Оператора по переводам электронной валюты. Тонкости работы с виртуальной валютой

3.1. Организация деятельности операторов по переводу денежных средств

В настоящее время национальная платежная система строится в соответствии с потребностями субъектов национальной платежной системы и их клиентов в платежных услугах, при оказании которых широко использовались возможности современных технологий.

Количественная характеристика субъектов национальной платежной системы на 1.01.2014 года представлена на рис. 3.1.1.

Рис. 3.1.1. Субъекты национальной платежной системы России.

При этом сеть учреждений субъектов национальной платежной системы, предоставляющих платежные услуги, насчитывала: по Банку России – 505 подразделений Банка России, по кредитным организациям – 956 головных офисов, 2,3 тыс. филиалов и 42,6 тыс. внутренних структурных подразделений, по ФГУП «Почта России» – 41,6 тыс. стационарных отделений почтовой связи. За январь-сентябрь 2013 года через национальную платежную систему было проведено 3,2 млрд. платежей на сумму 321,3 трлн. рублей. В среднем ежедневно осуществлялось 15,1 млн. платежей на сумму 6,4 трлн. рублей. В рамках национальной платежной системы функционировали две системно значимые платежные системы: платежная система Банка России и Платежная система НКО ЗАО НРД.

В соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» оператор по переводу денежных средств – организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств.

Операторами по переводу денежных средств являются:

1) Банк России;

2) кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств;

3) государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Отметим, что право кредитной организации на осуществление перевода денежных средств должно быть прописано в лицензии на осуществление банковских операций.

Банк России осуществляет деятельность оператора по переводу денежных средств в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Федеральным законом N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и нормативными актами Банка России.

Кредитные организации осуществляют деятельность операторов по переводу денежных средств в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Федеральным законом № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и нормативными актами Банка России.

Внешэкономбанк осуществляет деятельность оператора по переводу денежных средств в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и Федеральным законом N 82-ФЗ «О банке развития».

Количество учреждений операторов по переводу денежных средств на 01.10.2013 составило 46897 ед., на 01.01.2013 – 46 451 ед., т. е. за 9 мес. увеличилось на 1 %. Из этого количества: 504 учреждения Банка России, 942 кредитные организации, 2093 филиала кредитных организаций, 24521 дополнительный офис, 18837 иных внутренних структурных подразделений кредитных организаций. Количество учреждений операторов по переводу денежных средств в расчете на 1 млн. жителей составило 327 ед..

В 2013–2014 годах продолжилось сокращение числа кредитных организаций (с 956 на 01.01.2013 до 923 на 01.01.14) и их филиалов (на 16,3 %, до 2005). Во многом эта тенденция связана с проводимой Банком России санацией банковского сектора и продолжающейся оптимизацией крупными многофилиальными банками сети своих региональных подразделений.

Характеризуя деятельность операторов по переводу денежных средств, необходимо рассмотреть вопрос об открытии и ведении счетов клиентов.

Для осуществления переводов денежных средств в безналичной форме операторы по переводу денежных средств открывают своим клиентам следующие виды счетов :

1. Текущие предназначены для учета денежных средств физических лиц, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности. В зависимости от того является клиент резидентом или нерезидентом банки могут открывать 2 типа текущих счетов: текущие счета резидентов, текущие счета нерезидентов.

Текущие счета открываются и ведутся в валюте Российской Федерации или иностранной валюте на основании заключенного сторонами (банком и клиентом-физическим лицом) договора банковского счета.

2. Карточные текущие счета предназначены для учета денежных средств физических лиц на банковской карте, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Так же как и для текущих счетов в зависимости от того является клиент резидентом или нерезидентом банки могут открывать 2 типа карточных счетов: карточные счета резидентов; карточные счета нерезидентов.

Карточные счета аналогично текущим счетам могут быть рублевыми и валютными. Основанием для открытия карточного текущего счета может быть договор банковского счета, заключенный между банком и клиентом-физическим лицом, а также другие формы двусторонних соглашений, например, акцептованное банком заявление (анкета) на открытие карточного счета.

3. Расчетные счета. В практике основной группой счетов, которые открываются банками фактически на ежедневной основе, являются расчетные счета. Назначение таких счетов весьма многообразно. Они открываются:

– для совершения любых расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью;

– для совершения расчетов, связанных с финансовой деятельностью, имеющей коммерческий характер;

– для совершения расчетов, связанных с некоммерческой деятельностью;

– для учета переводных операций организаций федеральной почтовой связи, а также средств, направляемых уполномоченными органами на выплату пенсий и пособий;

– для учета сумм поступлений и расходования денежных сумм физических лиц – индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, осуществлением в установленном законодательством РФ порядке частной практикой;

– для учета денежных средств и расчетов юридических лиц – нерезидентов без использования специальных банковских счетов.

Подробнее остановимся на характеристиках основных расчетных счетах, которые могут открываться банками в зависимости от статуса клиента и характера его деятельности:

А) Расчетные счета финансовых организаций открываются для совершения расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью финансовых организаций, как в рублях, так и в иностранной валюте. При этом к финансовым организациям относят таких юридических лиц, которые представляют услуги финансового характера. В их состав входят: инвестиционные фонды и компании, трастовые, лизинговые, факторинговые компании, товарные и валютные биржи, брокерские организации, оперирующие на фондовом рынке, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и ряд других. Основанием для открытия банковского счета данного типа должен быть заключенный между банком и клиентом-финансовой организацией договор банковского счета.

Б) Расчетные счета коммерческих организаций. Основная цель открытия таких расчетных счетов – совершение с их использованием расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью. Подобные счета открываются коммерческим организациям, а именно, юридическим лицам, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли (среди них – хозяйственные товарищества и общества, полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества, дочерние и зависимые общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Расчетные счета могут открываться для коммерческих организаций как в рублях, так и в иностранной валюте на основании договора банковского счета, заключенного между банком и клиентом-юридическим лицом.

В) Расчетные счета некоммерческих организаций. Напомним, что некоммерческими организациями являются юридические лица, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться в виде общественных, религиозных организаций (объединений), фондов, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, объединений – юридических лиц (ассоциации, союзы), а также в других формах, предусмотренных действующим законодательством.

Банки открывают рублевые и валютные расчетные счета таким организациям с целью совершения расчетов, связанных с их некоммерческой деятельностью. Счет некоммерческой организации также как и многие банковские счета открывается на основании договора банковского счета, заключенного между банком и клиентом.

Г) Расчетные счета организаций Федеральной почтовой связи. Это расчетные счета особого рода, открываются с целью учета переводных операций организаций Федеральной почтовой связи, а также учета средств, направляемых уполномоченными органами на выплату пенсий и пособий. Счета открываются в банках только в том случае, если в нормативных правовых актах предусмотрено открытие подобных счетов именно в этих в кредитных организациях.

Основанием для открытия банковского счета данного типа является заключенный между банком и клиентом-организацией Федеральной почтовой связи договор банковского счета.

Д) Расчетные счета индивидуальных предпринимателей открываются индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой (например, адвокатам, нотариусам). На основании заключенного между банком и предпринимателем (адвокатом, нотариусом) договора банковского счета расчетный счет может быть открыт как в рублях, так и в иностранной валюте, в зависимости от потребностей потенциального клиента.

Основная цель открытия таких счетов – это учет сумм поступлений и расходования денежных сумм физических лиц – индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, осуществлением в установленном законодательством РФ порядке частной практики.

Е) Расчетные счета юридических лиц – нерезидентов открываются для учета денежных средств и расчетов юридических лиц – нерезидентов без использования специальных банковских счетов, как в рублях, так и в иностранной валюте. Основанием для открытия банковского счета данного типа является заключенный между банком и организацией-нерезидентом договор банковского счета.

4. Бюджетные счета. В зависимости от государственного органа, которому открывается счет, уровня бюджета (федеральный, субъекта РФ, местный) и непосредственно самой цели открытия бюджетного счета можно выделить следующие их виды:

– бюджетные счета Федерального казначейства и его территориальных органов;

– бюджетные счета Министерства финансов РФ;

– бюджетные счета распорядителей и получателей средств бюджета;

– прочие бюджетные счета.

Практически все бюджетные счета могут открываться кредитными организациями в валюте Российской Федерации или иностранной валюте. Основанием для их открытия служит заключенный сторонами договор банковского счета.

5. Счета внебюджетных фондов. К ним относятся банковские счета, открываемые Пенсионному фонду РФ, Фонду социального страхования РФ, Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования, фондам социальной поддержки населения, внебюджетных фондов субъектов РФ и муниципальных образований для учета поступления и расходования средств указанных внебюджетных фондов.

6. Корреспондентские счета и субсчета открываются на основании договора о корреспондентских отношениях, кредитным организациям и их филиалам. Во втором случае и появляется приставка «суб-», как бы показывая статус открываемого корреспондентского счета («счет» – головной банк; «субсчет» – филиал). Основное назначение корреспондентских счетов (субсчетов) – учет денежных средств кредитной организации (филиала кредитной организации) и расчетов с ней (с ним – относительно филиала).

7. Счета доверительного управления. Для ведения учета операций с имуществом, полученным банком в доверительное управление, открываются счета доверительного управления. Благодаря этому имущество, принадлежащее учредителям управления, учитывается обособленно от имущества самого банка, выступающего доверительным управляющим.

Счета доверительного управления делятся на активные, на которых учитывается имущество, полученное в траст (денежные средства, ценные бумаги, драгоценные металлы и прочее имущество), и пассивные, отражающие источники покрытия этого имущества. Кроме того, в числе счетов доверительного управления предусмотрено открытие счетов для учета расчетов по доверительному управлению, расходов и доходов, прибылей и убытков по доверительной деятельности.

8. Специальные банковские счета. Специальные банковские счета имеют специальное назначение и поэтому могут быть открыты в настоящее время коммерческим банком ограниченному кругу лиц и для реализации определенных целей. К специальным банковским счетам среди прочих относятся специальные банковские счета банковского платежного агента, банковского платежного субагента, платежного агента, поставщика, торговый банковский счет, клиринговый банковский счет, счет гарантийного фонда платежной системы открываются юридическим лицам, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям в случаях и в порядке, установленных законодательством РФ для осуществления предусмотренных им операций соответствующего вида.

9. Депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов открываются соответственно судам, подразделениям службы судебных приставов, правоохранительным органам, нотариусам для зачисления денежных средств, поступающих во временное распоряжение, при осуществлении ими установленной законодательством Российской Федерации деятельности и в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

10. Счета по вкладам (депозитам) открываются физическим и юридическим лицам для учета денежных средств, размещаемых в банках с целью получения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму размещенных денежных средств.

Основанием открытия банковского счета является заключение договора банковского счета и представление всех документов. Договор банковского счета предполагает, что банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Деятельность операторов по переводу денежных средств напрямую связана с организацией денежных переводов, о правилах осуществления которых подробно изложено в п.2.3. настоящего пособия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Рынок ценных бумаг. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

62. Организация денежных расчетов Любая национальная система денежных расчетов обслуживает весь платежный оборот той или иной страны.Денежные расчеты по операциям с цененными бумагами – только часть выполненных его функций.Ценные денежные бумаги – это коммерческие и

Из книги Банковское право автора Рождественская Татьяна Эдуардовна

1. Размещение денежных средств Сутью банковской деятельности является трансформация сбережений в инвестиции. Поэтому законодателю важно было подчеркнуть правомочие кредитной организации направлять привлеченные во вклады денежные средства в качестве инвестиций и

автора

7.4. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА РАСЧЕТНОМ СЧЕТЕ Сельскохозяйственные предприятия ведут расчеты по своим обязательствам с другими организациями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые

Из книги Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве автора Бычкова Светлана Михайловна

7.5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА ВАЛЮТНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СЧЕТАХ, ПЕРЕВОДОВ В ПУТИ Кроме расчетных счетов, у сельскохозяйственных предприятий могут быть открыты в банках валютные и специальные счета.Сельскохозяйственные предприятия могут открывать валютные

Из книги Бухгалтерский учет в страховании автора Красова Ольга Сергеевна

3.6 Учет денежных средств Денежные средства организации могут находиться в виде наличных денег и денежных документов на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, в выставленных аккредитивах, чековых книжках и т. д.Порядок хранения и расходования денежных средств,

Из книги Анализ финансовой отчетности. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

79. Анализ денежных средств В бухгалтерском балансе отражают денежные средства, находящиеся на дату составления отчетности в кассе, на расчетных и валютных счетах, на специальных счетах в кредитных организациях (за исключением, отражаемых на депозитных счетах, которые в

Из книги Бухгалтерский учет и налогообложение от создания до ликвидации организации автора Красова Ольга Сергеевна

2.2 Учет денежных средств Денежные средства организации могут находиться в виде наличных денег и денежных документов на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, в выставленных аккредитивах, чековых книжках и т. д.Порядок хранения и расходования денежных средств,

автора Коллектив авторов

3.3. Организация деятельности операторов платежной системы Согласно определению, изложенному в п. 6 ст. 3 Федерального закона № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», под оператором платежной системы следует понимать юридическое лицо, определяющее правила

Из книги Платежные системы автора Коллектив авторов

3.4. Организация деятельности операторов услуг платежной инфраструктуры Раскрывая понятие «оператор услуг платежной инфраструктуры», Федеральный закон № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» перечисляет возможные статусы операторов, а именно – операционный

Из книги Основы кибернетики предприятия автора Форрестер Джей

14.4.8. Потоки денежных средств Диаграмма потоков денежных средств представлена на рис. 14–15. Согласно ранее сказанному, эти потоки мы используем лишь для оценки работы системы в оставшейся части модели. Предполагается, что состояние кассовой наличности, темпы изменения и

Из книги Экономический анализ автора Литвинюк Анна Сергеевна

41. Состав, структура и движение денежных средств по видам деятельности организации Большинство видов хозяйственных операций организации в той или иной форме связано с поступлением или выбытием де нежных средств.Для осуществления своих расходов организация должна

Из книги Бухгалтерский учет в медицине автора Фирстова Светлана Юрьевна

Глава 3. Бухгалтерский учет финансовых активов (денежных средств). Порядок учета наличных денежных средств и кассовых операций (1-й ур.) Нормативная база Организация ведения кассовых операцийРасчеты наличными денежными средствами осуществляются через кассу и

Из книги Учредитель и его фирма [От создания ООО до выхода из него] автора Анищенко Александр Владимирович

2.1.1. Внесение денежных средств Взнос денег в уставный капитал осуществляется на расчетный счет или в кассу организации. Поступление денежных взносов учредителей в кассу фирмы обязательно оформляется приходным кассовым ордером.Внесение учредителем своего вклада в

Из книги Закон о СМИ автора Автор неизвестен

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Статья 7. УчредительУчредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного средства

Из книги Турбостратегия. 21 способ повысить эффективность бизнеса автора Трейси Брайан

Поток денежных средств – это всё Рассмотрите движение денежных средств и уровень прибыльности для каждого товара, услуги и области деятельности вашей компании. Растут ваши прибыли или падают? Согласуются ли они с бюджетом или выходят за его рамки? Взгляните на

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Источники денежных средств К кому вы обратитесь в поисках необходимых денег? Какие обязательства вам придется принять на себя и в чем будут состоять ваши выгоды? В представленных в конце главы таблицах вы найдете краткое описание различных источников долгового и

  • Финансовая деятельность государства. Общая характеристика финансового права
  • Финансовый контроль в Российской Федерации
  • Бюджетные правоотношения в Российской Федерации
  • Государственные доходы
    • Государственные доходы: понятие и основы правового регулирования
    • Классификация государственных доходов, источники и формы обращения
    • Налоговые и неналоговые доходы
  • Государственные расходы
  • Налоги и налоговые правоотношения
    • Налоги и сборы: понятие и функции
    • Предмет, метод, структура, принципы и источники налогового права
    • Классификация налогов
    • Налоговые правоотношения
  • Государственный кредит и государственный долг
    • Государственный кредит (государственное кредитование)
    • Государственный долг
  • Государственное страхование
    • Страхование: сущность, виды и функции. Государственное страхование как разновидность обязательного страхования
    • Государственное страхование: содержание и правовое закрепление
    • Виды страхования, имеющие государственную основу
  • Правовые основы банковского дела
    • Банковская система Российской Федерации
    • Основные банковские операции. Банковские вклады (депозиты)
    • Центральный банк РФ (Банк России)
    • Банковское регулирование и надзор
  • Банковский кредит и кредиты Банка России
    • Банковский кредит: понятие и финансово-правовая характеристика
    • Банковский кредитный договор
    • Кредиты Банка России
  • Денежная система и денежная политика Российской Федерации
  • Правовые основы денежного обращения
  • Правовые основы расчетов в Российской Федерации
    • Понятие «расчетные отношения». Структура расчетной сети в Российской федерации
    • Наличный и безналичный расчет. Кассовые операции
    • Платежная система. Порядок осуществления переводов денежных средств
    • Расчетные операции кредитных организаций
    • Формы расчетов: юридическое закрепление
  • Валютное регулирование и валютный контроль

Платежная система. Порядок осуществления переводов денежных средств

Действующая процедура осуществления безналичного расчета в своей основе определяется двумя актами ЦБ РФ (Положение о правилах осуществления перевода денежных средств и Положение о платежной системе Банка России) и основывается на недавно принятом ФЗ «О национальной платежной системе». Закон регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

Основные понятия следующие.

1. Национальная платежная система - совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы).

2. Оператор по переводу денежных средств - организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств.

Операторами по переводу денежных средств являются:

  • Банк России;
  • кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств;
  • государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (далее - Внешэкономбанк).

Банк России осуществляет деятельность оператора по переводу денежных средств в соответствии с ФЗ «О национальной платежной системе», ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и нормативными актами Банка России.

Кредитные организации осуществляют деятельность операторов по переводу денежных средств в соответствии с ФЗ «О национальной платежной системе», ФЗ «О банках и банковской деятельности» и нормативными актами Банка России.

Внешэкономбанк осуществляет деятельность оператора по переводу денежных средств в соответствии с ФЗ «О национальной платежной системе» и ФЗ от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития».

3. Оператор платежной системы - организация, определяющая правила платежной системы, а также выполняющая иные обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Оператором платежной системы может являться кредитная организация, организация, не являющаяся кредитной организацией и созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, Банк России или Внешэкономбанк.

Оператор платежной системы, являющийся кредитной организацией, Банком России или Внешэкономбанком, может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора по переводу денежных средств, оператора услуг платежной инфраструктуры и с иной деятельностью, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

Оператор платежной системы, не являющийся кредитной организацией, может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора услуг платежной инфраструктуры (за исключением расчетного центра) и с иной деятельностью, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

Оператор платежной системы обязан:

  • определять правила платежной системы, организовывать и осуществлять контроль за их соблюдением участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры;
  • осуществлять привлечение операторов услуг платежной инфраструктуры, за исключением случая, когда оператор платежной системы совмещает функции оператора услуг платежной инфраструктуры, исходя из характера и объема операций в платежной системе, обеспечивать контроль за оказанием услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы, а также вести перечень операторов услуг платежной инфраструктуры;
  • организовывать систему управления рисками в платежной системе, осуществлять оценку и управление рисками в платежной системе;
  • обеспечивать возможность досудебного и (или) третейского рассмотрения споров с участниками платежной системы и операторами услуг платежной инфраструктуры в соответствии с правилами платежной системы.

4. Перевод денежных средств - действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика.

Другие понятия:

  • оператор услуг платежной инфраструктуры - операционный центр, платежный клиринговый центр и расчетный центр;
  • операционный центр - организация, обеспечивающая в рамках платежной системы для участников платежной системы и их клиентов доступ к услугам по переводу денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, а также обмен электронными сообщениями (далее - операционные услуги);
  • платежный клиринговый центр - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивающая в рамках платежной системы прием к исполнению распоряжений участников платежной системы об осуществлении перевода денежных средств и выполнение иных действий, предусмотренных ФЗ «О национальной платежной системе»;
  • расчетный центр - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивающая в рамках платежной системы исполнение распоряжений участников платежной системы посредством списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы, а также направление подтверждений, касающихся исполнения распоряжений участников платежной системы (расчетные услуги);
  • электронные денежные средства - денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. Не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций;
  • электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологии, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Основные положения о переводе денежных средств . Согласно ст. 5 ФЗ «О национальной платежной системе» оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов.

Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета.

Перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств.

Внесение наличных денежных средств на свой банковский счет или получение наличных денежных средств со своего банковского счета у одного оператора по переводу денежных средств не является переводом денежных средств.

Перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета (ранее этот вопрос регулировался в законе о ЦБ РФ).

В осуществлении перевода денежных средств наряду с оператором по переводу денежных средств, обслуживающим плательщика, и оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, могут участвовать другие операторы по переводу денежных средств (посредники в переводе).

Оператор по переводу денежных средств до осуществления перевода денежных средств обязан предоставлять клиентам возможность ознакомления в доступной для них форме с условиями осуществления перевода денежных средств в рамках применяемой формы безналичных расчетов, в том числе:

  1. с размером вознаграждения и порядком его взимания в случае, если оно предусмотрено договором;
  2. со способом определения обменного курса, применяемого при осуществлении перевода денежных средств в иностранной валюте (при различии валюты денежных средств, предоставленных плательщиком, и валюты переводимых денежных средств);
  3. с порядком предъявления претензий, включая информацию для связи с оператором по переводу денежных средств;
  4. с иной информацией, обусловленной применяемой формой безналичных расчетов.

Клиент обязан предоставить оператору по переводу денежных средств достоверную информацию для связи с клиентом, а в случае ее изменения своевременно предоставить обновленную информацию. Обязанность оператора по переводу денежных средств по направлению клиенту уведомлений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, считается исполненной при направлении уведомления в соответствии с имеющейся у оператора по переводу денежных средств информацией для связи с клиентом.

Особенности осуществления перевода электронных денежных средств . При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода электронных денежных средств клиент предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств на основании заключенного с ним договора.

Клиент - физическое лицо может предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств с использованием своего банковского счета или без использования банковского счета. Клиент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием своего банковского счета. Оператор электронных денежных средств учитывает денежные средства, предоставленные клиентом, путем формирования записи, отражающей размер обязательств оператора электронных денежных средств перед клиентом в сумме предоставленных им денежных средств (далее - остаток электронных денежных средств).

Оператор электронных денежных средств не вправе осуществлять начисление процентов на остаток электронных денежных средств или выплату любого вознаграждения клиенту. Перевод электронных денежных средств осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств.

Перевод электронных денежных средств осуществляется путем одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств.

Перевод электронных денежных средств осуществляется незамедлительно после принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента.

Договором, заключенным оператором электронных денежных средств с клиентом, может быть предусмотрена возможность использования плательщиком - физическим лицом и получателем средств - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем электронных средств платежа, когда действия, указанные в части 10 ст. 5, осуществляются неодновременно (автономно). В таком случае получатель средств обязан ежедневно передавать информацию о совершенных операциях оператору электронных денежных средств для ее учета не позднее окончания рабочего дня оператора электронных денежных средств.

Оператор электронных денежных средств незамедлительно после исполнения распоряжения клиента об осуществлении перевода электронных денежных средств направляет клиенту подтверждение об исполнении указанного распоряжения.

Оператор электронных денежных средств до заключения договора с клиентом - физическим лицом обязан предоставить ему следующую информацию:

  • о наименовании и месте нахождения оператора электронных денежных средств, а также о номере его лицензии на осуществление банковских операций;
  • об условиях использования электронного средства платежа, в том числе в автономном режиме;
  • о способах и местах осуществления перевода электронных денежных средств;
  • о способах и местах предоставления денежных средств клиентом - физическим лицом оператору электронных денежных средств;
  • о размере и порядке взимания оператором электронных денежных средств вознаграждения с физического лица в случае взимания вознаграждения;
  • о способах подачи претензий и порядке их рассмотрения, включая информацию для связи с оператором электронных денежных средств.

Распоряжение клиента. Распоряжение клиента должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (реквизит перевода). Перечень реквизитов перевода устанавливается нормативными актами Банка России, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и договором, заключенным оператором по переводу денежных средств с клиентом или между операторами по переводу денежных средств.

Распоряжение клиента может передаваться, приниматься к исполнению, исполняться и храниться в электронном виде, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России, нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором, заключенным оператором по переводу денежных средств с клиентом или между операторами по переводу денежных средств.

Оператор по переводу денежных средств вправе составить распоряжение от своего имени для исполнения распоряжения клиента. Прием распоряжения клиента к исполнению подтверждается оператором по переводу денежных средств клиенту в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации или договором.

Распоряжение клиента исполняется оператором но переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов в размере суммы, указанной в распоряжении клиента. Вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств.

Исполнение распоряжения клиента подтверждается оператором по переводу денежных средств клиенту в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и договором.

«О национальной платежной системе» . «Электронные деньги» были признаны на законодательном уровне. В частности, было закреплено само понятие «электронных денег» - денежные средства, которые внесены клиентами в кредитные организации, которые учитываются без открытия банковских счетов». Право на выпуск «цифровой валюты» имеют теперь организации, которые обладают минимальным уставным капиталом в размере не менее 18 млн. руб. Чтобы стать оператором электронных денег, таким НКО (небанковские кредитные организации) достаточно уведомить Центробанк.

Обсудить закон «О национальной платежной системе» и его возможное влияние на работу интернет–магазинов SEOnews решил со специалистами юридической фирмы «КЛИФФ»:

Еленой Денисовой , руководителем коммерческой практики гражданско-правового департамента, и

Светланой Максимовой, ведущим аудитором Департамента аудита и бухгалтерского сопровождения.


Оператор платежной системы, оператор по переводу денежных средств, оператор электронных денег…. В чем разница?

Елена: ФЗ № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», принятым 27 июня 2011 г., даны следующие определения основных участников платежных систем.

Под оператором платежной системы следует понимать юридическое лицо, фактически организовавшее такую систему. Операторами платежной системы могут являться Банк России, Внешэкономбанк, кредитные, а также не кредитные организации (т.е. любое юридическое лицо при соблюдении определенных условий, установленных названным ФЗ). В качестве примера не кредитной организации, которая сможет принять статус оператора платежной системы, можно привести наиболее крупных игроков этого рынка, таких как: WebMoney, ЯндексДеньги, операторы международных платежных систем Visa и MasterCard и прочие крупные платежные системы (при условии, что они будут подпадать под критерии установленные ФЗ о минимальном размере активов и пр.). Кроме того, поскольку в число платежных инструментов, наравне с кредитными картами, войдет обычный мобильный телефон, к операторам платежной системы можно будет также отнести операторов сотовой связи.

К операторам по переводу денежных средств новый ФЗ относит Банк России, государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств (п.1 ст.11 ФЗ №161-ФЗ). Таким образом, кредитные организации, в лицензии которых отсутствует указание на возможность осуществления операций по переводу денежных средств, не смогут стать операторами по переводу денежных средств.

Оператором электронных денежных средств признается кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная п. 1 части третьей ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» (п.1 ст.12 ФЗ). Т.е. небанковская кредитная организация, в лицензии которой будет отсутствовать указание на возможность осуществления операций по переводу денежных средств, не сможет осуществлять деятельность в качестве оператора электронных денежных средств и осуществлять перевод электронных денежных средств.

Примером оператора электронных денег могут служить уже ранее названные игроки. Однако, для осуществления названными игроками деятельности в качестве операторов электронных денег им необходимо будет получить соответствующую лицензию ЦБ РФ.

Разница между вышеназванными операторами можно наглядно продемонстрировать в следующей таблице:

Основные Критерии

Оператор платежной системы

Оператор электронных денежных средств

Оператор по переводу

денежных средств

Субъекты

Любые юридические лица

Кредитные организации, в том числе небанковские кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств

Банк России

Внешторгбанк

Кредитные организации, имеющие право на осуществление переводов денежных средств

Функционал

ü Создает платежную систему;

ü Определяет правила функционирования ПС;

ü Создает систему управления рисками; Обеспечивает возможность рассмотрения споров с участниками и операторами ПС

Фактически является одним из участников ПС и устанавливает только правила осуществления перевода ЭДС

Фактически является одним из участников ПС

Осуществляет свою деятельность в соответствии с банковским законодательством РФ

Порядок принятия статуса

Для организаций, не являющаяся кредитными необходимо направить регистрационное заявление по форме и в порядке, которые установленные Банком России.

Банк России осуществляет соответствующую деятельность с даты вступления ФЗ в силу

Обязаны уведомить Банк России о начале своей деятельности в соответствующем статусе не позднее 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств.

Осуществляют деятельность в качестве оператора по переводу денежных средств со дня вступления ФЗ в силу

Какие участники структуры могут быть некредитными организациями?

Елена: Юридические лица, не являющиеся кредитными организациями, могут участвовать в платежной системе в статусе: операторов платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры (таких как операционный центр, платежный клиринговый центр и расчетный центр); банковские платежные агенты.

Возможно ли совмещать деятельность оператора электронных денег с иными видами деятельности внутри НПС (национальной платежной системы)?

Елена: Как указывалось выше, операторами электронных денег будут признаваться кредитные организации, в том числе небанковские кредитные организации, имеющие право (предоставленное соответствующей лицензией) на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (п.1 ст.12 ФЗ №161-ФЗ).

В соответствии с положениями ФЗ «О банках и банковской деятельности» небанковской кредитной организацией признается кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные ФЗ и лицензией на осуществление такой деятельности. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

В соответствии с ст.5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Указанные ограничения не распространяются на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами и предусматривающих либо обязанность одной стороны договора передать другой стороне товар, либо обязанность одной стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать товар, если обязательство по поставке будет прекращено без исполнения в натуре.

Таким образом, на операторов электронных денег будут распространяться все ограничения и требования, установленные действующим законодательством РФ для кредитных организаций. Осуществление операторами электронных денег видов деятельности, приведенных в качестве примера в вопросе, невозможно.

Что касается второго вопроса о возможности совмещения операторами электронных денег с иными видами деятельности внутри НПС, на него может быть дан положительный ответ. Операторы электронных денег могут совмещать свою деятельность с деятельностью иных субъектов платежной системы, с учетом имеющихся ограничений, предусмотренных для операторов электронных денег получивших статус небанковской кредитной организации. Напомним, что оператор электронных денег, созданный в форме НКО не сможет осуществлять деятельность в качестве оператора по переводу денежных средств, центрального платежного клирингового контрагента, а также расчетного центра.

Что изменится в практической схеме работы интернет - магазинов, принимающих оплату за товары от пользователей через Интернет? Какие меры необходимо предпринять владельцам магазинов, чтобы узаконить теперь свою деятельность?

Елена: После вступления ФЗ №161-ФЗ и №162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» 29.09.2011г в практической схеме работы интернет - магазинов, принимающих оплату за товары от пользователей, существенным образом ничего не измениться. Однако, в последствие, таким участникам рынкам необходимо будет открыть специальный расчетный счет у оператора по переводу денежных средств и оператора по переводу электронных денег (для возможности использования ЭСП), а также стать банковскими платежными агентами для сохранения статуса оператора по приему денежных средств (в соответствии с положениями ФЗ № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» в ред. ФЗ №162-ФЗ от 27.06.2011).

Электронные средства платежа могут быть персонифицированными и неперсонифицированными (неидентифицированные и только физические лица). Для первого вида нет ограничений по месячным переводам, для второго – 40 тысяч рублей. Остаток по счету не должен превышать соответственно100 и 15 тысяч рублей. Насколько я понимаю, эти ограничения можно обойти, просто заведя, например, несколько карт на одно лицо, не так ли?

Светлана: Статьей 10 Закона №161-ФЗ ограничен размер остатков электронных денежных средств, а также общая сумма переводимых электронных денежных средств в использованием неперсонифицированного средства платежа в месяц 40 тыс. руб. При этом данные ограничения относятся ко всем видам электронных денежных средств у одного оператора (например: WMR, WMZ, WME, WMU, WMB, WMY, WMC, WMZ, WMG). На наш взгляд данные ограничения можно обойти, имея ЭСП у разных эмитентов таких средств платежа.

Предположим, ЭСП – это карта пользователя, физ. лица. Если идет речь о юр. лице, например, интернет - магазине. Его лицевой счет считается ЭСП? Будут ли здесь действовать ограничения? Ведь обороты таких магазинов превышают 100 тысяч.

Светлана: Во-первых, хотелось бы напомнить, что расчеты электронными денежными средствами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрещены (ч. 9 ст.7 Закона №161-ФЗ).

Во-вторых, ограничения установленные ч.7 ст.10 Закона №161-ФЗ, говорят об остатках (а не об оборотах) электронных денежных средств.

В-третьих, необходимо напомнить определение ЭСП, данное в пункте 19 ст.3 Закона №161-ФЗ

Электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Клиенты - юридические лица или индивидуальные предприниматели предоставляют денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием своего банковского счета. Для юридических лиц ЭСП – это специальный банковский счет открытый для приема электронных денег.

Таким образом, если физические лица используют банковские карты для расчетов с интернет - магазином ограничения, предусмотренные ст.10 Закона №161-ФЗ, на данный случай не распространяются.

Если интернет – магазины принимает в счет оплаты электронные денежные средства через ЭСП ограничения, предусмотренные ст.10 Закона №161-ФЗ, на данный случай распространяются.

Как и кто сможет обналичить виртуальные деньги?

Елена, Светлана: Обналичить можно только персонифицированные электронные денежные средства. То есть, это могут сделать физические лица идентифицированные в соответствии с законом №115-ФЗ от 07.08.01 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ч.21 ст.7 Закона №161-ФЗ). Остатки электронных денежных средств неперсонифицированных физических лиц и юридических лиц могут быть переведены только на банковский счет (ч.20 и 22 ст.7 Закона №161-ФЗ).

Для обналичивания электронных денежных средств или перевода их на банковский счет клиент дает соответствующее распоряжение оператору электронных денежных средств.

Закон дает огромные полномочия ЦБ. Как вы оцениваете перспективу его действия в этой структуре? Будет ли это регламентная или ограничительная деятельность?

Елена: На наш взгляддеятельность ЦБ РФ и его действия, в том числе надзорные и контрольные функции, не будут сильно отличаться от существующих в отношении банковской сферы, а его деятельность будет носить скорее смешанный характер, т.е регламентно-ограничительный. Мы считаем, что основной целью законодателя, при предоставлении столь широких полномочий для ЦБ, было урегулирование этого рынка и выстраивание системы с той же четкостью и возможностью контроля, что и при построении банковской деятельности.

Закон «О национальной платёжной системе» был принят и опубликован в конце июня. Когда закон вступит в силу и вступит ли он целиком?

Елена : Федеральный закон об НПС вступает в силу 29 сентября 2011 г. частично. Стоит отметить, что ФЗ будет вступать в силу «частями», в течение следующих 15 (пятнадцати) месяцев соответственно все участники этого рынка будут иметь определенное время для подготовки необходимых документов, принятия какого либо статуса в качестве субъектов платежной системы, а также для привидения в соответствие своих действующих документов.

За исключением отдельных положений Законы N 162-ФЗ и N 161-ФЗ вступают в силу 29 сентября 2011 г.

60;физических лиц в банках Российской Федерации"" href="http://my.consultant.ru/cabinet/?mode=stat;click;d=2011-07-12;r=iw;s=consultant;dst=http%3A%2F%2Fwww.consultant.ru%2Fonline%2Fbase%2F%3Freq%3Ddoc%3Bbase%3DLAW%3Bn%3D108932">закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и страхованию не подлежат.

60;платежной системе" ------------------ Не вступил в силу" href="http://my.consultant.ru/cabinet/?mode=stat;click;d=2011-07-12;r=iw;s=consultant;dst=http%3A%2F%2Fwww.consultant.ru%2Fonline%2Fbase%2F%3Freq%3Ddoc%3Bbase%3DLAW%3Bn%3D115625%3Bdst%3D100142">ч. 15 ст. 9 Закона N 161-ФЗ).

Оператор по переводу денежных средств может избежать возмещения клиенту суммы операции, совершенной без его согласия. Для этого он должен доказать, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что и повлекло совершение такой операции (ч. 15 ст. 9 Закона N 161-ФЗ). Такие же последствия для клиента наступают, если он не был идентифицирован оператором по переводу денежных средств в соответствии с законодательством о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.

5. Особые требования к переводу электронных денежных средств

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона N 161-ФЗ оператором электронных денежных средств может быть любая организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, указанная в п. 1 ч. 3 ст. 1 Закона о банках и банковской деятельности. Такое лицо обязано уведомить Банк России в установленном им порядке о начале своей деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств. На это отведен срок не более 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств. Закона N 161-ФЗ устанавливает, что оператор электронных денежных средств обязан разработать правила осуществления перевода таких средств, которые должны включать:

Порядок деятельности оператора электронных денежных средств, связанной с их переводом;

Порядок предоставления клиентам электронных средств платежа и осуществления перевода электронных денежных средств с их использованием;

Порядок деятельности оператора электронных денежных средств при привлечении банковских платежных агентов, организаций, оказывающих операционные услуги и (или) услуги платежного клиринга;

Порядок обеспечения бесперебойности осуществления перевода электронных денежных средств;

Порядок рассмотрения оператором претензий (включая процедуры оперативного взаимодействия с клиентами);

Порядок обмена информацией при осуществлении переводов электронных денежных средств.

В качестве главной и безусловной обязанности оператора электронных денежных средств установлена обязанность обеспечивать бесперебойное осуществление перевода электронных денежных средств в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России (ч. 6 ст. 12

Проводить инспекционные проверки поднадзорных организаций;

Осуществлять действия и применять меры принуждения, если поднадзорные организации нарушили требования законодательства в сфере НПС.

Для осуществления этих полномочий Банк России вправе определять формы и сроки предоставления специальной отчетности, методику ее составления. Кроме того, он может запрашивать и получать от поднадзорных организаций и участников платежной системы документы и иную необходимую информацию, а также издавать нормативные акты, касающиеся осуществления надзора в НПС (ч. ч. 2 - 4 ст. 32 Закона N 161-ФЗ).

Банк России осуществляет плановые и внеплановые инспекционные проверки поднадзорных организаций. Плановые проверки должны проводиться не чаще одного раза в два года в соответствии с утверждаемым Банком России планом проверок (ч. 1 ст. 33 Закона N 161-ФЗ). Внеплановые проверки должны осуществляться при нарушении бесперебойности функционирования значимой платежной системы.

Также ч. 3 ст. 33 Закона N 161-ФЗ установлено, что инспекционные проверки могут проводиться комплексно либо по отдельным вопросам деятельности поднадзорных организаций.

Закона N 161-ФЗ).Б) Наблюдение

Наблюдение в НПС Банк России проводит с целью совершенствования субъектами НПС своей деятельности и оказываемых ими услуг, а также развития платежных систем и платежной инфраструктуры на основе рекомендаций Банка России (ч. 5 ст. 31 Закона N 161-ФЗ).

Наблюдение в НПС включает следующие виды деятельности:

Сбор, систематизацию и анализ информации о деятельности субъектов НПС и связанных с ними объектов наблюдения (мониторинг);

Оценку деятельности наблюдаемых организаций и связанных с ними объектов наблюдения (оценка);

Подготовку по результатам оценки предложений по изменению деятельности оцениваемых наблюдаемых организаций и связанных с ними объектов наблюдения (инициирование изменений).

О банках и банковской деятельности понятие "расчеты" как банковская операция было заменено термином "перевод денежных средств". Из текста данного РФ, а также в Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предполагают создание Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.

Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" дополнен следующим правилом. Сделка, совершенная кредитной организацией - участником или субъектом платежной системы, по которой такая организация несет обязательства в результате определения платежных клиринговых позиций (на нетто-основе) в рамках платежной системы, при условии соответствия требованиям Закона N 161-ФЗ не может быть признана недействительной согласно законодательству о банкротстве.

В Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" введена новая норма. Согласно ей при осуществлении перевода денежных средств по требованию клиента - физического лица его идентификация обязательна лишь в случае, если сумма перевода превышает 15 тыс. руб. или эквивалентную сумму в иностранной валюте.

В Кодекс РФ об административных правонарушениях введены составы административных правонарушений, предусматривающие ответственность за неисполнение требований Закона N 161-ФЗ в виде штрафа, который может достигать 500 тыс. руб. (ст. 15.36 КоАП РФ).

Примечательны изменения, внесенные в Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи". Закон N 162-ФЗ устанавливает, что денежные средства, являющиеся авансом абонента - физического лица за услуги связи, могут быть использованы для увеличения его остатка электронных денежных средств в соответствии с

1. Оператором электронных денежных средств является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная пунктом 1 части третьей статьи 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

2. Лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться обязанным по электронным денежным средствам и осуществлять перевод электронных денежных средств.

3. Лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться обязанным по денежным обязательствам, которые используются для исполнения денежных обязательств между иными лицами или совершения иных сделок, влекущих прекращение обязательств между иными лицами, на основании распоряжений, передаваемых в электронном виде обязанному лицу. Положения настоящей части не распространяются на прекращение денежных обязательств с участием организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность, деятельность центрального контрагента и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.

4. Оператор электронных денежных средств обязан уведомить Банк России в установленном им порядке о начале деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств не позднее 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств. В уведомлении должны быть указаны:

1) наименование и место нахождения оператора электронных денежных средств, а также номер его лицензии на осуществление банковских операций;

2) вид (виды) предоставляемых клиентам электронных средств платежа;

3) наименования организаций, привлеченных оператором электронных денежных средств для оказания операционных услуг и (или) услуг платежного клиринга (при их привлечении).

4.1. Оператор электронных денежных средств обязан предоставлять Банку России отчетность по операциям, осуществляемым в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, в соответствии с установленными Банком России требованиями к составу, объему и порядку предоставления такой отчетности.

5. Оператор электронных денежных средств обязан установить правила осуществления перевода электронных денежных средств, включая:

1) порядок деятельности оператора электронных денежных средств, связанной с переводом электронных денежных средств;

2) порядок предоставления клиентам электронных средств платежа и осуществления перевода электронных денежных средств с их использованием;

3) порядок деятельности оператора электронных денежных средств при привлечении банковских платежных агентов, организаций, оказывающих операционные услуги и (или) услуги платежного клиринга;