Налоговая аудиторская проверка. Налоговый аудит: виды, особенности

Налоговый аудит , который мы предлагаем, представляет собой документальную аналитическую проверку хозяйственной деятельности предприятия «глазами налогового инспектора». По своей сути, такой налоговый аудит, схож с аудиторской деятельностью и налоговой проверкой.

Целью данной проверки является:

  • Выявление потенциальных налоговых рисков
  • Определение их размеров
  • Выработка решения по устранению (минимизации налоговых рисков).

Когда необходим налоговый аудит

  • Перед налоговой проверкой
  • Перед подготовкой бухгалтерской и налоговой отчетности
  • При необходимости проверки квалификации главного бухгалтера

Задачи налогового аудита

  • Проверка соблюдения налогоплательщиком требований законодательных иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также актов ФНС России;
  • Комплексная оценка эффективности и надежности системы внутреннего контроля;
  • Сбор и анализ информации с последующим формированием предложений и рекомендаций для устранения нарушений, недостатков и снижению налоговых рисков, а также повышению надежности системы внутреннего контроля;
  • Обеспечение руководства организации независимой, своевременной и объективной информацией о налоговом учете и отчетности компании

Зачем необходим налоговый аудит?

  • Налоговый аудит помогает заблаговременно выявить налоговые риски и подготовиться к предстоящей камеральной или выездной проверке. Это позволяет снизить налоговые риски доначислений налогов, пеней и штрафов.
  • Налоговый аудит позволяет оценить систему внутреннего контроля, выявить ее недочеты, «провалы». Эффективная система внутреннего контроля в компании позволяет в дальнейшем снижать к минимуму все налоговые риски.

Ключевые налоговые риски

  • Операции, неоднозначно трактуемые в законодательстве и сложные в понимании с точки зрения включения в налогооблагаемую базу операций со связанными сторонами;
  • Операции, методы учета которых определяются по-разному бухгалтерским и налоговым законодательством;
  • Операции с существенными суммами;
  • Операции, ранее не встречаемые в хозяйственной практике аудируемого лица;
  • Операции, учет по которым ведется малоквалифицированным или малоопытным работником;
  • Операции, учитываемые с нарушением методики отражения на счетах учета.

Результат проведения налогового аудита

По результатам проведения налогового аудита Вам предоставляется отчет который содержит:

  • Подробный перечень выявленных рисков предъявления к вам налоговых претензий и их предполагаемого размера (с указанием наиболее уязвимых мест);
  • Практические рекомендации по устранению выявленных рисков.

Что вы сможете с этим сделать?

  • Комплексно обсудить результаты Налогового аудита и рекомендации по устранению налоговых рисков со специалистами нашей компании;
  • На основе «взгляда со стороны» Вы сможете определить для себя вероятность предъявления налоговых претензий и принять предложенные решения для самостоятельного устранения рисков;
  • Вы сможете воспользоваться нашим предложением по осуществлению налогового планирования и налоговой оптимизации бизнеса.

Наша компания оказывает следующие виды налогового аудита

По выбору Заказчика проверка исчисления всех налогов проводится за определенный период: год, полугодие, квартал.

Этапы проведения налогового аудита

1 этап Изучение эффективности и надежности системы внутреннего контроля. Исходя из данной оценки, определяется методика и глубина проверки.
2 этап Подготовка плана проверки.
3 этап Сбор информации: декларации, договора, первичные документы, электронная база учета и т.д.
4 этап Изучение налоговой базы по каждому из проверяемых видов налога, аудит налогового учета и налоговой отчетности, как комплексный, так и по отдельным налогам. Проводится анализ на предмет выявления возможных налоговых рисков.
5 этап Сбор и анализ информации о возможностях налогоплательщика по оптимизации налогообложения.
6 этап Составление отчета для клиента.

Для проведения налогового аудита нам необходимы:

  • Посещение Вашего офиса, с целью оценки системы внутреннего контроля, проведения беседы или анкетирования сотрудников, участвующих в ведении налогового учета, приеме учетных документов, создании и согласовании договоров и т.д.
  • Копия налоговой и бухгалтерской отчетности, которая была сдана в контролирующие органы (вся отчетность с начала анализируемого периода до его окончания) с отметками контролирующих органов.
  • Первичная документация, договоры по сделкам, проведенным в проверяемом периоде, согласно плану проверки.
  • Электронная база бухгалтерского и налогового учета, за проверяемый период (копия база, либо организуется удаленный доступ к базе/либо доступ к базе в офисе Заказчика);
  • Желательна доступность главного (или просто) бухгалтера для ответов на вопросы по телефону или электронной почте.

Стоимость услуги

Стоимость услуги налогового аудита зависит от:

  • размеров и сложности бизнеса;
  • количества операций в периоде;
  • количества проверяемых периодов.
Налоговый аудит Стоимость
1. Экспресс-аудит
От 15000р за 1 квартал
От 25000р за 1 квартал
стоимость договорная
2. Комплексный налоговый аудит
Для компаний с выручкой до 100 млн. руб. в год От 25000р за 1 квартал
Для компаний с выручкой от 100 млн. руб. до 300млн. руб. в год От 35000р за 1 квартал
Для компаний с выручкой свыше 300 млн. руб. год стоимость договорная
3. Тематический налоговый аудит
Для компаний с выручкой до 100 млн. руб. в год От 20000р за 1 квартал
Для компаний с выручкой от 100 млн. руб. до 300млн. руб. в год От 30000р за 1 квартал
Для компаний с выручкой свыше 300 млн. руб. год стоимость договорная

Внутренний контроль и аудит на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими, позволяющей достичь поставленных целей с минимальными затратами. Контрольная среда в соответствии с Международными стандартами внутреннего аудита — это общее отношение высших органов управления хозяйствующим субъектом к необходимости осуществления внутреннего контроля и предпринимаемые в связи с этим действия. Для получения представлений о СВК и аудиторском риске необходимо обратиться к МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля», МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем», МСА 402 «Аудит субьектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций», а также Федеральным правилом (стандартом) аудита №8 «Оценка рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

На контрольную среду влияют ряд факторов:

  • понимание руководством значения налоговой отчетности;
  • готовность к исправлению существенных ошибок;
  • получение консультаций у аудиторов;
  • осуществление контроля за ведением бухгалтерского и налогового учета;
  • распределение ответственности и полномочий на предприятии;
  • проведение внутреннего аудита;
  • наличие должностных инструкций;
  • соблюдение графика составления отчетности;
  • наличие учетной политики в целях налогообложения;
  • соответствие внешней отчетности внутренним отчетам;
  • разработка процедур по защите от несанкционированного доступа к документам, записям, имуществу;
  • наличие СВК на предприятии.

Исходя из опыта проведения аудиторских проверок налоговой отчетности следует, что контрольная среда подготовки и представления пользователю налоговой отчетности зависит от ответственности руководства к исполнению обязанностей налогоплательщика, от осведомленности исполнительного органа о системе налогообложения, правах налогоплательщика и налогового органа. Если руководством организации принято решение о создании или совершенствовании СВК, то процесс ее формирования целесообразно разбить на следующие этапы:

  • определение целей СВК;
  • определение основных функций СВК, необходимых для достижения поставленных целей;
  • определение структуры СВК, предусматривающей наличие штатной службы внутреннего аудита;
  • разработка положений, внутренних стандартов и методик, нацеленных на выполнение контрольных функций, эффект от которых будет превышать произведенные затраты;
  • создание схемы взаимодействия службы внутреннего аудита с другими звеньями СВК и системы управления компанией.

Экономическую обоснованность расходов на СВК подтверждают следующие доводы:

  • приобретение услуг по созданию и совершенствованию системы внутреннего контроля необходимо в связи с проведением особенных хозяйственных операций;
  • совершенствование СВК способствует улучшению определенных финансовых показателей организации.

Совершенствование СВК может оказать существенное влияние на:

  • эффективность финансово-хозяйственной деятельности;
  • финансовая устойчивость;
  • своевременность и достоверность финансовой и налоговой отчетности;
  • сохранность имущества и информации;
  • соблюдение норм законодательства, внутренних процедур и регламентов.

Функционирование СВК зависит от соблюдения принципов:

  • принцип ответственности: каждый субъект внутреннего контроля, то есть внутренний аудитор или внутренний контролер, за ненадлежащее выполнение контрольных функций, предусмотренных должностными обязанностями, должен нести экономическую и дисциплинарную ответственность;
  • принцип сбалансированности: субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими организационными (приказ, распоряжение) и техническими (программы, счетные и мерные устройства) средствами для их надлежащего исполнения;
  • принцип своевременного сообщения о выявленных существенных отклонениях: информация о них должна быть оперативно доведена до лиц, непосредственно принимающих решения по данным отклонениям;
  • принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем: степень сложности СВК хозяйствующего субъекта должна в каждый конкретный момент времени соответствовать степени сложности его бизнеса;
  • принцип постоянства: СВК действует на постоянной основе. Это позволит своевременно выявлять отклонения от плановых заданий и норм;
  • принцип комплексности: весь комплекс объектов внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте должен быть охвачен его различными формами в зависимости от уровня риска;
  • принцип распределения обязанностей: функции работников аппарата управления распределяются между ними таким образом, чтобы выполнялись требования к формированию контрольной среды.

Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения включает:

  • общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • проверка методики исчисления налоговых платежей;
  • правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений;
  • оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах), а также правомерность использования налоговых льгот.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы компании, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

В рамках аудиторской проверки часть информации по налогам аудитор получает при проверке затрат, расчетов с поставщиками и покупателями, финансовых результатов. При проверке системы налогового учета аудитору необходимо установить правильность определения налогооблагаемых баз и точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате, правильность составления налоговых деклараций. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству. В целях избежания арифметических ошибок рекомендуется проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет, и арифметический подсчет в расчете. Также проверяется своевременность составления и представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов. Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, выявляет значимость ошибок и их влияние на достоверность отчетности, при необходимости корректирует план проверки.

Необходимо соблюдать и контролировать соответствие первичных документов установленным требованиям и следить за обеспечением полной и достоверной информации о хозяйственных операциях в целях налогообложения. Для этого аудитору следует изучить организацию документооборота: существует ли график документооборота; насколько пригоден существующий документооборот для составления аналитических регистров налогового учета и формирования налогооблагаемых показателей; какое место занимают в установленном документообороте Налоговые декларации; учитывает ли существующий документооборот интересы внешних пользователей (органов ФНС). Аудитору следует также убедиться в том, что учетная политика организации не противоречит нормам бухгалтерского и налогового законодательства, разработаны ли формы первичных документов, не предусмотренных Госкомстатом, и технология документооборота; установлен ли список лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Процедуры получения аудиторских доказательств разрабатываются в соответствии с МСА «Аудиторские доказательства» и Федеральным правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства». Проводя оценку СВК, следует также получать доказательства в виде тестирования.

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Согласно статье 314 НК РФ формы регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и отражаются в учетной политике для целей налогообложения. По некоторым налогам формы регистров установлены органами ФНС РФ, например журналы регистрации полученных и выданных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Конечной целью составления налоговых регистров является систематизация информации о доходах, расходах, формирующих налогооблагаемую базу. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки.

Рекомендации ознакомления с аудируемым лицом содержатся в МСА 310 «Знание бизнеса» и в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности №15 «Понимание деятельности аудируемого лица». Аудитор должен получить информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность организации. Необходимо изучить отраслевые особенности налогообложения, динамику налогового законодательства за период проверки. Для изучения СВК аудитор запрашивает следующие документы:

  • статистическая отчетность;
  • налоговые декларации;
  • учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учетов;
  • график документооборота.

После предварительного знакомства аудитор составляет мнение об особенностях системы налогообложения организации и приступает к аудиту налоговой отчетности. Цель проверки — выражение мнения о достоверности налоговой отчетности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством. Задача проверки — собрать достаточные аудиторские доказательства о достоверности налоговой отчетности. При этом необходимо соблюдать следующие критерии:

  • существование — наличие по состоянию на определенную дату расхода по налогу и налогового обязательства;
  • возникновение — подтверждение того, что хозяйственные операции, формирующие налогооблагаемые показатели, имели место в течении налогового периода;
  • права и обязанности — принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства по налогам;
  • полнота — отсутствие неотраженных в налоговой отчетности активов, обязательств, хозяйственных операций или событий, имеющих налоговые последствия;
  • стоимостная оценка — отражение в налоговой отчетности надлежащей стоимости налогооблагаемых показателей;
  • точное измерение — точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответсвующему налоговому периоду;
  • представление и раскрытие — объяснение, классификация и описание хозяйственной операции, актива или обязательства в соответствии с правилами их отражения в налоговой отчетности.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту, точность отражения налогооблагаемых показателей и налогов, а также за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

Аудиторская организация несет ответственность за правильность и обоснованность своего мнения о достоверности налоговой отчетности.

Для оценки СВК на уровне отчетности небходимы следующие документы:

  • налоговые декларации по налогам;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность;
  • учетная и налоговая политики;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • устав;
  • учредительный договор;
  • структура организации аудируемого лица;
  • структура бухгалтерии аудируемого лица;
  • схема и график документооборота;
  • должностные инструкции работников;
  • положение о внутреннем аудите;
  • штатное расписание;
  • инветаризационные описи и ведомости;
  • переписка с налоговыми органами;
  • акты сверок с контрагентами;
  • рабочие планы счетов: бухгалтерских и налоговых;
  • выписки из лицевого счета налогоплательщика по проверяемому налогу;
  • акты проверок налоговых органов.

При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов, сообщая о налоговых рисках, которые могут возникнуть у организации при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Любые рекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

В ходе проведения налогового аудита аудиторская организация должна исходить из того, что деятельность организации осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получит доказательства противного. Вместе с тем аудиторская организация должна проявить достаточную степень профессионального скептицизма в отношении рассматриваемых счетов и документов, принимая во внимание высокую вероятность наличия нарушений налогового законодательства экономическим субъектом.

Налоговый аудит должен проводиться аудиторской организацией с профессиональной добросовестностью и тщательностью.

Организации, подлежащие обязательному аудиту, представляют аудиторское заключение в орган государственной статистики по месту государственной регистрации (п.п. 1-2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Помимо представления аудиторского заключения в орган государственной статистики сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом (п. 6 ст. 5 Федерального Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
В налоговые органы аудиторское заключение не представляется.

Какие штрафы предусмотрены за непроведение обязательного аудита и непредставление аудиторского заключения?

Отсутствие у экономического субъекта аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб. Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет (ст. 15.11 КоАП РФ).
Непредставление аудиторского заключения в орган государственной статистики влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от 300 до 500 руб.; на юридических лиц - от 3 до 5 тыс. руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).
Несвоевременное представление сведений о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. руб. (п. 6 ст. 14.25 КоАП РФ)
Непредставление или представление недостоверных сведений о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб. Повторное совершение данного административного правонарушения или внесение в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заведомо ложных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет (п.п. 7-8 ст. 14.25 КоАП РФ).

Каждая аудиторская фирма располагает собственными способами и методами проведения аудита.

В целом, налоговый аудит можно определить как реализацию аудиторской организацией конкретного аудиторского задания по рассмотрению налоговых и бухгалтерских отчетов экономического субъекта для выражения мнения о соответствия нормам и степени достоверности, установленным законодательством, а также порядке формирования и отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и иных платежей во внебюджетные фонды и бюджеты разных уровней. Суворова С. П., Парушина Н.В. Международные стандарты аудита: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2012. - 85 с.

Как процесс налоговый аудит включает в себя несколько этапов, представленных на рисунке 1.2 Кеворкова Ж.А. Международные стандарты аудита. - М.: Юрайт, 2014. -- 291 с. :

Рисунок 1.2 - Этапы налогового аудита

На каждом из этапов, представленных на рисунке 1.2, аудиторы осуществляют определенные проверочные действия.

Аудиторы в первую очередь должны понимать, каким образом и чем в действительности занимается проверяемая организация. Практически любая организация в определенной степени и масштабах совершает сделки, в которых сущность отношений полностью не соответствует их юридическому оформлению.

Наиболее распространенным примером данной ситуации является обналичивание денежных средств. Многие организации с целью документального оформления подобной сделки заключают фиктивные договоры подряда. Проведение данных операций может привести к серьезным последствиям при неграмотном юридическом оформлении. Со своей стороны, аудитор не должен оставлять все проблемные и рисковые (с позиции налогообложения) сделки проверяемой организации без внимания, следовательно, руководство предприятия и бухгалтерская служба должны обеспечить аудитора как формальной, так и фактической информацией о своей деятельности.

На этапе предварительной оценки (экспертизы) существующей системы налогообложения экономического субъекта необходимо:

  • -провести комплексный анализ элементов системы налогообложения экономического субъекта;
  • -проверить правильность методики исчисления налоговых платежей;
  • -определить влияющие на налоговые показатели основные факторы;
  • -провести налоговую и правовую экспертизу существующей системы хозяйственных отношений;
  • -проанализировать организацию документооборота;
  • -изучить полномочия и функции служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • -осуществить превентивный расчет налоговых показателей экономического субъекта. Рогуленко Т.М. Аудит. Учебник. - М.: КноРус, 2014. -- 113 с.

Выполнение процедур на этапе экспертизы позволяет проанализировать такие существенные факторы, как соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта, а также существующие объекты налогообложения и оценить уровень потенциальных налоговых нарушений и налоговых обязательств.

На этапе проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты налогов и сборов экономическим субъектом в бюджет и во внебюджетные фонды следует определить, на каких участках налогового учета необходима глубокая проверка. Так, аудиторы могут диагностировать проблемные моменты в налоговой системе организации.

В организациях со сложной системой налоговых обязательств, располагающих обособленными подразделениями и дочерними компаниями, использующих различные режимы налогообложения, данный этап налогового аудита должен быть проведен сплошным методом.

При проведении второго этапа осуществляется также проверка представленной экономическим субъектом налоговой отчетности по установленным формам и правильности исчисления налогов, их сроков уплаты и др. Следует отметить, что методы и способы проверки каждого отдельного налога имеют свои особенности. Новоселов К.А. Налог на прибыль. Руководство по формированию налоговой базы, исчислению и уплате налога. - М.: АйСиГрупп, 2016. - 327 с.

В процессе налогового аудита осуществляется проверка правильности формирования налоговой базы, а также заполнения налоговых деклараций предприятия. На сегодняшний день практически все налоги (за исключением налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения и некоторых иных, исчисляются согласно данным бухгалтерского учета.

Аудиторы проводят экспертизу налогового и бухгалтерского учета за весь подлежащий проверке период. Данная экспертиза включает:

  • -анализ первичных документов;
  • -получение разъяснений о показателях и методиках от руководства, лежащих в основе налогового расчета.

В ходе проверки аудиторы должны тесно взаимодействовать с юридической и бухгалтерской службами предприятия, а также с руководством.

Необходимость тесного взаимодействия проверяемой и проверяющей сторон в ходе налогового аудита также вызвана тем, что бухгалтерия предприятия в ходе проверки обязана стремиться оперативно исправить максимально допустимое количество ошибок, обнаруженных аудиторами. Следовательно, главной целью налогового аудита выступает не обнаружение максимального количества ошибок и внесение их в отчет, а коррекция уже обнаруженных ошибок совместно с сотрудниками организации.

В том случае, если ряд ошибок невозможно исправить по определенным причинам, аудиторы вносят их в отчет с соответствующими рекомендациями о том, каким способом избежать аналогичных ошибок в дальнейшем. Подольский В.И., Савин А.А. Аудит: учебник. -- М.: Юрайт, 2015. -- 419 с.

На заключительном этапе оформления и представления результатов проведения налогового аудита производятся результаты аудита, оформленные аудиторским заключением. В данном заключении следует выразить мнение по следующим аспектам:

  • -о степени правильности и полноты отражения и перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды экономическим субъектом;
  • -о правильности применения налоговых льгот экономическим субъектом. Лебедева Е.М. Аудит: учебник. - М.: Академия, 2013. -- 176 с.

Заключение по своей сути не несет рекомендательной и аналитической информации. Следовательно, заказчик аудита должен потребовать отчет об аудиторской проверке, в котором будут подробно проанализирован весь комплекс выявленных ошибок и даны соответствующие рекомендации по их исправлению.

В свою очередь, проверяющая организация несет ответственность за полноту и правильность отражения данных в отчете и (или) заключении аудитора об искажениях, выявленных им.

Аудиторская фирма также может представлять интересы хозяйствующего субъекта в его отношениях с налоговыми органами, общение с которыми в ходе и по результатам проведения налогового аудита проводится:

  • -для получения детальных разъяснений по проведенных налоговыми органами в отношении проверяемого экономического субъекта актам проверок;
  • -при оказании консультаций (бухгалтерских, юридических, налоговых и т.п.) экономическому субъекту в спорах с налоговыми органами, а также в других необходимых случаях.

На сегодняшний день, практика принятия на себя ответственности в полном размере аудитором при проведении налогового аудита не получила развития. Размер ответственности аудитора, как правило, ограничивается суммой, указанной в договоре. Однако, при принятии на себя и данной ограниченной ответственности аудитору требуется дополнительная поддержка, так как риск допустить ошибку имеется в любом случае.

Данную поддержку может гарантировать страхование. Необходимо учитывать, что по общему аудиту страхования ответственности, которое обязаны по законодательству иметь аудиторы, при налоговом аудите недостаточно.

Для того, чтобы получить компенсацию расходов клиента в результате некачественно проведенного налогового аудита от страховой компании, аудитор должен дополнительно застраховать услуги, сопутствующие аудиту, а именно налоговое консультирование. Следовательно, аудитор, обязан организовать проверку таким образом, чтобы свести возможные налоговые риски своего клиента к минимуму.

Налоговый компонент аудита на сегодняшний день слабо регламентирован действующими нормативно-правовыми документами. Также не урегулирован ряд существенных вопросов, которые предопределяют технологию налогового аудита, а также отсутствуют четкие рамки налоговой составляющей аудита. Кроме того, отсутствуют методические разработки по организации и осуществлению налогового аудита, что придает высокую степень актуальности разработке методологических, правовых и методических основ налогового аудита.

В современной отечественной практике до конца не решен ряд методических и организационных вопросов аудиторской проверки налоговой отчетности, а также не определена сущность аудита налоговой отчетности и его принципы проведения, критериальная область оценки, цель и задачию. Нет единого мнения в подходах к осуществлению проверки налоговой отчетности, отсутствует подробное и детализированное описание этапа планирования, а также проверка расчетов по налогам и сборам исследуется с позиций аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Очевидно, что для качественного проведения налогового аудита предприятий, необходима методика, которая включала бы теоретические и практические основы аудита налогообложения и учитывала специфику деятельности аудируемого субъекта.

Таким образом, методика проведения налогового аудита включает следующие этапы:

  • -экспертиза существующей системы налогообложения экономического субъекта;
  • -проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;
  • -оформление и представление результатов проведения налогового аудита.

На первом этапе аудиторы осуществляют анализ всех аспектов системы налогообложения предприятия и выявляют те проблемные стороны, которые требуют более подробного изучения.

Далее специалисты проводят проверку правильности составления налоговой отчетности, а также заполнения налоговых деклараций, и осуществляют анализ налоговых баз по каждому отдельному виду проверяемых налогов.

Если руководители компании приняли решения проверить все ли в порядке с налоговой документаций, то они могут обратиться за услугами независимой проверки – аудитом. Есть и такие компании, для которых подобная процедура является обязательной и проходить ее они обязаны каждый год. В статье рассмотрим что собой представляет аудит налоговой отчетности, для чего и как он проводится.

Для чего проводится аудит налоговой отчетности

Основной целью аудита отчетности является формирование мнение специалиста (аудитора) о достоверности отчетности компании, а также соответствует ли порядок ведения бухгалтерского учета в компании законодательным нормам РФ.

К основным задачам данного аудита относят:

  • определение, соответствуют ли показатели налоговой отчетности нормам законодательства, а также учетной политике организации;
  • выяснение того, насколько полно и достоверно хозяйственные операции находят отражение в документации;
  • проверка того, каким образом в компании организована и работает система внутреннего контроля;
  • проверка, соответствуют ли показатели в отчетности реальным показателям.

При проведении аудита специалисты используют те же методы, что и при аудите компании в целом, а именно:

  • контроль (в том числе, наблюдение, инвентаризация и оценка);
  • документальный (включает в себя изучение документов компании);
  • расчетно-аналитический (в том числе, проведение расчетов и последующий анализ).

Обязательное прохождение аудита

Обязательным аудит является для компании, отмеченных в законе №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» . В их числе следующие организации:

  • ценные бумаги которых участвуют в организованных торгах;
  • кредитные, клиринговые, микрофинансовые, страховые, участники рынка ценных бумаг, СПР, организаторы азартных игр, кооперативы и др.;
  • с объемом выручки, превышающим 400 млн. рублей, либо активов на сумму более 60 млн. рублей (данные учитываются по году, предшествующему отчетному).
  • иные компании, согласно ст. 5 закона №307-ФЗ.

Важно! Аудит по инициативе компании проводится в определенных случаях, например, когда компания планирует получить в банке кредит, либо желает принять участие в тендере. Также аудит может быть вызван желанием руководства снизить налоговые риски, проверить работу бухгалтерии или подготовить документы для потенциального инвестора.

Как проводится аудит налоговой отчетности

Аудиторскую проверку проводят в несколько этапов, каждый из которых рассмотрим подробно:

  1. Планирование проверки и подготовка к ее проведению. На этом этапе специалист по аудиту изучает деятельность проверяемой компании. Он подготавливает план своей работы и запрашивает необходимые для проверки документы. На данном этапе организация заключает с аудиторской фирмой договор аудита.
  2. Сбор данных, предоставленных для проверки и их анализ. На данном этапе проводится изучение перечня предоставленных документов. Иногда проводится опрос сотрудников, причем не только в устной, но и в письменной форме. Все данные формируются по группам и подвергаются систематизации. То есть непосредственная проверка проводится именно на этом этапе. Далее аудитор составляет заключение о достоверности отчетности компании.
  3. Заключение аудитора направляется руководству проверяемой компании. Оно представляет собой мнение специалиста о достоверности налоговой отчетности. Заключение аудитора выдается на руки руководителю. Помимо заключения некоторые компании также составляют аудиторский отчет, в котором описываются подробно все этапы проверки, выявленные при проверки недочеты и иную информацию, которая может пригодится для улучшения качества работы бухгалтерии.

Документы, которые подвергаются проверке при аудите

При проведении аудита налоговой отчетности от компании в первую очередь, конечно, потребуется предоставить отчетность. Помимо налоговых деклараций аудитору потребуется бухгалтерская отчетность (баланс, отчет о финансовых результатах). Помимо этого предоставить также потребуется первичную документацию, уставные документы, различные разрешения и лицензии, а также многое другое.

Аудиторы проверяют правильность заполнения документов, соответствие их утвержденным формам, а также соблюдение сроков предоставления в налоговую.

Важно! Если аудит проводится по специальному заданию, то проверке подлежит только та документация, которая непосредственно относится с поставленной задаче.

Результаты налогового аудита

Конечным результатом аудиторской проверки является отчет аудита и аудиторское заключение. В какой именно форме аудиторами будет предоставлен конечный результат будет зависеть от того, что именно прописано в договоре аудита. Отчет носит конфиденциальный характер и содержит в себе следующее:

  • использованные при проверке методы;
  • рекомендации в части изменения учетной политики, что в итоге может повлиять на налоговую отчетность компании;
  • предложения по корректировке налоговой отчетности;
  • иная информация, на которую по мнению эксперта стоит обратить внимание руководству (например, ошибки внутреннего контроля и др.).

Если аудитором при проверке выявлены нарушения, то в отчете предлагаются разные варианты их решения . Оформлен отчет может быть в виде сводной таблицы.

Важно! К отчету прикладывается заключение аудитора, а также копии отчетности компании за текущий год.

Заключение аудитора

Заключение аудитора представляет собой официальный документ, в котором содержится экспертное мнение о достоверности отчетности компании. Этот документ необходимо предоставить в органы статистики и приложить к нему свою отчетность. В документе аудитора содержится следующая информация:

  • наименование документа;
  • наименование адресата;
  • сведения о компании, подвергшейся аудиторской проверке;
  • сведения об аудиторе (компании или отдельном специалисте), проводившем проверку;
  • перечень документов, который подвергся проверке при аудите;
  • мнение аудитора о достоверности проверяемой информации;
  • результаты аудита;
  • дата составления заключения.

Нарушения и ошибки, которые выявляются при аудите

К типичным нарушениям, выявленным при аудите можно отнести следующие:

  • неверное отражение доходов и расходов компании;
  • неверное или неполное заполнение реквизитов организации;
  • ошибки в расчетах сумм налогов;
  • противоречия в показателях разных форм отчетности;
  • отличие размера уставного капитала от указанного в уставе компании;
  • нарушения в проведении инвентаризации (с ошибками или формальное);
  • иные нарушения.

Ответственность компании за непроведение аудита

Все компании, которые указаны в ст. 5 закона №307-ФЗ, обязаны ежегодно проводить аудит отчетности и результате его направлять в органы статистики. Заключение аудитора сдается совместно со сдачей отчетности. В том случае, если в данный срок сдать отчет не представляется возможным, то это можно сделать в течение 10 дней с момента выдачи заключения. В любом случае предоставить заключение в статорганы следует не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Также компании должны внести информацию о проведенном аудите в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц. Это нужно сделать не позднее 3 рабочих дней с момента выдачи заключения.

Если компания обязана проводить аудиторскую проверку, но она этого не сделает, то ей грозит следующее наказание:

  1. Штраф от 5 до 10 тыс. рублей – если при выездной налоговой проверки выяснилось, что нет аудиторского заключения (15.11 КоАП РФ).
  2. Штраф от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 до 5 тыс. рублей для юрлиц – если аудиторское заключение не было предоставлено в Росстат (19.7 КоАП РФ).
  3. От 30 до 50 тыс. рублей/отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц и от 700 до 1 млн. рублей – для юрлиц – если аудиторское заключение в положенный срок не было выложено на сайте АО (15.19 КоАП РФ).

Следует также иметь ввиду, что если указанные выше нарушения явились следствием каких-либо обстоятельств, то по решению суда штраф может быть уменьшен.