптовыми покупателями (главным образом предпринимателями), а затем реализуются населению со значительной скидкой (от 5 до 25 %). Среди наименее социально защищенных слоев населения чеки распространяются бесплатно. В результате действия такой системы и всеобщей заинтересованности в чековой системе социальный туризм в Швейцарии превратился в массовое явление, сравнимое по масштабам с коммерческим туризмом.

Функция защиты интересов может принимать самые разные выражения в силу того, что туризм представляет собой многогранно е явление. Реализуя эту функцию, государство выступает в роли защитника различных общественно важных интересов: потребителей, национальных производителей отдельных секторов туризма, регионов, туристских центров и т. д. Особое место в рамках дайной функции имеет защита прав безопасности.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федераций» (№ 132-ФЗ от 24.11.1996, в редакции от 28.12.2016) при подготовке к путешествию, во время его совершения (включая транзит) турист имеет право на:

  • - необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды;
  • - свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;
  • - обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
  • - возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • - содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;
  • - беспрепятственный доступ к средствам связи.

Одновременно законодательно установлены и обязанности туриста, которые он должен выполнять во время совершения путешествия (включая транзит), а именно:

  • - соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;
  • - сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;
  • - соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда;
  • - соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.

Реализация государством функции защиты интересов приобретает

особое значение в условиях возрастающей международной конкуренции и общей глобализации туристского рынка.

Туристскую политику принято рассматривать в двух аспектах: как национальную и международную. Содержание национальной туристской политики включает мероприятия, определяемые государством самостоятельно и реализуемые в его пределах. Международная туристская политика включает так называемые конвенциональные воздействия и мероприятия, которые страна осуществляет согласованно с одним или несколькими государствами. Она основывается на договорах и других видах соглашений, регламентирующих взаимоотношения, возникающие в процессе развития международного туризма, и не ущемляющих суверенные права договаривающихся сторон.

Международная туристская политика все более успешно осуществляется в рамках деятельности международных туристских организаций, а также политических и экономических союзов государств. Так, туристская политика стран Европейского союза нацелена на координацию развития туризма стран-участниц, в том числе:

  • - защиту туристов и обеспечение их свободного перемещения (упрощение полицейского и таможенного контроля на границах);
  • - повышение безопасности туристов и защита их от недобросовестной рекламы;
  • - совершенствование систем страхования туристов и их автотранспорта;
  • - информирование туристов об их социальных правах;
  • - региональное развитие туризма (продвижение туризма в регионы, обладающие туристским потенциалом, но в которых в силу ряда- причин туризм находится на невысоком уровне развития).

Что касается России, то ее туристская политика является составной частью внутренней и внешней политики и представляет собой совокупность правовых, организационных, социальных, экономических мер и способов государственного регулирования для создания в стране конкурентоспособной туристской индустрии и в то же время условий для осуществления социальных функций государства по отношению к своим гражданам.

Целью туристской политики России является обеспечение конституционного права граждан России на отдых и досуг, свободу передвижения, охрану здоровья и иных прав при совершении путешествий посредством создания в РФ конкурентоспособной туристской индустрии, способной к саморазвитию и имеющей огромное значение в обеспечении высокого уровня жизни россиян.

На основе этого можно определить основные принципы государственной туристской политики в РФ:

  • - конституционное обеспечение и соблюдение «права на туризм»;
  • - стимулирование органами государственной власти и местного самоуправления развития социального, внутреннего и въездного туризма;
  • - обеспечение безопасности туризма;
  • - доступность туризма для социально незащищенных слоев населения Российской Федерации;
  • - свобода доступа к туристским ресурсам на всей территории РФ;
  • - упрощение туристских формальностей;
  • - поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере туризма;
  • - стимулирование развития конкурентных отношений и недопущение монополизма на туристском рынке;
  • - поддержка профессионального образования и научных исследований в сфере туризма;
  • - учет мнения общественных туристских организаций и туристов при принятии государством наиболее значимых решений в области туризма.

Туристская политика строится на основе соблюдения Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров РФ, законодательства РФ, а также социальных и экономических показателей и исследований российского и зарубежного туристских рынков.

Задачи туристской политики России можно разделить на следующие группы:

  • 1) социальные, к которым относятся защита прав и интересов путешественников и отдыхающих; создание новых рабочих мест, повышение занятости и жизненного уровня россиян, проживающих в местах временного пребывания туристов; обеспечение эффективного функционирования системы социального туризма; стимулирование работодателей, расходующих средства на санаторно-курортное лечение и отдых своих работников на территории РФ; возрождение традиционных и создание новых центров туризма, в том числе в малых и средних городах России; расширение их географии и многообразия;
  • 2) экономические, к которым относятся увеличение поступлений в бюджеты всех уровней, повышение доходов государства и муниципальных образований; развитие национальной туристской индустрии, других смежных отраслей экономики, связанных с туризмом; развитие транспортной инфраструктуры (строительство дорог, аэропортов, речных портов и др.); развитие предпринимательства в сфере туризма; поощрение инновационной деятельности в сфере туризма, в том числе развитие информационных технологий; создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа на территории РФ с благоприятными условиями для развития туризма; создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения российских и зарубежных инвестиций в инфраструктуру туристских регионов; вовлечение коренных малочисленных народов России в экономически выгодную для них туристскую деятельность; создание в России конкурентоспособных турпродуктов путем консолидации возможностей государства и туриндустрии; интеграция России в систему мирового туристского рынка;
  • 3) культурно-идеологические и образовательные, к которым относятся формирование представления о России как о стране, благоприятной для развития туризма; защита художественного, археологического и культурного наследия России в целях его сохранения для будущих поколений; создание единой системы информационного обеспечения и проведение рекламно-пропагандистской деятельности для продвижения национального «бренда» туристских центров России как на внутреннем, так и на международном уровне; подготовка квалифицированных специалистов в сфере туризма; поддержка научно- исследовательских работ, маркетинговых исследований, составления прогнозов развития российского и мирового туристских рынков;
  • 4) организационные, к которым относятся формирование эффективно действующей системы управления туристской деятельностью на государственном и местном уровнях; развитие саморегулируемых общественных организаций в сфере туризма и т. д.;
  • 5) экологические, включающие рациональное использование природного наследия, развитие устойчивых форм туризма с использованием особо охраняемых природных территорий, экологическое воспитание населения и др.

Таким образом, государство играет важную роль в развитии системы туризма как в рамках национальной территории, так и на международном уровне посредством проведения туристской политики. Ее осуществление достигается выполнением ряда функций, направленных на все элементы системы туризма. Реализация этих функций возлагается на органы управления туризмом.

На местном, региональном, национальном и международном уровнях экология и экономика, в том числе туризм, объединяются в систему, в которой действуют причинно-следственные связи. Однако, как уже отмечалось, подчиненность сферы туризма государственным органам управления различных уровней мешает объединению составляющих туристической политики. Создание координационного органа частично помогло бы решить проблему. Однако все равно государству придется управлять сферой, с которой она осведомлена не очень хорошо. Более перспективным в управлении туриндустрией путь передачи субъектам туристической индустрии знаний, которые помогут им выработать собственную стратегию инвестиций и коммуникаций. Совершенствование этих знаний позволит туризма больше влиять на обсуждение важных вопросов современной жизни и укрепить свои позиции в этих вопросах. Например, доля туризма, как известно, существенно зависит от сохранения и "продвижение" национального наследия. Туризм должен не только участвовать, но и восприниматься как ведущий элемент во всех процессах, касающихся национального наследия. От этого будут зависеть и впечатление, которое создает туристическая индустрия в целом, и политическая значимость туристической отрасли.

Государства должны четко определить и пропагандировать то, что может иметь значение для развития туризма, в частности конкретные меры по развитию туризма в мировом масштабе. Отказ от протекционистской политики, обеспечения права на отдых и увеличения продолжительности отпусков - все это, конечно, желательно, но будет иметь положительные последствия только при условии признания этих мероприятий как национальных приоритетов. Важно сформулировать основные политические принципы и закрепить их в рабочих программах, четко определить степень и направления необходимого вмешательства государства в туристическую сферу.

Ответственность государства за развитие туризма, ее участие в привлечении инвестиций безусловно имеют большое значение. Однако не менее важны следующие процессы:

Контроль за развитием туристической деятельности, основанный на концепции планомерного развития и определение национальных приоритетов;

Развитие инфраструктуры, входящей в компетенцию органов власти, как государственных, так и местных. Это основа любой социально-экономической деятельности, в том числе туризма;

Вмешательство государства в случае необходимости, например, в производство оборудования для тех сфер, в которых частный сектор не сможет рассчитывать на высокие прибыли, следовательно, не будет заинтересован в инвестициях, скажем, для социального, молодежного, культурного туризма. То же касается

Международная конкуренция, национальные интересы и специфика индустрии- это основные причины, которые требуют участия государственных органов в управлении туриндустрии. На начальном этапе развития инфраструктуры туристической отрасли государство всячески поддерживала желание людей путешествовать и создавала для этого надлежащие условия. Однако к середине 60-х годов XX в. мероприятия, которые осуществлялись в этом направлении, имели исключительно количественный характер. Государство способствовало развитию крупных городов, в то же время были центрами туризма. Они связаны между собой сетью автомобильных дорог, что само по себе способствовало использованию автомобильного транспорта с туристической целью. В Европе приступили к устранению естественных препятствий, которые мешали поездкам на автомашинах. Морской пассажирский транспорт переживал кризис. Приобретали популярность чартерные программы. К туристических потоков, которые направлялись в большие города, присоединялись "заморские" туристы. Вслед за проблемой стимулирования продвижения национального туристического продукта государственные органы управления туризмом должны были решать вопрос транспортной инфраструктуры: крупные города и главные транспортные пути уже не могли справиться с большим потоком туристов, особенно в высокий сезон. Демократизация туризма способствовала повышению спроса на услуги гостиниц средней категории и даже дополнительных средств размещения. В то же время некоторые страны столкнулись с нехваткой высококвалифицированного персонала, заставило государственные органы вмешаться в решение вопросов подготовки кадров.

Итак, во второй половине XX в. в национальной туристической политике большинства европейских государств сформировалось новое направление. их беспокоило не только количественное увеличение туристического потока, но и его качество, направленность и управляемость.

В Европе улучшалось побережья морей, разрабатывались новые направления и туристические маршруты, что позволило разгрузить традиционные транспортные артерии. Международные туристические организации способствовали расширению зоны деятельности национальных туристических структур. В некоторых странах Европы были созданы специальные комиссии, которые при содействии международных структур занимались разработкой мер защиты национальной исторической, природного и культурного наследия. При туристических администрациях создавались независимые организации, ответственные за сохранение окружающей, в том числе природного, среды. Роль государства в этих новых сферах проявлялась уже за пределами деятельности правительственных организаций по туризму.

и реализации проектов, которые требуют инвестиций, превышающих возможности частного сектора;

Государственная поддержка туризма, а также экономическое и юридическое регулирование этой сферы, напрямую влияет на принятие решений об инвестициях. Отраслевые проекты и программы развития, которые разрабатываются под эгидой государства, способствуют привлечению средств в этот сектор.

Развитие туризма достигнет успеха с взвешенной политики на национальном и региональном уровнях. Помощь в развитии отрасли может заключаться в;

Строительстве туристического комплекса, структура которого сформирована с учетом местной специфики (атракты)

Развития местной инфраструктуры (гостиницы, рестораны и т.д.);

Модернизации средств связи (факсы, телефоны, информационные системы) и развития инфраструктуры (дороги, средства доставки)

Развития туристических кадров (курсы подготовки и переподготовки кадров для туризма, курсы повышения квалификации).

Как уже отмечалось, важна роль государства в привлечении инвестиций, в том числе через введение льгот. Выделим четыре категории льгот, благодаря которым инвестиции привлекаются в туристический сектор:

1) финансовые льготы - скидки и займы под низкий процент (правительство стимулирует приток инвестиций за счет собственных средств);

2) льготы "напивфинансового" характера - правительство выступает гарантом займов, поддерживает курс обмена валют и разрабатывает систему скидок; отчисления из общественных фондов значительно сокращены и практически равны нулю;

3) налоговые льготы - временное освобождение от уплаты налогов или сокращения их размера, а также другие налоговые льготы (уменьшение ставок налога на прибыль, предоставление кредита для выплаты процентов по иностранным займам, освобождение от уплаты налога на землю, уменьшение преференциального тарифа, льготные пошлины на ввоз оборудования и т.д.). Все это поможет сохранить и (или) увеличить доходы от капиталовложений и, кроме того, сократить первоначальные затраты;

4) другие меры - создание системы подготовки кадров, разработка программ по продвижению национального турпродукта и страны как туристического направления, перевода прибыли за границу, импорт материалов и оборудования для отрасли, привлечение высококвалифицированных кадров, в том числе иностранных, в общем меры, направленные на повышение привлекательности туристического образа страны.

Прерогативой государственных органов управления туризмом также решения кадровых проблем. Признанной в международном масштабе практикой е контроль со стороны государства за общими требованиями, которым должны соответствовать работники туристической сферы. Для этого на государственном уровне разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты и квалификационные требования к лицам, которые занимаются той или иной профессиональной деятельностью в туризме. Однако прежде чем перейти к вопросам регулирования кадровой проблемы, нужно определить понятие "туристическая профессия", что позволит более четко представить себе объект регламентации.

К сожалению, список туристических профессий на международном уровне еще не утвержден, хотя такая работа предусмотрена планами UNWTO. Трудности этого процесса обусловлены прежде всего тем, что в туризме осуществляется деятельность, которая относится и к другим секторам, в нее вовлекаются как местное население, так и туристы из других регионов или стран (местный транспорт, торговля, спорт, культурные, санитарно-гигиенические услуги и т.д.). UNWTO вместе с ООН сделала несколько шагов в направлении разграничения и описания туристических профессий. Первым таким шагом было определение видов деятельности в туризме (Сечь).

Часто на практике классификация туристических профессий или занятий напрямую зависит от реальной значимости этого сектора экономики в том или ином регионе.

К определению понятия "туристическая профессия" удобно подойти с двух сторон: теоретического и практического. В теоретическом плане это понятие должно вытекать из концепции понятие "туризм". Но, признавая возможность существования различных вариантов классификации деятельности местного населения (которая может быть, а может и не быть отнесена к туристической), возникает необходимость предварительно определить критерии, на основании которых можно разграничить туристические профессии. Следовательно, нужно рассматривать профессии, которые принадлежат именно к этой сфере деятельности, а лица, представляющие их, предлагают услуги туристам прямо или косвенно, но на них не распространяется законодательство других секторов народного хозяйства.

Анализ национальных законодательных и других регламентирующих актов дает основания для вывода о том, что туристическими профессиям могут считаться прежде всего профессии, связанные с приемом, обслуживанием туристов и организацией поездок: в большинстве стран объектом регламентации является деятельность организаторов путешествий, турагентств, туроператоров, турпредставительств, гидов и сопровождающих.

Признание государством важности специальной профессиональной подготовки в туризме подтверждает, в частности, тот факт, что в большинстве стран для получения лицензии на занятие туристической деятельностью нужно иметь профессиональное образование. Аналогичное требование выдвигается к лицам, желающим заниматься другой профессиональной деятельностью, связанной с приемом и обслуживанием туристов - до гидов, сопровождающих, экскурсоводов и др. Туристические законодательства Франции, Испании, Венгрии, Португалии и других стран содержат четкие требования к уровню общей и профессиональной подготовки для этих категорий работников.

Перед государствами - членами ЕС поставлена задача гармонизировать законодательные и нормативные акты в сфере, касающейся путешествий и отдыха в составе комплексного туристического продукта (Директива ЕС от 19 июня 1990 № 90/814 / СБЕ).

Процесс координации профессиональных требований, целью которого является содействие свободному обмену занятых в производстве, охватил и сотрудников службы приема в гостиницах, экономического отдела, горничных, работников ресторанов, барменов, кассиров, портье и поваров. Согласовано требования к лицам, которые сопровождают туристические группы, сотрудников турагентств, сотрудников службы по проведению конгрессов, сотрудников рекламно-информационного туристического отдела, технического персонала службы приема в туристическом агентстве, работников парков отдыха.

Директива ЕС № 75/368 / СЕЕ касается условий, в которых гиды и переводчики могут заниматься своей профессиональной деятельностью как лица, которые организуют поездку, и как лица, сопровождающие туристов. Положения настоящей Директивы не распространяются на экскурсоводов, работающих в местах, которые посещают туристы.

В 1995-1996 pp. страны Западной Европы, которые в то время были членами ЕС, приняли перечень профессий гостиничного и ресторанного секторов, а также квалификационные требования к ним.

Туризм фигурирует в программах ЕС по профессиональному образованию и подготовке.

Программа COMET предусматривает сотрудничество туристических предприятий и университетов в подготовке специалистов для туризма с использованием новейших технологий и разработок.

Программа ERAZMUS - гибкий инструмент межуниверситетского сотрудничества, рассчитанный на подготовку специалистов для туризма по единой европейской программе и с единственным дипломом.

Программа PETRA обеспечивает возможность получения дополнительной годовалого или двухлетнего образования всем лицам, которые имеют среднее образование.

Сейчас секрет успеха большинства популярных туристических центров объясняется чистотой окружающей среды, эффективности мер его защиты и самобытностью местной культуры. Ухудшение качества окружающей среды и экономической конъюнктуры, потеря самобытности влияют на развитие туризма.

Окружающие живописные пейзажи и уникальные природные памятники, разнообразная флора и фауна, чистый воздух и чистая вода составляют большую часть ресурсов, которые привлекают туристов. Местные органы власти отвечают за обеспечение разумного управления ресурсами сегодня, чтобы их могли использовать и будущие поколения. За счет доходов от туризма можно субсидировать меры, направленные на сохранение окружающей среды.

Не менее важными являются планирование и развитие туризма в контексте сохранения культурного наследия. Археологические раскопки и исторические памятники, оригинальная архитектура, самобытные искусство и ремесла, традиции, вообще система ценностей - все это вместе и составляет культуру региона, который привлекает туристов.

Поддержка и сохранение уникальной исторической, культурной и социальной самобытности определенного региона чрезвычайно важными составляющими любой стратегии развития. Государство влияет на эти процессы путем разработки специального природоохранного законодательства, нормативных актов, определяющих возможность использования культурно-исторического наследия, а также путем принятия специальных программ развития соответствующих регионов, перспективных в туристическом отношении.

Это основные касаются туризма сферы, требующих регулятивного воздействия государства, даже в наиболее развитых странах, где участие государства не проявляется с такой очевидностью в других отраслях экономики, регулируемых в значительно большей степени частным сектором с помощью рыночных механизмов.

Очевидно, что государство призвано играть ведущую роль в развитии отраслей, признанных приоритетными для определенной страны. Формы и пределы такого участия каждая страна определяет самостоятельно, исходя из реальных возможностей, общих приоритетов и соотношение спроса и предложения, состоящее на внутреннем рынке. Таким же образом решаются вопросы сотрудничества с частным сектором: в каких областях его можно признать наиболее значимым и какой формы оно должно приобрести для обеспечения максимальной эффективности.

Таким образом, роль государства в развитии туризма можно свести к следующим функциям:

Регламентирование туристической деятельности путем разработки законодательства, призванного обеспечить условия для добросовестной конкуренции на рынке туристических услуг и защите прав потребителя, а также определения налоговых границ функционирования туристической отрасли;

Координации развития туризма, которая включает внутреннюю координацию деятельности участников туристического процесса в рамках отрасли и обеспечение гармоничного включения туризма в общий хозяйственный механизм, можно рассматривать как внешнюю координацию;

Стимулирование международного обмена путем упрощения туристических формальностей, а также создание благоприятных условий для развития внутреннего туризма;

Обеспечение безопасности туристической деятельности и туризма в рамках национальной территории;

Информационного обеспечения туристической деятельности, предусматривающий сбор и обработку статистических данных, выпуск и распространение рекламно-информационных материалов, характеризующих состояние отрасли в национальном масштабе, а также проведение научных исследований в сфере туризма;

Продвижение национального туристского продукта на международном рынке;

Подготовки кадров.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Состояние нормативного и правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации. Особенности туристской инфраструктуры и международного сотрудничества в сфере туризма. Основные направления и механизмы решения задач развития отрасли. Оценка рисков.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2011

    Социально-экономические предпосылки и особенности истории развития туризма во Франции. Государственная политика в сфере туризма и организации туристской деятельности. География туризма, места, пользующиеся особой популярностью среди иностранных туристов.

    реферат , добавлен 27.01.2010

    Понятие и теоретико-методологические основы программирования в сфере культуры и туризма. Формирование целей, задач и основных мероприятий. Анализ реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы".

    реферат , добавлен 06.05.2016

    Сущность туризма и основные понятия организации и управления в сфере туризма. Специфика организации и управления в сфере туризма. Использование новых технологий. Значение маркетинга в туристской отрасли. Уникальность туристской услуги.

    реферат , добавлен 20.10.2006

    Понятие, тенденции и проблемы развития туризма в России, особенности регулирования туристической деятельности. Культурно-познавательный туризм как ресурс развития исторических городов. Исследование региональной политики в сфере туризма в Тульской области.

    дипломная работа , добавлен 11.10.2015

    История. Организация структуры управления туризма на экономическом уровне. Нормативно правовая база РФ. Международная координация в сфере туризма и санаторно-курортного лечения. Государственная политика международного сотрудничества в сфере туризма.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2007

    Этапы становления туризма в России. Современное состояние туристского рынка и его материально-технической базы в РФ. Регионы и виды туризма, пользующиеся популярностью у иностранных граждан. Государственное регулирование в сфере въездного туризма.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2010

    Общее понятие и виды туризма. Государственные органы, действующие в сфере туризма в России, основные цели и задачи их деятельности. Специфика государственного управления в области туризма на региональном уровне, в частности в Нижегородской области.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2014