Корпоративный налоговый менеджмент. Корпоративное налоговое планирование

Налоговые платежи составляют весомую долю в финансовых потоках организации. Зачастую, от грамотного, профессионального решения, принятого с учетом налоговых последствий, зависят судьба бизнеса, возможности его роста и развития. Недоучет этой стороны финансовой деятельности стороны организации, допущенные ошибки в расчетах по налогам с бюджетом оборачиваются тяжелыми финансовыми потерями. Российские реалии таковы (высокое налогообложение бизнеса, нестабильность налогового законодательства и тому подобное), что результаты четко организованного корпоративного налогового менеджмента не идут ни в какое сравнение с результатами общеэкономического и даже финансового менеджмента. На сегодняшний день вести бизнес, не просчитав, сколько принесет прибыли та или иная сделка и сколько потребуется при этом заплатить налогов, практически невозможно. Проблемы налогообложения, учета и управления налогами по значимости сравнимы, пожалуй, только с проблемами, возникающими непосредственно в ходе производственной или любой другой предпринимательской деятельности. Эта значимость выражается в конкретных суммах, которые отдаются государству. Налоговые платежи, охватывая всю производственную и хозяйственную деятельность организаций, входя во все элементы, определяющие состав цены, влияют на эффективность производства, а также являются важнейшим фактором при принятии бизнес-решения.

Налоги в идеале не должны влиять на выбор экономических решений предприятия, они не должны существенно менять философию бизнеса. На практике же налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, вторгаются в сферу стратегических решений, нередко вынуждая кардинально менять тактику действия компании. Серьезные решения никогда не принимаются без учета налогов и управления ими. На предприятии всегда должны быть внутренние и внешние специалисты, основными функциями которых являются анализ и обеспечение деятельности данного предприятия с налоговой точки зрения. Даже если налоги не определяют основной стратегии предприятия, кто-то должен их своевременно и правильно исчислять, а также принимать меры по их оптимизации.

Корпоративный налоговый менеджмент как вид управленческой деятельности на предприятии все больше входит в практику хозяйственной жизни России, а налоговый менеджер организации (эксперт, консультант по налогам) становится все более значимой фигурой.

Управление налогами охватывает ту часть финансов, которая относится к обязательным и безэквивалентным платежам. Возникают отношения по поводу организации налоговой системы и осуществления денежного потока в бюджеты разных уровней, которые можно рассматривать через призму бюджетных взаимоотношений. При этом можно выделить несколько субъектов финансовых отношений; разумеется, ключевую роль играют два из них - государство и налогоплательщики. Связано это с тем, что налоги являются преимущественно выражением отношений собственности, а экономические процессы государства не тождественны интересам налогоплательщиков.

С этих позиций необходимо различать управление налогами на государственном уровне и на уровне экономических субъектов. Однако здесь применима концепция налогового менеджмента как дифференцированного целого, то есть органического единения двух противодействующих видов налогового менеджмента. Иными словами, налоговый менеджмент в первую очередь может характеризоваться в организационном плане.

Корпоративный налоговый менеджмент - это система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов принятия управленческих решений в области налоговых доходов и расходов.

В настоящее время корпоративный налоговый менеджмент ограничен целями и задачами государственной бюджетной и налоговой политики. Это выражается в правовом регламенте доходов и расходов организации, методов формирования налоговой базы по основным налогам, ценообразовании на сырье и так далее.

В число общих функций управления, присущих любой социально-экономической системе, входят анализ, планирование, организация, учет, контроль и регулирование. Поэтому корпоративный налоговый менеджмент охватывает три взаимодействующие сферы:

1. организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии;

2. налоговое прогнозирование (планирование);

3. налоговое регулирование;

4. налоговый контроль (самоконтроль).

Организация корпоративного налогового менеджмента в широком смысле - это совокупность организационных форм и методов налогового планирования, налоговой оптимизации и налогового самоконтроля; в узком - это подготовка и создание условий для оптимизации налоговых потоков. Для организации управления налоговыми потоками на предприятиях используется организационная структура финансового менеджмента.

Управлением налоговыми платежами на предприятии ООО «Антей Плюс» занимается бухгалтерия. В ее обязанности входит:

Разработка и обоснование применения эффективного налогового режима;

Создание и поддержание информационной базы по налоговому законодательству;

Разработка корпоративной налоговой политики и налогового бюджета;

Осуществление корпоративного налогового планирования;

Осуществление внутреннего налогового контроля, анализ налогообложения организации;

Своевременное и полное предоставление документации налоговым органам;

Осуществление налогового производства (своевременная постановка на учет в соответствующие органы и перерегистрация, разработка налогового календаря и регулирование платежей по отдельным налогам и тому подобное).

Государственный контроль положен в основу государственной налоговой политики; цель его - формирование доходной части бюджета, оптимизация двух основных источников поступлений (налогов и займов), а также обеспечение решения поставленных социально-экономических задач.

Корпоративное налоговое планирование осуществляется в рамках разработки, как стратегических решений, так и тактических планов (бизнес-план, бюджеты); цель его - оптимизация финансов, в том числе путем снижения налогов. Налоговое планирование призвано не только уменьшать налоговые платежи предприятия, но и оптимизировать налоговые потоки, стать регулятором, наряду с планом маркетинга и производства, процесса управления предприятием. Оптимизация налогового бремени организаций закладывает основу для роста массы налоговых поступлений в бюджетную систему в перспективе.

Корпоративное налоговое планирование представляет собой интеграционный процесс, заключающийся в упорядочивании хозяйственно-финансовой деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития предприятия. Этот процесс можно также определить как предварительное рассмотрение, оценка решений в области финансово хозяйственной деятельности организации с учетом величины возможных налоговых платежей и выбор из них наилучших решений с позиций целевых установок организации. Такая трактовка корпоративного налогового планирования предполагает, что любое решение, например, инвестирование средств, создание филиала, выход на новый рынок и тому подобное, должно быть оценено с учетом налоговых последствий. Следует отметить, что на уровне предприятия такие функциональные элементы корпоративного налогового менеджмента, как налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль, неразрывно связаны и происходят как единый процесс, вследствие чего складывается впечатление, что на предприятии имеет место только налоговое планирование, хотя налоговое регулирование и контроль сохраняют свою относительную самостоятельность в составе корпоративного налогового менеджмента.

Общая цель налогового регулирования заключается в том, чтобы уравновесить общественные, корпоративные и частные экономические интересы. Достижение этой цели обеспечивается сочетанием различных методов налогового регулирования (налоговый кредит, отсрочка от уплаты налога, рассрочка налогового платежа), а также синтезом их со всеми методами государственного регулирования экономики (ценообразование, тарифы, регулирование денежного обращения и другое).

В рамках реализации общей цели особое значение имеют налоговые льготы и налоговые санкции. Правильное сочетание этих двух систем обеспечивает гибкость налогообложения и как следствие - эффективность налоговой политики.

Характерным является то, что методы налогового регулирования должны в обязательном порядке учитывать законодательные положения, определяющие различные аспекты налогового производства и ответственность за их нарушения. Кроме того, сюда включается широкий спектр методов косвенного воздействия на проведение субъектов налогообложения, стимулирующих принятие ими решений, полезных обществу (например, через применение упрощенной системы налогообложения).

Налоговый контроль представляет собой систематическую деятельность, направленную на организацию самоконтроля (наблюдения, проверки менеджерами правильности исчисления и уплаты налогов, движения входящих и исходящих налоговых потоков, эффективности использования налоговой прибыли, а также выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов). Налоговый контроль осуществляется как государственными органами, так и аудиторскими фирмами, бухгалтерскими и финансовыми службами предприятий. Государственный контроль как элемент воздействия на хозяйствующие субъекты обязывает их правильно формировать налоговую базу и точно исчислять величину налогового обязательства. Контроль в ООО «Антей Плюс» призван обеспечивать достоверность учета налогооблагаемых объектов, уплачиваемых в бюджет налогов. А также качественного составления налоговых расчетов и отчетов.

Корпоративный налоговый менеджмент - это составная часть управления финансами экономического субъекта; это выработка и оценка управленческих решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей - оптимизация налогообложения путем использования всех особенностей налогового законодательства.

Корпоративное налоговое планирование - необходимая составляющая финансово-экономической деятельности субъекта; это законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Основной целью налогоплательщика должно являться не противодействие фискальной системе государства, а собственно высвобождение активов для дальнейшего их использования в экономической деятельности.

В своей деятельности хозяйствующие субъекты, в том числе и ООО «Антей Плюс», всегда стремятся максимизировать свой доход и прибыль. А это может совпасть с минимизацией налоговых отчислений. Но в целом субъектов интересует не сама по себе величина уплачиваемых налогов, а конечный финансовый результат. С этих позиций основной задачей является выбор варианта уплаты налогов, позволяющий оптимизировать систему налогообложения.

Важным критерием решения вопроса о необходимости организации хозяйствующим субъектом корпоративного налогового менеджмента является уровень налогового бремени. Если удельный вес налогов не превышает 15% чистого дохода предприятия, то потребность в налоговом планировании и оптимизации минимальная; при более высоких значениях уровня налогового бремени необходима организация полноценного налогового менеджмента. Чем выше налоговое бремя, тем эффективнее будут затраты хозяйствующего субъекта по организации налогового менеджмента, тем выше цена принимаемых управленческих налоговых решений (при условии их эффективности).

Налоговое бремя ООО «Антей Плюс» за 3 предшествующих года составляет в среднем 16% от чистого дохода организации. Так, в 2006 году оно составило - 16%; в 2007 году - 17%; в 2008 году - 16%, то есть удельный вес налогов в общей доле прибыли распределяется практически равномерно.

На дипломную работу
Студенту ___________________________________________________________

Тема дипломной работы ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Утверждена приказом по ________________________________________________________
Руководитель дипломной работы_______________________________________

(ученая степень, звание, И.О.Ф)
Срок сдачи студентом работы _________________________________________

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

Выполнения дипломной работы


Этапы выполнения

План

Выполнения


Фактическое выполнение

Подпись руководителя

Введение

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Заключение

Оформление работы

Исполнитель ____________________ _____________________

(дата, подпись) Фамилия, И.О.
Оглавление


Введение

4

1. теоретические основы корпоративного налогового менеджмента

7

1 .1

его место и роль


7

1.2

Оценка эффективности налогового менеджмента

25

2. организация налогового менеджмента

36

2.1

Организационная структура предприятия, структура управления и анализ финансового состояния ООО «Труд - Агро»

36

2.2

Организация налогового менеджмента в ООО «Труд - Агро»

53

3.проблемы и перспективы корпоративного налогового менеджмента в российской федерации

68

3.1.

Проблемы налогового планирования в РФ. Учетная политика как

инструмент налогового планирования


68

3.2.

Перспективные методы налогового планирования

82

Заключение

87

Список ИСПОЛЬЗОВАННой литературы

89

Приложения

93

введение

Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования, основной задачей которой является предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов оборота по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

Методологически построение системы налогового планирования начинается с определения стратегических целей предприятия в области налогообложения. Далее в соответствии с поставленными стратегическими установками генерируются показатели, позволяющие судить о достижимости и успешности выбранных в качестве стратегических ориентиров нормативов. Исходя из целевых параметров, строится организационная структура процесса налогового планирования.

Успешность построения организационной структуры не в последнюю очередь зависит от наличия отлаженного, рационально организованного документооборота, а также четкого определения должностных обязанностей специалистов, занятых в процессе налогового планирования. Последнему отводится значительное место, ибо конкретизация трудового статуса работников - непременное условие успеха организации любой сферы производственной деятельности.

Распределение должностных обязанностей налоговых специалистов, равно как и корреспонденция связей между подразделениями предприятия по поводу налогового планирования, осуществляется на основе матрицы принятия управленческих решений, пример которой приведен в третьей главе настоящей работе.

Организация налогового планирования требует, помимо всего прочего, наличия определенных ресурсов, финансовых, материально-технических, интеллектуальных, объем и перечень которых применительно к отдельным мероприятиям налогового планирования закрепляются в налоговом плане предприятия.

Реализация и контроль закрепленных в налоговом плане мероприятий и показателей производится, в том числе, и с использованием электронно-вычислительной техники и автоматизированных комплексов.

Таким образом, налоговое планирование на предприятии представляет собой комплексный, интеграционный процесс, организация которого должна базироваться на системном подходе, с использованием достижений различных экономических, финансовых и юридических дисциплин.

Целью дипломной работы являлось исследование сущности и понятия налоговый менеджмент, а в частности корпоративный налоговый менеджмент, его организация на примере конкретного предприятия, а также рассмотрены пути совершенствования налогового менеджмента на предприятиях.

Определены виды, принципы и этапы налогового планирования на предприятии, а также рассмотрена эффективность корпоративного налогового менеджмента.

Помимо создания адекватной сегодняшним экономическим реалиям структуры налогового планирования, определения полномочий и требований к участникам процесса планирования налоговых платежей, для успешной постановки деятельности по планированию налогов необходимо наличие финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов, которые формируются при составлении ежегодного налогового плана.

Материально-технические ресурсы, задействованные в процессе налогового планирования, определяются до создания группы планирования мероприятий по оптимизации налогового портфеля, и формируются из двух частей: первая часть состоит из элементов материально-технической базы, находящейся в распоряжении тех подразделений предприятия, сотрудники которых заняты планированием налоговых платежей; вторая часть создается специально в целях функционирования налоговой группы. Среди всего перечня материально-технических ресурсов, необходимых для успешного осуществления функций налогового планирования, существенное место должны занимать: обеспечение налоговой группы современными информационно-вычислительными комплексами, необходимыми для применения статистико-математических методов определения вариантов распределения мероприятий по налоговой оптимизации; использование в процессе работы обширного библиотечного фонда, состоящего из нормативной, научной, практической и периодической литературы; применение баз данных законодательства РФ, облегчающих поиск необходимой документации нормативно-правового характера.

Для написания дипломной работы использовались как нормативные акты РФ, так и учебная литература таких авторов как Вылковой Е.С., Дуканича А.В., Евстигнеева Е.Н., Липатова И.В., а также периодические издания и ресурсы сети Интернет.

1. теоретические основы корпоративного налогового менеджмента


    1. Корпоративный налоговый менеджмент в системе управления,
его место и роль

Налогам отводится важнейшая роль в функционировании любого национального государства. Выполняя распределительную, стимулирующую, регулирующую и фискальную функции, налоги позволяют сдерживать инфляцию в периоды ее интенсивного роста (кейнсианская модель встроенных стабилизаторов), бороться с так называемыми провалами рынка, обеспечивать экономическую поддержку развития в периоды кризиса, финансировать капиталовложения в непривлекательные для частного капитала сферы.

Вместе с тем чрезвычайно сложно создать справедливую налоговую систему - хотя бы потому, что до сих пор не установлено само определение справедливой лепты. Кроме того, практически ни одно государство не смогло добиться точного и справедливого распределения ресурсов из «общего котла»: бюджетные расходы - их цели, размеры и направления по адресатам - вызывают разногласия среди всех налогоплательщиков. И наконец, любой бизнес существует не ради налогов, а в целях извлечения прибыли, и налоги при этом существенно корректируют практически все управленческие решения. Поэтому при всей значимости этой доходной статьи национальных бюджетов система налогообложения объективно порождает стремление оптимизировать налоги и, как следствие, налоговый менеджмент.

Налоговый менеджмент выполняет специфическую функцию в системе управления хозяйствующего субъекта и являются в силу этого одной из подсистем внутрифирменного (корпоративного) менеджмента. Его можно охарактеризовать как управление налогами предприятий-налогоплательщиков, регулирующее их финансовые взаимоотношения с государством в процессе перераспределения доходов хозяйствующих субъектов и формирования доходов бюджета.

Предметом налогового менеджмента являются налоговая политика, определяющая уровень налогообложения, и ее практическая реализация.

Основным объектом налогового менеджмента являются хозяйствующие субъекты - налогоплательщики.

Информационная база налогового менеджмента формируется в системе финансового, налогового и управленческого учета. Это, в частности, обусловливает тесную взаимосвязь налогового менеджмента с такими подсистемами управления, как финансовый менеджмент, бухгалтерский учет, управление затратами.

Российский налоговый менеджмент - специфическая подсистема внутрифирменного управления. Это объясняется рядом обстоятельств.

1. Большинство российских налоговых реалий не являются отечественным изобретением ввиду относительной молодости федеральной налоговой системы. Вместе с тем в налоговом менеджменте меньше, чем в какой-либо другой области, возможно заимствование зарубежных способов и приемов.

2. Молодость отечественной налоговой практики отражается на деятельности российских судов, которые в спорных ситуациях принимают решения на основе анализа законодательства и конкретных норм узкого действия, в то время как зарубежные суды (например, в США и Великобритании) чаще анализируют сущность отношений, операций, бизнеса в целом.

3. Эта область знаний чрезвычайно изменчива, что связано с изменчивостью налогового законодательства.

4. Сложившиеся налоговые реалии (двусмысленность и противоречивость правовых норм, а также практика обратной силы, заметно утерявшие в последние годы свои позиции, но не истребленные полностью) не способствуют стабильности предпринимательской деятельности, в то же время создают большое поле деятельности для налогового менеджмента.

5. Парадоксы российской деловой культуры обусловливают противоречивость отечественного налогового менеджмента: с одной стороны, целью бизнеса является прибыль, с другой стороны, в отечественной практике предпринимаются немалые усилия для минимизации прибыли с целью минимизации налоговых издержек.

6. Налоговый менеджмент должен исходить из тесной взаимосвязи налогов и учитывать их сбалансированность: уменьшение одних налогов зачастую приводит к увеличению других и наоборот (например, уменьшение НДС способствует увеличению налогооблагаемой базы по прибыли).

7. Официальная российская статистика не отличается достоверностью в силу высокого удельного веса теневых операций, в ней не отражаемых. Вследствие этого для целей налогового менеджмента практически бессмысленны межхозяйственные сравнения по официальным данным; сравнительные оценки и расчет ориентировочных коэффициентов по реальным оборотам не представляются возможными на сколько-нибудь представительной выборке из-за конфиденциальности этой информации.

Учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется не ради налогов, а ради прибыли, результатом налогового менеджмента должна быть оптимизация общего уровня налоговых издержек. В мировой практике известны три возможных варианта налоговой политики предприятия:


  • нелегальная, предполагающая уклонение от уплаты налогов на основе сознательного использования уголовно наказуемых методов учета доходов и имущества и намеренного искажения бухгалтерской и налоговой отчетности;

  • легальная, основанная на корректировке хозяйственной деятельности и методов ведения учета и использовании возможностей, предоставленных законодательством;

  • полулегальная, использующая коллизии, недоработки и противоречия действующих законов и подзаконных актов.
Наиболее цивилизованным способом оптимизации налогового менеджмента следует признать второй вариант. При этом в рамках данного варианта оптимизации налогового менеджмента можно выделить внешние и внутренние ф
акторы (см. рис. 1.1).

5.1. Содержание корпоративного налогового планирования и прогнозирования

Современная организация налогового планирования на российских предприятиях, помимо своей узкопрактической направленности на снижение налоговых поступлений, отличается чрезмерно высокой ролью бухгалтерии предприятия в данной области планирования и некоторой толерантностью и индифферентностью экономических и финансовых служб. Последние либо вовсе не принимают участия в планировании налогов, либо занимаются сбором статистической информации, причем постфактум.

Термин «налоговое планирование» достаточно часто встречается в специальной литературе, посвященной налоговой проблематике, однако понимают его по-разному: «минимизация налогового бремени через финансовое планирование, включая инвестиции с отсрочкой уплаты налогов, покупку не облагаемых налогами ценных бумаг и использование различных налоговых убежищ»; «систематический анализ различных налоговых альтернатив, направленный на минимизацию налоговых обязательств в текущем и будущих периодах»; «…деятельность налогоплательщика, направленная на минимизацию его налоговых обязательств»; «…создание системы договоров и комбинации различных форм налогообложения с целью максимально снизить налоги и минимизировать в рамках действующего законодательства возможную ответственность, а также сохранить заработанные капиталы»; «целенаправленные правовые действия налогоплательщика, направленные на минимизацию налоговых платежей».

Таким образом, как зарубежные, так и отечественные исследователи под налоговым планированием понимают, прежде всего, деятельность, направленную на уменьшение налоговых платежей, воспринимая его через призму противостояния налогоплательщика, с одной стороны, и фискальных органов, с другой. В то же время, налоговое планирование призвано не только уменьшать налоговые платежи предприятия, а оптимизировать налоговые потоки, стать регулятором, наряду с планом маркетинга и производства, процесса управления предприятием. Оптимизация налогового бремени организацией закладывает основу для роста массы налоговых поступлений в бюджетную систему в перспективе.

Корпоративное налоговое планирование представляет собой интеграционный процесс, заключающийся в упорядочивании хозяйственно-финансовой деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития предприятия. Этот процесс можно также определить как предварительное рассмотрение, оценка решений в области финансово-хозяйственной деятельности организации с учетом величины возможных налоговых платежей и выбор из них наилучших решений с позиций целевых установок организации. Такая трактовка корпоративного налогового планирования предполагает, что любое решение, например инвестирование средств, реорганизация предприятия, создание филиала, выход на новый рынок, увеличение объема производства, выбор делового партнера и т. п., должно быть оценено с учетом налоговых последствий. Следует отметить, что на уровне предприятия такие функциональные элементы корпоративного налогового менеджмента как налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль неразрывно связаны и происходят как единый процесс, вследствие чего складывается впечатление, что на предприятии имеет место только налоговое планирование, хотя налоговое регулирование и контроль сохраняют свою относительную самостоятельность в составе корпоративного налогового менеджмента.

Для успешного налогового планирования важнейшее значение имеет стабильность налогового законодательства. в странах с развитой рыночной экономикой существенные изменения в налоговую систему вносятся не чаще, чем раз в десять лет, а многие налоговые законы действуют без значимых изменений в течение десятилетий. В России существенные поправки к налоговым законам принимаются ежегодно. Очевидно, в таких условиях строить какие-либо перспективные схемы довольно рискованно, хотя и необходимо.

Налоговое планирование, как и любую управленческую деятельность, можно представить в виде системы, включающей оперативный, тактический и стратегический элементы, в зависимости от которых видоизменяются мероприятия по планированию налогов.

Фундаментальным звеном в процессе налогового планирования выступает оперативный уровень , также часто именуемый в литературе текущим внутренним налоговым контролем.

На тактическом уровне налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, производится специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных хозяйственных договоров, в частности: составляются прогнозы налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок, которые учитываются при формировании прогнозов финансовых потоков предприятий, являющихся базовым критерием принятия инвестиционных решений; разрабатывается график соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации; прогнозируются и исследуются возможные причины резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки; разрабатываются текущие и среднесрочные инвестиционные планы, включая экономию на налогах как один из источников финансирования.

Стратегическое налоговое планирование – заключительный, наивысший уровень налогового планирования. Это деятельность, связана с выработкой способов оптимизации налоговых потоков предприятия; результатом этого процесса выступает налоговый план, направленный на достижение стратегических интересов предприятия. Таким образом, налоговое планирование начинается с определения стратегических целей предприятия, именно они формируют потребность в принятии тех или иных управленческих решений, в зависимости от них строится структура предприятия и связи внутри нее.

Основной целью стратегического налогового планирования является разработка на основании прогнозов и тенденций развития налоговой системы России, эволюции финансовых рынков таких моделей и вариантов ведения хозяйственных операций хозяйствующими субъектами, которые бы в наибольшей мере отвечали поставленным стратегическим целям предприятия, с учетом возможных изменений во внешней среде. Деятельность по стратегическому налоговому планированию требует не только знания современного налогового законодательства, анализа современной рыночной конъюнктуры, но и способности прогнозирования изменений в налоговом законодательстве в весьма отдаленной перспективе, видоизменений и появлений новых экономических институтов, так или иначе способных оказать воздействие на налоговую систему; что, в свою очередь, требует знаний в области юриспруденции, экономики, менеджмента, финансов, понимания экономической сущности налогообложения, изучения основных научных теорий по налогообложению как российских, так и зарубежных исследователей.

При налоговом планировании не следует ориентироваться только на налоговые ставки. Напротив, их размеры с точки зрения налогообложения хозяйственной деятельности имеют второстепенное значение. Иначе трудно бы было понять, почему в условиях полной свободы движения капитала компании продолжают действовать в странах с уровнем налога на прибыль корпораций по ставкам в 44–50 % и не перебираются в «налоговые гавани», где ставки этого налога 2–5% или он вовсе не взимается. На самом деле, и в странах с «нормальными» (оптимизированной) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым планированием платят налоги по «эффективной» (т. е. пониженной) налоговой ставке, которая не превышает 20–25 %. А эти ставки уже сравнимы с уровнем налогообложения в странах с более низкими налоговыми ставками. Поэтому выбор между странами с нормальным налоговым режимом и “налоговыми гаванями” далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях и те, и другие играют на равных.

5.2. Классификация и виды корпоративного налогового планирования

Говоря о классификации налогового планирования, необходимо иметь в виду, во-первых, логику и структуру построения цепочки наилучших способов достижения поставленных целей, во-вторых, временные рамки, с одной стороны, ограничивающие постановку невыполнимых задач и целей, а с другой – выступающие индикатором эффективности планируемых действий путем сравнения прогнозируемого и фактического результата.

Обобщая различные точки зрения, можно дать следующую классификацию видов налогового планирования:

  1. по объектам управления: внешнее (учредителями, сторонними консультантами, представителями государственных органов и т. п.); внутреннее (исполнительными органами организации, его структурные подразделения);
  2. по юрисдикции (территории действия): внутри страны (национальное); международное ;
  3. по длительности периода и характера решаемых задач: оперативное; тактическое; стратегическое;
  4. по законности действий налогоплательщика: законное (манипулирование положениями существующего законодательства, используя его несовершенство, сложность и противоречивость); противозаконное налоговое планирование, при котором применяются противозаконные методы в целях уменьшения налоговых платежей;
  5. по стадиям финансово-производственного цикла: налоговое планирование на стадии создания предприятия; в период его существования; на стадии ликвидации ;
  6. по ожиданиям, возлагаемым на налоговое планирование: оптимистическое; пессимистическое; реалистическое;
  7. по воздействию на налоговую нагрузку: оптимизационное (направленное на оптимизацию и минимизацию налоговых потоков предприятия); классическое (направленное на расчет будущих налоговых платежей).

Приведенное разграничение налогового планирования и мероприятий процесса налогового планирования на виды призвано не только понять сущность данной экономической конструкции, но и способствовать реализации налогового планирования на предприятии с научно-обоснованных позиций.

5.3. Принципы корпоративного налогового планирования

Существует достаточно большое количество различных вариантов принципов налогового планирования. Здесь представлены наиболее грамотно отражающие налоговое планирование идеи, начала.

Налоговое планирование на предприятии основывается на особых принципах, которые представлены на рис. 11.


Рис. 11. Принципы налогового планирования на предприятии

Другой подход представлен следующей группой принципов:

1. Принцип разумности означает, что «все хорошо – что в меру». Применение грубых и необдуманных приемов будет иметь только одно последствие – государство таких действий не прощает. Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей; нельзя упускать из виду ни одной малейшей детали.

2. Нельзя строить метод налоговой оптимизации на использовании зарубежного опыта налогового планирования и исключительно на пробелах в законодательстве.

3. Нельзя строить способ оптимизации налогообложения только на смежных с налоговым отраслях права (гражданском, банковском, бухгалтерском и т. д.).

4. Принцип комплексного расчета экономии и потерь. При формировании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть рассмотрены все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия в целом.

5. При выборе способа налоговой оптимизации с высокой степенью риска необходимо учитывать ряд политических аспектов: состояние бюджета территории; роль, которую играет предприятие в его пополнении и т. д.

6. При выборе способа налоговой оптимизации, связанном с привлечением широкого круга лиц необходимо руководствоваться правилом « золотой середины»: с одной стороны сотрудники должны четко представлять себе свою роль в операции, с другой, они недолжны осознавать ее цель и мотивы.

7. При осуществлении налоговой оптимизации уделите пристальное внимание документальному оформлению операций.

8. При планировании метода налоговой оптимизации, ключевым моментом которого является несистематический характер деятельности, следует подчеркивать разовый характер операций .

9. Принцип конфиденциальности , который означает, что при использовании методов налоговой оптимизации требует соблюдения требований конфиденциальности. Распространение сведений об удачно проведенной минимизации налогов может иметь ряд негативных последствий.

10. Принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов).

5.4. Этапы корпоративного налогового планирования

Налоговое планирование – неразрывная часть общеэкономического планирования, а значит, работа в области налогового планирования должна состоять из тех же этапов, которые находят свое отражения в процессе составления общего плана развития предприятия на перспективу, а именно: организационно-подготовительного, исследовательского, планово-разработочного и основного этапа. Первый этап определяется формированием аппарата, который должен организовать всю работу по составлению плана и подготовить условия для его реализации. Второй определяется выполнением основных исследований, в т. ч. действующего налогового законодательства, предшествующих составлению плана. Здесь же осуществляется сбор требуемой информации, разрабатываются аналитические таблицы, выбираются нужные технико-экономические показатели. Третий этап включает в себя составление самого плана. И четвертый этап – реализация данного плана.

Рассматривая корпоративное налоговое планирование как определенную последовательность действий, направленных на оптимизацию налоговых потоков можно выделить следующих этапов налогового планирования для целей определения налогового поля (рис. 12).

В рамках этапа стратегического планирования выделяются такие этапы, как: создание действующей хозяйствующей единицы; кардинальные изменения условий функционирования предприятия и в процессе текущей деятельности предприятия, а также выделяются направления: определение целей и задач организации, сферы производства и обращения, направлений деятельности (выбор организационно-правовой формы, структуры и места расположения предприятия и его структурных подразделений); анализ предоставляемых законодательством налоговых льгот; формирование налоговой учетной политики. Таким образом в рамках данного этапа формируется налоговое поле организации, т. е. определяются совокупные налоговые обязательства организации.



Рис. 12. Этапы корпоративного налогового планирования

В рамках этапа оперативного планирования выделяются направления: расчет и управление налоговыми базами, составление многовариантиых налоговых моделей, рациональное размещение активов и прибыли предприятия, составление налоговых календарей.

В рамках этапа оценки эффективности налогового планирования выделяются направления: установление величины отклонений фактических результатов от плановых, анализ причин; определение системы показателей, характеризующих эффективность разработанных методов.

Результаты налогового планирования и оптимизации необходимо оценивать не только суммами уменьшенных налогов и принесенных выгод, но и с точки зрения уменьшения возможного ущерба и издержек, которые были бы неизбежны при ведении хозяйственной деятельности без учета существующих особенностей налогообложения, а также эффекта от реинвестирования налоговой прибыли.

Ключевую роль в налоговом планировании и оптимизации играет аналитическая стадия обработки информации для выработки управленческих решений, поступающей как от налогоплательщиков, так и от официальных органов.

5.5. Показатели эффективности корпоративного налогового планирования

Эффективность налогового планирования определяется с помощью ряда коэффициентов, общая схема расчета которых предусматривает отношение совокупности налоговых издержек или отдельных составляющих к объему продаж, себестоимости или прибыли. Показатели могут рассчитываться как в долях единицы, так и в процентах. Совокупность показателей эффективности налогового планирования приведена в табл. 5.

Таблица 5
Показатели эффективности корпоративного налогового планирования



Однако в силу особенностей отечественной хозяйственной среды, сформулированных ранее, невозможно привести рекомендуемые значения всех коэффициентов. Оценка эффективности возможна лишь на основе динамических расчетов, позволяющих выявить тенденции для каждой конкретной организации. Вместе с тем в отношении показателя «налогоемкость продаж» существует следующая оценочная шкала:

  • если значение показателя составляет не более 20 %, то налоговое планирование может быть ограничено рамками четкого ведения бухгалтерского учета и внутреннего документооборота, использованием прямых льгот и самообразованием главного бухгалтера;
  • в интервале 20–45 % налоговое планирование должно стать частью общего финансового управления и контроля, для чего требуется привлечение специально подготовленного персонала или участие внешних налоговых консультантов (аудиторов);
  • в интервале 45–70 % налоговое планирование должно стать важнейшим элементом стратегического планирования, необходимы обязательный налоговый анализ и экспертиза организационных, юридических и финансовых мероприятий и инноваций, вероятнее всего потребуется сотрудничество с профессиональными налоговыми консультантами, а также юристами, специализирующимися в области налогообложения и налогового права;
  • если показатель превышает 70 %, вряд ли бизнес целесообразен в дальнейшем.

Очень важное значение в налоговом планировании и в целом в корпоративном налоговом менеджменте играет полученный результат, т. е. эффективность какой-либо оптимизации величины налогов.

Чистый финансовый результат предприятия можно выразить формулой:

ЧФ = В – З – Нп – Нс – Нпр,

где: ЧФ – чистый финансовый результат; В – выручка (включая внереализационные доходы) без НДС; З – все затраты предприятия, кроме налогов; Нп – налог на прибыль; Нс – налоги, относимые на издержки (себестоимость или финансовые результаты); Нпр – прочие налоги, выплачиваемые из чистой прибыли.

Обозначив ставку налога на прибыль (в процентах) Сп, можно выразить сумму налога на прибыль следующей формулой:

Нп = Сп х (В – З – Нс),

В таком случае, можно преобразовать формулу чистого финансового результата:

ЧФ = В – З – Сп х (В – З – Нс) – Нс – Нпр.

Выделим более жирным шрифтом чистый финансовый результат предприятия до оптимизации:

ЧФ = В – З – Сп х (В – З – Нс) – Нс – Нпр.

При этом курсивом выделим результат после оптимизации:

В – З – Сп х (В – З – Нс) – Нс – Нпр.

Э = ЧФ ЧФ = В В З + З – Нп х (В В З + З Нс + Нс ) – Нс + Нс Нпр + Нпр .

Поскольку выручка до и после оптимизации одинакова (В = В ), то

Э = – З + З – Нп х (– З + З Нс + Нс ) – Нс + Нс Нпр + Нпр.

Эта формула позволяет оценить эффект от оптимизации налогов. При этом эффективность оптимизации зависит не столько от самого налога, сколько от финансового состояния предприятия в целом, от его финансового результата.

5.6. Методы корпоративного налогового планирования и прогнозирования

На практике для обеспечения оптимального сочетания и использования налоговых схем используются ситуационный, численные балансовые методы и метод определения финансовых потоков предприятия в двухкоординатной системе налогообложения.

Метод ситуационного налогового планирования – наиболее простой и доступный для любого предприятия, поэтому он нашел самое широкое применение. Суть метода заключается в следующем. Предприятие на основе своего устава и иных учредительных документов, в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и статистическими нормативами, определяет спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать предприятию, уточняет ставки и льготы. Формируется налоговое поле предприятия. Далее подбираются типичные хозяйственные операции, в которых предприятие участвует, учитывая специфику вида деятельности и сложность производственного процесса. Затем образуется система договорных отношений предприятия с учетом сформированного налогового поля. После этого разрабатываются различные ситуации с учетом уже выполненных налоговых, договорных и хозяйственных наработок, охватывающие самые разнообразные стороны экономической жизни, реализуемые в нескольких сравнительных вариантах. На основе всестороннего исследования ситуаций выбираются оптимальные варианты. При анализе различных ситуаций целесообразно сопоставлять полученные финансовые результаты с возможными потерями, обусловленными штрафными и другими санкциями. Слабая сторона ситуационного метода в его многовариантности, особенно для крупных предприятий, т. к. чтобы спланировать свою деятельность наиболее эффективно с точки зрения минимизации налоговых отчислений, необходимо проанализировать огромный массив всевозможных модификаций взаимодействия предприятия с внешней средой, что под силу только высокоэффективным автоматизированным программам.

К численным балансовым методам относятся: метод микробалансов, метод графоаналитических зависимостей, матрично-балансовый метод и статистический балансовый метод.

Метод микробалансов состоит в следующем. Чтобы оценить тот или иной вариант экономической деятельности предприятия в разных условиях хозяйствования, выделяются крупные блоки хозяйственных операций, включающие главные отличия. Эти блоки оформляются в виде бухгалтерских проводок, и выполняются расчеты балансов для каждого из них. Сравнение полученных микробалансов позволяет выбрать более выгодный вариант. Исследование с помощью микробалансов основывается на выделении из всей совокупности хозяйственных операций одного какого-то определяющего блока и на рассмотрении его как самостоятельного журнала хозяйственных операций с оформлением нескольких вариантов проводок и с составлением нескольких вариантов микробалансов. Их анализ позволит выбрать наиболее экономичный. Если в блок хозяйственных операций включаются все необходимые налоговые платежи, то микробалансы позволяют также определить вариант с минимальным уровнем этих платежей.

Исследование с помощью графоаналитических зависимостей основывается на выделении одного или нескольких важнейших параметров баланса, которые могут оказать решающее влияние на финансовые итоги работы предприятия. Чтобы определить влияние на финансовый результат деятельности предприятия любого из экономических параметров, выделяется крупный блок хозяйственных операций, в котором этот параметр участвует. Затем путем ряда последовательных расчетов микробалансов при разных величинах исследуемого параметра получают графическую или аналитическую зависимость финансового результата от этого параметра. На основе этой зависимости можно выбрать оптимальное соотношение.

Матрично-балансовый метод применяют для полных и всесторонних исследований. Это достаточно простой многопараметрический метод, позволяющий прогнозировать финансовые результаты и выявлять критические места баланса. Методы исследования матриц позволяют устанавливать наличие сильных и слабых связей между отдельными счетами и хозяйственными операциями. Математический анализ этих связей может быть дополнен экономическими условиями, позволяющими определить неявные (опосредованные) связи.

Статистический балансовый метод состоит в том, что на основе балансов ряда коммерческих предприятий определяются осредненные величины параметров, которые могут быть использованы для сравнения или для построения расчетной экономической модели. Отклонения в ту или иную сторону показателей конкретного предприятия от среднестатистических характеризуют положительную или отрицательную динамику его деятельности. Экономическая среднестатистическая модель, заложенная в алгоритм и дополненная конкретными блоками хозяйственных операций, может послужить основой для проведения тактического налогового планирования и отработки различных видов хозяйственной деятельности. Применение данного метода ограничено тем, что в настоящее время в России нет широкой практики публикации балансов и финансовых отчетов предприятия.

Метод определения финансовых потоков предприятия в двухкоординатной системе налогообложения строится на основе презумпции, что действуют всего два налога, а именно: косвенный налог (НДС, акцизы) и налог на прибыль организаций. Ряд налогов игнорируется в силу своей незначительности либо выводятся с помощью определенных итераций к одному из этих двух видов налогов. Записывают уравнение, которое показывает долю налоговых отчислений от валовой выручки предприятия в рассматриваемой двухкоординатной налоговой системе, а также позволят получить прямую связь между ставками косвенного налога и налога на прибыль организаций с другими макроэкономическими показателями (величиной налога на имущество организаций, величиной амортизационных отчислений, величиной единого социального налога, объемом используемых предприятием собственных и заемных средств и величины процентов, выплачиваемых за их использование). Изменяя данные показатели с помощью процедур налоговой оптимизации, можно оценить их влияние на величину двух основных (базовых) налогов, взимаемых с хозяйствующего субъекта.

Российской Федерации»].- Москва, 2016">

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Шамсиева Марина Вячеславовна. Налоговые инструменты в системе корпоративного управления: диссертация... кандидата Экономических наук: 08.00.05 / Шамсиева Марина Вячеславовна;[Место защиты: «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»].- Москва, 2016

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования налоговых инструментов в системе корпоративного управления 12

1.1. Сущность корпоративного управления 12

1.2. Налоговое планирование как функция корпоративного управления 26

1.3. Организационный механизм налогового планирования корпорации.55

Глава 2. Содержание форм и методов налогового планирования, используемых в российской и международной практике корпоративного управления .68

2.1. Оценка практики налогового планирования в корпоративном управлении.68

2.2. Международные аспекты практики налогового планирования в корпоративном управлении 77

2.3. Холдинговая компания как организационная форма налогового планирования.108

Глава 3. Анализ современных тенденций в сфере налогового администрирования РФ и их влияния на хозяйственную деятельность корпорации .122

3.1. Международный опыт реализации законодательства о контролируемых иностранных компаниях и его применение в РФ.122

3.2. Совершенствование налогового планирования в корпоративном управлении и оценка его эффективности 133

3.3. Введение налоговых разъяснений как элемента организационного механизма налогового планирования.142

Заключение.152

Библиографический список 161

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современных условиях
усиливается взаимосвязь реального и финансового секторов экономики,
расширяется арсенал использования инструментов в системе корпоративного
управления, а приоритет отдается налоговым и финансово-кредитным
инструментам в связи с активным внедрением финансового и налогового
менеджмента в управлении корпорациями. Благоприятные условия для
реализации налоговых инструментов в корпоративном управлении
складываются в результате разработки и реализации государственных мер по
совершенствованию налогового планирования и налогового

администрирования.

Современные финансово-кредитные и налоговые инструменты все более подчиняются необходимости успешной реализации стратегии социально-экономического развития корпорации. Реализация функций управления в корпорации, и прежде всего планирования, объективно обусловливает потребность в применении налогового и финансового менеджмента в корпоративном управлении.

Налоговое планирование обеспечивает выявление дополнительных
внутренних резервов максимизации налоговой экономии и минимизации
налоговых расходов, что способствует формированию налогового бюджета
корпорации, который разрабатывается в настоящее время для снижения
налоговой нагрузки. Однако налоговый бюджет может выполнять функцию
важнейшего инструмента корпоративного управления с учетом

определённой степени его модификации.

Широкое и успешное применение налоговых инструментов в практике корпоративного управления за рубежом доказывает необходимость адаптации международного опыта к российской действительности. Следует отметить, что в последние годы основное внимание уделяется процессу минимизации налоговых расходов по налоговой нагрузке как главному

показателю эффективности налогового планирования в корпорации. Тем самым налоговое планирование в определенной степени становится автономным, слабо связанным с системой корпоративного управления, эффективностью хозяйственной деятельности и экономическим ростом компании. Это обусловливает необходимость исследования налогового планирования в системе корпоративного управления.

Повышение роли налоговых инструментов в системе корпоративного управления обусловило выбор темы, постановку цели и задач данного исследования.

Целью диссертационного исследования является изучение

возможностей использования налоговых инструментов в системе

корпоративного управления в целях его совершенствования и повышения экономической эффективности хозяйственной деятельности корпорации.

В соответствии с целью в диссертационном исследовании

осуществляются постановка и решение следующих задач :

– раскрыть сущность корпоративного управления с позиций системного подхода;

– обосновать необходимость использования налоговых инструментов в корпоративном управлении;

– выявить основополагающие налоговые инструменты в системе корпоративного управления;

– обосновать организационный механизм налогового планирования в системе корпоративного управления, выделяя налоговое планирование в качестве важной функции стратегического управления корпорацией на современном этапе;

– оценить практику налогового планирования в корпоративном управлении на примере российских компаний;

– адаптировать международный опыт налогового планирования в корпоративном управлении;

– оценить место и роль налогового планирования в системе управления холдинговой компанией с целью усиления контроля за использованием налогового бюджета;

– рассмотреть международный опыт реализации законодательства о
контролируемых иностранных компаниях с целью определения

возможностей его применения в Российской Федерации;

– обосновать необходимость использования налоговой экономии (налогового щита) и налоговых расходов (налоговой нагрузки) как важных инструментов налогового планирования в корпоративном управлении;

– доказать возможность использования института предварительного налогового разъяснения в практику взаимоотношений российских компаний с налоговыми органами.

Область исследования. Диссертационное исследование соответствует специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент)»: п. 10.17. Корпоративное управление. Формы и методы корпоративного контроля. Управление стоимостью фирмы. Роль и влияние стейкхолдеров на организацию. Миссия организации. Корпоративная социальная ответственность. Социальная и экологическая ответственность бизнеса.

Объектом диссертационного исследования являются налоговые инструменты корпоративного управления. Предметом диссертационного исследования выступают организационно-экономические, управленческие отношения, складывающиеся в процессе управления корпорацией с использованием налоговых инструментов.

Степень разработанности проблемы. Общетеоретические вопросы, связанные с функционированием корпорации и ее организационного механизма, отражены в работах Т.Г. Долгопятовой, Р.И. Капелюшникова, Д.С. Львова, Э. Пенроуза, Р. Блейка, К. Камерона, Р. Куинна, Дж. Моутона, С. Ханди, Г. Хофстеда, В.Р. Веснина, О.Д. Димова, В.В., Б.З. Мильнера, Г. Минцберга, Л.Н. Левановой, Р. Коуза, О. Уильямсона, Д. Норта и др.

Основы изучения налогообложения и корпоративного налогового планирования заложены в работах отечественных и зарубежных экономистов Е.Ф. Авдокушина, Л. И. Глухарева, В.П. Клавдиенко, Е.А. Касаткиной, Р. Дернберга, Дж. Караяна, К. Каушаля, Дж. Маршалла, П. Масгрейва и др.

Теоретической базой для изучения форм и методов налогового
планирования в корпорациях послужили научные монографии и статьи
известных российских учёных-экономистов и юристов: С.А. Баева,
С.Л. Будылина, А.В. Брызгалина, Е.С. Вылковой, Т.А. Гусевой,

А.3. Додашева, С.Ф. Джаарбекова, Ю. В. Емельяновой, В. А. Кашина, С.А. Малакеевой, В.Г. Панскова, А. И., Погорлецкого, Л.В. Полежаровой, С.М. Рюмина, А.В. Семенихиной, К.Н. Сутырина, Н.М. Телюк, М.А. Халдина, Б.А. Хейфеца и ряда других авторов.

Вопросы, связанные с применением отдельных инструментов
налогового планирования в зарубежной и отечественной практике, в
частности в холдинговых компаниях, исследованы в работах

Д.В. Гололобова, А.Р. Горбунова, В.В. Лаптевой, Я.Ш. Паппэ, К.Я. Портного, Э.А. Уткина, А.Б. Фельдмана, И.С. Шиткиной, М.А. Эскиндарова и др.

Методологические и теоретические основы исследования.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили работы российских и зарубежных ученых, данные финансовой и бухгалтерской отчетности корпораций. В целях обоснования теоретических выводов были использованы методы системного и сравнительного анализа, методы анализа и синтеза, статистические методы.

Степень достоверности проведенных исследований. Достоверность полученных результатов научного исследования обоснована теоретическими и методологическими положениями, которые заложены в исследованиях российских и зарубежных ученых в области корпоративного управления, стратегического и налогового планирования, формирования налоговых бюджетов корпораций. В диссертации применяется статистическая

отчетность и первичная документация компаний за 2013–2015 гг. (ЗАО «Запчасть Плюс», ОАО «Мед сервис», ГУП «Лизинговая компания»).

В работе использованы законодательные и нормативные акты по
вопросам налогообложения, статистические данные и отчеты,

подготовленные Федеральной службой государственной статистики, рекомендации по вопросам налогообложения и трансграничного движения капитала Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Международного валютного фонда (МВФ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также аналитические обзоры, подготовленные Всемирным банком, ведущими консалтинговыми фирмами (PricewaterhouseCoopers, KPMG, Delloite).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в
обосновании использования налоговых инструментов в системе

корпоративного управления в условиях совершенствования налогового администрирования на современном этапе.

В диссертационном исследовании сформулированы следующие положения, содержащие элементы научной новизны:

1. С позиций системного подхода раскрыта сущность корпоративного управления как управляющей подсистемы корпорации, включающей элементы (внешние стейкхолдеры, акционеры, совет директоров, менеджеры и персонал), имеющей сложную структуру их взаимосвязи и оказывающей воздействие на управляемую подсистему корпорации. Последняя выступает социально-экономической системой объектного типа. Корпоративное управление базируется на использовании организационно-правовых, экономических, социально-психологических методах управления, при этом приоритет отдается экономическим методам и инструментам, среди которых важную роль играют налоговые инструменты в условиях совершенствования налогового администрирования, позволяющие выявлять резервы прироста стоимости компании и увеличить ее собственные средства для роста рентабельности хозяйственной деятельности корпорации.

2. Доказана необходимость использования налоговых инструментов
(налогового планирования, налоговой экономии, налоговых расходов,
налогового бюджета, коэффициента эффективности совокупной налоговой
экономии, коэффициента налоговой нагрузки компании) для разработки
управленческих решений по повышению эффективности хозяйственной
деятельности корпораций на основе максимизации налоговой экономии и
минимизации налоговых расходов в условиях совершенствования налогового
администрирования.

    Налоговое планирование как составная часть системы корпоративного управления подчиняется целям и задачам долгосрочной стратегии корпоративного развития в рамках национальных и международных налоговых ограничений и стимулов – налоговых обязательств и штрафов, с одной стороны, и налоговых выгод и льгот – с другой. При этом целью корпоративного налогового планирования становится увеличение капитализации корпорации и повышение благосостояния акционеров с учетом влияния налогов на принятие решений по увеличению прибыли в хозяйственной практике. Налоговое планирование через снижение налогового бремени увеличивает собственные средства не только для укрепления устойчивости корпораций, но и для повышения рентабельности ее хозяйственной деятельности

    Обоснована необходимость организационно-управленческого обеспечения налогового планирования в корпорациях в целях его эффективной реализации за счет улучшения взаимодействия корпораций с налоговыми органами.

5. Разработана методика интегральной оценки эффективности
корпоративного налогового планирования по модели бюджетирования на
основе расчета стоимости компании. Расчет стоимости компании
осуществляется с учетом приведенных (дисконтированных) выгод налоговой
экономии (налогового щита) и приведенных (дисконтированных) налоговых
расходов (налоговой нагрузки) по сценариям повышения эффективности

хозяйственной деятельности корпорации с учетом действия операционного и финансового рычагов.

    Предложен расчет полной налоговой экономии (совокупного налогового щита), который предполагает выделение налоговой экономии по заемному капиталу, налоговой экономии по амортизации новых и выбывающих активов, налоговой экономии по линейной и нелинейной амортизации.

    Доказано, что совокупная налоговая экономия (совокупный налоговый щит) является налоговым инструментом в системе корпоративного управления, обеспечивающий повышение эффективности хозяйственной деятельности и рост стоимости корпорации. В отличие от имеющегося в экономической литературе расчета налоговой экономии по заемному капиталу и налоговой экономии по амортизации автор доказывает необходимость расчета налоговой экономии с учетом налоговой экономии по процентам, по процентным платежам, налоговой экономии по новым и выбывающим активам и налоговой экономии по методам амортизации. Данный налоговый инструмент позволяет выявить неучтенную налоговую экономию как дополнительный резерв прироста стоимости компании.

    Выведен коэффициент эффективности совокупной налоговой экономии (совокупного налогового щита), представленный как отношение приведенных налоговых выгод (совокупной налоговой экономии) к приведенным налоговым расходам.

9. Интегральная оценка эффективности корпоративного налогового
планирования позволяет выявить влияние налоговой нагрузки на изменение
стоимости компании (как роста ее стоимости, так и снижения). В отличие от
используемых в практике корпоративного планирования коэффициентов
налоговой нагрузки предложен расчет коэффициента налоговой нагрузки как
соотношения налоговых платежей с учетом налоговых штрафов, пени и
коррекции на реструктуризацию налоговой задолженности к стоимости
компании.

    Модифицирована теоретическая модель налогового бюджета компании, используемой в российской экономической науке и практике, за счет включения в налоговые расходы корректирующего влияния налоговой задолженности и соотнесения максимизации налоговых выгод к минимизации налоговых расходов.

    В отличие от используемого в корпоративном налоговом планировании налогового бюджета компании как инструмента корпоративного управления, направленного на минимизацию налоговых расходов, предложена модифицированная модель налогового бюджета компании, включающая управленческие решения в рамках корпоративной стратегии повышения эффективности хозяйственной деятельности. В связи с этим назначением налогового бюджета как инструмента корпоративного управления становится не только минимизация налоговых расходов, но и главным образом обеспечение повышения эффективной деятельности корпорации с учетом совершенствования корпоративного управления.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется
актуальностью авторской постановки проблемы использования налоговых
инструментов в целях повышения экономической эффективности

корпоративного управления. Практическая значимость диссертационного
исследования заключается в использовании теоретических положений при
разработке практических рекомендаций для повышения эффективности
корпоративного управления, реализованных в предлагаемой методике
интегральной оценки эффективности корпоративного налогового

планирования на основе расчета стоимости корпорации.

Материалы диссертации используются в преподавании вузовских дисциплин: «Стратегический менеджмент», «Менеджмент организаций», «Корпоративное планирование», «Экономика предприятия».

Теоретические положения диссертации могут составить основу разработок практических рекомендаций для планово-экономических служб и

отделов корпораций с целью повышения эффективности корпоративного управления за счет стратегического и налогового планирования.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения, рекомендации диссертационного исследования представлены на международных, всероссийских и региональных конференциях: «Город в современном пространстве: культура, политика, экономика, право» (Саратов, 2011); «Вызовы третьего тысячелетия: прогнозы, оценки, практика» (Саратов. 2011); «Социально-экономические проблемы труда в современных условиях» (Саратов, 2011) ; научно-практическом форуме «Мы управленцы» (Саратов, 2016).

Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения, библиографического списка и четырех приложений. Общий объем работы составляет 172 стр., включая 15 таблиц и 15 рисунков.

Налоговое планирование как функция корпоративного управления

В настоящее время широкое распространение получили работы, посвященные сравнительному анализу корпоративных систем и моделей корпоративного управления в различных странах, в частности моделей корпоративного управления в странах с транзитивной экономикой. В центре внимания данных исследований, как правило, оказывается проблематика взаимоотношений между крупными и миноритарными акционерами, между акционерами и менеджментом корпорации, проблема враждебных корпоративных поглощений в условиях незащищенности прав собственности и неразвитости рыночной инфраструктуры и др.

К числу работ данной группы можно отнести исследование Т.Г. Долгопятовой, проведенное в 2001 году и 2004 году, на базе российских промышленных предприятий13. В результате исследователем были определены четыре базовых модели корпоративного управления, характеризующихся специфической формой контроля над собственностью: Модель I - «частное предприятие», в котором функции собственников и управленцев – менеджеров совпадают Модель II - «коллективная менеджерская собственность», которая характеризуется совмещением функций собственников и управляющих, при этом контрольный пакет акций контролируется группой топ-менеджеров; Модель III - «концентрированное внешнее владение», характеризуется разделением владения и управления. В рамках данной модели имеется внешний собственник, распоряжающийся контрольным пакетом акций, при этом менеджеры выступают в качестве наемным персонала (в отдельных случаях менеджмент может владеть незначительными пакетами акций); Модель IV - «распыленное владение», при котором практически отсутствуют крупные держатели акций и определяющую роль в управлении корпорацией играет менеджмент»14. исследования делает вывод о том, что результатом перераспределения акционерной собственности в российских промышленных предприятиях стало преобладание первой и третьей моделей с высоким уровнем концентрации собственности. Так по данным, которые приводит Т.Г. Долгопятова, в конце 2005 года примерно три четверти российских корпораций компаний имели акционера, владеющим пакетом акций в более чем 50%, к середине 2009 года доля таких корпораций хотя и уменьшилась, но по-прежнему составляла значительную величину - 64%15.

Уровень концентрации собственности лежит в основе классификации моделей корпоративного управления и выделения критерием инсайдерской и аутсайдерской моделей. Как было показано в работе Долгопятовой, подавляющая часть российских корпораций принадлежат к инсайдерской модели, то есть характеризуются высоким уровнем концентрации собственности. Для обозначения крупных акционеров таких компаний используется специальный термин блокхолдеры (в западной литературе распространен термин модель В или the block holder model. Соответственно к аутсайдерской модели относятся корпорации, характеризующиеся низким уровнем концентрации собственности, при котором отдельные акционеры не обладают значительной властью при принятии решений (такая модель в западной практике корпоративного управления получила обозначение модель W или the widely held corpоration model). Следует отметить, что преобладание модели B в российском корпоративном секторе не следует рассматривать в качестве постоянного явления: при изменении социально-экономической ситуации в России вполне возможен процесс «распыления» собственности и перехода к аутсайдерской модели.

Другим популярным направлением экономических исследований является изучение взаимосвязи между эффективностью корпоративного (value based management, VBM). Согласно данной модели стоимость определяется как сумма дисконтированных будущих денежных потоков, генерируемых организацией. Принципиальное отличие VBM от классической концепции управления состоит в том, что стратегия управления ориентирована на максимизации стоимости компании, а не текущей прибыли. В соответствии с концепцией VBM, классические бухгалтерские критерии ограничены и не позволяют корректно оценить эффективность бизнеса корпорации. В числе основных ограничений традиционной финансовой отчетности выделяют: фокусирование на прошлых, достигнутых результатах, а не на будущем развитии; невозможность оценки устойчивости финансовых результатов корпорации; невозможно проследить динамику показателя стоимости корпорации.

Согласно концепции управления, стоимостью корпорации ее топ-менеджмент должен быть ориентирован на принятии тех управленческих решений, которые усиливают не только текущую бизнес-модель, но и создают фундамент для долгосрочного устойчивого развития корпорации. Возникает устойчивая связь между стоимостью корпорации и ее бизнес-моделью, генерирующей денежные потоки. В целях оценки стоимости корпорации широко применяется так называемый показатель Q Тобина, показатели, построенные на данных фондовых бирж, финансовые и стоимостные показатели, индекс потенциала роста рыночной стоимости компании и др. Использование этих показателей в корреляционном анализе позволяет установить зависимость между стоимостью компании и эффективностью применяемой бизнес-модели корпоративного управления16.

Организационный механизм налогового планирования корпорации

Вылковой задач необходимо осуществлять разработку внутренних правила (стандартов), детально регламентирующие процесс налогового планирования и позволяющие добиваться качественного и своевременного результата.

В рамках внутренних правил (стандартов) организации определяется следующее: цели и задачи процесса налогового планирования; ожидаемые результаты; требования к количеству и качеству ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей; круг участников процесса и содержание их функциональных обязанностей; порядок организации документального контроля налогового планирования; содержание критериев оценки качества и эффективности налогового планирования и порядок проведения такой оценки (мониторинга).

Целью процесса налогового планирования состоит в достижении показателя чистой прибыли корпорации (уровня налоговой нагрузки) на уровне, соответствующем ожиданиям собственников и внешних инвесторов. В качестве результата процесса налогового планирования выступает чистая прибыль (экономия налоговых платежей), аккумулируемая корпорацией за отчетный период, а также изменение показателей, характеризующих ее финансово-хозяйственную деятельность.

Ресурсное обеспечение процесса налогового планирования включает в себя информационно - методические, правовые, организационно технологические ресурсы, привлекаемые за счет внутренних и внешних источников (услуги консалтинговых и аудиторских фирм).

К основным функциям процесса налогового планирования следует отнести: - проводимый на системной основе мониторинг налогового законодательства, а также комментариев к нему специалистов по налоговому праву, деловой практики и решений арбитражных судов по типовым спорам; - разработка схем налоговой оптимизации и форм организации трансакций между корпорацией и ее контрагентами и контролируемыми компаниями; - прогнозирование размера корпоративных налоговых обязательств и оценка рисков, связанных с реализаций планируемых схем налоговой оптимизации, форм организации сделок; - контроль своевременности и правильности исполнения обязательств по налоговым платежам, в том числе путем составления плана графика исполнения данных обязательств и динамики финансовых ресурсов организации; - выявление причин существенных отклонений результатов финансово-хозяйственной деятельности корпорации и размера налоговых платежей от их среднестатистических значений за предшествующие периоды; - проведение оценки эффективности используемых инструментов налогового планирования, характера и степени их влияния на достижения организационных целей. Ключевую роль в процессе налогового планирования играют его участники, под которыми понимается структурное подразделение корпорации или выполняющий соответствующие функции специалист. Помимо основных участников процесса, которые определены в документе, регламентирующем процесс налогового планирования, выделяют вспомогательных участников, т.е. структурные подразделения и специалистов, не принимающих непосредственное участие в процессе, но обеспечивающие информационную, технологическую и иные виды поддержки. Исследователями отмечается, что в зарубежной практике финансового менеджмента сложился подход к созданию собственных структурных подразделений, объединяющих высокопрофессиональных специалистов в области налогового планирования. Причем такой подход присущ как компаниям финансового сектора, так и промышленным предприятиям. При этом, как отмечается, в России данный подход до настоящего времени не является доминирующем, лишь ограниченное количество отечественных компаний (как правило, ориентированных на внешнеэкономическую деятельность) располагают налоговыми службами по своему ресурсному обеспечению и выполняемым функциям сопоставимым с зарубежными аналогами. Также отмечается и нехватка квалифицированных специалистов, осуществляющих функции налогового планирования59.

Позиции российских ученых разделяются в решении вопроса об организации управления процессом налогового планирования корпораций. В. В. Муравьев высказывает идею о целесообразности создания в структуре корпораций трех независимых подразделений, к основным задачам которых соответственно относится: осуществление налогового планирования, реализация налогового плана, проведение внутреннего налогового контроля. Д. Ю. Мельник, опираясь на зарубежный опыт, считает, что финансовому менеджеру следует осуществлять координацию работы, по крайней мере, двух структурных подразделений: бухгалтерии и юридической службы. При этом положение службы внутреннего аудита должно быть независимым в структуре управления корпорации60. А. Н. Медведевым высказывается мысль о необходимости решения вопросов налогового планирования на основе междисциплинарного подхода, предполагающего объединение специалистов различного профиля и относящихся к различным уровням управленческой иерархии.61

Международные аспекты практики налогового планирования в корпоративном управлении

Таким образом, из обоих примеров видно, что применение специального налогового режима позволяет уменьшить реальную налоговую нагрузку предприятия в 5 раз. В действительности, даже уплаты такого незначительного налога можно избежать, если кипрская компания арендует объекты интеллектуальной собственности у компании, зарегистрированной в классическом офшоре (при этом эти объекты могут передаваться на основе договора субаренды в пользование компаниям – резидентам других стран, например, РФ), который является владельцем данных объектов.

На территории России также существуют территории с особым административным и налоговым режимом – особые экономические зоны или свободные экономические зоны, которые широко используются в международном налоговом планировании.

В отличие от офшоров территории особого развития или СЭЗ служат принципиально иным целям – их создание направлено на развитие приоритетных секторов экономики (как правило промышленность, сфера наукоемких технологий, туризм и оказание транспортно-логистических услуг) и является инструментом промышленной и инновационной политики государства. В отдельных случаях территории особого развития создаются в депрессивных районах, столкнувшихся с последствиями экономического кризиса с целью структурной перестройки их экономики и вывода на траекторию устойчивого развития. Опыт создания подобных территорий имеется у США и Великобритании, столкнувшейся с проблемой высокой безработицы в регионах угледобывающей промышленности в конце 70-х гг.

Налоговые и иные виды льгот распространяются только на компании – резидентов зон, на всей остальной территории страны действует обычный налоговый режим, поэтому иногда такие территории обозначают термином «внутренний офшор». В России история создания подобных зон берет свое начало в начале 90-х гг., когда были созданы зона экономического благоприятствования «Ингушетия» и СЭЗ в Калмыкии. Однако создание этих зон не достигло желаемого результата, для российских компаний эти территории стали удобным и легальным инструментом для избежания налогообложения без осуществления реальных инвестиций и затрат, направленных на развитие их инфраструктуры, промышленности и т.д.

Новый этап в развитии свободных экономических зон в России связан с принятием федерального закона «Об особых экономических зонах РФ» в 2005 году. Первоначально данным законом предусматривалось создание на территории РФ трех типов зон: промышленно-производственных, технико внедренческих и туристско-рекреационных. Впоследствии в законе был закреплен четвертый тип зон – портовые. К настоящему времени в России действуют 17 особых экономических, из которых 6относятся к промышленно-производственному типу, 5 технико-внедренческого типа, 4 туристско-рекреационной направленности и 2 портово-логистических зоны86.Создание данных зон направлено на создание условий для развития импортозамещающих производств (промышленно-производственные зоны), высокотехнологичных кластеров экономики (технико-внедренческие), внутреннего туризма (туристско-рекреационные) и транспортно логистических хабов, опосредующих международные транспортные перевозки грузов (портовые). В целях привлечения инвестиций, в т.ч. зарубежных компаниям – резидентам зон предлагается внушительный пакет налоговых и финансовых льгот, в состав которых входит льготы по уплате налога на прибыль, отмена земельного и транспортного налогов и др. Полный набор льгот, доступных для резидентов можно рассмотреть на примере особой экономической зоны промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ) «Липецк», функционирующей с 2005 года и являющейся наряду с ОЭЗ ППТ «Алабуга» одним из наиболее успешных проектов подобного типа87.

В настоящее основными направлениями деятельности ОЭЗ «Липецк» являются производство энергетического оборудования, машин, оборудования, автокомпонентов, производство бытовой техники, медицинского оборудования, а также строительных, био - и наноматериалов материалов. Резидентами зоны являются 23 компаний, в числе которых известные международные бренды: ООО «Йокохама (Япония) – производство автомобильных шин, ООО «СЭСТ-ЛЮВЭ» (Италия) - производство теплообменного оборудования, ООО «Бекарт-Липецк» РОСОЭЗ: http://www.russez.ru/ Официальный ОЭЗ «Алабуга»: http://www.alabuga.ru/ (Бельгия) - производство металлокорда и бортовой проволоки. Резиденты зон могут рассчитывать на следующие налоговые льготы (таблица 10).

Совершенствование налогового планирования в корпоративном управлении и оценка его эффективности

Обязанность по уплате штрафа в размере 100 000 рублей возникает у компании или физлица в случае: неправомерного непредставления уведомления о контролируемых иностранных компаниях, представления недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях; - непредставления налоговому органу сведений, необходимых для проведения налогового контроля, выразившегося в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иного уклонения от представления таких документов либо представления документов с заведомо недостоверными сведениями.

За неправомерное непредставление уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении об участии в иностранных организациях полагается штраф в размере 50 000 рублей.

При этом в соответствии с переходным периодом за налоговые периоды 2015-2017 годов ответственность, предусмотренная статьей 129.5 НК РФ, не применяется.

Кроме налоговых штрафов, к нарушителям может быть применена и уголовная ответственность: за уклонение от уплаты налогов с физического лица (ст. 198 УК РФ) и организации (ст. 199 УК РФ). Уголовная ответственность за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате не включения в налоговую базу в 2015-2017 годах прибыли КИК не наступает, если ущерб, причиненный бюджету в результате преступления, возмещен в полном объеме.

Отмечая положительные моменты, связанные с принятием поправок в налоговое законодательство (рост налогооблагаемой базы и поступлений в бюджет, повышение степени прозрачности и подотчетности деятельности российских налогоплательщиков) следует также отметить и ряд негативных последствий.

Реализация положений закона приведет к существенному росту расходов российских компаний на налоговое администрирование, связанное с идентификацией и отчетностью по КИК. Как отмечается в аналитической справке компании Ernst&Young «расчет налогооблагаемой базы в соответствии с правилами 25 Главы в отсутствие освобождений для доходов от «активных» операций создаст беспрецедентную нагрузку на российские организации, осуществляющие активные операции за рубежом в юрисдикциях, которые могут быть признаны низконалоговыми»97.

Дополнительным фактором роста административных издержек налогоплательщика станет необходимость перевода всей документации, предоставляемой в налоговые органы, на русский язык. Также следует отметить значительную величину штрафов, предусмотренных за неполное исчисление налогов на основании правил КИК, которые составляют 20% суммы налога для юридических и физических лиц. При этом законом не предусмотрены какие-либо послабления в случаях, когда недоплата налога не носит умышленный характер и происходит в силу: - неопределенности законодательства (весьма вероятно, принимая во внимания тот факт, что компаниям понадобится длительный адаптационный период, чтобы освоить новые правила; - неясность отдельных положений закона или невозможность получения информации вследствие недостаточного влияния, которое российское лицо может иметь на иностранную организацию. Здесь следует отметить, что 10% порог владения, определенный в законе, является крайне низким и зачастую не позволяет акционеру осуществлять контроль над иностранной организацией.

Наконец следует сказать, что законом предусмотрены жесткие сроки предоставления налоговой отчетности по КИК, которые не учитывают сроки

Дальнейшая проработка положений закона и оперативное внесение поправок на основе мониторинга результатов его применения в 2015-2016 гг. является важным условием успешного применения закона в будущем. В целях получения ожидаемых результатов от внедрения нововведений, направленных на противодействие уклонению от налогообложения с использованием серых оптимизационных схем, необходимо выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между налоговыми органами и компаниями – налогоплательщиками. К числу таких механизмов относится практика предварительного налогового разъяснения, получившая широкое распространение в западных странах.

Совершенствование оценки эффективности налогового планирования в корпоративном управлении основывается на развитии модели налогового бюджетирования. Одной из задач налогового бюджетирования должно быть не только систематизация расчета налоговых платежей, но и повышение эффективности налоговой оптимизации по показателям налоговой нагрузки и налогового щита для поддержания стратегии экономического роста предприятия-налогоплательщика.

Совершенствование оценки эффективности налогового планирования на основе налогового бюджетирования должно стать важнейшим способом повышения эффективности управления налоговыми платежами в повышении рентабельности хозяйственной деятельности компании-налогоплательщика. Это в свою очередь предполагает не столько балансирование налоговых выгод и налоговых расходов, сколько обеспечение максимизации налоговых выгод при минимизации налоговых платежей. Без максимизации налоговых выгод и минимизации налоговых платежей сложно добиться повышения эффективности хозяйственной деятельности с опорой на собственный внутренний экономический потенциал роста компании.

В процессе планирования внутреннего экономического роста компании на очередной год при разработке бюджетных планов максимизацию налоговых выгод и минимизацию налоговых платежей следует выделять внутри налогового бюджета. Сущность нашего подхода заключается в том, что при этом концентрируется внимание не на одной только минимизации налоговых платежей, а на реализации корпоративной стратегии повышения рентабельности хозяйственной деятельности. К примеру, в стратегии повышения эффективности должно быть отмечено, что в планируемой перспективе компания будет увеличивать объемы производства и продаж в большей мере за счет собственных средств, особенно за счет максимизации реинвестируемой части чистой прибыли, а это означает повышение роли налоговых выгод в виде амортизации, особенно при использовании видов ускоренной амортизации. Вторым важным эффектом налоговой выгоды должно использоваться налоговая экономия по налогу на прибыль по процентным платежам при внешнем заемном финансировании.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Корпоративный налоговый менеджмент как совокупность общественно-экономических отношений, его отличительные признаки и структурные элементы. Общие и специальные методы корпоративного налогового менеджмента. Методы налогового регулирования и планирования.

    реферат , добавлен 22.12.2010

    курсовая работа , добавлен 10.12.2014

    Теоретические основы построения общей системы налогового менеджмента. Организация корпоративного налогового менеджмента на российских предприятиях. Анализ менджмента, разработка рекомендаций по организации системы налогового менеджмента на предприятии.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2008

    Система налогового менеджмента на предприятии. Сущность метода графо-аналитической зависимости в налоговом менеджменте. Балансовый метод анализа хозяйственной деятельности и прогнозирования финансового результата. Корпоративный налоговый менеджмент.

    контрольная работа , добавлен 09.01.2010

    Понятие финансового менеджмента и его роль в системе управления предприятием. Функции процесса управления денежными потоками в системе управления организацией: планирование финансов, прогнозирование, организационная и контрольная функция, регулирование.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2014

    Воздействие налога на принятие предпринимательских решений. Исторические аспекты налогового планирования в условиях развития финансового менеджмента. Специфика налогового сегмента управления финансами субъектов хозяйств. Участники налогового планирования.

    реферат , добавлен 27.12.2010

    Система подходов, форм, методов и механизмов организации корпоративного налогового менеджмента, рекомендации по повышению эффективности налогового менеджмента. Деятельность налогоплательщиков по корпоративному налоговому планированию организации.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2008