Как работает налоговая система. V

Но единой системы налогообложения, которая применялась бы всеми организациями, не существует. На выбор режима будет влиять уровень прибыли и расходов, виды деятельности, месторасположение и т. д.

Общие сведения

Что такое налоговая система и как остановить выбор на одной из них? Допускается ли добровольный переход на режим налогообложения или использование является обязательным при соблюдении необходимых требований?

Основные определения

Система налогообложения – это совокупность налоговых платежей и сборов, которые перечисляются налогоплательщиками в соответствии с установленными нормами. Основные принципы были установлены еще в 1992 году.

Предоставляемый выбор

Какие бывают налоговые системы в России – этот вопрос задается всеми новичками в сфере предпринимательства. Опишем основные особенности использования того или иного режима.

ОСНО (Общая система налогообложения)

Традиционный вид системы налогообложения, при котором компаниям приходится платить ряд налогов:

Перечисляются также местные виды налогов:

Использовать традиционную систему налогообложения организация и ИП будет в том случае, когда не подаст на иной вид налогообложения.

То есть ОСНО применяется автоматически с момента регистрации фирмы в налоговых структурах. Недостатки:

  • обязательно ведение бухучета;
  • документацию необходимо хранить не меньше 4 лет;
  • довольно часто налоговыми структурами осуществляются проверки.

Удобно использовать ОСНО:

  • при экспорте продукции;
  • при больших денежных оборотах, поскольку нет ограничений по численность персонала, прибыли, размера торговой площади;
  • если контрагенты платят НДС.

УСН (Упрощенная система налогообложения)

Переход на такой режим имеет уведомительный характер, то есть является добровольным, и осуществляется либо с момента постановки на учет компании, либо с начала налогового периода (календарного года).

Удобен для небольших ИП и ООО. Применяя упрощенку, плательщики не должны перечислять:

  • налог на имущество;
  • на прибыль;
  • на добавленную стоимость ().

Остальные сборы и налоги должны уплачиваться по общим правилам.
Компании имеют право выбрать один из объектов:

Применение УСН возможно для тех фирм, что соответствуют ряду требований:

  • не имеют в штате более 100 человек;
  • прибыль за 9 месяцев не составила более 45 млн. рублей;
  • остаточная стоимость ОС и активов нематериального характера составляется не более 100 млн. (что не касается предпринимателей);
  • принадлежит долевым участникам не больше 25% уставного капитала ().

Преимущества:

  • ведение бухучета упрощено;
  • в налоговые органы сдается минимум отчетности.
  • Недостатки:

    • в любой момент можно потерять право на использование специального режима;
    • если утрачивается право на применение УСН, придется восстанавливать всю бухгалтерию;
    • нельзя открывать филиал, обособленное подразделение.

    В пункте 3 ст. 346.12 НК также дан перечень организаций, которые не имеют права использовать режим. Для перехода с начала нового налогового периода стоит подать до конца текущего года .

    Уведомить налогового инспектора необходимо и в том случае, когда утрачивается право применять упрощенку ().

    ПСН (Патентная система налогообложения)

    Такая система заменяет УСН на патенте. Перейти на ПСН можно добровольно. Допускается совмещение с иными видами режимов.

    Суть – предпринимателем покупается патент на определенный срок (от 1 месяца до года) по месту регистрации лица. Действителен такой документ в пределах указанного в нем субъекта РФ.

    При наличии патента ИП не должен будет перечислять:

    • НДФЛ;
    • налог на имущество;

    Используется при расчете платежа ставка 6%. Налоговой базой считается потенциальный доход по конкретному виду деятельности согласно нормам, установленным в .

    Налоговый кодекс содержит список из 47 видов деятельности, при ведении которых предприниматель может применять ПСН.

    Ограничения при режиме:

    • на предприятии не должно работать больше 15 человек;
    • прибыль за год не должна превышать 60 млн. рублей.

    Преимущества:

    • не нужно подавать декларацию;
    • можно не использовать контрольно-кассовую технику;
    • цена патента не будет зависеть от конечного результата деятельности ИП.

    Недостатки:

    • нельзя уменьшать сумму налога на уплаченные взносы на страхование;
    • использовать такой режим могут только лица, которые зарегистрированы в качестве ИП.

    ЕНВД (Единый налог на вмененный доход)

    Один из специальных налоговых режимов. Базу налога определяют на основании прибыли, полученной от источника деятельности. Регулируется использование такой системы региональными представительствами.

    На ЕНВД можно переходить добровольно. Суть системы — государством устанавливается потенциальная прибыль, которую плательщик может получить ().

    С нее и перечисляются налоговые платежи. Плательщики описаны в . При расчетах учитывают базовую доходность, физические показатели и корректировочные коэффициенты.

    Вмененщики не платят налог:

    • на прибыль;
    • на имущество;
    • НДС (кроме тех ситуаций, когда товар импортируется).

    Действуют такие правила:

    • фирма должна вести деятельность в том территориальном округе, где стоит на учете;
    • есть лимиты по площади помещения, используемого при осуществлении деятельности;
    • под налогообложение попадает не компания, а отдельный вид ее деятельности, поэтому может совмещаться несколько налоговых систем.

    Можно попробовать получить сведения о налогообложении второй стороны сделки в отделении Налоговой инспекции по адресу, где компания или индивидуальный предприниматель становились на учет. Для этого стоит просто позвонить в налоговые структуры.

    У организации

    В том случае, если вы не вели учет и не составляли отчетность, а теперь нужно узнать налоговую систему, стоит искать ответ в учредительной документации.

    Если фирма была зарегистрирована до 2010 года, то в документах должно быть уведомление о том, возможно ли использование УСН.

    Видео: какую систему налогообложения выбрать?

    Организации на ЕНВД также получают из налоговой службы соответствующий документ уведомительного характера.

    При работе на ПСН предприниматель получает установленную законодательством форму (но она действует в течение определенного периода – от 1 до 12 месяцев).

    Используемую схему налогообложения можно узнать:

    • из отчетности, что подавалась в налоговый орган;
    • по на уплату налога;
    • позвонив или отправив письмо в территориальное отделение ФНС (запрашивается форма № 26.2-7 или № 39 – по задолженности).

    Если платилась одна и та же сумма налога, то, скорее, применялась ЕНВД.

    Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

    Основные требования к соглашениям:

    1. Оно должно заключаться после аукционов на передачу права использовать недра на других условиях, чем раздел продукции в соответствии с правилами пункта 2 ст. 4 указанного нормативного акта – при признании аукционов несостоявшимися.
    2. При исполнении соглашения, в котором применимы правила раздела продукции согласно п. 2 ст. 8 закона, когда доля РФ – не меньше 32% от общего объема изготовленного товара.
    3. Предусмотрено, что доля государства увеличивается в прибыльном товаре при условии, что улучшаются показатели инвестиционной эффективности для инвесторов при исполнении соглашений.

    Зачастую соглашение о разделе продукции – это договор, заключаемый государством и организацией (что привлекается на данные объекты по конкурсам).

    То есть, обусловлено долевое участие РФ в разработке месторождений (от 25%), фирма же может возмещать затраты в соответствии с условиями, прописанными в Налоговом кодексе.

    Государство может привлечь инвестиции к «непривлекательному» месторождению, за счет чего пополнить бюджет налоговыми платежами.

    Плательщиком выступает инвестор, определение которого содержится в . Он обязуется:

    • уплачивать налоги;
    • передавать в налоговые структуры соглашение;
    • подавать решения об утверждении результата проведенного аукциона.

    Такие обязательства могут передаваться операторам, которыми могут быть филиалы и юрлица, иностранные компании, что имеют бизнес в России.

    На такой налоговой системе не возникает обязательства платить:

    • налог на имущество по ОС, нематериальным активам, запасам, затратам;
    • таможенную пошлину;
    • транспортный вид налога (если ТС используются при деятельности в рамках соглашения);
    • платежи, производимые в местный и региональный бюджет;

    Уплачивается налог:

    • на добавленную стоимость;
    • на прибыль компании;
    • на добычу ископаемых;
    • за пользование природным ресурсом;
    • за воздействие на окружение;
    • за пользование водными объектами;
    • на землю.

    Осуществляются платежи в виде госпошлины, акциза.

    Внимательно изучите все нюансы налоговых систем и просчитайте, выгодно ли вам будет применять традиционную систему или лучше перейти на один из специальных вариантов.

    На окончательный выбор часто влияет не только то, насколько компания соответствует предпочитаемому режиму, но и то, как платят налоги контрагенты, с которыми предприятие будет работать.

    Порой в процессе деятельности предприниматели сталкиваются с необходимостью получения информации о режиме налогообложения. Эти сведения при этом могут касаться самого предпринимателя или его торговых партнеров. Для осуществления этого мероприятия вовсе не придется готовить многочисленные бумаги – достаточно лишь знать...

    Государство различными способами старается дифференцировать систему налогообложения с целью поддержать развитие одних коммерческих организаций и сдержать темпы роста других. Это позволяет регулировать поступление средств в форме налогов в бюджет государства. Одним из самых распространенных режимов на сегодняшний день...

    Существует ли определенный образец справки о применяемой системе налогообложения? Какие особенности стоит учитывать налогоплательщикам в 2019 году? Известно, что в Российской Федерации нет единой налоговой системы. Стороны сделки могут работать на совершенно разных режимах, что не всегда является для них удобным. Бывает, что...

    Помимо классической системы налогообложения существует несколько специальных. Какой режим в 2019 году будет более удобным при осуществлении деятельности для ООО? Что говорится в законодательных актах Российской Федерации? Организации России могут выбрать наиболее выгодный налоговый режим, в соответствии с которым...

    Предприниматели, как и юридические лица, могут использовать разные системы налогообложения. Первичный выбор налогового режима происходит при регистрации ИП. Однако закон также допускает возможность изменения системы налогообложения. Переход на иной налоговый режим обычно осуществляется по итогам календарного...

    Государство при помощи самых разных инструментов осуществляет поддержку предпринимательства на территории Российской Федерации. Чаще всего это делается посредством специальных налоговых режимов. Именно с этой целью и была разработана патентная система. Она представляет собой режим, при котором индивидуальный...

    Сегодня государство при помощи различных законодательных инструментов старается максимально поддержать индивидуальных предприниматели. Зачастую это делается при помощи специальных налоговых режимов. Один из таких – патентная система налогообложения. Данный режим позволяет максимально снизить налоговое бремя и в то же...

    Сельскохозяйственной деятельностью в России занимаются не только крупные хозяйства, но и индивидуальные предприниматели. В этой связи появляется вполне актуальный вопрос: имеют ли право эти малые субъекты бизнеса рассчитывать на использование ЕСХН? Ведь этот специальный режим позволяет заменить ряд стандартных...

    Вы являетесь плательщиков ЕСХН и имеете наемный персонал? Тогда стоит разобраться, какой код тарифа в РСВ-1 стоит отражать в 2019 году. По истечению каждого отчетного периода ИП и организации должны подавать отчет в Пенсионный фонд России о перечисленных суммах взносов на страхование, что рассчитаны с отчислений...

    При первичной регистрации субъекта хозяйственной деятельности основным вопросом является выбор подходящей системы налогообложения. Однако нередко возникают ситуации, когда переход необходимо осуществить, после того как предприятие было поставлено на налоговый учет. СодержаниеОбщие сведения Порядок перехода на уплату...

    В целях формирования более удобных условий деятельности для сельхозпроизводителей в России был введен специальный налоговый режим ЕСХН, который предполагает упрощение системы ведения бухгалтерского и налогового учета, а также сокращение налоговой нагрузки. СодержаниеОсновные моменты Процентная ставка ЕСХН (Единый...

    Есть определенные правила исчисления и уплаты ЕСХН в государственные органы, которым стоит строго следовать плательщикам такой системы. Разберемся, какие нормативные акты следует изучить для правильного расчета сумм. Как на любой системе, работая на ЕСХН, налогоплательщики должны выполнить ряд условий не только для...

    Индивидуальные предприниматели, а также всевозможные организации, ведущие сельскохозяйственную деятельность, имеют право на использование ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог). Подобный режим имеет большое количество достоинств. Он заменяет несколько налоговых сборов, которые обязательны для выплаты в бюджет, одним...

    Если в процессе регистрации компания или ИП не представили в налоговую уведомления, касающегося применения ЕНВД или УСН, то бизнес начнет функционировать в рамках основного режима. Однако на практике встречается и иная ситуация: фирма на определенном этапе функционирования расширяет свое дело или переходит на иные виды...

    В этом материале мы подробно поговорим о налоговых системах, их разновидностях, функциях, критериях оценки и принципах формирования, а также о самих налогах и их основных типах. Начнем с основных определений.

    Ключевые определения

    Говоря про сущность и виды налоговых систем, первым делом приведем ключевые термины, которые будут фигурировать в этой статье.

    Налоги - невозвратные, безвозмездные, обязательные для населения и юридических лиц, регулярно собираемые платежи, которые взыскиваются только правомочными на то государственными учреждениями в целях пополнения финансовых ресурсов определенного государства.

    Налоговая система - общая совокупность налоговых сборов, которые взимаются с налогоплательщиков согласно статьям Налогового Кодекса определенного государства. Это система, обязательно урегулированная правовыми нормами, главное предназначение которой - установление и сбор налогов.

    Налоговый Кодекс (НК) - в Российской Федерации является основным законодательным актом, касающимся налогообложения. Состоит из двух частей - основной, регламентирующей наиболее общие принципы построения налоговой системы, и специальной, устанавливающей основы взаимодействия государства и налогоплательщика по определенным налоговым сборам.

    Основой любого вида налоговой системы будут именно сборы и налоги. С ее помощью правовое государство может в полной мере реализовать свои функции как по управлению финансовым трафиком, так и всей своей экономикой в целом. В России налоговая система регулируется НК и Конституцией. Как и во многих других федеративных государствах, она трехуровневая - состоящая из федеральных, региональных и местных налогов.

    Виды налоговых систем

    Выделяют две основные разновидности налоговых систем:

    • Глобальная . Прибыль и физических, и юридических лиц облагается налоговым бременем в одинаковом объеме. Расчет налогового сбора при этом очень прост, что на руку предпринимателям - они могут заранее планировать окончательный размер своего дохода за вычетом этих платежей. Более всего такая система характерна для западных государств.
    • Шедулярная (шедула - часть или доля). Весь доход лица делится на определенные части, каждая из которых облагается конкретным налогом. Для каждой шедулы действуют свои ставки, критерии, льготы и проч.

    Также существует и следующее разделение видов налоговых систем по ряду важных характеристик:

    • Евроконтинентальная . Для нее характерна высокая доля отчислений в сторону социального страхования, преобладание объема косвенных налогов над совсем небольшим количеством прямых. Применяется во Франции, Бельгии, Австрии, Германии и Нидерландов.
    • Англосаксонская . Доля прямых налогов преобладает над косвенными, а налогообложение более всего затрагивает частных лиц. Типично для Великобритании, Канады, США, Австралии.
    • Латиноамеринская . Косвенное налогообложение значительно преобладает над прямым. Важная особенность - налажен исправный сбор налогов и в условиях инфляции. Характерно для Перу, Чили, Боливии.
    • Смешанная . Сочетает в себе черты нескольких видов налоговых систем. Вводится для расширения налоговой структуры, а также для избежания зависимости государственного бюджета от одного вида налогов. Характерна для Российской Федерации.

    Виды налогов

    Повествуя о налоговой системе, сущность и виды налогов также не будет лишним затронуть. Главных разновидностей этих платежей в РФ три:

    • Федеральные: поступающие в государственную казну.
    • Региональные: собираемые в пользу определенного региона - республики, области, края.
    • Местные: идущие в бюджет конкретного субъекта - города, села, поселка и т. д.

    По типу налогоплательщика выделяются налоги:

    • С физических лиц - на их доходы, имущество и т. д.
    • С юридических лиц - на прибыль, НДС и т. д.
    • Смешанные.

    По объекту налогообложения выделяются налоговые сборы на:

    • доход;
    • потребление;
    • имущество;
    • капитал.

    По виду изъятия:

    • прямые;
    • косвенные.

    Приведем некоторые особенности последней классификации в следующей таблице.

    Теперь упомянем основные функции налоговых платежей.

    Функции налогов

    В продолжение разговора о налоговой системе, видах и функциях налогов, осталось рассказать о последнем пункте. Функций выделяют несколько:

    • Фискальная функция - наиболее важная. Именно благодаря ей формируется бюджет государства.
    • Социальная - перераспределение доходов в пользу социально незащищенных слоев.
    • Регулирующая - решение с помощью налоговой политики определенных задач государственного уровня. Имеет стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции.
    • Контрольная - отслеживание государством своевременности и полноты финансового трафика в казну.

    Функции налоговой системы

    Функции налоговой системы в точности повторяют функции налогов:

    • фискальная;
    • контрольная;
    • социальная;
    • регулирующая.

    Критерии качества налоговых систем

    Мы разобрали функции и виды налоговой системы государства. Перейдем к критериям ее качества:

    • Сбалансированность госбюджета - обеспечение казны государства запланированным объемом денежных средств, которые необходимы для осуществления его функций, определенных законодательством.
    • Устойчивое состояние экономики - при проведении определенной налоговой политики должен наблюдаться рост производства, развитие отраслей хозяйства и регионов страны.
    • Стабильные цены - соотношение "прямые-косвенные налоги" должно обеспечивать устойчивость цен и не допускать повышения уровня инфляции.
    • Эффективность социальной политики - система налогов не должна ухудшать уровень жизни граждан, особенно социально незащищенных слоев.
    • Должный уровень информированности населения - налогоплательщики должны четко знать, когда, где и в каком объеме они должны отправлять свои платежи государству.

    Принципы построения налоговой системы в РФ

    Рассказывая про понятия и виды налоговых систем, нельзя не отметить принципы построения таковой структуры конкретно для РФ. Они сформированы в НК нашего государства:

    • Обязанность каждого лица уплачивать справедливо установленные налоговые сборы.
    • Налогообложение в РФ характеризует всеобщность и равенство.
    • Налоги не имеют права быть дискриминационными - по национальному, религиозному, расовому и иному критерию.
    • Налоговые ставки не зависят от гражданства лица, формы его собственности, источников капитала.
    • Налоги не могут быть произвольными.
    • Налоги не должны создавать препятствия для свободной экономической деятельности, осуществляемой в рамках закона.
    • Никто не обязан уплачивать налоги в ином размере или порядке, чем то определено НК государства.
    • Законодательные акты о налогообложении должны быть написаны понятным и доступным для граждан языком.
    • Все неясности, туманные определения налогового законодательства толкуются в пользу плательщика налогов.

    Ключевые тенденции развития налоговых систем

    Оптимальный набор характеристик, к которому в идеале стремится каждая налоговая система, следующий:

    • Снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей.
    • Упрощение налогового законодательства.
    • Замена налогов для предприятий на ренту от эксплуатации и переработки природных богатств.
    • Повышение доли прямых и уменьшение объема косвенных налогов.
    • Развитие так называемого налогового федерализма - разграничение и распределение налогов между уровнями всей бюджетной системы государства.
    • Построение налоговой политики, зависящей только от объективных условий, задаваемых экономикой.
    • Повышение уровня налоговой культуры населения.
    • Стремление к идеальному равенству налогообложения путем сглаживания налоговых льгот.
    • Совершенствование системы контроля и наказания налоговых правонарушений.
    • Построение налоговой системы, быстро адаптирующейся к смене экономического положения в стране.

    Виды систем налогообложения в РФ

    Говоря про виды налоговой системы России, упомянем и типы систем налогообложения, установленные для ИП, ООО и прочих юридических лиц:

    • Основная система налогообложения (ОСН).
    • Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
    • Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
    • Упрощенная система (УСН).
    • Патентная система (для индивидуальных предпринимателей).

    Правильное функционирование налоговой системы - это залог постоянного потока поступлений в госбюджет, социальной защищенности граждан, стабильного состояния экономики. Каждое государство выбирает подходящий для себя ее вид. Однако для всех налоговых систем характерны схожие функции, принципы построения и тенденции развития.

    Лекция 8

    В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бре­мени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

    Итак, налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе за­кона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных по­требностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, полу­чающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов госу­дарства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

    В настоящее время налоговые отношения регулируются Налоговым Кодексом (НК) РФ. НК РФ – это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в РФ.

    Налоговая система РФ включает в себя:

    1. Систему налогов и сборов;

    2. Совокупность участников налоговых правоотношений;

    3. Нормативно-правовую базу налогообложения.

    Налоговая система - это законодательно установленная совокупность налогов и сборов, уплачиваемых хозяйствующими субъектами и гражданами, и совокупность органов управления, призванных обеспечить контроль за налоговыми поступлениями в бюджет на основании законодательства.

    Становление существующей налоговой системы началось с 01.01.92. – с принятия закона «Об основах налоговой системы в РФ. С 01.01.99 г. была введена 1 часть НК РФ, с 01.01.01. – 2 часть НК.

    Общие принципы построения налоговой системы в РФ, виды налогов, сборов, пошлин и других платежей, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов определены в Налоговом Кодексе РФ.

    Систему налогового права в Российской Федерации составляет законодательство о налогах и сборах, представляющее собой сово­купность актов законодательства, регламентирующего порядок и правила установления, введения и взимания налогов и сборов на территории РФ. Оно подразделяется на: зако­нодательство РФ о налогах и сборах (федеральное), законодатель­ство субъектов РФ о налогах и сборах (региональное) и норматив­ные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.


    Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отно­шения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

    Экономическая сущность налогов состоит в изъятии государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде платежей.

    В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству (безвозмездный характер).

    Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

    Налог является одновременно и экономической и правовой категорией.

    В соответствие с НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Необходимо разделять понятия налог и сбор.

    Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Сущность налогов как экономической категории проявляется через их функции.

    Их взимания.

    Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения понятия налоговой системы. Однако действовавший в прошлом Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал указанное выше понятие. Это понятие используется в теории и по сей день, с тем лишь отличием, что ранее самостоятельным компонентом налоговой системы считались пошлины - но в соответствии с вступившими в силу главами Налогового кодекса России государственная пошлина отнесена к сборам; что же касается таможенных пошлин , в прежние времена считавшихся институтом, общим для налоговой системы и для таможенного регулирования, - то по мере совершенствования налогового и таможенного законодательства законодатель и исследователи постепенно пришли к мнению о принадлежности их сугубо к отрасли таможенного права .

    Основой налоговой системы являются налоги и сборы . С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

    Функции налоговой системы

    Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

    1. Фискальная , суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
    2. Распределительная , суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями .
    3. Регулирующая , суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
    4. Контрольная , суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

    Принципы построения налоговой системы

    Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов » в г. сформулировал четыре правила («максимы»):

    • налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
    • размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;
    • время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика ;
    • каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

    В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

    1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.
    2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.
    3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.
    4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика . Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.
    5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.
    6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
    7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации
    8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.
    9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.
    10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.
    11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.
    12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

    Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации.

    Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

    Примечания

    Литература

    • Финансы: Учебник Под ред В. В. Ковалёва М: ТК Велби, Изд-во Проспект,2004

    См. также

    Ссылки


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Налоговая система" в других словарях:

      налоговая система - — налоговая система Система государственных институтов (законов, правил, учреждений), а также общественных традиций и установок, целью функционирования которой является сбор… … Справочник технического переводчика

      Налоговая система - (tax system) – система государственных институтов (законов, правил, учреждений), а также общественных традиций и установок, целью функционирования которой является сбор денежных средств для наполнения государственных (федерального и… … Экономико-математический словарь

      По законодательству РФ совокупность налогов, сбо ров, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом подразумевается обязательныйвзнос в бюджет соответствующего уровня или во… … Финансовый словарь

      Налоговая система РФ - совокупность налогов и сборов, установленных государством. В Российской Федерации налоговая система устанавливается Налоговым кодексом и федеральными законами, соответствующими кодексу. В налоговую систему РФ включаются налоги (в т. ч. акцизы) и… … Банковская энциклопедия

      Система налогообложения Taxation system совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

      Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. См. также Налог, Таможенные пошлины … Юридический словарь

      Совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд.,… … Экономический словарь

      Налоговая система - (англ. tax system) совокупность налогов, сборов и др. платежей, взимаемых с налогоплательщиков в порядке, установленном национальным законодательством, в доход бюджета соответствующего уровня. Н.с. РФ включает … Энциклопедия права

      НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА - совокупность взаимосвязанных налогов, сборов, пошлин, взимаемых в государстве, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а тж. налоговых органов. тж. НАЛОГИ; ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ … Юридическая энциклопедия

      Установленная Налоговым кодексом Российской Федерации налоговая система России (данные на 1 января 2006 года): Федеральные налоги и сборы Налог на добавленную стоимость Акцизы Налог на доходы физических лиц Единый социальный налог Налог на… … Википедия

    Система налогов и сборов в рыночной экономике выполняет важнейшую задачу. Ее действие должно быть четко отлажено и отвечать условиям, в которых развивается общественное производство.

    Основные функции

    Система налогов и сборов обеспечивает в первую очередь формирование части дохода бюджета страны. Эта функция, несомненно, важна, однако не считается основной. Дело в том, что бюджет может вполне формироваться и без таких поступлений. Система налогов Российской Федерации выполняет важнейшую регулирующую функцию. Она реализуется в двух актуальных направлениях. Госрегулирование распространяется на товарно-денежные и рыночные отношения. Оно включает в себя главным образом разработку законов, инструкций, постановлений госорганов. Этими нормативными актами определяются порядки, в соответствии с которыми осуществляются взаимодействия товаропроизводителей, покупателей и продавцов, деятельность фондовых бирж, торговых домов, финансовых институтов, правила, по которым функционирует рынок ценных бумаг и так далее.

    Специфика регулирования

    В рыночных условиях методы административного воздействия на предпринимателей сводятся к минимуму. В такой ситуации такое понятие, как "вышестоящая организация", которая имеет право управлять работой предприятий посредством распоряжений, приказов и команд, постепенно исчезает. Однако необходимость подчинять предпринимательскую деятельность целям сочетания личной заинтересованности бизнесменов с общественной остается. В качестве адекватной меры воздействия в данном случае будет выступать экономическое принуждение в комплексе с материальной заинтересованностью. Развитие системы хозяйствования, таким образом, регулируется посредством нескольких инструментов. К ним относятся:


    Первый элемент занимает центральное положение в процессе госрегулирования. Государство маневрирует налоговыми ставками, штрафами, льготами, корректирует условия обложения, вводит одни и исключает другие обязательства. Этим власть способствует решению первоочередных общественных проблем.

    Стимулирование

    Система налогов РФ оказывает влияние на технический прогресс, способствует увеличению количества рабочих мест. Стимулирование выражается в первую очередь в том, что прибыль, которая направляется на переоснащение, расширение и реконструкцию производства продукции народного потребления, оборудования для ее выпуска и некоторых других товаров, освобождается от обложения. В ряде развитых государств налоги не предусмотрены для опытно-конструкторской и научно-исследовательской сферы.

    При этом часть поступлений от граждан, предпринимателей и предприятий в бюджет перераспределяется на развитие социальной и производственной инфраструктуры, инвестиции в фондоемкие и капиталоемкие отрасли с продолжительным сроком окупаемости. К ним, в частности, относят автострады, железные дороги, электростанции, добывающую промышленность. В настоящее время актуальным направлением считается сельское хозяйство. Отставание в развитии этого сектора крайне болезненно сказывается на состоянии всей экономики и жизни общества.

    Фискальная функция

    Она представляет собой изъятие части прибыли предприятий и физлиц на содержание госаппарата, оборонного сектора и части непроизводственной сферы, не имеющей собственных источников дохода или если их средств недостаточно для обеспечения необходимого уровня развития. К ним, в частности, относят многие образовательные учреждения, музеи, театры, фундаментальную науку.

    Понятие системы налогов

    Приведенные выше функции разграничиваются весьма условно, поскольку они реализуются одновременно, тесно переплетаясь друг с другом. Структура системы налогов обладает подвижностью и стабильностью. Чем устойчивее она будет, тем увереннее будут чувствовать себя предприниматели. В таком случае они имеют возможность достаточно точно заранее рассчитать эффект от реализации того или иного экономического решения, заключенной сделки, хозяйственной или финансовой операции.

    Понятие системы налогов формируется при наличии определенных условий. Они отражают экономическое состояние страны, характер общественного устройства, социально-политическую устойчивость, уровень доверия населения к власти. При изменении этих и прочих условий система налогов перестает отвечать исходным требованиям, вступая в противоречие с объективными факторами развития народнохозяйственного сектора. В этой связи, корректируется вся схема либо ее отдельные элементы. В структуру системы входит 4 категории налогов:

    1. Федеральные (определяются законодательством).
    2. Республиканские (устанавливаются нормативными актами этих национально-государственных единиц).
    3. Местные (определяются территориальными органами власти).
    4. Общеобязательные.

    Основные принципы

    Структура системы налогов считается стабильной и благоприятной для деятельности предпринимателей, если неизменными остаются ее основополагающие элементы, наиболее значимые санкции и льготы (если ставки не выходят за рамки экономической целесообразности). Если говорить о современной ситуации, то в рассмотрение с данной позиции попадают в первую очередь НДС, акцизы, отчисления с прибыли. Прочие налоги и соответствующий состав системы обложения могут и должны корректироваться относительно экономических изменений в стране в целом и производстве в частности.

    Классификация

    В отечественной практике используются следующие виды систем налогов:

    1. ЕНВД.

    Первая представляет собой основной тип обложения. Второй и третий - специальные режимы. Рассматривая виды систем налогов для последующего выбора наиболее подходящей схемы, следует принять во внимание ряд факторов:


    ОСН

    Данная система налогов Российской Федерации является основной (общей). Ее действие распространяется на любой тип деятельности, не попадающий под прочие режимы. Основными налогами и взносами выступают:

    • Налог на прибыль.
    • НДФЛ (на дивиденды).
    • Налог на имущество.
    • НДФЛ (из фонда з/п).
    • Местные налоги (в случае, если присутствует объект обложения).
    • ФФОМС.
    • ТФОМС.

    Сдача отчетности и выполнение платежей осуществляется ежеквартально. По страховым взносам отчетность сдается ежемесячно, а выплата производится раз в квартал.

    Достоинства и недостатки ОСН

    Основная система налогов в России предоставляет возможность предпринимателям осуществлять достаточно широкий спектр деятельности. Бизнесмены получают неограниченные возможности для развития серьезного и стабильного предприятия. Для отдельных типов деятельности предусматривается возмещение НДС. Кроме этого, в расчет налога на прибыль включаются понесенные убытки и расходы. К минусам системы следует отнести:


    Упрощенная система налогов

    Она может применяться при следующих условиях:

    1. Доход за год - не более 60 млн руб.
    2. Количество сотрудников в штате - не больше 100 чел.
    3. Если, ранее зарегистрировавшись по ОСН, по истечении 9 мес. предприятие получило прибыль менее 45 млн руб.
    4. Общий вклад в уставной капитал прочих предприятий - меньше 25%.
    5. Остаточная цена основных фондов меньше 100 млн руб.

    Данная система налогов предполагает следующие обязательные отчисления:

    • Ставку от общего дохода.
    • НДФЛ (на дивиденды).
    • Ставка от общей прибыли за вычетом расхода.
    • НДФЛ (с фонда зарплаты).
    • Местные сборы при наличии объекта обложения (транспорт, земля и пр.).

    Выплаты осуществляются ежеквартально. Отчетность по УСН сдается раз в год. По страховым взносам выплаты производятся каждый квартал. Отчетность по ним следует сдавать ежемесячно.

    Плюсы и минусы УСН

    К достоинствам следует отнести:


    Однако данная система налогов обладает и недостатками. В частности, перейти на данный режим не могут предприятия, осуществляющие деятельность, оговоренную в ст. 346.12 НК. К ним, в частности, относят ломбарды, банки, инвестиционные фонды, негосударственные ПФ и прочих. Нельзя использовать УСН и организациям, имеющим филиалы либо представительства. Изменение режима обложения для предпринимателей, использовавших ОСН, допускается только в начале года. Для этого предварительно (с 1-го октября по 30-е ноября) следует подать соответствующее заявление. При использовании шестипроцентной ставки расчет осуществляется по всему полученному доходу без учета убытков. Если применяется УСН 15%, при исчислении учитывается расход, но на него необходимо предоставить первичные документы. В этом случае ведение бухгалтерии усложняется.

    ЕНВД

    Эта система налогов обязательна для определенных типов деятельности. Их перечень утверждается органами местной власти. Расчет суммы налога осуществляется с использованием формулы БЗ х К1 х ФПО х К2 х 15%, в которой:

    • К2 - коэффициент, который устанавливается местной властью.
    • БЗ - определенная законодательством базовая доходность для каждого конкретного типа деятельности.
    • ФЗО - физический показатель предприятия/организации (число работников, площадь зала и пр.).

    Выплата и сдача отчетности осуществляются раз в квартал. Платежи по страховым взносам проводятся каждый месяц. Отчетность по ним сдается также ежеквартально.

    Преимущества и недостатки ЕНВД

    Единый налог существенно упрощает ведение налогового и бухгалтерского учета. Предпринимателю при этом вменяется единая сумма для уплаты в бюджет. Законодательство допускает использование ОСН и УСН по отдельным видам деятельности для предприятий, использующих ЕНВД. При расчете выплат НДФЛ уменьшается на величину страховых взносов в Пенсионный фонд. Среди недостатков стоит отметить:


    Кроме этого, постановка на учет в налоговый орган осуществляется непосредственно по месту производственной деятельности.